Понятие Единого в европейской философии XIII века: Альберт Великий, Фома Аквинский и Дунс Скот тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор наук Федчук Дмитрий Аркадьевич

  • Федчук Дмитрий Аркадьевич
  • доктор наукдоктор наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 331
Федчук Дмитрий Аркадьевич. Понятие Единого в европейской философии XIII века: Альберт Великий, Фома Аквинский и Дунс Скот: дис. доктор наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». 2020. 331 с.

Оглавление диссертации доктор наук Федчук Дмитрий Аркадьевич

Введение

Глава 1. Единство Первой Причины и множественность сущего в метафизике Альберта Великого

1.1. Влияние «Книги о причинах» и арабской философии на мысль Альберта Великого

1.2. Смыслы понятий «бытия», «материи», «сущего» и «сущности» в метафизике Альберта Великого

1.3. Альберт Великий о различии сущности и бытия в вещи

1.4. О понятии субстанции подробнее

1.5. Первая причина, бытие как первое сотворенное и единство сущего в трактате «Книга о причинах и происхождении универсума (Liber de causis

et processu universitatis)»

Глава 2. «Единое» как трансценденталия: Фома Аквинский и его предшественники

2.1. «Единое» как трансценденталия: Филипп Канцлер и Александр

Гэльский и Альберт Великий

2.2. Историко-философск^ экскурсы: «единое» у Аристотеля, в неоплатонизме и философии Авиценны

2.3. «Единое» в философии Фомы Аквинского

2.4. Фома Аквинский о единстве науки и имманентном единстве Бога

Глава 3. Единое и унивокальность сущего в метафизике Дунса Скота.

Связь идеи единства с современной мыслью

3.1. Трансценденталии и унивокальность сущего как центральная

идея трансцендентальной науки Дунса Скота

3.2. Единое в философии Дунса Скота

3.3. Философия Николая Кузанского как возврат от

трансцендентального «единого» к генологии

3.4. Судьба «единого» в онтологии XX века: Ален Бадью и Квентин Мейясу

Заключение

Список литературы

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Понятие Единого в европейской философии XIII века: Альберт Великий, Фома Аквинский и Дунс Скот»

Актуальность исследования

Понятие «единого» в его корреляции с «сущим» и «бытием» есть то, что составляет собственный предмет данного исследования. Вопрос о единстве сущего столь же древний, как и сама философия. Поиск первоначала универсума, обусловливающего его единство и бытие, являлся главной задачей для философов вплоть до конца Нового времени. Мыслители руководились идеей, что существование и познание мира возможны только на основании единства, придающего форму и порядок как сущему, так и мышлению сущего. Поэтому в философии концепция «единого» стала центральной. Она претерпевала только разные метаморфозы в течение своей историко-философской эволюции. Начиная с Парменида, положившего тождество между сущим, мышлением сущего и Единым, через Платона, Аристотеля и неоплатоников, представления о единстве доходят до средних веков. Аристотель в явном виде указал на то, что «единое» - это необходимый атрибут сущего: в скольких смыслах мы можем сказать, что нечто есть, в стольких же смыслах оно обладает единством.

В качестве истока происхождения мира, его первой причины рассматривалось некое беспричинное начало. Характеристики последнего однозначно свидетельствуют о его божественной природе: тождественное себе, не возникающее и не уничтожимое, не подверженное изменению, нематериальное, единое и простое. Платоновское Благо, Перводвигатель Аристотеля, неоплатоническое Единое соответствуют этому описанию и рассматриваются в античности как действующая или целевая причина Космоса. Она представляет собой космологический принцип, в котором сознание усматривает основание для единства множественного по числу сущего, оформленного в целостность универсума.

В христианской теологии как иной форме существования античной

философии свойства платоновского и аристотелевского первоначала с соответствующими изменениями переносятся на Бога. Из анализа сущности бесконечного постепенно будут учиться тому, как работать с такими предметами. Важнейшие концепты философии Нового времени возникают именно из этого контекста естественной теологии Средневековья.

В историко-философской литературе последнего столетия схоластическое «единое» служит объектом внимания в связи с обращением к нескольким темам. Первая - это сущее и варианты его понимания; второе - это Бог, мыслимый в качестве первой действующей причины мироздания, порождающей множественность из единства; третье - это также Бог, но взятый в себе, как единое и простое начало; четвертое - трансцендентальное, или метафизическое, единое. В настоящем исследовании рассматриваются разные подходы к единству сущего в схоластике XIII - начала XIV веков. Хотя отдельных специальных трактатов по «единому» у рассматриваемых в тексте мыслителей не встречается, тем не менее каждый из них достаточно много вермени уделил рассмотрению понятию «единого» и экспликации его смыслов. Автор диссертации вынужден был ограничиться наиболее репрезентативными теориями - это учения Альберта Великого, Фомы Аквинского и Дунса Скота. Данный выбор не произволен и объясняется вполне объективными причинами.

Альберт Великий испытал сильное влияние на свою философию неоплатонической «Книги о причинах» и разработал концепции двух видов «единого» - космологического и метафизического. В своем комментарии к «Книге о причинах» он подробно рассматривает истечение сущего из Первой Причины, возникновение множественности сущих, а также понятия «сущего (ens)», «бытия (esse)», «сущности (essentia)», «единого» (unum)», «формы», «субстанции». Вариант первой философии Альберта Великого оригинален и отличается от современного ему томистского подхода. Предлагаемые Альбертом концепции сложны для интерпретации и интересны тем, что в них представлен спектр мнений разных мыслителей по данному вопросу. Его космология дает пример попытки соединения пусть близких, но все же разных учений - перипатетизма и

неоплатонизма - в единство одной теории. В концепции Альберта разрабатываются все основные понятия и разделы метафизики средних веков. По причине сильного воздействия мысли Альберта Великого на современную ему естественную теологию в целом и на философию Фомы Аквинского в частности оставить без внимания идеи Альберта было невозможно.

Как и его учитель, Фома Аквинский затронул в своих трудах практически все обсуждавшиеся в то время онтологические вопросы. Стиль его письма, манера аргументации, тонкость и глубина мысли позволяют составить полное представление о концепциях «сущего» и «единого» середины XIII века. Мысль и язык Фомы Аквинского последовательны и ясны, автор четко формулирует то, что хочет объяснить. В предлагаемых им рассуждениях всегда присутствует возможность добраться до их предельных оснований, соотнести собственную точку зрения автора с мнениями оппонентов. В нескольких трактатах - в «Комментарии на "Метафизику" Аристотеля», «Дискуссионных вопросах об истине», «Дискуссионных вопросах о могуществе Бога», а также комментарии «О Гебдомадах» и «О Троице» Боэция - Фома в том или ином контексте касается единства сущего и представляет его по-разному. Привлекает внимание его умение работать с понятием и доводить начатый анализ проблемы до конца. Безусловно, учение о единстве сущего Аквината было одним из наиболее влиятельных в схоластике.

Следующей по влиянию на современников была философия Дунса Скота. Более-менее полного представления о проблеме «единого» в период расцвета схоластической мысли можно достичь лишь из сопоставления позиций Аквината и Дунса. Другие точки зрения могут быть интересны, но все же они менее значимы -например, теология Генриха Гентского или Эгидия Римского. Метафизика Дунса Скота - это попытка определенного разрыва с господствующей на тот момент (конец XIII - начало XIV вв.) метафизикой. Дунс абсолютно оригинален, он переосмысляет фундаментальную категорию - категорию сущего. Введенная им унивокация сущего на все последующие столетия развития схоластики трансформирует ее дискурс, который станет более техничным и, соответственно,

более сложным и формализованным. Основные положения концепции единства сущего на основе унивокальности его понятия изложены в первых частях главного труда Тонкого Доктора - «Ordmatю». Кроме того, вопрос о «едином» рассматривается в трактате «Вопросы к книгам "Метафизики" Аристотеля». В диссертационном исследовании анализ и интерпретация учений о понятии «единого» в философии Фомы Аквинского и Дунса Скота проводятся в контексте фундаментальной для схоластической традиции темы трансценденталий, представляющей собою наиболее правильный путь к адекватному пониманию проблемы единства сущего. Каждый из трех рассматриваемых в исследовании авторов (Альберт, Фома и Дунс) предложил свой оригинальный подход к разработке учения о трансценденциях.

В диссертации сознательно оставлена без последовательного подробного рассмотрения античная традиция «единого». Такое решение было принято автором для того, чтобы избежать отклонений от выбранного предмета исследования и сосредоточиться на схоластической теории единства. По античным концепциям «единого», в сравнении со средневековыми, было написано большое количество научных работ как в России, так и за рубежом. Но поскольку вообще без соотнесения с учениями Аристотеля и неоплатонизма о единстве сущего обойтись нельзя, ибо схоластическая метафизика и космология второй половины XIII в. развивала свои положения в первую очередь в опоре на мысль Аристотеля, Ибн Сины и полученную в сильно урезанном виде философию Прокла, то обращение к ним оформлено в виде коротких исторических экскурсов, помещенных во второй главе. Там же содержится и краткий обзор концепции сущего и его единства в философии Авиценны, имевшем непререкаемый авторитет в глазах мыслителей Средневековья.

Идея «единого» сопровождала размышления философов о сущем и его бытии на протяжении всей истории философии. Она есть то, без чего теоретическое сознание прошлых веков не могло существовать. Представления о единстве необходимы не только для понимания существующих вещей и мира, но и для объяснения самой природы мышления. Мышление либо совпадает с единым - как

у Парменида, либо обязано содержать в себе некий единый центр интеллектуальной жизни. Единство ума и, позднее, единство сознания, проходит связующей нитью через философию и постепенно оказывается центральной темой в идеализме XIX - начала XX века.

В современной онтологии, начиная со второй половины XX века, произошли неизбежные для нее изменения. Для этого существовало много причин, как чисто внутренних, сугубо философских, так и внешних. Рост точных наук и достижения техники не могли не коснуться философии. Стало понятным, что философски объяснять происхождение физического мира от субстанциального космологического Начала, о котором писали философы с античности до эпохи Просвещения, теперь уже нельзя. Современная научная картина мира свидетельствует не о единстве последнего, а, наоборот, о его множественности и актуальной рассеянности в физическом пространстве. Это, безусловно, противоречит представлениям схоластов. Более того, через «единое» невозможно сегодня мыслить и общество, понимаемое, скорее, как многообразие социальных групп и индивидов, никак не придающих ему единство целого, а дробящих на часто не пересекающиеся в актуальной жизни сферы. Современный человек потерян и одинок, он давно утратил связь с Космосом и Богом. Все, что существует в наличном объективном мире - это многое, и оно же онтологически первое. Результатом подобного осмысления сущего стал трактат Алена Бадью «Бытие и событие»1, в котором он ясно заявляет, что единого не существует, и предлагает свою оригинальную онтологию множественностей. Но с разрушением «единого», если следовать логике этой тенденции, должны быть дискредитированы и остальные фундаментальные принципы первой философии, ибо они существовали и были усмотрены через опору на идею единства. Мы сталкиваемся с другим примером такой попытки дискредитации в книге Квентина Мейясу «После конечности. Эссе о контингентности»2. В этом труде Мейясу, в частности,

1 См.: Badiou A. Being and event / trans. by Olivier Felham. London: Continuum, 2005. - 526 p.

2 См.: Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости и контингентности / Перевод Л. Медведевой. Екатеринбург. М.: Кабинетный ученый, 2015. - 196 с.

размышляет над возможностью, или даже необходимостью отказа от понятий достаточного основания и причинности. Однако автор диссертационного исследования полагает, что философии дальше надлежит проверить обоснованность подобного рода заявлений. Сегодня становится понятным, что мыслить единство сущего и бытия в том виде, в каком это делали в классической метафизической традиции, невозможно. Неизбежная элиминация космологического единого из пространства аргументации онтологии ведет к разрушительным для классической метафизики последствиям. Современный естественно-научный взгляд на происхождение мира, исключающий существование субстанциального Единого, не может философией быть оставленным без внимания. Возникает философская задача осмысления того, в какой мере сциентистский подход к проблеме определяет позицию сегодняшней онтологии, утверждающей, что «единого» нет. Именно поэтому диссертационное исследование завершается соотнесением схоластической теории «единого» с онтологическими концепциями последних десятилетий (А. Бадью, К. Мейясу). Этот шаг необходимо было сделать для того, чтобы осознать, к каким последствиям столь кардинальное изменение отношения к понятию «единого» в онтологии ведет сегодня философскую мысль.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими причинами. Во-первых, поскольку в российской историко-философской литературе обширных исследований по теме «единого» в средневековой схоластике нет, данная работа заполняет собой теоретическую лакуну, возникшую между античностью, периодом патристики и философией Нового времени. В отечественных современных публикациях периодически обращаются к теме единства сущего и бытия, но, как правило, лишь вскользь упоминают о ее разработках в Средневековье. Однако подобное пренебрежение столь важным периодом философской традиции часто ведет к искаженным представлением о ней в целом, когда авторы научных статей не способны провести различия между «сущим» и «бытием» или между разными видами единства. Зарубежных монографий, специально посвященных изучению «единого» в

философии XIII века, тоже нет. Во-вторых, без учета онто-теологии средних веков, где аристотелевский и платонический варианты мышления единства сущего были заново отрефлексированы, а затем фундировали собой философию следующих столетий вплоть до Канта, адекватное всей этой непрерывной традиции понимание основных понятий первой философии и ее проблем будет вряд ли возможно. Современная философская мысль во многих своих аспектах произрастает из разрабатывавшихся в схоластике предельных метафизических вопросов: бытия сущего, его происхождения и единства.

Степень научной разработанности проблемы

Тема «единого» рассматривается, как правило, параллельно с традиционными разделами средневековой философии: сущее, Бог, трансценденталии, различие в сущем, Благо. Среди отечественных публикаций, работ, посвященных специально проблеме «единого» в философии средних веков, нет. Российская философская медиевистика в целом представлена очень небольшим числом исследователей. Однако следует назвать некоторые труды наших философов, касающиеся схоластической метафизики и, в той или степени, нашей темы. В первую очередь это работы Г. В. Вдовиной, обращенные к специальным темам, поднимавшимся в испанской схоластике XVI - XVII вв., но так или иначе имеющих отношение к вопросам сущего, единого и трансценденталий.3 Кроме того, следует упомянуть исследования А. В. Аполлонова, Г. Г. Майорова, В. Л. Иванова, А. М. Гагинского, К. В. Карпова, Р. А. Лошакова, Д. А. Федчука.4

3 См.: Вдовина Г. В. Сущее и реальность в метафизике Франсиско Суареса // Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения. Рассуждения 1-У / пер. с лат. Г. В. Вдовиной. Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - С. 87-217; Ее же. Интенциональная структура понятия в схоластике средневековья и начала Нового времени. Conceptus formalis и conceptus objectibus // Мера вещей. Человек в истории европейской мысли / под общ. ред. Г. В. Вдовиной. - Москва: Аквилон, 2015. - С. 641-677; Ее же. О понятии NOTЮ и ноциональных именах в тринитарном богословии средневекового Запада // Там же. С. 475-515.

4 Приведем некоторые из публикаций: Аполлонов А. В. Иоанн Дунс Скот и его философская теология // Блаженный Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале / пер., вступит. ст. и коммент. А. В. Апполонова. М.: Издательство Францисканцев, 2001. - С. V-XXXVI; Иванов В. Л. Проблема детерминации понятия сущего в метафизике Иоанна Дунса Скота // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. №4. С. 7-16; Гагинский А. М. Аристотель и трансцендентальная онтология // Вопросы философии. 2016. №12. - С. 150-160; Гагинский А. М. О смысле бытия и значениях сущего: историко-философское разыскание // Философский журнал. 2016. Т9, №3. - С. 59-76; Гагинский А. М. Философия беспредпосылочных начал. М.: ИФ РАН, 2018. - 193 с.; Карпов К. В. «Неделимость» трансценденталий: Филипп Канцлер, Александр Гэльский, Бонавентура // Вестник РХГА. 2016. Т. 17. №2. - С. 48-58; Карпов К. В. Обратимость трансценденталий: парадигма

В западной историко-философской медиевистике специальных фундаментальных исследований по «единому» в рассматриваемый в дисертации период немного, хотя, в целом, средневековая метафизика в ее различных аспектах изучена подробно. «Единое», как правило, тематизируется в связи с одним из центральных концептов - обычно это «сущее» и «бытие» - или в контексте более широкой темы, привязанной в большинстве случаев к теории конкретного средневекового мыслителя: учение об универсалиях, природа Блага, познаваемость Бога, происхождение универсума, различие сущности и бытия в конечном сущем. Среди общих обзоров по истории средневековой философии и по отдельным большим темам, имеющим непосредственное отношение к нашей проблеме, необходимо назвать работы Э. Жильсона, Д. Оуэнса, Э. Стамп, Д. Перлера, Т. Бейтса, А. де Либера, Р. Паснау, Э. Воса, Ал. Холла, Р. Кросса, О. Бланшет, Дж. Дили, А. Маурер.5 Прекрасным введением в контекст и проблематику онтологии,

Альберта Великого // Вопросы философии. 2018. №5. - С. - 190-199; Доманов О. А. Единое и многое как трансценденталии: Аристотель, Фома и теория множеств // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. 4. - С. 262272; Лошаков Р. А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии. СПб: РХГА, 2007 - 233 с.; Федчук Д. А. Смыслы «единого» у Аристотеля // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. 3. - С. 140-154; Федчук Д. А. Сущность «составного» у Аристотеля и ее томистская интерпретация // Verbum. Выпуск 6. Аристотель и средневековая метафизика: Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. СПб: Издательство Санкт-петербургского философского общества, 2002. - С. 118-128; Федчук Д. А. Сущность и существование в Высшем Сущем // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения: Философия, история и историческая культурология. Приложение к журналу «Вестник РХГА». Том 4, выпуск 2. СПб: Издательство РХГА, 2006. - С. 87-103; Федчук Д. А. Связь между энергией и бытием в метафизике Аристотеля и Фомы Аквинского // АКАДЕМИЯ: Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Выпуск 7. СПб: Издательство СПбГУ, 2008. - С. 333-362.

5 См.: Жильсон Э. Бытие и сущность // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М.: РОССПЭН, 2004. - С. 321-582; Жильсон Э. Дух средневековой философии. / пер. с фран. Г. В. Вдовиной. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. - 560 с.; Стамп Э. Аквинат / Пер. с. англ. Г. В. Вдовиной / Ин-т философии РАН. М.: Языки славянской культуры, 2013. - 352 с.; Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 472 с.; Owens J. The doctrine of being in the Aristotelian Metaphysics. Toronto: Pontifical Institute of Medeival Studies, 1978. - 539 p; Bates T. Duns Scotus and the problem of uiversals. New York: Continuum, 2010. - 176 p.; Libera A. de. Albert le Grand et la philosophie. Paris: Vrin, 1990. - 296 p.; Pasnau R. Theories of cognition in the later Middle Ages. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1997. -330 p.; Pasnau R. Metaphysical Themes: 1274-1671. Oxford: Clarendon Press, 2011. - 810 p.; Vos A. The philosophy of John Duns Scotus. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. - 654 p.; Cross R. Duns Scotus. New York, Oxford: Oxford University Press, 1999. - 250 p.; Cross R. The metaphysics of incarnation: Thomas Aquinas to Duns Scotus. Oxford: Clarendon Press, 2002. - 388 p; Cross R. Duns Scotus on God. Aldershot: Ashgate, 2004. - 301 p.; Hall A. W. Thomas Aquinas and John Duns Scotus: Natural theology in the High Middle Ages. London, New York: Continuum, 2007. - 192 p. Необходимо упомянуть и сборники статей по темам: John Duns Scotus: metaphysics and ethics / ed. by L. Honnefelder, R. Wood, V. Dreyer. Leiden, New York: Brill. 1996. - 608 p.; Was ist Philosophie im Mittellalter? / J. A. Aertsen, A. Speer. Berlin, New York: Miscellanea Mediaevalia, 1998. - 1066 p.; Blanchette O. The philosophy of being: A reconstructive essay in metaphysics. Washington: Catholic University of America Press, 2003 - 588 p.; Deeely J. The primum cognitum and our knowledge of essences // Semiotics / R. Corrington, J. Deely. - New York: Peter Lang, 1993. - P. 35-49; Maurer A. Being and knowing. Studies in Thomas Aquinas and later medieval philosophies. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1990. - 506 p.

взятой в ее схоластическом изводе, служит старая, изданная в 1914 г. книга (фактически это учебник) Питера Гоффи,6 в которой последовательно разбираются все главные разделы классической онтологии: сущее и его первые определения, становление, сущность и существование, единое и многое, истина, благо, красота, субстанция и акциденция и другие традиционные для онтологии вопросы, существовавшие в схоластических школах Нового времени. Гоффи очень хорошо помогает систематизировать как уже имеющиеся познания по метафизике средник веков, так и узнать многое дополнительно к широко известному. Из исследований последних 30 лет особенно следует обратить внимание на работы Яна Эрцена. В первую очередь, на две больших монографии по теории трансценденталий: одна посвящена Фоме Аквинскому7, другая рассматривает теорию трансценденталий от предпосылок ее зарождения до Франсиско Суареса и Ренессанса8. Каждая из них всеохватывающа по глубине рассматриваемых вопросов. К числу авторов специальных публикаций по конкретным проблемам «сущего» и «единого» в схоластике принадлежат: Я. Эрцен, К. Бертляйн, С. Дюмонт, Р. Хоннефелдер, Т. Бонин, Д. Тветтен, Д. Пини, Л. Суини, Р. Варгас, Дж. Виппель, А. Уолтер. Рассмотрим литературу по каждой из глав исследования.

В связи с метафизикой Альберта Великого и взятой в ее контексте проблемой «единого» назовем имена следующих историков философии: Х. Анцулевич, А. Бертолаччи, Т. Бонин, И. Мулен, В. Салас, Д. Тветтен.9

6 Goffey, P. Ontology or the theory of being: an introduction to general metaphysics. London, New York : Longmans, Green and Co., 1918. - 447 p.

7 См.: Aertsen J. A. Medieval Philosophy and the Transcendentals. The Case of Thomas Aquinas. Leiden, Boston: Brill, 2012. - 468 p.

8 См.: Aertsen J. A. Medieval Philosophy as transcendental thought: from Phillip the Chancellor (ca.1225) to Francisco Süarez. Leiden, Boston: Brill, 2012. - 756 p.

9 См. некоторые из работ: Anzulewicz H. Bonum als Schlüsselbegriff bei Albertus Magnus // Albertus Magnus. Zum Gedenken nach 800 Jahren: Neue Zugänge, Aspekte und Perspektiven / W. Senner. Berlin: Akademie Verlag GmbH, 2001.

- P. 113-140.; Bertolacci, A. The reception of Avicenna's "Philosophia prima" in Albert the Great's Commentary on the "Metaphysics": The Case of the Doctrine of Unity // Ibid. - P. 67-78; Albertus Magnus and the Beginning of the Medieval Reception of Aristotle in the Latin West. From Richardus Rufus to Franciscus de Mayronis / eds. L. Honnefelder, R. Wood, M. Dreyer M-A. Aris. Münster: Aschendorff, 2005. - 852 p.; Bonin T. Creation as emanation: the origin of diversity in Albert the Great's On the causes and the procession of the universe. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2001.

- 188 p.; Moulin I. Albert's doctrine on substance // A Companion to Albert the Great. Leiden, Boston: Brill, 2013. - P. 648658; Salas V. Albertus Magnus and Tomas Aquinas of the analogy between God and creatures // Medieval Studies. - 2010. -№72. - P. 283-313; Sweeney L. The meaning of esse in Albert the Great's texts in "Summa de creaturis et Scripta super Sententias" // The Southwestern Journal of Philosophy. 1979. Vol. 10, №3. - P. 65-95; Sweeney L. Esse Primum Creatum in Albert's the Great's Liber de Causis et Processu Universitatis // The Thomist. 1980. Vol. 44 (4). - P. 599-646; Twetten D. Alberts's argument for the existence of God and the Primary Causes // A Companion to Albert the Great. I. M. Resnick.

По интерпретациям «сущего» и «единого» у Фомы Аквинского упомянем имена Я. Эрцена, А. Кемпле, Э. Аллена, С. Брока, Д. Коста, Б. Монтанье, Дж. Оуенса, Т. О'Шогнесси, М. Джордана, И. Ойенг-Ханхофф, М. Вадделя, Дж. Виппеля, К. Фабро, Р. Гаригу-Лагранжа и др.10

По философии Дунса Скота в целом сегодня публикуется много исследований, его мысль изучается очень активно. В связи с нашей темой, прежде всего, надо упомянуть книгу Алана Уолтера «Трансценденталии и их функции в метафизике Дунса Скота».11 Она была, по сути, первым систематическим трудом по метафизике Тонкого Доктора, и именно с нее стоит начинать изучение его философии. В работе осуществляется сложный анализ центральных вопросов у Дунса, в том числе и поднимается проблема понятия «сущего» и его единства. К напрямую принадлежащим теме исследования публикациям (в связи с философией Дунса Скота) надо отнести исследования Я. Эрцена, С. Дюмонта, Д. Грасия, М. Хайдеггера, Л. Хоннефелдера, Р. Прентиса, О. Бульнуа и ряд других.12

Leiden, Boston: Brill, 2013. - P. 658-687; Vargas R. E. Albert on being and beings: the Doctrine of Esse // A Companion to Albert the Great / I. M. Resnick. Leiden, Boston: Brill, 2013. - P. 627-648.

10 См. некоторые : Aertsen J. A. Ontology and henology in Medieval Philosophy : Thomas Aquinas, Master Eckhart and Berthold of Moosburg // On Proclus and his influence in Medieval Philosophy / E. P. Bos, P. A. Meijer. Leiden: Brill, 1992.

- P. 120-140; Aertsen J. A. The philosophical importance of the doctrine of the transcendentals in Thomas Aquinas // Revue Internationale de Philosophie. 1998. №204. - P. 249-268.; Aertsen J. A. Metaphysics as transcendental science // Quaestio. Journal of the history of metaphysics. 2005. Vol.5. - P. 376-389; Kemple A. B. Ens primum cognitum in Thomas Aquinas and the tradition. The philosophy of being as first known. Leiden, Boston: Brill, Rodopi 2017. - 384 p.; Allen E. B. Hervaeus Natalis: an early "thomist" on the notion of being // Medieval Studies. 1960. №22. - P. 1-14.; Brock S. L. Harmonizing Plato and Aristotle on esse: Thomas Aquinas and De Hebdomadibus // Nova et Vetera. English edition. Vol. 5, №3. - P. 465-494; D'Ancona Costa, C. La notion de l'Un dans Thomas D'Aquin. Une confrontation des commentaires sur les Noms Divine et sur la Métaphysique // Recherches de théologie et philosophie médiévalis. 1997. №64. - P. 315-351.; Jordan M. D. The grammar of esse: readind Thomas on the Transcendentals // The Thomist: A Speculative Quarterly Review. 1980. V. 44, №1.

- P. 1-26; Montagnes B. The doctrine of the analogy of being according to Thomas Aquinas / eng. trans. E. M. Macierowsky.

- Milwaukee: Marcet Universiry Press, 2004. - 208 p.; Owens J. Common nature: a point of comparison between thomistic and scotistic metaphysics // Medieval Studies. 1957. V. 19. - P. 1-14; Owens J. Unity and essence in St. Thomas Aquinas // Mediaeval Studies. 1961. Vol. 23. - P. 240-259; O'Shaughnessy Th. St. Thomas and Avicenna on the nature of the one // Gregorianum. 1960. Vol. 41, No. 4. - P. 665-679; Oeing-Hanhoff, l. Ens et unum convertuntur. Stellung und Gehalt des Grundsatzes in der Philosophie des Hl. Thomas von Aquin. Münster: Aschendorff, 1953. - 194 p.; Waddell M. M. Truth or transcendentals: What was St. Thomas's intention // The Thomist: A Speculative Quarterly Review. 2003. V. 67, №2. - P. 197-219; Wippel J. F. The latin Avicenna as a source of Thomas Aquinas's metaphysics // Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 1990. V. 37. - P. 51-90; Wippel, J. F.Thomas Aquinas and the unity of substantial form // Philisophy and theology in the long Middle Ages. A tribute to Stephen Brown / K. Emery, R. L. Friedman, A. Speer. 2011. Leiden, Boston: Brill. - P. 117-154; Fabro C. The transcendentality of ens-esse and the ground of metaphysics // International Philosophical Quarterly. - 1966. - №6 (3). - P. 389-427; Garrigou-Lagrange, R. Reality: A synthesis of Thomistic thought / trans. Patrick Cummins. St. Louis: Herder, 1950; Pannier R., Sullivan T. D. Aquinas on "exists" // American Catholic Philosophical Quarterly. 1993. Vol. 67 (2). - P. 157-166.

11 См.: Wolter A. B. The transcendentals and their function in the metaphysics of Duns Scotus. New York: The Franciscan Institute, 1946. - 204 p.

12 См. некоторые из них: Dumont S. D. Scotus's doctrine of univocity and the medieval Tradition of Metaphysics // Was ist Philosophie im Mittellalter? / J. A. Aertsen, A. Speer. Berlin, New York: Miscellanea Mediaevalia, 1998. - P. 193-

Объектом исследования служит схоластическая метафизика XIII века, в рамках которой разрабатывались интересующие диссертанта проблемы сущего, единого и его бытия.

Предмет исследования - понятие «единое» и понимание единства сущего и его бытия в философии и теологии Альберта Великого, Фомы Аквинского и Дунса Скота в их связи с последующим влиянием данных доктрин на развитие онтологии.

Цели и задачи исследования

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Федчук Дмитрий Аркадьевич, 2020 год

Список литературы

Первоисточники

1. Августин Аврелий. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан / Аврелий Августин. - Краснодар : Глагол, 2004. - 416 с.

2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Ансельм Кентерберийский. - Москва

: Канон, 1995. - 400 с.

3. Аристотель. Собр. соч. : в 4-х тт. Т. 1 / Аристотель. - Москва : Мысль, 1975.

- 550 с.

4. Аристотель. Собр. соч. : в 4-х тт. Т. 2 / Аристотель. - Москва : Мысль, 1978.

- 687 с.

5. Аристотель. Собр. соч. : в 4-х тт. Т. 3 / Аристотель. - Москва : Мысль, 1981.

- 613 с.

6. Аристотель. Собр. соч. : в 4-х тт. Т. 4 / Аристотель. - Москва : Мысль, 1984.

- 830 с.

7. Блаженный Августин. Монологи // Творения : в 4-х тт. - Издание второе. -Санкт-Петербург : Алетейя ; Киев : УЦИММ-Пресс, 2001. - Т. 1. - С. 313372.

8. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное / сост. и общ. ред. Г. Г. Майорова. Москва : Издательство Францисканцев, 2001. - 583 с.

9. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале / Пер., вступ. статья и комм. А. В. Апполонова. - Москва : Издательство Францисканцев, 2001. -181 с.

10. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. - Москва : Наука, 1990. - 414 с.

11. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих / Григорий Палама. - Москва : Канон. - 1995. - 384 с.

12. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / Дионисий Ареопагит. - Санкт-Петербург : Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. - 854 с.

13. Ибн Сина. Избранные философские произведения / Ибн Сина. - Москва : Наука, 1980. - 551 с.

14. Книга о причинах // Историко-философский ежегодник, 1990. Москва: Наука, 1991. - С. 189-210.

15. Лейбниц Г. Ф. Сочинения : в 4-х тт. / Г. Ф. Лейбниц. - Москва : Мысль, 1982. - Т. 1 - С. 404-412.

16. Николай Кузанский. Охота за мудростью // Сочинения : в 2-х тт. / Николай Кузанский. - Москва : Мысль, 1980. - Т. 2. - С. 344-416.

17. Платон. Собрание сочинений : в 4-х тт. / Платон. - Москва : Мысль, 1993. -Т. 2. - 528 с.

18. Платон. Собрание сочинений : в 4-х тт. / Платон. - Москва : Мысль, 1994. -Т. 3. - 654 с.

19. Плотин. Пятая эннеада / Плотин. - Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2005. - 320с.

20. Плотин. Шестая эннеада. Трактаты VI - IX / Плотин. - Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2005. - 416 с.

21. Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1-64 / Фома Аквинский ; пер. А. В. Апполонова. - Москва : Издатель Савин С. А.,

2006. - 816 с.

22. Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 65-119 / Фома Аквинский ; пер. А. В. Апполонова. - Москва : Издатель Савин С. А.,

2007. - 651 с.

23. Суарес, Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждения / Ф. Суарес; пер. с латинского Г. В. Вдовиной. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 776 с.

24. Фома Аквинский. Сочинения / Фома Аквинский ; Составление, пер. с латинского, вводная статья и комментарии А. В. Апполонова. - Изд. 2-е, стереотипное. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 264 с.

25. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая / Фома Аквинский. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. - 440 с.

26. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А. В. Лебедев. - Москва : Наука, 1989. - 575 с.

27. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер ; пер. с нем. А. Г. Чернякова. - Санкт-Петербург : ВРФШ, 2001. - 445 с.

28. Alberti Magni. De bono // Opera omnia / H. Kühle. - Münster : Monasterii Westfalorum, 1951. - T. 28.

29. Alexander of Hales. Summa theologica : in 4 vols. / Alexander of Hales ; еd. Collegii S. Bonaventurae. - Quaracchi, 1924-1948.

30. Avicenna Latinus. Liber de philosophia prima sive scientia divina, I-IV / Avicenna Latinus ; еd. S. Van Riet. - Louvain : E. Peeters ; Leiden: Brill, 1977. -225 p.

31. Avicenna Latinus. Liber de philosophia prima sive scientia divina, V-X / Avicenna Latinus ; еd. S. Van Riet. - Louvain : E. Peeters ; Leiden : E. J. Brill, 1980. - 384 p.

32. Boethius. In Categorias Aristotelis. Lib. 1. - Patrologia latina. - T. 64. - URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0480-

0524,_Boethius._Severinus,_In_Categorias_Aristotelis_Libri_Quatuor,_MLT.pdf (дата обращения: 17.11.2019).

33. D. Alberti Magni. Commentarii in I Sententiarum: Dist. I-XXV // Opera Omnia / A. Borgnet. - T. 25. - Paris : L. Vives, 1893. - T. 25. - 669 p.

34. D. Alberti Magni. Commentarii in II Sententiarum // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives, 1894. - T. 27. - 792 p.

35. D. Alberti Magni. De intellectu et intelligibile // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives, 1890. - T. 9. - P. 477-521.

36. D. Alberti Magni. De natura et originis animae // Opera Omnia / A. Borgnet. -Paris : L. Vives, 1890. - T. 9. - P. 375-436.

37. D. Alberti Magni. De praedicamentis // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives, 1890. - T. 1. - P. 149-304.

38. D. Alberti Magni. Metaphysica // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives, 1890. - T. 6. - 798 p.

39. D. Alberti Magni. Liber de causis et processu universitatis // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives, 1891. - T. 10. - P. 361-628.

40. D. Alberti Magni. Summa de creaturis. De IV coaequaevis. Pars 1 // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives, 1895. - T. 34. - P. 304-798.

41. D. Alberti Magni. Summa Theologiae. Pars I // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives. - 1894. - T. 31. - 1002 p.

42. D. Alberti Magni. Summa Theologiae. Pars II // Opera Omnia / A. Borgnet. - Paris : L. Vives. -1895. - T. 32. - 642 p.

43. Duns Scotus. Philosophical writings / ed. and transl. by A. B. Wolter. - 2nd Edition. - Indianapoplis, Cambridge : Hackett Publishing Company, 1993. - 395 p.

44. Grabmann, M. Ein dem hl. Albertus Magnus zugeschriebener Traktat "De quidditate et esse". Untersuchung und text ausgabe // Divus Thomas. - №20. - S. 116-156.

45. Ioanis Duns Scoti. Collationes seu disputationes subtilissimae. Collatio XIII // Opera omnia : in 26 vols. / L. Wadding. - Paris : Loui Vives, 1891. - T. 5. - 732 p.

46. Ioannis Duns Scoti. Ordinatio. Liber primus. Distinctio tertia // Opera omnia / J. Escoto, A. Sepinski, C. Balic. - Civitas Vaticana : Typis Polliglotis Vaticanis, 1954. - T. 3.

47. Ioannis Duns Scoti. Orditatio Liber secundus. Distinctio 1-3 // Opera omnia / J. Escoto, A. Sepinski, C. Balic. - Civitas Vaticana : Typis Polliglotis Vaticanis, 1973. - T. 7.

48. Ioannis Duns Scoti. Questiones super libros Metaphysicorum Aristotelis // Opera omnia : in 26 vols. / L. Wadding. - Paris : Loui Vives, 1891. - T. 7. - 711 p.

49. Ioannis Duns Scoti. Reportata parisiensia // Opera omnia : in 26 vols. / L. Wadding. - Paris : Loui Vives, 1894. - T. 22. - 692 p.

50. Ioannis Duns Scoti. Reportata parisiensia // Opera omnia : in 26 vols. / L. Wadding. - Paris : Loui Vives, 1894. - T. 23. - 674 p.

51. Liber de causis. - URL: http://docteurangelique.free.fr/livresformatweb/complements/livredescauses.htm (дата обращения: 14. 11. 2019)

52. Sancti Thomae Aquinatis. Scriptum super libros Sententiarum / Thomas Aquinas ; ed. R. P. Mandonnet. - Paris : P. Lethielleux, 1929. - T. 1. - 1116 p.

53. Sancti Thomae de Aquino. Questiones disputatae de veritate. Quest. 1-7 // Opera omnia / Thomas Aquinas. - Rome : Commissio Leonina, 1970. - T. 22, 1/2. - 213 p.

54. Sancti Thomae de Aquino. Questiones disputatae de veritate. Quest. 8-12 // Opera omnia / Thomas Aquinas. - Rome : Commissio Leonina, 1970. - T. 22, 2/1. - 414 p.

55. Sancti Thomae de Aquino. Questiones disputatae de veritate. Quest. 21 -29 // Opera omnia / Thomas Aquinas. - Rome : Commissio Leonina, 1971. - T. 22, 3/1.

- 872 p.

56. Suarez, F. Disputaciones metaphysicas / F. Suarez. - Madrid : Gredos, 1960 - T.1.

- 814 p.

57. Suarez, F. Disputationes metaphysicas / F. Suarez. - Madrid : Gredos, 1963. -T.5. - 755 p.

58. Thomas Aquinas. Expositio libri Boetii De ebdomadibus // Opera Omnia / L-J. Bataillon, C. A. Grassi. - Rome, Paris: Commissio Leonina - 1992. - Vol. 50. - P. 231-282.

59. Thomas Aquinas. Expositio libri Posteriorum // Corpus Thomisticum : [официальный сайт]. - URL: http://www.corpusthomisticum.org/cpa1.html (дата обращения: 14.11.2019).

60. Thomas Aquinas. In duodecim libros Metaphysicorum Aristotelis expositio. Opera Omnia / Thomas Aquinas ; ed. M.-R Cathala. - Turin, Rome : Marietti, 1950. - 647 p.

61. Thomas Aquinas. Commentario in octo libros Physicorum // Corpus Thomisticum : [официальный сайт]. - URL: http://www.corpusthomisticum.org/cpy012.html#71567 (дата обращения: 1.11.2019).

62. Thomas Aquinas. Questiones disputatae de potentia Dei // Corpus Thomisticum : [официальный сайт]. -URL: http:// http://www.corpusthomisticum.org/iopera.html#QD (дата обращения: 12.11.2019).

63. Thomas Aquinas. Questiones de quodlibet // Corpus Thomisticum : [официальный сайт]. - URL: http://www.corpusthomisticum.org/iopera.html#QD (дата обращения: 14.11.2019).

64. Thomas Aquinas. Super Boetium De Trinitate // Opera omnia / Thomas Aquinas. - Roma : Commissio Leonina, 1992. - T. 50. - P. 1-171.

65. Thomas Aquinas. Super librum De causis expostio // Corpus Thomisticum : [официальный сайт]. - URL: http://www.corpusthomisticum.org/cdc01.html (дата обращения: 14.11.2019).

Исследования

66. Алымова, Е. В., Караваева, С. В. Лекция Платона о «О Благе» в свете его писанного учения // Платоновские исследования. - 2016. - Т. 5, №2. - С. 2545.

67. Аполлонов, А. В. Иоанн Дунс Скот и его философская теология // Блаженный Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале / пер., вступит. ст. и коммент. А. В. Апполонова. Москва : Издательство Францисканцев, 2001. -С. V-XXXVI.

68. Ахутин, А. В. Античные начала философии / А. В. Ахутин. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 783 с.

69. Бадью, А. Манифест философии / А. Бадью. - Санкт-Петербург : Machina, 2003. - 184 с.

70. Брентано, Ф. О многозначности сущего по Аристотелю / Ф. Брентано. СПб : Издательство института «Высшая религиозно-философская школа», 2012. -247 с.

71. Вдовина, Г. В. Интенциональная структура понятия в схоластике средневековья и начала Нового времени. Conceptus formalis и conceptus objectibus // Мера вещей. Человек в истории европейской мысли / под общ. ред. Г. В. Вдовиной. - Москва : Аквилон, 2015. - С. 641-677.

72. Вдовина, Г. В. Иоанн Капреол, комментатор Фомы Аквинского в XV веке и его «Defensiones» // Мера вещей. Человек в истории европейской мысли / Мера вещей. Человек в истории европейской мысли / под общей редакцией Г. В. Вдовиной. - Москва : Аквилон, 2015. - С. 700-711.

73. Вдовина, Г. В. О понятии NOTIO и ноциональных именах в тринитарном богословии средневекового Запада // Мера вещей. Человек в истории европейской мысли / под общей редакцией Г. В. Вдовиной. - Москва : Аквилон, 2015. - С. 475-515.

74. Вдовина, Г. В. Сущее и реальность в метафизике Франсиска Суареса // Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения. Рассуждения I-V / пер. с лат. Г. В. Вдовиной. Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - С. 87-217.

75. Гагинский, А. М. Аристотель и трансцендентальная онтология // Вопросы философии. - 2016. - №12. - С. 150-160.

76. Гагинский, А. М. О смысле бытия и значениях сущего: историко-философское разыскание // Философский журнал. - 2016. - Т 9, № 3. - С. 5976.

77. Гагинский, А. М. Философия беспредпосылочных начал / А. М. Гагинский. Москва : ИФ РАН, 2018. - 193 с.

78. Доброхотов, А. Л. К публикации перевода «Книги о причинах» // Историко-философский ежегодник, 1990. - Москва : Наука, 1991. - С. 188-189.

79. Доманов, О. А. Единое и многое как трансценденталии: Аристотель, Фома и теория множеств // Сибирский философский журнал. - 2016. - Т. 14, 4. - С. 262-272.

80. Жильсон, Э. Бытие и сущность // Избранное: Христианская философия. Москва : РОССПЭН, 2004. - С. 321-582.

81. Жильсон, Э. Дух средневековой философии. / пер. с фран. Г. В. Вдовиной. -Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. - 560 с.

82. Жильсон, Э. Философия в средние века. Москва : Республика, 2010. - 678 с.

83. Иванов, В. Л. Проблема детерминации понятия сущего в метафизике Иоанна Дунса Скота // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2008. - №4. - С. 7-16.

84. Карпов, К. В. «Неделимость» трансценденталий: Филипп Канцлер, Александр Гэльский, Бонавентура // Вестник РХГА. - 2016. - Т. 17, №2. - С. 48-58.

85. Карпов, К. В. Обратимость трансценденталий: парадигма Альберта Великого // Вопросы философии. - 2018. - №5. - С. 190-199.

86. Карпов, К. В. Основные аспекты средневековой трансцендентальной философии // Вопросы философии. - 2016. - №11. - С. 204-214.

87. Лошаков, Р. А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии / Р. А. Лошаков. - Санкт-Петербург : РХГА, 2007. - 233 с.

88. Майоров, Г. Г. Дунс Скот как метафизик // Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное / Сост. и общ. Ред. Г. Г. Майорова. - Москва : Издательство Францисканцев, 2001. - С. 28-83.

89. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика / Г. Г. Майоров. - Москва : Мысль, 1979. - 431 с.

90. Мейендорф, И. Жизнь и учение свт. Григория Паламы: Введение в изучение / И. Мейендорф. - Санкт-Петербург : Византинороссика, 1997. - 496 с.

91. Мейясу, К. После конечности: Эссе о необходимости и контингентности / К. Мейясу ; пер. Л. Медведевой. - Екатеринбург, Москва : Кабинетный ученый, 2015. - 196 с.

92. Месяц, С. В. Прокл // Античная философия: Энциклопедический словарь. Москва : Прогресс-Традиция, 2008. - С. 628-643.

93. Перлер, Д. Теории интенциональности в Средние века / Д. Перлер ; пер. с нем. Г. В. Вдовиной. - Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 472 с.

94. Стамп, Э. Аквинат / Э. Стамп ; пер. с англ. Г. В. Вдовиной / Ин-т философии РАН. - Москва : Языки славянской культуры, 2013. - 352 с.

95. Федчук, Д. А. Альберт Великий и теория трансценденталий // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2019. - Т. 8, №4А. - С. 25-31.

96. Федчук, Д. А. Анализ онтологии Алена Бадью посредством схоластического подхода к понятию сущего // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина (серия «Философия»). - 2009. № 4, т. 1. -С. 55-66.

97. Федчук, Д. А. Бытие, сущее и сущность в метафизике Альберта Великого // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2018. - №4. - С. 90-99.

98. Федчук, Д. А. Единство первой причины и множественность сущего в философии Альберта Великого // История философии. Т. 24. №1, 2019. - С. 18-30.

99. Федчук, Д. А. Мейясу, Бадью и отказ от классических концепций // Вопросы философии. - 2019. - №3. - С. 199-205.

100. Федчук, Д. А. Ответ на рецензию А. Б. Паткуля на статью «Схоластическое различие в сущем и онтологическая дифференция // Horizon. Феноменологические исследования. - 2014. - Т. 3(2). - С. 177-185.

101. Федчук, Д. А. Покой для Бога и покой для человека в связи со средневековым пониманием природы Творца // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2019. - №3 (49). - С. 77-84.

102. Федчук, Д. А. Понимание науки единого и сущего в метафизике Фомы Аквинского // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2017. - №5. - С. 104-112.

103. Федчук, Д. А. Понятие ценности в аксиологии и схоластическое понятие «благо» // Международный журнал исследований культуры. - 2016. - №2 (23). - С. 52-61.

104. Федчук, Д. А. Различие сущности и бытия в метафизике Альберта Великого // Личность. Культура. Общество. - 2019. - Т. XXI, вып. 1-2, №102-102. - С. 117-115.

105. Федчук, Д. А. Связь между энергией и бытием в метафизике Аристотеля и Фомы Аквинского // АКАДЕМИЯ: Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Выпуск 7. - Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 2008. - С. 333-362.

106. Федчук, Д. А. Смыслы «единого» у Аристотеля // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. -2019. - №3. - С. 140-154.

107. Федчук, Д. А. Сущность «составного» у Аристотеля и ее томистская интерпретация // Verbum. Выпуск 6. Аристотель и средневековая метафизика: Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2002. - С. 118-128.

108. Федчук, Д. А. Сущность и существование в Высшем Сущем // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения: философия, история и историческая культурология. Приложение к журналу «Вестник РХГА». -2006. - Т. 4, вып. 2. - С. 87-103.

109. Федчук, Д. А. Схоластическое различие в сущем и онтологическая дифференция // Horizon. Феноменологические исследования. - 2013. Том 2(2). - С. 75-85.

110. Харман, Г. Четвероякий объект: метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман ; пер. с англ. А. Морозов, О. Мышкин. - Пермь : Гиле Пресс, 2015. -152 с.

111. Чалмерс, Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории / Д. Чалмерс ; пер. с англ. - Москва : УРСС: Книжный дом «Либроком», 2013. -512 С.

112. Черняков, А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А. Г. Черняков. - Санкт-Петербург : ВРФШ, 2001 - 460 с.

113. Черняков, А. Г. Стрекало вопроса // Об утрате очевидности: на пути к новой онтологии / А. Г. Черняков. Санкт-Петербург: Изд-во Института «Высшая религиозно-философская школа», 2016. - C. 45-104.

114. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко; пер. с итал. А. П. Шурбелева. - Москва : АСТ, 2015. - 352 с.

115. Aertsen, J. A. Being and One: the doctrine of the convertible transcendentals in Duns Scotus // Franciscan Studies. - 1998. - Vol. 56. - P. 47-64.

116. Aertsen, J. A. Medieval Philosophy and the Transcendentals. The Case of Thomas Aquinas / J. A. Aertsen. - Leiden, New York, Köln : Brill, 1996. - 468 p.

117. Aertsen, J. A. Medieval Philosophy as transcendental thought: from Phillip the Chancellor (ca.1225) to Francisco Suarez / Aertsen J. A. - Leiden, Boston : Brill, 2012. - 756 p.

118. Aertsen, J. A. Metaphysics as transcendental science // Quaestio. Journal of the history of metaphysics. - 2005. - Vol.5. - P. 376-389.

119. Aertsen, J. A. Ontology and henology in Medieval Philosophy: Thomas Aquinas, Master Eckhart and Berthold of Moosburg // On Proclus and his influence in Medieval Philosophy / E. P. Bos, P. A. Meijer. - Leiden : Brill, 1992. - P. 120140.

120. Aertsen, J. A. The beginning of the doctrine of the transcendentals in Philipp the Chancellor // Quodlibetaria (Miscellanea in Honorem J. M. Da Cruz Pontes), Mediaevalia. - 1995. - №7-8. - P. 269-286.

121. Aertsen, J. A. The philosophical importance of the doctrine of the transcendentals in Thomas Aquinas // Revue Internationale de Philosophie. - 1998. - №204. - P. 249-268.

122. Aertsen, J. A. Transcendens - transcendentalis. The genealogy of a philosophical term // L'élaboration du vocabulaire philosophique au Moyen Âge / J. Hamesse, C. Steel. - Turnhout, 2000. - P. 241-255.

123. Aertsen, J. A. What is first and most fundamental? The beginings of transcendental philosophy // Was ist Philosophie im Mittellalter? / J. A. Aertsen, A. Speer. Berlin - New York : Miscellanea Mediaevalia, 1998. - P. 177-192.

124. Albertus Magnus and the Beginning of the Medieval Reception of Aristotle in the Latin West. From Richardus Rufus to Franciscus de Mayronis / eds. L. Honnefelder, R. Wood, M. Dreyer M-A. Aris. - Münster : Aschendorff, 2005. -852 p.

125. Allen, E. B. Hervaeus Natalis: an early "thomist" on the notion of being // Medieval Studies. - 1960. - №22. - P. 1-14.

126. Anzulewicz, H. Bonum als Schlüsselbegriff bei Albertus Magnus // Albertus Magnus. Zum Gedenken nach 800 Jahren: Neue Zugänge, Aspekte und Perspektiven / W. Senner. - Berlin : Akademie Verlag GmbH, 2001. - P. 113140.

127. Anzulewicz, H. Metaphysics and its relation to Theology in Albert's thought // A Companion to Albert the Great / I. M. Resnick. - Leiden, Boston : Brill, 2013. -P. 553-560.

128. Badiou, A. Being and event / A. Badiou ; transl. by Olivier Felham. - London : Continuum, 2005. - 526 p.

129. Baltes, M. Is the idea of the Good in Plato's Republic beyond being? // Studies in Plato and platonic tradition: Essays presented by John Whittaker / M. Joyal. -London : Routledge, 1997. - P. 3-23.

130. Barth, T. A. Being, univocity and analogy according to Duns Scotus // John Duns Scotus, 1265-1965. Studies in Philosophy and the History of Philosophy. - 1965. - Vol. 3. - P. 210-262.

131. Bärtlein, K. B. Die Transzendentalienlehre der Alten Ontologie. I Teil: Die Transzendentalienlehre im Corpus Aristotelicum / K. B. Bärtlein. - Berlin, New York : Walter de Gruyter, 1972. - 423 p.

132. Bates, T. Duns Scotus and the problem of uiversals / T. Bates. - New York : Continuum, 2010. - 176 p.

133. Bazan, B. C. Conceptions on the Agent Intellect and the limits of metaphysics // Nach der Verurteilung von 1277. Philosophie und Theologie an der Universität von Paris im letzten Viertel des 13. Jahrhunderts / J. A. Aertsen, K. Emery, A. Speer. - Berlin, New York : Valter de Gruyter, 2001. - P. 178-214.

134. Bechtle, G. Speusippus's neutral conception of the One and Plato's Parmenides // Plato's Parmenides and its Heritage: in 2 Vols. / J. Turner, K. Corrigan. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2010. - Vol. 1. - P. 37-58.

135. Beierwaltes, W. Denken des Einen. Studien zur neuplatonischen Philosophie und ihrer Wirkungsgeschichte / W. Beierwaltes. - Frankfurt am Main : Klostermann, 1985. - 476 p.

136. Bertolacci, A. The reception of Aristotels Metaphysics in Avicenna's "Kitab al-Sifa": a milestone of Western metaphysical thought / A. Bertolacci. - Leiden, Boston : Brill, 2006. - 675 p.

137. Bertolacci, A. The reception of Avicenna's "Philosophia prima" in Albert the Great's Commentary on the "Metaphysics": The Case of the Doctrine of Unity // Albertus Magnus: Zum Gedenken nach 800 Jahren: Neue Zugänge, Aspekte und Perspektiven. - Berlin : Akademie Verlag, 2001. - P. 67-78.

138. Blanchette, O. The philosophy of being: A reconstructive essay in metaphysics / O. Blanchette. - Washington : Catholic University of America Press, 2003. - 588 p.

139. Bonin, T. Albert's De causis and the creation of being // A Companion to Albert

the Great / I. M. Resnick. - Leiden, Boston : Brill, 2013. - P. 688-694.

140. Bonin, T. Creation as emanation: the origin of diversity in Albert the Great's On the causes and the procession of the universe / T. Bonin. - Notre Dame, Indiana : University of Notre Dame Press, 2001. - 188 p.

141. Bonitz, H. B. Commentarius in Aristotelis Metaphysicam / H. B. Bonitz. -Hildesheim : Olms Verlag, 1992.

142. Boulnois, O. Analogie et univocité selon Duns Scot: La double destruction // Les étude philosophiques. - 1989. - №3/4. - P. 347-369.

143. Bradshaw, D. Neoplatonic origins of the act of being // The Review of Metaphysics. - 1999. - Vol. 53 (2). - P. 383-401.

144. Breton, S. La théorème de 1'Un dans les Eléments de théologie de Proclos // Revue des sciences philosophiques et théologiques. - 1974. - №58. - P. 561-583.

145. Brock, S. L. Harmonizing Plato and Aristotle on esse: Thomas Aquinas and De Hebdomadibus // Nova et Vetera. English edition. - 2007. - Vol. 5, №3. - P. 465494.

146. Brown, S. Avicenna and the unity of the concept of being // Franciscan Studies.

- 1965. - Vol. 25. - P. 117-150.

147. Burrel, D. Avicenna // A Companion to Philosophy in the Middle Ages / J. J. E. Gracia, T. B. Noone. - Oxford : Blackwell Publishing, 2002. - P. 196-208.

148. Buzzetti, D. Common nature and metaphysics in John Duns Scotus // Quaestio. Journal of the history of metaphysics. - 2005. - Vol.5. - P. 543-557.

149. Castelli, L. M. Problems and paradigms of unity: Aristotle's accounts of the One / L. M. Castelli. - Sankt Augustin : Academia Verlag, 2010. - 304 p.

150. Charles, D. Aristotle's philosophy of action / D. Charles. - London : Duckworth, 1984. - 282 p.

151. Charlton, W. C. Aristotle and the principle of individuation // Phonesis. - 1972.

- №17. - P. 238-249.

152. Charlton, W. C. Aristotle on identity // Unity, identity and explanation in Aristotle's Metaphysics / T. Scaltsas, D. Charles, L. Gill. - Oxford : Clarendon

Press. - 1994. P. 41-53.

153. Chossat, M. Note sur la 'Destruction des Destructions' du r. p. Gardeil // Revue Thomiste. - 1910. - №18. - P. 496-521.

154. Cohen, S. M. C. Aristotle on individuation // Canadian Jornal of Philosophy. -1984. - Vol. 10. - P. 41-65.

155. Cross, R. Duns Scotus on God / R. Cross. - Aldershot : Ashgate, 2004. - 301 p.

156. Cross, R. Duns Scotus / R. Cross. - New York, Oxford : Oxford University Press, 1999. - 250 p.

157. Cross, R. The metaphysics of incarnation: Thomas Aquinas to Duns Scotus / R. Cross. - Oxford : Clarendon Press, 2002. - 388 p.

158. Cürsgen, D. Henologie und Ontologie: Die metaphysische Prinzipienlehre des späten Neuplatonismus / D. Cürsgen. - Würzburg: Königshausen und Neumann, 2007. - 500 p.

159. D'Ancona Costa, C. La notion de l'Un dans Thomas D'Aquin. Une confrontation des commentaires sur les Noms Divine et sur la Métaphysique // Recherches de théologie et philosophie médiévalis. - 1997. - №64. - P. 315-351.

160. Deeely, J. The primum cognitum and our knowledge of essences // Semiotics / R. Corrington, J. Deely. - New York : Peter Lang, 1993. - P. 35-49.

161. Demos, R. D. Types of unity according to Plato and Aristotle // Philosophical and Phenomenological Research. - 1946. - №6. - P. 534-546.

162. Dodds, E. R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic "One" // Classical Quarterly. - 1928. - Vol. 22, №3-4. - P. 129-142.

163. Dumont, S. D. Henry of Ghent and Duns Scotus // Routledge History of Philosophy / J. Marenbon. - London, New-York : Routledge, 1998. - Vol. III: Medieval Philosophy. - P. 298-307.

164. Dumont, S. D. Scotus's doctrine of univocity and the medieval Tradition of Metaphysics // Was ist Philosophie im Mittellalter? / J. A. Aertsen, A. Speer. -Berlin, New York : Miscellanea Mediaevalia, 1998. - P. 193-212.

165. Dumont, S. D. The univocity of the concept of being in the fourteenth century: I. John Duns Scotus and William of Alnwick // Medieval Studies. - 1987. - Vol. 49. - P. 1-75.

166. Dumont, S. D. The univocity of the concept of being in the fourteenth century: II. The De ente of Peter Thomae // Medieval Studies. - 1987. - Vol. 50. - P. 186256.

167. Ebesen, S. "Tantum unum est". 13th-Centuary Sophismatic Discussion around the Parmenidian Thesis // The Modern Schollman. - 1995. - №72. - P. 175-199.

168. Fabro, C. The transcendentality of ens-esse and the ground of metaphysics // International Philosophical Quarterly. - 1966. - №6 (3). - P. 389-427.

169. Fine, K. F. A puzzle concerning matter and form // Unity, identity and explanation in Aristotle's Metaphysics / T. Scaltsas, D. Charles, L. Gill. - Oxford : Clarendon Press, 1994. - P. 13-40.

170. Garrigou-Lagrange, R. Reality: A synthesis of Thomistic thought / R. Garrigou-Lagrange ; trans. Patrick Cummins. - St. Louis : Herder, 1950.

171. Gershenson, D. E., Greenberg, D. A. Aristotle confronts the Eleatic: Two arguments on "The One" // Phronesis. - 1962. - №7. - P. 137 - 151.

172. Ghisalberti, A. L'Essere et l'Uno in Tomasso d'Aquino // L'Uno e I molti / V. Melchiorre. - Milano : Università Cattolica del Cacro Cuore, 1990. - P. 227-248.

173. Gill, M. L. Individuals and individuations in Aristotle // Unity, identity and explanation in Aristotle's Metaphysics / T. Scaltsas, D. Charles, L. Gill. - Oxford : Clarendon Press. - 1994. - P. 55-71.

174. Gilson, E. Avicenna et le point de depart de Duns Scot // Archives d'Histoire Doctrinale et Littéraire du Moyen Age. - 1927. - №2. - P. 89-149.

175. Gilson, E. Avicenne en occident au moyen âge // AHDLMA. - 1969. - T. 36. -P. 89-121.

176. Gilson, E. The Philosophy of Avicenna and Its Influence on Medieval Europe / E. Gilson ; trans. M. Khan. - Delhi : Motilal Banarsidass, 1969.

177. Goffey, P. Ontology or the theory of being: an introduction to general metaphysics / P. Goffey. - London, New York : Longmans, Green and Co., 1918.

- 447 p.

178. Goris, W. The confuse and the dictinct - towards a proper starting point of human knowledge in Thomas Aquinas and Duns Scotus // Medieval perspectives on Aristotel's "De anima" / L. R. Friedman, J.-M. Counet. - Louven : Peeters, 2013.

- P. 249-276.

179. Gracia, J. J. E. Individuality and the individuating entity in Scotus's Ordinatio: an ontological characterization // John Duns Scotus: metaphysics and ethics / ed. by L. Honnefelder, R. Wood, V. Dreyer. - Leiden, New York : Brill. 1996. - P. 229-49.

180. Gracia, J. J. E. Scotus's conception on metaphysics: the study of the transcendentals // Franciscan Studies. - 1998. - Vol. 56. - P. 153-168.

181. Gracia, J. J. E. Suarez and the doctrine of the transcendentals // Topoi. - 1992. -№11. - P. 121-133.

182. Gracia J. J. E. The transcendentals in the Middle Ages: An introduction // Topoi.

- 1992. - №11. - P. 113-120.

183. Gutas, D. Avicenna and the Aristotelian tradition. Introduction to reading Avicenna's philosophical works / D. Gutas. - Leiden, Boston: Brill. - 2014. - 615 p.

184. Halfwassen, J. Der Aufstieg zum Einen: Untersuchungen zu Platon und Plotin / J. Halfwassen. - München, Leipzig: de Gruyter, 2006. - 440 p.

185. Hall, A. W. Thomas Aquinas and John Duns Scotus: Natural theology in the High Middle Ages / A. W. Hall. - London, New York : Continuum, 2007. - 192 p.

186. Halper, E. C. H. One and many in Aristotle's Metaphysic's Alpha - Delta / E. C. H. Halper. - Las Vegas : Parmenides Publishing, 2009. - 535 p.

187. Heidegger, M. Duns Scotus's theory of the categories and of meaning / M. Heidegger ; trans. by H. J. Robbins. - London : De Paul University. 1978. - 401 p.

188. Hocedez, E. S. J. Aegidii Romani Theoremata de esse et essentia, texte précédé d'une introduction historique et critique / E. Hocedez. - Louvain : Museum Lessianum, 1930. - 315 p.

189. Honnefelder, L. Ens inqantum ens. Der Begriff des Seinden als solchen als Gegenstand der Metaphysik nach den Lehre des Johannes Duns Scotus / L. Honnefelder. - Münster : Aschendorff, 1989. - 468 p.

190. Honnefelder, L. Johannes Duns Scotus / L. Honnefelder. - Münich : Beck, 2005. - 192 p.

191. Honnefelder, L. Scientia transcendens: Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realität in der Metaphysik des Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit (Duns Scotus, Suarez, Wolff, Kant, Peirce) / L. Honnefelder. - Hamburg : Meiner, 1990. - 568 p.

192. Honnefelder, R. Der zweite Anfang der Metaphysik. Voraussetzungen, Ansätze und Folgen der Wiederbergründung der Metaphysik im 13./14. Jarhundert // Philososophie im Mittelalter. Entwicklungslinien und Paradigmen / I. P. Beckmann, W. Kluxen. - Hamburg : Felix Meiner Verlag GmbH, 1987. - P. 165186.

193. Hourani, G. F. Ibn Sina on Necessary and Possible Existence // Philosophical Forum. - 1972. - №4. - P. 74-86.

194. Hubler, J. N., Moderatus, E. R. Dodds and the development of neoplatonist emanation // Plato's Parmenides and its Heritage: in 2 Vols. / J. Turner, K. Corrigan. - Atlanta : Society of Biblical Literature, 2010. - Vol. 1. - P. 115-130.

195. Hyman, H. A. Aristotle's 'First Matter' and Avicenna's and Averroes' 'Corporeal Form' // Harry Austin Wolfson Jubilee Volume: in 2 vols. - Jerusalem : American Academy for Jewish Research, 1965. - Volume 1: English Section. -P. 385-406.

196. John Duns Scotus: metaphysics and ethics / ed. by L. Honnefelder, R. Wood, V. Dreyer. - Leiden, New York : Brill. 1996. - 608 p.

197. Jordan, M. D. The grammar of esse: readind Thomas on the Transcendentals // The Thomist: A Speculative Quarterly Review. - 1980. - V. 44, №1. - P. 1-26.

198. Kemple, A. B. Ens primum cognitum in Thomas Aquinas and the tradition. The philosophy of being as first known / A. B. Kemple. - Leiden, Boston : Brill, Rodopi 2017. - 384 p.

199. Kremer, K. Die neuplatonische Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin / K. Kremer. - Leiden : Brill, 1971. - 512 p.

200. Lay, R. Passiones entis disiunctae. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Transcendentalienlehre // Theologie und Philosophie. - 1967. - Vol. 42. - P. 5178.

201. LaZella, A. T. Thomas Aquinas, the real distinction between esse and essence, and overcoming the conceptual imperialism : A thesis / LaZella A. T. - Chicago, Illinois, 2010. - 421 p.

202. Libera, A. de. Albert le Grand et la philosophie / A. de Libera. - Paris : Vrin, 1990. - 296 p.

203. MacDonald, S. Goodness and transcendental: The early thirteenth-century recovery of Aristotelian idea // The transcendentals in the Middle Ages / J. J. E. Gracia // Topoi. - 1992. - №11. - P. 173-176.

204. MacDonald, S. The Metaphysics of Goodness and the Doctrine of the Transcendentals // Being and Goodness: the Concept of the God in Metaphysics and Philosophical Theology / S. MacDonald. - Cornell University Press, 1991. -P. 61-68.

205. Mandonnet, P. Les premières disputes sur la distinction réelle entre l'essence et l'existence // Revue Thomiste. - 1910. - №18. - P. 741-765.

206. Maurer, A. Being and knowing. Studies in Thomas Aquinas and later medieval philosophies / A. Maurer. - Toronto : Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1990. - 506 p.

207. Montagnes, B. The doctrine of the analogy of being according to Thomas Aquinas / eng. trans. E. M. Macierowsky. - Milwaukee : Marcet Universiry Press, 2004. - 208 p.

208. Morrison, D. M. The place of unity in Aristotel's metaphysical project // Proceedings of the Boston Area Colloquium in Ancient Philosophy. - 1993. - №9.

- P. 131-156.

209. Moulin, I. Albert's doctrine on substance // A Companion to Albert the Great / I. M. Resnick. - Leiden, Boston : Brill, 2013. - P. 648 - 658.

210. Moulin, I., Twetten, D. Causality and Emanation in Albert // A Companion to Albert the Great / I. M. Resnick. - Leiden, Boston : Brill, 2013. - P. 694-721.

211. O'Shaughnessy, Th. St. Thomas and Avicenna on the nature of the one // Gregorianum. - 1960. - Vol. 41, No. 4. - P. 665-679.

212. Oeing-Hanhoff, l. Die Methoden der Methaphysik im Mittelalter // Die Methaphysik im Mittelalter, Ihr Ursprung und ihre Beduetung. Miscellanea Mediavalia, 2. - Berlin : W. de Gruyter. 1963. - P. 71-91.

213. Oeing-Hanhoff, l. Ens et unum convertuntur. Stellung und Gehalt des Grundsatzes in der Philosophie des Hl. Thomas von Aquin / I. Oeing-Hanhoff. -Münster : Aschendorff, 1953. - 194 p.

214. Osborne, K. B. Alexander of Hales: Precursor and Promoter of Franciscan Theology // The History of Franciscan Theology / K. B. Osborne. - New York : Franciscan Institute, St. Bonaventura University, 1994. - P. 1-38.

215. Owen, G. E. L. Logic and metaphysic in some earlier works of Aristotle // Aristotle and Plato in the mid-forth century / Düring and Owen. - Göteborg : Elanders Boktryckeri Aktiebolag, 1960. - P. 163-199.

216. Owens, J. Common nature: a point of comparison between thomistic and scotistic metaphysics // Medieval Studies. - 1957. - V. 19. - P. 1-14.

217. Owens, J. The doctrine of being in the Aristotelian Metaphysics / J. Owens.

- Toronto : Pontifical Institute of Medeival Studies, 1978. - 539 p.

218. Owens, J. Unity and essence in St. Thomas Aquinas // Mediaeval Studies. - 1961.

- Vol. 23. - P. 240-259.

219. Pannier, R., Sullivan, T. D. Aquinas on "exists" // American Catholic Philosophical Quarterly. - 1993. - Vol. 67 (2). - P. 157-166.

220. Pasnau, R. Metaphysical Themes: 1274-1671 / R. Pasnau. - Oxford : Clarendon Press, 2011. - 810 p.

221. Pasnau, R. Theories of cognition in the later Middle Ages / R. Pasnau. -Cambridge, New York : Cambridge University Press, 1997. - 330 p.

222. Pini, G. Univocity in Scotus "Questiones super Metaphysicam": The solution to a riddle // Medioevo. Rivista di storia della filosofia medieval. - 2005. - Vol. 30. - P. 69-110.

223. Pouillon, H. Le premier traité de propriétés transcendantales, La "Summa de bono" du Chancelier Philippe // Revue néoscolastique de philisophie. - 1939. -№42. - P. 40-77.

224. Prentice, R. P. The basic quidditative metaphysic of Duns Scotus as seen in his "De Primo Principio" / R. P. Prentice. - Rome : Antonianum, 1970. - 230 p.

225. Salas, V. Albertus Magnus and Tomas Aquinas of the analogy between God and creatures // Medieval Studies. - 2010. - №72 - P. 283-312.

226. Scaltsas, T. Substances and universals in Aristotle's Metaphysics / T. Scaltsas. -Ithaca, London : Cornell University Press, 1994. - 297 p.

227. Stump, E. Aquinas / E. Stump. - London, New York : Routledge, 2003. - 611 p.

228. Sweeney, L. Esse Primum Creatum in Albert's the Great's Liber de Causis et Processu Universitatis // The Thomist. - 1980. - Vol. 44 (4). - P. 599-646.

229. Sweeney, L. The meaning of esse in Albert the Great's texts in "Summa de creaturis et Scripta super Sententias" // The Southwestern Journal of Philosophy. -1979. - Vol. 10, №3. - P. 65-95.

230. Tallon, H. J. Does Thomism neglect multitude? // The New Scholasticism. -1963. - №37. - P. 267-292.

231. The Cambridge History of Later Medieval Philosophy / N. Kretzmann, A. Kenny, J. Pinborg. - Cambridge : Cambridge University Press, 2008. - 992 p.

232. The Camridge Companion to Duns Scotus / T. Williams. New York : Cambridge University Press, 2003. - 408 p.

233. Tonner, P. Duns Scotus's concept of the univocity of being: another look // Pli: The Warwick Journal of Philosophy. - 2007. - № 18. - P. 129-146.

234. Trouillard, J. Un (Philosophies de 1) // Encyclopaedia universalis. - Paris : RECYCLIVRE, 1988. - P. 427-429.

235. Twetten, D. Alberts's argument for the existence of God and the Primary Causes // A Companion to Albert the Great / I. M. Resnick. - Leiden, Boston : Brill, 2013. - P. 658-687.

236. Vargas, R.E. Albert on being and beings: the Doctrine of Esse // A Companion to Albert the Great / I. M. Resnick. - Leiden, Boston : Brill, 2013. - P. 627-648.

237. Vos, A. The philosophy of John Duns Scotus / A. Vos. - Edinburgh : Edinburgh University Press, 2006. - 654 p.

238. Waddell, M. M. Truth or transcendentals: What was St. Thomas's intention // The Thomist. - 2003. - V. 67. №2. - P. 197-219.

239. Was ist Philosophie im Mittellalter? / J. A. Aertsen, A. Speer. - Berlin, New York : Miscellanea Mediaevalia, 1998. - 1066 p.

240. Whiting, J. W. Form and individuation in Aristotle // History of Philosophy. -1986. - Quarterly 3. - P. 359-377.

241. Willer, E. A. Platons Parmenides in seinem Zusammenhang mit Symposion und Politeia: Interpretationen zur Platonischen Henologie / E. A. Willer. - Oslo : Aschehoug, 1960. - 220 p.

242. Wippel, J. F. Essence and existence // The Cabridge History of Later Medieval Philisophy. From the discovery of Aristotle to the disintergration of the scholasticism. - Cambridge : Cambridge University Press, 2008. - P. 385-410.

243. Wippel, J. F. The latin Avicenna as a source of Thomas Aquinas's metaphysics // Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. - 1990. - V. 37. - P. 5190.

244. Wippel, J. F.Thomas Aquinas and the unity of substantial form // Philisophy and theology in the long Middle Ages. A tribute to Stephen Brown / K. Emery, R. L. Friedman, A. Speer. - 2011. - Leiden, Boston : Brill. - P. 117-154.

245. Wisnovsky, R. Avicenna's Metaphysics in Context / R. Wisnovsky. - Ithaca, New York : Cornell University Press, 2003. - 305 p.

246. Wolter, A. B. The transcendentals and their function in the metaphysics of Duns Scotus / A. B. Wolter. - New York : The Franciscan Institute, 1946. - 204 p.

247. Zimmermann, A. Ontologie oder Metaphysisk? Die Diskussion über den Gegenstand der Methaphysik im 13. und 14. Jahrhundert. Texte und Untersuchungen / A. Zimmermann. - Louven : Peeters, 1998. - 445 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.