Порфирий Успенский: творческая биография и научное наследие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Герцман, Екатерина Евгеньевна

  • Герцман, Екатерина Евгеньевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 364
Герцман, Екатерина Евгеньевна. Порфирий Успенский: творческая биография и научное наследие: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2004. 364 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Герцман, Екатерина Евгеньевна

Вступление

Часть I. Житие

Гл.1. Дом в Костроме.

Гл.2. «Одесса - мой любимый город.».

Гл.3. Венский путь в Иерусалим.

Гл.4. Восточное путешествие (от дипломатии - к науке). Гл.5. Архипастырь.

Часть II. Научная порфириана

Гл.1. На окраинах Византийской империи. Гл.2. Несущие слово Божие. Гл.З.Святая Гора.

§1. Круг затронутых исторических проблем.

§2. Духовное наследие безмолвников.

§3. Первый афонский устав.

§4. Методика исследовательского анализ, документы и рукописные источники Порфирия. Гл.4. Церковное живописание.

Часть III. Духовное завещание

Гл.1. Московская «ссылка». Гл.2. Рукописное сокровище. Гл.3. Мириобиблион (хроника гибели библиотеки Порфирия Успенского).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Герцман, Екатерина Евгеньевна

Заключение

Прошло больше столетия после смерти архиепископа Порфирия Успенского, а образ этого человека продолжает удивлять нас, приоткрывая все новые и новые свои стороны. Ученые исследуют его труды, собранные им материалы, читают привезенные им рукописи, обогащая свои представления и знания по истории христианства. Возможно, что большинство деяний Порфирия рано или поздно забудутся, но два его дела - организация Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и создание одной из богатейших в мире рукописных коллекций навсегда впишут его имя на скрижали истории.

Знакомство с биографией Успенского показывает, что именно в родной Костроме сформировались основные черты его характера, которые в дальнейшем то выручали ученого, то мешали ему. В Костроме же Успенский начал свое образование. Поэтому, несмотря на то, что о «костромском» периоде известно совсем немного, было бы неверно рассматривать его формально, просто как родину, город детства и отрочества. Ведь именно в Костроме Порфирий понял свое предназначение, почувствовав желание стать церковным человеком. Если бы не это понимание, то не было бы ни костромской семинарии, ни Петербургской Духовной Академии, ни Иерусалимской Миссии, ни Киевского епископства.

Рождение же Порфирия как ученого произошло в Одессе, где его окружали не столько деятели церкви, сколько ученые или просто любознательные люди. Поэтому организованное фактически друзьями Успенского Одесское Общество Истории и Древностей сформировало его научные интересы. В таком обществе природная любознательность Порфирия не могла не проявить себя. История христианства, христианская археология, иконография, палеография и поиск любых исторических источников - все это стало для Успенского второй стихией его жизни, более неистовой и всепоглощающей.

Современники нередко считали Порфирия излишне самолюбивым, тщеславным и вспыльчивым. Возможно, они имели на это основания. Спору нет, личность Порфирия Успенского, как всякая выдающаяся личность, весьма противоречива. Далеко не всегда он был искренен в словах и поступках. Но нельзя забывать, что Успенский родился в провинции. Он не имел ни богатства, ни связей. Чтобы добиться чего-то з жизни, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом ему приходилось быть активным, умным, а порой и хитрым. Иначе вряд ли из богобоязненного костромского семинариста - наивного и, по строгим критериям, не очень образованного - он смог бы стать человеком энциклопедических знаний, достичь высот и в церковной, и в научной деятельности. Кроме того, поднявшись достаточно высоко по социаль-нойи и иерархической лестнице Успенский вынужден был жить в соответствии с принятыми в обществе традициями.

Всю жизнь в нем боролись две ипостаси - священник и ученый. Честолюбие и многоликость характера, талант и трудолюбие подарили Порфирию возможность добиться успеха. Вне зависимости от того как оценивать сложные взаимоотношения религии и науки (считать ли первую антиподом второй или одну - продолжением другой), они обе смогли счастливым образом ужиться в одном человеке. Родившаяся в детстве тяга к религии, а позже - ее глубокое осмысление, выстроила в сознании Успенского «сверхзадачу» его существования - проповедь. Еще не осознавая того, юный Успенский стремился стать священником, человеком, который волей истории станет для верующих необходимым звеном в их общении с Богом. Это устремление направило его к более глубокому изучению истории христианства и привело Порфирия к его главным научным интересам. Всю жизнь священник и ученый то мешали друг другу, то помогали. Тем не менее, во все периоды своей жизни - в Костроме и Петербурге, Одессе и Вене, на Востоке, в Киеве или Москве - Порфирий Успенский оставался верен главному стремлению своей жизни: достичь знания «истины во всем». Желание как естественное, так и не достижимое. Но именно эта недостижимость не позволяла ему остановится на достигнутом, побуждала идти вперед.

Научная порфириана - это огромнейший конгломерат исследований по самым разным областям. С особенным любопытством Порфирий изучал самые разные ветви истории христианства - древние рукописные, нумизматические или археологические источники, палеографию, переводы Священного Писания и восточно-христианское искусство. Причем Успенский осознавал, что несмотря на уже появившееся большое количество работ, история становления и развития православия, как и вся византинистика (в современном понимании), в его время делали только первые шаги. Поэтому Порфирий лишь собирал материалы, создавал ту истинно научную базу, на которой когда-нибудь должно было вырасти великолепное здание истории Византии. Себя же он причислял к скромным труженикам, собирающим источники для своих последователей: написал ряд работ об отдельных патриархатах империи, опубликовав ценнейшие материалы, накопленные им во время многочисленных поездок. Вообще, если попытаться объединить достаточно раздробленные по своей тематике труды Успенского, то выявляется общая тема со «сверхзадачей», поставленной им перед собой -проповедь христианства. Причем ученого интересовали не только идеи, но и то, как они выражались, каким путем достигали сознания паствы. Жизнь проповедников, их мысли, анализ произведений - все находило свое отражение в исследованиях Успенского. Интересно, что, по глубочайшему его убеждению, нести божественное слово человечеству можно было не только словом, но и красками, и музыкой, и даже просто собственным образом жизни. Поэтому в своих научных поисках Пор-фирий с величайшим вниманием относился и к христианским писателям, и к художникам, и к композиторам. Его исследования о проповедниках всех восточных патриархатов стали своеобразной энциклопедией. Наряду с известными и хорошо изученными авторами он рассказал и о совсем забытых, чьи сочинения остались только во фрагментах или же вовсе не сохранились.

Но одна область в изучении истории православия оказалась для ученого приоритетной - история Афона, выполненная им с такой скрупулезностью и тщательностью. Конечно, как любому первооткрывателю, Успенскому было труднее своих последователей, поскольку он касался еще почти неизученной области. Как известно, в его время возможностей ознакомиться с источниками, дающими представления об истории Святой Горы, было очень мало, а доступ к ним был крайне затруднен. Документы афонских архивов не публиковались. Попасть же на Афон и добраться до монастырских библиотек оказывалось невероятно трудной задачей. Поэтому, не закрывая глаза на многочисленные неточности и ошибки Порфирия, нельзя не воздать должное его самоотверженному труду и не признать, что он и по сей день остается самым глубоким исследователем Афона. Его книги, посвященные истории Святой Горы - самые обширные (по крайней мере, в отечественной историографии), а с точки зрения изложения материала - самые систематизированные. Конечно, за столетие, прошедшее со времени кончины Порфирия, появились гораздо более глубокие исследования, основанные на новых, неизвестных в XIX веке документах. Однако, вне всякого сомнения, пионером подлинно научного изучения Афона был именно Порфирий Успенский.

Еще одним из серьезнейших интересов ученого стало восточно-христианское изобразительное искусство. Со времени окончания иконоборческого противостояния иконы были неотъемлемой частью православного религиозного культа. Порфирий же проявлял невероятный интерес ко всем видам христианского изобразительного искусства -живописи, архитектуре, прикладному искусству. Особенно внимательно он изучил византийскую иконографию и ее историю (прежде всего на произведениях афонских художников). Таким образом, учитывая, что эта сфера исследований в первой половине XIX столетия в России тоже была развита крайне слабо, становится очевидным, что и здесь Успенский стал одним из первооткрывателей.

Безусловно, Успенский, как и всякий ученый, не смог избежать ошибок и заблуждений, но такова уж судьба любого исследователя, который идет не проторенными дорогами, а старается выяснить новое, неизведанное. Судить же о любом историческом явлении или личности следует в соответствии со временем и оценивать по критериям их эпохи. Деятельность Порфирия Успенского олицетворяет собой первые серьезные шаги отечественного византиноведения, причем в направлении не связанном исключительно с работой кабинетного ученого, а сопряженном с постоянным поиском новых документов и свидетельств. Более того, Успенского можно смело назвать не только историком Византии или историком христианства, но и исследователем искусства, права, палеографом и переводчиком. Представляется, что эта традиция, заложенная Порфирием Успенским, была впоследствии подхвачена и развита учеными различных специальностей.

Однако, судьба порфнрьевского научного наследия сложилась трагически. Библиотека, содержавшая редчайшие издания, так и не дождалась решения своей участи от Святейшего Синода, а затем, в пылу политических катаклизмов была утеряна. Иконы, оставленные Успенским Новоспасскому монастырю, не сохранились. Сходная участь постигла и коллекцию древних икон, унаследованную Археологическим обществом при Киевской Духовной Академии. Поэтому копии и подлинники афонских икон, древняя церковная утварь, нумизматические памятники Византии - все это составляло ценнейшие коллекционные собрания Успенского, канувшие в хаосе политических событий российской истории. Только одна часть наследства Порфирия, завещанная им будущим поколениям уцелела - его рукописная коллекция. В каждом уголке христианского Востока, где Успенский оказывался, он осматривал библиотеки, особенно интересуясь рукописным наследием. В монастырях, скитах и подворьях - он везде находил древние манускрипты. Причем все источники, собранные ученым со страстью и увлечением, являлись для него не просто сувенирами или же материальной ценностью. У него была идея, замысел, который он последовательно осуществлял: собрать образцы почерков всех исторических периодов Византийской империи, или же создать свод музыкальных рукописей, который отражал бы важнейшие вехи истории византийской церковной музыки и так далее. Именно этим и отличается коллекионер-ученый от обычного любителя антиквариата.

Вот уже более ста лет в мире нет ни одного историка христианства, который бы не пользовался материалом, собранным Порфирием. Вообще, трудно сказать, по какому бы пути пошло развитие византиноведения, если бы не деятельность Успенского. Пройдут годы, появятся новые поколения исследователей, будут обнаружены неизвестные ранее документы и, возможно, взгляды на многие исторические проблемы окажутся иными. Однако есть все основания думать, что вклад, внесенный Порфирием Успенским в науку, будет продолжать «трудиться», помогая осваивать «византийское поле».

Удивительная многогранная личность, скрупулезный ученый и внимательный переводчик, религиозный проповедник и дипломат, неутомимый путешественник. Строки, написанные им в новогоднюю ночь с 1851 на 1852 год в Киеве, - отражение его мудрости, любознательности и удивительной веры в будущее: «31-е. Понедельник. Около полуночи я сидел тут на деревянной скамье у самого обрыва. Месяц катился по небу меж туманов и облаков и порой озарял меня вскользь. Я ловил его луч, чтобы мне было светлее, но не смог этого сделать. От ближней хижины прибежал ко мне пес, черный как смоль. Сперва проворчал он не борзо, потом приласкался ко мне и сел по подобию нашему. Я три раза погладил его бархатистую голову. От нее посыпались искры. Мы оба сидим в лес темный глядим. Все окрест тихо. Ни ветра, ни шелеста, ни стука, ни звука! Я рукой оперся на черного пса. На небе звезды, в душе моей думы горели. Каков будет этот год? Мы ли изменимся и почием от дел своих, или образ мира сего пройдет? Все ли древнее минет и все ли будет новое? Не ведаю. Я в келье. Еще минута и старый год канет в вечность. Канул! Слава! Мир дорогой!»148.

148 Порфирий Успенский. Книга бытия моего.Т.4. С.223.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Герцман, Екатерина Евгеньевна, 2004 год

1. Каталог разных актов, хранящихся в монастырях, скитах и келлиях святой Горы Афон //Журнал Министерства Народного Просвещения1. 4.55. 1847.

2. Описание монастырей афонских в 1845-1856 годах //ЖМНП. 4.58. 1848.

3. Синайский полуостров. СПб. 1848.

4. Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. //Литературные прибавления к ЖМНП. 1855. №3.

5. Отрывок из путешествий в Египетские обители (преподобного Антония Великого и Павла Фивейского. Статья первая и вторая. СПб.1855.

6. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. СПб.,1856.

7. Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. СПб.,1856.

8. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. СПб., 1856.

9. Вероучение, богослужение, чинопочитание и правила церковного благочестия Египетских христиан (Коптов). СПб., 1856.

10. Далее для обозначения этого издания будет использоваться общепринятая аббревиатура ЖМНП.

11. Восток христианский. Египет и Синай. Виды, очерки, планы и надписи к путешествиям о. Порфирия. СПб. 1857.

12. Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. Спб. 1857.

13. Взгляд на плавание наших торговых пароходов к берегам Афона //Листок Общества параходства и торговли. 1860, №77 и 78.

14. Антиохийский патриархат //Церковная Летопись Духовной Беседы на 1860 год. СПб.1860 Письмо из Каира //Церковная Летопись Духовной Беседы на 1860 год. СПб. 1860

15. Драгоценная для России находка на св. Горе Афонской // Церковная Летопись. Ноябрь, 1861.

16. Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный, и весь Новый Завет с посланием св.Апостола Варнавы и книгой Ермы. СПб., 1862.

17. Сказание о православной адмийской митрополии //Духовная Беседа, 1863. Т. 19.

18. Священное писание у христианских женщин и библейская редкость у государыни императрицы Марии Александровны. СПб. 1864.

19. Четыре беседы Фотия. СПб., 1864.

20. Важное изобретение петербургского иконописца Алексея Ивановича Травина. СПб. 1864.

21. Тысячелетие первой славы Российского государства //Духовная Беседа. 1864, №20 и 22.

22. Письмо к Константину Тишендорфу (Петербург 1864 г. 23 февАраля) //Труды Киевской Духовной Академии . 1865, №11.

23. Александрийский том о праздновании пасхи 1595 г. (Из записок путешественника по Востоку) //ТКДА, 1865, №10., а так же Церковная Летопись Духовной Беседы, 1860, №15.

24. Далее для обозначения этого издания будет использоваться аббревиатура ТКДА.

25. Речь бывшего начальника русской духовной миссии в Иерусалиме Архимандрита Порфирия при наречении его во епископа Чигиринского. Викария Киевской Епархии. СПб., 1865.

26. Исповедь кающегося грешника. Киев, 1866 (изд. 1-е), там же, 1868 (изд.2), там же, 1873 (изд.З), там же , 1879 (изд.4-е).

27. Деяние константинопольского собора 1593 г., которым утверждено патриаршество в России. Переведено с греческого // ТКДА, 1866, №7.

28. Отрывок из путешествия в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 г. //ТКДА, 1866, №4.

29. Восток христианский. Абиссиния. Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней //ТКДА, 1866, №3-6.

30. Участие России в судьбе Абиссинии //ТКДА, 1866, №10.

31. Послание иерусалимских патриархов в Грузию. Извлечены из делового кодекса, хранящегося в библиотеке святогробского подворья в Константинополе, переведены с новогреческого языка на русский //ТКДА, 1866, №2.

32. Суждение о названии «вселенский», которое дается константинопольскому патриарху //ТКДА, 1866, №2.

33. Сказание о внешнем виде св. мужей и жен и о возрасте их //ТКДА, 1867, №1.

34. Восток христианский. Сборник рукописей, содержащих наставления в живописном искусстве и описания внешнего вила Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых обоего пола //ТКДА, 1867, №2.

35. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 года//ТКДА, 1867, №7.

36. Письма о пресловутом живописце Панселине арх. Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе арх. Антонину //ТКДА, 1867, № 10.

37. Книга о живописном искусстве Даниила священника 1674 г. // ТКДА, 1867, №12.

38. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионсием Фурноаграфиотом 17011733 гг. // ТКДА, 1868, №2, №3, №6, №12.

39. Египет. Состояние апостольской, правослано-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века // ТКДА, 1868, №5, №10, №11.

40. Путешествие арх. Порфирия Успенского в Нитрийские монастыри в Ливии в 1845 году //ТКДА, 1868, №8, 1869, №1 и №2.

41. Восток христианский. Богослужение абиссинов. I. Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике //ТКДА, 1869, №8.

42. Восток христианский. Богослужение абиссинов. II. Апостольская литургия александрийской церкви, сохранившаяся у эфиопов в апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском //ТКДА, 1869, №4.

43. Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец первый: Бытие //ТКДА, 1869, №2.

44. Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец второй: Псалтирь //ТКДА, 1869, №4.

45. Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец третий: Притчи // ТКДА, 1869, №5.

46. Образцы русского перевода священных книг ветхого завета о греческого перевода 72 толковников. Образец четвертый: Песнь песней // ТКДА, 1869, №6.

47. Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец пятый: Преобразования и пророчества, читаемыен в церкви накануне господских и богородичных праздников и других священных дней // ТКДА, 1869, №7-10.

48. Восток христианский. 1 .Просопография церковная. 2. Живопись церковная //ТКДА, 1871, №4.

49. Извлечение их письма касательно секты щтундистов, вторгшейся в Киевскую епархию, именно в село Плоское, Таращанского уезда //Киевские епархиальные ведомости. 1862, №7.

50. Четыре книги маккиавейские. Перевод с греческого подлинника, изданного в Москве в 1821 году по благословению св.Синода всероссийского. Книга маккиавейская 1-я //ТКДА, 1873, №3.

51. Четыре книги маккиавейские. Перевод с греческого подлинника, изданного в Москве в 1821 году по благословению св.Синода всероссийского. Книга маккиавейская 2-я //ТКДА, 1873, №9.

52. Четыре книги маккиавейские. Перевод с греческого подлинника, изданного в Москве в 1821 году по благословению св.Синода всерос сийского. О маккиавеях слово 3-е //ТКДА, 1873, №11.

53. Четыре книги маккиавейские. Перевод с греческого подлинника, изданного в Москве в 1821 году по благословению св.Синода всероссийского. О маккиавеях слово 4-е //ТКДА, 1873, №11.

54. Пятьдесят псалмов (26-75), переведенных с рукописной псалтири 862 года //ТКДА, 1873, №12.

55. Книга Есфири. Переведена с греческой рукописи 6629 1021 года, хранящейся в библиотеке Афоно-ватопедскоо монастыря //ТКДА, 1874, №6.

56. Восток христианский. Сирия 1. Список антиохийских патриархов //ТКДА, 1874, №6.

57. Восток христианский. Сирия 2. Сказание о сирийской унии. Перевод с греческого //ТКДА, 1874, №9.

58. Псалмы 76-118. Переведены м греческой рукописной псалтири 862 года //ТКДА, 1875, №8.-11.

59. Восток христианский. Список антиохийских патриархов, составленный Порфирием, епископом Чигиринским //ТКДА, 1875, №7, №8, №10, №11, №12,1876, №3.

60. Антиохийские патриархи в арабском списке священника Иоанна Жейми, 1856 г. //ТКДА, 1875, №3.

61. Мученичество и житие святого всехвального великомученика Иоанна Трапезундского, пострадавшего в Левкополе, называемом по общему определению Аккерман //Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей. Т.1Х. 1875.

62. Отрывок из путешествия епископа Порфирия Успенского в афонские монастыри и скиты 1846 году. О св. Кирилле, просветителе славян моравских //ТКДА, 1877, №10.

63. Греческая надпись в Пицунде, на восточном берегу Черного моря //Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей. Т.Х. 1877.

64. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 и 1846 году. 4.1. Отд.1 и 2. Киев, 1877., 4.2. Отд.1. Москва, 1877., Отд.2. Москва, 1880.

65. Второе путешествие по св. Горе Афонской в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. Москва, 1880.

66. Стихирарные пииты. Отрывок их путешествия епископа Порфи-рия Успенского по Афону в 1846 году //ТКДА, 1878, №4-7.

67. Святой Дионисий Ареопагит и творения его //Чтение в обществе любителей Духовного просвещения. 1879, №1.

68. Новое слово об Афоноиверской иконе Богоматери //Чтение в обществе любителей Духовного просвещения. 1878, №8,

69. Проповедники в четырех патриархатах восточных и их пропове ди. В патриархате Иерусалимском. ТКДА //1879, №8.

70. Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди. В патриархате Антиохийском //ТКДА, 1879, №9.

71. Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди. В патриархате Александрийском //ТКДА, 1879, №10.

72. Проповедники в четырех патриархатах восточных и их проповеди. В патриархате Константинопольском //ТКДА, 1879, №11

73. О греческой приписке на Евангелии Х-го века Одесского музея в письме к епископу Таврическому Гурию //Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей. T.XI, 1879.

74. Проповедники на островах Средиземого моря // Труды Киевской Духовной Академии. 1880. № 1.

75. Проповедники в Греции, Фессалии, Эпире и Македонии //ТКДА, 1880, №4.

76. Проповедники во Фракии, частнее в Константинополе и Адрианополе //ТКДА, 1880, №7, №8.

77. Проповедники в Болгарии, Молдовлахии и Угорской Руси //ТКДА, 1880, №9.

78. Афонские книжники, СПб., 1883.

79. О религиозном состоянии Афонских обителей во время турецкого владычества над ними //Чтения в обществе любителей духовного просвещения 1883, №9-10, №12.

80. Зоографическая летопись Афона, и мое суждение о тамошней живописи //Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1884, стр.217-255.

81. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского (под ред. П. А. Сырку). Спб., 1902.

82. Замечательные рукописи в библиотеках Синайского монастыря и в архиепископских кельях там// Сборник Императорской Академии Наук. № 136.1. Другие источники:

83. Афонский Патерик. СПб., 1860.

84. Житие преподобного Иллариона Могленского//Полное собрание русских летописей. Т.9.

85. Козьма Пресвитер. Беседы на новоявившуюся ересь Богумило-ву//Православный Собеседник. Ч. 1-2. 1864.

86. Материалы для биографии ар. Порфирия Успенского (под ред. П. В. Безобразова). СПб., 1910.

87. Никиты Хониата История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Т. 1-2. СПб., 1860-1862.

88. Письма В. В. Стасова А. Ф. Бычкову. 1863-1898. Публикация JI. И. Бучиной// Рукописные памятники. Вып. 1. Публикации и исследования. Санкт-Петербург, 1996.

89. Синодик болгарского царя Бориса/ТВременное Общество Истории и Древностей России. 1855.

90. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Ed. Fr. Miklosich et Jos. Muller. Vindoleonae. 1860. T.l.

91. Actes du protaton. Edition diplomatique par Denise Papachrys-santhou. Paris, 1975.

92. Anna Comnena. Una cum Sinnamo continuatore Anne, et aliis quibusdam ad Alexiadem spectanibus. Gr. et Lat. Libr. XV. Venetiis. 1729.

93. Euthymius Zygabenus. Narratio de Bogomilis. Gotha, 1842.1.annis Cantacuseni Historiarum libri IV, ed. Schopen. Bonnae, 1828. Vol.1. P.552.

94. Nicephorus Gregoras. Bizantina Historia. Graece et Latine. Bonnae, 1830. Vol. II.

95. Nicetas Choniata. Historia. Ex recognatione. Bonnae, 1835. n<xvo7cAia боуцатгкт) (в лат. переводе): Maxima Biblioth. Vet. Patrum. T. XXI.

96. Stephani Byzantii Ethnicorum quae supersunt. Berolini. 1849. Zosimi Comitis Historia nova. Lipsiae, 1887.1. ЛИТЕРАТУРА:

97. Амфилохий, арх. Палеографическое описание греческих рукописей XI и XII века определенных лет. М., 1880.

98. Андрейко Е.В. А. С. Пушкин в Симферополе// Культура народов Причерноморья, 1998.

99. Антонин (Капустин), арх. О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874.

100. Антонин (Капустин), арх. Из записок синайского богомольца/Пруды Киевской Духовной Акадении. 1873. Март. С.389-421, Апр. С.325-356.

101. Белоусова Л.Г. Ришельевский лицей в Одессе // Педагогическая инициатива. Одесса, 1991 г., №4.

102. Бенешевич В.Н. Описание греческих рукописей монастыря св.Екатерины на Синае, т. 1 Замечательные рукописи в библиотеке Синайского монастыря и Синае-Джуванийского подворья (в Каире), опи санные архимандритом Порфирием (Успенским). СПб., 1911.

103. Беккер П.В. Гражданский быт Тиритов при римских императорах. Одесса, 1849.

104. Беккер П.В. Берега Понта Эвксинского от Истры до Борисфена в отношении к древним колониям. Одесса, 1851.

105. Беккер П.В. Материалы для древностей г. Томи и соседних ему приморских городов Понта Эвксинского. Одесса, 1859.

106. Болдырев М.И Замечательная кончина епископа Порфирия (Успенского)// Душеполезные чтения, № 4, 1904.

107. Бессонов.П.А. Петр Иванович Севастьянов и очерк его собрания //Современная Летопись, 1868, № 14

108. Брун Ф.К. Одесское общество истории и древностей, его записки и археологические собрания. Одесса, 1870.

109. Васильев А. Заметки о некоторых греческих рукописях житий святых на Синае//ВВ, 1908. Т.Х1У. С.276-333.

110. Васильевский В.Г. Описание Порфирьевского сборника византийских документов (греч.ССЬ) // Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1883 год. СПб., 1885.

111. Васильевский В.Г. Законодательство иконоборцев//Журнал Министерства Народного Ппросвещения, 1878;

112. Васильевский В. /".Материалы для внутренней истории Византийского государства// Там же. 1979-1880

113. Гавриил (Розанов), митроп. Историко-хронологическое описание церквей епархии одесской и таврической. Одесса, 1848.

114. Герд Л.А. Еп. Порфирий Успенский: из эпистолярного наследиям/Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995.

115. Герцман Е.В. В поисках песнопений греческой церкви. Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996.

116. Голубева ОД. В.В. Стасов. СПб. 1995.

117. Голубева ОД. М.А. Корф. СПб. 1995.

118. Гранстрем Е.Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып.1//ВВ № 16, 1959.

119. Дашков С.Б. Императоры Византии. М. 1996.

120. Дмитриев ИД. Московский первоклассный Новоспасский став -ропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем. М. 1909 г.

121. Дмитриевский A.A. Путешествие на Восток и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/88 году с приложениями. Киев, 1890.

122. Дмитриевский A.A. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность (1882-1907). Историческая записка, составленная по поручению совета общества. СПб. 1907.

123. Дмитриевский A.A. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. T.I-III. СПб. 1895,1901;

124. Ернштедт В. Список датированных греческих рукописей Пор-фирьевского собрания //Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1883 год. СПб., 1885. Приложение.

125. Зернин А. Император Василий Македонянин. 1854.

126. Зернин А. Очерк жизни Константинопольского патриарха Фотия. М. 1858.

127. Зернин А. Жизнь и литературные труды императора Константина Багрянородного. Харьков, 1858.

128. Иннокентий (Просвирин), арх. Памяти Епископа Порфирия //Богословские труды 26, 1985.

129. Карабанов И. Постная триодь. СПб. 1910;

130. Каратаев И.П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами 1491 1730 годов. СПб., 1861.

131. Каратаев И.П. Библиографические заметки о старопечатных славянских изданиях. СПб., 1872.

132. Каратаев И.П. Осмогласник 1491 г., напечатанный в Кракове. СПб., 1876.

133. Каратаев И.П. Описание славяно-русских книг, напечатанное кирилловскими буквами. Выпуск I. 1491 1602. СПб., 1878.

134. Кондаков Н.П. Древняя архитектура Грузии. М., 1876.

135. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.

136. Кондаков Н.П. Путешествие на Синай. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882.

137. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886.

138. Кондаков Н.П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890.

139. Кондаков Н.П. Указатель отделения средних веков и эпохи возрождения Эрмитажа. СПб., 1891.

140. Кондаков Н.П. Византийские эмали. Собрание A.B. Звенигородского. История и памятники византийской эмали. СПб., 1892.

141. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

142. Кондаков Н.П. Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия. СПб., 1902.

143. Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904.

144. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.

145. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914.

146. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.1-Ш. СПб., 1910-1912.

147. Курбатов Г.Л. История Византии (историография). Л., 1975.

148. Лаптева Л.П. Куник Арист Аристович //Славяноведение в дореволюционной России: Биобиблиографический словарь. М., 1979. С.206-208.

149. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века. СПб., 1998.

150. Лебедев А.П. Преосвященный Порфирий Успенский по поводу 100-летия со дня его рождения.//Богословский вестник, № 9, 1904.

151. Левицкий О. Богомильство болгарская ересь (исторический очерк)//Христианское чтение. 1870, янв.-февр.

152. Лесков Н.С. Мелочи архиерейской жизни // Собрание сочинений. М. 1957. Т.6.

153. Литаврин Г.Г. Василий Григорьевич Васильевский основатель Санкт-Петербургского центра византиноведения (1838-1899)//ВВ. 1994. Т.55(80).

154. Мансуров Б.П. Базилика императора Константина в святом граде Иерусалиме. Москва, 1885.

155. Мансуров Б.П. Русские раскопки в святом граде Иерусалиме перед судом Русского Археологического Общества. Рига, 1887.

156. Марченко А.Н. Становление и эволюция славянских монастырей на Святой Горе Афон в X-XII вв. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Пермь. 1999.

157. Меньшиков A. De eruditione et re litteraria Graecorum aetatis bisan-tinae. M. 1849.

158. Мурзакевич H.H. Записки //Русская старина, 1887 г. июнь.

159. Павловский M.К. Слова и речи. Одесса, 1851.

160. Пападимитру.С. rpTyyôpioç Г. Mapacr A,f|ç// Византийский Временник. 1907 г., №14, с.208-210.

161. Папулидис К. Просветительская и культурная деятельность греков Одессы XIX и XX вв //Политические, общественные и культурные связи народов СССР и Греции (XIX—XX вв.). М., 1989.

162. Поленов В.Д. Снимки с икон и других древностей святой горы Афонской из собрания Петра Ивановича Севастьянова. Санкт-Петербург, 1859.

163. Пономарев С.И. Новые труды преосвященного Порфирия Успенского// Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук. СПб. 1878.

164. Попруженко М. Г. Указатель статей, помещенных в 1-30 томах «Записок Одесского общества истории и древностей». Одесса, 1914.

165. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997.

166. Севастьянов П.И. Записка об археологической экспедиции на Афон //Современная Летопись, 1861, № 1;

167. Севастьянов П.И. О светописи в отношении к археологии (записка, читанная в 1858 г. в парижской академии) //Известия Императорского Археологического Общества, 1858, т. I.

168. Семеновкер.А.Б. Библиографические памятники Византии. М.1995.С.47-66.

169. Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви в IX-XII веках. Казань, 1894.

170. Срезневский И.И. Собрание Епископа Порфирия // Записки Императорской Академии Наук. Т. 12. СПб., 1868.

171. Срезнееский И. Палеографические наблюдения по памятникам греческого письма //Записки Императорской Академии Наук. Т.12. 1868.

172. Стурудза A.C. La Grece en 1821. Лейпциг, 1822. Стурудза A.C. Вера или ведение Одесса, 1833 Стурудза A.C. Рассуждение об учении и духе православной церкви. Веймар, 1816.

173. Стурудза A.C. Нечто о философии христианской. Москва, 1844. Стурудза A.C. Идеал и подражание в изящных искусствах. Москва, 1842.

174. Стурудза A.C. Нечто об этимологии и эстетике по отношению к истории и к науке древностей. Москва, 1844.

175. Сырку П.А. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных им в Императорскую Академию Наук по завещанию. СПб., 1891.

176. Успенский Ф.И. История Византийской империи VI-IX веков. М.,1996.

177. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Период Македонской династии (867-1057). М., 1997.

178. Флоринский Т. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П.И.Севастьянова (библиографическое разыскание) СПб., 1880.

179. Филарет, митроп. Начертание церковной библейской истории. СПб. 1816.

180. Филарет Черниговский. Историческое учение об отцах церкви. T.I-III. СПб., 1859.

181. Хитрово В.Н. Научное значение раскопок, произведенных православным палестинским обществом на русском месте близ храма Гроба Господня в Иерусалиме. СПб., 1885.

182. Хитрово В.Н. Неделя в Палестине. Из путевых воспоминаний. СПб., 1879.

183. Хитрово В.Н. Палестина и Синай. Вып. I, СПб., 1876; Вып. II, СПб., 1886.

184. Хитрово В.Н. Русские паломники Святой Земли. СПб., 1905). Хитрово В.Н. Православие на Святой земле// Православный Палестинский сборник. Т.1, Спб., 1881.

185. Шевырев С.П. Афонские иконы византийского стиля в живописных снимках, привезенных Севастьяновым. Санкт-Петербург, 1859.

186. BepycDTfjg Г. Ae^iko A-EixoDpyiKcov ка1 teXetoupyikcdv opcov. ©ЕстааЯ-oviKfi, 1988.

187. De Burigny M. Histoire des revolutions de l'Empire de Constantinople. Paris, 1750.reSecbv M. О 'Авах;. 'Av&|j.vr|a£ic; ёу урасра - отще1состе1с;. 'Ev KcovotocvtivodttoXei. 1885.

188. Аоькакцд К. MEyaq oajva^apiaxriq. A0f|vai. 1889-1897. Didron A.N. Le Mont Athos// Annales archiologiques: vol. IV 1846,V 1846, XVII 1847,XVIII 1858, XX 1860, XXI 1861, XXIII 1863, XXIV 1864.

189. Engelhardt K. Krichengeschichtliche Abhandlungen. Erlangen, 1832. S. 163-250.

190. Gardthausen V. Catalogus codicum graecorum Sinaticorum Lipsiae,

191. Cellier R. Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques. T. XXI. Paris, 1780.

192. Didron M. Iconographie chrétienne. Histoire de dieu. Paris. 1843. Gieseler J., Lehrbuch der Kirchengeschichte//Uber den Dualismus der Slaven. Theologische. Studien und Krit. Heft. 11. T.II. 1844.

193. Gutschmid A. von. Kleine Schriften. Herausgegeben von Franz Ruhl. Vol. I-V. Leipzig. 1889-1893. Bd.II.

194. Hopwood D. The Russian presence in Syria and Palestine. Oxford,1969.

195. Meyer P. Die Haupturkunden für die Geschite der Athosklöster. Leipzig, 1894.

196. Oeder G. Prodromus historiae Bogomilorum criticae. Gottingen,1743.

197. Papety // Rue des deux mondes. 1848.

198. Royou J. Histoire du Bas-Empire depuis Constantin jusqu'à la prise de Constantinople en 1453, t. I-III. Paris, 1803.1.mbros S. Catalogue of the Greek manuscripts on Mount Athos. Vol.I-II. Cambridge, 1895-1900.

199. Meyer.F. Die Haupturkunden fur die Geschite der Athosklös-ter.Leipzig, 1894. S. 141; Actes du protaton. Edition diplomatique par Denise Papachryssanthou. Paris, 1975.

200. Nougaret P.J.B. Abrege de l'histoire du Bas-Empire par Lebau. Paris,1806.

201. Omont.H. Inventaire sommaire des manuscrits greecs de la Bibliothèque Nationale. Paris, 1898.

202. Theophanis Chronographia. Bonnae, 1839. P.126.1.empanoeuH 77. EoroMHJin// UptKBa EocaHtcica h Kpbctjihh. Y 3a-flpy, 1867.

203. WolfS. Historia Bogomilorum. Wurtemberg, 1712.

204. Schmidt C. Histoire de la secte des Cathares ou Albigeois. Paris, 1849.

205. Slavische Bibliothek, oder Beitruge zur Porphyrij Uspenskij // Slav-ischen Philologie und Geschichte. Herausgegeben von Fr.Miklosich. Bd.I. Weien. 1851.

206. Ullman C. Nicolos von Methone, Euthymus Zigabenus und Nicetas Choniates. Studien und Krit. Bd.III. Berlin, 1833.

207. Weisensei P.R. Prelude to the great reforms. Avraam Sergeevich No-rov and Imperial Russia in Transition. Minneapolis, Minnesota, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.