Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук У Чуньмэй

  • У Чуньмэй
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 212
У Чуньмэй. Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2006. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук У Чуньмэй

Введение.

Глава 1. Портрет (монументальный и бытовой) в рассказах и повестях JI. Андреева и его опыты живописного портрета.

1.1. Портрет и его жанровые вариации в живописи и русской классической прозе. Эволюция портрета священника в русской литературе (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.П. Чехов).

1.2. Портрет священника Василия Фивейского в «Жизни Василия Фивейского»: между жанровыми портретами и монументальной живописью.

1.3. Динамическое и статическое в портрете Василия Фивейского.

Глава 2. Приемы создания портрета героя в рассказах и повестях JL Андреева. (Словесная живопись и живопись JI. Андреева).

2.1. Портреты детей (жанровые зарисовки) у предшественников J1. Андреева и в его рассказах.

2.2. Способы парафразирования живописных полотен в рассказах и повестях J1. Андреева.

2.3. Парадный портрет героя и эпохи в рассказах и повести «Красный смех».

2.4. Иуда Искариот в повести J1. Андреева и его живописный аналог.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева»

Творческое наследие Леонида Андреева привлекает внимание филологов на рубеже XX—XXI вв. Самые разные стороны стиля писателя осмыслены в работах В.И. Беззубова, В.В. Брусянина, JI.A. Иезуитовой, А.А. Измайловой, И.П. Карпова, В.А. Мескина, Е.А. Михеичевой, А.П. Руднева, JI.A. Смирновой и других исследователей. Достаточно глубоко и полно исследованы социально-нравственные проблемы, волновавшие писателя, нравственно-философские коллизии в наследии JI.H. Андреева также рассматривались внимательно. Особое место среди этих работ занимают те, в которых исследуются черты экспрессионизма.

Однако в свете того, что в эпохе рубежа XIX — XX вв. современные ученые стремятся определить место и роль такого явления, как художественный синтез (Е.Р. Боровская, Г.Ю. Завгородняя, С.Н. Колосова, И.Г. Минералова, О.Г. Третьякова, др.), художественное наследие JI.H. Андреева представляет собой необычайно показательный феномен. В последнее время особенно при упоминании имени Андреева практически всегда возникает определение «экспрессионист», не сегодня возникшее и упорно фиксируемое.

Проза JI.H. Андреева изучается все интенсивнее, кажется, ниже приводимое определение имеет прямое отношение к современному положению дел с литературоведческим ее прочтением: «<.> если исследователи и критики не давали сколько-нибудь исчерпывающей характеристики стиля JI.H. Андреева, то они, наоборот, весьма легко произносили приговоры, давали оценку этому стилю»1. Далее этот ученый К.В. Дрягин замечает: «Именно экспрессионисты ставили своей задачей такое же, как у Андреева, изображение не индивидуального человека, не

1 Дрягин К.В. Экспрессионизм в России (Драматургия Леонида Андреева). Вятка, 1928. С. 8. конкретной живой личности, а или отвлеченного общего понятия, либо отдельных элементов человека»2.

Как известно, экспрессионизм — направление в европейской живописи, оформившееся к началу 10-х гг. XX века. «В экспрессионизме, —пишет В. Руднев, «ландшафт потрясенной души» предстает как потрясения самой действительности»3. Определение это для нас принципиально важно, так как со всей очевидностью указывает на то, что рассмотрение портрета в литературном творчестве писателя, аттестуемого как экспрессионист, важно и, более того, продуктивно для осмысления стиля вообще. Более того, общеизвестно, что JLH. Андреев, еще будучи студентом университета, показывает себя как живописец. Мастерство живописца позволяет и приучает воспринимать жизнь «фактурно» — через внутреннюю форму портрета со всеми ее жанрово-стилистическими составляющими, через «композицию живописного полотна», в которой важны свето-цветовые соответствия, закономерные ассоциации с полотнами духовно близких живописцев, порой через полемику с ними, например, Ф. Гойя, Б. Брейгель, др. Так что, обращаясь к прозаическому наследию JT.H. Андреева, мы намерены рассмотреть его опыты в живописи и прозе, т.к., на наш взгляд, без анализа этих двух ипостасей художника — живописца и прозаика — невозможно исчерпать всех тонкостей в определении стиля писателя JI.H. Андреева. В связи с этим мы считаем необходимым напомнить, как понимается портрет в литературе. ф JI.H. Дмитриевская, тщательным образом изучавшая вопросы теории портрета в литературном произведении, обобщившая опыт предшественников в определении данного явления в литературе, пишет: «Портрет в литературном произведении — одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности, души через изображение (portrait) внешнего облика, являющееся особой формой

• 2 Дрягин К.В. Указ. изд. С. 34.

3 Руднев В. Венский ключ // Ковчег, Киев. 1996. № 22. 4 постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя»4. Согласимся с исследователем, утверждающим: «<.> можно сказать, что история портрета есть в сокращённом издании история искусства и литературы»5.

Из всей истории литературного портрета нас будут интересовать эпохи и художники, привязанность к которым демонстрирует в своем творчестве J1.H. Андреев, то есть преимущественно конец XIX века и начало XX века как ближайшая наследуемая J1.H. Андреевым традиция, так и портреты в произведениях современников.

Что же касается живописного портрета, нашедшего свое отражение в литературных аналогах, то для нас важны определения портрета, которые формулирует искусствовед Н.М. Тарабукин: «Уже при первых же больших завоеваниях в области портрета вырабатываются две преимущественных формы этого вида искусства: портрет-биография и портрет-характеристика (здесь и далее выделено мной, кроме специально оговоренных случаев — У. Ч.). Обе формы нередко встречаются у одного и того же художника. Но в силу индивидуального темперамента живописцу обычно бывает присуща по преимуществу или та или другая форма. И Рембрандт представляется портретистом-биографом, а Франс Хальс — созидателем ярких характеристик»6.

В связи с этим следует дать определения и другим явлениям, которые мы уже упоминали и без понимания которых сложно судить и о стиле писателя Л. Андреева. Прежде всего для нас важны определения такого явления, как синтез, стилизация, которые в культуре Серебряного века подробно рассматривает И.А. Азизян в книге «Диалог искусств Серебряного века», М., 2001; JI.H. Дмитриевская в монографии «Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в

4 Дмитриевская J1.H. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н.Гиппиус). М., 2005. С. 90.

5 Галанов Б.Е. Искусство портрета. М., 1967. С. 41.

6 Тарабукин Н.М. Портрет как проблема стиля // Искусство Портрета. М., 1928. С. 178. творчестве З.Н. Гиппиус)», М., 2005; В.А. Мескин в дисс. доктора филологических наук «Кризис сознания и трагическое в русской прозе XIX — начала XX века», М., 1992; А.С. Матвеева в монографии «Лидия Чарская. Стиль сказочной прозы», Москва-Ярославль 2005; И .Г. Минералова в книге «Литература поисков и открытий» М., 1991; она же в докторской диссертации «Художественный синтез в русской литературе XX века». М., 1994; в книге «Русская литература серебряного века. Поэтика символизма» М., 1999, 2003, 2004; Л.А. Рапацкая в книгах «История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века»», М., 2001, «Русская художественная культура: Учебное пособие для студентов педагогических вузов», М., 2002; А.Е. Секриеру в дисс. канд. филологических наук «Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина», М., 1998; Л.А. Сугай в книге «Гоголь и русские символисты», М., 1999; и др.

Кроме того, проблема синтеза искусств ежегодно с 1999 года обсуждается исследователями на научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» на базе Московского педагогического государственного университета, выходит сборник статей с материалами каждой конференции.

Синтез — широкое понятие, охватывающее все явления культурной жизни: религию, искусство, философию, науку. Нас интересует, прежде всего, художественный синтез, но и он, по утверждению одного из исследователей в этой области И.Г. Минераловой — «<.> явление, по самой природе своей «предрасположенное к выходу за пределы собственно литературного материала»7.

Наиболее органичен внутрилитературный синтез между поэзией и прозой, так как между ними никогда не наблюдалось непреодолимых границ, и их взаимопроникновение было возможным во всякий литературный период. В интересующую нас эпоху поэзия и проза не просто проникают друг в друга,

7 Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 1999. С. 15. они пытаются привить себе то, что составляет основу, «сердцевину» другого. Эту особенность литературы Серебряного века заметила И.Г. Минералова: «Они (поэзия и проза — примечание наше. У.Ч.) взаимообогащаются, учатся друг у друга, пересоздавая (каждая — присущими ей средствами) на своей «территории» те или иные приемы и средства <.>. Серебряный век путем художественного синтеза ввел в прозу поэтическое смысловое начало»8.

В книге «Русская литература серебряного века. Поэтика символизма» на примерах творчества A.M. Добролюбова, А.Н. Скрябина и А. Белого исследователь показывает, что «стилизация носит явно творческий характер и неожиданно оказывается еще одним, притом мощным средством «музыкообразования», так как благодаря ей текст <.> прямо спроецирован на жанр симфонии, уже зародившийся в литературе серебряного века»9.

Для нас принципиально важно и следующее положение: «В арсенале «технических» приемов художественного синтеза Серебряного века стилизации принадлежит одно из важнейших мест. Современная стилизация ведет к свободному проявлению личного замысла и <.> личного стиля художника». Более того, «стилизация не соблюдение стиля, а развитие и создание нового стиля»10.

Действительно, перед стилизацией стали ставиться задачи, гораздо более сложные, чем обычно. Стилизовать свои произведения под произведения какого-то другого деятеля того же искусства (например, свои стихи под стихи другого автора) — одно дело. Другое — стилизовать одно искусство под другое (например, литературное произведение под музыкальное, как в «симфониях» Белого). Стремление к художественному синтезу превратило стилизацию из поэтической забавы в серьезный инструмент творчества»11.

Повторимся, дело все в том, что Л. Андреев писатель, прозаик, но он и о

Минералова И.Г. Указ. изд. С. 149,156.

9 Там же, С. 171.

10 Аничков Е.В. Реализм и новые веяния. СПб., 1910. С. 30.

11 Минералова И.Г. Указ. изд. С. 174. живописец, причем живописец в первую очередь, а затем уже писатель, литератор. Как известно, будучи еще студентом, JI. Андреев пишет картины «на продажу», и тем зарабатывает. «За это время я делал одну или две неудачные попытки писать, но с большим удовольствием и успехом отдавался живописи, которую люблю с детства, а именно, рисовал на заказ портреты по 3 и по 5 р. штука. Усовершенствовавшись, я стал получать за портрет по 10 и даже 12 р.»12.

Вообще интерес к зрительно-живописному необычайно высок в художнике Л. Андрееве (может, поэтому он становится и первым русским фотографом, сделавшим цветные фотографии). В любом случае, анализ портрета, сделанного писателем JI. Андреевым, «напрашивается» на сопоставления с портретами живописца Л. Андреева. Поскольку в его творчестве есть «любимые» писателем живописные сюжеты, жанры, типажи, то на них мы и позволим себе сосредоточиться, причем мы постараемся исследовать происхождение, «традиции», которым следует писатель в литературе и в живописи.

Таким образом, объектом исследования является портрет и его жанровые разновидности в художественной прозе и живописи JI.H. Андреева в сопоставлении с портретами в творчестве тех предшественников писателя, на творческий опыт которых он опирался в своей художественной лаборатории.

Предмет исследования: прозаические произведения Леонида Николаевича Андреева, преимущественно те, которые приобрели статус «классических»: «Ангелочек», «Петька на даче», «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», ряд других («Вор», «Призраки»,

12 Жизнь для всех (январь, 1903). Заметка самого Андреева после выхода нашумевшей повести «В тумане».

Мысль», «Тьма», «Вавилон», «Так было», «Елеазар», др.) в сопоставлении с произведениями Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, др.

Целью нашего исследования будет определение особенностей портрета героя в произведениях JI.H. Андреева в сопоставлении с его же живописными произведениями (в том числе и копиями любимых им мастеров-живописцев), позволяющими уточнить творческую манеру писателя, его стиль вообще.

Задачи работы таковы: проанализировать особенности создания портрета различных возрастной и социальной принадлежности в произведениях JI.H. Андреева и роль портретной характеристики в создании этого образа и внутренней формы произведения, подтверждающей общефилософскую позицию писателя; указать на особенности создания портрета священника JI.H. Андреевым в сравнении с прозаиками-предшественниками XIX века, дающими возможность уточнить характер традиций в прозаическом наследии JI.H. Андреева; выявить доминантные жанровые особенности в портретных характеристиках и отражение в них культурного стиля эпохи (портрет-биография, портрет-характеристика, парадный портрет, парный портрет, формы стилизаций портретов Ф. Гойи в прозе JI.H. Андреева).

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды А.Н. Веселовского, А.Ф. Лосева, П.А. Николаева, Н.М. Тарабукина, о. П. Флоренского, др.

Актуальность данного исследования. В современных подходах к анализу творческого наследия Л.Н. Андреева исследователи оставляют на периферии своего внимания его искусство портретиста, однако эмпирический художественный материал требует рассмотрения портрета в его произведениях, так как его анализ позволяет сделать более точные и определенные выводы об особенностях его стиля в целом.

Новизна работы состоит в том, что данный материал под избранным углом зрения не рассматривался, тогда как общее направление исследовательской мысли требует прочтения наследия JI.H. Андреева в контексте эпохи, жаждавшей «синтеза прежде всего» (Вяч. Иванов), а сам писатель обладал талантом и мастера-живописца, и художника, обладавшего несомненными способностями живописания в прозе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты нашего исследования и аналитический материал могут быть использованы в систематическом курсе истории русской литературы, на практических занятиях при анализе художественных произведений писателя в сопоставлении с живописными портретами самого писателя и художников-современников, а также на курсах и семинарах по выбору, посвященных проблемам стиля, синтеза.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы в докладах на Всероссийских научных и научно-практических конференциях в МПГУ: Портрет ребенка в рассказах «Петька на даче» и «Ангелочек» (2003 г.); Образ войны со «страной восходящего солнца» в «Красном смехе» JI. Андреева (2003 г.); Образ родины в стихотворении Н. Гумилева «Странник» (2003 г.); Икона и портрет в повести «Жизнь Василия Фивейского» JI. Андреева (2004 г.); Jly Синь и Л.Н. Андреев (2004 г.); во Владимирском государственном педагогическом университете в 2003 году: Симметрия как прием создания портретной характеристики (на примере рассказа Л. Андреева «Ангелочек»); в Арзамасском государственном педагогическом институте в 2004 году: «Путешествие на Запад» У Чэнэнь как любимая книга китайских читателей; в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина в 2005 году: Портреты старца и странника в рассказе И.А. Бунина

Аглая»; также в выступлениях на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры русской литературы XX века МПГУ, и в шести публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», У Чуньмэй

Заключение

Предпринятое нами исследование побудило рассмотреть рассказы и повести JI.H. Андреева под углом зрения, который еще не привлекал ученых-филологов. Оснований для избрания именно такого ракурса: сопоставление портретов, которые создает писатель-прозаик, и портретов и других работ живописца-JI. Андреева, как показал рассмотренный нами художественный эмпирический материал, достаточно. Было бы явным упрощением забыть в нашей работе об уроках прозаиков-предшественников и современников, ибо их опыт был для Л.Н. Андреева важен.

Мы убедились в том, что живопись и проза пользуясь различными изобразительными и выразительными возможностями, сходятся. Портрет как элемент описательной структуры художественного целого может свидетельствовать о стиле с необходимой и достаточной полнотой и аргументированностью.

Поскольку прозаическое наследие Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.П. Чехова необычайно обширно, мы остановились на одном социально значимом портрете у всех писателей, с тем, чтобы постараться увидеть, чем отличается манера каждого в обращении с портретом священника. Выводы, к которым мы приходим при анализе различных портретов, убеждают в следующем: писатели с разной степенью интенсивности используют возможности монументального парадного портрета, различных вариаций и отсылок к иконописному, так что доминантны будут следующие портреты:

• Живописный портрет, который указывает на иконописные черты;

• Реалистическое описание и даже шарж;

• Двойной романтический портрет;

• Система портретов-зеркал, в которых отражается доминантно парадный портрет

С другой стороны, опыт рассказчика Чехова по-своему воспринят Андреевым, желающим показать важный для него конфликт подлинной веры и «имитации» веры, сановной гордыни и настоящего горького человеческого страдания. Но А.П. Чехов, в отличие от JI.H. Андреева, стремится к метонимическому портрету, в котором по детали можно судить о целом.

• Более того, «многословность» в портретных характеристиках JI.H. Андреева объясняется прежде всего тем, что он стремится в свои портреты вместить смыслы и значения, которые важны для осмысления не только человека, но и мира, и «человеческого всеединства», по слову В. Соловьева.

Так риторически безупречно автор переходит от портрета к органическим философским обобщениям, формирующим портрет человечества. А от портрета человечества автор возвращается к образу, например, о. Василия, уже являющегося не просто портретом священника, но и одновременно символическим образом человека-человечества, устремленного к Богу, но пути к нему не имеющего, находящегося в ограниченных и замкнутых пределах материального существования, разомкнуть которые нет никаких сил, по мысли А. Шопенгауэра.

Нет сомнения, что в повести «Жизнь Василия Фивейского» создается диалог живописцев, названных выше (христианская живопись, варьирующая сюжеты Библии), и «отсылки» к любимому JI. Андреевым Ф. Гойе. Причем этот диалог намечен и выбором социально-духовной «роли» персонажа (священник) и выявлением в нем черт простолюдина, которые оказываются «полемичными» по отношению к сану и позволяют JI. Андрееву строить литературное произведение на соположении монументального портрета и

• многообразия жанровых этюдов: потенциал одного и другого здесь самоочевиден.

Вряд ли можно во всей полноте объяснить литературно-художественную манеру писателя JI.H. Андреева, игнорируя его опыт живописца и те традиции, которые «перенесены» им из сферы сугубо живописной в сферу писательства. Этот «перенос» подтверждается многочисленными наблюдениями над портретами в рассказах и повестях писателя.

В итоге мы приходим к выводу, что объяснение стиля JI.H. Андреева исключительно поэтикой экспрессионизма (или импрессионизма, как это делает К. Чуковский) было бы явным упрощением. Даже тогда, когда он стремится к выражению всеобщего смысла, к обобщениям, чреватым абстрагированием и выходом на патетические риторические формулы, он сополагает обобщения — и частные, вполне конкретные предметные описания с укрупнением бытовых деталей. Эти факты рассмотрены нами при анализе портретов священников в прозе, предшествующей творчеству JI. Андреева и развивающейся уже после написания им рассмотренных нами произведений.

Еще один портрет показывает убедительно, что JI.H. Андреев в своей манере отнюдь не отказывается от возможностей реализма нового времени.

JI.H. Андреев выписывает детские портреты, соотносимые, с одной стороны, с портретами детей, как их пишет Ф.М. Достоевский или А.П. Чехов. С другой стороны, образы детей, их портреты выписаны как характерные приметы состояния эпохи (старческой, исчерпавшей себя во всей своей полноте и трагичности, — и младенческой, чреватой новыми, кажется, способными возродить этот мир, образами). Так вот у Л.Н. Андреева нет этого разведения на полюса «старческого» и «младенческого». Дети, пришедшие в мир в эту страшную эпоху, несут на себе отпечаток гибельного и губительного.

Л.Н. Андреев-живописец и в своих произведениях вполне сознательно «пишет» портрет, как это сделал бы именно живописец, а не писатель, не человек любой другой профессии, это очевидно в обрисовке глаз в ряде рассмотренных нами рассказов. Кроме того, рука живописца видна в обращении к различным живописным жанрам, как это происходит в рассказах «Призраки», «Смех», «Елеазар», и др.

Особенное внимание к профессии живописца или скульптора наличествует в рассказах «Так было», «Стена», «Елеазар», «Иуда Искариот».

Вряд ли есть резон ограничивать влияние Ф. Гойи на почерк JI.H. Андреева, обращаясь исключительно к «Красному смеху». Писатель парафразирует и другие его полотна, например, «Обнаженная маха» или

• «Одетая маха» в рассказе «Тьма», некоторые офорты из серии «Бедствия войны» или «Капричос» в «Так было» или даже «Иуде Искариоте».

Особое место в нашей работе отведено непосредственно анализу художественно-словесного динамического портрета Иуды Искариота и живописного портрета героя, выполненного самим Андреевым.

Без сомнения, прозе JI.H. Андреева свойственна ориентированность его на живописные образцы, переосмысление вообще живописных полотен, жанровых картин, иконописных изображений приводит в своеобразной ретардации повествования, сообщает его произведениям, насыщенным многочисленными символическими смыслами и значениями, черты статуарности и экспрессивной значительности. Сами же прозаические произведения JI.H. Андреева становятся и ярче и зримо выразительнее, когда читатель понимает, сколь важно было для писателя собственно живописное содержание его прозы.

Обращаясь к переосмыслешлению собственно живописного материала, JI.H. Андреев использует стилизацию жанров изобразительного искусства (портрет, офорт, жанровая зарисовка); стилизацию приемов живописи в создании литературно

• художественного портрета; парафразирование конкретных произведений Ф. Гойи, Э. Мунка, Босха, Врубеля, др. пародирование различных популярных живописных сюжетов -подчеркивает возможности собственно литературные в создании портрета: повторяющуюся портретную деталь, формирующую символические значения образа;

Фотография JI.H. Андреева соположение описания внешности и внутреннего психологического, душевного состояния, взаммо усиливающее друг друга; взаимодополнение или взаимовосполнение в портрете статичности живописи и динамичности психологической духовно-нравственной характеристики, которые организуют внутреннюю форму художественного целого и даже Андреевского контекста, подтверждающего, что стиль Андреева-прозаика не сводим к экспрессионизму.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук У Чуньмэй, 2006 год

1. Андреев Л.Н. Собр. соч. в 6 томах, М., 1990.2. Библия. М., 2002.

2. Бунин И А. Собрание сочинений в 6 тт., Т. IV. М., 1988.

3. Горький A.M. Полное собрания сочинений в 25 тт. Художественные произведения. М., 1968.

4. Державин Г.Р. Сочинения, М., 1985.

5. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 2003.

6. Короленко В.Г. Слепой музыкант. Издательство «Советская Россия», М., 1978.

7. Лесков Н.С. Соборяне. М., 1986.

8. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17 т. Т.5. М., 1994.

9. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт., М., 1977.

10. Художественные произведения на китайском языке

11. Избранные повести и рассказы Л. Андреева. 1984. («^Ш^'ЛКФШМ /ММ». 1984^.)

12. Молчание, Стена, В подвале, Марсельеза, Красный смех, Сашка

13. Жегулев, Из рассказа, который никогда не будет окончен)* *

14. Абрамович Н. Литературно-критические очерки. СПб., 1909.

15. Агеносов В.В. Русская литература XX века. 4-е изд. М., 1999.

16. Аксёнова М.Д. Энциклопедия. Т.7. Искусство. М., 1997, 1999.

17. Александрович Ю. Потеряхин А.Н.. Леонид Николаевич Андреев // Живые слова. М., 1910.

18. Аменицкий Д.А. Анализ героя «Мысли»: К вопросу о параноидной психопатии. М., 1915.

19. Амфитеатров A.JI. Андреев // Разговоры по душе. М., 1910.

20. Андреев B.JI. Детство. М., 1966.

21. Андреева B.JI. Эхо прошедшего. М., 1986.

22. Аничков Е.В. Реализм и новые веяния. СПб., 1910. ^ 22. Анненский И. Вторая книга отражений. СПб., 1909.

23. Арабажин К.И. Публичные лекции о русских писателях. 2-е изд. СПб., 1909.

24. Арабажин К.И. Новый драматический театр // Ежегодник императорских театров. 1909.

25. Арабажин К. Леонид Андреев. Итоги творчества. Литературно-критический этюд. СПб., 1910.

26. Аристотель. Поэтика. Пер. М.Л.Гаспарова. // Сочинения в 4 тт. T.IV. М.,1984.

27. Ауэрбах Т. Мимесис. М., 1976.

28. Бабичева Ю.В. (О драматургии). Драматургия Леонида Андреева. Док. дис. М., 1971.

29. Бабичева Ю.В. Драматургия Л.Н. Андреева эпохи первой русской революции. Вологда, 1971.

30. Баранов И.П. Леонид Андреев как художник-психолог и мыслитель. Киев,1907.ф 31. Баранов И.П. «Черный маски» Леонида Андреева. Трагедия герцога

31. Лоренцо де Спадаро и «Черные маски». Киев, 1909.

32. Беззубов В.И. Леонид Андреев и русский реализм начала XX века. Тарту, 1968.

33. Беззубов В.И. От развенчаний к чрезмерно «благополучному» представлению. Канд. диссертация. Тарту, 1968.

34. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма Таллинн, 1984.

35. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 тт. T.VII. М., 1981.

36. Блох М. Война в изображении русских писателей. Двинск, 1914.

37. Богданович А.И. Года перелома: 1895- 1906 // Сб. критич. статей. СПб.,1908.

38. Большая советская энциклопедия. Т. 20. М., 1975.

39. Борисов А.И. О дизайне и живописи в XX веке // Синтез в русской имировой художественной культуре. М., 2005.

40. Боровская Е.Р. Святочный рассказ А.П. Чехова «Ванька» // «Мировая словесность для детей и о детях». Выпуск 8. М., 2003.

41. Браиловский М. «Некто в сером». Критический этюд о произведениях Леонида Андреева. Киев, 1907.

42. Брусянин В.В. Леонид Андреев. Жизнь и творчество. М., 1912.

43. Брусянин В.В. Дети в произведениях Андреева // Дети и писатели. М., 1915.

44. Бугров А. Вечное будущее человека и человечества, или «Елеазар»

45. Л.Андреева и личное бессмертие: (Жизнеописание нового литературногопессимизма и христианства). Харьков, 1912.

46. Бургов JI. Повесть JI. Андреева «Иуда Искариот и другие». Психология и история предательства Иуды. Опыт подробной литературной и евангельской критики. Харьков, 1911.

47. Венгеров С. Андреев Леонид Николаевич. // Энциклопедический словарь. СПб., 1905. Т.1. (дополн.)

48. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.

49. Витте София. Леонид Андреев. Критический очерк. Одесса, 1910.

50. Воровский В.Л. Андреев // Сб. Литерат. очерки. Москва, 1923.

51. Галанов Б.Е. Искусство портрета. М., 1967.

52. Ганжулевич Т. Русская жизнь и ее течение в творчестве Л. Андреева. 2-е изд., доп. СПб., 1910.

53. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. T.l. М., 1968.

54. Горнфельд А.Г. Книги и люди. Литературные беседы. I . СПб., 1908.

55. Гречев Б. Добродетельный дьявол. Несколько мыслей об «Анатэме» Леонида Андреева. М., 1910.

56. Гречнев Вяч. Я. О прозе XIX—XX вв. СПб., 2000.

57. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

58. Данилин Я. Леонид Андреев и общественная реакция. М., 1909.

59. Дворяшина Н.А. Образ детства в творчестве Ф. Сологуба. М., 1998.

60. Девор Д.А. Наши Шекспиры и Гете. (Из записной книжки читателя). СПб., 1908.

61. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н.Гиппиус). М., 2005.

62. Доброхотов Ан. Карьера Леонида Андреева: Этюд о популярности, арлекинах и толпе. М., 1909.

63. Драйер Д. «Анатэма» Леонида Андреева // Черный храм: лит. критич. сб. КнЛ.М, 1910.

64. Дрягин К.В. Экспрессионизм в России (Драматургия Леонида Андреева). Вятка, 1928.

65. Еременко М.В. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева 1908—1919 гг. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2001.

66. Жаков К. Л. Андреев и его произведения (Опыт философской критики) // Андреев Л. Рассказ о семи повешенных. СПб., 1909.

67. Жинкин Н.И. Портретные формы // «Искусство Портрета», Сборник статей. Москва. 1928.

68. Жуков П. Леонид Андреев и Александр Блок: Сравнительная характеристика. Уфа, 1915.

69. Жураковский Е. Трагикомедия современной жизни. М.,1906.

70. Зайцев Борис. Собр. соч. Т.6. (дополнительный) Мои современники. М., 1999.

71. Звоницкая А. Заметка о Леониде Андрееве // Студенческий альманах. Кн.1. Киев, 1910.

72. Иванов-Разумник Р. О смысле жизни: Ф. Сологуб, JI. Андреев, JI. Шестов. СПб., 1910. 2-е изд.

73. Иезуитова JI.A. «Собачий вальс» Леонида Андреева. Опыт анализа драмы «Панпсихе» // Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск, 1975.

74. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892—1906). Л., 1976.

75. Измайлов А. У Леонида Андреева. М., 1908.

76. Измайлов А. Литературный Олимп. Сб. Воспоминаний о русских писателях. М., 1911.

77. История русской литературы в 4 тт. гл. ред. Н.И. Пруцко. Т.2. Л., 1981.

78. Каманина Е.В. Жанр романа в творчестве Леонида Андреева. Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2000.

79. Казакова Н.А. Функция портрета в произведениях конца XIX—XX веков по мотивам легенды о блудном сыне // Портрет в художественной прозе. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1987.

80. Кауфман М.С. Леонид Андреев // Афоризмы, парадоксы и избранные мысли русских писателей. Вып. 5. М.,1903.

81. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

82. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.

83. Книги о Леониде Андрееве. Берлин. 1922.

84. Кожевникова Н.А. О некоторых особенностях словоупотребления в прозе Л. Андреева // Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск, 1975.

85. Колосова С.Н. «Ночь отречения», «Святитель» И.А. Бунина: образ главного героя и особенности сюжета // Пасхальные чтения. М., 2004.

86. Кормилов С.И. О критериях художественности // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

87. Корнеева Е.В. Мотивы художественной прозы и драматургии Леонида Андреева. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. Елец, 2000.

88. Корнилова Н.Б. Онтология молчания. На примере ранней прозы Леонида Андреева. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.19. Ярославль, 2002.

89. Крайний Антон Гиппиус З.Н.. Литературный дневник (1899—1907). СПб., 1908.

90. Лебедев Б. «Проклятие зверя» Л. Андреева. СПб., 1908.

91. Левина И.М. Гойа. М., 1958.

92. Лейбниц Г.В. Собр. соч. в 4 тт. Т. 1. М., 1985.

93. Леонид Андреев: материалы и исследования. М., 2000.

94. Литературное наследство Т. 72. Горький и Леонид Андреев. Неизданнаяпереписка. М., 1965.

95. Лики святых: Пророки. Апостолы. Мученики. Святители. Преподобные. Бессребреники. Блаженные. Праведные. М., 1999.

96. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927.

97. Лосев А.Ф. Очерки античной символизма и мифологии. T.l. М., 1930.

98. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

99. Луначарский А.В. Этюды критические и полемические. М. 1905.

100. Луначарский А.В. Социализм и искусство // Театр. Книга о новом театре. СПб., 1908.

101. Львов-Рогачевский. Л. Андреев. М., 1923.

102. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX—начала XX вв. М., 1997.

103. Мескин В.А. Кризис сознания и трагическое в русской прозе конца XIX—начала XX века. Автореф. дисс. д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 1997.

104. Мескин В.А. Грани русской прозы: Ф. Сологуб, Л. Андреев, И. Бунин. Южно-Сахалинск, 2000.

105. Мескин В.А. Между «двух правд» // Уроки русской словесности. Л.Н. Андреев: Красный смех; A.M. Ремизов: Петушок. М., 2001.

106. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика индивидуального стиля. М., 1999.

107. Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. Автореф. дисс. д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 1994.

108. Минералова И.Г. Литература поисков и открытий (Жанровый синтез в русской литературе начала XX века). М., 1991.

109. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 1999.

110. Минералова И.Г. Художественный синтез Бунина // Российский литературоведческий журнал. 1999, № 12.

111. Минералова И.Г. «Красный смех»: пути создания внутренней формы // Уроки русской словесности. Л.Н. Андреев: Красный смех; A.M. Ремизов: Петушок. М., 2001.

112. Минералова И.Г. Индивидуальный стиль И.А. Бунина. Черты стиля эпохи и «свой голос» // Наследие И.А. Бунина в контексте русской культуры. Елец, 2001.

113. Минералова И.Г. Любовь, дом и семья в русской литературе // Темы русской классики. М., 2004.

114. ИЗ. Минский Н. На общественные темы. 2-е изд. СПб., 1909.

115. Митрофанов В.П. Л. Андреев и семья Добровых //Андреевский сборник. Исследования и материалы. Курск. 1975.

116. Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М.,1994.

117. Михеичева Е.А. Роман Л. Андреева «Сашка Жегулев» как явление психологической прозы // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева. Орел, 1996.

118. Московкина И.И. «Дневник Сатаны» Л. Андреева в контексте неомифологии XX века // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева. Орел, 1996.

119. Муратова К.Д. История русской литературы. Т.4. М., 1983.

120. Мыслякова М.В. Концепция творчества Леонида Андреева в символистской критике. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1995.1 120. Неведомский М. Модернистское похмелье // Вершины. Кн.1. СПб., 1909.

121. Николаев П.А. Снова о творческом методе и стиле (устойчивы ли эти категории в науке) // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1984. №5.

122. Николаев П.А. Методологический аспект проблемы // Сб.: Принципы ^ анализа литературного произведения. М., 1984.

123. Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе XIX века. Москва—Ярославль, 2004.

124. Оборин К. Заметки провинциала об «Анатэме». Белосток, 1910.

125. Овсянико-Куликовский Д. Заметки о творчестве JL Андреева // Зарницы. Литературно-политический сборник. №2. СПб., 1909.

126. Одноблюдов В. Трагедия современного интеллигентного общества. Критико-публицистический очерк. Елец, 1915.

127. Орловский ЩВоровский В.В.. Из истории новейшего романа. Горький, Куприн, Андреев // Из истории новейшей русской литературы. М., 1910.

128. Переверзев В.Ф. Основы эйдологической поэтики // Гоголь. Достоевский. Исследования. М., 1982.

129. Пильский Петр. Леонид Андреев. Личность и творчество // Критические статьи. Т. 1.СП6., 1910.

130. Писатель рисующий / Живопись и графика писателей в собрании государственного литературного музея. Альбом-каталог / М., 2004.

131. Ф 131. Платон. Государство // Сочинения в 3 тт. Т. III. Ч. 1. М., 1971.

132. Поссе В.А. Психологическая выдумка // На темы жизни. СПб., 1909. ' 133. Потебня А.А. Из лекции по теории словесности. Харьков, 1930.

133. Потресов А. Лейтмотивы современного хаоса // На рубеже. СПб., 1909.

134. Программа «Обновление гуманитарного образования в России». Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.

135. Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи, М., 1986.

136. Прохоров Г.В. Индивидуализм в произведениях Леонида Андреева. СПб., 1912.

137. Рейснер М. Леонид Андреев и его социальная идеология. Опыт социологической характеристики. СПб., 1909.

138. Реквием. Сборник памяти Леонида Андреева. М., 1930.

139. Ричард Шикель. Мир Гойи 1746—1828. / Пер. с англ. Г. Бажановой. М., # 1998.

140. Розанов М.П. О повести Леонида Андреева «Сашка Жегулев». Владикавказ, 1912.

141. Руднев В.Венский ключ // Ковчег. Киев. 1996. №22.

142. Румянцев М.Г. Стиль прозы Леонида Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе начала XX века. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.08. М., 1998.

143. Русская литература рубежа веков: 1890-е — начало 1920-х годов ИМЛИ РАН, М., 2001.

144. Садохина А.П. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001. : • 146. Сакулин П.Н. Теория литературных стилей. М., 1928.

145. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990.

146. Сахновский Вас. Писатель без догмата (Основные мотивы творчества Леонида Андреева) // Новая жизнь: Лит.-общ.альманах. Альманах I. М., 1916.

147. Селиванов Ар.А. Оклеветанный апостол. Критический этюд. Повесть Л. Андреева «Иуда и др.». СПб., 1908.

148. Смирнова Л.А. Творчество Л.Н. Андреева. Проблемы художественного метода и стиля. М., 1986.

149. Смоголь Н.Н. Кризис сознания и его отражение в русской публицистике 1917—1919 гг. Леонид Андреев. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2000.

150. Соболев Ю. Над бездной (От «Жизни человека» к «Тьме» Л. Андреева) // Сборник. Харьков, 1908.

151. Сомов С.Э. "Человек" и "Бог" в художественном мире Леонида Андреева. Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.02. Минск, 1999.

152. Стасов В.В. Избр. соч. Т. 2. М., 1952.

153. Суханов ст.Сталяров-Суханов М.. Символизм и Леонид Андреев как его представитель. Киев, 1903.

154. Тарабукин Н.М. Портрет как проблема стиля // «Искусство Портрета», М., 1928.

155. Творчество Леонида Андреева. Курск, 1983.

156. Ткачев Т.Я. Патологическое творчество. Леонид Андреев. Харьков, 1913.

157. Уроки русской словесности. Л.Н. Андреев: Красный смех; A.M. Ремизов: Петушок. Тексты комментарии, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. М., 2001.

158. Уртминцева М.Г. Говорящая живопись (Очерки истории литературного портрета). Нижний Новгород, 2000.

159. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995.

160. Фриче В.М. Леонид Андреев. Опыт характеристики. М., 1909.

161. Хализев В.Е. Жизненный аналог художественной образности (опыт обоснования понятия) // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

162. Чуваков Вадим. О творчестве Леонида Андреева // Леонид Андреев. Повести и рассказы в двух томах. М., 1971.

163. Чуйкина Н.В. Структура и семантика сравнения как основы лейтмотивной композиции художественного текста. На материале повести Леонида Андреева "Иуда Искариот". Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01. СПб.,2000.

164. Чуковский К.И. О Леониде Андрееве. СПб., 1911.

165. Чуковский К.И. Собр. соч. в 15 тт. Т.6. М., 2002.

166. Шабоук Савва. Искусство. Система. Отражение. М., 1976.

167. Шайкевич М.О., д-р. Психопатология и литература. СПб., 1910.

168. Шишкина Л.И. Особенности повествования в «Рассказе о семи повешенных» // Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. Курск, 1983.

169. Шишкина JI.H. Принципы и приемы портретной характеристики в ранней прозе JI. Андреева (1898-1903 гг.) // Портрет в художественной прозе. Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1987.

170. Шулятиков В. Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904.

171. Шулятиков В. Новая сцена и новая драма // Кризис театра. М., 1908.

172. Энциклопедический словарь. М., 1983.

173. Яблоновский В. JI. Андреев // Вокруг сфинкса. Очерк о жизни и творчестве русского народа. СПб. 1912.

174. Ярхо Б.И. Простейшие основания формального анализа // Ars poetica, 1. М., 1927.

175. Ван Фужэнь. Ранние рассказы Jly Синя и Андреев // «Хронология исследования китайской литературы». 1982. (3£!1Ч—.

176. Ван Юншэн. Лу Синь о Л. Андрееве и Аржибасове // Научный журнал «К правде». 1984/6. II ^flj». 1984/6.)

177. Гань Юйцзэ. О рассказе «Из рассказа, который никогда не будет окончен»//«Литература Севера». 1983/9.1983/9.)

178. Горький М. перевод: Жу Лун. Воспоминание об Андрееве. Издательство: «Пинмин». 1949. (М&Ш Ц, Ш'Ж if. НИ1949

179. Ли Ляньшу. Андреев // «Большая китайская энциклопедия»: «Иностранная литература». 1982. T.l. С.62. (^ШШ. ШШШЯ. II «Фшвгж.)

180. Лю Сипу. Символические способы прозы Лу Синя и Андреев // «Научная газета Северо-западного национального института». 1984/4.1. «шшт^ш^ш».1984/4.)

181. Мин Синь (Мао Дунь) (перевод). Общий обзор литературной идеи Андреева II «Журнал студентов» 7/5—7. 1920. ДОВД^) КИШИШЬ // 7/5—7. 1920^.)

182. Сунь Чэнь. Лу Синь и Андреев // «Обзор литературы». 1983/17. (#Л.тбЖ». 1983/17.)

183. Цзян Цифань. Андреев // «Современные литераторы». 1923. (ЩйЩ. :£с ЩШ 11«ШХ-%'Ш». 1923

184. Нянь Шаньсин. Андреев // «Известные иностранные писатели» 1980. Т.2.1. Шт. шшш //«шштыто^.тт.)

185. Нянь Шаньсин. Немного об Андрееве и его художественном стиле творчества//Переводный журнал: «Весенний ветер». 1982/1. {^Mff. ШШШМШШЯШ п 1982/1.)

186. Цянь Синцунь. Андреев и «Красный смех» // недельная газета «Ветер моря». 1929/17. (Ш* <&Ж»П УШ/Ш 1929/17.)

187. Чжоу Инь и др. Попытный обзор: «Дневник сумасшедшего» Лу Синя и «Стена» Андреева // «Исследование китайской современной литературы», 1982/4. (М э1 Щ. ШШШ «£ЕЛШВ» Щт» II «Ф ШШ^^^ШТУ». 1982/4.)

188. Чжоу Цичао. Краткий обзор художественной особенности «Рассказа о семи повешенных» // «Исследование иностранной литературы». 1986/3.швт. ъш&ш // 198б/з.>

189. Чжоу Цичао. Начальное исследование творческого стиля прозы Андреева // «Сборник исследования иностранной литературы», T.l 1. (jn)ш. ш.шшш'нтштж п «ш-хщтшшш п т.)

190. Чжу Чжаохань и др. Тесное сочетание символизма с реализмом — Художественные признаки творчества Андреева по «Кусаке» // «Литература и искусство Гуанчжоу». 1983/11. Ш- МШЁЛ-^1. rWJCZ 1983/11.)

191. Ши Фусин. Лу Сннь и Андреев // «Научная газета Цзиньчжоуского педагогического института». 1983/2.1.ШЩЬ>. 1983/2.)

192. Ши Фусин. «Дикие травы» и Андреев // «Изучение Лу Синя». 1987/11.адая». 1987/н.)

193. Яньбин. Андреев//«Журнал Востока». 1920. 17/10. (ШЬК И1920 17/10.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.