Постмодерное общество: место и роль искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ткач, Екатерина Геннадиевна

  • Ткач, Екатерина Геннадиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 172
Ткач, Екатерина Геннадиевна. Постмодерное общество: место и роль искусства: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2005. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ткач, Екатерина Геннадиевна

Введение.

Первая

глава. Культура в условиях постмодерного общества

1.1. Особенности формирования современного социума.

1.2. Социально-исторический контекст современного искусства.

1.3. Конструктивистская определенность социальной реальности.

1.4. Коммуникативные координаты современной культуры.

Вторая

глава. Искусство как область социального экспериментирования

2.1. Пространственно-временная размерность постмодерного дискурса и современное искусство.

2.2. Эстетизация действительности в обществе потребления.

2.3. Искусство и поиск новой социальности.

Третья

глава. Социально- профессиональный статус современного художника

3.1. Персонализация статусной позиции художника.

3.2. Взаимодействие искусства и рынка: художник как работник

3.3. Цена и ценности современного искусства.

3.4. Современное искусство в контексте международного признания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постмодерное общество: место и роль искусства»

Актуальность исследования обусловлена возрастанием в условиях постмодерного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.

Социальные импликации искусства связаны, прежде всего, с осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в символической форме. В этой функции искусство сближается с философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфическим способом.

Искусство выполняет также незаменимую и все более значимую функцию, участвуя в социализации и инкультурации личности, введении её в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно конструированный опыт, выстроенный на основе воображаемых образов и коллизий.

К этому следует добавить средоорганизующую функцию художественной культуры в целом, связанную с проектированием эстетически организованной (в пространственном, декоративном, интеллектуальном, эмоциональном и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Всё это делает искусство одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества.

Современное искусство выступает как художественная программа изменяющегося мира - мира ускорения социального прогресса на базе продвинутой технологии, урбанизации, омассовления стиля и образа жизни. В то же время искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависимый от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видения мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира.

На территории искусства впервые опробываются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социального активизма в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальность.

В своих новых формах произведение искусства становится не только объектом рефлексии, но также формой и местом рефлексии. Тем самым возрастает значение искусства для более полного философского осмысления первопричин, сущности и последствий социальных взаимодействий. По мнению ряда исследователей, в современном искусстве содержится и усиливается потенциал, способный усилить собой постмодерный философский дискурс.

Современное искусство, которое часто обозначают также термином «актуальное», чтобы подчеркнуть его нетрадиционный, экспериментально-новаторский характер, обладает мощным потенциалом культурной критики. В настоящий момент критическая функция искусства осуществляется через поиск и представление возможных моделей поведения и сосуществования в целях сохранения личностной и групповой идентичности. Возрастает роль художника в борьбе за толерантный, справедливый и мультикультурный социум, противостоящий корпоративной модели глобализации.

Помещая технологию в свой креативный контекст, анализируя её отношения с суперструктурой (всей многоуровневой надстройкой), искусство производит модели отношений с миром, которые направлены в будущее. Можно предположить, что на площадке искусства отрабатываются сегодня социальное конструирование и моделирование исторического творчества в целом. В этих рамках со всей очевидностью проявляется актуальность исследования места и роли искусства в постмодерном обществе, в котором характер социальных связей и вся социальная сфера существования индивида претерпели значительные трансформации. При этом искусство не только способствует обнаружению новых аспектов социальной реальности, характеризующейся динамичностью, подвижностью и многообразием интерпретаций, но и свидетельствует о новом уровне сопротивления субъекта реальности, являясь в то же время инструментом её понимания.

Исследование названных аспектов современного искусства, таким образом, не только способствует приращению знания о социальной действительности, но и ведет к формированию знания относительно процессов коммуникации, где действуют конкретные индивиды и артикулируются возможности социального бытия.

Степень научной разработанности проблемы

В отечественной литературе проблема места и роли искусства в постмодерном обществе рассматривалась в основном в искусствоведческом и культурологическом контекстах. Это работы таких авторов, как Турчин B.C., Батракова С.П., Деготь Е.Ю., Холмогорова О.В., Якимович А.К. Необходимо особо отметить работы По дороги В. А., освещающие данный вопрос в русле философской антропологии, и работы Кривцуна О.А., в которых тема современного искусства затрагивается с позиций эстетики.

В зарубежной литературе следует выделить следующие направления исследований, связанные с заявленной проблематикой. Прежде всего, это программные работы Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, 3. Баумана, Ю. Хабермаса, П. Бергера и Т.Лукмана, посвященные общей характеристике постмодерного общества и места культуры в нем, а также особенностям формирования современного социума, социальному конструированию реальности и коммуникативным координатам современной культуры.

Ряд авторов исследуют условия возникновения современного искусства, рассматривая его либо как заключительный этап долгого процесса секуляризации и гуманизации культуры (JI. Ферри, А. Комт-Спонвиль), либо как следствие усиления разделения труда и его новой идеологии (Н. Буррио).

Развивая идеи Ж. Бодрийяра о растворении искусства в общей эстетизации повседневной жизни, И. Мишо и Р. Рошлитц анализируют радикальный перелом в социальном назначении искусства в постмодерном обществе.

Функции социальной критики, принятые на себя современным искусством, рассматриваются в работах Т. Адорно и Д. Белла. Новый подход к проблеме взаимодействия искусства и рыночной экономики, согласно которому искусство выступает одновременно в качестве образца и испытательного полигона для новых общественных отношений, сформулирован в работах JI. Болтански, Э. Шапелло, П.-М. Манже, Н. Буррио.

Наконец, новая парадигма художественного творчества, структура современной художественной среды, социально-профессиональный статус современного художника, его взаимоотношения с институциями и рынком исследуются в работах К.Милле, Н. Эйниш, Ж.-М. Шеффера и Р. Мулен.

Объектом исследования являются социальные отношения и взаимодействия, возникающие в пространстве взаимодействия современного искусства и общества.

Предметом исследования является искусство как социальный институт и одна из форм социальной практики, как пространство борьбы за символический капитал.

Цель исследования - комплексное социально-философское исследование места и роли искусства в постмодерном обществе. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- анализ изменения социальных функций культуры и искусства в условиях постмодерного общества;

- определение творческого вклада искусства в процессы формирования социума, социального конструирования реальности и коммуникации;

- выявление потенциала искусства как площадки социального экспериментирования, источника инициативы и воображения в поисках новой социальности;

- рассмотрение экзистенциально-сингулярных аспектов статусной позиции современного художника;

- исследование особенностей взаимодействия современного искусства и рынка.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются общефилософские принципы и методы исследования с использованием системного, аксиологического, структурно-функционального и деятельно-коммуникативного подходов. В процессе работы над диссертацией был проведен анализ широкого круга зарубежных источников, который включает социально-философскую и социологическую литературу на французском языке, в том числе ранее не переводившуюся на русский язык.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

- проанализированы различные подходы к исследованию соотношения между искусством и обществом, между трансформацией существующего знания, конструированием социальной реальности и процессами коммуникации;

- обоснована возрастающая роль искусства как важного инструмента социальных преобразований в ситуации культурного плюрализма;

- раскрыта функция современного искусства как области социальной критики, социального экспериментирования, поиска новых форм социальности;

- очерчен социально-профессиональный статус современного художника, рассмотрены экзистенциально-сингулярные аспекты его статусной позиции;

- показано соотношение цены и ценности современного искусства и выявлены особенности отношений художника с институциями и рынком в эпоху глобализации.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в концептуализации роли и места искусства в постмодерном обществе, что способствует расширению и углублению социально-философского знания последнего. Использование различных исследовательских парадигм, в том числе неклассических при анализе проблемы позволяет сделать ряд более общих выводов о роли искусства в формировании современного социума, о культурно-символической составляющей в современной социальности.

Практическая значимость результатов исследования

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в общих курсах по социальной философии, в спецкурсах по культурологии, антропологии, социальной теории в целом, а также в ходе дальнейшего изучения актуальных проблем роли и места искусства в современном обществе. Материалы исследования могут представлять интерес для работников сферы культуры.

Апробация результатов исследования

Основные научные положения и выводы диссертационного исследования изложены в публикациях автора и выступлениях на международных и отечественных научных конференциях и семинарах. Диссертация обсуждалась на кафедре социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов и была рекомендована к защите 28 февраля 2005 г.

Результаты исследования отражены в следующих научных публикациях автора:

• Актуальное искусство как область социального экспериментирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2002, N3, С.28-37.

• О роли современного искусства в формировании национальной идентичности // Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы. Материалы Четвёртой межвузовской научной конференции молодых ученых -М.: Изд-во РУДН, 2003, С. 61-64.

• Современное искусство: поиск альтернативной социальности или конъюнктура? // Социально-гуманитарные знания - М., 2003, N2, С. 313-320.

• Статус современного художника: социально-философский анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2003, N1(9), С. 22-28.

• Индивидуальное в искусстве и в профессии художника // Индивидуальные различия и проблемы индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции (16-18 октября 2003). 4.2. М.: Уникум - Центр, 2004, С.34-36.

• Цена и ценности современного искусства // Социально-гуманитарные знания - М., 2004, N5, С. 339-348.

• Инсталляция в современном искусстве - новая структура восприятия // Пространство современного искусства: теория и практика. - Материалы международной научной конференции, посвященной 250-летию МГУ им. М.В.Ломоносова. - М.: Изд-во МГУ, 2005, С. 53 - 55.

Структура работы отражает логику решения поставленных задач. Она состоит из введения, трех глав, содержащих в общей сложности одиннадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 131 наименования, в том числе 56 на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ткач, Екатерина Геннадиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ особенностей декларируемого и реально осуществляемого ролевого назначения современного искусства позволяет выделить его следующие основные функции, реализуемые совокупно или раздельно, с большим или меньшим успехом или при его полном отсутствии. Во-первых, произведение современного искусства мыслится как объект, предназначенный производить и моделировать социальность. Во-вторых, оно представляет собой эстетический алгоритм, примененный к сфере общественно-личностной событийности. В-третьих, это особое пространство общения и взаимодействия. В-четвертых, это альтернативный способ существования или модель действия в рамках существующей реальности. И, наконец, в-пятых, произведение современного искусства создается с целью построения и утверждения сингулярности художника, и оно всегда должно быть сингулярным.

Художественная практика представляется в настоящий момент перспективной областью социального экспериментирования как пространство, частично предохраняемое от униформизации поведения. Произведения искусства больше не имеют целью сформировать воображаемые или утопические реальности, но стремятся предложить и опробовать альтернативные способы существования или модели социальности внутри существующей реальности.

Выявляется, что практически во всех случаях концептуальный замысел художника предполагает создание необычной ситуации, призванной нарушить обыденное отношение к окружающему, сообщив зрителям мощный эмоциональный импульс. Можно утверждать, что обновление способов художественного выражения повлекло за собой изменение социального статуса художника, в то же время справедливо и обратное: изменение социального статуса художника путем смещения акцента с творческой работы над произведением на саму личность автора привело к изменению модальностей, основ и самого определения творчества. Новая парадигма позволяет критически переосмыслить не только произведения, но и всю историю искусств, открывая и творчество отдельных авторов, и пространство интерпретаций для научного дискурса. Она отдает предпочтение аутентичности, включающей в себя уникальность, универсальность и постоянство в поиске нового. Деперсонализация художественных средств при одновременной амбициозной персонализации автора приводят к тому, что для успеха художник должен обладать сингулярностью своего метода и вневременностью своих результатов. Карьера современного художника - это изобретение исключительной личностью единственной в своем роде, свойственной только ему эстетической траектории.

В отличие от рынка товаров массового производства, основанного на фетишизации вкусов и запросов потребителя, система искусства сама устанавливает и «навязывает» ценности потребителю посредством собственных регулятивных механизмов отбора и канонизации художественных произведений. Являясь полем борьбы различных сил, позиций и стратегий, направленных на обновление, система искусства расширяет спектр потребностей зрителя и формирует спрос. Можно сказать, что в ней изобретается потребление, которое затем ещё раз потребляется обществом.

Рассмотрение мотиваций и организационных аспектов профессиональной деятельности художника позволяет сделать вывод, что современный художник, с его профессиональной изобретательностью, подвижностью, автономностью, постоянной мотивированностью, подверженностью межличностной конкуренции в условиях неопределенных перспектив профессионального роста, представляет собой перспективную модель работника в условиях либеральной рыночной экономики. Этот вывод находит своё подтверждение в повсеместно выдвигаемом для обоснования правомерности роста общественных расходов на культуру тезисе о превращении постмодерной креативности в ресурс экономического и культурного развития общества. В искусстве заканчивается история репрезентаций, и художникам предстоит осваивать мир реальной практики, мир поведения среди унаследованных образов и объектов.

Искусство делает всё больший акцент на исследование поведений, поскольку оно фактически исчерпало свой традиционный образно-метафорический потенциал. Отныне первичным материалом искусству служат образы из мира медиа и рекламы, отталкиваясь от которых художник конструирует отношения с миром и вырабатывает способы поведения. Актуальное искусство создает и представляет альтернативные социальные модели, открывающие новые ракурсы осмысления общества и подвергающие его оздоровляющей, хотя иногда и болезненной, встряске.

Таким образом, основные выводы, полученные в ходе настоящего диссертационного исследования, заключаются в следующем:

• Происходящая в постмодерном обществе быстрая эволюция социальной сферы непосредственно связана с возрастанием роли культурно-символических факторов общественного развития. Социальные отношения и связи в этой ситуации всё в большей степени определяются культурной мотивацией.

• Функции альтернативного социального моделирования и социальной критики, не выполняемые традиционными общественными институтами, пытается реализовать современное (актуальное) искусство, занимающее особое место в общем социокультурном пространстве. Для современного искусства, в отличие от искусства предшествующих эпох, характерна новая направленность социального дискурса: от апологетики, сомнения, отрицания и разрушения - к поиску новых форм социальности; от прямой социальной критики - к социальному конструированию.

• Явный или скрытый «смысл» произведений современного искусства, их основной критический пафос заключается в противостоянии процессам обезличивания, отчуждения и разобщения в современном, или постмодерном, обществе. Это достигается за счет отказа от традиционных художественных средств и приемов и использования вместо них разнообразных объектов и диспозиций, образующих взаимодействующее со зрителями общее «игровое» пространство с целью инициации и поощрения любых проявлений спонтанности и самовыражения. Возникающие при этом отношения становятся формами искусства, которые могут рассматриваться и как модели новых социальных отношений.

• Персонализация (сингуляризация) статуса художника является одной из отличительных особенностей современного искусства. Индивидуализация творчества вне эстетических рамок и критериев и персонализация статуса формируют новую парадигму художника и составляют основу его признания и успеха. Смещение акцента с произведения искусства на личность автора ведет к изменению понимания процесса творчества и определения художественной продукции. Единственным универсальным критерием становится аутентичность, включающая в себя уникальность, универсальность и новизну.

• Система искусства посредством собственных механизмов отбора и признания сама формирует спрос на произведения искусства и обеспечивает его удовлетворение. В современном рыночном обществе понятие цены и ценности произведений искусства предельно сближаются, что способствует продолжающейся девальвации эстетических и морально-идеологических норм и иерархий. Это сопровождается расширением практики бесплодной деконструкции искусства в форме бесконечного варьирования тем и сюжетов, что в итоге может привести к вырождению искусства в маргинальную разновидность шоу-бизнеса или в экспериментально-эстетический придаток рекламы.

• Существовавшая ранее и продолжающая существовать для классического искусства шкала ценностей, основанная на эстетических критериях, заменена для современного искусства новой шкалой, устанавливаемой по правилам и в интересах главных центров интернационального арт-рынка. Международное признание произведений современного искусства и его авторов происходит в соответствии с однозначно определенной иерархией стран, отражающей их глобальную социально-историческую представленность в мире.

• Современный художник для самоутверждения и достижения успеха должен обладать набором личностных и профессиональных качеств, совокупность которых близка к обобщенной характеристике оптимальной модели работника в условиях либеральной рыночной экономики. Это служит подтверждением тезиса о возможности превращения постмодерной креативности в ресурс экономического и культурного развития общества.

• Исчерпанность традиционного образно-метафорического потенциала искусства привела к радикальному обновлению принципов, приемов и средств художественного творчества и стала одной из предпосылок появления и развития современного искусства: Создавая и анализируя игровые пространства, открытые для альтернативных форм поведения, для выражения спонтанных отношений и представлений, современное искусство расширяет и обогащает сферу символического взаимодействия и социальных смыслов. Представляя альтернативные социальные модели, открывающие новые ракурсы осмысления общества, современное искусство вносит ощутимый вклад в формирование новой универсальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ткач, Екатерина Геннадиевна, 2005 год

1. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003.

2. Адорно Т. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001.

3. Барабанов Е. Искусство на рынке или рынок искусства? //Художественный журнал № 46, М.: 2002.

4. Барт Р. Империя знаков. М.: Праксис, 2004.

5. Батракова С.П. Художник играющий // Западное искусство XX век. Мастера и проблемы. М.: Наука, 2000.

6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2000.

7. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология// Вопросы философии. 1993, № 3.

8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости//Беньямин В. Избранные эссе. М. 1996

9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995.

10. Ю.Бердяев Н. Творчество и объектив<г-ация. Мн.: Экономпресс, 2000.

11. Бодрийяр Ж. Венецианское преследование // Художественный журнал. № 8, 1995.

12. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.

13. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.

14. Н.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. -М.: Добросвет, 2000.

15. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.

16. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.

17. Бурдье П. Практический смысл. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001.

18. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии, 1993, № 3.

19. Вирилио П. Бункер // Художественный журнал, № 8, 1995.

20. Витгенштейн Л. Философские работы. -М.: Гнозис, 1994.21 .Гадамер X. — Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: 1988.

21. Гадамер Г.-Г. Человек и язык // От Я к Другому; Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: Менск, 1997.

22. Гараджа А. После времени: Французские философы постсовременности //Иностранная литература № 1, 1994.

23. Гваттари Ф. Язык, сознание, общество // Логос, № 1, 1991.

24. Гидденс А. Постмодерн // Философия истории: антология. М., 1994.

25. Глобализация: контуры XXI века. Реферативный сборник. Часть 1. — М.: ИНИОН РАН, 2004.

26. Гречко П.К. Онтология плюрализма: постмодернистская перспектива// Вестник Российского университета Дружбы народов, № 2, 2001.

27. Гройс Б. Комментарии к искусству. М.: Изд-во Художественный журнал, 2003.

28. Гройс Б. Язык денег // Художественный журнал № 47, М., 2002.

29. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.

30. Деготь Е.Ю. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2002.

31. Делёз Ж. Ницше. СПб.: Аксиома, 1997.

32. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.

33. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб: Алетейя, 1998.

34. Зб.Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления.// Деррида Ж. Письмо и различие. — М.: Академ, проект, 2000.

35. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна — Мн.: Красико-принт, 1996.

36. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, 2001.

37. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос, 1998.

38. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры //Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

39. Кемеров В.Е. Время социальное и пространство социальное // Современный философский словарь под ред. Кемерова М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996.

40. Коркюф Ф. Новые социологии. -М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2002.

41. Культура и будущее. ЮНЕСКО. П.: Изд-во ЮНЕСКО, 1986.

42. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. -М.: РОССПЭН, 2003.

43. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

44. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. -М., 1955 1981.

45. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: Изд. ACT, 2003.

46. Мастерская визуальной антропологии (1993-1994) (под рук. В.Подороги). Документация проекта/ Проект документации. М.: Изд-во Художественный журнал, 1999.

47. Моисеев Н.Н. Некоторые общие особенности цивилизации наступающего века. М., 1994.

48. Ницше Ф. Злая мудрость. М.: Триада-Файн, 1993.

49. Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия. — М.: Изд-во Художественный журнал, 2003.51.0ртега и - Гассет X. Восстание масс. - М.: Изд-во ACT, 2001.

50. Подорога В.А. Философское произведение как событие. // Вопросы философии. 1993, № 3.

51. Постмодернизм и культура: Сб. статей. М.: АН СССР, Ин-т философии, 1991.

52. Пригов Д.А. Купи меня, как я тебя.// Художественный журнал № 46, М.2002.

53. Русский авангард 1910 1920-х годов в европейском контексте. - М.: Наука, 2000.

54. Сабуров Е. Синтетическое искусство в игровом обществе. // Художественный журнал № 46, М., 2002.

55. Сартр Ж. П. Проблема метода. - М.: Прогресс, 1994.

56. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. СПб.: Невский простор, 2002.

57. Социологические исследования на пороге XXI века. Сб. обзоров и рефератов. -М.: ИНИОН РАН, 2000.

58. Социально-политический контекст философии постмодернизма. М.: ИНИОН РАН, 1994.

59. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993.

60. Уайт JI. Избранное. Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004.

61. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.

62. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Изд-во «Смысл», 1995.

63. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

64. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.: Acad., 1994.

65. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

66. Хабермас Ю. Будущее человеческой породы. М.: «Весь мир», 2002.

67. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.

68. Холмогорова О.В. Художник вместо произведения. Акционизм как авторский жест. // Художественные модели мироздания. Книга вторая. -М.: 1999.

69. Шестов JL Апофеоз беспочвенности. Л.:Изд-во ЛГУ, 1991.

70. Эко У. Заметки на полях «имени розы»// Иностранная литература № 10, 1988.

71. Элиас Н. Общество индивидов. М.: 2001.

72. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: «Весь мир», 2003.

73. Якимович А.К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века. М.: Галарт, 1995.

74. Bataille G. Dictionnarie critique. P.: l'Ecarlate, 1993.

75. Bell D. Les contraditions culturelles du capitalisme. P.: PUF, 1979.

76. Benjamin W. Essais (1922 1940). - P.: Denoel/ Gonthier, 1983

77. Boltanski L. et Chapello E. Le nouvel esprit du capitalisme. P.: Gallimard, 1999.

78. Bosseur J.-Y. Vocabulaire des arts plastiques du XX eme siecle. P.:Minerve, 1998.

79. Boudon R. Individualisme et holisme dans les sciences sociales. Sur l'individualisme. P.: Ed. R. Birnbaum, Leca, Presses de la FNSP, 1986

80. Burger P. The theory of avante-garde. Minneapolis, 1984.

81. Bourriaud N. Esthetique relationnelle. P.: Les presses du reel, 1998.

82. Bourriaud N. Formes de la vie. P.: Denoel, 1999

83. Camus A. L'Homme revoke. P.: Gallimard, 1993

84. Castoriadis C. L'institution imaginaire de la societe. P.: Senie, 1975

85. Caves R. Creative Industries. Cambridge, Harvard University Press, 2000.

86. Cena O. Le blanc souci du rien. P.: Esprit, fevrier 1994.

87. Charbonier G. Entretiens avec Claude Levi-Strauss. P.: Press-pocket.

88. Cohen G.A. Karl Marx's Theory of History. Princeton University Press, 2000

89. Comte-Sponvile A., Ferry L. La sagesse des Modernes, P.: Ed. Robert Laffont, 1998.

90. Danney S. Le Salaire du zappeur. P.: P.O.L., 1993.

91. Deleuze G. Foucault. P.: Gallimard, 1986

92. Derida J. La verite en peinture. P. Gallimard, 1990.

93. Dialogues sur l'art et la technologie. Sous la direction de F. Soulages. Autour d'Edmond Couchot. P.: L'Harmattan (Universite Paris 8) 2001

94. Dupuy J.-P. L'individu liberal, cet inconnu: d'Adam Smith a Friedrich Hayek // Individu et justice sociale. P.: Seul, 1988.

95. Durkheim E. Le suicide. P.: PUF, 1960 (1897)

96. Edelman В., Heinich N. L'art en conflit. P.: Ed. La Decouverte, 2002.

97. Elias N. Ecrits sur Tart africain. P.: Kime, 2002.

98. Ferry L. Le sens du Beau. Aux origines de la culture contemporaine. P.: Editions Cerles d'Art, 1998.

99. Foucault M. Qu'est -ce que les Lumieres // Magazine litteraire. P. №309, 1993

100. Frank R. et Cook Ph. The Winner Take - All Society. - N.-Y.: The tree press, 1995.

101. Godelier M. L'ideal et le materiel. P.: Fayard, 1984.

102. Gorz A. Metamorphoses du travail. P.: Galilee, 1988.

103. Guattari F. Chaosmose, P.: Galilee, 1992

104. Guattari F. Les Trois Ecologies. P.: Galilee, 1989

105. Hayat M. Arts assistes par machine et art contemporain: vers une nouvelle philosophic de Tart? P.: L'Harmattan, 2002.

106. Heinich N. Etre artiste. P.: Klincksieck. 1996.

107. Heinich N. La Gloire de Van Gogh. P.: Minuit, 1991.

108. Heinich N. Pollack M. Vienne a Paris. Portrait d'une exposition. P. 1990.

109. HeinichN., Schaeffer J.-M. Art, creation, fiction. Entre sociologie et philosophic. P.: Ed. Jacqueline Chambon 2004.

110. Ivens M. Le peuple artiste, cet etre monstrueux. - P.: L' Harmattan, 2002.

111. Ladriere J. Philosophic politique et philosophic analitique // Fondement d'une theorie de la justice. Louvain.: Editions de lTnstitut superiur de philosophie, 1984.

112. Lasch C. La culture du narcissime. P.: Ed. Robert Laffont, 1981.

113. Levi-Strauss Cl.Antropologie Sociale devant THistoire. P : Annals, 1960.

114. Levi-Strauss CI. La pensee sauvage.- P.: Plon, 1962.

115. Lyotard J. F. La condition postmoderne. - P. : Gallimard, 1979.

116. Lyotard J. F. Le postmoderne explique aux enfants. - P. : Gallimard, 1986.

117. Menger P.-M. Portrait de Г artiste en travailleur. La republique des idees. -P.: Seuil, 2002.

118. Merleau-Ponty M. L'oeil et Г esprit. P.: Gallimard, 1964

119. Michaud Y. L'art a Tetat gazeux. P.: Ed.Stock, 2003.

120. Millet C. L'art contemporain. P.: Flammarion, 1997.

121. Moulin R. L'artiste, restitution et le marche. P.: Flammarion, 1992.

122. Moulin R. Le marche de Tart. Mondialisation et nouvelles technologies. -P.: Flammarion, 2000.

123. Netzsche F. La Naissance de la philosophic a Tepoque de la tragedie grecque. P.: Gallimard, 1969.

124. Piaget J. L'explication en sociologie // Etudes sociologiques. Geneve. : Droz, 1965.

125. Queman A. L'art contemporain international: entre institutions et le marche. (le rapport desparu). Nimes : Edit. Jacqueline Chambon, 2002.

126. Queman A. Le role des pays prescripteurs sur le marche et dans le monde de Tart contemporain. P.: Ministere des Affaires Etrangesres, 2000.

127. Qu'est-ce que Tart (aujomxfhui)? P.: Beaux Arts magazine, 2002.

128. Rochlitz R. Subversion et subvention. Art contemporain et argumentation esthetique. P.: Gallimard, 1994.

129. Taylor Ch. Le Malaise de la modernite. P. :Cerf, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.