Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Каленов, Игорь Евгеньевич

  • Каленов, Игорь Евгеньевич
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 173
Каленов, Игорь Евгеньевич. Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии: дис. кандидат экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Санкт-Петербург. 2005. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Каленов, Игорь Евгеньевич

Введение.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КИНЕМАТОГРАФИИ.

1.1. Сущностные основы обеспечения конкурентоспособности организаций кинематографии.

1.2. Особенности конкурентоспособного развития хозяйствующих субъектов кинематографии.

Глава 2. ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КИНЕМАТОГРАФИИ.

2.1. Анализ направлений повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования кинематографии.

2.2. Анализ конкурентных преимуществ организаций кинематографии.

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КИНЕМАТОГРАФИИ.

3.1. Современные принципы повышения конкурентоспособности организаций кинематографии.

3.2. Методические рекомендации по повышению конкурентоспособности структурных составляющих кинематографии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии»

В период социально-экономических преобразований в Российской Федерации возникает необходимость обоснования и реализации эффективных управленческих решений, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятий и учреждений различных отраслей народного хозяйства, что создаст необходимые предпосылки для устойчивого роста экономики страны в долгосрочной и стратегической перспективах. В сфере кинематографии переход на рыночные принципы хозяйствования повлек за собой серьезный кризис, обусловленный существенным снижением доли государственного участия в процессе развития данной отрасли, что привело к полной трансформации существовавшего ранее механизма взаимодействия между отдельными структурными составляющими рассматриваемой подсистемы экономики России. Такое положение требует формирования нового подхода, который позволил бы обеспечить рациональное функционирование хозяйствующих субъектов кинематографии в условиях рыночной экономики, для которой характерно усиление конкуренции.

В настоящее время в условиях благоприятной макроэкономической конъюнктуры предприятия и учреждения кинематографии вынуждены самостоятельно разрабатывать комплексные управленческие подходы к повышению уровня конкурентоспособности, которые не всегда оказываются эффективными в силу недостаточной научной и практической обоснованности. Следовательно, разработка и обоснование экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, обеспечивающих рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в период формирования рыночных отношений, являются необходимыми для конкурентоспособного развития сферы кинематографии, повышения обоснованности управляющих воздействий, направленных на создание благоприятных условий функционирования предприятий и учреждений кинематографии.

Важным условием решения методологических проблем повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии в настоящее время выступают, как рост эффективности использования рыночных инструментов в рассматриваемой подсистеме национальной экономики, так и создание адекватно отвечающей требованиям народного хозяйства структуры рыночных институтов, которая бы соответствовала экономическим и социальным потребностям всех организационно-правовых структур рассматриваемой подсистемы народного хозяйства.

Актуальность решения поставленных в диссертационном исследовании проблем повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии, роста результативности и обоснованности управленческих решений, принимаемых в данной структурной составляющей национальной экономики, возрастает в современных условиях функционирования региональных и народнохозяйственных комплексов, в которых предприятия и учреждения сферы кинематографии нуждаются в формировании рационального механизма, обеспечивающего рост их конкурентоспособности посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных, социальных и иных воздействий, как со стороны государства, так и индивидуальных, корпоративных мер саморегулирования.

В качестве экономических и организационных мер в процессе повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии выступают как рост самостоятельности и ответственности реорганизуемых в ходе экономических, структурных, управленческих и социально-политических преобразований субъектов рыночной экономики, так и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления, обеспечивающих разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение результативности функционирования организационно-правовых структур рассматриваемой подсистемы национальной экономики, эффективное использование всех видов ресурсов и всего народнохозяйственного инфраструктурного комплекса.

Поэтому все более актуальными становятся методологические и методические решения по формированию и совершенствованию организационно-информационного обеспечения процесса повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии на основе целенаправленных воздействий и мер различной направленности. Гибкость реагирования и разнообразие форм, методов и способов воздействия и влияния механизма управления, рациональное потребление всех видов ресурсов, конкурентоспособное развитие предприятий и учреждений кинематографии могут быть достигнуты не только при соблюдении объективно действующих экономических законов, анализе и выборе наиболее эффективных вариантов действий федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти при принятии перспективных решений, направленных на рационализацию функционирования хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли народного хозяйства, но и на основе повышения результативности взаимодействия отдельных организационно-правовых структур, осуществляющих производство и прокат кинопродукции, предоставление населению Российской Федерации комплекса кинозрелищных услуг.

Актуальность исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важных народнохозяйственных задач, как научное обоснование и создание эффективно функционирующего механизма повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии, установление направлений конкурентоспособного функционирования предприятий и организаций рассматриваемой подсистемы национальной экономики, разработка методических рекомендаций и современных принципов, обеспечивающих рациональное развитие организационно-правовых структур кинематографии в условиях усиления конкуренции.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по созданию и результативному применению механизма повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера по повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• определить сущностные основы обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии в условиях развивающихся рыночных отношений;

• исследовать особенности конкурентоспособного развития предприятий и учреждений рассматриваемой подсистемы народного хозяйства;

• выявить и научно обосновать государственные и корпоративные меры регулирующего и стимулирующего воздействия, способствующие эффективному функционированию хозяйствующих субъектов кинематографии в условиях роста конкуренции;

• расширить системные представления о формах и элементных взаимодействиях действующих механизмов повышения конкурентоспособности предприятий и учреждений кинематографической отрасли на основе критического анализа отечественного и зарубежного опыта;

• провести анализ конкурентных преимуществ организаций кинематографии в период транзитивной экономики;

• предложить современные принципы повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии;

• сформировать и обосновать методические рекомендации, обеспечивающие конкурентоспособное развитие отдельных структурных составляющих рассматриваемой подсистемы народного хозяйства.

Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии.

Объектом исследования выступают процесс конкурентоспособного развития предприятий и учреждений кинематографии, а также сами хозяйствующие субъекты данной отрасли народного хозяйства.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью социально-экономического, системного и сравнительного анализа элементов процесса повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии, применения в процессе конкурентоспособного развития организационно-правовых структур рассматриваемой отрасли экономики методов, процедур и способов управления экономической, социальной, структурно-организационной, нормативно-правовой направленности.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем, явились новейшие исследования российских и зарубежных специалистов в области конкурентоспособности, управления сферой кинематографии, законы Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере. В диссертации использованы также такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, методы статистического анализа, структурно-логического моделирования.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов, данные о развитии сферы кинематографии в целом и ее отдельных составляющих.

Научная новизна результатов исследования, выполненных автором, заключается в следующем:

• раскрыты и научно обоснованы сущностные основы повышения конкурентоспособности предприятий кинематографии в условиях формирования рыночных отношений на основе использования современных методов, способов и мер, способствующих росту результативности функционирования организационно-правовых структур рассматриваемой подсистемы народного хозяйства;

• определены особенности и условия конкурентоспособного развития предприятий и учреждений кинематографии, разработаны рекомендации по оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и прокат кинопродукции, предоставление кинозрелищных услуг;

• на основе экономико-организационного анализа действующих механизмов повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии, анализа их конкурентных преимуществ определены основные направления результативного использования конкурентного потенциала организаций рассматриваемой отрасли народного хозяйства в условиях сокращения государственного финансирования;

• исследованы и предложены современные принципы повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии, направленные на рационализацию развития организаций данной сферы в долгосрочном и стратегическом периодах времени с учетом необходимости достижения как экономических, так и социальных результатов;

• разработаны методические рекомендации, обеспечивающие рост конкурентоспособности структурных составляющих кинематографии с учетом выявленных особенностей их функционирования в период транзитивной экономики, которые во многом определяют эффективность принимаемых перспективных решений.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения теоретических и методических проблем, выводы и рекомендации позволяют в условиях структурных преобразований экономики России, целенаправленно формировать предложения, направленные на повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными, региональными и местными органами управления народнохозяйственными комплексами, руководством предприятий и учреждений кинематографии с целью повышения обоснованности управленческих решений, обеспечивающих устойчивое развитие организационно-правовых структур рассматриваемой подсистемы национальной экономики в условиях роста конкуренции.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы сформированы таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Каленов, Игорь Евгеньевич

выход

Операционное и стратегическое управление

Управление качеством

Управление персоналом

Формирование экономико-организационных основ повышения конкурентоспособности предприятия кинематографии

Рис.2.1. Система формирования конкурентоспособного предприятия кинематографии

Таким образом, можно видеть, что проблемы, существующие в сфере кинематографии в настоящее время, взаимосвязаны между собой. Поэтому для их решения необходим комплексный подход при определении тех конкурентных преимуществ, которые являются наиболее важными в определенный момент времени для достижения стратегических ориентиров развития субъектами хозяйствования кинематографического комплекса, отраслью кинематографией в целом. При этом субъектом хозяйствования кинематографического комплекса на основе выявленных конкурентных преимуществ должны быть определены соответствующие ресурсы для повышения эффективности социально-экономического функционирования в условиях формирования рыночных отношений, что будет способствовать повышению уровня его конкурентоспособности.

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

КИНЕМАТОГРАФИИ

3.1. Современные принципы повышения конкурентоспособности организаций кинематографии

В период социально-экономических преобразований в Российской Федерации возникает необходимость обоснования и реализации эффективных управленческих решений, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятий и учреждений различных отраслей народного хозяйства, что создаст необходимые предпосылки для устойчивого роста экономики страны в долгосрочной и стратегической перспективах. В сфере кинематографии переход на рыночные принципы хозяйствования повлек за собой серьезный кризис, обусловленный существенным снижением доли государственного участия в процессе развития данной отрасли, что привело к полной трансформации существовавшего ранее механизма взаимодействия между отдельными структурными составляющими рассматриваемой подсистемы экономики России. Такое положение требует формирования нового подхода, который позволил бы обеспечить рациональное функционирование организаций кинематографии в условиях рыночной экономики.

Относительно низкая рентабельность инвестиционных вложений в сфере кинематографии, большая трудоемкость производственного процесса, слабая адаптивность механизма управления хозяйствующими субъектами данной отрасли препятствуют эффективной реализации в практической деятельности организационно-правовых структур тех методов ведения конкурентной борьбы, которые доказали свою результативность в других отраслях народного хозяйства Российской Федерации. В то же время существующие особенности сферы кинематографии не позволяют формально использовать в ней приемы и способы конкуренции, которые являются общепризнанными в экономической теории. Поэтому в настоящее время в условиях благоприятной макроэкономической конъюнктуры предприятия и учреждения кинематографии вынуждены самостоятельно разрабатывать комплексные управленческие решения по повышению уровня конкурентоспособности, которые не всегда оказываются эффективными в силу недостаточной научной и практической обоснованности. Следовательно, формирование и обоснование методических положений, обеспечивающих рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в условиях формирования рыночных отношений, является весьма актуальным в рассматриваемой подсистеме народного хозяйства, для которой в современных экономических условиях характерно усиление взаимодействия между организационно-правовыми структурами различных стран, что приводит к глобальному характеру конкурентной борьбы.

В период трансформации социально-экономической системы Российской Федерации обеспечить повышение конкурентоспособности организаций кинематографии можно лишь на основе определенных принципов, направленных на рациональное развитие хозяйствующих субъектов в долгосрочном и стратегическом периодах времени. По мнению автора, можно выделить следующие принципы повышения конкурентоспособности организационно-правовых структур рассматриваемой подсистемы народного хозяйства Российской Федерации: своевременность и быстродействие управленческих воздействий, функциональность, стратегическая ориентированность, перспективность, результативность, обоснованность управленческих решений.

Автор считает, что принцип своевременности и быстродействия управленческих воздействий требует от механизма управления хозяйствующими субъектами сферы кинематографии адекватной реакции на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде организации, что позволит в максимальной степени использовать ее конкурентный потенциал с целью создания благоприятных условий для роста основных показателей производственно-предпринимательской деятельности. Важнейшим экономическим фактором, определяющим развитие организаций кинематографии в краткосрочной перспективе, является повышение уровня жизни населения Российской Федерации, обусловливающий позитивную динамику потребления кинозрелищных услуг. Для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов необходимо своевременно использовать благоприятные предпосылки экономического развития, которые дают возможность привлечь дополнительные финансовые ресурсы за счет средств как институциональных, так и неинституциональных инвесторов.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс рыночных преобразований, которые оказывают существенное воздействие на результативность функционирования хозяйствующих субъектов различных отраслей национальной экономики, включая организации сферы кинематографии. Такие позитивные изменения, как снижение ставок единого социального налога с 1 января 2005 г., отмена налога с продаж и снижение ставок налога на добавленную стоимость с 1 января 2004 г., существенное снижение ставок налога на прибыль с 1 января 2003 г. открывают перед организационно-правовыми структурами сферы кинематографии дополнительные возможности развития предпринимательской деятельности. В то же время определенные изменения налогового законодательства могут иметь негативный характер. Так, Правительством Российской Федерации рассматривается законопроект по дальнейшему снижению налога на добавленную стоимость при условии отмены всех льгот по данному налогу, что отрицательно скажется на функционировании хозяйствующих субъектов киносети, поскольку приведет к росту стоимости входных билетов в кинотеатры. В целом своевременная реакция механизма управления организациями рассматриваемой подсистемы народного хозяйства России на решения Правительства Российской Федерации позволит в максимальной степени использовать имеющиеся благоприятные возможности, элиминировав негативные последствия принимаемых управленческих решений.

При этом механизм управления хозяйствующим субъектом кинематографии должен обладать высоким быстродействием, что является необходимой предпосылкой для рациональной реализации своевременно принятых управленческих решений, ориентированных на перспективу. По мнению автора, важным преимуществом организаций, находящихся в частной собственности, является отсутствие необходимости в большом количестве согласований в процессе выработки и реализации стратегически ориентированных управленческих решений. Процесс функционирования акционерного общества в меньшей степени регламентирован, чем деятельность государственного унитарного предприятия или учреждения, что создает благоприятные предпосылки для повышения адаптивности механизма управления в быстро меняющихся условиях конкурентной борьбы. Поэтому, если в первой половине 90-х гг. XX в. сохранение объектов кинематографии в государственной собственности было оправданным, поскольку именно государственная поддержка за счет средств федерального и региональных бюджетов обеспечивала процесс функционирования отрасли, то в период экономического роста возникают объективные предпосылки для приватизации предприятий и учреждений рассматриваемой структурной составляющей национальной экономики, что позволит не только увеличить доходы бюджетов всех уровней, но и создаст необходимые условия для повышения конкурентоспособности приватизированных организационно-правовых структур в долгосрочной перспективе за счет максимального использования преимуществ рыночных отношений, повышения быстродействия механизма управления.

По мнению автора, принцип перспективности непосредственно связан с принципом своевременности и быстродействия управленческих воздействий и дополняет его, поскольку требует от организаций кинематографии ориентации на будущее, что может быть достигнуто на основе непрерывного прогнозирования изменений, происходящих во внешней и внутренней среде хозяйствующих субъектов. Представляется, что для обеспечения своевременности управляющих воздействий система управления организационно-правовой структурой должна обладать необходимой информацией о будущих состояниях основных параметров, определяющих результативность функционирования предприятия сферы кинематографии. По нашему мнению, данная информация хозяйствующими субъектами рассматриваемой отрасли может быть получена с использованием двух принципиальных подходов.

Первый подход предполагает самостоятельное формирование прогнозных оценок на основе использования современных методов прогнозирования в соответствии с имеющимися целевыми ориентирами и задачами развития хозяйствующего субъекта. Однако в реальных экономических условиях организационно-правовые структуры сферы кинематографии обладают ограниченными возможностями по разработке прогнозных оценок, которые требуются для повышения конкурентоспособного потенциала предприятия, что обусловлено такими основными причинами, как:

• отсутствие в штате организации специалистов необходимой квалификации, способных самостоятельно разрабатывать и обосновывать среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития хозяйствующих субъектов;

• отсутствие программного и аппаратного обеспечения, необходимо для проведения обоснованных прогнозных расчетов, требующих значительной вычислительной работы;

• отсутствие системы сбора первичных данных, необходимых для эффективного прогнозирования изменений, происходящих во внешней и внутренней среде;

• необходимость значительных затрат финансовых ресурсов для привлечения специализированных консультантов, способных обеспечить решение проблемы формирования обоснованных прогнозных оценок.

В целом предприятия и учреждения кинематографии не обладают необходимыми финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных экспертов, которые могли бы разработать комплексный отраслевой или межотраслевой прогноз, позволяющий определить основные направления развития конкретного хозяйствующего субъекта. Следовательно, организационно-правовые структуры сферы кинематографии в состоянии эффективно формировать лишь среднесрочные прогнозы тех основных параметров предпринимательской деятельности, которые могут быть получены путем экстраполяции существующих тенденций, в частности, таких, как: объем продаж, расходы организации в целом, по отдельным статьям калькуляции и экономическим элементам, объем прибыли. Тем самым первый подход является адекватным при разработке прогнозов, отражающих прежде всего будущее состояние внутренней среды объекта прогнозирования в краткосрочном и среднесрочном периодах времени.

Второй подход предполагает использование уже существующих прогнозов развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслевых подсистем в среднесрочной и долгосрочной перспективах с целью повышения обоснованности управленческих решений, принимаемых в процессе функционирования хозяйствующего субъекта кинематографии. В этом случае задачами механизма управления организацией кинематографии являются:

• определить ожидаемый результат, который будет получен на основе формирования прогнозных оценок (для каких целей разрабатывает прогноз);

• провести поиск источников необходимой информации, отражающей будущие состояния внешней среды;

• осуществить сбор требуемых прогнозных оценок;

• провести анализ собранной информации на предмет ее адекватности существующим экономическим условиям функционирования хозяйствующего субъекта.

Представляется, что использование двух указанных подходов позволит существенно снизить расходы хозяйствующего субъекта кинематографии, возникающие в процессе формирования прогнозных оценок развития организации при условии обеспечения адекватности и обоснованности прогнозов.

Принцип стратегической ориентированности предполагает, что для повышения уровня конкурентоспособности организации кинематографии необходимо наличие стратегической программы развития предприятия, определяющей основные направления деятельности организационно-правовой структуры в долгосрочной перспективе. Тем самым принцип стратегической ориентированности дополняет требования принципов своевременности управленческих воздействий и перспективности.

В современных условиях рыночной экономики конкурентоспособность любой организационно-правовой структуры во многом зависит от возможности системы управления на основе научного прогноза будущих изменений во внешней среде разработать и реализовать комплекс эффективных стратегических мер, обеспечивающих рациональное взаимодействие предприятия со всем субъектами рыночной экономки, деятельность которых оказывает влияние на его финансовый результат. При этом сложность самой системы стратегического управления, количество сотрудников организации, принимающих участие в процессе выработки стратегических решений, будет определяться масштабами деятельности хозяйствующего субъекта, что обусловливает тот объем информации, который необходим для эффективной выработки стратегических управленческих решений. На малых предприятиях, к которым в частности относятся хозяйствующие субъекты сферы киносети, стратегическое планирование может осуществляться самим руководителем, который несет всю полноту ответственности за результаты функционирования организационно-правовой структуры. В то же время на крупных предприятиях, функционирующих в сложных условиях внешней среды (например, киностудии) необходимо наличие специального блока в структуре управления, который отвечал бы за формирование стратегического плана развития хозяйствующего субъекта. Следовательно, в зависимости от масштабов деятельности организации стратегический план может существовать как в формализованной, так и в не формализованной форме.

В процессе разработки стратегического плана необходимо прежде всего определить те цели, которые будут достигнуты в результате реализации планируемых мероприятий, что позволит в максимальной степени использовать все имеющиеся ресурсы хозяйствующего субъекта. При этом руководство организации должно определенным образом ранжировать целевые ориентиры в соответствии с их значением для деятельности предприятия.

Важное место в комплексе стратегического планирования занимает процесс выбора базой стратегии развития организации: интенсивного роста, ограниченного роста, сокращения, сочетания различных стратегий. По мнению автора, в существующих условиях экономического подъема, повышения уровня жизни населения для большинства хозяйствующих субъектов сферы кинематографии основной должна стать стратегия интенсивного роста, которая позволяет обеспечить наиболее значительное увеличение финансовых показателей, характеризующих процесс функционирования организационно-правовой структуры. В то же время по мере изменения макроэкономической ситуации, замедления темпов роста национальной экономики возникнет необходимость более дифференцированного подхода к процессу выработки и реализации базовой стратегии, определяющей основные направления развития хозяйствующего субъекта кинематографии.

При этом на федеральном и региональном уровнях управления отраслью более целесообразным представляется использование стратегии сочетания стратегических альтернатив, позволяющей сконцентрировать ограниченные бюджетные ресурсы на тех проектах в сфере кинематографии, которые являются наиболее значимыми в условиях трансформации национальной экономики, что положительно скажется на результатах функционирования субъектов хозяйствования в целом.

По мнению автора, суть принципа обоснованности управленческих решений заключается в достижении необходимого единства между поставленными целями, определяющими развитие организации сферы кинематографии, как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах времени и имеющимися ресурсами. Обладая определенными знаниями о будущем, эффективной стратегией развития предпринимательской деятельности система управления хозяйствующим субъектом рассматриваемой подсистемы национальной экономики получает возможность реализовать на практике комплекс сформированных мероприятий, используя материальный, трудовой, финансовый и информационный потенциал объекта управления.

Материальный потенциал организации кинематографии формируется путем целенаправленных инвестиционных вложений, осуществляемых на основе использования, как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования. При этом доля материальных затрат является наибольшей в таких структурных составляющих кинематографии, как киномеханическая промышленность, кинокопировальная промышленность, фильмопрокат. Представляется, что снижение материальных затрат может быть обеспечено лишь в результате более эффективного использования трудового и финансового потенциалов организаций.

Трудовой потенциал организационно-правовых структур кинематографии во многом определяет уровень их конкурентоспособности, поскольку рассматриваемая отрасль предъявляет особые требования к качеству трудовых ресурсов. В настоящее время подготовку квалифицированных кадров для кинематографии осуществляют, в частности, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Ростовский, Иркутский, Советский (Калининградская область) кинотехникумы, Санкт-Петербургский и Сергиево-Посадский (Московская область) киновидеотехнические колледжи. Однако в сфере образования существует ряд проблем, препятствующих эффективному использованию кадрового потенциала хозяйствующих субъектов кинематографии. В качестве основных проблем можно выделить: переход выпускников на работу в другие отрасли народного хозяйства, не связанные с производством и реализацией кинопродукции и разрыв между теоретическим и практическим обучением. Представляется, что решение данных проблем возможно лишь на основе долгосрочного сотрудничества между учебными заведениями и предприятиями кинематографии, которые бы не только предоставляли базу для прохождения практики будущих выпускников, но и принимали участие в учебном процессе, отбирали потенциальных кандидатов на вакантные должности еще в период их обучения. Однако такое сотрудничество будет эффективным лишь в том случае, если заработная плата в организациях кинематографии будет выше, чем средняя заработная плата в экономике Российской Федерации, что позволит привлекать в отрасль наиболее квалифицированных специалистов, способных на практике реализовать знания, полученные ими в процессе обучения в высших и средних специальных учебных заведениях.

В современных рыночных условиях информационный потенциал во многом определяет уровень конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта независимо от отраслевых особенностей функционирования. Представляется, что динамично развивающаяся организационно-правовая структура должна обладать не только информацией о результатах собственной предпринимательской деятельности (банк внутренней информации), но и сведениями, отражающими изменения факторов внешней среды (банк внешней информации). В частности, подсистема мониторинга внешней среды должна обеспечить сбор информации о важнейших конкурентах, стратегиях их функционирования, взаимодействии с организационно-правовыми структурами других отраслей народного хозяйства Российской Федерации. Большое значение имеет также мониторинг регионального и федерального законодательства. Кроме того, для повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующие субъекты сферы кинематографии должны обладать и специфической информацией. Например, киностудии должны иметь сведения обо всех актерах, которых можно рассматривать в качестве кандидатов на определенную роль, что будет способствовать значительному снижению издержек, возникающих в процессе производства фильмопродукции.

Финансовый потенциал организаций кинематографии в настоящее время часто не позволяет им эффективно развиваться, в полной мере используя существующие в рыночной экономике возможности увеличения прибыли. Основная причина такого положения заключается в недостаточном использовании современных инструментов привлечения дополнительных средств, таких как банковское кредитование и ресурсы фондового рынка. С одной стороны, это обусловлено субъективными факторами, неспособностью механизма управления хозяйствующими субъектами кинематографии обеспечить привлечение необходимого объема финансовых ресурсов. С другой стороны, существуют определенные объективные причины, препятствующие повышению финансового потенциала организаций сферы кинематографии, среди которых можно выделить следующие.

Во-первых, высокие процентные ставки по банковским кредитам в национальной экономике, что препятствует реализации инвестиционных проектов, имеющих долгосрочный характер. Хозяйствующие субъекты банковской сферы заинтересованы в реализации краткосрочных (до 1 года) инвестиционных проектов, что во многом обусловлено самой структурой банковских активов, отсутствием финансовых инструментов привлечения капитала в кредитные организации на долгосрочной основе. Кроме того, в краткосрочной перспективе на возможности хозяйствующих субъектов по привлечению дополнительных средств оказывают отрицательное влияние последствия банковского кризиса мая-июля 2004 г. Представляется, что увеличение банковского кредитования отрасли будет происходить по мере роста финансовых результатов деятельности организаций, а также укрупнения предприятий путем создания холдинговых структур, которые обладают большими возможностями по привлечению заемных средств.

Во-вторых, слабый уровень развития фондового рынка, что не позволяет предприятиям и учреждениям кинематографии использовать его инструменты для аккумулирования дополнительных инвестиционных ресурсов, в частности путем выпуска простых и привилегированных акций, а также облигаций. При этом стадия активного роста фондового рынка России в период 2003-начала 2004 гг. сменилась существенным падением котировок во втором квартале 2004 г., что снижает возможности организационно-правовых структур по привлечению дополнительных ресурсов. Ситуация на фондовом рынке во многом определяется общими макроэкономическими процессами, происходящими в стране, а потому не может быть скорректирована в результате целенаправленных воздействий со стороны системы управления организациями рассматриваемой структурной составляющей народного хозяйства Российской Федерации.

В-третьих, ограниченность масштабов государственной поддержки киноотрасли, отсутствие эффективных механизмов финансовой поддержки хозяйствующих субъектов кинематографии, нуждающихся в дополнительных ресурсах. В настоящее время федеральные и региональные органы власти и управления осуществляют лишь прямое финансирование предприятий и учреждений кинематографии, не используя тех процедур косвенной поддержки, которые установлены законодательством, в частности таких, как льготное кредитование хозяйствующих субъектов, инвестиционный налоговый кредит, предоставление льгот по региональным и местным налогам, снижение арендных ставок. На федеральном уровне общие условия прямой финансовой поддержки организаций кинематографии определяются Правительством России. В частности постановлением Правительства №955 от 14 декабря 2000 г. была утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)», определявшая основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства, а также основные направления расходования финансовых ресурсов федерального бюджета, средств региональных бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Важнейшей составной частью данной программы стала подпрограмма «Кинематография России», основанная на положениях Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года, одобренной постановлением Правительства России от 18 декабря 1997 г. №1561, и разработанная с учетом позитивных тенденций, наметившихся в отечественном кинематографе к концу 90-х годов XX в. Правительством были запланированы расходы на реализацию подпрограммы «Кинематография России» в следующем объеме при наличии финансовых ресурсов федерального бюджета (табл. 3.1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка теоретических положений повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии, научное обоснование сущностных основ обеспечения конкурентоспособности организаций кинематографической отрасли, исследование особенностей конкурентоспособного развития организационно-правовых структур рассматриваемого сектора народного хозяйства, сравнительный анализ основных направлений повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии с учетом отечественного и зарубежного опыта, анализ и обоснование конкурентных преимуществ организаций, осуществляющих производство и прокат кинопродукции, предоставление кинозрелищных услуг, разработка современных принципов повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинематографии, методических рекомендаций, направленных на достижение высокого уровня конкурентоспособности отдельных структурных составляющих рассматриваемой отрасли народного хозяйства с учетом особенностей их функционирования и развития в период транзитивной экономики и уменьшения государственного финансирования позволили автору сделать следующие выводы и рекомендации:

1. По мнению автора, конкурентоспособность - это мера достижения поставленных стратегических ориентиров развития при значительном превосходстве в имеющемся инструментарии и возможностях его применения относительно других участников рынка при удовлетворении объективных и/или субъективных потребностей потребителей при наличии способов привлечения необходимого количества ресурсов в рамках законодательства. Сущностное содержание конкурентоспособности будет различным в зависимости от ряда факторов таких, как: свойства анализируемой системы, уровень ее развитости, наличие необходимых и достаточных ресурсов, агрессивность внешней среды, обладание адаптационными механизмами, характеристика рынка, количество участников рыночных отношений, выходящих на один и тот же рынок, восприимчивость продукции сегментами рынка, наличие спроса на предлагаемую продукцию, цена продукта, качества предлагаемого товара, имидж субъекта хозяйствования, обладание современными технологиями и другие. Большое значение оказывает складывающаяся конъюнктура рынка, так как кардинально меняющиеся условия осуществления рыночных отношений требуют изменения в подходах к оценке конкурентоспособного потенциала того или иного субъекта хозяйствования, предлагаемой им продукции.

2. В настоящее время становится необходимым постоянное уточнение тех сущностных положений, которых должны составлять основу оценки конкурентного потенциала хозяйствующего субъекта. Именно от того, насколько значительными конкурентными преимуществами обладает тот или иной субъект хозяйствования, зависит уровень его конкурентоспособности. В этой связи представляется целесообразным при определении экономико-организационных основ повышения конкурентоспособности предприятия значительное внимание уделять его конкурентным преимуществам.

3. Применение индикативного планирования в кинематографии является обоснованным в связи с тем, что такой подход позволяет эффективно взаимодействовать участникам государственного и частного секторов для достижения экономической эффективности функционирования, что дает возможность сделать обоснованный вывод о целесообразности расширения интеграционного сотрудничества организаций рассматриваемого сектора народного хозяйства с целью повышения уровня их конкурентоспособности. Как показывает мировая практика, в условиях децентрализованных рыночных механизмов системные модели индикативного планирования в первую очередь предназначены для решения глобальных или крупномасштабных региональных задач. Важным представляется также и то, что индикаторы плана могут рассматриваться как целевые прогнозы того, что должно произойти в ближайшей перспективе при выполнении предлагаемых плановых рекомендаций. Следовательно, использование индикативного планирования в кинематографии является необходимым для повышения результативности реализации управленческих функций, как государственных органов, так и самих организаций сферы кинематографии, и в частности такой функции, как прогнозирование. Именно на основе индикативного планирования становится возможным принятие более конкретных тактических решений, уточняющих выработанные ранее целевые ориентиры, реализация которых необходима для достижения стратегических целей развития предприятия кинематографии.

4. Для повышения уровня конкурентоспособности организаций кинематографии помимо расширения управленческих функций государства, развития методов саморегулирования, особое значение приобретает формирование мер, способствующих эффективному взаимодействию всех участников рыночных отношений, включая самих субъектов хозяйствования рассматриваемой подсистемы национальной экономики, государственные институты, инвесторов, иные организации различных сфер деятельности, так как именно взаимодействие государственных и предпринимательских структур, если оно носит систематический характер, позволяет повысить эффективность достижения стратегических социально-экономических ориентиров. Таким образом, при расширении направлений взаимодействия указанных субъектов с целью повышения эффективности функционирования организаций сферы кинематографии в условиях усиления значимости прогнозных оценок становится возможным формирование экономикоорганизационных основ повышения конкурентоспособности предприятий кинематографического комплекса.

5. Развитие рыночных отношений в настоящее время осуществляется быстрее, чем формируется необходимая нормативно-правовая база. Поэтому происходят определенные разногласия в процессе определения готовности предприятий кинематографии к использованию рыночных механизмов и совершенствованию инструментов, позволяющих получать определенные конкурентные преимущества на рынке предоставляемых услуг. Таким образом, складывается ситуация, когда сами организации кинематографической отрасли вынуждены вырабатывать приемы реагирования на происходящие изменения во внешней среде и формировать эффективные механизмы привлечения финансовых ресурсов. Однако индивидуальность в подходах различных субъектов кинематографического комплекса к формированию собственных мер реагирования на изменения конъюнктуры рынка в дальнейшем может дестабилизировать процесс их взаимодействия.

6. Развитие соответствующей инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности функционирования предприятий кинематографии в условиях формирования рыночных отношений, так как именно инфраструктура способствует усилению взаимодействия между различными участниками рынка при ориентации субъектов хозяйствования кинематографической отрасли на достижение стратегических ориентиров. Именно от согласованности функций управления, наличия возможностей для использования современных методов управления с целью определения степени рискованности любого мероприятия, осуществления мониторинга, как развития предприятия в целом, так и составления прогнозных оценок для наибольшей точности определения появления того или иного риска в данной отрасли, зависит эффективность использования рыночных инструментов в данной сфере, что оказывает непосредственное влияние на результативность функционирования отдельной организации кинематографии в целом.

7. Имеющийся ретроспективный опыт развития организаций кинематографии позволяет на его основе использовать все подходы к управлению, однако их приоритетность должна быть определена в соответствии с особенностями функционирования того или иного субъекта хозяйствования кинематографического комплекса, что даст возможность в дальнейшем выработать механизм, позволяющий оптимизировать принимаемые управленческие решения в кинематографической отрасли, для чего необходимо решать поставленные стратегические задачи посредством усиления взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами кинематографии, различными фондами, банковскими структурами, частными инвесторами, населением, организациями производственной сферы, другими участниками рынка.

8. Анализ основных тенденций развития кинематографии свидетельствует о том, что в среднесрочной перспективе в рассматриваемой отрасли народного хозяйства необходимо решение следующих задач: создание государством условий для эффективного сотрудничества всех заинтересованных субъектов при повышении эффективности функционирования организаций кинематографии; реформирование нормативно-правовой базы; сокращение численности и упорядочение деятельности проверяющих и контролирующих органов; повышение ответственности за результаты хозяйственной деятельности организаций кинематографии; повышение эффективности подготовки и переподготовки специалистов для кинематографической отрасли; повышение инвестиционной привлекательности кинематографического сектора экономики; нормирование финансовой поддержки организаций кинематографии различных организационно-правовых форм; определение государственными органами управления условий взаимодействия организационно-правовых структур кинематографии, связанных единством производственного процесса; совершенствование информационной поддержки кинематографии. Таким образом, для повышения уровня конкурентоспособности предприятий кинематографии необходимо использовать комплексный подход, обеспечивающий рост социально-экономического развития, как отдельных предприятий кинематографии, так и отрасли в целом.

9. Основными направлениями, способствующими осуществлению необходимых преобразований в кинематографической отрасли, должны стать: развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами, предоставляющими населению страны комплекс услуг кинематографии; привлечение инвесторов к управлению и развитию кинематографического комплекса при сохранении муниципальной собственности на инфраструктуру кинематографической отрасли; оптимизация бюджетных расходов в кинематографическом комплексе, повышение адресности и эффективности привлечения средств инвесторов, спонсоров, дарителей, меценатов, банковских структур, фондов, населения к хозяйствующим субъектам кинематографического сектора экономики; разработка современных эффективных механизмов государственной поддержки процессов модернизации и реконструкции части кинотеатров, кинокопировальных фабрик для их использования в условиях рыночных отношений при достижении необходимых показателей уровня их конкурентоспособности.

10. Для поддержания кинематографической отрасли на достаточно высоком технико-технологическом уровне, который позволяет применять современные научные разработки и инновации, становится необходимой государственная поддержка научного развития отрасли, которая должна заключаться в: формировании действенного нормативно-правового поля, как в области инновационного развития кинематографии, так и в направлении повышения инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования данной сферы деятельности; создании условий для обеспечения инвесторам, желающим вкладывать имеющиеся у них свободные денежные средства в кинематографический комплекс, гарантированного получения инвестиционного дохода в среднесрочном периоде времени, что позволит снизить риск невозвратности инвестиционных ресурсов от вложения в кинематографический сектор в целом и повысит инвестиционную привлекательность всех хозяйствующих субъектов; формировании условий для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных быстро овладеть имеющимся инструментарием в кинематографии при применении опыта реализации управленческих решений в других отраслях народного хозяйства; создании условий для взаимовыгодного сотрудничества организаций кинематографического комплекса с хозяйствующими субъектами, реализующими инновации.

11. Важным преимуществом организаций, находящихся в частной собственности, является отсутствие необходимости в большом количестве согласований в процессе выработки и реализации стратегически ориентированных управленческих решений. Процесс функционирования акционерного общества в меньшей степени регламентирован, чем деятельность государственного унитарного предприятия или учреждения, что создает благоприятные предпосылки для повышения адаптивности механизма управления в быстро меняющихся условиях конкурентной борьбы. Поэтому, если в первой половине 90-х гг. XX в. сохранение объектов кинематографии в государственной собственности было оправданным, поскольку именно государственная поддержка за счет средств федерального и региональных бюджетов обеспечивала процесс функционирования отрасли, то в период экономического роста возникают объективные предпосылки для приватизации предприятий и учреждений рассматриваемой структурной составляющей национальной экономики, что позволит не только увеличить доходы бюджетов всех уровней, но и создаст необходимые условия для повышения конкурентоспособности приватизированных организационно-правовых структур в долгосрочной перспективе за счет максимального использования преимуществ рыночных отношений, повышения быстродействия механизма управления.

12. В современных рыночных условиях информационный потенциал во многом определяет уровень конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта независимо от отраслевых особенностей функционирования. Динамично развивающаяся организационно-правовая структура должна обладать не только информацией о результатах собственной предпринимательской деятельности (банк внутренней информации), но и сведениями, отражающими изменения факторов внешней среды (банк внешней информации). В частности, подсистема мониторинга внешней среды должна обеспечить сбор информации о важнейших конкурентах, стратегиях их функционирования, взаимодействии с организационно-правовыми структурами других отраслей народного хозяйства Российской Федерации. Большое значение имеет также мониторинг регионального и федерального законодательства.

13. Финансовый потенциал организаций кинематографии в настоящее время часто не позволяет им эффективно развиваться, в полной мере используя существующие в рыночной экономике возможности увеличения прибыли. Основная причина такого положения заключается в недостаточном использовании современных инструментов привлечения дополнительных средств, таких как банковское кредитование и ресурсы фондового рынка. С одной стороны, это обусловлено субъективными факторами, неспособностью механизма управления хозяйствующими субъектами кинематографии обеспечить привлечение необходимого объема финансовых ресурсов. С другой стороны, существуют определенные объективные причины, препятствующие повышению финансового потенциала организаций сферы кинематографии, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, высокие процентные ставки по банковским кредитам в национальной экономике, что препятствует реализации инвестиционных проектов, имеющих долгосрочный характер. Представляется, что увеличение банковского кредитования отрасли будет происходить по мере роста финансовых результатов деятельности организаций, а также укрупнения предприятий путем создания холдинговых структур, которые обладают большими возможностями по привлечению заемных средств. Во-вторых, слабый уровень развития фондового рынка, что не позволяет предприятиям и учреждениям кинематографии использовать его инструменты для аккумулирования дополнительных инвестиционных ресурсов, в частности путем выпуска простых и привилегированных акций, а также облигаций. В-третьих, ограниченность масштабов государственной поддержки киноотрасли, отсутствие эффективных механизмов финансового обеспечения хозяйствующих субъектов кинематографии, нуждающихся в дополнительных ресурсах.

14. Деятельность ряда хозяйствующих субъектов сферы кинематографии имеет социальную направленность, а потому результативность их работы не может быть оценена с использованием общепринятых финансовых показателей. Так, функционирование детских кинотеатров направлено на удовлетворение существующих потребностей в кинозрелищных услугах для подрастающего поколения при умеренных ценах на входные билеты, что позволит обеспечить доступность услуги для тех слоев населения, которые имеют низкий уровень доходов. Киностудии не только являются хозяйствующими субъектами, функционирующими с целью получения прибыли, но и выполняют важную идеологическую задачу, связанную с распространением общественно значимых ценностей. При этом реализация киностудиями своей идеологической функции будет обеспечена не только в результате государственной поддержки производства общественно значимых произведений киноискусства, но и на основе активного использования зарубежного опыта функционирования саморегулирующихся организаций кинематографии, несущих перед обществом ответственность за соответствие содержания каждого фильма социальным потребностям. Тем самым результат, характеризующий конкурентоспособность хозяйствующих субъектов кинематографии, может быть не только экономическим, но и социальным, что требует системного подхода к его анализу и оценке.

15. Для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта сферы кинематографии необходимо, чтобы система управления организацией была в состоянии сформировать научно обоснованный прогноз тех изменений, которые произойдут во внешней среде в долгосрочном периоде времени (принцип перспективности), на базе которого становится возможным разработка комплекса мер, позволяющих использовать имеющиеся перспективы (принцип стратегической ориентированности) с учетом реальных возможностей организаций по привлечению материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов (принцип обоснованности управленческих решений), реализовать намеченные мероприятия (принцип своевременности и быстродействия управленческих воздействий) на основе комплексного подхода к осуществлению управленческих функций (принцип функциональности) и оценить полученные результаты (принцип результативности).

16. Государственная поддержка киноотрасли может быть оказана лишь при наличии у предприятий данной структурной подсистемы национальной экономики комплекса перспективных планов развития производственно-предпринимательской деятельности в изменяющихся условиях внешней среды, которые позволили бы обеспечить соответствие между имеющимися ресурсами и поставленными целями, что будет являться гарантией результативного использования финансовых средств бюджетов всех уровней. Тем самым важнейшим условием повышения конкурентоспособности организационно-правовых структур сферы кинематографии является повышение эффективности функционирования системы управления организациями, которая позволила бы осуществлять рациональное развитие предприятий и учреждений в период трансформации социально-экономической системы России.

17. Основным фактором, который будет определять основные направления развития кинематографии в долгосрочной перспективе, является научно-технический прогресс, влекущий за собой существенные изменения в формах организации производства, характере выпускаемой продукции. Перспективным направлением развития киноотрасли является переход к цифровым носителям информации, что существенным образом меняет набор требований и характеристик, предъявляемых ко всему спектру технических средств, используемых в процессе производства, хранения и распространения произведений киноискусства. Следовательно, повышение конкурентоспособности предприятий кинематографии возможно лишь на основе использования достижений науки и техники, информационных технологий, которые позволяют существенно уменьшить всю совокупность издержек, возникающих в процессе производства продукции. Тем самым рациональная политика государства, направленная на поддержку предприятий сферы кинематографии должна обеспечить использование современных технологий в данной составляющей народного хозяйства, что позволит в максимальной степени задействовать имеющийся конкурентный потенциал хозяйствующих субъектов с учетом тех задач, решение которых является необходимым для развития всей совокупности отраслевых подсистем национальной экономики Российской Федерации.

18. В настоящее время федеральные и региональные органы власти и управления осуществляют лишь прямое финансирование предприятий и учреждений кинематографии, не используя тех процедур косвенной поддержки, которые установлены законодательством, в частности таких, как льготное кредитование хозяйствующих субъектов, инвестиционный налоговый кредит, предоставление льгот по региональным и местным налогам, снижение арендных ставок. Такое положение не позволяет в полной мере использовать существующий потенциал хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли народного хозяйства, препятствует их рациональному развитию в долгосрочной перспективе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Каленов, Игорь Евгеньевич, 2005 год

1. Аверина О.И., Поспехова Т.М. Экономика кинематографии СССР. Выпуск 3. - Ленинград: ЛИКИ, 1977.

2. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 2002.

3. Агеева Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: Учеб. пособие. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2002.

4. Акимов А. А., Гамидов Г. С., Колосов В. Г. Системологические основы инноватики. СПб.: Политехника, 2002.

5. Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности: Материалы Регион, науч.-практ. конф. (май 2002 г.) / Сост. и науч. ред.: Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

6. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под. ред. В.М.Чижикова, Г.Н.Новиковой. М.: МГУКИ, 2002.

7. Александров Г.И. Менеджмент в сфере услуг. М., 1995.

8. Анализ и моделирование экономических процессов переходного периода в России. Вып. 2. Новосибирск, Изд-во ИЭ и ОПП СО РАН, 1997.

9. Андреев В.И. Конкурентология: Учеб. курс для творч. саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев; М-во образования РФ. Поволж. отд- ние РАО, Казан, гос. ун-т. Казань: Центр инновац. технологий, 2004.

10. Апишев А. А. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий / А.А. Апишев, А.В. Гапоненко. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2003.

11. Аренков И. А., Баум П. Ф., Томилов В. В. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

12. Балакшин В.В. Формирование конкурентоспособности современного предприятия. М.: МАКС-пресс, 2002.

13. Бирюкова Н.В., Чикишева Н.М. Формирование механизма инновационной стратегии предприятий. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

14. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2002.

15. Болтнев A.M. Основы статистического анализа экономической деятельности в социально-культурной сфере: Теория и практика выбороч. метода исслед.: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. обл. упр. статистики, 1996.

16. Бочкарев А.И. Синергетика современного социального управления: Учеб. пособие. Тольятти: Современник, 2002.

17. Бромберг Г.В. Оценка инновационных проектов: выбор приоритетов. М.: Роспатент, 2002.

18. Булярский С.В., Жуков А.В., Романов С.Н. Особенности управления некоммерческими организациями различной правоспособности // Соврем, аспекты экономики. 2001. - № 10. - С. 69-83.

19. В ожидании встречи: Продюсеры и драматурги о пробл. кинематографа / Гос. ком. Рос. Федерации по кинематографии (Госкино России), Рос. агентство «Информкино». М.: Б.и., 1998.

20. Валов И.И. Современные аспекты управления конкурентоспособностью предприятия. СПб.: СПбГУЭФ, 2004.

21. Васильев М.Г., Тумин В.М., Белков А.В. Эффективность инновационной деятельности: Учеб.-метод, пособие. М.: Изд-во МИТХТ, 2003.

22. Васюхин О.В. Анализ и оценка внешних факторов развития инновационной деятельности предприятия. СПб.: Нестор, 2002.

23. Венжер Н.Я. Кинематограф: шаги к рынку. М.: ВО «Союзинформкино», 1990.

24. Верещагин В.Ю., Ясменко М.К. Информационно-культурный адаптациогенез: антропологическое измерение. Ростов-на-Дону: РЮИ, 2001.

25. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: Обобщение и рекомендации. М.: Дашков и Кё, 2002.

26. Воронов А.А. Конкуренция и конкурентоспособность: количественные методы оценки. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2002.

27. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2003.

28. Воронова Е.Н. Экономика культуры. Рязань: Узорочье, 1998.

29. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности М.: АСКИД, 1996.

30. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000.

31. Голутва А.А. Теоретические основы процесса управления предприятиями кинематографии в современных условиях хозяйствования. -СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2002.

32. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИПУ, 1998.

33. Государственная поддержка отраслей народного хозяйства в 2005 году// Агентство экономической информации ПРАЙМ-ТАСС, 2004.

34. Государственное регулирование социальной сферы / Под ред. Л.П.Куракова, М.П.Владимировой. М.: Гелиос АРВ, 2000.

35. Государственное управление в сфере культуры: опыт, проблемы, пути развития: Материалы респ. науч.-практ. конф., 6 дек. 2000 г. / Под ред. Н.М.Мухарямова Казань: Карпол, 2001.

36. Гунин В.Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание, формы. М.: ГУ У, 2000.

37. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития рос. предприятий. М.: ТЕИС, 2003.

38. Давыдченков В.Т. Отечественное кино. Есть ли выход из тупика? М.: ИСПИ, 2001.

39. Демченко А.А. Управление конкурентоспособностью предприятий отраслевого комплекса. Курск: Курс. гос. техн. ун-т, 2002.

40. Дудкин В. Американский и западноевропейский подход к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. 1997. - № 10. - С.99-101.

41. Дудкин В. Совершенствование управления в регионах России на основе создания бизнес-инкубаторов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001.-№5. С. 12-24.

42. Дудкин В. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№5- С.36-49.

43. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте / Пер. с англ. М.: Дело, 1996.

44. Дьяконов А.Н. Современное состояние рынка кинофотоматериалов в России: Учеб. пособие. Новосибирск: СибУПК, 2001.

45. Евграшев А. Из практики французского индикативного планирования // Российский экономический журнал. 1998. - № 2. - С.84-87.

46. Евменов А.Д. Проблемы реформирования механизма инвестирования в условиях переходной экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

47. Евменов А.Д., Фирова И.П. Менеджмент в организации: Учебное пособие в 2-х ч. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2000.

48. Единая Европа: идея и реальность. Концепции культурной идентичности: Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1997.

49. Жабский М.И. Кино в современном обществе: Функции-воздействие-востребованность. М.: НИИК: Белый берег, 2000.

50. Зайнашева З.Г. Основы обеспечения конкурентоспособности системы сервиса / Моск. междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (ин-т). -М.: Маркетинг, 2003.

51. Законодательная политика и правовое регулирование в сфере культуры. М.: Российский институт культурологии, 1999.

52. Законодательство Российской Федерации о культуре М., 1999.

53. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.

54. Ивлева Т.Н. Психологические аспекты менеджмента в социально-культурной сфере: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. -Кемерово: КемГАКИ, 2001.

55. Израйлева О.В. Финансовое положение фирмы. Конкурентоспособность: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2001.

56. Инвестирование инноваций: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. А.Н.Плотников. Саратов: Изд-во СГТУ, 2002.

57. Инновации и экономический рост / Отв. ред. К.Микульский. М.: Наука, 2002.

58. Инновационные процессы: история развития и современная практика / Под. ред. С.М.Лисовского. Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. воен. службы, 2003.

59. Искусство и рынок. Проблемы теории и практики / Под ред. В.С.Жидкова, А.Я.Рубинштейна. М.: Государственный институт искусствознания, 1999.

60. Испытание конкуренцией: Отеч. кино и новое поколение зрителей: Науч. докл. / М.И.Жабский, С.А.Иосифян, И.Л.Акилова и др. М.: НИИ киноискусства, 1997.

61. К проблеме создания Высшего Совета по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации: Материалы Круглого стола, 23 апр. 1998 г. / Ред. Г.М.Амнуэль. М.: Ин-т «Информ. об-во», 1998.

62. Каленов И.Е. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности организаций кинематографии. Брошюра. -СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005,- 1,1 п.л.

63. Каленов И.Е. Теоретические основы конкурентоспособного функционирования хозяйствующих субъектов кинематографии. Брошюра. — СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. 1,2 п.л.

64. Качество, конкурентоспособность и эффективность в условиях современной экономики: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.А.Горбашко. СПб.: Инфо-да, 2002.

65. Кинематограф развивающихся стран: история и современность: Сб. науч. тр. / Редкол.: Л.М.Будяк (отв. ред.) и др. М.: ВНИИ киноискусства, 1986.

66. Кино России 90-е годы: Сб. / Союз кинематографистов РФ, НИИ киноискусства; Сост.-ред. Т.Москвина-Ященко, Т.Немчинская. М.: Атланта, 2001.

67. Кино Санкт-Петербурга: Материалы конф. науч. секции «Кино Санкт-Петербурга» Ин-та исслед. Санкт-Петербурга и Сев.-Зап. региона / Отв. ред.: Д.Г.Иванеев, И.П.Садовская. СПб.: ТЕССА, 2004.

68. Кино США: Энцикл. / НИИ киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации; Редкол.: Е.Н.Карцева (отв. ред.) и др. М.: Материк, 2003.

69. Кино: методология исследования: Сб. науч. работ / Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова; Сост. и науч. ред. В.М.Муриан. -М.: ВГИК, 2001.

70. Кино: пути от фильма к зрителю / М.И.Жабский, С.А.Балковой, Л.С.Веракса и др.; Госкино Рос. Федерации, НИИ киноискусства. М.: НИИ киноискусства, 1998.

71. Кино: реалии и вызовы глобализации / Под общ. ред. М.И.Жабского. М.: НИИ киноискусства, 2002.

72. Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для студентов вузов по экон. спец. -Ростов- на-Дону: Феникс, 2002.

73. Клейнер Г.Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность/ Под общей ред. С.А.Панова. М.: Экономика, 1997.

74. Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование объектов социально культурной сферы: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

75. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / А.А.Дынкин, Ю.В.Куренков, Ю.Л.Адно и др. М.: Междунар. отношения, 2003.

76. Косов Н.С. Макроэкономический механизм активизации инвестиционного процесса в России. М.: Высш. шк., 2001.

77. Криворотое В.В. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка. Препр. - Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 2003.

78. Кроливецкий Э.Н. Концептуальные положения регулирования инвестиционного процесса в России. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1998.

79. Крутик А.Б., Маркман Ф.Н. Инновации и информационные технологии в предпринимательских структурах. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1999.

80. Крылов Э.И., Оводенко А.А. Принципы управления инвестиционной и инновационной деятельностью предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2003.

81. Культурная политика России: История и современность: На основе нац. докл. «Гос. культ, политика в России». М.: ГИВЦ Минкультуры РФ, 1996.

82. Кураков В.Л. Развитие социальной сферы России. М.: Гелиос АРВ, 2000.

83. Лазарев В. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Екатеринбург: Пригород, вести, 2003.

84. Лазарук С.В. Базовые модели киноведения США: Из истории амер. киноведения. М.: ВГИК, 1996.

85. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок/ Пер. с англ. под ред. В.Б.Колчанова. СПб.: Питер, 2004.

86. Ливнев С. Кино прибыльная отрасль // Эксперт. - 1997. - № 43. -С. 85-87.

87. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. М.: МЗ-Пресс, 2001.

88. Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М.: Academia, 2001.

89. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб. пособие. М.: Дашков и Кё, 2003.

90. Макаров B.J1. Справочник экономического инструментария/ В.Л.Макаров, Н.Е.Христолюбова, Е.Г.Яковенко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.

91. Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике / Ю.К. Максимов. СПб.: РОСТ, 2004.

92. Мамбетшаев С.В. Основы конкурентоспособности предприятий. М.: Изд-во МГТУ, 2001.

93. Мартынова М.А. Конкурентоспособность российских предприятий: возможности и угрозы при вступлении в ВТО. М.: Научная книга, 2003.

94. Математико-статистические методы в кинематографии / О.В.Браилова, П.А.Мухин, В.Я.Орлова, М.Л.Эйнаров. М.: ВГИК, 1990.

95. Махов Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере. М.: Восресенье, 2001.

96. Методы совершенствования технологии кинематографии с использованием вычислительной техники: Сб. науч. тр. / Гос. ком. Рос. Федерации по кинематографии, Н.-и. кинофотоинститут НИКФИ; Науч. ред. А.И. Винокур. - М.: НИКФИ. ОНТИ, 1996.

97. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность. М. и др.: Питер, 2004.

98. Мир культуры: человек, наука, искусство: Тез. докл. междунар. науч. конф. ученых, аспирантов, студентов, 21-24 мая 1996 г.: Посвящ. 25-летию ин-та / Под ред. М.Г. Вохрышева. Самара: СГИИК, 1996.

99. Миронова И.С. Интеграция функционального и процессного подходов к управлению компанией как фактор роста ее конкурентоспособности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.э.н.: Спец. 08.00.05 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2004.

100. Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Изд-во «Познавательная книга плюс», 1999.

101. Михалев В.П., Разумовская М.И. Управление предпринимательством в социальной сфере. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001.

102. Михеева Н.А., Галенская J1.H. Менеджмент в социально-культурной сфере: (Соц.-экон. механизмы и методы упр.): Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

103. Михеева С.В. Методология оценки конкурентоспособности предприятий. Екатеринбугр: Изд-во Ур. ун-та, 2003.

104. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2002.

105. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. -Омск: Омич, 2000.

106. Новиков Ю.В. Адаптация и конкурентоспособность малых предприятий. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.

107. Новоженов Д.В. Теоретические основы и методология совершенствования систем управления инвестициями российских корпораций// Менеджмент в России и за рубежом. №6. - 2003. - С. 18-33.

108. Новолодская Г.И. Механизм функционирования воспроизводственной модели конкурентоспособности человеческого капитала корпорации. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2002.

109. Осипов Ю.М. Конкурентоспособность наукоемкой машиностроительной продукции: экономика и менеджмент. Томск: ТУСУР, 2002.

110. Осипов Ю.М. Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГУСУиР, 2003.

111. Основы кинофестивального менеджмента: Учеб. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Гос. ун-т упр. Каф. менеджмента в кино и ТВ; Под ред. Г.А.Поличко. М.: ГУУ, 2003.

112. Основы продюсерства = Foundations of producership: Учеб. для студентов вузов по специальностям в обл. кино и телевидения / В.В. Арсеньев, И.Д. Барский, A.J1. Богданов и др.; Под ред. Г.П. Иванова и др. -М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.

113. Отечественный кинематограф: стратегия выживания: Науч. докл. / Л.Алова, В.Баскаков, О.Боброва и др.; Ком. Рос. Федерации по кинематографии. НИИ киноискусства. М.: НИИ киноискусства, 1991.

114. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

115. Панарина Е.Н. Научно-методические основы оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий. Пермь: ПГСХА, 2004.

116. Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций: Сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., 25-26 дек. 2003 г. / Под общ. ред. О.А.Лузгиной. Пенза: ПГСХА, 2003.

117. Повышение конкурентоспособности российских предприятий: Сб. тр. по материалам междунар. конф. / Пастуховские чтения 2002, 17 янв. 2002 г., г. Ярославль; Редкол.: Ю.В.Васильков и др. - Ярославль: ЯрИПК, 2002.

118. Под знаком вестернизации: Кино публика - воздействие: Науч. докл. / М.И. Жабский, С.А. Балковой, И.А. Полуэктова и др.; Науч.-исслед. ин-т киноискусства. - М.: НИИ киноискусства, 1995.

119. Пресс С. Как пишут и продают сценарии в США для видео, кино и телевидения / Пер. В.Р.Оганесян, Ю.В. Шпакова М.: Триумф, 2003.

120. Проблемы конкурентоспособности, безопасности и защиты интересов экономических субъектов: Материалы круглого стола, г.

121. Волгоград, 8 апр. 2002 г. / Редкол.: М. В. Дмитриева (отв. ред.) и др. -Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002.

122. Проблемы обеспечения конкурентоспособности в современных условиях развития: Материалы Всерос. науч.-практ. симпоз., 9 дек. 2002 г., Санкт-Петербург: В 2 ч. СПб.: Инфо-да, 2002.

123. Проект программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы). — М.: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2004.

124. Развитие киносети и кинопроката города Москвы: проблемы и перспективы: Сб. материалов / Редкол.: М.В. Васильев и др. М.: Ин-т социал. инициатив: ЭКО, 2001.

125. Реген В. Самоорганизация как фактор конкурентоспособности компании. СПб.: Стройиздат СПб., 2004.

126. Рождественская Г.В. Современные французские режиссеры театра и кино: Учеб. пособие. Липецк: Изд-во ЛЭГИ, 2002.

127. Розенталь А. Создание кино и видеофильмов от А до Я: Пер. с англ. М.: Триумф, 2003.

128. Романова К.А. Экологическое образование руководителей социальной сферы: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУП, 2002.

129. Романова Т.Ф., Богославцева Л.В. Расходы бюджета на содержание учреждений социально-культурной сферы. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 2000.

130. Российская Федерация. Координационный совет по культуре и кинематографии при Министерстве культуры Российской Федерации. 2-е заседание. Уфа: Науч.-информ. изд. центр, 2001.

131. Российское кино: парадоксы обновления: Сб. ст. / Науч.-исслед. ин-т киноискусства; Науч. ред. А.Г. Дубровин, М.Е. Зак. М.: Материк, 1995.

132. Самогородская М.И. Разработка механизма управления инвестиционной стратегией// Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — №4,-С. 112-123.

133. Сборник нормативных документов для учреждений культуры / Под ред. В.С.Малышева. М.: МЦФЭР, 2003.

134. Севенард К.Ю. Потенциальные кластеры конкурентоспособности Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.

135. Сергеев А.Ф. Конкурентоспособность продукции: стандартизация, качество, оптимизация. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.

136. Сидоренко В.И. Методы формирования ресурсов производства аудиовизуальной продукции в зарубежной практике: Учеб. пособие для студентов вузов кинематографии. М.: ВГИК, 2000.

137. Сидоренко В.И. Планирование производственно-экономических и постановочных ресурсов при создании аудиовизуальной продукции в условиях рынка: Учеб. Пособие.- М.: ВГИК, 2000.

138. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

139. Сперанский М.М. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. -2003. №7-С. 11-19.

140. Сравнительный анализ условий финансирования сферы культуры в субъектах РФ. Центр научных исследований социально-экономических проблем культуры. М.: Министерство культуры РФ, 2002.

141. Тенейшвили О.В. Французское кино: кино и зритель, производство и прокат; продюсерский кинематограф; киноинформация и кинореклама. М.: ВИПК работников кинематографии СССР, 1991.

142. Территория кино: Постсовет, десятилетие. Кино стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии: Сборник / Авт.-сост. Елена Стишова. М.: Поматур, 2001.

143. Титова О.В. Инновационный анализ в современных условиях. -Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2002.

144. Триодин В.Е. История и теория социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2000.

145. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.

146. Ульянова М.А. Особенности маркетинга кинорынка и специфика кинопродукции как объекта маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - №2. - С.56-62.

147. Управление организацией/ Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. — М.: ИФРА-М, 1999.

148. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004.

149. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.

150. Федоркова Н.В. Организационно-экономические основы повышения конкурентоспособности производства. Воронеж: ВГТУ, 2002.

151. Филипсон О.Г. Менеджмент в социально-культурной сфере. Основы теории и практики: Учеб.-метод, пособие для студентов вузов культуры и искусств. Казань: ГранДан, 1999.

152. Формирование системы государственного регулирования экономики и социальной сферы: Сб. науч. работ докторантов и аспирантов Ин-та экономики РАН / Науч. ред. А.И.Архипов. М.: ИЭ РАН, 2001.

153. Хаев Р.Х. Инвестиции: оценка, моделирование, конкурентоспособность. Казань: Таглимат, 2002.

154. Хлопова Т.В. Развитие трудового потенциала и конкурентоспособность работников в современных условиях: Методология и практика исслед. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.

155. Черемисин В.Ю. Управление конкурентоспособностью отраслевого продукта. Препр. - СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2002.

156. Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

157. Чернявский Ю.М. Формирование механизма реструктуризации с целью повышения эффективности и конкурентоспособности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

158. Численность работников и заработная плата в учреждениях и организациях Министерства Культуры Российской Федерации: В цифрах за 2000 год. М.: Гл. информ.-вычисл. центр, 2001.

159. Шабасов А. А. Конкурентоспособность инвестиционных проектов/ А.А.Шабасов. СПб.: Стройиздат СПб., 2003.

160. Шляйферт М.А. Управление равновесием социально-экономических систем и процессов. СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1997.

161. Экономико-психологические аспекты инновационного развития и обеспечения конкурентоспособности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21-24 мая 2001 г., Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. унта экономики и финансов, 2001.

162. Экономическая политика в сфере культуры: Новый век новый взгляд / Отв. ред. А.Я.Рубинштейн, Б.Ю.Сорочкин. - М., 2001.

163. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес: В 3 т. / Под. ред. А.Я.Рубинштейна. М.: Гос. ин-и искусствознания; СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2002.

164. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб. / Под ред. Ф.Ф.Рыбакова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.

165. Экономический и юридический словарь/ Под ред.А.Н.Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2004.

166. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Тандем, 2000.

167. Ягудин С.Ю. Организационно-экономические проблемы инновационной деятельности предприятий и организаций. М.: ИНИОН РАН, 2002.

168. Яковлев А.Е., Плеханов А.В. Научно-технический прогресс и инновации в современной экономике: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003.

169. Cinema and fiction: New modes of adapting, 1950-1990 / Ed. by J. Orr a. C.Nicholson. Edinburgh: Edinburgh univ. press, cop. 1992.

170. Film and theory: An anthology / Ed. by R. Stam, T. Miller. Maiden (Mass.); Oxford: Blackewll, 2000.

171. International dictionary of films and filmmakers / Ed. T. Pendergast, S.Pendergast. 4th ed. - Detroit etc.: St. James press, cop. 2000.

172. Lastra J. Sound technology and the American cinema: Perception, representation, modernity. New York: Columbia univ. press, cop. 2000.

173. Marcus M. Filmmaking by the book: Ital. cinema a. lit. adapt. -Baltimore; London: The Johns Hopkins univ. press, cop. 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.