Праксеологические концепции социального субъекта в философии конца XX - начала XXI в.: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Швец, Ирина Владимировна

  • Швец, Ирина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 0
Швец, Ирина Владимировна. Праксеологические концепции социального субъекта в философии конца XX - начала XXI в.: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Иркутск. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Швец, Ирина Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА» В ПОНИМАНИИ СУБЪЕКТА

1.1. Классические концепции субъекта и их метафизические предпосылки

1.2. Неклассические теории субъекта в проекте «преодоления метафизики»

1.3. Философия М. Хайдеггера и постмодернистские теории субъекта

1.4. Праксеологическая парадигма: от абстракции субъекта -

к практике существования

ГЛАВА 2. ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА: ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДОЛОГИЯ

2.1. «Практики себя» в синергийной антропологии

2.2. Место и роль практики в дифференциальной концепции субъекта

2.3. Субъект в плоских или социальных онтологиях

2.4. Социальная гетерология: статус субъекта и практика социального

существования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Праксеологические концепции социального субъекта в философии конца XX - начала XXI в.: социально-философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования праксеологических концепций социального субъекта диктуется как спецификой социально-исторических процессов, так и потребностями научно-теоретического характера. Современное общество непрерывно трансформируется, актуализируя прежде скрытые гетерогенные аспекты, каждый из которых обнаруживает специфическую логику развития. При этом методология, призванная коррелировать с происходящими изменениями и спецификой современного социума, находится в стадии разработки. Классическая соционаучная парадигма, характеризующаяся оппозицией субъекта и объекта, редуцирует сложный множественный характер социальности. Это ведёт к нежелательным, нередко катастрофическим последствиям. Классической научной парадигме соответствует представление о стабильном и неизменном характере изучаемого объекта, будь то природа или общество. Объект научного рассмотрения и его законы исследовались внешним наблюдателем-субъектом, таким же стабильным и неизменным, как его объект. Сегодня становится очевидным, что как социальная реальность, изменяющаяся с нарастающей скоростью, так и существующий в ней наблюдатель перестают соответствовать нормам и идеалам классического научного исследования.

Поэтому задача проблематизации понятия социального субъекта, диктуемая как новыми социальными условиями, так и формированием новой философской парадигмы, встаёт сегодня с особой остротой. Понятие единого, однородного, самотождественного субъекта, а также связанные с ним понятия и познавательные процедуры (объект, объективация, рефлексия и репрезентация, абстрагирование и обобщение) не могут в полной мере выполнять свои аналитические и прогностические функции. Понятие социального субъекта и связанный с ним

концептуальный и методологический аппарат нуждаются в пересмотре с целью уточнения характера взаимосвязи с социальной реальностью, для описания и изучения которой они были созданы.

Задача проблематизации классического понятия субъекта остаётся в этом переходном процессе центральной. Несмотря на то, что острейшая полемика о смерти и возвращении субъекта становится историей, проблема никоим образом не может считаться решённой. Классическое понятие субъекта не отвечает новым требованиям концептуализации социальности. Не только методологические ресурсы огромного массива текстов, связанных с проблематикой субъекта, но и сама структура и способ формирования и существования субъекта, не могут быть сегодня оценены как не нуждающиеся в дальнейшем изучении.

Одним из возможных способов решения данной проблемы в современной социальной философии может стать праксеологический подход. Несмотря на то, что категория практики и соответствующая проблематика также представлены в современной социальной философии рядом имён и школ, думается, что и здесь необходим труд прояснения связей между изменениями в понимании категории бытия («онтологическим поворотом»), трансформацией категории практики и эволюцией понятия субъекта.

Трансцендентальный субъект классической философии, взятый в качестве социального (как субъект действия), не отвечает современному пониманию задач социально-гуманитарного познания. При этом подобное понимание социального субъекта до сих пор доминирует в региональных онтологиях общественных наук, в прикладном анализе. Субъект-объектная дихотомия, показавшая свою продуктивность в классическом естествознании, оказывается непригодной для познания социального, понятийно разрушает живой социальный опыт, не учитывает специфику исследования, в котором наблюдатель является частью изучаемого им становящегося мира.

Все названные обстоятельства указывают на необходимость социально-философского осмысления проблемы субъекта в современной философии. Решение этой проблемы предполагает анализ эволюции понятия социального

субъекта, деконструкцию его парадигматических предпосылок и характеристику новой парадигмы социально-философского исследования, в которой одну из ключевых позиций занимает корреляция между категорией практики и понятием субъекта в их связи с категорией бытия, понимаемого как становление и различие.

Степень разработанности научной проблемы. Комплекс философских подходов, обосновывающий парадигматический сдвиг, повлёкший за собой трансформацию классического понятия субъекта, формируется с середины XIX века в рамках неклассических подходов. Так, в работах Ф. Ницше отвергается представление о бытии и субъекте, характерное для классической философии. Субъективность, рассматриваемая классикой как гносеологическая помеха, начинает пониматься как конститутивный аспект человеческого, и, шире, социального существования. У Ф. Ницше и С. Кьеркегора фигура субъекта выводится из гносеологических рамок. Позже в XIX в. понятие субъекта переосмысливается в философии жизни, персонализме, герменевтике.

Методологические принципы неклассического изучения социальности на началах идей онтологии становления, различия формируются в творчестве М. Хайдеггера, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, А. Бадью, С. Жижека, М. Деланда, Б. Латура, Г. Хармана, К. Мейясу. В России аналогичной проблематике посвящены исследования В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова, В. А. Лекторского, М. К. Мамардашвили, А. Е. Смирнова, И. В. Красавина.

Во второй половине XX в. проблематика субъективности оказывается в центре внимания постструктурализма, постмодернизма. Классический субъект ставится под вопрос в работах Р. Барта, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана, Ж. Нанси, Л. Брайанта и др. Соотношение политики и эпистемологии в социальном субъекте постмарксизма изучается в работах С. Жижека, Э. Лаклау и Ш. Муфф, К. Касториадиса, А. Бадью. В отечественной философской литературе неклассическая субъективность анализируется в работах З. А. Сокулер, В. А. Мазина, А. Е. Смирнова, А. Е. Смулянского.

Наиболее заметный вклад в изучение процессов становления субъекта во второй половине XX в. внесли Л. Альтюссер, С. Жижек, А. Бадью. Важнейшей фигурой в этом процессе остаётся М. Фуко, идея историчности субъекта разрабатывается в его поздних работах 1970-1980-х гг.

Проблемы изменения категории практики в философии XX в. исследует М. Фуко, выделяя такие понятия, как «субъективация», «практики себя». Различным аспектам практики в социальной теории в связи с этими изменениями посвящены работы Т. Шацки, Б. Барнса, Дж. Коултера, Л. Тевено, М. Линча, Х. Дрейфуса, Ч. Спинозы, М. Деланда. В отечественной философии проблему практики и праксеологического поворота исследуют А. П. Огурцов, В. В. Волков, О. В. Хархордин, Е. В. Борисов, В. Н. Фурс. Разработкой проекта синергийной антропологии на основе духовных практик занимается С. С. Хоружий. Проблема субъектности как силы и формы развития социальности прорабатывается в концепции полисубъектной социальности В. Е. Кемерова.

Корпус работ, связанных с различными аспектами проблемы трансформации фигуры социального субъекта, его исчезновения и возвращения, велик. При этом, однако, существует ряд проблем, связанных с отсутствием способа представления открытого, несамотождественного социального субъекта и его методологических оснований.

Объектом диссертационного исследования является социальный субъект.

Предмет исследования - праксеологические концепции социального субъекта и их общие методологические основания.

Цель диссертационного исследования - экспликация теоретико-методологических ресурсов праксеологических концепций социального субъекта в философии конца XX - начала XXI в.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1) охарактеризовать основные этапы (классический, неклассический, постнеклассический) истории понятия социального субъекта, предопределившие появление праксеологических концепций субъекта;

2) выявить методологические и теоретические основания трансформации понятий субъекта и практики в современной философии;

3) обосновать переход от абстракции социального субъекта к практике как условиям действительного субъектного опыта;

4) сформулировать праксеологическую парадигму, вбирающую в себя теоретические основания постнеклассических концепций социального субъекта;

5) выявить специфику основных праксеологических концепций социального субъекта, раскрыть их методологический потенциал.

Методология научного исследования.

Социально-типологический подход позволяет моделировать основные типы концепций становящегося субъекта, логику смены этих типов, критерии выделения отдельных типов подобных концепций.

Гетерология как методология исследования связана с формированием неклассической онтологии, философских концептов становления, структурирующих многомерность и процессуальность социальности и неотделимого от неё динамичного, становящегося социального субъекта. Использование этой методологии стимулирует переход от классических концепций субъекта к динамической онтологии, высвобождающей различия и множественность и коррелятивных ей понятий субъектности, становящейся субъективности, праксеологических теорий социального субъекта.

Диссертационное исследование было осуществлено с использованием общенаучных методов анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции, проблематизации, нормирования, гипотетического и исторического методов.

Исследование осуществлялось в рамках метода деконструкции социальных теорий и методологий, понятия социального субъекта. Являясь одной из исходных методологических установок работы, деконструкция позволила переосмыслить стереотипы в трактовке и реконструкции исходных социально-исторических и теоретико-методологических условий трансформации фигуры субъекта в социальной философии.

Теоретическая основа исследования представлена следующими концепциями, теориями, положениями и идеями:

- экзистенциальная аналитика М. Хайдеггера, его учение об онтологическом различии;

- дифференциальная онтология (философия множественности) Ж. Делёза;

- концепция радикальной социальности В. Е. Кемерова;

- социальная гетерология, разрабатываемая Уральской школой социальной философии (В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов, И. В. Красавин, Ю. В. Бурбулис, А. С. Железнов, А. Е. Смирнов, Д. А. Томильцева);

- идея дифференциального отношения как принципа самоорганизации открытых сложных социальных систем и социального субъекта, сформулированная Ж. Делёзом, развиваемая М. Деланда, И. В. Красавиным, А. Е. Смирновым в приложении к социальной философии;

- положения о социальном субъекте как сборке, ситуационной связке, вложенном множестве в разных модификациях существующее в социально-философских построениях Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М. Деланда, Т. Х. Керимова, И. В. Красавина, А. Е. Смирнова.

Совокупность данных методологических и теоретических оснований определяет специфику диссертационного исследования, подчёркивает социально-философскую направленность исследования в обосновании социально-исторической и теоретико-методологической обусловленности трансформации фигуры субъекта, в выборе и рассмотрении исходных принципов построения современных концепций социального субъекта, субъективности, системы понятий, благодаря которой новые концепции субъективности реализуются в интерпретации социальности.

Социально-философское обоснование динамизации фигуры социального субъекта в современной социальной теории влечёт за собой определённую сложность понятийного аппарата, введение новых понятий и терминов с целью более адекватного выражения специфики и динамики обозначившихся проблем теории и методологии социально-гуманитарного познания.

Научная новизна исследования состоит в выявлении и научном обосновании праксеологической парадигмы, сложившейся в постнеклассический период и оформившейся в ряде социально-философских концепций, связанных с различными аспектами субъектности, субъективации, субъективности. В ходе исследования

1) прояснена логика трансформации понятия субъекта, основных этапов этой трансформации из перспективы проекта «преодоления метафизики»;

2) выделены методологические и теоретические основания классических и неклассических концепций социального субъекта, связанных с коррелятивными изменениями категорий бытия, практики и субъекта;

3) в постнеклассических концепциях социального субъекта в качестве системообразующего элемента выявлена конститутивная роль социальных практик для формирования, воспроизводства и изменения субъективности;

4) обоснована праксеологическая парадигма, вбирающая в себя теоретические основания, служащие условием возможности постнеклассических концепций социального субъекта;

5) охарактеризованы как праксеологические следующие концепции: синергийная антропология, социальная гетерология, дифференциальная концепция субъекта, теория сборки М. Деланда, концепция гетерархической структуры социальности, раскрыт их теоретико-методологический потенциал;

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в выявлении корреляций между категориями бытия, практики, субъекта, характерных для праксеологических концепций субъекта как неклассического способа социально-философского исследования. Таким образом формируется методология праксеологических концепций субъекта, более адекватная процессуальной предметности социального познания, предполагающая уникальность, сингулярность исследуемых социальной философией явлений. Рассматриваемая методология позволяет работать с несамотождественным становящимся субъектом и открытой социальностью, конституирующей субъекта и общество в их

взаимообусловленности и взаимном различении. Осуществлённый в работе анализ праксеологических концепций субъекта вносит вклад в осознание ключевой роли практик социального существования в формировании адекватного современному состоянию социальной философии представления об обществе и социальном субъекте.

Практическая значимость исследования заключается в понимании социальности как со-бытия или бытия вместе. Данное обстоятельство открывает дополнительные пути реализации субъектных сил в различных социальных пространствах и способствует воспитанию толерантности. Материалы диссертации могут также найти применение в решении таких практических задач, для которых необходим учёт субъектного вектора социальных процессов. Использование логики праксеологических концепций социального субъекта даёт возможность участникам социальных процессов выстраивать частную жизнь и профессиональную деятельность с учётом принципов неклассической рациональности, что повышает жизнеспособность участников гетерогенных сообществ, каковыми являются сегодня все спонтанные коммуникации и институциализированные организации.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Социальная философия», «История философии», «Философия и методология науки», спецкурсов, посвящённых современной социальной философии, методологическим проблемам современной философии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие субъекта в классической философской парадигме и последующая его трансформация, приведшая сегодня к формам концептуализации субъективности, обнаруживаемым в праксеологических концепциях социального субъекта, связаны с определёнными теоретико-методологическими условиями. Такая возможность обнаружения историчности субъекта открывается из перспективы выявления его метафизических предпосылок. Наиболее существенным результатом такой работы является переход от понятия бытия как сверхсущего основания к его представлению в качестве становления. Это, в свою

очередь, приводит к движению от субъекта к практикам и способам его социального существования.

2. Метафизическими предпосылками классического понятия субъекта и соответствующей ему методологии явились философские стратегии универсализма, монизма, редукционизма, принципы эссенциализма, бинарных оппозиций, экстремального объективизма. Осознание ограниченности классического подхода создало условия для формирования философских концептов, выражающих становление, структурирующих многомерность и процессуальность как социального субъекта, так и общества в целом. Итогом этого процесса явилось создание ряда онтологий различия, концептуальные средства которых получили применение в социально-философском дискурсе.

3. Принципы дифференциальной социальной онтологии (неоснования, антиэссенциализма, ирредукционизма) и соответствующие понятия (различие, множественность, экстериорность, сингулярность, виртуальное/актуальное) -обосновывают коррелятивную зависимость социального субъекта и практики. Из частного регионального сущего, понимаемого как предметно-чувственная деятельность человека, практика переходит на онтологический уровень, приобретает онтологически-генеративный характер. Социальный субъект в этой ситуации не может мыслиться абстрактно, задаваться заранее; он даётся только и исключительно в акте собственной реализации, т.е. в практике. Его существование в этом смысле именно практично или фактично.

4. Праксеологическая парадигма, актуализирующаяся в широком спектре праксеологических концепций, соответствует онтологии становления. Собственность, свойственность субъекта достигается здесь не за счёт идентичности и самотождественности, но за счёт различия и саморазличения. Элементы множества, составляющие протеичную фигуру субъекта, могут существовать лишь в процессе взаимного определения. Субъективный опыт в праксеологических концепциях воспроизводится и осознается за счёт непрекращающегося возвращения Другого, который в конечном счёте есть не что иное, как оборотная сторона, изнанка Я. В операциональном смысле это значит,

что социальный субъект конституируется, поддерживается и воспроизводится комплексом социокультурных практик. Социальный субъект сохраняет свою идентичность за счёт непрекращающегося воздействия этих практик. Изменение практик влечёт за собой трансформативные последствия для субъекта; и наоборот, субъект остаётся «статичным», пока данные практики работают, воспроизводя, поддерживая его субъектную конфигурацию.

5. Синергийная антропология, дифференциальная концепция субъекта, теория сборки М. Деланда, концепция гетерархической структуры социальности, социальная гетерология - различные версии праксеологических концепций социального субъекта - не ставят себе задачу создания новых онтологий, но переопределяют онтологические основания социальных наук. Одним из ключевых аспектов такого процесса переопределения оказывается переосмысление модели социального субъекта. Отныне он мыслится в качестве сингулярного. Его сингулярность обусловливается вовлеченностью в процесс, становление, словом -в практику. Практика становления социального субъекта с необходимостью предполагает техническое опосредование.

Степень достоверности исследования обусловлена применением признанных методов социально-философского исследования, использованием достаточно обширного ряда источников по социальной философии и социогуманитарным дисциплинам, опубликованных в России и за рубежом.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были апробированы на конференциях отделения философии и теологии исторического факультета Иркутского государственного университета «Актуальные проблемы религиоведения» (апрель 2015 г.), философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова «Религия и религиоведение в современной России» (сентябрь 2016 г.), XX, XXII, XXIII всероссийских научно-методических конференциях «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии» (февраль 2015 г., март 2017 г., март 2018 г. ВСИ МВД г. Иркутск), Международной

конференции «Буддизм: единство в многообразии» (июнь 2018 г., ИМБТ СО РАН, г. Улан-Удэ).

Результаты исследования получили апробацию в ряде публикаций в журналах, рецензируемых ВАК РФ, основные положения работы были представлены в качестве докладов на различных вузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях в Москве и Иркутске в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 214 наименований. Общий объём работы - 136 страниц.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА» В ПОНИМАНИИ СУБЪЕКТА

Проблема субъекта оказывается в центре проекта «преодоления метафизики» и смены когнитивных парадигм в Х1Х-ХХ веках. Трансцендентальный субъект классической философии не отвечает современному пониманию задач социально-гуманитарного познания. Субъект-объектная дихотомия, показавшая свою продуктивность в классическом естествознании, оказывается непригодной для познания социального, понятийно разрушает живой социальный опыт, не учитывая специфику исследования, в котором наблюдатель является частью изучаемого им становящегося мира.

В поисках адекватной методологии философия, социальная теория XIX-ХХ веков приложила значительные усилия для отыскания, выработки специфических средств постижения мира человека, социальной реальности.

Один из наиболее продуктивных подходов, возникших в русле этих поисков, связан с праксеологическим поворотом, как общим стилем многих исследований конца XX века. Практическая парадигма охватывает исследования в области социальной философии, философский антропологии, истории, социологии, политической теории и т.д. В связи с этим представляется возможным ввести понятие праксеологических концепций субъекта, называя праксеологическими такие концепции, которые возникают в ситуации критического пересмотра предпосылок метафизики, обосновавших классическую модель субъекта. В этих концепциях обращается внимание на то, что субъект никогда не тождествен себе, и осуществляется попытка концептуализировать эту несамотождественность.

Праксеологическими эти концепции называются потому, что возможность концептуализации субъекта на альтернативных классическим основаниях связана с возможностью описания бытия не как субстанциального сущего среди других

сущих, а как процесса выведения сущего в присутствие, актуализации виртуальных возможностей в их взаимной дифференциации. Эта другая возможность предполагает изменение статуса практики, понимаемой в качестве технической реализации. Из частного регионального сущего, чем была практика в гносеологической парадигме, она переходит на онтологический уровень, приобретает онтологический характер. Социальный субъект в этой ситуации не может мыслиться абстрактно; он задаётся только и исключительно в акте собственной реализации, т.е. в практике. Его существование в этом смысле именно практично или фактично. В этой связи социальный субъект не может быть помыслен в качестве предсуществующего или самотождественного.

Для того, чтобы осуществить комплексный анализ праксеологических теорий социального субъекта, актуализирующих праксеологическую парадигму, позволяющую работать c несамотождественным, становящимся субъектом и открытой, «радикальной» социальностью, в первой главе рассматривается эволюция концепций субъекта, их методологические основания, предпосылки в классической и неклассической философии, приведшие к возникновению праксеологической парадигмы.

1.1. Классические концепции субъекта и их метафизические предпосылки

Новое время начинается с поиска безусловного «неколебимого» основания и метода его отыскания. Таким основанием оказывается достоверность собственного сознания человека: из ряда субъектов в значении греческого шо-Ksi^svov, выделяется таким образом субъект особого рода - res cogitans - и его появление означает начало и нового мышления, и Нового времени. Будучи родоначальником рациональной культуры, Декарт строит её на антитрадиционализме, считая, что на истину «натолкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ».

Однако эта перемена осуществляется ещё «на «языке» и в представлениях»1 того, что эта эпоха желает преодолеть. Декарт стремится создать метод, на основании которого можно будет строить науку по единому плану, как заранее спланированное здание или целый город. В основу этого метода и положен тезис: «Я мыслю, следовательно, существую». При этом сама идея единого незыблемого основания, принадлежащего сфере умопостигаемого, превосходящего чувственное, воспринята им из античной философии, а представление о ценности субъективно-личного - из средневековой философии. Существование Я Декарт основывает на непосредственной достоверности мыслительной активности. При этом в рассуждениях Декарта Я, дух, душа, мысль тождественны. Поэтому для него оказывается очевидным то, что далеко не всегда было очевидно для науки: «Я есть субстанция, вся сущность или природа которой только в том, чтобы мыслить, и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от каких материальных предметов ...Я, т.е. душа, посредством которой я есть

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Швец, Ирина Владимировна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономова, Н. С. Деррида и грамматология / Н. С. Автономова // В кн. : Деррида Ж. О грамматологии. - М. : Ad Marginem, 1996. - 267 c.

2. Автономова, Н. С. Лакан / Н. С. Автономова // Новая философская энциклопедия. - М. : Мысль, 2010. - Т. 3.

3. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.

4. Адорно, Т. Введение в социологию / Т. Адорно. - М. : Праксис, 2010. -384 с.

5. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно. - М. : АСТ, 2014. - 511 с.

6. Азаренко, С. А. Бытие как бытие-в-коммуникации / С. А. Азаренко // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2017. - Т. 20. - С. 157-164.

7. Азаренко, С. А. Топология сообщества / С. А. Азаренко. - Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 228 с.

8. Александер, Дж. Общая теория в состоянии постпозитивизма: «эпистемологическая дилемма» и поиск присутствующего разума / Дж. Александер // Социология: 4М (методология, методы, математические модели). - 2004. - № 18. - С. 167-204; № 19. - С. 176-200.

9. Альтюссер, Л. Идеология и идеологический аппараты государства (заметки для исследования) [Электронный ресурс] / Л. Альтюссер // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2011. -№ 3 (77). - Режим доступа: http://magazmes.mss.ru/nz/2011/3/al3.html (дата обращения 29.03.2016).

10. Арендт, Х. Vita activa или О деятельной жизни / Х. Арендт. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. - 416 с.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Аристотель Метафизика / Аристотель // Сочинения в четырёх томах. - Т. 1. -М. : Мысль, 1976. - 550 с.

Арчер, М. Реализм и морфогенез / М. Арчер // Теория общества. - М. : КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 1999. - С. 157-195.

Бадью, А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / А. Бадью. - СПб. -М.: Московский философский фонд; Университетская книга, 1999. - 94 с. Бадью, А. Делёз. Шум бытия / А. Бадью. - М.: Прагматика культуры; Логос-Альтера, 2004. - 184 с.

Бадью, А. Манифест философии / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2012. - 190 с. Бадью, А. Этика / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М. : Прогресс, 1989. - 616 с.

Барт Р. S/Z / Р. Барт. - М. : Академический проект, 2009. - 373 с. Батай, Ж. Проклятая часть / Ж. Батай. - М. : Ладомир, 2007. - 722 с. Батай, Ж. Сумма атеологии. Философия и мистика / Ж. Батай. - М. : Ладомир, 2016. - 566 с.

Батлер, Д. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» / Д. Батлер // Введение в гендерные исследования. Часть II: Хрестоматия. ЦХГИ, СПб. : Алетейя, 2001. - С. 136-163. Батлер, Д. Психика власти / Д. Батлер. - Харьков : ХЦГИ; СПб. : Алетейя, 2002. - 168 с.

Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М. : Логос, 2005.

- 390 с.

Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман. - М. : Аспект Пресс, 1996.

- 255 с.

Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин. // Человек в мире слова. - М., 1995. - 140 с.

Бек, У Общество риска. На пути к другому модерну / У Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

28. Бергер, П. Л. Социальное конструирование реальности / П. Л. Бергер, Т. Лукман. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.

29. Бибихин, В. В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару / В. В. Бибихин. -М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 536 с.

30. Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / М. Блауг. - М., 2004. - 416 с.

31. Блауг, М. Тревожные процессы в современной экономической теории / М. Блауг // К вопросу о так называемом «кризисе» экономической науки: материалы теоретического семинара. - М. : ИМЭМО РАН, 2002. - 71 с.

32. Болтански, Л. Критика и обоснование справедливости. Очерки социологии градов / Л. Болтански, Л. Тевено. - М. : Новое литературное обозрение, 2013. - 576 с.

33. Брайант, Л. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта / Л. Брайант // Логос. - 2014. - № 4 (100). - С. 275-295.

34. Бродель, Ф. История и общественные науки. Историческая длительность / Ф. Бродель. - Благовещенск : РИО БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - С. 115-142.

35. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. - М. : Socio-Logos, 1994. - 288 с.

36. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб. : Алетейя, 2001. - 562 с.

37. Бурдье, П. Социальное пространство. Поля и практики / П. Бурдье. - СПб. : Алетейя, 2014. - 576 с.

38. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. - М. : Socio-Logos, 1993. -336 с.

39. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / Б. Вальденфельс // Социо-логос. - М. : Прогресс, 1991. - 480 с.

40. Вирно, П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / П. Вирно. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. - 144 с.

41. Волков, В. В. Теория практик / В. В. Волков, О. В. Хархордин. - СПб. : Издательство европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

Гадамер, Х.-Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой / П. П. Гайденко. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 376 с. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - СПб. : Наука, 2003. - 639 с.

Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. - СПб., 2007. - 335 с.

Гаспарян, Д. Э. Введение в неклассическую философию / Д. Э. Гаспарян. -М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 398 с. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. - СПб. : Наука, 1992. -444 с.

Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. -524 с.

Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1975. - 452 с.

Гидденс, Э. Устроение общества / Э. Гидденс. - М. : Академический проект, 2005. - 528 с.

Гоулднер, А. У Наступающий кризис западной социологии / А. У Гоулднер. - СПб., 2003. - 577 с.

Гофман, И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман. - М. : Институт социологии РАН; ФОМ, 2004. - 751 с. Гофман, Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман. - М. : Смысл, 2009. - 319 с.

Гурко, Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум). Как избежать разговора : денегации / Е. Гурко. -Минск : Экономпресс, 2001. - 320 с.

Гуссерль, Э. Деррида Ж. Начало геометрии / Э. Гуссерль. - М. : Аё Мш^теш, 1996. - 268 с.

Декарт, Р. Сочинения / Р. Декарт. - СПб.: Наука, 2015. - 650 с.

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

Деланда, М. Война в эпоху разумных машин / М. Деланда. - Екатеринбург, М. : Кабинетный учёный; Институт общегуманитарных исследований, 2014. - 338 с.

Деланда, М. Новая онтология для социальных наук / М. Деланда // Логос. -2017. - Т. 27, № 3 (118). - С. 35-56.

Деланда, М. «Появление» в истории [Электронный ресурс] / М. Деланда. -Режим доступа http : //gefter.ru/archive/7264 (дата обращения 11.01.2018). Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. - М. : Академический проект, 2011. -472 с.

Делёз, Ж. Ницше / Ж. Делёз. - СПб. : Machina, 2010. - 172 с.

Делёз, Ж. Ницше и философия / Ж. Делёз. - М.: Ад Маргинем, 2003. - 392 с.

Делёз, Ж. По каким критериям узнают структурализм / Ж. Делёз // Делёз Ж.

Марсель Пруст и знаки. - СПб.: Алетейя, 2014. - С. 133-174.

Делёз, Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз. - СПб. : ТОО ТК

«Петрополис», 1998. - 384 с.

Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Ж. Делёз / Общая ред. и послесл. В. А. Подороги. Пер. с франц. Б. М. Скуратова. - М.: Логос, 1997. - 264 с. Делёз, Ж. Фуко / Ж. Делёз. - М. : Изд-во гуманитарной литературы, 1998. -172 с.

Делёз, Ж. Эмпиризм и субъективность : опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта : учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делёз. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 480 с. Делёз, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. -Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 672 с.

Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - М. : Академический проект, 2009. - 261 с.

Деррида, Ж. «Голос и феномен» и другие работы по теории знака / Ж. Деррида. - СПб. : Алетейя, 2016. - 208 с.

Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - М. : Ad Marginem, 2000. -512 с.

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - СПб. : Академический проект, 2000. - 430 с.

Деррида, Ж. Поля философии / Ж. Деррида. - М. : Академический проект, 2012. - 376 с.

Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. - М. : Художественный журнал, 1999. - 234 с.

Жижек, С. Устройство разрыва. Параллаксное видение / С. Жижек. - М. : Европа, 2008. - 516 с.

Жижек, С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / С. Жижек. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. -528 с.

Жильсон, Э. Бытие и сущность / Э. Жильсон // Избранное. Христианская

философия. - М. : РОССПЭН, 2004. - 704 с.

Зиммель, Г. Избранное. В 2-х т. / Г. Зиммель. - М. : Юрист, 1996.

Ильин, В. В. Постклассическое обществознание: каким ему быть?

/ В. В. Ильин // Социологические исследования. - 1992. - № 10. - С. 37-43.

Избранные переводы из Ницше профессора А.В. Перцева. - СПб. :

Владимир Даль, 2014. - 240 с.

Ипполит, Ж. Логика и существование / Ж. Ипполит. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - 320 с.

История социологии в Западной Европе и США. - М. : Наука, 1993. - 423 с. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М. : Эксмо, 2015. - 736 с. Кастельс, М. Власть коммуникации / М. Кастельс. - М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.

Кемеров, В. Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. -2006. - № 2. - С. 61-77.

Кемеров, В. Е. Общество, социальность, полисубъектность / В. Е. Кемеров. - М. : Академический проект, 2012. - 252 с.

87. Кемеров, В. Е. Редукция / В. Е. Кемеров // Современный философский словарь / Под общей ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - М. : Академический проект, 2015. - С. 559.

88. Керимов, Т. Х. Бытие и различие: генеалогия и гетерология / Т. Х. Керимов. - М. : Академический проект, 2011. - 256 с.

89. Керимов, Т. Х. Неразрешимости / Т. Х. Керимов. - М. : Академический Проект ; Трикста, 2007. - 218 с.

90. Керимов, Т. Х. Поэтика времени / Т. Х. Керимов. - М. : Академический проект, 2005. - 184 с.

91. Керимов, Т. Х. Предисловие / Т. Х. Керимов // Современная социальная философия. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. - 156 с.

92. Керимов, Т. Х. Социальная гетерология: методология и теория исследования: дис. ... докт. филос. наук : 09.00.11 / Керимов Тапдыг Хафизович. - Екатеринбург, 1999. - 256 с.

93. Керимов, Т. Х. Онтология как онто-теология и ориентиры её преодоления / Т. Х. Керимов // Известия Иркутского университета, Серия «Политология. Религиоведение». - 2015. - Т. 14. - С. 106-113.

94. Керимов, Т. Х. Трансцендентальный реализм / Т. Х. Керимов // Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - М. : Академический проект, 2015. - С. 725-730.

95. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля / А. Кожев. - СПб. : Нака, 2013. - 792 с.

96. Коллинз, Р. Четыре социологических традиции / Р. Коллинз. - М. : Издательский дом «Территория будущего», 2009. - 320 с.

97. Конт, О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении / О. Конт. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 80 с.

98. Красавин, И. Гетерархия множества / И. Красавин // Логос. - 2017. -№ 3 (118). - С. 173-198.

99. Красавин, И. Сборка сообщества. Сокращённая версия / И. Красавин. - М. ; Екатеринбург, 2015. - 117 с.

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

Красавин, И. Techne. Сборка сообщества / И. Красавин. - М. ; Екатеринбург : Кабинетный учёный, 2013. - 596 с.

Кругман, П. Почему экономическая наука бессильна [Электронный ресурс] / П. Кругман // https://republic.ru/economics/pochemu ekonomicheskaya nauka_bessilna-130856.xhtml (дата обращения 24.04.2016). Куайн, У В. О. С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков / У В. О. Куайн. - М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. - 272 с. Куайн, У В. О. Слово и объект / У В. О. Куайн. - М. : Праксис, Логос, 2000. - 386 с.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977. -300 с.

Лакан, Ж. «Стадия зеркала» и другие тексты / Ж. Лакан. - Париж : EOLIA, 1992 - 64 с.

Лакан, Ж. Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954) / Ж. Лакан. - М. : ИТДГК Гнозис, Логос, 1998. - 432 с. Лакан, Ж. Семинары, Книга II: «Я» в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/1955) / Ж. Лакан. - М. : ИТДГК Гнозис, Логос, 1998. -520 с.

Лакан, Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI (1964)) / Ж. Лакан. - М. : Гнозис, Логос, 2004. - 304 с.

Лакатос, И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. - М. : ООО «Издательство» АСТ; ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 380 с. Лаклау, Э. Невозможность общества / Э. Лаклау // Логос. - 2003. - № 4-5. -С. 54-57.

Латур, Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / Б. Латур // Логос. -2002. - № 5-6 (35). - C. 211-242.

Латур, Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Б. Латур. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. - 296 с. Латур, Б. Об интеробъективности / Б. Латур // Социология вещей. - М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006. - С. 169-199.

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с. Левинас, Э. О Морисе Бланшо / Э. Левинас. - СПб. : Machina, 2009. - 118 c. Левинас, Э. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. - М. - СПб. : Университетская книга, 2000. - 416 с.

Леви-Стросс, К. Введение к работам Марселя Мосса / К. Леви-Стросс // В кн. : Мосс М. Социальные функции священного. - СПб. : Евразия, 2000. - 448 с.

Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. - М. : Эдиториал, 2001. - 256 с.

Лефор, К. Политические очерки (XIX-XX века) / К. Лефор. - М. : РОССПЭН, 2000. - 367 с.

Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - СПб. : Алетейя, 2016. - 160 с.

Лиотар, Ж.-Ф. Феноменология / Ж.-Ф. Лиотар. - СПб. : Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2001. - 160 с.

Ло Дж. Объекты и пространства / Дж. Ло // Социология вещей. - М. : Территория будущего, 2006. - C. 223-243.

Луман, Н. Дифференциация / Н. Луман. - М. : Логос, 2006. - 320 с. Луман, Н. Общество как система / Н. Луман. - М. : Логос, 2004. - 232 с. Мазин, В. А. Введение в Лакана / В.А. Мазин. - Нежин : ООО «Видавництво "Аспект-Полпраф"», 2010. - 212 с.

Мазин, В. А. Субъект Фрейда и Деррида / В. А. Мазин. - СПб. : Алетейя, 2010. - 256 с.

Мамардашвили, М. К. Опыт физической метафизики / М. К. Мамардашвили. - М. : Прогресс-Традиция, 2008. - 304 с. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2010. - 288 с.

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути

/ М. К. Мамардашвили. - М. : Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. - 1232 с. Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация: Выступления и доклады / М. К. Мамардашвили. - СПб. : Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 384 с.

Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Мамардашвили. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 288 с. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I / К. Маркс. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 1200 с.

Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы / К. Маркс. - М. : Академический проект, 2010. -775 с.

Мейясу, К. После конечности. Эссе о необходимости контингентности / К. Мейясу. - Екатеринбург ; М. : Кабинетный учёный, 2015. - 196 с. Нанси, Ж.-Л. Бытие единичное множественное / Ж.-Л. Нанси. - Минск : Логвинов, 2004. - 272 с.

Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / / Ж.-Л. Нанси. - М. : Водолей, 2009. - 118 с.

Нанси, Ж.-Л. О со-бытии / Ж.-Л. Нанси // Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М. : Наука, 1991. - С. 91-102.

Никитин, С. А. Социальная феноменология / С. А. Никитин. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 142 с.

Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -СПб. : Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 480 с. Ницше, Ф. Малое собрание сочинений / Ф. Ницше. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 1056 с.

Ницше, Ф. Сочинения в 2-х т. / Ф. Ницше. - Т. 2. - М. : Мысль, 1990. -829 с.

Ньюман, Л. Значение методологии: три основных подхода / Л. Ньюман // Социс. - 1998. - № 3. - С. 122-134.

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

Олье, Д. Коллеж социологии / Д. Олье. - СПб. : Наука, 2004. - 588 с. Пикеринг, Э. Новые онтологии / Э. Пикеринг // Логос. - 2017. - № 3 (118). -С. 153-172.

Писарев, А. Акторно-сетевая теория: незавершённая сборка / А. Писарев, С. Астахов, С. Гавриленко // Логос. - 2017. - Т. 27, № 1 (116). - С. 1-40. Подорога, В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка / В. А. Подорога. - М. : Ад Маргинем Пресс, 1995. - 427 с. Подорога, В. А. Делёз и линия внешнего / В. А. Подорога // В кн. : Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. - М. : Логос, 1997. - С. 246-262. Подорога, В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992-1994 годов) / В. А. Подорога. - М. : Ad Marginem, 1995. - 341 с.

Рансьер, Ж. Разделяя чувственное / Ж. Рансьер. - СПб. : Изд-во ЕУСПБ, 2007. - 264 с.

Рансьер и сообщество равных // Бадью А. Можно ли мыслить политику? Краткий трактат по метаполитике. - М. : Логос, 2005.

Рансьер, Ж. На краю политического / Ж. Рансьер. - М. : Праксис, 2006. -240 с.

Рансьер, Ж. Несогласие: Политика и философия / Ж. Рансьер. - СПб. : Machina, 2013. - 192 с.

Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. -М. : Академический проект, 2008. - 695 с.

Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. - СПб. : Питер, 2002. - 688 с.

Серль, Дж. Конструирование социальной реальности / Дж. Серль. -Реферативный перевод с англ. А. Романова. - СПб : ПИТЕР, 1999. - 101 с. Слотердайк, П. Критика цинического разума / П. Слотердайк / Пер. с нем. А. Перцева; испр. изд-е. - Екатеринбург : У-Фактория, М. : ACT, 2009. -800 с. - (Philosophy).

157. Смирнов, А. Е. О содержании религиозной традиции и средствах трансляции религиозного опыта, Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение» / А. Е. Смирнов. -2014. - Т. 8. - С. 248-255.

158. Смирнов, А. Е. Процессы субъективации: теоретико-методологические аспекты / А. Е. Смирнов. - Иркутск : НЦРВХ СО РАМН, 2011. - 306 с.

159. Смирнов, А. Е. Религиозное обращение и проблема онтологии субъекта. Часть 2 / А. Е. Смирнов // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2014. - Т. 11. -С. 190-201.

160. Смирнов, А. Е. Религиозный опыт. Религиозная традиция. Религиозное обращение / А. Е. Смирнов. - Иркутск : Изд-во Иркутского ун-та, 2013. -105 с.

161. Смирнов, А. Е. Сингулярность: к анализу онтических конституций / А. Е. Смирнов // Фонарь Диогена. Международный антропологический журнал. - М. ; Казань, 2016. - № 2. - С. 186-204.

162. Смирнов, А. Е. Субъективация / А. Е. Смирнов // Современный философский словарь / Под общ ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - 4-е изд., испр и доп. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. - 823 с. - (Summa).

163. Смирнов, А. Е. Христианская аскеза и герменевтика субъекта / А. Е. Смирнов, М. Ю. Аграфонов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 6. - С. 55-57.

164. Смирнова, Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества / Н. М. Смирнова. - М. : Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. -400 с.

165. Смирнова, Н. М. Субъект социальный / Н. М. Смирнова // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М. : Мысль, 2010. - Т. 3.

166. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. - М. : Культурная революция, 2009. - 392 с.

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

Современная социальная философия. - Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2015. -156 с.

Современный философский словарь. - М. : Академический словарь, 2015. -823 с.

Сокулер, З. А. Субъективность, язык и Другой. Новые пути и искушения мысли, открываемые учением Эммануэля Левинаса / З. А. Сокулер. - М. : Университетская книга, 2016. - 240 с.

Смулянский, А. Желание одержимого. Невроз навязчивости в лакановской теории / А. Смулянский. - СПб. : Алетейя, 2016. - 184 с. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. -352 с.

Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард. - М. : Академический проект, 2011. -304 с.

Тард, Г. Монадология и социология / Г. Тард. - Пермь : Гиле Пресс, 2016. -124 с.

Тернер, Дж. Аналитическое теоретизирование / Дж. Тернер // Теория общества: фундаментальные проблемы. - М. : Канон-Пресс-Ц - Кучково Поле, 1999. - С. 103-156.

Уэст, Д. Континентальная философия. Введение / Д. Уэст. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 448 с.

Фактичность и событие мысли. Сборник научных трудов. - Вильнюс : ЕГУ, 2009. - 280 с.

Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. -М. : Прогресс, 1986. - 542 с.

Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. - М. : Прогресс-Традиция, 2010. - 928 с. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1 / З. Фрейд. - Тбилиси : Мерани, 1991. - 399 с.

Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012. - 416 с.

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. - М. : Касталь, 1996. - 448 с. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / М. Фуко. - СПб. : Наука, 2007. - 677 с. Фуко, М. Лекции о Воле к знанию с приложением «Знание Эдипа»: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1970-1971 учебном году / М. Фуко. - СПб. : Наука, 2016. - 351 с.

Фуко, М. Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983-1984 учебном году / М. Фуко. -СПб. : Наука, 2014. - 358 с.

Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. - 416 с.

Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - СПб. : А-еаё, 1994. - 408 с.

Фуко, М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году / М. Фуко. - СПб. : Наука, 2011. - 432 с. Фурс, В. Контуры современной критической теории / В. Фурс. - Минск : ЕГУ, 2002. - 163 с.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М. : Академический проект, 2013. - 460 с.

Хайдеггер, М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. - СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 320 с.

Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М. : Республика, 1993. - 447 с.

Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993. -447 с.

Хайдеггер, М. Ницше / М. Хайдеггер. - СПб. : Владимир Даль, 2006. -604 с.

Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. - СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

195. Харман, Г. Сети и ассамбляжи: возрождение вещей у Латура и Деланда / Г. Харман // Логос. - 2017. - № 3 (118). - С. 1-34.

196. Харман, Г. Четвероякий объект. Метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман. - Пермь : Гиле-Пресс, 2015. - 152 с.

197. Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. -М. ; СПб. : Медиум-Ювента, 1997. - 312 с.

198. Хоружий, С. С. Антропология христианская / С. С. Хоружий // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Институт философии РАН; т. I. - М. : Мысль, 2010. - 744 с.

199. Хоружий, С. С. К феноменологии аскезы / С. С. Хоружий. - М. : Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 352 с.

200. Хоружий, С. С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии / С. С. Хоружий. - М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 688 с.

201. Эко, У Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У Эко. - СПб. : Symposium, 2006. - 540 с.

202. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. - Соч. в 2 т. - М. : Мысль, 1966. - Т. 1. - С. 77-788.

203. Badiou, A. Second Manifesto for Philosophy / A. Badiou. - Polity Press, 2011. -164 p.

204. Zizec, S. Event / S. Zizec. - Penguin Books, 2014. - 212 p.

205. Delanda, M. A new philosophy of society. Asseblage theory and social complexity / M. Delanda. - London & New York : Continuum, 2006. - 150 p.

206. DeLanda, M. Assemblage Theory / M. DeLanda. - Edinburg University Press, 2016. - 216 р.

207. Deleuze, G. On Four poetic formulas which might summarize the Kantian philosophy / G. Deleuze // Preface to Kant's Critical Philosophy : the Doctrine of the Facities (English Trans. by H. Tomlinson and B. Habberjam). - Minneapolis : University of Minnesota Press, 1984.

208. Dreyfus, H. Being-In-The-World: A commentary on Heidegger's Being and Time, Division I / H. Dreyfus. - MIT Press, 1991.

209. Harman, G. Series Editor's Preface. Assemblage Theory / G. Harman. Edinburg University Press, 2016. - 216 p.

210. Pickering, A. The Mangles of Practice: Time, Agency and Science / A. Pickering. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1995.

211. Ranciere, J. Dissensus: on Politics and Aesthetics / J. Ranciere. - London, New York : Bloomsbury Publishing Plc. 2014. - 230 p.

212. Schatzki, T. R. Social Practicies. A Wittgensteinian Approach to Human Activity and the Social / T. R. Schatzki. - Cambridge : Cambridge University Press. 1996. - 256 p.

213. The Practice Turn in Contemporary Theory / Ed. by T. R. Schatzki, K. K. Cetina, E. Von Savegni. - London, Routledge, 2001. - 240 p.

214. Who comes after the Subject? / Ed. by E. Cavada, P. Connor, J.-L. Nancy. -London, Routledge, 1991. - 258 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.