Православная проповедь как феномен русской культуры: история и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Айснер, Лариса Юрьевна

  • Айснер, Лариса Юрьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 158
Айснер, Лариса Юрьевна. Православная проповедь как феномен русской культуры: история и современность: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Красноярск. 2010. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Айснер, Лариса Юрьевна

Введение.

Глава 1. Историко-культурный контекст развития православия в культуре России.

1.1. Аксиологический аспект религии в культуре.

1.2. Историческая динамика православной проповеди в отечественной культуре.

Глава 2. Современная православная проповедь как культурный феномен.

2.1. Особенности функционирования православной проповеди в религиозной культуре России.

2.2. Коммуникативное назначение православной проповеди.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная проповедь как феномен русской культуры: история и современность»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально-политические и культурные преобразования, происходящие в России в последнее время, направленные на демократизацию общества, а так же процессы внутреннего развития страны, привели к значительному росту роли религии в социально-культурной жизни страны. Религиозная культура и религиозные ценности стали более востребованными. Православие, как одно из традиционных для России вероисповеданий, стало восстанавливать свои позиции. Возросшая роль Русской православной церкви в социально-политической и культурной сфере привела к усилению влияния православной культуры на духовную жизнь российского общества. Ценности, проповедуемые Русской православной церковью, оказались востребованными значительной частью общества.

В современных условиях культура, опираясь на религиозные ценности, становится важным фактором динамичного и стабильного развития российской государственности. В последнее время возрос интерес к библейским и религиозным истокам социокультурных ценностей и культурного самосознания. Православная культура, как составная часть духовной структуры российского общества, своей толерантностью, прежде всего, определяет свое место в культуре России. Культура при этом выступает как специфическая форма социального бытия, возникновение, существование и изменение которой, связано исключительно с человеком, и определяется его жизнедеятельностью, сферы которой, в той или иной степени, соотносятся с образом и формой бытия культуры конкретной исторической эпохи, во время которой и проявляются особенности носителей культур этих эпох.

Культура неразрывно связана с языком, так как в нем выражены такие черты действительности, которые являются важными для носителей культуры. Важной частью культуры является культурная коммуникация.

Главная цель культурной коммуникации заключается в достижении полного взаимопонимания между ее участниками. Для достижения этой цели необходимо изучение особенностей и характеристика языка, его носителей и культуры, т.е. тех, кто вступает в диалог посредством текстовой деятельности.

Православная проповедь, как риторическое произведение религиозного или нравственно-этического характера, ориентирована, прежде всего, на воздействие на аудиторию, что делает ее особым явлением среди текстов. Ее особенности проявляются и в содержании (системе аргументации), и в построении (композиции), в стиле и даже в соответствующем способе произнесения. В данной работе при проведении анализа текстов православной проповеди именно риторическая составляющая является одной из основных.

На понимание текста и особенностей его содержания влияют сложившиеся стереотипы восприятия. В нашем случае мы говорим о стереотипе восприятия аудиторией представителей определенной профессии; а именно - проповедников. В процессе восприятия респондентом текста, результат познания соотносится с ранее усвоенными культурно-ценностными доминантами. Именно в языке проповедей реализуется, хранится и передается через систему знаков и символов, посредством культурно-языковой системы, из поколения в поколение, религиозная и ценностная картина мира. Язык проповеди оказывает решающее воздействие на мышление, вносит смыслосодержание в процесс становления православной личности.

Таким образом, актуальность исследования духовных смыслов культуры, заложенных в ее языках и ценностях, их регионально-содержательные и жанровые характеристики, с нашей точки зрения, не может вызывать сомнения.

Степень научной разработанности темы. Диссертационное исследование осуществлялось на стыке культурологии и лингвокультурологии, с привлечением данных из области отечественной истории, философии, филологии, семиотики, герменевтики, психологии, социологии.

Религия и культура, как особо организованная системность, которая обладает механизмом самосохранения и развития, нашла отражение в трудах таких ученых как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, который обосновал основную роль религии в развитии цивилизаций и выделил особую православную цивилизацию в России.

В работах В.В. Аржанунина, Н.П. Красникова, А.Н. Ипатова и ряда других ученых нашли свое отражение общетеоретические вопросы православной культуры. Упоминания об особенностях православной культуры в России как об универсальном типе устойчивой культуры можно найти в работах A.C. Хомякова, И.В. Киреевского, H.H. Страхова, К.Н. Леонтьева.

Особенности и структуру православной культуры рассмотрели в своих работах В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, JI.B. Акулова, О.В. Кириченко, В.А. Котельников и другие.

Духовные смыслы культуры и основные направления в трактовке православной культуры нашли свое отражение в работах русского философа П.А. Флоренского, который полагает, что культура и религия близки по духу. Духовная культура является особой частью культуры, связанной с религиозной жизнью людей. Наиболее важным и существенным моментом духовной культуры выступает религиозный аспект, поскольку православная культура религиозна по своей сути, т.е. она направлена на определение отношений между человеком и иным (внематериальным) миром.

Сущность православной традиции нашла свое отражение в творчестве религиозных философов С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и В.В. Соловьева.

Исследования, посвященные специфике языка, знака и символа достаточно разнообразны, однако, следует отметить, что роль языка в культуре состоит в его фундаментальном значении для бытия культуры, что обусловлено ценностным и семантическим содержанием культуры как способе человеческого существования. Язык выступает здесь как явление саморегулирующееся, самопорождающееся и самодостаточное. Происхождение, становление и развитие языка — это история развития самой культуры, где язык представляет собой одно из средств передачи информации, отражающей в себе смысл и ценности культуры. Исследованиями проблем языка, знака, символа и текста занимались Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, Э. Бенвенист, В. Гумбольдт. Символы представляют собой один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума. Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного ее пласта в другой (Ю.М. Лотман). И.Г. Гердер вошел в историю лингвистики как создатель первой исторической теории языка, которая в .дальнейшем повлияла на теорию языка В. Гумбольдта. В XIX - XX вв. повышенный интерес к языку, знаку и символу проявился в работах Ф. Ницше, О. Шпенглера, Э. Кассирера, Ч. Пирса, М. Фуко, К. Ясперса, Э. Бенвениста, Ч. Морриса, Э. Тэйлора.

Вопрос о том, что представляет собой текст как целостный объект с позиций гуманитарных дисциплин, является до сих пор открытым. Многообразие подходов к понятию «текст» вызвано сложностью и многомерностью данного феномена. Исследованиями в области теории текста в рамках культурологических, филологических, семиотических учений занимались такие ученые как М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Р. Барт, И.Р. Гальперин, Р. Якобсон, В. Дресслер и др., доказывающие, что текст представляет собой феномен культуры, обладающий многомерными связями с другими явлениями культуры, и, прежде всего, с другими текстами; как коммуникативная единица, текст исследуется в работах М.М. Бахтина, И.Р. Гальперина, Т.А. Ван Дейка, Т.М. Дридзе, О.Л. Каменской, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского и др.

В конце XIX - начале XX вв. постепенно стали формироваться традиции изучения и исследования языка православной религии. Свидетельством этого являются работы следующих исследователей: C.B. Булавиной, С.А. Гостеевой, O.A. Крыловой, Г.А. Агеевой, JI. Бенедиктовой, H.H. Берсенева, Е.В. Груздевой, O.A. Прохватиловой и других. В работах таких авторов, как Г.А. Агеева, А. Климчукова, М.А. Жиркова, В.И. Набиев, O.A. Прохватилова, ставятся и изучаются проблемы языка церковно-религиозной проповеди, которой посвящена настоящая работа.

Проблема данной работы заключается в противоречии между трактовкой проповеди преимущественно как литературного текста в культурологических исследованиях и недостаточностью ее рефлексии как текста культуры, тем самым снижается значимость религиозной культуры как культурного феномена.

Объектом исследования является русская религиозная культура = Сибири.

Предметом исследования является православная проповедь как культурный феномен в единстве жанровых, коммуникативных, информационных, семиотических и аксиологических аспектов.

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей феномена православной проповеди и ее культурного статуса.

Все это предполагает решение следующих задач:

1. Конкретизировать категориальный аппарат аксиологии применительно к анализу предметного поля культурного феномена проповеди.

2. Выявить характерные социокультурные закономерности трансформации и эволюции православной проповеди, этапы формирования и особенности функционирования ее основных типов.

3. Исследовать особенности функционирования проповеди как риторической фигуры и как культурного феномена.

4. Выявить значение православной проповеди в социокультурной коммуникации российской культуры.

Методологическая основа исследования заключается в использовании методов системного анализа, структурно-функционального, сравнительно-исторического, семиотического, аксиологического и историко-генетического, что позволило выявить взаимосвязь, сходство и различие языка и содержания отдельных видов проповедей. Сравнительно-исторический подход позволил проанализировать процесс формирования и развития христианской проповеди, ее функций. С помощью системного подхода был осуществлен анализ религии как одной из подсистем культуры. В работе также широко использовался аксиологический подход при анализе религиозной культуры как составляющей культуры в целом. Данный подход позволил нам рассмотреть системы ценностных установок народа, дал возможность эксплицировать существующие в сознании ценностные доминанты, определить их набор и соотнесенность с точки зрения универсальности, позволил выделить ценностные основания религиозной культуры, дав анализ ее системы ценностей и норм, что позволило определить многие характеристики феномена религиозной культуры, и выявить ее ценностный аспект в системе культуры. В работе использовались фундаментальные труды известных ученых: по аксиологии культуры -М.С. Кагана, П.А. Сорокина и др., по семиотике культуры - Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, исследования особенностей православной культуры -В.В. Зеньковский, И.А. Ильин и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Аргументирована специфика культурологической трансформации категориального аппарата аксиологии к православной культуре в России, выражающая ценностные ориентации в эволюции православной культуры, наивысшей ценностью которой являлись синкретизм сакрального и традиционного, государственного и народного, синтез этнических черт русского народа и этнических черт византийской культуры.

2. Выявлены особенности культурно-исторического развития православной проповеди с момента ее возникновения и по настоящее время. Проповедь выполняла ряд функций, которые были востребованы конкретными социально-историческими условиями: формирование духовного облика человека, его морали, нравственности, смирения и законопослушания Богу (религиозная функция); проповедь ориентировала на выполнение социально-политических (общественных) задач (социально-политическая функция), а также на выполнение этико-нормативной функции (стремление к добру), образовательной (просветительской) функции и т.д.

3. Эксплицировано содержание и коммуникативные особенности современных проповедей: предметная тематика проповеди неоднородна (данный жанр характеризуется, по крайней мере, тремя подтипами предметных тем): предметно-сакральной темой, профанной темой, духовной темой; композиционное строение проповеди соответствует ее тематическому развитию; фасцинирующая способность текстов проповеди связана, прежде всего, с ритмом, тоном и экспрессией переносно-образного употребления языка.

4. Обосновано, что культурно-коммуникативная сущность текстов проповедей делает их открытыми для всех участников акта коммуникативной деятельности: наличие религиозной установки, интерсубъективность, соучастие и сопереживание, пафос, назидательность.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методологические исследования религиозной культуры с использованием аксиологического подхода позволяют проникнуть в сущность и понять глубины духовного мира православной культуры, ее системы ценностей, претендующей на определение истины через сакральное восприятие мира. Определение религиозной истины как самой универсальной ценности, иерархизация ценностей, позволяет адекватно, т.е. с наименьшими искажениями проникнуть в суть религии, религиозного мировоззрения и культовой практики.

2. Для проповеди характерной является ее многофункциональность, связанная с ее многоплановой природой: в каждой конкретной проповеди могут находить свое выражение несколько функций, одна или две, при этом, будут являться доминирующими, в зависимости от адресата проповеди, темы и т.п.

3. Содержание и коммуникативные особенности православной проповеди выражаются в неоднородности предметных тем (предметно-сакральные, профанные, духовные), а композиционное построение проповеди соответствует ее тематическому развитию. Тон, ритм и экспрессия употребления языковых средств определяются фасцинирующей способностью текстов проповеди.

4. Православная проповедь представляет собой специфический вид речевой коммуникации, обладающий рядом дифференциальных и интегральных признаков (одним из ведущих признаков- духовного красноречия, применительно к русским традициям, является особенность языка, которым пользуются проповедники, а также ряд других семиотически значимых компонентов (песнопение, интерьер, ритуальные жесты и т.п.)). Атмосфера богослужения усиливает восприятие верующими языкового знака, увеличивая тем самым уровень суггестии.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в теоретическую составляющую культурологии как науки, а также конкретизации ее положений в определенной сфере - религиозной культуре. Представлена эффективность соединения аксиологического метода и методов структурно-функционального и системного анализа религии как подсистемы культуры и православной проповеди как элемента духовной культуры. Тем самым конкретизируется и углубляется проблемное поле гуманитарных наук, расширяются междисциплинарные связи современных научных дисциплин — культурологии, философии культуры, истории, риторики.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в вузовских курсах по культурологии, истории, в спецкурсах, посвященных культурологическим, социально-философским, нравственным проблемам развития общества, в частности, при обучении основам духовно-нравственной культуры в рамках концепции гуманизации образования, что обусловлено проявлением растущей востребованности отечественной культурой духовных ценностей православия.

Результаты диссертационного исследования намечают дальнейшие перспективы развития проблематики, разработанной в диссертации.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: V Международная научно-практическая конференция молодых* ученых Сибирского федерального округа «Современные тенденции в развитии АПК в России» (Красноярск, 2007), VII Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2010), III Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Современные тенденции развития Российской науки» (Красноярск, 2010), IV Всероссийская научно-практическая конференция «Наука, образование в системе культуры» (Красноярск, 2006), III Всероссийская научно-практическая конференция «Философия и филология русского классического текста» (Пенза, 2008), Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция с международным участием «Инновации в науке и образовании: опыт, проблемы, перспективы развития» (Красноярск, 2010), региональная научно-практическая конференция «Аграрная наука на рубеже веков» (Красноярск, 2006).

Работа в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии и философии науки Красноярского государственного аграрного университета.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Айснер, Лариса Юрьевна

Заключение

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1) Культурно-религиозный феномен православия раскрывается через три аспекта: во-первых, в качестве отдельной религиозной доктрины в рамках христианства, во-вторых, в форме церковной организации, и ее исторической деятельности, в-третьих, православие, как составная часть духовной культуры, является исторически определенным способом понимания смысла Боговоплощения.

2) Древлеправославная вера с начала своего существования показала неисчерпаемую духовную силу и громадные возможности, заложенные в ней. Старообрядчество - это своеобразный мир, со своей историей, своими идеями и культурой. Выступая на защиту церковных традиций от необоснованных нововведений, от стремительного натиска европейской культуры (что вело за собой отклонение от веры), оно стремилось сохранить в первозданном виде весь уклад жизни русского человека. Строгая изоляция и консерватизм позволили староверам сохранять из поколения в поколение наследие традиционной русской культуры.

3) История развития православной проповеди свидетельствует о длительном пути, включающем несколько периодов: зарождение жанра в период византийского влияния (V - XI века - домонгольский, монгольский и послемонгольский этапы); латино-польское влияние (XVI - XVII века); относительно самостоятельное развитие русской церковной проповеди (XIII - XIX века); период современного развития (XX - XXI века). Современная православная проповедь представляет собой устойчивый жанр в рамках ораторской речи, характеризующийся определенной экстралингвистической спецификой и отличающийся присущими именно ему особенностями композиции, языка и стиля.

Проповедь, как вид риторического произведения, может адаптироваться к конкретной социально-исторической ситуации, что позволяет ей быть востребованной в различные культурно-исторические эпохи. Проповедь - особый речевой жанр, т.к. проповедь является воспроизведением культуры (культуры вероисповедания), соответствует типичным ситуациям (общение наставника и учеников). Православная проповедь является неотъемлемой частью христианского богослужения. Проповедь - это фундаментальный, первичный жанр религиозной коммуникации. Ее целью является донесение слова Бога до сознания людей и, таким образом, оказание религиозно мотивированного воздействия на мировоззрение и поведение аудитории. В числе основных функций проповеди можно назвать богослужебную, религиозно-образовательную, нравоучительную (религиозно-воспитательную), этико-нормативную (устремленность к добру), компенсаторную, функцию эмоционального воздействия и объединяющую.

Особенностью коммуникативного акта проповеди является необычный состав его участников. Помимо традиционных - адресанта (проповедник) и адресата (прихожане), выделяется третий «скрытый коммуникант» - Бог, который является одновременно «скрытым нададресантом» и «скрытым нададресатом». Проповедь является разновидностью устной подготовленной, или скриптной, речи. Текст проповеди, как правило, существует в трех видах: как рукопись будущей речи, как устное сообщение, как отредактированный печатный текст.

С точки зрения тематики, различаются следующие типы проповедей: догматический, библейский, морально-этический, церковно-общественный и обрядовый. Существенной характеристикой проповеди является ее «укорененность» в библейских текстах, что соответствует текстовой категории интертекстуальности. Нерасторжимая связь с Библией проявляется в тематике, содержании и лексическом наполнении проповеди. Содержание проповедей представлены религиозными наставлениями, словами ободрения и надежды на лучшее, призывами-пожеланиями.

4) Темы православных проповедей, при всем их многообразии, ограничены религиозной сферой и актуальными для христианской религии нравственными вопросами: страдания и смерть Иисуса Христа ради людей; раскаяние и покаяние; спасение с точки зрения христианской религии; добро и его многогранные проявления; основы христианской веры; таинство покаяния; спасение человеческой души посредством очищения ее от пороков; церковные даты и праздники; годовщины служения проповедника в качестве священника; смерть как процесс разъединения души и тела; духовное прозрение людей; рассмотрение места человека на земле; упоминание моментов жизни святых.

5) Исследование композиционных особенностей проповедей показало, что почти все они обладают общей композиционной структурой и несут в себе определенную смысловую нагрузку: все проповеди имеют заглавие, которое не является, однако, обязательным композиционным элементом, основными функциями заглавия являются информативная, опорная; эпиграф; вступление, выполняющее контактоустанавливающую функцию и вводящее в тему проповеди; основную часть или изложение, целью которого является обоснование главной мысли и темы проповеди, т.е. раскрытие ключевого смысла речи, представляющую собой рассуждение с фрагментарными включениями повествования и описания; заключение, содержащее призыв или пожелание, выполняющее функцию логико-психологического завершения проповеди и функцию эмоционального воздействия на адресата.

6) Как показало исследование, важное значение при анализе текстов проповедей имеет их культурно-коммуникативная сущность, которая делает текст открытым для всех участников акта коммуникативной деятельности. Культура, как коллективная память, как текст, состоящий из множества текстов, выступает основой совокупности его функций: социальной, системной, регулятивной, когнитивной, эмоциональной, референциальной, функции хранения и передачи информации, функции отражения психической жизни индивида, функции продукта определенной исторической эпохи, функции формы существования культуры, функции отражения определенных социокультурных традиций и пр. Феномен текста культуры как ценностно-формирующего ресурса заключается в способности к формированию и воспроизводству духовно-нравственных ценностей, быта, традиций определенной культуры, которые в совокупности образуют ментальность культуры.

7) Жанры религиозного дискурса специфичны. Они различаются по степени значимости и сакральности, и имеют два направления развития: во-первых, положение текста зависит от времени его появления и уровня каноничности; во-вторых, внутри каждого жанрового корпуса тексты разделяются на несколько подвидов. Для религиозных текстов важным является такой критерий жанроразличения, как коммуникативная цель, степень влияния высказывания на адресата, следовательно — необходима четкая концепция адресата текста, его подготовленность к восприятию текстов, его вербальная и невербальная реакция на текст. Религиозный дискурс, наряду с признаками институционального общения, обнаруживает также свойства персонального общения, которое позволяет продуцентам конструировать тексты, отражающие внутренний мир авторов, содержащие обсуждение мировоззренческих проблем, направленных на формирование религиозного мировосприятия, «корректировку» картины мира. Как подтип институционального дискурса, религиозный дискурс представляет собой совокупность устных и письменных текстов, обслуживающих коммуникацию в рамках общественного института церкви, и характеризуется жесткой иерархией базовых участников коммуникации, четко определенным хронотопом, открытым утверждением ценностей и норм религиозной коммуникации, зафиксированных в прецедентных текстах, наличием четких целей, и соответствующих им стратегий коммуникативного воздействия в процессе религиозного общения.

139 , i !

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Айснер, Лариса Юрьевна, 2010 год

1. Абсалямов, М.Б. Сибирь: бытие и время / М.Б. Абсалямов. -Краснояр. гос. агр. ун-т. — Красноярск, 2008. — 334 с.

2. Аверкий, (Таушев). Руководство по гомилетике, http:// www.holytrinitymission.org/books/russiarL/gomiletika averky.html М.: ПСТГи, 2001.- 143 с.

3. Аверинцев, С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

4. Агеева, Г.А. Религиозная проповедь как специфический вид языковой коммуникации: На материале современной немецкоязычной проповеди: Автореф. дис. . канд. филол. наук /Г.А. Агеева. Иркутск, 1998. - 18 с.

5. Агеева, Г.А. Формирующее воздействие религиозных текстов: На примере текстов религиозной проповеди / Г.А. Агеева // Лингвистическая > реальность и коммуникация. Иркутск, 2000. - С. 15 - 19.

6. Азбука христианства: Словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианского учения и обряда / Составитель А. Удовиченко. М.: Международная экономическая издательская кампания «Наука», 1997. - 288 с.

7. Аринин, Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск: Изд-во Поморского гос.ун-та им. М.В. Ломоносова, 1998.-297 с.

8. Арутюнова, Н.Д. Жанры общения / Н.Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.:1. Наука, 1992. С. 63 - 87.

9. Арутюнова, Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1981. - № 4. - С. 356-367.

10. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия / Никифор архимандрит. М.: Апрель, 2000. — 728 с.

11. Балабанов, П.И., Зауэрвайн, Л.Т. Структурно-функциональный анализ риторики. Монография // П.И. Балабанов, Л.Т. Зауэрвайн. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. - 205 с.

12. Бабаян, В.Н., Круглова С.Л. Текст и дискурс / В.Н. Бабаян, СЛ. Круглова // Текст в . фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии: Межвуз. сб. научн. трудов. Ярославль, 2002. - С. 32 - 37.

13. Балабушевич, В.Ю. Религиозный текст: диалектика содержания и интерпретация: Автореф. дис. канд. философ, наук / В.Ю. Балабушевич. -Новосибирск, 1997. 19 с.

14. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А.Г. Баранов. Ростов-на-Дону, 1993. - 180 с.

15. Барт, Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1994.-616 с.

16. Басималиева, М.К. О понятиях «текст» и «дискурс» / М.К Басималиева // Филологические науки. 1999. ~ N22. - С. 13-21.

17. Бахтина, О.Н. О жанровой природе древнерусской проповеди / О.Н. Бахтина, И.Н. Гончаров // Русская литература в современном культурном пространстве. Томск, 2003. - Ч. 1. — С. 8-14.

18. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин;сост. С.Г. Бочаров; текст подг. Г.С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина, прим. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. - 424 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства)

19. Бахтин, М.М. Проблемы речевых жанров / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Собр. соч. Т.5. Работы 40-х - н. 60-х гг. - М.: Русские словари, 1996. -423 с.

20. Безменова, H.A. Очерки по истории риторики. М.: Наука, 1991. -215 с.

21. Беллюстин, Иван (священник) Русь православная // Православие pro et contra/CocT., вступ. ст., коммент., словарь понятий и терминов, указатель имен В.Ф. Федорова. — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001. 792 с.

22. Белый, А. Символизм как миропонимание / А.Белый; сост., вступ. ст. и прим. JI.A. Сугай. М.: Республика, 1994. - 538 с. - (Мыслители XX века)

23. Бенедиктова, JI. Язык русского православия / JI. Бенедиктова // Материалы Международной конференции Nitra. 20 апр.2001. С. 30 - 37.

24. Берштейн, С.И. Устная публичная речь и проблема ораторской радиопередачи/ТРечевое воздействие: Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972. С. 108.

25. Берсенев, H.H. Церковно-славянский язык и современная церковь: К постановке проблемы / H.H. Берсенев // Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского Севера. Киров, 1996. - Т. 2. - С. 12-14.

26. Библейская энциклопедия / сост. Архимандрит Никифор — Репринтное издание / Отв. за выпуск И.Д. Коновалов. М.: Издательство «ТЕРРА», 1990. - 902 с.

27. Библер, B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. - № 6. — С. 31-42.

28. Библер, B.C. Диалог. Сознание. Культура: Идея культуры вработах М.М. Бахтина // Одиссей: Человек в истории / Исследования по социальной истории и истории культуры. — М.: Наука, 1989. С. 21-59.

29. Блох, М.Я. Литературно-художественная речь и стилевая дифференциация языка // Россия и Запад: Проблемы истории и филологии. -Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 1999. — С. 269-272.

30. Брага, Дж. Как подготовить библейскую проповедь. СПб.: Изд-во «Библия для всех». - 2005. - 203 с.

31. Булгаков, С.Н. Православие: Очерки учение православной церкви / С.Н. Булгаков. М.: Изд-во «Тера»: Ассоциация совместных предприятий, международных объединений и организаций, 1991.-413 с.

32. Булычев, Ю.Ю. О смысле национального начала в православии / Ю.Ю. Булычев // Православие в русской культуре: сб. трудов Русского историко-культурного общества. СПб.: ИПК «Вести», 1998. - С. 140-158.

33. Введение в общее религиоведение / под ред. И.Н. Яблокова. М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 576 с.

34. Вежбицкая, А. Метатекст в тексте /А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII - М.: Прогресс, 1978. - С. 402 - 421.

35. Вежбицкая, А. Речевые жанры (переводы В.В. Дементьева) /А. Вежбицкая // Речевые жанры. Саратов: Изд-во Гос. учебно-научного центра «Колледж», 1997. - С. 99 - 111.

36. Веремчук, В.И. Социология религии / В.И. Веремчук. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 254 с.

37. Верещагин, Е.М. Библейская стихия русского языка / Е.М. Верещагин // Русская речь. 1993. - №1. - С. 90 - 98.

38. Верещагин, Е.М. Из каких книг состоит Новый Завет и как онсоотносится с Ветхим / Е.М. Верещагин // Азия и Африка сегодня. 1993. -№8. - С. 40 - 45.

39. Верещагин, Е.М. Христианская книжность Древней Руси / Е.М. Верещагин. М., 1996. - 208 с.

40. Верещагин, Е.М. Церковно-славянская книжность на Руси: Лингвотекстологические разыскания / Е.М. Верещагин // Рос. акад. наук, ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Индрик, 2001. - 607 с.

41. Виноградов, В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1955. - № 1. - С. 45 - 87.

42. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика /В.В. Виноградов. М.: АН СССР, 1963. - 255 с.

43. Виноградов, В.В. Избранные труды. История русского литературного языка / В.Б. Виноградов. М., 1978. - 320 с.

44. Виноградов, В.В. История слова / В.В. Виноградов. М., 1994.138 с.

45. Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц / Т.Г. Винокур. М.: Наука, 1980. - 238 с.

46. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. М.: Наука, 1993. - 171 с.

47. Владислав (Цыпин), протоиерей. История Русской Церкви. Кн. 9: История Русской Церкви (1917-1997) / Владислав (Цыпин), протоиерей. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 830 с.

48. Власов, Б.Г. Двухтысячилетие христианства и его распространение на Руси / Б.Г. Власов // Культура и религия. 1992. - №3. -С. 15-28.

49. Войтак, М. Индивидуальная реализация жанрового образца проповеди // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2002. - С. 329345. -Библиогр.: с. 344-345.

50. Войцева, Е.А. Особенности функционирования лексики церковно-книжного фонда в русском языке / Е.А. Войцева // Синхроническийи диахронический анализ языковых единиц русского языка. Киев, 1998. -С. 17-30.

51. Волков, A.A. Основы русской риторики. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1996. — 344 с.

52. Волков, A.A. Курс русской риторики. — М.: Храм св. мц. Татианы при МГУ, 2001. 480 с.

53. Волошинов, В.Н. Марксизм и философия языка. JL: Изд-во «Прибой», 1929.-188 с.

54. Выборгский, епископ Антоний. Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования / Епископ Антоний Выборгский. СПб.: Типография А. Катанского и К°, 1892. - 442 с.

55. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. — С.65

56. Гальперин, И.Р. К проблеме дифференциации стилей / И.Р. Гальперин // Проблемы современной филологии. М., 1965. - С. 39 - 45.

57. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М.: Наука. - 1981. - 140 с. >

58. Гараджа, В.И. Религиоведение. М.: Аспект — Пресс, 1995. - 350 с.

59. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А.Н. Гвоздев. -М.: Просвещение, 1965. 408 с.

60. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. Т. 1. / Отв.ред. A.B. Гулыга. Пер. с нем. М.И. Левиной. М.: «Мысль», 1975. - 535 с.

61. Георгий (Шестун), игумен. Православная культура — культура православной цивилизации / Георгий (Шестун) игумен // http :///www.prokimen.ru/

62. Гиндин, С.И. Что такое текст и лингвистика текста / С.И. Гиндин // Аспекты изучения текста. М.: Изд-во УДН, 1981. - С. 25 - 32.

63. Гиндин, С.И. Текст / С.И. Гиндин // Литературная энциклопедия терминов / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. - СТБ. 1600.

64. Гладкова, О.В. Проповедь / О.В. Гладкова // Литературнаяэнциклопедия терминов / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 822 - 823 .

65. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. М., 1980.376 с.

66. Голуб, И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. М.: Айрис-Пресс, 1999. - 208 с.

67. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. (2-я половина тома): Период первый, киевский или домонгольский / Е.Е. Голубинский. -Репринт 2-го изд. Исп. И доп. 1904. М.: Грааль, 1997. - 926 с.

68. Гордиенко, Н.С. Современное русское православие / Н.С. Гордиенко. — Л.: Лениздат, 1987. 302 с.

69. Гостеева, С.А. Религиозно-проповеднический стиль в современных СМИ / С.А. Гостеева // Тр. Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова. Журналистика и культура русской речи. 1997. - Вып. 2. - С. 87 - 93.

70. Гриненко, Г.В. Об особенностях сакральной коммуникации // Полигнозис. М., 1999. - № 2. - С. 99-116;

71. Гриненко, Г.В. Смысл и значение в сакральных текстах // Логические исследования: Вып. 6. -М., 1999. С. 287-298.

72. Груздева, Е.В. Религиозная сфера и церковно-православный стиль русского языка: История и современное состояние / Е.Б. Груздеева. Самара, 1999. - 115 с.

73. Гумбольдт, В. фон Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985.-452 с.

74. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., Прогресс, 1989.-312 с.

75. Дементьев, В.В. Изучение речевых жанров: Обзор работ в современной русистике / В.В. Дементьев // Вопросы языкознания. 1997. -№1. - С. 12- 19.

76. Дементьев, В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. - № 1. - С. 37-55.

77. Деррида, Ж. Голос и феномен. М., Алетейя, 1999. - 208 с.

78. Доусон, К.Г. Религия и культура / К.Г. Доусон / Пер. с англ., вступ.ст., коммент.: К.Я. Кожурин — СПб.: Алетейя, 2000. 281 с.

79. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

80. Епископ Полоцкий и Глубокский, Феодосий. Гомилетика: Теория церковной проповеди / Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский.Сергиев посад: Московская духовная семинария, 1999. 287 с.

81. Есин, А.Б. Литературоведение. Культурология. Избранные труды / А.Б. Есин; авт. Вступ.ст. Е.В. Аверина; сост. и авт. примеч. С.Я. Долина М.: Флинта, Наука, 2002. - 352 с.

82. Земская, Е.А. Русская разговорная речь: Лингвистический анализ и проблемы обучения / Е.А. Земская. М., 1979. - 239 с.89.3еньковский, С.А. Русское старообрядчество (духовные движения XVII века). М.: Церковь, 1995. - 528 с.

83. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин. — СПб.: Изд-во «Шпиль», 2004. 352 с.

84. Ильин, И.А. Собрание сочинений М.: Русская книга, 1993. — Т.1.1. С. 290-291.

85. Ипатов А.Н. Православие и русская культура / А.Н. Платов. — М.: Сов. Россия, 1985. 128 с.

86. Ицкович, Т.В. Православная проповедь как тип текста: автореф. дис. . канд.филол.наук / Ицкович Т.В. ; Уральский гос. ун-т им. A.M. Горького.- Екатеринбург, 2007. 24 с. - Библиогр.: (6 назв.).

87. Кагарлицкий, Ю.В. Риторические стратегии в русской проповеди переходного периода, 1700 1775 гг.: Дисс. . канд. филол. наук. - М., 1999.- 226 с.

88. Кагарлицкий, Ю.В. Проповедь как источник по истории русской словесной и интеллектуальной культуры XVIII в. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. М., 2000. — С. 243-258.

89. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990.- 152 с.

90. Камчатнов, А. Сакральный славянский язык в церкви и культуре / А. Камчатнов // Москва. 1996. -№6. - С. 189 - 192.

91. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

92. Карасик, В.И. Общие проблемы изучения дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. — Волгоград: Перемена, 2000. С.5-20.

93. Кармин, A.C. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. / A.C. Кармин. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 928 с.

94. Карташов, A.B. Очерки по истории русской церкви. М.: Терра, 1993. - Т. 1. - 686 е., Т. 2. - 568 с.

95. Келлер, В. Библия как история / В. Келлер М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.-480 с.

96. Кимелев, Ю.А. Философия религии. M.: Nota Bene, 1998. - 424 с.

97. Киселева, Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.-160 с.

98. Киреев, А. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943 2002 гг. / А. Киреев. - М., 2002. - 480 с.

99. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршее приветствие участникам и гостям I конференции домовых храмов при университетах (вузах) России. 27.03.09 г.

100. Кожевникова, К.В. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. С. 49-67.

101. Кожин, А.Н., Крылова, O.A., Одинцов, В.В. Функциональные типы русской речи / А.Н. Кожин, O.A. Крылова, В.В. Одинцов. М.: Высшая школа, 1982. - 223 с.

102. Кожина, М.Н. К основаниям функциональной стилистики / М.Н. Кожина. Пермь: Из-во ПТУ, 1966. - 275 с.

103. Кожинова, A.A. К вопросу о проповеди как типе текста // Некоторые вопросы изучения славянских языков и культуры. — Минск, 1990. С.25-27.

104. Колшанский, Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. -М.: Наука, 1984.-174 с.

105. Костомаров, В.Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» / В.Г. Костомаров // Проблемы современной филологии. М., 1965. - С. 37 -59.

106. Костомаров, В.Г. Актуальные вопросы культуры речи / В.Г. Костомаров // Вопросы культуры речи. Вып. 7. - М., 1966. - С. 57 - 69.

107. Котельников, В.А. Язык церкви и язык литературы / В.А. Котельников // Русская литература. 1995. - №1. - С. 5 - 26.

108. Кохтев, H.H. Ораторская речь: стиль и композиция. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 176 с.

109. Кохтев, H.H., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. — М.: Московский рабочий, 1988. — 223 с.

110. Крылова, O.A. Основы функциональной стилистики русского языка / O.A. Крылова. М.: Русский язык, 1970. - 224 с.

111. Крылова, O.A. Существует ли церковно-религиозный функциональный стиль в современном русском литературном языке? / O.A. Крылова // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. С. 107 - 119.

112. Крысин, Л.П. Об одной лакуне в системе функциональных стилей современного русского языка // РЯШ. 1994. - № 3. - С. 70-71.

113. Крысин, Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме-современного литературного языка / Л.П. Крысин // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Сборник памяти Т.Г. Винокур. М.: Наука, 1996. - 336 с.

114. Кун, Т. Структура научных революций. М., 1977. - С. 11.

115. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.-192 с.

116. Лахман, Р. Ценностные аспекты семиотики культуры / семиотики текста Юрия Лотмана// Лотмановский сборник. М., 1995. Т. 1. С. 192-213.

117. Левшун, Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы: На материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках: Автореф. дис. .канд. филол. наук. — Ин-т мирвой литературы. -М., 1992.-20 с.

118. Лейчик, A.M. Обновление религиозного стиля: Взгляд лексиколога / A.M. Лейчик // К культуре мира через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы междунар. научн. конф., 2001 г. - Омск, 2000. — Т 1.-С. 165-171.

119. Леонтьев, A.A. Речевая деятельность. — В кн.: Основы теории речевой деятельности. М.: Изд-во «Наука», 1974. С. 21-29.

120. Лихачев, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 2004.-439 с.

121. Лойко, О.Т. Диалог как имманентное состояние культуры // Православие и Россия: Прошлое, настоящее, будущее. — Томск, 1998. С. 5154.

122. Ломоносов, M.B. Краткое руководство к красноречию // Поли, собр. соч. Т. 7. Труды по филологии. 1739-1758. М.-Л., 1952.

123. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 480 с.

124. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994.-С. 5-216.

125. Лотман, М.Ю. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1978. - С. 3-17.

126. Лотман, Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1976.- 121 с.

127. Лотман, Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. -М.: «Гнозис», 1994. 560 с.

128. Лотман, М.Ю. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. XIV. (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 567). Тарту, 1981. С. 3-18.

129. Лотман; Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера история. - М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999. - 447 с.

130. Лотман, Ю.М. О соотношении поэтической лексики русского романтизма и церковно-славянской традиции // Из истории русской культуры. Т. 4. - М., 1996. - С. 807-810.

131. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры. С.Петербург: «Искусство-СПБ», 2002. - 768 с.

132. Луначарский, A.B. Неизданные материалы / Под ред. Трифонова, H.A. Т. 82. М.: Наука, 1970. 672 с.

133. Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История

134. Русской церкви /Макарий/ электронный ресурс:http://magister.msk.ru./library/history/makary/makary.html

135. Мамардашвили, М.К. Наука и культура // Мамардашвили М.А. Как я понимаю философию. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1992. С. 291-310.

136. Маритен, Ж. Философ в мире. — М.: Высшая школа, 1984.

137. Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви / Ф.Е. Мельников. Барнаул: Издательство БГПУ, 1999. - 557 с.

138. Мень, Александр, протоиерей. Таинство, Слово, Образ: Богослужение Восточной Церкви / Александр Мень, протоиерей. — Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1980. -285 с.

139. Мечковская, Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религии / Н.Б. Мечковская/ М.: Агенство «Фаир», 1998. 352 с.

140. Митрохин, Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Николай Митрохин. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 648 с.

141. Михальская, А.К. Пути развития отечественной риторики: утрата и поиски речевого идеала // Филологические науки. 1992. - № 3. -С. 55-67.

142. Моррис, Ч. Основания теории знаков // Семиотика. Т. 1 Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.

143. Набиев, В.И. Модель контекста дискурса проповеди / В.И. Набиев // Дискурс. Новосибирск, 1997. -- .№ 3 - 4. - С. 32 - 41.

144. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 604 с.

145. Одинцов, В.В. Стилистика текста /В.В. Одинцов. М.: Наука, 1980.-264 с.

146. Одинцов, В.В. Стилистический анализ публичного выступления. -М.: Знание, 1973. 56 с.

147. Одинцов, В.В. Структура публичной речи. М.: Знание, 1976.80 с.

148. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2000. - 944 с.

149. Остин, Дж. JI. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17.-М., 1986.

150. Певницкий, В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. -Киев, изд. 2-е, 1908.

151. Петров, М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.

152. Петрова, Н.В. Текст и дискурс / Н.В. Петрова // Вопросы языкознания. 2003. - № 6. - С. 123 - 131.

153. Пивоваров, Д.В. История и философия религии / Д.В. Пивоваров, A.B. Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. - 408 с.

154. Поторжинский М.А. Русская гомилетическая хрестоматия с краткими биографиями русских пастырей-проповедников и характеристиками их проповедничества (XVII-XIX вв.). Киев, 1887.

155. Поторжинский, М.А. Образцы русской церковной проповеди XIX века (с планами для импровизации, с программой и образчиками внебогослужебных бесед и с правилами для современного нам церковного проповедничества в Русской Церкви. 3-е изд. Киев, 1912.

156. Православие в прошлом, настоящем и будущем. Интервью с С.Г. Кара-Мурзой // Наука и религия. 1996. - № 7. - С. 3-7.

157. Протоиерей Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917 1999 гг. / Протоиерей Цыпин Владислав //

158. Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. М.: Церк.-научн. центр «Православная энциклопедия», 2000. - С. 134 - 178.

159. Прохватилова, O.A. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи / O.A. Прохватилова. Волгогр.гос.ун-т. - Волгоград, 1999. - 362 е.: табл.

160. Прохватилова, O.A. Композиционно-речевая структура современной православной проповеди // Мир православия. Волгоград, 2002.-Вып. 4.-С. 335-351.

161. Рождественский, Ю.В. Теория риторики. — М.: Добросвет, 1999. —482 с.

162. Розанов, В.В. Русская церковь // Розанов В.В. Философия. Религия. Культура. М., 1992. 313 с.

163. Розанова H.H. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация языка. М., 2003. - С. 341-363. > \

164. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. — 292 с.

165. Русская православная церковь 988 1988: Очерки истории 1 -XIX вв. - Вып. 1. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998. - 728 с.

166. Русский язык и культура речи // Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2000. - 413 с.

167. Русское православие: вехи истории // науч. ред. А. И. Клибанов. — М.: Политиздат, 1989. 719 с.

168. Сазонова, Н.И. У истоков раскола русской церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.) (на материалах Требника и Часослова) // Н.И. Сазонова Томск, 2008. - 298 с.

169. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. — М., 1993.

170. Сергий (Данков), иеромонах. Становление гомилетики в русском богословии 19 в. (Историографический обзор). // Журнал Московской Патриархии. 1999. - № 7-8. - С. 79-83.

171. Симеон, архиепископ Рязанский и Касимовский. Пастыри церкви о проповеди // Журнал Московской Патриархии. 1989. - № 8. - С. 47.

172. Скляревская, Г.Н. Словарь православной церковной культуры / Г.Н. Скляревская; Ин-т лингвистических исследований РАН СПб.: «Наука», 2000.-278 с.

173. Сокровищница духовной мудрости. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. - 696 с.

174. Соссюр, Ф. де Труды по языкознанию. М., 1977. С. 152-153

175. Суслов, И.П. Прагматика дискурса и этнолингвистические проблемы// Прагматика этноспецифического дискурса, Бэлць, 1990, с. 2-5.

176. Суслов, И.П. Проблемы языкового общения, его единиц и правил// Всесоюзная научная конференция «Коммуникативные единицы языка», М., 1984, с. 113-116.

177. Суслов, И.П. О двух путях исследования содержания текста // Значение и смысл речевых образований. Калинин, 1979. С. 90 — 103.

178. Сухотин А.К. Религия как элемент культуры // Православие и Россия: Прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1998. — С. 38-42.

179. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989. 573 с.

180. Тальберг, Н. История русской церкви / Н. Тальберг. М.: Наука, 1991.-703 с.

181. Тарасов, Е.Ф. Речевое воздействие // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. — С. 3-5.

182. Тиллих, П. Избранное: Теология культуры / Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. - 479 с.

183. Тимофеев, К.А. Из наблюдений над религиозной лексикой русского языка / К.А. Тимофеев // Дискурс. Новосибирск, 1997. - № 3 - 4.с.42-45.

184. Тимофеев, КА. Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения / КА. Тимофеев. Новосибирск, 2001.- 88 с.

185. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 640 с.

186. Толстой, М.В. История русской церкви / М.В. Толстой. Спасо -Преображенский Валаамский монастырь., 1996. - 736 с.

187. Топорков, A.JI. Миф: традиция и психология восприятия // Мифы и мифология в современной России. М., 2000. С. 56.

188. Тресвятский JI.A. автореф. дисс. докт. культурологи «Влияние православия на духовную жизнь Сибири в XVII начале XX веков», Кемерово 2006. - 47 с.

189. Тресвятский, JI.A. Влияние православной культуры на духовную жизнь в Сибири в XVII — начале XX вв.: научное издание / JI.A. Тресвяцкий. Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. - 236 с.

190. Труфанова И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика // Филологические науки. — 2001. -№ 3. — С. 56-65.

191. Уайт, А. Лесли. Энергия и эволюция культуры / Лесли А. Уайт // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - 728 с.

192. Уайт, А. Лесли. Государство-церковь: его формы и функции / Лесли А. Уайт // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. - 728 с.

193. Угринович, Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.352 с.

194. Успенский, Б.А. Влияние языка на религиозное сознание. Труды по знаковым системам IV. Тарту, 1969.

195. Успенский, Б.А. Избранные труды. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994.-Т.2.

196. Фаворов, Н. Руководство к церковному собеседованию или гомилетика. Киев, 1911.

197. Филист, Г.М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия / Г.М. Филист. Минск: Беларусь, 1988. - 252 с.

198. Флоренский, П.А. Записки о православии // Православие: pro et contra / сост., вступ. ст., коммент., словарь понятий и терминов, указатель имен В.Ф. Федорова. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001. - 792 с.

199. Флоренский, П.А. Православие // Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания / П.А. Флоренский М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 235 с.

200. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия // О России и русской философской культуре (философы послеоктябрьского зарубежья). М.: Наука, 1990. С. 272-378.

201. Флоровский, Г.В. Вера и культура / Г.В. Флоровский; сост., вступ. ст. И.И. Евлампиева, примеч. И.И. Евлампиева и B.JI. Селиверстова. -СПб.: Российский христианский гуманитарный институт (РХГИ), 2000. 862 с.

202. Франк, C.JT. Культура и религия // Философские науки. 1991. -№ 7. - С.81.

203. Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992. - 511 с.

204. Фрейд, 3. Тотем и табу / 3. Фрейд. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 253 с.

205. Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х томах / Подред. С.С. Аверина, А.Н. Мешкова, Ю.Н. Попова. Т.2. - М.: Научн. изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993.- 341 с.

206. Циркун, H.A. О влиянии языка религии на познавательную и практически-преобразующую деятельность человека // Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. — М.: Наука, 1978.-С. 99-104.

207. Чаковская, М.С. Текст как сообщение и воздействие. М.: Высшая школа, 1986. - 128 с.

208. Чаплина, С.Ю. Особенности восприятия проповеди // Православ. собеседник. Казань, 2004. - № 3. - С. 82-84.

209. Чепик, М. Опыт полного курса гомилетики. — Сергиев Посад,1910.

210. Черторицкая, Т.В. Ораторское искусство Древней Руси // Красноречие Древней Руси XI XVII вв. - М., 1987. - С. 5-32.

211. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. — Саратов, 1997.-С. 88-99.

212. Шмелева Т.В. Императивные речевые жанры. // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. 840 с.

213. Шубина, Т.А. Риторика современной православной проповеди // Рус.речь. 2007. - № 5. - С. 97-99. -Библиогр.: (2 назв.).

214. Щапов, Я.Н. О некоторых новых проблемах истории русской церкви в работах историков 1980-90-х годов // Церковь в истории России. Сборник 4. М.: Институт российской истории РАН. - 2000. - С. 327-338.

215. Щерба, Л.В. Современный литературный язык / Л.В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. - С. 113 - 129.

216. Эллиаде, М. Космос и история: Избр. Работы. М.: Прогресс, 1987.-312 с.

217. Южнорусское проповедничество XVI XVII вв. (по латино

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.