Православное христианство в позднесредневековой Осетии: Аланская традиция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мамиев, Михаил Эрнестович

  • Мамиев, Михаил Эрнестович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 231
Мамиев, Михаил Эрнестович. Православное христианство в позднесредневековой Осетии: Аланская традиция: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2004. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мамиев, Михаил Эрнестович

Введение.

Глава 1. Исторические источники о православном христианстве в средневековой Алании.

Глава 2. Памятники позднесредневековой церковной архитектуры

Осетии (по отчету Иоанна Болгарского).

Глава 3. Семантика архитектуры позднесредневековых христианских храмов Осетии.

Глава 4. Древнеарийское миропонимание в аланской православной традиции.

Глава 5. Православное наследие в религиозной традиции осетин нового времени.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православное христианство в позднесредневековой Осетии: Аланская традиция»

В последние годы вопрос о месте православного христианства в истории Алании-Осетии получил особую актуальность, вызванную постоянно растущим интересом со стороны широких слоев общества. Подобный процесс закономерен и является одним из важных следствий масштабных перемен нашего времени, болезненно отразившихся на состоянии культуры в осетинском обществе. Ясно ощущаемая потребность в восстановлении долго отвергавшихся духовных ориентиров противостоит массовым деструктивным явлениям, разрушающим внутренний мир народа, и переносит рассматриваемую тему в сферу практического интереса.

Несмотря на востребованность надежной информации и научных оценок, вопросы христианской истории алан-осетин продолжают оставаться малоизученными, насчитывается лишь небольшое количество специальных работ. Объяснение заключается во вполне понятной непопулярности темы на протяжении длительного советского периода, т.е. времени оформления аланистики в отдельное и довольно обширное направление внутри отечественной исторической науки.

При попытке общего обзора истории изучения христианства в Алании (Осетии), выявляются несколько историографических этапов.

Первый этап характеризуется накоплением материалов, специальные работы отличаются описательностью и преимущественно относятся к этнографии осетин. За нижнюю временную границу данного периода следует принять 1742 год, а именно дату написания «Донесения грузинского архиепископа Иосифа и архимандрита Московского Знаменского монастыря императрице Елизавете Петровне о возможности проведения осетинского народа в православную веру и принятия им русского подданства» (РОО 1976: 29-31). В тексте этого чрезвычайно важного по своему значению документа, относящегося к началу процесса присоединения Осетии к России, содержатся интересные религиоведческие сведения и первое обоснованное письменное утверждение об исторической принадлежности осетин к православному вероисповеданию. Впоследствии подобная информация приводится в официальной переписке середины -второй половины XVIII века, связанной с подготовкой и деятельностью Осетинской духовной комиссии (POO 1: 37-38,41,74-75 др.).

В конце XVIII и на всем протяжении XIX вв. Осетию посетило значительное число исследователей, занимавшихся решением как научных, так и военно-административных задач. В работах некоторых из них содержатся краткие сообщения о древних памятниках церковной архитектуры и отдельных элементах христианства, сохранившихся внутри бытовавшей религиозной системы, - прежде всего, следует назвать Штедера (ОГРИП 1967: 30, 33-35), Я. Рейнеггса (ОГРИП 1967: 92-93, 100-101, 104), Ю. Клапрота (ОГРИП 1967: 142-143, 164-165), А. Яновского (Яновский 1993: 18-19, 23), К. Коха (ОГРИП 1967: 267-270), Е. Зичи (ОГРИП 1967: 288-289).

Описательная информация других авторов отличается гораздо большей насыщенностью и обстоятельностью, среди них - И. Бларамберг (Бларамберг 1992: 152-155), A.M. Шегрен (Шегрен 1998: 40-68), B.C. Толстой (Толстой 1997), В.Б. Пфаф (Пфаф 1871).

Наиболее полные и систематизированные сведения содержатся у В.Ф. Миллера, посвятившего описанию религиозных верований современных ему осетин одноименную главу во второй части своего фундаментального исследования (Миллер 1992: 421-425).

В 1822 году Ю. Клапротом был прочитан доклад, в котором впервые научно обосновывалась идентичность осетин и средневековых алан. Здесь же содержится наиболее раннее утверждение о принадлежности алан к христианству, опирающееся на данные некоторых письменных источников (Клапрот 1992: 236-237). Спустя четверть века митрополит Макарий в первом томе «Истории Русской Церкви» предпринимает попытку специального рассмотрения истории христианства у алан, отождествляя их, впрочем, со скифами, массагетами, сарматами и хазарами (Макарий 1994: 131-137). Ее неудачность обосновывалась еще Ю. Кулаков-ским (Кулаковский 2003: 166-167).

Необходимо отметить важность изысканий В.Б. Пфафа, попытавшегося проследить историю и динамику взаимодействия христианства и более ранней, традиционной религии древних осетин путем применения ретроспективного метода (Пфафф 1872: 119-134).

Особое место занимает исторический очерк протоиерея А. Гатуева «Христианство в Осетии», подводящий, условно говоря, некоторый итог более чем вековым исследованиям. Особенно важно отметить, что специальная работа А. Гатуева переводила указанную тематику в практическое русло. В 1891 году очерк частями публикуется в нескольких номерах газеты «Терские ведомости», а в 1901 году выходит отдельным изданием (ППКОО 3: 265-301; Гатуев 1901).

В XIX в. происходит становление этнографии Осетии. В периодике появляются многочисленные статьи, посвященные различным аспектам материальной и духовной культуры народа, в том числе и сфере религии. Публикуются информативно насыщенные (хотя и написанные подчас в публицистическом жанре) статьи С. Каргинова, С. Жускаева, Н. Берзенова, Г. Чурсина, С. Кучеревского и др., в том числе анонимных авторов (ППКОО 1-3). Зародившиеся на этом этапе этнографическое и этнографо-публицистическое направление в описании осетинских религиозных верований продолжало существовать и развиваться на протяжении всех историографических периодов.

Начало второго этапа связано с научной деятельностью известного русского византиниста Ю.А. Кулаковского. В 1898 году он публикует русский перевод так называемого «Аланского послания» епископа Фео-дора, ставшего в дальнейшем одним из основных письменных источников по рассматриваемой проблеме. Тогда же выходит специальная статья «Христианство у алан», а спустя год-свод пересказанных письменных сведений, составивший, благодаря научным комментариям, полноценное историческое исследование - «Аланы по сведениям классических и византийских писателей» (Кулаковский 2000: 43-164).

Занявшись изучением аланской проблемы, Ю.А. Кулаковский применил давно устоявшуюся в византиноведении методологию исследования - широкое привлечение и научный анализ письменных источников. Это направление оказалось весьма продуктивным - обе работы стали основой для многих последующих исследований и не потеряли своего научного значения до наших дней.

В 1903 году выходит еще одна значительная, но, к сожалению, почти забытая работа - книга А. Кодзаева «Древние осетины и Осетия» (Кодзаев 1903). Она представляет собой монографическое исследование, в историографическом разделе которого автор обосновывает иранское происхождение алан-осетин, а затем обращается к традиционной религиозной системе и истории христианства в Алании. Таким образом, книга А. Кодзаева становится логическим продолжением исторических разработок Ю.А. Кулаковского, а также религиоведческих (в плане попытки анализа взаимодействия христианских и традиционных элементов в современной автору системе религиозных и мифологических воззрений осетин) исследований В.Б. Пфаффа и В.Ф. Миллера. Определенный интерес представляет работа 3. Чичинадзе «История Осетии по грузинским источникам», вышедшая в 1915 г. на грузинском языке и в русском переводе в 1993 г. (Чичинадзе 1993).

Работы ученых конца XVIII - начала XX века подготовили прочный источниковый и методологический фундамент для дальнейших перспективных исследований. Однако появление новой идеологии, вызванное событиями 1917 г., надолго приостановило ожидаемое продолжение изучения проблемы. Христианская, да и вообще религиозная тематика стала откровенно непопулярной и вышла из сферы научного изучения.

На протяжении 20-х - 30-х гг. публикуются лишь отдельные этнографические работы, посвященные некоторым проявлениям религиозных воззрений осетин (подробнее см.: Чибиров 1984: 14). В 1928 году издается исследование Г.А. Кокиева «Склеповые сооружения горной Осетии», в котором обосновывается подтвердившееся впоследствии влияние склеповой архитектуры на некоторые памятники церковного зодчества (Кокиев 1928: 57).

Третий этап. Ситуация несколько меняется лишь в конце 40-х годов, что было вызвано изменением отношения государства к церкви, произошедшем во время Великой Отечественной войны. Однако к этому времени идеологизация исторической науки уже произошла. Все интерпретации исходили из марксистской схемы развития общества. Естественно, что в таком же русле продолжилось изучение христианства в Алании. Был выдвинут тезис о поверхностной христианизации аланского языческого общества, что, во-первых, легко увязывалось с марксистской формационной схемой, и, во-вторых, отвечало существовавшей идеологии, принятой общественным сознанием. Таким образом, однажды появившись, указанный тезис оказался принятым и продолжал развиваться в течение нескольких десятилетий. Причем собственно источниковая база почти не пополнялась и продолжала оставаться на уровне конца XIX-начала XX в.

Впервые рассматриваемую теорию, быстро принявшую аксиоматичные черты, выдвинул, по-видимому, Б.В.Скитский в 1947 году на страницах значительного труда «Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года» (Скитский 1947). Сама эта работа стала первой попыткой обобщающего осмысления осетинской истории с точки зрения марксизма для выработки общей концепции (Скитский 1947: 4). щ При создании формационной периодизации автор включил временной отрезок с X по XIII в. в дофеодальный период, что автоматически придавало Алании черты слабо развитого государственного образования, в принципе не готового к восприятию какой бы то ни было мировой монотеистической религии. Совершенно логичным и закономерным результатом применения подобного подхода стала следующая формулировка: «Христианизация алан была чрезвычайно поверхностна. Она ограничивалась постройкой немногих храмов и усвоением некоторых обрядов и праздников, усвоением названий (так в тексте - М.М.) святых и Девы Марии. Произошел синкретизм старого язычества и нового христианства, точнее сказать, образовался очень тонкий налет христианской религии на вполне устойчивых языческих верованиях, которые сохранились во всей своей целости в жизни осетин до позднейшего времени» (Скитский 1947: 59). Для подтверждения сказанному приводятся три цитаты, взятые у авторов XIII в. - Рубрука, Юлиана и епископа Феодора. Они продолжают оставаться едва ли не основным звеном в цепи обоснований правильности выдвинутой теории. Интересно, что Ю.А. Кулаковский, использовавший в свое время приведенные источники, подобных выводов не сделал.

Сформулированная теория оказалась востребованной и послужила определенной установкой для последующих исследований, которые, в сущности, стали сводиться к ее дальнейшему развитию и обоснованию. Обозначенное направление отвечало утвердившемуся марксистскому подходу и органично вписывалось в господствующее в обществе мировоззрение.

В 1959 году вышло монографическое исследование З.Н. Ванеева «Средневековая Алания», имеющее хорошо различимую идейную схожесть с работой Б.В. Скитского. В главе, посвященной христианской тематике (Ванеев 1989: 261-268), автор принимает выдвинутую теорию и дает ей дальнейшее развитие, определяя пути распространения христианства: «Таким образом, по приведенным данным на востоке Алании преобладало грузинское влияние, а на западе - греческое. Впрочем, в эпоху существования аланской епархии доминирующим следует считать греческое влияние. После падения Византии Осетия (восточная часть Алании) в религиозном отношении находится под влиянием одной Грузии» (Ванеев 1989: 267). Дело в том, что, находясь на позициях марксистского учения, З.Н. Ванеев вслед за Б.В. Скитским обосновывал отсутствие развитого аланского государства и существование дофеодального государственного образования (Ванеев 1989: 235-261). Поэтому требовалось объяснение пусть даже поверхностной, но все же состоявшейся христианизации аланского общества, четко фиксирующейся на протяжении нескольких веков. Предложенное объяснение этого факта заключается в утверждении о постоянном религиозном влиянии (своего рода стабильной подпитке) со стороны двух развитых феодальных государств того времени - Византии на западе и Грузии - на востоке.

Таким образом, рассматриваемая теория приобретает оформленный вид и становится неотъемлемой частью всех работ третьего этапа, так или иначе затрагивающих тему христианства в Алании (Осетии). А.Х. Магометов в своем масштабном этнографическом исследовании, вышедшем в 1968 году, адаптирует ее к этнографическому материалу (Магометов 1968: 469-490), а В.И. Абаев использует в религиоведческих интерпретациях лингвистических фактов (Абаев 1990: 123-136).

С выходом работ В. А. Кузнецова теория Скитского-Ванеева приобретает характер аксиомы. Она детализируется и уточняется, причем для обоснования своих выводов автор использует в основном два комплекса источ-никовых материалов - письменные свидетельства и памятники церковной архитектуры. Первые применяются для подтверждения идей Б. Скитского, вторые - для обоснования дополнений З.Н. Ванеева.

Тема христианства в Алании затрагивается В.А. Кузнецовым в нескольких монографиях (Кузнецов 1971; Кузнецов 1977; Кузнецов 1990; Кузнецов 1992; Кузнецов 1993; Кузнецов 2003). В специальной работе 2002 года (Кузнецов 2002) сводятся воедино, дополняются и корректируются все предыдущие разработки автора. Здесь теория Скитского-Ванеева-Кузнецова получила наибольшую детализацию.

Важным историографическим рубежом стали два издания «Истории Северо-Осетинской АССР» (История СО АССР 1959; История СО АССР 1987). Включение в них тезиса о «поверхностной христианизации» было равнозначно официальному принятию. На всем протяжении 70-х -80-х годов рассматриваемая теория активно использовалась в различных осетиноведческих исследованиях (Магометов 1974: 298-337; Тменов 1985; Кантария 1989 и др.), причем принципиально важно то, что она принималась априори, без учета степени обоснованности, оставшейся на уровне конца пятидесятых годов по причине отсутствия новых подтверждающих материалов. Изначальная идеологическая направленность теории Скитского-Ванеева нашла свое практическое проявление в работах некоторых грузинских ученых (Гамрекели 1961; Гамбашидзе 1976,1977), а логическое развитие в этнографическом направлении - в работах А.Х. Магометова (Магометов 1968: с. 489-490) и JI.A. Чибирова (Чибиров 1984: с. 201).

Не все ученые работали в русле господствующей теории (Блиев 1970; Уарзиати 1984). Значительным вкладом в изучении истории христианизации осетин в новое время стало фундаментальное издание документов по истории русско-осетинских отношений, подготовленное М.М. Блиевым (РОО 1-2).

Переход к четвертому этапу обусловлен ослаблением, а затем и исчезновением господствовавшей идеологии и повышением интереса к аланской (осетинской) христианской тематике. Специальные работы, опубликованные с начала 90-х гг., можно разделить на две категории: написанные с прежних позиций (Гутнов 1992; Тменов 1992; Биджелов 1992; Аржанцева, Албегова 1999; Албегова 2000; Гассиева 2000; Тменов, Бесо-лова, Гонобоблев 2000: 25-70; Емельянова 2003: 11-30, 46-50 и др.) и пока немногочисленные, но растущие в числе публикации, выводы которых в большей или меньшей степени идут вразрез с устоявшейся теорией (Уарзиаты 1995; Биазарти 1998; Блиев, Бзаров 2000: 113-120; Сланов 2004; Пищулина, Аликов 2004 и др.). По своему идейному содержанию новые исследования приближаются к искусственно прерванной традиции второго историографического этапа.

Круг источников, использованных в настоящей диссертации, включает письменные (сведения средневековых авторов, русские документы середины - второй половины XVIII века, сведения исследователей середины XVIII-XIX веков), археологические (катакомбные могильники), этнографические (традиционный осетинский календарь, молитвословие, полевые материалы), лингвистические (этимологии В.И. Абаева), фольклорные (нартовский эпос, традиционные молитвы, предания) материалы, а также тексты Библии. Особое значение имеют полевые материалы, полученные в результате обследования христианских храмов и дзуаров горной зоны Осетии. Сбор проводился автором как самостоятельно, так и совместно с А.А. Слановым, JI.P. Габоевой, Р.Г. Битиевым, Б.К. Биазарти и И.Г. Пенкновичем1. Учитывались материалы экспедиции, хранящиеся в ОРФ СОИГСИ (В.А. Волков и А.И. Файвисович, В. Лакисов, Ю.Н. Полу-ектов и А.Н. Пономарь, Г.С. Смирнов, В.Х. Тменов, С.Ф. Цаллагов, А.Г. Чистяков). В совокупности используемые полевые материалы охватывают значительную часть горной зоны Осетии - Алагирское и Кургатинское ущелья, Тагаурию, Дигорию, Урстуалта, Туалгом и окрестности г. Цхинвал. Используются фотографические изображения позднесредневековых храмов и некоторых дзуаров с привлечением в отдельных случаях их обмеров и описаний, а также сведения, полученные от информаторов на местах обследования.

Первая глава диссертации построена на интерпретации средневековых письменных свидетельств и данных археологии. Первый комплекс составляют сведения, почерпнутые у византийских, арабских, персидских, европейских, сирийских и грузинских авторов. Наиболее ценная информация содержится в работах Ибн Рустэ, Масуди, Константина Багрянородного, епископа Феодора, Юлиана, Рубрука, Лаоника Халкондила, Барбаро; воспоминаниях Шильтбергера; панегириках - Никифора Василаки и «Истории и восхвалении венценосцев»; «Житие и перенесение мощей

1 Пользуясь случаем выражаю признательность всем, оказавшим посильную помощь в написании предлагаемой работы: прот. Владимиру Самойленко, прот. Иакову Фрилингу, Н.Ф. Носовой, Е.Г. Бузиной, Л.В. Цахиловой, Э.Х. Варзиевой, М.К. Балаевой, А.Б. Авсарагову, И.А. Николаеву, Р.Ф. Фида-рову, Ф.С. Дзуцеву, С.Б. Дзуцеву, С.А. Рагуленко, З.П. Кадзаевой, A.X. Хутинаеву, 3.M. Сагкаеву, Д. Асратяну. Особую благодарность - Л.Р. Габоевой и А.А. Сланову. св. Климента» (по монографии С.Б. Бернштейна). Для извлечения требуемых сведений использовались опубликованные своды (Караулов 1903, 1908; Тизёнгаузен 1884; Тизенгаузён 1941; Гаглойти1992-1995; Гаглой-тй1999-2000; Алемань 2003), отдельные издания, а также Интернет.

Данные археологии представлены краткими сведениями (месторасположение, датировка) о раннесредневековых катакомбных могильниках Осетии, извлеченными из имеющихся публикаций, архивов СО ИГСИ, ИА РАН, ИИМК, а также личными наблюдениями автора.

Основными источниками для написания второй главы послужили официальные документы середины - второй половины XVTII в., связанные с деятельностью Осетинской духовной комиссии и установлением русско-осетинских отношений (РОО 1-2); описания исследователей конца XVIII-XIX веков (ОГРИП 1967; Бларамберг 1992; Толстой 1997; Шегрен 1998 и др.); полевые материалы. Наиболее важные сведения извлечены из официальных документов, в первую очередь - отчета И. Болгарского (РОО 1984: 383-387), а также работ JL Штедера, Я. Рейнеггса, И. Бларамберга, B.C. Толстого, В.Б. Пфаффа, B.C. Миллера, А. Гатуева, В.В. Марковича.

Формирующей основой следующих двух глав являются полевые материалы, собранные в период с 1998 по 2003 годы. Широко используются и полевые материалы 1938 г. Е.Г. Пчелиной и Е.Е. Бараковой, хранящиеся в архиве СО ИГСИ (Баракова 1938; Пчелина 1948); сведения вышеперечисленных авторов; фольклорные источники (нартовский эпос, обрядовые песни и легенды); Библия.

Заключительная, пятая глава, написана на основе этнографических и лингвистических источников. Первые представляют собой сведения об осетинском традиционном календаре и праздничных обрядах, обобщенные и систематизированны B.C. Уарзиати (Уарзиати 1995: 13-117); вторые -этимологии имен традиционных Небесных сил по В.И. Абаеву (Абаев 1990: 123-136).

Источником для интерпретации общего смысла и структуры молитвенных обращений послужили опубликованные записи традиционных молитв (ИАС 1961: 314-549; ПНТО 1992; Дзуцев, Смирнова 1993: 168212) и личные наблюдения.

Основной целью предлагаемой работы является попытка определения сущности и структуры религиозной системы в позднесредневековой Алании спустя несколько веков после официального принятия Православия в качестве государственной религии.

Подобная постановка делает необходимым комплексное решение нескольких взаимосвязанных вопросов, заключающихся в определении: сути издревле сложившегося здесь миропонимания, ставшего частью внутреннего мира аланского общества; степени восприятия христианства с его собственным, ясно оформленным миропониманием; характера, динамики и результатов взаимодействия обеих систем внутри духовной сферы аланского (осетинского) общества.

Для достижения обозначенных целей на первом этапе работы привлекались все доступные и значимые письменные источники, анализ которых позволил проследить самую общую линию динамики взаимодействия христианства и более древней аланской религии. Для проверки полученных результатов использовались некоторые данные археологии. Последующее увеличение источниковой базы осуществлялось за счет привлечения памятников аланского позднесредневекового церковного зодчества, являющихся материальным выражением вероучения указанного периода.

Простота и значительная информативность рассматриваемой храмовой архитектуры сделали возможной попытку раскрытия и прочтения семантики составляющих ее элементов, отражающих суть и структуру отдельных аспектов сложившейся религиозной системы. В качестве необходимой вспомогательной информации широко применялись письменные, этнографические, фольклорные, лингвистические, библейские, археологические источники. С помощью применения ретроспективного метода, путем использования этнографического и лингвистического материалов нового времени предпринята попытка проверки полученных результатов. Для наглядности приводимых сравнений и обоснований в работе используется иллюстративный материал.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мамиев, Михаил Эрнестович

Заключение.

Комплексное рассмотрение письменных источников позволило выяснить общую картину христианизации Алании. Новая религия нашла отдельных последователей вскоре после своего появления, но не была принята обществом, что наглядно иллюстрируется в «Мученичестве Су-киасянцев». Религиозная ситуация постепенно изменялась, и уже к середине VII в. претерпела существенные сдвиги. Уже в это время на западе страны фиксируется некоторая часть ортодоксального населения. Появляются храмы, монастыри, зарождается монашество. Православие принимают представители высшей аристократии и даже цари. Постепенное усиление влияния христианства приводит к его официальному принятию в качестве государственной религии (первая половина X века) в раннефеодальной Алании.

Это вызывает значительный рост христианского населения за счет последователей традиционного вероисповедания, которые перестают упоминаться после середины XIII века - факт, свидетельствующий о кардинальном изменении конфессиональной ситуации. В источниках существуют указания на существование аланской письменности и богослужения. Страной правит православная династия, о чем сообщают византийские и грузинские авторы.

Известные письменные свидетельства позволяют проследить только общую линию происходивших религиозных процессов, без детализации.

Дополнительные сведения, одновременные письменным источникам, дают осмысление семантики аланских храмов. Полученная информация указывает на существование аланского Православия, имеющего двучастную структуру — ортодоксальное христианство и адаптированные в нем элементы древней религиозно-мифологической традиции, восходящей к индоиранской эпохе. Своеобразие данной системы заключается в схожести православного миропонимания с традиционным аланским. В последнем случае это базовая идея о троичной вертикальной структуре

Космоса (верх, середина, низ), проецирующаяся на представление об идеальном трехчастном устройстве общества: (сфера духа, война, производство) и воплощенная в храмовом строительстве. Это ключ к прочтению аланского Православия, создавшего свою собственную, неповторимую культуру. В ней гармонично сочетались традиционные арийские представления и догматы воспринятой религии.

Адаптировалась к новым условиям и аланская воинская культура, что проявляется в единых комплексах храм-башня, храм-крепость ■ (монастырь).

Наиболее яркая проявленность черт аланского Православия фиксируется в Урсдонском ущелье, коленной территории Кусагонта, воплощавших духовную сферу и хранителей древних традиций. Здесь, на территории священного заповедника Мигъдау воплощено гармоничное соединение арийского миропонимания с догматами Православия — естественная модель Мировой Горы и церковь Святой Троицы. Тот же смысл воплощен в идеограммах дзуаров-церквей Саниба и Мигъдау.

Такое гармоничное переплетение двух традиций позволило аланам воспринять христианство и сохранить собственную культуру.

Несмотря на катастрофические события конца XIV - начала XV вв., элементы христианства продолжали существовать в религиозной системе осетин и составляли часть этнической культуры. Их важное значение проявлялось в религиозной практике и, в первую очередь, в богообщении.

175

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мамиев, Михаил Эрнестович, 2004 год

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сост. В.К. Гарданов. Нальчик: Эльбрус, 1974. - 636 с.

2. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. - 608 с.

3. Армянские источники об аланах / Сост. Р.А. Габриелян. Вып. 1-3. АН СССР. Центр науч. информац. по обществ, наукам. Ереван, 1985. сер. 1 №3 (45). Вып. 1. 1985. - 64 с.

4. Бибиков М.В. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. СПб.: Алетейя, 2001. - 314 с. - (Византийская библиотека. Источники).

5. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь: Кн. изд-во, 1992. - 240 с.

6. РОО Блиев М.М. Русско-осетинские отношения в XVIII веке: Сборник документов. В 2-х т. Сост. проф. М.М. Блиев. - Орджоникидзе: Ир, Т. 1: 1976.-512 с. Т.2: 1984.-439 с.

7. Вахушти. География Грузии. / Введение, примечания и перевод М.Г. Джанашвили. // ЗКОИРГО. Книга XXIV. вып. 5. Тифлис, 1904.

8. Гаглойти Ю.С. Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах // Дарьял. 1999, № 1-4. 2000, № 1-4.

9. Гаглойти Ю.С. Алано-Георгика. Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах // Дарьял. 1992, № 1-2. 1993, 3 1-2. 1995, № 1-3.

10. Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: ООО «Издательство ACT», «Ладомир», 2001. - 752 с.

11. Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX и Хвеков по Р.Хр. о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК. Тифлис. Вып. 29,1901, Отд. 1, с. 1-73; Вып. 31, 1902, Отд. 1, с. 1-57; Вып. 32, 1903, Отд. 1, с. 1-63; Вып. 38, Отд. 1, с. 1-130.

12. Кулаковский Ю.А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии / Составл., вступ. ст., коммент. карта: С.М. Перевалов. СПб.: Але-тейя, 2000. — 318 с. - (Византийская библиотека. Исследования).

13. Маркович В.В. В верховьях Ардона и Риона. СПб., 1906. ЗИРГО. Т. 38, №3.-222 е.: ил.

14. Матфей Парижский. Великая хроника. Интернет. Библиотека сайта XIII век.

15. Миллер В.Ф. В горах Осетии. Владикавказ: 1998. - 520 с.

16. ОГРИП Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). / Сост. Б.А. Калоев. Орджоникидзе. СевероОсетинское книжное издательство, 1967. - 320 с.

17. ППКОО Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. В 5 т. Цхинвал: Ирыстон. Т.1, - 1981. - 304 с. Т.2, - 1982. - 372 с. Т.З, -1987.-446 с.

18. Плано Карпини Дж. дель. История монгалов / Дж. дель Плано Кар-пини. 3-е изд. - Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук. -3-е изд. - Книга Марко Поло. - 4-е изд. / Вступ. ст., коммент. М.Б. Горнунга, - М.: Мысль, 1997. -460 1. е.: ил.

19. Пфафф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии. ССК, T.I.1871.

20. Пфафф В.Б. Этнологические исследования об осетинах. ССК, Т.П.1872.

21. Симфония. Ветхий и Новый завет. 2001. — 992 с.

22. ТК Терский календарь за 1910 год. Владикавказ, 1910.

23. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. Т.1, СПб., 1884.; Т.2, М-Л.: АН СССР, 1941.-308 с.

24. Толстой B.C. Сказание о Северной Осетии Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1997. - 128 с.

25. Уварова П.С. Путевые заметки. Ч. 1. М., 1887. 326 с.

26. Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Перевод Ф.К. Бруна. Баку, 1984. Интернет. Библиотека сайта XIII век.1. Фольклорные

27. Баракова Е.Е. Этнографические записи. ОРФ СОИГСИ, ф.4, оп.1, д.64. 1938.

28. Заявление жителей Алагиро-Мизурского общества Владикавказского округа об утверждении их в правах высшего сословия. ЦТ А РСО-А, ф. 291, on. 1, д. 6.

29. Ирон адаемон сфаелдыстад. 2-ае т.т.2. Орджоникидзе: Цаегат Ирысто-ны чинг. рауагьдад, 1961. Т.2. Рауагъды ред. Абайты В.И. Сараезта йае Салаегаты 3. М. ф. 692.

30. ИАС Ирон таураегьтае. Сост. Ш.Ф. Джикаев. - Орджоникидзе, 1989.

31. Нарты кадджытэе. Дзаеуджыхъаеу, 1946. - 496 с.

32. Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Главная ред. Вост. литературы. 1990. T.I. 432 е., Т.Н. - 1989. - 494 е., T.III. - 1991. - 176 с.

33. ОНС Осетинские нартские сказания. Дзауджикау: Гос. изд. СО-АССР, 1948.-404 с.

34. ПНТО Памятники народного творчества осетин. / Сост. Т.А. Хами-цаева. - Владикавказ: Ир, 1992. Т.1. Трудовая и обрядовая поэзия. 1992.-440 с.

35. Пчелина Е.Г. Местность Уаллагир и шесть колен рода Осибагатара. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.21. 1948.

36. ХИАУ Хуссар Ирыстоны адаемон уацмыстае. Вып. I. Цхинвал, 1929.

37. Цыбырты JI. Ирон адаемон баераегбонтае. Дзаеуджыхъаеу: Аланы-стон, 1998.-256 с.

38. Шёгрен A.M. Осетинские исследования (сост. и перев. Камболов Т.Т.): Моногр. / Под. ред. докт. ист. наук, проф. А.А. Магометова; Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. 172 с.

39. Абрамова М.П. Катакомбные могильники III-V вв. н.э. центральных районов Северного Кавказа. // Аланы: история и культура. Alanica III. Владикавказ, 1995. С. 65-78.

40. Кантемиров Э.С., Дзаттиаты Р.Г. Тарский катакомбный могильник VIII-IX вв. н.э. // Аланы: история и культура. Alanica III. Владикавказ, 1995. С. 259-314.

41. Ковалевская В.Б. Отчет о работах Северо-Осетинской комплексной экспедиции. Архив ИА РАН. Р-1. №14033.

42. Кореняко В.А. Аланские могилы VIII-IX вв. в Северной Осетии. // СА. №2,1976.

43. Куссаева С.С. Аланский катакомбный могильник XI-XII вв. у станицы Змейская (по раскопкам 1953 г.). // МАДИСО. Т.1. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1961. С. 51-62.

44. Кузнецов В.А. Отчет об археологических работах в Алагирском районе СОАССР в 1989 г. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.209.

45. Кузнецов В.А. Раскопки Змейского катакомбного могильника в 1959 г. // Аланы: история и культура. Alanica III. Владикавказ, 1995. С. 315-362.

46. Кузнецов В.А. Археологические памятники на южной окраине г. Орджоникидзе. // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Т. XXXVI. Орджоникидзе, 1980. С. 49-78.

47. Кузнецов В.А. Катакомбный могильник близ г. Алагир. // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Т. XXXVI. Орджоникидзе, 1980. С. 78-90.

48. Кузнецов В.А. Исследование Змейского катакомбного могильника в 1958 г. // Средневековые памятники Северной Осетии. М.: АН СССР, 1963. С. 8-47.

49. Кузнецов В.А. Змейский катакомбный могильник (по раскопкам 1957 г.). // МАДИСО. Т.1. Орджоникидзе: Сев.-Осет. книжн. изд-во, 1961. С. 62-135.

50. OAK Отчет археологической комиссии за 1897 год. СПб., 1900.

51. Панкратов Ф.С. Отчет о раскопках произведенных 10 апреля 1913 года в окрестностях Татартупа и ст. Змейской. Архив СОГОМИАЛ, ф.1, оп.1, д.1.

52. Пчелина Е.Г. Разведки в Северной Осетии и раскопки катакомбы у с. Архон. 1928 г. Архив ИИМК, ф.2, 1929, №185.

53. Пчелина Е.Г. Отчет об археологической работе в Северной Осетии в 1938 г. Архив ИИМК, ф.2, 1938, №49.

54. Пчелина Е.Г. Отчет о работе Архонской археологической экспедиции 1963 г. Архив ИА РАН. Р-1, №3183.

55. Рунич А.П. Катакомбы Рим-горы. // СА, 1970, №2. С. 198-210.

56. Рунич А.П. Аланские катакомбные могильники V-VII вв. в районе Кисловодска и его окрестностях. // СА, 1968, №3.

57. Савенко С.Н. Этнокультурная характеристика погребений конца XI -пер. пол. XII вв. могильника Кольцо-Гора. // Этнокультурные лро-- блемы бронзового века Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ, 1986. С. 75-92.

58. Савенко С.Н. Конские захоронения на могильнике X-XII вв. н.э. Кольцо-Гора. // Кочевники азово-каспийского междуречья. Орджоникидзе: СОГУ, 1983. С. 105-109.

59. Самоквасов Д.Я. Могилы русской земли. М., 1908.

60. Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа. М., 1900. МАК. Т. VIII. 381 с.

61. Материалы историко-архитектурных экспедиций

62. Волков В.А., Файвисович А.И. Обмерные чертежи историко-архитектурных памятников Алагирского и Куртатинского ущелий. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.155.

63. Лакисов В. Садонский район, натуральная съемка и эскизы памятников архитектуры СОАССР 1946г. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.9.

64. Полуектов Ю.Н., Пономарь А.Н. Обмерные чертежи историко-архитектурных памятников Дигорского ущелья. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.156.

65. Смирнов Г.С. Памятники архитектуры Северной Осетии. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.105.

66. Тменов В.Х. Историко-архитектурные памятники Тагаурии (оборонительные, склеповые и культовые сооружения). Отчет о работе археологической экспедиции СОНИИ в 1972г. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.101.

67. Тменов В.Х. Историко-архитектурные памятники Туалетии (отчет о работе археологической экспедиции СОНИИ в 1974г.). ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д.114.

68. Тменов В.Х. Историко-архитектурные памятники Туалетии (Мами-сонское ущелье). Отчет о работе АЭ СОНИИ в 1975-1976гг. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д. 121.

69. Тменов В.Х. Историко-архитектурные памятники Куртатинского ущелья. Отчет о работе археологической экспедиции СОНИИ В 1977г. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д. 129.

70. Тменов В.Х. Историко-археологические памятники Дигорского ущелья. Отчет о работе археологической экспедиции СОНИИ в 19781979гг. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д. 138.

71. Цейская археологическая экспедиция 1985г. Полевые чертежи, выполненные архитектором С.Ф. Цаллаговым (черновые). ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д. 172.

72. Чистяков А.Г. Обмерные чертежи архитектурных памятников Ала-гирского ущелья. ОРФ СОИГСИ, ф.6, оп.1, д. 153.1. Литература

73. Абаев В.И. Избранные труды. Владикавказ: ИР, 1990. Т. 1. 40 с.

74. ИЭСОЯ Абаев В.И. историко-этимологический словарь осетинского языка в 5-ти томах. T.I. M.-JI.: АН СССР, 1958. - 656 е.; Т.Н. Д.: АН СССР, 1978. - 448 е.; T.III. Л.: АН СССР, 1979. - 360 е.; T.IV. Л.: АН СССР, 1989.-326 с.

75. ОЯФ Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М.-Л.: АН СССР, 1949. T.I. - 604 с.

76. Абаев В.И. Историческое в нартском эпосе. // Нартский эпос. Сборник статей. Дзауджикау: Гос. изд-во СО АССР, 1949. С. 42-47.

77. Абрамова М.П. Ранние аланы Северного Кавказа. III-V вв. н.э. М.: 1997. -166 с.

78. Албегова З.Х. Палеосоциологическое исследование религии алан V-XII вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2000. 20 с.

79. Аржанцева И.А., Албегова З.Х. Культовые камни Кяфарского городища (еще раз о религиозном дуализме алан). // Древности Северного Кавказа. М.: 1999. С. 183-200.

80. Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 688 с. - (Мир культуры, истории и философии).

81. Бахрах Бернард С. Аланы на Западе (от первого их упоминания в античных источниках до периода раннего средневековья). — Перевод с англ. И.Б. Санакоева. Отв-е ред-е и вступ-я статьяМ.И. Исаева. — М.: Ард, 1993.-191 с.

82. Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 167 с.

83. Берозов Б.П. Переселение осетин с гор на плоскость (XVIII-XXbb.). -Орджоникидзе: Ир, 1980. 240 с.

84. Бзаров Р.С. Древняя' традиция в общественном строе осетин-алагирцев первой половины 19 века. // Проблемы исторической этнографии осетин. Орджоникидзе. 1988.1.

85. Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине XIX века. Орджоникидзе: Ир, 1988. - 155 с. И.

86. Биазарти Б.К. Православная Алания. // Православный Владикавказ, 1998, №24.

87. Биджелов Б.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин. -Владикавказ: Ир, 1992. 181 с.

88. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения. Орджоникидзе: Ир, 1970.-380 с.

89. Блиев М.М. Осетинское посольство в Петербурге 1749-1752 гг. -Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство. 88 с.

90. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для старших классов средней школы Владикавказ: Ир, 2000. - 351 е.: ил.

91. Ванеев З.Н. Избранные работы по истории осетинского народа. -Цхинвал: Ирыстон, 1989. 420 с.

92. Гаглойти Ю.С. Трехфункциональное деление в этнической культуре осетин // Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, 1989. С. 11-35.

93. Гассиева М.Б. О некоторых обрядах, связанных с культом Аларды. // Известия ЮО НИИ, вып. XXXVI. Цхинвал: Ирыстон, 2000. С. 63-80.

94. Гатуев А. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ. 1901.

95. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Москва - Пятигорск, 1992. - 192 с.

96. Гецати А,А. Дигори коми муггзегти равзурд. Дзэеуэегигъэеу, 1999. -388 е.: ил.

97. Голон А. Миф и символ. М., 1994.

98. Гутнов Ф.Х. Социальные аспекты эволюции религиозной системы алан. // Проблемы этнографии осетин. Выпуск 2. Владикавказ, 1992. С. 160-169.

99. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. Владикавказ. 1994. 284 с.

100. Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии. Владикавказ: Ир, 2002. - 432 е.: ил.

101. Дзиццойты Ю.А. Нарты и их соседи. Владикавказ: Алания, 1992. -280 с.

102. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Этносоциологический аспект. Владикавказ, 1993. -212 с.

103. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Главная редакция восточной литературы, 1986. 240 с.

104. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология.—М.: Наука, 1977. 280 с.

105. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. - 220 е.: ил

106. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологи, Рос. академия наук, Ин-т востоковедения. М.: РИК, 2003. - 360 е.: ил.

107. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. - 808 с.

108. История Северо-Осетинской АССР. М.: Издательство Академии наук СССР, 1959.-336 с.

109. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп. Орджоникидзе: Ир, T.I. 1987.-529 с.

110. Кантария М.В. Некоторые стороны традиционно-ритуальной религии осетин. // Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе: Ир, 1989. С. 164-183.

111. Клапрот Г.-Ю. Доклад, в котором доказывается идентичность осетин, народности Кавказа, и средневековых алан. // Аланы и Кавказ. Владикавказ, Цхинвал, 1992. С. 233-238.

112. Кобычев В.П. Храмов древние стены // СЭ, 1979, №4.

113. Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы. Века и народы. Послесл. Д.С. Раевского. М.: Наука, 1984. 192 с.

114. Кодзаев А. Древние осетины и Осетия. Владикавказ, 1903. 108 с.

115. Козаев А.И. Анахарсис. Цхинвал: Ирыстон, 1982. - 130 с.

116. Кокиев Г. Склеповые сооружения горной Осетии. Владикавказ, 1928.-75 е.: ил.

117. Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. МИА № 106, М.: Изд-во АН СССР, 1962. 164 с.

118. Кузнецов В.А. Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе: Ир, 1971. 198 с.

119. Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе: Ир, 1977. 176 с.

120. Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ: Ир, 1990. -200 с.

121. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. 2-ое издание. Владикавказ: Ир, 1992.-392 с.

122. Кузнецов В.А. Нижний Архыз в X-XII веках, Ставрополь: Кавказская библиотека, 1993. 464 с.

123. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. -Владикавказ: Ир, 2002. 159 с.

124. Кузнецов В.А. Эльхотовские ворота в X-XV веках; Владикавказ. 2003.-192 с.

125. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1968. 568 с.

126. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.). Орджоникидзе: Ир, 1974. 373 с.

127. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Книга первая, 1994. - 408 с.

128. Малахов С.Н. Малоизвестное свидетельство об аланах в житии Феодора Эдесского. // Аланы: Западная Европа и Византия. / Отв. ред. Тменов В.Х. Владикавказ: Сев.-Осет. ин-т гуманитарных исследований, 1992. С. 135-148.1.

129. Малахов С.Н. К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII-XVI вв. // Аланы: Западная Европа и Византия. / Отв. ред.: Тменов В.Х. Владикавказ: Сев.-Осет. ин-т гуманитарных исследований, 1992. С. 149-179. II.

130. С.Н. Малахов. Алано-византийские заметки (часть 1) // Аланы: история и культура. Владикавказ, 1995. - 440 с.

131. Мамукаев Т.Б. Тайна нузальской часовни. Орджоникидзе: Ир, 1969.-124 с.

132. Мартиросян А.А. Маштоц Под ред. С.С. Аревшатяна.; Матенадаран Ин-т древ, рукописей им. Маштоца. - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1988.-257 е., 4 л. ил.

133. Миллер В.Ф. Археологические экскурсии. Терская область. М., 1888. МАК. Т.1.-134 е.: ил.

134. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. 716 с.

135. Миллер В.Ф. Древне-осетинский памятник из Кубанской области. // Материалы по археологии Кавказа. Т.1П. М., 1893. С. 110-118.

136. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. -М.: Сов.энциклопедия, 1991. -Т.1.-671 е.: ил. 1992.-Т.2.-719 е.: ил.

137. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского. М.: Изд. Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. 312 с.

138. Ольховский B.C. К изучению скифской ритуалистики; посмертное путешествие. // Погребальный обряд: реконструкция и интерприта-ция древних идеологических представления. — М., 1999. С. 114-136.

139. Пищулина В., Аликов Р. Нары-дзуар святилище или христианский храм? // Северная Осетия, 2004, №38.

140. Православная Осетия. 2004, № 4.

141. Православные праздники. / Автор-состовитель Наталия Будур. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

142. Праздники Русской Православной Церкви. М.: Издательский дом «Никола 21-й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2002. - 144 е.: ил.

143. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: София, Гелиос, 2001. Издание второе, исправленное. — 744 с.

144. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: София, Гелиос, 2002. Издание второе, исправленное. - 592 с.

145. Сагарадзе М. Обычаи и верования в Имеретии. СМОМПК , вып.26. Тифлис, 1899. С. 1-46.

146. Скитский Б. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года // Известия СОНИИ. Т. XI. Дзауджикау: Сев.-Осет. гос. издательство, 1947. -198 с.

147. Сланов А.А. Памятники Куртатинского ущелья. Культовые сооружения. Дарьял. 2000, № 1-2.

148. ЦИС Справочный богословский преимущественно церковно-истори-ческий словарь. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1996. - 304с.

149. Тихон Задонский. Творения. М., 1994.

150. Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1984. - 344 е., ил.

151. Тменов В.Х. Древние верования осетин и ингушей и их отражение в памятниках материальной культуры // Вопросы , историко-культурных связей на Северном Кавказе (Сборник научных трудов). Орджоникидзе, 1985. С. 33-71.

152. Тменов В.Х. Осетинское язычество в системе средневековых религиозных верований народов Северного Кавказа. // Проблемы этнографии осетин. Выпуск 2. — Владикавказ, 1992. С. 170-194.

153. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ: РИПП им. В.А. Гассиева, 1995. - 437 с.

154. Тменов В.Х., Уарзиати B.C. К вопросу о происхождении и датировке осетинских дзуаров Рыныбардуаг и Аларды. // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Т. XXXVI. Орджоникидзе, 1980. С. 110-123.

155. Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин (история религии в истории народа): Хрестоматия. Владикавказ, 2000. - 503 е.: ил.

156. ТБ Толковая Библия. / Под. ред. А.П. Лопухина. Т. 1-2. 2001. - Т.1 -1168 с. Т.2-1312 с.

157. Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М.: «Правило веры», 2000. 272 с.

158. Турчанинов Г.Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. Владикавказ: Ир, 1990. - 240 с.

159. Уарзиати B.C. Дзивгисы дзуар // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С 139-160.

160. Уарзиати B.C. Праздничный мир осетин. М., 1995. - 448 с.

161. Цагаева А.Д. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1975.-564 с.

162. Чибиров JI.A. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвал: Ирыстон, 1984. 218 с.

163. Чибиров JI.A. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвал: «Ирыстон», 1976. - 281 е.: ил.

164. Чипирова JI.A. Модель мира в социальном сознании осетин. // Проблемы этнографии осетин. Вып. 2. Владикавказ, 1992.

165. Чичинадзе 3. История Осетии по грузинским источникам. Цхинвал, 1993.- 178 е., илл.

166. Чочиев А.Р. Нарты-арии и арийская идеология. М., 1996. - 264 с.

167. Чубинашвили Г.Н. Из истории средневекового искусства Грузии.

168. М.: Советский художник, 1990. 176 с.

169. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999

170. Яновский А. Осетия. Цхинвал, 1993. 28 с.

171. Engberg S., Lubotsky A. Alanic Marginal Notes in a Byzantine Manuscript: A Preliminary Report // Nartamongae. Vol. II. № 1-2. 2003. P. 41-46.

172. Pcelina J. Ein Katakombengrab der Volkerwanderungszeit in Nordosse-tien. ESA.IV. Helsinki, 1929. S. 211-213.

173. Zgusta Ladislav. The Old Ossetic Inscription from the River Zelencuk. Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Wien, 1987.-68 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.