Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана: XVIII - нач. XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Попова, Зинаида Владимировна

  • Попова, Зинаида Владимировна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2007, НовосибирскНовосибирск
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 253
Попова, Зинаида Владимировна. Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана: XVIII - нач. XXI вв.: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Новосибирск. 2007. 253 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Попова, Зинаида Владимировна

Введение

Глава 1 Православное зодчество в городах северо-восточного

Казахстана

1.1 Особенности распространения православия на территории юга Западной Сибири и строительство храмов в поселениях

1.1.1 Освоение территорий Сибири в XVI - нач. XVIII вв

1.1.2 Православные храмы на территории северо-восточного Казахстана

1.2 Планировочная структура города и местоположение храмов

1.3 Влияние сакральных сооружений на вертикальную композицию, силуэт и панораму города

Глава 2 Архитектурно-пространственная и планировочная композиция храмов, их типы и архитектурно-декоративное убранство

2.1 Архитектурно-пространственная и планировочная композиция храмов первого периода начало XVIII в. - 30-е годы XIX в.)

2.2 Православные храмы второго исторического периода(30-егодыXIXв - конецXIXв)

2.3 Храмы третьего исторического периода конец XIX в - начало XX в )

2.4 Особенности стилей и декоративное убранство

Глава 3 Современные сакральные сооружения городов северо-восточного Казахстана

3.1 Градостроительная культура исследуемых городов конца

XX - начала XXI вв

3.2 Проблемы реконструкции и реставрации сохранившихся православных сооружений

3.3 Строительство православных храмов на рубеже

XX-XXI вв.

3.3.1 Размещение современных православных храмов в структуре города

3.3.2 Архитектурно-планировочная композиция храмов пятого периода (конец XX - начало XXI вв)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана: XVIII - нач. XXI вв.»

Возникновение городов в южной части территории Западной Сибири (ныне Северного Казахстана) связано с расширением и укреплением границ Российской Империи в начале XVIII века. Эти территории издревле использовались кочевыми племенами под свои пастбища, зимовья и были заселены по свидетельству Г.Ф.Миллера татарами, ногайцами, южнее по Иртышу - телеутами (белыми калмыками), Казакскими ордами и другими кочевниками. Уже в XVI веке при основании первых сибирских городов -Тобольска (1587 г.), Тары (1594 г.) русским казакам приходилось налаживать отношения с жившими там татарскими князьями и султанами.

Появление первых городов - крепостей относится еще ко времени правления царя Ивана Грозного и связано с деятельностью купцов Строгановых, организовавших в 1581 году поход донского атамана Ермака Тимофеевича, следствием которого было присоединение к Русскому государству в концё XVI века Западной, а в XVII веке и Восточной Сибири. Для этого этапа освоения характерно строительство единичных образований: «ясачных» зимовий, острогов, городов - крепостей. Крепости создавались на крутых берегах, в устьях больших рек, на перекрестках водных и сухопутных дорог и в гуще ясачных поселений для удобства сбора ясака и надежности его сохранения.

Правление Петра I в XVIII в. отмечено окончательным заселением Сибири русскими, хозяйственным освоением края, развитием горнодобывающей промышленности (Уральские, Алтайские, Нерчинские заводы), ростом для Российского государства экономического значения Сибири и активной градостроительной деятельностью на ее территории. Градостроительная деятельность в Сибири (XVIII в.) отличалась появлением пограничных фортификационных комплексов, состоящих из городов -крепостей, редутов и маяков, соединенных непрерывными линейными укреплениями. Это было новым явлением в русском оборонительном зодчестве XVIII века. Система южно-сибирских укреплений этого периода состояла из следующих линий: Ишимской, Иртышской, Тобольской, Колывано-Кузнецкой, Новой сибирской, Бухтарминской, Нерчинской, Селенгинской, насчитывавших в общем более 150 крепостей-городов, острогов, форпостов. [80].

Основные требования, предъявляемые к планировке сибирских крепостей, были те же, что и для крепостей южно-европейской России. Минимальные по протяженности ограждающие укрепления должны были вместить максимум территории, на которой размещалось наибольшее количество мирного населения и защитников крепости. Для суровых климатических условий Сибири требования компактности планировки были особенно важными. Следствие этих требований - простота конфигурации сибирских крепостей, большая насыщенность внутренней застройки, четкая градация главных структурообразующих компонентов, ясность в размещении внутрикрепостных сооружений и относительная регулярность планировки дворовых участков. [88]. Планировочная структура большинства городов -крепостей состояла из трех основных компонентов: главной крепости - кремля, где располагались основные сооружения: церковь, гостиный двор, избы для приезжих, склады, амбары; второй части - наиболее защищенной и удаленной в кремле - цитадели, в которой располагались ясачная казна, приказная изба, склады оружия, и третьей части - укрепленного посада. Все три функционально необходимые составляющие города - крепости были взаимосвязаны и расположены компактно. Крепость имела, в большинстве случаев, геометрически правильные очертания с размещенной в центре церковью. Ее центральное положение соблюдалось в подавляющем большинстве городов Сибири. Геометрически правильные очертания городов - крепостей Сибири были вызваны свойствами применяемого строительного материала - дерева, условиями лучшей обороны (так как были лишены «мертвых» зон), а также экономической целесообразностью. Неправильные очертания укреплений диктовались формой участка, характером рельефа или изгибом реки. [88].

Возводя свои остроги и крепости, принуждая местное население к уплате ясака (дани), русские воеводы и градоначальники стремились строительством церквей удовлетворить не только свои религиозные чаяния, но и распространить православие на освоенных территориях Сибири среди инакомыслящих. Наличие храма было столь необходимо самому контингенту живших здесь служилых и гражданских людей, что зачастую до постройки какого-либо капитального здания, храм устраивался походным, как в Усть-Каменогорской крепости, «со стенами из голубого штофа и переносным иконостасом».[20]. При основании Тобольска, в конце XVI века, на высоком восточном берегу Иртыша, согласно Ремезовской летописи, назначенный письменный голова Чулков построил тогда же Троицкую церковь и за городом, под прямым ввозом, другую церковь - Всемилостивого Спаса.

Спустя немногим более ста лет после этих событий те же задачи -укрепление теперь уже южной границы Империи, привлечение сюда для жительства русских переселенцев и подчинение, в том числе и добровольная христианизация, местного населения, стояли перед основателями будущих городов, а сначала крепостей, по Тоболо-Ишимской и Иртышской фортификационным линиям. Русскому населению необходимо было отражать набеги совершавших нападения кочевых джунгарских племен, поэтому строительство южных фортификационных линий опиралось на определенные инженерные познания с привлечением специалистов. Отличаясь от острогов инженерно-планировочными решениями, новые крепости размещались, как и остроги, с соблюдением традиционных приемов в устьях небольших рек при их впадении в крупные водные артерии. В каждой возводимой крепости или форпосте центральная территория отводилась под храм.

По своей сути христианство - религия, в которой идея миссионерства является одной из центральных. По свидетельству евангалиста Матфея, Иисус заповедал апостолам: ".идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Кроме того, на протяжении полутора веков в России продолжалась дискуссия между сторонниками добровольной христианизации и христианизации, возведенной в ранг государственной политики на окраинах Российской империи. Победили сторонники первой точки зрения, считавшие, что распространение христианства не может рассматриваться как средство покорения «язычников» и приведения их под власть русского правительства. Но до этой победы, со времени появления русских поселений в виде острогов -крепостей в XVII в. в западной Сибири и строительства укрепленных фортификационных сооружений на юге западной Сибири в начале XVIII века было построено множество православных храмов и приобщено к ним прихожан из числа местных жителей. Лишь в 1905 году от 17 апреля вышел императорский Указ «О началах веротерпимости», после чего стало официально возможно строительство, в частности, старообрядческих храмов. [31].

Со времени принятия православного христианства на Руси, оно настолько овладело умами и душами русских людей, что на протяжении столетий оставалось и смысло-, и формообразующей составляющей русской архитектуры. И в планировочном отношении, и в силуэте населенного пункта храм являлся ядром композиции и доминантой в сочетании с другими общественно-важными сооружениями - городской управой, базаром, торговыми рядами, определяя характер дальнейшего развития городской застройки.

Актуальность исследования. Политические потрясения конца XX века, связанные с распадом СССР, вызвали образование на его территории суверенных государств, начавших строить свою жизнь и писать свою историю в других географических и политических условиях. В поисках ориентиров для этого строительства, вполне закономерным было обращение к древней истории, к истокам, традициям, к национальному самосознанию и самобытности. С отказом от государственного атеизма возвращается интерес к религии, истории Церкви, происходит обращение к забытым на 70 лет Святыням - Церковным праздникам, иерархам, Святым местам и храмам. В связи с этим возросшим интересом начинается процесс возвращения утраченного - восстановление разрушенных, реконструкция и передача Церкви сохранившихся, а также строительство новых храмов различных конфессий. Такие процессы начались как в России, так и в других странах некогда единого государства. В Казахстане на волне самоопределения началось строительство как мечетей, так и храмов других религиозных направлений, в том числе, и православных, поскольку после ислама православие - вторая, по численности исповедующих ее, религия в Республике, пришедшая сюда в начале XVIII в. одновременно с русскими людьми, строившими крепости и форпосты для укрепления своих границ. Свое отношение к этой проблеме Президент Казахстана выразил в следующих словах: «.Мощное духовное начало, непреходящие нравственные ценности, присущие большинству религий, заслуживают поддержки, равно как и взаимоуважительные межконфессиональные отношения»*.

После долгих и многотрудных переговоров православной общины во главе с архиепископом Алматинским и Семипалатинским Алексием с властями города Алматы был возвращен Православной Церкви Свято-Вознесенский кафедральный собор. Построенный в начале XX века, в 1907 году, и закрытый в 1929, он успел пережить и использование в качестве концертно-выставочного зала, и угрозу разрушения, и угрозу превращения его в музей казахского народного прикладного искусства. Однако, постановлением Государственного Комитета Республики Казахстан №119 от 18.04.95 Вознесенский кафедральный собор был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинско - Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви. Этот пример показателен, поскольку открывает возможность для восстановления и передачи законному хозяину множества других уцелевших православных храмов на территории Республики, использующихся не по назначению и требующих срочных мер по реконструкции. На 1 января 1999 г. Русская Православная Церковь имела на территории республики 212 приходов и 8 монастырей. Русской Православной Церковью проводится большая работа по Н.А. Назарбаев. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики на 1997 г.» строительству церквей и молитвенных домов на территории Республики Казахстан, реставрации старых культовых зданий. За последние годы открыто несколько монастырей. Появляются условия и для восстановления храмовых построек, разрушенных в 30-е годы по идеологическим соображениям. Приезд в Казахстан Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в июне 1995 года, а также визит Папы Римского в 2002 году - пример религиозной терпимости и либерализма в отношении Церкви. Поэтому сегодня можно говорить о воссоздании историко-архитектурной связи времен, во - многом утратившей свою непрерывность и целостность в результате уничтожения церквей. Во многих центрах поселений потеря храма, являвшегося архитектурной доминантой, приводила к искажению городского ландшафта, а дальнейшая застройка носила стихийный характер.

Соединение созданного в разное время, на основе различных стилистических систем, стало общим свойством современных городов, которое воспринимается как естественное, воплотившее присущие городу закономерности развития. Присутствие в «тексте» городской среды разновременно созданных элементов и разных исторических пластов делает его воплощением непрерывности человеческой культуры, превращая связь настоящего и будущего в одну из его главных тем.[38].

Состояние вопроса. Исторической научной базой при исследовании темы православного культового строительства явились труды дореволюционных и современных историков - Г.Ф. Миллера, П.А. Словцова, JI.H. Гумилева, советских теоретиков архитектуры и градостроительства - А.В. Бунина, Т.Ф. Саваренской, В.И. Пилявского, С.С. Ожегова, Н.Н. Воронина, М.П. Кудрявцева, В.В. Косточкина, Е.И. Кириченко и др.; историка церкви А.В. Меня, искусствоведов В.Н.Лазарева, Г.И. Вздорнова; философов П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева. Изучение истории строительства православных храмов на севере современного Казахстана началось со знакомства с трудами географов, архитекторов, краеведов, освещавших вопросы возникновения и развития отдельных городов - М.А. Морозова, В.Н. Кашляка, Г.А. Щербик, М.С. Тереник, Н.В. Алексеенко; с опубликованными трудами дореволюционных и современных служителей церкви данного региона - Б.Г. Герасимова, Игумена Иосифа (Еременко), материалами личного фотоархива иеромонаха Иустина (Ларионова), иерея Евгения Яганова, с материалами архивов в городах Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Павлодаре, Петропавловске, Алма-Ате.

Теоретической и практической основой исследования послужили работы отечественных авторов, посвященные вопросам истории и теории архитектуры и градостроительства - Н.Ф. Гуляницкого, В.А. Лаврова, А.С. Щенкова, А.В. Иконникова, А.Э. Гутнова, В.Л. Глазычева; работы по развитию сибирского градостроительства и архитектуры - В.И. Кочедамова, Е.А. Ащепкова, Л.К. Минерта, С.П. Заварихина, О.Н. Вилкова, Б.И. Оглы, С.Н. Баландина, Т.С. Проскуряковой и др.

Храмовому строительству в исторических городах Сибири посвящены частично исследования, которые касаются Тобольска, Томска, Иркутска, или городов юга западной Сибири в пределах российских границ - Омска, Барнаула, Кузнецка, Колывани и др. Исследований по архитектуре православных храмов современного северного Казахстана нет. Юг Западной Сибири сегодня - это приграничные территории России и Казахстана. Исторически он осваивался при схожих природным и климатических условиях в один временной период - на рубеже XVII- XVIII веков, что не могло не сказаться на распространении одних и тех же архитектурных тенденций, применении типовых «образцовых» проектов. Однако, существующее в действительности разнообразие строившихся церквей позволяет провести углубленное изучение этой темы.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является комплексный анализ и выявление основных закономерностей и типологических особенностей архитектурно-планировочной организации православных храмов юга Западной Сибири (на территории современного северного Казахстана) со времени их возникновения в начале XVIII века и до начала XXI века.

В соответствии с поставленной целью исследования в работе поставлены и решаются следующие задачи:

- изучение особенностей размещения храма в структуре населенного пункта;

- влияние силуэта храма на сложение вертикальной композиции города;

- систематизация храмов по времени возведения, типам, стилевой принадлежности;

- изучение композиционно - пластического решения фасадов;

- выявление региональных архитектурных и строительных особенностей;

- анализ факторов, влияющих на функционально-пространственные и архитектурно-планировочные решения при строительстве современных православных храмов в городах северного Казахстана с учетом исторического анализа.

Предметом исследования является формирование и развитие православного культового строительства в городах юга Западной Сибири, ныне территориально относящихся к северо-восточному Казахстану (Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Петропавловске, Павлодаре), эволюционные и стилистические изменения в типах храмовых построек в процессе роста и развития городов.

Объектом исследования являются православные храмы городов северовосточного Казахстана начала XVIII - начала XXI веков. Исследуются сохранившиеся, разрушенные и возведенные на рубеже XX - XXI вв. храмовые постройки.

Границы исследования продиктованы поставленной целью и задачами, по времени охватывают период от начала XVIII в. до начала XXI в. География исследования распространяется на города бывшей южной части Западной

Сибири в пределах современного Казахстана (Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Павлодар).

Методика исследования основана на комплексном использовании работ по теории и истории архитектуры, географии, краеведению; философских, искусствоведческих трудов и представляет системный подход при анализе типологических и стилистических особенностей православных храмов. Методика включает в себя:

- изучение и использование дореволюционных и современных источников, периодической печати, научно-исследовательских работ по данной теме;

- сбор и обработку проектных документов и графических материалов, применение архивных и нормативных документов ( в работе использованы материалы ГАПО, ГАСКО, ГАСО, ЦГАРК; проектная документация «Горархитектуры» г. Усть-Каменогорска, ТДО ТПО «Усть-Каменогорск. Архфонд», проектного института «Павлодарграждан-проект»;

- натурное обследование и фотофиксацию сохранившихся памятников;

- графоаналитическое исследование особенностей размещения в структуре города, особенностей планировочного, объемно-композиционного и пластического решений;

- систематизацию научно-исследовательских данных.

Научная новизна заключается в исследовании процесса формирования православного зодчества юга Западной Сибири (в границах северного Казахстана), систематизации строившихся на территории изучаемых городов храмов по хронологии, типологическим, архитектурно-пространственным и стилевым особенностям; анализе эволюционных изменений в типах храмовых построек, выявлении общих региональных архитектурных и строительных отличий. В работе впервые дается классификация городских православных храмов данного региона, уцелевших и утраченных. Осуществлена попытка реконструкции планов разрушенных церковных сооружений.

На защиту выносятся основные положения и выводы диссертации, отражающие следующие аспекты исследования:

- особенности градостроительных, архитектурно-планировочных, пространственно-композиционных решений православных храмов, характерные для городов юга Западной Сибири в период с XVIII по XXI вв.;

- эволюцию типологических особенностей храмов;

- характеристику и анализ сохранившихся храмовых построек;

- характеристику и анализ современных православных храмов городов северного Казахстана (бывшей южной территории Западной Сибири).

Практическая ценность исследования заключается в подробной фиксации и классификации всех строившихся городских православных храмов на территории северо-восточного Казахстана по хронологическим, типологическим, стилевым характеристикам. Данное исследование может быть использовано при проведении реконструктивных мероприятий, реставрационных и восстановительных работ храмов, в изучении истории края, истории архитектуры и истории распространения православия.

1 Православное зодчество в городах северо-восточного Казахстана

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Попова, Зинаида Владимировна

Выводы по 3-ей главе

1. Сложное и многоаспектное понятие градостроительной культуры, формировавшейся в течение всего периода существования городского образования, включает в себя все приобретенные в разные периоды его развития «ценности» и достижения, определяющие характер, индивидуальность и особенность каждого конкретного города. Храмы, когда-то возведенные на территории городов, были их органичной частью. Их уничтожение вызвало регресс градостроительной культуры. Промышленность, обусловившая темпы роста и урбанизации, привела к резкому увеличению площади, занимаемой городами, и к появлению полицентричности. За советский период замены храмам для сохранения художественного компонента в структуре города найдено не было.

2. Проблема реконструкции и реставрации памятников архитектуры, какими являются сохранившиеся православные храмы (Покровская и Всехсвятская церкви Петропавловска, Воскресенская церковь Семипалатинска и Троицкая церковь Усть-Каменогорска), состоит в сохранении не только отдельного здания, а всего комплекса его взаимосвязей на разных градостроительных уровнях. При отсутствии завершенного архитектурно-градостроительного ансамбля вблизи храма, задача его создания не менее важна, чем сохранение собственно церковного сооружения.

3. Сохранение существующих храмов в форме их «активной» консервации (при продолжении использования по назначению) предполагает создание охранной зоны памятнику в соответствии с масштабом его градостроительного и архитектурно-пространственного влияния.

4. Процесс восстановления православных храмов, продолжающийся в течение последнего десятилетия с потерей преемственности, в период поисков образных и стилевых решений храмов нового времени, сопровождается обращением ко времени их последнего активного строительства, к концу XIX века. В проектировании современных храмов учитываются как принципы размещения храмов в структуре исторического города, так и региональные особенности архитектурно-пространственного построения.

149

Заключение

Исследование процесса формирования православного зодчества в городах северного Казахстана со времени их образования, в период становления и развития до сегодняшнего дня позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Освоение Сибири, начавшееся в XVI в., в петровскую эпоху в связи с расширением и закреплением границ империи привело к основанию на юге Западной Сибири укрепленных линии, состоявших из крепостей и форпостов, что вызвало мощные миграционные потоки с нечерноземных земель и резкое увеличение численности и плотности населения. Этот процесс сопровождался христианизацией края, обусловленной как царской политикой, так и ментальностью русского человека. Разведка, добыча, использование природных богатств, развитие экономических и торговых связей, влияя на рост и укрепление городов, способствовали развитию системы образования и просвещения, превращая их в культурно-религиозные центры, благодаря возведению храмов и монастырей.

2. Сибирские города, основанные ранее исследуемых, имея свой строительный опыт в возведении церквей, оказывали влияние на характер храмовой архитектуры, тем более, что епархии поочередно располагались в Тобольске, Омске и Томске. В свою очередь, на православное зодчество этих городов влияла культовая архитектура центральной России и Малороссии (Украины), так как на постах сибирских митрополитов и других духовных должностях были выходцы из Украины.

Православные храмы, строившиеся в городах изучаемого региона с момента их образования в XVIII в., возводились со знанием наработанных в русской архитектуре приемов их размещения с учетом ландшафтных особенностей местности. Крепости, из которых выросли города, как фортификационные сооружения, ставились в местах, наиболее защищенных природными преградами - на высоких речных берегах (Семипалатинская, Коряковский форпост), у слияния рек (Усть-Каменогорская), на возвышенном рельефе, окруженном оврагами (Петропавловская). Храмы, становясь высотными и силуэтными ориентирами в городе, влияли на формирование вертикальной композиции и очертаний городской застройки при разных точках восприятия.

3. Эволюция исследуемых городов, связанная с социоэкономическими процессами, оказала влияние на возникновение и развитие сакрального зодчества в городах: Семипалатинске, Усть-Каменогорске и др., позволив, в соответствии с историческими периодами (с начала XVIII в. до начала XXI в.), провести дифференциацию храмов:

Первый период (1718 г - 30-е г. XIX вв) - все возведенные храмы трапезного типа с одной пятистенной апсидой и башней «звона» с купольным перекрытием, несущие в себе ярко выраженные элементы барокко;

Второй период (середина и коней XIX в (с 1836 по 1894 гг) разделен на два этапа: 1) середина XIX в. (1836 -1865 гг.)

2) конец XIX в. (1882 -1895 гг.)

- на первом этапе наблюдается строительство как церквей базиликального типа (Воскресенская Семипалатинская) с еще применявшимися в пластике фасада элементами барокко, но уже появившимися приметами национального русского стиля, так и центричных сооружений с классицистическими влияниями в объемных и фасадных решениях {Вознесенская церковь Петропавловска)', колокольни завершаются как куполами, так и шатрами;

- для второго этапа характерно разнообразие планировочных схем и объемно-пространственных композиций: церкви базиликального типа и ОДНОЙ апсидой {Александро-Невская в Семипалатинске, Всехсвятская в Петропавловске)', церкви, тяготеющие к центричности с тремя апсидами {Покровская в Усть-Каменогорске, Никольская в Семипалатинске)', церкви С шатрами над папертью {Свято-Троицкая в Павлодаре)', колокольни всех церквей имеют шатровые завершения;

Третий период (коней XIX в (1895 г)-начало XX в (1917 г) также охватывает церкви с несколькими вариантами объемно-планировочных решений {центричная с октагональным планом - Благовещенская церковь в

Семипалатинсе, центричная крещатая - Мариинская Петропавловская и Владимирская Павлодарская церкви); колокольни всех церквей — шатровые;

Четвертый период (1917 г. - 90-е годы XX в) характерен утратой большого количества храмовых сооружений, либо их перефункционированием;

Пятый период (90-е годы XX в — нач. XXI в.) связан с укреплением религиозных основ, следствием чего стали реконструкция, реставрация, передача Русской Православной Церкви сохранившихся храмовых сооружений и строительство новых храмов. 4. Православные храмы, изначально сформировавшиеся под влиянием канонических форм греко-византийских храмов, генетически связаны с традициями древне - русского зодчества. В созданных храмах исследуемых городов нашли отражение концепции: 1) продольно-осевого храма {трапезного и базиликалъного типов)-, 2) центричного храма; 3) крещатого храма. По архитектурно-художественным особенностям исследуемые храмы подразделяются на:

- шатровые {шатер над главным барабаном и колокольней)',

- купольные {купол над главным барабаном и колокольней)',

- шатрово-купольные {купол над главным барабаном, шатер на колокольне).

В композициях колоколен, визуально обозримых частей ансамблей православных храмов, выделены следующие особенности:

- верхние ярусы колоколен опираются на расширенный в 1-м уровне объем притвора {I, II, III этапы)-,

- узкий объем колокольни в ширину четверика начинается от уровня земли {II этап);

Верхние ярусы колоколен представляли собой:

- четверик на четверике {Троицкая церковь в Усть-Каменогорске, Вознесенская в Петропавловске)',

- восьмерик на четверике {Знаменская, Благовещенская церкви Семипалатинска идр)

- ротонду на четверике {Покровская церковь Петропавловска)',

По характеру завершений колокольни делятся на:

- купольные (Знаменская церковь Семипалатинска, Покровская и Вознесенская церкви Петропавловска)',

- шатровые (все остальные).

5. На стилевые характеристики храмов исследуемых городов в первые периоды их развития (XVIII - нач. XX вв.) оказали влияние удаленность от центров православия России и Малороссии и соседство с ранее образованными сибирскими городами. Процесс формирования сакрального зодчества в городах северного Казахстана в разные исторические периоды подвергался влиянию следующих стилей:

- для первого периода характерно проявление провинциального барокко, отмеченного присутствием отдельных выразительных черт стиля;

- во втором периоде присутствуют классицистические влияния наряду с мотивами украинского барокко (в орнаментальных поясах, разорванных фронтонах сандриков); на первом его этапе начинают использоваться приемы национального русского стиля; на втором этапе конца XIX в. - нач. XX в. происходит обращение к мотивам национального русского стиля в формах, характерных для московской культовой архитектуры XVII в. эпохи «нарышкинского» барокко; в третьем периоде приемы национального русского стиля сочетаются с использованием элементов «кирпичного»; в четвертом периоде строительство православных храмовых сооружений не ведется; в пятом периоде при отсутствии преемственности развития сакрального зодчества, происходит обращение к третьему периоду -времени активного храмостроения перед эпохой тотального уничтожения церквей.

6. На современное состояние градостроительной культуры исследуемых городов оказали влияние все периоды их исторического развития с начала и середины XVIII в. до сегодняшнего дня:

- зарождение их как оборонительных сооружений определило и особые ландшафтные условия;

- наплыв переселенцев из центральных и северных регионов России привел к христианизации края, вызвавшей волну православного культового строительства;

- развитие региона в связи с освоением природных богатств, а позднее масштабное увеличение промышленных производств во время Великой Отечественной войны превратило города северного Казахстана в крупные промышленные центры;

- уничтожение культовых сооружений в первой половине XX в. нарушило композицию архитектурно-планировочных ансамблей, силуэта и панорамы города.

7. Проблема сохранения, реконструкции и реставрации памятников православного зодчества шире и сложнее проблемы сохранения отдельного -.дань Для сохранения органичности существования в современном городе .архитектурного ансамбля исторического памятника выявляется необходимость ■охранения всего комплекса его взаимосвязей на разных градостроительных > ровнях. Отсутствие завершенного архитектурно-градостроительного ансамбля вблизи храма ставит задачу его создания (это актуально для всех 4-х сохраненных церквей). Организация охранной зоны вблизи архитектурного памятника, площадь которой зависит от радиуса его воздействия (больший радиус для градостроителъно значимых храмов - Покровского Петропавловскеого и Воскресенского Семипалатинского и меньший для камерных - Всехсвятского Петропавловского и Троицкого Усть-Каменогорского), - необходимая мера этапа консервации, позволяющая уберечь историко-архитектурное сооружение в современном городе до принятия следующих шагов по его реконструкции.

8. Современное храмовое зодчество, восстанавливая прерванные традиции, опирается на исторический опыт, поскольку с потерей преемственности продолжается поиск как образных, так и стилевых решений. Традиционализм, отличающий Русскую Православную Церковь, диктует соблюдение канона в процессе проектирования и строительства храмов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Попова, Зинаида Владимировна, 2007 год

1. Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и усть-каменогорцы.: Усть-Каменогорск, 1995. 77с.

2. Араухо И. Архитектурная композиция: пер. с исп. М.: Высш. школа, 1982.-208 е., ил.

3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984.192 с.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.:Прогресс 1984.392 с.

5. Архитектурный архив. №1.М., 1946, с.7

6. Бабуров А. О природе архитектурного ансамбля. Архитектура СССР, №2, 1987 г.-стр.84

7. Баландин С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII веке. Учебное пособие. Новосибирск: изд. НАРхИ, 1994, 120 с.

8. Баранов Н.Н. Силуэт города. -JI.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1980. -184 е., ил.

9. Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное полсобие. М.: Изобраз. Искусство, 1983. - 384 е., ил.

10. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция/АН СССР. ВНИИ искусствознания Мин-ва культуры СССР; Отв. Ред. О.А.Швидковский. М.: Наука, 1986. - 264 е., ил.

11. Белоконь И.А. Память и красота: Очерки. М.: Современник, 1987. -271 е.: ил.

12. Бунин А.В. История градостроительного искусства / T.I. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. М.: Стройиздат, 1979. -495 с.

13. Вилков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII в. М.: Изд-во «Наука», 1967 г., 323 с.

14. Власов В.Г. Архитектура: Словарь терминов/ В.Г. Власов. М.: Дрофа, 2003. - 192 с. - (Мир искусства: Словари терминов).

15. Вольская J1.H. Градостроительное наследие Сибири: Учебное пособие. -Новосибирск: НГАХА, 1996. 90 с.

16. Воронин Н.Н., Ильин М. Древнее Подмосковье. Памятники зодчества XV XVII веков. - М.:Гос. Архит. изд-во, 1947. -119 С.: ил.

17. Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев Польский: Спутник по древним городам Владимирской земли. 4-е изд.,испр. И доп.- М.: Искусство, 1974. - 303 е.: ил.

18. ГАСКО, фонд №158, опись 1,дело №325. Справочная книга Омской епархии (фотокопия). 1914 г.

19. ГАСО, фонд 72, опись 1, дело 148.

20. ГАСО, фонд 73, опись 1, дело 35, 36, 213-215, 221, 224, 225, 231, 272, 369, 396, 404,415,419.

21. ГАСО, фонд 409, опись 1, дело 62.

22. Герасимов Б.Г. Избранные труды: факсимильное издание. Усть-Каменогорск: Шыгыс Баспа, 2000, - 335 с.

23. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-496 е., ил.

24. Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. Л.: Стройиздат, 1979. -96 е., ил.

25. Гольдзамт Э.А., Швидковский О.А. Градостроительная культура европейских социалистических стран. М.: Стройиздат, 1985 - 463 е., ил.

26. Гуляницкий Н.Ф. Крестово-купольный храм древней Руси и греко-античная традиция //Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад- Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». Вып. 2.М.1993.

27. Гуляницкий Н.Ф. Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 1974, 143 е., ил.

28. Гумилев JL Н. Древняя Русь и Великая степь/ Сост. и общ. ред.

29. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры: Лицо города. М.: Мол. Гвардия, 1990. - 350 с.

30. Дементьева Л.С. Строительство храма во имя воздвижения креста господня в Барнауле. АлтГУ, г. Барнаул

31. Ерофеева Ю.В. Градостоительная роль церкви в современных условиях.: Книги издательства АГУ, по книге «Культурное наследие Сибири». Вып. 2.

32. Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М.: «Искусство», 1981 г., 159 е., ил.

33. Захаренко А.Л., Косяков Б.К., Мерц В.К. История Павлодарского Прииртышья. Учебное пособие. Научно-издательский центр ПТУ им.Торайгырова, - 2003, 145 с.

34. И.Куркчи: в 2-х книгах. Кн. 2-М. Институт ДИ-ДИК, 1997.-512 е.: ил.-(серия «Сочинения Л.Н.Гумилева; Вып.8)

35. Ивонин А.Р. Из истории градостроительства в Томской губернии последней четверти XVIII первой половины XIX в.: Книги издательства АГУ, по книге «Культурное наследие Сибири». Вып. 2.

36. Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье 1919-1990, Павлодар, НПФ «ЭКО»,1999, - 312 е., ил. - составители: Игумен Иосиф (Еременко), кандидат богословия, Болтина В.Д., Шевелева Л.В.

37. Иконников А.В. Искусство, среда, время.(Эстетическая организация городской среды). -М.: Советский художник, 1984. 336с.

38. Исторический вестник, № 1. Жалсараев А.Д. 1. Сибирские архиепископы и митрополиты.

39. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: Учебник для вузов/Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. М.: Стройиздат, 1989. - 391 е.: ил.

40. Карамзин Н.М. История государства российского. Электронная библиотека. Версия 2.0

41. Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. Семипалатинск, 2004, 610 е., фотогр.

42. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986. -344 с.

43. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 1910-х годов. М.: Искусство. 1982 - 399 е., ил.

44. Кириченко Е.И., Щеболева Е.Г. Русская провинция. М.: «Наш дом -L'Age d'Homme», 1997.- 192 е., 97 ил.

45. Кишкис И. Об употреблении терминов «ландшафт» и «экология». Архитектура СССР, №3, 1988 г. стр.86

46. Ключевский В.О. Русская история: Учебное пособие. М.: Независимая газета. 1992.-192 с.

47. Костомаров Н.И. Очерк о домашней жизни великорусского народа в XVI и XVII столетиях/ Авт. Очерка Б.Г.Литвак. М.: Республика, 1992.-303 с.

48. Костомаров Н.И. Русские инородцы: Ист. монограф, и исследование. -М.: Чарли, 1996.-604 с.

49. Косточкин В.В. Древнерусские города. Памятники зодчества XI XVII вв.: Альбом. - М.: Искусство, 1972. - 447 е.: ил.

50. Косточкин В.В. Древние русские крепости. /АН СССР. М.: Наука, 1964. - 143 е.: ил.

51. Косточкин В.В. Русское оборонительное зодчество конца XIII н. XVI веков /АН СССР. Ин-т истории искусств м-ва культуры СССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 287 С.:ил.

52. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М.: Стройиздат, 1977.190 е., ил.

53. Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город. Омск: Кн. изд-во, I960. - 112 е.: ил.

54. Кочедамов В.И. Тобольск. Как рос и строился город. Тюмень: Кн. изд-во, 1963. - 156 е.: ил.

55. Кричко В.А. Архитектурные современники из прошлого. М.: Стройиздат, 1988. - 160 е.: ил.

56. Кулюгин А.И. Правители России. Издание 3-е, исправленное.- М.: ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2004. - 461 е., ил.

57. Лавров В.А. Город и его общественный центр. М.: Стройиздат, 1964.191 е.: ил.

58. Лавров В.А. Памятники культуры в планировке и застройке городов: Обзор / ЦНИИП град-ва. -М, 1971. 56 С.: ил.

59. Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М.: Стройиздат, 1977. - 176 е.: ил.

60. Ларионов М.М. Усть-Каменогорск в дореволюционный период. У.-К. Вестник культуры. №1,2, 3, 2004.

61. Ласковский Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. T.III. Спб., 1855, с. 136.

62. Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX в. (на материалах Омского Прииртышья) (автореферат). Омск. 2000 г.

63. Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры: Учебное пособиен.-Обнинск: Титул, 1997.- 208 е., ил.

64. Линч К. Образ города/ Под ред. А.В.Иконникова. М.:Стройиздат, 1982.-328 с.

65. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. И общая ред. Г.А. Дубровской. Изд. 3-е. - М.: Дет. Лит., 1989. - 238 е.: фотоил.

66. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1982.-623 с.

67. Маняхина М.Р. История культовой архитектуры Алтая XVIII- начала XIX вв. (историко архитектурное исследование). Монография. Барнаул, 1999, 120 е., ил.

68. Масиэль Санчес JI.K. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности (автореферат). М., 2004 г.

69. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т., Т.2: Монизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. М.:СП «Слово», 1991. - 462 е., ил.

70. Миллер Г.Ф. История Сибири М.-Л.,изд-во АНСССР,1937.-Т. 1.-608 с.

71. Миллер Г.Ф. История Сибири.-М.-Л., изд-во АНСССР,1937.-Т.2.-638 с.

72. Мильчик М.Н., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера: страницы истории. Л.: Стройиздат, 1980. - 128 е., ил.

73. Минерт Л.К. Архитектура Бурятии (с доевнейших времен до начала XX века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры., М., 1988 г.

74. Морозов М.А. Петропавловск северные ворота Казахстана.-Омск. 1993.-197 е., ил.

75. Морозов М.А. Петропавловск в иллюстрациях и информациях. СПб, 2004, 96 е., ил.

76. Низовский А.Ю. Православные храмы и монастыри. М.: Вече, 2005.368 е.: ил.- (Наши традиции).

77. Новиков Н. Реконструкция как процесс. Архитектура СССР, №2, 1989 г. -стр.111

78. Оглы Б.И. Строительство городов Сибири.-Л.:Стройиздат. Ленинград. Отделение, 1980.-272 е., ил.

79. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII- XIX веках.-2-е изд.- М.: Стройиздат, 1987, -224 с, ил.

80. Оя Я.В. Архитектура храмов Пензенской губернии в XVIII первой половине XIX в. (автореферат), М. 2000 г.

81. Памятники архитектуры в структуре городов СССР. Под ред. А.В.Иконникова и Н.Ф.Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1978, 208 е., ил.

82. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования. М.: Наука, 1980. - 246 с, ил.

83. Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI-ХХвв. М.: Наука, 1980. Вып. 7 / отв. Ред. Е.Г.Щеболева.- 2005.-507 с.

84. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. Л.: Стройиздат, Ленингр. Отд-ие, 1984.-512 е., ил.

85. Покровский Н.В. Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские. Санкт-Петербург, 1901. - 160 е., ил.

86. Проскурякова Т.С. Планировочные композиции городов крепостей Сибири (второй половины XVII - 60-е rr.XVIIlB.)

87. Пруцин О.И. Город и архитектурное наследие. М.: Стройиздат, 1980, 89 е., ил.

88. Райе Д.Т. Искусство Византии. М.: слово/slovo, 2002.-256 е., ил.

89. Раннинский Ю.В. Памятники архитектуры и градостроительства: Учеб. Пособие для архит. и строит, спец. вузов/ Под общ. ред. Н.Н. Миловидова, Б.Я. Орловского, А.Н. Белкина. М.: высш. шк., 1988. - 63 е.: ил.

90. Ревзин Г.И. Очерки по философии архитектурной формы. М.: ОГИ, 2002.-144 с.

91. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX начала XX века./ НИИ теории архитектуры и градостроительства. // Под общей редакцией Е. И. Кириченко. М., Прогресс - Традиция, 2001. - 340 с.

92. Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского государства XVI XVII веков / Под общей редакцией Н.Ф.Гуляницкого. -М.: Стройиздат, 1994, - 317 с, ил.

93. Рябушина И. Композиции древнерусских ансамблей. Архитектура СССР, №4, 1985 г. стр.104

94. Савченко и др. Архитектура: Учебник для строительных вузов и фак. (И.П.Савченко, А.Ф. Липявкин, П.П. Сербинович). М.: высш. школа, 1982.-376 е., ил.

95. Свод архитектурных и монументальных памятников Восточно -Казахстанской области. Усть-Каменогорск. Государственный фонд поддержки культуры и искусства. У-К. - 2005. - карты, ил.

96. Справочник архитектора/ А.Г. Лазарев, А.А. Лазарев, Е.О. Кудинова. -Изд. 2- е., испр. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 377, 1 . с. -(Строительство и дизайн).

97. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII начала XX вв.: Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994, 182 е., ил.

98. Тереник М.С. Павлодар: это нашей истории строки. 1 изд.-НПФ «ЭКО», Павлодар, 2000, 292 с.

99. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова. В 4-х томах.

100. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. М.: МЦ «Видеоэкология». 2001 - 312 е., 6 гл., 158 ил.

101. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития/ Пер. с англ. Е.А.Дубченко; Под ред. В.Л.Хайта. -М.: Стройиздат, 1990, 533 е., ил.

102. ЦГАРК, фонд 500, опись 1, дело 44, связка 22. Ведомость церкви Знаменской соборной в г.Семипалатинске за 1878 г.

103. ЦГАРК, фонд 500, опись 1, дело 9, стр120, 121. Знаменский собор Омской епархии.

104. ЦГАРК, фонд 557, опись 1, дело 2. Ведомость о самостоятельной церкви села Канонерского Семипалатинского уезда Святителя Николая за 1901г.

105. ЦГАРК, фонд 64, опись 1, дело 195, стр1.

106. ЦГАРК, фонд 722, опись 1, дело 1. Ведомость регистраций по Усть-Каменогорскому Покровскому собору Омской епархии 1903 г.

107. ЦГВИА, Ф.418. on. 1, д. 1030-1062, д. 973-1026, д. 1063-1080; ф. ВУА, оп.1. д. 19402, 19405,20234.

108. Цепенникова Е.П. Рукопись В.И. Вербицкого "Основные правила, первая походная церковь Алтайской миссии " как источник по истории православного миссионерства на Алтае.

109. Чертежная книга Сибири, составленная Тобольским сыном Семеном Ремезовым в 1701 году. В 2-х томах. Т.1 М.: ФГПУ, ПКО «Картография», 2003 - 176 с.

110. Чертежная книга Сибири, составленная Тобольским сыном Семеном Ремезовым в 1701 году. В 2-х томах. Т.2 М.: ФГПУ, ПКО «Картография», 2003 - 48 с.

111. Чумакова Т.В. Православие. СПБ.: Питер, 2006. - 208 е.: ил. - (Серия «Религии мира»),

112. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции: О формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. М.: Стройиздат, 1986. -200 е., ил.

113. Щенков А.С. Структура русских городов XVI начала XVII в. и их эстетическое восприятие. - М., 1984 г.

114. Щенков А.С. Структура русских исторических городов и система градостроительных ориентиров (по материалам городов XVI XIX вв). -М., 1980 г.

115. Щербик Г.А. Усть-Каменогорские предания. Усть-Каменогорск: «Медиа - Альянс».-2003. - 264 с.

116. Якучюнас А. Каунас опыт комплексной регенерации исторического ансамбля. Архитектура СССР, №3, 1988 г. - стр.1021631. Список публикаций

117. Попова З.В. Символическая и градостроительная роль храма в структуре русского города // Архитектура, градостроительство, дизайн: Материалы международной научно-методической конференции.- Барнаул: Изд-во Алт ГТУ, 2005. С.28-30.

118. Попова З.В. К вопросу о стилевых особенностях православных храмов северо- восточного Казахстана // Вестник ВКГТУ, № 4 (№ 34), Усть-Каменогорск. 2006 г. С. 67-71.

119. Попова З.В. Знаменский собор Семипалатинска //"Архитектон: известиявузов". 2007 г. - № 17. - Режим доступа: archvuz ru/magazine/Num-bers/2007 1 /template article^ar=IA/ia 1

120. Попова З.В. Строительство современных православных храмов в городах северного Казахстана // Известия ВУЗов: Строительство и архитектура, № 4. Новосибирск, 2007.

121. Попова З.В. Колокольня в православном храме (на примере исторических церквей северного Казахстана) // Вестник ВКГТУ, № 1 (№ 35), Усть-Каменогорск. 2007 г. (в печати).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.