Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования фонограммы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат юридических наук Звегинцева, Екатерина Александровна

  • Звегинцева, Екатерина Александровна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.03
  • Количество страниц 215
Звегинцева, Екатерина Александровна. Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования фонограммы: дис. кандидат юридических наук: 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Москва. 2003. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Звегинцева, Екатерина Александровна

Введение

Глава I. Правовая охрана авторского права и смежных прав.

§ 1 Становление и развитие авторско-правовой охраны.

§ 2 Проблемы защиты объектов смежных прав от незаконного использования на современном этапе

Глава II. Юридическая природа отношений, возникающих при создании и использовании фонограммы.

§ 1 Фонограмма - комплексный объект смежных прав

§ 2 Свойства произведения, как компонента фонограммы

§ 3 Свойства исполнения - основного компонента фонограммы

Глава III. Правовой статус производителя фонограмм.

§ 1 Правовые особенности передачи прав производителя фонограмм на использование фонограммы по договору

§ 2 Использование фонограммы в составе других объектов смежных прав: передачи эфирного вещания, ремиксы, ди-джейские сеты.

Глава IV Правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе

§ 1 Правовое регулирование деятельности обществ по управлению смежными правами на коллективной основе

§ 2 Договорные отношения правообладателей с обществами по управлению смежными правами на коллективной основе

§ 3 Коллективное управление правами при использовании фонограмм в цифровых сетях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования фонограммы»

Обоснование проблемы исследования и ее актуальность.

Проблемы использования интеллектуальной собственности в наше время приобретают особое значение. Главной причиной этого служит то обстоятельство, что сегодня трудно представить современный мир без постоянно увеличивающегося количества объектов интеллектуальной собственности, многие из которых являются не только национальным, но и мировым достоянием.

Естественно, что права авторов и их интересы должны быть надежно защищены вне зависимости от особенностей правовых систем различных государств, политики и степени развития законодательной базы. Огромное количество признанных объектов интеллектуальной собственности и постоянное расширение этого списка оказывает сильное влияние на законодательство в области охраны прав и интересов правообладателей.

Стремительное развитие информационных технологий, связанное с достижениями в области промышленности, особенно с воплощением и внедрением в повседневный обиход последних разработок ученых и научных коллективов, порождает все новые проблемы в области защиты прав изобретателей и держателей патентов.

Использование объектов смежных прав в цифровых сетях в настоящее время представляет собой часть бурно развивающейся экономической структуры, учитывая, что Интернет по своим широчайшим возможностям и интенсивности использования таких объектов во много раз превышает все традиционные формы их использования.1

Также актуальны проблемы юридического обеспечения интересов других обладателей прав на интеллектуальную собственность. Отнюдь не случаен тот факт, что сейчас эта область защиты прав развивается столь же динамично, как и новые технологии. Вместе с возникновением новых способов создания, хранения, передачи и тиражирования информации появляются новые группы правообладателей, и защита прав каждого из них значительно расширяет как применение существующего законодательства, так и оказывает огромное влияние на законотворческий процесс.

Иногда возникает впечатление, что порой законодательство просто обречено на отставание от реальности, т.к. скорость, с которой возникают, модифицируются и исчезают объекты правоотношений и сами правоотношения, зачастую превращает законодательную деятельность в регистрацию устаревших данных, и, как следствие, делает нормативные акты неактуальными уже в момент их принятия. Современная законотворческая деятельность постоянно замедлялась, а технический прогресс развивался экспоненциально. Иллюстрацией этого утверждения может служить то, как правительства разных стран безуспешно борются за установление некоего подобия правового режима в сетях передачи данных.

1 Близнец И.А. Зашита права интеллектуальной собственности и его отражение в гражданском законодательстве, "ИС. Авторское право и смежные права", № 7,2001, - С. 3

В настоящей работе все вышеперечисленные проблемы анализируются на самом комплексном и сложном, (прежде всего по количеству правообладателей и степени участия каждого из них), объекте, в создании которого задействовано большое количество как материальных объектов (вещей), так и нематериальных объектов (произведений), - фонограмме.

Фонограмма как объект интеллектуальной собственности, исследована очень мало. Это связано, прежде всего, с тем, что она, как объект гражданского оборота, была признана на территории Российской Федерации только в 1993 г., с момента вступления в силу Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Поэтому до настоящего времени фонограмма не подвергалась монографическому изучению, что обусловливает актуальность предпринятого в диссертации исследования. В российской правовой литературе были освещены лишь отдельные вопросы смежных прав

Цель и предмет исследования.

Основной целью настоящей диссертации является проведение комплексного анализа действующего законодательства Российской Федерации в части, касающейся регулирования правоотношений, возникающих в процессе создания и использования фонограммы, что обусловило постановку следующих задач:

• Исследовать понятие фонограммы, являющейся комплексным объектом правоотношений.

• Исследовать роль материального носителя как необходимого компонента фонограммы.

• Провести исследование компонентов фонограммы, таких, как произведение и исполнение.

• Исследовать правовой статус звукорежиссера и других технических участников в создании фонограммы.

• Исследовать природу авторских и смежных прав в контексте использования произведений и исполнений в составе фонограммы, а также правоотношений, возникающих между правообладателями.

• Исследовать существующие в настоящий момент в России обычаи делового оборота в сфере обращения фонограмм и произведений, особенно передачу прав на фонограмму в управление, продажу лицензий на тиражирование фонограмм, взаимоотношения между производителями фонограмм как торгующими организациями.

• Проанализировать российскую практику создания обществ по управлению правами на коллективной основе.

• Исследовать правовую природу договоров на использование фонограмм.

С этим неразрывно связано изучение и обобщение сложившейся практики. В конечном итоге диссертант ставил своей целью разработку рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В работе применяются частно-научные методы и приемы комплексного подхода, сравнительного правоведения, толкования юридических норм. Диссертационное исследование выполнено на стыке двух дисциплин: авторского права и международного частного права. Его опорой послужили труды российских юристов: Антимонова Б.С., Богуславского М.М., Близнеца И.А., Ваксберга А.И., Гаврилова Э.П., Дозорцева В.А., Кузнецова М.Н., Лунца JI.A., Матвеева Ю.Г., Протопоповой О.В., Савельевой И.В., Сергеева А.П., Степановой О.Н., Флейшиц Е.А., Чернышовой С.А., Черткова B.JI. и других.

Круг источников исследования.

В работе использованы нормативные акты по вопросам авторского и смежных прав РФ и зарубежных стран, российская юридическая литература и диссертационные исследования, а также иностранная правовая литература.

В диссертации нашли отражение материалы Российского Авторского Общества (РАО), Фонографической Ассоциации (ФА), Российского общества по смежным правам (РОСП), Российского общества по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Международной федерации производителей фонограмм (МФПФ), судебных органов, а также данные информационного агентства "Интермедия".

Научная новизна диссертации.

В работе предпринят детальный анализ правовой природы фонограммы, как комплексного объекта смежных прав, а также отношений, возникающих по поводу создания, использования и передачи прав на данный объект третьим лицам. Исследуется также правовая природа фиксации фонограммы на материальном носителе, ее свойства до и после обнародования и при передаче прав на дальнейшее использование фонограммы в той или иной форме.

Новым является также изучение и научное обобщение практики деятельности обществ по управлению правами исполнителей и производителей фонограмм, с дальнейшей выработкой рекомендаций по развитию законодательной базы их функционирования.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Фонограмма как объект смежных прав является комплексным объектом, так как она включает в себя объекты, являющиеся как объектами авторского права (произведения), так и объектами смежных прав (исполнения), то есть в ней соединены разнородные объекты для использования по общему назначению. Доказывается, что с точки зрения гражданского права фонограмму можно квалифицировать как сложную вещь. Она состоит из следующих компонентов: произведение (несколько произведений), исполнение (несколько исполнений), материальный носитель.

2. Термин "фонограмма" используется в нескольких значениях. Во-первых, под фонограммой понимается собственно материальный носитель, который является объектом гражданского права и участвует в имущественном обороте наряду с другими вещами. Во-вторых, под фонограммой понимается совокупность зафиксированных на материальном носителе произведений и исполнений. И в этом случае фонограмма является объектом смежных прав. Особенность фонограммы проявляется в том, что материальный носитель является необходимым компонентом фонограммы, вместе с тем не следует жестко привязывать конкретную фонограмму к конкретному материальному носителю. Таким образом, фонограмму можно представить, как объект следующего состава: совокупность зафиксированных на материальном носителе произведений и исполнений, и все носители, на которых существует копия этой фонограммы.

3. Не всякая запись исполнения может называться фонограммой. Подобное возможно лишь при соблюдении двух существенных условий: согласия исполнителя и наличия производителя фонограммы, то есть лица (физического или юридического), осуществившего первую звуковую запись исполнения. Согласно п. 2 ст. 36 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" производитель фонограммы осуществляет свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмму произведения. Таким образом, для использования записи необходимо получить согласие автора (его правопреемника) и исполнителя. Поэтому не может считаться фонограммой, например, запись выступления на концерте, осуществленная зрителем.

Звуковая запись исполнения становится составной частью фонограммы только при наличии согласия исполнителя. Таким образом, зафиксированное на материальном носителе исполнение перестает быть самостоятельным объектом смежных прав, а становится одной из составных и неотъемлемых частей фонограммы, наряду с собственно исполняемым произведением.

3. Произведение является одним из важнейших составляющих фонограммы, прежде всего в силу того, что именно произведение всегда является основой для действий исполнителя. Произведение становится неотъемлемой частью фонограммы только после получения соответствующих прав от автора произведения на основании заключенного с ним договора.

Звуковая запись исполнения становится составной частью фонограммы только при наличии согласия исполнителя. Зафиксированное на материальном носителе исполнение, когда соблюден ряд условий, перестает быть самостоятельным объектом смежных прав, а становится одной из составных и неотъемлемых, наряду с собственно исполняемым произведением, частей фонограммы.

4. Законность фонограммы зависит от соблюдения ряда условий: правообладатель обязан а) получить разрешения автора на использование произведения либо путем заключения непосредственно с автором договора либо посредством получения разрешения от общества по управлению правами; б) заключить договор с исполнителем, выпустить фонограмму в коммерческий оборот путем обнародования и тиражирования; в) произвести первую фиксацию; г) оповестить о своих правах в соответствии со статьей 36 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".

5. С внедрением Интернета ситуация с обеспечением прав на объекты интеллектуальной собственности значительно обострилась. Данная проблема стала актуальной как для России, так и зарубежных стран. Правообладатели оказались фактически незащищенными, так как принадлежащие им объекты могут быть размещены на серверах Интернета, бесконтрольно использоваться и оказаться доступными для пользователей практически бесплатно. На Дипломатической конференции ВОИС в декабре 1996 г. были выработаны новые международные нормы в отношении объектов авторского права и смежных прав, находящихся в цифровой форме и в цифровой среде. Договоры ВОИС ввели два новых имущественных права для трех категорий правообладателей -авторов, исполнителей и производителей фонограмм: право сделать произведение, записанное исполнение, фонограмму доступными в цифровой среде и право на размещение объектов в цифровой среде, под которым следует право осуществлять или разрешать осуществлять размещение объектов в цифровой среде.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что в российском законодательстве следует среди иных имущественных прав авторов, исполнителей и производителей фонограмм закрепить право сделать объект доступным в цифровой среде, а также право на размещение объекта в цифровой среде.

6. Защита объектов авторского права и смежных прав в цифровой среде осуществляется, в том числе, и с помощью технических средств. В настоящее время для обхода технической защиты (например, защита CD от воспроизведения в CD-приводе) объектов интеллектуальной собственности, особенно фонограмм, не только выпускаются специальные устройства и приборы, но и предоставляются услуги по снятию защиты с охраняемых объектов.

В работе доказывается необходимость закрепления в законодательстве РФ запрета на любые действия по снятию защиты с объектов интеллектуальной собственности, изготовление и распространение противозащитных устройств, а также предложение или предоставление услуг, имеющих аналогичное действие.

7. В результате создания объекта авторского права и смежных прав наряду с имущественными правами, также возникают и неимущественные права. Творческий вклад производителя фонограммы в ее создание минимален; творческая и техническая составляющие находятся в примерном равновесии во всем комплексе приобретаемых производителем прав. Производитель фонограммы относительно свободен в дальнейшем распоряжении судьбой фонограммы. Данная специфика отражается на правовой природе договора о передаче прав производителя фонограммы. В настоящий момент договор на передачу фонограммы и, вместе с ней, прав производителя фонограммы, в законе не урегулирован.

Договоры об использовании фонограмм относятся к договорам об использовании нематериальных результатов интеллектуальной деятельности, но при этом имеют свою специфику: а) предметом данных договоров является сам объект — фонограмма и права на ее использование; б) размер вознаграждения и срок его выплаты является существенным условием, в то время как творческий элемент не является необходимой характеристикой данного вида договоров.

Анализ содержания договоров о передаче фонограммы для использования позволяет автору сформулировать условия необходимые для договора данного вида: а) конкретные права, передаваемые по данному договору; б) способ использования; в) срок, на который передаются права; г) территория, на которой предполагается распространение фонограммы; д) размер или порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования; е) порядок и сроки выплаты этого вознаграждения; ж) тип носителя, на котором будет тиражироваться данная фонограмма.

8. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает в качестве одного из основных принципов деятельности обществ по управлению правами на коллективной основе универсальность, то есть деятельность в интересах всех правообладателей. На практике же существует два вида отношений между правообладателями и обществами по управлению правами на коллективной основе: исходя из договора или из принципа универсальности. Если в первом случае речь идет о договоре доверительного управления, то во втором - о договоре коллективного управления правами.

К его особенностям следует отнести: 1) так как понятием исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности охватываются как имущественные, так и неимущественные права, то, следовательно, предметом договора доверительного управления имуществом выступают как имущественные, так и некоторые неимущественные права; 2) договор передачи в управление прав производителя фонограммы обязательно должен сопровождаться регулярно обновляемым списком произведений. На данный договор распространяются положения главы 53 ГК РФ и законодательства об интеллектуальной собственности.

В диссертации обосновывается вывод, что договор коллективного управления правами является самостоятельным видом договора.

9. Договорные отношения между правообладателями и обществами по управлению авторским и смежными правами на коллективной основе квалифицируются как отношения, основанные на договоре доверительного управления имуществом. Проведенный автором сравнительный анализ данной конструкции со сходными конструкциями, существующими в ГК РФ (оперативным управлением имуществом, действием в чужом интересе без поручения, доверительном управлением, агентским соглашением) дает основания полагать, что этот договор является особым видом договора доверительного управления имуществом.

Доверительное управление исключительными правами, объектом которого могут быть права на фонограмму, имеет свои специфические черты, отличные от доверительного управления имуществом. Передача имущества в доверительное управление не влечет самого перехода права собственности к доверительному управляющему. Исключительные же права объединяют в себе не только имущественные права, но и неимущественные, которые могут передаваться, как по закону, так и по договору. Доверительное управление имуществом предполагает осуществление пользования и владения, а в ряде случаев, специально предусмотренных в договоре, также правомочие распоряжения, что неприменимо к результатам интеллектуальной деятельности. К существенным условиям договора доверительного управления исключительными правами следует отнести, прежде всего, предмет, то есть передаваемые в управление права.

10. При отсутствии договора отношения между правообладателем и обществом строятся, исходя из принципа универсальности. Несмотря на многие сходные черты договора доверительного управления исключительными правами и коллективного управления имущественными правами (правовая природа которого не определена в законе), можно говорить о ряде различий в их правовых режимах: 1) по договору доверительного управления управляющий выступает от своего имени, при коллективном управлении имущественными правами лицензии выдаются от имени правообладателей; 2) предметом договора доверительного управления могут быть как имущественные, так и некоторые личные неимущественные права; 3) коллективное управление ограничивает управление только имущественными правами; 4) предмет договора доверительного управления должен быть четко определен в самом договоре, управляющий не вправе выходить за его рамки, при коллективном управлении выдаются лицензии на использование фонограмм и предоставляются от имени всех правообладателей.

Практическая значимость работы состоит прежде всего в научных рекомендациях по дальнейшему совершенствованию российского законодательства в области авторского и смежных прав, а также в выработке рекомендаций прикладного характера по использованию зарубежного опыта.

Выводы, сформулированные в исследовании, могут представлять интерес для органов государственной власти, российских обществ по управлению правами на коллективной основе, музыкальных издательств, а также практикующих юристов в этой области.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, как в общем курсе гражданского права РФ и зарубежных стран, так и в спецкурсах по праву интеллектуальной собственности.

Апробирование результатов исследования.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в опубликованных статьях по вопросам охраны авторского права и смежных прав.

Автор принимал участие в работе следующих научно-практических конференций: Международной конференции "Интеллектуальная собственность в Интернете" (январь 2001 г.), Второй международной конференции музыкальной индустрии России, стран СНГ по проблемам защиты интеллектуальной собственности в эпоху новых технологий (февраль 2001 г.), Конференции "Права исполнителей в Российской Федерации. Становление и перспективы развития" (апрель 2001 г.), Регионального семинара для некоторых стран Европы и Азии по проблемам авторского права и смежных прав в информационный век (май 2001 г.), Круглого стола, посвященного вопросам совершенствования и развития законодательства в области авторского права и смежных прав (февраль 2001 г.), Круглого стола, посвященного механизму реализации статьи 26 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (март 2001 г.), Национальных слушаний "Проблемы совершенствования охраны прав организаций вещания на международном и национальном уровне" (июнь 2002 г.).

Автор также является членом рабочей группы по разработке проекта части IV Гражданского кодекса РФ, посвященной вопросам интеллектуальной собственности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Звегинцева, Екатерина Александровна

1 .Договор доверительного управления исключительными правами является новым институтом гражданского права РФ, одновременно сочетая в себе черты правового режима регулирования обязательственного права и исключительных прав.Основными источниками правового регулирования этого института являются как глава 53 ГК РФ, так и законодательство об интеллектуальной собственности.2. Объекгами договора доверительного управления исключительными правами могут быть фонограммы.3. Правовой режим доверительного управления исключительными правами имеет свои специфические черты, отличные от доверительного управления имуществом. При этом многие положения главы 53 ГК РФ не могут прямо регулировать данный договор.4. В гражданском праве РФ существует конструкции, во многом схожие с договором доверительного управления, то есть оперативное управление имуществом и коллективное управление имущественными правами.Разфаничение доверительного управления исключительными правами с оперативным управлением имуществом определяется различиями в правовом режиме указанных институтов. Оперативное управление является институтом вещного права и его субьектами могут бьпъ только юрвдические лица.5. Несмотря на многие сходные черты договора доверительного управления исключительными правами и коллективного управления имущественными правами, можно говорить о ряде различия в их правовых режимах: по договору ^ доверительного управления управляющий выступает от своего имени, при коллективном управлении имущественными правами лицензии вьщаются от имени правообладателей; предметом договора доверительного управления могут бьпъ как имущественные, так и некоторые личные неимущественные права, коллективное управление предполагает управление только имущественными правами; предмет договора доверительного управления должен быть четко определен в самом договоре, управляющий не вправе выходить за его рамки, при коллективном управлении вьщаются лицензии на использование фонограмм и предоставляются от имени всех правообладателей.§3 Коллективное управление правами при использовании фонограмм в цифровых сетях В настоящее время воспроизведение (копирование) охраняемых объектов смежных прав - фонограмм в личных целях достигло объемов, угрожающих их нормальному коммерческому использованию. Фонограммы, не обладающие специальной защитой, преобразуются в цифровую форму и загружаются в цифровую сеть, что предоставляет неограниченные возможности нарушителям по их использованию, а появление новых технических средств затрудняет обеспечение эффективной охраны. Так по данным Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), каждый день из сети Интернет без разрешения правообладателей выгружается несколько миллионов нарушающих права файлов МРЗ (стандарта, обеспечивающего многократное «сжатие» музыкальных файлов)"^.Мультимедийные продукты содержат в себе огромное количество элементов, каждый из которых может быть охраняемым объектом авторского права или смежных прав, преобразованным в цифровую форму. Особенно активно при создании продуктов мультимедиа используются музыкальные и аудиовизуальные произведения, а также их части. Аналогичная ситуация имеет место при оформлении массивов информации на web-страницах (сайтах,

серверах).В условиях торжества цифровых технологий существенно расширилось понятие «сборник»: при современных способах «сжатия» информации на цифровом диске, например на CD-ROM, можно уместить целую фонотеку." ' The Recording Industry In Numbers, 1998. The IFPI statistical Handbook. 2001 При этом проблемы возникают не только у обладателей прав на фонограммы, включаемые в произведения мультимедиа и «цифровые сборники», которые не в состоянии самостоятельно осуществлять индивидуальный контроль за использованием охраняемого объекта в цифровой форме. Не в лучшем положении оказываются и пользователи - производители соответствующей продукции."^ Количество и разнообразие используемых фонограмм делает практически невозможным для пользователей достигать в короткие сроки соглашений с многочисленными правообладателями, получать у них разрешение на использование, вести переговоры об условиях.такого использования, выплачивать им вознаграждения на индивидуальной основе. «Очистка» прав путем переговоров с ^^^ каждым заинтересованным правообладателем явно непрактична, поскольку на оформление такого количества индивидуальных соглашений, которые требуются с учетом количества используемых фонограмм, не хватит ни денег, ни времени.Невозможность осуществления контроля за информационными потоками, циркулирующими в цифровых сетях, ставит правообладателя в весьма сложное положение. Основными факторами, влияющими на данную ситуацию, являются легкость и дешевизна копирования, массовое распространение технологий, позволяющих быстро делать доступными охраняемые объекты, глобальный характер цифровых сетей и т. д."* Крюков М.М., Прозоровский В.В. Гражданско-правовой статус производителей программ, "Открытые Системы", № 2,1999, - 34-36.Очевидно, что отдельные правообладатели не в состоянии отслеживать распространение своих фонограмм в цифровых сетях, а также их использование при создании продуктов мультимедиа. Они фактически лишены возможности защищать свои права в цифровой среде "традиционными" способами. Индивидуальный контроль в данной области становится практически неосуществимым.Законодательство запрещает использование произведения и объекта смежных (например, фонограммы) прав без разрешения, но при этом предоставляет потенциальному пользователю выбор: такое разрешение может быть им получено либо от самого правообладателя, либо от организации, осуществляющей, коллективное управление авторскими и смежными правами.С появлением новых технологий область, в которой *И индивидуальное осуществление прав является невозможным, стремительно расширялась, в связи с чем, коллективное управление авторскими и смежными правами становилось все более важным, наиболее эффективным и международно-признанным способом осуществления этих прав в новых условиях.Поэтому дополнительными задачами обществ по управлению правами на коллективной основе являются: борьба с нарушениями, осуществление функций социального и культурного характера, совершение любых иных действий, для плодотворности которых необходимо, чтобы они были коллективными. Правообладатель при этом не утрачивает своих прав: он имеет их как на уровне собраний (правообладатель легко может стать членом такого общества), так и ^ на уровне договоров (о передаче полномочий на осуществление коллективного управления).Коллективное управление правами по своей сути как нельзя более подходит для адоптации к новым условиям использования фонограмм, ставших возможными благодаря цифровым технологиям. Оно позволяет оптимально реализовать идею коллективного контроля за использованием охраняемых объектов в цифровой среде и при изготовлении цифровых носителей. Сбор вознаграждения через обшества, осуществляюшие коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами, выгоден еше и в силу сравнительно мягкого налогового режима в этом случае.''^ Законодательством предусмотрена возможность использования фонограммы без получения индивидуальных разрешений от каждого правообладателя при условии заключения соответствующего лицензионного соглашения с организацией, осуществляющей управление имущественными правами на коллективной основе.Поэтому, не смотря на то, что система коллективного управления; в первую очередь^ служит интересам правообладателей, она также дает весьма ощутимые преимущества и пользователям, которые таким образом могут получить законный доступ к необходимым им фонограммам наиболее простым способом.Заключив лицензионное соглашение с осуществляющим коллективное управление обществом, пользователи немедленно получают возможность легального использования обширного " ' Новосельцев О. Аудит интеллектуальной собственности, "Хозяйство и право", № 12, 1994,.С.48 репертуара. Никакая другая система на сегодняшний день этого обеспечить не может.Кроме того, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что все возможные имущественные претензии со стороны обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставившей лицензии: Следовательно, заключившие лицензионное соглашение (получившие лицензию), пользователи надежно защищены от каких либо претензий, и тем более, судебных исков, со стороны правообладателей, а значит, избавлены от неизбежных (при отсутствии лицензии) материальных убытков и ущерба для деловой репутации.*^ Таким образом, коллективное управление имущественными правами в цифровых сетях (Интернете) и при создании продуктов мультимедиа предоставляет преимущества всем заинтересованным лицам: у правообладателей появляется возможность присоединиться к организации для более эффективного управления их имущественными правами, а создатели продуктов мультимедиа и провайдеры содержания (создатели сайтов в сети) обретают простую процедуру для получения всех разрешений, необходимых для соответствующего использования фонограммы.Коллективное управление правами облегчает их осуществление, предоставляя пользователям возможность для эффективной эксплуатации фонограмм, а правообладателям достаточную степень защиты от возможного произвола данной области. Именно деятельность обществ по коллективному управлению способна создать все необходимые предпосылки для перехода «от деструктивной к конструктивной стратегии» в отношениях между правообладателями и пользователями."^ Коллективное управление правами в данной области является единственной работоспособной альтернативой полному отказу либо от использования произведений и объектов смежных прав в цифровой среде, что нереально, либо от их "традиционной" охраны при таком использовании. Обладатели авторских и смежных прав стоят перед необходимостью объединить и скоординировать свои усилия для реализации на практике законодательно предоставленных возможностей, защиты собственных прав и интересов в изменяющемся мире.В 2000 г. российскими правообладателями было принято рещение о создании Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) - специализированной организации по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами. Данное общество призвано обеспечивать реализацию имущественных прав всех российских правообладателей при использовании охраняемых объектов в цифровых сетях и при создании продуктов мультимедиа, а также правомочно выдавать единые разрешения от имени российских обладателей авторских и смежных прав. Одним из учредителей РОМС стало Российское авторское общество.Судариков Гармонизация национального законодательства в области авторского и смежных прав с новыми международными нормами, "ИС. Авторское права и смежные права", №9,2001.,-С.46 В настоящее время между Российским авторским обществом, Российским обществом по управлению правами исполнителей, Российской фонографической ассоциацией и РОМС заключено специальное Генеральное соглашение, согласно которому РОМС поручено при использовании в Интернете произведений, исполнений и фонограмм представлять репертуар и интересы всех указанных общественных организаций, управляющих на коллективной основе правами авторов, исполнителей и производителей фонограмм.Подобные «мультимедийные организации» не так давно были созданы в странах Западной Европы. Например, во Франции.действует во многом аналогичное российскому мультимедийное общество SESAM.*'' ^ Одной из задач РОМС, как специализированной мультимедийной организации, является контроль за использованием охраняемых произведений, который возможно осуществить в первую очередь за счет применения современного технического оборудования и программного обеспечения. Естественно, что наиболее сложными с технической точки зрения являются учет правообладателей и пользователей, распределение собранного вознаграждения, регистрация объектов авторских и смежных прав, создание (за счет использования современных технических средств), нажежных централизованных баз данных правообладателей и ' " Белов В.В., Виталиев Г.В. Международные аспекты интеллектуальной собственности, "Юридический консультант", № 11, 1996., - 42 пользователей при распределении вознаграждения и минимизации соответствующих расходов.Цифровая технология позволяет в частности, быстро и просто передавать необходимую для осуществления коллективного управления информацию, надежно идентифицировать фонограммы, циркулирующие по цифровым сетям и т. д. Необходимо создание специального программно- технического обеспечения информационных баз данных для контроля (в том числе

количественного) за использованием фонограмм на каждом сайте пользователей, а также для распределения собранного гонорара.Коллективная охрана прав облегчит использование согласованной.системы идентификации объектов и связанной с ними информации.Следует также вести работу по преодолению сформировавщихся предубеждений, своего рода «виртуального мифа» о «бесплатности» всех материалов, оказавщихся в цифровых сетях, и законности любых действий, совершаемых с ними.Необходимо проведение просветительских кампаний, чтобы привлечь внимание общественности к существующим в данной области проблемам и разъяснить (в первую очередь пользователям цифровых сетей) ту роль, которую играет авторское право и смежные права в современном мире.Плательщиками вознаграждения за использование произведений, объектов смежных прав в Интернете являются пользователи - контент-провайдеры ,т.е. поставщики (провайдеры) содержания, держатели (владельцы) сайтов.В мировой практике встречаются различные подходы к организации работы по сбору вознаграждения при коллективном управлении имущественными авторскими и смежными правами, при чем Б рассматриваемой области применимы сразу несколько из них.Первый подход заключается в определении размера вознаграждения в процентах от суммы общего дохода.Второй подход связан с установлением определенной суммы (твердых или «скользящих» тарифов) за каждую конкретно используемую фонограмму при этом иногда учитывается и общее количество фонограмм.Третий подход предполагает установление паушальной (единовременно определяемой) суммы вознаграждения с каждого сайта (с учетом его не только «насыщенности» охраняемыми объектами, но и «посещаемости»).'^^ Паушальные ставки (как и все остальные тарифы) целесообразно устанавливать так, чтобы выплата соответствующей суммы вознаграждения была доступна для каждого пользователя.Кроме того, следует учитывать перспективы развития цифровых сетей и поощрять дальнейшее расширение объемов легального использования фонограмм.Уже в настоящее время, по данным поисковой системы «Яндекс» в Рунете существует около 17 млн. уникальных страниц Новосельцев О. Аудит интеллектуальной собственности при оценке нематериальных активов, "Хозяйство и право", № 4, 1997, - 148 сайтов. В среднем на одном сайте обычно размещается около 50 таких страниц, следовательно, число сайтов на сегодняшний день приближается к 340 тыс., причем их количество постоянно возрастает.Среди существующих сайтов не менее половины из них, так или иначе, используют объекты авторского права и смежных прав, и в первую очередь, фонограммы.Следует учитывать, что даже при «традиционных» способах использования фонограмм около 20% всех доходов от такого использования собирают общества по коллективному управлению имущественными правами.*^* В современном мире воспроизведение объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей по выпуску книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио и видеозаписей. В некоторых проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», составляет от 3 до 7%. На «индустрию авторских прав» в США в 1991 г. приходилось примерно 5,5% валового внутреннего продукта.В новой цифровой среде (в подавляющем большинстве случаев просто не дающей возможности осуществлять управление Туркин А., Подшибихин Л., Леонтьев К., Лицензирование деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами, "ИС. Авторское право и смежные права", № 4,2001 - 10 на индивидуальной основе) процент доходов, собираемых при коллективном управлении, неизмеримо возрастает, а дальнейшее развитие цифровых и коммуникационных технологий, рост их доли в экономическом потенциале всех развитых стран повлечет резкое увеличение сумм собираемого вознаграждения.По своей сути налаженное коллективное управление правами • это одна из самых устойчивых, практически не подверженных никаким колебаниям систем, надежно приносящая стабильный доход. На протяжении существования РАО даже произошедший в стране кризис не смог не только уменьшить, но даже затормозить рост объемов собираемого вознаграждения.'^^ Мировая практика также показывает, что с ростом уровня «техногенности» каждой новой сферы использования произведений и фонограмм значительно сокращается период становления системы коллективного управления в ней. Например, реальный сбор на коллективной основе вознаграждений с театров бьш налажен (в разных странах) через 100-200 лет после появления первых прецедентов или предоставления законодателем такой возможности. Работа с радио- и телевещательными организациями стала окупать себя через 15-20 лет.Твердовский В. РАО - "естественный монополист "? Да!, "ИС. Авторское право и смежные права", № 2,2001, - 2 Однако есть все основания полагать, что в части сбора вознаграждения с пользователей за использование фонограмм в цифровых сетях при создании продуктов мультимедиа реально ощутимых результатов удастся достичь уже через 4-5 лет.Развитие системы коллективного управления при использовании фонограмм в цифровых сетях и при создании продуктов мультимедиа приведет не только к обеспечению надежной правовой охраны авторских и смежных прав, но и будет иметь важное экономическое и политическое значение.Это, в свою очередь, позволит вести поиск оптимальных решений в области государственного регулирования деятельности в цифровых сетях, избегая введения поспешных ограничений способных стать труднопреодолимым препятствием для дальнейшего эффективного развития цифровых сетей (в том числе

Интернета) и всех связанных с ним сфер (например, электронной торговли, торговли носителями мультимедийных продуктов, современных информационных и коммуникационных технологий).Возможно, что в итоге авторские и смежные права в киберпространстве будут защищены даже лучше, чем при «традиционных» способах использования охраняемых объектов.Такова цель, которая может и должна быть достигнута.Деятельность в этом направлении должна стать одним из тех важных факторов, которые позволят России встретить наступающую новую информационную стадию развития цивилизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Звегинцева, Екатерина Александровна, 2003 год

1. Законы, нормативные акты

2. Конституция РФ от 12.12.1993 г., "Российская газета",2512.1993 г. №237

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, от2110.1994 г. "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994 г., №32, ст. 3301

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая, от2212.1995 г., "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996 г., №5, ст. 410,

5. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 г. Раздел IV "Авторское право"

6. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 г. № 2111-1 "Ведомости СНД и ВС СССР",2606.1991 г., №26, ст. 733.

7. Всемирная конвенция об авторском праве от 24.07.1971 г., "Бюллетень по авторскому праву", № 1, 1996 г.

8. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14.07.1967 г. "Международные договоры и соглашения в области охраны промышленной собственности", М., 1995 г.

9. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996 г., № 3, ст. 145.

10. Федеральный закон "О рекламе" "Собрание законодательства РФ", 24.07.1995 г., № 30, ст. 2864

11. Закон Российской Федерации от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", "Российская газета", 11.07.1996 г., №129

12. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "Российская газета", 20.10.1992 г., № 229

13. Закон Российской Федерации от 23.09.1992 г., № 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "Российская газета", 17.10.1992 г., №228

14. Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3517-1, "Российская газета", 14.10.1992 г., № 229

15. Указ Президента РФ от 7.10.1993 г. №1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав"

16. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 г., № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", "Собрание актов Президента и Правительства РФ",2803.1994 г., № 13, ст. 994.

17. Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 г. № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)", "Собрание законодательства РФ", 20.05.1996 г., № 21, ст. 2529.

18. Письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации от0706.1995 г., № С1-7/03-316 "О Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 1995 г., №9

19. Устав Российского Авторского Общества (РАО) Книги1. "Авторское право. Сборник нормативных актов", М., "Юридическая литература", 1985 г., 350с.

20. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. "Авторское право", М., 1957 г. -268с.

21. Богуславский М.М. "Международное частное право", М.,"Международные отношения", 1982 г., 386с.

22. Богуславский М.М. "Вопросы авторского права в международных отношениях", М., "Наука", 1973 г., 254с.

23. Ваксберг А.И. "Издательство и автор. Правовые отношения", М. "Искусство", 1958 г., 148с.

24. Ваксберг А.И., Грингольц И.А. "Автор в кино", М., "Искусство", 1961 г., 268с.

25. Веинке В. "Авторское право. Регламентации, основы, будущее", М., "Юридическая литература", 1979 г., 186с.

26. Гаврилов Э.П. "Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития", М., "Наука", 1984 г., 222с.

27. Гаврилов Э.П. "Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах", М., Фонд "Правовая культура", 1996 г., 224с.

28. Гаврилов Э.П. "Авторское право. Издательский договор. Авторский договор", М., " Юридическая литература", 1988 г., 176с.

29. Гордон М.В. "Советское авторское право", М., 1955 г., 180с.12. "Гражданское и торговое право капиталистических стран", учебное пособие под ред. Мозолина В.П., Кулагина М.И., М., "Высшая школа", 1980 г., 186с.

30. Дозорцев В. А. "Законодательство и научно-технический прогресс", М., 1978 г., 236с.

31. Дюма Р. "Литературная и художественная собственность: Авторское право Франции", М., "Международные отношения", 1989 г., 380с.

32. Зильберштейн H.JI. "Авторское право на музыкальные произведения", М., 1960 г, 243с.

33. Ионас В.Я. "Произведения творчества в гражданском праве", М., "Юридическая литература", 1972 г., 168с.

34. Ионас В.Я. "Критерии творчества в авторском праве и судебной практике", М., "Юридическая литература", 1963 г., 143с.

35. Иоффе О.С. "Основы авторского права", М., "Знание", 1969 г., 128с.19. "Интеллектуальная собственность (основные материалы) в 2-х частях", под ред. Гальперина Л.П., Новосибирск: Наука, 1993 г.-486с.

36. Клык H.JI. "Охрана интересов сторон по авторскому договору", Красноярск, 1987 г., 180с.

37. Комментарий к законодательству об интеллектуальной собственности. Сборник под общей ред. Еременко В.И., М., Фонд "Правовая культура", 1997 г., 240с.

38. Кузнецов М. Н. "Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве", М., изд-во УДН, 1988 г., 177с.

39. Кузнецов М. Н. "Охрана авторского права в международном частном праве", М., изд-во УДН, 1986 г., 106с.

40. Лунц JI. А. "Курс международного частного права: Общая часть", М., "Юридическая литература", 1973 г., 384с.27. "Международные конвенции об авторском праве. Комментарий", М., "Прогресс", 1982 г., 162с.

41. Мейер Д.И. "Русское гражданское право. Часть вторая", М., 1997 г., 424с.

42. Матвеев Ю. Г. "Международная охрана авторских прав", М., "Юридическая литература", 1987 г., 354с.

43. Матвеев Ю.Г. "Международные конвенции по авторскому праву", М., 1975 г.,. 272с.

44. Никитина М.И. "Авторское право на произведения науки, литературы и искусства", Казань, 1972 г., 135с.

45. Савельева И.В. "Развитие теории интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства в буржуазном праве", М., МГУ, 1986 г., 160с.

46. Савельева И.В. "Правовое регулирование отношений в области художественного творчества", М., МГУ, 1986 г., 142с.

47. Селивановский С.А. "Промышленная интеллектуальная собственность", под ред. Барщевского М.Ю.- М., "Белые мальвы", 1996 г, 246с.

48. Серебровский В.И. "Вопросы советского авторского права", М., 1950 г, 326с.

49. Сергеев А.П. "Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации". М., "Проспект", 1996 г., 707с.

50. Сергеев А.П. "Авторское право России", СПб., 1994 г., 312с.

51. Синджанский Д., Кастанос С. "Международная охрана авторского права", М., "Иностранная литература", 1958 г., 146с.

52. Соколов А.В. "Творческая деятельность как юридическая категория в изобретательских отношениях", Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук, М., 1991 г. 185с

53. Степанова О.Н. "Договоры об использовании идеальных результатов интеллектуальной деятельности" Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 1997 г. 243с

54. Чернышева С.А. "Правоотношения в среде художественного творчества", М., 1979 г., 168с.

55. Чертков В.А. "Авторское право в периодической печати", М., 1989 г., 256с.

56. Шатров В.П. "Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права", М., "Международные отношения", 1982 г., 164с.

57. Шершеневич Г.Ф. "Авторские права на литературные произведения ", Казань, 1831 г., 310с.

58. Шишков Г.Б. "Духовное производство и интеллектуальная собственность: теория, методология, практика", М., МИНХ им. Г.В. Плеханова, 1991, 169с.

59. Mentha В.The Reception Given in Stockholm to Literary and Artistic Agreement // EBU Review. July, 1968. 160 P.Статьи

60. Агапов А.Б. "Федеральное законодательство о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Право и экономика", № 15/16.-1994 г., с. 12-14

61. Белицкая А. "Проблемы "старых записей". Практика Гостелерадиофонда по заключению договоров с пользователями фондовых материалов", "ИС. Авторское право и смежные права", № 7, 2001 г., с.64-69

62. Белов В., Денисов Г. "Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности ", "Российский экономический журнал", № 3, 1997 г., с. 82-88

63. Белов В.В., Виталиев Г.В. "Международные аспекты интеллектуальной собственности", "Юридический консультант", № 11, 1996 г., с.42-47

64. Близнец И.А. "Зашита права интеллектуальной собственности и его отражение в гражданском законодательстве", "ИС. Авторское право и смежные права", № 7, 2001 г., с. 3-12.

65. Блинников В. "Охрана промышленной собственности", "Экономика строительства", № 1, 1993 г., с.18-23.

66. Больбасов B.C. "Авторское право в государствах участниках содружества независимых государств", "Дело и право", № 5-1994 г., с.33-37

67. Борщ-Компанеец Н. "Что такое интеллектуальная собственность", "Аудитор", № 12, 1996 г., с.47-49

68. Брагинский М., Ярошенко К., Суханов Е. "Объекты гражданских прав", "Хозяйство и право", № 5, 1995 г., с.3-23

69. Вайпан В.А. Агапов А.Б., "Информационное законодательство России", "Право и экономика", №1\2, 1994 г., с. 115-116

70. Верина О. "ГК РФ о понятии и условиях договора по лицензионным соглашениям на объекты", "ИС. Авторское право и смежные права", №1\2, 1996 г., с.30-34

71. Верина О. "О понятии и условиях договора по лицензионным соглашениям на объекты интеллектуальной собственности", "ИС. Авторское право и смежные права", № 1\2, 1996 г., с.31-34

72. Верина О. "Ограничительные условия в лицензионных договорах" "ИС. Авторское право и смежные права", №7\8, 1996 г., с.21-24

73. Волкова Т. "Индивидуальная интеллектуальная собственность в науке", "Российский экономический журнал", № 6, 1993 г., сЛ 37139.

74. Вязниковцева О.М.,. Демин В. А. "Интеллектуальная собственность России: экономический ущерб ("утечка умов" и технологий)" "Вестник СпбУ. Сер. 5. "Экономика", № 1, 1994 г., с.46-53

75. Гаврилов Э. "Авторское право и другие исключительные права в проекте 3 части Гражданского кодекса", "Российская юстиция", № 4, 1997 г., с.45-46

76. Гаврилов Э.П. "Права на интеллектуальную собственность в новом Гражданском кодексе РФ", "Государство и право", №11, 1995 г., с.61-65

77. Городисский M.JI. "Цивилизованному рынку добросовестную конкуренцию", "Маркетинг", № 3, 1995 г., с.43

78. Дозорцев В. А. "Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права Вступительная статья". М., 1994 г., с.55-56

79. Дозорцев В. А. "Информация как объект исключительного права", "Дело и право", № 4, 1996 г. с.27-38

80. Дозорцев В. А. "На рынке идей", "Закон", № 2, 1993 г., с38-41.

81. Дозорцев В.А. "Информация как объект исключительного права" "Дело и право",№ 4, 1996 г., с.27-38

82. Егорова Е. "Законодательство Франции об авторском праве и смежных правах", "Закон", № 12, 1995 г., с. 112-114

83. Еременко В.И. "Изменения в антимонопольном законодательстве Европейского Союза", "Законодательство и экономика", № 3\4, 1997 г., с.71-75

84. Заева А. "Правовая охрана фонограмм в Российской Федерации", "ИС. Авторское право и смежные права", № 9,2001 г., с .54-68

85. Завидов Б. "Авторские и смежные права как составная часть интеллектуальной собственности", "ИС. Авторское право и смежные права", № 1,2001 г., с 9-15

86. Залесов А. "Североамериканское соглашение о свободной торговле и охрана изобретений", "Интеллектуальна собственность", №3\4, 1996 г., с.43-4828. "Защита интеллектуальной собственности: ТРИПС и ВТО", "Директор", № 2, 1996 г., с.48-49

87. Золотых Н. "Формирование системы правовой охраны и трансфера интеллектуальной собственности в России", "Российская юстиция", № 3, 1997 г., с.38-40

88. Измайлов A.M. "Пираты против магнатов. Защита информации", "Конфидент", № 2, 1996 г., с.5-10

89. Караваев А.А., Солнышкова О.В. "Защищайте интеллектуальную собственность, особенно совместную!", "Директор", №7, 1996 г., с.87-96

90. Караваев А. А., Солнышкова О.В. "Как реагировать на предложения инофирм по передаче интеллектуальной собственности?", "Директор", № 7, 1994 г., с.47-55

91. Каранда М. "Функциональные особенности института смежных прав", "ИС. Авторское право и смежные права", № 2, 2001 г., с.28-39

92. Карелина М. "Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности и авторского права", "Юридический консультант", №6, 1996 г., с.29-33

93. Кемплер К. "Интернет договоры ВОИС и дискуссионные вопросы авторского права и смежных прав", "ИС. Авторское право и смежные права", № 1,2001 г. с 2

94. Керевер А. "Охрана авторского права и смежных прав в соглашении ТРИПС, подписанном в Марракеше", "Бюллетень по авторскому праву", № 4,1995 г., с.3-15

95. Козырев А.Н. "Оценка и учет интеллектуальной собственности", "ЭКО", № 12, 1994 г, с.69-76

96. Козырев А.Н. "Экономические проблемы интеллектуальной собственности", "ЭКО", № 7, 1993 г., c.l 11-123.

97. Конов Ю., Сесекин В. "Об инвестициях в форме передачи технологии", "Дайджест финансы", № 4,1997 г., с.36-39

98. Косовец А.А. "Правовое регулирование электронного документооборота", "Вестник Московского университета. Cep.ll. Право",№ 4,1997 г., с.46-61

99. Котляренко С.П. "Налогообложение интеллектуальной собственности в Российской Федерации", "Законодательство", № 1, 1996 г., с34-47

100. Крюков М.М., Прозоровский В.В. "Гражданско-правовой статус производителей программ", "Открытые Системы", № 2, 1999 г., с.34-36.

101. Куликова Е. "Смежные права исполнителей в международных конвенциях", "ИС. Авторское право и смежные права", № 7, 2001 г., с.52-58

102. Максимов Б., Сесекин В. "Технологии в условиях приватизации", "Хозяйство и право", № 1, 1996 г., с. 127-135

103. Мамаев В.М. "Интеллектуальная собственность: прошлое и настоящее", "Общественные науки и современность", № 4, 1996 г., с.38-44

104. Мартемьянов B.C. "Экономика и реализация прав на объекты творческой деятельности", "Закон", № 1,1994 г., с.89-92

105. Мартемьянов B.C. "Охрана прав исполнителей: проблемы создания исполнительского права", "Советское государство и право", № 6, 1984 г., с.63-68

106. Матвеева Т.И. "Патентная система и коммерческая реализация интеллектуальной собственности", "Вестник СПбУ. Сер.5. Экономика", № 4, 1995 г., с.30-36

107. Михайлов В. "Правовая защита интеллектуальной собственности и сведений о личной жизни", "Закон", № 4, 1995 г., с. 108-111

108. Моргунова Е. "Лицензирование деятельности по коллективному управлению не прихоть, а необходимость", "ИС. Авторское право и смежные права", № 2 , 2001 г., с 40-56

109. Найтс Р. "Юридическое, политическое и юридическое значение авторского права и смежных прав в международной торговле: современная ситуация и развитие на перспективу", "ИС, Авторское право и смежные права", № 9,2001, стр. 50-55

110. Новосельцев О. "Аудит интеллектуальной собственности", "Хозяйство и право", № 12, 1994 г., с.46-58

111. Новосельцев О. "Аудит интеллектуальной собственности при оценке нематериальных активов", "Хозяйство и право", № 4, 1997 г., с. 144-152

112. Новосельцев О.В. "Аудит объектов интеллектуальной собственности", "Бухгалтерский учет", № 10, 1993 г., с.35-38

113. Орехов A.M. "Интеллектуальная собственность в экономическом измерении", "Вестник МГУ. Сер.6 Экономика", № 2, 1995 г., с.13-18

114. Пантюхина А. "Интеллектуальная собственность как объект гражданского законодательства", "Бухгалтерский учет", № 5, 1995 г., с.37-38

115. Пантюхина А. "Интеллектуальная собственность, Гражданский кодекс и бухучет", "Интеллектуальная собственность", № 5\6, 1995 г., с.68-71.

116. Подшибихин Л.И., Чистобородов П.Г. "О правовой охране некоторых результатов творческой деятельности", "Вопросы изобретательства", № 8,1987 г., с.11-17

117. Прозоровский В. "Материалы семинара региональных представителей РОСП", "Вестник РОСП", № 4, 1997 г., с. 15-22

118. Прозоровский В. "Современное положение дел в фонограммной индустрии России. Анализ и прогноз", "Вестник РОСП", № 5, 1997 г., с.31-34

119. Прозоровский В. "О бедном актере замолвите слово", "Интеллектуальная собственность", № 2, 1999 г., с.52-54

120. Рейдер Р.С. "Защита интеллектуальной собственности в США", "Закон", №2,1993 г., с.44-50

121. Рогов В.В. "Россия и Всемирная Торговая Организация", "Внешнеэкономический бюллетень", № 2, 1997 г., с.7-17

122. Розов Б., Бромберг Г. "Результаты науки и интеллектуальная собственность", "Интеллектуальная собственность", № 3, 1997 г., с. 19-25

123. Рыжов Ю., Смирнов В. "Интеллектуальной собственности -защиту государства", "Интеллектуальная собственность", № 3\4, 1994 г., с.5-9

124. Рыжов Ю.А. "Проблемы охраны интеллектуальной собственности", "Право и экономика", № 8, 1996 г., с. 15-18

125. Сабельников Л. "Основные международные конвенции, соглашения и другие акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность", "Закон", № 12, 1995 г., с.8-9

126. Сабельников Л.В. "Международное соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности", "Международный бизнес России", № 7,1996 г., с.26-30

127. Сабельников Л.В. "Проблемы участия России в соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности", "Международный бизнес России", № 8/9, 1996 г., с.5 -9

128. Селезнев А. "Интеллектуальная собственность и ее государственная защита", "Экономист", № 11, 1996 г., с.61-69

129. Сергеев А. "Охрана прав исполнителей и производителей фонограмм в соответствии с Римской конвенции, Соглашением ТРИПС и Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам", "ИС. Авторское право и смежные права", № 8, 2001 г., с.51-62

130. Солонина Г. "Чужие песни", "Научный парк", № 1, 1997 г., с.38-39

131. Степанова О. Н. "Передача исключительных прав по авторскому договору", "Вестник МГУ. Cep.ll. Право" № 6, 1997 г., с. 107-118

132. Суворов Д.В. "Страхование интеллектуальной собственности", "Финансы", № 10, 1993 г., с.50-53

133. Судариков С. "Гармонизация национального законодательства в области авторского и смежных прав с новыми международными. нормами", "ИС. Авторское права и смежные права", № 9, 2001 г., с.43-56

134. Суханов Е. "Объекты права собственности", "Закон", № 4, 1995 г., с.94-98

135. Твердовский В. "РАО "естественный монополист "? Да!", "ИС. Авторское право и смежные права", № 2, 2001 г., с.2-4

136. Туркин А., Подшибихин JI., Леонтьев К., "Лицензирование деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами", "ИС. Авторское право и смежные права", № 4, 2001 г., с.2-12

137. Фрейтас Д. де "Нелегальное использование чужой интеллектуальной собственности (пиратство) и меры борьбы с ним", "Книжное дело", № 2, 1994 г., с.22-25

138. Хаметов Р. "Каким быть авторскому договору", "Интеллектуальная собственность", № 3\4, 1997 г., с.53-63

139. Хаметов Р. "Лазейки в законах поощряют интеллектуальное пиратство", "Интеллектуальная собственность", № 11,1997 г., с.66-73

140. Хаметов Р. 'Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав", 'Хозяйство и право", № 4,1998 г., с. 93-98

141. Шоу Д.Ф. "Электронные публикации и авторское право в сференауки", "Бюллетень по авторскому праву", № 4,1994 г., с.20-26.

142. Энтин В. "Правовая природа смежных прав. Правовые гарантии соблюдения имущественных интересов деятелей культуры", "ИС. Авторское право и смежные права", № 7, 2001 г., с.46-54Справочная литература

143. Методические рекомендации МВД России, ГТК России, ФСНП России, ГКАП России, IFPI "О мерах по обеспечению сохранности объектов интеллектуальной собственности", М., 1996 г.

144. Музыкальные итоги года, М., "Интермедия", 1995 г.

145. Российский музыкальный ежегодник Итоги 1995-96 гг., М., "Интермедия", 1996 г.

146. Российский музыкальный ежегодник Итоги 1996-97 гг., М., "Интермедия", 1997 г.

147. Российский музыкальный ежегодник Итоги 1997-98 гг., М., "Интермедия", 1998 г.

148. Российский музыкальный ежегодник Итоги 1998-99 гг., М., "Интермедия", 1999 г.

149. Российский музыкальный ежегодник Итоги 1999-2000 г.г., М., "Интермедия", 2000 г.8. "birpi ", Intellectual Property Conference of Stockholm, 1967.- Doc. S/296

150. Intellectual Property Rights outside the European Community, protection of sound recordings, IFPI Answers to the european Commission Questionnaire june 1993.10.IFPI Review 1993.11 .IFPI Statute and rules.

151. The Recording Industiy In Numbers, 1995. The IFPI statistical Handbook. 1995.

152. The Recording Industiy In Numbers, 1996. The IFPI statistical Handbook. 1996.

153. The Recording Industiy In Numbers, 1997. The IFPI statistical Handbook. 1997

154. The Recording Industry In Numbers, 1998. The IFPI statistical Handbook. 1998

155. The Recording Industry In Numbers, 1999. The IFPI statistical Handbook. 1999

156. The Recording Industiy In Numbers, 2000. The IFPI statistical Handbook. 2000

157. The Recording Industiy In Numbers, 2001. The IFPI statistical Handbook. 2001

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.