Правовое воспитание северокавказских горцев в системе обычного права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Климатова, Валерия Викторовна

  • Климатова, Валерия Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 139
Климатова, Валерия Викторовна. Правовое воспитание северокавказских горцев в системе обычного права: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2005. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Климатова, Валерия Викторовна

Введение

Глава I. Становление и развитие системы гражданскоправового воспитания у народов Северного Кавказа

1.1. Гражданско-правовое воспитание, его суть и происхождение

1.2. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа, их вклад в развитие обычного права

1.3. Обусловленность и характер норм обычаев социально-экономическими и политическими факторами развития общества

1.4. Быт и культура патриархальной и демократической семьи у народов Северного Кавказа и их влияние на гражданско-правовое воспитание

1.5. Проблемы правового воспитания в творчестве видных представителей интеллигенции горских народов Северного Кавказа

Выводы

Глава II. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты гражданско-правового воспитания народов Северного Кавказа

2.1. Адаты и обычаи кавказских горцев и их воспитательное значение

2.2. Взаимодействие обычного права, государственного судоустройства и правовой педагогики и психологии у народов Северного Кавказа

2.3. Пропаганда законопослушного поведения путем просвещения народа

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое воспитание северокавказских горцев в системе обычного права»

Актуальность исследовании. Воспитание подрастающего поколения во все времена выступает в качестве важнейшей социально-педагогической задачи, от решения которой во многом зависит будущее народа. Обращение к вековым прогрессивным традициям предков сегодня во многом определяется необходимостью совершенствования сложившейся в обществе воспитательной теории и практики.

В условиях разворачивающейся образовательной революции начала XXI в. становится все более очевидным стремление современной российской школы не дистанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, этнопсихологических особенностей построения целостного воспитательного процесса, а стремиться к его переосмыслению с учетом современных требований.

Именно духовно-нравственное богатство народных обычаев и традиций дает нам возможность показать образцы из прошлой жизни и примеры для формирования подрастающего поколения. Использование богатого воспитательного опыта наших предков, демонстрируя детям всю красоту национального колорита, безусловно, поможет ребенку сориентироваться и выбрать единственно правильную линию поведения среди окружающих его людей.

Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный характер того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, человека и общества, его отношение к семье, к труду, к другим представителям других народов и т.д. Традиции и обычаи являются одним из древних средств и методов воспитания детей, сформированные временем. Особенности воспитания подрастающего поколения и семейно-бытовые традиции народа закреплены также в обычном праве, интерес к которому в последние годы достаточно велик.

Обычное право является древнейшей формой права, нормы которого зафиксированы в обычаях, устно передающихся от поколения к поколению. Обычное право исторически предшествует писаным законам, подобно тому, как юридический обычай в качестве правовой нормы предшествует закону вообще. Обычное право, представляя исторически самую раннюю форму правовых отношений, соответствует как господствующая и единственная форма права, наиболее низким ступеням развития классового общества. На протяжении всей первой половины XIX века обычное право оставалось в Осетии, Кабарде, Адыгее и т.д. господствующей формой права, нормы которого по-прежнему определяли почти весь внутренний быт кавказского народа.

Отсутствие у осетин, как и у других горцев Северного Кавказа, в момент присоединения к России собственной системы писаного права и затянувшегося у них вплоть до XIX века существование обычного права, как преобладающей формы права, является одним из важнейших свидетельств их общей в тот период социально-экономической и культурной отсталости. Именно это и делает материалы того времени по обычному праву осетин и других горцев Кавказа таким ценным источником для изучения наиболее ранних и примитивных форм правовых отношений и отражаемых в них соответствующих ступеней социально-экономического и политического строя.

В условиях нынешнего времени многие обычно-правовые нормы уже исчезли из нашей жизнедеятельности, иные под влиянием времени и обстоятельств начинают исчезать, другие традиции и обычаи формируются и видоизменяются. Такого рода изменения и трансформация этнокультурного наследия приводит к увеличению интереса к обычаям, традициям и особенностям воспитания подрастающего поколения, существующим у северокавказских горцев, о чем свидетельствует введение во многих учебных заведениях в качестве предмета обучения традиционной культуры воспитания. Не раз многие известные этнографы, историки, этнопсихологи и этнопедагоги подчеркивали воспитательные функции обычаев, традиций народов Северного Кавказа, о самобытной культуре и неповторимом характере.

Сегодня, когда возникают межнациональные конфликты, распри на Северном Кавказе, обращение к вековой народной мудрости диктуется самой жизнью, ведь одним из способов преодоления подобных явлений может стать путь, связанные с духовностью, возрождением прогрессивных народных традиций.

Определенная закономерность прослеживается и в том, что в эпохи кризисные, переломные возникает желание обратиться к прошлому, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций и обычаев, вернувшись в исходную точку, выйти на новый виток жизни.

Научно-теоретические основы исследования были разработаны классиками русской педагогики, учеными-кавказоведами и видными этнопедагогами народов Северного Кавказа.

В диссертационном исследовании мы опирались на гуманистические идеи в области нравственного, трудового, эстетического воспитания, содержащиеся в трудах Волкова Г.Н., Руссо Ж.Ж., Ушинского К.Д. и др.

Ценные сведения об обычном праве северокавказских горцев были почерпаны нами в исследованиях Дашлевского Н., Дубровина Н.Ф., Ковалевского М.М., Леонтовича Ф.И., Миллера В.Ф., Пфафа В.Б. и др. исследователей.

Так, М.М.Ковалевский убедительно показал, что в обычном праве кавказских горцев еще в XIX веке сохранялось немало институтов и норм, свойственных на ранних ступенях общественного развития почти всем народам мира и потому представляющим значительный общеисторический интерес. В своих многочисленных кавказоведческих работах и в особенности в своем обобщающем труде по обычному праву кавказских горцев - «Закон и обычай на Кавказе» (Москва, 1890 г.) М.М.Ковалевский показал, что для него кавказский материал представляет прежде всего общеисторический интерес. Общественный быт кавказских горцев привлек внимание М.М.Ковалевского, как он сам на это неоднократно указывал, не своей экзотичностью, исключительностью или курьезностью, а теми своими чертами, обычаями и порядками, которые проливали свет на темные страницы древней истории человеческого общества.

В своем исследовании мы также опирались на работы иностранных ученых и путешественников Д.Белло, Т.ДеБесса, Г.Кохха и др.

О необходимости опоры на опыт семейных традиций в воспитательном процессе писали дореволюционные и современные авторы исследователи-кавказоведы Косвен М.О., Смирнова Я.С., Шоров И.А. и другие.

К изучению традиционной культуры своих народов обращались и многие дореволюционные северокавкзские авторы: Кануков И.Д., Кешев Л.Г., Ногмов Ш.Б., Хан-Гирей, Хетагуров K.JT. и др., в их произведениях содержится много ценных высказываний о семейно-бытовых обрядах и традициях горцев.

Нами также были использованы материалы о воспитании северокавказских горцев в работах, изданных в послевоенное время (В.И.Кобычев, А.И.Лавров и др.). Проблемы обычаев и традиций северокавказских горцев поднимались в работах Гарданова В.К., Гостиева К.И., Дзуцева Х.В., Каирова В.М., Калоева Б.А., Магометова А.Х., Цаллаева Х.К., Чибирова J1.A.

Частично проблема воспитания на народных семейных традициях и обычаях затронута в монографиях С.А.Айларовой, Г.З.Бесаевой, К.И.Гостиева, М.Г.Загазежева, Е.И.Кобахидзе, В.К.Кочисова, Т.Х.Кумова, Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева, Х.К.Цаллаева, J1.A.Чибирова и др.

Однако в работах перечисленных авторов воспитательная роль обычного права специально не рассматривалась или рассматривалась частично, так как их авторы не ставили перед собой такой задачи. Поэтому не все вопросы рассматриваемой проблемы достаточно изучены, они не стали предметом специального исследования, о чем также свидетельствует отсутствие по данной проблематике защищенных диссертаций и монографических работ по северокавказскому региону.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к ее разработке. Все это обуславливает выбор темы диссертационного исследования «Правовое воспитание северокавказских горцев в системе обычного права», проблема которой формируется так: «Каково влияние норм адатов горцев осетин на характер воспитания детей?». Решение указанной проблемы становится целыо исследования.

Научный аппарат включает в себя:

Объект исследования - идеи и воспитательный опыт народов Северокавказского региона.

Предмет исследования - обычное право осетин и его влияние на воспитание подрастающих поколений.

Задачи исследования:

- с социально-педагогических позиций раскрыть значение понятий «традиция, «обычай», «адаты», их происхождение и роль в воспитании молодежи:

- выявить основные функции обычного права осетин:

- проанализировать воспитательное воздействие адата на подрастающее поколение;

- определить роль семьи в воспитании детей;

- показать отрицательные элементы в этикете кавказских горцев и их влияние на подрастающее поколение.

Методологическую базу исследования составляют: философские положения о взаимосвязи и обусловленности характера воспитания социально-историческими условиями жизни общества, социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли народов, о диалектике общего и особенного, о творческом и бережном отношении людей к духовному наследию прошлого.

Определяющее значение имеет диалектическое положение о единстве логического и исторического в педагогических исследованиях и целостном подходе к делу образования.

Общетеоретическую и методологическую базу исследования составили труды крупнейших отечественных мыслителей А.С.Вирениуса, П.П.Блонского, С.И. Гессена, В.В.Гориневского, П.Ф.Каптерева, Н.К.Крупской, Ф.Ф.Лесгафта, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, П.Г.Редкина, классические работы кавказоведов и осетиноведов В.И.Абаева, Е.М.Маркова, В.Ф.Миллера, В.В.Пфафа, К.Л.Хетагурова.

Следует подчеркнуть принципиально важное значение для нашего исследования серьезных педагогических исследований, содержащих анализ отдельных сторон концепции образования С.П.Баранова, Л.Р.Болотиной, Г.Н.Волкова, Н.А.Карпушко, Н.А.Константинова, С.Т.Лихачева, Е.Н.Медынского, Ф.Г.Паначина, В.А.Сластенина, В.В.Столбова, Б.К.Тебиева, З.Б.Цаллаговой, М.Ф.Шабаевой, а также серьезных историко-этнографических исследований С.А.Арутюнова, Б.А.Калоева, З.В.Кануковой, А.Х.Магометова, К.У.Тайсаева, А.Х.Хадиковой и др. исследователей.

Для решения поставленных задачи использовались следующие методы исследования: изучение и анализ традиций и обычаев горцев; изучение и анализ архивных источников; изучение и анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских и литературных источников; изучение и анализ фольклорных произведений; изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли России и Кавказа, их народной и этнической педагогики.

Источииковую базу исследования составляют фольклорные произведения, историко-архивные документы и материалы, хранящиеся в различных фондах Центрального госархива РСО-Алания, отделе рукописных фондов Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева, отделе редкой литературы

Республиканской научной библиотеки им.С.М.Кирова, фундаментальной научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова, опубликованные источники, периодическая печать, полевой этнографический материал диссертанта (1996-2003 гг.), а также музейные экспозиции.

Организация и этапы исследовании. Исследование включало в себя три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (2000-2001 гг.) определялась тема исследования, определялись основные направления научного поиска, теоретико-методологические подходы, анализировались теоретические, историко-этнографические и этнопедагогические источники с целью установления степени научной разработанности проблемы.

На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся сбор научной информации и материалов, проводился анализ состояния изученности проблемы, выявлялась актуальность, конкретизировались методы работы, ее научного аппарата.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) происходила систематизация, обобщение материалов, их апробация и внедрение в практику, литературное оформление диссертационного исследования, подготовка статей и методических пособий по проблеме исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней в сравнительно-сопоставительном аспекте изучены функции обычного права осетин и показано влияние норм адатов горцев на характер воспитания детей.

Диссертантом выявлены и введены в научный оборот новые и малоизвестные документы и материалы, свидетельствующие о развитии воспитания в системе обычного права осетин. Это позволило обогатить эмпирическую базу современной воспитательной работы в РСО - Алания и повысить теоретический уровень исследований, посвященных истории воспитания на Северном Кавказе и, в частности, в Осетии.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) с социально-педагогических позиций проанализированы понятия «традиция, «обычай», «адаты», их происхождение и роль в воспитании молодежи;

2) выявлены и обоснованы основные функции обычного права осетин:

3) проанализировано воспитательное воздействие адата на подрастающее поколение, определена роль семьи в воспитании горских детей;

4) обоснованы отрицательные элементы в этикете кавказских горцев и их влияние на подрастающее поколение.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования ее основных положений при подготовке общих и специальных курсов по этнопедагогике, культурологии, методических материалов по истории культуры северокавказских горцев.

Положения, выносимые па защиту:

1. Вековые обычаи народа - это сложный синтез исторически сложившихся, тесно связанных друг с другом установлений, в качестве которых выступают нормы поведения, ценности, обряды, обычаи и традиции, которые распространяются на широкую область социальных явлений, их жизнеспособность коренится в дальнейшем развитии их последующими поколениями.

2. Нормы и правила, характеризующие семейный уклад у горских народов Северного Кавказа, позволяют сохранить основные ценности ориентации в данной сфере. Уважительное отношение к людям, ответственность за порученное дело, трудолюбие, взаимопомощь, гостеприимство, почитание старших являются одними из самых прогрессивных традиций, сложившихся на Кавказе. В процессе воспитания детей и разъяснения им положительных моментов в семейно-бытовом укладе горских народов, происходит формирование жизненных ориентаций, позволяющих в дальнейшем создавать здоровые семьи, основанные на лучших традициях их предков.

3. Адаты и обычаи, вызванные социально-педагогической практикой, они несут на себе информационную нагрузку, выполняют функцию сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры от поколения к поколению. В адатах горцев предусматривалась передача молодым поколениям ценного нравственного опыта, установленного практикой бытовой жизни народа, системой обычаев. Эта система оказывает громадное влияние на формирование необходимых духовных качеств личности.

4. Традиции кавказских горцев являются составной частью исторически сложившейся педагогической культуры народа и потому играют важную роль в воспитании нравственных качеств детей. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества; взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, семье, к другим народам и являются древнейшими воспитательными средствами народов Северного Кавказа.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов, набором методов историко-педагогического анализа, общей логикой исследования, теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов, сопоставимостью результатов теоретического исследования с педагогической практикой рассматриваемого исторического периода; репрезентативной источниковой базой. В процессе работы использованы архивные, археологические и этнографические материалы, газеты, брошюры, книги, иные источники.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на всех его этапах посредством публикаций в печати, лекций, семинаров.

Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им.КЛ.Хетагурова (2000-2004 гг.), докладывались на II международной научно-практической конференции «Проблемы региональным управлением экономики, права и инновационных процессов в образовании» (г.Таганрог, 2001 г.); II межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе» (г.Сургут, 2004 г.), на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в СевероОсетинском государственном университете им.К.Л.Хетагурова (г.Владикавказ, 2001-2004 гг.).

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 215 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Климатова, Валерия Викторовна

Выводы

В жизни общества не появляется ничего в чем нет потребности. Адаты и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют функцию сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение.

В адатах горцев было очень много умного, познавательного. В них предусматривается передача молодым поколениям ценного нравственного опыта, установленного практикой бытовой жизни народа, системой обычаев. Эта система оказывает громадное влияние на формирование необходимых духовных качеств личности.

Адаты кавказских горцев собрали в себе большинство обычаев и традиций горцев. Ими регламентировалась общественная жизнь осетин, кабардинцев, чеченцев, аварцев и др. Адаты возникали в тесном переплетении жизненных условий горцев, и с религиозными верованиями. У одних народов, в частности у тех, которые исповедовали ислам, адаты имели яркую религиозную окраску, так, например, у кабардинцев, чеченцев, ингушей и народностей Дагестана в основе адатов лежал шариат. Именно адаты являются самыми древними воспитательными мерами, сформированными самим временем. На протяжении веков в традиционно бытовой культуре горских народов Кавказа выражались сложные правила взаимоотношений людей в обществе и семье.

Адаты успешно регулировали различные семейные группы до начала XX века.

Таким образом, адаты кавказских горцев являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа и потому играют важную роль в воспитании нравственных качеств детей. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества; взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, семье, к другим народам и т.д. И являются древнейшими воспитательными мерами народов Северного Кавказа.

Проведенный анализ убеждает в том, что сложившаяся в Осетии к концу XIX века система управления формировалась искусственным путем: ее появление было связано не с процессом саморазвития осетинских обществ, а с сознательной и целенаправленной деятельностью российского правительства. Будучи неизменно обращенными «к пользам империи», конкретные результаты взаимодействия различных управленческих систем приобретало вид механически сконструированных и насильно навязанных «сверху» административных схем, в которых функциональное пространство традиционных принципов самоорганизации было значительно сужено, да и сами принципы постепенно вытеснялись из повседневной управленческой практики и получали статус полуофициальных.

Перенимая некоторые внешние атрибуты традиционной общественной самоорганизации и встраивая их в общую административную систему, правительство неуклонно двигалось по пути всемерной унификации и стандартизации управления. И тем не менее, даже оказавшись на положении маргинальных, традиционные принципы самоорганизации продолжали все же существенным образом влиять на внутреннюю жизнь осетинских обществ, а обычно-правовые нормы по прежнему сохраняли свое значение в качестве организующего начала социальной жизни.

Образование у народов Северного Кавказа явилось одним из веских побуждающих моментов к сближению с Россией. Видные представители горской интеллигенции неустанно использовали плоды просвещения как веский повод в деле гражданско-правового воспитания. Они справедливо увязывали стремление к прогрессу и процветанию собственного народов с идеей неукоснительного соблюдения общих законов Российской империи. Показывая безальтернативность вхождения народов Северного Кавказа в состав России они всем своим творчеством призывали к скорейшему вхождению своих народов в общероссийскую семью народов живущих по единым законам.

Учитывая, что задача воспитывать народ в духе уважения к вере, царю и Отечеству значительно облегчалось среди народов исповедовавших христианство, царское правительство стремилось к христианизации края. Однако эта задача осталась в целом не выполнимой. К середине XIX века среди народов Северного Кавказа, исповедовавших ислам, наметилось определенное отчуждение от российских органов власти и управления, а во второй половине вышеназванного века оно проявилось в массовом переселении «в единоверную Турцию» представителей почти всех народов Северного Кавказа.

К середине XIX века помимо церковных появляются светские учебные заведения. Сложившаяся система образования в целом была аналогичной системе образования центральной России. Как правило, появлению учебных заведений предшествовала подвижническая деятельность местной интеллигенции при активной поддержке властей.

В пропаганде правового воспитания основную роль играли образовательные и просветительские институты, проводившие большую воспитательную работу. Как справедливо отмечалось в прессе тех лет, просвещение народов Северного Кавказа явилось причиной того, что стали уходить в прошлое такие явления жизни, как «перестрелка посереди населенной улицы, кражи и грабежи». Мирная гражданственность насаждалась передовой интеллигенцией с помощью просвещения. Она прочно утверждалась среди народов Северного Кавказа еще в период Кавказской войны, а после ее окончания, за некоторым исключением, именно она являлась определяющим фактором горской жизни, а не случаи антиобщественного поведения тиражируемых прессой тех лет.

120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вековые обычаи определенной социальной общности - это сложный синтез исторически сложившихся, тесно связанных друг с другом установлений, в качестве которых выступают нормы поведения, ценности, обряды, традиции, обычаи и традиции распространяются на широкую область социальных явлений, жизнеспособность коренится в дальнейшем развитии их последующими поколениями.

У осетин нет законов, весь порядок их общежития основывается на обычаях и традициях, составляющих основу «Адата» - обычного права горских народов Северного Кавказа, возведенного в закон. Своды адатов содержали сведения по самым различным вопросам общественно-экономической и социальной жизни.

Педагогическая ценность адатов заключалась в том, что ими регламентировались правила поведения горцев, они строго соблюдались. В статье «Очерки Осетии» известного грузинского этнографа и публициста Н.Г.Берзенова точно подмечено, что осетин «нарушив общечеловеческие права, никогда не нарушит обычая, утвержденного давностью, и, осужденный приговором общества, без сопротивления склониться перед карающим обычаем, без ропота понесет наказание» [12].

Молодое поколение горцев всегда соблюдало обычай почитания старших, которые имели жизненный опыт, обладали мудростью и должны были завоевать авторитет. Опыт и знания старших для северокавказских народов, не имеющих письменности, играли особую роль в обществе осетин, в его духовном развитии. Уважительное отношение к старшим закреплено в пословицах, преданиях, в сказках и эпических произведения, в которых в форме советов, поучений передавался жизненный и нравственный опыт убеленных сединами стариков.

Наряду с общечеловеческими нормами морали адаты включали в себя целый ряд установлений, регламентировавших экономические отношения, предопределяли характер действии людей в различных ситуациях. Будь то в радости или в горе, в торжественной обстановке или в бытовом укладе -люди всюду руководствовались обычаем, доставшимся им в наследство от предков. Адаты были практически неписаными законами жизни общества. Человек допускавший отступления от обычаев, предавался презрению, отвергался обществом.

Исторически сложившиеся особенности в социально-политическом, экономическом, правовом, культурном развитии разных географических областей Кавказа предопределяли разработку и использование Российской империей различных административно-управленческих стратегий.

На первом этапе административного освоения Кавказа сложившаяся система институтов управления формально повторяла российскую систему, однако уже тогда начала постепенно формироваться специфическая структура административных и судебных учреждений по управлению кавказскими народами.

Открытие в 1793 году Верхнего пограничного суда в Моздоке стало важной вехой в становлении российского управленческого аппарата на Кавказе, открыв новую эпоху в процессе административного освоения Центрального Кавказа.

Все административные шаги России в Кавказской области, предпринятые в конце второго десятилетия XIX века, имели тенденцию сглаживания различий, существовавших в системах управления «внешними» и «внутренними» инородцами. Одним из таких мероприятий явилось установление во Владикавказе находившегося в ведении царских властей суда для осетин и ингушей - Владикавказского инородного суда.

Таким образом, Владикавказский окружной суд образца 1831 года превратился в сугубо государственное судебно-административное учреждение и стал централизованной судебной инстанцией для осетин и ингушей, в которой все этапы судебного производства были рационализированы и приведены в соответствие с российскими судебнопроцессуальными порядками. Именно это обстоятельство и предопределило «неуспех» предпринятого царским правительством мероприятия по утверждению у горцев «прочного . гражданского образования», в результате чего высшая кавказская администрация уже через пять лет после введения Владикавказского окружного суда была вынуждена отказаться не только от самого этого учреждения, но и от идеи перевода местного судопроизводства на общероссийскую законодательную основу и осуществления его в рамках государственного судебно-административного института. Российской законодательство применительно к горцам было отменено, а судопроизводство вновь стало вершиться в самих обществах в соответствии с обычно-правовыми нормами под надзором помощников приставов.

Опора на традиционные юридические нормы практиковалась даже после учреждения в 1847 году народных судов, которые появились в каждом из приставств Владикавказского военного округа, но верховная прерогатива вынесения окончательного судебного решения уже официально отошла к ведению российской администрации в лице приставов и их помощников на местах.

В своей официальной политике царское правительство в лице своей администрации на Кавказе упорно внедряло мнение, что «сельские старшины являются только исполнителями решений, принятых сходом всех взрослых мужчин одного и того же селения или так называемым нихасом. Но это была лишь видимость. На самом же деле сельские сходы, созывавшиеся по инициативе органов местной власти (сельскими правлениями, приставами и др.) и принимавшиеся на них решения являлись ширмой, которой царизм прикрывал свою реакционную политику.

Фигуре сельского старшины, наделенного необыкновенно широкими полномочиями (от административных до полицейских), отводилось столь большое место в общественной жизни сельского населения, что он нередко играл драматическую роль в его судьбе.

Таким образом, перенимая некоторые внешние атрибуты традиционной общественной самоорганизации и встраивая их в общую административную систему, правительство неуклонно двигалось по пути всемерной унификации и стандартизации управления. И тем не менее, даже оказавшись на положении маргинальных, традиционные принципы самоорганизации продолжали все же существенным образом влиять на внутреннюю жизнь осетинских обществ, а обычно-правовые нормы по прежнему сохраняли свое значение в качестве организующего начала социальной жизни.

Взаимоотношения в семье всех членов между собой были подчинены строгой иерархии. Руководил семьей дедушка, отец или старший сын, представлявший ее в сельской общине. А домашним хозяйством и воспитанием детей - мальчиков до 7-8-летнего возраста, девочек до замужества — глава женской половины дома - мать или жена старшего брата.

Разделение труда и хозяйства проводилось по половому признаку. Как правило, мужчины занимались совместными полевыми работами и пастбищным скотоводством, а женщины - домашним трудом. Дети помогали взрослым. Потребление в семье также было совместным. Все это благотворно влияло на формирование коллективистских устремлений и трудолюбия у детей, чуткости и внимания друг к другу. Но патриархальные отношения в семье определяли строгий характер воспитания детей. По обычаю избегания, бытовавшему в больших семьях, воспитанием детей в них занимались не столько родители, сколько бабушки и дедушки, тетки, братья, сестры. В малых же семьях воспитанием малышей занимались родители и их старшие дети. В воспитании использовались различные средства и методы воздействия на детей. Старшие, проявляя заботу о них, рассказывали им сказки и легенды. Они учили их в духе уважения к обычаям и традициям народа. Применялись, как правило, методы убеждения, испытания, принуждения, практиковались формы общественного воздействия: публичные внушения, порицания, а иногда и строгие наказания.

Характер отношении между членами семьи во многом проявлялся в этикете общения. Тем более велика роль этикета в традиционном быту горской семьи, где правилам поведения придавалось особое значение и где они отличались большой жесткостью. Важнейшим в семейном этикете было подчеркнутое уважение к старшим и этому придавалось такое значение, что В.Б.Пфаф считал его главной целыо воспитания детей, а Н.Ф.Дубровин -основой семейного быта, поэтому основу воспитания молодежи горцы видели в воспитании прежде всего у них моральных качеств, заключающихся в выполнении адатов, традиций и обычаев. Таким образом, в нравственно-психологической подготовке детей к труду, к семейной жизни основную роль играла семья.

Все вышесказанное позволяет нам судить о том, что нормы и правила, характеризующие семейный уклад у горских народов Северного Кавказа, позволяют сохранить основные ценности ориентации в этой сфере. С нашей точки зрения, уважительное отношение к людям, ответственность за порученное дело, трудолюбие, взаимопомощь, гостеприимство, почитание старших являются одними из самых прогрессивных традиций, сложившихся на Кавказе. Воспитывая детей и разъясняя им положительные моменты в семейно-бытовом укладе горских народов, мы может быть спокойны за те жизненные ориентации, которые сложатся у них в будущем, и позволят им в свое время создать здоровые семьи, завязанные на лучших традициях их предков.

В жизни общества не появляется ничего в чем нет потребности. Адаты и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют функцию сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение.

В адатах горцев было очень много умного, познавательного. В них предусматривается передача молодым поколениям ценного нравственного опыта, установленного практикой бытовой жизни народа, системой обычаев.

Эта система оказывает громадное влияние на формирование необходимых духовных качеств личности.

Адаты кавказских горцев собрали в себе большинство обычаев и традиций горцев. Ими регламентировалась общественная жизнь осетин, кабардинцев, чеченцев, аварцев и др. Адаты возникали в тесном переплетении жизненных условий горцев, и с религиозными верованиями. У одних народов, в частности у тех, которые исповедовали ислам, адаты имели яркую религиозную окраску, так, например, у кабардинцев, чеченцев, ингушей и народностей Дагестана в основе адатов лежал шариат. Именно адаты являются самыми древними воспитательными мерами, сформированными самим временем. На протяжении веков в традиционно бытовой культуре горских народов Кавказа выражались сложные правила взаимоотношений людей в обществе и семье. Адаты успешно регулировали различные семейные группы до начала XX века.

Таким образом, адаты кавказских горцев являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа и потому играют важную роль в воспитании нравственных качеств детей. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества; взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, семье, к другим народам и т.д. И являются древнейшими воспитательными мерами народов Северного Кавказа.

Проведенный анализ убеждает в том, что сложившаяся в Осетии к концу XIX века система управления формировалась искусственным путем: ее появление было связано не с процессом саморазвития осетинских обществ, а с сознательной и целенаправленной деятельностью российского правительства. Будучи неизменно обращенными «к пользам империи», конкретные результаты взаимодействия различных управленческих систем приобретало вид механически сконструированных и насильно навязанных «сверху» административных схем, в которых функциональное пространство традиционных принципов самоорганизации было значительно сужено, да и сами принципы постепенно вытеснялись из повседневной управленческой практики и получали статус полуофициальных.

Перенимая некоторые внешние атрибуты традиционной общественной самоорганизации и встраивая их в общую административную систему, правительство неуклонно двигалось но пути всемерной унификации и стандартизации управления. И тем не менее, даже оказавшись на положении маргинальных, традиционные принципы самоорганизации продолжали все же существенным образом влиять на внутреннюю жизнь осетинских обществ, а обычно-правовые нормы по прежнему сохраняли свое значение в качестве организующего начала социальной жизни.

Образование у народов Северного Кавказа явилось одним из веских побуждающих моментов к сближению с Россией. Видные представители горской интеллигенции неустанно использовали плоды просвещения как веский повод в деле гражданско-правового воспитания. Они справедливо увязывали стремление к прогрессу и процветанию собственного народов с идеей неукоснительного соблюдения общих законов Российской империи. Показывая безальтернативность вхождения народов Северного Кавказа в состав России они всем своим творчеством призывали к скорейшему вхождению своих народов в общероссийскую семыо народов живущих по единым законам.

Учитывая, что задача воспитывать народ в духе уважения к вере, царю и Отечеству значительно облегчалось среди народов исповедовавших христианство, царское правительство стремилось к христианизации края. Однако эта задача осталась в целом не выполнимой. К середине XIX века среди народов Северного Кавказа, исповедовавших ислам, наметилось определенное отчуждение от российских органов власти и управления, а во второй половине вышеназванного века оно проявилось в массовом переселении «в единоверную Турцию» представителей почти всех народов Северного Кавказа.

К середине XIX века особые успехи в деле просвещения были отмечены в Осетии. Многие исследователи справедливо связывали это явление с преобладанием в Осетии христианского вероучения и тягой осетинского народа к знаниям.

К середине XIX века помимо церковных появляются светские учебные заведения. Сложившаяся система образования в целом была аналогичной системе образования центральной России. Как правило, появлению учебных заведений предшествовала подвижническая деятельность местной интеллигенции при активной поддержке властей.

В пропаганде правового воспитания основную роль играли образовательные и просветительские институты, проводившие большую воспитательную работу. Как справедливо отмечалось в прессе тех лет, просвещение народов Северного Кавказа явилось причиной того, что стали уходить в прошлое такие явления жизни, как «перестрелка посереди населенной улицы, кражи и грабежи». Мирная гражданственность насаждалась передовой интеллигенцией с помощью просвещения. Она прочно утверждалась среди народов Северного Кавказа еще в период Кавказской войны, а после ее окончания, за некоторым исключением, именно она являлась определяющим фактором горской жизни, а не случаи антиобщественного поведения тиражируемых прессой тех лет.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Климатова, Валерия Викторовна, 2005 год

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., изд-во АН СССР, 1949.

2. Айларова С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-90-х годов XIX века. Владикавказ, 2002. С.213.

3. Атаев А. 1893. № 3121. Из осетинских нравов. Новое обозрение.4. Архив. Ф.30. Оп.1. Д.63.5. Архив. Ф.509. Д. 115.

4. Ахриев Ч. Присяга у ингушей. Сборник сведений Терской области. Вып.1. С.281.

5. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М., 1995. С.5-7.

6. Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1995. С.22.

7. Баев Г. Из жизни осетин. Владикавказ, 1991. С.66.

8. Балкарские Кабардинские сказки. Нальчик, 1956. 1 КБерзенов Н.Г. Записки об Осетии.//Кавказ. 1852.

9. Берзенов Н.Г. Очерки Осетии. Кавказ. 1850. № 63.

10. Блиева З.М. Управление на Северном Кавказе в конце XVIII первой трети XIX века. Владикавказ, 1992.

11. Борисевич К. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа//Этнографическое обозрение. М., 1899. № 5. 2. С.260.

12. Большая советская энциклопедия. Т. 18. М., 1974.

13. Бурьянов В. Прогулки по России. 4.IV. СПб., 1837.

14. Бутков П.Г. материалы для новой истории Кавказа с 1772 по 1803 годы. В 3-х ч. СПб., 1869.

15. Ванеев З.Н. Индивидуализм и коллективизм в родовом быту осетин// Известия Осетинского научно-исследовательского института краеведения. Вып. II. Владикавказ, 1926. Отдельный оттиск.

16. Ванеев З.Н. Родовой строй у осетин. Цхинвали, 1959.

17. Варисов И., Карапетян JT. Национальные традиции и пережитки прошлого. Махачкала, 1958.

18. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. М., 2002. 81 с.

19. Ведениктов М. Взгляд на кавказских горцев//Сын отечества. 1837. СПб. С.46-47.

20. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры//Советская педагогика. 1989. № 7. С.21.

21. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

22. Гагиева М.А. Женщины гор. Орджоникидзе, 1973.

23. Газета «Кавказ». 1849. № 29.

24. Газета «Кавказ». 1850. № 63.

25. Газета «Кавказ». 1863. К» 27.

26. Газета «Кавказ». 1803. № 1541.

27. Газета «Кавказ». 1889. 19 мая.

28. Газета «Кавказ». 1889. № 1502.

29. Газета «Каспий». 1844. № 58.

30. Газета «Каспий». 1894. № 58.

31. Газета «Терские ведомости». 1868. № 27.

32. Газета «Терские ведомости». 1869. № 28.

33. Газета «Терские ведомости». 1875. № 2.

34. Газета «Терские ведомости». 1875. № 3.

35. Газета «Терские ведомости». 1905. № 235.

36. Гастгаузен. Путешествие в Закавказье. 4.1. СПб., 1857. С.248.

37. Гастгаузен. Закавказский край. Ч.П. СПб., 1857. С.215.

38. Гарданов В.К. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.

39. Гарданов В.К., Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. В 2-х ч. Одесса, 1882-1883. Вып.1.

40. Гатиев Б.А. Суеверия и предрассудки у осетин. ССКГ. Вып. IX.

41. Геродот. Kh.IV. Гл.68, 69, 70, 132.

42. Главное начать//Северная Осетия. 2000. 10 августа.

43. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Ордожникидзе, 1990.

44. Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей горского участка Ингушского округа//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.И. Тифлис, 1870.

45. Грабовский Н.Ф. Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинской округе. ССКГ. Вып. IV. 1870.

46. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М. 1949.

47. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей//ИННИИК. 1930. Вып.2.

48. Далгат Б. Первобытная религия чеченцев//Терский сборник. Вып.З. Владикавказ, 1893.

49. ДеБесс Т. Путешествие в Крым, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 18-19 вв. Нальчик, 1974.

50. Десять лет Советской Чечни. Ростов-на-Дону, 1933.

51. Дзасохов Г.Б. Статьи и очерки. Орджоникидзе, 1970.

52. Дзасохов Г.Б. Измена. Казбек. 1905. 18 ноября.

53. Дзидзоев М.У. Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Советской Осетии. Орджоникидзе, 1979.

54. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993.

55. Дингельштейн. Мусульманская присяга и клятва//Министерство юстиции. 1896.

56. Дубровин. История воин и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.

57. Дункель-Веллинг. Путешествие по Кударскому ущелыо. Некоторые исковые обычаи у осетин кударо-мамитского ущелья.

58. Дьяченков-Тарасов. //ЗКОРГО. 1902. Кн.22. Вып.4.

59. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., Наука, 1987.

60. Есиев А. Обычное земельное право осетин и право землевладения горных осетин Терской области. Владикавказ, 1901.64.3агазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Мальчик, 1996.

61. Ипполитов Л.П. Этнографический очерк Аргунского округа//ССКГ. I. 1868.

62. История Кабардино-Балкарской АССР. 4.II. М., 1967.

63. История народов Северного Кавказа (конец XVIII- 1917 г.). М., Наука, 1988.

64. История Северо-Осетинской АССР. Т.1. Орджоникидзе, 1987.

65. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994.

66. Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, Зинатне, 1983.

67. Калоев Б.А. Чеченцы//Народы Кавказа. Т.1. М., 1960.

68. Калоев Б.А. Осетины. М., 1970.

69. Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII начале XX века//Кавказский этнографический сборник/Под ред. В.К.Гарданова. Вып. VIII. М., Наука, 1984. С.72-105.

70. Калоев Б.А. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (Составление, предисловие и комментарии). Орджоникидзе, 1967.

71. Кануков И.Д. В Осетинском ауле/Ючерки, статья, заметки. Орджоникидзе, 1963.

72. Кануков И.Д. Кровный стол//Сочинения. Орджоникидзе, Ир, 1963. С.93-100.

73. Каргинов С. Кровная месть у осетина. Приложение № 1 Адаты по кровным делам//Сборник по описанию местностей и племени Кавказа. Тифлис. 1915. № 44.

74. Кварова JI. Кавказ. Путевые заметки. М., 1887.

75. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18061808 годах//Адыги, балкарцы и карачаевцы в Известиях европейских авторов XVIII-XIX веках. Нальчик, Эльбрус, 1974. С.235-280.

76. Климатова В.В. Роль женщины-матери в патриархально-родовом обществе осетин//Теория и практика обучения и воспитания/Под ред. Б.А.Тахохова. Вып.З. Владикавказ: СОГУ, 2004. С.18-21.

77. Климатова В.В. Понятие о преступлении в обычном праве осетин//Теория и практика обучения и воспитания/ Под ред. Б.А.Тахохова. Вып.З. Владикавказ: СОГУ, 2004. С. 142-148.

78. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти т. Т.1. М., 1987.

79. Кобахидзе Е.И. Осетия в системе государственного административного управления Российской Империи. Владикавказ, 2003.

80. Кобычев В.П. Поселение и жилище народов Северного Кавказа в XIX -XX вв. М., Наука, 1968.

81. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Вып.1. СПб., 1905. С.312.

82. Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем недавнем и отдельном прошлом. В 2-х т. Владикавказ, 1895. С.416.

83. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т.1.

84. Ковалевский М.М. Поклонение предкам у кавказских народов//Кавказа. 1902. № 107.

85. Кокиев С.В. Записки о быте осетин//Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Т.1. М., 1885.90.Коран. М., 1992.

86. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

87. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. С.240.

88. Косвен М.О. Народы Кавказа. T.l. М., I960.

89. Кох К. Петешествие через Россию к Кавказскому перешейку в 1837 и 1838 года. В 2-х т. Штудгард, 1843. С.559.

90. Кох К. Путешествие но России и в кавказские земли. АБК в Известиях современных авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

91. Кудашев Э.К. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913.

92. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах//Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Тифлис, 1883. Т.2.

93. Ладыжинский Л. Обычное семейное право черкес//ИВ 1928. Кн.22. С.230, 110.

94. Лазарев Л.В. Правовое воспитание как функция государственных органов и общественных организаций. М., 1979.

95. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып.2. М., 1889. С. 122.

96. Леонтович Ф.И. Адаты. Вып.1. Акимов В.И. Свадебные обычаи чеченцев и ингушей//СМЭ. 1888. Вып.З. С. 143.

97. Леушин В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, изд-во Красноярского ун-та, 1987.

98. Лиахвели Г.Д. Древний осетинский суд.

99. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1996.

100. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс, лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., Юрайт, 1998.

101. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.). Орджоникидзе, Ир, 1974.

102. Магометов А.Х. Этнография осетин. Орджоникидзе, 1970.

103. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. 568 с.

104. Малинин Л.В. О свадебных платежах и приданном у кавказских горцев//ЭО. 1980. Вып.36. С.47-48.

105. Мамбетов Г.Х. Куба в прошлом и настоящем. Нальчик, Эльбрус, 1968.

106. Мамхегова P.M. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

107. Мансуров И.С. Обычный суд у осетин. Газета «Каспий». 1849. № 58.

108. Мансуров И.С. Гостеприимство у осетин//Новое обозрение. 1889.

109. Мансуров И.С. Корреспонденция//Новое обозрение. 1892. № 309.

110. Марков Е. Очерки о Кавказе. СПб., 1904.

111. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С.271; Т.38. С. 181-182.

112. Материалы по истории осетинского народа. Т.2. Орджоникидзе, 1942.360 с.

113. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX в. Нальчик, 1956.

114. Мафедзев С.Х. Свадебные игры адыгов в XIX начале XX века// УЗНКБЧИИ, 1974.

115. Меретуков М.Л. Воспитание детей в семье и обществе адыгов// Социальные отношения у народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1978.

116. Мерешков С.Л. Этнопедагогика ингушей//Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 1998. С.72-73.

117. Миллер В.Ф. Иранское выражение клятвы. Труды императорского Московского археологического общества. T.XIX. Вып.III. М., 1902.

118. Миллер В.Ф. В горах Осетии//Р.М. 1881. № 9.

119. Миллер В.Ф. Сборник сведений о Кавказе. Т.П. Тифлис, 1872.

120. Мисиков М.Л. Материалы для антропологии Осетии. Одесса, 1916.

121. Мускаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик, Эльбрус, 1986.

122. Мусукаев А.И. К вопросу о разделении трудовых обязанностей в большой семье балкарцев конца XIX начала XX века//Этнография народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977. Вып.1. С.54-86.

123. Нарты. Кабардинский эпос. М., 1957.

124. Новый быт новые обычаи. Ставрополь, 1977.

125. Олетрий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно///АБКЧЕА, 1880.

126. Описание обычаев между туземцами ингушского округа.

127. Организация и эффективность правового воспитания/Под ред. Д.А.Керимова, А.В.Мицкевича, А.Я.Сухарева и др. М., Мысль, 1983.

128. Осетинские народные сказания. Дзауджикау, 1948.

129. Осетинские народные изречения. М., 1973.135136137138139140141142143,144,145,146,147,148,149.150.151,152.

130. Осетинские обычаи. Владикавказ, 1999.

131. Паллас П.М. Заметки о путешествии в Южное наместничество

132. Российского государства в 1793 и 1974 гг.//Осетины глазами русских ииностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967.

133. Перова Е.М. Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в

134. XIX и начале XX веков. Дис. . канд.пед.наук. Владикавказ, 2004.

135. Проблемы правового воспитания. Свердловск, изд-во ООН, 1988.

136. Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, 1989.

137. Пфаф В.Б. Народное право осетин. Сборник сведений о Кавказе. Т.П.1. Тифлис, 1872.

138. Пфаф В.Б. Народное право осетин. ССК. Т. 1. Тифлис, 1871.

139. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Ростов-на1. Дону, 1973. С. 16-20.

140. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. Сашижев Т. Судебные обряды кабардинцев//Этнографическое обозрение. 1892. Кн.15. С.4.

141. Смирнова Я.С. Геронтомия почитание старших//Природа. 1986. № 5. С.17.

142. Смирнова Я.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа//Этнические и культурно-бытовые процессы у народов Кавказа. М., 1978. С.218.

143. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказавторая половина XIX XX вв.). М. Наука, 1983.

144. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт//Культура и быт народов

145. Северного Кавказа. М., 1968. С.35.

146. Своды адатов 1836, 1844, 1849, 1866.

147. Секретное письмо канцелярии наместника на Кавказе. № 637. 1907. Сказание о нартах. Осетинский эпос. М., 1978. 509 с.153154155156157158159160161162163164165166167168169170,

148. Семенов В.Г. Роль семейного воспитания подрастающего поколения. СПб., 1992.

149. Сосиев 3. Станица Черноярская//Периодическая печать Кавказа. Кн.4. С. 167.

150. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. T.XXI. КС. 1900.

151. Степанов А. Из Владикавказа. Кавказ. 1862. № 83.

152. Такаева И.Ф. К вопросу о браке и свадебных обрядах северных осетинв XIX-начале XX В.//КСИЭ. 1959. Вып.32. С.316.

153. Тамбиев А.Х. Азбука. Тифлис, 1906.

154. Тенцов В.Я. По истокам Кубани и Терека//СМОМПК. 1892. Вып. 14. С.175.

155. Терский календарь на 1896 год. Владикавказ, 1895. Терский сборник. 1905. Вып.5. Тифлисский листок. 1914. № 118. Тифлисский листов. 1895. № 29.

156. Тлатов А.Г. Обычаи и традиции не противоречат духовной культуре народа//Северная Осетия. 2000. 8 августа.

157. Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения в нагорной полосе Терской области. Владикавказ, 1886.

158. Туманов Г.М. Задачи уголовного суда на Кавказе//Вестник права. 1903. Кн.2-3. СПБ., с.161.

159. Ушинский К.Д. Родное слово//Педагогические сочинения. М., 1988. Т.2. С.228.

160. Харузин Ы.Н. По горам Северного Кавказа. Путевые очерки. СПб., 1890. С.483-530.

161. Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей//СМЭ. 1888. Вып.З. С.122.

162. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М. 1993. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1999.

163. Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000. Хетагуров K.JI. Особа Этнографический очерк. Собр.соч.: В 3-х т. М., 1960. С.311-374.

164. Хетагуров K.JI. Собрание сочинений. В 4-х т. М., 1980.

165. Хетагуров K.JI. Горский словесный суд. Народное совещание.,Т.4.

166. Худалов Х.А. Гибель Корана. Орджоникидзе, 1978. С.310.

167. Хутинаев И. Процесс развития народных традиций и обычаев всегдануждаются в активном вмешательстве//Северная Осетия. 2001.

168. Цавкинов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961.

169. Цаголов Г. Она бежала. Периодическая печать Кавказа об Осетии иосетинах. Т.З.

170. Цаголов Г. Заметки из осетинской жизни. Архив СОИГИ. Ф.ЗЗ. Оп.1. Д.212.

171. Цориева Х.М. Динамика социальной структуры осетинской семьи и ее влияние на воспитание детей//Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып.1. Орджоникидзе, 1972.

172. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали, 1987.

173. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа/УВопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. С.130.

174. Чурсин Г.Ф. Осетины (этнографический очерк)//ТЗИА. 1925. Вып.1. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнографии Кавказа. Тифлис, 1913. Чурсин Г.Ф. Свадебные обычаи и обряды на Кавказе//Терские Ведомости. 1902. 15 января.

175. Шанаев Д. Осетинские народные сказания//Сборник сведений окавказских горцах. Вып V. Отд.2. Тифлис, 1871. С.33-35.

176. Шанаев Д. Присяга по обычному праву осетин. ССКГ. Вып.4. 1873.

177. Шанаев Д. Свадьба у северных осетин. ССКГ. 1870. Вып.4.

178. Шанаев Г. Осетинские обычаи//Новое обозрение. 1890. № 2124. 21февраля.

179. Шанаева Ф.З. Положение женщин у горских народов. Орджоникидзе, 1946.

180. Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин//Кавказ. 1846. 29. Шикова Т.Т. Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем. М., 1956.

181. Шиллинг Е. Ингуши и чеченцы//Религиозные верования народов СССР. М.-Л, 1931. Т.2.

182. Шиллинг Е. Черкесы//РВИ. 1931. Т.2. С.53.

183. Шоров И.А. Адыгейская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999.

184. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народом творчестве. Ростов-на-Дону, 1977.

185. Штедер Л. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967.

186. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев//РАЖ. 1913. № 1-2.

187. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1948.

188. Этнологическое исследование об осетинах//ССК.1872. Т.2. С.32-79.

189. Юхотников Ф.В. Похороны и тризна у кавказских горцев// Литературный отдел Московских ведомостей. М., 1856. № 51.

190. Яковлев Н.Н. Ингуши. М., 1925. С.134.

191. Яновский А.Г. Осетины. 4.2. Цхинвал, 1993. С. 15-26.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.