Праздник как объект философской рефлексии: онтологический статус и экзистенциальный смысл тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Слюсаренко, Мария Александровна

  • Слюсаренко, Мария Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 196
Слюсаренко, Мария Александровна. Праздник как объект философской рефлексии: онтологический статус и экзистенциальный смысл: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Кемерово. 2007. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Слюсаренко, Мария Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Онтологический статус праздника как экзистенциала.

1.1. Экспликация феномена праздника в экзистенциальной рефлексии.

1.2. Экзистенциал праздника как синтез смыслообразующих ценностей в их социокультурной динамике.

1.3. Анализ катарсического экзистенциального состояния праздничности

Глава II. Философский анализ экзистенциальных истоков праздника и его развития.

2.1. Генезис, функционирование и развитие экзистенциала праздника.

2.2.Праздник в современной культуре: традиции и новации.

2.3. Основания экзистенциального разнообразия праздника.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Праздник как объект философской рефлексии: онтологический статус и экзистенциальный смысл»

Актуальность темы исследования. Одной из особенностей современного общественного развития является тенденция к свертыванию пространства чисто человеческих отношений и ослаблению социально-смысловой функции праздника, являющегося проявлением человеческого «бытия-присутствия» (М. Хайдеггер), обусловленного экзистенциалом Заботы.

Обращение к реальности свидетельствует, что бытие в современном празднике сведено к его декоративно-развлекательным, культурно-бесплодным формам и характеризуется расшатыванием связей со смыслообразующими ценностями, деструкцией его экзистенциальной сущности. Вследствие высокой эстетизации повседневности формируется новая цивилизация и соответствующая ей культура всеобщей фестивизации современного мира, отличающаяся стиранием различий повседневного и праздничного способов бытийствования в результате подмены праздничного события увеселительными, зрелищными феериями.

Но в то же время отмечается наличие непреходящей потребности человека в празднике как условии для обеспечения полноценного бытия, новых форм праздничного действа, выражающих способ существования человека в горизонте времени. На то, что современный человек владеет искусством проведения .праздника «уже недостаточно хорошо» и что в подлинность праздников никто не верит, даже сами их участники, указывали в свое время К. Ясперс и Г.-Г. Гадамер.

Вследствие утраты современным праздником связи со смыслообразующими ценностями жизни человека, он не отвечает в таком случае экзистенциальному состоянию праздничности. Таким образом, возникают обстоятельства, заставляющие обратиться к экспликации онтологического статуса феномена праздника как необходимость восстановления его способности пробуждать творческие возможности человека, восприятия праздника через ценности, которым он посвящен, а также утверждать и подчинять им повседневный способ бытия. Следовательно, постижение смысла праздника дает возможность поня ть его онтологическое предназначение, представить широкую гамму символических конструкций бытийствования, отрефлексированных разумом и переживанием человека на пути между прошлым, настоящим и будущим.

Таким образом, основная проблема настоящего исследования определяется существующим противоречием между укоренённостью феномена праздника в фундаментальных структурах человеческого бытия и недостаточной разработанностью понятийного и методологического аппарата его философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы. На ослабленное внимание теоретической мысли по отношению к феномену праздника указывает К. Кереньи, обратившись к явлению праздника в контексте культуры, и с ним соглашаются Г.-Г. Гадамер и И. Хёйзинга, признававшими за этим феноменом характер изначальной самостоятельности.

В проанализированных отечественных и зарубежных исследованиях по вопросам праздничной культуры, как правило, главное внимание уделяется культурно-историческим, этнографическим, социологическим аспектам праздника и категориям, с ним связанным (народные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, гадания, игрища и др.), но отсутствуют следы рассмотрения феномена праздника в контексте экзистенциальной рефлексии, которую мы связываем, прежде всего, с фундаментальной онтологией М. Хайдеггера и его последователей - Э. Финком, Ж.-П. Сартром, М. Мерло-Понти, Ж. Батаем, Ж. Деррида, М. Фуко, А. Лэнгле, Ж.-JI. Нанси, В. Франклом.

Выделение и исследование явления праздника в отечественной литературе в большей степени можно отнести к первым десятилетиям XIX века (труды И.П. Сахарова, И.М. Снегирева). На глубинные связи языческих, церковных, народных празднеств указывает опыт историко-этнографического исследования середины XX века В.Я. Проппа, который обращает внимание на то, что посвященная праздникам литература довольно обширна, но ни одна из основных проблем (генезис, функционирование, смыслообразующие ценности, классификация праздников, состояние праздничности, ее ментальные особенности) не может считаться разрешенной.

Анализу праздничных форм посвящены труды ряда исследователей XX столетия: Б.А. Рыбакова, Ю.М. Лотмана, Д.М. Генкина, Р. Генона, А.В. Бени-фанда, В.Ф. Шерстобитова, И.В. Суханова, А.И. Мазаева, Д.М. Угриновича, А.Ф. Некрыловой, К. Жигульского, И.А. Панкеева, А.В. Юдина, Е.Э. Келлер,

A.В. Козинцева, Е.Н. и А.В. Харламенко, Н.А. Хренова. Однако в них не раскрывается экзистенциальный смысл праздника в его онтологическом статусе.

Этнографический аспект явления праздника наиболее развернуто представлен в работах Д.Д. Фрэзера, Э.Б. Тайлора, В. Тернера, С.А. Токарева, Я.В. Чеснова, Е.В. Антоновой, Е.Н. Романовой.

Исследования К. Кереньи, В.Ф. Отто, Д. Лауэнштайна, Р. Штейнера,

B.Н. Топорова, М. Элиаде, Ю.М. Бородая, экспликации ими церемонии мистерий характеризуют мифологическую природу праздника и его отличительные свойства: единение, сакральность, катарсичность и связанную с ними структуру переживания времени.

На возможность человека, постигающего себя в свободе, в способности «сохранить ускользающее» (Г.-Г. Гадамер), обращает внимание антропологическая мысль Ф. Ницше, М. Шелера, Г. Плеснера, Э. Кассирера, Э. Гуссерля. Как возможность выбора она прослеживается в интенциях М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, С.Л. Франка, Л.И. Шестова, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, X. Арент, Р. Штейнера, М. Бубера, В. Беньямина. Среди современных отечественных исследований по проблемам экзистенциального бытия сущего, позволяющим выйти на экзистенциальную парадигму праздника, следует выделить работы А.В. Ахутина, Е.Н. Гурко, О.А. Краевской, В.И. Молчанова, Л.С. Сысоевой, С.С. Хоружего, П.С. Гуревича, М.В. Позднякова, Е.А. Наймана., Н.Н. Карпицкого.

Социально-философские исследования места праздника в общественной жизни (Э. Дюркгейм, К. Мангейм, К. Жигульский, М.С. Каган, П.С. Гуревич, Б. Вальденфельс, С.С. Хоружий) методологически усилили возможности анализа феномена праздника, его функциональных особенностей и развития. Особую роль в понимании проблематики смысла праздничной культуры, ее связи с человеческой природой сыграли работы Э. Кассисера, С.Л. Франка, Э. Фромма,

A.Ф. Лосева, В. Дильтея, А. Швейцера, В. Франкла, Г. Хенгстенберга, Ю. Ха-бермаса, Э. Фукса, К. Ламонта, А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко, с разных сторон интерпретирующих и развивающих феноменологические идеи и активно включающих их в анализ своеобразия феноменов культуры, в ряду которых находится и праздник.

Логика изложения исследования потребовала подкрепления его культурно-историческим и этнографическим материалом, представленным в работах таких авторов, как Э. Тайлор, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Тойнби,

B. Тернер, И.С. Снегирев, Б.А. Рыбаков, Ю.М. Лотман, К. Кереньи, Д. Лауэн-штайн, Ж. Ле Гофф, Й. Хёйзинга, А .Я. Гуревич, Д.М. Генкин, А.Ф. Некрылова,

A.В. Бенифанд, Э.О. Бондаренко, П.Е. Бардина, С.Б. Маркарьян, П. Вайль,

B.-Ф. Отто, К. Хоф, В.-Д. Грин, Анна Франклин.

Проблема смыслообразующих ценностей в празднике как одном из модусов бытия человека экзистирующего раскрыта с помощью обращения к исследованиям внутренних и трансцендентальных форм сознания (Ф. Шиллер,

C. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Бубер, Ф. Арьес, Э. Левинас, К. Ясперс, М. Мерло-Понти, М. Фуко, В. Янкелевич), рефлексиям герменевтического направления (И. Гердер, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, П. Рикер, Г.-Г. Гадамер, Я.В. Чеснов) и ментальности народа (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Н.И. Костомаров, А.В. Луначарский, Д.С.Лихачев, П.С. Гуревич, Б.Н. Бессонов, Г.Д. Гачев, И.Г. Дубов, Н.П. Кириллов, А.П. Огурцов, Ю.В. Петров, Л.С. Сысоева, Г.Э. Хенгстенберг, В.В. Чешев, А.И. Яковлев, Т.В. Мордов-цева).

Динамика смыслообразующих ценностей указывает на сложность и неоднозначность современной социокультурной ситуации, особенности которой рассматриваются такими исследователями культуры, как JI. Мамфорд, Ю. Хабермас, Ж.-Ф. Лиотар, У. Эко, В.В. Бибихин, Р. Барт, А. Банфи, О.В. Со-лодовникова, Л.С. Сысоева, Г.И. Петрова, Л.Б. Брусиловская, А.В. Вислова, Б.Л. Губман.

Анализ тенденций эстетизации жизни, способствующей растворению современного праздника в повседневности, проведен с опорой на исследования в области изменения принципов эстетики в современном мире (О. Маквард, В. Вельш, Н. Гартман, Л.С. Выготский, Э. Гиббон, Ж. Бодрийяр, П. Слотердайк, П. Валери, А.Ф. Лосев, Э. Фукс, Ф. Мюре, Г. Маркузе, Л.В. Карасев, Е.Б. Раш-ковский, Л.С. Сысоева, О.В. Солодовникова, А.Р. Геворкян, М. Эпштейн, Т.И. Суслова, И.В. Никитина, В.В. Аверьянов).

Чтобы решить проблему праздника, необходимо поместить ее в контекст философско-онтологической рефлексии, включающей в себя экзистенциальное осмысление современной праздничной культуры. Представления, связанные с особенностями экзистенциального бытия сущего, способствуют экспликации праздника как одного из экзистенциалов бытия в его органической связи со смыслообразующими ценностями, катарсическим состоянием праздничнос.ти, ментальными характеристиками разнообразия праздника, традициями и новациями в современной праздничной культуре.

Объектом диссертационного исследования является праздник как феномен бытия в его экзистенциальной рефлексии.

Предметом исследования определено философское содержание понятия «праздник» в его отношении к онтологическим предпосылкам и экзистенциальным составляющим человеческого бытия и культуры.

Целью диссертационного исследования является экспликация сущностных характеристик праздника как объекта философской рефлексии в рамках феноменологического и экзистенциального дискурсов.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

1. Эксплицировать онтологический статус праздника как один из основополагающих экзистенциалов вопрошающего на основе феноменолого-герменевтического подхода.

2. Выявить смысл экзистенциала праздника как синтез смыслообразующих ценностей в их культурной динамике.

3. Выделить доминанты и детерминанты катарсического состояния как экзистенциального горизонта праздничности.

4. Определить и проанализировать экзистенциальные истоки праздника, динамику его функционирования и развития.

5. Сформулировать принципы и обосновать выделение типологических признаков экзистенциального разнообразия праздника. Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Исследование проблемы смысла праздника базируется на интерпретации экзистенциального понимания бытия с использованием установок феноменологического метода и феноменологической редукции к анализу события праздника. Положения экзистенциальной теории подлинного бытия экстраполируются на специфику праздника с его интенциональностью из будущего, т.е. от конечности бытия конкретного человека.

Методология исследования в рамках феноменологического направления основывается на экзистенциальном понимании события как «открытости бытия» (М. Хайдеггер), соотнесенного с представлением о бытии сущего «из его возможности быть». При этом используются понятия и концептуальные положения, разработанные исследователями, внесшими свой вклад в учения об экзистенциальных феноменах в их главных характеристиках, которые мы связываем, прежде всего, с фундаментальной онтологией М. Хайдеггера, представлениями об основных модусах бытия Э. Финка, с феноменологической онтологией Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, «текстологической» онтологией Ж. Батая, Ж. Деррида, М. Фуко, А. Лэнгле, Ж.-Л. Нанси, логотерапии В. Франкла.

В качестве когнитивного приема, направленного на решение эксплицитно поставленной проблемы объяснения праздничного бытия как «бытия-в-мире», «бытия-к-смерти» нами используется принцип интенциональности, герменевтические методы и процедуры. Кроме того, в процессе исследования использовались элементы деятельностного и аксиологического подходов, диалектической методологии и методологии структуктурно-функционального анализа. Научная новизна исследования:

1. Отрефлексирован экзистенциал праздника, конституированный как самостоятельный модус бытия человека, фундированный смыслообразующи-ми ценностями человеческого бытия в их социальной динамике.

2. Обоснован катарсический характер праздника, связанный с экзистенциальным переживанием его смыслообразующих ценностей, что проистекает из катарсической сущности всех модусов подлинного бытия, а не только искусства, с которым лишь и была связана категория катарсиса.

3. Выявлено и проанализировано экзистенциальное происхождение праздника из конечности бытия человека, его социокультурное развитие и функционирование во взаимосвязи с игрой и искусством.

4. Аргументировано, что праздничные новации, привносимые в современную массовую культуру, не носят экзистенциального характера и лишены подлинных смыслообразующих ценностей, вследствие чего праздник приобретает характер «фестивизации», в которой эстетические ценности не обоснованы глубинным этическим содержанием.

5. Выделены основания типологического разнообразия праздника, обусловленные темпоральными, ценностными и ментальными характеристиками его содержания и отношением человека к способу собственного бытия. Положения, выносимые на защиту:

1. Экзистенциально-феноменологическая рефлексия праздника конституирует экзистенциал праздника и определяет его онтологический статус через категории экзистенциальной философии («расположенность», «понимание», «речь» и др.). В экзистенциальном смысле праздника заложены подлинные первоначальные отношения бытия и времени.

2. Экзистенциальные доминанты и детерминанты праздника обусловлены ценностями человеческой жизни, интенционально мотивированными высшими целями человеческого существования, привнося в праздничность сакральность и катарсическую значимость. Сама же праздничность интерпретируется как экзистенциальное самораскрытие бытия в ценностном континууме, обнаруживаемая в качестве значимости в интенции на себя и в интенции на праздничное событие.

3. Экзистенциальный модус бытия-праздник возник в непосредственном переживании своей «заброшенности» в мир в мифологическом сознании человека. В празднике кристаллизуются ценности возрождения жизни в ее духовности через способность «ставить-себя-пред-лицом-смерти», удерживая в празднике триаду «жизнь - смерть - возрождение». В своем функционировании, начиная с древних обрядов и включая современные формы празднования, праздник «разыгрывается», то есть существует в своей органичной связи с игрой и искусством.

4. Праздник в современной массовой культуре, в «гиперфестивном» мире трансформируется в зрелище и шоу-бизнес, когда празднуются «небывшие события». Возрождение в празднике экзистенциального присутствия с антропологической тайной смысла и творчеством- востребовано в современной культуре. Праздник в силу своей экзистенциальности удерживает в культуре смысл и значение человеческих ценностей, выработанных и отобранных подлинностью бытия человека.

5. Онтологическими основаниями типологического разнообразия являются:

1) смыслообразующие ценности, которым посвящен праздник;

2) темпоральность как время, способное задавать смысл праздничного события; 3) отношение человека к способу собственного бытия; 4) ментальность с ее особенностью опираться на экзистенциальное смыслополагание. Данные основания позволяют определить предназначение и функции феномена праздника в его временных и пространственных границах, выявить его единство со смыслом человеческой жизни и ее направленностью в будущее.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что диссертационное исследование, опираясь на анализ как отечественных, так и зарубежных источников, создает новое представление о празднике и его главной качественной характеристике - праздничности в экзистенциальной рефлексии с использованием важнейших экзистенциальных категорий. Рассмотрение экзистенциально-антропологических истоков праздника и его развития в тесной связи со смыслообразующими ценностями разных народов, его катарсического характера, изучение праздничных практик Бурятии, Испании, Франции, Америки, Венгрии, Германии позволило выявить остроту проблемы понимания и толкования данного феномена в современном мире. Вследствие этого данное исследование расширяет границы онтологической проблематики за счет введения в нее экзистенциала праздника, вводит понимания катарсического характера основных феноменов человеческого бытия - творчества, любви, игры, власти, праздника.

Предложенная интерпретация экзистенциального смысла онтологического статуса праздника в его социокультурной динамике и разнообразии праздничной культуры позволяет рассматривать данное исследование как новую философскую рефлексию праздника в отличие от его «надстроечных» и чисто эстетических интерпретаций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации использовались в организационно-педагогической работе (в г. Томске, Томской области), направленной на проведение тематических (событийных), литературных, музыкальных праздников, в разработке экспертных материалов на базе сценариев и праздничных действ в городе и области, организации культурно-просветительской деятельности регионального фонда имени

П.И. Макушина. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в дальнейших экспликациях праздничных форм бытия, обеспечивающих жизненность праздника и его способность противостоять пустому бездействию.

Материалы диссертации могут быть использованы в лекциях по философии экзистенциализма, феноменологии, философской и культурной антропологии, культурологии, теории и истории культуры, современной массовой культуре.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации были представлены автором на следующих научных и научно-практических конференциях и семинарах: «Сибирская школа молодого ученого» (Томск, 1998 г.); III межвузовская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука» (Томск, 1999 г.); XXXVII Международная студенческая научно-практическая конференция «Философия культуры» (Новосибирск, 1999 г.); Международный конгресс «Наука, образование, культура» (Томск 1999 г.); Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «III Сибирская школа молодого ученого» (Томск, 2000 г.); V Общероссийская межвузовская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2000 г.); VI Общероссийская межвузовская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2000 г.); Научно-практическая конференция «Духовные истоки русской культуры», посвященная Дням славянской письменности и культуры (Рубцовск, 2002 г.); Всероссийская научная конференция «Исторические корни российской ментальности» (Томск, 2000 г.); Международная научная конференция «Россия - Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур» (Улан-Удэ, 2002 г.); Всероссийская научно-методическая конференция «Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы)» (Томск, 2002 г.); VII Всероссийская межвузовская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2003 г.); Всероссийские научно-практические конференции «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2004 г.); VIII Всероссийская межвузовская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Наука и образование» (Томск, 2004 г.); IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2005); «Русская культура: история и современность», посвященные Дням славянской письменности и культуры (Рубцовск, 2006 г.); VII сессия Всероссийского семинара молодых ученых «Дефиниции культуры» (Томск, 2006 г.).

Диссертация в полном объёме обсуждалась на кафедре философии Томского государственного педагогического университета.

Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы, включающего 301 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Слюсаренко, Мария Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философский анализ онтологического статуса праздника и его развития позволил выделить его как экзистенциал, обеспечивающий причастность человека смысловым ценностям культурного континуума через активное прибще-ние к ним. Только мотивированная определенными ценностями интенциональ-ная деятельность, объединяющая всех, конституирует праздничность временного пространства любого празднества и выделяет его из обыденной, повседневной жизни.

Обращение к экзистенциально-феноменологическому методу исследования позволяет эксплицировать праздник с позиции экзистенциальной рефлексии бытия-присутствия человека в его базовых экзистенциалах и экзистенциа-лиях: бытия-к-смерти, заботы, страха, заброшенности-расположенности, настроенности-понимания, речи. Смысл феномена праздника в его временной структуре дает возможность осознать темпоральность в его «здесь» и «теперь», когда жизнь соприкасается со смертью и открывается идея возрождения, которая посредством высшего присутствия связывает его с великими движениями космического порядка.

В связи с этим нами утверждается, что экзистенциал праздника как феномен бытия и как объект экзистенциальной рефлексии позволяет человеку пройти путь становления и развития в обществе, структурированном смыслообра-зующими ценностями и их воспроизводящим. Поскольку праздник отражает бытие во всех модусах времени, начиная с будущего, и обнажает связь сущего и должного с реальной действительностью и необходимостью, то его непреходящая созидательная функция связана с творческими потенциями человека по установлению и закреплению идеальных сущностей.

Смысл праздника в культурном контексте на языке мифологических форм существования, ритуалов и обрядов, обрядовой поэзии, музыки, танца, символов адекватно отражает степень постижения человеком окружающего мира и самого себя. Его происхождение и развитие связано с сакральностыо бытия, амбивалентностью повседневности, переживанием своей «заброшенности» в мир. В представленном анализе экзистенциал праздника интерпретируется в экзистенциально-феноменологическом контексте как способность человека ставить-себя-перед-лицом-смерти и быть таким образом устремленным-вперед. Праздник в этой рефлексии помогает схватыванию тайны смерти и помещению её в контекст жизни. На этой основе в празднике вырабатываются смысловые интенции, объединяющие сообщество и препятствующие распаду человеческого единства. Объединение религиозных, нравственных, политических и других ценностей с эстетико-художественными обогатило содержание праздника и породило единство эстетических, религиозных, нравственных, политических идеалов в праздничной традиции.

Выявленная связь праздника с другими феноменами человеческого существования позволяет выявить и понять его высокую катарсическую способность, которая достигается переплетением и усилением интенций, формируемых как символическим рядом выразительных средств, их семиотическим статусом, так и оптимистическим ощущением своего человеческого достоинства в отношениях с экзистенциалами заботы, труда, любви, господства, страха, смерти. Праздничное мироощущение охватывает все проявления бытия, катарсиче-ски защищает человека в кризисных экзистенциально-онтологических ситуациях и придает ощущение уверенности благодаря его смыслообразующей устремленности, позволяя расширить явления катарсиса и увидеть его действие не только в границах эстетических модусов культуры.

Среди функциональных выражений празднества как основной нами выделен игровой способ проживания праздничной действительности в его органической связи с искусством. Именно феномен игры развертывает и осуществляет праздник, наделяет его ритмом и гармонией, придает цельность и завершенность праздничным формам, одновременно выполняя функцию наполнения его и эстетическим содержанием.

Рассмотрение праздника в контексте современной культуры во взаимодействии его с повседневностью вызвало необходимость уделить внимание категории «праздность» в отличие от «праздничности», поэтому проанализированы основания появления, развития праздного времяпровождения и его последствий. Наряду с проявлением праздности в сословной структуре общества человека праздного формирует новая цивилизация и соответствующая ей культура гиперфестивного мира. Современная повседневность с ее поверхностной эстетизацией вследствие технократических новаций в жизненном мире, забвения культурных традиций и отставания «в созревании» этических ценностей от эстетических отличается беспощадностью к человеку, превращая идеалы в абстракции, лишая их духовной наполненности и эффективности, формируя человека, празднующего «небывшие события» (Ф. Мюре). Главным же фактором, формирующим состояние праздничности, выступает творческая деятельность в ее экзистенциальном проявлении, организующая человеческую жизнь в многообразии взаимосвязей социума. Поэтому мы определили праздник как экзистенциал бытия, который в силу своей темпо-ральности позволяет удерживать в обществе смысл и значение человеческих ценностей, выработанных и отобранных в процессе экзистирования человека, а состояние праздничности как экзистенциальное самораскрытие бытия. Таким образом, мы интерпретировали праздник как феномен бытия, содержательный смысл которого обусловлен интенцией на него, мотивированной из будущего (бытия-к-смерти) и задающей смыслообразующие ценности, вне чего он существовать не может, то есть он в таком случае ничем не выделится из потока повседневной жизни.

У празднования существуют исторически сложившиеся способы выражения, отражающие вариативность организации общественного бытия и многообразие его смысловых характеристик, что позволило выделить экзистенциальные основания типологии праздников. Поскольку система ценностей-идеалов отличается поливалентностью и динамической направленностью, то и смысл праздника, характеризующийся привязанностью к жизненным ценностям, предстает в своем культурном развитии.

Одним из важнейших проблемных направлений, нуждающихся в дальнейшей разработке, как нам представляется, является необходимость рассмотрения явления праздника как способа проявления общения между людьми, человеком и миром, основанного на отношении к смыслообразующим ценностям в связи с особенностями экзистенции человека в условиях усложняющейся социальной организации, интенсификации культурных связей, ростом культурного многообразия в глобальном, но неоднородном цивилизационном пространстве.

В этом свете новую актуальность приобретает проблема соотношения ценностного наполнения праздника и способов воплощения этих ценностей человеком экзистирующим в условиях их непрерывной трансформации.

Таким образом, диссертационная работа, представляющая исследование онтологического статуса праздника, обладающего экзистенциальным смыслом, и рассматривающая его в социокультурном развитии, открывает пространство для дальнейших философско-онтологических, герменевтических исследований праздника. Вместе с тем, представленная нами экзистенциально-феноменологическая интерпретация для выявления экзистенциального смысла праздника, его истоков, культурной динамики и разнообразия праздничной культуры позволяет рассматривать данное исследование как новый подход к пониманию праздника. Философский дискурс экзистенциального смысла праздника, его катарсичности в своей собственной экзистенциальной (а не эстетической) сущности. Именно катарсическая сущность экзистенциала праздника позволяет отделить истинный праздник от тех артефактов и произвольных предписаний праздника «сверху», которыми изобилует современная массовая культура, в которой человек не экзистирует по поводу их смыслообразования ни этически, ни эстетически.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Слюсаренко, Мария Александровна, 2007 год

1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации = Ancient civilizations. - М.: Мысль, 1989.-479 с.

2. Аверинцев С.С. М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. - 256 с.

3. Аверьянов В.В. Традиция как преемственность и служение // Человек. 2000. -№ 2. - С. 3 8-51.

4. Америка. Энциклопедия повседневной жизни. -М., 1998.-416 с.

5. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и средней Азии. М.: Наука, 1984. - 262 с.

6. Арент X. Хайдеггеру восемьдесят лет // Вопросы философии. -1998. -№ 1.-С. 126-133.

7. Арент X. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000.321 с.

8. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.-С. 53-294.

9. Аристотель. Поэтика // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. -С.51-533.

10. Ю.Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - 256 с.

11. П.Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс. Прогресс -академия, 1992. - 526 с.

12. Ахутин А.В. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века. Материалы обсуждения // Вопросы философии. 1998. - № 1. -С. 110-116.

13. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ, 2001. - 144 с.

14. М.Банфи А. Избранное. -М.: Прогресс, 1965. -291с."

15. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. - 384 с.

16. Бардина П.Е. О традициях престольных праздников и крестных ходов в пригородных томских селениях // Человек в истории. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1999.-С. 104-107.

17. Батай Ж. Проклятая доля. М.: Изд-во «Гнозис», Изд-во «Логос», 2003.-208 с.

18. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. - 527 с.

19. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.528 с.

20. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - 144 с.

21. Беньямин В. Московский дневник. М.: Ad Marginem, 1997. - 224 с.

22. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. - 127 с.

23. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1998.-384 с.

24. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, ИЧП «Лига», 1994. - 510 с.

25. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. 382 с.

26. Бибихин В.В. Язык философии. -М.: Прогресс, 1993. 407 с.

27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 1991. - 1224 с.

28. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

29. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.390 с.• 30. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 320 с.

30. Больнов О.-Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.224 с.

31. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси // Русский народный православный календарь. Калининград: Книжное издательство, 1995. -416 с.

32. Борев Ю.Б. Эстетика В 2 т. Т. 1. Смоленск: Русич, 1997. - 640 с.

33. Бородай Ю.М. Эротика смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. - 413 с.

34. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. -№ 1.С. 163 - 174.

35. Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993.- 175 с.

36. Бурмакин Э.В. Эстетосфера культуры // Дефиниции культуры. -Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. Выпуск 4. - С. 3-6.38. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века. Материалы обсуждения //Вопросы философии. 1998. -№ 1.-С. 110-121.

37. Вайль П., Генис А. Американа. М.: СП Слово, 1991.-320 с.

38. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. - 507 с.

39. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос. Социология. Антропология. Метафизика. М.: Прогресс, 1991.-С. 39-50.

40. Великовский С.И. Культура как полагание смысла // Одиссей. Человек в истории.-М.: Наука, 1989.-С. 17-21.

41. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989.702 с.

42. Видгоф В.М. Эстетическая реальность как предмет философской рефлексии // Вестник Томского государственного университета. 1999. - № 268. -С. 101-105.

43. Вислова А.В. На грани игры и жизни // Вопросы философии. 1997. -№ 12.-С. 28-38.

44. Власов В.Г. Русский народный календарь // Советская этнография. -1985.-№4.-С. 22-35.

45. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российскойкультурной элиты рубежа XIX XX веков. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2003.-224 с.

46. Выготский JI.C. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

47. Вяткина К.В. Очерки истории и культуры бурят. М.: Наука, 1969.218с.

48. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.367 с.

49. Гадамер Г.Г. Истина и метод. -М.: Прогресс, 1988. 704 с.

50. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд. иностранной литературы, 1958.692 с.

51. Гачев Г.Д. Ментальность или национальный космопсихологос. Российская ментальность (материалы «круглого стола) // Вопросы философии. -1994.-№ 1.-С. 25-53.

52. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т.2. М.: Мысль, 1971.-С. 208-218.

53. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. - 139 с.

54. Генон Р. О смысле «карнавальных» праздников // Вопросы философии.-1991.-№4.-С. 45-48.

55. Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1991.464 с.

56. Гиббон Э. История упадка и крушение Римской империи. М.: Прогресс, 1986.-262 с.

57. Гиппиус-Мережковская З.Н., Дмитрий Мережковский. Ч. 1. // Серебряный век. Мемуары. (Сборник) / Составитель Т. Дубинская-Джалилова. М.: Известия, 1990.-С. 15-110.

58. Гоголь Н.В. Сорочинская ярмарка // Гоголь Н.В. Избр. соч. В 2 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1978. - 574 с.

59. Голобородова Т.Н. Феномен игры в культуре постмодерна: проблемы философского анализа. Дис. .канд. филос. наук. Барнаул, 2000. - 150 с.

60. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. 1990. - № 8. - С. 106-110.

61. Григорьян Б.Т. Человек, его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. - 222 с.

62. Губман Б.Л. Общечеловеческие ценности и эпоха постмодернизма // Культура и ценности. Тверь, 1992. - С. 3-7.• 65. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350 с.

63. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М.: Наука, 1989. -С. 75-89.

64. Гуревич П.С., Шульман О.И. Ментальность, менталитет // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998. -С. 25-27.

65. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект пресс, 1994.317с.

66. Гуревич П.С. Человеческие экзистенциалы // Гуревич П.С. Философия для психологов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2004. - С. 889-1099.

67. Гурко Е.Н. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум). Как избежать разговора: денегации. Минск: Экономпресс, 2001. - 320 с.

68. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. -М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.-336 с.

69. Гуссерль Э. Логические исследования: Пролегомены к чистой логике. -К.: Вентури, 1995.-256 с.

70. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: ТЕРРА, 1994. Т.3.-560 с.

71. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.- 448 с.

72. Джованьоли Р. Спартак. М.: Правда, 1978. - 600 с.

73. Декомб В. Современная французская философия: Сборник /Пер. с франц. М.: Весь мир, 2000. - 344 с.

74. Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.480 с.

75. Деррида Ж. Голос феномена. СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.

76. Дильтей В.Сущность философии. М.: Интрада, 2001. - 159 с.

77. Дмитриев Ю.А. Гуляния и другие формы массовых зрелищ // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1985 - 1907). Кн. 1: Зрелищные искусства. Музыка. - М.: Наука, 1968. - С. 248-261.

78. Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс Традиция, 2004. - 1040 с.

79. Достоевский Ф.И. Об искусстве. -М.: Искусство, 1973. 632 с.

80. Дубов И.Г. Феномен менталитета: Психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. - № 5. - С. 20-29.

81. Дюма А. Граф Монте-Кристо. Том. 1. Мн.: Худож. лит., 1955.588 с.

82. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 431 с.

83. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. - 336 с.

84. Захаров А.В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культуры // Массовая культура на рубеже веков. М.-СПб.: ФАККРФ РАН, 2005. -С. 7-25.

85. Захаров А.В. Карнавал в две шеренги // Человек. 1990. - № 1 - С. 5169.

86. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. 2003. - № 9 - С. 3-16 с.

87. Зубкова Е.Ю., Купреянов A.M. Ментальное измерение истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. - № 7. - С. 153-160.

88. Иванов В.В. Похождение факира // Иванов В.В. Собр. соч. В 8 т. Т.4. М.: Худож. лит., 1975. - 726 с.

89. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

90. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М.: Политиздат, 1990.-490 с.

91. Кант И. Критика практического разума // Собр. соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965.-Т. 4.4. 1.- С. 311-501.• 95. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. -М.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.

92. Карасев JI.B. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: Филос. альманах. М.: Политиздат, 1990. - С. 341-368.

93. Карпицкий Н.Н. Присутствие и трансцендентальное предчувствие. -Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2003. 192 с.

94. Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия // Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. -С. 271-437.

95. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век. М.: Юристъ, 1995. - С. 163-213.

96. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга: Очерки истории. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 320 с.

97. Кереньи К. Элевсин: Архетипический образ матери и дочери. М.: Рефл-бук, 2000. - 284 с.

98. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1998. - 382 с.

99. Костина А.В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. 2005. - № 1. - С. 26-34.

100. Костомаров Н.И. Русские нравы. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Чарли, 1955. - 656 с.

101. Краевская О.А. Время и онтология: две исследовательские программы Хайдеггера // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). 2004. -Вып. 2 (39). - С. 39-47.

102. Краевская О.А. Время и онтология: онтологический статус време-ни // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология, история). 2002. - Вып. 4 (32).-С. 3-6.

103. Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. М.: Правда, 1989. - 434 с.

104. Кузанский Н. Игра в шар // Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1980.-471 с.

105. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теория. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. М.: Политиздат, 1985. - 399 с.

106. Культура и культурология. Словарь. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 928 с.

107. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998.-447 с.

108. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Терра - книжный клуб; Республика, 1998.-384 с.

109. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984. - 286 с.

110. Лаптева Л.С. Парк и отдых. М.: Наука, 1973. - 320 с.

111. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996. - 368 с.

112. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 604 с.

113. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-512 с.

114. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. СПб.: Университетская книга, 2000. - 415 с.

115. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992.-376 с.

116. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. Минск: ТетраСистемс, 1998.-544 с.

117. Лейбниц Г.В. Об основных аксиомах познания // Соч. В 4 т. Т. 3. -М.: Мысль, 1984.-С. 138-141.

118. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусства, 2002. 320 с.

119. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Поли. собр. соч. Т. 11. - С. 1 -104.

120. Лихачев Д.С. и др. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, A.M. Пан-ченко, Н.В. Понырко. Л.: Наука, 1984. - 295 с.

121. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.160 с.

122. Лосев А. Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1964. - 376 с.

123. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. М.: Мысль, 2002.703 с.

124. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы этики. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-416 с.

125. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века). - СПб.: Искусство, 1994. - 199 с.

126. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М.: Искусство, 1981.-424 с.

127. Лэнгле A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. -М.: Генезис, 2005.- 159 с.

128. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.-392 с.

129. Маканин B.C. Где сходилось небо с холмами // Кавказский пленный. -М.: Панорама, 1984. С. 150-208.

130. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М.: Ag Marginem, 1995.550 с.

131. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 412 с.

132. Маркарьян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. М.: Наука, 1990.-248 с.

133. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REFL-book, 1994. - 386 с.

134. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. - 512 с.

135. Мафессоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-Логос. Общество и сферы смысла, М.: Прогресс, 1991. - 480 с.

136. Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа/ Сборник-Львов: Инициатива; М.: Совершенство, 1998. 512 с.

137. Мень А.В. Тайна жизни и смерти.-М.: Знание, 1992.-61 с.

138. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента. Наука, 2001. - 608 с.

139. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 1997.-624 с.

140. Молчанов В.И. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии XX века. Материалы обсуждения // Вопросы философии. 1998. - № 1. -С. 116-119.

141. Мордовцева Т.В. Культ мертвых в древней Руси //Человек. 2004. -№ 1. - С. 130-140.

142. Мэмфорд JT. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 225-239.

143. Мюре Ф. После истории // Иностранная литература. 2001. - № 4. -С. 224-242.

144. Найман Е.А. Эстетические основания философской онтологии. -Томск: Изд-во Том., гос. ун-та, 2004. 290 с.

145. Намжилон Ц.Н. Ценность следования принципам буддийской морали в современном мире // Иволгинский дацан: История, современность, перспективы. С. Верхняя Иволга: Изд-во Буддийского ин-та «Даши Чойнхор-лин», 2001 - 124 с.

146. Нанси Ж.-Л. Corpus / Жан-Люк Нанси. М.: Ad Marginem, 1999.225 с.

147. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XX века. - Л.: Искусство, 1988. - 256 с.

148. Никитина И.В. Маски массовой культуры // Человек. 2004. - № 2. -С. 10-113.

149. Ницше Ф. Воля к власти. М.: ЭКСМО, 2003. - 860 с.

150. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Сирин, 1990. - 416 с.

151. Новейший философский словарь. 2-е изд. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1280 с.

152. Новиков А.Н. История русской философии X XX веков. - СПб.: Лань, 1998.-320 с.

153. Огурцов А.П. Трудности анализа ментальности. Российская мен-тальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. - № 1. -С. 50-53.

154. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. -С. 43-163.

155. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни // Философские науки. 1991. -№ 12. - С. 137-153.

156. Панкеев И.А. Русские праздники. М.: Яуза, 1998. - 256 с.

157. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1994.-№ 1.-С. 29-33.

158. Петров Ю.В. Антропологический образ философии. Томск: Изд-во НТЛ, 1997.-448 с.

159. Пелипенко А.А. Постмодернизм в контексте переходных процесс-сов // Человек. 2001. - № 4. - С. 5-17.

160. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1198. 376 с.

161. Петрова Г.И. Понятие и генезис толерантности. Была ли Россия толерантной? // Мат-лы Всероссийской научной конференции «Исторические корни российской ментальности». Томск: Изд-во НТЛ, 2002. - С. 5-12.

162. Пинегина Л.А. Праздничная энергия масс. М.: Знание, 1985.64 с.•' 169. Платон // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. 4.1. М.: Мысль, 1969.-С. 370-407.

163. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1994. - 830 с.

164. Платонов А. Котлован // Повесть. М.: Современник, 1998. - С. 538646.

165. Поздняков М.В. О «событии» (Vom Ereignis) М.Хайдеггера // Вопросы философии. 1997. - № 7. - С. 140-157.

166. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Н.А. Панаевым: В 2 т. Т. 1. М.: OLMA - ПРЕСС, 1988. - 688 с.

167. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000.192 с.

168. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М.: Наука, 1976.-325 с.

169. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки //Отечественная история!- 1995.-№ 3.-С. 158-166.

170. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Пер. с фр. Н. Любимого. М.: Худож. лит., 1981.-560 с.

171. Развлекательная культура России XVIII XIX вв. - СПб., 2000. -527 с.

172. Рашковский Е.Б. Катарсис // Вопросы философии. 1999. № 7. -С. 60-65.

173. Розин В.М. Образ человека в контексте современности. От психологической личности к эзотерической // Философские науки. 2000. - № 1. - С. 96-107.

174. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. Новосибирск: ВО Наука, 1994. - 160 с.

175. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. - 782 с.

176. Рыбникова И.Ю. Бытийный статус праздника: Автореф. дис.канд. филос. наук. Омск, 2001. - 17 с.

177. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: Спине, 1994. - 315 с.

178. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. 1990. -№ 6. - С. 61-74.

179. Самохвалова В.И. Массовый человек реальность современного информационного общества // Полигнозис. - 2000. - № 1. - С. 16-35.

180. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия: История (XVH ХГХ вв.). -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1999. - Вып. 4. - 356 с.

181. Сартр Ж.-ГТ. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2002. - 640 с.

182. Сафрански Р. Хайдеггер: Германский мастер и его время. М.: Мол. гвардия, 2002.-614 с.

183. Серебряный век в России: Избранные страницы / Научн. Совет по истории мировой культуры; Редкол.: Вяч.Вс. Иванов, В.Н. Топоров, Т.В. Цивьян. М.: Радикс, 1993. - 340 с.

184. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания. Кемерово, 1996.- 134 с.

185. Серов С.Я. Календарный праздник и его место в Европейской народной культуре // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983. - С. 39-54.

186. Слюсаренко М.А. «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). Спецвыпуск. 2004. - Вып. 2 (39). - С. 111-118.

187. Слюсаренко М.А. Смыслообразующие ценности праздника // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Философия, культурология, история. Спецвыпуск. 2001. - Вып. 3 (28). - С. 43-51.

188. Слюсаренко М.А. Праздник в культуре и культура праздника в контексте современности // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. Спецвыпуск. 2000. - Вып. 3 (19). -С. 25-30.

189. Слюсаренко М.А. Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). Спецвыпуск. 2000. - Вып. 7 (23). - С. 43-51.

190. Слюсаренко М.А. Выражение русской ментальности в культуре праздника // Мат-лы Всероссийской научной конференции «Исторические корни российской ментальное™». Томск: Изд-во HTJ1, 2002. - С. 143-153.

191. Слюсаренко М.А., Андреева Е. А. Праздник в Томске // Городская культура и праздники / Традиционная культура Томской области. В 3 т. Т. 1. -Томск: ООО «Копитал», 2003. С. 8-101.

192. Слюсаренко М.А., Сысоева J1.C. Экзистенциальный смысл праздника. Томск: Изд-во Том. политех, ун-та, 2006. - 160 с.

193. Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002. - 223 с.

194. Смирнов С.А. Философия игры (Пролегомены к построению онтологии игры) // Кентавр. 1995. - № 2. - С. 23-31.

195. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: В 2 ч. 4.1. М.: Советская Россия, 1990. - 160 с.

196. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: В 2 ч. Ч. 2. М.: Советская Россия, 1990. - 72 с.

197. Солодовникова О.В. Полисемантика современной культуры и ее основные характеристики // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология, история). 2002. - Вып. 4 (32). - С. 30-37.

198. Солодовникова О.В. Эстетизация современной науки и формы ее представления. Дис. канд. филос. наук Томск, 2002. - 138 с.

199. Сотников И.В. Сагалган. Традиции и обычаи. С. Верхняя Иволга: Издтво Буддийского ин-та «Даши Чойнхорлин», 2002. - 55 с.

200. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000. -192 с.

201. Стейнбек Дж. Путешествие с Чарли в поисках Америки // Сочинения: В 6 т. Т. 6. М.: Правда, 1989. - С. 277-488.

202. Степанова Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Товарищество «Возрождение» Всерос. фонда культуры, 1990. - 93 с.

203. Сумерки богов М.: Политиздат, 1989. - 398 с.• 211. Суслова Т.И. Эстетика перехода отечественной культуры в условиях глобализации. Томск: Томск, гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. -214с.

204. Сысоева JI.C. Антропологический образ культуры и его поиски на рубеже тысячелетий // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. Спецвыпуск. 2000. - Вып. 3 (19). -С. 3-7.

205. Сысоева JI.C. Менталитет как глубинное основание культуры // Мат-лы Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге Третьего тысячелетия»: В 4 т. Т. 4. Ростов-на-Дону, 2002. - С. 397-399.

206. Сысоева JI.C. Новые смыслообразующие ориентиры массового сознания // Проблемы формирования общественного сознания в современных условиях. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1990. - С. 12-14.

207. Сысоева J1.C., Приходько Д.Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1980. - 160 с.

208. Сысоева JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1989. - 232 с.

209. Сысоева JI.C., Сайфуллина М.В. Художественная культура как способ эстетического бытия человека // Вестник Томского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). Спецвыпуск. 2000. - Вып. 7 (23). - С. 40-44.

210. Сысоева JI. С. Философия культуры. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2003.- 156 с.

211. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М.: Политиздат, 1989. 572 с.

212. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

213. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.621 с.

214. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. -329 с.

215. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. - Т. 2. - С. 329-331.

216. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277 с.

217. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975.175 с.

218. Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сб. статей. М.: Наука, 1991.-250 с.

219. Философия Э. Гуссерля и ее критика. Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1983. -224 с.

220. Философский энциклопедический словарь М.: Инфра-М, 2000276 с.

221. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Мысль, 1988. - 548 с.

222. Флоренский П.А. Иконостас // П.А. Флоренский. Соч. В 4 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1996. С. 419-526.

223. Франк C.J1. Душа и человек: Опыт введения в философию // Франк C.J1. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - С. 4-205.

224. Франк C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.

225. Франкл В. Воля к смыслу = Psichotherapy and existentialism. The will to meaning. M.: Апрель-Пресс, 2000. - 366 с.

226. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1998. - 368 с.

227. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. - 272 с.

228. Фромм Э. Человек для Самого себя // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С. 5-192.

229. Фрэзер Дж.-Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986.-703 с.

230. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Общество и сферы смысла. -М.: Прогресс, 1991.-480 с.

231. Фукс Э. Erotica. Ренессанс. Буйство плоти. М.: Диадема-Пресс, 2001.-800 с.

232. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. - 1992. -№ 4. - С. 40-53.

233. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. - 452 с.

234. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-448 с.

235. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. №. 9.-С. 116-157.

236. Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: Алетея, 1999.290 с.

237. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.-383 с.

238. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высш. шк., 1991.- 192 с.

239. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. -1990,-№ 6-С. 109-163.

240. Харламенко Е.Н., Харламенко А.В. Об истоках и о роли праздника в ибероамериканской культуре // Iberia Americans. Праздник в ибероамерикан-ской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С. 18-66.1. KJ

241. Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс Академия, 1992.-443 с.

242. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988. - 544 с.

243. Хенгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. - 320 с.

244. Херрман Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. -Мн.: Пропилеи, 2000. 192 с.

245. Хоружий С.С. Человек и его три дольних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. - № 1. - С. 38-63.

246. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002.-448 с.

247. Цицерон М.-Т. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Наука, 1966.- 224 с.

248. Цыбиков Б.Д. Избранные труды: В 2 т. Т. 2: О центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Новосибирск, 1991. - 229 с.

249. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М.: Гардарики, 1998.-400 с.

250. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума.- Томск: Изд-во Том. арх.-строит. ун-та, 1999. 203 с.

251. Чимитдоржиев Ш. Б. Бурят-монголы: история и современность. -Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001. 128 с.

252. Швейцер А. Благоговенье перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и поел. А.А.Гусейнова. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

253. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

254. Шелер М. О положении человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 31-95.

255. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении идеального и реального в природе // Соч. В 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1989.-С. 34-51.

256. Шеллинг Ф.В.Й. Философские письма о догматизме и критицизме // Соч. В 2 т. Т 1.-М.: Мысль, 1987.-С. 39-88.

257. Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства. М.: Искусство, 1971.200 с.

258. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим // Шестов Л.И. Сочинения: В 2 т. Т.1.-М.: Наука, 1993.-С. 317-664.

259. Шмелев И.С. Лето Господне. Праздники. Радости. Скорби. М.: Советская Россия, 1990. - 72 с.

260. Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. СПб.: Интербук, 1990.- 125 с.

261. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.-560 с.

262. Эберхард В. Китайские праздники. М.: Наука, 1977. - 128 с.

263. Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 1999. - 685 с.

264. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. -1994.-№4.-С. 259-268.

265. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

266. Эпштейн М. К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху // Вопросы философии. 1999. - № 6. - С. 59-72.

267. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре двадцатого века // Новое литературное обозрение. 1995. № 16. - С. 32-47.

268. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999.-331 с.

269. Юнг К.Г. Символы матери и возрождения // Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа. Львов: Инициатива; М.: Изд-во Совершенство, 1998. - С. 313-378.

270. Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. - 373 с.

271. Янкелевич В. Смерть. -М.: Изд-во Литературного института, 1999.448 с.

272. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.527 с.

273. Ястребов А.Л. Праздник безумства: Дионис и Мельпомена. М.: Аграф, 2000. - 544 с.

274. Arynn А.К. and Azrael К. Candlemas: Feast of Flames. St Paul: Llewellyn Publications, 2001. - 224 p.

275. Brown R. B. and Marsden Michael T. The Cultures of Celebrations. -Bowling: Bowling Green State University Popular Press, 1994. 244 p.

276. Denning M. The Cultural Front. London New York, 1988. - 556 p.

277. Dickson P. The book of Thanksgiving. New York: The Berkley Publishing Group, 1995. - 136 p.

278. Franklin Anna Midsummer: Magical Celebrations of the Summer Solstice. St Paul: Llewellyn Publications, 2002. - 216 p.

279. Green V. J. Festivals and Saints Days. Poole: Bland ford Press LTD, 1978.- 160 p.

280. Grimassi R. Beltane: Springtime Rituals, Lore & Celebration. St Paul: Llewellyn Publications, 2001. - 165 p.

281. Hoff C. Holidays and history. Austin: Sheck-Vaughn Company, 1994 —154 p.

282. Wernecke H.H. Christmas Customs Around the Word. Louisville: The Westminster Press, 1996. - 188 p.

283. Kerenyi K. Hermes. Guide of Souls. Woodstock: Spring Publications, Inc., 1996.-149 p.

284. Lipp W. Feste Heute: Animation, Partizipation und Happening // Das Fest. Munchen: Wilchelm Fink Verlag, 1989. S. 662-683.

285. Morrison D.Yuly: A Celebration of Light & Warmth. St Paul: Llewellyn Publications, 2000. - 187 p.

286. Otto W. F. Translation of Dionysos of Mythos und Kultus Dallas: Spring Publications. Inc., 1981.-243 p.

287. Teish L. Jump up: seasonal celebrations from the world's deep tradi-tions. Berkley: Conari Press, 2000.- 206 p.

288. Marquard O. Asthetik und Anasthetik. Philosphische Uberlegungen. -Paderborn; Munchen; Wien; Zurich: Schoningh, 1989. 166 S.

289. Metzler Lexikon Literatur und Kulturtheorie / Hrg. von A. Niinning. -Stuttgard; Weimar: Verlag J.B. Metzler, 2001. - 706 S.

290. Scherpe K.R. Dramatisierung und Entdramatisierung des Untergangs -zum asthetischen Bewustsein von Moderne und Postmoderne // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. Reinbek bei Hambueg: rowohls enzyklopadie, 1989. S. 270-302.

291. Welsch W. Grenzgange der Asthetik. Stuttgart: Philipp Reklam, 1996. -350 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.