Представления о чудесах в картине мира древнерусских летописцев XII – XVI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Новосёлов Александр Леонидович

  • Новосёлов Александр Леонидович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 232
Новосёлов Александр Леонидович. Представления о чудесах в картине мира древнерусских летописцев XII – XVI вв.: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2023. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Новосёлов Александр Леонидович

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения представлений древнерусских летописцев о чудесах

§ 1.1. Источники изучения представлений древнерусских летописцев о чудесах

§ 1.2. Историография «чудесного» в средневековой картине мире

Глава 2. Представления летописцев XII - XVI вв. о помощи высших сил в битвах и сражениях

§ 2.1. Представления составителей Повести временных лет о помощи высших сил в военных столкновениях

§ 2.2. Репрезентация древнерусскими летописцами XII - XIV вв. божественной помощи в битвах

§ 2.3. Воинские повести в летописях XV - XVI как отражение представлений летописцев о чудесах

Глава 3. Чудеса святых и священных реликвий в представлениях летописцев XII -XVI вв

§ 3.1. Эволюция представлений древнерусских летописцев XII - XIV вв. о чудесах

§ 3.2. Летописный свод 1489-1490 гг. как отражение представлений летописцев о чудесах

§ 3.3. Репрезентация чудес святых создателями Никоновской летописи

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Представления о чудесах в картине мира древнерусских летописцев XII – XVI вв.»

Введение

Изучение древнерусского общества и культуры невозможно без обращения к системе ценностей и представлений древнерусских книжников. О том, что человек средневековья обладал своеобразной картиной мира, которую необходимо восстановить для правильного понимания тех или иных событий прошлого, писал А.Я. Гуревич. Под «картиной мира» он понимал «связанные между собой универсальные понятия культуры, при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании»1.

Мировоззрение древнерусских книжников было религиозным. Явления и события окружающей действительности интерпретировались ими с позиций христианства. Важнейшим элементом христианской средневековой картины мира были чудеса. В богословии чудеса рассматриваются во взаимосвязи нравственного преображения человека и действий, нарушающих законы природы по воле Бога2. Такой взгляд наделяет чудеса функциями связующего звена между земным и потусторонним миром3.

С исторической точки зрения, чудо - аспект средневекового символического восприятия мира, знак присутствия в нём сверхъестественного4. На средневековом Западе термины, обозначавшие сверхъестественные явления, образовывались от слова mirari (лат. - «удивляться»). Изумление было определяющим признаком чуда. Необычные события, нарушавшие естественный ход природы, назывались miracula. Такие чудеса являлись знаком присутствия сверхъестественного, проявлением божественной воли. Обычные явления, которые не поддавались разумному объяснению, обозначались термином «miraЫHa»5.

В древнерусском языке слово «чудо» могло обозначать как сверхъестественное явление, так и удивление. Если существительные и глаголы, образован-

1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 15-16.

2 Рыженков А.Н. Чудо: исторический, литературный и богословский аспекты (по материалам русской агиографии XVII века): дис. ... канд. богословия. М., 2022. С. 5-6.

3 Там же. С. 7-8.

4 Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 575.

5 Там же. С. 575-576.

ные от слова «чудо», подразумевали совершение чудес («чудодействовати», «чу-дотворити») или называли тех, кто их совершает («чудодеицъ», «чудотворецъ»), то наречия и прилагательные бытовали в более широком смысловом поле. Например, прилагательное «чудьныи» имело значения: достойный удивления, прославления, непостижимый, почитаемый, чтимый, чудотворный, великий, чудесный, таинственный6.

На средневековое понимание «чудесного», как уже отмечалось выше, решающее влияние оказывало христианское вероучение. Тема чудес поднимается в книгах Священного писания, учениях отцов церкви, агиографии, апокрифах и литургических текстах. Аврелий Августин предлагал видеть в чудесах «знамения того, что сотворит Бог, - что свои предсказания относительно человеческих тел Он исполнит, не встретив никакого затруднения, никакого воспрещения со стороны закона природы»7. Другими словами, чудо в религиозном понимании есть факт, порождённый не силами природы (естественным путем), а прямым вмешательством Божественной воли (сверхъестественным образом).

П.М. Бицилли обращал внимание на то, что в основе средневекового мировоззрения лежал обычай. Провидением предусмотрены обычный ход явлений природы и неподвижность общественного порядка. Он писал, что «чудо нарушает обычное течение явлений, встряхивает неподвижность «быта», в котором природа коснеет так же, как и люди»8. По мнению П.М. Бицилли, в средневековье чудом считалось не только сверхъестественное явление, но и неожиданное, редкое собы-

" 9

тие, «чудесное» совпадение произошедшего с молитвой к святому9.

Чудеса как явления окружающей действительности фиксировались письменно в определённых формах, поэтому справедливо рассматривать чудеса как своеобразный жанр средневековой литературы.

6 Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1912. С. 778-779.

7 Августин Блаженный - Творения. В 4 т. Т. 4. О Граде Божием. Книги XIV-XXII. СПб., Киев. 1998. С. 466.

8 Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С. 143.

9 Там же. С. 144.

В средневековой картине мира единство фактов общественной и государственной жизни, чудес и знамений, стихийных бедствий и природных явлений обуславливалось их отношением к Богу. Поэтому в хрониках все попадающие в поле зрения книжника события отмечаются вперемежку10. Средневековые хронисты трактовали природные явления и поступки людей как «знаки божественной воли», подражая тем самым Новому Завету11. Чудеса являлись «естественным элементом исторического жанра»12, что обуславливало их описание не только в западноевропейских хрониках, но и в русских летописях.

Летописи в системе литературных жанров Древней Руси, по мнению Д.С. Лихачёва, занимают место сборника, объединяющего несколько письменных произведений разных жанров. В состав летописи могут входить погодные записи, исторические и воинские повести, жития, грамоты, поучения, слова, чудеса, знамения, видения и множество других «первичных» жанров древнерусской литера-туры13. Смешение жанров в сборнике - следствие особой философско-эстетической системы книжной культуры Древней Руси, которая позволяла соединять «реально-исторические события с легендарно-христианскими представлениями, воображаемое с видимым»14. В летописях наряду с воинскими сражениями и походами, деятельностью князей и церковных иерархов объектом изображения могут выступать фантастические представления о событиях. Чудеса, знамения и видения, по определению Н.И. Прокофьева, - объекты изображения в литературном произведении «исторических преданий о родной старине, овеянных чудесно-легендарными наслоениями, дел и событий религиозно-мифологических лиц, появления в реальном мире таинственных высших сил»15.

Чудо - первичный жанр древнерусский литературы, существовавший как самостоятельно, так и в составе сборников (повестей, сказаний, житий, летопи-

10 Там же. С. 89.

11 Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 577.

12 Там же.

13 Лихачёв Д.С. Система литературных жанров Древней Руси // Славянские литературы. М., 1963. С. 51.

14 Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI-XVI вв. // Литература Древней Руси. Вып. 1. М., 1975. С. 13.

15 Там же. С. 30.

сей). Чудеса в житиях ранее освещались в литературе16, летописные же чудеса

остаются относительно неисследованными. В основном данной проблематикой

интересуются филологи, изучая литературные особенности древнерусских воин" 17

ских повестей с легендарными и мистическими элементами17 или анализируя поэтику чудес агиографического типа в составе летописных памятников18.

А.А. Пауткин предлагает отделять чудеса от другого летописного типа повествования - знамений или «астрономических текстов»19. Первым критерием различия чудес и знамений в древнерусских источниках является объект изображения. Знамения фиксируют выдающиеся явления природы, непосредственно наблюдаемые и переживаемые очевидцем. В свою очередь, в рассказах о чудесах описываются любые проявления сверхъестественных сил20. Кроме объекта изображения, чудеса и знамения могут отличаться по своему смысловому наполнению. В летописях знамения предвещают определённые события или явления. При описании чудес летописец руководствовался не столько конкретными впечатлениями от необычного явления, сколько его символическим значением, стремлени-

16 См.: Прокофьев Н.И. «Видение» как жанр в древнерусской литературе. М., 1964. Т. 231. С. 35-56; Ромодановская Е.К. Сибирские повести об иконах (XVII начало XVIII века) // Освоение Сибири в эпоху феодализма XVII - XIX века. Вып. 3. Новосибирск, 1968. С.82-96; Федукова Н.М. О некоторых стилевых особенностях агиографических сочинений Симона Азарьина // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Вопросы русской литературы. М., 1971. № 455. С. 94 -105; Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николы Мирликийского). М., 1982; Серман И. Чудо и его место в исторических преданиях XVII - XVIII веков // Русская литература. М., 1995. № 2; Ромодановская Е.К. Рассказы сибирских крестьян о видениях (К вопросу о специфике жанра видений) // Труды отдела древнерусской литературы. Т.49. Спб., 1996. С. 133-156; Минеева С.В. Ранние старообрядческие чудеса преп. Зосимы и Савватия Соловецких // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. №3 (5). С. 55-61; Рыжова Е.А. Жанр видений в севернорусской агиографии // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005. С. 160195; Стародумов И.В. Жанровая специфика повествований о посмертных чудесах святых подвижников в составе древнерусской агиографии: дис. ... канд. ист. наук: 10.01.01. Омск, 2009.

17 См.: Трофимова Н.В. Чудеса в древнерусском воинском повествовании // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2011 № 4 /33. С. 72-79; Александров С.С. Чудо в древнерусской воинской повести: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Саратов, 2021; Волкова Т.Ф. Чудо и его восприятие героями «Казанской истории» — православными и мусульманами // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 2. С. 211-230.

18 Медведев А.А. О посмертных чудесах московского митрополита Петра в летописях XV - XVI вв. // Герменевтика древнерусской литературы. 2021. № 20. С. 239-249.

19 Пауткин А.А. Беседы с летописцем: Поэтика раннего русского летописания. М., 2002. С. 124.

20 Пузанов Д.В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX - XIII вв. СПб., 2018. С. 221-222.

ем объяснить происходящее действиями высших сил, а не предсказать ближайшее будущее.

Н.В. Трофимова определяет чудеса следующим образом: «чудо - повествование о неожиданном, часто сверхъестественном событии, происходящем по воле Бога и разрешающем какие-то земные проблемы»21. Исследовательница обратилась к летописям, изучая жанровую специфику чудес в воинских повестях. Н.В. Трофимова установила, что важной функцией чудес в воинском повествовании является объяснение мотивов событий. Кроме того, чудеса могут быть самостоятельными произведениями, строящимися по схеме: молитва - описание чуда - авторское толкование22. Воинская повесть формировалась под влиянием летописного стиля, для которого, по наблюдению С.С. Александрова, уже в древности было характерно объяснение победы как результата «божественной помощи», т.е. чу-

23

да23.

Таким образом, в данной диссертационной работе исследуются представления древнерусских летописцев о чудесах как о сверхъестественных явлениях, происходящих по воле высших сил (Бога, Богородицы, ангелов, святых, священных реликвий) и решающих какие-либо земные проблемы (исцеление болезней, помощь в военных и политических акциях). Эти представления частично отразились в тематике погодных записей и отдельных сказаний русских летописей. В форме погодной записи протокольно фиксировался факт свершившегося чуда. Летописное сказание - сюжетный рассказ определённого жанра: воинской повести, жития, хождения и т.д. Свидетельства о чудесах могли являться структурными элементами воинской повести или жития, частью сюжетного повествования. В этом случае не просто сообщается о факте чудесного явления, а излагаются причины божественного вмешательства в земные события. Именно в силу данной специфики агиографические чудеса и рассказы о помощи высших сил в военных и политических акциях князей, включённые в летописные тексты, представляют

21 Трофимова Н.В. Чудеса в древнерусском воинском повествовании // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С.А.Есенина. 2011. № 4/33. С. 73.

22 Там же. С. 78.

23 Александров С.С. Чудо в древнерусской воинской повести. Саратов, 2021. С. 51.

наибольший интерес для реконструкции представлений древнерусских книжников о чудесах.

Актуальность исследования. Летописные произведения XII - XVI вв. являются порождением определенного типа культуры древнерусских книжников, которому было присуще своеобразное видение мира. Поэтому обращение к «авторскому началу» летописей позволяет современным исследователям восстановить комплекс представлений о власти, иноплеменниках и иноверцах, болезнях, знамениях и о других элементах картины мира древнерусских книжников. Чудеса являются в этом отношении той историко-культурной категорией, которая включает в себя образы сверхъестественных явлений. Факт божественного вмешательства, с христианской точки зрения, не только нарушает законы природы и разрешает какие-либо земные проблемы, но и призван объяснять смысл событий. Именно в силу данной специфики чудеса позволяли создателям и редакторам летописных памятников связать описания земных событий с волей высших сил. Отсюда - научный интерес к свидетельствам подобного рода: они дают возможность не только пролить свет на провиденциализм древнерусских книжников, но и лучше представить себе творческую лабораторию летописца.

Исследователи русского летописания в недавних публикациях24 обозначили ряд актуальных путей изучения летописных текстов: выявление особенностей летописи как жанра, оценка значения штампов и преодолении их малой информа-

25 "

тивности25, привлечение к анализу летописей методов смежных дисциплин, выявление библеизмов и изучение «идеологии русского летописания»26, исследование тематики летописных сообщений - «источниковедение содержания»27.

24 Вовина-Лебедева В.Г. Угасший мир древнерусских летописей: взгляд сегодня // Российская история. 2019. № 4. С. 3-26; Данилевский И.Н. О пользе сомнений: взгляд «изнутри» // Российская история. 2019. № 4. С. 33-41. Гимон Т.В. О некоторых новых подходах к изучению летописей // Российская история. 2019. № 4. С. 42-46.

25 Вовина-Лебедева В.Г. Угасший мир древнерусских летописей: взгляд сегодня. // Российская история. 2019. № 4. С. 26.

26 Данилевский И.Н. О пользе сомнений: взгляд «изнутри» // Российская история. 2019. № 4. С. 34, 38.

27 Гимон Т.В. О некоторых новых подходах к изучению летописей // Российская история. 2019. № 4. С. 44.

Представляется возможным, что изучение летописных свидетельств о чудесах способно внести определенный вклад в решение вышеобозначенных проблем. Так, тематический анализ чудес позволяет расширить наши представления о круге интересов летописцев, а интерпретация свидетельств подобного рода - понять идейную направленность в трактовке составителями летописей тех или иных событий. Для разграничения реальной исторической информации и стилистических приемов, фактов и литературной работы летописцев анализ известий и сказаний о чудесах, их места и функций в летописных текстах важен и перспективен.

Объектом данного исследования является мировоззрение древнерусских летописцев XII - XVI вв.

Предметом исследования являются представления древнерусских летописцев XII - XVI вв. о сверхъестественных явлениях - чудесах.

Хронологические рамки исследования ограничены временным отрезком с XII по XVI вв. Наиболее ранние представления древнерусских летописцев о чудесах отражены в завершившем первый этап истории русского летописания летописном своде нач. XII в. - Повести временных лет. В XVI в. официальное летописание прерывается, а образы сверхъестественных явлений описываются в новых формах исторических произведений нелетописного жанра (например, Степенная книга).

Цель настоящей работы - опираясь на данные древнерусских летописей XII - XVI вв., реконструировать представления о чудесах в контексте картины мира древнерусских летописцев.

Эта цель достигается через постановку и решение следующих задач:

1) охарактеризовать летописи XII - XVI вв. как источник изучения представлений древнерусских книжников о чудесах;

2) систематизировать и обобщить результаты исследований средневековых представлений о чудесах историками, филологами, антропологами;

3) выявить и классифицировать известия летописных памятников XII -XVI вв. о чудесах;

4) охарактеризовать содержание и идейную направленность летописных свидетельств о чудесах;

5) показать эволюцию представлений древнерусских летописцев о чудесах;

6) определить место представлений о чудесах в общей картине мира древнерусских летописцев.

Методологическая основа диссертационного исследования. Представления о чудесах в средневековой ментальности являются междисциплинарным предметом исследования и интерпретируются с позиций исторической антропологии. Известия и рассказы о чудесах информативны не только при оценке идеологических установок конкретных летописей, но и при изучении трансформации восприятия древнерусскими книжниками сверхъестественных явлений, процесса присвоения сферы «чудесного» церковью, практик взаимодействия со священным в книжной и народной культурах, путей формирования образа святого и сакрализации княжеской власти.

Основным методом диссертационного исследования является историко-генетический метод. Цель применения этого метода - изучение эволюции представлений древнерусских летописцев о чудесах. При реализации историко-генетического метода применяется прием причинно-следственного анализа, позволяющего, во-первых, установить факторы, влиявшие на восприятие летописцами сверхъестественных явлений, во-вторых, определить мотивы, обуславливавшие тенденциозность летописцев в описании чудес.

Использование историко-системного метода предполагает изучение представлений о чудесах не только в контексте религиозного мировоззрения летописцев, но и в связи с фактами политического, социального и культурного развития русских земель в XII - XVI вв. Рассмотрение летописных известий в контексте церковной идеологии, общественно-политической борьбы способствует лучшему пониманию смысла описываемых чудес.

Важную роль для данного диссертационного исследований играет понятийно-терминологический метод. Основным научным понятием работы служит «кар-

тина мира». Цель применения терминологического анализа заключатся в выявлении специальных терминов, которыми летописцы обозначали сверхъестественные явления: «чудо», «знамение», «дивное», «исцеление», «прощение». Анализ терминов позволяет проследить изменения в восприятии летописцами сверхъестественных явлений: от отрицания языческого «чудесного» к прославлению христианских чудес.

Источниковедческий анализ проводится с целью установления информационного потенциала летописных произведений XII - XVI вв. для использования их в исследовании представлений древнерусских летописцев о чудесах. На первом этапе посредством историко-сравнительного метода осуществляется анализ летописных свидетельств о чудесах. Сходные известия о чудесах сопоставляются в разных сводах и внелетописных источниках, оценивается их достоверность, определяется характер искажений. Второй этап работы включает анализ содержания летописных чудес, определение их идейной направленности и интерпретацию.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в изучении чудес как единой тематической группы летописных известий, позволяющих пролить свет на круг вопросов, связанных с характером русского летописания в целом: о чем писались летописи, каковы приёмы изложения событий, как менялся стиль историописания и т.д. Чудеса в составе летописных памятников рассматривались в историографии преимущественно в рамках текстологических исследований при определении времени создания и редактирования того или иного летописного свода. Содержание свидетельств о чудесах служило материалом для сопоставления параллельных известий в летописных сводах или для изучения литературного стиля исторического повествования различных эпох. Однако чудеса могут быть рассмотрены не только как «общие места» или штампы летописных текстов, но и как свидетельства особого восприятия летописцами окружавшей их действительности. Поэтому анализ содержания чудес, их функций и значения в летописных текстах направлен на воссоздание образа событий и явлений, которые древнерусские летописцы воспринимали как символы божественного вмешательства в земные дела.

Анализ летописных свидетельств о чудесах предполагает формулирование новых вопросов, обращаемых к летописным текстам. На материале летописных чудес представляется возможным изучение не только системы представлений древнерусских книжников о сверхъестественном, но и эволюции понятий древнерусской культуры, обозначавших проявления феноменов воображаемого мира в реальной действительности, практик символического поведения, соотношения представлений о святости в народной и книжной культуре, политической мен-тальности книжников XII - XVI вв., процесса инструментализации чуда русской православной церковью.

Источниковая база исследования. В работе были использованы несколько групп опубликованных письменных источников.

Первая группа - летописи, опубликованные в «Полном собрании русских летописей». Для изучения представлений древнерусских летописцев о чудесах привлекались Лаврентьевская (XIV в.), Ипатьевская (XV в.), Новгородская первая летописи (XIII - XV вв.), сохранившие не только тексты сводов XI - XII вв., но и образцы местных летописных традиций: новгородской, владимиро-суздальской, южнорусской. В Софийской второй и Львовской летописях XVI в. отразился уникальный летописный памятник - свод 1489-1490 гг., насыщенный свидетельствами и отдельными сказаниями о чудесах. Чудеса святых часто описываются в Никоновской летописи (XVI в.) и позволяют исследовать идейную направленность этого летописного памятника, а также роль чудес в формировании церковной идеологии 20-х гг. XVI в.

Подробный обзор данной группы источников представлен в первой главе диссертации.

Ко второй группе источников относятся произведения агиографического характера и иные жанровые произведения древнерусской литературы, содержащие описания чудес, связанных на уровне текста или значения с исследуемыми летописными чудесами. Жития являются наиболее формализованным жанром

древнерусской литературы28, а чудеса, описываемые в них, - «общим местом». Исцеления больных, изгнания бесов, покровительство военным и политическим акциям - все эти чудеса в разных вариациях встречаются как в житиях, так и в летописях. Если с точки зрения достоверности подобные легендарные свидетельства сомнительны, то как памятники идеологии и общественной мысли они представляют определённый интерес. Сравнительный анализ летописных и житийных свидетельств позволяет уточнить текстологические вопросы, включающие время происхождения описания того или иного чуда, а также трансформацию его идейной направленности при попадании из жития в летопись или наоборот.

При анализе свидетельств о чудесах волхвов и духовных подвигов Бориса и Глеба, монахов Киево-Печерского монастыря в Повести временных лет привлекались Киево-Печерский патерик (XIII в.)29, Память и похвала князю Владимиру (XI в.)30, Слово о законе и благодати митрополита Илариона (XI в.)31, Сказание о Борисе и Глебе (XI в.)32. Исследование летописных известий о чуде в Невской битве совмещалось с анализом Жития Александра Невского (XIII в.)33.

Летописный свод 1480-х гг., отразившийся в Софийской второй и Львовской летописях, содержит вставки из Жития Варлаама Хутынского (XIII в.)34. Также в этом своде обнаруживаются упоминания о чудесах святителей Петра и Алексея, обретении нетленных мощей ярославских князей, что обусловило привлечение их житий35. В своде 1480-х гг. присутствуют параллели с Житием Васи-

28 Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 57. СПб., 2006. С. 433.

29 Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. СПб. 1997. С. 296-489.

30 Память и похвала князю Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997. С. 316-327.

31 Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997. - С. 26-61.

32 Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997. С. 328351.

33 Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII в. СПб., 1997. С. 358-369.

34 Житие Варлаама Хутынского // Великие Четьи-Минеи, ноябрь, дни 1-12. СПб., 1897. С. 198222.

35 Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. Т. 4. № 1-2. СПб., 1877-1878; Житие митропо-

лия Новаго (X в.)36, Повестью о Луке Колочском (XV - XVI вв.)37, Посланиями и словами об осуждении еретиков (XV - XVI вв.)38.

Для анализа Никоновского свода, помимо житий святых, чудеса которых упоминаются в летописи, дополнительно использовались Сказания и повести о Куликовской битве (XIV - XV вв.)39, Повесть о Темир-Аксаке (XIV - XV вв.)40.

К третьей группе источников следует отнести делопроизводственный и актовый материал: духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV - XVI вв.41, помогающие интерпретировать ряд чудес в Лаврентьевской летописи, и судные списки Максима Грека (XVI в.)42, обнаруживающие взаимосвязь с чудесами в Никоновской летописи.

Четвертую группу источников составляют книги Ветхого и Нового заветов. Библейские свидетельства о чудесах служили для летописцев образцом при описании современных им сверхъестественных явлений. Поэтому библейские образы и представления о вмешательстве высших сил в земные дела важны для интерпретации летописных преданий о чудесах.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты картины мира древнерусского человека широко представлены в научной литературе. Среди обобщающих работ, посвящённых комплексному анализу образов и представлений о мире, зафиксированных в древнерусских письменных памятниках, особо следует отметить труды В.В. Долгова, А.В. Лаушкина, П.И. Мангилева, А.А. Пауткина,

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Новосёлов Александр Леонидович, 2023 год

Список использованных источников и литературы

ГИсточники

1. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: В 10 т. Т. 7: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Господа нашего Иисуса Христа святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. - М.: Моск. Патриархат; [Волоколамск]: Музей библии, 1992. - 399 с.

2. Вилинский С.Г. Житие св. Василия Новаго в русской литературе. Ч.2. Тексты жития. - Одесса, 1911. - 1019 с.

3. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV -XVI вв. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. - 585 с.

4. Житие Александра Невского. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII в. - СПб.: Наука, 1997. - С. 358-369.

5. Житие Варлаама Хутынского // Великие Четьи-Минеи, ноябрь, дни 112. - СПб., 1897. - С. 198-222.

6. Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахо-мием Логофетом. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. Т. 4. № 1-2 - СПб., 1877-1878. - 31 с.

7. Житие митрополита Петра. // Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 15-47.

8. Житие Федора Ярославского. // Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 247-328.

9. Житие Феодора Ярославского // Великие Четьи-Минеи, сентябрь, дни 14—24. - СПб., 1869. - Стб. 1255-1282.

10. Иоасафовская летопись / Отв. ред. Ю. Д. Рыков, А. В. Кузьмин. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 256 с.

11. Источники по еретическим движениям в Древней Руси / Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. Приложение. - М.; Л., - 1955. С. 230-526.

12. Киево-Печерский патерик. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII в. - СПб. 1997. - С. 296-489.

13. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / АН СССР, Институт истории; отв. ред. М. Н. Тихомиров; под ред. и с предисл. А. Н. Насонова. - М.; Л.: Издательство АН СССР, 1950. - 659 с.

14. Память и похвала князю Владимиру. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. - СПб.: Наука, 1997. - С. 316-327.

15. Повесть временных лет. - СПб.: Наука, 1996. - 672 с.

16. Повесть о Луке Колочском. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9: конец XV - первая половина XVI в. - СПб.: Наука, 2006. - С. 100-105.

17. Повесть о Темир-Аксаке. // Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 63-137.

18. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Издание 2-е. Лаврентьев-ская летопись. Вып. 1: Повесть временных лет. - Л., 1926. - 286 стб.

19. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Издание 2-е. Лаврентьев-ская летопись. Вып. 2: Суздальская летопись. - Л., 1927. - 200 стб.

20. Полное собрание русских летописей. Т. 2. Издание 2-е. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - 938 стб.

21. Полное собрание русских летописей. Т. 4. Издание 1 -е. Новгородские и псковские летописи. - СПб., 1848. - 372 с.

22. Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. Издание 2-е. Новгородская четвертая летопись. Вып. 2-й. - Л., 1925. - 215 с.

23. Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. Издание 3-е. Новгородская четвертая летопись. - М., 2000. - 728 с.

24. Полное собрание русских летописей. Т. 5. Издание 1-е. Псковская вторая и Софийская первая летописи. - СПб., 1851. - 286 с.

25. Полное собрание русских летописей. Т. 6. Издание 2-е. Вып. 1 -й. Софийская первая летопись старшего извода. - М., 2000. - 312 с.

26. Полное собрание русских летописей. Т. 6. Издание 2-е. Вып. 2-й. Софийская вторая летопись. - М., 2001. - 240 с.

27. Полное собрание русских летописей. Т. 7. Издание 2-е. Летопись по Воскресенскому списку. - М., 2001. - 360 с.

28. Полное собрание русских летописей. Т. 10. Издание 1-е. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. - СПб., 1885. -244 с.

29. Полное собрание русских летописей. Т. 11. Издание 1-е. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. - СПб., 1897. -262 с.

30. Полное собрание русских летописей. Т. 12. Издание 1 -е. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. - СПб., 1901. -272 с.

31. Полное собрание русских летописей. Т. 13. Издание 1 -е. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. Половина 1-ая. -СПб., 1904. - 310 с.

32. Полное собрание русских летописей. Т. 13. Издание 1 -е. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. Половина 2-ая. -СПб., 1906. - 240 с.

33. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Издание 2-е. Вып. 1. Рогожский летописец. - Пг., 1922. - 504 стб.

34. Полное собрание русских летописей. Т. 16. Издание 2-е. Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. - М., 2000. - 240 с.

35. Полное собрание русских летописей. Т. 18. Издание 1-е. Симеонов-ская летопись. - СПб., 1913. - 321 с.

36. Полное собрание русских летописей. Т. 18. Издание 2-е. Симеонов-ская летопись. - М., 2007. - 328 с.

37. Полное собрание русских летописей. Т. 20. Львовская летопись. - М., 2004. - 704 с.

38. Полное собрание русских летописей. Т. 21. Издание 1 -е. Половина 2-ая. Книга Степенная царского родословия (11-17 степени грани). - СПб., 1913. -370 с.

39. Полное собрание русских летописей. Т. 23. Издание 1-е. Ермолинская летопись. - СПб., 1910. - 252 с.

40. Полное собрание русских летописей. Т. 24. Издание 1 -е. Летопись по Типографскому списку - Пг., 1921. - 272 с.

41. Полное собрание русских летописей. Т. 25. Издание 1 -е. Московский летописный свод конца XV в. - М.; Л., 1949. - 464 с.

42. Полное собрание русских летописей. Т. 26. Издание 1-е. Вологодско-Пермская летопись. - М.; Л., 1959. - 414 с.

43. Полное собрание русских летописей. Т. 27. Издание 1-е. Никаноров-ская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV в. - М.; Л., 1962. - 418 с.

44. Полное собрание русских летописей. Т. 38. Радзивиловская летопись. - Л., 1989. - 179 с.

45. Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. - М.; Л., Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. - 514 с.

46. Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. - СПб.: Наука, 1997. - С. 328-351.

47. Сказания и повести о Куликовской битве / Издание подготовили Л. А. Дмитриев и О. П. Лихачева. - Л.: Наука, 1982. (Литературные памятники). - 424 с.

48. Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. - СПб.: Наука, 1997. - С. 26-61.

49. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. / подгот. Н. Н. Покровский; под ред. С. О. Шмидта - М., 1971. - 181 с.

П.Литература

1. Августин Блаженный - Творения. В 4 т. Т. 4. О Граде Божием. Книги XIV-XXII. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. - 592 с.

2. Азбелев, С.Н. Об уникальных известиях Никоновской летописи / С.Н. Азбелев // Академик А.А. Шахматов: жизнь, творчество, научное наследие: Сб. ст. к 150-летию со дня рождения ученого. - СПб.: Нестор-История, 2015. - С. 317327.

3. Александров, С.С. Чудо в древнерусской воинской повести: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Александров Сергей Сергеевич. - Саратов, 2021. -141 с.

4. Алексеев, А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности кона XIV - начала XVI вв. / А.И. Алексеев. - СПб.: Алетейя, 2002. - 347 с.

5. Алексеев, А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV -начала XVI в.: стригольники и жидовствующие / А.И. Алексеев. - М.: Индрик, 2012. - 560 с.

6. Андрейчева М.Ю. Образы иноверцев в Повести временных лет / М.Ю. Андрейчева. - М.: Нестор-История, 2018. - 184 с.

7. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь / Е.В. Аничков. - М.: Индрик, 2003. - 402 с.

8. Антонов, Д.И. Смута в культуре средневековой Руси. Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII века [Электронный ресурс] / Д.И. Антонов. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. -URL: https://statehistory.ru/books/D-I--Antonov_Smuta-v-kulture-srednevekovoy-Rusi--Evolyutsiya-drevnerusskikh-mifologem-v-knizhnosti-nachala-XVII-veka/ (дата обращения: 31.01.2023).

9. Арнаутова, Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века / Ю.Е. Арнаутова. - СПб.: Алетейя, 2004. - 398 с.

10. Бестужев-Рюмин, К.Н. О составе русских летописей до конца XIV в. / К.Н. Бестужев-Рюмин. - СПб.: тип. А. Траншеля, 1868. - 378 с.

11. Бикеева, Н.Ю. Чудеса св. Радегунды: о некоторых функциях ткаЫНа в раннем средневековье / Н.Ю. Бикеева // Ученые записки КГУ. Серия Гуманитарные науки. - Казань: Казанский государственный университет, 2008. - Т. 150. - Кн. 1. - С. 195-202.

12. Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. -СПб.: Мифрил, 1995. - 244 с.

13. Блок, М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и Англии / М. Блок. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. -712 с.

14. Бобров, А.Г. Новгородские летописи XV в. / А.Г. Бобров. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - 287 с.

15. Бондаренко, А.Ф. История колоколов России XI - XVII вв. / А.Ф. Бон-даренко. - М.: «СПСЛ», «Русская панорама», 2012. - 464 с.

16. Борисов, Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XV веков / Н.С. Борисов. - М.: Издательство Московского Университета, 1986. - 196 с.

17. Борисов, Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 296 с.

18. Борисов, Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. / Н.С. Борисов. - М.: Издательство МГУ, 1988. - 200 с.

19. Борисов, Н.С., Хорошев, А.С. По поводу одной рецензии / Н.С. Борисов, А.С. Хорошев // Вопросы истории. - М., 1989. - № 10. - С. 153-158.

20. Буганов, В.И. Отечественная историография русского летописания (обзор советской литературы) / В.И. Буганов. - М.: Издательство «Наука», 1975. -344 с.

21. Булгаков, С.Н. О чудесах евангельских / С.Н. Булгаков. - М.: СП «Русский путь», 1994. - 117 с.

22. Василик, В.В. Образ русской земли в Галицко-Волынской летописи / В.В. Василик // Русин. - 2009. - № 4 (18). - С. 38-49.

23. Василик, В.В. Эсхатологические представления в Галицко-Волынской летописи / В.В. Василик // Русин. - 2013. - № 1 (31). - С. 136-148.

24. Вернадский, Г.В. Монголы и Русь / Г.В. Вернадский. - Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1997. - 480 с.

25. Вилинский, С.Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе: Ч. 1-2 / С.Г. Вилинский. - Одесса: тип. "Техник", 1911-1913. - 2 т. - 364 с.

26. Вилкул, Т.Л. Люди и князь в древнерусских летописях середины XI-XIII вв. / Т.Л. Вилкул. - М.: Квадрига, 2009. - 408 с.

27. Вовина-Лебедева, В.Г. Угасший мир древнерусских летописей: взгляд сегодня / В.Г. Вовина-Лебедева // Российская история. - 2019. - № 4. - С. 3-26.

28. Вовина-Лебедева, В.Г. Школы исследования русских летописей: XIX - XX вв. / В.Г. Вовина-Лебедева. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. - 928 с.

29. «Воздастся каждому по делам его.»: из истории православного мировоззрения: (на материалах старообрядческой литературы) / Н.В. Ануфриева, С.А. Белобородов, П.И. Мангилев [и др.]; под редакцией И.В. Починской; перевод: Уайт Дж. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. -157 с.

30. Волкова, Т.Ф. Чудо и его восприятие героями «Казанской истории» — православными и му-сульманами / Т.Ф. Волкова // Проблемы исторической поэтики. - 2022. - Т. 20. - № 2. - С. 211-230.

31. Всероссийская конференция «Божественное чудо в литературной традиции и в повседневной практике: Запад/Восток» [Электронный ресурс]. - М.: ИВИ РАН, 2018. - URL: https://igh.ru/events/bozhestvennoe-chudo-v-literaturnoi-traditsii-i-v-povsednevnoi-praktike-zapadvostok?locale=en (дата обращения: 31.01.2023).

32. Гадалова, Г.С. Канонизация преподобного Макария Колязинского, службы и жития святого: (по материалам конференции) / Г.С. Гадалова // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2002. - № 3. - С. 43-53.

33. Гальбиати, Э., Бьяцца, А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет) / Э. Гальбиати, А. Бьяцца. - Милан: Христианская Россия, 1992. - 304 с.

34. Гальковский, Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. / Н.М. Гальковский. - Харьков, 1916. - 388 с.

35. Гимон, Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: сравнительное исследование / Т.В. Гимон. - М.: Российский фонд содействия образованию и науке, 2011. - 696 с.

36. Гимон, Т.В. Новгородские владычные летописцы второй трети XIV -начала XV в. / Т.В. Гимон // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. - М., 2019. -№ 1 (75). - С. 22-25.

37. Гимон, Т.В. Новгородское летописание XI - сер. XIV в. как социокультурное явление: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.09 / Гимон Тимофей Валентинович - М., 2014. - 426 с.

38. Гимон, Т.В. О некоторых новых подходах к изучению летописей / Т.В. Гимон // Российская истори. - 2019. - №. 4. - С. 42-46.

39. Гиппиус, А.А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи / А.А. Гиппиус // Новгородский исторический сборник. - СПб., 1997. - Вып. 6 (16). - С. 3-72.

40. Гиппиус, А.А. К характеристике новгородского владычного летописания XII—XIII вв. / А.А. Гиппиус // Великий Новгород в истории средневековой Европы. К 70-летию Валентина Лаврентевича Янина. - М.: Русские словари, 1999 С. 345-364.

41. Гиппиус, А.А. Новгородская владычная летопись XII—XIV вв. и ее авторы (История и структура текста в лингвистическом освещении) / А.А. Гиппиус // Лингвистическое источниковедение и история русского языка (2004-2005). - М.: Древлехранилище, 2006. - С. 114-251.

42. Гирц, К. Интерпретация культур / К. Гирц. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

43. Голубинский, Е.Е. История канонизации святых в русской церкви / Е.Е. Голубинский. - М., 1903. - 600 с.

44. Голубинский, Е.Е. История Русской церкви / Е.Е. Голубинский. - Т. 2: Период второй. Московский. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно, 2-я половина тома. - М., 1917. - 616 с.

45. Голубинский, Е.Е. Митрополит всея России Феогност / Е.Е. Голубинский // Богословский вестник - 1893. - Т. 1. - № 2. - С. 223-245.

46. Голубинский, Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. [Электронный ресурс] / Е.Е. Голубинский - М., 1909. - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/438551/ (дата обращения: 31.01.2023).

47. Гриценко, Т.А. Природные явления в картине мира древнерусских летописцев домонгольского периода / Т.А. Гриценко // Универсальное и культурно-специфичное в языках и литературах: материалы 2-й международной научной конференции. - Курган, 2014. - С. 37-43.

48. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. - 352 с.

49. Данилевский, И.Н. Казус Сергия Радонежского / И.Н. Данилевский // Данилевский И.Н. Историческая текстология. - М.: Высшая школа экономики (ВШЭ), 2018. - С. 475-482.

50. Данилевский, И.Н. О пользе сомнений: взгляд «изнутри» / И.Н. Данилевский // Российская история. - 2019. - №. 4. - С. 31-41.

51. Данилевский, И.Н. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов / И.Н. Данилевский. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 370 с.

52. Денисова, И.В. Пространственно-временной образ Рязанской земли (на материале летописных источников) / И.В. Денисова // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2018. - № 3 (60). - С. 136143.

53. Дмитриев, Л.А. Житийные повести русского севера как памятник литературы XIII - XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний / Л.А. Дмитриев. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1973. - 304 с.

54. Дмитриев, Л.А. Литературная история памятников Куликовского цикла / Л.А. Дмитриев // Сказания и повести о Куликовской битве. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1982. - С. 306-359.

55. Дмитриев, Л.А. Рассказ о смерти Пафнутия Боровского. Комментарии / Л.А. Дмитриев // Библиотека литературы Древней Руси. - СПб., 1999. - Т. 7. - С. 519-522.

56. Добровольский, Д.А. Этническое самосознание древнерусских летописцев XI - начала XII в.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09 / Добровольский Дмитрий Анатольевич. - М., 2009. - 247 с.

57. Долгов, В.В. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности XI-XIII вв. / В.В. Долгов. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. - 591 с.

58. Долгов, В.В. Представления об обществе в картине мира населения Древней Руси XI - XIII вв.: дис. ... д. ист. наук: 07.00.02 / Долгов Вадим Викторович. - Ижевск, 2008. - 616 с.

59. Долгов, В.В. Семиотика чудесного в древнерусском историческом нарративе / В.В. Долгов // Актуальные проблемы источниковедения: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. - С. 158-161.

60. Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века / отв. ред. С.А. Яцык. - СПб.: Алетейя, 2018. - 324 с.

61. Еремин, И.П. Киевская летопись как памятник литературы / И.П. Еремин // Труды отдела древнерусской литературы. - Л., 1949. - Т. 7. - С. 67-97.

62. Еремин, И.П. «Повесть временных лет». Проблемы ее историко-литературного изучения / И.П. Еремин. - Л., 1946. - 92 с.

63. Журова, Л.И. Повесть о Луке Колочском. Комментарии / Л.И. Журова // Библиотека литературы Древней Руси. Комментарии. - СПб., 2000. - Т.9. - С. 507-509.

64. Зиборов, В.К. История русского летописания XI - XVIII вв.: Учеб. пособие / В.К. Зиборов. - СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2002. - 511 с.

65. Зимин, А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1991. - 288 с.

66. Зимин, А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1982. - 336 с.

67. Ивков, Д.Э. Концепции отечественной истории в русских летописных памятниках XIV-XV вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Ивков Дмитрий Эдуардович - СПб., 2009. - 208 с.

68. Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. [Электронный ресурс] / М. Симонопетрский. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - URL: https://pravoslavie.ru/55460.html (дата обращения: 31.01.2023).

69. Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в дренверусской литературе / отв. ред. Я.С. Лурье. - Л.: Издательство «Наука». Ленинградское отделение, 1970. - 597 с.

70. Кадлубовский, А.П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых / А.П. Кадлубовский. - Варшава: тип. Варш. учеб. окр., 1902. - 389 с.

71. Казакова, Н.А., Лурье, Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века / Н.А. Казакова, Я.С. Лурье. - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. - 573 с.

72. Карпов, А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX - XI вв. / А.В. Карпов. - СПб.: Алетейя, 2008. - 184 с.

73. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А.И. Клиба-нов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 368 с.

74. Клосс, Б.М. Избранные труды / Б.М. Клосс. - М.: Языки русской культуры, 2001. - Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV - XVI вв. -484 с.

75. Клосс, Б.М. Избранные труды / Б.М. Клосс. - Т. 1. Житие Сергия Радонежского. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 570 с.

76. Клосс, Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI - XVII веков / Б.М. Клосс. - М.: Квадрига, 2018. - 366 с.

77. Клосс, Б.М., Назаров, В.Д. Летописные источники XV века о строительстве московского Успенского собора / Б.М. Клосс, В.Д. Назаров // Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. - Вып. 6. - М., 1989. - С. 20-42.

78. Клосс, Б.М., Назаров, В.Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. / Б.М. Клосс, В.Д. Назарова // Древнерусское искусство. XIV - XV вв. - М., 1984. - С. 283-312.

79. Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В.О. Ключевский. - М., 1871. - 465 с.

80. Колесов, В.В. Повесть о Темир Аксаке. Комментарии / В.В. Колесов // Библиотека литературы Древней Руси. - СПб., 1999. - Т. 6. - С. 550-553.

81. Комарович, В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XШ вв. / В.Л. Комарович // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л., 1960. - Т. 16. - С. 84-104.

82. Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. Сборник статей / отв. ред. О.В. Белова. - М., 2001. - 366 с.

83. Конявская, Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника / Е.Л. Конявская. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 199 с.

84. Конявская, Е.Л. Образ князя в русских летописях / Е.Л. Конявская // Неисчерпаемость источника, к 70-летию В.А. Кучкина. - М., 2005. - С. 165-191.

85. Конявская, Е.Л. Проблема авторского самосознания в летописи / Е.Л. Конявская // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2000. - № 2. - С. 65-75.

86. Котляр, Н.Ф. О возможной природе нетрадиционности структуры и формы Галицко-Волынской летописи / Н.Ф. Котляр // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2006. - № 2 (24). - С. 36-54.

87. Кривцов, Д. Ю. Почитание святителя Алексея, митрополита Московского, как небесного заступника Руси от иноплеменных врагов в XV - XVII вв. /

Д.Ю. Кривцов // Минские чтения: Материалы научной конференции, 10 декабря 2002 г. - Нижний Новгород, 2003. - С. 100-117.

88. Кривцов, Д.Ю. Рассказ о поездке митрополита Алексея в Золотую Орду в литературных источниках и историографии [Электронный ресурс] / Д.Ю. Кривцов // Мир истории. - 2002. - № 5. - URL: http://krotov.info/history/14/2/kriv2002.html (дата обращения: 31.01.2023).

89. Кудрявцева, Р.-Е.А. Русь и Литва: формирование образа в русских и белорусско-литовских летописях / Р.-Е.А. Кудрявцева // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии. - Витебск, 2019. - С. 160-163.

90. Кузьмин, А. Г. К вопросу о времени создания и редакциях Никоновской летописи / А.Г. Кузьмин // Археографический ежегодник за 1962 г. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 111-120.

91. Кулакова, И.П. К истории Московского Кремля как религиозного центра конца XVI - начала XVII века (о почитании святителей Петра, Алексея и Ионы) [Электронный ресурс] / И.П. Кулакова // Кремли России. Материалы и исследования - М., 2003. - URL: https://www.kreml.ru/fi/c5m5/i1209/v15s09_Kulakova.pdf (дата обращения: 31.01.2023).

92. Кулакова, И.П. Петр, Алексей, Иона - святители Московские (Из истории церковно-политической мысли конца XVI - начала XVII века) / И.П. Кулакова // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - М., 2000. - С. 1933.

93. Курбатов, Г.Л., Фролов, Э.Д., Фроянов, И.Н. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Н. Фроянов. - Л.: Лениздат, 1988. - 336 с.

94. Кучкин, В. А. Статья 1146/47 г. Никоновской летописи и ее источники / В.А. Кучкин // У источника. - М., 1997. - Вып. 1. Ч. 1. - 221-262.

95. Лавров, Н. Ф. Заметки о Никоновской летописи / Н.А. Лавров // Летопись занятий Археографической комиссии за 1926 г. - Л., 1927. - Вып. 1(34). - С. 55-90.

96. Лаушкин, А.В. К вопросу о развитии этнического самосознания древнерусской народности («хрестеяни» и «хрестьяньскыи» в памятниках летописания XI-XШ вв.) / А.В. Лаушкин // Средневековая Русь. - М., 2006. - Вып.6. - С. 29-65.

97. Лаушкин, А.В. Морские чудеса преподобного Иринарха Соловецкого как источник по истории весновального промысла поморов во второй четверти XVII в. / А.В. Лаушкин // Первая международная научная конференция «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря»: сборник научных статей и докладов. - Соловки, 2011. - С. 75-79.

98. Лаушкин, А.В. Провиденциализм как система мышления древнерусских летописцев, XI-XШ вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Лаушкин Алексей Владимирович. - Москва, 1996. - 182 с.

99. Лаушкин, А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI-XШ вв. / А.В. Лаушкин. - М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2019. - 297 с.

100. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф. - М.: Издат. группа «Прогресс», 2001. - 440 с.

101. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М., 1985. - 399 с.

102. Лимонов, Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси / Ю.А. Лимонов. - Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1967. - 204 с.

103. Лихачев, Д.С. Галицкая литературная традиция в Житии Александра Невского / Д.С. Лихачев // Труды отдела древнерусской литературы. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. - Т. 5. - С. 36-56.

104. Лихачев, Д.С. Новгородская летопись XIII - XIV вв. / Д.С. Лихачев // История русской литературы. - Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х - 1580-х гг. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - С. 114-121.

105. Лихачев, Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение / Д.С. Лихачев. - М.; Л. Изд-во АН СССР - 1947. - 499 с.

106. Лихачев, Д.С. Система литературных жанров Древней Руси / Д.С. Лихачев // Славянские литературы. - М., 1963. - С. 47-69.

107. Лихачев, Д.С. Текстология. На материале русской литературы X -XVII вв. / Д.С. Лихачев. - Л.: «Наука». Ленинградское отделение, 1983. - 640 с.

108. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха / Ю.М. Лотман. - Л.: Издательство «Просвещение». Ленинградское отделение, 1972. -272 с.

109. Лурье, Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI вв. / Я.С. Лурье. - М., Л., 1960. - 532 с.

110. Лурье, Я.С. Независимый летописный свод конца XV в. - источник Софийской II и Львовской летописей / Я.С. Лурье // Труды отдела древнерусской литературы. - Л., 1973. - Т. 27. - С. 405-419.

111. Лурье, Я.С. О некоторых принципах критики источников. / Я.С. Лурье // Источниковедение отечественной истории. - М., - Вып. 1. - 1973. - С. 78-100.

112. Лурье, Я.С. Общерусские летописи XIV - XV вв. / Я.С. Лурье. - Л., 1976. - 283 с.

113. Майоров, А.В. О некоторых психологических закономерностях традиционного сознания в Древней Руси (боярин Володислав Кормильчич, князья Игоревичи и городская община Перемышля в коллизиях начала XIII в.) / А.В. Майоров // Историческая психология и ментальность. Эпохи. Социумы. Этносы. Люди: сборник трудов конференции. - СПб., 1999. - С. 190-200.

114. Майоров, А.В. Перенесение мощей и культ св. Онуфрия Великого в Галицко-Волынской Руси и Западной Европе / А.В. Майоров // Русин. - 2010. - № 3 (21). - С. 50-57.

115. Майоров, А.В. Чудотворные иконы в Галицко-Волынской Руси начала XIII в. / А.В. Майоров // Русин. - 2010. - № 4 (22). - С. 39-44.

116. Малахова, А. С., Малахов, С. Н. Феномен болезни в сознании и повседневной жизни человека Древней Руси (XI - нач. XVII в.) / А.С. Малахова, С.Н. Малахов. - Армавир: Дизайн-студия Б, 2014. - 298 с.

117. Малиновский, Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. - М.: «Рефл-бук», 1998. - 304 с.

118. Медведев, А.А. О посмертных чудесах московского митрополита Петра в летописях XV - XVI вв. / А.А. Медведев // Герменевтика древнерусской литературы. - 2021. - № 20. - С. 239-249.

119. Медведь, А.Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура». Взгляд с позиций исторической антропологии / А.Н. Медведь. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. - 288 с.

120. Мельник, А.Г. История распространения культа св. Варлаама Хутын-ского на Руси в XV - XVI вв. / А.Г. Мельник // Известия Волгоградского гос. пед. унив-ра. - 2016. - № 4 (108). - С. 136-140.

121. Мельник, А.Г. История распространения почитания св. Петра митрополита на Руси в XV - XVI веках / А.Г. Мельник // Сообщения Ростовского музея. - Ростов, 2016. - Вып. 21. - С. 5-21.

122. Мельник, А.Г. Практика почитания св. Алексея, митрополита всея Руси в XVI веке / А.Г. Мельник // Труды отдела древнерусской литературы. - СПб., 2014. - Т. 62. - С. 53-69.

123. Мельничук, В.А. Образ Андрея Боголюбского по киевскому своду XII века / В.А. Мельничук // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология. - 2014. - Т. 13. - № 9. - С. 140-144.

124. Мильков, В.В. Осмысление истории в Древней Руси / В.В. Мильков. -М. 1997. - 197 с.

125. Минеева, С.В. Ранние старообрядческие чудеса преп. Зосимы и Сав-ватия Соловецких / С.В.Минеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - М., 2001. - №3 (5) - С. 55-61.

126. Молитва Честному Кресту Господню [Электронный ресурс] / Право-славие.т. - URL: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/57.htm (дата обращения: 31.01.2023).

127. Морозов, В.В. Лицевой свод в контексте отечественного летописания XVI в. / В.В. Морозов. - М., 2005. - 288 с.

128. Морозов, В.В. От Никоновской летописи к Лицевому летописному своду / В.В. Морозов // Труды Отдела древнерусской литературы. - Л., 1990. - Т. 44. - С. 246-268.

129. Муравьева, Л.Л. Об «избытке» известий Никоновской летописи (конец XIII - на-ча-ло XV в.) / Л.Л. Муравьева // Древности славян и Руси. - М., 1988. - С. 140-147.

130. Насонов, А.Н. История русского летописания XI - начала XVIII века. Очерки и исследования / А.Н. Насонов. - М.: Издательство «Наука», 1969. - 554 с.

131. Несин, М.А. Языческие выступления в северо-восточной Руси / М.А. Несин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2014. -№ 2-1. - С. 94-100.

132. Несин, М.А., Фомичев, М.В. О некоторых дискуссионных вопросах и мифах, относящихся к Невской битве 1240 года (к 780-летию Невской битвы) / М.А. Несин, М.В. Фомичев // NOVOGARDIA. - 2020. - № 1. - С. 71-131.

133. Орлов, А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей (до конца XVII в.) / А.С. Орлов // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. - М., 1902. - Кн. 4. Отд. 1. - 460 с.

134. Орлов, Д.И. Ярославский Толгский монастырь / Д.И. Орлов. - Ярославль, 1913, - 172 с.

135. Пауткин, А.А. Беседы с летописцем: Поэтика раннего русского летописания / А.А. Пауткин. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 286 с.

136. Пауткин, А.А. Волынский летописец XIII в. и риторическое наследие митрополита Илариона / А.А. Пауткин // Литература Древней Руси: материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и её традиции в литературе Нового времени». г. Москва, 6-7 декабря 2018 г. - М., 2018. - С. 45-58.

137. Пашуто, В.Т. К спорам о достоверности жития / В.Т. Пашуто // История СССР. - М., 1974. - № 6. - С. 208-209.

138. Пашуто, В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси / В.Т. Пашуто. - М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 330 с.

139. Петрухин, В.Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия. / В.Я. Петру-хин // Из истории русской культуры. Т.1. (Древняя Русь). - М.: Языки русской культуры, 2000. - 755 с.

140. Платонов, С.Ф. К вопросу о Никоновском своде / С.Ф. Платонов // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. - СПб., 1902. -Т. 7. Кн. 3. - 10 с.

141. Платонов, С.Ф. Сочинения по русской истории / С.Ф. Платонов. - Т. 1. - СПб.: Стройлеспечать, 1993.- 726 с.

142. Плигузов, А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия / А.И. Плигузов. - М.: Квадрига, 2017. - 420 с.

143. Плюханова, М.Б. Сюжеты и символы Московского царства / М.Б. Плюханова. - СПб.: Акрополь, 1995. - 336 с.

144. Поселянин, Е.Н. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон [Электронный ресурс] / Е.Н. Поселянин. - М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002. - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/440242/ (дата обращения: 31.01.2023).

145. Приселков, М.Д. История русского летописания XI - XV вв. / М.Д. Приселков. - СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1996. - 328 с.

146. Прокофьев, Н.И. «Видение» как жанр в древнерусской литературе / Н.И. Прокофьев // Вопросы стиля художественной литературы: учен. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. - М., 1964. - Т. 231. - С. 35-56.

147. Прокофьев, Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI - XVI вв. / Н.И. Прокофьев // Литература Древней Руси. - М., 1975. - Вып. 1. - С. 5-39.

148. Пузанов, В.В. Государство и общество Древней Руси глазами современников / В.В. Пузанов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. -240 с.

149. Пузанов, Д.В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX - XIII вв. / Д.В. Пузанов. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2018. - 480 с.

150. Пузанов, Д.В. Существовало ли сверхъестественное в средневековой культуре? / Д.В. Пузанов // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. - 2021. - Т. 31. Вып. 4. - С. 823-832.

151. Розанов, С.П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей / С.П. Розанов // Известия по Отделению русского языка и словесности Академии наук СССР. - Л., 1930. - Т. 3. Кн. 1. - С. 269-287.

152. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

153. Романов, Б.А. Люди и нравы Древней Руси / Б.А. Романов. - М.: Издательство «Ломоносовъ», 2014. - 224 с.

154. Ромодановская, Е.К. Рассказы сибирских крестьян о видениях (К вопросу о специфике жанра видений) / Е.К. Ромадановская // Труды отдела древнерусской литературы. - Спб., 1996. - Т.49. - С. 133-156.

155. Ромодановская, Е.К. Сибирские повести об иконах (XVII начало XVIII века) / Е.К. Ромодановская // Освоение Сибири в эпоху феодализма XVII - XIX века. - Новосибирск: Наука, 1968. - Вып. 3. - С.82-96.

156. Руди, Т.Р. О композиции и топике житий преподобых / Т.Р. Руди // Труды отдела древнерусской литературы. - СПб., 2006. - Т. 57. - С. 431-500.

157. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Академический Проспект, 2013. - 808 с.

158. Рыженков, А.Н. Чудо: исторический, литературный и богословский аспекты (по материалам русской агиографии XVII века): дис. ... канд. богословия / Рыженков Алексей Николаевич. - М., 2022. - 187 с.

159. Рыжова, Е.А. Жанр видений в севернорусской агиографии / Е.А. Рыжова // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 160-195.

160. Сахаров, A.M. Исторические знания / А.М. Сахаров // Очерки русской культуры XVI в. - М., 1977. - Ч. II. Духовная культура - С. 136-149.

161. Святитель Симеон, архиепископ Солунский. Премудрость нашего спасения / Святитель Симеон. - М.: Благовест, 2010. - 640 с.

162. Седова, Р.А. К вопросу о первоначальной редакции Жития митрополита Алексея, созданной Пермским епископом Питиримом / Р.А. Седова // Мака-риевские чтения. - Можайск, 1998. - С. 351-364.

163. Серман, И. Чудо и его место в исторических преданиях XVII - XVIII веков / И. Серман // Русская литература. - М., 1995. - № 2. - 245 с.

164. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. - Кн. II. - 786 с.

165. Стародумов, И.В. Жанровая специфика повествований о посмертных чудесах святых подвижников в составе древнерусской агиографии: дис. ... канд. Ист. наук: 10.01.01 / Стародумов Игорь Васильевич; - Омск, 2009. - 230 с.

166. Стародумов, И.В. Истоки, эволюция и типология жанра чуда в древнерусской агиографии / И.В. Стародумов // Литература, фольклор: текст, проблемы и методы исследования. - Круган: Курганский государственный университет. - 2013. - С. 38-45.

167. Стефанович, П.С. Крестоцелование и отношение к нему церкви в Древней Руси / П.С. Стефанович // Средневековая Русь. - М., 2004. - № 5. - С. 86113.

168. Столярова, Л.В., Каштанов, С.М. Книга в Древней Руси (XI - XVI вв.) / Л.В. Столярова, С.М. Каштанов. - М.: Российский фонд содействия образованию и науке, 2010. - 448 с.

169. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки [Электронный ресурс] / подгот. Н.Н. Покровский; под ред. С.О. Шмидта. - М., 1971. - URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/sudnye-spiski-maksima-greka-i-isaka-sobaki (дата обращения: 31.01.2023).

170. Телицын, В.В. Концепции власти в трудах московских книжников XV - начала XVI века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Телицын Василий Валерьевич. - Москва, 2018. - 210 с.

171. Тихомиров, И.А. Обозрение состава московских летописных сводов / И.А. Тихомиров. - М., 1896. - 84 с.

172. Тихомиров, М.Н. Древняя Москва XII - XV вв. Средневековая Россия на международных путях. XIV - XV вв. / М.Н. Тихомиров - М.: Московский рабочий, 1992. - 320 с.

173. Тихомиров, М.Н. Русское летописание / М.Н. Тихомиров. - М.: Наука, 1979. - 556 с.

174. Толочко, А.П. Очерки начальной руси / А.П. Толочко. - Киев, СПб.: Лаурус, 2015. - 336 с.

175. Толочко, А.П. Перечитывая приписку Сильвестра 1116 г. / А.П. Толочко // Ruthenica. - 2008. - № 7. - С. 154-165.

176. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре / В.Н. Топоров. - Т.1. Первый век христианства на Руси. - М.: Языки русской культуры, 1995.- 875 с.

177. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре / В.Н. Топоров. - Т.2. Три века христианства на Руси (XIII - XIV вв.). - М.: Языки русской культуры, 1998. - 864 с.

178. Трофимова, Н.В. Чудеса в древнерусском воинском повествовании / Н.В. Трофимова // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С.А. Есенина. - 2011 - № 4 /33. - С. 72-79.

179. Турилов, А.А. Русь К^! вв. на страницах Никоновской летописи / А.А. Турилов // Раннее средневековье глазами Позднего средневековья и Раннего Нового времени (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа). - М., 2006. -С. 80-83.

180. Ужанков, А.Н. Картина мира древнерусского книжника. Категории русской средневековой культуры / А.Н. Ужанков. - М.: Институт Наследия, 2022. - 212 с.

181. Ужанков, А.Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI - XIII вв. / А.Н. Ужанков. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. - 440 с.

182. Усачёв, А.С. Личность составителя Степенной книги / А.С. Усачёв //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2009. - № 2 (36). - С. 34-47.

183. Успенский, Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николы Мирликий-ского) / Б.А. Успенский. - М., 1982. - 211 с.

184. Успенский, Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. - Переславль: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. - 656 с.

185. Федотов, Г.П. Православие и историческая критика / Г.П. Федотов // Путь. - Париж, 1932. - № 33. - С. 7-13.

186. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов - М.: Московский рабочий, 1990. - 272 с.

187. Федотов, Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 2. Русская религиозность. Ч. 2. Средние века. XIII - XV вв. / Г.П. Федотов - М.: Мартис, 2004. - 367 с.

188. Федукова, Н.М. О некоторых стилевых особенностях агиографических сочинений Симона Азарьина / Н.М. Федукова // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Вопросы русской литературы. - М., 1971. - № 455. - С.94-105.

189. Филюшкин, А.И. Василий III / А.И. Филюшкин. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 346 с.

190. Хорошев, А.С. Политическая история русской канонизации / А.С. Хорошев. - М.: Издательство МГУ, 1986. - 208 с.

191. Черепнин, Л.В. Летописец Даниила Галицкого / Л.В. Черепнин // Исторические записки. - 1941. - № 12. - С. 228-253.

192. Черепнин, Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV - XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л.В. Черепнин. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. -900 с.

193. Черепнин, Л.В. Русские феодальные архивы XIV - XV веков / Л.В. Черепнин. - М.: Издательство АН СССР, 1951. - Ч. 2. - 427 с.

194. Чернышова, С.А. Конструирование образа «чужого» в Сибирских летописях / С.А. Чернышова // Вестник Пермского университета. История. - 2022. -№ 4 (59). - С. 102-113.

195. Шахматов, А.А. «Повесть временных лет» и ее источники / А.А. Шахматова // Труды отдела древнерусской литературы. - Л., 1940. - Т. 4. - С. 9150.

196. Шахматов, А.А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод / А.А. Шахматов. - СПб., 1904. - 83 с.

197. Шахматов, А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV - XVI вв. / А.А. Шахматов. - М., Л.: Издательство академии наук СССР, 1938. - 374 с.

198. Юрганов, А.Л. Категории русской средневековой культуры / А.Л. Юр-ганов. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 368 с.

199. Юрганов, А.Л. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени / А.Л. Юрганов. - М.: РГГУ, 2006. - 433 с.

200. Юрченко, А.Г. Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космогра-фиях / А.Г. Юрченко. - СПб.: Евразия, 2007. - 320 с.

201. Юрченко, А.Г. Книга камней. Чудеса мира в восточных космографиях / А.Г. Юрченко. - СПб.: Евразия, 2007. - 256 с.

202. Юрьева, Т.В. Федор Черный - человек и икона (Канонизация ярославских святых в культурно-типологическом аспекте) / Т.В. Юрьева. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2014. - 207 с.

203. Янин, В.Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского / В.Л. Янин // Археографический ежегодник за 1978 г. - М., 1979. - С. 52-61.

III. Справочные и информационные издания

1. Великий Новгород. История и культура IX - XVII вв. Энциклопедический словарь. - СПб.: Нестор-История, 2007. - 552 с.

2. Веселовский, С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии / С.Б. Веселовский. - М., 1974. - 384 с.

3. Дьяченко Г., священник. Полный церковнославянский словарь / Г. Дьяченко. - М.: Отчий дом, 2004. - 1120 с.

4. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / В.В. Кусков. - М.: Высш. шк., 1994. - 336 с.

5. Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pravenc.ru/ (дата обращения: 31.01.2023).

6. Православный календарь [Электронный ресурс]. - URL: https://days.pravoslavie.ru/ (дата обращения: 31.01.2023).

7. Православный церковный календарь с тропарями и кондаками [Электронный ресурс]. - URL: http://calendar.rop.ru/ (дата обращения: 31.01.2023).

8. Словарь книжников и книжности Древней Руси [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048 (дата обращения: 31.01.2023).

9. Словарь русского языка XI - XVII вв. - М., 1994. - Вып. 19. - 272 с.

10. Словарь средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М.: РОССПЭН, 2003. - 631 с.

11. Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам: в 3 т. / И.И. Срезневский. - СПб., 1893-1912. - 3 т.

12. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. - М., 1987. - 4 т.

13. Чайкина, Ю.И. Географические названия Вологодской области. Топонимический словарь / Ю.И. Чайкина. - Вологда, 1993. - 474 с.

14. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / П.Я. Черных. - М., 1999. - 2 т.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.