Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Борисова, Светлана Михайловна

  • Борисова, Светлана Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 161
Борисова, Светлана Михайловна. Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2006. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Борисова, Светлана Михайловна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды

1.1. Сущность и содержание понятия «музыкально-эстетический вкус» в аксиологическом и процессуальном аспектах.

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в контексте преемственности.

1.3. Этномузыкальные традиции как средство осуществления преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

1.4. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников на основе диалога культур.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в системе «дошкольное образовательное учреждение - начальная школа.

2.1. Педагогические условия реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

2.2. Организация экспериментальной работы по обеспечению преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды»

Актуальность исследования. Одной из важнейших гуманитарных проблем в настоящее время является преодоление последствий разлада, возникшего в духовной жизни российского общества и вызванного сменой систем нравственных ценностей на рубеже XX - XXI веков. В этой связи особую актуальность приобретает тема гармоничного взаимодействия человека и культурной среды.

Процесс формирования эстетической культуры как составного компонента общей культуры личности должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания, нацеленной на утверждение в сознании и деятельности человека принципов ценностного отношения к художественной культуре. Эстетическая культура немыслима вне исторически сложившихся традиций народов, их отношения к искусству, прекрасному в окружающей действительности. В формировании культуры личности огромна роль сокровищ народной эстетики, богатейших музыкальных и художественных традиций, являющихся действенным средством этнической педагогики. Классические образцы научного подхода к народным традициям воспитания и формирования морального облика подрастающего поколения оставил В.А. Сухомлинский, реализовавший их в опыте «Школы радости», «Школы под голубым небом».

Поддержание гармонии в обществе, в том числе и в детской среде, возможно только на основе преемственности в формировании духовно-эстетических установок начиная с младшего возраста, она может осуществляться за счет интеграции видов и жанров искусства. Это музыка, живопись, поэзия, танец, народно-прикладное творчество, театр. В системе искусств музыка занимает особое место. Поэтому общение с музыкой благотворно влияет на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, особенно в раннем детстве.

Педагогам и родителям необходимо знать, что любое рассогласование в эстетической деятельности детей в начале их целенаправленного воспитания может не только нарушить естественную гармонию, но и привести этот компонент личностного развития к дисфункции, тем более в настоящее время, когда художественная и музыкальная культуры не являются определяющим фактором формирования личности. Современное телевидение во многом, в том числе и в музыкальном отношении, разрушает духовный мир детей. В связи с этим полноценное художественное воспитание, формирование музыкально-эстетического вкуса у детей, начиная уже с дошкольного возраста (5-6 лет), актуально не только в плане складывания их культуры в целом, но и для формирования других качеств личности.

Определение понятия «формирование музыкально-эстетического вкуса» представляется как непрерывный процесс развития эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей деятельности, обусловленной влиянием искусства, разнообразных эстетических объектов и явлений действительности.

В момент перехода детей из дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в начальную школу особое значение приобретает преемственность в обучении и воспитании. Проблема преемственности между смежными ступенями образования всегда была в центре отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, С.М. Годник, B.C. Кузин, Ю.А. Кустов, A.A. Люблинская, A.M. Пышкало, В.А. Ситаров и др.). Но сегодня, наполненная новым смыслом, она стала особенно актуальной.

В данном исследовании преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста (первоклассников) в условиях поликультурной среды понимается как процесс, ряд, элементы которого, составляющие совокупность или систему, следуют один за другим в строго логичной последовательности; преемственность как проявление синтеза, фактор интеграции, комплексности, комбинированности, сочетания, совмещения и в конечном счете, создания временной и пространственной связи рассматриваемых явлений. Она достигается на общей основе полилога культур, ибо в нашей практике используются эстетические ценности разных народов (представители которых есть в группе, классе) посредством обращения к исконным музыкально-художественным источникам. Этот процесс происходит на основе интеграции различных видов деятельности: театрализованной, музыкально-хореографической, декоративно-прикладного творчества с использованием разнообразных форм работы с детьми (музыкально-речевые игры, народные тематические праздники, интегрированные занятия, просмотр видеофильмов, занятия-беседы). Методическим основанием процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников является диалог культур, позволяющий каждому ребенку вживаться в образную сферу искусства народов, эпох, традиций, осваивать это в деятельности, присваивая именно те ценности и образцы, которые близки природно, от рождения.

Подобный подход расширяет возможности трактовки интегративной сущности музыкально-эстетического вкуса в аспекте преемственности. Так, разнообразие народных музыкальных инструментов производит на детей эстетическое впечатление не только издаваемыми звуками, но и внешним видом (игрушки, малые формы скульптур, фигурки сказочных образов). Если ко всему этому добавить соответствующий интерьер с атрибутами и праздничную национальную одежду (а действо происходит в сопровождении музыки), для ребенка эта микросреда становится мотивом и естественным стимулом к настоящему творчеству. Музыкально-эстетические предпочтения при таком подходе окрашены в празднично-воодушевленные, мажорно-оптимистические тона. У ребенка это вызывает глубокие положительные эмоции. В нашей педагогической деятельности именно таким образом создавалось своего рода «пространство преемственности», воплощающее конструктивные взаимодействия эстетических факторов в условиях всеобщей связи предметов и явлений.

Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день существует ряд концепций, обосновывающих и определяющих содержание и средства эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе национальной культуры и народного творчества в диалектическом взаимодействии единства и многообразия. Единство рассматривается с позиции интеграции отраслей искусства (Б.П. Юсов), также на основе синкретичности народного искусства как особого пласта художественного творчества, предполагающего усвоение личностью духовных ценностей, созданных народом.

Начиная с 90-х годов XX века, новую силу обретает, известная еще античной педагогике идея личностно-ориентированного образования и воспитания человека. Для XXI века эта идея становится концептуальной и ведущей. Данную проблему исследовали ученые H.A. Алексеев, В. Белль, П. Брендвайн, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Р. Дрейвер, В.Н. Иванов, B.C. Ильин, М.В. Кларин, А. Маслоу, Дж. Найсбитт, JI.H. Новикова, М. По-лани, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская.

Одним из важнейших проявлений личности, с точки зрения Ж.А. Вартановой, М.С. Кагана, С.А. Кикеевой, A.C. Молчановой является эстетический вкус, который можно отнести к интегративным качествам. Это свойство определяет адекватную реакцию на окружающие явления и предметы, направляет человеческую деятельность.

Основываясь на том, что первые представления о подлинных эстетических ценностях, способность к самостоятельному вкусовому выбору закладываются с раннего детства, ряд исследователей (Т.Г. Браже, М.А. Верб, H.A. Ветлугина, И.И. Карпушин, JI.M. Кашапова, С.А. Кикеева, В.В. Селиванов) и педагоги-практики (JI.K. Голубева, А.Я. Журкина, Н.Г. Игнатьева, Е.Ф. Неверова, Е.С. Шишкова-Горская и др.) отмечают важность роли воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ, учителей начальных классов в музыкально-эстетическом воспитании детей. В целях достижения наилучших результатов педагоги должны обладать комплексом профессиональных качеств, необходимых для деятельности в данном направлении.

В практике современных ДОУ и начальной школы многонациональных регионов России, каким является Республика Коми, педагогами предпринимаются активные действия по включению этнокультурных ценностей в процесс воспитания детей. Однако у них нередко возникают трудности. Зачастую этнокультура предстает перед детьми в стилизованной форме, лишенной самобытности и этнического своеобразия. Недостаточно четко разработаны содержание, формы и методы формирования музыкально-эстетического вкуса у детей, не определены необходимые для этого процесса оптимальные педагогические условия, что не позволяет осуществлять его более эффективно.

В период перехода из ДОУ в начальную школу особенно актуальным становится обеспечение преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей, это связано с тем, что именно искусство как эмоциональная сфера позволяет минимизировать трудности переходного периода (психофизические, социально-адаптационные). В этой связи народное искусство в силу всеобъемлющего воздействия, активизации самодеятельности и творчества каждого, кто соприкасается с ним, становится средством развития художественных способностей, в целом эстетического воспитания. Особенно важно включение народного искусства в образовательный процесс ДОУ и начальной школы в условиях поликультурной среды, в которой ребенок приобретает эстетический опыт освоения разных культурных ценностей на основе своей родной.

В сложившейся практике дошкольных образовательных учреждений и начальной школы существует противоречие между осознанием педагогами значимости преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методической разработанностью педагогических условий реализации этого процесса - с другой.

Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: каковы педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования - преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды.

Гипотеза исследования - преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде основывается на учете возрастных особенностей детей в процессе освоения ими народного искусства в диалоге с музыкально-художественной культурой разных этносов; реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего возраста (первоклассников) будут способствовать следующие педагогические условия:

- организация среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды эстетической деятельности;

- интеграция народного искусства, его этнокультурного и этнопедаго-гического потенциала в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность старших дошкольников и в изучаемые первоклассниками предметы гуманитарного цикла (чтение, ИЗО, музыка, ритмика, коми язык);

- внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа» (через проведение методических семинаров, конференций, консультаций);

- готовность педагогов ДОУ и учителей начальных классов к активной творческой деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей на принципах сотрудничества;

- организация процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у первоклассников на основе наличного уровня музыкально-сенсорного развития и эстетического опыта у старших дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «музыкально-эстетический вкус» в аксиологическом и процессуальном аспектах.

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в контексте преемственности.

3. Охарактеризовать этномузыкальные традиции как средство реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический и сравнительный анализ философской, историко-педагогической, этнографической и психолого-педагогической литературы; теоретические исследования и практические разработки по поставленной проблеме; анализ опыта педагогов ДОУ, учителей начальных классов, педагогов детской музыкальной школы; прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой послужили:

Студия для детей 5-8 лет детской музыкальной школы г. Новочебок-сарска (Чувашская Республика); образовательное учреждение-комплекс «Начальная школа - детский сад» № 8 г. Усинска (Республика Коми). В исследовании приняли участие 23 педагога и 156 детей (воспитанники ДОУ, ученики первых классов, учащиеся музыкальной школы), родители.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялся научно-теоретический анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания детей разного возраста, изучалось состояние ее разработанности. Анализ литературы и опыта педагогов-практиков стал основой для научно-методической разработки проблемы преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей, начиная с дошкольного возраста, с продолжением в начальной школе.

На втором этапе (1998 - 2003 гг.) разрабатывались научно-методические положения, обосновывающие формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде на принципах преемственности, выявлялись и обосновывались соответствующие педагогические условия; апробировалась авторская методика музыкально-эстетического воспитания детей 5-8 лет (на базе детской музыкальной школы); на основе программы «Музыкально-эстетические традиции народа» проводилось опытно-экспериментальное исследование в образовательном учреждении-комплексе «Начальная школа - детский сад» и подготовка педагогов к деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей (в форме методических семинаров, конференций и консультаций).

На третьем этапе (2003 - 2005 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение его основных положений; окончательное оформление диссертации; были организованы доклады и сообщения среди коллег, а также в научном коллективе - группе музыкальной этнопедагогики Научно-исследовательского института семьи и воспитания

Российской Академии образования под руководством ведущего научного сотрудника И. А. Богданова.

Методологическую основу исследования составили гуманитарная и культуротворческая парадигма в образовании и связанный с ней этнопедаго-гический подход к воспитанию; теоретические исследования по эстетике; концепции личностно-ориентированного и системного подходов в образовании; фундаментальные положения о творческом развитии личности в процессе музыкально-эстетического воспитания, роли социальной активности личности в ее формировании; идея преемственности в контексте диалектической закономерности всеобщей связи явлений в природе и обществе.

Теоретическую основу составили научные концепции по поликультурному воспитанию (Е.В. Бондаревская, С.К. Бондарева, В.П. Борисенков, Ю.С. Давыдова, О.Г. Кукаленко, A.A. Реан, JI.JI. Сапрунова, М.Г. Тайчинов, В.А. Тишков), теории и положения по эстетике в единстве с диалогом культур (A.B. Ахутин, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.В. Борев, В.В. Бычков, Г.Н. Волков, М.С.Каган, O.A. Кривцун, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.И. Михайлов); философские положения о преемственности как проявлении закона диалектического синтеза (Э.А. Баллер, С.П. Годник, Б.М. Кедров); по психологии эстетического восприятия (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.П. Крупник, А.Н. Леонтьев); о воспитательной силе искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев); по этнофилософии, этнопедагогике, этнопсихологии (Г.Н. Волков, Л.В.Кузнецова, Г.А. Никитин, Т.Н. Петрова); о личностно ориентированном образовании (И.А. Алексеев, C.B. Белова, М.В. Кларин, Н.К. Сергеев, В.В.Сериков, B.C. Слободчикова, И.С. Якиманская); об эстетическом воспитании детей младшего возраста - дошкольников и младших школьников (Б.Т. Лихачев, Т.Я. Шпикалова); об этнокультурно направленном образовании (А.Б. Панькин); о музыкально-эстетическом воспитании детей (H.A. Ветлугина, Г.П. Захарова, Ю.Д. Кудаков, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, P.M. Чумичева, Л.В. Школяр).

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы в сочетании с аналитическим представлением собственного опыта и опыта коллег.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• Уточнены сущность и содержание понятия «формирование музыкально-эстетического вкуса» в контексте преемственности и возрастного периода - старший дошкольный и младший школьный.

• Охарактеризованы этномузыкальные традиции как средство осуществления преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде.

• Определены критерии и уровни сформированности музыкально-эстетического вкуса у первоклассников.

• Выявлены и обоснованы педагогические условия реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в поликультурной среде.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию музыкального воспитания детей; в нем дано научное обоснование преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды и психолого-педагогических адаптивных механизмов ее реализации. Разработанные материалы создают предпосылки для проведения прикладных исследований в данной области.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы оказывают конструктивное содействие в совершенствовании практики музыкально-эстетического воспитания детей на возрастном этапе от 5 до 8 лет; программа «Музыкально-эстетические традиции народа» применяется на методических семинарах для педагогов ДОУ и учителей начальных классов (лекционные и практические занятия, конференции и консультации), а также в практике работы с родителями.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде публикации методических разработок, обсуждений на научно-практической конференции «Эстетическое воспитание детей средствами фольклора: новые пути и решения» (Сыктывкар, 2000 г.), конференции педагогов ДОУ и учителей начальных классов «Инновационные технологии воспитания дошкольников и младших школьников» (Усинск, 2001г.), республиканской конференции «Формирование музыкально-эстетического вкуса у детей» (Сыктывкар, 2001г.), Международной научно-практической конференции «Этнопедагоги-ческий диалог культур» (Москва, 2002г.); через выступления в рамках круглого стола «Современное дошкольное образование» на III Республиканской выставке «Школа - 2004» (Сыктывкар, 2004г.); обсуждениях на заседании кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева; чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов (Усинск, 2005г.).

Основные материалы исследования отражены в 8 публикациях. На защиту выносятся следующие положения: 1. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников рассматривается как развитие способности различать, понимать и оценивать явления прекрасного в окружающей действительности, музыке, и на ее основе - в живописи, народно-прикладном искусстве путем творческой переработки полученных эстетических впечатлений, предпочтений, ориентаций. Музыка, как интегративное искусство, соединяющее в себе собственно звуковые, зрительные, пластические образы и осваиваемое дошкольниками и младшими школьниками в многообразной музыкально-творческой деятельности, соответственно обеспечивает непрерывность и преемственность эстетического воспитания в едином образовательном процессе. Преемственность в данном случае является механизмом осуществления целостного и системного подхода к воспитанию и учитывает связь в целях, содержании, методах и средствах воспитания.

2. Преемственность музыкально-эстетического воспитания детей в ДОУ и начальной школе многонациональных регионов России, каким является Республика Коми, определяется спецификой поликультурной среды: многоязычием, этномузыкальными и этнокультурными традициями. Это является естественным фактором, обусловливающим эффективность музыкально-эстетического воспитания детей, где органично происходит процесс включения их в восприятие музыкально-художественных ценностей разных народов, освоения и присвоения эстетических представлений согласно природе образно-эмоционального мышления. Этномузыкальные традиции, включающие пение с движением, словом, игрой, драматизацией, при этом становятся естественным и действенным средством реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников.

3. Реализации преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в поликультурной среде будут способствовать следующие педагогические условия:

- организация среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды эстетической деятельности;

- интеграция народного искусства, его этнокультурного и этнопедаго-гического потенциала в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность старших дошкольников и в изучаемые первоклассниками предметы гуманитарного цикла (чтение, ИЗО, музыка, ритмика, коми язык);

- внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа» (через проведение методических семинаров, конференций и консультаций);

- готовность педагогов ДОУ и учителей начальных классов к активной творческой деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей на принципах сотрудничества;

- организация процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у первоклассников на основе наличного уровня музыкально-сенсорного развития и эстетического опыта у старших дошкольников.

4. Критериями сформированности музыкально-эстетического вкуса, т.е. эстетических интересов, представлений и действий у детей 7-8 лет являются взаимозависимые процессы ценностного отношения человека к миру в целом. В эту совокупность включаются: наличие эстетического интереса к окружающему миру и человеку (эмоциональный отклик на его эстетические свойства); наличие музыкальных и художественных представлений; умение выражать словами эмоциональные переживания, интерес к образным свойствам музыки, живописи, поэзии; овладение эстетическими действиями в предметной и художественной деятельности; качество, аккуратность изделия, завершенность и оригинальность замысла. Индивидуальные проявления детей в практической творческой деятельности (участие в выставках декоративно-прикладного творчества, в музыкальных фестивалях и конкурсах, желание обучаться в специальных учебных заведениях - музыкальной и художественной школах) - также показатель степени сформированности у них музыкально-эстетического вкуса.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Борисова, Светлана Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях все активнее распространяется идея о том, что будущее страны, ее культурный и духовный потенциал создает талантливый, инициативный, культурный и воспитанный человек, о том, что «борьбу за подрастающее поколение выигрывает тот, кто раньше других поймет, что нет деятельности важнее, чем воспитание детей и молодежи, и нет науки актуальнее, чем педагогика, . воспитывая подрастающее поколение, мы определяем будущую историю страны» (Г.Н. Волков), - эти выводы лежат в основе нашей работы.

В поликультурной среде наиболее естественным и органичным средством формирования музыкально-эстетического вкуса у детей переходного от детского сада к школе периода является народное искусство, осваиваемое детьми в активной творческой деятельности. Здесь развиваются способности понимать, различать, оценивать явления прекрасного, соотносить их с окружающей предметной средой.

Окружающий мир представляет собой единое целое, следовательно, в процессе обучения необходимо формировать у детей целостное видение - такова типовая установка великих педагогов, вполне соотносимая с эстетико-творческой деятельностью, которая является важнейшей в преемственности формирования музыкально-эстетического вкуса у детей. Такой подход способствует целостному развитию детей, в связи с этим, вся система знаний и умений должна опираться на преемственность, интеграцию. Следование этому принципу создает возможность взглянуть на предмет с разных сторон, выясняя специфические черты и устанавливая общее для того, чтобы запомнить и осмыслить данное явление действительности в единстве и целостности.

Картину мира в единстве красоты и целесообразности, индивидуально и социально значимых ценностей несет в себе народное искусство, особенно - музыка. Необходимым в установлении этой общности является интеграция. Освоение народного искусства необходимо рассматривать на уровне знаний, умений, реализуемых не только во взглядах, но в творческой деятельности воспитанников.

Результаты опытно-экспериментального исследования показали:

1. Эффективность процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у детей 5-8 лет в системе «ДОУ - начальная школа» в поликультурной среде была обеспечена реализацией оптимальных педагогических условий (организация среды, способствующей активному творческому восприятию детьми музыкально-художественных ценностей разных народов через различные виды эстетической деятельности; интеграция народного искусства, его этнопедагогического и этнокультурного потенциала в познавательную, речевую, музыкально-эстетическую деятельность старших дошкольников и в изучаемые первоклассниками предметы гуманитарного цикла (чтение, музыка, ритмика, ИЗО, коми язык) с целью расширения и обогащения эстетических представлений детей об искусстве, культуре, обычаях, традициях разных народов; внедрение в процесс повышения квалификации педагогов ДОУ и учителей начальных классов программы «Музыкально-эстетические традиции народа»; готовность педагогов к активной творческой деятельности по формированию музыкально-эстетического вкуса у детей на принципах сотрудничества; организация процесса формирования музыкально-эстетического вкуса у первоклассников на основе наличного уровня музыкально-сенсорного развития и эстетического опыта у старших дошкольников).

2. Педагог как главное действующее лицо в воспитательном процессе свою деятельность по обеспечению преемственности в формировании у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста музыкально-эстетического вкуса должен осуществлять на основе понимания и признания следующих положений:

- преемственность, естественно реализуемая в совместной педагогической деятельности воспитателей и учителей, является механизмом передачи ценностей эстетических традиций, на этой основе у детей формируется эстетическое отношение к окружающему миру, среде, в которой они пребывают, к культуре и ее образцам, которые они оценивают или не замечают, собственное мировидение, осознание своего «Я» как результат накопления духовного опыта личности;

- в процессе формирования ценностного отношения к народному искусству на занятиях со старшими дошкольниками и первоклассниками необходимо использовать все богатство народных музыкально-художественных традиций, содержащих огромный эстетический потенциал на всех этапах проживания их эстетической сущности.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность выдвинутых предположений, а в результате практической деятельности детей выявлены уровни сформированное™ у них музыкально-эстетического вкуса в соответствии с разработанными возрастными критериями.

Настоящее исследование не исчерпывает полностью проблему преемственности в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста (первоклассников) в условиях поликультурной среды. Специального исследования требует совершенствование профессиональной подготовки педагогов к творческому содружеству с родителями в музыкально-эстетическом воспитании детей на этнокультурной основе, при соблюдении принципа преемственности, непрерывности, интеграции, целостности гармоничного воздействия на сознание и образный мир детей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Борисова, Светлана Михайловна, 2006 год

1. Аничкин А. Роль народной педагогики в развитии основ этническойкультуры у детей / А, Аничкин // Известия Академии педагогическихи социальныхнаук.-2003.-№7.-С. 165-166.

2. Анохин A.M. Этнокультура педагогической среды и творчества / A.M. Анохин. - М.: Импритн-Гольфстрим, 1999. - 112 с.

3. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя / Э.Т. Ардаширова. - М . : Просвещение, 1997.-231 с.

4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры /А.И. Арнольдов. - М. : Изд- воМГИК, 1992.-240С.

5. Ахиезер А.С. От диалога к диалогизации / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. - 2005. - № 3. - 58-70.

6. Ахтямова Г.Э. Проблема идеала совершенного человека в социокуль- турных системах татар и чувашей (сравнительно-философский анализ) /Г.Э. Ахтямова. - Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 2005. - 230 с.

7. Ахутин А.В. Античная культура : Воображаемые уроки в 3-4 классах : Школы диалога культур / А.В. Ахутин, B.C. Библер, Ю. Курганов. -М.: Интерпракс, 1995. - 448 с.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

9. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.А. Баллер. - М . : Наука, 1987.-160 с.

10. Бакушинский А.В. Исследования и статьи / А.В. Бакушинский. - М. : Сов. Художник, 1981.- 270 с.135

11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Рос- тов н/Д.: Феникс, 2000.-413 с.

12. Бахтин М.М. Сочинения : В 7 т. Т. 5 : Диалог. Проблемы диалогической речи / М.М. Бахтин. - М., 1996. - 209 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1989.-423 с.

14. Белов В.И. Лад : Очерки о народной эстетике / В.И. Белов. - 2-е изд., перераб. - М . : Молодая гвардия, 1989. - 420 с.

15. Белоусов В.П. Родной язык и национально-русское двуязычие / В.Н. Белоусов // Русский язык в национальной школе. - 1990. - .№ 5. -С. 3-7.

16. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических иссле- дованиях / В.И. Беляев // Педагогика. - 1999. - № 6. - 19-26.

17. Беляев В.И. Культура, духовность, образование: диалектика взаимодей- ствия / В.И. Беляев // Мир образования - образование в мире. - 2005. -Яо1(17).-С47-55.

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры : Два философских вве- дения в XXI век / B.C. Библер.-М. : Политиздат, 1991.-413 с.

19. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер. - М.: Знание, 1990. - 64 с. - Повое в жизни, науке, технике. (Серия «Эти-ка»; Вып. 4).

20. Библер B.C. Школа диалога культур // Искусство в школе. - 1992. - № 2 . - С . 48.

21. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические со- чинения : В 2 т. Т. 1 / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 1979. - 304 с.

22. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988.-188 с.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.136

24. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориен- тированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. -№ 4 . - С . 11-17.

25. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988. - 399 с.

26. Борев Ю.Б. Эстетика : В 2 т. Т.1 / Ю.Б. Бореев. - Смоленск : Русич, 1997.-236 с.

27. Борликов Г.М. Университет в системе непрерывного образования и проблемы формирования личности специалиста / Борликов Г.М. // Эт-нопедагогика - педагогика жизни. Элиста, 2001. - 43 - 49.

28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей - М.: Наука, 1983. - 9 0 с.

29. Буева Л.Б. Духовность, художественное творчество, нравственность / Л.Б. Буева // Вопросы философии. - 1996. - J*^2 2. - 3 - 40.

30. Буров А.П. Эстетическое воспитание в школе / А.П. Буров, Б.Т. Лиха- чев. - М. : Педагогика, 1974. - 248 с.

31. Бычков В.В. Эстетика / В.В. Бычков - М.: Гардарики, 2002. - 211 с.

32. Бычков В.В. Эстетический лик бытия / В.В. Бычков. - М.: Знание, 1990. - 6 3 с.

33. Вартанова Ж.А. Эстетический вкус как специфическая способность ценностного отношения к действительности : Автореф. дис. ... канд.филос. наук : 10.02.20 / Ж.А. Вартанова. - Киев, 1978. - 24 с.

34. Винкельман И.И. Избранные произведения / Н.И. Винкельман. - М. : СПб., 1935 (репринт : «Ладомир», М., 1996. - 218 с.)

35. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Пародное искусство и детское творчество : Учеб.- метод, пособие / Т.Я. Шпикалова, Г.П. Покровская;Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.П. Покровской.; - М. : Гуманит. центрВЛАДОС,2000.-272с.

36. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании / Г.Н. Волков//Советская педагогика. - 1971.-М 10.-С. 107-113.137

37. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек» / Г.Н. Волков // Народное образование. - 1997. - J42 5. - 78-82.

38. Волков Г.Н. Педагогика народного спасения : Избранные этнопедагоги- ческие сочинения / Г.Н. Волков. - Элиста : Калмыцкое кн. изд-во, 2003.-435 с.

39. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1989.-355 с.

40. Волков Г.Н. История образования и педагогической мысли / Г.Н. Вол- ков, А.Б. Панькин. - М.: Большая медведица, 2005. - 254 с.

41. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочи- нения : В 2 т. Т.1 / Г.Н. Волков. - М.: Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.

42. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочи- нения : В 2 т. Т. 2 / Г.Н. Волков. - М.: Магистр-Пресс, 2002. - 459 с.

43. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания. - 2001. - 160с.

44. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина / Е.В. Волкова. - М. : Знание, 1990.-64 с.

45. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.

46. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова.. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

47. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М. : Искус- ство, 1968.-575 с.

48. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология / Л.С. Вы- готский; Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

49. Гайфуллин В.Г. Школа и национальное согласие : состояние, проблемы, перспективы / В.Г. Гайфуллин // Педагогические традиции народов исовременная школа. Казань. - 1996. - 5 - 7.138

50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. / Г.Д. Гачев. - М. : Академия, 1998.-432 с.

51. Герман Ш.М. Беседы об эстетике / Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков. - М.: Знание, 1982.-224 с.

52. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии : гармония знания и веры / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 1998. - № 2. - 49 - 58.

53. Гершунский Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М. : Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1995. - 432 с.

54. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / СИ. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

55. Гилберт К. История эстетики / К. Гилберт, Г. Кун - СПб. : Алетейя, 2000.-653 с.

56. Голубева Л.К. Пепрерывное музыкально-эстетическое образование как средство самоопределения воспитанников / Л.К. Голубева // Доп. обра-зование. - 2004. - .№ 11. - С 33 - 36.

57. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы. Книга для учителя / И.А. Горяева. - М.: Просвеш;ение, 1991. - 159 с.

58. Громов Е.С. Начало эстетических знаний : Эстетика и искусство / Е.С Громов-М.; Советский художник, 1984.-335 с.

59. Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образо- вания / Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов // Педагогика. - 1994. - Я» 6. - С45-46.

60. Гулыга А.В. Принципы эстетики / А.В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1987. -286 с.

61. Гуревич П.С. Культурология : Учеб. пособие для вузов. / П.С Гуревич. - М . : Знание, 1996.-228 с.

62. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. - Л. : Наука, 1967.-318 с.

63. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания : Средняя и низшая школы. Учительские институты / В.В. Данилов. - М. : Тип творчестваИ.Д. Сытина, 1917.-84 с.139

64. Дедюхина О.В. Обеспечение творческой самореализации воспитанни- ков / О.В. Дедюхина // Доп. Образование. - 2006. - № 1. - 44-47.

65. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка // Народное об- разование. -1993. - № 5. - 22 - 40.

66. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде / Г.Р. Державин. Русская литература последней четверти XVIII в. - М. :Просвещение, 1985. - 345 с.

67. Дивненко О.В. Эстетика / О.В. Дивненко. - М. : Издательский центр «Аз», 1995.-275 с.

68. Евдокимова М.М. Концепция школы диалога культур B.C. Библера в контексте музыкальной педагогики / М.М. Евдокимова // Доп. Образо-вание.-2004.-№ 10.-С. 10-13.

69. Дункан Айседора. Моя жизнь / А. Дункан. - М. : Центрполиграф, 2005. - 3 5 1 с .

70. Есин А.П. Введение в культурологию : Основные понятия культуроло- гии в систематическом изложении / А.Н. Есин. - М. : Академия, 1999. -216 с.

71. Журавлев В.В. Мир художественной культуры : философские очерки / В.В. Журавлев. - М.: Мысль, 1987. - 237 с.

72. Журкина А.Я. Непрерывное музыкально-эстетическое образование де- тей / А.Я. Журкина // Доп. образование. - 2002. - ^2 3. - 12 - 15.

73. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязин- ский. - М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

74. Закон Российской Федерации об образовании. - М.: Новая школа, 1992. - 5 7 с.

75. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и до- полнениями, внесенными Федеральным законом JY» 12 - ФЗ от 13 янва-ря 1996 года). - М . : Изд-во «Ось», 1998.

76. Закон РСФСР «О языках народов РСФР» // Национальные культуры в Российской Федерации. Вып. 3. - М., 1989. - 117.140

77. Зац Л.С. Музыкальное воспитание - это необходимость или дополни- тельное образование / Л.С. Зац // Доп. образование. - 2004. - № 5. - 16-20.

78. Инкенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Инкенкамп. - М. : Ис- кусство, 1991.-68 с.

79. Инновации в российском образовании. Общее образование. - М. : Новая школа, 2000. - 79 с.

80. История красоты / Под ред. Умберто Эко - М.: Слово, 2005. - 486 с.

81. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 2 т. Т. 2 - М . , 1964.-600 с.

82. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - В 5 т. Т.2 - М . , 1964.-383 с.

83. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца : Книга для учителя / Д.Б Кабалевский; Сост. В.И. Викторов.. - М. : Просвещение, 1984. -206 с.

84. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М . : Просвещение, 1989.- 191с.

85. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы / М.С. Каган // Искусство в школе.-1992.-№ 1.-С. 11-19.

86. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1996.-415 с.

87. Каган М.С. Эстетика как философская наука Унив. курс лекций. / М.С. Каган - СПб.: ТК «Петрополис», 1997.- 188 с.

88. Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 кл. средствами татарского декоративно-прикладного искусства. - Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /Л.Х. Кадыйрова. -Казань : Изд-во Каз. ун-та, 1998. - 26 с.

89. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев; Под ред. A.M. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.141

90. Карасик В.И. Этнокультурная коннотация как основа формирования национально-региональных образовательных систем / В.И. Карасик,Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова // «Гегярлт» («Просвещение»). - 2003. - № 1-4(16-1 9) .-С. 40-49.

91. Караулов Ю.Н. Двуязычие и русский язык в СССР / Ю.Н. Караулов // Русский язык в школе. - 1989. -Я» 3. - 108.

92. Кармин А.С. Основы культурологи : морфология культуры / А.С. Кар- мин. - СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 512 с.

93. Кашапова Л.М. Традиции национальной культуры музыкального воспи- тания / Л.М. Кашапова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебокса-ры : ЖТГУ, 1999. - 64-67.

94. Кашапова Л.М. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образова- нии детей / Л.М. Кашапова // Музыка в школе. - 2004. - JVb 4. - 24-33.

95. Кикеева А. Формирование эстетического вкуса у учащихся началь- ных классов этнокультурно ориентированной школы. / А. Кикеева.Дисс.... канд. пед. наук : 13.00.01 - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2005. -122 с.

96. Киященко Н.И. Эстетика, жизнь, искусство (Итоги VIII Международно- го эстетического конгресса) / И.И. Киященко. - М. : Знание, 1997. - 64с.

97. Коган Л.Н. Художественный вкус : Опыт конкретно-социологического исследования / Л.П. Коган. - М.: Мысль, 1966. - 367 с.

98. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания : Пособие для препо- давателей. / О.П. Козлова. - М.: Интерпракс, 1994. - 208 с.142

99. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Комен- ский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 650 с.

100. Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1947.-104 с.

101. Кон И.С. Ребенок и общество : (Историко-этнографическая пер- спектива) / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 270 с.

102. Концепция дошкольного воспитания // Дошк. воспитание. - 1989. - № 5 . - С . 3-11.

103. Концепция непрерывного образования // Народное образование. - 1989. -№10.-С.З-12 .

104. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и школьное звено) // Нач. школа. - 2000. - J^ 2 4. - 3-20.

105. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нач. школа. - 2002. - Х» 4. - 4-19.

106. Коптев А.Ф. Нсихологическое консультирование : опыт диалогической интерпретации / А.Ф. Коптев // Вопросы психологии. - 1990. - Я2 3. -С. 18.

107. Краткий психологический словарь. Нод общ. ред. А.В. Нетровского, М.Г. Ярошевского.. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 505 с.ПО. Краткий словарь по эстетике : Книга для учителя. Под ред. М.В. Ов-сянникова.. - М . : Просвещение, 1983.-223 с.

108. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М. : На- родное образование, 2000. - 272 с.

109. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры / Н.Б. Крылова. - М. : Прометей, 1990. - 146 с.

110. Крысько В.Г. Этническая психология : Учебное пособие. / В.Г. Крысь- ко. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

111. Кудаков Ю.Д. Чувашское песенное творчество в процессе формирова- ния музыкально-эстетического вкуса школьников : Методические ре-143комендации. / Ю.Д. Кулаков. Чебоксары : Изд-во Чув. гос. пед. ун-та. -Б.И., 1987.-42С.

112. Кузнецова Л.В. Этнокультура в художественно-творческой дея- тельности младших школьников / Л.В. Кузнецова // Сб. статей. - М. :АПКиПРО, 1999-С. 168-171.

113. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в образовательной шко- ле : теория и практика формирования Монография. / Л.В. Кузнецова. -Чебоксары : КЛИО, 2000. - 276 с.

114. Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа / B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 169 с.

115. Кукушин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 448 с.

116. Кукуев А.И. Диалог культур в содержании образования как средство интеграции личности / А.И. Кукуев // Стандарты и мониторинг в обра-зовании. - 2002. - ^ь 2. - 54-55.

117. Куликова И.С. Традиции и новаторства в эстетике / И.С. Куликова. - М. : Знание, 1989-63 с.

118. Кульневич СВ. Педагогика личности / СВ. Кульневич. - Ростов н/Д. : ООП Обл. ЦТГУ, 1995. - 367 с.

119. Культурологические проблемы дошкольного образования в поликуль- турном регионе : Сб. ст. на материалах II Региональной науч.-практ.конф. / Чув. гос. пед. ун-т. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003. - 272 с.

120. Курганов СЮ. Как учат читать в школе диалога культур? / С Ю . Кур- ганов // Школьные технологии. - 2002. - JVb 2. - - 112-128.

121. Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / СЮ. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.

122. Курганов СЮ. Психологические проблемы учебного диалога / СЮ. Курганов // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С 89-90.

123. Кростылева Е.Н. Опыт сохранения народных традиций / Е.Н. Кросты- лева // Доп. Образование. - 2005. - Х» 11. - С 21-25.144

124. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность / О.В. Лармин - М. : Политиздат, 1997.-С. 132.

125. Лехт К. Некоторые методологические проблемы эстетического воспи- тания / К. Лехт // Школа и искусство. - Таллин : Научно-исследовательский институт педагогики Эстонской ССР, 1982. - 159 с.

126. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1979. - 167 с.

127. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций для студентов. / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, Эрайт, 1998. - 464 с.

128. Лихачев Б.Т. Помнить о своих корнях / Б.Т. Лихачев. // Воспитание школьников. - 1993. - № 4. - 33-37.

129. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания / Б.Т. Лихачев. - М . : Педаго- гика, 1983.-192 с.

130. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лиха- чев. - М . : Просвещение, 1985. - 176 с.

131. Лихачев Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, 1995.-130 с.

132. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. - М. : Педагогика, 1972.-159 с.

133. Лившиц М.А. В мире эстетики / М.А. Лившиц. - М. : Изобразительное искусство, 1985.-318 с.

134. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. - М.: «Прогресс»; «Традиция». - 1998. - 416 с.

135. Маханева М. Проблема преемственности между детским садом и шко- лой / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1998. - JSfe 9. - 6-11.

136. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя / В.Г. Максимов. - Чебоксары : ЧГПИ им. И.Я. Яков-лева, 1996.-227 с.145

137. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе допол- нительного образования / Э.И, Медведь. - М.: Центр гуманитарной ли-тературы «РОН», 2002. - 48 с.

138. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Наука, 1998. - 429 с.

139. Молчанова А.С. На вкус, на цвет : Теоретический очерк об эстетиче- ском вкусе / А.С. Молчанова. - М.: Искусство, 1969. - 120 с.

140. М. Монтессори. Номоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат. Дом «Карапуз», 2002. -272 с , ил. - (Педагогика детства) Научный редактор СВ. Лыков.

141. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе / B.C. Мухина. - М. : Иро- свещение, 1990. - 175 с.

142. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Дирек- тор школы. -2001. -}^ 2 1. - 97-111.

143. Неменский Б.М. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспи- тания. Кн. для учителя / Б.М. Неменский. - М. : Просвещение, 1981. -192 с.

144. Неверова Е.Ф. Концертная деятельность как условие музыкально- эстетического развития детей : полихудожественный аспект / Е.Ф. Не-верова // Доп. образование. - 2002. - № 10. - 23-29.

145. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в общеобразователь- ном учреждении / A.M. Новиков. - М.: АНО, 1996. - 130 с.

146. Овчинникова Ю.А. Эстетика / Ю.А. Овчинникова, В.Б. Рожковский. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 192 с.

147. О научно-практической конференции «Музыкальное образование в кон- тексте культуры» // Искусство в школе. - 2002. - JV2 6. - 90-91.

148. Озерова Л.Н. Зачем нужна педагогическая диагностика / Л.Н. Озерова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - 21-23.

149. Острогорский В.П. Нисьма об эстетическом воспитании / В.П. Остро- горский. - М . : Педагогика, 1984. - 16 с.146

150. Павлов Т. Избранные труды по эстетике / Т. Павлов. - М. : Искусство, 1978.-639 с.

151. Панькин А.Б. Декоративно-прикладное искусство как элемент культуры народа / А.Б. Панькин // «Гегярлт» («Просвещение»). - 1998. - № 2 (5).- С . 1-3.

152. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности : Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. / А.Б. Панькин. - М. : 0 0 0 «Большаямедведица». Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2004. -272 с.

153. Педагогический энциклопедический словарь - М. : Академия, 2003. - 176 с.

154. Педагогика : Учебное пособие Под редакцией П.И. Пидкасистого.. 2-е изд., доработ. и исправл. - М. : Российское педагогическое агентство,1996.-602 с.

155. Петрова Т.Н. Пародная педагогика. Программа. / Т.П. Петрова, Г.Н Волков. - Чебоксары : КЛИО, 1999. - 30 с.

156. Подласый И.П. Педагогика: Повый курс : Учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения /И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 576 с.

157. Психолого-педагогический словарь; Автор-составитель В.А. Мижери- ков.. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

158. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия - М. : «Современное слово», 2005. - 720 с.

159. Рвачева В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В.К. Рвачева.- М . :МГПУ, 1969.-164С.147

160. Рогов А.П. Мир русской души / А.П. Рогов. - М. : Терра - Книжный клуб, 2003.-349 с.

161. Рубинштейн Л. Основы обшей нсихологии; Сост., авт. коммент., но- слеслов. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская.. - СПб. : Пи-тер, 2000.-712 с.

162. Садохин А.П. Этнология / А.П. Садохин. - М. : Гардарики, 2002. - 197 с.

163. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. / А.П. Садохин. - М.: Гар- дарики, 2002. - 208с.

164. Савенков А.И. Детская одаренность : развитие средствами искусства / А.И. Савенков. - М.: Педагогика, 1999. - 219 с.

165. Салимова К.И. Общечеловеческие ценности в мировом педагогическом наследии / К.И. Салимова // Известия Российской академии образова-ния. - 2005. - .№ 1. - 42-49.

166. Семенова А.Д. Современное функционирование этнопедагогики и тех- нологии обучения и воспитания саморазвивающейся личности /А.Д. Семенова. - Якутск : Якутское книжное изд-во. 2005. - 117 с.

167. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии началь- ного образования (курс лекций) / В.П. Сергеева. - М. : Граф-Пресс,2002.-140 с.

168. Сергеева Л.Н. Духовно-нравственное возрождение - национальная идея России / Л.Н. Сергеева // Доп. Образование. - 2005. - Я» 12. - 26-29.

169. Сериков В.В. К методологии построения теории и практики личностно- ориентированного образования. Этнопедагогика - педагогика жизни /В.В. Сериков. Элиста : АПП «Джангар», 2001. - 24-28.

170. Сериков В.В. Общая педагогика; Избр. Лекции / В.В. Сериков. - Волго- град : Перемена, 2004. - 278 с.

171. Система эстетического воспитания школьников; Под ред. А. Ге- расимова.. - М . : Педагогика, 1983. - 264 с.148

172. Сластенин В,А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сла- стенин, Л.С. Подымова. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -223 с.

173. Современный словарь по педагогике Сост. Е.С. Рапашевич. - М. : Со- временное слово. - 2001. - 928 с.

174. Современные подходы к реализации преемственности между дошколь- ным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. -

175. Соколов B.C. О государственной политике в области образования / B.C. Соколов // Педагогика. - 1994. - № 6. - 13-17.

176. Сосонкин И.Л. Эстетический вкус. Лекция 2 : Диалектика общего и ин- дивидуального в эстетическом вкусе. Пути и средства воспитания хо-рошего вкуса / И.Л. Сосонкин. - Ашхабад, 1979. - 12-13.

177. Степанова З.С. Воспитание творчеством / З.С. Степанова // Доп. Обра- зование. - 2005. - № 12. - 24-26.

178. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М. : Аспект Пресс, 2003.-368 с.

179. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина : Очерк истории эстетической аксиологии / Л.П. Столович. - М.: Республика, 1994. - 464 с.

180. Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса со- циализации учащихся в современных условиях / В.Стрельцов // Учи-тель. - 2005. - № 1. - 30-36.

181. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 2 / В.А. Сухомлин- ский. - М.: Просвещение, 1979. - 347 с.

182. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.

183. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1969.-217 с.149

184. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе / М.Г. Тайчинов // Педагогика. - 1999. -№ 2 . - С . 30.

185. Теория и практика педагогического эксперимента. - М. : Педагогика, 1979.-205 с.

186. Тепшикина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активи- зации познавательной деятельности учащихся / Е.Ю. Тепшикина // На-чальная школа. - 2003. - № 2. - 45-48.

187. Уимберли Джеймс. Роль образования в межкультурном и межконфес- сиональном диалоге : Повая инициатива Совета Европы / Джеймс Уим-берли // Перспективы. - 2004. - Том XXXIII, № 2. - 65-74.

188. Фатиева Г.А. Принцип эстетизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа. - 1999. - № 3. - 63-64.

189. Филонов Г.Н. Воспитание: традиции и современность / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 2003. -Ш7.- 14-20.

190. Философия : Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 172 с.

191. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 640 с. (С. 569).

192. Худущий Ф.С. Эстетический идеал / Ф.С. Худушин. - М.: Знание, 1985. - 6 4 с.

193. Цыганюк Д.В. Проблема развития музыкальной памяти / Д.В. Цыганюк //Доп. Образование.-2005.-^ь 1.-С. 18-19.

194. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

195. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

196. Эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами музы- ки: обзор печати за июль-декабрь 1988г. - январь-февраль 1989г. / Гос.150б-ка БССР им, В.И. Ленина; подготов. О.Е. Мазуро. - Минск. Б. и.,1989. - 10 с. - (информационное сообщение. № 8).

197. Эстетика : Словарь. Под общ. ред. А.А.Беляева.. - М. : Политиздат, 1989.-445 с.

198. Эстетика. Теория литературы: Энциклонедический словарь терминов. - М.: ACT АСТРЕЛЬ, 2003. - 575 с.

199. Эстетика: Учебное пособие. Под ред. А.А. Радугина.. - М. : Центр, 1998.-236 с.

200. Эстетика Гегеля и современность. - М. : Изобразительное искусство, 1984.-254 с.

201. Эстетика Дидро и современность. - М. : Изобразительное искусство, 1989.-334 с.

202. Эстетика Иммануила Канта и современность. - М.: Знание, 1991. - 63 с.

203. Эстетическое воспитание во внеклассной работе. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 72 с.

204. Эстетическое воспитание в школе. - Л . : Учпедгиз, 1962. - 139 с.

205. Эстетическая культура и эстетическое воспитание : Книга для учителя. Сост. Г.С. Лабковская.. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

206. Эстетическое сознание и процесс его формирования. - М. : Искусство, 1931.-250 с.

207. Этическое и эстетическое. Отв. ред. М.С. Каган, В.Г. Иванов.. - Л. : Издательство Ленинградского унив-та, 1971. - 119 с.

208. Этнопедагогический ежегодник. Выпуск 1. - Чебоксары : ЧГПУ, 2005. - 268 с.

209. Этнопсихология : Учебник для вузов - М.: Аспект Пресс, 2003. - 368 с.

210. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996. - 96 с.151

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.