Прецедентные феномены со сферой-источником "Кино" в политической коммуникации Германии и США тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.20, кандидат филологических наук Косарев, Михаил Иванович

  • Косарев, Михаил Иванович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.02.20
  • Количество страниц 239
Косарев, Михаил Иванович. Прецедентные феномены со сферой-источником "Кино" в политической коммуникации Германии и США: дис. кандидат филологических наук: 10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. Екатеринбург. 2008. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Косарев, Михаил Иванович

Глава 1. Теоретические основы исследования прецедентных феноменов со сферой-источником «Кино» в политической коммуникации.:.'

1.1. Театральность как свойство современной политической коммуникации

1.2. Интертекстуальность как свойство современной политической коммуникации

1.2.1. Интертекстуальность: история вопроса и философские предпосылки возникновения

1.2.2. Лингвокогнитивный подход в языкознании и исследование проблемы прецедентности

1.2.3. Интертекстуальность и прецедентность в политическом дискурсе

1.3. Жанровая типология кино как основание для классификации прецедентных феноменов

1.4. Методика исследования прецедентных феноменов в политической коммуникации Германии и США

Выводы по первой главе

Глава 2. Жанровая типология прецедентных феноменов со сферой-источником «Кино»

2.1. Жанровые прецедентные поля, имеющие системную тематическую взаимосвязь с политикой

2.2. Жанровые прецедентные поля, имеющие случайную взаимосвязь с политикой

Выводы по второй главе

Глава 3. Виды прецедентных феноменов со сферой-источником «Кино», используемых в немецкой и американской политической прессе

3.1. Прецедентные имена

3.2. Прецедентные тексты

3.3. Прецедентные высказывания

3.4. Прецедентные ситуации

Выводы по третьей главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Прецедентные феномены со сферой-источником "Кино" в политической коммуникации Германии и США»

Диссертационное исследование посвящено сопоставительному изучению особенностей употребления прецедентных феноменов со сферой-источником «кино» в политической коммуникации Германии и США.

Актуальность исследования. Интертекстуальное взаимодействие отдельных текстов является уже около трех десятилетий предметом-интенсивного изучения и находится в центре внимания современных лингвистики, литературоведения, культурологии, семиологии, философии. Исследователей привлекают вопросы, связанные с взаимодействием «своего» и «чужого» слова в тексте: Вместе с тем в последнее время на первый план выходит проблема интертекстуальной компетенции как основы взаимодействия коммуникантов,- обладающих общим фондом знаний (Н. С. Бирюкова, Н. Д. Бурвикова, Д. Б. Гудков, Ю. Н. Караулов, В. Г. Костомаров, В. В. Красных, С. JL Кушнерук, И. М. Михалева,, Г. Г. Слышкин, P. JI. Смулаковская, А. П. Чудинов, G. Allen, D. Chandler, R. Liptak и др.).

Повышение интереса к прагматической стороне языка обусловливает одну из современных тенденций в развитии языкознания, связанную с привлечением достижений смежных наук для анализа того* или иного феномена. Примером может послужить политическая лингвистика, которая носит мультидисциплинарный характер и тесно связана с другими направлениями языкознания - социолингвистикой, функциональной лингвистикой, лингвистикой текста, классической и современной риторикой, когнитивной лингвистикой. Развитие исследований в сфере политической лингвистики вызвано возросшим интересом как специалистов в различных сферах, так и широких масс к изучению средств политического влияния- и борьбы за власть.

Особую роль в бытии политического дискурса играет дискурс средств-массовой информации, являющейся в современную эпоху основным каналом осуществления политической коммуникации. Исследователи подчёркивают тот факт, что именно журналисты способствуют формированию общественного мнения (И. Т. Вепрева, С. И. Виноградов, М. Р. Желтухина, Е. В. Какорина, В. Г. Костомаров, Э. А. Лазарева, Л. М. Майданова и др.). Глобальная- сеть Интернет, которая образует новую область социального взаимодействия, занимает особое место в развитии массовой коммуникации.

Интертекстуальность является одной из характеристик политического текста современных СМИ (А. Н. Баранов, Л. И. Гришаева, Е. А. Попова, А. П. Чудинов), в связи с чем дальнейшее исследование проявлений интертекстуальности в политических текстах представляется весьма перспективным.

Интерес ученых к политической коммуникации выявляется также в системе когнитивно-дискурсивных приоритетов. Когнитивно-дискурсивная парадигма в языкознании предполагает рассмотрение каждого языкового явления с точки зрения его участия в исполнении языком важнейших функций - когнитивной и коммуникативной (Н. Д. Арутюнова, Д. Б. Гудков, В. И'. Карасик, В. В. Красных, Г. Г. Слышкин, А. П. Чудинов и др.). Лингвокогнитивный подход к изучению языка, нашедший отражение в работах Д. В. Багаевой, Д. Б. Гудкова, И. В. Захаренко, В. В. Красных, С. Л. Кушнерук и других исследователей, связан с рассмотрением как собственно лингвистических, так- и когнитивных аспектов языковых явлений. Формирование лингвокогнитивного подхода в современной лингвистике дало толчок развитию исследований в сфере прецедентности. Данный феномен зачастую рассматривается учёными как разновидность интертекстуальности, однако в центре внимания исследователей прецедентности находятся не все интертексты, но лишь наиболее значимые из них. Данные тексты являются элементами когнитивного пространства данного социума, формируют общий фонд знаний его членов (и их интертекстуальную компетенцию), а следовательно, определяют успешность протекания коммуникации в рамках данного социума.

Таким образом, проблематика настоящей диссертации лежит в рамках лингвокогнитивного подхода к изучению интертекстуальности в прессе: мы фокусируем внимание на изучении не собственно языковых, но дискурсивных единиц, являющихся репрезентантами культуры, и на рассмотрении особенностей их использования в СМИ: Обращение к сфере «Кино» как г источнику интертекстем обусловлено тем, что кинематограф занимает особое место среди других средств массовой коммуникации, поскольку предлагает зрителю самый магический из потребительских товаров — грёзы (Г.М. Маклюэн) обладает высоким прагматическим потенциалом и потому играет большую роль в формировании интертекстуальной компетенции современного зрителя.

Объект исследования — прецедентность со сферой-источником* «Кино» в современной немецкой и американской политической публицистике.

Предмет исследования в данной работе - особенности употребления прецедентных феноменов со сферой-источником «Кино» в немецкой и американской политической публицистике.

Цель исследования - лингвокогнитивный и сопоставительный анализ особенностей использования прецедентных феноменов со> сферой-источником «Кино» в печатных СМИ ФРГ и США.

Цель работы требует решения следующих задач:

- обоснование теоретической значимости лингвокогнитивного подхода к сопоставительному изучению феномена интертекстуальности при исследовании прецедентных феноменов со сферой-источником «Кино» в политической коммуникации;

- выявление прецедентных феноменов со сферой-источником «Кино», используемых политическими обозревателями немецких и американских СМИ, и классификация этих прецедентных феноменов на основании жанровой принадлежности фильма-прототекста;

- классификация указанных прецедентных феноменов* по их видам (имена, тексты, высказывания, ситуации);

- обнаружение национальных закономерностей использования прецедентных феноменов со сферой-источником «Кино» в немецкой и американской политической публицистике.

Материалом настоящего исследования послужили политические тексты с интернет-сайтов национальных, региональных и городских изданий ФРГ и США. Использовались такие немецкие СМИ, как «Die Welt», «Die Zeit», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Hamburger Abendblatt», «Kölner StadtAnzeiger», «Merkur Online», «Berliner Morgenpost», «Sozialistische Tageszeitung», «Berliner Kurier», «Stern», «Süddeutsche Zeitung», «Kölnische Rundschau», а также такие американские издания, как «The Wall Street Journal», «The New York Times», «USA Today», «New York Daily News», «The Washington Post», «Chicago Tribüne», «The Daily News Online», «The Christian Science Monitor», «The Seattle Times Company», «Political Affairs Magazine», «San Francisco r

Chronicle», «The Daily Californian», «Newsday», «St. Petersburg Times» и другие. Всего проанализировано 2 027 случаев обращения к прецедентным феноменам в текстах за период с 1988 по 2008 годы.

Методология- исследования сложилась под влиянием когнитивной теории, успешно развиваемой в современном языкознании (А. Н. Баранов, В. 3. Демьянков, Ю. Н. Караулов, И. М. Кобозева, Е. С. Кубрякова, П. Б. Паршин, И.А.Стернин, А.П. Чудинов и др.); теории интертекстуальности и смежных научных теорий (Р: Барт, М. М. Бахтин, Ю. Кристева, В. Г. Костомаров, Н. А. Кузьмина, Ю. Ю. Саксонова, Г. Г. Слышкин, С. И. Сметанина, Р. Л. Смулаковская, М. А. Соловьева, Ю. А. Сорокин, А. Е. Супрун, Н. А. Фатеева), в том числе теории прецедентных феноменов (Д. В. Багаева, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко, В. В. Красных, С. JI. Кушнерук, Е. А. Нахимова); а также лингвокультурологии (Н. Д. Арутюнова, Е. М. Верещагин, В. В. Воробьев, В. А. Маслова, В. В. Ощепкова, В. Н. Телия и др.). Для решения конкретных задач исследования прецедентных имён применялся ряд методов, используемых в современной лингвистике:

Описательно-сопоставительный метод, включающий приёмы наблюдения, обобщения, когнитивной интерпретации и типологизации:. Наблюдение заключается в выделении и описании дискурсивных единиц, а также их свойств и характеристик. Обобщение позволяет синтезировать подобные явления и объединять их по установленным признакам. Когнитивная интерпретация является важным этапом метода, предполагающим выход за пределы собственно лингвистических форм в «мир психики человека, в мир его состояний и намерений» (Е. С. Кубрякова). Типологизация строится на распределении полученных результатов наблюдения по определённым основаниям.

Сопоставительный метод реализуется путём поэтапного выявления сходств и различий в закономерностях использования прецедентных имён в российской и американской рекламе с учётом национальных особенностей соответствующих языков и культур. Отбор и анализ единиц исследования осуществлялся с использованием методов сплошной выборки и количественной обработки полученных данных, что позволяет дать систематическую классификацию лингвистических явлений.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно вносит вклад в сопоставительное изучение единиц, наделённых культурно-значимой информацией, и описывает некоторые особенности их использования в немецкой и американской политической коммуникации. Среди прочих закономерностей, являющихся общими и для немецкой, и для американской политической коммуникации, важно отметить абсолютное преобладание единиц, имеющих источником голливудский кинематограф. В диссертации детально охарактеризованы жанры американских фильмов, которые оказывают максимальное воздействие на использование прецедентных феноменов в американской и немецкой политической коммуникации. Выявлен общий для американской и немецкой политической коммуникации корпус прецедентных феноменов, восходящих к сфере-источнику «Кино», и сделан вывод о том, что слабое знакомство с соответствующим корпусом прецедентных феноменов может существенно затруднить понимание современных немецких и американских политических текстов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что диссертация вносит определённый вклад в разработку теории прецедентных феноменов, в современной лингвистике: обнаружено, что голливудский кинематограф является важным источником прецедентных феноменов не только для американской, но и для немецкой политической коммуникации; выявлена взаимосвязь между жанром фильма-источника и особенностями использования прецедентных феноменов в политической коммуникации. В связи с тем, что исследование построено на материале двух иностранных языков, работа имеет значение для дальнейшего развития теории межкультурной коммуникации и взаимодействия культур: охарактеризованы- фильмы, которые особенно часто выступают как источник прецедентности в американской и немецкой политической коммуникации, сделан вывод о том, что голливудский кинематограф оказывает значительное влияние на немецкую политическую коммуникацию, а следовательно и на способ мышления современных немецких политиков и журналистов.

Практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных результатов в лексикографической практике (в том числе при подготовке специального словаря «Прецедентные феномены в современных средствах массовой коммуникации»). Результаты исследования можно использовать при разработке лингвострановедческих курсов, составлении учебных пособий и чтении спецкурсов по вопросам национально-культурной специфики коммуникации, а также применять в процессе вузовского преподавания межкультурной коммуникации, этнолингвистики, лингвокультурологии, риторики. Отдельные положения работы могут представлять интерес для политических спичрайтеров, имиджмейкеров.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета. По теме диссертации опубликовано 6 работ:

1. Косарев, М. И. Прецедентные феномены со сферой-источником «Кино» в печатных СМИ Германии / М. И. Косарев // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2007. - № 50, Вып. 21. - С.109 - 115.

2. Косарев, М. И. У истоков политической лингвистики / М. И. Косарев, И. А. Овсянникова, О. А. Солопова // Политическая лингвистика. - 2007. - Вып. 21. — С. 115-116.

3. Косарев, М. И. Прецедентные феномены с субсферой-источником «киноэкшен» в политической коммуникации Германии / М. И. Косарев // Политическая лингвистика. - 2007. — Вып. 2 (22). - С. 25 — 32.

4. Косарев, М. И. Рок-цитаты в американской политической коммуникации // Русская рок-поэзия: текст и контекст : Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т : Урал. гос. пед. ун-т. - Тверь ; Екатеринбург, 2007. - Вып. 9. - С. 92 — 96.

5. Косарев, М. И. Интертекстуальность в философии постмодернизма: концепция глобального интертекста / М. И. Косарев // Проблемы лингвокультурологического и дискурсивного анализа: материалы всерос. науч. конф. «Язык. Система. Личность». Екатеринбург, 23-25 апр. 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 87-93.

6. Косарев, М. И. Прецедентные феномены со сферой-источником «кино» в политической коммуникации Германии и США // Лингвистика, перевод и межкультурная коммуникация : материалы IX междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, октябрь, 2007 г. / Институт международных связей. — Екатеринбург : Издательство Уральского госуниверситета им. A.M. Горького, 2007. - С. 43 - 46.

Положения, выносимые на защиту: 1. Важным источником прецедентных феноменов в современной политической публицистике Германии и США является голливудское кино, которое выступает как канал воздействия американской массовой культуры на политическую коммуникацию в названных странах.

2. В связи с универсальной привлекательностью голливудского кино для большинства потребителей продукции массовой кинокультуры в политической коммуникации ФРГ и США прослеживаются скорее общие особенности употребления прецедентных феноменов со сферой-источником «кино», нежели различия.

3. Источниками прецедентных феноменов в рамках сферы «Кино» являются субсферы «вестерн», «криминальное кино», «экшен», «кинофантастика», «триллер», «комедия», «драма», «приключенческое кино».

4. Наиболее употребимыми в политической публицистике ФРГ и США являются прецедентные феномены с субсферой-источником «экшен».

5. Среди всех видов прецедентных феноменов, восходящих к сфере-источнику «Кино», наиболее востребованным в современной политической коммуникации ФРГ и США является прецедентное имя.

6. Прецедентные феномены способны конструировать мифологическую картину мира и, будучи рассматриваемыми как интертекст, привносят в сферу-мишень характеристики сферы-источника (в данном случае - американского кино).

7. Ряд жанровых прецедентных полей имеет системную тематическую связь с политикой; в данном случае тематическое пересечение затрагивает практически все фильмы — источники прецедентов, отнесённые нами к данному жанру. Вторая группа жанровых прецедентных полей имеет окказиональную тематическую связь с политикой (на уровне отдельного фильма).

8. Американское кино оказывает существенное влияние на политическую коммуникацию современной Германии,- что опосредованно влияет и на ментальность современных немецких журналистов и политиков.

Композиция диссертации отражает основные этапы и логику исследования: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, списка источников языкового материала и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», Косарев, Михаил Иванович

Выводы по третьей главе:

Рассмотренный в настоящей главе материал позволяет сделать следующие выводы об использовании различных видов прецедентных феноменов в немецкой и американской прессе.

1. С точки зрения видовой принадлежности прецедентных феноменов наиболее распространённым и в немецкой, и в американской политической коммуникации является прецедентное имя, что подтверждает тезис Д.Б. Гудкова об особом положении прецедентного имени среди других видов прецедентных феноменов. Наиболее известными и немецкому, и американскому читателю являются имена «Рэмбо», «Джеймс Бонд», «Терминатор», которые в сумме составляют 39,6% от общего числа прецедентов, зафиксированных в немецкой прессе, и 29,2% - в американской.

2. Прецедентные высказывания более распространены в немецкой, нежели в американской политической публицистике. При этом среди прецедентных высказываний особое место, по нашему мнению, занимают высказывания-штампы, то есть киноцитаты, утратившие либо утрачивающие связь с породившим их кинотекстом. Особенность данных единиц состоит в том, что в силу своей слабой связи с кинотекстом они воспринимаются читателем как «ни к чему не обязывающие».

3. Прецедентный текст является феноменом, третьим по значимости в немецкой и вторым по значимости в американской политической коммуникации. Чаще других встречаются обращения к прецедентным кинотекстам «Звёздные войны», «Место преступления», «В самый полдень», «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил бомбу».

4. Прецедентные ситуации являются феноменом, наименее употребимым и немецкими и американскими политическими обозревателями. Большинство ситуаций отмечены в СМИ ФРГ и США единичными обращениями, что говорит о сравнительно низкой степени их рефлексивности. Самыми известными авторам являются ситуации, связанные с фильмами «Касабланка», «Гражданин Кейн», «Апокалипсис сегодня», «Доктор

Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил бомбу», «Кинг Конг», «Клан Сопрано», «Грязный Гарри» и киноэпопеей «Звёздные войны». Среди прецедентных ситуаций можно выделить собственно прецедентные ситуации (характеристикой которых является наличие динамического компонента и представление о которых достаточно чётко описывает определение, данное Д.Б. Гудковым прецедентной ситуации) и «стоп-кадры», характеризующиеся отсутствием динамического компонента.

5. В связи с тем, что прецедентный текст и прецедентная ситуация являются не вербальными, но вербализуемыми феноменами, обращение к ним в ряде случаев сложно разграничить, притом что инвариант восприятия прецедентной ситуации входит в инвариант восприятия прецедентного текста. Прецедентная ситуация в нашем понимании по сравнению с прецедентным текстом, с одной стороны, может рассматриваться как более конкретный феномен, с другой - как более широкий (если речь идёт о кинотексте, состоящем из нескольких частей, связанных единым сюжетом).

Заключение

В настоящей1 диссертации предпринята попытка осмысления системы прецедентных феноменов в национальном сознании в её взаимосвязи с системой мифов современного общества. Мифологизация сознания, связанная с развитием некритического представления о реальности, и мифотворчество являются важнейшими характеристиками политической коммуникации. В свою очередь, мифологизация политической коммуникации с помощью прецедентных феноменов обеспечивает ей суггестивные свойства.

Погружённость языка СМИ в театральный контекст имеет следствием то, что используемые в политической коммуникации прецедентные феномены со сферой-источником «кино» так же, как и метафора театра, являются одним из наиболее распространённых фреймов интерпретации политики и содержат импликацию «ненастоящести» происходящего. Преимуществом же сферы кино как источника прецедентных феноменов; является то, что кино обладает повышенным суггестивным потенциалом в силу использования и зрительного и слухового каналов воздействия на. психику зрителя.

Сфера кино, как и большинство других сфер популярной, массовой культуры, не может избежать существенного влияния культуры США. Более того, часто между понятиями «американская культура» и «массовая культура» нет существенных различий, поскольку массовые культуры стран всего мира испытывают сильнейшее влияние современной американской популярной культуры благодаря развитию высоких технологий, которые позволяют транслировать её продукцию по всему миру. Культура таких европейских держав, как Германия, Франция, Великобритания, в определенной степени является производной от американской массовой культуры. Американский кинематограф создал чрезвычайно распространённый сегодня миф «американской мечты», стал его наглядным воплощением. Отсюда он является доминирующим источником кйнопрецедентов, зафиксированных в немецкой и американской политической коммуникации.

По нашему убеждению, для массовой культуры в целом и для кино в частности важна дифференциация жанров, их лёгкое опознавание. Массовая культура обращена- к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории, и эффект обманутого ожидания привёл бы к коммерческому неуспеху. Анализ; особенностей использования- прецедентных феноменов, в фильмах различных жанров позволяет сделать вывод о наибольшей распространённости в политической публицистике ФРГ и США прецедентов с субсферой-источником «экшен». Популярность экшен-фильмов обусловлена тем, что данный жанр иллюстрирует достаточно популярный тезис «добро- должно быть- с кулаками» и подтверждает идею о превосходстве; добра над злом. Кроме того, одной из определяющих характеристик кинофильмов «экшен» является их зрелшцность: они обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадёрскими трюками и спецэффектами. Экшен-прецеденты конструируют особую (мифическую) реальность, в политической коммуникации. В- центре данной* реальности находится политический лидер (обычно представляемый положительным героем фильма) и его борьба с оппонентом (который изображается антигероем).

В связи с универсальной привлекательностью голливудского кино для большинства потребителей продукции: массовой кинокультуры: в рамках тематики исследования можно говорить в: известной- степени об общих особенностях употребления прецедентных феноменов со сферой-источником «кино» в политической коммуникации ФРГ и США, нежели о-различиях в их использовании, которые весьма немногочисленны и носят скорее случайный характер. Структура жанровых прецедентных полей в немецкой и американской политической коммуникации по количественным показателям практически совпадает, различия же связаны с характеристиками полей, относящихся^ к жанру «кинофантастика», жанру «комедия», а. также жанру «драма».

В немецкой политической коммуникации прецедентные феномены с субсферой-источником «фэнтези», содержащие сказочный компонент, более распространены, нежели научно-фантастические, в отличие от американской политической публицистики.

Прецедентные'феномены с: субсферой-источником «драма» в четыре раза более- распространены, в американской: политической коммуникации,, нежели в немецкой, что объясняется в первую очередь известностью конкретного; фильма («Khut Rockne. All American») в США, поскольку одну из-наиболее ярких своих ролей в> нём сыграл будущий президент. Похожая картина- наблюдается? при анализе:. прецедентного поля: «комедия» в американской политической коммуникации: большинство- обнаруженных, нами» комедийных прецедентов имеют источником- фильм- «Доктор Стрейнджлав или. как я: перестал бояться и полюбил бомбу»,, тематически. напрямую связанный с политической сферой. Прецедентные: феномены, способны конструировать, мифологическую картину мира- и, будучи рассматриваемыми как, интертекст, привносят в сферу-мишень? характеристики, сферы-источника. Данная особенность наиболее ярко проявляется у прецедентов, находящихся в зоне тематического пересечения «киножанр — политический: дискурс». Наше; исследование, показало, что можно; говорить о наличии явной тематической взаимосвязи с политикой^ на системном уровне жанров «вестерн», «криминальное кино», «экшен» и субжанра «научно-фантастическое кино» и случайной взаимосвязи с политикой жанров «триллер», «комедия», «драма», «приключенческое кино» и субжанра «фэнтези». В первом случае тематическое пересечение затрагивает практически все фильмы — источники прецедентов, отнесённые нами к данному жанру, во втором- случае взаимосвязь проявляется на уровне отдельного фильма.

С точки зрения видовой принадлежности прецедентных феноменов наиболее распространённым и в немецкой, и в американской политической коммуникации является прецедентное имя, что подтверждает тезис о его особом положении среди других видов прецедентных феноменов.

Прецедентные высказывания более распространены в немецкой, нежели в американской политической публицистике. При этом среди прецедентных высказываний особое место, по нашему мнению, занимают высказывания-штампы, то есть киноцитаты, утратившие либо утрачивающие связь с породившим их кинотекстом. Особенность данных единиц состоит в том, что из-за своей слабой связи с кинотекстом они воспринимаются читателем как «ни к чему не обязывающие», могут использоваться вне зависимости от тематической связи того или иного жанра с политикой и будут восприниматься не как «чужеродный элемент», но совершенно адекватно.

Феноменом, наименее употребляемым и немецкими, и американскими политическими обозревателями, являются прецедентные ситуации. Большинство ситуаций репрезентируются в СМИ ФРГ и США единичными обращениями, что говорит о сравнительно низкой степени их рефлексивности. Среди прецедентных ситуаций можно выделить собственно прецедентные ситуации и «стоп-кадры», характеризующиеся отсутствием в них динамического компонента.

С точки зрения мифологической функции прецедентных феноменов прецедентное имя используется для апелляции к образу героя, являющемуся центральным и в политической мифологии, и в мифологии кино. Прочие виды прецедентных феноменов не так распространены и употребляются для апелляции к мифическому миру или его элементам. Однако, в ряде случаев для этого может использоваться и прецедентное имя.

Перспективу настоящей работы мы видим в дальнейшем изучении мифологической функции прецедентных феноменов с точки зрения системно-структурного описания создаваемых ими мифологических моделей. Основные положения исследований современной мифологии, которые закрепляют центральное место в мифе за его положительным героем, позволяют дифференцировать обращения к мифическому образу героя / антигероя и апелляции к мифическому миру, который конструируется прецедентными феноменами. Наиболее перспективным, на наш взгляд, является исследование мифологии жанров, имеющих системную тематическую связь с политикой. Подобная связь достаточно чётко указывает на характер актуализируемого мифа. В структуре мифообраза героя могут быть рассмотрены такие составляющие, как денотат, оценка, дифференциальные признаки, образ действий, заданный позицией героя, атрибуты и другие компоненты. В структуре мифического мира представляется возможным разграничить указания на второстепенного героя, на артефакты, на типичный сюжетный сценарий и сюжетные элементы, визуальные составляющие мира и т. д.

С этой точки зрения, а также в плане дальнейшего изучения политического дискурса, в частности, его суггестивной функции, работа в обозначенном направлении видится нам весьма перспективной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Косарев, Михаил Иванович, 2008 год

1. Антонян, Ю. М. Миф и вечность / Ю. М. Антонян. - М. : Логос, 2001. — 464 с.

2. Арабов, Ю. Н. Необязательные заметки / Ю. Н. Арабов // Искусство кино. 1996. - № 3. - С. 24 - 31.

3. Арнольд, И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей / И. В. Арнольд. С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1999. — 443 с.

4. Аронсон, О. В. Тело героя. Рациональность вестерна / О. В. Аронсон // Киноведческие записки. 1994. - № 26. - С. 33 — 38.

5. Ахманова, О. С. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема / О. С. Ахманова, И. В. Гюббенет // Вопросы языкознания. — 1977. № 3. С. 49-52.

6. Балахонская, Л. В. Прецедентные феномены как средство манипулирования в рекламном дискурсе / Л. В. Балахонская // Слово. Семантика. Текст. Санкт-Петербург, 2002. - С. 34 - 39 '

7. Баранов, А. Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом? / А. Н. Баранов // Человек. 1997. - № 6. - С. 108 - 118.

8. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. И. Косикова. М. : Прогресс, 1989. — 616 с.

9. Бахтин, М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

10. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975. - 502 с.

11. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М. : Искусство, 1979 (б). С. 381 - 393

12. Бахтин, М. М. Проблемы речевых жанров // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979 (в).-С. 237-280

13. Бирюкова, Н. С. Восприятие студентами прецедентных феноменов, используемых в современной политической коммуникации : дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / Бирюкова Наталья Сергеевна. Екатеринбург, 2005 (а). -199 с.

14. Бирюкова, Н. С. О типах прецедентных феноменов / Н. С. Бирюкова // Известия УрГПУ : Лингвистика. 2005 (б). - Т. 15. - С. 60 - 66.

15. Борко, Т. И. Эволюция мифа : на пути становления религиозного мировоззрения : автореф. дис. . д-ра филос. наук : 24.00.01 / Борко Татьяна Иосифовна ; Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2006. - 37 с.

16. Блум, X. Страх влияния. Карта перечитывания / X. Блум. — Екатеринбург : Урал, ун-т., 1998. 352 с.

17. Будаев, Э. В. Становление и эволюция зарубежной политической лингвистики / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов // Политическая лингвистика. — 2006. Вып. 20. // Режим доступа : http://www.philology.ru/linguistics2/budayev-chudinov-06.htm

18. Вайль, П. Л. Правильный фильм для правильного зрителя / П. Л. Вайль // Сегодня. 1993. - 24 августа. - С. 43 - 50.

19. Веселовский, А. Н. Из введения в историческую поэтику (Вопросы и ответы) // А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. М. : Высшая школа, 1989. -С. 42-58.

20. Ветров, В. В. Дискуссия о модерне и постмодерне в западной философии второй половины XIX — начала XX века : дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 / Ветров Владимир Викторович. Тверь, 2004. 150 с.

21. Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст: кинотекст / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. 2007. - Вып. (2) 22. — Режим доступа : http://www.philology.ru/linguistics2/voroshilova-06.htm.

22. Выготский, JI. С. Психология искусства / JI. С. Выготский. М. : Искусство, 1986. 480 с.

23. Гаспаров, Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. М. : Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с. - Режим доступа : http://www.zipsites.ru/books/gasparovyazykpamyatobraz/.

24. Гельман, А. И. Политика как театр / А. И. Гельман // Газета.Ру Электронный ресурс. / гл. ред. М. Михайлин. Электрон, дан. - М. : Газета.Ру, 1999. - Режим доступа : http://gazeta.ru.

25. Генис, А. Целомудренный распутник / А. Генис // Русский телеграф. — 1998. 25 марта. - С. 24 - 31.

26. Гудков, Д. Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации: автореф. дис. . докт. филол. наук. : 10.02.19 / Гудков Дмитрий Борисович ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Москва, 1999 (а).-42 с.

27. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. -М. : Гнозис, 2003. 288 с.

28. Гудков, Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д. Б. Гудков. — М. : Моск. гос. ун-т, 1999 (б).

29. Гудков, Д. Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского (результаты эксперимента) / Д. Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Филология, 1998. - Вып. 4. - С. 82 - 93.

30. Гудков, Д. Б. Прецедентная ситуация и способы её актуализации / Д. Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Диалог-МГУ, 2000. - Вып. 11. - С. 40 - 46.

31. Гудков, Д. Б. Для чего мы говорим? (К проблеме ритуала и прецедента в коммуникации) / Д. Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Филология, 1997. - Вып. 2. - С. 26-40.

32. Гудков, Д. Б. Структура и функционирование двусторонних имён (к вопросу о взаимодействии языка и культуры) / Д. Б. Гудков // Вестник МГУ. сер. 9, Филология. - 1994. -№ 6. - С. 14 - 21.

33. Гудков, Д. Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования : учеб. пособие / под ред. М. Н. Володиной. М. : Изд-во МГУ, 2003. - Режим доступа : http://evartist.narod.ru/textl2/09.htm.

34. Денисова, Г. В. В мире интертекста: язык, память, перевод / Г. В. Денисова. М. : Азбуковник, 2003. - 298 с.

35. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с. фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. - С. 407 - 426.

36. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления / Ф. Джеймисон // Философско-литературный журнал ЛОГОС. — 2000. № 4. — С. 63-77.

37. Дмитриева, О. А. Механизм восприятия прецедентного текста / О. А. Дмитриева // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. Волгоград, 1999. - С. 42 - 46.

38. Жанр // Энциклопедия «Кругосвет» Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.krugosvet.ru/.

39. Жанры // Википедия — свободная энциклопедия Электронный ресурс. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/.

40. Жанры киноисскусства // Википедия — свободная энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/.

41. Захаренко, И. В. К вопросу о каноне и эталоне в сфере прецедентных феноменов / И. В. Захаренко // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Филология, 1997. - Вып. 1. - С. 104-113.

42. Иванова, Е. Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.19 / Иванова Екатерина Борисовна ; Волг. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2001. - 16 с.

43. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М. : Интрада, 1998. - Режим доступа : http://yanko.lib.ru/books/betweenall/ilyin-postmodernizm.htm.

44. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин // М. : Интрада, 1996. Электрон, дан. - Режим доступа : http://Hb.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt.

45. Ильин, И. П. Постмодернизм: Словарь терминов / И. П. Ильин М. : ИНИОН РАН-ШТЮША, 2001. 344 с.

46. Кассирер, Э. Техника современных политических мифов / Э. Кассирер // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1990. - № 2. - С. 58 - 65.

47. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. М. : Эксмо, 2006. - 832 с.

48. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М. Наука, 1987.-261 с.

49. Кокорев, И. Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим / И. Е. Кокорев. М.: Русская панорама, БР8Ь, 2001. - 488 с.

50. Кольев, А. Мифы нации и «консервативная революция» / А. Кольев // журнал Золотой ЛЕВ Электронный версия. 1999. - № 5-6. - Режим доступа: http://www.zlev.ru/56l.htm.

51. Косарев, М. И. Прецедентные феномены со сферой-источником «Кино» в печатных СМИ Германии / М. И. Косарев // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2007. -№ 50, Вып. 21. - С. 109 - 115.

52. Косарев, М. И. Прецедентные феномены с субсферой-источником «киноэкшен» в политической коммуникации Германии / М. И. Косарев // Политическая лингвистика. 2007. - Вып. 2 (22). — С. 25 - 32.

53. Косарев, М. И. Рок-цитаты в американской политической < коммуникации // Русская рок-поэзия: текст и контекст : Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т : Урал. гос. пед. ун-т. — Тверь ; Екатеринбург, 2007. — Вып. 9. — С. 92 -96.

54. Косарев, М. И. У истоков политической лингвистики / М. И. Косарев, И. А. Овсянникова, О. А. Солопова // Политическая лингвистика. — 2007. — Вып. 21.-С. 115-116.

55. Костомаров, В. Г. Как тексты становятся прецедентными / В. Г. Костомаров, Н. Д. Бурвикова // Русский язык за рубежом. 1994. - № 1. - С. 73-76.

56. Костыгина, К.А. Интертекстуальность в прессе (на материале немецкого языка) : дис. . канд. филол. наук : 10.02.04 / Костыгина Ксения Александровна. СПб., 2003. - 308 с.

57. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. М. : Гнозис, 2003. - 374 с.

58. Красных, В. В. Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст) : автореф. дис. . д-ра филол. наук : 10.02.19 / Красных Виктория Владимировна ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1999. - 74 с.

59. Красных, В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : Курс лекций. М. : Гнозис, 2002. - 284 с.

60. Красных, В. В. Система прецедентных феноменов в контексте современных исследований // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М. : Филология, 1997. Вып. 2. - С. 5 -12.

61. Красных, В. В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц в коммуникации / В. В. Красных, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко, Д. В. Багаева // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. - 1997. — № 3.- С. 62 75.

62. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 1995. - № 1. - С. 97 - 124.

63. Кристева, Ю. К семиологии параграмм / Ю. Кристева // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс, 2000. - С. 484 - 516.

64. Крюкова, И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентное™-: дис. . д-ра. филол. наук : 10.02.19 / Крюкова Ирина Васильевна. — Волгоград, 2004. 360 с.

65. Кубрякова, Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова. М. : Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.

66. Курицын^ В. Н. Русский литературный постмодернизм / В. Н. Курицын // Современная русская литература с Вячеславом Курицыным Электронный ресурс. / ред. Н. Кириченко. Электрон, дан. — Режим доступа : http://www.guelman.ru/slava/postmod/.

67. Кушнерук, С. Л. Сопоставительное исследование прецедентных имён в российской и американской рекламе : дис. . канд. филол. наук : 10.02.20 / Кушнерук Светлана Леонидовна. — Екатеринбург, 2006. — 213 с.

68. Кузьмина, Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н: А. Кузьмина : монография. изд. 2-е, стереотип. - М: : Едиториал УРСС, 2004. - 272 с.

69. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон // Библиотека Максима Мошкова Электронный ресурс. Электрон: дан. - Режим доступа : http://lib.ru/.

70. Леви-Стросс, К. Структурная? антропология / К. Леви-Стросс // Библиотека Fort/Da Электронный ресурс. — Режим доступа, : http://yanko.lib.ru/.

71. Леонтьев, А. Ä. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности // Русский филологический портал Электронный ресурс. / гл. ред. М. Т. Дьячок. Электрон, дан. - Режим доступа : http://www.philology.ru/.

72. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф; Лиотар // Библиотека Гумер Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.gumer.info/.

73. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: человек — текст — семиосфера история / Ю. М. Лотман. - М. : Языки русской культуры,. 1996. - 464 с.

74. Лотман,. Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман // Библиотека Гумер Электронный ресурс. Режим доступа^ : http://www.gumer.info/.

75. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. — М.: Канон-Пресс : Кучково поле, 2003. 464 с.

76. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие / В. А. Маслова. 2-е изд. — Мн. : ТетраСистемс, 2005. — 256 с.

77. Михалева, И. М. Текст в тексте: психолингвистический анализ : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.02.19 / Михалева Ирина Михайловна ; АН СССР. М., 1989. - 24 с.

78. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. — 478 с.

79. Московичи, С. Машина, творящая богов / С. Московичи. М. : Центр психологии и психотерапии, 1998. — 560 с.

80. Нахимова, Е. А. О критериях выделения прецедентных феноменов в политических текстах / Е. А. Нахимова // Лингвистика : Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. Т. 13. - 2004а).-С. 166- 174.

81. Нахимова, Е. А. Прецедентные имена как ментальное поле в политической коммуникации / Е. А. Нахимова // Лингвистика : Бюллетень' Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. Т. 13. - 2004б).-С. 47-61.

82. Нахимова, Е. А. Прецедентные имена с ментальным полем-источником «Театр» в современном политическом дискурсе / Е. А. Нахимова // Известия УрГПУ. Лингвистика. 2005. - Вып. 15. - С. 102 - 114.

83. Немирова, Н. В. Аллюзивность современного публицистического текста // Language and Literature Электронная версия. Вып. 20. - 2004. - Режим доступа : http://frgf.utmn.ru/No20/text06.htm.

84. Немирова, Н. В. Прецедентность и интертекстуальность политическогодискурса (на материале современной публицистики) / Н. В. Немирова //

85. Лингвистика : Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т.-Т. И.-2003.-С. 146-155.

86. Нестерова, Н. М. Вторичность как онтологическое свойство перевода : дис. . д-ра. филол. наук : 10.02.19 / Нестерова Наталья Михайловна. — Пермь, 2005.-368 с.

87. Павликова, С. К. Русские- и английские прецедентные высказывания (сравнительный анализ) : дис. . канд. филол. наук : 10.02.19 / Павликова Светлана Кимовна. М., 2005. - 172 с.

88. Парамонов, Б. М. Конец стиля / Б. М. Парамонов. М. : Аграф, 1999: — 464 с.

89. Пикулева, Ю. Б. Культурный фон современной телевизионной рекламы / Ю. Б. Пикулева // Известия УрГУ. 2002. - № 24. - Режим доступа : http://www.philology.ru/linguistics2/pikuleva-02.htm

90. Полотковский, С. А. Влияние современного голливудского кино на духовную ситуацию в России: межкультурные связи в контексте международных отношений : дис. . канд. ист. наук : 07.00.15 / Полотковский Сергей Аркадьевич. — СПб., 2006. 156 с.

91. Пименова, М: В. Введение в концептуальные исследования : уч. пособие / М: В. Пименова, О: Н. Кондратьева. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2006.- 178 с.

92. Попова, 3. Д. Семантико-когнитивный анализ языка / 3. Д! Попова, И: А. Стернин. Воронеж : Истоки, 2006. - 226 с.

93. Попова, 3. Д. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие / 3. Д. Попова и др.. Кемерово : ИПК «Графика», 2004. - 210 с.

94. Юб.Потебня, А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. — М. : Искусство, 1976.-614 с.

95. Привалова, И. В. Языковое сознание: этнокультурная маркированность (теоретико-экспериментальное исследование) : автореф. дис. . д-ра. филол. наук : 10.02.19 / Привалова Ирина Владимировна ; Ин-т языкознания РАН. — М., 2006. 50 с.

96. Прохоров, Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю. Е. Прохоров. изд. 3-е, стереотип. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 224 с.

97. Прохоров, Ю. Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации : дис. . д-ра. филол. наук : 10.02.01 / Прохоров Юрий Евгеньевич. — М.-Екатеринбург, 2006 (а). — 338 с.

98. ПЗ.Рюмкова, О. Г. Политический миф: теоретические основания и современная политическая практика : дис. . канд. полит, наук : 23.00.01 / Рюмкова Оксана Геннадьевна. —М., 2004. 152 с.

99. Семенец, О. П. Прецедентный текст в языке газеты (Динамика дискурса 50-90-х годов : дис. . канд. филол. наук : 10.02.01 / Семенец Ольга Павловна. СПб., 2004. - 356 с.

100. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты : дис. . д-ра. филол. наук : 10.02.19 / Слышкин Геннадий Геннадьевич. Волгоград, 2004.-323 с.

101. Слышкин, Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. — М. : Academia, 2000. 128 с.

102. Слышкин, Г. Г. Парольный потенциал прецедентных текстов / Г. Г. Слышкин // Языковая личность : аспекты лингвистики и лингводидактики : сб. науч. тр. — Волгоград, 1999. С. 26 — 32.

103. Слышкин, Г. Г. Прецедентный текст: структура концепта и способы апелляции к нему / Г. Г. Слышкин // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. — С. 62 — 68.

104. Слышкин, Г. Г. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. М. : Водолей Publishers, 2004. - 153 с.

105. Смирнов, И. П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. JL Пастернака / И. П. Смирнов. — 2-е изд. СПб. : Языковой центр С.-Петербургск. ун-та, 1995. -189 с.

106. Смулаковская, P. JI. Своеобразие использования прецедентных феноменов в газетном дискурсе // Лингвистика : Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. Т. 12. - 2004. — С. 111 — 120.

107. Сорокин, Ю. А. Феномен прецедентности и прецедентные феномены / Ю. А. Сорокин, Д. Б. Гудков, В. В. Красных, Н. П. Вольская // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов.- М.: Филология, 1998. Вып. 4. - С. 5 - 33.

108. Спиридовский, О. В. Интертекстуальность президентского дискурса в США, Германии и Австрии / О. В. Спиридовский // Политическая лингвистика. 2006 (а). - Вып. 20. - Режим доступа : http ://www.philology .ru/linguistics 1 /spiridovsky-06 .htm.

109. Спиридовский, О. В. Лингвокультурные характеристики американской президентской риторики как вида политического дискурса : дис. . канд. филол. наук : 10.02.04 / Спиридовский Олег Владимирович. Воронеж, 2006 (б).-255 с.

110. Театральность политическая // Архив политической рекламы Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.33333.ru/.

111. Трепакова, А. В. Современное американское кино в социально-культурном аспекте : дис. . канд. культурологических наук : 24.00.01 / Трепакова Анна Валерьевна. М., 2003. — 165 с.

112. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов.- М.: Наука, 1977. 573 с.

113. Фатеева, II. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности / Н. А. Фатеева. М. : УРСС, 2006. - 280 с.

114. Фрейлих, С. И;.Теория-кино: 0т Эйзенштейна до Тарковского : Учебник для вузов. 4-е изд. — М. : Академический-проект : Фонд «Мир», 2007. —512с. ' ■ ■

115. Хватова, С. С. Этнокультурная специфика идентификациипрецедентных':имён: носителями языка : дис.канд. филол. наук : 10.02.19 /

116. Хватова Светлана Сергеевна. Тверь, 2004. -149 с.

117. Шварценеггер, Арнольд // Википедия свободная энциклопедия: Электронный ресурс. - Режим доступам http://m.wikipedia;org/.

118. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса:: автореф: дисдра филол. наук :, 10.02.19 : 10.02.01 / Шейгал Елена Иосифовна ; Волг. гос. пед. ун-т.- Волгоград, 2000t-33'с.

119. Шейгал, Е. И. Театральность политического дискурса / Е. И. Шейгал // Единицы языка и их функционирование: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. -Саратов : СГАП* 2000. - Режим доступа : http://www.philology.ru/linguisticsl/sheygal-00.htm.

120. Шехтман, Н. Г. Сопоставительное исследование театральной и спортивной метафоры в российском и американском политическом дискурсе : дис. . канд. филол. наук : 10.02.20 / Шехтман Наталия Георгиевна. — Екатеринбург, 2005. — 227 с.

121. Шульга, Н. В. Мифологема в структуре массового политического сознания : дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Шульга Надежда Викторовна. -Омск, 2006.-175 с.

122. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. М. ; Киев : Рефл-бук : Ваклер, 1996. - 288 с.

123. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении // Избранные сочинения / М. Элиаде. М. : Ладомир, 2000. - 414 с.

124. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К. Г. Юнг. М. : Харвест, 2004. - 398 с.

125. Ямпольский, М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. М. : Культура, 1993. - 464 с.

126. Bosman, J. Persuasive effects of political metaphors / J. Bosman // Metaphor and Symbolic Activity. 1987. - T. 2. - № 2. - C. 97 - 113.

127. Chandler, D. Intertextuality // Semiotics for beginners Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.aber.ac.uk/media/Documents/S4B/.

128. Fairclough, N. Language and Power / N. Fairclough. Лондон : Longman, 1989.-259 c.

129. Film genre // Wikipedia the free encyclopedia Электронный ресурс. — Режим доступа: http://en.wikipedia.org/.

130. Genre studies // Wikipedia, the free encyclopedia Электронный ресурс. — Режим доступа: http://en.wikipedia.org/.

131. Hacke, J. Politische Mythen. Gegenwärtige Vergangenheiten / J. Hacke // Die Gazette Электронная версия. 2005. — № 8. — Режим доступа : http://www.gazette.de/Archiv2/Gazette8/hacke.html.

132. Liptak, R; Coming to Terms with Intertextuality: Methodology behind Biblical Criticism Past and Present : мини-дис. соискателя степени Master of Arts / R. Liptak. Hatfield, 2003. -58 c.

133. Riffaterre, M. Semiotics of Poetry / M. Riffaterre. Bloomington : Indiana University Press, 1978. - 224 c.

134. Zinken, J. Imagination im Diskurs. Zur Modellierung metaphorischer Kommunikation und Kognition : дис. . PhD / Jörg Zinken. Bielefeld, 2002'. — 262 c.

135. Zinken, J. Metaphors, stereotypes and the linguistic picture of the world: Impulses from the Ethnolinguistic School of Lublin / J. Zinken // metaphorik.de

136. Электронный ресурс. / ред. Hildegard Clarenz-Löhnert. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.metaphorik.de/07/zinken.pdf.

137. Список источников языкового материала:1. Немецкие Американские

138. Die Welt 1. The New York Timeshttp://www.welt.de/ http://www.nytimes.com/

139. Die Zeit 2. The Wall Street Journalhttp://www.zeit.de/ http ://www. wsj .com/

140. Frankfurter Allgemeine Zeitung 3. USA Todayhttp://www.faz.net/ http://www.usatoday.com/

141. Hamburger Abendblatt 4. New York Daily Newshttp://www.abendblatt.de/ http://www.nydailynews.com/'

142. Kölner Stadt-Anzeiger 5. The Washington Posthttp://www.ksta.de/ http://www.washingtonpost.com/

143. Merkur Online 6. Chicago Tribunehttp://www.merkur-online.de/ http://www.chicagotribune.com/

144. Berliner Morgenpost 7. The Daily News Online *http://www.morgenpost.de/ http://www.dailynews.com/

145. Sozialistische Tageszeitung 8. The Christian Science Monitorhttp://www.neues-deutschland.de/ http://www.csmonitor.com/

146. Berliner Kurier 9. The Seattle Times Companyhttp://www.berliner-kurier.de/ http://www.seattletimes.com/

147. Stern 10. Political Affairs Magazinehttp://www.stern.de/ http://www.politicalaffairs.net/11 .Süddeutsche Zeitung 11. San Francisco Chroniclehttp://www.sueddeutsche.de/ http://www.sfgate.com/

148. Kölnische Rundschau 12. The Daily Californianhttp://www.rundschau-online.de/ http://www.dailycal.org/21513. Newsdayhttp://www.newsday.com/

149. St. Petersburg Times http://www.tampabay.com/

150. Детсадовский полицейский 1 41. Конан 3 1. Из России с любовью 21. Первая кровь 11. Вспомнить всё 1 1. Умри, но не сейчас 11. Казино Рояль 1

151. На несколько долларов больше 1

152. Никогда не говори никогда 323.Правдивая ложь 1

153. Ты не сможешь принять правду 1

154. Спасение рядового Райана 1приключенческое кино 60. Капитан Блад 11. ВСЕГО 207 128

155. ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ СИТУАЦИИ, обращения к которым обнаружены в немецкой и американскойполитической коммуникацииситуация (фильм-источник) количество обращений1. ФРГ СШАвестерн

156. Грязный Гарри пытает «Скорпиона» («Грязный Гарри», 1971 г.) 3

157. Рустер Когбёрн и Нед Пеппер» («Настоящее мужество», 1969 г.) 1криминальное кино

158. Майкл Корлеоне вместо Вито Корлеоне» («Крёстный отец», 1972 г.) 1

159. Вито Корлеоне с семьёй» («Крёстный отец», 1972 г.) 1

160. Убийство Мо Грина» («Крёстный отец II», 1974 г.) 1

161. Возвращение Майкла Корлеоне» («Крёстный отец II», 1974 г.) 1

162. Разговор Хаймана Рота и Майкла Корлеоне» («Крёстный отец II», 1974 г.) 1

163. Месть за отца» (трилогия «Крёстный отец», 1972 г., 1974 г., 1990 г.) 1

164. Тони и Кармела Сопрано в кафе НоЫеп'Б ВгооксЫе» («Клан Сопрано», 1999 г.) 2 3экшен

165. Смерть Аурика Голдфингера» («Голдфингер», 1964 г.) 1

166. Северокорейские солдаты пытают Джеймса Бонда» («Умри, но не сейчас», 2002 г.) 1

167. Встреча солдат союзных войск» («Самый длинный день», 1962 г.) 1

168. Скараманга занимается сексом перед стрельбой» («Человек с золотым пистолетом», 1974 г.) 1

169. Реактор плавит сердцевину планеты» («Вспомнить всё», 1990 г.) 1

170. Обучение детей дисциплине» («Детсадовский полицейский», 1990 г.) 1

171. Зачатие ребёнка невестой дьявола» («Конец света», 1999 г.) 1

172. Талисман в комнате, полной свечей» («Рыжая Соня», 1985 г.) 1

173. Клонирование Адама Гибсона» («Шестой день», 2000 г.) 1 е

174. Получение Дагласом Куэйдом чемодана» («Вспомнить всё», 1990 г.) 1

175. Погоня Ивана Данко за Виктором Роставелли на автобусе» («Красная жара», 1988 г.) 1

176. Путь Рокки Бальбоа к славе» («Рокки» 1976 г., «Рокки И» 1979 г., «Рокки III» 1982» г., «Рокки IV» 1985 г., «Рокки V» 1990 г.) 1кинофантастика

177. Анакин Скайуокер становится Дартом Вейдером» («Звёздные войны эпизод 1П: Месть ситхов», 2005 г.) 3 2

178. Люк Скайуокер выбирается из «Звезды Смерти» («Звёздные войны эпизод IV: Новая надежда», 1977 г.) 3

179. Уничтожение «Звезды Смерти» Люком Скайуокером» («Звёздные войны эпизод IV: Новая надежда», 1977 г.) 1

180. Хан Соло с инопланетянами в баре на планете Татуин» («Звёздные войны эпизод IV: Новая надежда», 1977 г.) 1

181. Убийство Нео агентом Смитом» («Матрица», 1999 г.) 1

182. Бой Нео с клонами агента Смита» («Матрица: Революция», 2003 г.) 1

183. Воссоздание динозавров» («Парк Юрского периода», 1993 г.) 1

184. Климатическая катастрофа» («Послезавтра», 2004 г.) 1 ■■

185. Путешествие Фродо» («Властелин колец: Братство кольца», 2001 г.) 1

186. Вход в Нарнию» («Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф», 2005 г.) 1триллер

187. Кинг Конг взбирается на Эмпайр Стейт Билдинг» («КингКонг», 1933 г., 2005 г.) 2 3

188. Ганнибал Лектер в клетке» («Молчание ягнят», 1991 г.) 1

189. Чудовище Франкенштейна поворачивается против своего создателя» («Франкенштейн», 1910 г., 1931 г., 1968 г., 1973 г., 1984 г., 1987 г., 1992 г., 1994 г., 2004 г.) 1комедия

190. Совещание президента США с высшими чинами в Пентагоне» («Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил бомбу», 1964 г.) 2

191. Вечер у Р.Ф. Симпсона» («Поющие под дождём», 1952 г.) 1

192. Гомер Симпсон на подводной лодке» («Течение Симпсона», 19 эпизод 9 сезона, 1998 г.) 1 *

193. Сайдшоу Боб выходит из тюрьмы» («Сайдшоу Боб Роберте», 5 эпизод 6 сезона, 1994 г.) 1

194. Секретный прототипный топливный инжектор» («Близнецы», 1988 г.) 1

195. Говард Ленгстон не может найти сыну подарок на Рождество» («Подарок на Рождество», 1996 г.) 1

196. Забеременевший Алекс Гессе» («Джуниор», 1994 г.) 1

197. Геркулес отказывается работать уборщиком» («Геркулес в Нью-Йорке», 1970 г.) Гдрама

198. Капитан Уиллард и солдаты в «посадочной зоне» («Апокалипсис сегодня», 1979 г.) 1

199. Бомбардировка леса» («Апокалипсис сегодня», 1979 г.) 3

200. Тайна «Розового бутона» («Гражданин Кейн», 1941 г.) 3

201. Луи Рено узнаёт об азартных играх в кафе Рика Блейна» («Касабланка», 1942 г.) 16

202. Луи Рено и полицейские после убийства Хейнриха Штрассера» («Касабланка», 1942 г.) 4

203. Рик Блейн и полицейский о цели приезда Блейна в Касабланку» («Касабланка», 1942 г.) 1

204. Оборона Роммеля» («Спасение рядового Райана», 1998 г.) 1

205. Форрест Гамп не бросает людей, двигаясь к славе и богатству» («Форрест Гамп», 1994 г.) 1

206. Разговор Форреста Гампа с президентом Кеннеди» («Форрест Гамп», 1994 г.) 21. ВСЕГО 32 59

207. Зафиксированы нами в немецких и / или американских СМИ (16 из 100).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.