Претворение особенностей драматургии эпоса олонхо в якутском оперном искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Павлова, Полина Васильевна

  • Павлова, Полина Васильевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 181
Павлова, Полина Васильевна. Претворение особенностей драматургии эпоса олонхо в якутском оперном искусстве: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Уфа. 2012. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Павлова, Полина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Якутская национальная опера: истоки, формирование, развитие.

§ 1. Олонхо - героический эпос саха.

§ 2. Становление академической музыкальной культуры Якутии и образование предпосылок к созданию национального оперного искусства.

§ 3. Основные этапы развития якутской оперы.

ГЛАВА II. Отражение характерных черт сюжетно-образной и сценарной драматургии олонхо в якутской опере.

§ 1. Обращение к типам сюжетов.

§ 2. Включение образов и сюжетных ситуаций.

§ 3. Использование закономерностей построения сценария.

ГЛАВА III. Музыкально-композиционная драматургия якутской оперы и олонхо.

§ 1. Монологи в олонхо и сольные оперные жанры.

§ 2. Влияние традиций олонхо на ансамблевые и хоровые сцены

§ 3. Отражение традиций олонхо в оркестровых номерах якутских опер.

ГЛАВА IV. Музыкально-интонационная драматургия якутской оперы и олонхо.

§ 1. Цитирование музыкального материала олонхо.

§ 2. Воссоздание музыкальных жанров и стилей, характерных для олонхо.

§ 3. Синтез жанрово-стилевых черт олонхо в музыкальном языке якутских опер. Сочетание фольклорного начала с нефольклорным.

ГЛАВА V. Претворение художественных особенностей олонхо в драматургии якутских опер.

§ 1. «Ньургун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского.

§ 2. «Саасчаана и Сардаана» В.В. Ксенофонтова.

§ 3. «Зарево» В.В. Ксенофонтова.

§ 4. «Колыбельная» З.К. Степанова.

§ 5. «Александр Македонский» и «Кудангса Великий»

В.А. Кобекина.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Претворение особенностей драматургии эпоса олонхо в якутском оперном искусстве»

Актуальность исследования. Опера занимает одно из ведущих мест в академической музыкальной культуре Якутии. За более чем 60-летнюю историю якутского оперного искусства созданы около двадцати произведений данного жанра, часть из которых занимают стабильное место в репертуаре Якутского государственного театра оперы и балета имени Суоруна Омолло-она (ЯГТОиБ), имеют успех у зрителей и получили признание за пределами республики. Некоторые композиторы за свои оперные сочинения удостоены I премий общероссийского уровня1.

Особое значение для развития оперного творчества якутских композиторов имеет проблема национального своеобразия создаваемых ими произведений. Поиски её эффективного решения обусловили обращение авторов" к богатейшему культурному наследию народа саха2.

С данной позиции актуально исследование вопроса о претворении в якутской опере национальной поэтики - совокупности художественноI эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие искусства саха. Концентрированное выражение данный комплекс выразительных средств получает в якутском народном творчестве, центральное место в ¡котором занимает шедевр мирового значения - героический эпос олонхо. В уникальной музыкально-поэтической форме народного искусства данный жанр с незапамятных времён до наших дней передаёт из уст в уста все нравственные и эстетические воззрения древнего рода саха. Его философское отношение к миру, идея борьбы добра со злом, защиты своего народа, сохранеI

На Всероссийском конкурсе спектаклей музыкальных театров была награждена опера Н.С. Берестова «Неугасимое пламя» (1978), премию Союза композиторов Российской Федерации им. Д.Д. Шостаковича получил З.К. Степанов за оперу «Колыбельная» (1985). Обладателем специальной премии XV Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» - «За создание современного спектакля на основе национального эпоса» - стал коллектив Якутского государственного театра оперы и балета имени Суоруна Омоллоона, поставивший «Александра Македонского» В.А. Кобекина (2009).

2 Саха - самоназвание якутского народа, с 1991 года стало официальным названием республики. ния традиций с удивительной красочностью! и глубиной воплощены в каждом сказании. 1

I ■

Якутский героический эпос получил признание далеко за пределами региона. В 2005 году он провозглашён ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества3.

Как отмечает Э.Е. Алексеев, «грандиозные по масштабам и характеру поэтических образов якутские эпические сказания всегда содержали в себе элементы музыкально-театрального действия» [7, с. 568]. Наряду с разговорной речью здесь широко используется музыка: все монологи и диалоги многочисленных персонажей поются. Несмотря на то, что сказание исполняет один человек (олонхосут), благодаря искусству актёрского перевоплощения передаются музыкальные характеристики всех действующих лиц. Указанные драматургические особенности якутского эпоса обусловили его важное место в формировании национальной оперы.

Олонхо, долгое историческое время заменявшее ¡якутам театр, в том числе музыкальный, явилось в XX веке идеальной основой для создания одного из ведущих жанров академического искусства саха. Традиции олонхо сыграли основополагающую роль в зарождении и развитии якутской оперы, явились монументальным фундаментом её своеобразной драматургии.

Якутская национальная опера, таким образом, сформировалась на основе двух главных факторов: европейской традиции и уникального местного фольклора. При этом многие составляющие данного жанра, имеющие давнюю историю существования в европейском музыкальном театре, якутскими слушателями воспринимались именно как родственные олонхо, что способствовало пониманию оперы в качестве явления, обладающего национальной

3 В связи с возникшими на данной основе международными обязательствами, а также приоритетами социально-экономического развития республики (на период до 2025 года) 26 апреля 2010 года издан Указ президента РС (Я) «О национальном инновационном проекте Республики Саха (Якутия) "Земля Олонхо3"», которым комплексу «Земля Олонхо» придан статус национального инновационного проекта РС (Я). Разработана Программа «Десятилетие Олонхо (2005-2015 гг.)». В специально созданном пресс-центре «Олонхо» аккумулируется и обрабатывается вся информация о ходе её реализации - различных мероприятиях, конференциях, научных изысканиях и открытиях в области изучения эпоса. почвенностью. Исследование данной проблемы позволяет уточнить исторические условия возникновения оперного жанра в Якутии, показать наличие у него национальных истоков, что подчёркивает актуальность избранной темы.

Вопрос претворения фольклора в академическом жанре оперы связан с кардинальными проблемами возрождения культурных ценностей Якутии. Воссоздание традиций эпоса рассматривается в республике как одна из важных задач, о чём свидетельствуют посвящённые олонхо конкурсы, конференции, фестивали, презентации в различных городах России и других странах.

Закономерно, что в искусствознании Якутии большое значение получает проблема воздействия национального эпоса на академическое, в том числе оперное искусство. Её изучение доЛжно помочь полнее выявить корни самобытной трактовки профессиональных жанров, глубже понять истоки их почвенности. Таким образом, актуальность избранной в данной работе темы усиливается её принадлежностью к комплексу существенных для искусствознания республики исследовательских проблем. I

Степень разработанности темы. Специальные работы, рассматриI вающие проблему претворения традиций эпоса олонхо в драматургии якутской оперы на всём протяжении её истории, отсутствуют.

Влияние олонхо на музыкально-театральные произведения якутских композиторов в большинстве трудов рассматривается исключительно по отношению к первой опере «Ньургун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского (1945). Ценные сведения об этом содержатся в посвященных творчеству М.Н. Жиркова исследованиях Г.Г. Алексеевой [12, 13], работах Н.И. Головнёвой «Становление якутской профессиональной музыкальной культуры» [52], Г.М. Кривошапко «Музыкальная культура якутского народа» [113], Е.Б. Покидько «Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутии)» [168]. Подробно освещает вопрос претворения традиций олонхо в опере «Ньургун Боотур» H.H. Николаева в кандидатской дисI сертации и основанной на ней монографии «Эпос олонхо и якутская опера» (1993) [146]. Исследователь раскрывает генетическую связь указанного сочинения с эпосом в сюжете, сценарии, музыкальных образах, народных сценах, вокальных формах, ладотональном плане. Однако этот вопрос изучается применительно лишь к одному вышеназванному произведению.

Проблема влияния олонхо на драматургию других, созданных после «Ньургуна Боотура» оперных сочинений в музыковедческих трудах лишь затрагивается, её рассмотрение ограничивается отдельными высказываниями о проявлении воздействия эпоса. Следовательно, важный вопрос о претвореI нии традиций олонхо в драматургии якутской оперы на сегодняшний день раскрыт лишь частично и требует исследовательского внимания.

Совокупность вышеизложенных причин - актуальность и недостаточная изученность темы - обусловила её выбор для Исследования.

Объект исследования - якутское оперное искусство в его связях с национальным эпосом ОЛОНХО. I I

Предмет исследования - драматургические особенности эпоса олонхо и их претворение в якутских операх.

Цель работы - показать основополагающую роль традиций олонхо в i i становлении национальной самобытности драматургии якутской оперы.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Осветить предпосылки к возникновению якутской оперы;

2. Проследить основные этапы становления и развития якутской оперы;

3. Выявить характерные черты сюжетно-образной, сценарной, музыкально-композиционной и музыкально-интонациОнной драматургии расi сматриваемых сочинений; i

4. Определить методы претворения традиций олонхо в драматургии якутской оперы.

В связи с избранной темой дополнительной задачей стало освещение характерных черт драматургии якутского героического эпоса олонхо на основе обобщения научных наблюдений, изложенных в исследовательских трудах. I

Материалом исследования послужили созданные в Якутии оперные произведения: «Ньургун Боотур», «Сыгый Кырынаастыыр» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского, «Лоокуут и Ньургусун» Г.А. Григоряна, «Песнь о МанчааI ры» Г.Н. Комракова и Э.Е. Алексеева, «Красный шаман» Г.И. Литинского, «Неугасимое пламя» Н.С. Берестова, «Колыбельная» З.К. Степанова, «Сын Солнца» А.Н. Созонова, «Зарево», «Саасчаана и Сардаана», «Манчаары», «Алгьгс Aap Тойона» В.В. Ксенофонтова, «Александр Македонский», «КуI дангса Великий» В.А. Кобекина. При этом отсутствие изданных материалов, за исключением клавира «Ньургуна Боотура» [78], обусловило использование рукописных партитур и клавиров вышеназванных опер, хранящихся в библиотеке Якутского государственного театра оперы и балета имени Суо-руна Омоллоона (ЯГТОиБ) и'личных архивах авторов.

Методологическая, теоретическая база. Одним из основополагающих подходов к Избранной теме в работе стал ведущий для отечественного музыкознания метод историзма. Стремление к исследованию музыкального театра республики в контексте социальных отношений, как феномена общеI ственной жизни, обусловило, привлечение социокультурного подхода. Необходимость выявления общего и различного между якутской оперой и классическими образцами жанра привела к применению компаративистского подхода. В использовании названных методов опорой послужили фундаментальные труды по истории современной отечественной музыки, созданные Ю.В. Келдышем, М.Е. Таракановым и Е.Б. Долинской [93, 95, 96, 97, 98]. Пути становления национальных композиторских школ изучались по работам И.В. Даниловой, М.Н. Дрожжиной, В.Р. Дулат-Алеева, С.А. Закржевской, . М.Г. Кондратьева, Е.Р. Скурко, Н.Г.Шахназаровой [61, 65, 69, 83, 107, 194, 212]. Ценными явились исследования, рассматривающие формирование национальной оперы: «Становление и эволюция оперного жанра в республиках Средней Азии и Казахстана» Д.А. Адылходжаевой [1], «Башкирская национальная опера как документ эпохи» Г.С. Галиной [44], «Оперное творчество Назиба Жиганова в аспекте средств выражения национальной специфики» А.Ш. Зарифова [84], «Музыкальная драма и опера в Узбекском музыкальном театре» H.H. Комаха [106], «Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Приуралья» Т.А. Эрре [218]. Важными для изучения фундаментальных вопросов оперной драматургии явились труды Б.В. Асафьева, I

A.A. Баевой, Е.Б. Долинской, М.С. Друскина, Г.Г. Кулешовой, A.B. Лазанчиной, В.Э. Фермана, Б.М. Ярустовского [17, 18, 21,22, 25-27, 64, 68, 116, 117, 202, 223-225] и др.

Работа опирается на теорЬтические исследования народной и академической музыки саха Э.Е. Алексеева, Г.Г. Алексеевой, М.Н. Жиркова, A.C. Ларионовой, H.H. Николаевой, B.C. Никифоровой, ' Е.Б. Покидько, Ч.К. Скрыбыкиной [5, 6, 13, 79, 119, 120, 136, 139, 161, 182]. Для изучения драматургических особенностей олонхо направляющую роль сыграли труды Н.В. Емельянова, А.П. Решетниковой, Л.Н. Семёновой, И.В. Пухова и Г.У. Эргиса [74, 177, 181, 189, 217, 230]. Выявлению специфики драматургии национального эпоса способствовало обращение к данным этнографии [32, 47, 48]. Исторический аспект работы основан на материалах историко

I 1 культурологического направления, изданных в Республике Саха (Якутия) [2, 32, 41, 198]. Одним из важных фактологических источников при построении периодизации развития якутского оперного искусства явилась монография Н.И. Головнёвой «Становление якутской профессиональной музыкальной культуры» [52].

Существенную роль в характеристике музыкальной драматургии оперы саха играют используемые композиторами типы связи академического и народного искусства. Классификация методов обращения к фольклору в профессиональном творчестве относится к наиболее сложным проблемам музыI кознания. В трудах учёных необходимые здесь подходы и методы получили различную трактовку: цитирование и обобщение элементов народного музыкального языка (Б.В. Асафьев) [20, с. 28], «наивный» и «усложнённый» фольклоризм (В.Е. Гусев) [58, с. 27], «простое» и «сложное» переинтонирование (И.И. Земцовский) [86, с. 40, 43].

Из резюмирующих исследований большое значение для настоящего исследования имела работа Г.Л. Головинского «Композитор и фольклор». Её автор противопоставляет две цели претворения народного искусства: «воссоздание» («стремление воспроизвести не только образ, но и определённый фольклорный жанр») и «присвоение» («подчинение народного напева или других фольклорных элементов индивидуальному художественному замыслу») [49, с. 51]. Типологию методов претворения фольклорных источников в конце 1990-х - начале 2000-х годов разработали Н.Ю. Жоссан [82], Л.П. Иванова [88; 89], А.К. Петров [164], Е.Р. Скурко [196].

В результате изучения различных классификаций жанрово-стилевого взаимодействия народного и академического искусства становится очевидной необходимость адаптации существующих методов для анализа драматургии якутской оперы с точки зрения влияния на неё олонхо. Целесообразным оказалось рассмотрение следующих методов работы композиторов с I якутским фольклором:

- цитирование фольклорного образца (целостное или частичное включение);

- воссоздание жанра (сохраняющее присущие ему особенности лада, I мелодики, ритма, формообразования);

- синте^ различных жанров, предполагающий: а) одновременное сочетание двух или более народных жанров, в результате чего меняется их суть, образный контекст (жанровая полисемия); б) сочетание двух или нескольких фольклорных жанров при их процессуальном проявлении (жанровые трансформация, модуляция, переосмысление);

- сочетание фольклорного с нефольклорным, академическим (претворение - вне конкретного жанра - средств выразительности, методов развития, характерных для якутского народного творчества).

Данная типология в работе применена не только к внутриоперным жанрам, но и к оперным произведениям в целом. Ввиду сложности синтетического оперного жанра оказалось целесообразным рассмотреть методы претворения олонхо на основных уровнях драматургии: сюжетно-образном, сценарном, музыкально-композиционном, музыкально-интонационном.

1 1

Научная новизна работы определяется следующим: впервые якутское оперное искусство рассмотрено с максимально возможным охватом составляющих его произведений; впервые в работе использованы относительно малоизвестные музыкальные материалы, преимущественно рукописные; впервые определена периодизация развития якутской оперы; впервые драматургия якутской оперы проанализирована с цозиций претворения в ней драматургических принципов олонхо, выявлены её характерные черты; I впервые драматургия якутской оперы рассмотрена в ракурсе комплекса методов использования фольклорного материала в композиторском творчестве. 1

Научная и практическая значимости». Материалы данной работы могут быть применены в обобщающих исторических и теоретических исследованиях проблем национального музыкального искусства Республики Саха

Якутия) и Российской Федерации, а также использованы в учебных курсах вузов и средних специальных учебных заведений по оперной драматургии, истории якутской музыки, якутской музыкальной литературе.

Апробация. Работа неоднократно обсуждалась на заседании кафедры истории музыки Уфимской государственной академии искусств имени Загара Исмагилова и была рекомендована к защйте. Содержащиеся в ней основные положения изложены в докладах и опубликованы в сборниках материалов Международных (Пермь, 2011; Красноярск, 2011) и Всероссийских (Якутск, 2008; Оренбург, 2010, 2011; Курск, 2011; Уфа, 2011) научно-практических конференций. Опубликованы статьи в журналах^ входящих в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК: «Проблемы музыкальной науки» (Уфа, 2010), «Музыковедение» (Москва, 2012).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Списка использованной литературы. Центральная часть включает пять глав. В первой главе диссертации даётся общая характеристика якутского героического эпоса олонхо, прослеживаются истоки якутской национальной оперы, основные этапы её становления и развития. Последующие^ главы содержат исследование характерных драматургических особенностей опер якутских композиторов, сформировавшихся в результате претворения соответствующих традиций олонхо. Во второй главе рассмотрены сюжетно-образный и сценарный, третьей - музыкально-композиционный, четвёртой -музыкально-интонационный уровни драматургии. Пятая глава посвящена претворению закономерностей якутского эпоса в отдельных оперных произведениях. В Заключении формулируются результаты проведённой работы и выводы по изученной проблеме, а также определяются возможные направления дальнейшего исследования вопроса связей композиторского творчества Якутии и олонхо. Текст снабжён нотными примерами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Павлова, Полина Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертации в соответствии с её темой, целью, задачами, объектом и предметом исследования было предпринято комплексное изучение якутских опер с точки зрения претворения в них характерных драматургических черт национального героического эпоса олонхо. Данное исследование проведено на основных уровнях драматургии оперного жанра: сюжетно-образном, сценарном, музыкально-композиционном, музыкально-интонационном. При этом в работе также изложены вопросы драматургических особенностей олонхо, становления и развития оперного искусства в Якутии, необходимые для рассмотрения основной проблемы.

В начале первой главы диссертации дана общая характеристика якутского эпоса олонхо - с точки зрения условий его возникновения, сравнения с аналогичным наследием других народов; приведены сведения об олонхосу-тах, об изучении эпоса в различных отраслях гуманитарных наук. Выявлены константные драматургические черты эпоса в сюжетике, обрисовке основных образов, принципах построения сценария, использовании музыкальных жанров, а также в обращении к ведущим стилям пения олонхо — дъиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа.

Далее рассмотрено становление академической музыкальной культуры республики, выявлены предпосылки к созданию национальной оперы, отмечены композиторы и музыкальные деятели, сыгравшие основополагающую роль в формировании и развитии оперного искусства Якутии, определена периодизация истории якутской оперы, включающая три этапа (1945-1965, 1965-1982, 1982 - по настоящее время).

Одним из главных достижений оперного искусства Якутии является рождение новой жанровой разновидности музыкального театра - оперы-олонхо, образцом которой явился «Ньургун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского. Несмотря на то, что это был первый опыт данных композиторов в создании оперного произведения, опора на национальный эпос, использование характерных для него принципов композиционной структуры, построения музыкальных характеристик, тематического развития позволяют отметить проявление драматургических решений, присущих ярким образцам эпических опер, и, вместе с тем, несомненное воздействие олонхо. Названное произведение стало значительным явлением для якутской оперы. Оно сыграло важную роль в создании последующих произведений данного жанра композиторами новых поколений. Их сочинения в различной степени базировались на опыте Жиркова.

Вторая глава посвящена исследованию сюжетно-образных и сценарных особенностей якутских опер. Предпринята попытка классификации оперных сюжетов по степени воздействия традиций эпоса олонхо. При этом в якутских операх обнаруживаются все три типа сюжетов олонхо: о женщинах-богатырках, родоначальниках и защитниках племени. Особенности сюжетики олонхо отражены также в воплощении характерных образов, сюжетных фрагментов и ситуаций.

Интерпретация эпоса в рамках театрального жанра придаёт своеобразие принципам драматического действия оперы. Наличие протяжённого эпического зачина, развёрнутой завязки, неторопливого развития, величественного эпилога, открытое столкновение враждующих сил в кульминациях, обилие контрастных сопоставлений, композиционных повторов в опере воспринимаются именно как претворение традиций эпоса.

В третьей главе рассматривается музыкально-композиционный уровень оперного произведения, на котором ярко проявляется влияние олонхо. Отмечается широкое включение вокальных жанров из олонхо в сольные партии опер. Прежде всего, это песни (ырыа), в том числе - ведущие жанры песенного фольклора тойук и алгыс. Также выявляются параллели между протяжёнными монологами олонхо и развёрнутыми оперными ариями, устанавливаются особенности трактовки композиторами ариозо, речитативов и разговорной речи.

При этом подчёркивается отсутствие одновременного пения в ансамблях некоторых произведений, констатирующее влияние традиций сольного исполнения олонхо. Трактовка хоровых эпизодов опер ярко характеризует массовые сцены: грандиозный праздник саха ысыах, различные обряды, выполняющие в сказаниях заметную роль.

Несмотря на то, что олонхо не включает в себя инструментальную музыку, традициям олонхо в значительной степени подчиняются и приёмы трактовки оркестра. В рассматриваемых произведениях он отчасти исполняет роль олонхосута. Ему поручаются функции изображения природы, места действия, сражений, сопровождения обрядовых сцен, занимающих в повествовании сказителя немаловажное место.

Четвёртая глава посвящена выявлению традиций эпоса на музыкально-интонационном уровне якутских опер. Анализ рассматриваемых произведений показал, что широкое обращение композиторов к традиционным жанрам фольклора саха - тойукам, алгысам, танцу осуохай - обусловило воссоздание двух ведущих стилей пения дъиэрэтии и дэгэрэн. Использование данных стилей в музыкальном языке якутских опер является одним из наиболее очевидных проявлений влияния олонхо.

В результате интонационного анализа якутских опер обнаружены все основные существующие способы работы композиторов с фольклорным материалом. Традиционно в качестве одного из главных методов использования народного творчества рассматривается цитирование. Однако, по причине масштабности сказаний, целостное включение музыки олонхо в оперу невозможно. Единственным, но весьма весомым примером цитирования музыкально-тематического материала олонхо является «Ньургун Боотур», где все сольные вокальные партии основаны на мелодиях из эпоса. Важной особенностью якутской оперы, акцентирующей её самобытность, становится цитирование фольклорного тембра национального инструмента - хомуса (варгана) и вокального тембра - специфического голосового звукоизвлечения. и I

Преимущественное место в якутских операх занимает приём воссоздания жанров олонхо. Также в данной главе подчёркнуто обращение композиторов к принципам музыкального развития эпоса: варьированию, сквозному развитию (в том числе, лейтмотивизму).

В пятой главе претворение закономерностей олонхо с точки зрения методов использования фольклорного материала анализируется на уровне всего оперного произведения. Здесь рассмотрены наиболее художественно значительные, по мнению автора диссертации, сочинения.

Метод использования эпоса в опере «Ньургун Боотур» М. Жиркова и Г. Литинского следует отнести к цитированию олонхо. Правда, образцов, которые можно было бы обозначить так же, немного. Учитывая все выявленные параметры в претворении героического эпоса на основных уровнях драматургии произведения, как оиеру-олонхо можно определить сочинение В. Ксенофонтова «Саасчаана и Сардаана», основанное на одноимённой сказ-ке-олонхо. Здесь обнаружены следующие методы работы композитора с эпосом: на сюжетно-образном и сценарном уровнях - цитирование, на музыкальном - воссоздание, синтез фольклорного с нефольклорным, академическим. Таким образом, в одном произведении совмещены несколько методов обращения к фольклору на различных уровнях произведения.

Среди примеров воссоздания олонхо в оперном жанре на всех уровнях драматургии сочинения выделяются «Зарево» В. Ксенофонтова, «Колыбельная» 3. Степанова, «Александр Македонский» В. Кобекина. Использование эпического сюжета в опере «Кудангса Великий» В. Кобекина привело к методу цитирования на уровне сюжетно-образной и сценарной драматургии. Обращение к сонористике, алеаторике, включение «архаических форм фольклора» свидетельствуют о новой для якутской оперы тенденции к не-офольклоризму («Зарево», «Саасчаана и Сардаана», «Кудангса Великий»).

По результатам выполненного исследования сформулированы основные выводы о претворении традиций олонхо в якутских операх. В них, подобно олонхо, отражены мировоззрение саха, ментальность, религия, философия и история этноса. Композиторы в академическом жанре оперы воплотили национальную самобытность искусства саха, подчеркнули уникальное своеобразие культуры, заложенные в грандиозных творениях мастеров-олонхосутов.

В итоге проведённой работы, имевшей целью изучить претворение особенностей драматургии олонхо в якутском оперном искусстве, можно констатировать, что поставленные исследовательские задачи выполнены. Так, освещены предпосылки к возникновению якутской оперы, определены и охарактеризованы основные этапы становления и развития якутских опер; выявлены характерные черты сюжетно-образной, сценарной, музыкально-композиционной и музыкально-интонационной драматургии эпоса олонхо и их претворение в рассматриваемых сочинениях; установлены методы претворения традиций олонхо в драматургии якутских опер.

На основании проведенного исследования сформулированы следующие общие выводы:

- традиции монументального героического эпоса олонхо, концентрирующего в себе всё многообразие народного творчества саха, нашли широкое воплощение в якутском оперном искусстве;

- мифопоэтическое восприятие мира народом саха отражено в сюжети-ке якутских оперных произведений. Ведущим связующим звеном между олонхо и якутскими операми является общая идея борьбы добра и зла именно в том понимании, как представлял её себе народ саха в соответствии со своим мировоззрением;

- музыкальная драматургия якутских опер содержит характерные для олонхо вокальные жанры, основанные на двух ведущих стилях пения дъи-эрэтии ъгрыа и дэгэрэн ырыа, что подчёркивает своеобразие и уникальность якутских опер;

- композиторы, обращаясь в своём творчестве к олонхо, органично соединяют традиции зарубежной, русской оперной классики и самобытного национального фольклора.

Таким образом, доказано, что в становлении национально-самобытной драматургии якутской оперы основополагающую роль выполняют традиции олонхо. Названные особенности вкупе способствовали признанию якутских опер не только среди зрителей в республике, но и далеко за её пределами.

Как уже указывалось, за всю историю своего существования якутская опера прошла непростой путь. Однако многие препятствия были преодолены благодаря поднятию своевременной постановке вопроса о роли национально-художественного аспекта в искусстве саха. В настоящее время задача возрождения традиций, а именно поддержки олонхо является одной из актуальных. Так, в республике устраиваются национальные праздники, посвящённые олонхо, с обязательным включением конкурса олонхосутов, на театральных подмостках ставятся инсценировки различных олонхо, правительством республики официально назначен День Олонхо - 25 ноября. Проводятся научные конференции, рассматривающие проблемы сохранения и развития народного творчества, роли олонхо в образовании молодёжи, а также вопросы претворения олонхо в различных видах современного искусства.

Богатства якутского фольклора и, в частности, олонхо, неисчерпаемы. Роль олонхо как источника национальной самобытности якутской оперы сохраняется в настоящее время и, судя по всему, не прекратится в обозримом будущем. Это позволяет со значительной степенью уверенности предполагать создание новых оперных сочинений, проникнутых традициями олонхо, а следовательно - необходимость дальнейшего исследования этой актуальной темы.

За последнее время якутская опера постепенно завоёвывает всё новые театральные подмостки не только в России, но и за рубежом. Якутское академическое искусство, в частности, музыкальный театр, с его дальнейшими перспективами развития, заслуживает более пристального внимания музыкальной науки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Павлова, Полина Васильевна, 2012 год

1. Адылходжаева, Д.А. Становление и эволюция оперного жанра в республиках Средней Азии и Казахстане: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / Д.А. Адылходжаева. М., 1989. - 26 с.

2. Алексеев, H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX века Текст. / H.A. Алексеев. — Новосибирск: Наука, 1975. -200 с.

3. Алексеев, Э.Е. Есть ли у якутов многоголосие? Текст. / Э.Е. Алексеев // Сов. музыка. 1967. - № 5. - С. 97-105.

4. Алексеев, Э.Е. О музыкальном воплощении олонхо Текст. / Э.Е. Алексеев // Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск, 1996. -Т. 10.-С. 42-72.

5. Алексеев, Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни): исследование Текст. / Э.Е. Алексеев. М.: Музыка, 1976.-288 с.

6. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект Текст. / Э.Е. Алексеев. М.: Сов. композитор, 1986. - 239 с.

7. Алексеев, Э.Е. Якутская опера Текст. / Э.Е. Алексеев // Оперные либретто. М., 1970. - С. 568-585.

8. Алексеев, Э.Е. Якутская народная песня в прошлом и в настоящем Текст. / Э.Е. Алексеев // Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы. М.: Музыка, 1974. - С. 294-319.

9. Алексеев, Э.Е, Алексеева, 3.3. Якутская музыка Текст. / Э.Е. Алексеев, 3.3. Алексеева // МЭ: в 6 т. М., 1982. - Т. 6: ХЕЙНЦЕ - ЯШУГИН. -Стб. 615-617.

10. Алексеев, Э.Е., Николаева, H.H. Образцы якутского песенного фольклора Текст. / Э.Е. Алексеев, H.H. Николаева. Якутск: Кн. изд-во, 1981. -100 е.: нот.

11. Алексеева, Г.Г. Грант Григорян Текст. / Г.Г. Алексеева. Якутск: Полиграфист, 2000. - 208 с.

12. Алексеева, Г.Г. М.Н. Жирков и его роль в становлении якутской профессиональной музыкальной культуры: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / Г.Г. Алексеева. М., 1989. - 29 с.

13. Алексеева, Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки Текст. / Г.Г. Алексеева. Якутск: Бичик, 1994. - 160 с.

14. Арановский, М.Г. Два этюда о творческом процессе Текст. / М.Г. Арановский // Процессы музыкального творчества: сб. тр. № 130 / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. - С. 56-77.

15. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

16. Аргунов, И.А. Социальное развитие якутского народа: историко-культурологич. исследование Текст. / И.А. Аргунов. Новосибирск: Наука, 1985.-98 с.

17. Асафьев, Б.В. Глинка Текст. / Б.В. Асафьев // Избр. труды: в 5 т. М., 1952.-Т. 1.-С. 58-284.

18. Асафьев, Б.В. «Евгений Онегин». Лирические сцены П.И. Чайковского (опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии) Текст. / Б.В. Асафьев // Избр. труды: в 5 т. М., 1954. - Т. 2. - С. 13141.

19. Асафьев, Б.В. Композиторы, поспешите Текст. / Б.В. Асафьев // Избр. труды: в 5 т. М., 1952. - Т. 5. - С. 20-22.

20. Асафьев, Б.В. О народной музыке Текст. / Б.В. Асафьев / сост. И.И. Земцовский, А.Б. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

21. Асафьев, Б.В. Об опере: избр. статьи Текст. / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1976.-336 с.

22. Асафьев, Б.В. Опера Текст. / Б.В. Асафьев // Избр. труды: В 5 т. М., 1957.-Т. 5.-С. 63-77.

23. Асафьев, Б.В. О симфонизме Текст. / Б.В. Асафьев // О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов. JL, 1981. - С. 96-101.

24. Асафьев, Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века Текст. / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1979. - 2-е изд. - 340 с.

25. Асафьев, Б.В. Симфонические этюды Текст. / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1970.-263 с.

26. Асафьев, Б.В. «Чародейка». Опера П.И. Чайковского. (Опыт раскрытия интонационного содержания) Текст. / Б.В. Асафьев // Избр. труды: в 5 т.-М., 1954.-Т. 2.-С. 142-168.

27. Баева, A.A. Русская опера последней трети XX века (вопросы эволюции жанра): автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / A.A. Баева. -М., 2000. 42 с.

28. Бернандт, Г.Б. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959) Текст. / Г.Б. Бернандт. М.: Сов. композитор, 1962. - 554 с.

29. Бклюкина, A.A. Якутская советская драматургия 20-х гг. Текст. / A.A. Билюкина. Якутск: Кн. изд-во, 1982. - 86 с.

30. Билюкина, A.A. Якутская советская драматургия 30-х гг. Текст. / A.A. Билюкина. Якутск: Кн. изд-во, 1971. - 180 с.

31. Борисов, A.A. Якутские улусы в эпоху Тыгына Текст. / A.A. Борисов. -Якутск: Бичик, 1997. 160 с.

32. Борисова, У.С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ: автореф. дис. . д-ра соц. наук Текст. / У.С. Борисова. СПб., 2006.-41 с.

33. Бродский, И.К. К изучению музыки народов Севера РСФСР Текст. / И.К. Бродский // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Вып. 29. - М., 1976. - С. 244-257.

34. Бурцев, Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр Текст. / Д.Т. Бурцев. Новосибирск: Наука, 1998. - 85 с.

35. Варламова, A.B. Фортепианное искусство Якутии: творчество, исполнительство, образование: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / A.B. Варламова. Магнитогорск, 2004. - 24 с.

36. Васильев, В.Ф. О национальном стиле музыки киргизского балета: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / В.Ф. Васильев. М., 1985. -32 с.

37. Васильев, Г.М. Живой родник (Об устной поэзии якутов) Текст. / Г.М. Васильев. Якутск: Кн. изд-во, 1973. - 303 с.

38. Васильев, Г.М. Стих олонхо Текст. / Г.М. Васильев // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. - С. 100-103.

39. Виноградов, B.C. Особенности развития национальных музыкальных культур в СССР Текст. / B.C. Виноградов. М.: Сов. композитор, 1961. -303 с.

40. Винокурова, 3.3. Некоторые особенности эпической импровизации якутских сказителей Текст. /3.3. Винокурова // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Изд-во СО АН СССР, 1978. -С. 211-213.

41. Винокурова, У.А. Проблемы этнокультурного развития Республики Саха (Якутия) Текст. / У.А. Винокурова // Этносоциальные процессы в Сибири. Новосибирск, 2006. - С. 120-123.

42. Власова, Е.С. 1948 год в советской музыке Текст. / Е.С. Власова. М.: Классика-ХХ1, 2010. - 455 с.

43. Воронова, М.М. Оперный симфонизм Вагнера в его связях с романтическим программным симфонизмом Текст. / М.М. Воронова // Из истории западноевропейской оперы: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1988. -Вып. 101.-С. 94-108.

44. Галина, ГС. Башкирская национальная опера как документ эпохи (сюжеты, образы, драматургия) Текст. / Г.С. Галина. Уфа: ИРО РБ, 2010. - 224 с.

45. Гейлиг, М.Ф. Форма в русской классической опере. Принципы строения крупных разделов Текст. / М.Ф. Гейлиг. М.: Музыка, 1968. - 116 с.

46. Гоголев, А.И Лекции по исторической этнографии якутов Текст. / А.И. Гоголев. Якутск: ЯГУ, 1978. - 80 с.

47. Гоголев, А.И. Историческая этнография якутов. Народные знания и обычное право: учеб. пособие Текст. / А.И. Гоголев. Якутск, ЯГУ. -103 с.

48. Гоголев, А.И. Якуты: Проблемы этногенеза и формирование культуры / А.И. Гоголев. Якутск: ЯГУ, 1993. - 229 с.

49. Головинский, Г.Л. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX — XX веков: очерки Текст. / Г.Л. Головинский. Москва: Музыка, 1981. - 279 с.

50. Головнёва, H.H. Композитор Николай Берестов и якутская музыкальная культура: историко-биограф. очерк Текст. / Н.И. Головнёва. — Новосибирск: Б. и., 1992. 130 с.

51. Головнёва, Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985) Текст. / Н.И. Головнёва. Новосибирск: Б. и., 1994.-383 с.

52. Головнёва, Н.И., Кириллина, З.И. Якутская музыкальная литература: уч. пособие Текст. / Н.И. Головнёва, З.И. Кириллина. Якутск: Бичик, 1991.-314с.

53. Горковенко, A.A. Музыкальный язык фольклора как основа профессиональной культуры Текст. / A.A. Горковенко // Актуальные проблемы современной фольклористики: сб. ст. и материалов. Донецк, 1980. -С. 65-82.

54. Григорян, Г.А. Музыкальная культура Якутской АССР Текст. / Г.А. Григорян // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. -М., 1957.-С. 331-351.

55. Григорян, Г.А. В Якутии Текст. / Г.А. Григорян // Сов. музыка. 1956. -№ 10.-С. 71-75.

56. Гуляницкая, Н.С. Методы науки о музыке: исследование Текст. / Н.С. Гуляницкая. М.: Музыка, 2009. - 256 с.

57. Гусев, В.Е. Фольклор и социалистическая культура (к проблеме современного фольклоризма) Текст. / В.Е. Гусев // Современность и фольклор.-М., 1977. С. 7-27.

58. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора Текст. / В.Е. Гусев. Л.: Наука, 1967. -319 с.

59. Данилова, А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо: автореф. дис. . канд. фил. наук Текст. / А.Н. Данилова. Улан-Удэ, 2008. - 21 с.

60. Данилова, Н.В. Этапы развития чувашской национальной музыки: к проблеме становления чувашской национальной композиторской школы Текст. / А.Н. Данилова. М., 2003. - 26 с.

61. Данько, Л.Г. Об эпической опере Текст. / Л.Г. Данько // Сов. музыка. -1996. -№ 1.-С. 15-20.

62. Джумакова, У.Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности: автореф. дис. . д-ра искусствоведения Текст. / У.Р. Джумакова. М., 2003. - 40 с.

63. Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века: уч. пособие Текст. / Е.Б. Долинская. Магнитогорск: МаГК, 2000. - 158 с.

64. Дрожжина, М.Н. Молодые национальные художественные школы Востока как явление музыкального искусства XX века: автореф. дис. . д-ра искусствоведения Текст. / М.Н. Дрожжина. Новосибирск, 2005. - 50 с.

65. Дрожжина, М.Н. Национальные композиторские школы: К проблеме типологизации Текст. / М.Н. Дрожжина // Музыковедение. 2004. - № 2.-С. 7-16.

66. Друскин, М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия Текст. / М.С. Друскин. Л.: Музыка, 1952. -343 с.

67. Дулат-Алеев, В.Р. Текст национальной культуры. Новоевропейская традиция в татарской музыке Текст. / В.Р. Дулат-Алеев. Казань: КГК, 1999.-244 с.

68. Емельянов, Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени Текст. / Н.В. Емельянов. Новосибирск: Наука, 2000. - 192 с.

69. Емельянов, Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени Текст. / Н.В. Емельянов. -М.: Наука, 1983. 246 с.

70. Емельянов, Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо Текст. / Н.В. Емельянов. -М.: Наука, 1983. 246 с.

71. Емельянов, Н.В. Сюжеты якутских олонхо Текст. / Н.В. Емельянов. -М.: Наука, 1980.-376 с.

72. Емельянов, Н.В., Петров, В.Т. Эпическая традиция якутов и этническое самосознание Текст. / Н.В. Емельянов, В.Т. Петров // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока: сб. науч. тр. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. — С. 90-94.

73. Жирков, М.Н. Как создавалась музыка драмы «Дьурулуйар Ньургун Бо-отур» Текст. / М.Н. Жирков // Социалистическая Якутия, 1941.-18 янв.

74. Жирков, М.Н. Якутская народная музыка Текст. / М.Н. Жирков. -Якутск: Кн. изд-во, 1981. 117 с.

75. Жирков, М.Н., Литинский, Г.И. Ньургун Боотур Ноты.: опера в 4 д., 6 карт. / М.Н. Жирков, Г.И. Литинский; либретто С. Омоллоона. Клавир. -М.: Сов. композитор, 1983. - 176 с.

76. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки Текст. / В.М. Жирмунский. — М.-Л.: Гослитиздат, 1962. —435 с.

77. Жорницкая, М.Я. Народные танцы Якутии Текст. / М.Я. Жорницкая. -М.: Наука, 1966. 168 с.

78. Жоссан, Н.Ю. К проблеме претворения русских фольклорных жанров в отечественной хоровой музыке Текст. / Н.Ю. Жоссан // Проблема жанра в отечественной музыке: сб. тр. Вып. 143. - М., 1998. - С. 74-93.

79. Жоссан, Н.Ю. Проблема претворения русских фольклорных жанров в сочинениях кантатно-ораториального типа (на материале отечественной музыки 60-80-х годов): автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / Н.Ю. Жоссан. М., 1998. - 28 с.

80. Закржевская, С.А. Освоение многоголосия восточными культурами (на примере гармонии в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении): автореф. дис. . д-ра искусствоведения Текст. / С.А. Закржевская. М., 1990. - 23 с.

81. Зарифов, А.Ш. Оперное творчество Назиба Жиганова в аспекте средств выражения национальной специфики: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / А.Ш. Зарифов. М., 2005. - 26 с.

82. Захарова, А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо) Текст. / А.Е. Захарова. — Новосибирск: Наука, 2004. —312 с.

83. Земцовский, И.И. Фольклор и композитор: теоретические этюды Текст. / И.И. Земцовский. Л.: Сов. композитор, 1977. - 176 с.

84. Золотовицкая, И.Л. К проблеме симфонизма Текст. / И.Л. Золотовицкая // Б.В. Асафьев и советская музыкальная культура: мат. Всесоюз. науч.-теор. конф.-М., 1968.-С. 181-185.

85. Иванова, Л.П. Типология фолыслоризма в русской музыке XX века: ав-тореф. дис. . д-ра искусствоведения Текст. / Л.П. Иванова. СПб., 2005.-35 с.

86. Иванова, Л.П. Фольклоризм в русской музыке XX века Текст. / Л.П. Иванова. Астрахань, 2004. — 223 с.

87. Илларионов, В.В. Искусство якутских олонхосутов Текст. / В.В. Илларионов. -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1982. 123 с.

88. Илларионова, Т.В. Текстология олонхо "Могучий Эр Соготох". Сравнительный анализ разновременных записей: дис. . канд. фил. наук Текст. / Т.В. Илларионова. Новосибирск, 2006. - 193 с.

89. Ильина, Л.Г. Сказание о матери Кюбэйик Текст. / Л.Г. Ильина // Музыка России / ред. Е.Е. Трошева. М., 1988. - Вып. 7. - С. 115-124.

90. История отечественной музыки второй половины XX века: уч. пособие Текст. / отв. ред Т.Н. Левая. Спб.: Композитор, 2005. - 556 с.

91. История русской музыки: Т. 8: 70-80-е годы XIX века. Ч. 2 Текст. / ред. Ю.В. Келдыш. - М.: Музыка, 1994. - 534 с.

92. История современной отечественной музыки: уч. пособие. — Вып. 1: 1917-1941 Текст. / Ред. М.Е. Тараканов. М.: Музыка, - 2005. - 480 с.

93. История современной отечественной музыки: уч. пособие. — Вып. 2: 1941-1958 Текст. / ред. М.Е. Тараканов. М.: Музыка, - 1999. - 477 с.

94. История современной отечественной музыки: уч. пособие. Вып. 3: 1960-1990 Текст. / ред. Е.Б. Долинская. - М.: Музыка, - 2001. - 656 с.

95. Келдыш, Ю.В. Драматургия музыкальная Текст. / Ю.В. Келдыш // МЭ: в 6 т. Т. 2: ГОНДОЛЬЕРА - КОРСОВ. - М., 1974. - Стб. 299-301.

96. Кириллина, З.И. Композитор Захар Степанов Текст. / З.И. Кириллина. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. 32 с.

97. Кириллина, З.И. Композитор Николай Берестов Текст. / З.И. Кириллина.- Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. 40 с.

98. Кобекин В.А. Александр Македонский. Кудангса Великий. Одноактные . оперы по одноимённым рассказам П.А. Ойунского: буклет. Текст. / Гл. ред. A.A. Устинов Якутск, 2007. - 55 с.

99. Комарницкая, О.В. Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX века: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / О.В. Комарницкая. М., 1991. - 27 с.

100. Комаха, H.H. Музыкальная драма и опера в Узбекском музыкальном театре: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / H.H. Комаха. -М., 1983.-21 с.

101. Кондратьев, М.Г. Чувашская музыка. От мифологических времён до становления современного профессионализма Текст. / М.Г. Кондратьев.- М.: ПЕР СЭ, 2007. 288 с.

102. Кондратьев, С.А. Якутская народная песня Текст. / С.А. Кондратьев. -М.: Советский композитор, 1963. 180 с.

103. Конен, В Д. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии Текст. / В.Д. Конен. -М.: Музыка, 1975. 2-е изд. - 376 с.

104. Корее, С.И. Хоровое дело на перепутье Текст. / С.И. Корев // Хоровая самодеятельность Российской Федерации. 1917-1940. Хроника. Документы. Материалы. М., 1989. - С. 150.

105. Кривоіиапко, Г.М. Адам Скрябин (Из истории якутского музыкального искусства) Текст. / Г.М. Кривошапко. Якутск, Кн. изд-во., 1973. -64 е.: нот.

106. Кривошапко, Г.М. О музыке олонхо Текст. / Г.М. Кривошапко // Полярная звезда. 1971. - № 4. - С. 120-124.

107. Кривошапко, Г.М. Музыкальная культура якутского народа Текст. / Г.М. Кривошапко. Якутск: Кн. изд-во, 1982. - 183 с.

108. Ксенофонтов, Г.В. Шаманизм Текст. / Г.В. Ксенофонтов. Якутск: Север-Юг, 1992.-316 с.

109. Кузьмина, A.A. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы: автореф. дис. . канд. фил. наук. Текст. / A.A. Кузьмина. Улан-Удэ, 2008. - 19 с.

110. Кулешова, Г.Г. Вопросы драматургии оперы Текст. / Г.Г. Кулешова. -Минск: Наука и техника, 1979. 232 с.

111. Лазанчина, A.B. Исследовательские подходы изучения опер и балетов отечественных композиторов XX века Текст. / A.B. Лазанчина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара. -2010. -№ 3. - С. 242-247.

112. Ларионова, A.C. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа Текст. / A.C. Ларионова. Новосибирск: Наука, 2004. - 324 с.

113. Ларионова, A.C. Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов Текст. / A.C. Ларионова. Новосибирск: Наука. Сибирская изд. фирма РАН, 2000.-152 с.

114. Ларионова, A.C. Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа: автореф. дис. . д-ра искусствоведения Текст. /

115. A.C. Ларионова. Новосибирск, 2005. - 38 с.

116. Левашёва, O.E. Михаил Иванович Глинка: монография. В 2-х кн. Текст. / O.E. Левашёва. М.: Музыка, 1988. - Кн. 2.-352 с.

117. Литинский, Г.И. Народный эпос в музыке Текст. / Г.И. Литинский // Праздник якутской культуры. Традиции и современность. Якутск: Кн. изд-во, 1958.-С. 93-94.

118. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А.Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.

119. Лукина, А.Г. Традиционные танцы Саха: идеи, образы, лексика: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / А.Г. Лукина. -М., 2005. 46 с.

120. Мазелъ, Л.А. К вопросу о симфонизме «Пиковой дамы» Чайковского Текст. / Л.А. Мазель // Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982. -С. 152-160.12в. Мазель, Л.А. О мелодии Текст. / Л.А. Мазель. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.

121. Мазелъ, Л.А. Строение музыкальных произведений: уч. пособие Текст. /

122. Л.А. Мазель. М.: Музыка, 1979. - 534 с. 12Ъ. Мазелъ, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм Текст. / Л.А. Мазель,

123. B.А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. - 752 е.: нот.

124. Мамчева H.A. Вариантность в фольклоре малочисленных народов Сахалина Текст. / H.A. Мамчева // Вестник Сахалинского музея: ежегодник / Сахалинский областной краеведческий музей; гл. ред. В.М. Латышев. -Южно-Сахалинск, 1995.-№ 1.-С. 174-179.

125. Махней, С.И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур) Текст. / С.И. Махней. Уфа: Гилем, 2008. - 168 с.

126. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: исследование Текст. / В.В. Медушевский. М.: Сов. композитор, 1993. - 262 с.

127. Медушевский, В.В. Этимология культуры Текст. / В.В. Медушевский // Муз. академия. 1993. - № 3. - С. 3-10.

128. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники Текст. / Е.М. Мелетинский. М.: Изд-во вост. лит., 1963.-462 с.

129. Местников, В.В. Первая якутская опера Текст. / В.В. Местников // Соц. Якутия. 1947. - 15 мая.

130. Миддендорф, А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири Текст. / А.Ф. Миддендорф. СПб., 1878. - Ч. 2. - Отд. 6. - 835 с.

131. Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири: сб. ст. Текст. / И.М. Айзенштадт, Х.Я. Нарва, В.В. Португалов. М.: Музыка, 1966. -164 с.

132. Мухоплёва, С.Д. Якутские обрядовые песни Текст. / С.Д. Мухоплёва // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986.-С. 74-81.

133. Назайкипский, Е.В. Логика музыкальной композиции. Монография Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

134. Назайкипский, Е.В. О некоторых методах изучения наиболее общих закономерностей в народной музыке Текст. / Е.В. Назайкинский // Музыкальная фольклористика. М., 1973. - Вып. 1. - С. 174-187.

135. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.

136. Нестъев, И.В. Народная песня как основа музыкального искусства Текст. / И.В. Нестьев. М.: Сов. композитор, 1961. - 43 с.

137. Неясова, И.Ю. Русская историческая опера XIX века (к проблеме типологии жанра): автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / И.Ю. Неясова. Магнитогорск, 2000. - 20 с.

138. Никифорова, B.C. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / B.C. Никифорова. СПб., 1995. -18 с.

139. Никифорова, B.C. О тембровых особенностях в пении якутских шаманов и олонхосутов Текст. / B.C. Никифорова // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции: тез. докл. Междунар. науч. конф. -Якутск, 1992. С. 49-50.

140. AI.Николаева, Н.С. Симфонизм Текст. / Н.С. Николаева // МЭ: в 6 т. Т. 5: Симон-Хейлер.-М., 1981.-Стб. 11-15.

141. Никулин, В.Г. Становление музыкальной культуры в Якутии / В.Г. Никулин // Из истории музыкальной культуры России (конец XIX начало XX вв.): краеведческие очерки. - М, 1993. - С. 69-82.

142. Новик, Е.С. К типологии жанров несказочной прозы Сибири и Дальнего Востока Текст. / Е.С. Новик // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск, 1986. - С. 36-48.

143. Новик, Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур Текст. / Е.С. Новик. М.: Наука, 1984. - 304 с.151 .Новиков, А.Г. О менталитете Саха Текст. / А.Г. Новиков. Якутск: Б. и., 1996.-145 с.

144. Новиков, А.Г. Представления о происхождении Вселенной в якутской мифологии и эпосе олонхо Текст. / А.Г. Новиков // Илин. 1991. - № 3. -С. 29-31.

145. Ойуунский, П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание Текст. / П.А. Ойуунский // Сб. трудов исслед. об-ва "Саха кэскилэ". -Якутск, 1927. Вып. 1(4). - С. 98-139.

146. Олонхо в театральном искусстве: сб. статей I респ. науч.-практ. конф. Текст. / отв. ред. У.А. Винокурова. Якутск, 2006. - 188 с.

147. Олонхо духовное наследие народа: сб. статей Текст. / отв. ред. Е.М. Махаров. - Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2000. - 200 с.

148. Олонхо на оперной сцене: сб. статей Текст. / сост. Л.И. Докторова. -Якутск: Бичик, 2007. 264 с.

149. Орлова, Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления Текст. / Е.М. Орлова. М.: Музыка, 1984. -302 с.

150. Оссовский, A.B. Драматургия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Текст. / A.B. Оссовский // Избр. статьи и воспоминания. Л., 1961. -С. 107-173.

151. Охалова, И.В. Оперный симфонизм Глинки Текст. / И.В. Охалова // Анализ, концепции, критика: ст. молодых музыковедов. М., 1977. -С. 120-129.

152. Пейко, Н.И., Штейнман, И.О. О музыке якутов Текст. / Н.И. Пейко, И.О. Штейнман // Сов музыка. 1940. - № 2. - С. 84-90.

153. Петров, А.К. Особенности претворения русского фольклора в современной хоровой музыке (1981-2005) Текст. / А.К. Петров // Музыковедение. 2007. - № 6. - С. 54-58.

154. Петров, A.K. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980-2005): основные тенденции, новые композиторские подходы: дис. . канд. искусствоведения Текст. / А.К. Петров. -М., 2007. -239 с.

155. Петров, H.A. Ньургун Боотур Текст. / H.A. Петров // Кыым. 1956. - 16 февр.

156. Пивоварова, И.Л. Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / И.Л. Пивоварова. Магнитогорск, 2002. - 22 с.

157. Покидъко, Е.Б. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутии): автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / Е.Б. Покидько. Новосибирск, 2001. - 21 с.

158. Потапова, Л.К. Композиторы Якутии Текст. / Л.К. Потапова // Композиторы Российской Федерации: сб. статей. М., 1987. - Вып. 4. -С. 210-240.

159. Потапова, JI.K. Якутская музыкальная культура и её деятели: очерки, статьи, выступления, рецензии. Воспоминания коллег и учеников JI.K. Потаповой Текст. / JI.K. Потапова. Якутск: Б. и., 2000. - 168 с.

160. Проблемы современного исполнительского искусства (музыка, театр): тез. докл. международн. научн.-практ. конф. Текст. / под общ. ред. М.М. Берлянчика. Якутск: Плазма, 2007. - 227 с.

161. Пухов, И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо Текст. / И.В. Пухов. Якутск: СО РАН, 2004. - 327 с.

162. Пухов, И.В. От фольклора к литературе: статьи Текст. / И.В. Пухов. -Якутск: Кн. изд-во, 1980. 128 с.

163. Пухов, И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы Текст. / И.В. Пухов. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.

164. Решетникова, А.П. Горизонты якутской музыки Текст. / А.П. Решетникова // Полярная звезда. 1979. - № 2. - С. 105-107.

165. Решетникова, А.П. О подвиге народном: Опера 3. Степанова «Колыбельная песня» Текст. / А.П. Решетникова // Якутия: Высоты одиннадцатой. Якутск, 1994. - С. 216-220.

166. Решетникова, А.П. Эпический стиль дъиэрэтии ырыа в инструментальной музыке якутских композиторов Текст. / А.П. Решетникова // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978. -С. 206-210.

167. Романова, E.H. Ысыах в фольклорном контексте (К соотношению понятий «обряд» и «праздник») Текст. / E.H. Романова // Фольклор и современная культура: сб. науч. тр. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991. - С. 103— 108.

168. Ручъевская, Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера, «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка: исследование Текст. / Е.А. Ручъевская. СПб.: Композитор, 2002. - 397 е.: нот.

169. Сабинина, М.Д. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке Текст. / М.Д. Сабинина. М.: Композитор, 2003. - 327 с.

170. Сайдашева, З.Н. Традиции фольклора в песенном творчестве татарских композиторов: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / З.Н. Сайдашева. Л., 1971. - 22 с.

171. Санников, В.Н. О жизни и деятельности М.Н. Жиркова Текст. / В.Н. Санников. Якутск: Кн. из-во, 1987. - 80 с.

172. Саркисян, С.К. Армянская музыка в контексте XX века: автореф. дис. . д-ра искусствоведения Текст. / С.К. Саркисян. М., 1999. - 54 с.

173. Семёнова, JI.H. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика Текст. / JI.H. Семёнова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. - 232с.

174. Серошевский, B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования Текст. / B.JI. Серошевский. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1993. 736с.

175. Сивцев, Д.К. (Суорун Омоллоон). Наш Григорян (К 50-летию со дня рождения композитора Г. Григоряна) Текст. / Д.К. Сивцев // Полярная звезда.- 1969.-№2.-С. 117-121.

176. Скрыбыкина, Ч.К. Гармония в музыке современных якутских композиторов (о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики): автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / Ч.К. Скрыбыкина. Магнитогорск, 2008. - 19 с.

177. Скрыбыкина, Ч.К. Гармония в музыке современных якутских композиторов (о претворении национального звукотембрового идеала средствами колористики и сонорики): дис. . канд. искусствоведения Текст. / Ч.К. Скрыбыкина. Магнитогорск, 2008. - 280 с.

178. Скурко, Е.Р. Башкирская академическая музыка: традиции и современность Текст. / Е.Р. Скурко. Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

179. Скурко, Е.Р. О роли вариантно-вариационного развития в творчестве С. Рахманинова: автореф. дис. . канд. искусствоведения Текст. / Е.Р. Скурко. М., 1978. - 24 с.

180. Скурко, Е.Р. Феномен канона как методологическая основа изучения национальных музыкальных культур Текст. / Е.Р. Скурко // Музыка народов мира: проблемы изучения: мат. междунар. науч. конф. Вып.1. - М., 2008.-С. 176-185.

181. Сохор, А.Н. Песня в опере Текст. / А.Н. Сохор // Статьи о советской музыке. Л., 1974. - С. 25-57.

182. Спиридонова, И.Е. Этнокультурное взаимодействие и межнациональные отношения в Якутии: опыт историко-социологического исследования Текст. / И.Е. Спиридонова. Новосибирск: Наука, 1999. - 102 с.

183. Спиридонова, Л.С. Камерно-вокальное творчество якутских композиторов: автореф. дис. канд. искусствоведения Текст. / Л.С. Спиридонова. Магнитогорск, 2011. - 29 с.

184. Спиридонова, Л.С. Камерно-вокальное творчество якутских композиторов: дис. . канд. искусствоведения Текст. / Л.С. Спиридонова. Магнитогорск, 2011. - 237 с.

185. Тараканов, М.Е. Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: попытка классификации Текст. / М.Е. Тараканов. М.: ГИТИС, 2002. - 54 с.

186. Ферман, В.Э. Основы оперной драматургии; Особенности музыкальной драматургии русской оперной школы Текст. / В.Э. Ферман // Оперный театр: статьи и исслед. М., 1961. - С. 21-119.

187. Фрадкин, В.К. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма Текст. / В.К. Фрадкин // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. М, 1979. - Вып. 4. - С. 187-208.

188. Холопов, Ю.Н. Выразительность тональных структур у П.И. Чайковского Текст. / Ю.Н. Холопов // Проблемы муз. науки: сб. ст. М., 1973. -Вып. 2. - С. 89-102.

189. Холопов, Ю.Н. О понятии «симфонизм» Текст. / Ю.Н. Холопов // Б.В. Асафьев и советская музыкальная культура: мат. Всесоюз. науч.-теор. конф. -М., 1986. С. 186-204.

190. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: уч. пособие Текст. / В.Н. Холопова. Изд. 2-е. - СПб.: Лань, 2006. - 496 с.

191. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа Текст. / И.А. Худяков. Л.: Наука, 1969. - 439 с.

192. Худяков И.А. Верхоянский сборник: якутские сказки, песни, загадки и пословицы Текст. / И.А. Худяков // Записки Вост.-Сиб. отд. ИРГО по этнографии. Т. 1. - Вып. 3. - Иркутск: Б. и., 1890. - С. 3-315.

193. Шейн, С.Ф. Теория симфонизма в толковании Б.В. Асафьева Текст. / С.Ф. Шейн // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. М., 1985. - Вып. 6. -С. 4-28.

194. Ширинян, Р.К. Оперная драматургия Мусоргского Текст. / Р.К. Шири-нян. М.: Музыка, 1981. - 284 с.

195. Эрре, Т.А. Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Приуралья Текст. / Т.А. Эрре. Чебоксары: Чуваш, 1988. - 124 с.

196. Эрре, Т.А. Чувашская опера Текст. / Т.А. Эрре. Чебоксары: Чуваш, 1979.-128 с.

197. Якутский героический эпос «Кыыс Дебилийэ» Текст. // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1993.-330 с.

198. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» Текст. // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск: Наука, 1996. —440 с.

199. Якутский эпос в контексте эпического наследия народов мира: сб. науч. ст. Текст. / отв. ред. В.Н. Иванов. Якутск: ЯФ СО РАН, 2004. - 156 с.

200. Ярустоеский, Б.М. Драматургия русской оперной классики. Работа русских композиторов-классиков над оперой Текст. / Б.М. Ярустовский. -М.: Музгиз , 1953. 401 с.

201. Ярустоеский, Б.М. Оперная драматургия Чайковского Текст. / Б.М. Ярустовский. -М.; JL: Музгиз, 1947. 242 с.

202. Ярустовский, Б.М. Очерки по драматургии оперы XX века: в 2 кн. Текст. / Б.М. Ярустовский. М.: Музыка, 1971. - Кн. 1. - 356 с; М.: Музыка, 1978. - Кн. 2. - 259 с.1. На якутском языке

203. Сивцев, Д.К. (Суорун Омоллоон). Дьол Taaha: Драмы, либретто Текст. / Д.К. Сивцев. Якутск: Кн. изд-во, 1988. - 240 с.1. Электронные ресурсы

204. Билюкина, А. А. Духовность и эстетика языческих обрядов якутов -основа народной драмы и театра Электронный ресурс. Якутск, 2002. - URL2: http://ilin.sakhaopenworld.org/2002-3/bilukina.htm.

205. Лики ысыаха Электронный ресурс. Якутск, 2008. - URL : http://ysyakh.info/ysyakh info/ysyakhguide.

206. Пазычева, И.В. Вариантность в азербайджанских народных песнях Электронный ресурс. Баку, 2010. - URL2: http: // http :// artandcultureproblems. com.

207. Пухов, И.В., Эргис, Г.У. Якутское олонхо Электронный ресурс. -Якутск, 2008. URL2: http://olonkho.net/russian/index.php?option=com content&view=article&id= 1152 :puhov-ergis-olonho&catid=25 :issledovaniya&Itemid=481.

208. Чертова, H.H. Наследие: Sakha information technology center Электронный ресурс. Якутск, 2000. - URL2: http://www.sitc.ru/nasled/writer/HTML/manchary.htm.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.