Принцип неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Чэнь Бин

  • Чэнь Бин
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 177
Чэнь Бин. Принцип неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Тула. 2004. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чэнь Бин

ВВЕДЕНИЕ.

Глава первая. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИПА НЕДЕЛАНИЯ В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ УЧЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО.

§1. Формирование принципа неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого. Влияние восточной (индийской и китайской религиознонравственной и философской традиции.

§2. Влияние античной и христианской философии на формирование принципа неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого.

Глава вторая. СОЦИАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИПА НЕДЕЛАНИЯ В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ

УЧЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО.

§ 1. Социально-философские и нравственные истоки и основания принципа неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого.

§2. Религиозно-философские и нравственные аспекты принципа неделания

Глава третья. ПРИНЦИП НЕДЕЛАНИЯ В ТОЛСТОВСТВЕ.

§ 1. Принцип «недеяния» (неделания) как имморалистическая основа «Духовно

-монистического мировоззрения» П.П. Николаева.

§2. «Недеяние» как основной принцип толстовского мировоззрения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принцип неделания в религиозно-нравственном учении Л.Н. Толстого»

Актуальность исследования:

Проблема непротивления злому, своеобразно и оригинально раскрытая в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого, в XXI веке вновь обретает свою актуальность и ценность как великая духовная идея человечества.

Непротивление злому как духовно-нравственный идеал абсолютного добра - «одна из величайших идей чистого христианства никем не была высказана с такой силой и убедительностью как Толстым» - подчеркивал известный русский философ C.JI. Франк. Это мнение известного мыслителя еще раз показывает необходимость «критического очищения нравственного учения JL Н. Толстого, выяснение его положительных сторон, как одной из важнейших задач современной этической мысли».1

Оценивая значимость толстовской идеи непротивления злому, ее актуальность и общечеловеческую ценность современный исследователь творчества JI.H. Толстого подчеркивает: «Толстого можно по праву отнести не просто к «апостолам», но к «первоучителем» ненасилия, ибо благодаря его реформаторству евангельская заповедь «не противься злому» стала восприниматься не только в качестве принципа личного поведения, но и в качестве закона общественной жизни, открывающего новую перспективу духовной эволюции человечества».2

Таким образом, непротивление злому, выступая как одновременно идеал, принцип и правило духовной жизни человека, является этико-философской составляющей мировоззрения человека. В то же время правила требуют практических установок на каждодневное поведение. Нравственный идеал как идеал абсолютного добра проявляется в «душевной чистоте,

1 Франк С.Л. Нравственное учение Л.Н. Толстого//.: Лев Толстой: Pro et contra. Изд-во РХГИ. СПб, 2000.С. 300.

2 Мелешко Е.Д. Философия непротивления. Систематическое учение и духовный опыт жизни. Тула. Till У, 1999. С. 2/ благости, воли, святости», правило же выступает как нормативное требование, которое означает: «нельзя бороться со злыми страстями возбуждением злых же страстей вражды и ненависти. Зло должно побеждаться не злом, а добром, ненависть - любовью, гнев - кротостью». В то же самое время идеал, принципы и правила жизни есть «неотъемлимые достояния личной жизни, с которыми никогда нельзя расставаться, которые всегда должны руководить нашим поведением».3

Таким принципом и нормативным правилом в жизни человека выступает принцип неделания, который в философии непротивления Толстого занимает центральное место, определяя ряд этических категорий в систематическом учении мыслителя.

Принцип неделания объясняет и уточняет практическую парадигму непротивления, выделяя этико-психологическую мотивацию каждодневной нравственной деятельности человека, указывая на характер содержания неделания, его отличия от непротивления.

В то же самое время принцип неделания - коренная категория в системе философии непротивления JI.H. Толстого, которая определяет не только мировоззренческую парадигму человеческой жизни в целом, но и нравственное поведение человека. В связи с этим, как подчеркивает C.JI. Франк «мы научаемся моральным основам терпимости, видим условность и суетность мнимоабсолютных оценок, сортирующих людей и их дела на основании партийных, политических и вообще внешних критериев».4 Неделание переплетается с активным деланием, придавая характеру повседневной деятельности человека дисциплинированность, целеустремленность, обязательность, терпение и терпимость, характер должного. Такой подход к пониманию содержания неделания отличается от современных обыденных представлений, которые в общественном сознании культивируются либо как воздержание или как пассивное сопротивление,

3 Там же. С. 302-303

4 Франк С.Л. Указ. соч. С. 302. приписывающую данному роду поведения исключительно специфически «профессиональный» религиозный характер и смысл.

Мы считаем, что ценность принципа неделания в системе нравственных представлений JI.H. Толстого в том, что он ориентирует человека на самореализацию к активной жизненной позиции, учит толерантности, нравственной дисциплине и адекватной самооценке, что в полной мере проявилось в жизненном опыте толстовцев. Это представление о неделании особенно важно в наш динамичный, полный противоречий, жестокий век, когда «насилие производя подобие справедливости, только удаляет людей от возможности жить справедливо без насилия» (Толстой).

Понять, как жить без насилия, какие механизмы духовной культуры можно противопоставить угрозе насилия как абсолютного проявления зла, дает изучение философии непротивления Толстого целом и принципа неделания в частности. В этом актуальность и принципиальная значимость исследования принципа неделания в системе философии непротивления JI.H. Толстого.

Степень разработанности проблемы:

Принцип неделания, как один из основополагающих в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого, впервые находит свое обоснование в статье «Неделание» (1893 г.). В этой статье Толстой, полемизируя с Э. Золя, впервые употребляет этот термин и ряд соответствующих этому термину понятий, таких как остановка жизни, осознание закона любви и закона непротивления через умоперемену. В дальнейшем Толстой употребляет термин неделание в своих социологических статьях, таких как «Смысл русской революции», «Конец века» и др. где он подчеркивает социально-общественный характер гражданского неповиновения, применяя понятие «неучастие». Это понятие используют и толстовцы - активные участники акций гражданского неповиновения.

Таким образом, сама по себе статья «Не-делание» и не имела бы такого значения для уточнения категорий систематического религиозно-нравственного учения, если бы не выделение этого понятия в итоговой работе мыслителя «Путь жизни»(1910 г.)

Особенность этого произведения состояла в том, что она содержала нравственные максимы, заключающие в себе мудрость человечества, в ней были отобраны «самые важные мысли из всех, которые были расположены «в определенном, имеющем внутреннее значение порядке»5.

Разработка категорий религиозно-нравственного учения JI.H. Толстого в аналогичных по жанру книг, таких как «Мысли мудрых людей на каждый день»( 1903г.), «На каждый день»( 1909г.), «Круг чтения»( 1908г.) отражает поиски и уточнения Толстого в плане систематизации учения, отраженные в ряде понятий, таких как воздержание, внушение, рост, слово, усилие, самоотречение, милосердие, мужество, простота, самосовершенствование, служение, труд, вегетарианство и др.

В итоговом произведении «Путь жизни» будут выделены только 7 категорий, уточняющих неделание, такие как: усилие, самоотречение, слово, мысль, смирение, правдивость, которые в целом обобщают тот огромный пласт понятий, который Толстой использует в «Круге чтения».

Характерной чертой, определяющих значимость свода этических понятий, используемых Толстым для определения принципа неделания, является особенность перевода и редакции текста, в который Толстой очень часто вкладывал свое авторство.6 Тем не менее, это не помешало Толстому

5 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Юбилейное издание в 90 тт. М-Л. «Художественная литература», 1928-1958 г. Т.82. С.144.

6 В комментариях в «Круге чтения» этот факт особо подчеркивается. Так изречения Лао-Цзы Толстой применяет около 30 раз. Однако, несмотря на небольшую книгу Лао-Цзы, мыслитель использует лишь ее незначительную часть: «из каждого стиха он предпочитает брать одну какую-то мысль, отбрасывая все остальное. Можно было бы написать целую работу, что именно у Лао-Цзы оказалось неинтересным для Толстого - она послужила бы неплохой иллюстрацией к вопросу о специфике восточного и западного мышления». См.: Толстой Л.Н. Круг чтения в 2-х тт. М., Издательство политической литературы, 1991. Т.2 С. 339. выразить свое религиозно-нравственное учение как определенный этико-философский и религиозный синтез.

В целом принцип неделания не является объектом специального исследования в работах дореволюционных и послереволюционного периода, посвященных анализу религиозно-нравственного учения JI.H. Толстого. В основном принцип неделания выделяется в рамках толстовского учения о непротивлении, которое в этих работах выступает одновременно и как философия непротивления, и как категория, «инициирующая любовь» и о определяющая поведение индивида (тип поведения). В целом, критическое осмысление философии непротивления как центральной в творчестве JI.H. Толстого, сводится, с одной стороны к критике догматизма морали и утверждения идеи нравственного совершенствования (C.JI. Франк, С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев, В.И. Зеньковский), с другой — к отрицательной характеристике учения о непротивлении в целом и неделания в особенности (И.А. Ильин, В.В. Розанов, Н.Ф. Федоров).

В то же самое время понятие неделание рассматривается, с одной стороны, как а)неделание зла через отрицание внешних социальных форм жизни (Новгородцев, Франк), как протест против бездуховности культуры (Булгаков); б) делание добра через личное самосовершенствование (Франк, Булгаков, Новгородцев).

Рассматривая мировоззрение Толстого, C.JI. Франк выделяет противоречие между «моральным догматизмом» и «нравственным индивидуализмом». Считая Толстого в целом «консервативным мыслителем», Франк подчеркивает, что моральный догматизм его учения о непротивлении злому «сводится к прямолинейному проведению начала

7 См.: Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. Гл. 11. О нигилизме и жалости» // Лев Толстой. Pro et Contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института. Санкт- Петербург, 2000. С. 331-345; Лосский Н.О. «Нравственная личность Толстого» // Там же. С. 229-243; Розанов В.В. «Еще о гр. Л.Н. Толстом и его учении непротивлении злу»// Там же.264-273; Булгаков С.Н. «Простота и опрощение» // Там же. С. 274-299; Франк С.Л. «Нравственное учение Л.Н. Толстого»// Там же. С. 299-309; Новгородцев П.И. «Об общественном идеале»// Там же. С. 309-331.

8 См.: Мелешко Е.Д. Философия непротивления: систематическое учение и духовный опыт. Тула, 1999. С. 239. моральной принципиальности и отрицания компромисса», нельзя прилагать абсолютные нравственные критерии и оценки к поступкам людей, иначе можно прийти к выводу, что эти критерии «не обладают аксиоматической достоверностью».9 В то же самое время Франк высоко оценивает учение о личном самосовершенствовании (неделании). Считая, что общественное переустройство общества находится в прямой зависимости от состояния нравственности общества, мыслитель подчеркивает, что общественный прогресс связан с нравственным совершенствованием личности, «сознательном усвоении здоровой и мудрой стороны толстовского учения о личном подвиге».10

П. И. Новгородцев считает, что «нравственный абсолютизм» религиозно-нравственного учения Толстого связан с идеей неделания: «На вопрос Гегеля, как обеспечить моральный прогресс, Толстой отвечает, что он обеспечен и так руководящими велениями высшей Воли, этот прогресс совершается сам собой неуклонно и безостановочно», отсюда отрицание «внешнего содействия моральному развитию человечества». В то же самое время Новгородцев подчеркивает, что «у Толстого отрицание общественной и политической деятельности вытекает из нравственного абсолютизма, из непреклонной и горячей веры в силу добра».11

С.Н. Булгаков считал, что толстовское неделание вырастает из критики бездуховности буржуазной культуры: «Мощным проповедником истинной духовной культуры является Лев Толстой, когда он, объявляя войну ложной культуре, призывает к уходу от нее на Священную гору и приглашает к «неделанию» не ради праздности, но отрезвления». Булгаков подчеркивает, что «зов к опрощению, к неделанию есть. эмблема борьбы с мещанством, которое выдает себя за истинную культуру. Он является здесь под личиной реставратора и реакционера, выразителем нового христианского сознания,

9 Франк С.Л. Нравственное учение Л.Н. Толстого//Лев Толстой. Pro et Contra. С. 303-304.

10 Там же. С. 305.

11 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Там же. С. 314. носителем новых тревог и исканий, которые, в общем и в целом, все сосредотачиваются около проблемы христианской культуры».11

И.А. Ильин подвергает идею неделания в религиозно-нравственном учении Толстого резкой критике, считая учение о непротивлении «сентиментальным морализмом», а неделание «разновидностью правового, государственного и патриотического нигилизма».13

Критикуя толстовской учение о непротивлении в целом, В.В. Розанов считает, что моральный догматизм толстовского учения14 рождает нравственный абсолютизм, который «исключает вовсе деятельную любовь».15 Любовь, по его мнению «ищет, разглядывает; любовь часто гневается, иногда негодует; она иногда даже наказывает. Но эта «любовь», которую проповедуют нам со страниц журналов? Которую несет и Толстой людям? Отчего так мало жжет? Так мало утешает, даже несущих ее, - как истинная любовь? Она не ласкает, не возбуждает, - она мертва»}6

А.А. Гусейнов считает, что главное в учении Толстого о непротивлении — делание добра. Оценивая толстовство как мировоззрение, он подчеркивает, что «Толстовство - это не просто интеллектуальная позиция, а разумная, и в своей разумности, безусловно, императивная жизненная позиция; она обладает нравственно обязывающей силой», а «непротивление переводит человеческую активность в план внутреннего нравственного самосовершенствования».17

Принцип неделания как категория в системе философии непротивления выделяется в исследовании Мелешко Е.Д., однако рассматривается только с точки зрения объяснения категорий воздержания, усилия. Развернутого исследования в данной работе представлено не было.

12 Булгаков С.Н. Простота и опрощение. Там же. С. 297-298.

13 Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. Там же. С.336.

14 «Розанов считает, что заповедь «не противься злому» «Толстой понял как единственную почти для себя заповедь, или, по крайней мере, как заповедь главную, как основу своему учению»//Розанов В.В. Еще раз о гр. Л.Н. Толстом и его учении о непротивлении злу (1896)// Там же. С.265. Розанов В.В. Там же. С.267.

16 Там же. С. 272.

17 Гусейнов А.А. Толстовство. Этика. Энциклопедический словарь. М., «Гарадарики», 2001. С. 495-496.

В то же самое время необходимо отметить исследование А.Ю. Каширина «Этика толстовства» Тула, 2004г., в котором рассматривается опыт толстовства, а также работа П.П. Николаева «Духовно-монистическое мировоззрение». Отмечая, несомненную, положительную ценность исследования А.Ю. Каширина, мы считаем, что данная работа рассматривает опыт толстовства, такой как неучастие и гражданское неповиновения только в рамках философии непротивления, хотя этот опыт основывается на принципе неделания как составного и неотъемлимого понятия в общем учении о непротивлении JI.H. Толстого. Подтверждение этому мы находим, также, и в метафизическом обосновании принципа неделания, данного в философии духовного монизма П.П. Николаева, развивающего идеи JI.H. Толстого.

Цель исследования: целостный анализ системы этических категорий, определяющий место и значение принципа неделания в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого

Объект исследования: религиозно-нравственное учение JI.H. Толстого в контексте определения и реконструкции принципа неделания

Методологическая основа исследования: состоит в том, что в диссертационной работе были использована соответствующая данной проблематике методология. Прежде всего, принцип неделания рассматривался в соответствии с тем содержанием, который он выражает.

Мы исходили из того, что принцип неделания, прежде всего, акт действия, или поступок, содержащий в себе социологический и этический аспекты. В этом смысле мы опираемся на позицию П. Сорокин, который считал, что неделание как деяние входит в разряд актов поведения человека, которые он

18 подразделяет на акты делания и неделания. Вслед за Л.И. Петражицким

13 См.: «совокупность всего поведения человека распадается на ряд актов или поступков, а последние при всей своей эмпирической разнородности представляют собой: 1) или делание чего-либо (facere); 3)или неделание чего-нибудь (non-facere), в свою очередь распадающиеся на разновидности: а) актов воздержания (abstinere) и б) актов терпения (pati)»// Сорокин П.П. Преступление и кара. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Издательство Русского Христианского гуманитарного института. Санкт-Петербург, 1999.84-85.

Сорокин определяет акт неделания как «акты воздержания, с одной стороны, и акты как акты терпения, другой». Он подчеркивает, что эти акты не противостоят друг другу, а напротив связаны. Этот вывод является методологической основой нашего исследования, так как он подчеркивает значимость, которую придавал Толстой неделанию как основе поведения человека его практическому применению, ведь неделание или поп - facere приобретает в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого характер жизненного поведения, опирающегося на определенное мировоззрение, связанного с необходимостью умоперемены, то есть свободного выбора не только соответствующей парадигмы мировоззрения и системы духовно-нравственных ценностей, но и соответствующей жизненной линии поведения, каждодневного делания добра, что было доказано опытом толстовского учения.

В диссертационном исследовании был, также использован синхронический (при исследовании принципа неделания как ключевого принципа, образующего целостную систему этических категорий), диахронический метод исследования при анализе принципа неделания как культурно-исторической нормы до практической нормы, переходящей в акт личного и общественного действия у толстовцев и сравнительно-исторический метод исследования (при сравнительном анализе культурно-исторических форм неделания в истории философии)

Теоретическая и практическая значимость исследования: В диссертационном исследовании впервые исследуется принцип неделания системообразующих категорий в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого, определяется его место и значение, рассматриваются этические ценностные понятия, формирующие практическую реализацию принципа неделания. Все это позволяет рассмотреть реализацию принципа неделания через систему программ, выдвигаемых Толстым и направленных как на утверждение нравственной умоперемены в сознании личности, так и на борьбу с проявлениями зла в социальной жизни. Отсюда в диссертационном

11 исследовании рассматриваются такие программы как программы по борьбе с грехами, по борьбе с соблазнами, по борьбе с суевериями, основным из которых является суеверие насилия (государственное, правовое насилие). Большое теоретическое значение имеет рассмотрение метафизических идей духовно-монистической философии П.П. Николаева, на основании которых определяется мировоззренческая модель мировоззрения толстовцев, этика толстовства в целом. На основании теоретического исследования духовно-монистической философии П.П. Николаева и, в частности принципа неделания как основы имморалистической философии, в диссертации делается вывод о том, что П.П. Николаев, вслед за Толстым развил метафизические основания принципа неделания, теоретически углубив метафизические основания этого принципа. В диссертации подчеркивается, что Толстой, а вслед за ним и Николаев являлись идеологами толстовского движения ненасилия и неучастия. диссертационной работы, определяются цель, задачи и результаты исследования, оценивается уровень разработанности проблемы. рассматриваются культурно-исторические, религиозные и этико-философские истоки, оказавшие влияние на формирование принципа неделания в учении мыслителя.

В диссертационном исследовании анализируются влияния китайской и индийской религиозно-философских учений на развитие взглядов Толстого в определении принципа неделания. В этой связи рассматриваются такие категории как: «деятельное самоотречение» (древнеиндийская философия) и «деятельное недеяние» (древнекитайская философия), анализировалась их взаимосвязь с принципом неделания в религиозно-нравственной философии мыслителя.

В диссертационной работе показано, что деятельное самоотречение — категория, которая присутствует в древнеиндийской, древнекитайской, античной и христианской философии.

Самоотречение содержательно представляет собой: 1. аскетическое самоотречение, которое предполагало отречение от мирской деятельности;

2. деятельное самоотречение, что означало отречение от плодов деятельности, от материальной и телесной жизни.

В целом данное понятие отражало такое отношение к миру, при котором человек отказывается, отрекается от материально-чувственной, телесной жизни во имя высших духовных ценностей (например, как в карма-йоге, или в «деятельном недеянии» мудреца-даоса, или в «воздержании от суждений» («эпохе») и «бестревожности» («атараксия») мудреца-скептика и т. п.).

В то же самое время это — «аскеза е миру», которая предполагает вовлеченность в жизнь мира, участие в деятельности мира с целью духовного преображения этоса. Смысл «деятельного самоотречения» — не в отрицании, а в преображении материального.

Анализ понятия «деятельное самоотречение» проводился на основе таких источников древнеиндийской философии как «Бхагават-Гита». При этом отмечалось, что наиболее ярко идея деятельного самоотречения была выражена в древнеиндийском учении карма-йога.

В диссертационной работе показано, что «деятельное самоотречение» связано со следующими мотивациями:

1. независимостью от рода деятельности, что означало: Сознание должно быть независимым, непривязанным к деятельности: человек, занимаясь различного рода деятельностью, должен оставаться беспристрастным по отношению к этой деятельности;

2. Цель человеческой деятельности не должна зависеть от ее результатов. Мудрец, следующий по пути деятельного самоотречения, должен представлять, что зло не в самой деятельности, а в отношении к ней;

3. Беспристрастность по отношению к деятельности как к таковой и к ее результатам означала, что цель деятельности на пути деятельного самоотречения должна иметь мотивацию бескорыстия, высокий нравственный смысл которой может быть только следствием жертвенной деятельности во имя высших Божественных целей.

4. Исполнение своих обязанностей наилучшим образом. Исполняя свои обязанности беспристрастно человек, следующий путем карма-йоги, должен в то же самое время исполнять свои обязанности наилучшим образом. Занимая свое место, человек должен исполнять свой долг беспристрастно, не претендуя на результаты труда, отрешаясь от самой деятельности и ее результатов во имя высших Божественных целей, но исполнять свой долг наилучшим образом. В диссертационном исследовании показано, что такое понимание долга свойственно древнекитайской античной и христианской философской традиции.

В античной и христианской философских учеиях жертва является высшей формой выражения долга. Это - высшая точка, апофеоз «деятельного самоотречения». «Суть жертвы — добровольное и радостное излияние жизни, с тем, чтобы и другие могли разделить ее».

Человек отрекается не только от плодов, результатов своей деятельности, но и от собственной жизни. В этом «мистическом» характере жертвы заключен ее высший нравственный смысл - духовно преображать жизнь, который предстает как «искупительный» дар жертвы. Своею жертвой искупаются «грехи» людей. В искупительной жертве смысл не только смерти Христа, но и смерти Сократа. Мудрец, призванный к духовному преображению этоса, стремится не только к духовному самоочищению, но и к очищению от «материальной скверны» всего человечества через жертвенное самоотречение, в котором особенно гармонично сочетаются мистика «очищения и освобождения духа» и одновременно этика «служения человечеству».

Для мудреца безразлично, действует ли он или не действует в земном смысле, ибо высочайшая степень деятельности может совпадать с видимым бездействием и наоборот. Для него высшее и низшее, великое и малое — одно; он готов действовать всегда и везде, ибо Логос присутствует одинаково в каждом месте и в каждом действии. Он может проявляться в любой форме, работать в любом направлении — для него нет уже более выбора и различия: самопожертвование сделало его жизнь единой с жизнью Логоса — он видит Бога во всем и все — в Боге». Таково здесь глубочайшее единство мистики и этики «деятельного самоотречения».

Толстой синтезирует эти черты «деятельного самоотречения» в своей религиозно-нравственной философии, считая, что самоотречение должно являться «неизбежным делом жизни каждого человека», своего рода «духовным законом». Самоотречение Толстой связывает с такими основополагающими категориями как грех, зло, любовь, счастье и смысл жизни.

В «Пути жизни» Толстой часто ссылается на древнеиндийские источники, которые он переводил.19 Так он делает ссылки на буддийскую и браминскую мудрость следующих изречений, характеризующих необходимость приоритета духовной жизни перед телесной, представляющего собой основу принципа самоотречения («Кто в своем лл умирающем теле не видит себя, тот знает истину и жизнь»; »Когда потухает свет твоей духовной жизни, то темная тень твоих телесных желаний падает на твой путь, - остерегайся этой ужасной тени: свет твоего духа не может уничтожить этой темноты до тех пор, пока ты не изгонишь из своей души желаний тела»)21.

Толстой считает, что мудрость должна воздействовать на разум, создавая возможности умоперемены как результата «деятельного

19 См.: С.Д. Серебряный Индийские источники//Толстой Л.Н. Круг чтения. В 2-х тт. М., 1991. T.2. Комментарии. С.334.

20 Толстой Л.Н. «Путь жизни». М.,«Республика», 1993. С. 321.

21 Там же. С. 329 самоотречения». «Чем больше человек узнает свое духовное я,и чем больше отрекается от своей телесной личности, тем истиннее он понимает самого

У? себя» .

Смысл же «деятельного недеяния» заключен в любви к другому. Ссылаясь на Кришну, Толстой использует следующее изречение: «Деревья отдают свои плоды и даже свою кору и листья и сок всем, кому они нужны. Хорошо тому человеку, который делает то же. Но мало есть людей, которые понимают это и поступают так».23

Огромное влияние оказала на формирование принципа неделания в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого древнекитайская философия. В данной работе мы утверждаем, что истоки главной идеи философии Толстого единения со всем живым коренятся в даосской философии, этике «природосообразного недеяния», которая основывается на а) принципе естественности (цзы-жзнь) б) принципе недеяния (у-вэй). Сочетание этих принципов мотивирует отказ от нарочитой искусственной преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству. «Небо длительно, земля долговечна. Небо и земля длительны и долговечны, благодаря тому, что они живут не собой, а потому способны жить долго. На этом основании совершенномудрый человек отставляет назад свою личность, а сам первенствует, отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется».

В диссертационном исследовании анализируется влияние античной, в частности философии скептицизма, и христианской философской традиции на формирование принципа неделания в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого.

В диссертационном исследовании показано, что на толстовское представление о принципе неделания большое влияние оказывает такая категория скептической философии как «воздержание от суждений (эпохе),

22 Там же. С.331.

23 Там же. С. 330. смысл которой сводился к воздержанию от суждений, от произвола субъективных представлений о веща, добре, благе и зле. Такая установка приводит к невозмутимости (атараксии), т.е. такой деятельности, которая не предполагает отказ от жизни, а выражает жизненные установки общезначимыми требованиями, основанными на жизненном наблюдении, природосообразности бытия. Толстого привлекают такие понятия как «атараксия», «фронесис» и софросине». Но если в античной философии «атараксия» мудреца переходит «в «адиофорию» - безжалостность, то Толстому ближе понятие «софросине» благоразумие, рассудительность и здравый смысл мудреца.

Большое влияние оказывает на содержание принципа неделания в религиозно-нравственной философии Толстого христианская культурно-историческая традиция. Толстой рассматривает через призму христианского понимания такие категории как зло, грех, которые в его объяснении принципа неделания выступают как основополагающие, без которых сам принцип неделания был бы невостребован, ведь именно зло побуждает человека к умоперемене. В толстовском понимании грех - благодать, открывающая человеку возможности самопознания, нравственного самосовершенствования

В диссертационной работе рассмотрен принцип неделания как одно из основополагающих понятий религиозно-нравственной системы JI.H. Толстого. Его истоки связаны с критикой мыслителем возникающих в России капиталистических отношений, гибелью патриархально-крестьянского уклада жизни. Концепция неделания вырастает из критики Толстым существующего социально-экономического и нравственно-духовного уклада жизни.

В основе критики Толстым капиталистических отношений несоответствие социальных и государственных законов с религиознонравственными, которые Толстой считает общечеловеческими, а потому и абсолютно истинными во все времена существования человеческого

17 общества. Мыслитель показывает в своих публицистических статьях таких как «Так что же нам делать?», «Статьи о голоде», «Закон насилия и закон любви» и др., что новая капиталистическая цивилизация основана на законе насилия, разъединяющим людей, отчуждающим их от естественного природного бытия. Именно законом насилия оправдываются войны и революции, на нем основан государственный и революционный терроризм.

Мы рассматриваем развернутую критику Толстого с этих позиций западноевропейской цивилизации. Эта критика показывает, что мыслитель считает, что только русское общество через крестьянскую патриархальную общину способно изменить социальное и нравственное бытие мира, достигнуть заветного идеала человечества - создание целостного и справедливого общества.

Исходя из этого Толстой, критикуя социальную и нравственную разорванность современного общества, отчуждение человека от естественно-природного жизненного начала, выводит принцип неделания который, с его точки зрения, является способом изменения сознания (умоперемена), неделания того, что с точки зрения Закона любви и Единения людей, противоречит истинным ценностям бытия. В связи с этим мы проанализировали категорию умоперемены, как одну из ключевых, характеризующей принцип неделания. Рассмотрены основные качественные особенности этого понятия, включающие в себя такие черты как остановка жизни, неучастие в насилии жизни, отказ от лжеучений.

Принцип неделания анализируется в его соотношении с философией непротивления в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого, в результате чего было определено место и значение принципа неделания религиозно-нравственном учении мыслителя.

В диссертационной работе принцип неделания анализируется как один из главных в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого. При этом принцип неделания рассматривается в соотношении с общей идеей непротивления. В диссертационном исследовании показано, что принцип неделания является практическим выражением идеи непротивления в религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого. Это положение раскрывается в результате анализа соответствующих этических категорий, на фоне рассмотрения которых доказывается, что принцип неделания включает в себя соответствующие категории, которые раскрывают мотивационный и волевой характер изменения сознания человека, в связи с его направленностью на нравственные ценности.

В религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого рассмотрена система нравственных ценностей в учении Толстого, основой которой является идея единения всего живого на основе всеобщего закона Любви, заложенной в общечеловеческой мудрости.

Главная идея Толстого заключается в том, что смысл единения всего живого — заключен в Божественной истине, изложенной в различных религиях, в учениях мудрецов, выдающихся личностей. Единение, по мысли Толстого, призвано привести к единому, целостному основанию, который может дать возможность личности и обществу в целом преодолеть разорванность человеческого бытия, в ее социальном, религиозном, духовно-нравственном качестве. Единое, представленное в религиозно-нравственном учении Толстого понятием Живого бытия, является единственной альтернативой нравственной целостности социальной и индивидуальной жизни человека. Принцип неделания имеет в этой связи значение отказа от прежних нравственных ценностей, разумного и волевого усилия в принятии новой ценностной парадигмы нравственного сознания, а также системой мотивировки нравственной деятельности, формирующей образ и уклад социальной жизни. Примером такой практической деятельности, опирающейся на религиозно-нравственное учение Толстого и применяющей принцип неделания в реальной действительности, является деятельность толстовского движения.

В диссертационной работе подчеркивается, что одним из важнейших факторов, определяющих возможность единения является разум, который определяет жизнь человека, его поступки и деятельность в целом.

Разум, по Толстому, основа веры и нравственного перерождения человечества. Отсюда - главная мысль Толстого о том, что изменение социальных, духовно-нравственных основ человеческого бытия возможно только в изменении сознания человека, которое зиждется на привычных духовно-нравственных установках. Изменение духовно-нравственных установок сознания, а также проявление воли в устройстве нового устройства жизни возможно, по мнению мыслителя, только через умоперемену. Именно эта категория является основной для понимания принципа неделания.

Умоперемена содержит несколько ступеней.

1)остановка жизни, которая включает в себя: отказ от суеты жизни, отказ от ложных учений (заблуждения разума, отказ от насилия как основы жизни), формирующих духовную установку сознания;

2 ^.воздержание;

3) усилие как воля к духовной жизни;

4) духовный рост как качественное изменение нравственного сознания;

5) усилие в процессе самосовершенствование, в борьбе с грехами и соблазнами;

6) усилие в процессе самосовершенствования в процессе формирования добродетелей;

Таким образом, умоперемена является стимулом для создания новой системы нравственных ценностей, формируя качественно иную парадигму нравственности общества, которая опирается на нежелание каждого человека, индивидуума существовать в дегуманизированном социальном пространстве;

Умоперемена является главным мотивом нравственной деятельности человека, формирующим новое социальное устройство, новый уклад жизни; этико-философское основание принципа неделания имеет своим основанием идею устремленности всего живого к единству. Понимая принцип неделания как творение (делание) добра, Толстой считает, что умоперемена, как главный фактор изменения сознания должна иметь следующий мотивационно-волевой ряд, влияющий на нравственную деятельность личности: а) воздержание (от страстей тела, мысли, лишних слов, греховных поступков); б) усилие (усилие в воздержании от зла, выраженное в отказе от прежних привычных представлений и усилие в делании добра (духовная работа, определяющая содержание нравственного самосовершенствования, формирующая целостную духовную установку по борьбе со злом). В диссертационном исследовании подчеркивается, что Толстой особое внимание уделяет именно мотивационному ряду морального сознания, который влияет на волю в осуществлении нравственной деятельности, считая, что мотивация нравственного поведения означает факт признания истины, с одной стороны, с другой — свободу, выраженную в факте нравственного выбора личностью системы нравственных ценностей.

В диссертационном исследовании рассматриваются нравственные категории религиозно-нравственного учения мыслителя, которые выражают ценностные ориентиры нравственного сознания. Так, усилие, основанное на определенной ценностной мотивации, связано у Толстого с понятием радости, которая возникает при добродетельном поступке. Одновременно -радость есть фактор, возникающий при выраженном совпадении мотива как самоотречения, нравственного выбора, как осуществленной свободы и поступка как реализованной добродетели. Таким образом, добродетели рассматриваются Толстым как: а) мотив; б) свобода и нравственный выбор; в) нравственная ценность. Считая, что зло происходит от незнания, Толстой предлагает программу борьбы с суевериями и соблазнами, которые препятствуют нравственной жизни. Главной нравственной ценностью здесь, по его мнению, является понятие правдивости.

Большое значение имела для Толстого борьба с насилием. Суеверие насилия Толстой считает главной проблемой человечества. Рассматривая насилие как зло социальное и нравственное, направленное на угнетение человеческой личности он в своих работах дает целую программу борьбы с насилием, которая включает в себя такие понятия как неучастие, неповиновение.

В диссертационном исследовании рассматривается духовный рост сознания — одна из нравственных программ религиозно-нравственного учения Толстого, в которой развертываются перспективы нравственного совершенствования) через борьбу с грехами, посредством разума, его воздействием на привычки, чувства и желания) и рост духовного сознания (личное самосовершенствование).

В диссертационной работе анализируются теоретические и практические предпосылки неделания в толстовстве. В качестве теоретического базиса практики неделания в толстовстве, нами предпринят философский анализ работы П.П. Николаева «Духовно-монистическое понимание мира».

В этой работе Николаев систематизировал общие принципы непротивления, а также духовно-монистические аспекты различных философских систем, представив духовный монизм в качестве истинного мировосприятия.

Практические предпосылки неделания устанавливаются на основании анализа опыта толстовских коммун.

Данный анализ предполагает рассмотрение принципов непротивления, ненасилия и неучастия как пересечения различных спектров «недеяния».

Обосновывая «духовно-монистическое» мировоззрение, П.П. Николаев руководствуется ярковыраженной имморалистической интенцией. Данная интенция позволяет нам рассмотреть принцип неделания, как принцип утверждающий «истинную мораль» в качестве абсолютного морального бытия через «деятельное недеяние».

В диссертации мы показываем, что П.П. Николаев посредством «духовного монизма» выделяет положительное начало гносеологии в качестве этики, а также сводит понятие «активного субъекта» к субъекту, обладающему внутренней - истинной активностью.

П.П. Николаев, обосновывает категорию «деятельное недеяние» как принцип, способствующий изменению «ложного представления о мире» как бесконечном ряде обособленных явлений. Вследствие этого нравственность представлена Николаевым в качестве единой духовной основы, лишенной противопоставлений внутри себя и устраняющей эти противопоставления вовне, что характеризуется философской позицией имморализма, выводящей человека за «сковывающие рамки общественной морали».

В качестве одного из выводов мы заключаем, что для философии П.П. Николаева, как и для учения JI.H. Толстого, объективной реальностью обладают лишь «истинные» нравственные взаимосвязи, и если речь может идти об объективно существующем субстрате, то этим субстратом для Николаева является мораль, порождающая истинные образы: любви, красоты, гармонии.

В диссертационном исследовании анализируются в связи с общефилософской установкой практические предпосылки неделания в толстовстве.

Принцип недеяния, в теории и практике толстовства представлен в качестве основного принципа единения человека и космоса (природы - всего

23 бытия). Этот принцип вытекает из философской позиции имморализма, авыходящей человека за пределы официоза, обыденности общественной морали, которая, по мнению толстовцев, призвана подавить истинно-личностное духовное, творческое начало в человеке. Таким образом, реформа нравственности в рамках толстовства рассматривается как «деятельное недеяние». Толстовцы, в своем «деятельном недеянии», предприняли попытку формирования высшей истинной морали, имеющей абсолютное значение.

Абсолютизация морали представлена как снятие онтологии и гносеологии, которые в свою очередь, выполняют по отношению к морали вспомогательные функции. Вследствие этого, онтология и гносеология рассматриваются нами в рамках мировоззрения толстовцев в качестве эманаций, проекций «морального бытия».

Анализ практического опыта жизни в коммуне и «аскетических» практик толстовцев, позволяют нам сделать вывод, что совершенствование бытия, в рамках толстовского движения представлялось возможным лишь как самосовершенствование, что подтверждает наш вывод о морали как «субстрате бытия».

Таким образом рассматривая мораль, мы объясняем «морализаторство» JI.H. Толстого как своеобразный «панморализм», который коренится в принципе «деятельного недеяния», а «духовно - монистическое мировоззрение» мыслителя — в «нравственно-монистическое мировоззрение». Имморализм толстовства, таким образом, представлен в диссертационном исследовании в его «положительном» значении как «моральный релятивизм». Вследствие чего самосовершенствование возможно как рост морального бытия.

Такое прочтение морали кристаллизуется в толстовском движении в виде определенных жизненных принципов, раскрывающих сущностную связь метафизики и этики, обуславливающих весь характер и содержание нравственных ценностей в мировоззрении толстовцев, определяющих характер и содержание хозяйственной деятельности на протяжении всего развития толстовства.

В диссертации мы выделяем несколько основных принципов, свойственных большинству толстовских общин и негосударственных объединений толстовцев, а также практикуемых в жизни отдельными толстовцами; эти принципы мы рассматриваем в контексте «недеяния»:

Вегетарианство — это «недеяние чревоугодия»; общность земли, капиталов (отсутствие собственности) — «недеяние стяжательства»; трезвость — «недеяние пьянства» (борьба с вредными привычками - «недеяние зла себе (своей плоти)»); честность - «недеяние лжи», созидание природы (не только внешней но и внутренней), по средством ведения сельского хозяйства, работы на земле - «недеяние разрушения»; трудолюбие — «недеяние праздности», помощь другим на пути самосовершенствования - «недеяние (несозидание) Эго»; жизнь в коммуне, экстархизм, отшельничество -«недеяние государства (государства как аппарата насилия)»; наконец неучастие — «недеяние сопричастности (насилию)»; и ненасилие - «недеяние зла во всех его проявлениях».

Как теоретическая основа человеческого бытия, эти принципы выразили единство практической и «идеально-рационалистической» Jpt мировоззренческой установки и жизненной позиции толстовцев.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Чэнь Бин

Вывод:

Принцип недеяния, в теории и практике толстовства представлен в качестве основного принципа единения человека и космоса (природы - всего бытия). Этот принцип вытекает из философской позиции имморализма, выносящей человека за пределы общественной морали, которая, по мнению толстовцев, призвана подавить истинно-личностное духовное, творческое

J С*) начало в человеке . Таким образом, реформа нравственности в рамках толстовства рассматривается нами как «деятельное недеяние» морали. Толстовцы, в своем «деятельном недеянии» морали, предприняли попытку формирования высшей истинной морали, имеющей абсолютное значение.

Абсолютизация морали представлена как реформа онтологии и гносеологии, которые в свою очередь, выполняют по отношению к морали вспомогательные функции. Вследствие этого, онтология и гносеология рассматриваются нами в рамках толстовского движения в качестве эманаций, проекций «морального бытия».

Нравственность предстает в толстовстве как процесс неустанного стремления (как самопознания через Богопознание) и преодоления «себя» в достижении абсолютного идеала. Для толстовцев мораль, в первую очередь, не есть способ вынесения оценки и тех или иных суждений (осуждений), мораль есть способ бытия человека в мире, содержащий в себе это единство

262 Идеи «духовно-монистической» философии П.П. Николаева и религиозно-философского синтеза Л.Н. Толстого, на наш взгляд во многом предвосхитили имморалистические чаяния философии постсовременности., в рамках которой черты имморализма «проявились как реакция на идеологию либерализма, утверждающую, что мораль должна быть сведена к совершенным социальным институтам и праву. Такую мораль M. Фуко называет «способом подчинения себя». См.: Скворцов А.А. Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С 164. человека и бытия), смыслом которого является стремление к совершенствованию себя через совершенствование бытия.

Будучи одной из ключевых категорий учения Л.Н. Толстого, категория умоперемены, выражающая характер нигилизма толстовства в целом, раскрывает содержание принципа «недеяния» как отказа от несовершенных форм существования (осуществления себя).

Практический опыт жизни в коммуне и «аскетические» практики толстовцев, позволяют нам сделать вывод, что совершенствование бытия возможно лишь как самосовершенствование, что подтверждает наш вывод о морали как «субстрате бытия», порождающей истинные образы: любви, красоты, гармонии.

Представляя мораль в таком качестве, мы рассматриваем «морализаторство» Л.Н. Толстого как своеобразный «панморализм», который вытекает из принципа «деятельного недеяния» морали, где «духовно - монистическое мировоззрение» мыслителя можно представить в качестве «нравственно-монистического мировоззрения». Имморализм толстовства, таким образом, мы представляем в его «положительном» значении как «моральный релятивизм». Вследствие чего самосовершенствование возможно как продвижение внутри морального бытия.

Такое прочтение морали кристаллизуется в толстовском движении в виде определенных жизненных принципов, раскрывающих сущностную связь метафизики и этики, обуславливающих весь характер и содержание нравственных ценностей в мировоззрении толстовцев, определяющих характер и содержание хозяйственной деятельности на протяжении всего развития толстовства.

В контексте «недеяния», основные моральные принципы толстовцев, представлены нами как: «недеяние чревоугодия» - вегетарианство; «недеяние стяжательства» - общность земли, капиталов (отсутствие собственности); «недеяние пьянства» - трезвость («недеяние зла себе (своей плоти)» - борьба с вредными привычками); «недеяние лжи» - честность; «недеяние разрушения» - созидание природы (не только внешней но и внутренней), по средством ведения сельского хозяйства, работы на земле; «недеяние праздности» - трудолюбие; «недеяние (несозидание) Эго» - помощь другим на пути самосовершенствования; «недеяние государства (государства как аппарата насилия)» - жизнь в коммуне, экстархизм, отшельничество; «недеяние сопричастности (насилию)» - неучастие; «недеяние противления» - непротивление; «недеяние зла во всех его проявлениях» - ненасилие.

Как теоретическая основа человеческого бытия, эти принципы выразили единство практической и «идеально-рационалистической» мировоззренческой установки и жизненной позиции толстовцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С.JI. Франк, подводя итоги творчества Л.Н. Толстого писал в своей статье «Памяти Льва Толстого»: «Центром нравственного мировоззрения Толстого является учение о непротивлении злу насилием. Что означает это учение не по своей букве, а по своему внутреннему духу? Я, по крайней мере, непосредственно ощущаю его правду как чисто религиозную истину: добро коренится в сердцах человеческих и может осуществляться только через сердца. Как ни банальна и малосодержательна на первый взгляд эта формула, она отделяет непроходимой пропастью религиозное понимание добра от позитивного и утилитарного, и по своему духу учение толстого есть не что иное как призыв к признанию личной и вместе божественной природы добра».263

Именно метафизическое, религиозно-нравственное основание ценностей и идеалов толстовского учения непротивления определяют линию жизни в целом и поведенческих актов человека, в частности. Нравственный абсолютизм Толстого в этом вопросе приводит его «к отвержению конкретных форм объективной нравственности», делая его учение «гениально законченным,. а его доктрину самым последовательным выражением нравственного субъективизма».264 В этом смысле учение о нравственном совершенствовании Толстого, в котором принцип неделания занимает ключевое место, в полной мере можно назвать философией добра или «воплощенной духовности», преодолевающей страх смерти и зла. В этом смысле принцип неделания является одним из составляющих принципов философии непротивления Толстого. Определяя свое религиозное учение в целом как «Христово христианство», Толстой писал: «Учение это в своих главных, как метафизических, так и этических основах, признается всеми, не только христианами, но и людьми других вер, так как вполне совпадает со всеми великими религиозными учениями мира в их

263 Франк С.л. Памяти Льва Толстого// Л. Толстой. Pro et Contra. С. 551.

264 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Там же. С. 316-317. неизвращенном состоянии». Эта идея универсальной трактовки христианства находит свое воплощение и в понимании им принципа неделания, истоки которого в развитии принципа «деятельного недеяния» (древнеиндийская философия), «деятельного самоотречения», природосообразного недеяния» (древнекитайская философия), «атараксия», «софросине», «фронесис, (античная философия), а также зло и грех, побуждающие человека к умоперемене, начальной стадии неделания. В толстовском представлении грех понимается как благодать, открывающая человеку возможность не только самопознания, но и самосовершенствования.

Эту же традицию Толстого, в его философско-этическом срезе продолжает идеолог толстовства философ П. П. Николаев, который создал философское направление «духовного монизма», определившего духовно-этическую и философскую составляющую мировоззрения толстовцев. В диссертации делается вывод, что религиозно-этический синтез Толстого, представленный его религиозно-нравственным учением и идеи духовно-монистической философии П.П. Николаева, с его ярко выраженным основанием имморализма, предвосхищают идеи постсовременной философии, в которой имморализм проявляется как «реакция на идеологию либерализма, утверждающую, что мораль должна быть сведена к совершенным социальным институтам и праву». Все эти ценностные тенденции в полной мере проявились в деятельности толстовского движения, в его неуклонном стремлении создать условия для развития социальной морали.

В то же самое время принцип неделания в современных научных исследованиях о религиозно-нравственном учении JI.H. Толстого, к сожалению, не являлся предметом специального изучения, хотя именно принцип неделания в системе мыслителя призван стимулировать к

265 Толстой Л.Н. Единое на потребу//Толстой Л.Н. Полн.собр. соч. Т.36. С.203.

266 См.: Скворцов А.А. Имморализм// Этика: энциклопедический словарь. М., Гардарики, 2001. С. 164. осуществлению нравственного выбора личности, определить содержание программы личного самосовершенствования и, таким образом, выразить поведенческую составляющую личности. В этом смысле неделание выполняет две функции отрицательную (апофатическую) - отказ от зла и позитивную делание добра, которое определяется практикой личного самосовершенствования. В то же самое время принцип неделания включает в себя этические категории, которые раскрывают мотивационный и волевой аспекты изменения нравственного сознания, его направленность на нравственные ценности.

В этом плане Толстой выдвигает позитивную систему ценностей, направленную на «делание добра», в основе которой - идеал единения всего Живого на основе Божественной любви, обращенной к друг другу.

Понимая, что социальными истоками зла и греховности человеческого бытия, являются существующая социальная, государственно-правовая и нравственная система отношений, Толстой заключает, что в основе идеала Добра, в который он вкладывает идею единения всего живого, имеет место Божественная истина, выраженная в общечеловеческой мудрости, изложенная в различных религиях, в учениях мудрецов.

Поэтому главным фактором единения людей, преодолению разорванности бытия в его социальном и духовно-нравственном аспектах является Разум и Истина, как основа веры и нравственного возрождения человечества. Освобождение человека от суеверий возможно, по мнению мыслителя только через умоперемену, которая содержит несколько ступеней: 1) остановка жизни, 2)воздержание; 3) усилие; 4)духовный рост, который проявляется в борьбе с грехами и в процессе самосовершенствования.

Программы борьбы с грехами и программы личного самосовершенствования представляют собой по сути дела, программы «делания добра» и выражают сущностный смысл и содержание принципа неделания. Эти программы в полной мере проявились не только в духовном опыте самого Толстого, но и в практике толстовского движения. Анализ феномена толстовства подтверждает ту мысль, что толстовцы в коллективном опыте толстовских земледельческих коммун, в своих аскетических практиках, понимают принцип недеяния как единственно возможный в плане совершенствования бытия через собственную личность. Именно поэтому в контексте недеяния представлены моральные принципы толстовцев, такие как вегетарианство (недеяние чревоугодия), отсутствие собственности (недеяние стяжательства), трезвость (недеяние пьянства) и т.д.

Программа нравственного самосовершенствования личности — одна из ценнейших, оставленная Л.Н. Толстым современному человечеству. Утверждая это, русский философ С.Н. Булгаков писал: «Толстой во всем опроверг нашу культуру, но потому ли, что вообще не хотел никакой культуры или потому, что имел о ней слишком возвышенное понятие и ни в какой степени не хотел мириться с этой обезбоженной, мещанской, идолопоклоннической и насильнической цивилизацией? Не есть ли его опрощение лишь отрицательное выражение его стремления к истинной, то есть религиозной культуре и отвращения к духовным ядам, отравляющим и разлагающим эту культуру? И не есть ли поэтому и эта вся проповедь опрощения только своеобразное.выражение общей христианской тоски о новой земле, под новым небом, под которым правда живет?»

267 Булгаков С.Н. Простота и опрощение// Лев Толстой: pro et contra. С. 298.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чэнь Бин, 2004 год

1. Х.Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание в 90 томах. M.-JL: Художественная литература, 1928-1958.

2. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 24 томах. М.: Издание Т-ва И.Д. Сытина, 1913.

3. Толстой Л.Н Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 21. Дневники 1847-1894 / Коммент. А.И. Шифмана. М.: Худож. лит., 1985.

4. А.Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 22. Дневники 1895-1910 / Сост. и коммент. А.И. Шифмана. М.: Худож. лит., 1985.

5. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / Сост., авт. вступ. ст.

6. H.П. Семыкин. -М.: Просвещение, 1992.

7. Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день JI. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. Т. 1-2 / Сост., вступит, статья А.Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1991.

8. Толстой Л.Н Путь жизни. -М.: Республика, 1993 (Б-ка этической мысли).1.. Литература

9. Архангельский А.И. Кому служить? Предисл. И. Горубнова-Посадова. М., 1920.16Асмус В.Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого // Литературное наследство. Т. 69. Кн. 1. М., 1961.

10. Астафьев П.Е. Учение графа Л.Н. Толстого в его целом. Критич. очерк.2-е изд. М., 1892.18Антология мировой философии: Древний восток. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

11. Бабкин П.И. О непротивлении злу. По поводу драмы «Власть тьмы» Льва Толстого. Спб., 1896.

12. Балу А. Учение о христианском непротивлении злу насилием. М., 1908.

13. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

14. Белый А. Толстой и культура // О религии Льва Толстого. Сб. 2. М., 1912.159

15. Бем A. JI. Толстой в оценке Достоевского // Научные труды Русского Народного университета в Праге. Т. II. Прага, 1929. С. 118-140.

16. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании JI. Толстого // О религии Льва Толстого. Сб. 2. М., 1912.

17. Бердяев НА. О религиозном значении Льва Толстого // Вопросы литературы, 1989, №4. С. 269-274.

18. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 277-289.

19. Бердяев НА. Кошмар злого добра (О книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою») // Путь: Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926, №4. С. 78-87.

20. Берман Б.Н. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. М., 1992.

21. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4, М. — Пг., 1922-1923.

22. Буддизм. Четыре благородных истины: М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2000.31 .Булгаков В.Ф. Христианская этика: Систематические очеркамировоззрения Л.Н. Толстого. Екатеринбург, 1994.

23. Ъ2.БулгаковВ.Ф. Л.Н. Толстой в последний год его жизни. М., 1989.

24. Булгаков С.Н. Л.Н. Толстой: I. На смерть Толстого. II. Толстой и церковь. III. Человек и художник // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

25. Булгаков С.Н. Простота и опрощение // О религии Льва Толстого. Сб. 2. * М., 1912.

26. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь. По поводу последних произведений Л.Н. Толстого: «Дьявол» и «Отец Сергий» // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2.

27. Булгаков С.Н. Карлейль и Толстой // Новый путь, 1904. №12.

28. Бунин И.А. Освобождение Толстого // Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1967. Т. 9.3$.Васильев Н.А. Логический и исторический методы в этике. (Об этических системах Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева). Казань, б. г.

29. Васильев JI. С. История Религий Востока. 1983 г. http://istina.rin.ru/cgi-bin.

30. Владимиров Е.И. Тимофей Михайлович Бондарев и Л.Н. Толстой. Красноярск, 1938.

31. Волошин М. Судьба Льва Толстого // Волошин М. Жизнь бесконечноепознание. М., 1995.

32. Волынский А. Нравственная философия гр. Л.Н. Толстого // Вопросы философии и психологии, 1890. Кн. 5.

33. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. М., 1989.

34. В.Р. Л.Н. Толстой и «Толстовство» в конце восьмидесятых и началедевяностых годов // Минувшие Годы, 1908, №9.

35. Высотский А. Религиозно-философское учение гр. Л.Н. Толстого. Симферополь, 1909.

36. Вышеславцев Б.П. Лев Толстой // Русская земля. 1928. 41.Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969.4Ъ.Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии, 1992, №3.

37. Гелъфанд М. Толстой и толстовцы в свете марксистской критики. Саратов, 1928.50Тессен С.И. Лев Толстой как мыслитель // Гессен С.И. Избранные соч. М., 1999.

38. Ти де Маллак. Мудрость Льва Толстого. М., 1995. 52.Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого М., 1922. Т. 1-2.

39. Торностаев А.К. Перед лицом смерти. Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров. Харбин, 1928.54ТорькийМ. О Толстом. Воспоминания. Берлин, 1923.

40. Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фр. Ницше и Лев Толстой. 3-е изд. М., 1894.

41. Гуанъ-Цзы Искусство сердца. Даосские главы из трактата. Перевод В. В. Малявина, http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/guantzi.html

42. Тусев Н.Н. К истории семейной трагедии Толстого // Литературное наследство. Т. 37-38. Кн. 11. М., 1939. С. 674-697.

43. Гусейнов А.А. Этика ненасилия// Вопросы философии, 1992, №3.

44. Гусейнов А.А. Ненасилие как правда жизни // Опыт ненасилия в XX столетии: социально-этические очерки. М.: Аслан 1996.

45. Гусейнов А.А. Ненасилие как интеллектуальная позиция.// Толстой и традиция ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума. М.,1996.

46. Давыдов Ю.Н. Страх смерти и смысл жизни // Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 415-421.

47. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и Лев Толстой (к проблеме соотношения этики убеждения и этики ответственности) // Вопросы литературы, 1994, №1.

48. Джордж Г. Общественные задачи. Предисл. Л.Н. Толстого. М., 1907.

49. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.

50. Ежегодник общества Истинной Свободы (в память Л.Н. Толстого) за 1918 -1919 год.

51. Избранные мысли Канта, выбранные Л.Н. Толстым. М.: Посредник, 1900.

52. Исаев А.А. Граф Л.Н. Толстой как мыслитель. Спб., 1911.

53. S3.Исаев А.А. Лев Толстой среди мудрецов. Спб., 1913.

54. История этических учений. М., Гардарики, 2003.

55. Ъ.Кареев Н.И. Историческая философия графа Л.Н. Толстого в «Войне и мире». Спб., 1988.

56. Карпентер Э. Современная наука. Критич. очерк. Предисл. Л.Н. Толстого. М.: Посредник, б. г.

57. Карсавин Л.П. О добре и зле // Карсавин Л.П. Малые сочинения. Спб.,1994.

58. Ш.Квитко Д.Ю. Толстовство как мировоззрение // Под знаменем марксизма. 1928, №9-10.

59. Квитко Д.Ю. Философия Толстого. 2-е изд., доп. М., 1930.

60. КингМ.Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии, 1992, №3.91 .Киреев Д.И. Л.Н. Толстой. Жизнь. Лит. деятельность. Миросозерцание. М.-Л., 1928.

61. Козлов А. А. Религия графа Л.Н. Толстого, его учение о жизни и любви. 2-е изд. СПб., 1895.

62. Козлов А.А. Письма о книге Л.Н. Толстого «О жизни» // Вопросы философии и психологии, 1890. Кн. 5; 1891. Кн. 6.

63. Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985.

64. Концевич И.М. Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого // Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.

65. Кречетович И., прот. Указатель литературы против толстовства // Миссионерское обозрение. 1915, №1.

66. Кривенко С.Н. На распутьи. Культурные скиты и культурные одиночки. М., 1901.

67. Криничане. Четверть века. Киев: Криницы, 1913.

68. Кришнамурти Дж. Вне насилия. М., 1996.

69. Кропоткин П.А. Моральный выбор Л.Н. Толстого // Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.101 .Кросби Э.Х. Толстой и его жизнепонимание. М., 1911.

70. Лавров ПЛ. Социальная революция и задачи нравственности; Старые вопросы. Пг., 1921.94Левенфелъд Р. Граф Л.Н. Толстой, его жизнь, произведения и миросозерцание. 2-е изд. М., 1904.

71. Левицкий С. А. Философия жизни и смерти у Льва Толстого // Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.96Ленин В.И. Статьи о Толстом. М., 1978.

72. Маковицкий Д.П. У Толстого. Яснополянские записки // Литературное наследство. М., 1979. Т. 90.103 .Манн Т. Гете и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма // Манн Т. Собр. соч. Т. 9. М., 1960. С. 487-606.

73. Манн Т. К 100-летию со дня рождения // Манн Т. Собр. соч. Т. 9. С. 620627.

74. Мейлах Б.С. Уход и смерть Льва Толстого. М.-Л., 1960.

75. Мелешко Е.Д. Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием, изложенное в изречениях // Принципы ненасилия: Классическое наследие. М., 1991.

76. Мелешко ЕД. Учение Толстого о непротивлении злому и русская духовная традиция непротивления // Толстой и Ганди: Апостолы ненасилия. М., 1994.

77. Мелешко ЕД. Толстовство как социально-этический феномен // Л.Н. Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). М., 1996.

78. Мелешко Е.Д. Толстовские земледельческие коммуны // Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки. М., 1996.

79. Меньшиков М.О. Ошибки страха (по поводу непротивления злу насилием) // Книжки Недели, 1896, №4-6.

80. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. М., 1995.1 \А.Мечников И.И. Закон жизни // Мечников И.И. Собр. соч. М., 1954. Т. 13. С. 133-158.

81. Михайловский Н.К. Десница и шуйца Л.Н. Толстого // Михайловский Н.К. Литературно-критические статьи. М., 1957. С. 59-81.

82. Михайловский Н.К. Личные воспоминания о гр. Л.Н. Толстом // Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1909.

83. П.Муратов М.В. JI.H. Толстой и В.Г. Чертков по их переписке. М., 1934.

84. Мысли, собранные В.Г. Чертковым из различных сочинений, писем и дневников JI.H. Толстого // Толстой JI.H. Полн. собр. соч.: 24 т. М., 1913. Т. 18. С. 156-266.

85. Неизвестный Толстой. Из архивов России и США. М., 1994.

86. Немировская JI.3. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992.

87. Ненасилие: Философия, этика, политика. М., 1993.122 .Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1992, №8.

88. Никитин В.А. «Богоискательство» богоборство Толстого // Прометей. Т. 12. М., 1980. С. 113-138.

89. Николаев П.П. Духовно-Монистическое понимание мира. М.: книгоиздательство «зеленая палочка». Выпуск VIII а. 1914.

90. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. М.: «Мысль» 2001.

91. Новоселов М.А. Письма к JI.H. Толстому // Минувшее (Исторический альманах). Вып. 15. М.-Спб., 1994. С. 371-423.

92. Оболенский JI.E. JI.H. Толстой, его философские и нравственные идеи. 2-е изд., испр. и доп. Спб., 1887.

93. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Несколько слов о важнейших моральных идеях Толстого // Овсяннико-Куликовский Д.Н. Собр. соч. М.-Пг., 1923. Т. 3. С. 239-245.

94. Ольденбург С. Толстой учитель жизни. Из воспоминаний 1880-х годов // Неизвестный Толстой. Из архивов России и США. М., 1994.130.0пыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки. М., 1996.1310 религии Льва Толстого. Сб. (статей) 2-й. М., 1912.

95. Ъ2,Оруэлл Дж. Толстой и Шекспир // Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989.

96. Петерсон Н.П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени. Верный, 1912.

97. Плеханов Г.В. Карл Маркс и Лев Толстой // Плеханов Г.В. Избр. философские произв.: В 5 т. М., 1958. Т. 5. С. 632-640.

98. Плеханов Г.В. Толстой и природа // Там же. С. 609-612.

99. Плеханов Г.В. Л. Толстой и его религия // Плеханов Г.В. Статьи о Толстом. М., 1924. С. 8-94.

100. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силою // Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. 2-е изд. Лондон Канада, 1975.

101. Православие на Руси. Краткий исторический очерк с приложением мыслей Толстого. М., 1919.

102. Принципы ненасилия: Классическое наследие. М., 1991.

103. Пругавин А. С. О Льве Толстом и толстовцах. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1911.141 .Пругавин А. С. Лев Толстой и «богочеловеки» // Русское богословие, 1911, август. С. 147-165.

104. Рачин Е.И. Философские искания Толстого. М., 1993.

105. Рахманов В.В. Крестьянин-коммунист (о В.К. Сютаеве) // Минувшие годы, 1908, №8.

106. Розанов В.В. JI.H. Толстой и Русская Церковь // Розанов В.В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990.

107. Розанов В.В. По поводу одной тревоги гр. JI.H. Толстого // Русский вестник, 1895, №8. С. 154-187.

108. Розанов В.В. Еще о гр. JI.H. Толстом и его учении о несопротивлении злу // Русское обозрение, 1896, №10. С. 497-507.

109. Розанов М.Н. Руссо и Толстой. JL, 1928.

110. Роллан Р. Жизнь Толстого // Роллан Р. Жизни великих людей. М., 1993.

111. Свенцицкий В. Христианское отношение к власти и насилию // Вопросы религии. Вып. 1. М., 1906.

112. Семенова С.Г. Тайны Царства Небесного. М., 1994.151 .Сергеенко П. Толстой и Иоанн Кронштадтский // Толстой и его современники. Очерки. М., 1911.

113. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2.

114. Соловьев Вл. Письмо к JI. Толстому о воскресении Христа // Путь, Париж, 1926, №5. С. 75-77.

115. Сорокин П.А. JI.H. Толстой как философ // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма, 1912, вып. 4-5. С. 80-97.

116. Сорокин П.П. Преступление и кара.Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. Санкт-Петербург, 1999.

117. Степун Ф.А. Религиозная трагедия Льва Толстого // Степун Ф.А. Встречи. М., 1988.

118. Страхов ФА. Искание истины. М.: Посредник, 1911.

119. Струве П.Б. Лев Толстой. I. Смысл жизни. II. Смысл смерти Толстого // Струве П.Б. PATRIOTICA: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. С. 291-304.

120. Струве П.Б. Роковые вопросы. По поводу статьи Л.Н. Толстого «Неизбежный переворот» //Русская мысль, 1909, октябрь.

121. Струве П.Б. Толстой и «мы». Толстой и «социальная революция» // Русская мысль, 1911, январь.

122. Сухотина-Толстая Т.Н. Воспоминания. М., 1976.

123. Толстой A.JI. Отец. Жизнь Льва Толстого: В 2 т. М., 1978.

124. Толстая A.JI. Дочь. М., 1992.

125. Толстая С.А. Дневники и ежедневники 1860-1919. В 2 т. М., 1978.

126. Толстовский ежегодник. М., 1912. \66JI.H. Толстой и его близкие. М., 1986.

127. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1978.

128. Л.Н. Толстой: К 80-летию великого писателя. Спб., 1908.

129. Толстой и зарубежный мир // Литературное наследство. Т. 75. Кн. 1. М., 1965.

130. Толстой и его современники. Очерки. М., 1911.

131. Толстой и ненасилие. Материалы Всероссийской конференции. М., 1995.

132. Толстой и о Толстом. Новые материалы. Сб. 2. М., 1925.

133. Франк СЛ. Лев Толстой как мыслитель и художник // Там же. С. 459478.

134. Цертелев Д.Н. Нравственная философия гр. Л.Н. Толстого. М., 1889.

135. Цертелев Д.Н. Учение гр. Л.Н. Толстого о жизни // Русское обозрение, 1890. Кн. 7.194 .Чертков В.Г. О революции. Насильственная революция или христианское освобождение? Лондон: Свободное слово, 1904.

136. Чертков В.Г. Отношение Л.Н. Толстого к земледельческим колониям // Голос минувшего, 1910, X. С. 46-64.

137. Чертков В.Г. Уход Толстого. М., 1922.

138. Черткова А.К. Л.Н. Толстой и его знакомство с духовно-нравственной литературой // Голос минувшего, 1910, V. С. 219-225.9&.Чулков Г.И. О мистическом анархизме. Спб., 1906.

139. Шестов Л.И. Добро в учении гр. Толстого и Фр. Ницше (Философия и проповедь). Спб., 1906.

140. Шестов Л.И. Откровения смерти (Последние произведения Л.Н. Толстого) // Современные записки, 1920, №1,2.

141. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. 2-е изд. М., 1971.173 .Толстой и религия. Научные доклады Московского толстовского общества. Вып. 5. М., 1996.

142. Толстой: Памятники творчества и жизни. Вып. III. М., 1923.

143. Лев Толстой: pro et contra. Личность и творчество Льва толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. Санкт-Петербург, 2000.

144. Толстой и современный мир. Сб. научных статей в 2 частях. Тула, 1998.

145. Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). М., 1996.

146. Трубецкой Евг. Спор Толстого и Соловьева о государстве // О религии Льва Толстого. Сб. 2. М., 1912.

147. Уильяме X. Этика пищи, или Нравственные основы безубойного питания для человека. Пер. с англ. Вступит, статья Л.Н. Толстого. М.: Посредник, 1893.

148. Федоров Н.Ф. Письма к В.А. Кожевникову // Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 638-641.181 .Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.

149. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 286-413.

150. Франк C.JI. Нравственного учение Л.Н. Толстого // Франк С.Л. Русское мировоззрение. М., 1996. С. 432-439.

151. Франк C.JI. Лев Толстой и русская интеллигенция // Там же. С. 440-444.

152. Франк C.JI. Памяти Льва Толстого // Там же. С. 445-454.

153. Франк C.JI. Толстой и большевизм // Там же. С. 455-458.

154. Шкловский В. Лев Толстой. М., 1967.

155. Штейнер Р. Теософия и граф Л.Н. Толстой // Штейнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997. С. 103-109.

156. Щеглов В.Г. Граф Л.Н. Толстой и Ф. Ницше. Очерк философско-нравственный их мировоззрения. Ярославль, 1897.

157. Эйхенбаум Б. Толстой и Шопенгауэр // Литературный современник, 1935, №11.

158. Эйхенбаум Б.М. О противоречиях Льва Толстого // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

159. Эльцбахер П. Сущность анархизма. Изложение учений Годвина, Прудона, Штирнера, Бакунина, Кропоткина, Туккера и Л.Н. Толстого. 2-е изд. Спб., б. г.

160. Энгельмейер U.K. Критика научных и художественных учений Л.Н. Толстого. М., 1898.

161. Эрн В.Ф. Толстой против Толстого // О религии Льва Толстого. Сб. (статей) 2-й. М., 1912.

162. Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

163. Юзефович Б.М. О философском учении гр. Л.Н. Толстого по XIII т. его сочинений. Критич. этюды. 4-е изд. Киев, 1895.

164. Янжул И.Н. Страх смерти. Разговоры с графом Л.Н. Толстым. Спб., 1910.

165. Литература ha иностранных языках

166. Ackermann I. Tolstoi und das Neue Testament. Leipzig, 1927.

167. AltmanN. The Non-violent Revolution. Longmead: Element Books, 1988.

168. Berlin I. The Hedgehog and the Fox: An Essays on Tolstoy's view of History. New York, 1957.

169. Critical Essays on Tolstoy. Ed. By E. Wasiolek. Boston, 1986.

170. Davis H.E. Tolstoi and Nietzsche. A problem in biogr. Ethics. New York, 1971.

171. DellingerD. Revolutionary Nonviolence. New York: Anchor Books, 1971.

172. Douglass J. W. The Non-violent Coming of God. New York: Orbis Books, 1991.

173. Ferguson J. The Politics of Jesus: The New Testament and Nonviolent Revolution. Nyack, N.Y.: Fellowship Publishers, 1977.

174. Gandhi M.K. Non-violence Resistance. New York: Schocken Books, 1951.

175. Gandhi M.K. Non-violence in Peace and War. Ahmadabad, 1962. V. 1-2.

176. Goss Mayr J. Une autre revolution: Violence des non-violents. Paris: Les editions du Cerf, 1969.

177. Gustafson R.F. Leo Tolstoy: Recident and Stranger. A study in Fictions and Theology. Princeton, New Jersey, 1986.

178. Hanigan I.P. Martin Luther King and the Foundations of Nonviolence. Lanham, MD: University Press of America, 1984.

179. Holmes R., ed. Nonviolence in Theory and Practice. Belmont: Wadsworth Publishing Co., 1990.1. the Shade of Giant: Essays on Tolstoy. Berkley, Los Angeles, London, 1989.

180. Miller W.R., ed. Nonviolence. New York, Schocken Books, 1964.

181. Mittal S. Tolstoi: social and political ideas. Deli, 1966.

182. Modern Critical Views: Leo Tolstoy. Ed. By H. Bloom. New York, 1986.

183. Мог son G.S. Hidden in Plan View: Narrative and Creative Potential in «War and Peace». Stanford, California, 1987.

184. Nazaroff A.N. Tolstoy the inconstant. N.-Y., 1929.

185. Paige G.D., Gilliat S. Buddhism and Nonviolent Global Problem-Solving. Honolulu: Center for Global Nonviolent Planning Project, Spark M. Matsunaga Institute For Peace, 1991.

186. Pelton L.H. The Psychology of Nonviolence. New York: Pergamon Press Inc. 1974.

187. Philipp F.-H. Tolstoy und der Protestantismus. Giessen, 1959.

188. Pyarelal. Thoreau, Tolstoy and Gandhi. Calcutta, 1958.

189. Sharp G. The Politics of Nonviolent Action: The Dynamism of Non-violent Action. Cambridge: Extending Horizons Books, 1973

190. Serebriany S.D. Leo Tolstoy and Sri Ramakrishna. Calcutta, 1987.

191. SiderRJ. Christ and Violence. Pennsylvania: Herald Press, 1979.

192. Silbajoris F.R. Tolstoy's Esthetics and the Modem Idiom in Art. Washington, 1985.

193. StepunF.A. Dostojevskij undTolstoj. Miinchen, 1961.

194. Rowe W.W. Leo Tolstoy. Boston, 1986.

195. Theologie et non-violence. Publication des Seminares. Versailles, 1986.

196. Thologie et non-violence: Hospitalite et non-violence. Publication des Seminares. Paris, 1987.

197. Weisbein N. L'evolution religievse de Tolstoi. Paris, 1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.