Принцип развития и концепция антропокосмизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Берзина, Татьяна Альбертовна

  • Берзина, Татьяна Альбертовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 219
Берзина, Татьяна Альбертовна. Принцип развития и концепция антропокосмизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Москва. 1985. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Берзина, Татьяна Альбертовна

ВВЩЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ И ФЕНОМЕН САМООРГАНИЗАЦИИ

ЕСТЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ:ФИЛОСОФСКИЙ И ОБЩЕНАУЧНЫЙ

АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ.

§ I. Принцип развития и синтез знания.

§ 2. Системный подход к проблеме развития.

§ 3. Структурные уровни и общие законы эволюции природы. Сложность, организация и самоорганизация как системные характеристики развития.

§ 4. Синергетический подход к исследованию самоорганизации.

§ 5. Информационно-кибернетические характеристики самоорганизации.

ГЛАВА П. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЕДИНСТВА ЧЕЛОВЕКА И

ВСЕЛЕННОЙ (СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ АНТР0П0К0СМИЗМА).

§ I. Антропный космологический принцип: предпосылки и тенденции становления, основные идеи, философское значение и перспективы развития.

§ 2. Концепция антропокосмизма: этапы ее формирования, содержание и интегративно-общенаучный характер.

§ 3. Космический аспект развития социальной формы движения материи. Определение понятия "цивилизация" и проблема внеземных цивилизаций.

§ 4. Космотехническая (астроинженерная) деятельность высокоразвитых цивилизаций как фактор эволюции

Вселенной.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принцип развития и концепция антропокосмизма»

В последние годы проблема развития выдвинулась в философии на видное место, стала своеобразным "центром притяжения" комплекса философских исследований. Это обусловлено все большей диалек-тизацией современной науки, дальнейшим проникновением принципа развития в науки о неживой природе, усилением идеологического, мировоззренческого значения этого принципа в научном познании и социальной деятельности. Он позволяет не только адекватно интерпретировать современное развитие нашего общества, но и раскрывать дальнейшие возможности, средства и методы осуществления наших ближайших и перспективных целей, действие объективных законов общественного развития, (в том числе взаимоотношений природы и общества) , обеспечивая при этом необходимую мировоззренческую четкость и методологическую дисциплину (16, с.33-35). Тем самым проблема развития затрагивает не только философию, но и марксистскую теорию в целом - ведь "на магистральном направлении общественных наук должна находиться проблематика зрелого социализма. Речь идет о том, чтобы, отправляясь от уже добытых истин, двигаться вперед, расширяя наш теоретический горизонт, углубляя представления о важнейших закономерностях экономического, социально-политического и духовного прогресса страны" (16, с.32).

Современная наука блестяще подтверждает идеи классиков марксизма о взаимосвязи процессов развития природы и общества и углубляющейся взаимосвязи изучающих их наук. Именно на стыке общественных, естественных и технических наук и могут? быть получены новые выводы в изучении проблемы развития. Вот почему в настоящем исследовании вместо обособленного рассмотрения вопросов развития в науках о природе и в науках об обществе предпринимается попытка их совместного, комплексного рассмотрения.

Развертывание НТР в последние десятилетия XX века привело к интенсификации интегративных процессов в современной науке, усилению взаимосвязи науки и производства, к соединению достижений НТР и преимуществ развитого социализма. Внимание к процессам синтеза знания в значительной степени стимулируется постановкой и решением комплексных программ научно-технического прогресса, целевых программ по решению важнейших научно-технических проблем, к числу которых относится и "дальнейшее изучение и освоение космического пространства в интересах развития науки, техники, народного хозяйства" (15, с.146). Освоение космоса, как подчеркивает П.Н.Федосеев, "оказалось новой плодотворной областью исследований и теоретических обобщений для марксистско-ленинской философии." (62, с.65).

Философский анализ изучения и освоения космоса заключается в выявлении как общих законов деятельности общества в космосе, так и в раскрытии мировоззренческих отношений "человек-космос" "и "человек-обще ство-Вселенная". Разработка философских проблем освоения космоса с позиций материалистической диалектики требует привлечения широкого круга знаний из области не только космонавтики, но также астрономии и других естественных наук, анализа их интеграции с науками общественными и техническими. Особая актуальность вопросов изучения и освоения космоса связана с усилением разработки материалистической диалектики как всеобщей теории развития, а также с развертыванием философских исследований естествознания в плане изучения диалектики в науках о природе и человеке, развития современной научной картины мира.

В последнее время в философии, естествознании, да и в науке в целом появились новые плодотворные мировоззренческие и методологические концепции и идеи, связанные с принципом развития и отношением "человек-Вселенная", которые нуждаются в философском осмыслении. Разработка этих вопросов приводит к необходимости единого рассмотрения проблемы развития материальных систем и отношения "человек-Вселенная". В этом заключается одновременно актуальность и новизна реализуемого диссертантом подхода, поскольку в таком целостном и систематизированном виде эти вопросы совместно почти не обсуждались.

Проблеме развития посвящены труды многих философов, естествоиспытателей и ученых иных специальностей, ванное значение с точки зрения теми диссертации имеют работы следующих авторов: Н.Т.Абрамовой, В.А.Амбарцумяна, В.И.Аршинова, Л.Б.Баженова, Д.П.Горского, Д.И.Дубровского, Ю.А.Жданова, Г.М.Идлиса, Л.Ф.Ильичева, В.В.Ка-зготинского, Р.С.Карпинской, А.В.Кацуры, Б.М.Кедрова, С.Т.Мелюхи-на, Ю.Б.Молчанова, А.М.Мостепаненко, Л.М.Мухина, Е.Ф.Молевича, В.В.Орлова, Г.И.Рузавина, М.Н.Руткевича, Ю.С.Сачкова, И.Н.Смирнова, В.С.Степина, В.С.Стрельницкого, В.С.Троицкого, В.С.Тюхтина, Б.С.Украинцева, А.Д.Урсула, А.П.Шептулина, Е.Т.Фаддеева, П.Н.Федосеева, И.Т.Фролова, Ф.А.Цицина и других ученых. Особый интерес представляют работы естествоиспытателей, изучающих синергетичес-кие и информационно-кибернетические аспекты самоорганизации материальных систем прежде всего работы М.В.Волькенштейна, П.Гланс-дорфа, Б.Б.Кадомцева, В.А.Коварского, Ж.Николиса, В.И.Сифорова, Г.Хакена, В.Эбелинга, М.Эйгена и других авторов.

К этим именам естествоиспытателей необходимо добавить и имена ученых, чьи усилия были сосредоточены на проблеме изучения процесса эволюции Вселенной в целом, ведущего к появлению человека, и исследующих в связи с этим антропный космологический принцип (Г.Гал-Ор, П.Девис, Р.Дикке, Я.Б.Зельдович, А.Л.Зельманов, Г.М.Ид-лис, Б.Картер, Л.С.Марочник, Л.М.Мухин, И.Д.Новиков, И.Л.Розен-таль, М.Рис, Дж.Силк, Дд.Уилер, С.Хоукинг, И.С.Шкловский и др.).

Философские аспекты этого принципа в том или ином плане рассмотрены в работах М.С.Асимова и А.Турсунова, В.В.Казютинского,

A.Д.Урсула, Ю.А.Школенко и др. Основные мировоззренческие и методологические идеи обсуждаемого принципа теснейшим образом связаны с формированием концепции антропокосмизма (К.Э.Циолковский,

B.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.Г.Холодный и др.), в своей современной форме естественно включающей антропокосмологический принцип.

Проблеме разумной жизни в космосе посвящены труды естествоиспытателей (Л.М.Гиндилис, Г.М.Идлис, С.А.Каллан, Л.В.Ксанфома-лити, Л.М.Мухин, Б.Н.Пановкин, Н.Т.Петрович, В.С.Троицкий, Ф.А.Ци-цин, И.С.Шкловский, В.Ф.Шварцман, Х.Шепли и др.), а также философов (В.В.Казютинский, Э.С.Маркарян, В.В.Рубцов, А.Д.Урсул, Е.Т.Фа-дцеев, Л.В.Фесенкова, К.Х.Хайруллин, Ю.А.Школенко и др.).

Настоящее исследование посвящено мировоззренческим и методологическим аспектам поиска общих законов прогрессивной эволюции материи, ведущей к появлению социальных систем во Вселенной и их воздействия на природу космоса.

Основная цель, которая реализуется в диссертации, состоит в том, чтобы раскрыть философские основания научного поиска, ведущего к выявлению формулируемых в современной научной картине мира общих закономерностей эволюции в космосе, которые обусловливают появление человека и общества, и показать, что формирование социальной ступени развития материи органически "вписывается" в динамику Вселенной. Таким образом, речь идет об отношении "человек-Вселенная" в его эволюционном аспекте: как эволюция Вселенной приводит к появлению социальной формы движения материи и как эта последняя, развиваясь, может влиять на процессы эволюции по Вселенной. Эта проблема рассматривается на трех основных уровнях: I. частно-научном; 2. общенаучном; 3. философско-мировоззренческом. Слоем знания, соединяющим эти уровни является научная картина мира, привлекающая в последние годы все большее внимание ученых (П.С.Дыпшевый, В.В.Казютинский, С.Б.Крымский, А.М.Мосте-паненко, В.С.Степин и др.). В соответствии с основной целью в диссертации поставлены задачи: раскрыть новые черты системных закономерностей и тенденций развития; проанализировать структурные уровни эволюции материальных систем с целью выявления общих тенденций и характеристик их развития; рассмотреть синергетический и информационно-кибернетический подходы к поиску общих закономерностей самоорганизации и эволюции материальных систем; изучить становление концепции антропокосмизма, ее содержание и перспективы развития и в этом контексте - философское значение и содержание антропного космологического принципа, космические аспекты социальной ступени развития; сделать попытку прогнозирования перспектив воздействия космических цивилизаций на эволюционные процессы во Вселенной и формирования единой социокосмической системы развития.

Методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, фундаментальные работы философов-марксистов, прежде всего посвященные разработке и конкретизации диалектико-материа-листического принципа развития.

Особую методологическую ценность для настоящего исследования приобретает положение К.Маркса о том, что "естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука" (9, с.124). Эта идея К.Маркса нашла отражение также в известных положениях К.Маркса и Ф.Энгельса о единстве истории общества и истории природы (2, с.16), высказываниях Ф.Энгельса о связи космического и социального развития, которые изложены им в "Диалектике природы" (5). Отсюда и вытекает и идея о возможности существования общих законов и закономерностей эволюции, исследуемых комплексами наук и наукой в целом.

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что исследуются общенаучный и социокосмический аспекты принципа развития в их единстве, место концепции в современной научной картине мира. В работе исследуются интегративно-общенаучные подходы к проблеме развития, проводится анализ основных эволюционо о ных идеи в современной науке.

Наиболее существенными результатами,определяющими новизну исследования, являются следующие:

1. Раскрыта роль системного подхода в поиске общих закономерностей эволюции материальных систем, в том числе и социокос-мической системы развития.

2. Выявлены системные характеристики эволюции, такие как иерархия уровней и ступеней развития - структурных уровней, эволюции которых присущи ряд общенаучных закономерностей, связанных с изменением пространственно-временных и массово-энергетических параметров. Исследованы также иные системные параметры и характеристики развития - сложность, организация, самоорганизация, энтропия, информация, вероятность.

3. Показано, что в ходе развития новых комплексных направлений научного поиска, таких как синергетика, кибернетика, информатика открываются, либо обобщаются до уровня междисциплинарных и общенаучных частно-научные закономерности, например, закон необходимого разнообразия, понижение энтропии и увеличение информационного содержания материальных систем в процессе прогрессивного развития, причем этот закон сформулирован для всех структурных уровней материи и на его основе объяснены такие частные закономерности прогресса как закон ускорения темпов развития, необходимость космического расширения социальной ступени развития. Среди других закономерностей, выявляемых синергетикой, - наличие механизма типа естественного отбора в неживой природе, выявление нового типа связи между необходимостью и случайностью в процессах прогрессивного развития.

4. Проведен методологический анализ антропокосмизма, под которым автор понимает мировоззренческие концепции, отображающие различные аспекты отношения и связи человека и космоса в генетическом и структурном аспектах. Рассмотрены основные этапы развития и философско-мировоззренческие аспекты концепции антропокосмизма, выявляется вклад ряда крупнейших естествоиспытателей в ее развитие, анализируется ее интегративный характер и роль в современной научной картине мира. Становление единства человека и космоса раскрывается в диссертации как важная закономерность прогрессивного развития.

5. Впервые рассмотрен синтез различных направлений исследований (экологический, антропологический и космологический подходы) в философской интерпретации антропного принципа в космологии, который выявляет связь между глобальными свойствами и характеристиками Вселенной и процессам! самоорганизации, ■ появлением иерархии структурных уровней материи, становлением эволюционного ряда. Это существенно новый момент в понимании происхождения жизни и человека, поскольку ранее этот процесс считался зависимым лишь от локальных особенностей экосреды. В ходе проведенного анализа показано, что антропный космологический принцип - это развитие концепции антропокосмизма. Выявляется связь этого принципа с основным философским вопросом, дается критический анализ его идеалистических интерпретаций.

6. Проведен философский анализ взаимодействия общества и космоса в плане астроинженерной (космотехнической) деятельности и возможного влияния ее на эволюционные процессы во Вселенной. Показана космическая роль социальной ступени развития материи в освоении обширных пространств Вселенной, включении их в сферу человеческого бытия и общественно-исторической практики человечества. Анализируется возможная роль субъективного фактора в эволюции Вселенной: из концепции антропокосмизма вытекает, что она будет постепенно возрастать, и это является одной из закономерностей прогрессивного саморазвития материи.

Основные результаты, полученные в диссертации, можно использовать при анализе перспектив освоения космоса; в преподавательской деятельности: в курсах лекций диалектического и исторического материализма - темы: "Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии", "Основные законы и категории диалектики", "Методы и формы научного познания", "Диалектика процесса познания", "Материальное производство - основа общественной жизни", "Наука, ее место и роль в жизни общества"; в лекциях по философским проблемам естествознания, философским вопросам освоения космоса и проблемы внеземных цивилизаций; в работе философских (методологических) семинаров.

Данная работа посвящена поиску общих закономерностей эволюции и самоорганизации материальных систем и космическому аспекту прогрессивного развития, ведущего к появлению социальной ступени и ее воздействия на космическую природу. Эта взаимосвязь двух тем "общенаучной" и "космической" и обусловила структуру исследования. Первая глава посвящена методологическому анализу поиска общих закономерностей эволюции материи. Особое внимание здесь уделяется интегрирующей функции принципа развития и его обогащению в ходе процессов синтеза в современной науке. Дается определение понятия развития, эволюции, прогресса и конкретизируется системный подход к развитию. Далее он дополняется концепцией структурных уровней материи и ее связи с общими, прежде всего глобальными закономерностями и тенденциями развития этих уровней. Здесь же раскрывается как понятие развития конкретизируется и обогащается на общенаучном уровне с помощью категорий сложности, организации, самоорганизации, энтропии и информации. Особое внимание уделяется анализу того, какой вклад вносят в исследование и открытие общих закономерностей эволюции синергетика, информатика и кибернетика.

Во второй главе сформулированные методологические принципы применяются к рассмотрению различных аспектов концепции антропо-космизма. В ней исследуются космические аспекты эволюции материи в связи с проблемой человека (в плане астрономии, космонавтики, астросоциологии) и раскрываются философские аспекты формирования концепции антропокосмизма, которая носит интегративный характер. Вначале анализируется антропный принцип в космологии, устанавливающий зависимость прогрессивной эволюции, появление иерархии структурных уровней материи от фундаментальных констант и характеристик Вселенной. Далее раскрывается более общая научная картина взаимоотношений человека и Вселенной, которая формируется в концепции антропокосмизма, заключающейся,по выражению И.Т.Фролова, в "понимании человека как органической и активной части космоса и Вселенной, включая все возможные в ней формы жизни, разума и гуманности" (145, с.335). Далее делается попытка обобщения понятия цивилизации в связи с рассмотрением проблемы внеземных цивилизаций и выявления их деятельности в космосе, космического развития социосферы и взаимодействия социальной ступени развития с природой, ведущей к формированию в астрономических масштабах сферы распространения цивилизационных процессов как системы соци-окосмического направления эволюции материи во Вселенной.

- 12

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Берзина, Татьяна Альбертовна

Настоящее исследование посвящено малоизученной колшлексной проблеме связи принципа развития и отношения "человек-Вселенная", методологии поиска интегративно-общенаучных закономерностей эво люции материи. Особое внимание обращено на роль принципа разви тия в синтезе научных знаний, показано, что "синтетический по тенциал" идеи развития существенно зависит от понимания и общего определения категории развития в материалистической диалектике, в связи с чем на основе анализа соответствующей литературы в ра боте принимается определение понятия развития как направленного изменения содержания систем. Развитие имеет различные направле ния, или формы -прогресс, регресс, круговороты, структурные из менения и др. Эволюция материи рассматривается в широком смысле как синонигл развития (хотя и отмечается, что имеются и более уз кие ее трактовки как биологического процесса, как форглы развития противоположного революционным изменениям и др.).В работе показано, что прогрессивные, регрессивные и другие изменения образуют собой систему развития, распределение которых, по-видимому, подчиняется каким-то общим закономерностям.Раскрыт системный характер и, соответственно, системные за кономерности и тенденции развития. Отвергая определения общего понятия развития через понятия системного подхода и считая, что такое определение может быть дано лишь на основе философских ка тегорий, в работе последовательно проводится системный принцип к развитию и это ничто иное как определенная реализация единства двух, основных принципов материалистической диалектики - принципа всеобщей связи явлений и принципа развития.Важныгл признаком развития является возьшкновение нового в эволюционных процессах в ходе дифференциации и интеграции систем,

т.е. в процессе развития как процессе системогенеза, причем но вое противоречиво взаимодействует со старым, обеспечивает свою устойчивость и приводит к возникновению системного эффекта и це лостности развивающихся систем. Процессы развития образуют не только систему в пространственном аспекте (где важную роль игра ют не только связи внутри развивающейся системы, но и ее взаимо действие с экосредой), но и во временном аспекте, где прошлое, настоящее и будущее также взаимосвязаны в единую систему.Определенное развитие систеглный подход получил в концепции структурных уровней материи и итленно с помощью структур как ин вариантного компонента развивающихся систем и удается выявить закономерности их изменения как эволюционного процесса, в част ности, такие как возрастание сложности систем в ходе прогрессив ной эволюции, наличие преемственности структур (вхождение низших структур в высшие), ускорение темпов прогрессивного развития, сокращение пространственного объема и совокупной массы последую щего более высокого структурного уровня развития и т.д.Системный подход к проблеме развития использует и такие общенаучные категории как сложность, организация и самоорганиза ция, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах про цесса развития и позволяют применять математические средства для определения степени и уровня развития, что открывает возможность получения количественных общенаучных законов. Особое внимание в работе уделено понятиям самоорганизации и организации, которые прошли три этапа в своем развитии - докибернетический, киберне тический и синергетический, причем в ходе своего развития вышли на общенаучный уровень знания.В работе делается вывод, что понятия организации и само организации являются более узкими и в этом смысле специальными

(что не исключает их самого широкого распространения), чем фило софские понятия развития и эволюции. Что касается понятия само организации, то оно вообще отображает лишь определенный аспект прогрессивного развития глатерии, связанный с ростом организации систем, появления новых связей и утюрядоченности и, как показано на примере синергетики, не распространяется на процессы регрес сивного развития. Однако, несмотря на определенные ограничения исследования процессов развития с помощью понятий организации, самоорганизации и других общенаучных понятий и экспликаций, их использование существенно продвигает вперед познание системного характера процессов эволюции и позволяет привлекать соответствую щие математичес1ше средства исследования.Важное место в исследовании занимает синергетический под ход к noHciQr общих закономерностей самоорганизации, в основе ко торого лежат разработки в области термодинамики необратимых про цессов. С помощью нового термодинамического подхода удалось раз решить противоречие между вторым законом термодинамики и эволю ционной теорией в биологии, показать, что в результате отвода • энтропии во внешнюю, окружающую самоорганизующуюся систему среду, последняя может утленьшать свою энтропию, повышать сложность и организованность. Если процесс увеличения энтропии и, соответст венно, разрушение структур, наблюдается вблизи термодинамическо го равновесия, то, напротив, их рождение и прогрессивное развитие происходит за пределами термодинамической устойчивости. Это так называеьше диссипативные структуры, само появление которых, их устойчивость и упорядоченность имеет место только в неравновесных условиях обмена веществом, энергией и информацией с экосредой.Теория диссипативных структур, как самоорганизующихся систем,яв ляется фундаментом синергетики как науки о законах самоорганиза ции всех материальных систем и возникновении в них кооперативно- 182 го, системного эффекта. Синергетика, по сути дела, претещ1ует на поиск математизированных общих законов самоорганизации материаль ных систем, синтеза стрзгктур и эти законы оказываются, по глнению Г.Хакена, аналогичными для диссипативных структзгр всех видов -

в неживой и живой природе и' даже в социальной сфере. Одним из ее результатов является расширение закона утленьшения энтропии и по вышения степени организации на все материальные системы. Среди дфугих закономерностей, которые постепенно выявляет синергетика -

это наличие механизма типа естественного отбора в неживой приро де, наличие определенного вида связи между необходиглостью и слу чайностью в процессах прогрессивного развития и др. Синергетика имеет свои специфические особенности, которые сближают ее со мно гими научными дисциплинагж и направлениями исследований - физи кой, кибернетикой, общей теорией систем и т.д., что делает ее интегративной, комплексной областью исследований, наряду с кибер нетикой лидером естественно-научного изучения проблемы самоорга низации, в принципе являющейся общенаучной проблемой.Еще до возникновения синергетики проблему самоорганизации с помощью математизированных средств исследования изучала кибер нетика, использующая для этой цели, главным образом, понятие ин формации в основном дяя высших форм движения материи. В рамках кибернетики был сформулирован закон необходимого разнообразия, согласно которому разнообразие (сложность и организация) киберне тических систем должно быть не меньше разнообразия возмущений экосреды. По-видимому, этот закон сформулирован У.Р.Эшби в том же духе, что критерий (закон) эволюции Гланодорфа-Пригожина в тео рии диссипативных структзгр. Кибернетические системы в свете зако на необходимого разнообразия оказываются однигл из видов диссипа тивных структур, возникающих и сохраняющих свое информационное содержание в принципиально неравновесных условиях взаимодействия

со средой.• Наряду с законом необходимого разнообразия, распространяю щегося в основном на процессы с управлением и самоуправлением в рамках приложений теории информацго'1 к изучению естественных и социальных систем, обнаружен более общий закон накопления инфор мации в прогрессивно развивающихся системах, причем этот закон сформулирован для всех структурных уровней материи и на его осно ве объяснены такие частные закономерности прогресса как закон ускорения темпов развития, необходимость космического расширения социальной ступени развития и ряд других. Данный закон роста информационного содержания структурных уровней материи является общенаучным не только в гносеологическом плане (как закон необ ходимого разнообразия), но и в онтологическом аспекте. Упомяну тые законы являются в основном законами о количественной стороне информации и в настоящее время ведутся поиски законов, отображаю щих ценностные и другие качествеьпше характеристики информации, связанные с такими проблемами как отбор, случайность, вероятность Синергетический и информационно-кибернетический подходы к исследованию организации и самоорганизации материи вносят важный вклад в поиски общих законов эволюции материи, но вместе с тем они обладают, наряду с достоинствами и рядом недостатков, что вызвано как их несовершенством, так и принципиальным моментом, именно тем, что они в ходе общенаучной и частно-научной экспли кации изучают лишь определенные аспекты процессов развития мате рии, т.е. конкретизируют и развивают далеко не все содержание фило софских законов и характеристик развития, и кроме того, они в значительной степени пока абстрагируются от "человеческого фак тора".Упомянутые подходы в основном вносят вклад в интеграцию

естественно-научных знаний, тем саглыгл способствуя обогащению ес тественно-научной картины мира. Вместе с тем естественно-научная картина глира в своих общих и фундаментальных положениях должна оказаться органической составной частью общенаучной картины ми ра, а эта последняя не может быть сформирована без наиболее об щих положений о развитии человека и общества. Формирование обще научной картины глира, как следует из проведенного исследования, происходит в результате натурализации знаний об обществе, чело веке и гугланизации, социализации наук о природе. Оба эти процес са имеют непосредственное отношение к проблемам, которые рассмот рены как в первой, так и во второй главах диссертации. И хотя диссертация не претендует на отображение общенаучной картины ми ра в полном объеме, тем не менее рассмотренные в ней проблемы связи, отношения человека и космоса вносят весоглый вклад в фор 1лирование общенаучной картины мира.В процессе анализа "человеческого фактора", в плане отно шений человека и космоса, было выделено два аспекта рассмотре ния - онтологический и гносеологический. Онтологический, в свою очередь, может быть разделен на структурный и генетический (ис торический) и именно последний и представляет даш настоящего ис следования основной интерес. Нами показано, что в астрономиче ский комплекс наук начинает проникать "человеческий" фактор, что ведет к гуманизации наук о космосе. Одним из проявлений этого процесса гуманизации знаний о космосе (являющшлся встречной тен денцией космизации науки) является появление антропного принци па в космологии, который вместе с тем является и экологическим принципом, представлял Вселенную как обитаемую систему, в кото рой осуществляется экологическое взаимодействие между человеком (космической цивилизацией) и остальной природой космоса. Антроп ный принцип выявляет связь между глобальными свойствами и харак- 185 -

теристиками Вселенной и процессами самоорганизации, возникнове нием иерархии структурных уровней материи, направленных к появ лению человека. Это существенно новый момент в понимании проис хождения жизни и человека, поскольку ранее этот цроцесс считал ся зависимым лишь от локальных особенностей экосреды и в значи тельной степени случайным.В работе дана критика неадекватных философских интерпрета ций антропного космологического принципа, в особенности субъек тивно-идеалистического толка, а также точки зрения "космического детерминизма" (ставящего в прямую зависимость появление челове ка от космических факторов и фундаментальных констант Вселенной), и выявлено противоречие между названием и реальным содержанием рассматриваемого принципа.Антропный принцип в космологии выражает и конкретизирует лишь одну сторону взаимоотношения человека и космоса: именно ту сторону, которая определяет появление человека в процессах само организации материи в космосе. Реальное содержание отношения "человек-космос" охватывает как генетические и структзгрные их связи, так и их основные направления - от космоса к человеку (процессы косьшзации) и от человека к космосу (процессы гумани зации, социализации космоса).На разных этапах познания выявлялись различные стороны и аспекты системы отношений "человек-космос". Сама мысль о единст ве человека и космоса была высказана еще в античное время, ког да космос мыслился наподобие человеческого организма и единство их представлялось во взаимоотношении и уподоблении.Следующий шаг развития концепции антропокосмизма имел ме сто в трудах естествоиспытателей, чье мышление итлело косгличе скую направленность (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чи жевский, Н.Г.Холодный и др.). Для этой формы антропокосмизма характерно представление человека как части космоса, обнаруживаю щего ту или иную связь с остальной природой (и лишь у К.Э.Циол ковского речь идет уже об освоении внеземной природы). Естествен но-научный вариант антропокосмизма, выявляя реально существующие взаимосвязи человека и космоса, обладал и определенными недостат ками, в особенности он абстрагировался от социальной природы и сущности человека, отображая в основном его натурогенные черты и характеристики.В настоящее время, под влиянием критического анализа есте ственно-научного варианта антропокосмизма, развития философских проблем космонавтики и астрономии, происходит переход к третьему, современному этапу антропокосмизма, развитому на базе диалекти ческого и исторического материализма и достижений науки эры кос моса. Современная концепция антропокосмизма, разрабатываемая на базе марксистской теории, соединяет в целостную мировоззренче скую концепцию наиболее общие идеи общественных, естественных и технических наук, тенденции гуманизации и космизации науки на пути к ее единству. Именно дальнейшему становлению концепции антропокосмизма как социокосмизма, как составной части диалекти ко-материалистического г.1ировоззрения и посвящена вторая часть настоящей работы.Одной из важных проблем в развитии антропокосглизма как социокосмизма является дальнейшее изучение как процесса воздей ствия космоса на становление и развитие человечества, так и пос леднего на космос. До сих пор, несмотря на отдельные работы, не выявлено влияние космических факторов на цивилизационные про цессы, поскольку воздействие экосреды обычно ограничивалось гео графической средой, т.е. по сути дела лишь частью нашей планеты.Более того, в работах философов, специально посвященных обстоя тельному анализу социальной формы движения материи космические

факторы эволюции, как правило, игнорируются, что позволяет сде лать обоснованный вывод о геоцентрической точке зрешш, проводи мой в такого рода исследованиях. И лишь в последние годы в рабо тах философов-марксистов, посвященных философским проблемам ос воения космоса, наметился более широкий подход к проблеме соци альной формы движения материи и прежде всего в связи с проблемой внеземных цивилизаций. Тем самым в такой постановке проблемы мож но говорить не только о более общих, чем ныне изученные, законо мерностях цивилизационных процессов, но и о глобальных законах эволюции, ответственных и за появление и развитие как нашей, так и других, предполагаеглых наукой цивилизаций космоса. Речь может идти и о еще более общих законах эволюции, осуществляемых уже в процессе взаимодействия общества и космоса.Акцентируется внимание на общем определении понятия циви лизации, взятом в его инвариантно-космическом ракурсе, т.е. та ком обобщении понятия человечества, которое оказалось бы пригод ным и для иных цивилизаций космоса. Анализируя существующие в литературе определения (главным образом в работах естествоиспы тателей, занимающихся проблемой внезеьшых цивилизаций), мы не обнаружили достаточно адекватных в философском плане определе ний, поскольку во многих работах преобладает естественно-науч ный и общесистемно-кибернетический подходы к определению соци ального по своей сути процесса и объекта исследования.В основу определения понятия цивилизации, пригодного дяя космического направления исследований, бшх положен деятельностный подход, развитый К.Марксом для человеческой цивилизации. В качес^ ве специфических особенностей социальной деятельности мы выделяем материальное производство и духовную деятельность,как два взаимо действующих и взаимно интенсифицирующих направления цивилизацион ной активности,составляющих специфику социального взаимодействия в

отличие от других видов материальных взаимодействий. Под цивили зацией в космическом плане мы понимаем автоноглное проявление со циальной ступени развития материи, представляющее собой целост ную систему индивидов, осуществляющих взаимодействие с природой в фэрме материально-производственной деятельности и использукь щих для этой цели и дальнейшего своего прогрессивного развития высшую - идеальную форму отражения (сознание, разум).Исследование космического аспекта социального развития включает в себя не только рассмотрение возможностей обобщения и выделение сущностных характеристик "планетных" цивилизаций, но и анализ развертывания их деятельности за пределами породившей их планеты. Важное значение в этой связи приобретает прогнози рование перспектив космической деятельности земной цивилизации, уже приступившей к освоению не только ближнего, но и дальнего космоса. Делается вывод, социальная форма движения оказывается новым, антропогенным фактором эволюции космоса вначале в локаль ных космических масштабах, но, если предполо^шть неопределен ную доштельность прогресса цивилизационных процессов, то и весь ма обширных пространств Вселенной. Следовательно, к исследова нию эволюции космоса должны постепенно подключаться и науки о социальной форме движения, исследовать как астроинженерная, или космотехническая деятельность будет влиять на естественные кос мические процессы эволюции, используя их в целях прогресса ци вилизации. В связи с этим возникает ряд вопросов философско методологического плана о роли сознания (общественного) и субъек тивного фактора в такого рода процессе социоприродного развития, о диалектике преобразования и приспособления и ряд других.Очевидно, что в ходе широкого освоения космоса, его "со циализащш" будет происходить преобразование объектов и процес сов космоса, будет изменяться их состав и структура и такая дея- 189 -

тельность может быть названа космотехнической, или астроинженер ной. Однако мы полагаем, что не следует развитие астроинженер ной деятельности представлять как беспредельное техногенное воз действие на объекты и процессы космоса, ибо и здесь существрзт определенные экологические ограничения, поскольку соответствую щие экологические взаимодействия и пределы характерны не только дяя природы Земли, но и для природы в целом. В работе на основе рассмотренных в первой главе общих закономерностей эволюции ма терии делается вывод о том, что существуют определенные верхние границы возможного расширения объема и массы социосферы, т.е.существуют принципиальные пределы экстенсивного развития циви лизационных процессов. Однако возможности прогрессивного раз вития социальной деятельности за счет качественных факторов и источников развития оказываются уже неограютченными ,.^ и именно они будут определять постепенный переход астроинженерной дея тельности цивилизаций космоса на преимущественно интенсивный цуть развития.Роль субъективного, социального фактора в едином социо природном развитии будет постепенно возрастать - и это одна из BajsHHX закономерностей дальнейшего прогрессивного саморазвития материи. Развертывание астроинженерной деятельности в космосе в широких масштабах поставит в будущем вопрос о необходимости ее "согласования" с самоорганизационно-эволюционными процессами неживой природы во Вселенной. Важно направить общий "вектор" эволюции социоприродной системы на прогрессивную магистральную ее ветвь, что, видшло, возможно, лишь в результате разумного вмешательства высокоорганизованных в социальном плане и обладаю щих мощными техническими средствагли цивилизаций космоса. Такова диалектика социального и естественного, части и целого, челове ка и Вселенной, которая вырисовывается перед нами на базе про- 190 -

веденного исследования. Тем самым оказывается возможным поста новка (и дальнейшая обстоятельная разработка) вопроса о единой, интегративной (мы не употребляем синтетической, чтобы не зани мать уже используемый биологией термин) социоприродной космиче ской эволюции материи и закономерностях космосоциогенеза.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Берзина, Татьяна Альбертовна, 1985 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. - Маркс К. и Энгельс Ф: Соч. 2-е изд., т.2,с.3-230.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

3. Маркс К. Нищета философии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-185.

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.1-338.

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-626.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.23-178.

7. Маркс К. Капитал. Т.1. Процесс производства капитала. -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5-900.

8. Маркс К. Капитал. Т.2. Процесс обращения капитала. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24, с.31-648.

9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

10. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К.и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.3-510, ч.П, с.5-521.

11. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т.З, с.5-602.

12. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18.-525 с.

13. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29. -752 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.