Принципы и методы художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50-х-60-х годов XX века. Зарубежный и отечественный опыт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Щербакова, Анжела Валерьевна

  • Щербакова, Анжела Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 350
Щербакова, Анжела Валерьевна. Принципы и методы художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50-х-60-х годов XX века. Зарубежный и отечественный опыт: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2013. 350 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Щербакова, Анжела Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕЧАТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА. ПЯТИДЕСЯТЫЕ - ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

1.1. Художественное проектирование западноевропейского и американского печатного текстильного рисунка. Послевоенные годы - первая половина 1950-х годов

1.1.1. Предпосылки возникновения. Влияние общих художественных процессов на текстильный рисунок

1.1.2. Орнаментальные мотивы и анализ художественных

приемов зарубежных печатных рисунков 1950-х годов

1.1.3. Принципы проектирования зарубежного

текстильного рисунка 1950-х годов

1.1.4. Методы создания печатных текстильных композиций

1950-х годов

1.2.Художественное проектирование западноевропейского и американского печатного текстильного рисунка 1960-х годов

1.2.1.Предпосылки возникновения. Влияние

общих художественных направлений на текстильный рисунок

1.2.2.Влияние молодежной субкультуры хиппи

и психоделической революции на текстильный дизайн 1960-х годов

1.2.3. Новые материалы. Технологические аспекты

проектирования печатных тканей

1.2.4.0рнаментальные мотивы и анализ художественных приемов зарубежных печатных рисунков 1960-х годов

1.2.5.Принципы проектирования печатного текстильного

рисунка 1960-х годов

1.2.6.Специфика и методы проектирования

зарубежных печатных текстильных рисунков 1960-х годов

Выводы по материалу главы

ГЛАВА II.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕЧАТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД, 50 - 60-е

ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

2.1. Художественное проектирование печатного текстиля в СССР. Послевоенный период 1945 - 1955 годы

2.1.1. Влияние общих художественных процессов

на печатный текстильный рисунок 1945 - 1955 годы

2.1.2. Художественная жизнь текстильных предприятий

во время войны и в первые послевоенные годы

2.1.3.0рнаментальные мотивы послевоенного советского

печатного текстиля 1945 - 1955 годы

2.1.4.Принципы проектирования послевоенного печатного

советского текстиля 1945 - 1955-х годов

2.1.5.Методы проектирования печатных

текстильных рисунков послевоенного времени

2.2. Художественное проектирование печатного текстиля в СССР. Вторая половина 50-х - конец 60-х годов

2.2.1. Художественные направления и факторы, влияющие на развитие советского печатного текстильного рисунка

во второй половине 1950-х начале 1960-х годов

2.2.2. Развитие технологической базы текстильного производства

и ее влияние на художественное проектирование

печатного рисунка 1950 - 1960-х годов XX века

2.2.3.0собенности работы художников

на текстильных предприятиях в 1960-е годы

2.2.4.Влияние международной моды

на советский печатный рисунок 1960-х годов

2.2.5. Влияние народных традиций на советский печатный текстиль

2.2.6. Особенности художественного оформления

текстиля - 1966-й - 1970-е годы

2.2.7. Орнаментальные мотивы и анализ художественных приемов, используемых при создании печатных рисунков

во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов.

Выявление ведущих средств художественной выразительности

2.2.8. Принципы проектирования советского печатного текстильного рисунка конца 1950-х - начала 1960-х годов

2.2.9. Методы проектирования

советских печатных текстильных рисунков

Выводы по материалу главы

ГЛАВА III.

ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОГО ПЕЧАТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА

50 - 60-х ГОДОВ XX ВЕКА НА ДИЗАЙН

СОВРЕМЕННОГО ТЕКСТИЛЯ

3.1 Новые методы проектирования печатного текстильного рисунка конца XX века - начала XXI века и их связь

с орнаментацией тканей 50 - 60-х годов XX века

3.2. Преемственность и развитие орнаментальных тем и средств художественной выразительности текстильного орнамента

1950 - 1960-х годов в дизайне зарубежных печатных

текстильных рисунков XXI века

3.3. Влияние орнаментации зарубежного текстиля 1960-х годов

на советский печатный текстиль конца XX столетия

Выводы по материалу главы

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы и методы художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50-х-60-х годов XX века. Зарубежный и отечественный опыт»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема, тема, состояние вопроса. Искусство текстильного орнамента является частью единого культурного контекста и находится в тесной взаимосвязи с общими художественными процессами, чутко реагируя на новые тенденции в их развитии. Пятидесятые - шестидесятые годы XX века демонстрируют многомерность и поливариантность отношений традиции и новаторства в дизайне текстиля, технологичность и образность авторского видения и глобальных тенденций эпохи. Историческая ситуация определила особый характер этого периода, обозначенного переходом от послевоенного восстановления к благополучию конца XX века.

Рисунки печатных тканей 50 - 60-х годов XX века формировались под значительным влиянием господствующих направлений в искусстве и дизайне, открытий в области микрофотографии, естественных наук, покорения космоса, совершенствовались в русле экономического развития и политических преобразований. Орнамент тканей эволюционировал. На смену одним мотивам, приемам и техникам приходили другие. В одном рисунке объединялись несколько стилистических направлений. Этот динамичный период запомнился неординарными текстильными орнаментами. Современное искусство находит в творчестве художников 50 - 60-х годов XX века созвучные ему эстетические принципы, выраженные в особой пластике и трактовке орнаментальных форм, в слиянии разноплановых изображений, в игривой легкости, с которой художники обращались с орнаментом.

В этом контексте возникает ряд актуальных, важных для практики дизайна вопросов, ответы на которые необходимы для осмысления и научного анализа принципов и методов проектирования печатного рисунка 1950 - 1960-х годов. Что стремятся почерпнуть в орнаменте этого периода современные дизайнеры текстиля? Орнаментальные мотивы или их

трактовку? Принципы организации орнаментальных форм или философию творчества? В чем особенности стилизации текстильных орнаментов 1950 -1960-х годов? Каковы истоки становления послевоенного текстильного орнамента? Какие принципы и методы легли в основу проектирования текстильного печатного рисунка? Какие особенности развития текстильного орнамента можно выделить и проанализировать в западноевропейском, американском и отечественном искусстве? В чем сходство и различие западных и отечественных печатных рисунков? Как проявляется влияние текстильного орнамента 1950 - 1960-х гг. на современный дизайн текстиля?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без сопоставительного ретроспективного анализа орнаментации печатных тканей и изучения методов и принципов проектирования текстильного рисунка 50 - 60-х годов XX века.

История научного исследования текстильного орнамента насчитывает более 150 лет. За это время был накоплен значительный опыт его изучения как в нашей стране, так и за рубежом. У истоков научного изучения текстильного орнамента стояли крупные исследователи: В.В. Стасов (1872), Ф.И. Буслаев (1885) в России, X. Стольпе (1882) (Швеция), К. фон Штейнен (1897), П. Эренрейх (1890), А. Хаддон (1894) (Великобритания) за рубежом.

Текстильный орнамент как вид искусства был рассмотрен в работах H.H. Соболева (1912,1934), которые содержат богатейший систематизированный материал по истории тканей, в частности русской набойке. Ситцепечатанию первой половины XIX века посвящены работы B.JI. Янченко, Н.Б. Бирюковой. Специальные вопросы набойки и ситцепечатания освещаются также в трудах И.Я. Богуславской, Г.С. Масловой, JI.B. Фокиной, И.А. Алпатовой, Д.Г. Ткача и др.

Ткани советского авангарда изучались в работах О.М. Брик (1924), Ф.С. Рогинской (1930), A.A. Федорова-Давыдова (1930). Этой же теме посвящена диссертация З.А. Таньшиной (2009) «Художественное

проектирование набивных тканей для отечественной промышленности 1920 - 1930-х гг.».

Общие вопросы теории и истории отечественного печатного текстильного рисунка освещались в трудах А.И. Некрасова (1924),

B.С.Воронова (1924), Н.Н.Дмитриева (1935), Л.И. Якуниной (1940, 1954), И. А. Алпатовой (1962-1965, 1972, 1984), И.П. Работновой (1972), И.М.Ясинской (1977), Т.К. Стриженовой (1969, 1984). Большой вклад в теорию и практику отечественного текстильного орнамента внесли работы Н.П. Бесчастнова (1990, 1993, 2003, 2010). В книге Л.М. Буткевич «История орнамента» (2004) рассматриваются вопросы специфики, структуры и содержания орнамента разных стилей.

Публикаций, посвященных принципам и методам расположения мотивов в текстильных орнаментальных композициях, сравнительно немного. В середине 1950-х публикует работу по этой теме С.И. Илларионов. В 1960-х годах выходят книги М.Н. Никитина (1964), В.М. Шугаева (1969). В 1980-х годах издаются учебные пособия В.Н. Козлова (1981),

C.А. Малаховой (1984), исследования Т.А. Журавлевой (1984), Е.В. Морозовой (1988). В начале XXI века, в 2006-м году, публикуется исследование В.Б. Устина.

Взгляды историков и теоретиков на орнамент в костюме и интерьере отражены в трудах М.Н. Мерцаловой (1972), Л.В. Ефимовой (1989), Н.Ю.Бирюковой (1973), Е.В. Арсеньевой (1983), В.Н. Козлова (1988), Т.В. Козловой (2005) и др.

Важные сведения содержатся в работе Е.А Заболотской «Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом особенностей зрительного восприятия орнамента в костюме» (1998). В ней значительное место уделено анализу эффектов зрительных иллюзий в текстильном рисунке.

Выявлению особенностей развития орнамента стиля модерн в европейском и отечественном орнаментальном искусстве посвящена диссертация А.Р. Коржуевой «Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн» (2006).

Среди работ, посвященных проектированию и формированию послевоенного отечественного печатного рисунка в 1950 - 1960-х годов, можно выделить статьи и монографии С.А. Темерина (1958, 1960), Т.К.Стриженовой (1976, 1984, 1989), Н.П. Бесчастнова (1998). Вопросы возникновения нового стиля в архитектуре, интерьере и прикладном искусстве 1960-х годов и его дальнейшей эволюции отражены в диссертациях A.M. Бенидовской (2004) «Проблема стилизации в общественных интерьерах» и Т.В. Красильниковой ««Современный стиль» в советском декоративно-прикладном искусстве периода оттепели» (2004).

Зарубежный опыт проектирования текстильного орнамента 1950 -1960-х годов освещается в работах известных искусствоведов: Mamie Fogg (2008, 2010), Lesley Jackson (1991, 2000, 2001) и Clive Edwards (2011).

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - анализ художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50 - 60-х годов XX века в СССР и странах Западной Европы и США.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

- определяются главные факторы и особенности влияния художественного языка различных направлений в искусстве 50 - 60-х годов XX века — абстракционизма, поп-арта, оп-арта, ар-нуво, ар-деко, психоделики, соцреализма - на орнаментальные мотивы печатного текстиля в период 1950 - 1960-х годов;

- анализируется влияние научных открытий и технологического процесса на печатный текстильный орнамент 50 - 60-х годов XX века;

- выявляются принципы и методы проектирования печатных рисунков 1950- 1960-х годов, применявшиеся в творческой практике западных и советских художников;

- разрабатывается классификация основных групп орнаментальных мотивов тканей 1950 - 1960-х годов;

- выявляется специфика влияния зарубежного печатного текстиля на советский текстиль 1950 - 1960-х годов;

- анализируются особенности влияния орнаментации западноевропейского и американского текстиля 1950-1960-х годов на советский печатный текстиль XX века;

- анализируются особенности влияния текстильного печатного орнамента 1950 - 1960-х на современную творческую практику дизайнеров текстиля.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является практика художественного проектирования текстильного печатного рисунка 50 - 60-х годов XX века. Предмет исследования: принципы и методы проектирования текстильного печатного рисунка 1950 - 1960-х годов в Западной Европе, США и СССР.

Работа построена на анализе материалов по истории и теории изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Выбор и организация материала подчинены основным задачам исследования. Границы исследования предполагают обращение к творчеству художников, проектирующих печатные рисунки для текстильных изделий, а деятельность художников-станковистов и модельеров рассматривается лишь в качестве примеров, демонстрирующих взаимовлияние отдельных видов искусства. В сферу исследования вовлечены уникальные неизученные или редко публикуемые образцы текстильных рисунков западноевропейской, американской и отечественной культуры 50 - 60-х годов XX века.

Исследовалось богатейшее наследие печатных тканей из собрания музея МГТУ им. А.Н. Косыгина, фонда РГБИ, архива художественной мастерской ОАО «Трёхгорная мануфактура» и эскизы, хранящиеся в частных коллекциях Т.А. Корневой, И.П. Годуновой, В.К. Скляровой, С.А. Малаховой, H.H. Зыслиной.

Методы исследования определяются поставленными задачами и носят комплексный характер.

Анализ принципов и методов художественного проектирования печатного текстильного рисунка 50 - 60-х годов XX века позволяет большую часть исследования вести в рамках системно-исторического метода.

Текстильный рисунок является частью дизайна, постоянно меняющегося в результате воздействия изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поэтому текстильный орнамент рассматривается во взаимосвязи с общими тенденциями развития искусства.

При исследовании обширного визуального материала использованы методы сравнительного анализа и классификации.

Научная новизна исследования. В работе впервые собран, обобщен и введен в научный оборот обширный фактологический материал по дизайну печатного текстиля 1950 - 1960-х годов. Выявлены и классифицированы основные орнаментальные мотивы по типу применяемых изобразительных форм, выявлены принципы и методы проектирования. Определены факторы, оказавшие влияние на развитие печатного рисунка этого периода. В научный оборот введены свидетельства художников, непосредственно участвовавших в процессе развития отечественного искусства текстильного орнамента. Поскольку данная тема не изучалась во всей ее полноте, впервые искусство печатного текстиля 1950 - 1960-х годов рассмотрено в контексте общего развития дизайна XX века.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное автором исследование позволило выявить принципы и методы

проектирования печатного текстильного рисунка 50 - 60-х годов XX века и использовать этот опыт в сфере дизайнерского образования специалистов текстильной и легкой промышленности, восполнить имеющийся дефицит исследований в области дизайна печатного рисунка.

На основе проведенных исследований автором разработана серия эскизов тканей, которая была представлена на международном конкурсе дизайнерских проектов «Перспектива» и стала призером в номинации «Дизайнерские работы в области художественного оформления текстиля для интерьера» в 2010 году.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные результаты данной исследовательской работы были изложены автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного уровня и внедрены в учебный процесс по курсам «Художественное проектирование» и «Макетирование» кафедры ХПТИ ФГБОУ ВПО «МГУДТ».

По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисов научных конференций ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (ГОУ ВПО «СПГУТД»), Ивановской государственной текстильной академии, а также в журналах текстильного профиля.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 170 страниц машинописного текста. Список литературы включает 145 наименований. Объем приложения составляет 172 иллюстрации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Щербакова, Анжела Валерьевна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания становления западного и отечественного дизайна текстиля середины XX века и развития принципов и методов проектирования текстильного печатного рисунка.

1. Художественное проектирование печатного текстильного рисунка 1950-1960-х годов представляет собой сформировавшееся направление дизайна, роль и востребованность которого неуклонно возрастает в период активного развития проектных процессов в дизайне текстиля XXI века.

2. В послевоенный период и начале второй половины XX века в Западной Европе, США и в СССР сформировались новые принципы проектирования орнамента, базирующиеся на цитатности и аллюзии.

3. Ведущим методом проектирования печатного текстиля 1950 - 1960-х годов XX века являлся мануальный метод, включающий три этапа: подготовительный, эскизный, завершающий.

4. Типологизация орнаментальных мотивов, выявленная в работе, включает пять групп: геометрический, растительный, абстрактный, сюжетный, комбинированный орнаменты. Основные отличия в зарубежном и отечественном проектировании наиболее ярко проявились в сюжетном орнаменте, что объясняется идеологическими различиями политических систем.

5. Проектная деятельность в СССР со второй половины 1950-х годов развивалась в одном русле с зарубежной проектной деятельностью и модой, однако имела свои ярко выраженные национальные черты: советский текстильный рисунок развивался под значительным влиянием народного искусства.

6. Мануальное проектирование печатного текстильного рисунка 1950 -1960-х годов, обогащенное возможностями компьютерных технологий, является основной тенденцией развития дизайна текстиля конца XX начала XXI веков.

7. Рассматриваемый период во многом повлиял на развитие текстильного дизайна и определил его характер в современном мире. Большинство актуальных идей в области проектирования текстильного печатного рисунка конца XX начала XXI вв. связано с западным искусством 1950 - 1960-х годов. Принципы и методы, сформировавшиеся в этот период, лежат в основе современной методики и творческой деятельности зарубежных и отечественных дизайнеров текстиля.

заключения:

• идеи реализма в искусстве СССР послевоенных лет нашли отражение в реалистических изображениях текстильного орнамента начала 1950-х годов;

• в конце 1950-х начале 1960-х годов приемы абстрактного искусства обогатили средства художественной выразительности текстильного орнамента, идеи функционализма способствовали обращению к народному искусству как источнику простых, лаконичных форм;

• развитие химической промышленности в послевоенный период и совершенствование технологических процессов позволило воспроизводить на ткани разнообразные художественные приемы;

• шестидесятые годы двадцатого века характеризуются значительным расширением применяемых видов орнамента, особым вниманием к сюжетному рисунку и мотивам народного творчества;

• в печатном текстильном рисунке послевоенного времени и периода 1960-х годов сохраняется преемственность методов художественного проектирования.

Глава Ш. ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОГО ПЕЧАТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА 50 - 60-х ГОДОВ XX ВЕКА НА ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОГО ТЕКСТИЛЯ

Искусство 1950 - 1960-х сломало рамки канона традиционного искусства и позволило использовать в творческом процессе принципы «цитатности» и «интертекстуальности» [46, с. 143], благодаря чему дизайнеры сегодня имеют широчайший арсенал художественных средств и стилистических приемов.

Использование графических решений и принципов организации орнамента пятидесятых и шестидесятых годов XX века одно из наиболее востребованных направлений в проектировании печатных текстильных рисунков ХХ-ХХ1 столетий. В этом направлении можно выделить несколько аспектов.

3.1. Новые методы проектирования печатного текстильного рисунка конца XX века - начала XXI века и их связь с орнаментацией тканей 50 - 60-х годов XX века

В 1970-е годы в проектировании текстильных печатных рисунков начала широко применяться фотоаппаратура. Использование фотоаппарата позволило собирать и компоновать изображения из реальных сфотографированных объектов. Подобная техника коллажа широко использовалась в 1950 - 1960-е годы при создании эскизов64. «Современные методы воспроизведения рисунков с использованием фотографирования позволяют художнику работать нетрадиционными

64 В России этот метод обрел популярность только в конце 1980-х - начале 1990-х годов. способами, применяя фотографирование мотивов, их монтаж, технику коллажа, аппликации и т.п.» [8, с. 176].

Развитие компьютерного проектирования в начале 1980-х годов отразилось на методах создания печатных рисунков. С помощью персонального компьютера художнику стало доступным переложение трудоемких операций обработки текстильного рисунка: копирование, перевод мотива на бумагу, композиционное построение, колорирование -«на плечи машины» [7, с. 13]. Технологическое новаторство открыло перед дизайнерами текстиля новые горизонты. Компьютерное проектирование побудило художников к поиску новых форм выразительности, и многие из них обратились к художественным приемам, появившимся в середине XX века.

Начало 1990-х годов ознаменовалось изобретением цифровой фотографии. «Одним движением руки снимок переносится с фотоаппарата в компьютер, сразу открывая простор «для творчества за монитором»» [8, с.170]. Использование фотоизображений - неотъемлемая часть проектирования рисунков в XXI веке. С помощью компьютерных технологий стали возможны изменения пластики мотива, перевод его из объемного изображения в плоское и, наоборот, изменение контрастности, насыщенности цветовых оттенков, перевод рисунка в черно-белую графику, деформация мотива (растягивание, сжатие, создание иллюзорного объема), то есть использование приемов и техник, берущих свое начало в искусстве поп-арта и оп-арта.

В настоящий момент автоматизированное проектирование печатных текстильных рисунков не исключает полностью «ручной» работы. Как и в других отраслях дизайна «ручное» и «компьютерное» совместно развиваются, взаимно обогащая друг друга технологическими и творческими новациями. Каждый художник вырабатывает индивидуальные методы. Одни работают с фотографическими изображениями. В их творческом процессе фотография является исходным материалом. Другие применяют мануальное эскизирование, которое может быть выполнено в разных техниках: тушь, акварель, темпера, пастель. После выполнения эскиза мотив переводят в электронный вид. На начальном этапе изображения дорабатываются — «чистятся», и формируются завершенные мотивы. Для их разработки и орнаментации фона в компьютерных программах есть набор графических средств (линий, точек, пятен, штрихов). В программах имеются также «библиотеки» текстур, кистей и клипартов65, которые содержат готовые элементы и фактуры (кляксы, фильтры, цветные плоскости, полиграфический растр и др.). Достаточно заглянуть в эти «библиотеки», чтобы увидеть широкий спектр рисунков, заимствованных из 1950 - 1960-х годов (рис. 144). Среди самых распространенных - изображения стилизованного бумеранга (рис.144(в)), геометрические мотивы в стиле опарта (рис.144(д)), мазки и композиции, заимствованные из абстрактного искусства и психоделического направления (рис.144(а)), плоскостные, лаконичные, залитые пастозными цветами мотивы растительного и геометрического орнамента (рис. 144 (г)), всевозможные плоскости-фильтры и растры. Предлагаемые рисунки, средства заполнения мотивов и разработки фона широко востребованы не только в текстиле, но и в современном рекламном графическом дизайне.

65 Клипарт - изображения, а также фотографии, объединенные определенной тематикой. В зависимости от программы существует два основных типа клипартов - растровый и векторный.

3.2. Преемственность и развитие орнаментальных тем и средств художественной выразительности текстильного орнамента 1950 - 1960-х годов в дизайне зарубежных печатных текстильных рисунков XXI века

В работе западных компаний, занимающихся проектированием печатных текстильных рисунков сегодня, можно выделить два основных направления, показывающих особенности использования текстильных орнаментов 1950 - 1960-х годов.

1. Буквальное цитирование рисунков, появившихся в 50 - 60-е годы XX столетия.

2. Использование приемов стилизации, средств художественной выразительности, цветовых сочетаний, свойственных дизайну печатного текстиля 50 - 60-х годов XX века.

На этом пути преуспели именно те фирмы, образование и становление которых приходится на пятидесятые - шестидесятые годы прошлого столетия. Это компании «Missoni», «Emilio Pucci», «Etro» и др.

Обращаются к раннему периоду своего творчества и именитые дизайнеры того времени: Натали Гибсон, Зандра Роудс и др.

Узнаваемые рисунки нашли применение в разных сферах дизайна. Так визитной карточкой итальянского бренда "Эмилио Пуччи" (в 2007 году фирма отметила свое 60-летие) стали этнические мотивы и абстрактные орнаменты. Пройдя через всю историю существования бренда, рисунки с абстрактными мотивами до сих пор являются основой коллекций дома «Emilio Pucci»66 (рис.145). Психоделический орнамент Pucci сегодня используется во многих отраслях дизайна, среди которых реклама,

66 В 2000 году почти 70% акций этой марки были приобретены французским концерном «LVMH» («Moet Hennessy Louis Vuitton»), специализирующимся на управлении "люксовыми" компаниями. аксессуары, упаковки для алкоголя и косметики, домашний текстиль и

ДР67

Знаменитый дом моды «Missoni» также неизменно поддерживает образ марки на протяжении уже более пятидесяти лет. В традициях бренда остаётся орнаментация трикотажа рисунками в виде зигзагов и полосок в ярких цветовых сочетаниях (рис. 146(а-б)). Сегодня фирма «Missoni» расширила свой ассортимент, открыв линию аксессуаров «Missoni» и домашнего текстиля «Missoni Ноше» - гардинные ткани, покрывала, белье, предметы домашнего обихода.

Известные фирмы не только используют дословное цитирование орнаментов и возрождают свои архивные рисунки, созданные в 1950 - 1960-х годах, но и идут дальше в этой рециркуляции «старого», создавая новую моду, исходя из своих собственных предшествующих коллекций.

Ярким примером сохранения традиционного дизайна 1950-х является компания «Sanderson» («Сандерсон»)68. Дизайнеры этой компании в настоящее время диктуют моду в оформлении и декорировании интерьеров. В 2010 году компания выпустила коллекцию обоев и тканей, которая включила в себя восстановленные рисунки из своего архива 1950-х годов (рис. 147). Среди них известные работы: «Фестиваль» (1950г), «Жизнь» (1953г.), Водоросли (1954г.), «Мобили» (1950г.) и др. Кроме этого, компания «Sanderson» использует в вышеназванной коллекции и современные дизайны, стилистика которых находится в общем русле тенденций 1950-х годов [143]. Композиционные построения современных рисунков и трактовка мотивов почти дословно цитируют орнаменты тканей послевоенного времени. Однако есть и отличия - это более чистая и яркая цветовая гамма, более деликатная разработка внутри мотивов (рис. 148). В

67 В течение трех лет креативным директором компании "Эмилио Пуччи" являлся французский кутюрье Кристиан Лакруа, после завершения его контракта флорентийский модный дом пригласил к себе на работу молодого британского дизайнера Мэтыо Уильямсона.

68 Фирма основана Артуром Сандерсоном в 1860 г. в Лондоне. качестве примера приведем работу, созданную в 2009 году современным дизайнером Фионой Говард, «Одуванчик подскажет время» (рис. 148(6)). Главными элементами текстильного орнамента здесь являются стилизованные головки зонтичных растений, разработанные тонкой графикой. Колористики рисунка отличаются яркими напряженными цветовыми сочетаниями, характерными для 1960-х годов.

Вдохновляясь рисунками 1950-х годов, дизайнеры компании «Sanderson» активно используют принцип «структурного подхода» к изображению форм органического и неорганического происхождения и мотивы кинетического искусства. Основным средством художественной выразительности, как и в 1950-е годы, является линия в сочетании с цветными пятнами и фактурами. Также применяется имитация техники коллажа, популярного приема 1950-х годов. Рисунки создаются на компьютере с помощью монтажа цветных плоскостей, фактур и линий.

В 2012 году компания «ИКЕА» представила коллекцию тканей, включающую орнаменты с характерными растительными мотивами 1950-х годов [52]. На иллюстрации (рис.149 (а)) можно видеть огрубленные формы листьев, колорит, трактовка и расположение которых напоминает работу Сильвии Чалмерс «Фрукты» (глава I рис. 15 (б)).

Британская компания «Gaskell Carpets» использует свои архивные рисунки, созданные в 60-е годы XX столетия. «Характерные для этого бренда выразительные психоделические и абстрактные узоры, а также флоральные мотивы предлагаются в ярких насыщенных цветах» [96] (рис. 150(a)).

Продолжает свою творческую деятельность одна из самых талантливых дизайнеров Великобритании - Зандра Роудс. Ее почерк, сформировавшийся в 60-х годах XX века, активно прослеживается и в сегодняшних ее коллекциях (рис. 151). Иногда дизайнер дословно повторяет собственные рисунки, созданные в 1960-е годы. Например, в коллекции Весна-лето 2012 представлен ее знаменитый дизайн «Помады» (рис.151 (а)).

В настоящий момент Зандра Роудс создает коллекции совместно с компаниями и сетями универмагов «Marks&Spencer» и английской компанией «Ashley Wilde». Дизайнер не ограничивается женской одеждой. Она разрабатывает рисунки для аксессуаров, нижнего и постельного белья, ювелирных украшений.

Дизайны компании «Marimekko» считаются классикой 1960-х годов. Современные рисунки представляют собой либо прямое повторение орнаментов и их колористические вариации (рис. 15 0(6,в,г)), либо стилизацию, близкую к орнаментам шестидесятых. Сохранению стилистики компании во многом содействует дочь Майи Изолы - Кристина, которой принадлежат права на рисунки матери. Следуя по ее стопам, Кристина Изола стала опытным дизайнером текстиля. Ее эскизы сохраняют связь с работами Майи Изолы.

Кроме того, в дизайне текстиля и особенно ковров сегодня нередко дословно воспроизводятся живописные произведения, созданные в 1950-е и 1960-е годы. Особенно часто цитируются полотна художниковабстракционистов: Пита Мондриана, Виктора Вазарели, Джексона Поллока, Пауля Клее. Массовое воссоздание полотен известных художников в технике ткачества и печати позволяют каждому желающему иметь в интерьере произведение искусства. Как правило, подобные дизайны доминируют в предметной среде. Например, ковер, копирующий работу П. Мондриана «Композиция с белым, красным, желтым и черным» голландской компании «Arte Espina» (рис.152). Помимо прямого цитирования, в коврах стало популярным создание композиций, основанных на принципах искусства опарта, поп-арта и психоделики. Ярким примером является творчество Юргена Далманиса, который создает ковры в стиле поп-арта и абстракционизма (рис. 153). На создание эскизов дизайнера вдохновляют изображения на обложках старых музыкальных дисков из коллекции его матери, которая в молодости была участником движения хиппи.

Возвращение ведущих европейских брендов к орнаментам 50 - 60-х годов XX века объясняется не только желанием декларировать свои прошлые успехи. Почувствовав востребованность стилистики этого периода, они расширяют ассортимент продукции, пытаясь удержаться на волне успеха.

Ведущие стилисты Европы и Америки, задающие тон в моде, постоянно обращаются за вдохновением к прошлым наиболее ярким периодам своей истории. Отсюда возникают модный колорит, мотивы, структуры и отделка тканей.

Анализ трендов ведущих мировых изданий («International Textiles», «Harper's BAZAAR», «Vogue», «ELLE», «ELLE декор» и др.), предлагаемых на 2006, 2007, 2008, 2010, 2012, 2013 годы, и образцов орнаментальных тканей, экспонированных на международных выставках-ярмарках (Федеральная ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ», «Première Vision Moscow», «Collection Premiere Moscow» (CPM) (2010, 2011, 2012, 2013 годы), показал популярность и востребованность ведущих орнаментальных мотивов, возникших в середине XX века.

Дизайнеры обращаются к абстрактным и стилизованным мотивам, простым и элегантным формам и композиционным построениям 1960-х годов. Можно выделить несколько видов орнамента 1950 - 1960-х годов, активно используемых дизайнерами XXI века: геометрический орнамент в стиле оп-арт; абстрактный орнамент в стиле абстрактной живописи и стиля психоделического искусства; сюжетный орнамент в стиле поп-арт; растительный орнамент в условной плоскостной трактовке; этнический орнамент в стилистике субкультуры хиппи.

В текстильном дизайне XXI века активно применяются принципы проектирования текстильного печатного рисунка 1960-х годов: обобщение, уплощение и геометризация изобразительных форм.

Рассмотрим вышеперечисленные группы рисунков. Особой популярностью пользуются графические монохромные узоры в стиле оп-арт: круги, сферы, квадраты и прямоугольники с округленными краями (рис.154), рисунки с эффектом наложения светофильтров, геометрические рисунки в виде цветных плоскостей разного масштаба и т.д. Графический орнамент в стилистике 1960-х годов можно встретить на обоях, обивке диванов, коврах, пальто, купальниках и т.д. «Текстильные композиции с иллюзорными эффектами «движения», «пространства», «мерцания» и т д. имеют широкое применение как в костюмно-платьевом ассортименте, так и в оформлении интерьера» [68]. Например, направление, разработанное британским дизайнером Оззи Кларком (Ossie Clark) в 1960-х годах, в настоящее время продолжают дизайнеры: Dries Van Noten, Antonio Berardi и Rodarte и др.

Оптические иллюзии и геометрические орнаменты являются ведущими и в коллекциях «Prada», «Louis Vuitton», «Versus», «Diane von Furstenberg», «Emilio Pucci», «Diane von Furstenberg», «Kenzo» сезона 2012 года [63, с. 164].

Абстрактные орнаменты представлены во многих международных журналах мод. Для этих рисунков характерна «отвлеченная» форма мотивов, психоделические сплетения цвета и линий. На иллюстрации (рис.155) показаны ткани в версии журнала «International Textiles» с выставок «Premiere Vision» 2006-2008 года. На рисунках можно видеть характерные абстрактные линии и плоскости иногда с включением оптических иллюзий.

Современное прочтение психоделических рисунков в стиле 1960-х годов сегодня включает элементы, созданные с помощью компьютерной графики. Вибрирующие оттенки цветов создают остроту и выразительность» [137, с. 20-21] (рис. 156).

Актуальны сегодня и образы поп-арта. Мотивы комиксов, образы звезд кино и шоу-бизнеса широко используются в детском и молодежном ассортименте (рис.157). При разработке этих тем художники активно применяют технические приемы, заимствованные из промышленного дизайна и рекламы: технику коллажа, использование полиграфического растра и др.

Образы, созданные Энди Уорхолом в начале 1960-х годов, востребованы и в XXI веке. В 2007 году компания «Pepe Jeans» получила лицензию на использование его произведений [138]. «Pepe Jeans» -единственная текстильная компания в Европе, которая создает коллекции с рисунками Энди Уорхола. Фирма специализируется на сезонных эксклюзивных моделях одежды и аксессуарах под брендом «Pepe Jeans» (рис.157(а,б)).

Стилистика оп-арта, поп-арта и психоделики «встроена» в современное представление о модных тенденциях. Созданию образа 1960-х годов способствуют изображения атрибутов рок-культуры того времени. Это рок-гитары, портреты музыкальных кумиров, изображения ретро-машин, ярких обложек музыкальных альбомов (например, Rolling Stone), журналов и др. Одной из наиболее популярных тем, используемых в текстильном печатном орнаменте, является группа The Beatles. Примером может служить коллекция мебели фирмы Andrew Martin, вышедшая в 2010 году с изображением фотопортретов музыкантов группы The Beatles на спинках диванов и кресел (рис.157(г)). Образы кумиров представлены не только в реалистичной, но и мультипликационной манере исполнения, повторяя трактовку изображений на обложках музыкальных альбомов 1960-х годов. Например, рисунки из коллекции постельного белья компании «Wonder-Geek» (рис. 157(b)).

Группа растительного орнамента, продолжающего стилистику 1960-х годов, широко представлена в современном текстиле XXI века. На иллюстрациях (Рис. 158) можно видеть образцы тканей с выставки «Premiere Vision» 2008 года, интерьерную ткань шведской компании

ИКЕА» и ковры голландской марки «Arte Espina», демонстрирующие простые формы плоских стилизованных растительных мотивов. Подобным рисункам свойственна условность изображения.

Эклектичный стиль хиппи стал излюбленным для модных коллекций таких известных Домов Моды, как «D&G», «Michael Kors», «Roberto Cavalli», «Baimain Dries», «Van Noten», «Emilio Pucci» и «Marni Etro». Главными мотивами орнаментов этого направления по-прежнему остаются восточные огурцы («пейсли»).

Рисунки печатных тканей с этническим орнаментом (рис. 159) наиболее часто включают орнаменты, созданные под влиянием культуры стран Юго-Восточной Азии (Индии, Малайзии, Индонезии), доколумбовской Америки, африканской культуры. Часто изображаются мотивы, вызывающие ассоциации с этническими символами, нередко используются имитации ручных техник пэчворк, батик и т.д.

Таким образом, дизайнеры XXI века активно используют орнаментальные мотивы, принципы проектирования, стилизацию и колорит текстильного орнамента 1960-х годов. Инновационные технологии позволяют создавать квинтэссенцию этих орнаментов, интерпретировать их при создании современных текстильных рисунков.

3.3. Влияние орнаментации зарубежного текстиля 1960-х годов на советский печатный текстиль конца XX столетия

В 1970-е годы активно совершенствуется производственная база. Текстильная промышленность находится на подъеме. Так на комбинатах, выпускающих шелковые ткани, устанавливаются ротационные печатные машины, которые позволили увеличить раппорт рисунков, значительно улучшить качество печати и расширить творческие возможности художников. На предприятиях, выпускающих хлопчатобумажные ткани, улучшается качество гравирования. Особенно это было заметно на ХБК «Трехгорная мануфактура», где к этому времени сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, граверов и технологов, стараниями которых на тканях этого комбината стало возможным печатать достаточно большие плоскости цвета, передавать различные графические и живописные эффекты.

Широко внедряются пигментные красители, новые виды отделок, гамма активных красителей становится ярче и чище. При производстве печатных рисунков начинает применяться технология сублестатик, позволяющая воспроизводить на тканях рисунки любой сложности и, в

7П частности, фотографические изображения .

Развитие производства химических и искусственных волокон давало возможность не только разнообразить ассортимент тканей, но и создавать материалы с принципиально новыми свойствами. Например, добавление эластичного волокна давало возможность ткани растягиваться и т.д. Практически на каждом художественном совете демонстрировались новые структуры и ткацкие рисунки структур уже существующих. В конце 1970-х- начале 1980-х годов в нашей стране начали внедряться автоматизированные способы проектирования текстильных рисунков.71 В начале 1980-х годов в Московском текстильном институте им. А.Н. Косыгина проводятся научные исследования, выходят в свет ряд

69 Первая ротационная машина была установлена на шелкоткацком комбинате «Красная ]эоза» в 1975 году.

0 Техника печати «сублистатик» не имела широкого применения из-за высокой стоимости оборудования и материалов для создания рисунков.

71 Система Кезропз-220 для автоматизированного проектирования жаккардовых рисунков, как отмечает Т.А. Журавлева, была впервые установлена на Могилевском объединении шелковых тканей. [10, с. 269]. Компьютерное проектирование печатных рисунков внедряется в конце 1980-х годов. работ, призванных научно обосновать методику проектирования текстильного орнамента, объяснить особенности оформления тканей различного ассортимента и назначения. Формируется стройная теория и методика проектирования текстильного орнамента [55], [54], [43], [30].

Качество выпускаемых тканей значительно улучшилось. Другими словами, технология, базирующаяся на достижениях химии, «новом оборудовании для прядения, кручения, ткачества, печати и в сочетании с компьютерными рисунками открывает эру новых материалов, предоставляя дизайнерам широкие возможности для творческой работы» [10, с. 254].

Наряду с этим, международные тенденции моды оказывают все большее влияние на советский текстиль. «Разработкой перспективных направлений в моделировании костюма и в художественном оформлении текстильных полотен занималась эстетическая комиссия по вопросам моды и культуры одежды. эта комиссия работала в одном русле со странами, входящими в СЭВ, и таким образом испытывала непосредственное влияние международной моды.» [10, с.257]. Однако усилия, направленные на определение характера международной моды и внедрение ее в советское текстильное производство, часто мешали проектировщикам, ориентированным на традиционный печатный текстиль. Кроме того, сохраняющиеся политические догмы препятствовали появлению неординарных, не вписывающихся в общую систему представлений рисунков.

Советские дизайнеры текстиля с высоким творческим потенциалом, обращаясь к модным на Западе мотивам, были вынуждены работать с отставанием от европейских специалистов [10, с. 239].

В СССР проектирование текстильных рисунков в русле международной моды имело особенности. Помимо решений эстетической комиссии, включающих направление в оформлении текстиля и распространяемых в формате брошюр и альбомов с колористической гаммой цветов, для создания эскизов часто использовались образцы зарубежных тканей с печатными рисунками, поступающие в тканетеки ВИАЛЕГПРОМа и Торгово-промышленной палаты СССР, а также иллюстрации из международных журналов и каталогов («Textil-Wirtschaft», «International Textiles», «Harper's BAZAAR» и др.). «Количество журналов было ограничено, они поступали на предприятия в порядке очереди», - вспоминает главный художник ШК «Красная роза» Т. Д. Тихомирова [34].

Художники-проектировщики вынуждены были пользоваться одними источниками. Знакомство с западным искусством 1960-х годов происходило главным образом через уже адаптированные образцы промышленных тканей, которые «пропускались через призму» своего восприятия и «приспосабливались» к советскому производству. В заимствованном из международной моды орнаменте наблюдается постепенное развитие и преемственность орнаментальных образов.

Основными орнаментальными темами, широко использующимися в отечественном текстильном печатном рисунке конца XX века, были мотивы и построения, заимствованные из субкультуры хиппи (этнический орнамент, пацифистские и психоделические образы, плоские стилизованные флоральные мотивы, имитации рукотворных техник крашения, лоскутные построения орнамента); геометрические рисунки с оптическими иллюзиями; мотивы, заимствованные из искусства поп-арта; абстрактные мотивы.

Эти виды рисунков, появившиеся на отечественных тканях в начале 1970-х годов, оставались в ассортименте многих фабрик долгие годы. Изменения касались главным образом цвета, масштаба мотивов и их композиционных расположений.

Мотивы народного искусства занимали важное место в творчестве отечественных художников. «Иногда избранный мотив довольно близко воспроизводится на ткани, но чаще прибегают к вольной интерпретации мотива, в которой лишь небольшая деталь позволяет угадать этот источник, его образные основы» [89, с. 54]. С 1970-х годов рисунки этого направления испытывали значительное влияние международной моды и, в частности, влияние контркультуры хиппи. Так стали популярны композиции, напоминающие лоскутную технику пэчворк {patchwork) (рис. 160). Орнаменты с мотивами «восточных огурцов» своим колоритом, трактовкой и расположением напоминали скорее психоделические рисунки, чем традиционные ситцы (рис. 161(а)). Часто в построении композиций использовалась динамика, имитация техник приобрела, скорее, характер пикселей, чем действительно иллюстрировала техники ткачества и вышивки (рис. 161(6)). «Существование в русле международной моды означало не забвение своего национального наследия, а его развитие на ином качественном уровне» [89, с. 54]. Для выставочных образцов, последующих фестивалей, 0лимпиады-80 художники всегда ориентировались на народное искусство. Рисунки, создаваемые по народным мотивам, и сувенирная тематика продолжали свою жизнь вплоть до закрытия фабрик в конце 1990-х годов. Активно работали в этом направлении художники ХБК «Трехгорная мануфактура» Т. Валынецкая и Ю. Захаров. На Первой Московской ситценабивной фабрике тонкие графические рисунки создавали В.А. Илюшкина, Л.П. Соколова, Л.К. Титова, на ШК «Красная роза» -Г.Г. Завгородная, Н.К. Гуллер, Т.Д. Тихомирова, H.A. Жовтис, М.И. Семченкова, Л.П. Рубцова и др.

Влияние субкультуры хиппи в начале 1980-х годов проявилось в интересе к изображению в печатных рисунках техник ткачества и крашения в качестве самостоятельных орнаментальных тем. Рисунок 162 (г) демонстрирует орнамент, напоминающий технику икат, а на рисунках 162(а),(б),(в) можно видеть соединение имитации техники икат с рисунком полос и цветочных мотивов.

В текстильном орнаменте 1980-х годов появились не изображаемые в 50 - 60-е годы XX столетия излюбленные пацифистские мотивы хиппи: бабочки, сердечки, радуга (рис. 163 (а),(б)). На ткани (рис.163(а)) представлено характерное для психоделического направления колористическое решение с «растворением» одного цвета в другом. В 1980-е годы начинается увлечение цветом. В 1990-е годы цвет становится главной составляющей печатных текстильных рисунков [61, с. 76-77].

Психоделические образы в советском текстиле конца XX века выражались, главным образом, в воспроизведении органической пластики. Рисунки этого направления характеризовались однородным заполнением всей поверхности ткани вытянутыми криволинейными полосами. Часто встречались орнаменты, в которых соединялись фрагменты психоделической абстракции с плоскими изображениями флоральных мотивов (рис.164(а),(в)). Пластика модерна проникает во все ассортиментные группы и встречается на фабриках повсеместно. На рисунке 164 (б) можно видеть плавные линии, являющиеся основой сюжетного рисунка. В работе «Лоскутный сатин» (1975 г) художницы «Трехгорной мануфактуры» И.П. Годуновой, скругленные края лоскутов, соединяясь, образуют пластичные формы (рис. 160(6)). Работа декорирована мотивами сердечек, напоминающими работы Натали Гибсон начала 1960-х годов, например, рисунок «Пергола».

Декоративность и плоскостность флоральных мотивов, характерная для стилизации западных тканей 1960-х годов, у нас в стране стала активно использоваться в начале 1970-х годов. В 1980-е годы растительные мотивы в подобной трактовке встречались в коллекциях практически всех текстильных предприятий. Примерами могут служить рисунки ХБК «Трехгорная мануфактура», Щелковского и Глуховского хлопчатобумажных комбинатов, шелкоткацкого комбината «Красная роза» (рис. 165,166).

Этнический орнамент и мотивы, заимствованные из первобытной культуры также имели место в печатном рисунке конца XX века. На тканях можно видеть мотивы экзотической природы, перьев, трактовка которых напоминает ритуальные рисунки (рис. 167). Популярны мотивы наскальных росписей, имеющие общую стилистику с орнаментацией рисунков в «архаическом стиле» в отечественных тканях 1960-х годов .

В советских тканях конца XX века геометрические рисунки с оптическими иллюзиями использовались деликатно. Художники не пытались создавать иллюзию объема. Чаще всего рисунки представляли собой соединение линий, треугольников и квадратов, расчерченных мелкими клетками, наподобие шахматной доски (рис.168). На шелковых тканях в рисунках объединяли геометрические иллюзии и цветочные мотивы. Среди наиболее ярких - работы Н.М. Жовтис и С.А. Заславской (рис. 169 (а), (в)). На примере этих рисунков можно видеть характерный прием, заимствованный из западных печатных рисунков, а именно построение композиций по принципу «лоскутности».

В 80-е годы XX столетия на мотивы и трактовку сюжетного орнамента стало оказывать влияние искусство поп-арта. В рисунках печатных тканей появились не изображаемые ранее объекты: помада, флаконы духов, тюбики крема и т.д. (рис.170 (в)). В орнамент активно включался текст (рис.170 (б)). В изображениях использовались разработки, характерные для пиксельной графики и рекламы. Например, на рисунке 170 (г) город напоминает скорее ночной Нью-Йорк, чем Москву. Нужно отметить, что идеи поп-арта в последующие годы активно развивались в ассортименте тканей для отдыха. Приподнятая, яркая цветовая гамма этих рисунков способствовала их популярности.

Абстрактные орнаменты также находят отражение в оформлении текстиля (рис.171). В конце 1980-х годов на тканях можно видеть «набрызги», цветные мазки, мотивы, напоминающие разорванные модули А. Колдера или элементы работ П. Клее (рис. 171 (а)). Подобные орнаменты чаще всего использовались при проектировании рисунков для курточного ассортимента, так как их графичность была созвучна рустикальной поверхности самих структур.

Из приведенных примеров видно, что темы, заимствованные из западного искусства 60-х годов XX века не копировались, а значительно перерабатывались, часто дополнялись растительными мотивами, теряли свою агрессивность, становились, если можно так сказать, более лиричными, камерными.

Следует отметить, что производство, ориентированное на количество выпускаемых метров и массового потребителя, в значительной степени усложняло работу художников, ставило их в узкие рамки ограничений.

Орнаментальные темы, принципы организации текстильных печатных рисунков, художественные приемы, появившиеся в 1960-х годах, в настоящее время сохраняют актуальность и востребованность в дизайне отечественного текстиля. Так «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ» в качестве модного направления в оформлении отечественных тканей и материалов на сезон весна - лето 2013 предлагает рисунки, источниками которых является искусство 1960-х годов (рис.172). Среди заявленных тем:

• графическая - геометрически четкие двуцветные композиции в стиле ар-деко, оптические композиции в стиле оп-арт - графический контраст;

• абстрактная - мазки, брызги, размытость, роспись в технике батика, разводы, деграде, делаве, имитация технологии крашения тай-дай;

• флоральная - плоские цветы с использованием эффектов наложения плоскостей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Щербакова, Анжела Валерьевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Алексеева В. Старейший художник колорист.//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1960, № 2, с. 8-9.

Алпатова И.А. Поэзия ткани. Творчество Н.В. Кирсановой.// Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1962, № 7, с.10-14.

3. Алпатова И.А. Ткани «Трехгорки».//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1961, № 10, с.33-36.

4. Алпатова И.А. Новое в тканях.//Декоративное Искусство СССР - М.: Советский художник, 1961, №5, с. 9.

5. Алпатова И.А. О композиции текстильного рисунка.//Декоративное Искусство СССР -М.: Советский художник, 1964, №2, с. 15-19.

6. Асеева Е. Е. Послевоенное абстрактное искусство в России (1950-80): дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2002. - 170 с.

7. Бесчастнов Н.П. Становление методов художественного проектирования печатного рисунка в России: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1993.-17 с.

8. Бесчастнов Н. П. Графика текстильного орнамента (Печатный рисунок). -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. -431с., ил.

9. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2010.-335 с; 32 с. ил.

10. Бесчастнов Н.П., Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учебное пособие. - М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - 294 с.

II. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. - М.: ВЛАДОС, 2004. -176 с.

12. Бибикова И., Степанян Н. Народность и современность.// Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1961, №10, с.43.

13. Берсенева В. Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани.- М.: Легкая

индустрия, 1977. - 192 с.

14. Белокурова O.A., Щеглова Т.Д. Перспективные технологии, материалы и оборудование для текстильной печати: Учебное пособие. Иван. гос. хим.-технол. ун-т. - Иваново, 2008. - 72 с.

15. Бивис Хиллер. Стиль XX века. - М.: Слово, 2004. - 240 с.

16. Богуславская JI.B., Морозова Е.В., Сатинаева М.Е., Кожанова Е.М., Власова Е.И., Зубарева Л.Э. Новый ассортимент хлопкосиблоновых тканей.// Текстильная промышленность. - 1984, №2.

17. Валериус С. Творческие портреты. Кирсанова Н.В.// Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1975, № 6, с. 6-8.

18. Войкова И. Ткани для общественного интерьера.// Декоративное искусство СССР. - М.: Советский художник, 1960, №4, с. 22.

19. Воронцова В. Музыка, поэзия, рисунок.// Декоративное искусство СССР. М.: Советский художник, 1961, №3, с. 26-28.

20. Власов В.Г. Стили в искусстве. Том I: Архитектура, графика; Декоративно-прикладное искусство; Живопись и скульптура. Санкт-Петербург «Лита», 1998.-672 е., ил.

21. Герчук Ю. Искусство «оттепели» 1954-1964. С точки зрения «шестидесятника».//Вопросы искусствознания. - 1996. № 1 (VIII), с.49-114.

22. Голубева Л.О. Основы композиции: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Искусство, 2004. - 120 е., ил.

23. Гапеева В.И., Кузнецова Э.В. Беседы о советских художниках Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964. - 198 с.

24. Державин Б. Палитра текстильщика.// Декоративное Искусство СССР - М.: Советский художник, 1960, №2, с. 2-3.

25. Державин Б. Художественное оформление тканей в СССР.// Текстильная промышленность. - 1973, №5, с. 86-87.

26. Державин.Б., Пестель С. Сюжетный рисунок на ткани.// Декоративное искусство СССР-М.: Советский художник, 1961, № 2, с. 13-15.

27. Елкова В. А, Романова Л.Ф. Альбом Народное искусство СССР. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - 264 с.

28. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани (Проблемы графической организации) - М.: Легпромбытиздат, 1990. — 224 с.

29. Ефремова Л. Творческий путь Аллы Левашовой.// Декоративное искусство СССР -М.: Советский художник, 1974, № 10, с.37-39.

30. Журавлева Т. А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ: дис. ... канд. техн. наук. - М.-.МТИ, 1984. - 182 с.

31. Заболотская Е.А. Художественное проектирование рисунка для текстильных материалов с учетом особенностей зрительного восприятия орнамента в костюме : дис. ... канд. техн. наук. -М.,1998. - 192 с.

32. Запись беседы с художницей Первой Московской ситценабивной фабрики С.А. Малаховой. Архив A.B. Щербаковой.

33. Запись беседы с руководителем отдела анализа и прогнозирования моды ВИАЛЕГПРОМа (в 1980-е годы Центр моды СССР) Н.В. Шустиковой. Архив A.B. Щербаковой.

34. Запись беседы с художницей ШК «Красная Роза» Т.Д. Тихомировой. Архив A.B. Щербаковой.

35. Ивановские ситцы: Альбом/авт. - сост. Арсеньева Е.В. - Л.: Художник РСФРС, 1983.-216 с.

36. Каплан Н. Рисунки и ткани.// Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1973, № 7, с.4-10.

37. Каплан Н. Сюжетные рисунки на тканях.// Декоративное искусство СССР -М.: Советский художник, 1961, № 11, с. 19-24.

38. Криксунов В.М., Лаврентьев Г.А., Ситкова В.Ф., Климашина Л.Н. Выбор объектов стандартизации в системе управления качеством продукции.//Текстильная промышленность. - 1984, №2.

39. Калмыкова Л.Э. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Советское декоративно-прикладное искусство. - М.: Советский художник, 1973. - 174 с.

40. Качурина Н.М. Колористика хлопчатобумажных и штапельных тканей - М.: Легкая индустрия, 1967. - 118 с.

41. Клайв Эдварде. Как читать орнамент. - М.: РИПОЛ классик, 2011.- 256 с.

42. Клаус Хоннеф. Поп-арт./ Под ред. Уты Гросеник. — М.: Taschen / «Арт-родник», 2005. - 96 с.

43. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 с.

44. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. М.: Совьяж Бево, 2005.-380 с.

45. Круглова О. В. Альбом «Русская народная резьба и роспись по дереву». Из собрания загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 240 с.

46. Куржуева А. Р. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт: дис. ... канд. искусствоведения. - М.: 2006. - 448 с.

47. Каталог выставки студии Элия Белютина. От Манежа до Манежа. - М .: Советский художник, 1990г.

48. Каталог выставки. Джеймс Розенквист в Москве 1961-1991. - Florida, Tampa: Klay Printing, 1991.- 142 с.:ил.

49. Каталог выставки «От Мини до Макси. Мода 1960-х годов». - M.:Shoe Icons, 2010. -222 с.

50. Красильникова Т.В. "Современный стиль" в советском декоративно-прикладном искусстве периода оттепели: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М.,2004. - 20 с.

51. Килошенко М.И. Психология моды: Учеб. пособие для вузов. - М.: Оникс, 2006.-320 с.:ил.

52. Каталог IKEA 2012. M.: IKEA,-189 с.

53. Левацкий И. Л. Навстречу VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. //Текстильная промышленность. - 1957, №7, с. 47-50.

54. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 203 с.

55. Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 304 с.

56. Мельникова Н. Композиция рисунков декоративных тканей.// Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1961, № 8, с.7-11.

57. Мерцалова М.И. История костюма. - М.: Искусство, 1972. - 195 с.

58. Молева H. М. Эта долгая дорога через XX век. Жизнь и творчество Элия Белютина.- М.: Издательский дом «Книжная находка», 2003. 544 с.

59. Молева H. М. Баланс столетия.- М.: Издательство АО «Молодая гвардия», 2004. - 595 с.

60. Морозова Е. В. Композиционная структура раппортного рисунка. - М.: МГТУ, 2011.-32 с.

61. Морозова Е.В. Оформление тканей в различные периоды развития текстильной промышленности.//Текстильная промышленность. - 1985, №8.

62. Монахова Л. Текстиль в дизайне.// Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1972, № 2, с.39-42.

63. Михайловская О. Вспомнить все.// Vogue. - сентябрь 2000, № 9.-152 с.

64. Магдалена Хольцхай - Виктор Вазарели 1906-1997. Чистое видение. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с.

65. Модные ткани осень зима 2008/09.//International Textiles. - 2007. - №6 (29). -с. 22-26.

66. Недачин А.К., Пестель С.Е. Современное художественное оформление тканей.// Текстильная промышленность. - 1963, №3, с. 28.

67. Нестерова И. Вера Илюшкина.// Советское декоративное искусство СССР, М.: Советский художник, 1987, № 6, с. 114-117.

68. Нешумов Б.В. и др. Художественное проектирование. М.: Просвещение, 1967. -176 с.

69. Никитин М.Н. Теория ткацких переплетений на математической основе.-М.,: Легкая индустрия, 1964. - 454 с.

70. Новая 3THHKa.//International Textiles. - 2005. - №4 (15).

71. Обзор текстиля осень-зима 2007-2008.//International Textiles. - 2007. - №1(24).

- с.32-34.

72. Перспективное направление развития ассортимента и художественно-колористического оформления тканей и материалов на 1976 год. -

М.: Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды, 1982.

73. Послевоенное искусство.// Искусство. - М.: Искусство, 1968, №3, с. 199-202.

74. Пикунов П.Н. Творческий отчет шелковиков./ЛГекстильная промышленность. - 1961, №10, с. 30.

75. Психоделия 2005/2006.//International Textiles. - 2005.- №1 (12). - с.85-86.

76. Прогноз моды осень-зима 2008-09.//International Textiles. 2008.-№5(34).- с.91.

77. Решение рабочей комиссии по просмотру шелковых тканей новых структур, крашения, набивки, отделки и художественно-колористического оформления, проведенному совместно с представителями торгующих организаций и швейной промышленности в Центральном выставочном зале г. Москвы в январе - феврале 1961 г. - М.: ВИАЛЕГпром. - 1961. - 70с.

78. Романова. Н. Заботы художников текстиля.// Декоративное искусство СССР

- М.: Советский художник, 1972, № 2, с.1-4.

79. Рудин Н.Г. За высокое мастерство художественного оформления текстильных изделий.//Текстильная промышленность. - 1955, №8, с. 9.

80. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. - М.: Экономика, 1964. -172с.

81. Садов Ф.И., Корчагин М.В., Матецкий А.Н. Химическая технология волокнистых материалов. - М.: Легкая индустрия, 1968. - 784 с.

82. Соловьева Е. Наша мода.//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1963, № 6, с. 42-47.

83. Соловьева JI. Творчество Е. Шумяцкой.// Декоративное искусство СССР -М.: Советский художник, 1979, №8, с. 42 - 44.

84. Стриженова Т.К. Наталья Васильевна Кирсанова. - Л.: Художник РСФСР, 1976.- 188 е., ил.

85. Стриженова Т.К. Профили. Наталия Жовтис.//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1965, № 3, с.22-25.

86. Стриженова Т.К. Узоры московских тканей.// Декоративное искусство СССР -М.: Советский художник, 1971, № 1, с.46.

87. Стриженова Т.К. Первая ситценабивная.//Декоративное искусство СССР -М.:Советский художник, 1969, № 9, с.36-39.

88. Стриженова Т.К., Алпатова И.А. Текстиль.- В кн.: Советское декоративное искусство 1917-1945: Очерки истории. -М.: Искусство, 1984, с 135-147.

89. Стриженова Т.К. Текстиль. - В кн.: Советское декоративное искусство, 19451975: Очерки истории. -М.: Искусство, 1989. - с 45-54.

90. Степанов A.C., Борзова Т.Ф. Трехцветная печать на тканях. - М.:1968, 43 с.

91. Степанов A.C., Борзова Т.Ф. Сб. «Крашение и отделка тканей». -ЦИНТИлегпром, 1963, №12, с. 5.

92. Степанов A.C., Борзова Т.Ф., Шорыгин А. Н. - Сб. «Крашение и отделка тканей». - ЦИНТИлегпром, 1962, №8, с. 7.

93. Соловьев В.Л., Болдырева М.Д. Ивановские ситцы. - М., Легпромбытиздат, 1987.-224 е.: ил.

94. Ситцевый поток. Страницы истории Первой Московской ситценабивной фабрики. - М.: Московский рабочий, 1973. - 384 с.

95. Снова peTpo-npHHTbi.//International Textiles. - 2006. - №4(21). - с.36.

96. Современное ретро.// International Textiles. - 2006. - №2 (13).

97. Темерин С. Принципы декоративности в оформлении тканей.//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1958, №5, с. 41-48.

98. Тезисы доклада ВИАлегпрома: Направления развития ассортимента тканей и их художественно - колористического оформления на 1979 год. -

М. :ВИАлегпром, 1976.

99. Турчин В. «Вторая школа абстракции» в Москве: 1950-1960-е годы. //Вопросы искусствознания. - 1996. № 1 (VIII), с.115-152.

100. Ткани осень-зима 2011/12.//International Textiles - 2011, №1 (44). - с 14-32.

101. Чебыкина В.А. Об ассортименте тканей комбината «Трехгорная мануфактура».//Текстильная промышленность. - 1962, №3, с. 14.

102. Штерн И.Я., Фодиман И. В., Гулинкина И.Р. Печатание пигментами.//Текстильная промышленность. - 1961, №10, с. 57-60.

103. Шаповалова Е. Рисунок по ткани - В кн. «Радуга Трех Гор» Из библиографии одного рабочего коллектива. -М.: Московский рабочий, 1967. -с. 399-403.

104. Шпитцнер К. Печатание текстильных материалов (Оборудование и способы печати) - М.: Легкая индустрия, 1966. - с. 18.

105. Шугаев В.М. Орнамент на ткани (теория и методика построения). - М.: Легкая индустрия, 1969. - 88 с.

106. Шумяцкая Е. Как создаются рисунки на тканях.//Декоративное искусство СССР - М.: Советский художник, 1958. - №8. - с. 25-29.

107. Щипакина А.А. Зарубежная мода в художественном оформлении текстиля.//Текстильная промышленность. - 1991. - №7.

108. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

109. Юбилей рабочей семьи: к 100-летию Московского комбината им. Розы Люксембург «Красная Роза». - М.: Прогресс, 1975. - 103с. ил.

110. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI - XVII вв. - М.: Издание Государственного Исторического музея, 1954. - 23 с.

111. American fabrics./Fashion & Fadric//number fifti-six (spring-summer 1962).

112. Arte Espina Catalog 2012. - 33 p.

113. Christopher Breward, Edwina Ehrman, Caroline Evans «London Look: Fashion from Streetto Catwalk».Yale University Press, 2004. - 180 p.

114. Celia Birtwell, Dominic Lutyens. Celia Birtwell./ St. Martin's Press,2011, 192 p.

115. Crate&Barrel. Marimekko Mook Book.//Takarajimasha Inc, 2010. - 80 p.

116. De Holden Stone, James, 'The Studio: Curtains in the Breeze.'. Quoted in Jackson, Lesley. Twentieth-Century Pattern Design. London: Mitchell Beazley, 2002.- p.96.

117. Emma Baxter-Wright, Sarah Kennedy and Kate Mulvey. Vintage fashion : collecting and weraring designer classics / foreword by Zandra Rhodes. London : Carlton, 2010.-223 p. : ill.

118. Fukai, Akiko. Fashion: A History from the 18th to the 20th Century. - Taschen / Barnes & Noble, 2004. - 191p.

119. International Textiles. - 2004/05. - № 6 (11). - c . 76.

120. Jackson, Lesley. Revolutionary Fabrics and Furniture 1957-1980. Shirley Craven and Hull Traders. Published by ACC Editions in association with the Ferens Art Gallery, Hull Museums, 2009. - 220 p.

121. Jackson, Lesley.The New Look: Design in the Fifties. London: Thames & Hudson, London, 1991. - 160 p.

122. Jackson, Lesley. Robin & Lucienne Day: Pioneers of Contemporary Design. New York: Princeton Architectural Press, 2001.- 192 p.

123. Jackson, Lesley. The Sixties: Decade of Design Revolution// Phaidon Press Ltd, 2000. - 240 p.

124. Jackson, Lesley. Twentieth-Century Pattern Design// Princeton Architectural Press,2007.- 224 p.

125. Jim Heiman. All American Ads 60s. - Taschen, 2003. - 960 p.

126. Lawrence Alloway: Die Entdeckung von Pop in England, in: Lucy R. Lippard. Pop Art. München, 1968. - S. 27.

127. Marnie Fogg. 1950s Fashion Print.- London : Batsford, 2010.- 186 p. :col. ill.

128. Marnie Fogg. 1960s Fashion Print.- London : Batsford, 2008. -191 p. :col. ill.

129. Pepin Van Roojen. Flower Power (PEPIN Fashion, Textiles&Patterns) 2009.-160p.

130. Pepin. Fashion, Textiles & Pattens №4. 50s Fashion 2010 / Parisian trends 1958/ 1959 - American Fabrics, Winter Edition 1958/1959 (© The Pepin Press Archive)

131. Peat, Alan. David Whitehead Ltd.:Artiu Designed Textiles 1952-1969. Oldham Museum Gallery, 1994. - p. 8.

132. Peat, Alan (1994). David Whitehead Ltd.:Artist Designed Textiles 1952-1969. Oldham Museum Gallery, quoting from Design, March 1958. - p. 16

133. Prichard Sue. V&A Fifties Pattern. Published by V&A Publishing, London, 2009. -80p.

134. Pepin Van Roojen. 50s Fashion (Fashion, Textiles & Patterns). Pepin Press; Pap/Cdr edition, 2010.- 160 p.

135. Premiere Vision весна-лето 2006.// International Textiles №3 (14), 2005.-е. 12-14.

136. Premiere Vision весна-лето 2007.//International Textiles №3 (20) 2006.-е. 14-25.

137. Premiere Vision. Пять тенденций сезона весна-лето2008. Компьютерная психоделика.// International Textiles. - 2007. - №3(26). - с. 20.

138. Рере Jeans London. Catalog 2012/13. - 37р.

139. Samantha Erin Safer. Zandra Rhodes: Textile Revolution: Medals, Wiggles and Pop 1961-1971 (Textile Design). - Antique Collectors Club Dist, 2010. - 264 p.

140. Spring fabrics review.//Fashions&Fabrics, September 1956. - p 47-108.

141. Sparke, Penny. As Long as it's Pink. London and San Francisco: Harper Collins Publishers, 1995.- 136 p.

142. Susan Meller, Joost Elffers. - Textile designs : Two Hundred Years of European and American Patterns Organized by Motif, Style, Color, Layout, and Period . -Thames & Hudson. - London, 2005. - 464 p.

143. Sanderson WALLPAPERS & FABRICS/ Catalog 2012/13.

144. Tanya Harrod. The Crafts in Britain in the Twentieth Century. - Yale University Press. 1999. - 496 p.

145. Zandra Rhodes. Zandra Rhodes: A Lifelong Love Affair with Textiles. - Antique Collectors' Club, 2005. - 159 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.