Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Коржуева, Алина Ростиславовна

  • Коржуева, Алина Ростиславовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 448
Коржуева, Алина Ростиславовна. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2006. 448 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Коржуева, Алина Ростиславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ОРНАМЕНТА СТИЛЯ МОДЕРН .И

1.1. Предыстория становления стиля модерн

1.2. Роль английского искусства в формировании стиля модерн

1.3. Развитие европейского орнаментального искусства 1850-1870-х годов. Теория и практика.

Выводы по материалу главы

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА СТИЛЯ МОДЕРН В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

2.1. Принципы проектирования текстильного рисунка стиля модерн.

2.2. Орнаментальные мотивы художественного текстиля 1890-1910-х годов

2.3. Методы создания текстильных композиций стиля модерн

Выводы по материалу главы

ГЛАВА III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА

СТИЛЯ МОДЕРН В РОССИИ

3.1. Особенности развития орнамента стиля модерн в России

3.2. Опыт работы художников стиля модерн для русских текстильных производств

Выводы по материалу главы

ГЛАВА IV ВЛИЯНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО ОРНАМЕНТА СТИЛЯ МОДЕРН НА СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН ТЕКСТИЛЯ.

4.1. Особенности проектирования текстильного рисунка периода постмодернизма в Западной Европе.

4.2. Особенности проектирования текстильного рисунка периода постмодернизма в Росии.

Выводы по материалу главы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт»

Проблема, тема, состояние вопроса. Художественные искания в искусстве и дизайне рубежа ХХ-ХХ1 веков отмечены новым обращением к наследию стиля модерн, особенно ярко проявившемуся в искусстве орнаментации тканей.

Значительная часть современных идей в области проектирования текстильного орнамента почерпнута из искусства модерна, в частности, из искусства орнаментации тканей конца XIX - начала XX веков.

Постмодернизм ищет и находит в модерне созвучные современному человеку эстетические и духовные интонации, выраженные в особой артистической пластике орнаментальных форм, изысканной многозначности символики предметного мира модерна, в его иронически игривой созерцательности, характерных для этой переломной эпохи.

В этом контексте возникают вопросы, ответы на которые необходимы для более осознанного осмысления и научно обоснованного анализа принципов и методов проектирования текстильного рисунка стиля модерн.

Что хотят найти в стиле модерн современные дизайнеры текстиля? Забытые орнаментальные мотивы? Философию творчества? Парадигму формообразования? Каковы истоки становления текстильного орнамента стиля модерн? Какие принципы и методы легли в основу проектирования текстильного рисунка стиля модерн? Какие особенности развития орнамента стиля модерн можно выделить и проанализировать в западноевропейском и русском искусстве? В чем заключаются особенности влияния текстильного орнамента стиля модерн на современный дизайн текстиля?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без сопоставительного анализа истории искусства орнаментации тканей и подробного изучения современного художественного проектирования текстильного рисунка. В связи с этим изучались альбомы, содержащие образцы исторического орнамента А.Расине [1], О.Джонса [2], Ф.Ф. Львова [3], Н.Ф. Лоренца [4], В.И. Бутовского [5], научные разработки в этой области таких видных деятелей искусства XIX века, как М. Меурера, К. Крумбгольца, Т. Вундерлиха, А.Содера, И.Э. Якобсталя. Изучались труды И. Риттер фон-Штока [6], И. Штауффагера [7], М. Вернея [8], работы педагогов Строгановского училища [9], Т. Вундерлиха [10], 3. Шуберта-фон-Зольдерна [11] и др. Орнамент, украшающий предметы быта, рассматривался в работах по истории костюма, тканей, утвари, изданных Г.Вейсом [12], Ф.Готтенротом [13], И.К.Степановым [14], С.С.Стрекаловым [15], С.А.Давыдовой [16], Ф.Ф.Комиссаржевским [17]. Взгляды историков и теоретиков XX века на орнамент в костюме, историю украшения тканей и композицию текстильного рисунка изучались по трудам H.H. Соболева [18-19], М.Н. Мерцаловой [20], Л.В.Ефимовой, Т.С. Алешиной, С.Ю.Самонина [21], P.M. Кирсановой [22-23], Н. Гиляровской [24], Т.Т. Коршуновой [25], Н.Бирюковой [26], Е.В. Арсеньевой [27], Н.П. Бесча-стнова, И.И.Емельянович [26-29], Т.В.Козловой [30], С.А. Малаховой [31], В.Н. Козлова [32]. Много важных сведений было почерпнуто из современных исследований исторического костюма и текстильного орнамента зарубежных авторов: F. Boucher [33], E.Thiel [34], B.Cosgrave [35], А.Де Морана [36] и др.

Интерес исследователей искусства к стилю модерн нашел отражение в трудах Е.И.Кириченко [37], Д.В.Сарабьянова [38-39], Е.А.Борисовой, Г.Ю.Стернина [40], В.В.Кириллова [41], А.Л.Пунина.

Изучая общие закономерности развития искусства стиля модерн, невозможно обойти вниманием труды исследователей, современников зарождения этого стиля: Ф.Лассера [42], Рамберга [43], В.Ф.Боде [44], У.Морриса [45-46], Cremita [47], Фреда [48], Д.Рескина [49]. Изучались журналы конца XIX - начала XX века: "Jugend", "Германское искусство и орнаментация", "Декоративное искусство" (Мюнхен), "Искусство и художественные ремесла" (Вена), "Искусство и ремесла" (Мюнхен), сборник "Современный стиль" (Штутгарт), "Мир искусства".

Орнамент, играя огромную роль в архитектуре, живописи, прикладном искусстве модерна, выполнял по сути стилеобразующую функцию в его становлении. По мнению Д.В.Сарабьянова, "орнамент возвращал стелю его прежнюю универсальность, становясь как бы критерием его существования" [50]. Орнамент проникает в предметно-пространственную среду человека, меняя формы архитектуры, интерьера, предметов прикладного характера, силуэт костюма, декор тканей. В живописи орнамент присутствует не только как предмет изображения, но и как принцип ритмической организации живописного полотна; в позднем модерне принципы орнамента переходят в структуру предмета. Р.Грюнтер, один из историков стиля отмечает автономность существования орнамента, который становится самостоятельным художественным образованием [51]. Этот факт превращает орнамент в самостоятельный вид искусства и дает право участвовать в процессе интеграции искусств. С.Т.Мадсен в своих исследованиях отмечает значение орнамента модерна как символической структуры [52-53]. Орнаментальную символику модерна рассматривает Н.Певзнер [54]. Декоративную и символическую функции орнамента конца XIX - начала XX века констатирует Р.Шмутцлер [55], подчеркивая эволюцию орнаментальных форм от сложных к более простым геометрическим. Д.Штернбергер считал необходимым отметить тот факт, что стиль модерн начинается с орнамента [56].

Возросший интерес к стилю модерн вызвал необходимость более углубленного исследования этой темы посредством изучения коллекций костюмов стиля модерн Государственного исторического музея [21], Государственного Эрмитажа [57], коллекции тканей Государственного текстильного университета им.А.Н.Косыгина, тканей стиля модерн из частных коллекций, декоративных интерьерных тканей Павловского дворца-музея [58], коллекции тканей конца XIX - начала XX Трехгорной мануфактуры. Исследование тканей русского модерна, обладающих яркими чертами национального своеобразия, потребовало детального изучения форм древнерусского орнамента. В связи с этим изучались труды В.В.Стасова [59-61], Л.В.Даля [62], Н.Н.Соболева [63], И.Е.Забелина [64], В.А.Прохорова [65], А.И.Некрасова [66], Н.П.Сырейщикова [67], Б.А.Рыбакова [68,69], А.К.Амброза [70],

С.Н.Писарева [71] и других.

Изучение орнаментальных мотивов стиля модерн невозможно без анализа книжной графики 90-х годов XIX века. Орнамент, созданный мастерами графики рубежа XIX и XX веков - Дж. Хофманом, К. Мозером, А. Макмар-до, Г.Ван-де-Вельде, О. Экманном, оказал огромное влияние на формы и пластику текстильного орнамента. В связи с этим изучались альбомы типографского орнамента [72-74], а также альбомы, содержащие мотивы и орнаментальные композиции для различных видов прикладного искусства [7577]. Орнамент тканей стиля модерн исследован в работах: Н.П.Бесчастнова [29,78], M.Ginsburg [79], S.Meiler, J.Elffers [80], L.Jackson [81], А.Фукай [82], L.Parry [83].

Анализ современных направлений в дизайне текстиля невозможен без изучения принципов искусства постмодернизма. Изучались труды Н.Певзнера [54], Р.Вентури [84], Н.Райли, П.Байера [85], В.О.Пигулевского [86], а также эскизы текстильных композиций по ведущим мировым каталогам и современные ткани.

Цель и задачи диссертации

Цель диссертации - выявление принципов и методов проектирования текстильного рисунка стиля модерн, актуальных для современного дизайна текстиля эпохи постмодернизма.

Для реализации этой цели в диссертации необходимо было решить следующие задачи:

- выявить художественные предпосылки возникновения и становления текстильного орнамента стиля модерн в европейском орнаментальном искусстве 1850-1870-х годов;

- определить принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн, применявшиеся в творческой практике художников Западной Европы и России;

- разработать классификацию основных групп орнаментальных мотивов тканей стиля модерн;

- определить особенности развития орнамента стиля модерн в России;

- проследить влияние текстильного орнамента стиля модерн на современную творческую практику дизайнеров текстиля.

Объект, предмет, материал и границы исследования

Объектом исследования является практика художественного проектирования текстильного рисунка конца XIX - начала XX века. Исследовалось богатейшее наследие тканей стиля модерн в западноевропейских и отечественных музеях и фондах текстильных предприятий. Предмет исследования -принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн.

Работа построена на материале истории и теории культуры, истории декоративно-прикладного и народного искусства, истории орнаментального искусства и истории украшения тканей, методологии проектирования. Выбор и организация материала подчинены основным задачам исследования. В сферу исследования кроме известных историкам искусства предметов стиля модерн были вовлечены уникальные неизученные или редко публиковавшиеся образцы набивных и тканых тканей модерна. За пределами исследования остались хорошо освещенные в литературе технологические аспекты проектирования и производства тканей.

Метод исследования

Исторический период, включающий в себя временной отрезок с XIX по начало XXI века, охватываемый исследованием, и системность искусства требуют адекватного метода изучения. В работе применен системно-исторический метод исследования, позволяющий понять художественное проектирование текстильного рисунка в развитии. Изменение исторических условий вносит изменения в теорию, принципы и методы художественного проектирования текстильного рисунка. На основе понимания современной культуры как проектной культуры и парадигмы "канон-проект" (В.Ф.Сидоренко) мы обращаемся к системному анализу явлений в их взаимосвязи. Понимая культуру как знаковую систему, интегрирующую общечеловеческие ценности и идеалы, мы понимаем орнамент как часть этой системы, развивающейся и сегодня. При исследовании обширного визуального материала использованы методы сравнительного анализа, классификации.

Научная новизна исследования

Впервые в отечественном искусствоведении выявлены предпосылки возникновения и становления стиля модерн в европейском орнаментальном искусстве 1850-1870-х годов; сформулированы принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Автором разработана классификация орнаментальных мотивов тканей модерна по типу применяемых изобразительных форм. Выявлено национальное своеобразие русского текстиля стиля модерн, основанное на применении архаичных славянских орнаментальных форм, заимствованных в народном искусстве. Показана актуальность применения принципов и методов проектирования текстильного рисунка стиля модерн в дизайне текстиля конца XX - начала XXI века.

Научная и практическая значимость исследования

Проведенное автором исследование выявляет и научно обосновывает принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн.

Практическое значение заключается в том, что исследование позволяет понять принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн и использовать этот опыт в сфере современного текстильного дизайна, в сфере дизайнерского образования специалистов текстильной промышленности и обучения специалистов в области театрального искусства - художников-технологов сценического костюма.

Апробация и внедрение результатов исследования

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного уровня, излагались на практических занятиях по курсу "История украшения тканей" кафедры сценического костюма постановочного факультета Школы-студии (ВУЗа) им.В.И.Немировича-Данченко при МХАТ им.А.П.Чехова.

По теме диссертации имеются 8 печатных работ в сборниках научных работ и тезисов докладов научных конференций МГТУ им.А.Н.Косыгина, Димитровградского института технологии, управления и дизайна, Ивановской государственной текстильной академии.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ им.А.Н.Косыгина. Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 178 страницы машинописного текста. Список литературы включает 151 наименование. Объем приложения составляет 283 иллюстрации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Коржуева, Алина Ростиславовна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для истории дизайна и развития методов проектирования текстильного рисунка.

1. Художественное проектирование текстильного рисунка стиля модерн представляет собой отдельную ветвь прикладного искусства конца XIX - начала XX века, имеющую свою предысторию, историю, теорию и методику. Предысторией мы считаем период эклектики в искусстве (1850-1880-е годы), историей - проектирование текстильного рисунка в период с 1884 по 1914 год. Орнамент, сформировавший характерный образ стиля модерн, изменил образ художественного оформления текстиля рубежа XIX и XX веков.

2. Текстильный орнамент периода эклектики имел важное значение для формирования текстильного орнамента стиля модерн. Ткани периода эклектики пробудили интерес орнаменталистов к использованию орнаментальных мотивов и композиционных схем прошлого в тканях стиля модерн, расцвет флороморфных форм на тканях 1850-1880-х годов стал питательной средой для рождения органической пластики текстильных рисунков модерна, революционные изменения в области орнаментального дизайна текстиля начались с творческих опытов по трансформации растительных и зооморфных форм У.Морриса.

3. В период развития стиля модерн были разработаны новые принципы проектирования текстильного рисунка, которые с успехом применяли в творческой деятельности ведущие дизайнеры мира в странах Западной Европы и России. К ним относятся: принцип соответствия орнаментальной пластики текстильной композиции стилеобразующей линии "удару бича" - создание композиций по законам динамического равновесия, увеличение раппортной клетки по вертикали и в некоторых случаях по горизонтали, принцип создания текстильных композиций с использованием законов статики, принцип творческой стилизации, принцип ориентации творческого поиска художников на органическое начало, принцип уподобления в текстильном орнаменте.

4. В эпоху модерна художниками были выработаны новые методы проектирования текстильного рисунка. К ним относятся: поиск орнаментального мотива при помощи натурной зарисовки биоформы, обработка орнаментального мотива путем обобщения формы. Работа над текстильным рисунком делится на последовательные этапы: поиск мотива, отрисовка мотива, разработка орнаментального эскиза, колорирование.

5. Классификация орнаментальных мотивов художественного текстиля стиля модерн по типу применяемых изобразительных форм разделяется на пять групп: флороморфный орнамент, зооморфный орнамент, органический орнамент, антропоморфный орнамент и геометрический орнамент.

6. Проектная деятельность в России развивалась в одном русле с проектной деятельностью Западной Европы, но имела ярко выраженные национальные черты. Текстильная композиция, орнаментальные мотивы и цвет тканей русского модерна развивались под влиянием японского, китайского, английского, французского и древнерусского искусства. Проникновение архаичных славянских орнаментальных форм из крестьянского искусства в русский текстиль модерна сформировало его национальное своеобразие.

7. Древнерусский орнамент, извлеченный мастерами русского модерна из крестьянского искусства, в том числе текстильного, повлиял на развитие графики и живописи в России на рубеже XIX и XX веков. Новые графические приемы, выработанные русскими художниками в графике и живописи модерна, в свою очередь, органично вошли в декоративно-прикладное искусство, в том числе, в искусство орнаментации тканей.

8. Большинство современных идей в области проектирования текстильного рисунка связано с искусством модерна. Принципы и методы проектирования текстильного орнамента, сформировавшиеся в эпоху стиля модерн, актуальны и в конце XX - начале XXI века, они легли в основу современной методики обучения дизайнеров текстиля, на применении этих принципов и методов базируется творческая деятельность современных дизайнеров.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Коржуева, Алина Ростиславовна, 2006 год

1. Расине А. Орнамент, т.1. М.: Арт-Родник, 1995. - 130 с.

2. Jones О. The grammar of ornament. London, 1910. - 270 p.

3. Краткие очерки орнаментальных стилей по Овен-Джонсу, Расине, Де-Комону, Перро и Шинье и пр. Под ред.Ф.Ф.Львова, директора Строгановского центрального училища технического рисования. М.: Типография Т.И.Голен, 1899.- 185 с.

4. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей с объяснительным текстом Н.Ф.Лоренца. Спб.: Девриент, 1898. - 100 с.

5. Бутовский В.И. История русского орнамента с XI по XVI столетие по древним рукописям. М.: Издание Худож.промышл. музея в Москве, 1870. -126 с.

6. Риттер фон-Шток И. Растения в искусстве. Вена: Вальдгейм, 1896.

7. Штауффагер И. Рисование растений стилизованных и натуральных. -Бреслау: Висконт, 1894.

8. Вилер У. Декоративные цветы. М.: ООО Магма, 2002. - 176 с.

9. Шульгина E.H., Пронина И.А. История Строгановского училища. М.: Русское слово, 2002. - 334 с.

10. Шуберт-фон-Зольдерн 3. Стилизация растений. М.: Типография Ф.Ф.Эбс, 1894.-160 с.

11. Вейс Г.История культуры народов мира. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. М.: Эксмо, 2004. - 960 с.

12. Стрекалов С.С. Русские исторические одежды от X до XIII века. Составлены и рисованы С.Стрекаловым с введением Н.Костомарова, вып.1. — Спб.: Тип.А.Траншеля, 1877.-25 с.

13. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. T.I-II. Спб.: Тип. А.С.Суворина, 1882.

14. Комиссаржеский Ф.Ф. История костюма. Минск: Современный литератор, 1999.-496 с.

15. Соболев H.H. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л.: Academia, 1934.-436 с.

16. Соболев H.H. Набойка в России. М.: Типография т-ва И.Д.Сытина, 1912. - 107 с.

17. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. - 195 с.

18. Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в в России XV-начала XX века. М.: Арт-Родник, 2000. - 231 с.

19. Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. - 383 с.

20. Кирсанова P.M. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М.: Слово, 2002. -224 с.

21. Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. М.-Л.: Искусство, 1945.- 140 с.

22. Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1979.-280 с.

23. Бирюкова Н. Западноевропейские набивные ткани 16-18 века. М.: Искусство, 1973. - 176 с.

24. Ивановские ситцы: Альбом/ авт.-сост. Арсеньева Е.В. Л.: Художник РСФСР, 1983.-216 с.

25. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани (Проблемы графической организации). М.: Легпромбытиздат, 1990. - 224 с.

26. Бесчастнов Н.П., Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина. Группа Со-въяж Бево, 2003. - 292 с.

27. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 144 с.

28. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 205 с.

29. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 264 с.

30. Boucher F. Histoire du costume en occident de l'antiquité a nos jours. Flammarion. Paris, 1965.

31. Thiel E. Geschichte des Kostüms, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft. -DDR Berlin, 1980. - 463 с.

32. Cosgrave В. The complete history of costume fashion. From ancient Egypt to the present day. Checkmark Books, New York, 2000. - 256 c.

33. Моран А.Де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. С прил. статьи Жеральда Гассио Толабо о дизайне. /Пер. с фр. М.: Искусство, 1982. - 557 с.

34. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1979.-400 с.

35. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. - 296 с.

36. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн. В кн.: Советское искусствознание - 78, второй выпуск. - М.: Советский художник, 1979. - С.206-225.

37. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990.-359 с.

38. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа.-М., 1979.

39. JIaccep Ф. Область нового искусства. Мюнхен: Фриш, 1899.

40. Рамберг. Современные художественные веяния. Вена, 1855. - 215с.

41. Боде. Искусство и художественная промышленность в конце 19-го столетия. Берлин: Кассирер, 1901. - 168с.

42. Моррис. Стремления искусства и его нужды. Лейпциг: Зееман, 1901.

43. Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. /Перевод и коммент. Р.Усмановой. М.: Искусство, 1973. - 512 с.

44. Cremita. Современные веяния и искусство. Грос-Лихтфельде, Рунге, 1901.

45. Фред. Об искусстве нашего времени. Страсбург: Гейтц, 1901.

46. Рескин Дж. Лекции об искусстве. М.: Издание магазина Книжное дело и И.А.Баландина, 1900. - 102 с.

47. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. -М.: Советский художник, 1980.-263 с.

48. Gruenter R. Jugendstil in der Literatur. Darmstädter Rede vor der Deutschen Akademie für Sprache und Dichtung am 21 Oktober 1976. Sonderdruck aus Jahbuch 1976 der Deutschen Academie für Sprache und Dichtung. Heidelberg.

49. Madsen S.T. L'art nouveau. Paris, 1967. - 256c.

50. Madsen S.T. Sources of Art nouveau. Oslo-New York, 1955. - 488p.

51. Pevsner N. Pioneers of Modern Design. London, 1964. -253p.

52. Schmutzler R. Art nouveau. New York, Abrams, 1964. - 322p.

53. Sternberger D. Über den Jugendstil und andere Essays. Hamburg, 1956.

54. Каталог выставки. Автор и составитель Коршунова Т.Т. Чарльз Ворт и работы его фирмы в собрании Эрмитажа. С-Пб.: Государственный Эрмитаж, 2000. - 56 с.

55. Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. Л.: Художник РСФСР, 1977.-302 с.

56. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Вып.1: Шитье. Спб.: Общество поощрения художников, 1872. - 26 с.

57. Стасов B.B. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. Т. 1-2. Спб.: Ильин, 1884. - 87 с.

58. Стасов В.В. Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей. Спб.: Общество любителей древней письменности, 1884.-27 с.

59. Даль JI.B. Обзор русского орнамента.// Зодчий, 1876, №7, с.76-79.

60. Соболев H.H. Русский орнамент. М.: Государственное архитектурное издательство, 1948. -174 с.64.3абелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. T.I-II, 3-е изд. с доп. М.: Т-во тип. А.И.Мамонтова, 1895-1901.

61. Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной: В 4 вып. Спб.: Изд. П.Прохорова, 1881-1885.

62. Некрасов А.И. Очерки декоративного искусства древней Руси. М.: Издательство Т-ва В.В.Думнов, наел, братьев Салаевых, 1924. - 119 с.

63. Сырейщиков Н.П., Тренев Д.К. Орнаменты на памятниках древнерусского искусства, выпЛ-Ш. М.: Тип. И.И.Кушнерев и К°, 1904-1916.

64. Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. В кн.: Сб.трудов Научно-исслед.ин-та художественной промышленности. Вып.5. -М., 1972. - С.127-134.

65. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. // Декоративное искусство СССР, 1975, №1, с.30-33, 53.

66. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крючками).// Советская археология, 1965, №3, с.14-27.

67. Писарев С.Н. Древнерусский орнамент с X по XVIII век включительно на парчах, набойках и других тканях (Альбом). Спб.: Типолит. В.В.Комарова, 1903.-213 с.

68. Альбом. Tipographie. Art nouveau. Media Serges /Les Éditions du Carrousel. -Paris, 1999.-96 c.

69. Альбом. Ornement floral. Vignettes décoratives, Media Serges / Les Éditions du Carrousel. Paris, 1998. - 94 c.

70. Альбом. Art Nouveau Ornament L'Aventurine. Paris, 2004. - 286 с.

71. Fry C.R. Art Nouveau Floral Ornament in Color by M.P.Verneuil et al. 197 Designs and Motifs. Dover Publications, Inc., 1976. - 48 c.

72. Альбом Art Nouveau. Motifs et dessins, R.Beauclair, Bookking international, pour l'édition française. Paris, 1988. - 88 с.

73. Cole D. 1000 patterns, A.C.Black. London, 2003. - 320 c.

74. Бесчастнов Н.П. Ткани модерна.// Юный художник, 1990, №4, с.43-45.

75. Ceinsburg M. The illustrated history of textiles. London: Studio Editions, 1991.-224 c.

76. Meller S., Effers J. Textile design. New York: Harry N.Abrams, Incorporated, 1991.-464 p.

77. Jackson L. Twentieth-Century Pattern Design. New York: Princeton Architectural Press, 2002. - 224 c.

78. Фукай А. История моды. M.: Арт-Родник, 2003. - 736 с.

79. Parry L. The Victoria Albert Museum's Textile Collection. British textiles from 1850 to 1900. V.A.Publications, 1993. - 147 p.

80. Venturi R. Complexity and Contradiction in Architecture. U.S., 1966.

81. Райли H., Байер П. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до постмодернизма. М.: ООО Магма, 2004. - 544 с.

82. Пигулевский В.О. Искусство: классика, модерн, постмодерн. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2001.-192 с.

83. Монахова Л.П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна. В кн.: ВНИИТЭ, Материалы по истории художественного конструирования.

84. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Никитич Л.А. М.: Юни-ти-Дана, 2000. - 575 с.

85. Канке В.А. История философии. М.: Логос, 2003. - 432 с.

86. Энциклопедия Постмодернизм. Грицанов А.А., Можейко М.А. Минск:

87. Интерпрессервис, Книжный дом, 2001. 1040 с.

88. Эстетика : Учебник для вузов, Никитич Л.А. М.: Юнити-Дана, 2003.439 с.

89. Будур H. История костюма. М.: Олма-Пресс, 2002. - 480 с.

90. Словарь Стили в искусстве, Власов В.Г. С-Пб.: Кольта, 1995, том 1 -680 е., том II - 544 с.

91. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М.: Искусство, 1972.

92. Флорковская А.К. Модерн. М.: Росмэн, 2002. - 104 с.

93. Адаме С. Движение искусств и ремесел. М.: Радуга, 2000. - 128 с.

94. Нерсесов Я. Мода. М.: Олма Пресс Гранд, 2002. - 240 с. 98.Чернова А. Мода и стиль. - М.: Аванта+, 2002. - 480 с. 99.3ахаржевская Р.В. Костюм для сцены. - М.: Советская Россия, 1974.176 с.

95. Reilly V. Paisley patterns. London: Studio Editions, 1989. - 220 c.

96. Schoeser M., Dejardin K. French Textiles. London: Laurence Kind Ltd, 1991.-224 c.

97. Овчинников В. Ветка сакуры. М.: Молодая гвардия, 1971. - 224 с.

98. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: ВО Агропром-издат, 1991.-304 с.

99. Ульмер Р. Муха. М.: Арт-Родник, 2002. - 96 с.

100. Никифорова И.А. Альфонс Муха. М.: Художник и книга, 2003. - 48 с.

101. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 176 с.

102. Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. М.: Легпромбытиздат, 1988.

103. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М.: Легкая индустрия, 1977. - 192 с.

104. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.

105. Ван Гог. Письма. JI.-M.: Искусство, 1966.

106. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. С-Пб.: Лениздат, 1992.-224 с.

107. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. М.: Союз дизайнеров, 2002.-240 с.

108. Стор И.Н. Основы живописного изображения. М.: МГТУ им.А.Н.Ко-сыгина, группа Совъяж Бево, 2004. - 249 с.

109. Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908-1929 г. М.: Искусство, 1988. - 292 с.

110. Пожарская М. Александр Головин. М.: Советский художник, 1990. -222 с.

111. Стравинский И.Ф. Диалоги. Л., 1971.

112. Журавлева Л.С. Талашкино. М.: Изобразительное искусство, 1989. -208 с.

113. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991.-288 с.

114. Васильев А. Красота в изгнании. М.: Слово, 2000. - 480 с.

115. Логинова A.C. Музей 10. М.: Советский художник, 1989. - 270 с.

116. Пастон Э. Виктор Васнецов. М.: Слово, 1996. - 95 с.

117. Стернин Г.Ю. Абрамцево. Л.: Художник РСФСР, 1988. - 320 с.

118. Голынец C.B. Иван Билибин. Л.: Аврора, 1988. - 227 с.

119. Семенова Н. Жизнь и коллекция Сергея Щукина. М.: Трилистник, 2002.-176 с.

120. Виоле де Дюк Е.Е. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущее. M., 1879.

121. Гордеева О., Ефимова Л., Кузнецова М. Русские узорные ткани. XVII -начало XX века. М.: Альфа-Дизайн, 2004. - 224с.

122. Дягилев С. Основы художественной оценки.// Мир искусства, т.1, №112. С-Пб.: типография Эдуарда Гоппе, 1899.

123. Марсеру П.П. Прикладные художества на всемирной выставке 1900года.// Зодчий, 1901, №10. с.128.

124. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Галарт, 1998. - 326 с.

125. Бибикова В.И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента.// Советская археология, 1965, №1. с.3-8.

126. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа.// Советская археология, 1966, №1.

127. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. - 784 с.

128. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука, 1994. - 608 с.

129. Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев энеолита.// Советская археология, 1965, №1. с.35-36.

130. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. - 375 с.

131. König М.Е.Р. Die symbolic der urgeschichlichen Mensen Symbolon, B.d.5 Basel, 1996.

132. Токорев С.А. Религиозные верования восточно-славянских народов XIX- начала XX веков. M.-JL: 1957. - 164 с.

133. Дураков Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1990.

134. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII веков. М.: Издание Государственного Исторического музея, 1954. - 23 с.

135. Плотникова М.В. Кубовая набойка в России XIX-XX веков. СПб.: Государственный русский музей, 1995. - 118 с.

136. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990.-359 с.

137. Woodham Jonatan М. Twentieth century ornament. New York: Rizzoli, 1990.-336 c.

138. Jkoky N. The Victoria and Albert Museum's Textile Collection. British textile design from 1940 to the present. London: Vand A Publications, 1999. -128 c.

139. Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М.: Слово, 2004. -446 с.

140. Рогинская Ф.С. М.С. Назаревская. М.: Советский художник, 1955. -64с.

141. Стриженова Т.К. Текстиль. в кн. Советское декоративное искусство 1945-1975 Очерки истории. -М.: Искусство, 1989. -с.45-54

142. Стор И.Н. Новые хлопкоподобные ткани. // Научно-технический реферативный сборник «Текстильная промышленность». -М.: Издательство ЦНИИТЭИлегпром, 1980

143. Стор И.Н. Хлопкоподобные ткани из химических нитей. // Текстильная промышленность, 1981, №6

144. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента. -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 000"Совъяж Бево", 2004. 431с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.