Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.21, кандидат архитектуры Батова, Анастасия Геннадьевна

  • Батова, Анастасия Геннадьевна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.23.21
  • Количество страниц 198
Батова, Анастасия Геннадьевна. Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов: дис. кандидат архитектуры: 05.23.21 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Москва. 2012. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Батова, Анастасия Геннадьевна

Введение.

Первая

глава: «Роль природного и искусственного освещения в восприятии архитектоники зданий»

1.1 Понятие «тектоники» в теории архитектуры.

1.1.2 Тектоника стеновых конструкций.

1.1.3 Тектоника ордерных систем.

1.1.4 Тектоника арочно-сводчатых конструкций.

1.2 Роль света в прочтении и зрительной интерпретации тектонических систем: стеновой, ордерной, арочно-сводчатой.

1.2.1 Свет как средство выявления плановости и глубины пространства.

1.2.2 Свет как средство выявления архитектурной формы (объем, пластика, цвет).

1.3 Анализ примеров освещения архитектурных объектов в городской среде.

1.3.1 Тектоника стеновых конструкций.

1.3.2 Тектоника ордерных систем.

1.3.3 Тектоника арочно-сводчатых конструкций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 05.23.21 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов»

Актуальность темы. Работа посвящена выявлению роли искусственного света в «прочтении» архитектоники освещенных зданий и сооружений и созданию на этой базе характерного ночного образа архитектурных объектов в городе. В основу исследования положено понятие «тектоники» как «семантической основы архитектурного художественно-выразительного языка» [22, С.70], требующее отдельного изучения в контексте современного подхода к искусственному освещению архитектуры.

Искусство наружного освещения как отдельных городских объектов, так и архитектурных пространств и ансамблей, активно развивавшееся на протяжении XX века, в последние годы приобрело статус самостоятельности. При растущем социальном спросе на базе архитектуры, дизайна и светотехники родилось новое междисциплинарное направление профессиональной деятельности - световой дизайн. Теоретическая и методологическая основы его находятся в начальной стадии разработки. Существуют нормы, регламентирующие количество света на объектах городской среды и частично - качественную составляющую наружного освещения, однако, наука пока не предлагает способов перевода количества освещения в качество световой среды. Действующие нормативы весьма элементарны. В практическом проектировании архитектурного освещения господствует штучный, интуитивный, эмпирический подход.

Отсутствие рекомендаций по концептуальной части наружного освещения порождает в ночных городах световой хаос и зрительный дискомфорт, что негативно действует на психо-эмоционалыюе состояние человека, понижает экологическое и эстетическое качество архитектурной среды, отрицательно влияет на экономику города, лишая ее возможности рационального расходования электроэнергии, получения прибыли от вечернего туризма и активизации социальной жизни. На сегодняшний день, когда проектирование искусственного света принимает урбанистические масштабы, т.е. разрабатываются концепции освещения не отдельных зданий, а улиц, ансамблей и городов, вопрос освещения, в первую очередь объектов культурного наследия, как никогда актуален.

Историческая архитектура как важнейший элемент национального наследия лежит в основе морфологии большинства городов и заслуживает право быть узнаваемой в любое время суток. Образ исторических зданий и сооружений неразрывно связан в нашем восприятии с определенными условиями дневного освещения, для которых они проектировались. Как следствие, необходимым условием искусственного освещения является сохранение индивидуальной образности и композиционной целостности объекта, в отсутствии которых визуальная идентификация его затрудняется. Попытка сделать архитектуру узнаваемой трудно реализуема без критерия «узнаваемости». Таким критерием данная работа определяет понятие тектоники. Поиск концепций освещения отталкивается от типа тектонической системы объекта.

Для зрительного сохранения тектоники при искусственном освещении необходимо исследовать его параметры, требуемые для визуализации здания как целостной тектонической системы. К ним относятся нормируемые сегодня характеристики: яркость и яркостные контрасты.

Степень изученности темы. Вопрос влияния искусственного света на зрительное восприятие и интерпретацию архитектоники конкретно не исследовался. Существуют немногочисленные теоретические труды по изучению роли естественного света в восприятии архитектуры. На этой основе и сформулированы современные понятия тектоники. В области искусственного освещения в какой-то мере изучалось лишь зрительное восприятие плановости и глубины пространства, влияние контрастности освещения на восприятие формы, интенсивности и цветности света на эмоциональные оценки, на видимость и визуальный комфорт световой среды города.

Диссертационное исследование опирается на работы, посвященные наружному освещению, в том числе архитектурному, а также на научные труды в области светотехники, теории архитектуры, социологии, психологии, видеоэкологии, светодизайна.

Теоретические и практические вопросы искусственного освещения раскрываются в трудах И.Азизян, Д. Барнетт, Д. Бениа, А. Данлера, Н.Гусева, М. Ишии, М.Краутер, К. ван Сантена, В.Лукхардта, В.Макаревича, Р.Нарбопи, Д.Нойманна, Н.Оболенского, Д.Филлипса, Т.Шилке, Н.Щепеткова, Ф. Япноне.

Научно-технические вопросы возможностей осветительного оборудования в области архитектурного освещения отражены в работах Ю.Айзенберга, Р.Келли,

B.Келера, Е.Мясоедовой, В.Пятигорского.

В области теории цвета и колористики городской среды работа опирается на разработки И. Гёте, А.Ефимова, И. Иттена, Л. Лиманской, И. Мигалиной, Л. Мироновой, Ф.-О. Рунге, не рассматривающие, однако, вопросы восприятия архитектуры в условиях искусственного освещения.

Проблемы архитектоники при дневном свете исследуются в работах И. Азизян, Д.Аркина, К. Беттихера, А.Веснина, Ю.Волчка, М.Гинзбурга, Г.Земпера, А.Иконникова, С. Лебедева, О.Мунц, Ю.Сомова, В.Степанова, Л.Таруашвили, Ф.Отто, Р. Ф. де Шамбре, П.Франкля, Я.Чернихова.

Методы соцологических исследований, использованных в диссертации, представлены авторами: В.Андреенковым, И.Бутепко, А.Гусевым, О.Масловой,

A.Наследовым, Л. Терстоуном, В.Журавлевой, В. Ддовым.

Особенности психологии зрительного восприятия объектов среды (в условиях естественного освещения) отражены в изученных трудах Р.Арнхейма,

C.Вавилова, А.Высоковского, Д.Гибсона, Р.Грегори, В.Зинченко, С.Кравкова,

B.Филина.

Однако, до сих пор не исследованы проблемы:

- образного «родства» или тождественности архитектурных объектов при естественном и искусственном освещении;

- особенностей восприятия и сохранения целостности архитектурной формы в условиях искусственного освещения;

-определения и фиксации критериев, обеспечивающих целостность освещаемой архитектурной формы в темное время суток;

- выявления светокомпозиционных характеристик, определяющих образно-тектоническое «постоянство» архитектуры зданий и сооружений при искусственном освещении.

Проблема исследования - сохранение характерной для дня зрительной целостности архитектурной формы в условиях искусственного освещения. Формирование родственного дневному визуального образа объекта средствами электрического света.

Гипотеза исследования - каждая тектоническая система требует своего типа архитектурного освещения.

Цель исследования - разработка принципов проектирования искусственного освещения фасадов архитектурных объектов трех тектонических систем -стеновой, ордерной, арочно-сводчатой.

Задачи исследования:

- оценить роль естественного света, создающего «эталонные» условия для прочтения тектонических систем зданий и сооружений; исследовать возможности искусственного освещения в образной презентации тектоники фасадов архитектурных объектов;

- найти варианты освещения, наиболее полно раскрывающие характерные особенности стеновой, ордерной, арочно-сводчатой тектонических систем. Определить базовые элементы архитектурной композиции в этих системах и их яркостные характеристики, при которых тектоника фасада воспринимается убедительно и родственно «эталонным» условиям при дневном освещении;

- разработать принципы проектирования освещения фасадов архитектурных объектов.

Объект исследования: архитектоника фасадов зданий и сооружений при искусственном освещении.

Предмет исследования: светокомпозиционные решения трех тектонических систем, обеспечивающие образное родство освещаемой архитектурной формы ее дневному прототипу.

Границы исследования: исследованы освещаемые фасады зданий и сооружений, относящихся к образцам стеновой, ордерной, арочно-сводчатой тектоники, которые составляют основной массив сохранившейся исторической застройки в городах, в т.ч. памятники архитектуры. Проблемы визуального взаимодействия освещаемых зданий в пределах архитектурных ансамблей не рассматриваются. Светодизайнерские границы - яркостные (как базовые светокомпозиционные) характеристики без учета цветности и кинетики освещения.

Методика исследования. Работа основывается на комплексном подходе и включает:

- анализ литературных источников, нормативно-методических документов, интернет-ресурсов;

- натурное обследование освещенных фасадов архитектурных объектов с приборной и фотофиксацией яркостных характеристик;

- графическое и проекционное светомоделирование на образцах трех исследуемых тектонических систем для проведения оценочных опросов;

- экспериментальные статистические исследования по зрительной оценке графических изображений освещенных объектов, разработанные автором по методике парного сравнения (модель Терстоуна);

- лабораторное светомоделирование на трехмерных макетах. Исследование пространственных композиций из светодиодных модулей на основе различных световых сценариев;

- системный анализ сопоставляемых яркостных характеристик (по каждому из тектонических типов) по результатам натурного, экспериментального и лабораторного исследований.

Научная новизна исследования заключается в:

- определении (впервые) критериев зрительной оценки архитектурных объектов исследуемого тектонического типа, необходимых для формирования прогнозируемого облика объектов при искусственном освещении;

- формулировке новых принципов наружного освещения архитектуры, основанных на эффективном выявлении характерных черт ее тектоники, -принципа «тектонического» освещения или на создание светокомпозиционных схем, игнорирующих тектонику, т.е. принципа «декоративного» освещения.

- выявлении предпочтительных яркостных соотношений элементов архитектурной композиции, обеспечивающих тектоническую целостность объекта, комплексными методами аналитического, натурного и лабораторного исследования;

- определении оптимальных светокомпозиционных схем для проектирования освещения фасадов объектов стеновой, ордерной, арочно-сводчатой архитектуры; разработке рекомендаций по созданию «тектонического» или «декоративного» светового образа архитектурного объекта.

Теоретическая значимость исследования:

- исследовано многозадачное содержание термина «архитектоника», в т.ч. применительно к условиям искусственного освещения объектов, введены и расшифрованы новые условные термины «тектоническое» и «декоративное» освещение;

- изложены и систематезированы существующие подходы к искусственному освещению архитектурных объектов с позиции их образно-тектонической целостности как вопросы создаваемой теории светодизайна;

- для объектов стеновой, ордерной и арочно-сводчатой тектонических систем определены основные архитектурные элементы (зоны), искусственное освещение которых оказывает решающее влияние на восприятие и образную интерпретацию их тектоники; апробированная методика парного сравнения применительно к объективизированной (статистической) оценке восприятия освещенных объектов показала себя состоятельной и рекомендуется для аналогичных исследований в данной области.

Практическая ценность диссертации:

- результаты исследований, представленные в виде определенных диапазонов яркостных соотношений применительно к конкретному типу тектоники освещаемого объекта, могут быть использованы в реальном проектировании городского освещения;

- комплексная методика аналитического, натурного и лабораторно-статистического исследования с измерением и обработкой светотехнических характеристик дает конкретные и сопоставимые результаты, применимые при разработке проектов архитектурного освещения городских объектов;

- выявленные яркостные характеристики во взаимосвязи с архитектурной формой могут быть использованы для уточнения действующих методических и нормативных документов по наружному освещению, а также в учебных курсах по архитектурной светологии, светодизайну, в курсовых и дипломных проектах архитекторов и дизайнеров архитектурной среды.

На защиту выносится:

- методика комплексного определения светокомпозиционных характеристик на основе аналитической, натурной и лабораторно-статистической зрительной оценки искусственного освещения объектов, их макетов и изображений с обработкой объективных (измеренных) светотехнических характеристик; светокомпозиционные характеристики, способствующие созданию тектонического (родственного дневному) образа освещаемого архитектурного объекта; особенности образной интерпретации освещаемой архитектуры исследованных тектонических типов, которые при изменении яркостных параметров приводят к позитивной или негативной оценке качества освещения;

- принципы проектирования архитектурного освещения фасадов объектов стеновой, ордерной, арочно-сводчатой типов тектоники.

Внедрение и апробация.

Основные результаты работы:

- опубликованы в научных статьях, изложены на научно-практических конференциях: в МАРХИ (2011-2012 гг.), на Международной конференции «Color and Light in Architecture» (г.Венеция, Италия, 2010 г.), на V Международном форуме «Интеллектуальная собственность-XXI век» в ТПП РФ (2012 г.).

- использованы в проектной практике: автор проектов архитектурного освещения офисных зданий в г. Москве на ул.Рочдельская и. Б.Переяславская, Средних торговых рядов, «Дома-Коммуны» (памятник архитектуры конструктивизма), Православного комплекса Храма Спаса Нерукотворного Образа, М.О., кинотеатра Низами и музея Гобустан, Баку, соавтор концепции создания единой светоцветовой среды на ул. Проспект Мира (18 проектов стадии П) и ул. Б.Якиманка (4 проекта стадии П и РП);

- внедрены в учебный процесс МАРХИ и ДВФУ (г.Владивосток) в качестве экспериментальных лабораторных работ для студентов IV-V курсов (20102012гг);

- применены в НИР в рамках государственного задания Минобрнауки на 2011-2012 годы в МАРХИ.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с обобщающими выводами (137стр.) и библиографии (116 наимен.), а также приложения, включающего иллюстративный материал, графические таблицы, текст анкеты.

Похожие диссертационные работы по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 05.23.21 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», Батова, Анастасия Геннадьевна

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ:

1. Наружное искусственное освещение объектов трех исследованных тектонических систем - стеновой, ордерной и арочно-сводчатой, характерных для исторической архитектуры, целесообразно проектировать по принципу родства их зрительных образов при дневном и искусственном свете, сохраняющих не только схожесть видимой формы, но и близость впечатления, эмоциональной оценки архитектуры. Образное родство и выразительность решений, как правило, не достигается имитацией дневного освещения при буквальном переносе светокомпозиционных схем дня в среду ночи.

2. Для каждой тектонической системы рекомендуется использовать определенные схемы распределения яркостей на характерных элементах архитектурной композиции в диапазоне оптимальных яркостных соотношений, обеспечивающих родство дневного и ночного образов объекта. В подобном случае искусственное освещение можно условно назвать «тектоническим». Другим типом является «декоративное» освещение - когда распределение яркостей приводит к созданию зрительного образа, не имеющего природного архетипа. Исследованием выявлено, что соотношения яркостей как объективных характеристик световой композиции, а не их количественные значения, играют главную роль при восприятии и оценке архитектуры при искусственном освещении.

3. Принципы проектирования тектонического и декоративного освещения базируются на выборе определенного распределения яркостей и диапазона яркостных контрастов на элементах архитектурной формы. Для детально исследованного принципа «тектонического» освещения установлено, что:

А) Тектоника фасадов стеновой системы убедительно воспринимается при: а) направлении света сверху вниз с определенным градиентным убыванием яркости; б) плавном и однородном характере светотеневых границ при неравномерном распределении освещенности в определенных диапазонах; в) соответствии масштабов светового пятна и освещаемого элемента.

Б) Тектонику фасадов ордерной системы помогают достоверно воспроизвести: а) близкие яркостные соотношения освещаемых колоннады и антаблемента Ьк:Ьа<1:2; б) разница в яркостных соотношениях элементов 1 -го (колоннада + антаблемент) и 2-го (фоновая стена) планов 1Л:Ь2=1:3,5 при отрицательном контрасте и Ы:Ь2=5,5:1 при положительном; в) наличие определенного яркостного градиента в вертикальной плоскости фоновой стены; г) более детальное и контрастное светотеневое решение элементов ближнего плана по отношению к нюансно и обобщенно освещенному дальнему.

При отрицательном контрасте на фасадах с ордерным портиком или колоннадой соотношение средних яркостей элементов 1-го и 2-го планов, дающее впечатление максимальной глубины, - 1:4, при положительном - 7:1, при дальнейшем увеличении контраста ощущение глубины усиливается незначительно или теряется и не имеет художественного смысла.

В) Тектоника фасадов арочно-сводчатой системы эффектно выявляется: а) определенными соотношениями усредненных яркостей наружной стены, более яркого свода и темного фона ~Ьст:Ьсв:Ьф=5:20:1; б) яркостными соотношениями фасадной стены и свода Ьст:Ьсв=1:4; в) равномерным освещением наружной стены при определенном градиентном освещении поверхностей арочной ячейки с нарастанием яркости на своде.

Декоративное освещение, не ставящее целыо сохранение дневного образа объекта, создается регулярным или иррегулярным (живописным) световым рисунком, т.е. распределением яркостей, менее жестко «привязанным» к элементам архитектурной формы.

4. Экспериментально установлено, что оптимальные яркостные контрасты для эффективного (правдоподобного) выявления характерных особенностей исследованных типов тектоники объектов лежат в диапазоне 1:3-1:5, т.е. в рамках контраста, признанного в литературных источниках слабым. Контраст

1:6, считающийся сегодня нормальным, является крайней границей сохранения образа объекта, родственного дневному.

5. При проектировании следует учитывать, что объекты стеновой тектоники при недостаточном или чрезмерном яркостном контрасте кажутся зрительно вялыми, инертными или декоративными, ордерная архитектура иллюзорно теряет глубину, устойчивость, прочность, арочно-сводчатая - визуальную устойчивость, индивидуальность и выразительность. Определены диапазоны яркостных соотношений основных элементов архитектурной композиции с эффектом недостаточного или чрезмерного контрастов для трех тектонических систем.

6. Методика оценки наружного освещения архитектурных объектов на основе комплексных аналитических, натурных и лабораторных экспериментально-статистических исследований с целыо определения светокомпозиционных характеристик дает позитивные результаты, рекомендуемые к использованию в нормативно-методических документах, в проектной практике и НИР.

7. Тектоническое освещение импонирует зрителю. Декоративное освещение, не противоречащее логике распределения нагрузок на объекте конкретного тектонического типа, нравится зрителю, освещение, противоречащее этой логике, зрителю, как правило, не нравится, что следует учитывать на первых этапах поиска образного светодизайнерского решения.

8. Искусственное освещение, ставящее целью уважать архитектурные особенности здания или сооружения, должно учитывать его конструктивно-тектоническую специфику, что обязывает светодизайнера иметь не только светотехническое, но и архитектурно-художественное образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы былб исследовано влияние естественного и искусственного освещения на восприятие архитектоники. В условиях искусственного освещения были найдены светокомпозиционные схемы и яркостные соотношения, способствующие наилучшему зрительному восприятию тектоники стеновой, ордерной, арочно-сводчатой конструкций. Для каждого тектонического типа были выявлены «свои» основные элементы архитектурной композиции, соотношение яркостей которых предопределяют степень воспринимаемой тектоничности объекта. Найдены оптимальные диапазоны яркостных соотношений, рекомендуемые для применения в реальном проектировании. Проведен анализ психо-эмоциональной оценки зрителем различных вариантов освещения. Выявлена специфика образа архитектурного объекта, достигаемая принципами тектонического и декоративного освещения, и рациональность их применения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Батова, Анастасия Геннадьевна, 2012 год

1. МГСН 2.06-99. Московские городские строительные нормы. Естественное, искусственное и совмещенное освещение. Введ. 1999-0323.

2. СНиП 23-05-95*. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Естественное и искусственное освещение. Введ. 1996-01-01.

3. СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение : актуализированная редакция СНИП 23-05-95* / М-во регион, развития Рос. Федерации. Введ. 2011-02-20. -М.: б. и., 2011. - IV, 69 с.

4. О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы постановление Правительства Москвы от 11.11.2008 № 1037-1111 (в ред. от 09.08.2011) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. - № 66.

5. Руководство по проектированию архитектурного освещения застройки в центральной части и исторических зонах Москвы и зданий, имеющихважное градостроительное значение. М. : б. и., 1997. - 36 с.* *

6. Азизян И.А. Поэтика света в городе / И.А.Азиян // Городская среда. Дизайн. Архитектура : сборник научных трудов. В 2 ч. 4.2/ под ред. И.А.Азизян. — М.: ВНИИТАГ, 1990. С.

7. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве : в 2 т. / Леон-Баттиста Альберти ; в пер. В. П. Зубова. М. : Всесоюз. акад. архит., 1935-1937. - 2 т.-(Классики теории архитектуры).

8. Архитектоника // Большая Советская Энциклопедия в 30 т.. Т.2. / глав, ред. Л.М.Прохоров. -Изд.З-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1970. - С. 179.

9. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельщанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. М. : Стройиздат, 1985. -207 с. : ил.

10. И.Архитектурная бионика / под ред. Ю.С. Лебедева. М. : Стройиздат, 1990.-268 с.

11. Архитектурная физика / В. К. Лицкевич и др.; под ред. Т.В. Оболенского. М.: Стройиздат, 2003. - 448 с. - (Специальность "Архитектура").

12. Вопросы теории архитектурной композиции : сб. ст. / Акад. архитектуры СССР, Ин-т истории и теории архитектуры ; под общ. ред. Б. П. Михайлова, М. И. Рзянина, Г. А. Шемякина. М. : Госстройиздат, 1955. -Сб. 1.-145 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие : перевод с английского. / Рудольф Арнхейм. Стер. изд. - М. : Архитектура-С, 2007. - 391 с. : ил.

14. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Рудольф Арнхейм; пер. сангл. В. Л. Глазычева. М. : Стройиздат, 1984. - 193 с. : ил. Перевод изд.: The dynamics of architectural form / Rudolf Arnheim (Berkeley etc.)

15. Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества / M. M. Бахтин; Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 444,1. с. : портр.

16. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е.Л.Беляева. М., Стройиздат, 1975. - 124 с.

17. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры / Николай Брунов. М. : Центрполиграф, 2003. - Т. 1. - 396, 1. с. : ил.; Т. 2. - 539, 1. : ил.

18. Буров А.К. Об архитектуре / А.К.Буров. M., 1960. - 145 с.

19. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами : Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов. / И. А. Бутенко. М. : Высш. шк, 1989. - 175,1. с.

20. Вавилов С.И. Исаак Ньютон, 1643-1727 / С. И.Вавилов; Отв. ред. В. С. Вавилов; АН СССР. 4-е изд., доп. - М. : Наука, 1989. - 271 с. : ил. -(Науч.-биогр. сер.).

21. Волчок Ю.П. Тектоника / Волчок Ю.П. // Теория композиции в советской архитектуре / под ред. Кириловой Л.И; ЦНИИ теории и истории архитектуры. -М.: Стройиздат, 1986 С. 69-87.

22. Выготский Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский; предисл. А. Н. Леонтьева; коммент. Л. С. Выготского, Вяч. В. Иванова. 3-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 572,1. с.

23. Гибсон Дж. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон ; пер. с англ. Т.М. Сокольской ; общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М. : Прогресс, 1988. - 461, 3. с. : ил. - (Библиотека зарубежной психологии).

24. Голубев В. А. Архитектурные задачи искусственного освещения площадей : дис.канд. арх. / В.А.Голубев; МАРХИ. М., 1950. - 188 с.

25. Грегг Д. Опыты со зрением / Д.Грегг. М.: Мир, 1970. - 199 с.

26. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р.Л.Грегори. М.: Прогресс, 1970.-271 с.

27. Грегори Р.Л. Разумный глаз : как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях / Р.Л. Грегори; Пер. с англ. А.И. Когана. 2. изд. - М. : УРСС, 2003 (ООО Арт-диал). - 232, 5. е., [4] л. цв. ил.

28. Гропиус В. Границы архитектуры / В.Гроппиус; пер., сост. и пре- дисл. В. Тасалова. М., Искусство, 1971. - 286 с. - (Проблемы материально-худож. культуры).

29. Гусев А.Н. Измерение в психологии: Общ. психол. практикум : Пособие для доп. образования. / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. -М. : Смысл, 1997. 286 с. : ил. - (Серия "Практикум"; Вып. 2).

30. Гусев Н.М. Архитектор ищет свет / Н.М.Гусев // Вокруг света Электронный ресурс. 1970. - № 8. - Режим доступа: http://www.volcrugsveta.ru/vs/article/4415/.

31. Гусев Н.М. Основы строительной физики / Н.М.Гусев. М.: Стройиздат, 1975. -439 с.

32. Гусев Н.М. Световая архитектура / Гусев Н.М., Макаревич В.Г. М.: Стройиздат, 1973 -245с.

33. Гусев Н. М. Свет в архитектуре : ГУУЗ НКТП утв. в качестве учеб. пособия для архитектурных и строит, вузов / кандидат техн. наук арх. Н. М. Гусев. М.; Л. : ОНТИ. Глав. ред. строит, лит-ры, 1937 - 211 с. : ил.

34. Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре : архитектура в контексте соврем, философии и науки / И. А. Добрицына. -М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 413 е., 32. л. цв. ил. : ил.

35. Ефимов А. В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре / А.В.Ефимов. М.: Стройиздат, 1984. - 168 с.37.3емпер Г. Практическая эстетика / Земпер Г. М.: Искусство, 1970. -321с.

36. Иконииков А. В. Основы архитектурной композиции / Иконников А. Степанов Г. М.: Искусство, 1971—221с.

37. Иконников А. В. Функция, Форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. М. : Стройиздат, 1986. - 286,2. с. : ил.

38. Иовлев В. И. Методика анализа- архитектурно пространственной композиции на моделях: дисс. . канд. арх. / Иовлев В.И. М., 1978.

39. Келер В. Свет в архитектуре. Свет и цвет как средство архитектурной выразительности / Келер, В. Лукхардт, В.; пер. с нем. архитектора В.Г. Калиша. М.: Стройиздат, 1961. - 182 с.

40. Короев Ю. И. Архитектура и особенности зрительного восприятия. / Короев Ю., Федоров М. М.: Стройиздат, 1954. - 136 с.

41. Кравков С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков ; АН СССР, Ин-т философии. М. : Изд-во АН СССР, 1951. - 176 с.

42. Кринский В. Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции / В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. М. ; Л. : Госстройиздат, 1934.- 172 с.

43. Лежава И. Г. Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании / И. Г. Лежава, Н. Ф. Метленков, Н. Н. Нечаев. М. : Наука, 1980. - 106 с.

44. Линдсей П. Переработка информации у человека : (введение в психологию) / П. Линдсей, Д. Норманн ; пер. с англ. под ред. и с предисл.

45. A. Р. Лурия. М. : Мир, 1974. - 550 с.

46. Линч К. Образ города / К. Линч ; пер. с англ. В. Л. Глазычева ; под ред. А.

47. B. Иконникова. М. : Стройиздат, 1982. - 326 с.

48. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб. и др. : Питер, 2006. - 319 с. - (Мастера психологии).

49. Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику / В. И. Лучкова ; Хабар, гос. техн. ун-т. Хабаровск : Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 1997. -72 с.

50. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. -М. и др. : Питер, 2008. 582 с.

51. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века : учебник для студентов вузов, обучающихся по архитектур.-строит. специальностям / Т. Г. Маклакова. М. : Изд-во Ассоц. строит, вузов, 2001. - 196 с.

52. Малахов С. А. Архитектурная композиция как профессиональный метод /

53. C. А. Малахов. Куйбышев : б. и., 1986. - 88 с.

54. Маркузон С. А. Метафора и сравнение в архитектуре / С. А. Маркузон // Архитектура СССР. 1939. - № 5. - С. 57-59.

55. Организационно-методические проблемы 'опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. 222,1. с.

56. Мииервин, Г. Б. Дизайн архитектурной среды : основные задачи и принципы худож. проектирования / Г. Б. Минервин. М. : Архитектура-С, 2004. - 93 с. : табл.

57. Нечаев А. П. Экспериментальные данные к вопросу о воображении / А. П. Нечаев // Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1922. - Т. 1. -С. 1-20.

58. Объемно-пространственная композиция / А. В. Степанов и др. ; под ред. А. В. Степанова. М. : Стройиздат, 1993. - 254 с. - (Специальность "Архитектура").

59. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 360 с.

60. Пшеничникова Л. X. В поисках архитектурной формы, или Как вархитектурных формах воплощаются движения, жесты / JI. X.ui

61. Пшеничникова // Материалы научно-технической конференции (15-16 апреля 2002 г.). Ухта : б. и., 2003. - С. 290-296. - (Сборник научных трудов / Ухтин. гос. техн. ун-т).

62. Пронин Е. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики / Пронин Е. С. М.: Архитектура-С, 2003. - 227 с. - (Специальность "Архитектура").

63. Раппапорт А. Г. Форма в архитектуре : проблемы теории и методологии / А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов ; ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. М.: Стройиздат, 1990. - 342 с.

64. Раппапорт С. X. Неизобразительные формы в декоративном искусстве / С. X. Раппопорт. М.: Сов. художник, 1968. - 271 с.

65. Рейтман У. Р. Познание и мышление : моделирование на уровьге информ. процессов / У. Р. Рейтман ; пер. с англ. под ред. А. В. Напалкова. М. : Мир, 1968.-400 с.

66. Рейх М. И. О выражении глаз / д-р М. Рейх. СПб. : К. Л. Риккер, ценз. 1898. -43 с.

67. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие : как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. -М.: УРСС, 1996. 224 с.

68. Розов А. И. Некоторые зарубежные монографии по вопросам памяти / А. И. Розов // Вопросы психологии. 1959. - № 1. - С. 165-174.

69. Рок. И. Введение в зрительное восприятие : в 2 кн. : пер. с англ. / И. Рок ; [предисл. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко]. -М. : Педагогика, 1980. Кн. 1.-311 с.

70. Савицкий Ю. Ю. Архитектура капиталистических стран / Ю. Ю. Савицкий. -М.: Стройиздат, 1973. 135 с.

71. Сапрыкина Н. А. Основы динамического формообразования в архитектуре / Н. А. Сапрыкина. М. : Архитектура-С, 2005. - 310 с. - (Специальность "Архитектура").

72. Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстрированном изложении / И. А. Сикорский. Киев : тип. С. В. Кульженко, 1904. -VIII, 576 е., 17 л. ил.

73. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 231 с.

74. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина. М. : Стройиздат, 1990. - 343 с.

75. Сомов Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. 3-е изд., перераб. и доп. -М. : Машиностроение, 1987.-288 с.

76. Справочная книга по светотехнике / под ред. Ю.Б. Айзенберга. 3-е.изд. перераб. и доп. - М.: Знак, 2006. - 972 с: ил.

77. Степанов А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. - 294 с. - (Специальность "Архитектура").

78. Соколов. А. М. Основные понятия архитектурного проектирования / А. М. Соколов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 192 с.

79. Теория композиции в советской архитектуре / Л. И. Кириллова, А. А. Стригалев, С. О. Хан-Магомедов и др.; Под ред. Л. И. Кирилловой; ЦНИИ теории и истории архитектуры. М. : Стройиздат, 1986. - 255,[2] с. : ил.;

80. Терстоун Л. Л. Психофизический анализ / Л. Л. Терстоун // Проблемы и методы психофизики : хрестоматия по психологии / ред.-сост. А. Г. Асмолов и М. Б. Михалевская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - Ч. 1. - С. 33-55.

81. Тиц А. А. Пластический язык архитектуры / А. А. Тиц, Е. В. Воробьева. М. : Стройиздат, 1986. - 310 с.

82. Филин В. А. Видеоэкология : что для глаза хорошо, а что плохо / В. А. Филин. - М. : ТАСС-реклама, 1997. - 317 с.

83. Фирсов А. И. Архитектурная теория множеств : теоретико-множественные методы в архитектурном и градостроительном проектировании : учеб. пособие / А. И. Фирсов. М. : Ладья, 2000. - 63 с. -(Архитектурно-математические чтения ; вып. 1).

84. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М. : Прогресс, 1993. - 324 с. - (Библиотека журнала "Путь").

85. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда : в 2 кн. / С. О. Хан-Магомедов. М. : Стройиздат, 1996-2001. - Кн. 1 : Проблемы формообразования. Мастера и течения. - 1996. - 708 с.

86. Харкеевич Ю.А. История городского освещения Москвы/ Харкеевич Ю.А. М.: Музей «Огни Москвы». - 2007. - 181с.

87. Червяков М. М. Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения : автореф. дис. . канд. архитектуры / Червяков Михаил Михайлович. М., 2012. - 23 с.

88. Червяков М. М. Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения : дис. . канд. архитектуры / Червяков Михаил Михайлович. М., 2012.

89. Щепетков Н. И. Световая архитектура городских комплексов : автореф. дис. . канд. архитектуры / Щепетков Николай Иванович ; Моск. архитектур, ин-т. М., 1974. - 35 с.

90. Щепетков Н. И. Световая архитектура городских комплексов : дис. . канд. архитектуры / Щепетков Николай Иванович. М., 1974. - 140 с.

91. Щепетков Н. И. Световой дизайн города : учеб. пособие / Н. И. Щепетков. М. : Архитектура-С, 2006. - 320 с.

92. Щепетков Н. И. Формирование световой среды вечернего города : автореф. дис. . д-ра архитектуры / Щепетков Николай Иванович ; Моск. архитектур, ин-т. М., 2004. - 64 с.

93. Эстетика : Словарь / Абрамов А. И. и др.; Под общ. ред. А. А. Беляева. -М. : Политиздат, 1989. 445 с.

94. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / В. А. Ядов. М. : ОМЕГА-JI, 2007. - 567 с. - (Университетский учебник).

95. Янковская Ю. С. Метафизика архитектуры // Архитектура и строительство Москвы. 2006. - № 2-3. - С. 77-84.

96. Янковская Ю. С. Семиотика в архитектуре диалог во взаимодействии: место семиотических исследований в современной теории архитектуры / 10. С. Янковская. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 123 с.

97. Ярбус A. JI. Роль движения глаз в процессе зрения / А. Л. Ярбус ; АН СССР, Ин-т проблем передачи информации. М. : Наука, 1965. - 166 с.

98. Яргина 3. Н. Эстетика города / 3. Н. Яргина. М. : Стройиздат, 1991.-365 с.

99. Benya J. The profession of Light Design-the road towards regulation / James Benya // PLDC 3rd Global Lighting Design Convention, 19-22 October, 2011 in Madrid/E : Convention Proceedings. Gütersloh : Via-Verlag, 2011.— P. 47-49.

100. CIE 136-2000 Guide to the lighting of urban areas // Color Research & Application.- 2000.- Vol. 25, Issue 5,- P. 386.

101. City, People, Light // ILR. 1998. - № 2.

102. Danler A. Building with natural light a symbiosis of light, space and sustainability / Andreas Danler // PLDC 3rd Global Lighting Design Convention, 19-22 October, 2011 in Madrid/E : Convention Proceedings. - Gütersloh : ViaVerlag, 2011. - P. 141-144.

103. Descottes H. Ultimate lighting design : projects / by Hervé Descottes/L'Observatoire International ; ed. in chief Vanessa Thaureau ; texts Sean Weiss, Miina Matsuoka. Kempen : teNeues, 2005. - 512 p.

104. Ilofmann II. Light, Space and virtual reality / Hofmann H. // Lighting. -1995.-№ 12.

105. Iannone F. Ascona: night light sets made by natural daylight / Francesco Iannone // PLDC 3rd Global Lighting Design Convention, 19-22 October, 2011 in Madrid/E : Convention Proceedings. Gütersloh : Via-Verlag, 2011. - P. 103-105.

106. Keller M. Light fantastic : the art and design of stage lighting / Max Keller ; compiled with the assistance of Johannes Weiss. 3. ed. completely revised, updated a. expanded. - Munich : Prestel, 2010. - 299 p.

107. Curval P. Yann Kersale / texte de Philippe Curval; suivi de "Hnstant lumiere" par Paul Virilio. Paris.: Hazan, cop. 1994. - 118 p. - (Monotypes).

108. Light and emotions :■ exploring lighting cultures : conversations with lighting designers / ed. by Vincent Laganier & Jasmine van der Pol. 2. ed. -Basel: Birkhauser, cop. 2011. - 415 p.

109. Light Perspectives : between culture and technology; light, space, perspectives / Aksel Karcher. et al.. Leudenscheid : ERCO, 2009. - 268 p.

110. Narboni R. La lumiaere urbaine : aeclairer les espaces publics / Roger Narboni, avec une contribution de Francois Jousse. Paris : Le Moniteur, cop. 1995. - 263 p. - (Collection Techniques de conception).

111. Neumann D. Architecture of the night: the illuminated building / Dietrich Neumann with essays by Kermit Swiler Champa . et al.. Munich ; New York : Prestel, cop. 2002. - 238 p.

112. Phillips D. Lighting in architectural design / Derek Phillips ; technical assistant to the author John Howard. New York : McGraw-Hill, 1964. - IX, 310p.

113. Phillips D. Space, time and Light in Architecture / Derek Phillips // Lighting Research and Technology. 1975. - Vol. 7, № 1. - P. 1-10.

114. Основные положения диссертации отражены в публикациях:

115. В рецензируемых изданиях, входящих в перечень ВАК при Минобрнауки РФ:

116. Батова А.Г. Днем и ночью образ тот же / Батова А.Г. // Международный электронный научно-образовательный журнал «Архитектура и современные

117. Батова А.Г. Свет и тектоника ордерной архитектуры / Батова А.Г., Щепетков Н.И. // Светотехника. 2012. - №5. - С.23-27.1. В других изданиях:

118. Батова А.Г. Объект освещения: здание / Батова А.Г. // LUMdecor. 2009. -Апрель.-С.102-104.

119. Батова А.Г. История формирования ночного образа Бранденбургских ворот / Батова А.Г. // LUMdecor . 2010. - Январь-февраль. - С.36-40.

120. Batova A. Light in Typical Architecture / A.Batova // Color and Light in Architecture / ed. Pietro Zennaro. Verona, 2010. - P. 55-59.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.