Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности: На материале сказок тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.07, кандидат педагогических наук Лукьяненко, Вера Николаевна

  • Лукьяненко, Вера Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.07
  • Количество страниц 249
Лукьяненко, Вера Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности: На материале сказок: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования. Ростов-на-Дону. 2003. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лукьяненко, Вера Николаевна

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Сказка как феномен культуры, отражающий ценности 14 народа

1.2.Психолого - педагогические исследования проблемы 39 использования сказки как средства развития личности

1.3.Художественная деятельность детей на основе сказок.

Глава 2. СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ КАК СИМВОЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ 76 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1.Особенности использования сказки в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

2.2.Содержание и методы приобщения детей к ценностям 112 народной культуры в художественно-творческой деятельности

2.3.Проверка эффективности разработанной модели

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика дошкольного образования», 13.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности: На материале сказок»

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как уникально - комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.M. Лобок и др.).

В отечественной педагогике 20 века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В. А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (O.JI. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа».

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. щ Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе народного декоративно-прикладного искусства и сказки (Р.А. Мирошкина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.), ^ приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно-прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Я Шпикалова, А.П. Усова и др.), приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Е.Н. Дмитриева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Е.А. Флёрина и др.).

В настоящее время в дошкольной педагогике. актуализировались

• проблемы использования сказки как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (Т.И. Алиева, И.Я. Базик, Л.Д. Вавилова, JI.A. Венгер, Н.Ф. Вешкурцева, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, И.Э.Куликовская, Г.В. Лунина, Л.Ф. Обухова и др.). В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников (Т.С. Комарова, Л.В.

Компанцева, В.Т. Кудрявцев и др.), в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному 0 жизнетворчеству.

Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Н.Н. Вересов отмечает, что к культуре нужно приобщать через слово как культурный символ. Это положение актуализирует обращение учёных к изучению воспитательно-образовательных возможностей такого феномена народной культуры, как сказки (Т.Н. Алиева, Д.М. Арановская, J1.A. Венгер, А.В. Запорожец, В.А. Езикеева, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Н.П. * Сакулина, JI.C. Славина, Л.П. Стрелкова, Е.А. Флёрина, А.П. Усова и др.). Она рассматривается как источник получения детьми информации о мире, о жизненных ситуациях, о формах поведения. Следует отметить разнообразие сказочных образов, их освещённости в художественных произведениях. Поэтому для более осмысленного усвоения детьми художественного опыта, представленного в сказках, считаем правомерным выделение одного из направлений их содержания, например, о животных, как динамичных и 4 выразительных образах.

Учёные отмечают, что образы животных отражают многообразные ценности и представления народа о' жизни, взаимосвязях человека и животного, их правилах взаимодействия и назначение в окружающем мире

В.П. Аникин, Е.Н. Басовская, Э.В. Померанцева, Б.А. Рыбаков, З.П. Соколова, Дж. Фоли и др.).

Эти положения послужили основанием для использования в собственном эксперименте сказок о животных, которые в значительной степени воздействуют на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребёнка, развивают активность и творчество в отражении представлений о сказочном мире в художественной деятельности.

Рассматривая проблемы воспитания и образования детей с позиций личностно-ориентированного подхода, Е.В. Бондаревская обозначает позицию ребёнка в педагогическом процессе как суверенного, свободного субъекта, как творческой личности. Основываясь на этом положении, можно отметить, что сказка в педагогическом процессе стимулирует творческую деятельность ребёнка, обеспечивает возможность сохранения и приумножения ценностей народной культуры. В условиях обновления образования, взаимопроникновения народной педагогики и педагогической науки, использование сказки в педагогическом процессе способствует поиску новых путей и средств, позволяющих осуществлять культурологические подходы взаимодействия педагога и ребёнка на основе его субкультуры.

Концепция нашего исследования строится на признании детства как культурно - исторического феномена (Д.Б. Эльконин, В.Т. Кудрявцев), в котором творческая деятельность детей, направленная на присвоение культуры, - необходимое условие воспроизводства креативных способностей. Основой их формирования служит творческое воображение, которое развивается в художественной деятельности.

Анализ психолого - педагогических исследований и современной педагогической практики позволил выделить ряд противоречий: между традиционным взглядом на сказку как на значительный фактор развития ребёнка и ограниченностью её использования в педагогическом процессе дошкольного учреждения; между признанием сказки как культурного феномена и недостаточной разработанностью педагогических технологий приобщения детей на этой основе к народной культуре; между стремлением практиков проникнуть в культурологическую сущность сказки и отсутствием теоретической и методической разработанности данной проблемы; между потенциальными возможностями художественной деятельности в приобщении детей к культурно-историческому опыту и подготовленностью педагогов к этой работе. Всё выше сказанное определило проблему исследования: теоретическое обоснование и определение педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям народной культуры, отражённым в сказочных образах. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: педагогический процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к ценностям народной культуры.

Предмет исследования: содержание художественно - творческой деятельности детей на основе ценностей сказок о животных.

Гипотеза исследования: процесс приобщения детей к народной культуре в художественно - творческой деятельности на основе сказок осуществляется при создании следующих педагогических условий:

-формировании у детей представлений о сказочных образах как носителях культурных ценностей народа;

-обогащении содержания художественной деятельности на основе осмысления доступного художественного опыта, заключённого в сказках о животных;

-освоении детьми знаково - символической специфики сказки, ценностно - смысловых характеристик сказочных образов;

-овладении изобразительно-выразительными средствами различных видов художественной деятельности;

-использовании культуросообразных технологий приобщения детей к сказке и развития их художественного творчества;

-создании культурно-эстетической среды, обеспечивающей развитие опыта детей в общении с народной культурой.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи'.

1 .Осуществить анализ изучаемой проблемы в философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературе.

2.Выявить особенности представлений детей о ценностях народной культуры, заключённых в сказках о животном мире.

3.Определить педагогические условия и технологии приобщения дошкольников к ценностям народной культуры в процессе художественно -творческой деятельности.

4.Разработать и экспериментально апробировать модель приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественно-творческой деятельности.

Методологической основой исследования являются: философские и психолого-педагогические теории и положения о воспитании человека культуры (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Е.В.Бондаревская, Д.С.Лихачёв, В.Т. Кудрявцев и др.), о роли образования как «транслятора культуры» в социальном наследии (В.С.Библер, Б.М. Бим-Бад, Г.И.Ильин, и др.), о феномене народной культуры (Н.А. Бердяев, Д.С.Лихачёв, и др.), о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста (А.В.Запорожец, Б.М.Теплов и др.), о специфике освоения культурных ценностей в художественно-эстетической деятельности ребенка (Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, Н.П.Сакулина, Р.М.Чумичева и др.), о феномене дошкольного детства как периода вхождения в культуру (Д Б.

Эльконин, В.Т. Кудрявцев, С.В. Петерина, P.M. Чумичева), о развитии ребёнка в процессе вхождения в народную культуру через диалог с миром культуры (В.С.Библер, Л.С.Выготский, М.С.Каган Т.С. Комарова, P.M. Чумичева и др.).

Теоретической основой исследования выступит следующие положения: -признание детства как культурно-исторического феномена, в котором творческая деятельность выступает одной из ведущих (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин и др.);

-своеобразие сказки как феномена народной культуры (В.П. Аникин, М.С. Каган, Э.В. Померанцева и др.);

-развитие воображения как основы детского творчества (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова и др.);

-представленность ценностей культуры в сказках (Л.Д. Вавилова, Е.И. Корнеева, И.Э. Куликовская и др.);

-сущность и специфика методов приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, к сказке (Л.А. Венгер, Т.С. Комарова, B.C. Мухина и др.).

Теоретико-методологическая база, цели и задачи исследования определили логику выбора его методов и этапов проведения.

Для проверки гипотезы и успешного решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов. адекватных объекту и предмету исследования: метод теоретического анализа с целью установления состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и дошкольной практике; анализ современного состояния педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, педагогической документации, наблюдение педагогического процесса в ДОУ; анкетирование, интервьюирование; метод экспертных оценок; метод планирования; анализ продуктов детской изобразительной деятельности.

Для объективности и достоверности результатов исследования использовались методы математической статистики, с помощью которых проводилась статистическая обработка материала. Ведущим методом нашего исследования является педагогический эксперимент, включающий в себя разработку содержания и системы организации художественно - творческой деятельности детей в целостном педагогическом процессе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём представлен важный аспект художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, связанный с приобщением их к народной культуре; теоретически и экспериментально обоснованы пути развития ценностно-смысловых представлений на этой основе как базиса художественно-творческой деятельности на основе сказок; разработана модель педагогического процесса, обеспечивающая приобщение дошкольников к ценностям народной культуры в художественной деятельности; выявлены педагогические условия повышения его эффективности, механизмы приобщения детей к народной культуре в художественно-творческой деятельности на основе сказок.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания программы приобщения дошкольников к ценностям народной культуры на основе сказок о животных, принципов отбора содержания народных сказок, отражающих ценности русского народа, в блочно-тематической организации художественно-эстетической деятельности детей, направленной на познание ценностей народной культуры и развитие их творчества, в разработке технологий, активизирующих познание детьми сказочных образов и отражение их в творческой художественной деятельности (игровые, проблемно-поисковые, диалогово-игровые, эвристические и др.).

Материалы исследования определили содержание деятельности методических объединений города Таганрога. Результаты его могут быть использованы в массовой практике дошкольных образовательных учреждений, в учебном процессе педагогического университета и педагогического колледжа (училища).

Достоверность результатов исследования обусловлена методологическими подходами, исходными теоретическими положениями, проверенными в педагогическом исследовании; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, обеспечивающих построение педагогического процесса. Достоверность исследования подтверждается внедрением в практику системы работы по приобщению детей к народной культуре на основе сказки, положительной оценкой её педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована модель педагогического процесса, обеспечивающая приобщение детей к ценностям народной культуры, на основе познания сказок о животных. Модель включает следующие составляющие: целевой блок как проективный результат развития личности; содержательный блок, включающий познание смысла сказок, выраженных в них ценностей; художественно-эстетический блок, включающий различные виды художественной деятельности на основе сказок о животном мире; культурно-развивающую среду.

2. Культурные и педагогические ценности сказки выступают средством приобщения детей к социокультурному опыту народа, расширяют содержание художественно-творческой деятельности на основе знаково-символической специфики сказки. Интеграция выразительно-изобразительных средств в различных видах искусства: живописи, графике, литературе, музыке обеспечивает вхождение ребёнка в сказочный образ, комплексное познание языка, нравов, обычаев, духовных ценностей народной культуры.

3. Методы приобщения детей к ценностям народной культуры, включают в себя игровые, эвристические, диалогово-игровые, проблемно-поисковые и др.

4. Культурно-эстетическая среда как фактор, стимулирующий познание ценностей народной культуры, обеспечивает эмоциональный контакт со сказкой и формирование опыта отражения её в художественной деятельности.

Она включает в себя мини-среды: естественно-научную, культурную, творческую.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов - в детских дошкольных учреждениях №№ 71,51 города Таганрога (1994 - 2001 гг.). Результаты исследования внедрялись в ДОУ Ростовской области: г. Азова (№34), г. Сальска (№5), г. Шахты (№46), в г. Петров - Вал Волгоградской области (№ 23).

Результаты обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики РГПУ (1994 - 2001 гг.); на научно-практических конференциях РГПУ (1996 - 2002 г.); в процессе проведения учебных занятий со слушателями курсов повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений городов Таганрога и Ростова (1998 - 2002 гг.); на методических объединениях города Таганрога (1998 г.-2002гг.), а также в процессе публикации материалов исследования, в том числе, и в центральной печати. По авторской программе работает дошкольное учреждение № 51 города Таганрога.

Исследование осуществлялось с 1994 по 2002 годы по следующим этапам.

Первый этап - поисково-теоретический (1994-1995 гг.) был связан с историко-теоретическим анализом современного состояния проблемы и началом опытно - экспериментальной работы. Он предусматривал изучение и анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, методической литературы и фольклора. Определялись теоретические основы исследования, выявлялись проблемы, а также объект и предмет исследования. Разрабатывалась методика опытно - экспериментальной работы. Был проведён констатирующий эксперимент по выявлению состояния педагогической практики в использовании народной сказки как символа народной культуры.

Второй этап - моделирующий (1995-1999 гг.) включал в себя экспериментальную часть исследования: разработку модели и технологий педагогического процесса, направленного на приобщение детей к народной культуре в процессе художественной деятельности на основе сказок о медведе, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап - опытно - завершающий (1999 - 2002 г.) включал в себя проведение итогового эксперимента, обработку и анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации в целом.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы, включающего 225 источников, из них 2 - на иностранном языке, и 17 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика дошкольного образования», 13.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика дошкольного образования», Лукьяненко, Вера Николаевна

Выводы по первой главе

Обзор теоретико-методологических положений изучаемой проблемы позволил сделать следующие выводы по первой главе.

Сказка в истории развития человечества выступает культурным феноменом, определяющим идейную и традиционную связь между поколениями. Она отражает народную культуру, традиции жизнедеятельности, ценностные смыслы, глобальные связи между миром людей и природным миром. Народная культура, являясь продуктом творчества народа, продолжает на протяжении многих веков выступать основой для рождения творчества как отдельной личности, так и в целом нации. Народная культура как объект исследования стала предметом изучения фольклористов, педагогов, психологов, философов, в том числе и сказка.

Символические образы русских народных сказок являются основой возрождения национальной культуры, восстановления преемственности в передаче этнокультурной информации о своём народе, которая во многом формирует принадлежность к определённому этосу.

Культурологический подход в образовании рассматривает сказку как феномен культуры, средство, с помощью которого ребёнок расшифровывает культурный схематизм, овладевает им, адаптируется к социальной среде, входит во внутреннюю напряжённость культуры, Проблемно - теоретический анализ позволил выделить некоторые черты, которыми обладает сказка как феномен народной культуры: отражение древних мифологических представлений народа, необычный характер содержания, установка на вымысел.

Проблемно-ориентированный анализ психолого-педагогических исследований выявил большую роль сказки в образовательном процессе как средства раскрытия народной идеи, межвозрастного диалога, собирательного художественного образа. Ученые отмечают эффективность использования сказки для определения начала творческого процесса, для развертывания линии нравственного поведения, для становления рефлексии, вживания в образ. Процесс восприятия сказки обеспечивает уровень ее осмысления и развития творческого воображения у детей. Эта триада лежит в основе познания ценностных смыслов народного творения.

Анализ психолого-педагогических исследований, связанных с раскрытием особенностей развития личности на основе сказки, позволил сделать вывод о том, что учёные отмечают важность формирования представлений у детей о сказке для более полного и творческого её осмысления. Однако можно констатировать, что в педагогической науке ещё недостаточно изучены возможности сказки как культурной ценности, приобщающей детей к социальному опыту, позволяющему расширить пространство художественной деятельности как условия усвоения культурного опыта.

Развитие педагогической науки и изменение модели образования позволяют высветить ценностный аспект сказки как жанра народной культуры. Она обладает яркими выразительными средствами, развивающими воображение ребёнка и вызывающими эмоциональный отклик на происходящие события. В процессе этого ребёнок начинает усваивать минимум знаний и практического опыта, который составляет основы этнопедагогической культуры народа.

Обозначенные в ходе анализа психолого-педагогических исследований методологические и теоретические положения явились ключевыми в нашем исследовании и обеспечили создание экспериментальной модели образовательного процесса дошкольного учреждения, в котором сказки выступили в качестве ведущего средства приобщения детей к ценностям народной культуры.

Глава 2. СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ КАК СИМВОЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Особенности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности и состояние педагогической практики в использовании ценностей народной сказки как символа культуры и педагогического средства.

Задачи констатирующего эксперимента'.

1.Изучить особенности использования ценностного потенциала сказки как педагогического средства в образовательном процессе дошкольного учреждения.

2.Выявить творческие возможности детей в изображении сказочного образа (медведя) в рисунках.

3.Определить особенности отношения детей к сказочному образу медведя как символическому отражению представлений о народной культуре.

Констатирующий эксперимент проводился по двум сериям с марта по сентябрь 1994 года в ДОУ №№ 24,52,53,71,82,97 города Таганрога. Всего в нём приняло участие 405 детей 5-7 лет, из них 223 ребёнка седьмого года жизни и 182 ребёнка шестого года жизни.

Для реализации целей констатирующего эксперимента использовался комплекс взаимодополняющих методов: контент - анализ педагогической документации за учебный год; анкетирование воспитателей; анализ состояния пространственно-предметной среды; наблюдение и анализ процесса рисования; беседа; тест В.С.Кузина на изучение особенностей исчерпания творческого воображения.

В первой серии решалась первая задача констатирующего эксперимента, направленная на изучение особенностей использования сказки как педагогического средства приобщения детей к ценностям народной культуры.

Для решения поставленной задачи использовался метод анализа документации - календарных планов работы воспитателей старшей и • подготовительной групп за один учебный год в ДОУ №№ 24, 52, 53, 71, 82, 97 города Таганрога. Анализ планов осуществлялся по следующим показателям: количество народных сказок, с которыми знакомили детей за год; способы организации восприятия сказки; отражение ценностей культуры в сказках и их использование в педагогическом процессе; тематика и содержание сказок, отражающих ценности народной культуры; темы занятий рисованием по сказкам, в том числе, и о медведях.

Метод анкетирования педагогов позволил выявить их представления о месте сказки в целостном педагогическом процессе. Воспитателям была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:

1 .В чём вы видите воспитательные возможности занятий рисованием на сказочную тему?

2.Считаете ли вы возможным приобщение детей к народной культуре на основе изображения ими сказочных сюжетов?

3.Какие сказки с образом медведя вы используете для рисования с целью приобщения детей к художественной культуре?

4.Какими принципами вы руководствуетесь для выбора сказок, используемых в педагогическом процессе?

5.Любят ли дети рисовать на темы сказок в свободное время, какие образы чаще всего отражают?

6.Какие условия для развития творчества детей в рисовании на темы сказок созданы в вашей группе?

7.Какую информацию о ребёнке и его взаимоотношениях со сказкой вы получаете через детский рисунок?

Для определения литературного ряда, на основе которого предполагалось строить формирующий эксперимент, была проведена его экспертиза группой педагогов - экспертов.

В состав экспертной группы вошли педагоги, занимающиеся вопросами фольклористики и проблемами использования сказки в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Всего экспертную группу составило десять педагогов: канд. фил. наук, доцент Ларионова М.Ч., Белобородова И.В. (ТГПИ кафедра литературы), Коновалова В.П., Шикняева Т.А., Титаренко Н.И., Крутикова А.Ю. (преподаватели педагогики, детской литературы, методики изобразительной деятельности) и четыре воспитателя первой квалификационной категории Доценко Е.Н. (ДОУ № 51), Курочкина Л.И. (ДОУ № 71), Павловская Л.В. (ДОУ № 52), Левченко Л.М. (ДОУ № 92).

Отбор сказок для формирующего этапа эксперимента осуществлялся на основе экспертных методов, позволяющих подробно изучить особенности сюжетов сказок. Каждому эксперту был представлен условный ряд сказок, в которых представлен образ медведя и которые могли быть использованы в педагогическом процессе на формирующем этапе эксперимента: русская народная сказка «Маша и медведь», русская народная сказка «Теремок», русская народная сказка «Колобок», русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», русская народная сказка «Три медведя», русская народная сказка «Медведь», русская народная сказка «Царевна - лягушка», русская народная сказка «Иванушка - Медвежье ушко». Экспертную группу мы познакомили с планом исследования. На основе их оценок была внесена корректировка в выборе сказок. По мнению группы экспертов, русская народная сказка «Колобок», представление в которой времен года является спорным, была заменена на русскую народную сказку «Зимовье зверей». Каждый из экспертов провёл работу по упорядочению последовательности использования сказок по степени сложности и наличию в них элементов народной культуры.

Эксперты использовали метод ранжирования, который осуществлялся на основе выделенных критериев:

- усложнение сюжета;

- взаимодействие медведя с другими животными;

- взаимодействие медведя с человеком;

- характеристика медведя, символизирующего национальный символ

Руси;

- определение структуры логическо - следственных связей сказки;

- признаки очеловечивания;

- представление медведя как носителя элементов культуры;

- народное восприятие мира природы через медведя как символа Руси. Сказки расставлялись экспертами в соответствии с заданными критериями по порядковым номерам 1, 2, 3, 4.8 (множество позиций, мест сказок).

Вторая серия эксперимента была направлена на решение 2 и 3 задач констатирующего эксперимента. Цель данной серии состояла в изучении характера творческого отражения образа медведя в рисунках, средств их выразительности и проявления отношения детей к ценностям народной сказки о медведе.

В процессе этого этапа было проанализировано 1057 рисунков детей старшего возраста, из них 520 рисунков были выполнены детьми шестого года жизни и 537 детьми седьмого года жизни. Для анализа содержания и средств выразительности детских рисунков были выделены следующие критерии:

- отражение сказочного мира и сказочных образов;

- наличие в рисунках образа медведя и способы его изображения;

- наличие элементов, символов, характеризующих народную культуру.

Эти критерии были разработаны на основе исследований Т.С.Комаровой, Л.В.Компанцевой, А.А.Лукашовой, О.В.Мельниковой, Р.А.Мирошкиной, Н.П.Сакулиной, Е.А.Чекуновой.

На их основе были разработаны и описаны характеристики различных уровней проявления выразительности сказочного образа медведя в детских рисунках, которые представлены в таблице № 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведённого исследования, можно отметить, что d поставленная в нём цель достигнута, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены положительные результаты.

Анализ теоретико-методологических основ проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности показал, что понятие культуры является предметом изучения философских и психолого-педагогических исследований. Отмечено, что символические образы русских сказок являются основой возрождения национальной культуры. В процессе общения со сказкой ребёнок усваивает различные знания и практический опыт, приобщается к ценностям, ш выработанным в обществе и воплощённым в этом жанре литературы.

Рассмотренная проблема использования сказки в педагогическом процессе вскрывает особенности развития личности дошкольника в ходе формирования у него представлений о сказочных героях как носителях культурных ценностей русского народа. В проведённом исследовании представлен важный аспект художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, связанный с приобщением их к народной культуре, с щи введением в их жизнетворчество сказки как культурно-педагогического феномена.

Художественно-творческая деятельность, как одна из ведущих в дошкольном возрасте в силу своей природы, располагает большими возможностями в формировании у детей художественной картины мира, развития у них культуры познания. Обогащение её содержания сказочными сюжетами усиливает её воспитательно-образовательный потенциал. • Проведённое исследование подтвердило высказанные нами гипотетические предположения о том, что процесс приобщения детей к народной культуре в художественно-творческой деятельности осуществляется более эффективно в целостном педагогическом процессе, в котором важным средством выступает взаимодействие ребёнка со сказкой.

Следует отметить, что социальные, культурные, нравственные, художественно-эстетические ценности, представленные в сказках, актуализируют её как педагогическое средство приобщения детей к народной культуре. Понимание сказки не токо как увеселительного произведения, но и как результата творчества многих поколений, способного пробудить творческий потенциал дошкольника и заложить интерес к дальнейшему познанию народной культуры, определило эффективность экспериментальной модели педагогического процесса, направленной на приобщение детей к её ценностям в художественно-творческой деятельности.

На основе знаково-символической специфики сказки осуществлялась интеграция различных видов художественной деятельности, развивалось и обогащалось её содержание.

В результате проведеного исследования было отмечено, что процесс приобщения детей к народной культуре посредством сказки становится более эффективным на основе использования различных педагогических технологий: игровых, эвристических, диалогово-игровых, проблемно-поисковых, интеграции различных видов искусства и художественно творческой деятельности, творческих заданий, авторских дидактических игр. Важную роль при этом играет создание различных мини-сред: есественно-научной, культурной, творческой, в которых разворачивались этапы экспериментальной работы с детьми по приобщению их к народной культуре.

Культурная идентификация выступает механизмом познания образов сказки детьми, её знаково-символического выражения социально-нравственных ценностей.

Экспериментально подтверждено, что разработанный механизм взаимодействия участников воспитательного процесса по приобщению детей к народной культуре направлен на развитие личностной, эмоционально-волевой, познавательной сферы, творческого воображения. У детей значительно возрос интерес к сказкам, проявились потребности в общении с этим видом искусства. Субъектами педагогического процесса выступали и родители дошкольников, которых познакомили с содержанием работы, что значительно обогатило педагогический процесс и повысило результативность художественно-творческой деятельности детей. Была выявлена результативность интеграции произведений народного творчества (литературы, живописи, музыки) в формировании и развитии творческого мышления детей, их оценочных суждений, приобщении к высоким образцам народной культуры.

Приобщение понимается как форма познания детьми дошкольного возраста её символов, знаков, как способ адаптации детей в социальной среде.

Количественные и качественные показатели проявления оценочного отношения детей к сказочному образу и творчества на констатирующем и итоговом этапах эксперимента подтвердили эффективность технологий, направленных на решение поставленной проблемы исследования. Развитие содержательного аспекта художественно-творческой деятельности детей способствовало углублению их познавательного интереса к особенностям народного творчества, обогащению художественными впечатлениями, развитию эстетических потребностей.

Следует отметить, что в процессе экспериментальной работы у детей произошли качественные изменения в поведении и деятельности: дети проявляли активность в познании художественных смыслов сказки, устойчивый интерес к сказочным образам животных, значительно расширился их художественный опыт.

Было установлено, что значительно обогатилась речь детей, их творческие проявления в различных видах художественной деятельности.

Дети стали глубже воспринимать социально-нравственные ценности, представленные в сказках о животных, прониклись значимостью тех нравов, обычаев, отношений людей, которые представлены в аллегорической форме сказочных сюжетов.

Детям доступно понимание тех положительных черт характера русского народа, которые представлены в различных сказочных героях. Дети сами стремились им подражать и проявлять эти черты в своём поведении, играх, творческой и художественной деятельности.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили сделать основные выводы:

- использование сказок как средства приобщения к ценностям народной культуры становится возможным, начиная со старшего дошкольного возраста, который является сензитивным для возникновения эстетических оценок в процессе восприятия сказки и развития воображения;

- применение разработанной нами модели педагогического процесса изменяет характер и тип восприятия сказок детьми: от восприятия ограниченного количества элементов народной культуры, выраженных в отдельных сказках, к восприятию их многообразия; в старшем дошкольном возрасте происходит усвоение социокультурного опыта через диалог со сказками, придуманными народом, а также в процессе художественно- творческой деятельности, основанной на их содержании;

- народная культура тесным образом связана с русской классической культурной, их взаимосвязь обеспечивает наибольшую эффективность педагогического процесса приобщения детей к народной культуре;

- приобщение детей к народной культуре в процессе ознакомления со сказками способствует социализации, развитию интереса к «народным знаниям», к народному творчеству;

- познание сказок с образом животных значительно расширяет общий кругозор детей, их представления о ценностях народной культуры, раскрытых в художественной форме;

- сказка тогда выполняет эту миссию, когда она естественным образом включается в повседневную жизнь детей, в различные виды художественной деятельности.

Однако мы понимаем, что проведённое исследование не исчерпывает всех его аспектов. Одновременно обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки: опора на народную культуру как фактор воспитания ребёнка в семье; использование сказочного образа медведя в культуре других народов как средство развития ребёнка в поликультурной среде.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лукьяненко, Вера Николаевна, 2003 год

1. Абдуллина А.А. Формирование умения воссоздавать художественные образы в процессе чтения литературных произведений /1-3 классы /. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977.-12 с.

2. Авторские программы предмета «Народная культура» / Под. ред. Пигиловой Т.А. Подольск: Русский дом, 1994.-191с.

3. Алексеева С.К. Динамика развития детского словесного творчества. В кн.: Художественное творчество и ребёнок /Под ред. Н.А. Ветлугиной М.: Педагогика, 1972,- С. 209-224.

4. Алексеенко Е.А. Культ медведя у кетов. //Советская этнография.-М.-1960,- № 4 С.90-103.

5. Алиева Т.Н. Ребёнок в мире образа.// Дошкольное воспитание.- 1996.-№2.-С. 68-73.

6. Алиева Т.Н. Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1991.

7. Алиева Т.И. Проектирование условий эстетического развития: содержание и формы //Дошкольное воспитание. 1998. - № 2.- С.76-89.

8. Англо-русский словарь / В.К.Мюллер.- М.,Русский язык, 1981.- 888 с.

9. Аникин В.П. К мудрости ступеньки. М.,1988. - 176 с.

10. Анчел Ева. Этос и история: Пер. с венгерского. М.: Мысль,1988.126с.

11. П.Астафьев Л.А. Средства эмоциональной выразительности в волшебной сказке. В кн.: В.Н.Симаков и народное творчество./ Межвузовский тематический сборник научных трудов,- Калинин 1987.-144с.

12. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству. // Вопросы философии.-1996.- № 10.- С. 71.

13. Бабишин С.Д. Мипорова Б.Н. В кн.: Антология педагогической мысли древней Руси и русского государства Х1У ХУ11 вв. - М.: Педагогика,1985,- С. 69-70.

14. Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями. Дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 156 с.

15. Басовская Е.Н. Личность общество - мировозрение в русской словесности .- М.: Интерпракс, 1994. - 431 с.

16. Бахтин B.C. Русская бытовая сказка. Л.: Лениздат,1987. - 485 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1975.-С.332-361.

18. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990,- 85.

19. Библер B.C. Школа диалога культур.- Кемерово.: Алеф, 1993,- 226 с.

20. Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии.1986.-№6.-С. 32-41.

21. Бим Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика. - 1996.- № 5.- С. 3 -9.

22. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социально экономических условиях. - Ростов -н/Д, 1991.-С. 10-11.

23. Брюханова Т.А. Народное декоративно прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.; 1999.- 26с.

24. Вавилова М.А. Сказки. / Русское народное поэтическое творчество Под ред. A.M. Новиковой,- М.: Высшая школа.-1978.- С. 149,154-157.

25. Вавилова М.А. Эволюция некоторых разновидностей русской бытовой сказки / К вопросу о специфике фольклористического анализа/.- Дис. . канд. пед. наук М., 1990. - 225 с.

26. Вавилова JI.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми / 4-6 л /.- Дис. . канд. пед. наук. Санкт-Петербург., 1993.- 252 с.

27. Васильев Б.А. Медвежий праздник. // Советская этнография. 1948 -№ 4.- С.78-103.

28. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В. Бондаревской,-Ростов н/Дону, 1995.- 170 с.

29. Венгер Л.А. Восприятие и обучение /дошкольный возраст/.- М.: Просвещение, 1969,-365с.

30. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологии.-1992.- № 1-2.-С. 124-128.

31. Вешкурцева Н.Ф. Психологические условия введения 6-х детей в художественную литературу. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1990,- С.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, М.: Изд. Центр «Академия», 1999.- 168 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М.Г. Ярошевского.-М.: Педагогика, 1987.- 343 с.

34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1991.- 90 с.

35. Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. 1958 -№ 3. С. 131-134.

36. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т 4,- М.: Педагогика, 1984,- С. 199219., 324, 440.

37. Вьюговская И. А. Влияние эмоционально-познавательного отношения к содержанию текстов на их запоминание детьми шести лет: Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1988. - 24с.

38. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1975,- № 2.- С. 147 - 155.

39. Горелов А.А. Русский фольклор. Д.: Наука, 1977. - С. 40-50.

40. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Автореф. дис. . док. пед. наук. М., 1988, - 26с.

41. Григорьева Г.Г. Система игровых приёмов в обучении изобразительной деятельности детей 5-го года жизни: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1983.- 24 с.

42. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта. // Социология культуры.-1991.- № 10.- С. 78-83.

43. Грысык Н.Е. Сказка в этнокультурной традиции казаков -некрасовцев : Автореф. дис. . канд. истор. наук,-Л., 1987. 19 с.

44. Гуревич П.С. Философия культуры. // Программа обновление гуманитарного образования в России,- М. АО Аспект Пресс.- 1994- с. 107.

45. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста / 6-7 лет /. дис. . канд. пед. наук,- Л., 1972 . - 262 с.

46. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.- 1992.- № 1-2.- С. 22-32.

47. Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1У. Р -У,- М.: Русский язык .-1980.- 683с.

48. Дмитриева Е.Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.-18 с.

49. Дмитриева Н.А. Беседы о восприятии искусства. // Декоративное искусство.-1975.- № 3. 76 с.

50. Дмитриева Н.А. Изображение и слово.- М.: Искусство, 1962.-362 с.

51. Дмитриева Е.Д. Сказка. В кн. Методика родного языка. Выразительное чтение.- М.: Просвещение, 1968.- С. 67-86.

52. Доронова Т.Н. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1978,- 16 с.

53. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте: Автореф. дис. . док. пед. наук. М., 1990.- 18 с.

54. Дьяченко О.М., Булычева А.И. Возможности образовательной работы с умственно одарёнными дошкольниками 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995,- № 3,- С. 24-37.

55. Езикеева В.А. Развитие способностей художественного восприятия у дошкольников. / На материале иллюстраций /.- М.: Известие АПН РСФСР, 1959,- вып. 100.- 63 с.

56. Езикеева В.А. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста. В кн: Художественное творчество и ребёнок. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972,- С.60-70.

57. Ермак Н.А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Р/Д., 1999, - 20с.

58. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников: В кн: Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985,- С. 40-45.

59. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2.т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Т.1- М.: Педагогика, 1986,- 318 с.

60. Запорожец А.В. Психологические проблемы эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание .- 1969,- № 11.- С. 51-54.

61. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о формах и структуре детских эмоций. // Вопросы психологии 1974. № 6.- С. 59-73.

62. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребёнком дошкольником // Дошкольное воспитание .- 1948,- № 9. С. 34-41.

63. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Об эмоциях и их развитии у ребёнка Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М., 1986.- С. 136 -139.

64. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965,- 294 с.

65. Зевахина Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров., 1999. - 18с.

66. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: Академия, 1996,- 347 с.

67. Зись А.Я. К вопросу о психологии художественного творчества. // Вопросы философии .- 1985.- № 12,- С. 72-83.

68. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969,- 110 с.

69. Зуева Т.В. Восточнославянские волшебные сказки. М.: Просвещение, 1992,- 447 с.

70. Ивкина Т.В. Педагогическое значение восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества старших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999.- 18с.

71. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961,- с. 35.

72. Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Дис. .канд. пед. наук. - М., 1987.- 133 с.

73. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии.-1985.- № 9.- С. 100.

74. Каган М.С. Морфология искусства Ленинград.: Искусство,1972.440 с.

75. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Ленинград.: Изд. Ленинградского университета, 1991. - 384 с.

76. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков В.А. Мифы древних славян. -Саратов.: Надежда, 1993.- 320 с.

77. Казакова Т.Г. Возникновение образного начала в рисунках. В кн.: Художественное творчество и ребёнок / Под редакцией Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.- С. 51-60.

78. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985.192 с.

79. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. - 112с.

80. Каневская М.Е., Фирсова Л.М. О связи успешности художественного творчества с направленностью личности у детей. // Вопросы психологии. -1990. -№3. -С. 69-75.

81. Каптерев П.Ф. О русской детской литературе // Народная школа. СПет. 1886.- №6.7. -С. 61 -90.

82. Карпова Н.К. Теоретические основы синтеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий: Автореф. дис. . док. пед. наук, Ростов -н/Дону, 1996.-43 с.

83. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей /раннего и дошкольного возраста/. // Дошкольное воспитание. 1968,- № 7,- С. 23 - 28.

84. Карпинская Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Известие АПН РСФСР Вып. 69.-1955,-С. 200.

85. Карпинская Н.С. Воспитание средствами художественной литературы. В кн.: Художественное воспитание в детском саду. М.: УЧПЕДГИЗ,-1954,- 151 с.

86. Квятковский Е.В. Через эмоции к высокой духовности. // Дошкольное воспитание. 1992,- № 8,- С. 57-61.

87. Кергилова Е.Н. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев. Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт -Петербург., 1999.- 18 с.

88. Кионова В.Я. Развитие у детей 5-7 лет восприятия книжной иллюстрации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975,- 20 с.

89. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство-Прогресс, 1988,- 304 с.

90. Ковалёв Г.А. Психологическое развитие ребёнка и жизненная среда. // Вопросы психологии .- 1993. № 1.- С. 13-23.

91. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1978.-63 с.

92. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. - 158 с.

93. Комарова Т.С., Быховец Г.В. , Ратанова Т.А. Народное искусство в воспитании детей. М.: Российское педагогическое общество, 1996. - 209 с.

94. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М., 2000. - 128 с.

95. Комарова Т.С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей,- М., 2000.-128с.

96. Комарова Т.С. Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.- М.: 200196с.

97. Коменский Я.А. Материнская школа. С.- Петербург. - 1982-64 с.

98. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.: Просвещение, 1985,- 96 с.

99. Компанцева Л.В. Гуманизация образования детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Ростов-н/Дону, - 1995. -44 с.

100. Компанцева Л.В., Чекунова Е.А., Финько М.В. Развитие творчества у дошкольников в изобразительной деятельности,- Ростов-н/Дону, 1995,- 40 с.

101. Компанцева Л.В. Формирование творческой личности в изобразительной деятельности. В кн.: Современные проблемы дошкольного образования. М., 1996. - С. 106.

102. Компанцева Л.В., Иванова И.И., Третьякова Т.Б. и др. Стратегия управления процессом приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре.- Ростов-н/Дону, 2002.- 88с.

103. Конаков Н.Д. Календарная символика Уральского язычества/ бинарный зооморфный код /. Сыктывкар,!990.- 44 с.

104. Конаков Н.Д. Этнопедагогика Коми и проблемы возрождения национальной культуры. В кн.: Традиционное и новое в культуре народов России: Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской конференции. / Саранск. Морд. Ун-та, 1992. 224 с.

105. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников, средний дошкольный возраст. Дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 181 с.

106. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск Русич, 1995. - С. 366.

107. Корчаловская Н.В. Творческое развитие личности ребёнка в процессе приобщения к народной культуре и искусству. // Моделирование образовательного пространства. Вып.1. Ростов - на - Дону, 1998. - 159 с.

108. Косминская В.Б. Развитие эстетического восприятия в связи с обучением рисованию // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. / Сост. Н.П. Сакулина, Н.С. Карпинская, В.А. Езикеева. М., 1960. - С. 35 - 44.

109. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.-255 с.

110. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. -С. 13-74.

111. Котляр В.Ф. Формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -1975. 18 с.

112. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-н/Дону: РГПИ, 1994. - 64 с.

113. Кравцов Н.И. Фольклор как искусство слова. М.: Московский Университет, 1975,- 164 с.

114. Кудрявцев В.Т. Смысл педагогического детства и психическое развитие ребёнка. -М.: УРАО, 1997. 154 с.

115. Кузин B.C. Психология / 3-е изд. М.: Агар ола, 1997. - С. 243.

116. Куликовская И.Э. Теория и практика развития мировидения у детей в дошкольном учреждении. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2002,- 302 с.

117. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. - № 11,- С. 23 - 31.

118. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1989.-207 с.

119. Лебедева С. А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации. //Вопросы Психологии, 1997. № 5. -С. 20 - 27.

120. Левин В.В. Воспитание творчества // Семья и школа. 1980. - № 5. -С. 35 - 37, - 1980. - № 2. - С. 32 - 33, -1980. - № 6. - С. 25.

121. Лихачёв Д.С., Лихачёва В.Д., Художественное наследие древней Руси и современности. Л.: Наука, 1971. - 121 с.

122. Лихачёв Д.С. Память культуры и культура памяти. // Юный художник 1983. - № 8. - С. 1 - 3.

123. Лихачёв Д.С. Письмо о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1988. - С. И.

124. Лихачёв Д.С. Раздумья. М.: Детская книга,1991. -С. 80.

125. Лобок A.M. Психология мифа: Автореф. дис. . док. псих. наук. -М., 1998.- 55 с.

126. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - С. 675-722.

127. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. - С. 69.

128. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука. - С. 42

129. Лукашова А.А. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 16 с.

130. Лунина Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 22 с.

131. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С. 76 -82.

132. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству,- М.: Искусство в школе, 1995. С. 68 - 90.

133. Мельникова О.В. К вопросу о влиянии графических способов изображения на индивидуальную выразительность рисунков ребёнка 6 лет. В сб. Развитие функционирование системы дошкольного образования в современных условиях. Пермь. - 1999,. - С. 71.

134. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

135. Мир философии. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991.-С. 42.

136. Мирошкина Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг. Дис. . канд. пед. наук. - Москва, 1979. - 208 с.

137. Мирошкина Р.А. Роль книжной графики в развитии изобразительного и словесного творчества старших дошкольников. В кн.: Детское творчество: Сборник статей. Ростов-н/Дону, 1972. - С. 13 - 32.

138. Митяев А.В. Героические страницы истории Родины 1Х-ХУ111 вв. М.: Просвещение, 1991. - С. 6 - 10.

139. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование, ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. 1992. - № 5.-С. 17-28.

140. Морева O.JL Этнопедагонизация процесса полихудожественного воспитания младших дошкольников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 20 с.

141. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

142. Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. М.: Апрель - пресс, 2000.-352 с.

143. Мыльников А.С. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Ленинград: Наука, 1989. - 297 с.

144. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших дошкольников. Дис. . канд. пед. наук. -Ростов на Дону., 1996. - 234 с.

145. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. -1996.-№3.-С. 22-24.

146. Неменский Б.М. Мудрость красоты.-М.: Просвещение, 1987.- 255 с.

147. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. М.,

148. Новикова A.M. Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1978. - 440 с.

149. Новосёлова C.JI. Развивающая предметная среда. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 63 с.

150. Новлянская З.Н. Исследование элементарных проявлений компонентов литературно-творческих способностей в младшем школьном возрасте. Дис. канд. пед. наук. - М., 1971. - 290 с.

151. Орямов А.В. Стандартизация норм и надёжность тестов в психодиагностики. Таганрог: ТРТУ. 1999.- 28 с.

152. Образование в поисках человеческих смыслов. / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-н/Дону, 1995.-216с.

153. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. /Под. ред. А.А. Бодапева.- М: Изд-во МГУ. 1987. 303 с.

154. Обухова Л.Ф. Детская возростная психология. Учебное прособие.-М.: Педагогическое общество России, 1999 442 с.

155. Педагогическое наследие / В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А., Добролюбов. М.: Педагогика, 1998. - 492 с.

156. Петерина С.В. Теория и методика совершенствования педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. — Ростов н/Д: Изд во РГПУ, 2002. - 270 с.

157. Петровский В.А., Капиненко В.К., Котова И.Б. Личностно -развивающее взаимодействие. Ростов-н/Дону.: Изд-во РГПИ. 1995, - 86 с.

158. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей Среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.- 107 с.

159. Петровский В. А. Принцип отражённой субъективности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. - № 4.-С. 17-30.

160. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 вв.- М.: Гнозис, 1995.-320 с.

161. Поддъяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребёнка. М.: УЦ Перспектива, 1997. - 13 с.

162. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - С. 14.

163. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1997.- С. 4044.

164. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. -С. 58-69.

165. Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки,- М.: Наука, 1965,- 219 с.

166. Пороцкая E.JI. Роль вербальных средств в развитии воображения старших дошкольников: Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1992. - 17 с.

167. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. - 168 с.

168. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Изд-во, ЛГУ, 1984. - 333 с.

169. Пропп В.Я. Русский героический эпос. -М., 1958.- 602 с.

170. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л., 1948 С.334.

171. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.- 2-е изд. перераб., доп. М.: Музыка, 1972. - 160 с.

172. Ребёнок в мире культуры. / Под ред. P.M. Чумичевой,- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1988. С. 3 - 94.

173. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л.А. Венгер, Е.А. Агаева и др. М., 1986.

174. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста, детьми дошкольного возраста. М. АПН РСФСР //Вопросы психологии. - 1959. -№ 1. - 190 с.

175. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и её влияние на отношение к герою книги // Вопросы психологии. -1960. -№ 5. -С. 114-124.

176. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1960. - С. 77 - 86.

177. Родари Д. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, - 206 с.

178. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни,- М., 1991. С. 134 - 150.

179. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Русское слово. 1997. -С. 135-141.

180. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.

181. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. - С. 105 - 126.

182. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду. М.: ГУП-ИМ Просвещения РСФСР, 1954.- 152 с.

183. Сапрыкин В.А. Культурология как наука. В кн. Введение в культурологию. М: МГИЭМ /ТУ/, 1995. - С. 3 - 16.

184. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева., С.В. Тураева,- М.: Просвещение, 1974. С. 540.

185. Словарь справочник по психодиагностике. / Подред. А. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПБ.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

186. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. -Л: Изд-во ЛГИК, 1990.

187. Соколова З.П. Культ животных в религиях.- М.: Наука,1972. 214 с.

188. Словарь символов. / Сост. Х.Э. Керлот. М., 1994. - С. 300, 314.

189. Страунинг A.M. Методы активизации творческого мышления. // Дошкольное воспитание. 1997. - № 4. - С. 13-24.

190. Стрелкова Jl.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. В кн. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой,- М. Просвещение, 1985. - С. 94 -135.

191. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1973.-272 с.

192. Суслова Э., Ботнарь В. Игры-драматизации основа знакомства с культурой других народов. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3. - С. 36 - 39.

193. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд. Политическая литература, 1989. - 583 с.

194. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. Т.1- М.: Педагогика, 1985.-328 с.

195. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981,- 174 с.

196. Трусова Е.Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 24 с.

197. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.: Просвещение, 1972. - С. 23 - 31.

198. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2 -Учпедгиз, 1954. -С. 279.

199. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - С - 293.

200. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1965. - 159 с.

201. Флёрина Е.А. Художественное слово в детском саду В кн.: Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 323 с.

202. Фурмина JI.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. В кн.: Художественное творчество и ребёнок,- М.: Педагогика, 1972. С. 87-98.

203. Фоменко В. Т. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов - на - Дону, 1996. -С. 4 - 44.

204. Циванюк Н.А. Особенности понимания сказки у детей от 3-х до 5-ти лет.- Дис. . канд. пед. наук .- М., 1953. 150 с.

205. Чагин Г.Н. Мировоззрения и традиционная обрядность Русских крестьян среднего Урала в середине XIX начало XX вв. - Пермь.: Пермский университет, 1998. - 182 с.

206. Чекунова Е.А. Педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов-н/Дону., 1997. - 19 с.

207. Черкасов А.А. Медведь. В кн.: Записки охотника натуралиста. -М.: АК наук СССР, 1962. - С. 56 - 91.2Ю.Чернышова Н.А. Культура древних славян. В кн.: История культуры России. Агеносов В.В., Бабочкин П.И. М.: Просвещение, 1993. - 223 с.

208. Черник Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников. Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1996.-20 с.

209. Чуднова Р.П. Формирование представлений у детей седьмого года жизни на материале художественных произведений /. Дис. . канд. пед. наук. -Ленинград, 1968.-310 с.

210. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992.- 126 с.

211. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Дону.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. -С. 229 - 243.

212. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. -192 с.

213. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: ГУ-ПИИД. - I960,- 328 с.

214. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с немецкого. М., 1994.-С. 56 -59, 137 - 140; 167.

215. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии . 1988. -№ 1. - С. 135 - 138.

216. Юсов Б.П. Психология изобразительной деятельности и детского рисунка // Вопросы психологии. 1963. - № 2. - С. 161 - 166.

217. Юсов Б.П., Кабкова Е., Савенкова JI., Сухова Т. Живой мир искусств // Дошкольное воспитание. 1993. - № 6. - С. 35 - 39.

218. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 85 с.

219. Яковлева E.J1. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. //Вопросы психологии. 1994. - № 5.-С. 37-42.

220. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личного и творческого развития. // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С. 20 - 27.

221. By Kent Мс Manis. A Guide to zuni Fetishes 8 Carvings. / Photography by Roben Stancliff: Treasure Chest Books Tycson.- Arizona. Copyri ght, 1995. C. 3-20.

222. Norton W.W. An Antholody of Expositopi Prose.- New York London, -1996,- 587 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.