Природа внутренней техники актёра эстрады тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Коллегова, Елена Аркадьевна

  • Коллегова, Елена Аркадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 172
Коллегова, Елена Аркадьевна. Природа внутренней техники актёра эстрады: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2012. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коллегова, Елена Аркадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ГЛАВА

Синтетическая природа эстрадного искусства

1.1. Эстрада как самостоятельный вид искусства

1.2. Выявление различий в специфических особенностях искусства в системе театр-эстрада

1.3. Различные цели художественного процесса в театре и на эстраде: спектакль и номер

1.4. Сложные формы художественного синтеза в театре и на эстраде

2 ГЛАВА

Природа внутренней техники актёра эстрады

2.1. К дискуссии о природе внутренней техники актера. История вопроса. Анализ источников

2.2. Элементы внутренней техники актёра. Краткий обзор

2.3. Выявление различий в основных элементах внутренней техники актёра в системе театр-эстрада

2.3.1. Общение

2.3.2. Внимание

2.3.3. Предлагаемые обстоятельства

2.3.4. Воображение и фантазия

2.3.5. Действие для достижения поставленной цели. Сценическая задача

2.3.6. Оценка факта. Событие

3 ГЛАВА

Основные методологические принципы построения учебного процесса

3.1. Внутренняя техника - школа мастерства актёра эстрады

3.2. Влияние личности мастера на воспитание артиста эстрады

3.3. Совершенствование внутренней техники актёра эстрады с помощью специальных упражнений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа внутренней техники актёра эстрады»

ВВЕДЕНИЕ.

Аудитория эстрады велика, популярность этого вида искусства огромна. Вот почему проблема подготовки высокопрофессиональных кадров эстрадного искусства остается важным вопросом одного из направлений театральной педагогики. По утверждению А. Б. Пугачёвой «...эстрада нуждается в принципиальном обновлении, ей необходим новый импульс, который могут ей дать не один-два модных шлягера, но новое

поколение исполнителей» [16, 222].

Рост профессионального и художественно-эстетического качества современной эстрады невозможен без исследований в области нового направления в искусствознании - эстрадоведения [226, 283], которое сложилось за последние десятилетия. Эстрадоведение уделяет огромное внимание изучению истории эстрады, исследует теоретические закономерности становления этого вида искусства, анализирует практический опыт предшествующих поколений, выявляет возможные варианты его дальнейшего развития. Хотя наука об эстраде начала стремительно развиваться уже со второй половины XX века, сам термин -«эстрадоведение» - появился сравнительно недавно как подтверждение наметившихся изменений в данной сфере творчества.

Однако в этой новой отрасли искусствоведения существует пробел. Природа внутренней техники актёра эстрады практически не изучалась исследователями. Отчасти это можно объяснить тем фактом, что эстраде долгое время отказывали в самоценности, что, безусловно, затрудняло дальнейшее развитие этого вида искусства. До сих пор не все исследователи признают за эстрадой самобытности.

Сложность исследования природы внутренней техники актёра эстрады, а также выработки методологических принципов воспитания нового поколения артистов эстрады обусловлена тем, что эстрада в целом представляет собой конгломерат различных видов искусств, объединяет вокал, хореографию, инструментальную музыку, разговорные, эстрадно-

цирковые и оригинальные жанры. К тому же, импровизационное искусство актёра, являющееся основой отдельных эстрадных жанров (конферанс, буриме, психологические опыты и т.д.), также затрудняет процесс изучения данной проблемы в полном объеме, так как заставляет исследовать природу внутренней техники актёра эстрады непосредственно

в момент исполнения номера.

Таким образом, нахождение общих закономерностей и отличительных особенностей в основном комплексе элементов внутреннего сценического самочувствия актёра в системе театр-эстрада, в огромном разнообразии эстрадных жанров, имеет важное значение для дальнейшего развития теории и практики эстрады. Ведь любые, даже самые выдающиеся профессиональные умения эстрадного исполнителя становятся бессмысленным набором трюков, инструментальных или вокальных пассажей, танцевальных элементов, если он не владеет актёрской техникой. Следовательно, вне актёрского мастерства, артист

эстрады существовать не может.

Однако если природе внутренней техники драматического актёра посвящено большое количество исследований и научных трудов, то педагогика эстрады (первым к этому термину прибегнул Д. Мечик [134, 13]) находится только ещё в процессе своего формирования, ищет новые пути развития. Если в начале своего пути, её недооценивали даже такие выдающиеся мастера эстрады, как Л. О. Утёсов, И. С. Набатов и Л. Б. Миров говорившие, что «эстрада - это индивидуальность. Школа губит индивидуальность. Поэтому - никакой школы» [215, 398], то сегодня сомневаться в необходимости иметь высокий профессиональный уровень мастерства эстрадному исполнителю, не приходится. Есть много путей развития эстрадного искусства и один из них - «предельное усовершенствование старого. Дело в том, что когда доходишь до предела и овладеваешь им, то этим самым переходишь за предел - делаешь шаг и в новую область» [54, 13].

Тема диссертации представляется актуальной, поскольку без объективного и всестороннего исследования природы внутренней техники актёра эстрады, представление о теории и практике эстрадного искусства, не может быть системным и научно полноценным.

Цель исследования - изучение природы внутренней техники

актёра эстрады.

Задачи исследования:

-поиск, выявление и научное обоснование различий и специфических особенностей в системе театр-эстрада;

-исследование различий в природе внутренней техники актёра в

системе театр-эстрада;

-изучение специфики элементов внутренней техники актёра

эстрады;

-теоретическое обоснование и разработка методической модели работы по воспитанию и совершенствованию внутренней техники актёра эстрады;

- предложение системы упражнений и методические рекомендации по её применению в работе со студентами факультета эстрады.

Объект исследования - эстрадное искусство, рассмотренное с точки зрения заявленной в диссертации темы.

Предмет исследования - внутренняя техника актёра эстрады.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на примере всех жанров эстрады разговорного, вокального, хореографического, эстрадно-циркового, оригинального и

инструментально-музыкального в отечественном искусствознании предпринята попытка изучения природы внутренней техники актёра эстрады. Выявлены, сформулированы и научно обоснованы отличительные свойства элементов внутреннего сценического самочувствия в системе театр-эстрада.

Научная новизна также определяется новым ракурсом изучения заявленной проблемы. Исследование данной темы необходимо для дальнейшего обобщения, разработки и создания новых корректирующих программ, методических материалов и учебных пособий, отражающие современные процессы развития этого вида искусства в системе профессиональной подготовки актёров и режиссёров эстрады. В результате проведённого исследования теория и практика эстрадного искусства могут быть дополнены новыми данными об условиях эффективного развития

способностей актёров и режиссёров эстрады.

Материалом исследования являются эстрадные номера и драматические спектакли, просмотренные автором при работе над диссертацией, описания эстрадных номеров и драматических спектаклей в постановке известных режиссёров, содержащихся в специальной литературе, мемуаристика, многочисленные статьи, рецензии, интервью, посвящённые эстрадным исполнителям, архивные материалы, содержащие учебные планы и программы по воспитанию и обучению актёра, а также информация с официальных сайтов известных артистов и эстрадных писателей - сатириков, размещённых в интернет-ресурсах.

Литература вопроса. Природа внутренней техники актёра эстрады - область, мало изученная современной наукой об эстраде. Спектр литературы по данной теме невелик. При этом ведущие исследователи эстрадного искусства обращались в той или иной степени к проблемам актёрской техники, но ни монографии, ни отдельной главы в научных работах по истории или теории эстрадного искусства, посвящённых изучению внутреннего сценического самочувствия актёра эстрады, не существует. Вместе с тем до сих пор не проводились комплексные, обобщающие исследования природы внутренней техники актёра эстрады с целью выявления её отличия от природы внутренней техники актёра драматического театра. Для всестороннего и научного обоснования исследуемой проблемы привлечены труды не только ведущих

исследователей искусства эстрады, но и работы выдающихся деятелей театра, цирка, кино. С целью расширения аргументационной базы данного исследования логичным представляется использование научной литературы по философии, эстетике, народному творчеству, психологии, физиологии, которая, как правило, не используется в работах об эстраде. Привлечение дополнительного материала осуществляется с целью полноценного изучения объекта исследования. Этим объясняется столь широкий диапазон используемых в работе «источников».

В первую очередь хотелось бы выделить фундаментальные работы известного эстрадоведа, доктора искусствоведения С. Клитина, который внёс заметный вклад в исследовании истории и развитие теории и практики эстрады. Данное исследование опиралось на следующие его работы: «Режиссёр на концертной эстраде» [87], «Эстрадные заведения» [88], «Искусство эстрады XIX - XX веков» [84], «История искусства эстрады» [85], «Эстрада. Проблемы теории, истории, и методики» [90]; «Некоторые вопросы теории и практики советской литературной эстрады» [86]. А также на целый ряд статей этого автора.

Отметим выдающийся вклад в развитие эстрадоведения доктора искусствоведения Е. Д. Уваровой. Её работы оказались важными для раскрытия темы диссертации. Данное исследование опиралось не только на её монографии: «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945)» [198], «Аркадий Райкин» [196], «Как развлекались в российских столицах» [197]; но и на многочисленные статьи, посвящённые эстрадному искусству. А также на книги, редактором - составителем которых была Елизавета Дмитриевна: «Эстрада: Что? Где? Зачем?» [227]; трёхтомник очерков «Русская советская эстрада» [168; 169; 170], содержащие богатый фактологический материал. Для диссертанта неоценимую помощь оказали опубликованные в этих изданиях статьи, посвящённые эстрадным жанрам. Огромным подспорьем в работе над диссертацией стал фундаментальный труд - энциклопедический словарь

«Эстрада России. XX век» [226], ставший явлением в культурной жизни страны, ответственным редактором которого была Е. Уварова.

Ни одно из исследований по эстрадному искусству необходится без работ Е. М. Кузнецова, ставших хрестоматийными: «Из прошлого русской эстрады» [110], «Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы» [111], «Русские народные гулянья по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова» [171]. В этих книгах рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся специфических особенностей эстрады.

Богатый материал, который почерпнул диссертант для своей работы, содержится в книгах и учебных пособиях основателя кафедры эстрадного искусства ГИТИСа профессора И. Г. Шароева: «Многоликая эстрада» [212], «Режиссура массового действа» [215], «Режиссура эстрады и массовых представлений» [216], а также ряд его научных статей,

изданных в разные годы.

Важными для раскрытия темы диссертации являются работы старейшего исследователя искусства эстрады, доктора искусствоведения Ю. Дмитриева: «Искусство советской эстрады» [57], «Леонид Утёсов» [58], «Эстрада и цирк глазами влюблённого» [59]; книги доктора искусствоведения Д. Золотницкого: «Будни и праздники театрального Октября» [74]; «Закат театрального Октября» [75]; «Зори театрального Октября» [76]; монография доктора искусствоведения Л. Тихвинской «Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917» [188]. А также ряд статей этих авторов в различных сборниках.

Весомый вклад в развитие теории и практики эстрадного искусства внесли работы доктора искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой эстрадного искусства и музыкального театра СПбГАТИ И. А. Богданова. Его учебное пособие - «Постановка эстрадного номера» [20]; учебник, написанный в соавторстве с И. А. Виноградским «Драматургия эстрадного представления» [19]; диссертационное исследование «Художественная структура эстрадного номера и основные

методологические принципы его создания» [21], а также сборник научных трудов «Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады в ВУЗе» [2], под редакцией И. Богданова, оказали неоценимую помощь в работе над темой диссертации.

Неоспоримым достоинством обладает книга Д. Мечика «Искусство актёра на эстраде» [134], в которой он делится опытом руководителя эстрадного отделения музыкального училища Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, выпустившего в 1968 году курс профессиональных артистов разговорного

жанра (конферансье, фельетонистов).

Для выявления специфических особенностей эстрадного искусства автору помогла работа Н. Е. Эфроса «Театр «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева» [228], а также первый обобщающий труд, посвященный советской эстраде С. А. Воскресенского «Эстрадные жанры» [35] .

В книгах режиссёров: Е. Гершуни «Заметки о музыкальной эстраде» [37], «Советская эстрада» [40], «Массовые зрелища и народные представления» [38], «Рассказываю об эстраде» [39]; М. Захарова «Контакты на разных уровнях» [67]; А. Конникова «Мир эстрады» [100]; М. Розовского «Режиссёр зрелища» [164]; А. Рубба «Эстрада с точки зрения... Беседы режиссёра» [166], «Феномен эстрадной режиссуры. Опыт исследования» [165]; рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся

специфики эстрадного искусства.

В связи с тем, что эстрадное искусство чрезвычайно

многожанрово, в исследовании темы невозможно было обойтись без работ, посвящённых отдельным эстрадным жанрам, хотя они, как правило, носят описательный, а не аналитический характер.

Необходимые для исследования тексты номеров разговорного жанра, сведения об авторах и исполнителях, огромную ценность представляют следующие книги: В. Ардова «Разговорные жанры эстрады и цирка» [7]; А. Бейлина «Аркадий Райкин» [14]; Р. Виккерса «Юрий

Тимошенко и Ефим Березин» [31]; М. Жванецкого «Собрание произведений в 4-х томах» [63]; М. Триваса «Сатира и юмор на эстраде» [195]; Э. Шапировского «Конферанс и конферансье» [211]. С целью расширения аргументационной базы, были привлечены материалы по народному творчеству: В. Аникина «Русское устное народное творчество» [6]; В. Даля «Пословицы русского народа в 2-х т.» [52]; А. Лейферт «Балаганы» [113]; А. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII- начало XX века» [140]; «Садко. Новгородские былины» [174]; А. Фаминицына «Скоморохи на

Руси» [201] и ряд других.

Для изучения вокального жанра неоценимую помощь оказали

следующие книги: А. Белякова «Алла Пугачева» [16]; И. Василининой «Клавдия Шульженко» [28]; Н. Завадской «Людмила Зыкина» [64]; И. Нестьева «Звёзды русской эстрады» [142]; Г. Скороходова «Звёзды советской эстрады» [176], «Клавдия Шульженко. Судьба актрисы - судьба песни» [177]; Г. Териков «Куплеты в цирке и на эстраде» [186]. Сборник очерков «Мастера эстрады» [129] и ряд других, указанных в библиографии.

В малочисленной литературе, посвящённой оригинальным жанрам, бесспорными помощниками в работе над диссертацией были книги: Е. Марковой «Марсель Марсо» [124], «Современная зарубежная пантомима» [125], «Этьен Декру. Теория и школа «Mime pur» [126]; А. Румнева «О пантомиме. Театр. Кино» [167]; Р. Славского «Искусство пантомимы» [178]; Декру Э. «Слово о миме» [51], а также ряд статей,

опубликованных в различных изданиях.

Для анализа эстрадно-цирковых жанров были привлечены

немногочисленные работы по данной теме. Книги: 3. Гуревича «О жанрах

советского цирка» [50]; М. Местечкина «В театре и цирке» [132]; С.

Макарова «Клоунада мирового цирка: История и репертуар» [120],

«Советская клоунада» [121]; А. Вадимова, М. Триваса «От магов

древности до иллюзионистов наших дней» [27]; «Искусство клоунады»

[80], а также интервью известных артистов.

Для исследования хореографического жанра неоценимую

помощь оказала книга Н. Шереметьевской «Танец на эстраде» [219], а также целый ряд научных статей, указанных в списке литературы.

Для изучения инструментально-музыкального жанра эстрады научный интерес представляют следующие работы: А. Баташева «Советский джаз» [12], Д. Л. Коллиера «Становление джаза» [97], а также сборники статей, указанные в библиографии и интервью отдельных исполнителей.

Бесценный материал для данного исследования содержат мемуары известных мастеров эстрады и театра. И хотя, большей частью мемуаристика описывает только факты личной и творческой биографии, не выходя на уровень теоретического осмысления законов эстрадного искусства, всё же эти работы помогли диссертанту выявить ряд закономерностей, касающихся специфических особенностей эстрадного искусства. Эта работа опиралась на книги: А. Алексеева «Серьёзное и смешное» [3]; Н. Бабкиной «Душа русской песни» [8], Б. Борисова «История моего смеха» [22], А. Вертинского «Дорогой длинною» [29], Р. Зелёной «Разрозненные страницы» [68], Л. Зыкиной «Песня» [77], «На перекрёстках встреч» [78], В. Коралли «Сердце, отданное эстраде. Записки куплетиста из Одессы» [101], Э. Краснянского «Встречи в пути. Страницы воспоминаний. Театр. Эстрада. Цирк» [104], «Слуги трёх муз» [105], М. Мироновой, А. Менакера «В своём репертуаре» [136], И. Набатова «Заметки эстрадного сатирика» [138], И. Нежного «Былое перед глазами. Театральные воспоминания» [139], Н. Петрова «50 и 500» [149], Е. Петросяна «Хочу в артисты» [150], В. Полякова «Товарищ Смех» [152], А. Райкина «Воспоминания» [159], Н. Смирнова - Сокольского «Сорок пять лет на эстраде» [179], Л. Утёсова «Спасибо, сердце!» [199], «С песней по

о

жизни» [200], Ф. Шаляпина «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах»

[210], С. Юрского «Кто держит паузу» [230].

Методологически диссертация основывается не только на материале нового направления искусствознания - эстрадоведение, но и искусствоведения в целом. С целью расширения аргументационной базы данного исследования привлечена литература о театре и кино, которая, как правило, не используется в работах об эстраде. Это работы: Г. Козинцева «О комическом, эксцентрическом и гротесковом искусстве» [95], С. Эйзенштейна «Психологические вопросы» [224], Г. Товстоногова «Зеркало сцены» [190], «Круг мыслей» [191], «О профессии режиссёра» [192], Ю. Барбоя «К теории театра» [9], «Структура действия и современный спектакль» [10], В. Блока «Диалектика театра» [17], «Система Станиславского и проблемы драматургии»[18], Ж.-Л. Барро «Размышления театре» [11], П. Брука «Пустое пространство» [25], Б. Брехта «Собрание сочинений» [24]. А также работы выдающихся практиков театра: К. С. Станиславского, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, Б. Е. Захавы, М. А.Чехова, указанных в библиографии.

Для всестороннего исследования поставленной проблемы логичным представляется использование работ по эстетике, философии, психологии, физиологии. Из них особо хотелось бы выделить следующие работы: М. С. Кагана «Морфология искусства» [83], А. Зися «Искусство и эстетика» [70], «В поисках художественного смысла» [69], «На подступах к общей теории искусства» [72], Я. Ратнера «Эстетические проблемы зрелищных искусств» [161]. А также на ряд сборников научных статей, которые оказали неоценимую помощь диссертанту в работе над исследованием: «Взаимодействие и синтез искусств» [30], «Границы спектакля» [45], «Искусство в системе культуры» [81], «Массовая культура на рубеже веков» [127], «Основы теории художественной культуры» [146], «Проблемы синтеза в художественной культуре» [155], «Проблемы развития современного эстрадного искусства» [154], «Развлекательное

искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов» [158], «Теория художественной культуры» [185], «Художественная культура и искусство. Методологические проблемы» [205] и другие.

Для выявления психологических особенностей артиста эстрады автору помогли работы: Е. Колчина «Прикладная психология в высшей театральной школе: проблемы и перспективы» [98], Е. Колчина, JI. Ивановой «Экспериментальные исследования психологических особенностей актёров эстрады» [99], Н. Рождественской «Диагностика актёрских способностей» [163], «Быть или казаться». Истоки современного театра и психотехника актёра»[162], А. Гройсмана «Основы психологии художественного творчества» [49], А. Савостьянова «Общая и театральная психология» [172] и ряд других.

Диссертация обладает как теоретической, так и практической ценностью.

Теоретическая значимость. Результаты проведённого исследования предназначены для расширения и углубления представления о художественных процессах, формирующих и характеризирующих одно из наименее изученных видов искусства. В оборот эстрадоведения вводятся новые данные, факты, сведения, выводы и оценки, которые могут быть использованы в курсах лекций по теории и истории эстрадного искусства, по истории театра, по психологии творчества.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что впервые предпринимается попытка изучения природы внутренней техники актёра эстрады, что имеет практическое значение для укрепления профессионального уровня и повышения художественного статуса эстрадного искусства в целом. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, сформулированные в положениях, выводах, в научно-практических и методических рекомендациях диссертации, могут быть использованы в педагогической работе при воспитании и обучении актёров и режиссёров эстрады.

Практические результаты диссертации могут быть полезны режиссёрам при постановке эстрадных номеров, а также могут представлять несомненный интерес режиссёрам драматических театров, при создании произведений смешанной формы (например, драматического спектакля со вставными эстрадными номерами). Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований в области эстрадного искусства.

Структура работы продиктована логикой комплексного

исследования природы внутренней техники актёра эстрады.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка

литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы и проблемы исследования, сформулированы задачи, определяются цель, предмет и объект диссертационного исследования, его методологическая основа, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также подробный анализ литературы вопроса.

Первая глава - «Синтетическая природа эстрадного искусства» - посвящена исследованию природы эстрадного искусства. Автор анализирует различия в специфических особенностях искусства в системе театр-эстрада, изучает различные цели художественного процесса в театре и на эстраде, выявляет сложные формы художественного синтеза

в театре и на эстраде.

Вторая глава «Природа внутренней техники актёра эстрады»

посвящена её исследованию. Диссертант изучает отличительную

специфику элементов актёрского мастерства в системе театр-эстрада.

Третья глава озаглавлена «Основные методологические

принципы построения учебного процесса». В ней выделены ключевые

моменты в воспитании и обучении актёров эстрады.

В заключение диссертации подводятся основные итоги исследования и обозначаются дальнейшие векторы разработки темы. Предпринятая попытка изучения природы внутренней техники актёра

эстрады позволяет сделать не только обобщения и выводы исследования, но и предпринимается попытка акцентировать внимание на теоретическом и практическом применении этих выводов в области искусствознания.

1 ГЛАВА.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА. 1.1. Эстрада как самостоятельный вид искусства.

Эстрада является самым популярным, общедоступным и массово-зрелищным видом искусства. До не давнего времени в печати не смолкала острая дискуссия о том, является ли эстрада самостоятельным видом искусства, или имеются объективные причины отказать ей в автономной независимости. Вопрос этот является важным и актуальным. От того, как мы на него ответим, зависит методология исследования заявленной проблемы. В первом случае, если эстрада - самоценна, то она, как и любой другой самостоятельный вид искусства, обладает присущими только ей специфическими особенностями, имеет только ей свойственную конечную цель художественного процесса, а, следовательно, природа внутренней техники актёра эстрады имеет свою специфику и отлична от природы внутренней техники драматического актёра. Во втором случае -это анализ синтетических форм театрально-зрелищного искусства.

Для того чтобы сформулировать представление о том, что такое эстрада и обладает ли она самобытностью, нужно оглянуться на сам предмет исследования. Как известно, слово «эстрада» имеет латинское происхождение и в переводе означает «настил», «помост», «возвышенная площадка». Этот смысл сохранился и в наши дни, однако, он не единственный. Интересна эволюция толкования слова «эстрада». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля оно имеет одно значение: «помост, возвышенная площадка, например для музыки». Спустя несколько десятилетий, в «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова появляется и другое значение этого слова: «искусство малых форм, область зрелищно - музыкальных представлений на открытой

сцене». В «Советском энциклопедическом словаре» данное значение этого слова уточняется: «Вид искусства. Включает так называемые малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. Как самостоятельное искусство сформировалось

в конце 19 века».

Таким образом, обогащение смысла слова точно отразило исторический процесс формирования эстрады в России, как самостоятельного вида искусства. Однако некоторые исследователи до сих пор не выделяют эстрадное искусство в отдельную автономную область.

Какие же аргументы они приводят?

Например, В. Кожинов в книге «Виды искусства» об исполнении литературных произведений с эстрады пишет, что «такое исполнение рассказа или стихотворения уже не является только поэтическим произведением: оно представляет собой один из видов другого искусства -синтетического искусства театра»[94, 76]. Итак, направление теоретической мысли достаточно ясно, автор вышеупомянутой работы не относит эстраду к самостоятельному виду искусства. Отметим также, что это работа 1960 года, а научное познание все эти годы стремительно развивалось, искало новые возможности к выявлению и изучению не познанных ранее системных связей и их классификации в сфере искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коллегова, Елена Аркадьевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Актёр. Персонаж. Роль. Образ. Сборник научных трудов. Л. 1986.

2. Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады в ВУЗе. Сборник научных трудов.// Ред. - сост. И. А. Богданов. Л., 1987.

3. Алексеев А. Г. Серьёзное и смешное. М., 1984.

4. Алъбедилъ М. Стихия праздника// Карнавалы. Праздники. М. 2005.

5. Анастасъев А. Эстрадное искусство и его специфика.//Русская советская эстрада. 1917-1929. М., 1976.

6. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М., 2001.

7. Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.

8. Бабкина Н. Г. Душа русской песни. М., 2002.

9. Барбой Ю. М. К теории театра. СПб. 2008.

10. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л. 1988.

11. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М. 1963.

12.Баташев А.Н. Советский джаз. М., 1972.

13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1979.

14. Бейлин А. Аркадий Райкин. Л., 1969.

15. Бейлин А. На старых афишах.// Мастера эстрады. Л.-М., 1964.

16. Беляков А. О. Алла Пугачева. М., 2009.

17. Блок В. Б. Диалектика театра. М., «Искусство». 1983.

18. Блок В. Б. Система Станиславского и проблемы драматургии. М., 1963.

19. Богданов И. А., Виноградский И. А. Драматургия эстрадного представления. СПб. 2009.

20. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера. СПб., 2004.

21. Богданов И. А. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. искус. СПб., 2005.

22. Борисов Б. С. История моего смеха. М., 1929.

23. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная ассиметрия человека. М., 1981.

24. Брехт Б. Собр. соч. 5/2. М., 1965.

25. Брук П. Пустое пространство. М. 1970.

26.БруновБ. Смеюсь, когда смешно.- «Советская культура» . 1984. 8 декабря.

27. Вадимов А. А., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М. 1979.

28. Василинина И. А. Клавдия Шульженко. М., 1979.

29. Вертинский А.Н. Дорогой длинною... М., 1990.

30. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

31. Виккерс Р. Б. Юрий Тимошенко и Ефим Березин. М., 1982.

32. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. М., 2001.

33. Виноградская И. Я. Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х.т. Т.З. М., 1973.

34. Волькенштейн В. М. Драматургия. М., 1969.

35. Воскресенский С. А. Эстрадные жанры. М., 1930.

36. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.

37. Гершуни Е. П. Заметки о музыкальной эстраде. Л., 1963.

38. Гершуни Е. П. Массовые зрелища и народные представления. Л., 1962.

39. Гершуни Е. 77. Рассказываю об эстраде. Л., 1968.

40. Гершуни Е. 77. Советская эстрада. Л.,. 1959.

41. Гиппиус С. В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. СПб., 2008.

42. ГИТИС. Жизнь и судьбы театральной педагогики. М., 2003.

43. Горчаков Н. М. К. С. Станиславский о работе режиссёра с актёром. М., 1958.

44. Горчаков Н. М. Режиссёрские уроки Вахтангова. М., 1957.

45. Границы спектакля. Сборник статей и материалов. СПб., 1999.

46. Грачева Л.В. Актёрский тренинг: теория и практика. СПб., 2003.

47. Грачева JJ.B. Психотехника актёра в процессе обучения в театральной школе: теория и практика. Дисс. на соискание учён. степ. докт. искус. СПб., 2005.

48. Графов Э. В плену у эстрады. - Советская культура, 1982, 19 января.

49. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества. М.,

2003.

50. Гуревич 3. Б. О жанрах советского цирка. М., 1977.

51. Декру Э. Слово о миме. Архангельск. 1992.

52. Даль В. И. Пословицы русского народа в 2-х т. Т. 2. М., 1989.

53. Демидов Я. В. Творческое наследие. Кн. 3. Т.2. Искусство жить на сцене. СПб., «Гиперион». 2004.

54. Демидов Н. В. Творческое наследие. Кн.4. Т. 3. Творческий художественный процесс на сцене. СПб., 2007.

ЪЪ.Деммени Е. Петрушки на эстраде.// Призвание - кукольник. Д., 1986.

56. Дидро Д. Парадокс об актёре. Л. -М., 1938.

57. Дмитриев Ю. А. Искусство советской эстрады. М., 1962.

58. Дмитриев Ю. А. Леонид Утёсов. М., 1982.

59. Дмитриев Ю. А. Эстрада и цирк глазами влюблённого. М., 1971.

60.Дуков Е. Rock around the 1990// Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов. СПб., 2004.

61. Евг. Вахтангов. Материалы и статьи. М., 1959.

62. Евгений Вахтангов, 1883-1922: Сборник. М., 1984.

63. Жванецкий М. М. Собрание произведений в 4-х т. т.2. М., 2005.

64. Завадская Н. П. Людмила Зыкина. М., 1978.

65. Захава Б. Е. Вахтангов и его студия. Л., 1927.

66. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 2008.

67. Захаров М. А. Контакты на разных уровнях. М. 2000.

68. Зелёная Р. В. Разрозненные страницы. М., 1987.

69. ЗисъА. Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.

70. Зись А. Я. Искусство и эстетика. М., 1967.

71. Зисъ А. Я. К вопросу о формировании общей теории искусства.//Теория художественной культуры. Выпуск 1. М., 1997.

72. Зисъ А. Я. На подступах к общей теории искусства. М., 1995.

73. Зисъ А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств.// Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

74. Золотницкий Д. И. Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978.

75. Золотницкий Д. И. Закат театрального Октября. СПб., 2006.

76. Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. Л., 1976.

77. Зыкина Л. Г. Песня. М., 1975.

78. Зыкина Л. Г. На перекрёстках встреч. М., 1988.

79. Ильинский И. В. Эстрада в моей жизни. «СЭЦ». 1970. № 1.

80. Искусство клоунады. М. 1969.

81. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

82. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты. Л., 1981.

83. Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972.

84. Клитин С. С. Искусство эстрады XIX - XX веков. СПб., 2005.

85. Клитин С. С. История искусства эстрады. СПб., 2008.

86. Клитин С. С. Некоторые вопросы теории и практики советской литературной эстрады. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. искус. М., 1973.

87. Клитин С. С. Режиссёр на концертной эстраде. М., 1971.

88. Клитин С. С. Эстрадные заведения. М., 2002.

89. Клитин С. С. Эстрада как вид искусства.// Методологические проблемы современного искусствознания. Выпуск 2. Л. 1978.

90. Клитин С. С. Эстрада. Проблемы теории, истории, и методики. Л., 1987.

91 .Клявина Т. О процессах включения зрительного зала в систему спектакля// Искусство и общение. Л., 1984.

92. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. М., 2005.

93. Коган JI. Искусство и мы. М., 1970.

94. Кожинов В. Виды искусства. М., 1960.

95. Козинцев Г. М. О комическом, эксцентрическом и гротесковом искусстве».// Собр. соч.: В 5 т. Т. 3. М., 1983.

96. Коклен-ст. Искусство актёра. М- Киев. 1909.

97. Коллиер Д. Л. Становление джаза. М. 1984.

98. Колчин Е. Е. Прикладная психология в высшей театральной школе: проблемы и перспективы.// Проблемы и перспективы театрального образования. JL, 1986.

99. Колчин Е. Е., Иванова Л. П. Экспериментальные исследования психологических особенностей актёров эстрады.// Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады в вузе. JL, 1987.

100. Конников А. Я.Мир эстрады. М., 1980.

101. Коралли В. Л. Сердце, отданное эстраде. Записки куплетиста из Одессы. М., 1988.

102. Корогодский 3. Я. Первый год. Начало. М., 1973.

103. Корогодский 3. Я. Первый год. Продолжение. М., 1974.

104. Краснянский Э. Б. Встречи в пути. Страницы воспоминаний. Театр. Эстрада. Цирк. М. 1967.

105. Краснянский Э. Б. Слуги трёх муз. М., 1987.

106. Кренке Ю. М. Практический курс воспитания актёра. М., 1938.

107. Кристи Г. В. Воспитание актёра школы Станиславского. М., 1978.

108. Кристи Г. В. Основы актёрского мастерства. Выпуск 2. Метод актёра. М., 1971.

109. Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М., 1952.

110. Кузнецов Е. М. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы. М., 1971.

111. Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958.

112. Лапкина Г., Чепуров А. Спектакль как предмет научного изучения// Границы спектакля. СПб. 1999

113. Лейферт А. В. Балаганы. Пг. 1922.

114. Ленский А. П. Заметки актёра.//Артист. 1894. № 43.

115. Леонов Е. Письма к сыну. М., 1992.

116. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1977.

117. Леонтьев В. Я. Эстрада - это современность// Эстрада: что? где? зачем? М., 1988.

118. Луначарский А. В. Об эстраде. «Радиослушатель». М., 1930, № 13.

119. Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981.

120. Макаров С. М. Клоунада мирового цирка: История и репертуар. М., 2001.

121. Макаров С. М, Советская клоунада. М., 1986.

122. Макаръев Л. Ф. Творческое наследие. Статьи и воспоминания о Л. Ф. Макарьеве. М., 1985.

123. Марков П. О театре. В 4-х т. т. 1. М., 1974.

124. Маркова Е. В. Марсель Марсо. Л., 1975.

125. Маркова Е. В. Современная зарубежная пантомима. М., 1985.

126. Маркова Е. В. Этьен Декру. Теория и школа «Mime pur». СПб. 2008.

127. Массовая культура на рубеже веков.// Сборник статей. М. - СПб., 2005.

128. Мастерство актёра. Хрестоматия. М., 1935.

129. Мастера эстрады. Сборник очерков. Л.-М., 1964.

130. Мейерхольд В. Э. Лекции. 1918-1919. //Сб. Искусство режиссуры. XX век. М., «Артист. Режиссёр. Театр». 2008.

131. Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. ч.1. М., 1968.

132. Местечкин М. С. В театре и цирке. М., 1976.

133.Методологические проблемы современного искусствознания. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. Л. 1978.

134. МечикД. И. Искусство актера на эстраде. Л., 1972.

135. Миров Л. Не составлять, а ставить. - Советская эстрада и цирк, 1982. № 11.

136. Миронова M. В., Менакер A.C. ...в своём репертуаре. М., 1984.

137 Михайлов Л. Н. Создание современного эстрадного зрелища

(принципы художественного оформления). Дисс. на соиск. уч. степ. канд.

искус. М. 2007.

138. Набатов И. С. Заметки эстрадного сатирика. М., 1957

139. Нежный И. В. Былое перед глазами. Театральные воспоминания. М.,

1963.

140. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII- начало XX века. СПб. 2004.

Ш.Немирович -Данченко В.И. Рождение театра. М., 1989.

142. Нестъев И. В. Звёзды русской эстрады. М., 1974.

143. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актёрского

мастерства. Тренинг и муштра. М., 1969.

144. Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. Система К. С. Станиславского в действии. М., 1984.

145. О воспитании режиссёров эстрады и массовых представлений. Сборник научных трудов. М., 1980.

146. Основы теории художественной культуры. СПб. 2001.

147. Островский А. Н. Избранные пьесы в 2-х т. т.1. М., 1972.

148. Паулс Р. Балалайка, гитара и .. .джаз.//Сов. культура. 1979, 17 июля.

149. Петров Н. В. 50 и 500. М„ 1960.

150. Петросян Е. В. Хочу в артисты. М., 1994.

151 .Поламишев А. М. Событие - основа спектакля. Автор и режиссёр. М., 1977.

152. Поляков В. С. Товарищ Смех. М., 1976.

153. Проблемы и перспективы театрального образования. Сборник научных трудов. JI., 1986.

154. Проблемы развития современного эстрадного искусства. M., 1988.

155. Проблемы синтеза в художественной культуре. М., 1985.

156. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

157. Пугачёва А. Б Легенда и правда об Арлекине. Интервью. - Клуб и художественная самодеятельность, 1976, № 9.

158. Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов. Сборник статей. СПб., 2004.

159. Райкин А. И. Воспоминания. СПб. 2005.

160. Райкин А. И. Эстрада - это номер.// Эстрада: что? где? зачем? М., 1988.

161. РатнерЯ. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.

162. Рождественская Н. В. «Быть или казаться». Истоки современного театра и психотехника актёра. СПб. 2009.

163. Рождественская К В. Диагностика актёрских способностей. СПб. 2005.

164. Розовский М. Г. Режиссёр зрелища. М., «Советская Россия». 1973.

165. Рубб А. А. Феномен эстрадной режиссуры. Опыт исследования. М.

2001.

166. Рубб А. А. Эстрада с точки зрения... Беседы режиссёра. М., 1993.

167. РумневА. А. О пантомиме. Театр. Кино. М. 1964.

168. Русская советская эстрада. 1917- 1929. М„ 1976. //Отв. ред. Е.Д.

Уварова.

169. Русская советская эстрада. 1930- 1945. М„ 1977.//Отв. ред. Е.Д. Уварова.

170. Русская советская эстрада. 1946-1977. М., 1981.//Отв. ред. Е.Д. Уварова.

171. Русские народные гулянья по рассказам А. Я. Алексеева- Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова. Л.-М. 1948.

172. Савостьянов А. И. Общая и театральная психология. СПб., 2007.

173. Савченко Б. А. Звёзды забытой эстрады. М., 1990.

174. Садко. Новгородские былины. М., 1974.

175. Селиванов В. В. Искусство в системе художественной культуры// Художественная культура и искусство. Л., 1987.

176. Скороходов Г. А. Звёзды советской эстрады. М., 1986.

177. Скороходов Г. А. Клавдия Шульженко. Судьба актрисы - судьба песни. М., 1974.

178. Славский Р. Искусство пантомимы. М. 1962.

179. Смирнов- Сокольский Н.П. Сорок пять лет на эстраде. М., 1976.

180. Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 т. т. 2 М. 1989.

181. Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 т. т. 3. М. 1990.

182. Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 т. т. 4. М., 1991. ХЪЪ.Тасалов В. И. Об итегративных аспектах взаимодействия видов искусства.// Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. Ш.Тетеревкова Т. И. Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. искус. СПб., 2002.

185. Теория художественной культуры. Выпуск 1. М., 1997.

186. Териков Г. Куплет на эстраде. М., 1987.

187.Териков Г. Куплеты в цирке и на эстраде. М., 2005.

188. Тихвинская Л. И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. М.,

1995.

189. Тихвинская Л. И. Куда исчезла «настоящая эстрада»? // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1988.

190. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. В 2-х. т. т. 2. Л., 1984.

191. Товстоногов Г. А. Круг мыслей. Л., 1972.

192. Товстоногов Г. А. О профессии режиссёра. М., 1967.

193. Товстоногов Г. А. Театр и перекресток искусства.// Взаимодействие и

синтез искусств. Л., 1978.

194. Толшин А. В. Импровизация в процессе воспитания актёра. Дисс. на соиск. учён. степ. канд. искус. СПб., 2001.

195. Тривас М. А. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973.

196. Уварова Е. Д. Аркадий Райкин. М., 1986.

197. Уварова Е. Д. Кж развлекались в российских столицах. СПб., 2004.

198. Уварова Е. Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983.

199. Утёсов Л. О. Спасибо, сердце! М., 1976.

200. Утёсов Л. О. С песней по жизни. М., 1961.

201. Фаминицын А. С. Скоморохи на Руси. СПб. 1995.

202. Фокс М., Шелдрейк Р. Физика ангелов. М., 2003.

203. Хазанов Г. В. Эстрада - место действия//. Эстрада: что? где? зачем? М, 1988.

204. Хренов 77. А. Место и значение зрелищных искусств в художественной культуре. // Театр и наука. М., 1976.

205. Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Сборник научных трудов. Л., 1987.

206. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /1984. Л., «Наука». 1986.

207. Цирковое искусство России: Энциклопедия/ Под. Ред. М. Е. Швыдкого. М., 2000.

208. Чехов М. А. Литературное наследие в двух томах, т.2. М., 1986.

209. Шаболтай 77. М. Проблемы развития отечественной эстрады (19171929). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. искус. М., 2000.

210. Шаляпин Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М., 1989.

211. Шапировский Э. Б. Конферанс и конферансье. М., 1970.

212. Шароев И. Г. Многоликая эстрада. М., 1995.

213. Шароев И. Г. Основные принципы воспитания режиссёров эстрады и массовых представлений.// Вопросы театрального искусства. М., 1977.

214. Шароев 77. Г. Профессия трудная и прекрасная. //О воспитании режиссёров эстрады и массовых представлений. Сборник научных трудов. М., 1980.

215. Шароев 77. Г. Режиссура массового действа. М., 1980.

216. Шароев 77. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1992.

217. Шароев И. Г. Экспериментальный курс.// ГИТИС. Жизнь и судьбы театральной педагогики. М., 2003.

218. Шведерский А. С. О некоторых особенностях воспитания и обучения студентов младших курсов музыкально- речевой эстрады.// Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады в вузе. Л., 1987.

219. Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. М., 1985.

220. Шихматов Л. М. Сценические этюды. М., 1966.

221. Штокбант И. Р. Эстрадный номер (Некоторые вопросы теории и практики).// Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады в вузе. Л., 1987.

222. Щедрина Г. К. 4 глава, §1.// Основы теории художественной культуры.//СПб. 2001.

223. Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. М., 1952.

224. Эйзенштейн С. Психологические вопросы. М., 2002.

225. Эстрада без парада. // Сб. статей. М., 1991.

226. Эстрада России. XX век. Энциклопедия.// Под ред. Е. Д. Уваровой. М., 2004.

227. Эстрада: что? где? зачем?// Статьи. Интервью. Публикации. //Сост. и отв. ред. Е. Д. Уварова. М., 1988.

228. Эфрос Н. Театр «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. П-д. 1918.

229. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1998.

230. Юрский С. Кто держит паузу. М. 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.