Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Новикова Анна Александровна

  • Новикова Анна Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 210
Новикова Анна Александровна. Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2020. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Новикова Анна Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Чешское еврейство в период Средневековья: конфликт и благосостояние

1.1 История еврейских общин Чехии до 1356 г

1.2 «Золотая булла» Карла IV и ее влияние на иудео-христианские отношения в Чехии и Моравии

1.3 Погром пражского еврейства 1398 г. 72 Глава 2. Еврейское население в период Гуситских войн

2.1 Развитие иудео-христианских отношений в раннегуситский период (1400-1419 гг.)

2.2 Положение евреев в условиях гуситской революции: конфликты с католиками и гуситами в Чехии и Моравии

2.3 Чешское еврейство в постгуситский период (1471-1526 гг.) 126 Глава 3. «Конец» чешского еврейства с приходом власти Габсбургов: опыт Западной и Центральной Европы

3.1 Привилегии Владислава II как прямая противоположность испанскому антисемитизму времен Фердинанда и Изабеллы в контексте нациестроительных процессов

3.2 Изменение положения чешского еврейства с приходом к власти Фердинанда I Габсбургского

3.3 Зависимость положения евреев в Чешском и Испанском королевствах в контексте нациестроительных процессов раннего Нового времени 167 Заключение 176 Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв.»

Актуальность исследования.

В современном мультикультурном мире постоянно поднимается вопрос исследования истории межнационального и межконфессионального сотрудничества; появляются теории о том, что монокультурный мир является исключительно фантазией историков XIX в. Чаще всего взгляд исследователей обращается к временам Античности и Средневековья как к временам, где четко прослеживаются постоянный экономический и культурный обмен между разными нациями и целыми цивилизациями.

Средневековье в данном вопросе выделяется в особый период. Это обусловлено появлением национального самосознания, которое позволяло подданным того или иного королевства ориентироваться в европейском культурном пространстве. Именно в условиях становления раннего национального самосознания можно исследовать начало и развитие иудео-христианских отношений нового типа.

Хотя некоторые современные историки предпочитают рассматривать средневековую Европу как единое пространство иудео -христианской цивилизации, в современной медиевистике мало работ, рассматривающих обе стороны данного вопроса одновременно, уходя от концепции единства христианства и иудаизма в религиозно-культурном понимании вопроса.

Отличительной чертой современных медиевистики и иудаики1 является стремление рассматривать, изучать и исследовать истории

1 Иудаика - наука по изучению истории евреев и еврейских общин; старое название - Wissenschaft des Judentums. Изначально изучению подлежали только еврейские источники, однако, в результате процессов эмансипации, ассимиляции и секуляризации еврейской жизни и еврейского знания, началось критическое исследование еврейской истории отдельно от религиозного аспекта. Со времен С.М. Дубнова в иудаике четко проходило деление еврейской истории не только по периодам, традиционно применявшихся специалистами по иудаике, но и по географическому положению.

Европы и евреев отдельно друг от друга. Медиевистические исследования практически не уделяют должного внимания культурному, экономическому, религиозному и социальному воздействию евреев и христиан друг на друга. Исследования по иудаике стремятся к единству исследования данного вопроса, однако очень часто они сводятся к глубокому анализу аспектов иудаизма и еврейской жизни, несколько оторванных от общеевропейских и местных факторов влияния.

Учитывая уже существующий подобный разрыв в исследовании европейского еврейства, необходимо отметить, что чешский регион является еще менее исследованным в современной медиевистике. Экономическое, культурное и политическое влияние Чехии и Моравии не вызывают интерес среди исследователей. Интерес вызывает Священная Римская Империя, но исследования по Чешскому королевству даже в таких работах встречаются редко. В области иудаики чешский регион также не является популярной темой исследования, уступая регионам Польши, Литвы, Германии. Существующие же исследования чешского региона и чешского еврейства подчеркивают популярность более поздних веков, когда количество документов и источников резко возрастает, а изменения в обществе, культуре и экономике снабжены разработанным исследовательским аппаратом.

Особенно это проявляется в тематике профильных конференций, круглых столов и семинаров, проводимых в России и за рубежом. В рамках ежегодных медиевистических конференций «Курбатовские чтения», проводимых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, можно встретить широкий круг докладчиков по различным темам. Исследователи презентуют доклады о развитии терминологии в Швеции периода раннего Средневековья, в рамках традиционной секции «Религия и церковь в Средние века» представлены многочисленные аспекты формирования и развития христианской теологической мысли и

структуры церкви соответствующего периода. Доклады, освещающие вопросы влияния арабской теософии на христианскую теологию, являются редкостью. Докладов о влиянии иудаизма и его течений на христианство практически нет. При этом противоположную картину можно наблюдать на научных мероприятиях, посвященных темам иудаики2. Семинары, круглые столы и конференции, проводимые в России и за рубежом имеют ограниченную тематику, но всегда содержат элементы междисциплинарности, позволяющие дополнять нарратив. Мероприятия Российско-американского Учебно-научного Центра Библеистики и Иудаики РГГУ, в т.ч. ежегодной межвузовской конференции по иудаике, освещают вопросы секуляризации еврейского образования в Российской Империи, рассматривают деятельность еврейских политических партий в США, России, Белоруссии и Украине, исследуют жизнь еврейских рекрутов в российской императорской армии. Все студенческие доклады, несмотря на жесткое определение темы исследования, включают в себя элемент анализа взаимоотношений с окружающим населением.

«Сэфер», крупнейший в России центр научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах, 14-16 июля 2019 г. провел XXVI международную конференцию по иудаике. Во время конференции были организованы 33 секции. Особое внимание требуется уделить секциям «История европейского еврейства: Средние века и Новое время», «Иудео -христианские отношения», в рамках которых рассматривались малоисследованные вопросы еврейского существования

соответствующего периода3.

2 Иудаика - наука по изучению истории евреев и еврейских общин; старое название - Wissenschaft des Judentums. Изначально изучению подлежали только еврейские источники, однако, в результате процессов эмансипации, ассимиляции и секуляризации еврейской жизни и еврейского знания, началось критическое исследование еврейской истории отдельно от религиозного аспекта. Со времен С.М. Дубнова в иудаике четко проходило деление еврейской истории не только по периодам, традиционно применявшихся специалистами по иудаике, но и по географическому положению.

3 Программа СЭФЕР, 2019. Электронный ресурс. https://www.sefer.ru/rus/education/international conferences/prog Rus 2019.pdf

Тем не менее, основным недостатком современных медиевистики и иудаики является стремление рассматривать, изучать и исследовать истории Европы и евреев отдельно друг от друга. Медиевистические исследования практически не уделяют должного внимания культурному, экономическому, религиозному и социальному воздействию евреев и христиан друг на друга. Исследования по иудаке стремятся к единству исследования данного вопроса, однако очень часто они сводятся к глубокому анализу аспектов иудаизма и еврейской жизни, несколько оторванных от общеевропейских и местных факторов влияния.

Учитывая уже существующий подобный разрыв в исследовании европейского еврейства, следует упомянуть о том, что чешский регион является еще менее исследованным в современной медиевистике. Экономическое, географическое и политическое влияние Чехии и Моравии практически не влияют на популярность среди исследователей. Интерес притягивает Священная Римская Империя, но исследования по Чешскому королевству даже в таких работах встречаются редко. В области иудаики чешский регион пользуется еще большей непопулярностью, уступая регионам Польши, Литвы, Германии. Существующие же исследования чешского региона и чешского еврейства подчеркивают популярность более поздних веков, когда количество документов и источников резко возрастает, а изменения в обществе, культуре и экономике снабжены разработанным исследовательским аппаратом.

Таким образом, главным обоснованием актуальности данной темы исследования является недостаток изучения чешской и еврейской истории региона, заключающийся в рассмотрении истории евреев отдельно от истории чехов, изучением истории чешского еврейства вне контекста событий, происходивших в Богемии и Моравии. Этот недостаток становится очевиден при изучении существующей научной литературы,

посвященной изучении истории того или иного региона Чешского королевства.

Степень изученности темы. В отечественной и зарубежной историографии история Средних веков и европейского еврейства пользуется большой популярностью, что делает средневековую историографию отдельной темой исследования.

Отечественная средневековая историография уделила большое внимание чешскому региону и особенно периоду Гуситских войн. Большой вклад в развитие изучения гусизма внесли Лаптева Л.П., Галямичесв А.Н., Рандин А.В. и Бойцов М.А.

После образования современного чешского государства и получения широкого доступа к архивным материалам, история средневекового Чешского королевства и чешских еврейских общин активно исследуются чешскими и зарубежными специалистами. При этом российская богемистика, несмотря на открытие архивов, переживает некоторый застой, выражающийся в отсутствии самостоятельных исторических исследований. Расцвет российской богемистики приходится на советский период, а большинство исторических исследований того периода опирались на марксистско-ленинистский подход. Этот подход к исторической науке ограничивал изучаемые области, возвышая изучения социально-экономической истории Чехии, рассматривая все ее ключевые события через призму классовой борьбы.

Среди российских богемистов необходимо отметить работы Лаптевой Л.П.4, одного из крупнейших специалистов по истории южных и западных славян в России. Ее докторская диссертация «Русская литература о гуситском движении (40-е годы XIX в. - 1917 г.)»

4 Среди самых значимых работ Лаптевой Л.П. необходимо упомянуть: Лаптева Л.П. История Чехии периода феодализма

Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. Учебно-методическое пособие. М., 1990.

систематизировала весь объем российской исторической литературы о гусизма в домарксистский период и отметила изменение восприятия чешской истории на фоне подъема движения панславизма. Она внесла огромный вклад в разработку большинства учебных пособий для студентов-богемистов и в последствии в 1970-1980-х гг. систематизировала советскую гуситологию в соответствии с одним из тезисов ее докторской диссертации - тезисе об отсутствии застоя и кризиса российской гуситологии и славяноведения в предреволюционные годы.

Ее работы не только систематизировали понятие российской богемистики и гуситологии, но и помогли создать новое восприятие самой чешской истории и одного из самых ярких его периодов - Гуситских войн. Корпус работ Лаптевой Л.П. и ее работа в МГУ часто называются отдельной школой современной российской богемистики, что заслуженно отражает ее вклад в историческую науку как в области проведенных ею исследований, так и в области подготовки новых научно-исследовательских кадров5.

Одним из современников и последователей Л.П. Лаптевой считается российский историограф-богемист А.В. Рандин 6. Его совместная с Е.Д. Кульшетовым статья о советской историографии дополняет тезис Л.П. Лаптевой о застое советского славяноведения и делит всю советскую гуситскую историографию на несколько четких «школ». В первую «школу», т.н. традиционную или старую школу, выделены представители дореволюционного периода, в чьих работах отсутствовали положения марксизма-ленинизма. Второй «школой» стали представители нового поколения историков, стремившихся рассматривать историю гусизма и Чехии в соответствии с марксистскими концепциями; третья «школа»

5 Лаптева Л.В. Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М., 2002.

6 Кульшетов Е.Д., Рандин А.В. Советская историография гуситского движения. Вопросы историографии зарубежной истории. Межвузовский сборник трудов. Йошкар-Ола, 1991. С. 64-77

состояла из уже сформировавшихся историков-гуситологов, очертивших круг проблем и проводивших свои исследования согласно установленному до этого порядку, опираясь на описание гусизма Ф. Энгельсом как крестьянской войны, являвшейся проявлением национально-чешского революционного движения.

С 1970-х г., как заметили А.В. Рандин и Е.Д. Кульшетов, в советской богемистике наблюдался спад интереса как к гусизму, так и к чехословацкой истории в целом. В период написания их фундаментальной статьи как раз шел активный период издания работ Л.П. Лаптевой что позволило авторам высказать надежду на возрождение советской богемистики. Рандин А.В. часто отмечал наблюдающийся спад и отставание отечественной исторической науки в целом и отечественной богемистики от зарубежных наук в частности.

В историографии учеников Л.П. Лаптевой выделяется М.Ю. Досталь, выпускница исторического факультета МГУ и специалист по марксисткой историографии отечественной богемистики7. Большой вклад в систематизацию богемистики и гуситологии внесла Л.М. Гаркуша,

написавшая ряд работ об основных направлениях исследований

8

современной гуситологии.8.

Другой российский историк, А.Н. Галямичев9, отмечает недостаточную степень изученности истории чешской городской

7 Досталь М.Ю. Марксизм и историческая наука в страна Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1993.

Досталь М.Ю. Славянский вопрос: вехи истории.Сб., М.: 1997

8 Гаркуша Л,М. Современная гуситология в Чехии. Состояние и основные направления исследований. Диссертация на соискание степени к.и.н., М.: 2007.

9 Галямичев А.Н.Экономическое и социальное развитие раннего чешского города (Прага Х- начала XIII в.). Саратов, 1995.

Галямичев А.Н. Чешйский сейм как орган сословного предствительства: опыт сравнительно-исторического рассмотрения // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2014. №6 (29). С. 2

Галямичев А.Н. Средневековые города Чехии: общее и особенное в европейском контексте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2014. Т.14. №2. С. 54-57

культуры, которая, по его мнению, сыграла важную роль в становлении и развитии не только всего Чешского королевства, но и гуситского движения. Являясь представителем либерально-позитивистской историографии гусизма, он отмечает естественную эволюцию чешского общества, сформированного на городском пространстве, отличавшегося от социо-культурного пространства чешской деревни и развивавшегося по собственной траектории.

Достаточно часто изучение чешской истории в отечественной исторической науке происходит через изучение истории Священной Римской империи. Интерес к ней не угасает, а благодаря такой личности, как Карл IV Люксембург, Чешскому королевству обеспечено определенное внимание. Именно таким образом чешская история входит в сферу интересов М.А. Бойцова, доцента кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ и специалиста по истории и культуре средневековой Германии. В сферу его научных интересов входит символика власти в средние века, что отражено в ряде его работ о Золотой булле 1356 г. М.А. Бойцов считает ее выдающимся документом государственного уровня и описывает важность закрепленного в ней церемониала, отражавшего почитание римского императора как христианского правителя великой империи. В последнее время М.А. Бойцов также обратил внимание на освещение эпохи Гуса в российской и советской историографии, анализируя восприятие образа Яна Гуса в контексте восприятия самого периода историками разных школ.10.

Галямичев А.Н. Из истории средневековой Праги: резиденция главы чешской церкви и развитие города // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2017. Т. 17. №4. С. 465-470.

Галямичев А.Н. Пржемысловская легенда и коронационный обряд правителей средневековой Чехии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2017. Т.17. №4. С. 199-201.

Галямичев А.Н. О причинах широкого распространения магдебургского городского права в страанх Центральной и Восточной Европы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2019. Т.19. №2. С.178-182

10 Bojcov M.A. Hus and seine Zeit in russischer und sowjetischer historisch-literarischer Verabeitung. Bohemia: Zeitschrift fur Geschichte und Kultur der bohmischen Lander. Vol. 55, #1, s.1-17

Также нельзя не упомянуть работы Г.П. Мельникова, получившие признание в России и Чехии. Он выделяет чешский регион в отдельный культурно-исторический тип, что только подчеркивается особенностями гуситского движения и сформировавшейся в Чехии национальной культурой позднего Средневековья. Им также уделяется внимание чешской еврейской истории, однако рассматриваемый им период развития чешского еврейства выходит за хронологические зрамки данного исследования11.

О Гуситских войнах сказано практически все, что может быть сказано о событиях подобного масштаба. Историки Западной и Центральной Европы исследовали это явление практически со всех мыслимых сторон, уделяя внимание как политическим, религиозным, географическим, экономическим, культурным предпосылкам и причинам начала конфликта. Изучение гусизма и связанных с ним событием стало частью национального подъема для чехов, а исследование последнего независимого периода чешской истории стало визитной карточкой борцов за самобытность чешской культуры.

В современной истории западного христианства гусизм все чаще и чаще рассматривается не только как влиятельное религиозное течение в Центральной Европе, но и как прямой предшественник Реформации. Большое внимание уделяется влиянию, оказанное гусизмом и

11 Мельников Г.П. Социально-экономическая структура населения Праги в первой половине XIV в. Проблемы всеобщей истории. М., 1976.

Мельников Г.П. Этническое самосознание чехов во второй половине XIV в.// Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989.

Мельников Г.П. Этногенетический миф в самосознании чешской знати XIV в.// Элита и этнос средневековья. М., 1995.

Мельников Г.П. Идея славянской общности в чешской мысли средневековья // Славянские литературы: Культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XII Международный съезд славистов (Краков, 1998). М., 1998.

Мельников Г.П. «Образы власти» в сочинениях чешских гуманистов // Культура Возрождения и власть. М., 1999.

Мельников Г.П. Гуситское движение: причины, ход, результаты // Учебно-методический комплекс по истории средних веков. М., 2008.

Мельников Г.П. Имперское и чешское в концепции власти Карла IV // Славяне и их соседи. Вып. 12. М., 2008.

Иероним Пражский // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009.

окологуситскими идеологиями на чешское общество, культуру и экономику. Если в учебниках всеобщей истории под описание Гуситских войн может отводиться всего несколько параграфов, то отдельные исследования этого феномена позволяют ознакомиться с его реальным влиянием не только на чешский регион, но и на всю христианскую Европу в преддверии Нового времени.

Одним из первых исследователей в этой области стал Франтишек Палацкий, чей труд «История чешского народа в Чехии и Моравии»12, пронизанный ощутимым историческим романтизмом, привлек внимание к гусизму в период чешского национального возрождения. Он также представил гусизм пиком чешского развития - мотив, который подхватили многие более поздние историки.

Гусизм исследовали и историки-позитивисты, в частности Вацлав Томек, Я. Седлак и Я. Голл. В. Томек, архивист и представитель консервативного направления в чешской историографии, придерживался точки зрения о позитивном влиянии Австро-Венгрии на развитие Чешского королевства, нашедшую выражение в его работах по истории города Праги, Чешского королевства и Австрии. Его поддержка подлинности Краледворской и Зеленогорской рукописей наложили негативный отпечаток на его историческое наследие. Я. Седлак, автор биографии Яна Гуса, представляет католическую историографию гусизма, исследовал гусизм и его религиозные компоненты и описывал их как вторичный, приниженный виклифизм, свидетельствующий о несостоятельности Гуса как самостоятельного теолога и мыслителя.

Я. Голл, ученик В. Томека, открыто выступал с заявлениями о подлоге Краледворской и Зеленогорской рукописей. Его работа по исследованию Иеронима Пражского и Яна Жижки носили критический характер их жизни и деятельности, отмечая противоречивую природу

12 Palacky F. Dejiny narodu Ceskeho v Cechach a v Morave. D.1-V1. Praha, 1939

чешской Реформации. Я. Голл опубликовал большое количество источников по истории гусизма, а его вклад в развитие чешской исторической науки привел к основанию им чешской позитивистской школы в исторической науке.

Интерес к истории независимой чешской церкви не увядал на протяжении долгого времени. На их фоне выделяется Й. Пекаржж13, посвятивший свое исследовании личности Яна Жижки и охарактеризовавший Гуситские войны как худший период чешской истории. Пекарж считал распространение идей Джона Виклифа трагедией для Чешского королевства и последствием распространения псевдоинтеллектуальной культуры среди образованной верхушки. Он полагал, что среди основной массы населения не существовало предпосылок для начала религиозного переворота. Противоположного мнения придерживался Р. Урбанек, изучавший правление Иржи из Подебрад, военные тактики гуситов и положение чешского дворянство в период Гуситских войн14.

Во второй половине ХХ в. исследования Гуситского периода приобрели соответствующий социалистический оттенок. Интерес именно к гусизму возрос, так как чешские коммунисты считали себя преемниками таборитов. Внимание в основном уделялось социальному и экономическому аспектам гусизма и предшествующего ему периода, а сами историки отталкивались от уже разработанных концепций противостояния правителей и угнетенных и классовой борьбы. Тем не менее, большим авторитетом продолжили пользоваться представители довоенного позитивистского направления и историки чешской церкви15.

13 Pekar I Zizka я jeho doba. D ЬГУ, Praha 1927-1933

14 Урбанек сделал выводы о том, что основным достижением гусизма было развитие военного искусства чехов и отсрочивание упада шляхты, которое наступило гораздо быстрее во всех соседних государствах. См. игЬапек К Vek podebradsky. D I-IV, Praha 1915-1962

15 Исследования чешской церкви оставались популярными на протяжении всей современной чешской истории историографии. Из исследователей второй половины ХХ в. можно отметить А. Мольнара и Я. Кадлеца; историками марксистского направления являлись Й. Мацек, Ф. Граус, Р. Каливода и М.

История современной чешской богемистики начинается с Й. Добровского и его последователей, Й. Юнгмана16, Й. Мюллера и С. Рожная. Их подход к изучению чешской истории предопределил развитие самостоятельной чешской богемистики к началу чешского национального возрождения середины XIX в. Й. Добровский опубликовал множество источников по истории Чехии и при изучении чешской истории использовал критический метод. Он и его ученики считали гуситский период чешской истории наиважнейшим в становлении национального самосознания чехов. Его знания в области истории церкви и христианства в целом - в рамках изучения которых он также публиковал переводы Торы - позволяли ему оценивать деятельность гуситов с точки зрения самой церкви и христианской идеологии. Он и его сторонники нередко подвергались критике за их критику таборитского крыла гуситов, которых Добровский считал излишне жестокими. Недовольство со стороны других чешских историков также вызывала критика культа Яна Непомуцкого, содержавшаяся в цикле лекций Добровского «Критические опыты очищения чешской истории от позднейших вымыслов». Добровким была поднята тема последствий чешской Контрреформациии, в результате которой, он считал, был создан культ чешских святых из личностей абсолютно легендарных и не имевших реального исторического веса17.

Рансдорф, хотя большинство из них отошли от марксисткой идеологии в более поздних своих работах. Вообще век марксизма в чешских исторических исследованиях продлился недолго и уже к концу 1960-х гг. выделились другие направления исследований в изучении чешской истории и гусизма. Среди историков, отклонившихся от социалистических направлений, были Ф. Шмагел, П. Спунар., Я. Эршил, И. Главачек., Й. Краса и другие. См. Smahel F. Husitska revoluce.

16 Юнгман был филологом, однако он посвятил большую часть своих работ истории чешских языка и литературы. Его «История чешской литературы, или непрерывный обзор чешских документов с краткой историей народа, просвещения и языка» 1825 г. содержал впечатляющее историческое исследование, претендующее на звание самостоятельного.

17 Среди важнейших работ Йозефа Добровского хотелось бы отметить «Что необходимо исправить в венгерском издании «Ученых чехов»»; «О распространении книгопечатания в Богемии»; «Критические опыты очищения чешской истории от позднейших вымыслов»; «История богемских языка и литературы».

Особого внимания заслуживает фигура В. Ганки18, который, в своем стремлении создать чешскую историческую литературу, отвечавшую на запросы современного ему общества, создал серию фальшивых документов. Его Зеленогорская и Краледворская рукописи, «обнаруженные» историков в 1817 г., раскололи чешское историческое общество надвое, превратив изучение чешской истории в идеологическое противостояние. Деятели чешского национального пробуждения, принадлежавшие в основном к числу молодежи, приняли рукописи Ганки как достоверные и увидели в них то историческое наследие и историческую гордость, которую они искали в чешских источниках. Сторонники критического метода, в т.ч. сам Добровский, усомнившиеся как в использованном в рукописях языке, так и в обстоятельствах обнаружения рукописей, были определены в идеологические противники

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Новикова Анна Александровна, 2020 год

Список использованных источников и литературы

Список использованных архивных документов:

Опубликованные:

1. Archiv Univerzita Karlova v Praze (CZ-UKP) / Charter 783-XXV/24 от 18 июня 1413 г.

2. Archiv Univerzita Karlova v Praze (CZ-UKP)/ Charter I/17

3. Arhiv Zidovske Muze v Praze, MS. No 24

4. Arhiv Zidovske Muze v Praze, MS. No 64

5. Narodni archiv/ Ceské gubemium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 46

6. Narodni archiv/ Ceské gubemium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526) / Charter 50

7. Narodni archiv/ Ceska financm prokuratura Praha - listiny (12501782)/ Charter 58

8. Narodni archiv/ Ceské gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 111

9. Narodni archiv/ Ceské gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 116

10. Narodni archiv/ Ceské gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 124

11. Narodni archiv/ Ceské gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 128

12. Narodni archiv/ Ceské gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 136

13. Narodni archiv/ Ceské gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 153

14. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 182

15. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 272

16. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 344

17. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 348

18. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 381

19. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 384

20. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 476

21. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 523

22. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 622

23. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 626

24. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 627

25. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 698

26. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 724

27. Narodní archiv/ Ceské gubernium (0993-1526)/ Charter 730

guberniální lisntiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

guberniální listiny, Praha

28. Narodni archiv/ Ceske gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 744

29. Narodni archiv/ Ceske gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 767

30. Narodni archiv/ Ceske gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 781

31. Narodni archiv/ Ceske gubernium - gubernialni listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 800

Неопубликованные:

32. Archiv Metropolitni kapituly u sv. Vita / Charter 108.

33. Archiv Metropolitni kapituly u sv. Vita / Charter 419-XVI/28b

34. Narodni archiv/ Ceska financm prokuratura Praha - listiny (12501782)/ Charter 58 от 28 мая 1412 г.

35. Statni oblastni archiv v Plzni (CZ-SOAP)/ Tepla, klaster OPraem (1197-1908)/ Charter L86

36. Trebon, Statni oblastni archiv (CZ-SOAT) / Veltostatek Sedlec u Kutne Hory (1248-1801)/ Charter 39.

37. Trebon, Statni oblastni archiv (CZ-SOAT) / Veltostatek Sedlec u Kutne Hory (1248-1801)/ Charter 79

38. Trebon, Statni oblastni archiv (CZ-SOAT)/ Cizi rody Trebon/ Charter 13

39. Trebon, Statni oblastni archiv (CZ-SOAT)/ Cizi rody Trebon/ Charter 29

40. Trebon, Statni oblastni archiv (CZ-SOAT)/ Cizi rody Trebon/ Charter 30

41. Trebon, Statni oblastni archiv (CZ-SOAT)/ Cizi rody Trebon/ Charter 46

42. Treboñ, Státní oblastní archív (CZ-SOAT)/ Cizí rody Treboñ/ Charter 505

43. Treboñ, Státní oblastní archív (CZ-SOAT)/ Cizi statki Trebon/ Charter 4206

44. Treboñ, Státní oblastní archív (CZ-SOAT)/ Histórica Treboñ/ Charter 11

45. Treboñ, Státní oblastní archív (CZ-SOAT)/ Historica Treboñ/ Charter 51

Список использованных исторических хроник:

46. Козьма Пражский. Чешская хроника [Текст] / Пер. и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. Л.В. Разумовская и В.С. Соколов / М.: Издательство АН СССР, 1962. 295 с.

47. Контамин Ф. Война в Средние века / СПб.: Ювента, 2001. 414

с.

48. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника / ред. К.А. Гусеева / М.: Изд-во АН ССР. 1962. 330 с.

49. Сикст из Оттерсдорфа. Хроника событий, свершившихся в Чехии в бурный 1547 год / Пер. и комм. А.И. Виноградовой и Г.П. Мельникова. М.: Наука, 1989.

50. Жан Фруассар. Хроники. 1340-1350 / Пер. М. Аникиева / СПб: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2012. 850 с.

51. Chronicon Bohemiae Lipsiense / Цит. по: Emler J. Fontes rerum bohemicarum. 7. Praha, 1932;

52. Chronicon Palatinum / Цит. по: Emler J. Kronika vídeñská druhá. Fontes rerum bohemicarum. 7. Praha, 1932.

53. Engelhus D. Chronicon Engelhusii / Scriptores rerum brunsuicarum II / Ed. G. W. Leibnitz. Hannover: Hahn, 1711. P. 1134.

54. Ludolf von Sagan. Tractatus de longevo schismate /Цит. по: Machilek F. Ludolf von Sagan und seine Stellung in der Auseinandersetzung um Konziliarismus und Hussitismus. Munich: Lerche, 1967.

55. Passio Judaeorum Pragensium / Цит. по: Newman B. Medieval Crossover: Reading the Secular against the Sacred. University of Notre Dame, 2013. 416 p.

56. Passio Judaeorum Pragensium secundum Johannem rusticum quadratum, ed. Lehmann Paul, in Die Parodie im Mittelalter, mit 24 ausgewählten parodistischen Texten, 2nd ed. (Stuttgart: Hiersemann, 1963), 211-16

57. Wolfhagen T.E. von. Die Limburger Chronik / Цит. по: Тилеман Элен фон Вольфхаген. Лимбургская хроника. Пер. А.С. Котова, 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Tilemann Ehlen Wolfhagen/frametext1.ht m / Дата обращения: 25.07.2018

Список использованных произведений жанра литературы путешествий:

58. Ибн Хордадбех Книга путей и стран [Электронный ресурс] URL: http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/I.phtml?id=2049 / Дата обращения: 20.12.2015

59. Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка / Журнал Министерства народного просвещения, 1902 [Электронный ресурс] URL: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0502.htm (Дата обращения: 29.01.2016)

Список использованных юридических документов:

60. Fidel Fita y Colomé. Edicto de los Reyes Catolicos (31 marzo 1492) desterrado de sus estados a todos los Judios. Boletin de la Real Academia

de la Historia. Tomo 11, 1887. Текст доступен по: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/boletin-de-la-real-academia-de-la-historia--7/html/02588820-82b2-11df-acc7-002185ce6064 123.html#I 37

61. Protocollum visitationis archidiaconatus Pragensis annis 1379— 1382 per Paulum de Janowicz, archidiaconum Pragensem factae / ed. I. Hlavacek, Zd. Hledikova. Prague: Academia scientiarum bohemoslovacae, 1973. 529 p.

62. Quamvis perfidiam Iudeorum - Bulle pontificale. Оригинал документа: Archivum Secretum Apostolicum, Reg. Vat. 142, fol. 67v; Archivum Secretum Apostolicum, Reg. Vat. 244L, fol. 17r-18v. Полный текст доступен: [Электронный ресурс] URL: www.cn-telma.fr/relmin/extrait87469/

63. Scrutinium Dialogus Pauli et Sauli contra Judaeos, sive Scrutinium scripturarum. Mantua, 1475. Текст издания 1591 г. в Бургосе доступен по: [Электронный адрес] URL: archive.org/details/ScrutiniuScripturarum

64. Золотая Булла 1356 г. [Электронный ресурс] URL: http://avalon.law.yale.edu/medieval/golden.asp / Дата обращения: 24.12.2015

Список использованных сборников источников:

65. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. М., 1963.

392 c.

66. Послания магистра Иоанна Гуса, сожженного римскою курией в Констанце 6 июля 1415 г. / Пер. с чешск. и лат. языков А. Вознесенского, М.: 1903.

67. Codex Diplomaticus et Epistolaris Moraviae// Vol. II, s.e.o. Boczek A. Brun, 1845

68. Codex Diplomaticus et Epistolaris Moraviae / Vol. 4, S.e.o. Boczek A. Olomucii, 1845. 412 l.

69. Codex Diplomaticus et Epistolaris Moraviae / Berthold Bretholz, Vol. 4. Brunn, Verlag ds Mahrischen Landesausschusses, 1903. 194 s.

70. Codex Juris Bohemici / Jirecek H. Vol. 1. Pragae, Typis et Sumptibus Typograph I. L. Kober, 1867. 460 l.

71. Continuator chronicae Benesi Krabice / Ed. Gelasius Dobner, Kronika Benese Krabice // Monumenta historica Boemiae. Vol. 4. Prague: Clauser, 1779.

72. Drimal J., Stupkova M. / Ceska financni prokuratura / Katalog SUA / Listiny, 1250-1785 / Praha, 1970.

73. Monumenta Historica Boemiae / Pragae, Literie Rofenmuller Haeredum, Joanne Beranek Fassore, 1784. 524 p.

74. Nase narodni mmulost v dokumentech// Praha: D1// 1954, s. 83-84.

75. Privilegia nekralovskych mest ceskych z let 1453-1500. Praha: Nakladatelstvi ceskoslovenske akademie ved, 1960. 411 l.

Список использованных Интернет-ресурсов:

76. The Urban Anthropology Inc [Электронный ресурс] URL: http://www.urban-anthropology.org (Дата обращения: 19.11.2015)

77. А. Львов. Махараль из Праги, спор о пилпуле и проблемы еврейского образования. [Электронный ресурс] http ://lvov.judaica. spb.ru/pilpul.shtml

78. Еврейская энциклопедия Готтайля и Фогельштейна, 1906 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.jewishencyclopedia.com/articles/4379-church-councils#anchor3 (Дата обращения: 19.11.2015)

79. Календарь религиозных праздников (Пасха) [Электронный ресурс] URL: http ://5ko.free.fr/en/easter. php ?y=14 (Дата обращения: 04.03.2016)

80. Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка / Журнал Министерства народного просвещения, 1902 [Электронный ресурс] URL:

http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0502.htm (Дата обращения: 29.01.2016)

81. Респонс. Статья из Электронной Еврейской Энциклопедии [Электронный ресурс] URL: http://www.eleven.co.il/article/13498 (Дата обращения: 29.01.2016)

82. Электронная еврейская библиотека [Электронный ресурс]

URL:

http://www.iewishvirtuallibrary.org/isource/iudaica/eiud 0002 0004 0 03252. html (Дата обращения: 15.02.2016)

83. Isaac Husik. A History of Medieval Jewish Philosophy. NY: Meridian Books, 1916. 462 p. [Электронный ресурс] URL: http://www. gutenberg.org/files/27821/27821 -h/27821 -h.htm

84. Antisemitism Worldwide 2016. General Analysis Draft / Tel Aviv University / Moshe Kantor Database for the Study of Contemporary Antisemitism and Racism / 2017 [URL]: http://english.tau.ac.il/sites/default/files/media server/ENGLISH/Shoah 2016.p df (Дата обращения: 03.09.2018)

85. Antisemitism Worldwide 2017. General Analysis Draft / Tel Aviv University / Moshe Kantor Database for the Study of Contemporary Antisemitism and Racism / 2018 [URL]: http://kantorcenter.tau.ac.il/sites/default/files/Doch full 2018 220418.pdf

http ://fmg.ac/Projects/MedLands/MILAN обращения: 12.07.2018)

87. Prague, Encyclopedia Judaica. [Электронный ресурс] URL: http://www.iewishencyclopedia.com/articles/12329-prague#anchor11 (Дата обращения: 14.04.2017)

88. Shlomo Pines. A Tenth Century Philosophical Correspondence [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/32678353ZA Tenth Century Philosophical Corresp ondence

89. Shlomo Pines. Jewish Philosophy (from collected works, vol. 5) [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/32694668/Jewish Philosophy from Collected Wor ks vol V

90. Shlomo Pines. Scholasticism after Thomas Aquinas and the teachings of Hasdai Crescas and his predecessors [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/32663745/Scholasticism After Thomas Aquinas a nd the Teachings of Hasdai Crescas and his Predecessors.PDF

91. The Urban Anthropology Inc [Электронный ресурс] URL: http://www.urban-anthropology.org (Дата обращения: 22.10.2015)

92. Conciliu Toletanum quartum - [Электронный ресурс] Benedictus Levita: информ.-справочный портал. 2006-2013. URL: http://www.benedictus.mgh.de/quellen/chga/chga_046t.htm (Дата обращения: 16.01.2016)

93. Вице-спикер Госудумы назвал противников передачи Исаакиевского собора РПЦ потомками выходцев «из-за черты оседлости» [Электронный ресурс] URL: https://meduza.io/news/2017/01/23/vitse-spiker-gosdumy-nazval-protivnikov-peredachi-isaakievskogo-sobora-rpts-potomkami-vyhodtsev-iz-za-cherty-osedlosti (Дата обращения: 22.09.2018)

94. Петр Толстой обвинил выходцев из-за черты оседлости в нежелании отдать РПЦ Исаакиевский собор/ Московский комсомолец от 24.01.2017 [Электронный ресурс] URL:

http://www.mk.ru/politics/2017/01/24/televedushhiy-tolstoy-obvinil-evreev-v-nezhelanii-otdat-rpc-isaakievskiy-sobor.html (Дата обращения: 22.09.2018)

95. Милонов: предки Вишневского и Резника варили нас в котлах/ Московский комсомолец от 13.02.2017 [Электронный ресурс] URL: http://www.mk.ru/politics/2017/02/13/milonov-predki-vishnevskogo-i-reznika-varili-nas-v-kotlakh.html Дата обращения: 23.09.2018

96. Виталий Милонов против депутатов петербургского парламента. Главное/ ИО «Медуза» от 13.02.2017 [Электронный ресурс] URL: https://meduza.io/feature/2017/02/13/vitaliy-milonov-protiv-deputatov-peterburgskogo-zaksobraniya-glavnoe (Дата обращения: 23.09.2018)

97. Зимняя школа «СЭФЕР», программа 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.sefer.ru/rus/education/international conferences/prog Rus 2019.p df (Дата обращения: 12.10.2019)

98. А. Львов. Махараль из Праги, спор о пилпуле и проблемы еврейского образования. [Электронный ресурс] http://lvov.judaica.spb.ru/pilpul.shtml (Дата обращения: 24.10.2019)

99. Evina Steinova. „All that suffering" : Hebrew Narratives about the Prague Easter massacre and their interaction with the Latin material. Materials for the conference 'Knaanic Language: Structure and Historical background', Prague, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/2300606/_All_that_Suffering_Hebrew_Narratives_a bout_the_Prague_Easter_massacre_of_1389_and_their_interaction_with_the_L atin_material (Дата обращения: 18.09.2019)

http://www.jewishencyclopedia (Дата обращения: 19.11.2015)

101. Evina Steinova. „All that suffering" : Hebrew Narratives about the Prague Easter massacre and their interaction with the Latin material. Materials for the conference 'Knaanic Language: Structure and Historical background', Prague, 2012. [URL]: https://www.academia.edu/2300606/ All that Suffering Hebrew Narratives a bout the Prague Easter massacre of 1389 and their interaction with the L atin material

Список дополнительных энциклопедических материалов:

102. Большая советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ М.: Изд-во Советская энциклопедия, Т. I., 1970. 608 с.

103. Всемирный энциклопедический словарь/ Ред. М. Адамчик. М.: Современный литератор, 2007. 1640 с.

104. Краткая Еврейская Энциклопедия/ Гл. ред. И. Орен (Надель), М. Занд. Иерусалим: Изд-во Кетер, 1988. Т. 4. 1016 с.

105. Советская историческая энциклопедия/ Ред. Е.М. Жуков. Т. I. М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961. 530 с.

Список использованной научной литературы:

106. Барг М.А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. М.: Наука, 1979. 230 с.

107. Басовская Н.И. Англия и Франция в международной жизни Западной Европы XII-XV вв. // Средние Века. 1988. № 51. С. 5-22.

108. Басовская Н.И. Англо-французские противоречия конца XIII-XIV вв. и страны пиренейского полуострова // Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме: сб. науч. тр. -М.: ИВИ, 1985. С.72-92.

109. Басовская Н.И. Идеи войны и мира в западноевропейском средневековом обществе // Средние Века. 1990. № 53. С. 44-51.

110. Басовская Н.И. Историография Столетней войны / Историография проблем международных отношений и национальных движений в Западной Европе: сб.научн.тр. - М.: МГИАИ, 1982. С. 5-23.

111. Басовская Н.И. Политическая борьба Англии и Франции первой половины XV в. и Столетняя война // Идейно-политическая борьба в средневековом обществе: сб.научн.тр. - М.: ИВИ, 1984. 233 с.

112. Басовская Н.И. Правитель и народ: миф и реальность // Средние Века. № 54. М., 1991. С. 23-34.

113. Басовская Н.И. Столетняя война и рост политической активности городского сословия/Н.И. Басовская // Городская жизнь в средневековой Европе: [сб. ст./АН СССР, Ин -т всеобщ. истории; редкол.: Е.В. Гутнова (отв. ред.) и др.]. - М.: [б. и.], 1987.

114. Басовская Н.И. Столетняя война: леопард против лилии // М.: АСТ: Олимп, 2002. - 428 с.

115. Батшев Д.А. Священная война в контексте Крестовых походов // М.: Либроком, 2013. 144 с.

116. Берн А., Игоревский Л.А. Битва при Азенкуре. История Столетней войны с 1369 по 1453 г. // М., 2004. 357 с.

117. Бессмертный Ю.Л. Демографические и социальные процессы во французской деревне XIV в. // Французский ежегодник. 1981. С. 127146.

118. Бессмертный Ю.Л. К изучению торговли в среднерейнской деревне ХП-ХШ вв. / Ю.Л. Бессмертный // Средние века. Вып. 25. М.: Наука, 1964. -С. 76-98.

119. Бессмертный Ю.Л. Предпосылки и характер крестьянских движений во Франции в XIV в. // Французский ежегодник. 1974. С. 205-225.

120. Бессмертный Ю.Л. Проблема западноевропейской торговли в Х1-ХШвв. в современной западной медиевистике / Ю.Л. Бессмертный // Средние века. Вып. 23.-М.: Наука, 1969.

121. Бессмертный Ю.Л. Расцвет феодализма и город (к постановке проблемы) / Ю.Л. Бессмертный // Средневековый город: Межвузовский научный сборник / Отв.ред. проф. С.М.Стам. Вып. 6. Саратов: Изд-во СГУ, 1981.— С.31-36.

122. Бессмертный Ю.Л. Феодальная деревня и рынок в западной Европе ХП-ХШ вв. (По северофранцузским и западнонемецким материалам) / Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1969. - 371 с.

123. Бойцов М.А. Меч, скипетр и держава. Особенности второго церемониального раздела в Золотой Булле императора Карла IV // Средние века, 2013. Т. 74, №3-4. С. 221-250

124. Бойцов М. Скромное обаяние власти / Одиссей: Человек в истории, 1995. М.: Наука, 1995 - С. 56-72

125. Бойцов М.А. Города Германии до конца XV в. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы / Отв. ред. А.А.Сванидзе. Том 1. Феномен средневекового урбанизма V- к. XI вв. М.: Наука, 1999. С.73-92.

126. Бойцов М.А. Политическая активность немецкого бюргерства на имперских собраниях второй половины XIV в. // Средневековый город: Межвузовский научный сборник / Отв. ред. проф. С.М. Стам. Вып. 10. Саратов: Изд-во СГУ, 1990. с. 30-40.

127. Вебер М. История хозяйства. Город / М.: Канон-Пресс-центр Кучково Поле, 2001. 486 с.

128. Галямичев А.Н. Города Чехии в эпоху немецкой колонизации / Саратов, 2017. 152 с.

129. Галямичев А.Н. Из истории средневековой Праги: резиденция главы чешской церкви и развитие города // Известия Саратовского

университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2017. Т. 17. №4. С. 465-470.

130. Галямичев А.Н. О причинах широкого распространения магдебургского городского права в страанх Центральной и Восточной Европы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2019. Т.19. №2. С.178-182

131. Галямичев А.Н. Пржемысловская легенда и коронационный обряд правителей средневековой Чехии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2017. Т.17. №4. С. 199-201.

132. Галямичев А.Н. Средневековые города Чехии: общее и особенное в европейском контексте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2014. Т.14. №2. С. 54-57

133. Галямичев А.Н. Чешйский сейм как орган сословного предствительства: опыт сравнительно-исторического рассмотрения // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2014. №6 (29). С. 2

134. Галямичев А.Н.Экономическое и социальное развитие раннего чешского города (Прага Х- начала XIII в.) / Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Саратов, 1996. 309 с.

135. Гаркуша Л.М. Современная гуситология в Чехии. Состояние и основные направления исследований / Диссертация на соискание степени к.и.н., М.: 2007.

136. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада / М.: Языки славянской культуры, 2002. 491 с.

137. Гольдберг С.-А. Появление общинной модели: законы и привилегии (Священная Римская империя германской нации и Австро -

Венгерская империя). В: Тысяча лет культуры ашкеназов. М.: Изд-во «Книжники», 2006. 558 с.

138. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры/ М.: Искусство, 1984. 285 с.

139. Гуревич А.Я. О соотношении народной и ученой традиции в средневековой культуре (Заметки на полях книги Жака Де Гоффа) / Французский ежегодник. 1982. М., 1984. С.209-224

140. Гуревич А. Я. Нескромное обаяние власти / Одиссей: Человек в истории, 1995. М.: Наука, 1995. - С. 46-59.

141. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / М.: Искусство, 1981. 359 с.

142. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / М., 1990.

143. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков / М.: Высшая школа, 1985. 477 с.

144. Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе / М.: Наука, 1984. 358 с.

145. Досталь М.Ю. Марксизм и историческая наука в странах Центральной и Юго-Восточной Европы / М., 1993.

146. Досталь М.Ю. Марксизм и историческая наука в странах Центральной и Юго-Восточной Европы / М.: 1993.

147. Досталь М.Ю. Славянский вопрос: вехи истории / Сб., М.:

1997

148. Дубнов С.М. Краткая история евреев / Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 432 с.

149. Йерушалми Й.Х. Захор: Еврейская история и еврейская память / М. - Иерусалим, 2004. 167 с.

150. Иосиф Флавий. Иудейская Война / пер. Я.Л. Чертока/ Беларусь, 1991. 512 с.

151. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма / Т.2: Крестьянство Европы в период развитого феодализма / М.: Наука, 1986. 695 с.

152. Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период.// Под ред. Лаптевой Л.П.// М.: Издательство МГУ// 1999 г.// с. 17-19

153. Кац Я. Евреи в средневековой Европе. Замкнутость и толерантность / Иерусалим: Библиотека-Алия, 1992. 334 с.

154. Копелев Л.3. Чужие / В: Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 1994. 336 с.

155. Косминский Е.А. Проблемы английского феодализма и историография средних веков. М.: Наука, 1963. - 456 с.

156. Краткая история Чехословакии. С древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.Х. Клеванский, В.В. Марьина, И.П. Поп / М.: Изд-во «Наука, 1988. 534 с.

157. Кульшетов Е.Д., Рандин А.В. Советская историография гуситского движения. Вопросы историографии зарубежной истории. Межвузовский сборник трудов. Йошкар-Ола, 1991. С. 64-77

158. Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах// Записки Императорской Академии Наук// Т.1// Выпуск №2, 1879 г.// с. 21-26

159. Лаптева Л.В. Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М., 2002.

160. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. Учебно-методическое пособие. М., 1990. 95 с.

161. Лаптева Л.П. История Чехии периода феодализма (V -середина XVII в.) / Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1993. 159 с.

162. Лаптева Л.П. Краледворская и Зеленогорская рукописи и их оценка в России XIX и начала ХХ вв.// Studia slavica, Вып. 21// Budapest, 1975// с.67-94

163. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. С.В. Чистяковой и Н.В. Шевченко под ред. В.А. Бабинцева. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2002. 328 с.

164. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Перевод с фр./ Общ. ред. С.К. Цатуровой. - М.: Изд. Группа «Прогресс», 2001. 440 с.

165. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Перевод с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1992. 376 с.

166. Левинсон К.А. О возможном влиянии идей Йегуды Лёва бен Бецалеля на педагогическую концепцию Яна Амоса Коменского. М.: Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСГТУ). Серия 4: Педагогика, Психология. 2017. С. 41-56

167. Лучицкая С.И. Крестовые походы. Идея и реальность. СПб.: Наука, 2019. 389 с.

168. Люблинская А.Д. Столетняя война и народные восстания XIV-XV вв. / История Франции / Под ред. А.З. Манфреда, В.М. Далина, В.В. Загладина, С.Н. Павлова, С.Д. Сказкина. Т. I. М., 1972. С. 115-150.

169. Майорова Е.И. Женщины в эпоху Крестовых походов / М.: Вече, 2012. 400 с.

170. Малинин Ю. П. Королевская троица во Франции в XIV-XV вв. / Одиссей: Человек в истории, 1995. -М.: Наука, 1995. С 19-34.

171. Малинин Ю. П. Мораль и политика во Франции во второй половине XV в. / Политические деятели Античности, Средневековья и Нового времени. Л., 1983. С. 87-96.

172. Мельников Г.П. «Еврей и купец пражский» (Социоэкономическая и социокультурная ситуация пражского еврейского

купечества в конце XVI-начале XVII вв.) // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: Средние века - начало Нового времени. Сборник тезисов.М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1993. С. 73-75.

173. Мельников Г.П. «Образы власти» в сочинениях чешских гуманистов // Культура Возрождения и власть. М.: Академиздатцентр «Наука», 1999. С. 191-198

174. Мельников Г.П. Архитектурно-топографическая организация городской среды Праги в эпоху средневековья как историко -культурная парадигма // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М.: Наука, 1996. С. 128-135.

175. Мельников Г.П. Гуситское движение: причины, ход, результаты / Учебно-методический комплекс по истории средних веков. М., 2008. Книга 5. С. 215-225

176. Мельников Г.П. Еврейское население Праги в системе внутригородских конфессиональных, этнических, экономических и социокультурных отношений (XIV - начало XVII в.) // Славяне и их соседи. Этопсихологические стереотипы в средние века. М., Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1990. С. 28-54

177. Мельников Г.П. Идея славянской общности в чешской мысли средневековья / Славянские литературы: Культура и фольклор славянских народов: Доклады российской делегации / XII Международный съезд славистов (Краков, 1998). М., 1998. С. 304-320

178. Мельников Г.П. Из истории общественно-политической борьбы в Чехии в 20-е гг. XVI в. // Советское славяноведение. 1980. №5. С. 53-63.

179. Мельников Г.П. Имперское и чешское в концепции власти Карла IV / Славяне и их соседи. Выпуск №12: Власть, общество, культура

в славянском мире в Средние века К 70-летию Б.Н. Флоря. М.: ИнСлав РАН, 2008, 434 с.

180. Мельников Г.П. Имперское и чешское в концепции власти Карла IV // Славяне и их соседи. Вып. 12. М., 2008.

181. Мельников Г.П. Социально-экономическая структура населения Праги в первой половине XIV в./ Проблемы отечественной и всеобщей истории. М.: Изд-во Московского ун-та, Т.3. 1976. С. 200-216

182. Мельников Г.П. Социально-экономическое и политическое развитие города в Польше, Чехии и Венгрии // История Европы. Т.2: Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. С. 387-392.

183. Мельников Г.П. Социоэкономическое и социокультурное положение еврейского населения Праги в конце XVI - начале XVII в. // Славяне и их соседи. Выпуск №5: Еврейское население в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Средние века - Новое время. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 123-135

184. Мельников Г.П. Этническое самосознание чехов во второй половине XIV в. / В: Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 205-216.

185. Мельников Г.П. Этногенетический миф в самосознании чешской знати XIV в. / Элита и этнос средневековья. М.: Наука, 1989. С. 205-215.

186. Мельников Г.П. Этносоциокультурный диалог в Праге XIV_XVI вв.: город и гетто // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: ИВИ РАН, 1995. С. 144-151.

187. Мельникова Е. А. Образ мира: географические представления в Западной и Северной Европе в V-XIV в. М.: Янус-К, 1998. 254 с.

188. Монусова Е. История крестовых походов / СПб: Астрель-СПб, 2010. 506 с.

189. Репина Л.П. Город, общество, цивилизация: историческая урбанистика в поисках синтеза / Л.П. Репина // Город как социокультурное явление исторического процесса / Под ред. д.и.н. Э.В. Сайко. М.: Наука, 1995. С. 32-38.

190. Репина Л.П. Место и роль городского представительства в английском средневековом парламенте / Л.П. Репина // Власть и политическая культура в средневековой Европе./ Ред Е.В. Гутнова. М., 1992. - С. 179-185.

191. Репина Л.П. Население городов // Город в средневековой цивилизации Западной Европы: Сб.очерков в 4-х томах. / РАН ИВИ / Отв. ред. А.А.Сванидзе. Том 1. Феномен средневекового урбанизма V - к. XI вв.-М.: Наука, 1999. С. 169-213

192. Руколь Б.М. Чехия в XII-XV вв.// История средних веков/ Под ред. Е.А. Косминского и С.Д. Сказкина. М., 1952. С.440-459.

193. Сказкин С.Д. Международные отношения в Европе в конце XV и первой половине XVI в. / Сказкин С.Д. Из истории социально -политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.: Наука, 1981. 298 с.

194. Славяне и их соседи. Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (Средние века - начало Нового времени) / Отв. ред. Флоря Б.Н. / М.:2003. 96 с.

195. Томек В. История Чешского королевства / Пер. с чешского под ред. В. Яковлева.СПб.: Издание книгопродавца С.В. Звонарева, 1868. 843 с.

196. Уваров П.Ю. Интеллектуалы и интеллектуальный труд в средневековом городе / Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. II. Жизнь города и деятельность горожан. М.: Наука, 1999. 390 с.

197. Филип Шафф. История христианской церкви. Средневековое христианство. От Григория VII до Бонифация VIII. 1049-1294 г. по Р.Х.// Изд-во Litres// Т. 5// 2017 г.// с. 113

198. Хартнелл Дж. Голое Средневековье. Жизнь, смерть и искусство в Средние века // М.: АСТ, 2019/ 495 с.

199. Хачатурян Н.А. Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда/ М.-Спб.: Алетейя, Вып. I, 2001.352 с.

200. Хачатурян Н.А. Город в системе феодальной формации / Н.А. Хачатурян // Вопросы истории. 1983. № 1. - С. 69-84.

201. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XII-XV вв./ Учеб. Пособи для ВУЗов. М.: Высш. шк., 1989. 274 с.

202. Червонов С.Д. Испанский средневековый город / Редакторы -составители: О.В. Ауров, Е.И. Щербакова, Н.И. Мойса, А.А. Астайкин. — СПб.: «Евразия», 2018. — 496 с.

203. Яков Кац. Традиция и кризис / ред. К. Клюшников, пер. Б. Дымарский. М.: Текст, 2010. 544 с.

Список использованной литературы на иностранном языке

204. Abraham David (ed.) Anonymní hebrejská kronika z rane novoveké Prahy. Praha: Academia, 2013. 150 s.

205. Abraham David. Four Traumantic Events in the Sixteenth-Century as Seen Through the Ezes of David Gans, the Author of the Hebrew Chronicle from Prague and Joseph ha-Kohen. Judaica 72:3, 2016. P. 368-386

206. Abraham David. Jewish Sages in Meieval Erfurt. Judaica 70:2-3 (2014). P. 121-138

207. Abraham David. Jewish Travelers from Europe to the East, 12th-15th centuries. Miscelánea de Estudios Árabes y Hebraicos, vol. 62 (2013): 1139

208. Abraham David. Medieval & EarlyModern Jewish Societies. Central Europe and the Near East. LAP Lambert Academic Publishing, 2019. 169 p.

209. Abraham David. Prague Jewry during the Civil War: The 'Passauer Kriegsvolk' in 1611 as reflected in Contemporary Hebrew Sources. Judaica 73:4, 2017. P. 378-396

210. Agnew H.L. The Czechs and the Lands of the Bohemian Crown. Stanford: Hoover Press, 2004. 442 p.

211. Alexander Altmann. Essays in Jewish Intellectual History. University Press of New England for Brandeis University Press, 1973.

212. Alexander Altmann. Studies in Religious Philosophy and Mysticism. Cornell University Press, 1969.

213. Alexander Putik. On the Topography and Demography of the Prague Jewish Town Prior to the Pogrom of 1389 // Judaica Bohemiae. Vol. 3031, 1994/1995. P. 7-46.

214. Alexandr Putik. History of Jews in Lands of Bohemia before XVI century/ Prague: Jewish Museum in Prague, 2015. 107 p.

215. Anderson P. Passages from Antiquity to Feudalism / NY: Verso, 2013 / p. 256-269

216. Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution/ ed. Levy R.S. Vol. 1. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. P. 564

217. Antonin Robert. Ceske zeme za poslednich Premyslovcu I. (11921253). / Praha : Libri, 2012. 432 s.

218. Bartos F.M. Cechy v dobe Husove 1378-1415 / Praha: Laichter, 1947. 520 s.

219. Behova Marie; Frolik Jan; Profantova Nad'a. Velke dejiny zemi Koruny ceske I. Do roku 1197 / Praha ; Litomysl : Paseka, 1999. 800 s.

220. Benesovska K., Durdik T., Chotebor P. Architektura goticka, Sprava prazskeho hradu. Praha, 2001. 319 s.

221. Bojcov M.A. Hus and seine Zeit in russischer und sowjetischer historisch-literarischer Verabeitung. Bohemia: Zeitschrift fur Geschichte und Kultur der bohmischen Lander. Vol. 55, #1, s.1-17

222. Bynum C.W. Wonderful Blood: Theology and Practice in Late Medieval Northern Germany and Beyond / Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2007. 456 p.

223. Cihova J. Zlata bula Karla IV / Ziva historie #7-8 2015. Brno: Extra Publishing. S. 14-23

224. Cornej P. Velke dejiny zemi koruny ceske. Sv. V. 1402-1437 / Praha, 2000. 790 s.

225. Dan Jones. The Plantagenets: The Warrior Kings and Queens who made England / NY: The Viking Press, 2012. 456p.

226. Dario Fernandez-Morera. The Myth of Andalusian Paradise/ The Intercollegiate Review. Intercollegiate Studies Institute, 2006. pp.23-31

227. David C. Mengel. Emperor Charles IV (1346-1378) as the Architect of Local Religion in Prague. Austrian History Yearbook, 41. 2010. P. 15-29.

228. Eckert W.P. Die Juden im Zeitalter Karls IV / Kaiser Karl IV: Staatsmann und Mäzen / Ed. Ferdinand Seibt. Munich: Prestel, 1978. S. 123 -45.

229. Elisheva Baumgarten, Mothers and Children: Jewish Family Life in Medieval Europe / Princeton University Press, 2004. 294 p.

230. Emler J. Cisar Karel IV. Vlastni zivotopis / Praha: J Otto, 1909. 72

s.

231. Eugene Van Cleef. Some Aspects of Urbanistics / The Professional Geographer,V. 9 №3, 1957. p. 2-10

232. Evina Steinova. Jews and Christ Interchanged: Discursive Strategies in Passio Iudeorum Pragensium [Graeco-Latina Brunensia 17 (2012)]

233. c Gottlieb Bondy, Frantisek Dworsky. Geschichte der Juden in Boehmne, Maehren und Schlesien von 906 bis 1620. Prague, 1906. Vol. 1, no. 467. Pp. 341-342

234. Grayzel S. The Church and the Jews in the 13th Century: A Study of Their Relations during the Years 1198-1254 / Rev. ed. New York: Hermon Press, 1966. 357 p.

235. Grayzel S. The Church and the Jews in the 13th Century: A Study of Their Relations during the Years 1198-1254. Rev. ed. New York: Hermon Press, 1966. P. 92-95.

236. Gregory B. Kaplan. The Inception of Liimpiexa de Sangre (Purity of Blood) and its Impact in Medieval Goden Age Spain / In: Marginal Voices. Brill, 2012.P. 19-41

237. Harry Austryn Wolfson. Philo: Foundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam. Cambridge: Harvard University Press, 1947. Pp. XVI, 462; XIV, 531

238. Hering Torres. Race and Blood in the Iberian World / Berlin: Lit,

2012

239. Jan Ptasnik. Abraham Judaeus Bohemus v "Obrazki z przeslosci Krakowa" (2), Krakow, 1903, l. 38-48

240. Jaroslav Drimal, Marie Stupkova// Ceska financni prokuratura// Katalog SUA// dil. Listiny, 1250-1785// Praha, 1970.

241. Jaroslav Panek, Oldrich Tuma et Al. II. A Historz of the Czech lands. Praha: Karolinum Press, 2018

242. John Edward Longhurst. The age of Torquemada / Ch. XI, pp. 143151

243. Jonathan Adams, Cordelia Heß. The Medieval Roots of Antisemitism. Continuities and Discontinuities from the Middle Ages to the Present Day. Routlege, 2018. 488 p.

244. Josef Zemlicka. Premyslovci: Jak zili, vladli a umirali / Praha: Nakladetelstvi Lidove noviny, 2005. 497 s.

245. Josef von Wertheimer. Die Juden in Osterreich / Leipsic: Mayer und Wigand, 1842. 408 s.

246. Kantor M. Codex Judaica: Chronological index of Jewish History / NY: Zichron Press Inc., 2007 (3rd edition). 394 p.

247. Katerina Capkova. Czechs, Germans, Jews? National Identity and the Jews of Bohemia. NY - Oxford, Berghahn Books, 2012.

248. Kenneth Stow. The Jewish Family in the High Middle Ages: Form and Function / American Historical Review, 1992. pp. 1085-1110

249. Le Goff J. Your Money or Your Life: Economy and Religion in the Middle Age / Trans. P. Ranum. New York: Zone, 1988. 127 p.

250. Leo Strauss. How to Study Medieval Philosophy // Interpretation 23, no. 3, 1996. P.319-338

251. Little L.K. Religious Poverty and the Profit Economy in Medieval Europe / Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1978. 268 p.

252. Machilek F. Ludolf von Sagan und seine Stellung in der Auseinandersetzung um Konziliarismus und Hussitismus. Munich: Lerche, 1967. S. 141, 197.

253. Martin Pjecha. Taborite Apocalyptic Violence and its Intellectual Inspirations (1410-1415) / The Bohemian Reformation and Religious Practice / Vol. 11 / Prague: FILOSOFIA, 2018. P. 76-78

254. Martin Wihoda. Vladislaus Henry: The Formation of Moravian Identity / transl. Katerina Millerova. Leiden; Boston: Brill Academic Publishers, 2015. 354 p.

255. Marx A. "Le faux Messie Ascher Lemlein", 1911. P. 135-136

256. Maurycy Horn. Jewish Jurisdiction's Dependence on Royal Power in Poland and Lithuania up to 1548. Acta Poloniae historica 76, 1997. P. 5-17

257. Meek H.A. The Synagogue / Berlin: Phaidon Press, 2003. 240 p.

258. Michael A. Meyer. Two persistent tensions within Wissenschaft des Judentims / A Journal of Jewish Ideas and Experience, Vol. 24, Is. 2, 2004. pp. 105-119

259. Mistra Jana Husi sebrane spisy ceske// Praha, D1// 1865, S. 5, 9, 28, 45. Пер. А.И. Озолина

260. Nathan Grun. Sage und Geschichte aus der Vergangenheit der Israelitischen Gemeinde in Prag / Prague: Afike Jehuda, 1888. 29 s.

261. Palacky F. Dejiny narodu Ceskeho v Cechach a v Morave. D. 1-V1. Praha, 1939. 1279 s.

262. Panek J., Tuma O. A History of the Czech lands / Praha: Karolinum Press, 2009. 750 s.

263. Pekar J. Zizka a jeho doba. D I-IV. Praha: Odeon, 1992. 2164 s.

264. Philip Daileader. Saint Vincent Ferrer, His World and Life: Religion and Society in Late Medieval Europe. NY: Springer Publishing, 2016. 282 p.

265. Phillip N. Haberkern. Was the Bohemian Reformation a Failure? The Bohemian Reformation and Religious Practice / Vol. 11 / Prague: FILOSOFIA, 2018. P. 222

266. Rafael Sabatini. Torquemada and The Spanish Inquisition / House of Stratus, 2008.

267. S. Simonsohn. The Apostolic See and the Jews. Vol. 1. Toronto, 1988. Pp. 397-398.

268. S. Stern. Josel von Rosheim. Stuttgart, 1959. S. 72-75

269. Scneidermuller B. Monarchische Ordnungen - Die Goldene Bulle von 1356 und die franzosischen Ordonnanzen von 1374 / Rader O.B. Die Welt des Mittelalters. Erinnerungsorte eines Jahrtausends / Munchen: C.H. Beck, 2011. S. 324-335.

270. Smahel F. Husitska revoluce. D. I-IV, Praha, 1993.

271. Smahel F. Husitska revoluce. D. I-IV. Praha: Karolinum, 1993. 1832 s.

272. Smahel F. Lucemburkove / Praha: Nakladatelstvi Lidove noviny, 2012. 929 s.

273. Smahel F. Zivot a dilo Jeronyma Prazkeho / Praha: Argo, 2010.

398 s.

274. Soukup D. Apostatrix gens: The First Crusade and Criticism of the Reversions of Jews in Cosmas's Chronicle of Bohemia / Prague: Colloquia mediaevalia Pragensia, Issue 7. 2015. Pp. 9-25

275. Stein A. Die Geschichte der Juden in Bohmen. Brunn, 1904. S. 4142

276. Stephen E. Lahey. John Wyclif : Trialogus/ Cambridge University Press, 2013. 368 p.

277. Susan M. Adams, Elena Bosch, Patricia L. Balaresque. The Genetic Legacy of Religious Diversity and Intolerance: Paternal Lineages of Christians, Jews, and Muslims in the Iberian Peninsula / American Journal of Human Genetics/ Cell Press/ Cambridge, MA, USA/ Vol. 83, Issue 6, 2008/ p. 725-736

278. Tamas Visi. On the Peripheries of Ashkenaz. Medieval Jewish Philosophers in Normandy and in the Czech Lands from the Twelfth to the Fifteenth Century / Olomouc, 2011. 256 p.

279. The Bohemian Reformation and Religious Practice. Vol. 10 / Ed. By Zdenek V. David, David R. Holeton, Martin Dekarli, Phillip Haberkern/ Journal of Philosophy, Special Issue Number 2/ Prague: FILOSOFIA, 2015, 387 p.

280. Trestik D. Kosmova Kronika. Studie k pocatkum ceskeho dejepisectvi a politickeho mysleni // Praha: Akademia, 1968. 251 l.

281. Urbanek R. Vek podebradsky. D I-IV. Praha: Nakladem Jana Laichtera, 1915-1962. 1047 s.

282. Weltsch R.E. Archbishop John of Jenstein (1348-1400): Papalism,

Humanism and Reform in Pre-Hussite Prague / The Hague: Mouton, 1969. 252 p.

283. Wetzlar J. von. Dialogus super Magnificat, vv. 2139-41 / Ed. Ernst-Stephan Bauer. Frömmigkeit, Gelehrsamkeit und Zeitkritik an der Schwelle der grossen Konzilien: Johannes von Wetzlar und sein Dialogus super Magnificat (1427). Mainz: Gesellschaft für mittelrheinische Kirchengeschichte, 1981. 313 s.

284. William Mahoney. The History of the Czech Republic and Slovakia// Greenwood, 2011. 287 p.

285. William Thomas Walsh. The Trial of Benito Garcia / In: Isabella of Spain: The Last Crusader. London: Sheed and Ward, 1935. Pp. 436-473

286. Yuval I.J. Two Nations in Your Womb: Perceptions of Jews and Christians in Late Antiquity and the Middle Ages / Trans. B. Harshav and J. Chapman. Berkeley: University of California Press, 2006. 338 p.

287. Z. Aescoly. Jewish Messianic Movements. Jerusalem, 1956. P.

326-414

288. Zemlicka J. Cechy v dobe knizeci (1034 - 1198). Praha: Nakladatelstvi Lidove noviny, 2007. 712 s.

289. лпз^ л'Х'^л л!7л' лпхзл^ -pan лкхт ^i'^-a ^ Л7ти -'Na 138 'ay ,лт^ла

290. ,n77-ü^aN л'^эт bewn jrnaan inan лэ-з ,кп77кр7 зру' -з рп^' -a: 63 'ay

291. ^N-^' f-yn m^N '71П' лют ^л nxan п-ia^ m^N ГЗ .717 плзк 309-328 .2010 ,n'^i-' ,-t^ .л'-'лрл лт'Ш ^ miN^ n'-sani

292. ,-pyan .л'^в'х m-73w n'N-з^р '71П' лп^л^ лп^ ^oin .717 пл-зк 93-95 ,55:2 .2017

293. .л^7пл ЛУЛ л'^кп п'тзл 'a' 'л^з II-ЗП^ n'^iT ГЗ .717 пл-зк

327-358 .2015 ,20 ,n'^iT -рпз П'^17'п

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.