Проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX- начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Цесник, Елизавета Евгеньевна

  • Цесник, Елизавета Евгеньевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 160
Цесник, Елизавета Евгеньевна. Проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX- начала XX веков: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2008. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Цесник, Елизавета Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПРОБЛЕМАТИКА АНТРОПОДИЦЕИ В ПРАВОСЛАВНОЙ

РЕЛИГИОЗНО - ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ.

§1.1. ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОДИЦЕИ В ВОСТОЧНО

ХРИСТИАНСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ.

§ 2.1. СТАНОВЛЕНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО - ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

§ 3.1. АКТУАЛИЗАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В

РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ РУБЕЖА XIX -XX веков.

Глава 2. ПРЕДМЕТНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АНТРОПОДИЦЕИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX веков

§ 1.2 АНТРОПОДИЦЕЯ И ТВОРЧЕСТВО.

§ 2.2. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ И АНТРОПОДИЦЕЯ.

§ 3.2. АНТРОПОДИЦЕЯ И СВОБОДА.

§ 4.2. ТЕМЫ ЗЛА И СМЕРТИ В АНТРОПОДИЦЕЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX- начала XX веков»

Актуальность исследования

Сегодня крайне актуальной является необходимость разрешить коренные проблемы бытия человека в мире, его взаимодействия с этим I миром. В русской философии осмыслению места человека в мире уделялось особое внимание в конце XIX - начале XX веков, после первой мировой войны, потрясшей современников. Мир еще не знал фашизма и атомного оружия. Может быть, поэтому взгляд на судьбу человека в это время нельзя назвать пессимистичным. Философия в России предлагает людям путь религии, и предложенная антроподицея, безусловно, носит эсхатологический характер.

Проблема антроподицеи (антроподицея - слово происходит от греч. человек и справедливость, оправдание, религиозное философское учение об онтологическом достоинстве человека, основная проблема антроподицеи -это проблема отношения человека к миру и оправдания смысла человеческой жизни) актуальна в любые времена. Актуальна она и сегодня, в начале XXI века, после двух мировых войн, изобретения разрушительного оружия, экологических катастроф, когда человек обнаруживает себя в мире не просто нестабильном, но даже враждебном. В русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков предпринят многогранный анализ проблем антроподицеи, что представляет интерес для современной реконструкции воззрения мыслителей указанного периода. В разработке антроподицеи по-новому решалась, помимо всего прочего, проблема религиозного смысла жизни человека.

В русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков сделана попытка исследования понятия личности. Эта попытка заслуживает внимания хотя бы потому, что личность - центральная категория построения любого цивилизованного общества. Особенно важным представляется ориентация исследуемых авторов на изучение и анализ духовных проблем человека в общественной ситуации нашей страны, на поиск оснований исторического пути России и определения места личности в нем.

Нельзя отрицать преемственность между христианским богословием и русской религиозной философией конца XIX - начала XX веков. Формирование современного философского и общественного сознания во многом зависит от интерпретации наследия прошлого, что показывает необходимость все более подробного изучения всего спектра антропологических идей, среди которых важнейшее место занимает учение об антроподицее. В период глобализации особенно важным является сохранение и поддержание ценности личности, которая может затеряться в охватывающей мир волне экономики и политики. Степень разработанности проблемы.

Отдельных исследований, посвященных антроподицее, нет. Но существует множество работ, посвященных антропологическим проблемам, поднимавшимся в русской философии. Эти исследования можно разделить на несколько условно - хронологических групп.

1. Особый интерес представляют труды начала - середины XX веков.

Здесь можно назвать знаменитые работы В.В. Зеньковского «История

1 2 русской философии» и Г. Флоровского «Пути русского богословия» ;

2. Современные исследования заслуживают не меньшего внимания, фундаментальный труд, посвященный антропологии П.А. Флоренского игумена Андроника (Трубачева) «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского3; книги С.С. Хоружего «Опыты из русской духовной традиции»; труд И.В. Вишева «Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философии»4; основательна работа

1 Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 2001.

2 Флоровский Г., протоиерей Пути русского богословия. - Минск, 2006.

3 Андроник (А.С. Трубачев) Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. - Томск, 1998.

4 Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философии. - М., 2005. доктора философских наук И. Д. Осипова «Философия русского либерализма, XIX-начало XX веков»5; глубокая и разносторонняя оценка русской религиозной философии в работах А.А. Королькова «Русская

Г -1 духовная философия» , «Духовный смысл русской культуры» ; также современными авторами проделан серьезный анализ разнообразных сторон творчества отдельных русских мыслителей. Например, ценны работы О.В. о

Вишняковой «Этика Бердяева» , Н. К. Гаврюшина «Флоренский П.А. и культура его времени»9, М.В. Силантьевой «Экзистенциальные проблемы этики творчества Н. Бердяева»10; нельзя не отметить диссертационные исследования, проводимые по смежным темам: А.В. Добина «Проблема человека в философии В.И. Несмелова»11, Г.Н. Завольской «Проблема

12 личности в философии C.JI. Франка» ;

3. Кроме того, нельзя не обратить внимания на работы иностранных исследователей, таких как Малькольм Джонс13, посвятившего свои труды творчеству Ф.М. Достоевского, Дональд Александр Лоури, написавшего книгу о Н.А. Бердяеве («Rebellious prophet: A life of Nicolai Berdyaev »)14.

Объектом данного исследования является творчество русских философов конца XIX - начала XX веков в той его части, которая посвящена богословско-философской антропологии.

5 Осипов И. Д. Философия русского либерализма, XIX-начало XX в. - СПб., 1996.

6 Корольков А. А. Русская духовная философия. - СПб., 1998.

7 Корольков А. А. Духовный смысл русской культуры: Избранные труды. - СПб., 2006.

8 Вишнякова О.В. Этика Бердяева. - М., 2000.

9 Гаврюшин Н. К. Флоренский П.А. и культура его времени. — Marburg, Blaue Horner Verlag, Marburg, 1995.

10 Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Н. Бердяева. — М.: МИРЭА, 2002.

11 Добин А.В. Проблема человека в философии В.И. Несмелова: Автореф. дисс. - СПб, 1996.

12 Завольская Г.Н. Проблема личности в философии C.JI. Франка: Автореф. дис. - М., 1993.

13 Jones, Malcolm V. Dostoevsky and the dynamics of religious experience / / Malcolm Jones. London, 2005.

14 Lowrie, Donald Alexander Rebellious prophet: A life of Nicolai Berdyaev / By Donald A. Lowrie. - New York, Cop. 1960.

Предмет нашего внимания - исторически и мировоззренчески обусловленные особенности понимания проблемы антроподицеи и смысла человеческой жизни в произведениях философов указанного периода.

Цель исследования - рассмотреть учение об антроподицее, его значение и место в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков.

Задачи:

- выявление внутреннего содержания учения об антроподицее в контексте общих положений христианской теологии и религиозной философии;

- обозначение специфики подхода к данной теме в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков;

- изучение логики развития русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков, закономерным результатом которой и стало учение об оправдании человека;

- анализ антроподиции в святоотеческой традиции и ее влияния на формирование русского богословия и религиозной философии;

- анализ решения проблемы антроподицеи русскими философами конца XIX - начала XX веков и его влияние на другие философские проблемы: свобода и свобода воли; эстетическая способность человека; творчество и его роль в жизни человека и общества; проблема зла и греха.

Методологическая основа исследования

В диссертационном исследовании широко используется методология комплексного подхода. Для наиболее продуктивного изучения учения об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков используется метод конкретно-сравнительного анализа, при соблюдении принципа историзма. Теоретическую базу исследования составляют совокупность взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах представителей русской религиозной философии, а также в трудах современных ученых - исследователей русской философии.

Источниковедческая база исследования основывается на изучении:

1) текстов первоисточников философского наследия представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков;

2) теоретических материалов истории христианского богословия и отечественной религиозной философии конца XIX - начала XX веков;

3) результатов исторических и современных исследований различных аспектов учения об антроподицее.

Научная новизна заключается в следующих тезисах:

1. Исследован генезис понятия «антроподицея» в христианском богословии и его роль в развитии русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков.

2. Выявлено влияние византийского богословия на развитие идеи антроподицеи в русской религиозной философии.

3. Выработаны и предложены основные критерии, благодаря которым возможен анализ решения проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков.

4. Впервые всесторонне и комплексно рассмотрены и систематизированы взгляды русских религиозных философов конца XIX -начала XX веков на проблему антроподицеи.

5. В исследовании впервые проанализировано влияние учения русских религиозных философов конца XIX - начала XX веков на решение ими проблемы смысла и содержания жизни человека, его места в обществе и природе.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Учение об антороподицее представляет особую историческую традицию философско - антропологических исследований русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков, которая основана на решении проблемы природы человека и его отношения к миру с точки зрения превалирования духовного над материальным, божественного над социальным.

2. Специфика и тенденции развития учения об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков обусловлены ее тесной связью с византийскими богословами, которые выработали понятия о человеке, положенные в основу религиозно - антропологических идей в России обозначенного периода.

3. Учение об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков является исторической формой выражения и развития духовного опыта, основанного на тех традициях восточного христианства, которые связаны с отрицанием полной греховности человека и с допущением возможности его спасения в результате созидательной деятельности в соответствии с замыслом Творца.

4. Учение об антроподицее, разработанное в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков, содержит христианский замысел о человеке как об образе Божием и являет собой дальнейшее развитие христианского представления о человеке, как о существе, наделенном свободой, творческой и воспринимающей способностью для духовного развития и воспитания в себе Божьего подобия.

5. Решение проблемы антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков самым непосредственным образом связано с ответом на вопрос о сущности свободы, которая является необходимым условием не только спасения, но и содружества человека с Богом, стремление к которому прослеживается у большинства русских философов обозначенной эпохи.

6. Специфика учения об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков связана с позитивным взглядом ее представителей на человека, его жизненный потенциал и возможность спасения.

Теоретическая значимость работы

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют проследить развитие идеи антроподицеи в предметном и историческом аспектах, что способствует более глубокому и детальному изучению философского наследия России конца XIX — начала XX веков.

Практическая значимость исследования

Материалы диссертации, теоретические положения и выводы могут быть использованы как в научно-исследовательской, так и учебно-педагогической деятельности, при анализе проблемы смысла жизни человека и включенности данной проблематики в жизнь современного общества, при подготовке курсов лекций и практических занятий по религиоведению, по философии религии, по истории христианской теологии, философской и религиозной антропологии, истории и теории религиозной философии, по этике. Основные положения диссертационного исследования способствуют дальнейшему развитию изучения русской религиозной философии, расширению ее проблематики и практическому преломлению разрабатываемых в рамках антроподицеи фундаментальных проблем смысла и ценности человеческой жизни.

Структура работы

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Цесник, Елизавета Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, тема антроподицеи в русской религиозной философии конца XIX -начала XX веков достаточно обширная и интересная для изучения. Целью данной работы было рассмотрение учения об антроподицее и выявление ее значения для русской философии обозначенного периода.

Целью исследования было рассмотрение учения об антроподицее, ее значения в русской философии конца XIX - начала XX веков.

Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- выявление внутреннего содержания учения об антроподицее в контексте общих положений христианской теологии и религиозной философии;

- обозначение специфики подхода к данной теме в русской философии;

- изучение логики развития русской философии, закономерным результатом которой и стало учение об оправдании человека;

- анализ антроподиции в святоотеческой традиции и ее влияния на формирование русского богословия и религиозной философии;

- анализ решения проблемы антроподицеи русскими философами конца XIX - начала XX веков и его влияние на другие философские проблемы: свобода и свобода воли; эстетическая способность человека; творчество и его роль в жизни человека и общества; проблема зла и греха.

Для достижения поставленной цели и решения задач была разработана следующая структура работы: в первой главе учение об антроподицее прослежено в исторической плоскости, в то время как вторая глава посвящена раскрытию предметного содержания понятия антроподицеи.

Таким образом, в данной диссертационной работе было рассмотрено учение об антроподицее, ее значение в русской философии конца XIX -начала XX веков.

В итоге, были сделаны следующие выводы: л

1. Византийское богословие оказало существенное влияние на формирование антропологических идей в русской религиозной философии, так как в патриотический период были выработаны основные христианские представления о человеке - о понятии личности, образе и подобии Божьем в твари, о достоинстве человека, относительно других существ и, главное, о возможности спасения в обожении.

2. Русское богословие неоднозначно оценивает человека, его качества и возможности. Но монашеская традиция в целом сохранила святоотеческую антропологию, как на теоретическом, так и на практическом уровнях, и внесла в нее новые элементы и содержание. Так традиция старчества вселила новый интерес к богословию в философскую среду, подтвердив мысль о возможности спасения в миру, которая сыграла немалую роль в развитии идеи антроподицеи.

3. Многие представители русской религиозной философии относились с большим интересом к антропологической проблематике. Для обозначенного периода характерен позитивный взгляд на человека. А в оценке природы человека русские мыслители остаются близки византийскому богословию. В жизни человека есть и смысл и цель. И если в представлении об окончательной цели человека в Боге большинство философов сходятся, то в представлении о средствах достижения этой цели сильно расходятся.

4. Творческая способность человека обозначена еще в патриотическую эпоху. Русские философы уделили этой способности особое внимание. Здесь творчество часто предстает в качестве спасающей силы, соединяющей человека с Богом. Особенно ярко тема творчества проявилась в философии Н.А. Бердяева. Он оправдывает человека этой способностью. Но в целом в русской философии рассматриваемого периода творчество представлено лишь как часть антроподицеи.

5. Эстетическая способность, в основном, так же воспринималась как помощь в пути человека к Богу. Красота должна напоминать о божественном, высшем мире. Но П.А. Флоренский отводил эстетическому восприятию ведущую роль в спасении, через восприятие церковного искусства, человек должен прийти к Богу, и оправдывается человек, прежде всего, участием в культовом действии. Хотя, что важно, Флоренский, не сильно отходя от точки зрения православного богословия предшествующих эпох, не считал искусство свободным от церкви, без которой оправдание человека невозможно.

6. Русская религиозная философия была едина во мнении о неоспоримом значении свободы для антроподицеи. Свобода — это и ответственность, и необходимое условие для содружества с Богом, то есть осуществления одной из основных идей этого круга мыслителей. Природа свободы так же вызывала немалый интерес и чаще всего она объяснялась как частица ничто, основы мироздания. Но одной свободы недостаточно для оправдания, она только дает возможность для действий, направленных на достижение спасения. Кроме того, свобода имеет обратную сторону - она есть и потенция зла. Но, тем не менее, философы восхваляют свободу, благодаря которой возможно создание богочеловечества.

7. Тема зла - основная для антроподицеи. И именно в трактовке этого понятия русские философы не во всем соглашаются с православием. Прежде всего, это касается вопроса о вечности адских мук и невозможности исправления грехов после смерти. Такие философы как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков не желают соглашаться с тем, что Бог может не принять хотя бы одно из своих творений. А Е.Н. Трубецкой и вовсе выдвинул идею о возможности души воплощаться не единожды. Человек в их учениях может оправдаться и спастись, это трудный путь, путь веры, но пройти его может каждый.

8. Специфика решения русскими философами проблемы антроподиции определяется, прежде всего, их позитивным взглядом на человека, что объясняется близостью русской религиозной философии и византийского богословия.

Итак, в работе проведен философский анализ творчества русских философов, выявлены общие и частные черты в понимании ими смысла жизни и достоинства человека

Таким образом, в представленной работе рассмотрены особенности учения об антроподицее в русской религиозной философии конца XIX -начала XX веков. Учение об оправдании человека перед Богом, о его достоинстве и возможностях, занимает в русской религиозной философии почетное место. Антропологическая тематика в целом оказывается довольно популярной в эпоху рассвета философии в России. А идеи о великой цели человека в мире и об ответственности перед Богом и людьми каждого из нас в этот период, который представлялся переломным, роковым, особенно обсуждаемы. Вероятно, в то время казалось, что только объединенные, сознательные усилия всего человечества, направленные на торжество добра, могут спасти мир от катастрофы войны, революции. В начале века индивидуализма, обособленности людей друг от друга, прозвучал призыв к любви и ответственности каждого за каждого. В этом оптимизм русской философии, ее надежда на спасение не нескольких, а всех людей, в этом оптимизме пафос антроподицеи. Человек виновен во зле, впустил ли он его в мир по своей воле или нет, но только человек несет ответственность за зло и, осознав это, он имеет возможность оправдаться, он имеет смысл и цель жизни в Боге.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Цесник, Елизавета Евгеньевна, 2008 год

1. Андроник (А.С. Трубачев) Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск: Водолей и др., 1998. -192 с.

2. Аринин Е.И. Религиозная антропология.: Учеб. пособие. Владимир, Редакционно - издательский комплекс Владимирского государственного университета, 2005. - 123 с.

3. Арушанов В.З. Образ человека в мировых религиях. М.: МИИТ, 2002.-41 с.

4. Безносов В.Г. «Смогу ли уверовать?»: Ф.М. Достоевский и нравственно религиозные искания в духовной культуре России конца XIX - начала XX в. - СПб.: Изд-во РНИИ "Электростандарт", 1993.- 199 с.

5. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи: Концепция человека / Отв. ред. В.В. Курилов. Ростов - на - Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987. - 206 с.

6. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого / Вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 622 с. -(Philosophy).

7. Бердяев Н.А. Дух и реальность// Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. 480 с.

8. Бердяев Н.А. Из размышлений о теодицее // Путь. 1927, №7, Апрель.

9. Ю.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: Захаров, 2001. -171 с. - (Знаменитые книги).

10. П.Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ACT: Хранитель, 2006. -478 с. - (Философия. Психология).

11. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики/ Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 701 с. — (Philosophy).

12. Бердяев Н.А. Самопознание: Сборник/ Сост., авт. вступ.ст., А.А. Ермичев. Д.: Лениздат, 1991. - 395с.

13. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 412 с. - (Философия. Психология: ФП)

14. Бердяев Н.А. Собрание сочинений. Т. III. - Париж: YMCA-Press, 1989.-714 с.

15. Бердяев Н.А. Стилизованное православие // Путь. №7. Апрель, 1927.-714 с.

16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Москва: ACT, 2005. - 333 с. -(Философия. Психология: ФП).

17. Бердяев Н.А. Христианство и активность человека. Paris, 1929. -23 с. - (Христианство на безбож. фронте; N 2).

18. Бердяев Н.А. Эрос и личность/ вступ. ст. проф. В.П. Шестакова. -СПб: Азбука-классика, 2006 (Чехов (Моск. обл.): Чеховский полиграфкомбинат). 219 с. - (Азбука-классика).

19. Бердяев Н.А.: pro et contra. СПб: Изд-во РХГИ, 1994. - 572 с. -(Русский путь).

20. Бог. Человек. Мир: Сб. статей. СПб.: РХГИ, 2000. - 116 с.

21. Булгаков С.Н., прот. Жизнь за гробом. М.: Тетра, 1993. - 24 с.

22. Булгаков С.Н., прот. Невеста Агнца. М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2005.-655 с.

23. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.; Харьков: ACT: Фолио, 2001. - 665 с. - (Р.Х. 2000) (Религиозная философия).

24. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века)

25. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1998. - 448 с.

26. Взыскующие града: Хроники русской религиозной философии в письмах и дневниках / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.И. Кейдана. М.: Шк. "Яз. рус. культуры", 1997. - 747 с.

27. Византийское богословие и традиции религиозно философской мысли в России: Междунар. конференц. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2000. - 492 с.

28. Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философии. — М.: Академический проект, 2005. -430 с. (Окна и зеркала).

29. Вишнякова О.В. Этика Бердяева. -М.: Гардарики, 2000. 178 с.31 .Гаврюшин Н. К. Флоренский П.А. и культура его времени / Под ред. М. Хагемайстера и Н. Каухчишвили. Marburg, Blaue Horner Verlag, Marburg, 1995. - 526 с.

30. Гагаев A.A. Философская и культурно типическая антропология: Учеб. пособие. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 246 с.

31. Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко философский феномен. - М.: Диалог МГУ, 2000. - 3 84 с.

32. Гребешев И.В. Опыт персоналистической философии истории: Н. Бердяев, Г. Федотов.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос.н.: спец. 09.00.03; Рос. ун-т дружбы народов. Москва, 2005. - 23 с.

33. Григорий Нисский Об устроении человека/ Пер., послеслов., примеч. В.М. Лурье. СПб.: Axioma, 2000. - 220 с.

34. Добин А.В. Проблема человека в философии В.И. Несмелова: Автореф. дис. на соискание уч. степени к. филос. н.: спец. 09.00.03. -СПб, 1996.-21 с.

35. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. - Тамбов: ТГУ, 2003. - 320 с.

36. Ермаков С.А. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность. Н.-Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2002. -334 с.

37. Ермаков Е.А. Святоотеческие мысли о человеке и его жизни. Н.Новгород: НКИ, 2003. - 169 с.

38. Журавлев П.В. Проблема бытия в философии Н.А. Бердяева. -Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 2002. 54 с.41.3авольская Г.Н. Проблема личности в философии С.Л. Франка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос.н.: спец. 09.00.03 М., 1993.-23 с.

39. Зеньковский В.В. История русской философии. — М.: Акад. проект: Раритет, 2001. 878 с. - (Summa).

40. Илларион (Алфеев) Православное богословие на рубеже столетий. -М.: Крутиц. Патриаршее Подворье: Грааль, 1999. 426 с.

41. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Грааль, 2001. - 141 с. - (Путь жизни).

42. Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб.: Шпиль, 2004. -351 с.

43. Инговатов В.Ю. Обмирщеный человек: Опыт эсхатологической антропологии. Барнаул: АлтГТУ, 2003. - 147 с.

44. Иоанн Кронштадтский: Мысли о человеке и его предназначении М.: Б.и., 1995.-7 с.51 .Казин A.JI. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. СПб.: Алетейя, 2000. - 429 с.

45. Кальченко В.М. Мировоззренческий анализ соотношения теоцентризма и антропоцентризма в богословии русского православия: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.03 Киев, 1991. - 17 с.

46. Каплан И.В. Антроподицея как онтологическая проблема (Культур.-филос. анализ): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.11.-Казань, 1999.-23 с.

47. Кацис Л.Ф. Русская эсхатология и русская литература. М.: Оги, 2000. - 655 с. - (Серия "Исследования по истории русской мысли" /Под общ. ред. М. А. Колерова ; Т. 5).

48. Климков О.С. Опыт безмолвия: Человек в мировоззрении византийских исихастов. СПб.: Алетейя, 2001. - 284 с. -(Византийская библиотека).

49. Климков О.С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. СПб.: Б.и., 1998.-39 с.

50. Кононова Е. С. Концепция человека в религиозно-философской антропологии Григория Паламы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к. филос. н.: спец. 09.00.03. -М., 2000. 19 с.

51. Корольков А. А. Русская духовная философия / Рос. акад. образования. Сев.-зап. отд- ние. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 575 с.

52. Корольков А. А. Духовная антропология. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. — 323 с.

53. Корольков А. А. Духовный смысл русской культуры: Избранные труды. СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. - 739 с. - (Герценовская антология

54. Под общ. ред. акад. РАО, проф. Г.А. Бордовского и чл.-окр. РАО, проф. В.А. Козырева).

55. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия. (О мировоззрении Ф.М.Достоевского): Научное изданиие. М.: Изд-во МГУ, 1969. -171 с.

56. Кувакин В.А. Религиозная философия в России нач. XX в. М.: Мысль, 1980.-309 с.

57. Лазарева А.Н. Идеи соборности и свободы в Русской религиозной философии. -М.: ИФРАН, 2003. 151 с.

58. Личность в церкви и обществе: Материалы междунар. науч.-богосл. конф., Москва, 17-19 сент. 2001 г. М.: Св.-Филарет. моек. высш. правосл.- христиан, шк., 2003. - 446 с.

59. Ломакин С.К. Проблема человека в русской философии. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2001. - 195 с.

60. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: ТЕРРА, Кн. клуб: Республика, 1999. - 432 с. - (Библиотека философской мысли).

61. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000. -492 с.

62. Макарий, митр. Введение в православное богословие. Тутаев: Православ. Братство св. князей Бориса и Глеба, 1999. - 486 с.

63. Макарычев С.П. Антропологические взгляды русских религиозных философов / Учеб. пособие. Н.-Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. -83 с.

64. Маслеев А.Г. Антропологический смысл русского космизма. -Екатериненбург: Изд-во УрГЮА, 2001. 204 с.

65. Мейендорф Иоанн, протоиерей Византийское богословие: Историческое тенденции и доктринальные темы / Пер. с англ. В. Марутика. Минск: Когелет, 2001. — 431 с.

66. Мейендорф Иоанн, протоиерей Введение в святоотеческое богословие / Пер. с англ. Л.Волохонской. 4-е изд., испр. и доп. -Киев: Храм преп. Агапита Печерского, 2002. - 356 с.

67. Мень А. Павел Александрович Флоренский // Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М.: Фонд имени Александра Меня, 1995.- 671 с.

68. Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. -М.: Проспект: Проспект-Н, 1999. 122 с.

69. Мочалов Е.В. Антропологические темы в философии всеединства в России XIX XX вв. - Н.-Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2002. -302 с.

70. Нагевичене В.Я. Целостный человек (Христианская традиция). -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. — 158 с.

71. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (сер.19 нач. 20 вв): Монография. - Барнаул: Изд-во Алтаского гос. ун-та, 1994.-143 с.

72. Некрасова Е. Н. Метафизика человеческого бытия в русской философии XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. филос. н.: спец. 09.00.03 М, 1998. - 33 с.

73. Немезий Эмесский О природе человека / Пер. с греч. Ф.С. Владимирского, предисл. Н.В. Шабурова. М: Канон+: Реабилитация, 1996.-461 с.

74. Несмелов В.И. Наука о человеке/ Вступ. ст. А. Журавского. В 2 т. - [Репр. изд.]. - СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия свящ. П. Флоренского, 2000. - 394, 438 с.

75. Никитина Н. И. Онтологическое единство мира в философии Павла Флоренского: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.03.-М., 1999.- 19 с.

76. Оспанов Т.А. Антропологическая проблема в русской философии XIX начала XX веков. - Екатериненбург: Банк культур, информ.,1997.-54 с.

77. Пелевин И. Б. Проблема смысла жизни в философии Е. Н. Трубецкого: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.03.-М., 2001.-20 с.

78. Православное учение о человеке: Избр. ст. М.: Синод. Богослов. Комис.; Клин: Христиан, жизнь, 2004. - 430 с. - (Богословская наука сегодня).

79. Ремизова И.И. Современная философская антропология. М.: Институт научной информации по общественным наукам, 2005. -88 с. - (Проблемы философии).

80. Розанов В.В. Соборник / Сост. Текста и премеч. Е.В. Барабанова. В 2 т. - М.: Правда, 1990. - 636 е., 710 с. - (Из истории отечественной философской мысли).

81. Розанов В.В. Цель человеческой жизни. М: Грааль, 2001. - 66 с. — (Путь жизни).

82. Русская антропологическая школа. Труды: сборник статей / Рос. гос. гуманитар, ун-т, Ин-т "Рус. антропол. шк." и др.. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004 Вып. 2. - 2004. - 396 с.

83. Русские философы: Проблемы христианства и культуры в истории русской критики 20 в. М.: Пашков дом, 2002. - 215 с.

84. Рябинина Т. В. Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX — начала XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филос.н.: спец. 09. 00.03. Мурманск, 2002. - 25 с.

85. Сапронов П.А. Реальность человека в богословии и философии. -СПб.: Церковь и культура, 2004. 432 с.

86. Семаева И.И. Критика православно-богословской концепции решающей роли религии и церкви в культурно- историческом процессе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец 09.00.06. Л., 1982. - 16 с.

87. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Учеб. Пособие по спецкурсу. М.: МПУ, 1993.-242 с.

88. Сергеева Е.В. Бог и человек в русском религиозно — философском дискурсе. СПб.: Наука: САГА 2002. - 185 с.

89. Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Н. Бердяева. М.: МИРЭА, 2002. - 123 с.

90. Синергия: Пробл. аскетики и мистики православия: Науч. сб. / Лаб. Синергийной антропологии Ин-та человека РАН, Центр гуманит. исслед. и программ "Путь"; Под общ. ред. С.С. Хоружего. М.: ДИ-ДИК, 1995.-366 с.

91. Скола А. Богословская антропология. М.: Христианская Россия, 2005. - 382 с. - (Аматека)

92. Смысл жизни: Антология / Сост., ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Изд. гр. Прогресс - Культура, 1994. - 592 с. - (Сокровища русской религиозно - философской мысли. Вып. 2).

93. Субботина З.А. Проблема человека в русской идеалистической философии. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2004. - 195 с.

94. Суровегина Н.А. Философия русского православия. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1991. — 56 с.

95. Суровягин С.П. Правда и ложь русской религиозной философии: В. Соловьев / С.П. Суровягин, Г.П. Худякова. — Тюмень: Нефтегазовый университет, 2004. 266 с.

96. Суровягин С.П. Соотношение философского и религиозного мировоззрений в учениях русских философов. Тюмень: Нефтегазовый университет, 2000. - 84 с.

97. Тайнов Э.А. Трансцендентальное. Православная метафизика. — М.: Мартис, 1998.- 123 с.

98. Ю8.Тронина Л.А. Человек в религиозном мировоззрении.: Учеб. пособие Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского социального института, 2005. — 119 с.

99. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения / Сост., предисл. Матяш Т.П. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 511 с. - (Выдающиеся мыслители).

100. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. СПб.: РХГИ, 2004. - 598 с.

101. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ACT, 2003. - 396 с. -(Философия. Психология).

102. Управителев А.В. К будущему цельному мировоззрению: /(Религиозное миросозерцание П. Флоренского). — Барнаул: Алт. гос. ун-т, 1997.-163 с.

103. НЗ.Фараджев К.В. Русская религиозная философия. М.: Весь мир, 2002.

104. Федотова JL Г. Концепция свободы в творчестве Н. А. Бердяева: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.03. М., 1998.-22 с.

105. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. — В. 2 т. Lausanne: L'Age d'Homme, 1985. - 731 е., 473 с.

106. Федчин B.C. Социально философская антропология в России в XX в. - Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1999. - 160 с.

107. Феномен русского старчества: примеры из духовной практики старцев: Собрание текстов православных подвижников / Сост. и авт. вступ. ст. С. С. Хоружий. Москва: Изд. Совет Рус. Православ. Церкви, 2006 (Ярославль: Ярославский полиграфкомбинат). - 272 с.

108. Философская антропология и гуманизм / д.ф.н., проф. Ф.В. Цанн-кай-си, д.ф.н., проф. М.М. Прохоров, к.ф.н., доц. П.А. Белоусов и др.; отв. ред. Ф.В. Цанн-кай-си. - Владимир: Владимир, гос. пед. ун-т, 2005.-311 с.

109. Филькин А. Н. Метафизика пола в русской философии конца XIX -начала XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.03. Ярославль, 1999. - 22 с.

110. Флоренский П.А. Оправдание космоса: Сб./ Изд. подгот. К.Г. Исупов; Рус. христиан, гуманит. ин-т. СПб.: Изд-во Высш. гуманит. курсов, 1994. — 217 с.

111. Флоренский П.А. Переписка священника П.А. Флоренского и М.А. Новоселова: С присоединением писем иеросхимонаха Германа

112. Флоренский П.А. Сочинения. В 4-х т. - Т. 2. - М., 1996. - 446 с.

113. Флоренский П.А. Христианство и культура / Вступ. ст. и примеч. А.С. Филоненко М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 663 с. - (Я - свет, который над всеми) (P. X. 2000 Религиозная философия).

114. Флоренский П.А.: pro et contra / В ступ, ст., примеч. и библиограф. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 1996. - 748 с.

115. Флоровский Г.В. Вера и культура: Избр. тр. по богословию и философии. СПб.: РХГИ, 2002. - 862 с.

116. Флоровский Г., протоиерей Пути русского богословия. Минск: Из-во белорусского экзархата, 2006. - 607 с.

117. Фокина Л. А. Критический анализ антропологической тенденции в русском православии к XIX нач. XX вв.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.06. - JL, 1987. - 16 с.

118. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. - 990 с. - (Классическая философская мысль).

119. Франк С. Л. Реальность и человек / Сост. П.В. Алексеев; прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1997. - 479 с. - (Мыслители XX века).

120. Франк С.Л. Непостижимое. Сочинения. М.: Правда, 1990. -333 с.

121. Франк С. Человек и Бог. Человек между миром и Богом. М.: Грааль, 2001. - 124 с. - (Путь жизни).

122. Фролов В.В. Смысл жизни человека в философии Н.А. Бердяева и П.А. Флоренского: Учеб. пособие: Для студентов дневного обучения и аспирантов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1996. - 53 с.

123. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. — М.: Издтво гуманит. лит., 1998.-352 с.

124. Хоружий С.С. Православная аскеза ключ к новому видению человека Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/horuzhy 1 /1 # 1.

125. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. — 475 с.

126. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005. - 445 с.

127. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. — М.: Институт синергийской антропологии: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 407 с. ?

128. НО.Хохлова Е. И. Генезис религиозной философии С.Н. Булгакова: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н.: спец. 09.00.03. Орел, 1998.- 19 с.

129. Цвык И.В. Духовно академическая философия в России 19 в. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. - 332 с.

130. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А. Бердяева. М.: Наука, 2004. - 130 с.

131. Чернышева Н.А. Проблема духовности в русской религиозной философской традиции XIX- нач. XX вв. М.: МИИТ, 2005. - 39 с.

132. Чуковенков Ю.А. Формирование христианского человековедения: Религиоведческий анализ. М.: Изд-во МГУК, 2002. - 511 с.

133. Чуковенков Ю.А. Христианская футурология: Истоки и формирвание: Религиоведческий аспект. М.: МГУКИ, 2005. — 295 с.

134. Шапошников JI.E. B.C. Соловьев и православное богословие. М.: Знание, 1990. - 62 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Атеизм и религия: история, современность).

135. Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX-XX веков. -Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1992. 221 с.

136. Шапошников JI.E. Философия соборности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.-200 с.

137. Шапошников Л.Е. Философские портреты: (Из истории отеч. мысли): Об А.С. Хомякове, B.C. Соловьеве, П.А. Флоренском. Н.Новгород: Нижегород. ИПК работников нар. образования, 1993. -220 с.

138. Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в ' русской православной мысли XIX XX вв. — Н.-Новгород: 1999. -277 с.

139. Шеховцова Л.Ф. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005. - 250 с.

140. Эстетические воззрения П.А. Флоренского: Научно — аналитически обзор / И.Л. Галинская. М.: ИНИОН, 1991. - 67 с.

141. Языкова И.К. Богословие иконы: Учеб. пособие. М.: Фирма "Интербумага", 1995. - 207 с.

142. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спец. курсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1985. - 287 с.

143. Dostoevsky and the Christian tradition / Ed. by George Pattison and Diane Oenning Thompson Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 2001. 281 p. - (Cambridge studies in Russian literature).

144. Jones, Malcolm V. Dostoevsky and the dynamics of religious experience //Malcolm Jones. London: Anthem Press, 2005. xiv, 183 p. (Anthem Russian and Slavonic studies).

145. Lowrie, Donald Alexander Rebellious prophet: A life of Nicolai Berdyaev/By Donald A. Lowrie. New York: Harper, Cop. 1960. - X, 310p.

146. Problems of idealism: essays in Russian social philosophy / Transl., ed., a. introd. by Randall A. Poole; forew. by Caryl Emerson. New Haven; London: Yale Univ. press, cop. 2003. - XXIV, 468 p. - (Russian literature and thought).

147. Slaatte, Howard Alexander Time, existence and destiny: Nicholas Berdyaev's philosophy of time / Howard A. Slaatte New York etc.:Lang, Cop. 1988. VIII, 201 p. - (Contemporary existentialism Vol. 0011 ISSN0895-0520).

148. Spinka, Matthew Nicolas Berdyaev : Captive of freedom / Matthew Spinka. Philadelphia: Westminster press, Cop. 1950. - 220 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.