Проблема достоинства человеческой личности в социальной философии Б.Н. Чичерина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Кирякин, Александр Викторович

  • Кирякин, Александр Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 170
Кирякин, Александр Викторович. Проблема достоинства человеческой личности в социальной философии Б.Н. Чичерина: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Тамбов. 2017. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кирякин, Александр Викторович

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОСТОНСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

1.1. Метафизическая природа человеческой личности как основа ее достоинства

1.2. Нравственное достоинство личности

1.3. Социально-правовые основы человеческого достоинства

1.4. Достоинство человека в перспективе экономических отношений

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Особенности социально-политического проекта Б.Н. Чичерина и возможности воплощения в нем идеи человеческого достоинства

2.2. Личность и общественные союзы

2.3. Роль и место человека в истории

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема достоинства человеческой личности в социальной философии Б.Н. Чичерина»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Стоящая перед современной Россией стратегически важная задача модернизации общества и государства не может быть успешно решена без утверждения достоинства человеческой личности как главенствующей социальной ценности. Получившая конституционально-правовое оформление ко второй половине XX века, идея человеческого достоинства признается в настоящее время в качестве определяющего нравственного принципа, из которого проистекают все базисные права человек 1 . Именно важность принципа человеческого достоинства, как основы для осуществления духовно-нравственного возрождения российского общества, обусловливает интерес к социально-философским построениям Б.Н. Чичерина (1828-1904), у которого понятие достоинства получило целостное освещение и всестороннее обоснование.

Б.Н. Чичерин как никто другой из русских философов XIX века твердо, последовательно и систематически отстаивал в своих трудах идею высшего достоинства человеческой личности. Он сумел показать, что благодаря наличию у человека достоинства становится возможным нравственное поведение. Это, в свою очередь, обусловливает становление морально-правового состояния гражданского общества.

Обращение к проблеме человеческого достоинства позволяет исследовать социальную философию Чичерина в новом ракурсе, раскрыть ее подлинное гуманистическое содержание. На основе различных перспектив, используемых Чичериным для разработки понятия достоинства человеческой личности, возможно осуществить объективный историко-философский анализ различных разделов его теоретической системы - метафизики, антропологии, этики, философии экономики, философии права, философии истории, социологии.

1 Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 66-81.

Исследование социально-политического проекта Чичерина, обращенного на совершенствование государства и общества, находит свою актуальность в дне сегодняшнем. Чичерин понимал и всячески подчеркивал необходимость проведения в России такой модернизации, которая во главу угла ставит человека и его достоинство, делает человека целью, а не средством проводимых государством реформ. Несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных анализу научного наследия Чичерина, по-прежнему злободневной остается задача правильной интерпретации его идейных установок и идентификации его социально-философской позиции.

Таким образом, актуальность обращения к учению Чичерина о достоинстве человеческой личности обусловлена сложившимися духовными потребностями в жизни современного российского общества во всесторонней разработке данной категории, а также возросшей значимостью философско-научного наследия Чичерина для нынешней социальной истории и культуры России.

В свете сказанного исследование проблемы достоинства человеческой личности Чичерина, вписанной в общий контекст его социально-философской системы, приобретает важное значение. Это поможет нам не только реконструировать теорию Чичерина о человеческом достоинстве, но глубже понять специфику его социально-политического проекта по преобразованию российского общества и государства и рассмотреть отдельные малоизученные или дискуссионные стороны его наследия.

Степень разработанности проблемы

В основу структуры анализа степени разработанности изученной темы положен проблемно-хронологический принцип. По хронологии: дореволюционные исследования идейно философского наследия Чичерина (50-е годы XIX века - 1917 год), исследования советского (20-е - 80-е гг. XX века) и постсоветского периодов (с конца 80-х годов XX века). Кроме того, в особую группу вынесены исследования зарубежных ученых, российских

ученых-эмигрантов, а также тех, чьи работы были использованы как вспомогательные. Для каждой указанной группы предлагается проблемный характер изложения, с указанием особенностей подхода и расстановок акцентов в изучении наследия Чичерина.

1) Дореволюционная историография включает в себя труды современников Б.Н. Чичерина, историков и философов, которые вступали с ним в полемику на страницах таких периодических изданий, как, например, «Вопросы философии и психологии», или заочно оспаривали его положения. Это полемические работы В.С. Соловьева, вышедшие недавно вторым изданием (в XIX веке в журнале «Вопросы философии и психологии»: Соловьев В.С. Мнимая критика (Ответ Б.Н. Чичерину); Необходимые замечания на несколько слов Б.Н. Чичерина) в одной книгой вместе с чичеринской критикой работ философа2 , полемика по вопросам русской общины с И.Д. Беляевым и Н.И. Крыловым3, критические работы Н.К. Михайловского, Н.А. Бердяева, И.В. Михайловского, С.Н. Трубецкого, Н.И. Зибера, Н.Н. Алексеева4 и т.д.

2) В советское время в целом был характерен тенденциозный подход к работам Чичерина, выходили работы М.Н. Покровского и Н.Л. Рубинштейна, посвященные проблемам историографии российской истории, т.н. государственной школе. М.Н. Покровский предлагал оценивать Чичерина с классовых позиций, что позволяло классифицировать его взгляды как взгляды типичного буржуазного помещика, выступающего за

2 Чичерин Борис Николаевич, Соловьев Владимир Сергеевич О началах этики: Отзыв на книги Владимира Соловьева «Оправдание добра» и «Право и нравственность». С ответами В.С. Соловьева. М.: ЛЕНАНД, 2016. 184 с.

3 Крылов Н.И. Критические замечания на сочинение г. Чичерина «Областные учреждения России в XVII веке». М.: Книга по Требованию, 2011. 103 с.; Беляев И.Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. 168 с. и т.д.

4 Бердяев, Н.А. Н.К. Михайловский и Б.Н. Чичерин. (О личности, рационализме, демократизме и проч.) / Н.А. Бердяев // Бердяев, Н.А. Sub specie aetemitatis: Опыты философские, социальные и литературные. (1900-1906). - М.: Канон+, 2002. - С. 224-240.; Михайловский И.В. Воззрения Б.Н. Чичерина на право и государство. Томск, 1904.; Трубецкой С.Н. В защиту идеализма. Ответ Б.Н. Чичерину // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 2 (37). С. 289-327.; Трубецкой С.Н. Несколько слов в ответ Б.Н. Чичерину // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 1(36). С. 504-512.; Зибер Н.И. Б. Чичерин contra К. Маркс (Критика критики) // Карл Родбертус-Ягецов и его экономические исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. С. 133-170.; Алексеев Н.Н. Религиозно-философские идеи и личность Б.Н. Чичерина в свете его воспоминаний // Путь. №24. URL: http://www.odinblago.ru/path/24/5 (дата обращения: 05.06.2015).

эволюционный, а не революционный путь развития, и утверждать, что тот не свободен в своих трудах по русской истории от известной идеологической направленности своего класса. Н.Л. Рубинштейн охарактеризовал Чичерина как представителя правого крыла русского западничества, классифицировал его место в государственной школе и отметил научную ценность ряда его трудов по русской истории5.

Во второй половине XX века выходили работы таких исследователей, как Б.Г. Кизельштейн и В.Д. Зорькин. Первый относил Чичерина к крайне правому крылу русского либерализма, отмечая некоторую эволюцию его взглядов в пореформенный период. В.Д. Зорькин исследовал политический идеал Чичерина и возможность его применения к российской действительности второй половины XIX века, для чего ему потребовалось отдельно рассмотреть взгляды Чичерина на государство и право. Кроме этого, В.Д. Зорькин определил Чичерина как умеренного либерала, одновременно выступающего и против самодержавия, и «против революционного движения масс»6.

3) В постсоветский период (с начала 90-х годов XX века) вышел ряд крупных монографический исследований научного наследия Чичерина, наиболее полно были изучены его взгляды на историю, политику, право. Среди появившихся в этот период исследований можно выделить работы Л.М. Искры, посвященные политическим взглядам Чичерина, соотношению либерализма и консерватизма в его публицистических работах, текущей политической повестке пред- и пореформенной России, концепции русской

5 Покровский М.Н. Борьба классов и русская историческая литература // Покровский М.Н. Избранные произведения. Кн. 4. М., 1967. С. 277-368.; Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов. Выпуск 1. М.-Л. Соцэкгиз, 1933. 329 с.; Покровский М.Н. Откуда взялась внеклассовая теория развития русского самодержавия // Марксизм и особенности исторического развития России. сб. статей 1922-1925 гг. Л., 1925. С. 55-91.; Рубинштейн Н.Л. Русская историография М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941. 659 с.

6 Кизельштейн Б.Г. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина // История и историки. М., 1965. С. 429-439.; Зорькин В.Д. Борис Николаевич Чичерин. М.: Юрид. лит., 1984. 109 с.

истории, теории государства, созданной на основе глубокого изучения

" 7

российского исторического процесса7.

В Тамбове, на родине Чичерина, с начала 1990-х годов начинается всестороннее изучение философского наследия русского мыслителя, открывается Чичеринский центр при Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, проводятся научные конференции8, выходят работы А.С. Кокорева (делающего упор на Чичерине как ученом, создавшем собственную оригинальную концепцию социологии) и Н.М. Аверина, исследуются социокультурные аспекты жизни и творчества Чичерина, даются различные оценки его теоретическому и практическому наследию, обсуждается актуальность его идей и их перспективы для современной России9.

Среди работ, посвященных изучению теории истории, следует выделить монографию Р.А. Киреевой «Государственная школа: историческая концепция К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина», которая посвящена сравнительному изучению взглядов двух представителей т.н. «государственной школы» российской исторической науки. Автором предпринята попытка пересмотреть советскую трактовку роли этого направления в историографии, отойти от идеологического подхода и дать объективный анализ «государственной школе». Р.А. Киреевой обращается

7 Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин и пореформенном развитии России, капитализме и социализме. Воронеж: Изд-во «Истоки», 1999. 194 с.; Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. 216 с.

8 Научное наследие Б.Н. Чичерина: история и современность. Материалы межрегиональной научной конференции (май 1998 года) / Отв. ред. Н.А. Аверин; Редколлегия: В.Н. Окатов, А.С. Кокорев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. 100 с.; Б.Н. Чичерин и традиции философской и социально -политической мысли в России: материалы Международной научной конференции. 20-23 ноября 2013 года / отв. ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин, А.Н. Алленов ; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 520 с. и др.

9 Кокорев А.С. Борис Николаевич Чичерин. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 148 с.; Кокорев А.С. Б.Н. Чичерин как социальный мыслитель. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 291 с.; Поборник свободы и права. Б.Н. Чичерин и социально-философская мысль России второй половины XIX в. / Под ред. проф. Н.М. Аверина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. 168 с.; Аверин Н.М. Неутомимый сеятель просвещения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. № 1. С. 96-107.; Аверин Н.М. Свидетель великих преобразований и поблекших надежд // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 8-22.; Б.Н. Чичерин и традиции философской и социально-политической мысли в России: материалы Международной научной конференции. 20-23 ноября 2013 года / отв. ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин, А.Н. Алленов; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 520 с.

внимание на то, что при жизни Кавелина и Чичерина их творческий потенциал не был полностью востребован10.

Г.С. Криницкая продолжила исследование исторической концепции Чичерина. В своей работе «Б.Н. Чичерин: концепция мировой истории» она утверждает методологическое единство исторической концепции философа, а саму концепцию определяет как «оригинальное полидисциплинарное исследование мирового исторического процесса и его познания, в основание которой был положен принципиально новый метод исследования -универсализм, высшим выражением которого у него является история как наука, ближе всего стоящая к познающему разуму»11.

Особо следует выделить монографию В.М. Лобеевой «Социальная философия Б.Н. Чичерина». Предпринятый автором системный анализ включает в себя исследование теоретических основ социальной философии русского ученого, выявление и анализ главных проблем философской антропологии, фундаментальных оснований бытия общества и вытекающего из них учения о четырех организационных оснований бытия общества. Работу отличает объективный критический подход и всесторонний охват основных проблемных вопросов философии Чичерина12.

И.И. Евлампиев предпринял первое критическое исследование работы Чичерина «История политических учений»; особое место в своей монографии он уделил тем мыслителям, кого он определил как идейных наследников философа: Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, П.Б. Струве. Евлампиев предложил новый оригинальный взгляд на чичеринскую концепцию государства и права и «своеобразной версии либеральной идеологии, созданной Чичериным», как на проложившую срединный путь между крайностями русского ума, незнающего ни меры, ни границ, крайностями анархии и тирании, разрушительными и созидательными

10 Киреева Р.А. Государственная школа: историческая концепция К.Д. Кавелина и Б.Н.Чичерина. М.: ОГИ, 2004г. 512 с.

11 Криницкая Г.С. Б.Н. Чичерин: концепция мировой истории. Томск, Изд-во ТГУ, 2008. С. 337.

12 Лобеева В.М. Социальная философия Б. Н. Чичерина: системный анализ. М.: Канон+, 2012. 303 с.

тенденциями в общественной жизни, приспособления передового западного опыты в этой области российским условиям13.

4) Зарубежная историография философского наследия Чичерина.

Работы Анджея Валицкого: обобщающие, как, например, «История русской мысли от просвещения до марксизма», где им была предпринята попытка написания собственной истории русской философии с упором, по признанию автора, на историю, нежели на философию, но и с внимательным отношением собственно к философским проблемам. А также посвященные конкретной проблематике - как, например, его «Философию права русского либерализма», где польским исследователем были затронуты такие проблемные точки идейного наследия Чичерина, как его историческая концепция, соотношение права и нравственности, права и свободы, места Чичерина в либеральной традиции14.

Следует обратить внимание и на работы зарубежных ученых Р. Пула, Д. Хаммера, В. Гоулда, А. Келли и др.15 Д. Хаммер проводит сравнительное исследование политических воззрений К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина, разбирая особенности их взглядов на политическое устройство общества, теоретические основания этих воззрений, а также касается биографий этих ученых. Стоит отметить, что похожая работа выходила и в России, но позже, и принадлежит отечественному исследователю Р.А. Киреевой, но ее автор сосредоточился на других аспектах идейно-теоретического наследия Кавелина и Чичерина (об этом было сказано выше).

Уильям Гоулд обратился к исследованию соотношения теоретических и практических аспектов философии Чичерина, но большее внимание уделил исследованию политической теории русского мыслителя и ее месту в

13 Евлампиев И.И. Политическая философия Б.Н.Чичерина. СПб: Изд-во СПбГУ, 2013. 226 с.

14Валицкий А. История русской мысли от просвещения до марксизма. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 480 с.; Walicki A. Boris Chicherin: the «Old Liberal» Philosophy of Law / Legal Philosophies of Russian Liberalism / Walicki A. Notre Dame University Press, 1992. P. 105-165.

15 Poole, Randall A. The Moscow Psychological Society and the Neo-Idealist Development of Russian Liberalism, 1885-1922. PhD Diss, University of Notre Dame, 1996.;Hammer D.P. Two Russians Liberals: The Political Thought of B.N. Chicherin and K.D. Kavelin. PhD Diss, Columbia University, 1962.; Gould W.E. The philosophy of Boris Chicherin: from practice to theory. PhD Diss, Yale University, 1970.; Gould W.E. The philosophy of Boris Chicherin: from practice to theory. PhD Diss, Yale University, 1970.; Kelly A. «What is real is rational»: The political philosophy of B. N. Chicherin // Cahiers du monde russe et soviétique. Vol. 18 № 3. pp. 195-222.

русской интеллектуальной традиции. Рэндом Пул рассматривает Чичерина в контексте изучения других русских философов, не посвящая ему отдельной работы. Исследование Р. Пайпса, более известного как историка русской революции, посвящено русскому консерватизму. Пайпс прослеживает формирование русского консерватизма как феномена общественной мысли, выявляет особенности убеждений русских консерваторов, а также пытается ответить на вопрос, в чем состояла критика этих мыслителей со стороны радиально настроенных представителей русской общественно-политической мысли и почему идеи умеренного русского консерватизма не возымели успех (в нашем контексте, американский исследователь обращается к проблеме интеллектуального одиночества Чичерина)16.

5) Особенно следует выделить работы русских философов и исследователей русской философии, вынужденных создавать свои труды в эмиграции. Обращает на себя внимание фундаментальная работа Д.И. Чижевского «Гегель в России», изданная за рубежом в 1934 году и гораздо позже переведенная на русский язык. Д.И. Чижевский утверждает, что Чичерин - один из ортодоксальных русских гегельянцев, однако, не вмещающийся в рамки гегельянского правоверия. Чичерин был неспособен идти на уступки и несклонен к компромиссам, чем в числе прочего объясняется и его научное одиночество17.

Работы Н.О. Лосского «История русской философии» и В.В. Зеньковского «История русской философии» оставили заметный след в изучении отечественной философской мысли. Н.О. Лосский подробно осветил философские взгляды Чичерина, подчеркнув, что тот определил особое место свободе человека в обществе и государстве. В.В. Зеньковский одним из первых уделил внимание этическим воззрениям Чичерина, подробно рассмотрел его гносеологию, философскую антропологию, охарактеризовал его концепцию Абсолюта, подчеркнув, что тот без

16 Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. Исследование политической культуры. М., Новое издательство, 2008. 249 с.

17 Чижевский Д.И. Гегель в России. (Слово о сущем). СПб.: Наука. 2007. 411 с.

колебаний отождествил «метафизическое понимание Абсолюта с религиозным понятием Божества»18.

6) Вспомогательным целям служат труды А.Ф. Замалеева по истории русской философии. Исследователь уделяет небольшое место Чичерину, акцентируя свое внимание на тех поправках к Гегелю, которые тот сделал в своей философии19. Отдельные вопросы идейно-теоретического наследия Чичерина были изучены и опубликованы в периодических изданиях следующими учеными: философия истории и концепция российской истории - Т.Н. Иванова, Г.С. Криницкая, Р.Р. Щекотова20, Е.В. Миронов, В.Н. Кудряшев и др.21; теория государства и права - Н.М. Аверин, И.В. Андреев, А.С. Кокорев, А.И. Вакула, Н.В. Катенина, С.Л. Чижков и др.22; либерально-консервативные взгляды философа - В.А. Китаев, А.Ю. Полунов, А.В. Лукашин, М.Ю. Чернавский и др.23. Кроме того, в последние годы выходили

18Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 551 с.; Зеньковский

B.В. История русской философии. Харьков: Фолио; И.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 896 с.

19Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 235 с.; Замалеев А.Ф. Начальный курс русской философии: (Историческое введение). СПб.: СПбФО, 2014. 144 с.

20 Щекотова Р.Р. Мировоззренческий универсализм Б.Н. Чичерина: историко-философский анализ: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03. Екатеринбург, 2010. 183 с.

21 Иванова Т.Н. Б.Н. Чичерин и В.И. Герье: научное содружество двух историков // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. Т. 152. Кн. 3. Ч. 1. С. 158162.; Криницкая Г.С. Б. Чичерин и Г. Гегель: общее и различие во взглядах на исторический процесс // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 100-104.; Криницкая Г.С. Особенности формирования русского государства в исторической концепции Б.Н. Чичерина // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 276. С. 63-70.; Кудряшев В.Н. Проблемы формирования национальных государств в интерпретации российских либералов второй воловины XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 62-68.; Миронов Е.В. Специфика становления российской государственности в социально-политической концепции Б.Н. Чичерина // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2005. № 7 (47). С. 224231.

22 Аверин Н.М. Свидетель великих преобразований и поблекших надежд // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 8-22.; Андреев И.В. Б.Н. Чичерин и становление современной теории политических партий // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 114-118.; Вакула А.И. Концепция гражданского общества в трудах Б.Н. Чичерина // Философия права. 2009. № 06. С. 97-101.;Вакула А.И. Проблема соотношения государства и свободы в охранительно либерализме Б.Н. Чичерина // Юристъ-правоведъ. 2009. № 6. С. 123-126.; Гнатюк О.Л. Консервативный («охранительный») либерализм Б.Н. Чичерина // // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 22-29.; Катенина Н.В. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом учении Б.Н. Чичерина // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 139-150.; Кокорев А.С. Государство и общество в творчестве Б.Н. Чичерина и современность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 293-296.; Чижков С.Л. Б.Н. Чичерин и Н.А. Бердяев. Два подхода к осмыслению консерватизма // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. № 2 / том 15 / 2014.

C. 165-176.

23 Китаев В.А. Большая история русского консерватизма: решения и проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4-1. С. 282-286.; Китаев В.А., Медоваров М.В. Б.Н. Чичерин и его консервативные оппоненты накануне первой русской революции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 1. С. 222-229.; Полунов А.Ю., Лукашин А.В. Консерваторы

обобщающие работы по истории русского либерализма: А.А. Кара-Мурза, О.А. Жукова, Д.Н. Бакун и другие24.

Проведенный анализ научной литературы, посвященной исследуемой теме, позволяет сделать следующий вывод: больше всего изучено политико-социологическое и правовое наследие Чичерина. Не так много авторов (особенно современных) обращается к изучению философского наследия русского мыслителя, хотя и есть несколько крупных работ (например, монография В.М. Лобеевой), и не всегда явно подчеркивается общая составляющая взглядов Чичерина - признание достоинства человеческой личности краеугольным камнем всех общественных отношений. Также недостаточно исследована эта проблематика в социальной философии Чичерина. Кроме того, изучен Чичерин как историк, но меньшее внимание уделено философской составляющей его исторической концепции, на чем автор данной работы акцентирует особое внимание. Наряду с этим, всегда мало внимания уделяется экономическим взглядам Чичерина. Автор вынес эту проблему в отдельный параграф и попытался реконструировать экономические воззрения Чичерина через его рецепцию марксизма, что представляется заслуживающим внимания, учитывая сколько сил и времени потратил русский философ на полемику против социалистических учений, особенно выделив среди них марксизм. Таким образом, отсутствие систематических историко-философских исследований, посвященных анализу учения Б.Н. Чичерина о достоинстве человеческой личности, обусловливает выбор темы, цель и задачи диссертационной работы.

XIX века о будущем пореформенной России (социально-политические аспекты развития) // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 40. С. 225-236.; Чернавский М.Ю. М.Н. Катков и Б.Н. Чичерин: консервативная и либеральная интерпретация гегелевской диалектики // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2007. Т. 13. № 1. С. 291-299.

24 Жукова О.А. На пути к Русской Европе: Интеллектуалы в борьбе за свободу и культуру в России. Москва: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. 208 с.; Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты: Очерки о русских мыслителях Х1Х-ХХ вв. Вып. 2 М.: 2009. 155 с.; Кара-Мурза А.А. Свобода и Вера. Христианский либерализм в российской политической культуре / А.А. Кара-Мурза, О.А. Жукова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2011. 184 с.; Просвещенный консерватизм: Российские мыслители о путях развития Российской цивилизации: Политическая антология / Авт.-сост. Д.Н. Бакун. М.: Грифон, 2012. 608 с.; Российский либерализм: идеи и люди / 2-е изд., испр. и доп., под общ. ред. А. А. Кара_Мурзы. М.: Новое издательство, 2007. 904 с.

Объектом диссертационного исследования являются труды Б.Н.Чичерина, в которых отражены его социально-философские воззрения.

Предмет исследования - проблема достоинства человеческой личности в социальной философии Б.Н. Чичерина.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является историко-философский анализ учения Б.Н. Чичерина о достоинстве человеческой личности в общем контексте его социально-философской системы.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

- раскрыть трактовку Чичериным понятия «достоинство человеческой личности»;

- определить начала нравственного достоинства человеческой личности;

- проанализировать социально-правовые и экономические основания принципа человеческого достоинства в учении Чичерина;

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кирякин, Александр Викторович, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чичерин Б.Н. Воспоминания, мемуары. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. 336 с.

2. Чичерин Б.Н. Восточный вопрос с русской точки зрения 1855. Лейпциг: тип. Бера и Германа, 1861. 44 с.

3. Чичерин Б.Н. Земство и Московская дума. М.: Север, 1934. 357 с.

4. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. Т. 1 / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб: РХГА, 2006. 720 с.

5. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. Т. 2 /подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб: РХГА, 2008. 752 с.

6. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. Т. 3 /подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб: РХГА, 2010. 784 с.

7. Коллекция Б.Н. Чичерина: каталог / автор вступит. статьи и сост. каталога Е.И. Саляхова. Тамбов, 2011. 164 с.

8. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. СПб.: тип. Т-ва печ. станка, 1906. 34 с.

9. Чичерин Б.Н. Метафизика есть ли наука? // Вопросы философии и психологии, 1900. Книга Щ54). С. 640-658.

10. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке: Разбор книги Владимира Соловьева «Критика отвлеченных начал». Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2016. 200 с.

11.Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. 495 с.

12.Чичерин Б.Н. Несколько слов по поводу ответа г. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 5 (40). С. 772-779.

13.Чичерин Б.Н. Несколько слов о философско-исторических воззрениях Грановского // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 36. С. 1-13.

14.Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М.: ГПИБ, 2002. 210 с.

15.Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М.: Зерцало-М, 2014. 536 с.

16.Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Книга по Требованию, 2015. 568 с.

17.Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII веке. М.: Тип. А. Семана, 1856. 594 с.

18. Чичерин Б.Н. О началах этики (по поводу книги Вл. С. Соловьева «Оправдание добра») // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 39. С. 587-701.

19.Чичерин Б.Н., Соловьев В.С. О началах этики: Отзыв на книги Владимира Соловьева «Оправдание добра» и «Право и нравственность». С ответами В.С. Соловьева. М.: ЛЕНАНД, 2016. 184 с.

20.Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. - М.: Изд. К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1858. XII, 389 с.

21. Чичерин Б.Н. Очерки Англии и Франции. М.: Книга по Требованию, 2013. 378 с.

22.Чичерин Б.Н. Очерки философии права Л.И. Петражицкого // Вопросы философии и психологии. 1900. Книга V(55). С.365-385.

23.Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. URL:

http://www.Htres.ru/pages/bibHo_book/?art=5326599 (дата обращения: 05.12.2015).

24. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки // Вопросы философии и психологии. 1891. Кн. 9. С. 1-24; Кн. 10. С. 31-82; Кн. 11. С. 1-48; Кн. 12. С. 1-63; Кн. 13. С. 1-29.

25.Чичерин Б.Н. Польский и еврейский вопросы. М.: Печать по требованию, 2012. 64 с.

26. Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира (Библиотека для саморазвития, VII). Вып.1. 1897. Твердый переплет. 470 с.

27.Чичерин Б.Н. Пространство и время // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 1 (26). С. 1-56.

28.Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия // Русский патриот.

Берлин: Г. Штейниц, 1901. 160с. 29.Чичерин Б.Н. Сен-Симон и его школа. М.: ЛЕНАНД, 2015. 88 с. 30.Чичерин, Б. Н. Собственность и государство. СПб.: Изд-во Русской

Христианской Гуманитарной Академии, 2005. 824 с. 31.Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Часть 1. М., 1882. 469 с. 32.Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Часть 2. М., 1883. 459 с 33.Чичерин Б.Н. Социология. Тамбов: ТОГУП «Тамбовполитграфиздат», 2004. 468 с.

34. Чичерин Б.Н. Существо и методы идеализма // Вопросы философии и

психологии. 1897. Кн. 2 (37). С. 185-238. 35.Чичерин Б.Н. Философия права. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 344 с.

36.Письмо Б.Н. Чичерина к С.С. Боратынской (супруге брата Чичерина Владимира) из Флоренции (Италия) от 23 января/4 февраля 1865 г. // ДМЧ. ОФ. Ед. хр. 1362.

37.Письмо Б.Н. Чичерина к Д.А. Милютину от 21 ноября 1899 г. // ДМЧ. ОФ. Ед. хр. 1366.

38.Письмо В.Н. Чичерина к Б.Н. Чичерину от 17 фераля 1871 г. // ДМЧ. ОФ. Ед. хр. 1369.

39.Русское общество 40-50-х годов XIX в. Часть II. Воспоминания Б.Н. Чичерина. М.: Изд-во МГУ, 1991. 254 с.

40. Аверин Н.М. Восхождение к идеалу: этика В. Соловьева. Тамбов: ООО «Центрпресс», 2010. 168 с.

41. Аверин Н.М. Неутомимый сеятель просвещения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. № 1. С. 96-107.

42.Аверин Н.М. Свидетель великих преобразований и поблекших надежд // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 8-22.

43.Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: Высшая школа, 1991. 206с.

44. Алексеев Н.Н. Религиозно-философские идеи и личность Б.Н. Чичерина в свете его воспоминаний // Путь. №24. 1930. URL: http://www.odinblago.ru/path/24/5 (дата обращения: 05.06.2015).

45. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 2003. 640 с.

46. Андреев В.Е. Б.Н. Чичерин как художник слова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2005. № 4. С. 96-101.

47.Андреев И.В. Б.Н. Чичерин и становление современной теории политических партий // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 114-118.

48. Антонович М.А. Неуважение к науке (По поводу книги: Несколько современных вопросов. Б. Чичерина. Москва. 1862) // Современник. 1863. Т. 95. № 3. март. Современное обозрение. С. 67-100.

49.Б.Н. Чичерин и традиции философской и социально-политической мысли в России: материалы Международной научной конференции. 2023 ноября 2013 года / отв. ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин, А.Н. Алленов ; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 520 с.

50.Белов В.Н. Спор В.С. Соловьева и Б.Н. Чичерина: кантианские вариации // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 52-64.

51.Беляев И.Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. 168 с.

52. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные (19001906 гг.). М.: Реабилитация, Канон +, 2002. 656 с.

53.Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. 320 с.

54.Бердяев Н.А. Философская истина. / Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1991. 235 с.

55.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.

56.Бердяев Н.А. Н.К. Михайловский и Б.Н. Чичерин. (О личности, рационализме, демократизме и проч.) // Бердяев, Н.А. Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные. (19001906). М.: Канон+, 2002. С. 224-240.

57.Борис Николаевич Чичерин. Годы и время / отв. ред. И.А. Ерохина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 266 с.

58.Борисова Ю.В. Этическая мысль в русском либерализме // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31. С. 35-38.

59.Бузгалин А.В. Анти-Поппер. Социальное освобождение и его друзья. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 152 с.

60.Бузук Н.Г. О выходе из кризиса правосознания в контексте философско-правовых исканий Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева и Н.Н. Алексеева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2011. № 2. С. 85-89.

61.Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. М.: Астрель, 2007. 988 с.

62.Валицкий А. История русской мысли от просвещения до марксизма. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2013. 480 с.

63.Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 25 -42.

64.Вакула А.И. Концепция гражданского общества в трудах Б.Н. Чичерина // Философия права. 2009. № 6(37). С. 97-101.

65.Вакула А.И. Проблема соотношения государства и свободы в охранительном либерализме Б.Н. Чичерина // Юристъ-правоведъ. 2009. № 6. С. 123-126.

66.Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000. 448 с.

67.Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 656 с.

68.Вернадский Г.В. Русская историография. М.: Аграф, 1998. 448 с.

69.Вышегородцева О.В., Счастливцев Р.А. Философия и методология истории // Философия науки. Методология и история конкретных наук. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. С. 326-380.

70.Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. 471 с.

71.Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Сочинения в XIV т. Т. VIII. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство (Соцэкгиз), 1935. 468 с.

72.Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мир книги, Литература, 2009. 464 с.

73.Герцен А.И. Былое и думы. М.: Правда, 1976. 576 с.

74.Гнатюк О.Л. Консервативный («охранительный») либерализм Б.Н. Чичерина // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 22-29.

75.Горбатюк Е.С. Местное самоуправление в концепции «охранительного» либерализма Б.Н. Чичерина // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4. № 3. С. 237-245.

76.Горбачук Г.Н. Проблема подлинности личности в русской религиозной философии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 167-171.

77.Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М.: Наука, 1987. 435 с.

78.Грязнова Т.Е. Теория демократического прогресса Б.Н. Чичерина // Научный вестник Омской академии МВД России. 2010. № 1. С. 33-41.

79. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. 704 с.

80.д'Анкос Элен Каррер Александр II. Весна России Российская политическая энциклопедия, Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2010. 416 с.

81.Двухжилова И.В. Борис Николаевич Чичерин: штрихи к портрету земского деятеля // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2006. Т. 12. № 1. С. 244-247.

82.Де Бласио А. Что случилось с «философским бумом»? Изучение русской философии в контексте американской славистики // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. Т. 8. № 1. С. 218223.

83.Днепровская И.В. Аксиология правовой и нравственной свободы в философии Б.Н. Чичерина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 2. № 3. С. 69-78.

84. Днепровская И.В. Ценностное содержание правовой и нравственной свободы в философии права Б.Н. Чичерина // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6а. С. 57-63.

85. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: книга очерков. М.: Эксмо, 2007. 672 с.

86.Евлампиев И.И. Преломление идей Гегеля в философских и правовых взглядах Б.Н. Чичерина. URL: Ьйр://Ье§е1.гЬ§а.ги/ир1оаё/1Ь1оск/ЬёЬ/Чиче рин-Гегель.pdf (дата обращения: 12.01.2015).

87.Евлампиев И.И. Политическая философия Б.Н.Чичерина. СПб: Изд-во СПбГУ, 2013. 226 с.

88.Емельянов Б.В., Лицук А.А. К истории становления отечественной философии права: русские гегельянцы // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2. С. 8-16.

89.Ерыгин А.Н. Гегель в России // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2011. Т. 1. № 2. С. 208-226.

90.Ерыгин А.Н. Гегель и русская мысль // Философское и культурологическое россиеведение. Выпуск 2. Серия «Восток Запад -Россия». Ростов-на-Дону, 2003. 69 с.

91.Ерыгин А.Н. Историческая диалектика в философии права: Чичерин и Гегель // Философия права. 2007. № 2. С. 43-47.

92.Ерыгин А.Н. История и диалектика (Диалектика и исторические знания в России XIX века). Ростов-на-Дону: ИРУ, 1987. 224 с.

93.Жукова О.А. На пути к Русской Европе: Интеллектуалы в борьбе за свободу и культуру в России. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. 208 с.

94.Журналы заседаний Тамбовского губернского земского собрания декабрьской сессии 1871 года [Текст]. Тамбов: Губернская земская типография, 1872. 412, 31, 16 с.: табл., прил.

95.Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 235 с.

96.Замалеев А.Ф. Начальный курс русской философии: (Историческое введение). СПб.: СПбФО, 2014. 144 с.

97.Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М., 2002. 400 с.

98.Захаров А.В. Проблема происхождения государства в трактовке Б.Н. Чичерина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. № 4. С. 77-80.

99.Зеньковский В.В. История русской философии. Харьков: Фолио; И.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 896 с.

100. Зибер Н.И. Б. Чичерин contra К. Маркс (Критика критики) // Карл Родбертус-Ягецов и его экономические исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. С. 133-170.

101. Зипунникова Н.Н. Борис Николаевич Чичерин (к 180-летию со дня рождения) // Российский юридический журнал. 2008. № 4. С. 28-33.

102. Зомбарт В. Буржуа. М.: Терра, 2009. 576 с.

103. Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 т. Том 3. Роскошь и капитализм. Война и капитализм. М.: Владимир Даль, 2008. 480 с.

104. Золотовский Ю.Л. Теория исторического процесса в творчестве Б.Н. Чичерина // Власть. 2008. № 9. С. 105-107.

105. Зорькин В.Д. Борис Николаевич Чичерин. М.: Юрид. лит., 1984. 109 с.

106. Иванов М.Ю. К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин: проблема соотношения нравственности с правом, религией и нравами // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 186-192.

107. Иванова Т.Н. Б.Н. Чичерин и В.И. Герье: научное содружество двух историков // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. Т. 152. Кн. 3. Ч. 1. С. 158-162

108. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве / Собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994, с. 45-148.

109. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин в пореформенном развитии России, капитализме и социализме. Воронеж: Изд-во «Истоки», 1999. 194 с.

110. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. 216 с.

111. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2013. 736 с.

112. Кант И. Основы метафизики нравственности / Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965 г. 544 с.

113. Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты: Очерки о русских мыслителях Х1Х-ХХ вв. Вып. 2 М.: ИФ РАН, 2009. 155 с

114. Катенина Н.В. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом учении Б.Н. Чичерина // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 139-150.

115. Катенина Н.В. Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03. Место защиты: Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». М., 2012. 145 с.

116. Кацапова И.А. Русская традиция философии права // Философия права П.И. Новгородцева. М.: ИФ РАН, 2005. 191 с.

117. Кизельштейн Б.Г. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина // История и историки. М., 1965. С. 429-439.

118. Киреева Р.А. Государственная школа: историческая концепция К.Д. Кавелина и Б.Н.Чичерина. М.: ОГИ, 2004. 512 с.

119. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. СПб: Азбука-Аттикус, Авалонъ, 2011. С. 140183.

120. Китаев В.А. Конституционный вопрос в политических взглядах Б.Н. Чичерина 1870 - начала 1880-х гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. № 3. С. 23-29.

121. Китаев В.А. Большая история русского консерватизма: решения и проблемы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4-1. С. 282-286.

122. Китаев В.А., Медоваров М.В. Б.Н. Чичерин и его консервативные оппоненты накануне первой русской революции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 1. С. 222-229.

123. Китаев В. А. XIX Век: пути русской мысли. Науч. Труды. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2008. 355 с.

124. Китаев В.А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50-60-х годов 19 века. М.: Мысль, 1972. 288 с.

125. Ключевский В.О. Характеристики и воспоминания. М.: Научное слово, 1912. 218 с.

126. Конт О. Дух позитивной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 256 с.

127. Конт О. Общий обзор позитивизма // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. С. 580-586.

128. Кокорев А.С. Б.Н. Чичерин contra К. Маркс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-2 (104). С. 742-744.

129. Кокорев А.С. Борис Николаевич Чичерин. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 148 с.

130. Кокорев А.С. Б.Н. Чичерин и А.И. Герцен о путях развития российского общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 7 (111). С. 249-252.

131. Кокорев А.С. Б.Н. Чичерин как социальный мыслитель. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 291 с.

132. Кокорев А.С. Б.Н. Чичерин о реформировании российского общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 4. С. 11-16.

133. Кокорев А.С. Б.Н. Чичерин о роли университетов в российском обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. 100-104.

134. Кокорев А.С. Государственник России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 112. № 8. С.240-246.

135. Кокорев А.С. Государство и общество в творчестве Б.Н. Чичерина и современность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 293-296.

136. Кокорев А.С. О социологических взглядах Б.Н. Чичерина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1997. № 3. С. 78-81.

137. Кокорев А.С. Поборник права и свободы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 264-272.

138. Кокорев А.С. Политика как наука // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 105. № 1 С. 26-29.

139. Кокорев А.С. Что такое охранительные начала? Б.Н. Чичерин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 4. С. 16-30.

140. Корнилов А.А. Общественное движение при Александре II (1855 - 1881). Исторические очерки. М., 1909. -263 с.

141. Коротких В.И. Теоретическая философия Б.Н. Чичерина в контексте истории осмысления гегелевской философии в России // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 64-77.

142. Криницкая Г.С. Б.Н. Чичерин: концепция мировой истории. Томск, Изд-во ТГУ, 2008. 397 с.

143. Криницкая Г.С. Б. Чичерин и Г. Гегель: общее и различие во взглядах на исторический процесс // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 100-104.

144. Криницкая Г.С. Особенности формирования русского государства в исторической концепции Б.Н. Чичерина // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 276. С. 63-70.

145. Крылов Н.И. Критические замечания на сочинение г. Чичерина «Областные учреждения России в XVII веке». М.: Книга по Требованию, 2011. 103 с.

146. Кудряшев В.Н. Российские либералы XIX века о взаимодействии национального и общечеловеческого в историческом прогрессе // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 4. С. 44-49.

147. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.: Русский путь, 1995. 445 с.

148. Ленин В.И. Народники о Н.К. Михайловском // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55-ти т. Т. 24. М.: Издательство политической литературы, 1980. С. 333-337.

149. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 55-ти т. Т. 1. М.: Издательство политической литературы, 1967. С. 347534.

150. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М.: Политиздат, 1991. 302 с.

151. Лобеева В. М. Социальная философия Б.Н. Чичерина: анализ содержания основных категорий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 3. С. 4453.

152. Лобеева В.М. Церковь как общественный союз: анализ философской концепции Б.Н. Чичерина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 8 (112). С. 246-251.

153. Лобеева В.М. Религия, наука, философия: основные идеи и особенности концепции Б.Н. Чичерина // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. № 40 (2). С. 59-72.

154. Лобеева В.М. Гражданское общество: анализ философской концепции Б.Н. Чичерина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2012. № 3. С. 111-116.

155. Лобеева В.М. Материальное бытие общества: особенности и актуальные идеи социально-философского учения Б.Н. Чичерина //

Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 17 (97). С. 63-70.

156. Лобеева В.М. Объективация свободы человека в праве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 15. С. 263-273.

157. Лобеева В.М. Социальная философия Б. Н. Чичерина: системный анализ. М.: Канон+, 2012. 303 с.

158. Лобеева В.М. Социально-политическая парадигма российского классического либерализма второй половины XIX века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия.

2010. № 1. С. 62-75.

159. Лобеева В.М. Философия политики Б.Н. Чичерина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия.

2011. Т. 9. № 1. С. 125-131.

160. Лобеева В.М. Философско-правовая концепция семьи как общественного союза в либерально-консервативной трактовке Б.Н. Чичерина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8. С. 244-251.

161. Лобеева В.М. Экономическая жизнь общества: актуальные идеи социально-философского учения Б.Н. Чичерина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 20-25.

162. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 551 с.

163. Макаров В.В. Место и значение национальной особенности в антропологическом учении немецкого идеализма (Кант, Гегель) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 10. С. 320-324.

164. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т.1. Л.: Политиздат, 1949. 908 с.

165. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. 775 с.

166. Маркс К., Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Манифест коммунистической партии. М.: ИТРК, 2009. 68 с.

167. Мартен С. Б.Н. Чичерин - русский либерал и русский патриот / Борис Николаевич Чичерин. Годы и время. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 210-227.

168. Мархевски О. Кант в философии права Б.Н. Чичерина // Философское образование. 2011. № 23. С. 28-38.

169. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. 594 с.

170. Медведев Н.В. Б.Н. Чичерин о достоинстве человека // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 29-44.

171. Медушевский А.Н. История русской социологии М.: Высшая школа, 1993. 317 с.

172. Мерзлякова А.В. Государственные взгляды Б.Н. Чичерина в советской историографии начального периода // Вестник Российского университета кооперации. 2012. № 3 (9). С. 128-133.

173. Милюков П.Н. Юридическая школа в русской историографии // Русская мысль. 1886. Кн. IV.

174. Миронов Е.В. Либерально-консервативная и социально-политическая концепция Б.Н. Чичерина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. № 21 (121). С. 133-139.

175. Миронов Е.В. Специфика становления российской государственности в социально-политической концепции Б.Н. Чичерина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2005. № 7 (47). С. 224-231.

176. Михайловский И.В. Воззрения Б.Н. Чичерина на право и государство // Образование. 1904. №7. Отд. 2. С. 24-38.

177. Насибуллин Р.А. Б.Н. Чичерин о классификации политических партий в конституционном государстве // Вестник Удмуртского университета. 2008. № 2-2. С. 153-156.

178. Научное наследие Б.Н. Чичерина: история и современность. Материалы межрегиональной научной конференции (май 1998 года) / Отв. ред. Н.А. Аверин; Редколлегия: В.Н. Окатов, А.С. Кокорев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. 100 с.

179. Никонов Л.А., Зименкова Н.Н. Взаимосвязь права и морали в воззрениях П.И. Новгородцева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2014. № 4. С. 104-111.

180. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С. Соловьева // Вопросы философии и психологии, 1901. Сборник статьей, посвященных памяти Владимира Сергеевича Соловьева. С. 112-130.

181. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Изд:во «Пресса», 1991. 640 с.

182. Опыт русского либерализма. Антология. М.: Канон, 1997. 480 с.

183. Павлова С.В. Культурологический подход в отечественном правоведении: Б.Н. Чичерин // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2012. Т. 15. № 2. С. 39-42.

184. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. 424 с.

185. Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. Исследование политической культуры. М.: Новое издательство, 2008. 249 с.

186. Пархоменко Р.Н. Идея свободы в консервативной интеллектуальной традиции: Россия и Германия. М.: Ленанд, 2014. 296 с.

187. Пархоменко Р.Н. Б. Чичерин о религии и свободе // Психология и психотехника. 2013. № 2. С. 106-137.

188. Петрунин В.В. Чичерин об особенностях религиозного развития человечества // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 3. С. 103-106.

189. Плеханов Г.В. Две рецензии о книгах Б. Чичерина // Соч.: В 12 т. М., 1925. Т. 12. С. 179-187.

190. Поборник свободы и права. Б.Н. Чичерин и социально-философская мысль России второй половины XIX в. / Под ред. проф.

H.М. Аверина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. 168 с.

191. Погодин С.Н. К истории философии права в России. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том 3. № 1. С. 191-196.

192. Покровский М.Н. Борьба классов и русская историческая литература / Покровский М.Н. Избранные произведения. Кн. 4. М.: Мысль, 1967. С. 277-368.

193. Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов. Выпуск

I. М.-Л.: Соцэкгиз, 1933. 329 с.

194. Покровский М.Н. Откуда взялась внеклассовая теория развития русского самодержавия // Марксизм и особенности исторического развития России. сб. статей 1922-1925 гг. Л., 1925. С. 55-91

195. Полунов А.Ю., Лукашин А.В. Консерваторы XIX века о будущем пореформенной России (социально-политические аспекты развития) // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 40. С. 225-236.

196. Полуэктова Н.Н. Русские либералы рубежа XXI-XX вв. о системе представительства // Известия Алтайского государственного университета. 2006. № 4. С. 70-73.

197. Поляков А. В. Либеральный консерватизм Б. Н. Чичерина // Правоведение. 1993. № 5. С. 79 - 87.

198. Пристенский В.Н. Русская антропология права: идейное наследие отечественной философии в постсоветском контексте // Научные

ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 5. С. 36-43.

199. Просвещенный консерватизм: Российские мыслители о путях развития Российской цивилизации: Политическая антология / Авт. -сост. Д.Н. Бакун. М.: Грифон, 2012. 608 с.

200. Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М.: РОСПЭН, 2008. 463 с.

201. Рубинштейн Н.Л. Русская историография М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941. 659 с.

202. Руденко Д.А. Естественно-правовые взгляды Б.Н. Чичерина: взаимосвязь либерализма и правопонимания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 24. С. 72-76.

203. Российский либерализм: идеи и люди / 2-е изд., испр. и доп., под общ. ред. А. А. Кара-Мурзы. М.: Новое издательство, 2007. 904 с.

204. Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом: Сборник научных статей, посвященный 70-летию кафедры истории русской философии / Под общ. ред. В.А. Кувакина и М.А. Маслина; составитель М.А. Маслин. М.: Издательство Московского университета, 2013. 688 с.

205. Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М., 1968. 378 с.

206. Соболев А.В. О русской философии. СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2008. 496 с.

207. Соловьев В.С. Замечания на статью проф. Г.Ф. Шершеневича // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. №3(38). С. 475-485.

208. Соловьев В.С. Мнимая критика (Ответ Б.Н. Чичерину) // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. №4(39). С. 645-694.

209. Соловьев В.С. Необходимые замечания на несколько слов Б.Н. Чичерина // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 5(40). С. 779783.

210. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Академический Проект, 2010. 671 с.

211. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 384 с.

212. Социализм 21. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М., Культурная революция, 2009. 720 с.

213. Статья И.В. Михайловского и Э.Л. Радлова о Б.Н. Чичерине, опубликованная в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1903 // Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. С.455-485.

214. Струве П.Б. Б. Чичерин и его обращение к прошлому. Сб. статей (1893-1902). URL: http://www.mnemosyne.ru/library/struve-3.html (дата обращения: 15.05.2014).

215. Тихомиров П. В. Несколько критических замечаний на кн.: Чичерин. Основания логики и метафизики. М., 1894 // Богословский вестник 1894. Т. 3. № 8. С. 303-326.

216. Трубецкой С.Н. В защиту идеализма. Ответ Б.Н. Чичерину // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 2 (37). С. 289-327.

217. Трубецкой Е.Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. V (80). С.353-381.

218. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб, Изд-во РХГИ, 2001. 543 с.

219. Трубецкой С.Н. Несколько слов в ответ Б.Н. Чичерину // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 1(36). С. 504-512.

220. Трубецкой С.Н. Новая книга Б.Н. Чичерина // Вопросы философии и психологи. 1894. Кн. 1(21). С. 171-182.

221. Фатеев Ар. Борис Николаевич Чичерин (Очерк краткой характеристики развития его научно-философских воззрений). Харьков, 1902. 12 с.

222. «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Ответственный редактор Н.В. Мотрошилова. М.: Канон РООИ «Реабилитация», 2010. 672 с.

223. Ферро М. Николай II. / Пер. с фр. Г.Н. Ерофеевой. М.: Международные отношения, 1991. 352 с.

224. Фролов Г.С. Проблема исполнения наказаний в политико-правовой мысли Б.Н. Чичерина // Вестник Владимирского юридического института. 2011. № 4. С. 193-195.

225. Фролов Г.С. Проблема соотношения категорий «личность», «свобода» и «право» в политико-правовой мысли (на примере учения Б.Н. Чичерина) // Личность, общество, государство, право: материалы международной научно-практической конференции. Пенза-Сургут-Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. С. 65-69.

226. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2010. 588 с.

227. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 66-81.

228. Хайруллин В.И. Категория справедливости в истории политико-правовой мысли М.: Либроком, 2009. 192 с.

229. Чернавский М.Ю. М.Н. Катков и Б.Н. Чичерин: консервативная и либеральная интерпретация гегелевской диалектики // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2007. Т. 13. № 1. С. 291-299.

230. Чижевский Д.И. Гегель в России. (Слово о сущем). СПб.: Наука. 2007. 411 с.

231. Чижков С.Л. Б.Н. Чичерин и Н.А. Бердяев. Два подхода к осмыслению консерватизма // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. № 2 / том 15 / 2014. С. 165-176.

232. Чижков С.Л. Общественное благо и проблема соотношения гражданских и политических прав в политики-философском учении Б.Н. Чичерина // Философские традиции и современность. 2013. № 2(4). С. 87-94.

233. Шестов Л. Достоевский и Ницше // Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности. М.: АСТ, 2000. С. 308-451.

234. Шершеневич Г.Ф. По поводу книги Вл.С. Соловьева «Оправдание добра» // Вопросы философии и психологии. 1897. Книга 3(38). С. 456-475.

235. Шмитт К. Диктатура: от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2006. 326 с.

236. Шнейдер К.И. Крестьянский вопрос в раннем русском либерализме (середина 1850-х - середина 1860-х гг.) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2011. № 3-17. С. 5-11.

237. Щекотова Р.Р. Мировоззренческий универсализм Б.Н. Чичерина: историко-философский анализ: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03. Екатеринбург, 2010. 183 с.

238. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. URL: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Antiduering/index.html (дата обращения: 20.12.2014).

239. Юдин А.И. Идея освобождения народа в русской общественной мысли XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 2. С. 107-112.

240. Gould W.E. The philosophy of Boris Chicherin: from practice to theory. PhD Diss, Yale University, 1970.

241. Hammer D.P. Two Russians Liberals: The Political Thought of B.N. Chicherin and K.D. Kavelin. PhD Diss, Columbia University, 1962.

242. Hodgkiss P. A moral vision: human dignity in the eyes of the founders of sociology. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-954X.12049/abstract (дата обращения: 30.07.2016).

243. Kelly A. «What is real is rational»: The political philosophy of B. N. Chicherin // Cahiers du monde russe et soviétique. Vol. 18 № 3. pp. 195222.

244. Leatherbarrow W., Offord D. A History of Russian Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 462 p.

245. Poole Randall A. The Moscow Psychological Society and the NeoIdealist Development of Russian Liberalism, 1885-1922. PhD Diss, University of Notre Dame, 1996.

246. Rabow-Edling S. Liberalism and nationalism in Russia. Boris Chicherin as a modernist nationalist // Nations and Nationalism. 2012. № 4 (18). Pp. 701-718.

247. Rabow-Edling S. Slavophile Thought and the Politics of Cultural Nationalism. New York: State University of New York Press, 2007. 192 p.

248. Walicki A. Boris Chicherin: the «Old Liberal» Philosophy of Law / Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame University Press, 1992. Pp. 105-165.

249. Walicki A. Russian philosophy of history // Философское образование. 2013. Т. 1. № 1 (27). С. 4-15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.