Проблема героического в творчестве М.А. Шолохова (в типологическом сравнении с темой героического во вьетнамской литературе) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Фам Винь Кы, 0

  • Фам Винь Кы, 0
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 206
Фам Винь Кы, 0. Проблема героического в творчестве М.А. Шолохова (в типологическом сравнении с темой героического во вьетнамской литературе): дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Москва. 1985. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Фам Винь Кы, 0

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. ГЕРОИКА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Донские рассказы" и "Типий Дон") . . . 21

Глава П. ГЕРОИКА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА

ЖИЗНИ (Поднятая целина").84

Глава Ш. ГЕРОИКА ЗАЩИТЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

ОТЕЧЕСТВА ("Они сражались за Родину",

Наука ненависти" и "Судьба человека") . . 132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема героического в творчестве М.А. Шолохова (в типологическом сравнении с темой героического во вьетнамской литературе)»

Рожденная Великой Октябрьской социалистической роволюци® ей многонациональная советская литература дала миру целую плеяду выдающихся художников слова, среди которых сияет, как звезда первой величины, имя Михаила Шолохова.

Произведения этого писателя давно завоевали всемирное признание, стали драгоценным художественным достоянием не только советского народа, но и всего прогрессивного человечества. В мировой литературе XX века Шолохов - это такое громадное явление, отрицать которое не могут даже саше ярые враги социализма и социалистической культуры.

Особенно велики популярность и влияние творчества Шолохова в странах мирового соцгалистического содружества. Здесь его произведения хорошо знают и горячо любят миллионы читателей из самых различных социальных групп и слоев населения. Они оказывали и оказывают благотворное воздействие на становление и развитие многих социалистических литератур. Именно в странах социализма творческие свершения Шолохова находят наиболее правильное, глубокое понимание и истолкование. Вот что говорил о мировом, общечеловеческом значении творчества Шолохова вождь вьетнамской революции и один из основоположников революционной, социалистической литературы Вьетнама Хо Ши Мин: "Шолохова ни одной душе на земле нельзя но любить. Только тот, кто не любит жизнь, тот позволит себе не любить Шолохова. Ибо Шолохов - это сгусток самой жизни со своими беспредельными многими светлыми и теневыми сторонами, со своими слезами и песнями, со свошл рождением и со своей смертью. Народы России могут быть счастливы еще и потому, что они дали миру Михаила Шолохова, открыли в его творчестве такой родник, из которого могут пить I все народы н нации мира .

В статье, посвященной памяти Шолохова и выразительно сваг-лавленной "Великий писатель страны Советов, наш великий писатель", генеральный секретарь Правления Союза вьетнамских писателей Нгуен Динь Тхи пишет: "Страницы шолоховских шит уходят глубокими корнями в донскую землю, они очень русские, советские и в то же время они близки всем людям в любых уголках земли". Это объясняется тем, что "после Горького, проложившего дорогу эпохе пролетарской литературы, Шолохов был писателем, который пошзал жизнь трудового народа п ее правде, правде всеобъемлющей и неисчерпаемой, грозной и простой, правде, которая является источником всего прекрасного, создаваемого человеком. Шолохов показал, как трудовой народ в революционных бурях, в плаче и смехо творит жизнь в нашу эпоху. В произведениях Шолохова люди из трудового народа превратились в героев большой литературы, с могучими душевными силами, полных величия и красоты, которые ставят их в один ряд с героями классических произведений всех предыдущих эпох. С появлением шолоховских книг человек из трудового народа совершенно есте2 ственно стал центральны?! героем современной литературы .

Одним из свидетельств все более глубоко и широко осознаваемого мирового значения Шолохова является то, что в изучение его творчества в последние годы, наряду с советснши учеными, все интенсивнее вшгочаготся исследователи из других социалистических стран. Шолоховедение в Советском Союзе давно

1. Этот отзыв сохранил для нас известный молдавский писатель Петря Крученюк. - "Наш великий современник. Советские писатели о Шолохове". - Молодая гвардия, 1975, № 4, с. 52.

2. Газета "Нян зан", орган ЦКГКПВ, 25 февраля 1984 г. (на вьет. яз.). стало обширной, многосложной и динамично развивающейся областью науки о литературе. В этой области уже достигнуты большие успехи, проделана огромная работа. Советскими учеными создан целый ряд фундаментальных, обобщающих работ по творчеству Шолохова, среди которых особо выделяются верностью методологических позиций, глубиной и стройностью научных концепций, богатством содержания, высоким уровнем художествонно-эстетического анализа труды Л.Якименко, Ю.Лукина, В.Литвинова^. р

Ценные работы написаны и об отдельных произведениях Шолохова . Различным вопросам и аспектам творчества классика советской литературы посвящены десятки научных диссертаций, сотни статей и докладов на научных конференциях. Художественные открытия, творческая практика Шолохова получили глубокое научно-теоретическое осмысление в целом ряде трудов крупнейших советских литературоведов и эстетиков, в которых обобщается опыт развития советской литературы, раскрываются ее принципиально новаторская природа и авангардная роль в мировом литературном процессе, разрабатываются важные актуальные проблемы теории литературы и искусства социалистического реализма .

1. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова. - М., 1964 (изд.1-е), 1970 (изд. 2-е), 1977 (изд. 3-е). 1982 (изд. 4-е - Якименко Л. Избранные произведения. В 2-х томах, т.1)| Лукин Ю. М. А. Шолохов. Критико-биографический очерк. - Н., 1962 (изд. 1-е), 1975 (изд. 2-е в кн.: Лукин ГО. Два портрета); Литвинов В. Михаил Шолохов. - М., 1980. Хочется отметить такяе небольшую по объегду, но содешательнуто работу Метчен-ко А. Мудрость художника. - М., 1976, а также богатую интересными наблюдениями и фактическим материалом монографию: Сойфер М. Мастерство Шолохова. - Ташкент, 1961 (изд. 1-е), 1976 ?изд. 2-е).

2. Якименко Л. "Тихий Дон" М. Шолохова. - М., 1954 (изд. 1-е), 1958 (изд. 2-о); Маслил Н. Рвмап Шолохова - М., 1963; Литвинов В. Трагедия Григория Мелихова. - М., 1965 г.: Шербина В. Мировое признание ("Тихий Дон" М.Шолохова и проблемы современного мира) - В кн.: Михаил Шолохов. Статьи и исследования.- М., 1975; Великая Н. "Тихий Дон" М.Шолохова как жанровый и стилевой синтез. - Владивосток, 1983; Литвинов В. "Поднятая целина" М.Шолохова. - М., 1975; Благой Д. (см.след.стр.)

Но художественный мир Шолохова, как все великое в искусстве, неисчерпаем. И чем отчетливо виднее в исторической ретроспективе масштаб и значение содеянного в литературе Шолоховым, тем настоятельнее ощущается потребность во все более углубленном, детальном и комплексном научном изучении его творческого наследия. Современный советский шолоховед совершенно справедливо отмечает, что при всех несомненных достижениях, при всем широком диапазоне исследований "наука о творчестве Шолохова все еще удивительно молода, только выходит на подступы к иным, насущны?.!, ждущим своего обстоятельного рассмотрения проблемам; стиль Шолохова, школа Шолохова в советской литературе, мировое значение Шолохова."*. Разработка этих и других проблем шолоховедения с позиций марксистско-ленинской литературной науки становится еще более актуальной в условиях современной идеологической борьбы, когда творчество Шолохова и других мастеров советской литературы продолжает подвергаться все более злостному, беззастенчивому извращению со стороны буржу2 азных идеологов .

Судьба человека" М.Шолохова. - В его кн.: От Кантемира до наших дней, т. 2.- М., 1973, с. 280-291.

3. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 19715 его же. Художественное творчество, действительность, человек. - М.А 1976; его же. Горизонты художественного образа. - М., 1982s Сучков Б. Исторические судьбы реализма. - М., 1973, с.360-378, с.414-415;

Щербина В. Нашсовременник. Концепция человека в литературе XX столетия. - М.А 1964, с.141-145, 187-190; его же. Пути искусства.- М., 1970, с.402-405; Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974» с. 84-88, 151155, I69-I72: его же. Двоение истории - движение литера-туры.-М., 1982, с.267-270, 318-321, 358-366; Лукин Ю. Ленин и теория социалистического искусства.- М., 1973; с.254-260; его же. В.И. Ленин и формирование идейно-эстетических принципов советской литературы.- М., 1977, с. 155-156; Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма.- М., 1978; Все эти работы-получили широкую известность не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Нельзя не упомянуть о таких коллективных трудах ИМИ им. A.M. Горького как "Изображение человека" (м., 1972) и "Гуманистический пафос со-(см.след.стр.)

Актуальность теш исследования. Среди множества проблем шолоховедения большой интерес представляет в свете опыта развития и советской литературы, и других революционных и социалистических литератур, в частности, литературы Вьетнама, проблема художественного воплощения героического. Героическое начало пронизывает собой все творчество Шолохова, от самых ранних его художественных произведений до самых последних. Оно является отражением героического содержания открытой Октябрьской революцией новой исторической эпохи, художественными летописцами которой выступают Шолохов и другие лучшие советские писатели, йце А.Н. Толстой отмечал, что Шолохов как писатель "целиком рожден Октябрем и советской эпохой"*. Он всем своим существом воспринял идеалы, цели революционной борьбы рабочего класса и трудового народа под руководством Коммунистической партии. Революционное обновление жизни, борьба за новое, социалистическое общество, за торжество коммунистических идеалов - вот источник героического в творчестве Шолохова. Все, что противоречит этому, у Шолохова не совместимо ни с героическим, ни с возвышенным. В искусстве Шолохова героическое неразрывно связано с коммунистической идейностью. Это, как и многое другое, делает Шолохова в высшей степени типичным представителем литературы социалистического реализма. ветской литературы" (М., 1982), где такие проблемы, как концепция человека, гуманистический идеал Шолохова и других советских писателей рассматриваются в широком контексте мирово

ГЛ .ЖейИ°велс?ол1о°вт.0"-еК-1960, С. Б.

2. См. ьеляев А. идеологическая борьба и литература. - М., 1982 (3-е изд.); Борщуков В. Поле битвы идей. Современная зарубежная критика о советской литературе. - М., 1983; А.Дышиц. Нищета советологии и ревизионизма.- М., 1975: Озеров В. Тревоги мира и сердце писателя. - М., 1979 (2-е изд.).

I. Толстой А.Н. О литературе и искусстве. - М., 1984, с.232.

Наш выбор темы исследования обусловлен и другим ванным обстоятельством. Шолохов в своем творчестве сосредоточил все внимание на отображении решающих поворотных моментов в истории своего народа: революция и гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. И самое прекрасное, самое возвышенное, что ярко проявилось в эти ответственные моменты истории и навсегда отложилось в памяти поколений - это именно героизм борцов за революцию, борцов за социалистическое переустройство жизни, защитников социалистического Отечества. И перо Шолохова запечатлело этот героизм как высшее выражение прекрасного и в образах народной массы, действующей на переднем плане во всех крупных его эпических произведениях, и в целой галерее широко известных образов положительных героев. Шолохов показал саше многообразные проявления героического, раскрыл его истоки, исторически меняющийся характер, тенденции его развития в социалистическом обществе. Героическое, таким образом, органически входит в общественно-эстетический идеал писателя, в его концепцию мира и человека. В понимании Шолохова оно составляет сущность искусства социалистического реализма, что он и выразил с предельной четкостью в речи при вручении ему Нобелевской премии. "Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни, переделки ее на благо человека. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее постигнуть цели, близкие миллиона!.! людей, осветить им путь борь бы"1.

I. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8-и томах - М., 1980, т. 8, с. 356. В дальнейшем все цитаты из произведений Шолохова даются по этому изданию с указанием тома и страницы в тексте.

Углубленное изучение теоретических высказываний и особенно художественной практики Шолохова, по нашему мнению, может дать ценный материал для решения одной из важных проблем социалистической гуманитарной науки - проблемы героического как эстетической категории. Это проблема интенсивно обсуждается в Советском Союзе с середины 60-х годов, о чем свидетельствуют многочисленные работы советских литературоведов и диссертации на эту тему*. Широко разрабатывалась и разрабатывается эта проблема и во Вьетнаме, о чем будет сказано ниже. В причастности к решению данной проблемы мы видим актуальность выбранной гемы исследования.

Проблема героического у Шолохова интересует нас еще и потому, что мастерское воплощение героической теш в творчестве классика советской литературы являет пример того единства идейности и художественности, которое составляет один из щ)ае-угольных принципов марксистско-ленинской эстетики. Неукоснительная верность этому принципу и в творческой практике и в литературно-художественной щштике является и требованием, и необходимым условием успешного развития социалистической литературы и искусства в любой стране. Известно, какое огромное значение придавали этому принципу классики марксизма-ленинизма. Борясь за революционное искусство, открыто выражающее интересы и общественные идеалы рабочего класса, возвеличивающее героическую борьбу пролетариата за свое освобождение, К.Маркс, Ш.Энгельс и В.И. Ленин неизменно предъявляли к этому искусству

I. Назовем только самые яркие, концептуальные работы: Новиков В. Героическому времени - героическое искусство. - М., 1964; Топер П. Ради жизни на земле. - М., 1971; Якименко Л. На дорогах века. - М., 1973; Кузьмичев И. Герои и народ. -М., 1973; Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. - м. 1975; Бочаров А. Человек и война. - М., 1978 (изд. 2-е5. высокие художественные требования, подчеркивали необходимость убедительного художественного воплощения передовых, революционных идей. В работе "Немецкий "истинный социализм" в стихах и прозе" Энгельс сурово критикует Карла Бека за то, что тот "воспевает трусливое мещанское убожество, "бедняка", pauvre hon-teux, существо с ничтожными, благочестивыми желаниями, "маленького человека" во всех его видах, но не гордого, грозного и революционного пролетария"*. Но Энгельс же на примере некоторых стихотворений Фрейлиграта показывает, как далеки бывают самые радикальные призывы к революции от подлинной революционной поэзии^. В плане изучаемой нами проблемы особый интерес представляет известное письмо Маркса к Лассалю по поводу его пьесы "Франц фон Зиккинген". Касаясь выведенной в пьесе одной из прогрессивных исторических фигур - Ульрика фон Гуттена, Маркс пишет: "Гуттен, по моему мнению, уже слишком воплощает в себе одно лишь "воодушевление", а это скучно. Разве он не был в то же время умница и чертовски остроумен и не совершил

•з ли ты по отношению к нему большую несправедливость? . Маркс подходит к пьесе Лассаля в целом и к образу Гуттена, в частности, с позиций реалистического искусства, образцом которого в драме для него является искусство Шекспира. Он требует полноты художественного изображения, воссоздания человеческих характеров, в том числе героических, в их живой конкретности, во многогранном сочетании индивидуальных черт, во всем многообразии воссозданных правдиво связей с социальной средой, с исторической обстановкой. То есть он требует того, что позднее Энгельс сформулировал как "правдивое воспроизведение типичных характе

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 208.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 575-576.

3. Там же, т. 29, с. 484 (подчеркнуто нами). ров в типичных обстоятельствах*" По мнению Маркса, образ Гут-тена в пьесе Лассаля не художественен, потому что лишен индивидуальных черт и еще потому, что сама героическая фигура Гут-тена (как и Зиккингена) не постигнута Лассалем в его социально-исторической сущности как "представителя гибнущего класса" (рыцарства), боровшегося против "новой формы существующего" (императорской власти, опирающейся на князей). Подлинно художественное отражение героического в представлении Маркса и Энгельса не отделимо от осознанного историзма.

Ленин высоко ценил М.Горького за то, что Горький "крепко связал себя своими великими художественными про из ведениями с о рабочим движением России и всего мира , убедительно показал величие и героизм социалистического пролетариата, неизбежность его победы в революционной борьбе с буржуазией. Как известно, Ленин ценил поэзию Демьяна Бедного, несущую революционные пролетарские идеи, неоднократно подчеркивал агитационное значение его работы, но при этом, по свидетельству Горького, отмечал у Бедного недостаточность художественности ("Грубоват. Идет за о читателем, а надо быть немножко впереди") . В своих оценках отдельных произведений искусства, в отзывах о пьесах, романах, муныкальных спектаклях Ленин постоянно обращал внимание на художественность воплощения тех или иных идей, на способность произведений искусства "задеть за живое", на значение мастерства, "виртуозность" техники.

Таким образом, согласно взглядам классиков марксизма-ленинизма, идейность, партийность искусства неотторжимы от художественности, от профессионального мастерства. "Партийность

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 37, с. 35.

2. Ленин В.И. Полн.собр. соч., т. 19, с. 153.

3. Пит. по: Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 3-е.-М., 1967, с. 646. органический сплав исходных идейных позиций художника и создаваемых им эстетических ценностей"*.

Это положение имеет громадное практическое значение для решения задачи художественного воплощения героического, особенно в молодых революционных и социалистических литературах. Героическое, даже будучи несомненной, всюду наблюдаемой и всеми признаваемой правдой жизни, автоматически не становится правдой искусства. Чтобы стать таковой, оно, как любая правда жизни, должно получить глубокое художественное осмысление, преломляясь через творческую индивидуальность писателя, предстать в ярких, убедительных, обладающих большой силой художественного обобщения образах; оно должно быть не только показано в своих разнообразных проявлениях, но и раскрыто в своих глубинных истоках. Героическое в жизни - дело трудное и благородно величественное. И чем больше масштаб героизма, проявляемого народом в борьбе за правое дело, тем выше ответственность социалистического писателя, берущегося отразить этот героизм.

Тема героического по праву занимает центральное место во вьетнамской литературе. Она рождена самой историей вьетнамского народа: его длительной, упорной борьбой за освобождение из-под ига французского колониализма и японского милитаризма, увенчавшейся победой Августовской революции 1945 г., осуществленной под руководством Коммунистической партии; затем - его двумя длившимися в общей сложности тридцать лет войнами Сопротивления против агрессии сначала французских, потом американских империалистов, за свободу, независимость и единство Роди

I. JIvkhh Ю. Ленин и теория социалистического искусства. - М., 1973, с. 295. ны, ее социалистический путь развития. Литература нового Вьетнама родилась и росла в огне революционной борьбы своего народа и сама внесла существенный вклад в эту борьбу. Вьетнамские деятели литературы и искусства, стоящие на позициях социалистического реализма, черпали и черпают источник вдохновения в беспримерном революционном героизме своего народа и своим творчеством способствовали воспитанию этого героизма. Понятие "революционный героизм" превратилось во Вьетнаме в важную эти-ко-эстетическую категорию. "Революционный героизм, - писал ввдный деятель КПВ, теоретик литературы и искусства Ха Хюи Зиап, - возникает в жизни, воплощается в социальных типах, в реальных героях и героических делах - это и есть главная основа нашей эстетики, главная основа создания типических образов в искусстве социалистического реализма"*. Проблеме отражения героического уделялось главное внимание во вьетнамской литера-турно-худож еств енной критике и литературоведении.

1У съезд КПВ (1976 г.) положительно оценил успехи вьетнамской литературы и искусства, "достигнутые главны?.! образом в художественном отражении двух великих войн Сопротивления нации". Вместе с тем съезд указал на необходимость "добиваться создания крупных художественных произведений. большой обобщающей силы о боевых подвигах и величии народа Вьетнама, одержавшего победу над французскими и американскими империалистами, продемонстрировавшего беспримерную силу любви к Родине и к социалистическому строю. Такое искусство способно вдохновлять и воодушевлять защитников и строителей Родины, служить вечным примером будущим поколениям". "Необходимо - подчеркивалось да

I. Ха Хюи Зиап. Революционная действительность и литература и искусство. - Ханой, 1970, с. 90 (на вьет. яз.). лее в документах съезда - отразить в литературе и искусстве борьбу за полную победу социализма. Это славная задача и высокая ответственность для социалистической литературы и искусства нашей страны"*.

Развитие вьетнамской литературы в послевоенный период характеризуется значительным расширением тематики, появлением целого ряда произведений, посвященных животрепещущим проблемам современности. Однако главное внимание писателей и старшего, и младших поколений по-прежнему сосредотачивается на художественном осмыслении пройденного народом исторического пути, на освещении революции и двух войн Сопротивления. В литературном процессе данного периода, наряду с определенными достижениями, проявляющимися, в частности, в плодотворных жанрово-стилевых поисках, отчетливо выявились и исподволь накоплявшиеся трудности. Если охарактеризовать их в общем, то можно сказать, что общий художественный уровень литературных произведений перестал отвечать возросшим требованиям читателей; во многих произведениях, в том числе на историко-революционную и военно-патриотическую теш, стали явственнее ощущаться недостаток художественного мастерства, умения глубоко отражать реальную действительность. У съезд КПВ (1982 г.) констатирует: "Наряду с хорошей культурной продукцией в целом качество культурной и художественной деятельности зачастую пока невысокое, недостаточно глубоко ее социалистическое содержание, она пока не обладает мощной притягательной силой, не оставляет глубокого впечатления, не настраивает людей на правильные мысли и поступки"^.

1. 1У съезд Коммунистической партии Вьетнама. Документы и материалы. - М., 1977, с. 91-92.

2. У съезд Коммунистической партии Вьетнама.- М., 1983, с.67.

- 15

В этих условиях творческое изучение коллективного опыта братских стран приобретет особенно важное значение для успешного развития вьетнамской литературы, которая и раньше никогда не изолировала себя от литератур мирового социалистического содружества. В этом коллективном опыте главное место, безусловно, принадлежит великой советской литературе, ее наиболее выдающимся представителям, в том числе, конечно, Шолохову. А в художественной практике Шолохова особый интерес, в свете достижений и проблем вьетнамской литературы, представляет реалистическое мастерство в воплощении темы героического.

Исходя из сказанного, цель нашего исследования мы видщ в том, чтобы расгфыть художественную правду героического у Шолохова.

Книги Шолохова покорили весь мир прежде всего силой заключенной в них художественной правды. Почти во всех отзывах (в том числе Хо Ши Мина, Нгуен Динь Тхи и других вьетнамских писателей) повторяется одна и та же мысль, что все, что написал Шолохов, правдиво и достоверно, как сама жизнь, что в его произведениях жизнь каким-то чудом облеклась в слово. Это в полной мере относится к теме героического, героическим образам, занимающим большое место в творчестве Шолохова. В своей диссертации мы постараемся показать, что сила художественной правды героического у Шолохова кроется:

- в глубоком историзме художественного мышления писателя. При изображении каждой эпохи, перицда жизни своего народа Шолохов проникает в суть главных, исторических противоречий, свойственных именно этой эпохе. Писатель показывает, как эти противоречия проявляются в сложном сплетении жизненных процессов, в человеческих судьбах. Он показывает, как органичное осознание этих исторических противоречий с позиций интересов и идеалов рабочего класса, трудового народа рождает в людях волю к борьбе, мужество, храбрость, стойкость, способность к самопожертвованию во имя высоких целей. Глубокий историзм Шолохова проявляется также в том, что у него в зависимости от характера борьбы, от эпохе к эпохе меняются характер героического, формы его проявления. Достаточно сравнить образы революционеров в "Тихом Доне", Давццова и Майданникова в "Поднятой целине", солдат в романе "Они сражались за Родину" и Андрея Соколова в рассказе "Судьба человека". Эти образы представляют собой подлинные художественные типы, "явления эпохи" (если воспользоваться определением Горького).

- в особой полноте изображения героических характеров. Эта полнота изображения вытекает из природы реалистического искусства Шолохова. Писатель не просто показывает героическое в виде деяний, поступков. Он стремится всесторонне мотивировать героическое, вскрывать его социальные, национальные, психологические, нравственные корни. Он показывает процесс становления и развития героических характеров в сложном взаимодействии с окружающей средой, с социальными, историческими обстоятельствами. Он рисует полнокровные, многогранные, глубоко индивидуализированные человеческие образы, в каждом из которых героическое как доминанса своеобразно сочетается со многими другими чертами характера, образует с ниш сложное живое единство. Героическое у Шолохова лишено какого-либо налета идеализации, романтического парения над действительностью. В изображении Шолохова оно чаще всего предстает в одеянии обыкновенного, будничного. Одновременно эта героика глубоко интеллектуальна, ибо неразрывно связана с народной мудростью, носителями которой являются шолоховские герои и которая в социалистическом обществе получает небывалый простор для своего развития.

Искусство лепки многогранных героических характеров, реалистической поэтизации героического, психологического реализма при изображении героического - это творческие "уроки Шолохова", которые, на наш взгляд, имеют большое значение для молодых социалистических литератур, в том числе вьетнамской. Поэтому этим моментам мы будем уделять особое внимание при анализе произведений Шолохова.

- сила художественной правды героического у Шолохова кроется также в необычайном богатстве и глубине связей между героическим, трагическим и комическим. Творчество Шолохова (а также других крупных советских писателей) показывает, что трагическое и героическое находятся в социалистическом искусстве в сложной диалектической связи. Нельзя представлять себе трагическое в искусстве социалистического реализма только как одно из частных проявлений героического*. Трагическое у Шолохова тесно связано с героическим, но тлеет свое исторически меняющееся содержание. Шолохов своим творчеством новаторски обогащает наши представления о трагическом как эстетической категории. Вместе с тем важно подчеркнуть, что трагическое у Шолохова никак не противоречит оптимистическому духу его произведений, а только сообщает этому оптимизму еще более жизненность, художественную убедительность.

Комическое же (в форме юмористического) у Шолохова служит и средством реалистического возвеличения героического как момента идеального, и средством раскрытия внутренних противоречий духовно растущей героической личности. В целом юмор в художественном мире Шолохова выступает как непременный признак

I. Это представление одно время получило широкое распространение и во Вьетнаме. Против него убедительно возразили, в частности Б. Сучков в книге "Исторические судьбы реализма" (М., 1973, с.366-367) и М.Храпченко в книге "Художественное юство, действительность, человек" (М., I9v6, c.I66революционно обновляющейся жизни. В этом ее органическая связь с героическим.

Общей теоретической и методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, их суждения о реализме и идейности, о героическом в жизни и в искусстве, труды 1фитиков-марксистов (П.Лафарг, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский)7 в которых рассматривается эта проблема, программные документы КПСС и КПВ, а также литературно-теоретические и общеэстетические труды виднейших советских ученых (многие из этих трудов названы выше). Касаясь, например, вопроса о цельном героическом характере нового типа и проводя некоторые сравнения между героями Шолохова и героями народного эпоса, мы учитываем постоянный интерес основоположников марксизма к героическим темам и образам фольклора и вообще прошлого мирового искусства, связанный с борьбой Маркса и Энгельса за изображение в искусстве героической борьбы трудящихся, за новый тип человека - героя, рождающегося в этой борьбе? С другой стороны, подчеркивая как показательный признак реалистического стиля Шолохова то, что он, как правило, избегает открытого героического пафоса, показывает в создаваемых им образах героическое не в "чистом" виде, в эстетическом "нимбе", а в сочетании со многими обыкновенными человеческими чертами, мы помним философское указание Ленина: "Чистых" явлений ни в природе, ни в обществе нет и не может быть - об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности. Несомненно, действительность бесконечно разнообразна, это

I. См. подробно об этом: Фридлендер Г. К.Маркс и Ф.Энгельс и вопросы литературы. Изд. 3-е. - М., 1983, с. 262-266. святая истина!"*. Эстетически овладеть действительностью в ее бесконечном разнообразии, каждым предметом во всей его сложности может только реалистическое искусство, одним из великих представителей которого является Шолохов.

Методология исследования основывается на сочетании конкретного литературного анализа со сравнительно-типологическим исследованием. Произведения Шолохова группируются для анализа по тематическому принципу: революция и гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. Это дает возможность проследить эволюцию героической теш в творчестве Шолохова в целом и выделить отдельные моменты, специфически присущие каждое этапу. Но поскольку реалистическое мастерство Шолохова в воплощении героического интересует нас и само по себе, и в свете достижений и проблем вьетнамской литературы, в каждой главе привлекаются для сопоставления наиболее показательные произведения вьетнамских писателей на аналогичную тему. При сопоставлении мы стремимся выявить в художественном опыте революционной и социалистической литературы Вьетнама черты,типологически близкие в историческом и идейном планах к идейно-творческим исканиям Шолохова или других крупных советских писателей, а также отметить влияние Шолохова на творчество ряда вьетнамских литераторов. Одновременно мы считаем необходимым вкратце коснуться и некоторых специфических национальных традиций и условий развития новой вьетнамской литературы.

При анализе произведений Шолохова мы широко опираемся на достижения советских исследователей. Вместе с тем, в силу специфики поставленных перед собой задач, при рассмотрении проблемы героического у Шолохова мы преимущественно акцентируем

I. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 241-242. внимание на тех моментах, которые или свидетельствуют о типологической близости творческих достижений классика советской литературы и ведущих вьетнамских писателей, или, по нашему мнению, заслуживают глубокого творческого изучения во Вьетнаме. Примером такого специфического подхода в первом случае является подробное рассмотрение "Донских рассказов", во втором - особый интерес к главам романа "Они сражались за Родину". В "Поднятой целине" по ряду причин наше внимание особенно привлекает образ Нестеренко.

Научная новизна и практическая полезность исследования вытекают из обоснованной выше актуальности, изложенных целей и методологии исследования. Мы надеемся внести некоторую лепту в дальнейшее все более углубленное и всестороннее изучение творчества Шолохова, а также дать некоторый материал для дальнейшей научной разработки проблемы общего и особенного в литературах социалистических стран, проблемы взаимодействия и взаимообогащения социалистических культур. Надеемся, что это исследование будет полезным дляхудожественной практики вьетнамских писателей, которые разрабатывают и будут разрабатывать неисчерпаемую тему героической борьбы своего народа за свободу, независимость и единство Родины, за социализм.

По теме нашего исследования опубликована статья "Новаторские особенности героического у Шолохова", вошедшая в сборник "Художественная культура и идеологическая борьба", выпущенный Академией общественных наук при ЦК КПСС в 1985 г. На основе главных положений данного исследования автором диссертации в августе 1984 г. сделан в Институте литературы СРВ доклад на тему: "Героическое и трагическое у Шолохова" и написана соответствующая статья, принятая в сборник статей и исследований, во Вьетнаме готовящийся к печатшпо случаю 80-й годовщины со дня рождения М.А. Шолохова.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Фам Винь Кы, 0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастерское, высокохудожественное воплощение темы героического составляет существенный аспект мирового значения Шолохова.

Творчество классика советской литературы впитало в себя и замечательно выразило героический пафос новой исторической эпохи - эпохи революционной ломки старых устоев, строительства нового, социалистического общества. В своих произведениях Шолохов раскрыл характерные черты и тенденции современной эпохи, создал художественные обобщения огромного исторического значения.

Героика советской действительности отразилась у Шолохова в поражающем богатстве своих проявлений. Это и героизм осознающих правду революции и поднимающихся на борьбу за свое освобождение народных масс. Героизм убежденных революционеров-коммунистов, гибнущих в борьбе за торжество дела революции. Героика преодоления мертвящего груза прошлого в сознании людей и борьбы за новые, социалистические общественные отношения, нового, социалистического человека. Героика вооруженной защиты народом своей социалистической Родины, построенной новой жизни. Героизм воинского подвига и мирной повседневной работы, личного примера и массового порыва, социальной активности и беспощадного внутреннего перевоспитания, сознательного самопожертвования во шля высокой цели и душевной стойкости против жизненных бурь. Вся эта героика борьбы и труда советского народа в гениальном художественном освещении Шолоховым обретает интернациональное звучание, становится выражением героического характера новой эпохи чело

- 184 веческой истории, открытой Великим Октябрем.

Тайна" неотразимой художественной правды, неразрывно связанная с новаторской природой искусства Шолохова, состоит в том, что героическое у него воплощено в огромном, многоликом собрании неподражаемо живых народных характеров, народных типов. Шолохов вошел в историю мировой литературы как художник, который с небывалой до него реалистической мощью возвеличил трудовой народ. Как никто, он проник в сокровенные тайники его души. В простом человеке из народа, человеке "от сохи и молотка" писатель раскрыл величайшее духовные сокровища, неисчерпаемое богатство нравственных, интеллектуальных сил. йце в ранних своих рассказах Шолохов показал, как революция дает выход народной энергии, лучшим заложенным в народе духовным возможностям. Эта нравственная энергия человека труда, освещаемая праведной целью, и становится источником героизма, претворяется в героические деяния, подвиги. В "Тихом Доне" в образе Григория Мелехова Шолохов с потрясающей художественной силой показал, как и та же духовная энергия, тот же могучий нравственный потенциал, воспринятый человеком от своего народа, но питаемый ложными идеалами, приводит человека к .луховной катастрофе, к отторжению от народного целого. Трагическая судьба Григория Мелехова - незаурядной личности, не сумевшей реализовать свои возможности, раскрывает нам всю глубину историзма художественного мышления Шолохова, высоту "интеллектуального плоскогорья" (выражение Горького), с которого писатель отображает пройденный своим народом величественный и тернистый исторический путь.

Героика революционной борьбы, неотделимая от пафоса революционного гуманизма, в "Поднятой целине" обогащается ге

- 185 роикой массового духовного преобразования, становления и роста новых социальных отношений, роста и расцвета новой, социалистической личности. И снова источником этого героизма художник усматривает в глубинных здоровых, коллективистских началах народной психологии, получивших качественное новое развитие под воздействием деятельности большевистской партии, направленной на коренное переустройство жизни.

В произведениях Шолохова, посвященных Великой Отечественной войне, те же люди из трудового народа, но уже твердо осознавшие себя хозяевами страны, в смертной схватке с внешним классовым врагом проявляют совершенно естественное мужество, самоотверженность, стойкость, оказываются сильнее самых страшных, трагических обстоятельств.

Можно сказать, что Шолохов как художник - эпик социалистической эпохи мыслит одним образом - образом народа. Народа, в социальной борьбе проложившего себе дорогу в светлое будущее, постоянно духовно растущего, способного выстоять в самых тяжких испытаниях, преодолеть самые грозные преграды. Все герои Шолохова, при всей их резко очерченной индивидуальности, предстают как своеобразные выразители народной души ^ в бытии народа они черпают себе силы. Шолохов находит удивительные тонкие способы передавать это эпическое единение личности и народа.

Всеобъемлющий художнический взгляд на народное бытие в целом в его постоянном поступательном движении предопределяет специфический подход Шолохова к изображению героического. Шолохов щедро поэтизирует и возвеличивает героическое, но он не обособляет его от других свойств народного характера, от других сторон народной жизни. Героическое у Шолохова - орга

- 186 ническое качество революционно меняющейся советской действительности, органическое свойство сильного и неисчерпаемо богатого духом русского, советского народа, образ которого писатель увековечил в целой галерее неувядаемых художественных типов. В этом мы видим одно из высших проявлений художественного гения Михаила Шолохова.

Значение творчества Шолохова в современной мировой литературе и искусстве сейчас едва ли можно учесть во всем его объеме. Исследование этой темы - благодарная задача для литературоведов и искусствоведов во всех социалистических странах. Потому что оно помогает не только полнее оценить вклад Шолохова в художественное развитие человечества, но и плодотворно, на конкретном материале, решать важную теоретическую проблему - диалектики общего и особенного, национального и интернационального в социалистических культурах. Сам тот факт, что такой своеобразнейший художник, как Шолохов, в котором еще в сравнительно недавнем прошлом некоторые критики склонны были видеть лишь "казачьего", "областнического" писателя, сегодня воспринимается всеми как крупнейший и типичнейший представитель мировой литературы социалистического реализма, может быть, лучше всего говорит о том, как глубока, сложна и тонка эта диалектика. йце в период борьбы с американскими агрессорами вьетнамский кинорежиссер Хай Нинь писал, что для него, как и для многих представителей молодой вьетнамской кинематографии, творчество Шолохова - "и школа гражданской зрелости, и школа художественного мастерства. Обращение к Шолохову поддерживает нас и будит вечное недовольство собой"*. Особо важное

I. Искусство кино, 1975, № 5, с. 187.

- 187 значение творчества Шолохова для литературы и искусства сражающегося и одновременно строящего социализм Вьетнама автор справедливо усматривает в том, что "Шолохов мастер эпопеи -жанра, который открывает перед художником социалистического реализма неисчерпаемые возможности в отображении народной жизни. А мы как раз сегодня испытываем острую потребность в овладении этим жанром"*.

Известно, какой это труднейший жанр - эпопея, сколь многого она требует от социалистического художника. Опыт таких маститых вьетнамских писателей, как Нгуен Динь Тхи и Нгуен Хонг, пытавшихся овладеть этим жанром, очень хорошо говорит об этом. Однако в числе высших достижений многих социалистических литератур уже имеются произведения, которые по целому ряду типологически общих признаков можно сопоставить с "Тихим Доном" Шолохова, "Хождениш по мукам" Алексея Толстого и другими романами-эпопеями советских писателей. И каждое такое произведение является результатом самобытных художественных исканий национального писателя при самом внимательном творческом учете им опыта собратьев из других социалистичес-р ких стран . С другой стороны, художественное многообразие искусства социалистического реализма ярко проявляется и в том, что великие исторические свершения могут получить достойное отражение не только в эпопеях, но и в высокохудожественных произведениях самых различных жанровых: образований. Таковы, например, лучшие образцы созданной советскими писателями литературы о Великой Отечественной войне, без которых сегодня уже невозможно представить себе мировое искусство XX столетия.

1. Искусство кино, 1975, № 5, с. 187.

2. См. подробно об этом: Общее и особенное в литературах социалистических стран Европы. - М., 1977, с.12, 152-173.

- 188

Литература нового Вьетнама за сорок лет своего существования добилась немалых успехов в художественном осмыслении героического пути борьбы и созидания, пройденного вьетнамским народом под руководством Коммунистической партии. Однако новый этап исторического развития страны предъявляет к литературе и искусству новые, более высокие требования, в том числе и в решении темы героического. Вьетнамские писатели интенсивно ищут разнообразные пути решения назревших проблем. В частности, представляются плодотворными попытки создания молодыми поэтами лирико-эпических поэм - жанра, имеющего очень глубокие национальные корни. Об эволюции современной вьетнамской лирической прозы о войне мы уже говорили. Вместе с тем - как явствует из высказываний самих вьетнамских писателей, кинематографистов, критиков - именно на данном этапе все большее значение для развития социалистической литературы и искусства Вьетнама, достижения шли художественной зрелости приобретает творческое изучение коллективного опыта братских стран, в первую очередь Советского Союза. В этой богатейшей сокровищнице непреходящую ценность представляет творческий опыт М.А. Шолохова, его эпическое художественное видение жизни, огромное реалистическое мастерство в воплощении темы героического, великолепное искусство воссоздания героических народных характеров нового типа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Фам Винь Кы, 0, 1985 год

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 414-429.

2. Энгельс Ф. Положение Англии. (Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Лондон, 1843). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 572-597.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

5. Энгельс Ф. "Истинные социалисты". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 545-586.

6. Энгельс Ф. Немецкий социализм в стихах и в прозе. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 208-222.

7. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Томас Карлейль. "Современные памфлеты". Соч., 2-е изд., т. 7, с. 268-279.

9. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с. II5-2I7.

10. Маркс К. Введение. Из экономических рукописей 1857-1858 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12,с. 709—738.

11. Маркс К. Ф.Лассалю, 19 апреля 1859 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 29, с. 482-485.

12. Маркс К. Предипловие ко второму изданию "Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта'. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с: 374-376.1ЛЗ. Энгельс Ф. Иоганн Филипп Беккер. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 228-333.

13. Энгельс Ф. Ф.Лассалю, 18 апреля 1859 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 29, с. 490-495.

14. Энгельс Ф. М.Каутской, 26 ноября 1885 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 331-334.

15. Энгельс Ф. А.Бебелю, 8 октября 1886. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 457-459.

16. Энгельс Ф. М.Гаркнесс, начало апреля 1888 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 35-37.

17. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпи^ра^- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е

18. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. т, 44, с. 41-174.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х томах. М.: Искусство, 1983, т. I - 605 е., т. 2 - 704 с.

20. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. Полн. собр. соч., т. I, с. 125""346 •

21. Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн. собр. соч., т. 2, с. I—14.

22. Ленин В.И. К партии. Полн. собр. соч., т. 9, с.13-21.1. 24. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Палн.собр. соч., т. 12, с. 99-105.

23. Ленин В.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность. -Полн. собр. соч., т. 12, с. I33-I4I.

24. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Полн. собр. соч., т. 17, с. 206-213.

25. Ленин В.И. Басня буржуазной печати об исключении Горького. -Полн. собр. соч., т. 19, с. 153.

26. Ленин В.И. Л.Н. Толстой. Полн.собр.соч., т. 20, с.19-24.

27. Ленин В.И. Толстой и пролетарская борьба. Полн. собр. соч., т. 20, с. 70-71.

28. Ленин В.И. Иван Васильевич Бабушкин. Некролог. Полн. собр. соч., т. 20, с. 79-83.

29. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т. 21, с. 255-262.

30. Ленин В.И. 0 национальной гордости великороссов. -Полн. собр. соч., т. 26, с. 106-110.

31. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн. собр. соч., т. 26, с. 209-265.

32. Ленин В.И. Философские тетради. Конспекты книги Гегеля "Науки логики". Полн. собр. соч., т. 29, с. 77-218.

33. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн.собр. соч., т. 35, с. 195-205.

34. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т. 36, с. 165-208.

35. Ленин В.И. Великий почин. (О героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников"). Полн. собр. соч., т. 39, с. 1-29.

36. Ленин В.И. Речь на широкой рабоче-красноармейской конференции в Рогожско-симоновском районе 13 мая 1920 г. -Полн. собр. соч., т. 41, с. I20-I2I.

37. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298-318.

38. Ленин В.И. Речь на торжественном заседании Пленума Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, МК РКП(б) и МГСПС, посвященном 3-ей годовщине Октябрьской революции. 6 ноября 1920 г. Полн. собр. соч., т. 42, с. 1-6.

39. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 3-е изд. М.: "Художественная литература", 1967. - 827 с.1. П. Документы КПСС и ЖВ

40. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. и исправ., тт. I-I4. М.: Политиздат, 1970 - 1982 гг.

41. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.

42. Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1971. 320 с.

43. Материалы ХХУ съезда КПСС. M.s Политиздат, 1976. -256 с.

44. Постановление ЦК КПСС о 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции 31 января 1977 года. -В кн.: КПСС в резолюциях и решениях., т. 12, с. 425446.

45. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС 31 марта 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 14 с.

46. О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне I94I-I945 гг. Постановление ЦК КПСС. "Правда", 1984, 17 июля.

47. Ш съезд Партии трудящихся Вьетнама. Материалы. М.: Госполитиздат, 1961. - 304 с.14. 1У съезд Коммунистической партии Вьетнама. М.: Политиздат, 1977. - 516 с.

48. У съезд Коммунистической партии Вьетнама. М.: Политиздат, 1983. - 287 с.

49. Работы руководящих деятелей КПСС и ШВ

50. Андропов Ю.В. Ленинизм неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс. Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1984. - 559 с.

51. Горбачев М.С. Ленинизм живое творческое учение, верное руководство к действию. Докл. на торжеств, заседании в Москве, посвященной 113-й годовщине со дня рождения B.H^ Ленина, 22 апреля 1983 г. - М.: Политиздат,

52. Хо Ши Мин. Избранные статьи и речи. М.: Госполитиздат, 1959. - 815 с.

53. Хо Ши Мин. 0 Ленине, ленинизме и нерушимой советско-вьетнамской дружбе. М.: Политиздат, 1970. - 328 с.

54. Хо Ши Мин. Избранное. М.: Прогресс, 1979. - 295 с.

55. Хо Ши Мин. Избранные произведения в 2-х томах. Ханой, Ши тхат , 1980. - Т.I - 620 е., т. 2 - 650 с. (на вьет. яз.).

56. Ле Зуан. Избранные статьи и речи. (1960-1970 гг.). -М.: Политиздат, 1970. 359 с.

57. Ле Зуан. Избранные статьи и речи (1970-1975 гг.). -М.: Политиздат, 1975. 374 с.

58. Ле Зуан. Создавать новую культуру, формировать нового социалистического человека. Ханой: Ван Хоа, 1977. -182 с. (на вьет. яз.).

59. Чыонг Тинь. Марксизм и вьетнамская культура. 3-е изд. -Ханой: Ши Тхат, 1976.- 82 с. (на вьет. яз.).

60. Фам Ван Донг. Наша Родина, наш народ, наше общее дело и художник. 2-е изд. Ханой: Ван хаук, 1976. - 342 с. (на вьет. яз.).

61. Общие вопросы литературы и эстетики

62. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя. -Собр. соч., в 9-и томах, т. I. М.: Художественная литература, 1976. - с. 138-184.

63. Белинский В. Г'. Гамлет, драма Шекспира. Мочало в в роли Гамлета. Собр. соч., в 9-и томах, т. 2. - М.: Художественная литература, 1977, - с. 7-92.

64. Бруно ik. О героическом энтузиазме. М.: Гослитиз- -дат, 1953. - 212 с.

65. Воровский В.В. Литературная критика. М.: Художественная литература, 1971. - 574 с.

66. Гегель. Эстетика, в 4-х томах. М.: Искусство, 1968 -1973.

67. Горький М. О литературе. М.: Советский писатель, 1955. - 902 с.

68. Грамши А. Избранные произведения, в 3-х томах. М.: Изд-во иностр. лит., 1959, т. 3, с. 54-56.

69. Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Собр. соч., в 9-и томах. - М.-Л.: Госполитиздат, 1963, т. 6, с. 96-140.

70. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М.: Искусство, 1973. - 632 с.

71. Лафарг П. Образование героического идеала. Соч., в 3-х томах. - М.-Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1931, т.З, с. 82-90.

72. Луначарский А.В. Героизм и индивидуализм. М.: Новая Москва, 1925. - 50 с.

73. Луначарский А.В. Литература нового миюа. Обзоры. Очерки. Теория. М.: Советская Россия, 1982. - 320 с.

74. Плеханов Г.В. К психологии рабочего движения. В его: Литература и эстетика. Т.2. - М.: Гослитиздат, 1958, с. 496-515.

75. Пушкин А.С. Полн. собр. соч., в 10-и томах. Т. 7: Критика и публицистика. Л.: Наука, 1978. - 544 с.

76. Толстой Л.Н. О литературе. М.: Гослитиздат, 1955. -764 с.

77. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Полн. собр. соч., в 15-и томах. -М.: Изд. АН СССР, 1949, т. 2, с. 5-9Й.

78. Чернышевский Н.Г. Возвышенное и комическое^ Полн. собр. соч. с. 159-195.собр. соч. в 15-и томах. М.: Изд. АН СССР, 1949, т.2, . 159-1""1. XXX

79. Актуальные проблемы социалистического реализма. М.: Изд. МГУ, 1981. - 292 с.

80. Актуальные проблемы теории литературы и искусства. -М.: Мысль, 1972. 301 с.

81. Астафьев В. Посох памяти. М.: Современник, 1980. -367 с.

82. Барабаш Ю. О народности. М.: Советский писатель, 1970. - 368 с.

83. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1973. - 320 с.

84. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

85. Беляев А. Идеологическая борьба и литература. Изд. 3-е дополн. м.: Советский писатель, 1982. - 464 с.

86. Берковский Н. О мировом значении русской литературы. -Л.: Наука, 1975. 184 с.

87. Бондарев Ю. Поиск истины. Изд. 2-е, дополн. М.: Современник, 1979. - 303 с.

88. Борев Ю. О трагическом. М.: Советский писатель, 1961. - 392 с.

89. Борев Ю. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.

90. Борев Ю. Эстетика, 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. -399 с.

91. Борщуков В. Поле битвы идей. Современная зарубежная критика о советской литературе. M.s Советский писатель, 1983. - 415 с.

92. Борьба идей в эстетике. Марксистско-ленинская критика1ных эс1 " "419 с.еакционньк эстетических учений. М.: Искусство,

93. Бочаров А. Человек и война. Изд. 2-е, дополн. М.: Советский писатель, 1978. - 480 с.

94. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе. М.: Художественная литература, 197» • 364 с#

95. Великовский С. В поисках утраченного смысла: Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Художественная литература, 1979. - 295 с.

96. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1981. - 295 с.

97. Выготский Л. Психология искусства. Изд. 2-е испр. и дополн. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

98. Герой художественной прозы. Социалистические страны Европы. И.: Наука, 1973. - 398 с.

99. Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. - 443 с.

100. Гинзбург Л. 0 литературном герое. Л.: Художественная литература, 1979. - 222 с.

101. Гуманистический пафос советской литературы. (Советская литературами мировой литературный процесс). М.: Наука,

102. Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. И.: Мысль, 1978. - 181 с.

103. Дмитриев В. Гуманизм советской литературы. М.: Мысль, 1980. - 256 с.

104. Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л.: Советский писатель, 1965. - 548 с.

105. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. -Д.: Советский писатель, 1981. 431 с.

106. Залыгин С. Литературные работы. Изд. 3-е дополн. М.: Советский писатель, 1983. - 460 с.

107. Идейная борьба и вопросы литературы и искусства на современном этапе. М.: Мысль, I9v3. - 326 с.

108. Идейное единство и художественное многообразие советской прозы. М.: Мысль, 1974. - 336 с.

109. Изображение человека. (Советская литература и мировой литературный процесс). М.: Наука, 1972. - 460 с.

110. Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е дополн. Л.: изд. ЛГУ, 1971. - 768 с.

111. Конрад Н. Избранные труды. Литература и театр. М.: Наука, 1978. - 462 с.

112. Куницын Г. Общечеловеческое в литературе. М.: Советский писатель, 1980. - 584 с.

113. Концепция личности в эстетике социалистического реализма. М.: Мысль, 1977. - 264 с.

114. Кузьменко Ю. Эволюция героя. Эволюция литературного героя и общественно-историческая практика. М.: Советский писатель, 1971. - 344 с.

115. К^зьмичев И. Герой и народ. М.: Современник, 1973.

116. Литература и новый человек. М.: изд. АН СССР, 1963. -431 с.

117. Литература стран зарубежного Востока и советская литература. М.: Наука, 1977. - 318 с.4.57.

118. Литературное наследство. Т. 70: Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М.: изд. АН СССР, 1963. - 736 с.

119. Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. М.: Советский писатель, 1970. - 335 с.

120. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. М.: "Советский писатель", 1975. - 246 с.

121. Лукин Ю. Ленин и теория социалистического искусства. -М.: Искусство, 1973. 328 с.

122. Лукин Ю. В.И. Ленин и формирование идейно-эстетических принципов советской литературы. -М.: Просвещение, 1977. 207 с.

123. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. Изд. 2-е дополн. М.: Художественная литература, 1978. - 413 с.

124. Методологические проблемы современной литературной критики. М.: Мысль, 1976. - 350 с.

125. Метченко А. Кровное, завоеванное. М.: Советский писатель, 1971. - 472 с.

126. Михайлов Г., Яцковская К. Монгольская литература. Краткий очерк. М.: Наука, 1969. - 222 с.

127. Никулин Н. Вьетнамская литература. Краткий очерк. М.: Наука, 1971. - 344 с.

128. Новиков В. Героическому времени героическое искусство. - М.: Советский писатель, 1964. - 190 с.

129. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М.: Советский писатель, 1974. - 520 с.

130. Новиков В. Движение истории движение литературы. -М.: Советский писатель, 1982. - 575 с.

131. Новиков В. 0 героическом начале в искусстве социалистического реализма. Вопросы литературы, 1983, № 12,с. 3-30.

132. Общее и особенное в литературах социалистических стран Европы. М.: Наука, 1977. - 304 с.

133. Озеров В. Образ Коммуниста в советской литературе. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гослитиздат, 1959. - 375 с.

134. Озеров В. Тревоги мира и сердце писателя. О друзьях и врагах культуры. М.: Советский писатель, 1979.

135. Пархоменко М. Горизонты реализма. О традициях и новаторстве в советской литературе. М.: Советский писатель, 1982. - 464 с.

136. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М.: Гослитиздат, 1961. - 368 с.

137. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М.: Художественная литература, 1971. - 60о с.

138. Поспелов Г. Проблемы литературного с^иля. М.: изд. МГУ, 1970. - 326 с.

139. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. - 272 с.

140. Проблемы психологизма в советской литературе. Л.: Наука, 1970. - 395 с.

141. Проблемы художественной формы социалистического реализма, в 2-х томах. М.: Наука, 1971. - T.I - 422 с.;т. 2 351 с.

142. Симонов К. Сегодня и давно. 4-е изд. М.: Советский писатель, 1980. - 672 с.

143. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978. - 693 с.

144. Современные проблемы социалистического реализма. Эстетическая сущность метода. М.: Мысль, 1976. - 320 с.

145. Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966. - 563 с.

146. Социалистический реализм сегодня. М.: Художественная литература, 1977. - 462 с.

147. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Изд. 3-е дополн. М.: Советский писатель, 1973. - 504 с.

148. Твардовский А. О литературе. -М.: Современник, 1973. -448 с.

149. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный процесс и идеологическая борьба. М.: Наука, 1975. - 308 с.

150. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественные произведения и личность. М.: Наука, 1975. -304 с.

151. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный образ и структура. М.: Наука, 1975. - 232 с.

152. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный текст и контекст реальности. М.: Наука, 1977. - 180 с.

153. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении^ 3-х томах. М.: изд. АН СССР - Наука, 1962 -1965.

154. Толстой А.Н. 0 литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1984. - 560 с.

155. Топер П. Ради жизни на земле. М.: Советский писатель, 1971: - 440 с.

156. Фадеев А. За тридцать лет. М.: Советский писатель, 1957. - 986 с.

157. Фридлендер Г. К.Маркс и Ф.Энгельс и вопросы литературы. 19§3 И 14011 * ~ * ^УДожественная литература,

158. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4-е. М.: Художественная литература, 1977. - 446 с.

159. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976. - 368 с.

160. Беровски М. Концепция героического характера в современной прозе о Великой Отечественной войне. Дис. . канд. филол. наук. ГЛ., 1976. - 177 с.

161. Иванченко А. Проблемы гуманизма и принципы изображения человека в советской прозе 70-х годов. Дис. . канд. филол. наук. М., 1977. - 158 с.

162. Крамипов А. Проблема социально-активного героя в советской прозе 70-х годов. Дис. . канд. филол. наук. -М., 1980. 149 с.7. Авторефераты

163. Бекедин П. М.А. Шолохов и национальные традиции (к проблеме жанра эпопеи в русской литературе). Авторефь' дис. канд. филол. наук. Jl., 1979. - 26 с.

164. Громова М. Проблема комического в творчестве М.А. Шолохова (по роману "Поднятая целина"). Автореф. дис. канд. филол. наук. Горький, 1969. - 20 с.

165. Костин Е. Проблема художественного психологизма в творчестве М.А. Шолохова ("Донские рассказы" и "Тихий Дон"), Автореф. канд. филол. наук. Томск, 1980. - 24 с.

166. Салтаева 0. Эстетический идеал в романах М.А. Шолохова "Тихий Дон" и "Поднятая целина". Автореф. дис. канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 1963. 21 с.

167. Шошура С. Проблема трагического в творчестве М.А. Шолохова. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1982. -22 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.