Проблема личности в работах Л.С. Выготского: историко-методологическое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Осипов, Максим Евгеньевич

  • Осипов, Максим Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 122
Осипов, Максим Евгеньевич. Проблема личности в работах Л.С. Выготского: историко-методологическое исследование: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2014. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Осипов, Максим Евгеньевич

Содержание

Введение_

Глава 1. Основные подходы к рассмотрению проблемы личности в творчестве

Л.С. Выготского_

1.1. Постановка проблемы личности в центр подхода Л.С. Выготского. Драматичность и диалогичность личности_

1.2. Отрицание целостной концепции личности в подходе Л.С. Выготского. Вторичность проблемы личности по отношению к проблемам сознания и развития_

1.3. Дальнейшая разработка концепции личности в рамках подхода Л.С. Выготского_

Глава 2. Связь категории «личность» с базовыми категориями культурно-исторической теории Л.С. Выготского_

2.1. Личность и развитие_

2.2. Личность и высшие психические функции. Личность и овладение_

2.3. Личность и сознание_

2.4. Личность и психологическая система_

2.5. Структура категориальных связей между понятием «личность» и другими базовыми категориями подхода Л.С. Выготского_

Глава 3. Развитие представлений о личности в работах Л.С. Выготского_

3.1. Определение понятия «личность» в контексте положения о социальной природе психики (1924-1926 гг.)_

3.2. Определение понятия «личность» в контексте взаимодействия индивида и социальной среды (1927-1929 гг.). Введение принципа знакового опосредствования и возникновение категории «личность» в категориальном аппарате культурно-исторической теории_

3.3. Анализ механизма формирования личности в свете принципа системного развития психики (1930-1932 гг.)_

3.4. Динамика представлений о переживании в контексте проблемы личности_

3.5. Анализ феномена «переживание» как презентации в сознании отношений личности и среды (1933-1934 гг.)_

Глава 4. Методологический анализ проблемы личности и ее роли в формировании научно-исследовательской программы Л.С. Выготского_

4.1. Представления о личности как компонент «твердого ядра» исследовательской программы Л.С. Выготского_

4.2. Место представлений о личности среди вспомогательных гипотез «защитного пояса» исследовательской программы Л.С. Выготского__94

4.3. Разработка проблемы личности в концепциях, возникших на основе исследовательской программы Л.С. Выготского__100

Заключение_

Литература

114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема личности в работах Л.С. Выготского: историко-методологическое исследование»

Введение

Категория «личность» имеет особое значение для психологии, поскольку является системообразующей для ряда других базовых категорий (мотив, отношение, переживание, образ, действие и т.д.), однако содержание категории «личность» до сих пор остается не до конца определенным. В российской психологии было провозглашено о преодолении «коллекционерского» подхода к личности, состоявшемся в 1970-е годы XX века [56], но к началу 1990-х годов XX века стало очевидно, что выработанные отечественными психологами концепции личности, несмотря на их целостность и системность, не исчерпывают всего проблемного поля, связанного с исследованиями личности.

Актуальность темы исследования. Современная психология личности несет в себе все признаки перманентного кризиса психологической науки в целом, важнейшим из которых является отсутствие единой теории. Множественность представлений о природе личности заставляет некоторых исследователей даже ставить вопрос о необходимости понятия «личность» в категориальном аппарате психологической науки [33], [72]. Следовательно, мы можем говорить о проблемном статусе самого понятия «личность» в современной психологии.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского является одной из основополагающих не только для отечественной, но и для мировой психологии. Она изначально претендовала (и продолжает претендовать) на роль единой теории, в рамках которой содержание категории «личность», как и всех базовых для психологической науки категорий, нашло бы свое определение. Однако проблема личности осталась наименее разработанной в работах Л.С. Выготского. В то же время глубина методологического анализа и теоретических обобщений, введённых Л.С. Выготским в психологию, располагает к тому, чтобы использовать их для решения этой важнейшей для психологии проблемы.

В настоящее время исследователям творчества Л.С. Выготского и тем психологам, что ищут в его работах новые методологические основания для

современной психологии, не удалось прийти к единой точке зрения относительно роли, места и содержания категории «личность» в рамках выдвинутой этим автором психологической концепции; мнения разнятся от полного отрицания существования в работах автора проблемы личности до постановки этой проблемы в центр всех исследовательских программ Л.С. Выготского. В целом исследователи сходятся на мнении, что в работах Л.С. Выготского понятие личности присутствует, но не представляется возможным найти в них целостную концепцию личности. Большая часть исследований носит описательный, констатирующий характер: культурно-историческая концепция и её категориальный аппарат используются как основа для формулирования авторами их собственного представления о проблеме личности [69]. При этом в стороне остается то содержание и тот смысл понятия «личность», которыми наделял его в своих работах сам Л.С. Выготский, динамика развития его представлений по данной проблеме. Исследование, направленное на раскрытие содержания понятия «личность» в рамках выдвинутой Л.С. Выготским концепции, исторической и теоретической динамики его взглядов, имеет большую значимость, поскольку позволяет связать воедино все определения личности, данные автором в разные периоды его научной биографии, и таким образом реконструировать целостное представление о личности в культурно-исторической психологии.

Постановка проблемы исследования. Широкое обсуждение проблемы личности в концепции Л.С.Выготского открылось в начале 1980-х гг. XX века. Однако активному развитию дискуссии по этой проблеме мешали как ещё сохранявшиеся трудности административно-идеологического характера, так и малое количество опубликованных текстов самого Л.С. Выготского. Особый интерес к проблеме возник после публикации в 1986 г. работы Л.С. Выготского под названием «Конкретная психология человека». На современном этапе развития дискуссии множество сформулированных мнений требует систематизации и обобщения с привлечением новых сведений из архивных источников.

Несмотря на то, что проблема личности в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского является предметом долгого и достаточно широкого обсуждения, малоизученными остаются связи между основными категориями данной концепции и понятием «личность», вопрос о том, существуют ли в рамках концепции реальные подходы для раскрытия проблемы личности. Представляется необходимым реконструировать динамику развития представлений Л.С. Выготского о личности, найти общий методологический базис его теории личности и проанализировать возможные пути развития культурно-исторической теории личности, актуальные для современной психологии.

Методы исследования. Методологической основой данного исследования был выбран анализ базовых категорий культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, основывающийся на логико-семантическом анализе Б.Г. Мещерякова; методологический анализ научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Объектом исследования являлись представления о личности, содержащиеся в работах Л.С. Выготского (включая опубликованные и неопубликованные тексты, в частности, документы из семейного архива Л.С. Выготского).

Предметом исследования являлась проблема личности в культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Цель исследования - установить наличие или отсутствие проблемного статуса категории «личность» в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, проанализировать роль и место данной категории в категориальном аппарате теории, а также рассмотреть возможные пути построения теории личности на предложенных Л.С. Выготским методологических основаниях.

Основные гипотезы исследования:

1. Понятие «личность», рассматриваемое генетически, с учетом эволюции основных положений культурно-исторического подхода, является исторически неоднородным и проходит в своем развитии несколько этапов, каждому из которых присуще свое представление о личности.

2. В категориальном аппарате культурно-исторической психологии понятие личности тесно связано с базовыми категориями концепции - такими, как «развитие», «высшая психическая функция», «психологическая система», «сознание», «переживание».

3. Личность в рамках культурно-исторической концепции предстаёт в качестве изначально внешней по отношению к её носителю, социальной по происхождению системы управления поведением, переносимой в ходе присвоения с социальных взаимодействий на индивидуальную психику. Это базовое представление о личности модифицировалось в процессе развития культурно-исторического подхода с помощью принципов активности, знакового опосредствования, системно-смыслового строения сознания и, наконец, было переосмыслено на основе категории «переживание».

4. Проблема личности являлась неотъемлемой частью культурно-исторической концепции и развивалась вместе с ней, но не находилась на главной линии исследовательских программ Л.С. Выготского.

5. Несмотря на постоянный интерес Л.С. Выготского к проблеме личности и его попытки ввести категорию «личность» в качестве базовой для всего культурно-исторического подхода, представление о генезе личности, источниках и механизмах её развития не были конкретизированы и операционализированы в виде терминов и гипотез, пригодных для эмпирического исследования.

В связи с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основании анализа психологической литературы выделить подходы в отношении проблемы личности в рамках культурно-исторической концепции.

2. Рассмотреть связь основных категорий культурно-исторической концепции с категорией «личность» в современной научно-психологической литературе.

3. Эксплицировать основные представления Л.С. Выготского о природе личности, а также значения и смыслы, вкладываемые им в это понятие.

4. Проследить динамику развития представлений о личности в её взаимообусловленности с развитием всей культурно-исторической концепции.

5. Провести методологический анализ места категории «личность» в научно-исследовательской программе Л.С. Выготского и определить ее роль в формировании «твердого ядра» и «защитного пояса» программы.

Научная новизна и теоретическая значимость. В работе обобщены и систематизированы представления о проблеме личности в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, существующие в современной литературе; раскрыты связи категории «личность» с основными понятиями культурно-исторической концепции; выделены основные этапы развития понятия «личность» и соответствующие им представления о личности с присущей им внутренней структурой. Рассматривается развитие представлений о личности, а также изменение их роли и места в рамках культурно-исторической концепции в связи с этапами развития исследовательской программы Л.С. Выготского. Предпринятый методологический анализ опирается не только на опубликованные материалы, но также и на документы из семейного архива Л.С. Выготского, которые до настоящего времени не подключались к рассмотрению динамики взглядов Л.С. Выготского на природу личности.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных программ по ряду психологических дисциплин (общая психология, история психология, психология личности, возрастная психология).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «личность» в концепции Л.С.Выготского, рассматриваемое генетически, прошло в своем развитии несколько этапов. Начало каждого этапа было связано с введением новой единицы анализа (знаковая операция, психологическая система, переживание) и новых принципов (знаковое опосредствование высшей психики, системное и смысловое строение сознания, единство аффекта и интеллекта) в твердое ядро научно-исследовательской программы Л.С. Выготского.

2. Понятие «личность» в работах Л.С. Выготского эволюционировало от представления о личности как о совокупности общественных отношений, персонализированной в конкретном индивиде, через описание ее в качестве внешней системы управления высшими психическими функциями, основанной на третичных связях сознания, и до представления об интегральной системе, обеспечивающей взаимодействие индивида со средой и представленной в сознании в форме совокупности переживаний.

3. В категориальном аппарате культурно-исторической теории категории «сознание» и «психологическая система» образуют центральную ось системы отношений категории «личность» с другими базовыми категориями, такими как «развитие» и «высшая психическая функция».

4. Представления о личности присутствуют в работах Л.С. Выготского на двух методологических уровнях. Во-первых, в качестве общего принципа, направляющего научный поиск, они входят в состав "твердого ядра" исследовательской программы, являются теоретически автономными и не подвергаются эмпирическому исследованию. Во-вторых, на их основе продуцируется ряд гипотез «защитного пояса» программы, что обеспечивает ей прогрессивный сдвиг в таких областях, как теория детского развития, проблема системного строения психики и других.

5. Проблема личности являлась значимой, но не ведущей в научно-исследовательской деятельности Л.С. Выготского. Несмотря на то, что сам автор неоднократно подчёркивал важность и даже ключевое значение этой проблемы в целом для психологии, в реализованных им исследовательских программах проблема личности не была раскрыта, а конкретные пути для её разработки не были обозначены.

Глава 1. Основные подходы к рассмотрению проблемы личности в творчестве Л.С. Выготского

Роль и место категории «личность», её проблемный статус для психологической концепции Л.С. Выготского остается предметом дискуссии среди исследователей его научного творчества. Поводом для нее послужил начавшийся в 1980-х гг. рост интереса отечественной психологии к проблеме личности вообще, который совпал со снятием негласного ограничения на публикации работ Л.С. Выготского. В такой ситуации логично было обратиться к трудам классика для поиска новых путей решения проблемы личности. Особое внимание к себе привлекли публикации работ, в которых Л.С. Выготский поднимал проблему системного строения психики и сознания, а также вопрос о месте проблемы личности в разработанной им теории. Это, прежде всего, работы «О психологических системах» (стенограмма доклада 1930 г.), «Конкретная психология человека» (записки, предположительно, 1929 г.).

Обзор теоретических исследований позволил нам выделить два подхода к пониманию места проблемы личности в творчестве Л.С. Выготского. Эти подходы в общем виде сохраняются и в современной литературе.

1.1. Постановка проблемы личности в центр подхода Л.С. Выготского. Драматичность и диалогичностъ личности

Подход, который условно можно назвать личностно-центрированным, [4], [36], [37], [38], [39], [43], [44], [67], [72], [74], [79] предполагает постановку проблемы личности в центр всей культурно-исторической концепции или, по крайней мере, в качестве одной из главных целей всех научных изысканий Л.С. Выготского. Проблема личности являлась одной из психологических проблем, «занимавших Выготского» [43], [44], «высшим замыслом», реализация которого могла привести к построению теории целостной личности как интеграла телесного и духовного [67]; вся культурно-историческая теория является в

определенном смысле теорией личности [36], [37]. Однако, признавая важность и центральное значение проблемы личности в творчестве JI.C. Выготского, сторонники данного подхода, проявляют, на наш взгляд, некоторую непоследовательность, часто определяя эту проблему как вторичную по отношению к другим, как их следствие или средство решения.

В интерпретации A.A. Леонтьева личность для Л.С. Выготского является динамической смысловой системой, включающей мотивационные, волевые, эмоциональные процессы [44]. Личность развивается вместе с высшими психическими функциями как процесс и результат формирования их системных взаимоотношений, как «единство высшего порядка». Таким образом, по мнению A.A. Леонтьева, личность для Л.С. Выготского генетически первична по отношению к сознанию и деятельности. В узком смысле слова, A.A. Леонтьев сводит понятие личности в работах Выготского к смысловому единству аффективной и познавательной сфер. Личность для Л.С. Выготского - основа, вокруг которой выстраивается, или, точнее, «строит себя», вся психика человека, в том числе его сознание и деятельность. Эта основа является продуктом и высшей формой «кристаллизации социальной жизни». Следовательно, личность присутствует в работах Л.С. Выготского как продукт социального по природе развития конкретного человека, подчиняющий себе сознание и психические процессы [44].

Однако A.A. Леонтьев видит теорию личности необходимым следствием, «ростком», который вместе с теорией деятельности происходит из гипотезы о системном и смысловом строении сознания [45]. Таким образом, в теоретическом плане проблема личности становится вторичной по отношению к проблеме сознания.

М.Г. Ярошевский также помещает проблему личности в центр всех теоретических и методологических исканий Л.С. Выготского. Сама идея личности, неоднократные попытки постановки проблемы её развития, оценки места и роли категории «личность» в психологии прослеживается им на всех этапах творчества Л.С. Выготского. Однако представление о личности как

научном понятии начало складываться в связи с разработкой понятия о психологических системах [67, с. 74-75]. Понятие о психологической системе как целостности стало для JI.C. Выготского предпосылкой поиска целостности более высокого порядка, т.е. личности. Разработка данной проблемы, по мнению М.Г. Ярошевского, была для JI.C. Выготского прежде всего средством преодоления дуализма в психологии, способом построения целостной психологической науки [67].

Авторы, относимые нами к описываемому подходу, единодушны в том, что личности в работах JI.C. Выготского присущи свойства диалектичности и диалогичности.

Г.Г. Кравцов полагает, что основой понимания личности как целостности для JI.C. Выготского была идея динамического единства аффекта и интеллекта [36], [39]. Принцип диалектического единства аффекта и интеллекта позволяет описать саму личность, взятую в абстрактной форме, в форме живого противоречия, в котором фиксируются наиболее существенные свойства и отношения личности как объекта исследования [37], [38].

С точки зрения A.A. Леонтьева, понимание личности Л.С. Выготским диалектично, во-первых, потому что оно опирается на выдвинутый им принцип единства аффекта и интеллекта, а во-вторых - в связи с принципиальной диалогичностью личности, связанной в работах Л.С. Выготского с понятием «драмы». Формирование и существование личности всегда предполагает наличие внутреннего диалога и конфликта между разными сторонами личности, по сути являющимися интериоризированными отношениями социального порядка [43]. Этот путь построения «психологии в терминах драмы» был, по мнению М.Г. Ярошевского, выбран Л.С. Выготским на последнем этапе его творчества в силу невозможности описания при помощи инструментального метода целостной личности.

Следует отметить, что такое «драматическое» понимание идей Л.С. Выготского появилось в связи с публикацией только одной указанной выше работы - «Конкретная психология человека» (1929), где автор использует взятое

им у Ж. Политцера драматическое понимание личности. Другие работы JI.C. Выготского фактически не упоминаются в контексте «психологии в терминах драмы». В работах Л.С.Выготского 1931-1934 гг. можно встретить некоторые намеки на драматический характер процессов, происходящих в сознании, в контексте анализа понятия «переживание». Однако прямого использования театральной терминологии в работах Л.С. Выготского исследователями практически не обнаруживается.

Однако H.H. Вересов указывает на скрытое использование Л.С. Выготским театрального языка в его психологических работах. H.H. Вересов обращает внимание, что Л.С. Выготский при формулировании закона развития психических функций (см. об этом «Историю развития высших психических функций») использует термин «категория» для описания внешнего и внутреннего планов существования психических функций. Применение именно этого термина в контексте проблемы развития ВПФ необычно и даже загадочно, если его использовать в привычном ключе. Но, как указывает H.H. Вересов, в театральном понимании термин «категория» обозначает «острое столкновение позиций, характеров, драматическая коллизия, конфликт между людьми или внутри человека, столкновение, сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями» [14, с. 52]. Именно такое понимание категории активно использовалось во времена Л.С. Выготского в языке театральной режиссуры, что присутствует, например, в «Театральном словаре» Вс. Мейерхольда. [14, с. 52] Замечание H.H. Вересова открывает новые «драматические» аспекты в понимании основного генетического закона культурного развития. Именно такое понимание «категории» позволяет связать основной закон развития высших психических функций с представлением о драматической природе сознания и личности человека. Одновременно такая драматическая трактовка развития и существования личности получает эмпирическое и теоретическое обоснование в рамках культурно-исторического подхода.

Однако нигде, кроме указанной работы, нам не удалось обнаружить основной генетический закон развития в такой формулировке. К примеру, в

работе «Орудие и знак», написанной примерно в то же время, что и «История развития высших психических функций», при формулировке закона вместо термина «категория интерпсихическая» для обозначения внешнего по отношению к субъекту социального процесса используется другие, более распространенные термины: «операция» [17, т.6, с. 17], «процесс» [17, т. 6, с. 36] и «функция» [17, т. 6, с. 56]. В более поздней работе «Мышление и речь» Л.С. Выготский, ссылаясь на свои ранние работы, использует при формулировке закона словосочетание «интерпсихическая функция» [17, т. 2, с. 319]. В тоже время Л.С. Выготский использует следующую формулировку: «...речь, участвующая в решении задачи, из категории интерпсихической превращается в интрапсихическую функцию» [17, т.6, с. 33].

Можно заметить, что в работах Л.С. Выготского имеет место «драматическое» использование словосочетания «интерпсихическая категория» только для обозначения внешних, социальных, межличностных взаимодействий (лежащих в основе формирования и существования знаковых систем), но не для описания внутреннего, «интрапсихического» плана психики. В работе «История развития высших психических функций» Л.С. Выготский в том же абзаце, где он формулирует основной генетический закон развития, пишет, что основной генетический закон развития «...относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы вправе рассматривать высказанное положение как закон, но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей. Отсюда одним из основных принципов нашей воли является принцип разделения функций между людьми, разделение надвое того, что сейчас слито в одном, экспериментальное развертывание высшего психического процесса в ту драму, которая происходит между людьми» [17, т. 3, с. 145]. Мы можем видеть, что термин «драма» опять используется применительно социальному взаимодействию людей, но не к психическим процессам как таковым. Драма присутствует в реальных отношениях людей, но

драматическая природа психических функций требует экспериментального развертывания, поскольку она скрыта. Однако использование именно этого термина отражает суть процессов, составляющих для JI.C. Выготского генетическую основу развития психических функций человека. Также можно предположить, что понятие «категория» в его театральном понимании могло использоваться автором постольку, поскольку именно так оно лучше отражает тот смысловой контекст, в котором JI.C. Выготский представлял генезис психических процессов. H.H. Вересов указывает, что для поколения интеллектуалов, к которому принадлежал JI.C. Выготский, использование термина «категория» в значении коллизии и межличностного столкновения было обычно и не требовало перешифровки, поэтому, применяя его, автор вводил читателя в нужное смысловое поле [14].

Таким образом, на наш взгляд, драматическая терминология присутствует в работах JI.C. Выготского только как наиболее удобное средство для передачи смыслового контекста его идей. Автор использует ее в качестве понятной его современникам метафоры, аналогии, поскольку психические процессы подобны реальным драматическим коллизиям, как, по любимому JI.C. Выготским выражению Б. Спинозы, «созвездие Пса походит на собаку, лающее животное» [17, т .1, с. 437].

Принимая интерес к диалектической и диалогической природе личности в работах JI.C. Выготского за сильную сторону представленного подхода, позволим себе указать на некоторые смысловые акценты. Как уже упоминалось выше, Г.Г. Кравцов полагает, что следствием диалектического подхода к проблеме личности является возможность ее рассмотрения в «абстрактной форме», т.е. личность в таком контексте предстает перед нами как абстрактный обобщенный предмет исследования. С одной стороны, такой вывод очень созвучен воззрениям самого JI.C. Выготского на суть психологии как науки. JI.C. Выготский в своих работах неоднократно повторяет, что научное понимание действительности может быть только обобщенным, основанным на существенных связях и отношениях между предметами и явлениями [17, т. 1, с. 291-436].

Однако, на наш взгляд, такой обобщенный подход к пониманию личности сужает мысль самого Л.С. Выготского. Прежде всего, говоря о диалектической основе исторической психологии, автор подразумевает единство двух историй развития психики - социальной и индивидуальной - в конкретном человеке (курсив наш - М.О.) [16, с. 1020]. На наш взгляд, диалектический и диалогический подход Л.С. Выготского к рассмотрению личности основывается прежде всего на понимании конкретной личности, конкретного человека. «Парафраз Магх'а: психологическая природа человека — совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Marx: о человеке как genus; здесь — об индивиде» [16, С. 1023]. Ср. также: «Для нас — социальная личность = совокупность общественных отношений, воплощенная в индивиде (психологические функции, построенные по социальной структуре)» (выделение курсивом - Л.С. Выготский) [16, с. 1028].

Само представление об индивидуализации психических функций как основе их развития, неоднократно повторяемое Л.С. Выготским, позволяет предположить, что личность для него - это прежде всего конкретный человек, а не абстрактная форма. Автор неоднократно акцентирует связи системы поведения человека с историей его развития [16, с. 1020—1038],[22]. В работе «Конкретная психология человека» к словосочетанию «драма личности» присутствует сноска автора: «Что значат в ней любовь, сон, мышление, искусство? Какой человек мыслит, любит etc.?» [16, с. 1030].

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Осипов, Максим Евгеньевич, 2014 год

Литература

1. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. — М.: Наука, 1973. — 288 с.

2. Абульханова-Славская, К.А., Анцыферова, Л.И., Брушлинский, A.B. и др. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. A.B. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл; Издательский дом «Академия», 2007. — 526 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. — 2-ое изд. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 176 с.

5. Божович, Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. — 1988. — № 5. С. 15—24.

6. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. —

1997. —№5. С. 3—19.

7. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура: Психология нравственного сознания в контексте культуры.-Москва: Менеджер: Роспедагенство, 1994.— 60с.

8. Братусь, Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. — М.: Смысл, 1999. — С. 284—298.

9. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. — № 2. С. 46—56.

10. Братусь, Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности//А. Н. Леонтьев и современная психология:

сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 212—219.

11. Братусь, Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 304 с.

12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания — М.: Изд. МГУ, 1984.— 200 с.

13.Вахромов, Е.Е. Психология личности: Введение. Путь от идей к развитой теории личности в период ль основания института до 3-х гг. XX века // Московская психологическая школа: История и современность: в 3 т. / Под ред. действ, члена РАО, проф. В.В. Рубцова — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004 - Т. 1 кн. 2. — С. 5—22.

14. Вересов, H.H. Культурно-историческая психология Л. С. Выготского: трудная работа понимания (заметки читателя) // Новое литературное обозрение. — 2007. — № 3. С. 40—66 .

15. Выготский, Л.С. Блокнот из Захарьино // Семейный архив Л.С. Выготского. 1926. Рукопись.

16. Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

17. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982—1984.

18. Выготский, Л.С. К проблеме психологии шизофрении // Хрестоматия по патопсихологии / Сост. Б.В. Зейгарник, А.П. Корнилов, В.В. Николаева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 60—65.

19. Выготский, Л.С. Лекции по педологии. —Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. — 304 с.

20. Выготский, Л.С. Нарушение понятий при шизофрении // Избр. психол. исслед. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С. 481—496.

21. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. — М.: Работник просвещения, 1926.— 348 с.

22. Выготский, Л.С. Педология подростка. — М.; Л.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1931.— 504 с. На правах рукописи. Задания № 9-16. Разделы: Психология подростка. Социальные проблемы педологии переходного возраста. Заключение.

23. Выготский, JI.C. Психология искусства // Выготский JI.C. Анализ эстетической реакции. — М.: Лабиринт, 2001.— С. 164—412.

24. Выготский, Л.С. Трагедия о Гамлете принце Датском У. Шекспира // Выготский, Л.С. Анализ эстетической реакции. — М.: Лабиринт, 2001. — С. 1—163.

25. Гальперин, П. Я. Система исторической психологии Л.С. Выготского и некоторые положения к ее анализу (тезисы) / П. Я.Гальперин // Культурно-историческая психология. — 2009. — № 1. С.118—123.

26. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 тт. —Т. 1. Наука логики. — М.: Мысль, 1974. — 452 с.

27. Гордеева, О.В. Проблема структуры сознания в трудах Л.С. Выготского //Мир психологии. 1999. —№ 1.С. 111—118.

28. Завершнева, Е.Ю. К вопросу о периодизации научной биографии Л.С. Выготского. Вестник РГГУ. — 2006. — №1. С. 284—293.

29. Завершнева, Е.Ю. «Ключ к психологии человека»: комментарии к блокноту Л.С. Выготского из больницы «Захарьино» (1926 г.) // Вопросы психологии.

— 2009. — №З.С. 123—141.

30. Завершнева, Е.Ю., Осипов, М.Е. Основные поправки к тексту «Исторический смысл психологического кризиса», опубликованному в 1982 г. в собрании сочинений Л.С. Выготского // Вопросы психологии. — 2010. —№1. С. 92—102.

31. Зейгарник, Б.В. Теория личности Курта Левина. —М.: Изд-во МГУ, 1981.

— 117 с.

32. Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1993. —№5. С. 3—43.

33. Иванников, В.А. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. — 2012. —№5. С. 125—132.

34. Кант, И. Критика чистого разума — М.: Мысль, 1994. — 591 с.

35. Клочкова, A.A. Проблема личности в теоретических концепциях XX века: социально-философский анализ: дис. ... канд. философских наук: 09.00.11 / Клочкова Анна Александровна. — Новочеркасск, 2006. — 171 с.

36. Кравцов, Г.Г. Проблема личности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология: международный научный журнал. — 2006. —№ 1. С. 18—26.

37. Кравцов, Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. — 1996. — №6. С. 53—64.

38. Кравцов, Г.Г. Психологические проблемы начального образования: Монография. — Красноярск. Изд-во Красноярского университета, 1994. — 142 с.

39. Кравцов, Г.Г. Формирование личности в процессе обучения: Дошк. и младший шк. возраст: дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Кравцов Геннадий Григорьевич. — М., 1995. — 288 с.

40. Кун, Т. Структура научных революций. — М.: ACT, 2009. — 320 с.

41.Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки. — М.: Академический проект, Трикста, 2008. — 475 с.

42. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001. —572 с.

43. Леонтьев, A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). — М.: Смысл, 2001. —392 с.

44. Леонтьев, A.A. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия. // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — №4. С.5—11.

45. Леонтьев, A.A. Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

46. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) (1937) // Вопросы психологии. — 1999. — №1. С. 108—124.

47. Леонтьев, Д.А. Зрелость как опосредование личностного роста // Культурно-историческая психология развития. Материалы первых чтений, посвященных памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2000 г. / Под ред. И.А. Петуховой. — М.: Смысл, 2001. — 287 с.

48. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1993. — 43 с.

49. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21.

— №1. С. 15—25.

50. Мамардашвили, М.К. Философия и личность. // Человек. 1994. — №5. С. 5—19.

51. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. 2-е.: в 50-ти тт. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955—74.

52. Мещеряков, Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01: / Мещеряков Борис Гурьевич. — Москва, 2000. — 324 с.

53. Найссер, У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981. — 320 с.

54. Пергаменыцик, Л.А. Завещание Мастера: переживание // Журнал практического психолога. — 2010. — №5. С. 5—15.

55. Петровский, А. В., Петровский, В.А. Л.С. Выготский и проблема личности в современной психологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1982.

— №4. С. 14—20.

56. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Теоретическая психология. Учебное пособие. — М.: Академия, 2003 г. — 496 с.

57. Пономарев, И.В. Этнокультурный аспект подросткового кризиса: опыт сравнительного исследования: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.07 / Пономарев Илья Вячеславович. — М., 2009. — 183 с.

58. Разорина, Л.М. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии. — 2005. — № 1. С. 79—87.

59. Розин, В.М. Личность и ее изучение. Изд. 2-е. — М.: Либроком, 2012. — 232 с.

60. Троцкий, Л.Д. Пролетарская культура и пролетарское искусство // Литература и революция, 2-е изд. ГИЗ, 1924. — 400 с.

61. Утлик, Э.П. Психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

62. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. -Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 128 с.

63. Чеснокова, А.Г. Проблема предмета психологии в трудах Л.С. Выготского: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Чеснокова Алла Григорьева. — М., 2001. — 164 с.

64. Чеснокова, А.Г. Осознание как центральная проблема психологии в концепциях Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. — 2003. — № 4. С. 3—15.

65. Щедровицкий, П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского: автореферат дис. ... канд. философ. Наук: 17.00.08 / Щедровицкий Петр Георгиевич. — М., 1992. — 26 с.

66. Ярошевский, М.Г. Л. С. Выготский: поиск принципов построения общей психологии // Вопросы психологии. — 1986. — №6. С. 96—110.

67. Ярошевский, М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии. - М.: URSS, 2007. —с. 304.

68. Brown, К., & Cole, М. (2003). A Utopian Methodology as a Tool for Cultural and Critical Psychologies: Toward a Positive Critical Theory In Cultural and critical perspectives on human development / edited by Martine J. Parker and Mark B. Tappan. New York, USA: State University of New York Press.

69. Cole, M. (2003). Vygotsky and Context. Where did the Connection Come From and What Difference Does it Make? Paper presented at the biennial conferences of the International Society for Theoretical Psychology, Istanbul, Turkey. June 22-27,2003.

70. Chaiklin, S. (2001). The category of "personality" in cultural-historical psychology. In S. Chaiklin (ed.) The theory and practice of cultural-

historical psychology (pp. 238-259). Oakville, Denmark: Aarhus University Press.

71. Diose, W., Staerkle, Ch., Clemence, A. (1996). Vygotsky in the East and the West 11 Journal of Russian and East Europian Psychology. 34 (2). P. 67-96 .

72. González, R.F. (2002). L. S. Vygotsky and the question of personality in the historical-cultural approach In D. Robbins&A. Stetsenko (Eds.), Voices within Vygotsky's non-classical psychology: Past, present, future. New York: Nova Science.

73. Glozman, J.M. (2004). Communication disorders and personality. Kluwer Academic / Plenum Publishers, New York.

74. Gredler, M., & Shields, C.C. (2008). Vygotsky's legacy: a foundation for research and practice. New York: Guilford Press.

75. Hakkarainen, P., & Korepanova, I. (2009). Editors' Introduction The Status of the Vygotsky's "Zone of Proximal Development" in Russian Psychology Today. Journal of Russian and East European Psychology. Vol. 47. No. 6. P. 3-8.

76. Holland, D., & Lachicotte, W. (2007). Vygotsky, Mead, and the new sociocultural studies of identity. In H. Daniels, M. Cole., & J. Wertsch (eds.), The Cambridge Companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press. P.101.

77. Kozulin, A. (1990). Vygotsky's psychology: A biography of ideas. Cambridge, MA: Harvard University Press.

78. Levitin, K. (2009). One is Not Born a Personality. USA: Bookmasters, Inc.

79. Mahn, H. (2003). Periods in Child Development In Vygotsky's Educational Theory in Cultural Context / Edited by Alex Kozulin et al. New York, USA: Cambridge University Press. P. 124-125.

80. Robbins, D. Thinking and Speech: Introduction to Vygotsky's Theories of Language. Unpublished paper. University of Central Missouri. Warrensburg, USA. URL:http://faculty .ucmo.edu/drobbins/pdf/thinkingandspeech.pdf (дата обращения 15.01.13).

81. Sato, К. (2010). Emotional experience and immanent expressive activity in human minds. University Hokkaido. Hokkaido. UIlL:http://eprints.lib.hokudai.ac.jp/dspace/bitstreani/2115/42961/l/RCCCD30_0 03.pdf (дата обращения 21.12.2011).

82. Van der Veer, R. and Valsiner, J. (eds.) (1994). The Vygotsky Reader. Oxford UK and Cambridge USA: Blackwell.

83. Van der Veer, R. & Valsiner, J. (1991). Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford UK/Cambridge USA: Blackwell.

84. Veresov, N. (1999). Undiscovered Vygotsky. Etudes on the pre-history of cultural-historical psychology. Frankfurt am Main; Peter Lang Publishers.

85. Veresov, N. (1998). Vygotsky before Vygotsky. The path to the cultural-historical theory of human consciousness (1917-1927): Historical and methodological analysis. Oulu University Press. (PhD Thesis).

86. Vygotsky's Educational Theory in Cultural Context (2003). / Edited by Alex Kozulin. et al. New York, USA: Cambridge University Press.

87. Wardekker, W.L. (1995). Critical and Vygotskian theories of education: a comparison. Amsterdam, Netherlands.

88. Zavershneva, E.Yu. (2010). Notebooks, Notes, and Scientific Journals of L.S. Vygotsky (1912-1934). Results of the Study of the Family Archive //Journal of Russian and East European Psychology. Vol. 48. No.l. P. 3-51.

89. Zavershneva, E. (2014). The Problem of Consciousness in Vygotsky's Cultural-Historical Psychology. In Yasnitsky, A., van der Veer, R., & Ferrari, M. The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.