Проблема ликвидации асимметричности отношений между доминирующим центром и зависимой периферией тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Николаева, Светлана Альбертовна

  • Николаева, Светлана Альбертовна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 165
Николаева, Светлана Альбертовна. Проблема ликвидации асимметричности отношений между доминирующим центром и зависимой периферией: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2001. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Николаева, Светлана Альбертовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА

Особенности изменения отношений между развитыми и развивающимися странами

§1. Определение понятий "развитые" и "развивающиеся страны".

§2 . Проблема соотношения международного правового и международного экономического порядка.

ГЛАВА

Проблема деколонизации

§1. Деколонизация как фактор структурной революции.

§2. Развитие как отрицание старого порядка.

ГЛАВА

Новые индустриальные страны в системе отношений

Север-Юг" и "Юг-Юг".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема ликвидации асимметричности отношений между доминирующим центром и зависимой периферией»

Глобальная система, толчком возникновения к которой послужили великие географические открытия, насчитывает пятисотлетний путь развития. Она прошла целый ряд этапов, основанных на случайных , разовых, но сознательно организованных, чрезвычайно высоких уровнях взаимодействия и организованности. Этот пятисотлетний путь развития является предметом исследования многих наук: истории, философии, социологии, юриспруденции, востоковедения, политэкономии и других. Только в последнее время он становится предметом исследования политических наук.

При написании данной диссертации мы ознакомились с целым рядом работ, посвященных исследуемой теме. Мир превратился в целостность. Проблема его превращения поставила много чрезвычайно сложных вопросов. На протяжении длительного периода времени политические науки преимущественно занимались исследованием межгосударственных отношений, не учитывая, не принимая во внимание целый ряд других сторон мирового взаимодействия. Такой подход, редуцировавший всю политическую жизнь к деятельности государства и отдельных институтов, существовал на протяжении длительного времени. В Х1Х-м веке центр анализа международных политических отношений стал смещаться именно на классы, расы, народы. В настоящее время в связи с появлением новых субъектов мирового политического процесса, например, ТНК и целого ряда других основное внимание стало смещаться на них. Стали глубже изучаться процессы взаимодействия гражданских обществ, цивилизаций, культур, а также проблемы иерархичности организации мирового политического сообщества.

В мировой литературе уже давно возникло представление о дихотомии мирового сообщества, о делении стран, народов на восточные и западные. Уже давно сложилось представление о существовании Востока и Запада. Прежде всего, мы хотели бы отметить условность данной классификации. Внимательный и тщательный анализ лишний раз убеждает, что данная классификация весьма относительна. При этом подчеркивается, что для ментальности цивилизации восточного типа характерно медленное течение времени, преимущественно циклический характер его развития, синкретическое восприятие прошлого, настоящего и будущего, отсутствие возможности влияния личности на темпоральное^ изменение общества. Для ментальности цивилизации западного типа характерно представление о линейном, быстротекущем времени, разграничении прошлого, настоящего, будущего; осознание постоянного развития, движения вперед к прогрессу.

В истории познания мирового политического процесса были как большие удачи, так и большие неудачи. Самой большой неудачей был, на наш взгляд, поиск преимуществ одной цивилизации над другой. Диалектика развития такова, что уничтожение одной цивилизации может означать уничтожение другой. Мир не может существовать в условиях моноразвития. Монокультура обречена на вымирание. Только усиление взаимосвязи, разработка механизмов взаимодействия укрепляет каждую из цивилизаций. Данный механизм должен носить не стихийный, а сознательный и созидательный характер. Его создание, разработка - главное в диалоге цивилизаций Востока и Запада.

Именно это нам позволит по-новому, по-современному развернуть идею о том, что принципы взаимодействия цивилизаций требуют цивилизованного подхода.

Для понимания взаимодействия "Восток - Запад" необходимо структурировать этот процесс. Ведь зачастую их отношения рассматриваются как столкновение целого с целым или же наблюдается другая крайность, когда абсолютизируется взаимоотношение отдельных элементов связи Востока и Запада.

Если мы примем во внимание существование различных пространств географического, политического, военного, экономического, экологического, этнического, религиозного, культурного, информационного, то мы должны сказать о том, что взаимодействие Востока и Запада в разных пространствах неодинаковы. Уже стало аксиомой положение о том, что Запад господствует в экономическом, технологическом и информационном пространствах. По-разному понимается специфика стран Востока. Так, в свое время профессор P.A. Ульяновский писал: «Восток и по сей день весь в традициях. С исключительной рельефностью этот традиционализм становится очевидным в настоящее время . Консервативная сила традиции в общественном сознании и экономическом бытии народов Азии и Африки стало стеной против прогресса и затрудняет продвижение вперед. Традиции пронизывают всю духовную жизнь народов Востока в целом и, можно сказать, жизнь каждого человека в отдельности. Обычно в странах Востока под традицией понимается привычка, обычай, образ жизни, воплощенный в институтах. Считается, что традиция устанавливает образцы, иерархию концепции, нормы поступков, которыми руководствуется индивид в своем мышлении и деятельности1.

Русский художник и философ Н.К.Рерих, сравнивая духовные традиции Востока и Запада, писал: "Западная цивилизация нивелировала духовно "сытых" и „голодных". Энергетический процесс одухотворения материи там шел вяло и был заметен больше на индивидуальном уровне,

1 Ульяновский Р. А. О специфике стран Востока " Народы Азии и Африки", 1975г., N5. нежели на общественном. Что касается Востока, то многовековая и развитая его духовная традиция, проникшая глубоко в народные слои, если и не во всем удовлетворяла духовный голод, то не допускала духовной дистрофии и неистового духовного голода"2.

На протяжении длительного времени западные авторы пытались доказать, что существующее на Западе так называемое традиционное общество представляет некий вид единого состояния, непроницаемого для фундаментальных, структурных изменений, который может быть модифицирован лишь вторжением внешних факторов.

На Западе многократно писалось о том, что Восток весь в руинах. Да, действительно, в эпоху колониализма на Востоке стало слишком много руин. Но мы можем сказать о том, что оправдались слова великого индийского философа С. Радхакришнана о том, что страны Востока должны взять с алтаря прошлого жизненный огонь, а не мертвый пепел3.

Дихотомию "Восток-Запад", "Север-Юг", "Юг-Юг" можно рассматривать по-разному: как определенную идеологию, как определенное реальное взаимодействие различных цивилизаций регионов мира или как определенную концепцию, отражающую, организующую мировое взаимодействие.

В своей работе мы связываем эту проблему, главным образом, с проблемой бедности и богатства, организацией нового мирового порядка, имеющего своей целью ликвидацию сложившегося огромного разрыва, преодоление отсталости, нищеты, бедности, выравнивание уровней развития. Таким образом, из всего многообразия проблем мы выбираем наиболее актуальные, на наш взгляд, которые привлекают к ней внимание.

2 Рерих Н.К. Россия. М. 1992.

3 Radhakrishnan S. East and West. L., 1958.

Данная проблема имеет глубоко теоретический характер, поскольку именно в ней концентрируются решения многих проблем. А именно, как будет развиваться современный мир, что произойдет в ближайшем будущем с большей частью человечества. Ведь именно она живет на Востоке.

Широкий круг проблем мрового развития затрагивался в самых различных работах, документах международных организаций, их резолюциях, решениях, в документах многих правительств мира. Многие из них имеют огромную практическую значимость. Сама проблема мирового развития представляется проблемой огромной теоретической и практической значимости. Сможет ли мир уйти от конфронтации, сможет ли он смягчить , снять противоречия. Или конфронтация в современном мире будет усиливаться. Все эти проблемы обуславливают актуальность диссертации.

В отношении стран Юга пока возникает больше ответов чем вопросов. Практика показывает, что в них развитие идет разными путями. В некоторых государствах нарастает сопротивление попыткам привнести туда индустриальную цивилизацию. В то же время все большая часть стран высказывается за утверждение образа жизни, отвечающего индустриальной цивилизации. В ряде стран на практике удается сочетать индустриальное производство и самые прогрессивные технологии с местными формами жизни4.

Основная черта отношений "Север-Юг" - это различие между передовыми индустриальными странами северного полушария и беднейшими государствами южного полушария. Часто Юг понимается как страна третьего, четвертого и пятого мира. Некоторые зарубежные политологи включали Советский Союз и страны Восточной Европы в

4 Кива А.В. Национально-освободительное движение: теория и практика. -М., 1989. страны Севера. Но большинство ограничивало определение Севера странами Западной Европы, Японией и Северной Америкой. Разделение на Север и Юг рассматривается в связи с рассмотрением разрыва, его преодоления и возможных обязательствах Севера по отношению к Югу. Однако, тенденция такова - разрыв между богатыми и бедными странами все больше увеличивается и, как убедительно доказывают советские исследователи Павлов Ю. М. и Смирнов А. И., отношения богатых и бедных стран в XXI веке все больше будут обостряться5. Вследствие этого эгоизм богатых стран, их несправедливое отношение к бедным государствам может привести к катастрофе глобального масштаба.

Известный во всем мире политолог Иммануил Валлерстайн, предсказывая судьбу стран третьего мира, писал:".доля Юга в мировом производстве и мировом богатстве будет, в отличие от периода 19451990гг., снижаться. Юг лишится самого главного своего политического инструмента 1945-1990 гг. - национально-освободительного движения, которое выполнило свою основную задачу - обеспечение движением, которое придет к власти, обеспечение самоопределения наций в виде создания суверенных государств, но провалились в реализации другой -национального развития. 6

Каков же выбор у Юга?

Валлерстайн представляет три варианта:" Первый - "выбор Хомейни" Вопреки распространенному мнению , он не связан жестко ни с исламом, ни с фундаментализмом. Суть заключается в том, что, это кульминация гнева и страхов капиталистической мир-системы,

5 "Мир на пороге XXI столетия", Вестник Российского Университета Дружбы Народов, N 1, Москва, 1999г.

6 Глобальные и региональные проблемы в работах Иммануила Валлерстайна, Москва, 1998г. направленных против центра мир-системы. Это полное отрицание и поношение Запада как воплощения зла.

Второй вариант - "выбор Саддама Хуссейна". Это не тотальное отрицание ценностей современной мир-сисемы, это уверенность в том, что экономическое неравенство есть результат политического соотношения сил и что экономические изменения требуют применения силы. Иракско-американское столкновение - это первая настоящая война Севера и Юга. С точки зрения народов Юга, эти войны начал Север, и их можно закончить, если он оставит их в покое.

С моральной точки зрения будущие войны Севера и Юга не отличаются от колониальных войн. Однако в политическом и военном отношении ситуация совершенно иная. Прежние войны носили по сути односторонний характер, Север выступал агрессором. Теперь военные конфликты будут обоюдоострыми, уверенность Юга в себе будет расти.

Третий вариант - выбор индивидуального сопротивления и физического перемещения. В XXI в. в условиях поляризации отношений Север - Юг, спада демографического роста на Севере и его увеличение на Юге трудно будет сдержать нелегальную и полулегальную миграцию рабочей силы с Юга на Север. В результате к 2025г. "Юг на Севере" может составить от 30 до 50 % населения. Логично предположить, что выходцы с Юга будут лишены на Севере политических прав. В результате после 200 лет социальной интеграции рабочего класса центр мир-системы окажется в том положении, в котором он находился в начале XIX века"7.

Все три варианта развития событий в третьем мире ставят серьезные проблемы не только перед его правящими элитами, но и перед левым движением на Севере и на Юге.

Известный французский политолог Шарль Беттельхейм пишет, что сама буржуазная идеология . поддерживает опасную веру в то, что страны просто отстали в своем развитии, умалчивая об отношениях господства, превращающего другие страны в свои жертвы."8

Американские исследователи считают, что слаборазвитость - это просто вопрос отсталости, неизбежный в функционировании мировой экономики. Американский исследователь Уолт Ростоу оптимистично оценивает такое положение, видя наилучшие перспективы своих взаимоотношений с освободившимися странами9 . Советский исследователь Кива А. В. ,побывав в некоторых очень бедных развивающихся странах, увидев вопиющую нищету, отмечает, что ". многие люди готовы довольствоваться самым малым, безропотно переносить свой "запредел", каждый раз благодаря Бога за самую малость, за любую подачку "10.

По мнению Кивы А. В., революционные перевороты в этих странах лишь подорвут основу их экономического развития и еще больше усугубят бедность. В этих условиях помогут традиционные представления о скромности, о том, что человек должен довольствоваться тем, что имеет. Бедность - естественный спутник общества на долгом пути эволюции к стадии зрелости, когда наконец появляются объективные возможности для смягчения и постепенного преодоления и бедности, и социальных

7 Там же, с. 120-121 о

Charles Bettelheim, Planification etquoted by Edmond Jouve, 'La Montee du Tiers Monde sur la Sence International1, in Melanqes Offerts a Gearges Durdeau, p. 1128, Paris, Igdj, 1977

9 Rostow Walt Whitman/History, policy and economy theory: Essays in interaction. - Boulder etc. : Westview press, 1990 - VIII, 385 p.

10 Кива А. В. "Социальные революции на исходе века", M., 1992 г., с. 215 контрастов. Социальная справедливость в условиях бедности, нищеты есть всеобщая несправедливость. Это путь в никуда11.

Однако в неизбежности антагонизмов между капиталистическими и развивающимися странами все более ярким становится проявление глобального кризиса.

Профессор Павлов Ю. М. отмечает: ". хотя буржуазная модель развития в своих теоретических измерениях сосредоточивала внимание лишь на внутренних факторах, в последнее время обнаружилось, что она связана с эволюцией мира в целом, взаимосвязь и взаимодействие в котором все увеличиваются"12. В мировом масштабе капиталистическая система может существовать только за счет расширяющегося использования мировых природных ресурсов. Именно поэтому буржуазные теории неизбежно носят расистский характер, поддерживают идею различия духовного склада между населением развивающихся и индустриально развитых стран. Отличие психологического склада людей Запада и Востока служит для капиталистического мира основанием для продолжения политики вмешательства в жизнь развивающихся стран в формах неоколониализма, то есть капиталистической опеки.

Американский исследователь Дж. Хантер указывал, что "вырванные из специфических условий пространства и времени, из специфической культуры, европейские новинки оказались неэффективными и разрушительными. Для нового подхода к проблемам развития. необходимо понятие времени. В некоторых странах мира сейчас в европейских представлениях 1830, 1600, 1200 или даже еще более ранний год для подавляющей части населения . и там, где фактически идет XI 11-й или

11 Там же, с. 216.

Павлов Ю. М. "Социально-философские проблемы общественного развития (На примере Южно-Азиатского субконтиненита), М., 1982 г., с.192)

XV-й век, должны использоваться методы управления монгольской империи, а не английского муниципалитета "13

Как отмечает Павлов Ю.М., развивающиеся страны включались в такое мировое разделение труда, которое предусматривало удовлетворение ^ материальных требований производства не самих этих стран, а развитых капиталистических. Не принимались во внимание такие потребности развивающихся стран, как питание, здравоохранение, образование, жилищное строительство, транспортное обслуживание и т. п. В самих капиталистических странах проповедовалась мысль о том, что "цивилизации богатых" угрожает "варваризм" бедных независимо от того, является ли он последствием "нефтяного кризиса" или других обстоятельств.14

Дихотомию "Восток-Запад", можно рассматривать как определенную идеологию, как определенное реальное взаимодействие различных цивилизаций или как определенную концепцию, отражающую, организующую, мировое взаимодействие.

Положение развивающихся стран за последние годы менялось по-разному. Здесь автор хотел обратить особое внимание на положение наибеднейших стран. Они получали всего лишь 0,2 % всех кредитов мира. Население этих стран составляет 20% населения мира, но их доля в мировой торговле составляет всего лишь 1%. За последние три десятилетия в развивающихся странах были достигнуты существенные успехи. Так с 46-ти до 62-х лет, то есть на 17 лет увеличилась средняя продолжительность жизни. Вдвое сократилась смертность грудных детей, и процент детей,

13 Hunter G/ The Accent is on "Différents"- Civilisations, Bruxelles, 1971, Vol 21.,N4;

14 Павлов Ю. M. Социально-философские проблемы общественного развития, М., 1982г. с. 193 поступивших в школу - увеличился вдвое. За последние 30 лет доля наиболее богатых стран в мировом доходе возросла с 70% до 85%. А доля наиболее бедной части населения, составляющей также 20%, уменьшилась с 2,3 % до 1,4 %. Из 23 блн. $ валового глобального продукта - 18 блн. $ приходится на развитые страны; а доля развивающихся стран, где живет 80% населения земного шара, составила всего лишь 5 блн. $. 358 миллиардеров имеет доход больше, чем 45 % населения земли15.

В соответствии с принятыми международными обязательствами государства, предоставляющие помощь до 1995 г., должны были выделять 0,15 % своего валового продукта для поддержания наименее развитых стран. К 2000 году эта доля должна была быть повышена до 0,2 %. Однако свои обещания выполнили только Норвегия, Дания, Швеция, Португалия, Нидерланды.

Очень плохо обстоит и проблема выплаты задолженности. В соответствии с международными решениями африканские страны были в свое время свободны от задолженности в 7 млрд. долл. Однако теперь их долг составляетболее150 млрд. долл., и они тратят в настоящее время от 1/4 до 1/3 своих государственных доходов на выплаты долгов. Для 23 стран мира выплаты долгов превышают прибыли от экспорта в 2,2 раза. Внутри развитых стран также существует множество проблем. Так, в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития 35 млн. человек без всякой надежды на успех ищут работу, 100 млн. человек живет ниже национального уровня бедности, 5 млн. человек не имеет жилища16.

В специальном докладе под названием "Перестройка международного порядка", подготовленном под эгидой Римского клуба

15 Human Development Report. 1996. UNDP. New York, 1996. p. 1,2,17.

16 Там же. с. 2, 4, 15, 107, 124.

Я.Тинбергеном, обосновывается мысль о том, что "существование международной системы требует фундаментальных структурных реформ" и создания "нового международного социального и экономического порядка"17. Главную цель такой перестройки автор доклада видит в "достижении достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира". Эту цель, по его мнению, можно реализовать на основе "справедливого социального порядка, как национального, так и международного", путем уравнения возможностей людей внутри как отдельных стран, так и различных государств на мировой арене. В аналогичном духе рассуждают авторы доклада Римскому клубу "Цели для человечества". Они говорят о "революции мировой солидарности", о необходимости "нового мирового порядка" или "нового международного общества" на основе "гармоничного развития всех обществ, руководствующихся новой этикой гуманизма и

I! 1Я взаимной солидарности .

Тинберген Я. пытается обосновать тезис о необходимости пересмотра принципа национального суверенитета в нынешнем его понимании. По его словам, в обозримом будущем сохранится суверенитет государства над природными и людскими ресурсами, гарантируемый международными институтами и соглашениями. Но это предполагает скорее функциональное, нежели территориальное толкование суверенитета, требующее "юрисдикции над определенными целями, а не над географическим пространством"19.

В совместной работе Я. Тинбергена и Д. Фишера утверждается, что в современном мире "обеспечение безопасности нельзя вверять решениям суверенных национальных государств". По их мнению, суверенитет и

17

Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. - М., 1980г.

18 Laszlo Е/ Goals for Mankind. - N. Y., 1979. - p. 406 патриотизм, участвуя в формировании представлений о безопасности, придают этим последним "сомнительные и иррациональные аспекты". Как утверждали Тинберген и Фишер, роль и политика любого суверенного государства определяется в большей или меньшей мере политикой других

20 суверенных государств .

Как отмечает российский исследователь Гаджиев К.С., в целях поиска подлинной социальной и экономической независимости развивающиеся страны выдвинули требования о равноправном обмене между "богатыми" и "бедными" странами, Севером и Югом, установлении между ними справедливых экономических отношений21.

Значительно усилившиеся в мире тенденции регионализма, который представляется в качестве механизма управления, обусловили появление Ассоциации Юго-Восточных Азиатских Наций (АСЕАН). Успехи стран АСЕАН заключаются в том, что они синтезировали, вобрали в себя все лучшее из национальных моделей управления.

В момент создания АСЕАН подчеркивалось, что эта организация является подлинным региональным формированием, которое не служит интересам исполнения политики какой-либо внешней силы. АСЕАН - это естественная организация для защиты региональных интересов по борьбе за мир, стабильность и процветание в регионе. Ее деятельность не направлена против другой державы или групп держав. Члены стран АСЕАН направили свою деятельность на укрепление экономической стабильности и региональной устойчивости.

АСЕАН поставила своей задачей ускорить рост экономического, социального прогресса и культурного развития в регионе на основах

19 Тинберген Я. Цит. соч. -С. 114;

Ttinbergen J., Fisher D. Warfare and welfare. - N.Y.,1987 равенства и партнерства; способствовать региональному миру и стабильности посредством постоянного признания справедливости и норм закона; содействовать энергичному сотрудничеству и взаимопомощи в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях; обеспечивать помощь в образовательно-профессиональной, технической и административной сферах, более эффективного сотрудничать в развитии рационального сельского хозяйства и промышленности, в распространении национальной торговли, включая изучение проблем мирового товарного рынка, усовершенствования транспортных и коммуникационных возможностей, повышение жизненного уровня народа; исследовать социальные, экономические и другие проблемы Юго-Восточной Азии; разработать методы улучшения сотрудничества с мировыми и региональными организациями.

На ежегодной Встрече Министров Иностранных Дел вырабатываются механизмы реализации этих целей. (Кроме того, был создан Специальный Комитет )22.

Многие проблемы мирового развития и, в особенности, взаимодействия "Восток - Запад" затрагиваются в документах международных организаций, а также правительственных соглашениях. В этой связи автором была проделана большая работа по исследованию документов ООН и таких его организаций, как Совет Безопасности, ЮНЕСКО и т.д.23.

21 Гаджиев К. С. Геополитика. М., 1997г

22 ASEAN. 20 years, 1989

23 ООН. Программа развития. Рамки сотрудничества между странами и связанные с этим вопросы: Первые рамки глобального сотрудничества: DP/ GCF/1/ Исполнительный совет Программы развития и Фонд ООН в области народонаселения. Нью-Йорк. 1996. ООН. Совет Безопасности. Записка председателя Совета Безопасности: S/ PRST, 1999. ООН. Специальный комитет

При написании диссертации автор уделил большое внимание изучению работ выдающихся общественных деятелей стран Востока -Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру, Сукарно, Насера, Индиры Ганди, а также Ф.Кастро и др.24

Кроме того, диссертант использовал исследования Римского клуба. Существенную роль в изучении темы сыграли работы экспертов и специалистов по данной проблематике - Гуннара Мюрдаля, Шарля Беттельхейма, Юрлова Ф.Н., Агафонова В.П., Бродова В.В., Гордона JI. А., Ерасова Б.С., Ирхина Ю.В., Кивы A.B., Ким Г.Ф., Крапивина В.В., Павлова Ю.М., Симония H.A., Старостина Б.С., Ульяновского P.A.26 по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Краткий отчет о. А/АС. 10 / SR.Нью-Йорк. 1996

24 Ганди. И. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления. 1980 - 1982. М.1982. Ганди Махатма. М. 1997.Насер Гамаль Абдель. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления. 1952-1970. М. 1979. Nehry Javaharlal. Strategy of the Third Plan. A Critical Miscellany, Government of India. New Delhi, 1961. Неру Джавахарлал. Открытие Индии.М. 1989.Кастро, Фидель. Избранные произведения. 1952-1986. М. 1986. Сукарно, Ахмед. Индонезия обвиняет. Сборник статей и речей. М. 1961

25 Тинберген Я. Пересмотр Международного порядка. М. 1980. Tinbergen J., Fisher D. Warfare and welfare. N. Y. 1987.

26 Murdal, Karl Gunnar. The chellenge of world poverty. A world antipoverty programme in outline. Harmonds Worth, Penguin Books, 1970, 464 Мюрдаль Гуннар. Современные проблемы "третьего мира". М., 1972. Беттельхейм Шарль. Независимая Индия. М. 1964. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии: методология практических занятий. М. 1990. Гордон JI.A. Новые формы занятости. М. 1998. Ерасов Б.С. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М. 1995. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. М. 1999. Ким Г.Ф. Узловые проблемы истории докапиталистических обществ Востока. М. 1990. Крапивин В.В. Общество и политика в Африке: опыт развития бывших португальских колоний. М. 1993. Павлов Ю.М. Мировая политика и международная экономика. М., 1998.; Павлов Ю.М. Международные отношения и мировая политика. М. 2000 Ирхин Ю. В. Политология как научное направление и учебная дисциплина. М., 1996; Агафонов В.П. Русская цивилизация. М. 1999.; Старостин Б. С. В чем тайна Рериха? М. 1991; Симония Н. А. О внешнеполитической концепции России в Азиатско-тихоокеанском регионе:

При написании диссертации автор широко опирался и на работы, посвященные попыткам создания нового мирового порядка Шарля Блатца, Дэвида Кэмпбела, Джима Джорджа, Джона Эспозито, Эндрю Кирби. 27

Были использованы и статьи таких зарубежных исследователей,как Анки Хугвельд, Микаэла Браттона, Эвелин Хуберт. Стеффенс и Джона Стеффенса. 28

Также использовались работы корейских и мексиканских политологов на английском языке - Ун Чанг-Си, О Су-Янг, Чанг Санг Дак, Чанг Кае, Хан Санг-Джу, Парка Тонг Ван,Леви, Шекли, Штирнера, Мэйера,

29

Шермана, Пирса и др.

Проект: Судьбы России и будущее ATP) М., 1995. Кива А.В. Социальные революции на исходе века: (Размышления о проблемах общественного прогресса на Западе и Востоке. М.1992.Ульяновский Р. А. Борьба за социальный прогресс на Востоке. М.1990. Юрлов Ф. Н. Россия и Индия в меняющемся мире. М. 1997.

27 Blatz, Charles V. 1993. ' Critical Sovereignties and the Generality of Critical Thinking ', Proceedings of the Ohio Valley Philosophy of Education Society Meetings.; Campbell, David and Michael Dillon (eds) 1993. The Political Subject of Violence. Manchester: Manchester University Press.; Esposito, John. 1992. The Islamic Threat: Myth or Reality? New York: Oxford University Press.; George, Jim. 1994. Discourses of Global Politics: A Critical (Re) Introduction to International Relations. Boulder: Lynne Rienner).; Kirby, Andrew. 1993. Power / Resistance: Local Politics and the Choatic State. Bloomington: Indiana University Press.

28 Ankie Hoogvelt.'The Third World in development", London, Macmillan, 1982.Micael Bratton "Patterns of development. Toward a comparison"// International Studies Quarterly, 25(3). September, 1982.Evelyne Huber Stephens and John Stephens, 'Democratic socialism in dependet capitalism; an analysis of the Manley government in Jamaica, "Politics and Society, 12(3), 1983

29 Ahn, Chung -Si ( 1983), 'Interests and perceptions of major countries on the Pacific Cooperation Scheme '(in Korean), Proceeding of the Fifth Joint Conference ( Seoul: Korean Political Science Assiciation).Auh, Soo-Young (1983)'Korea and Pacific Cooperation Scheme'( in Korean), Proceedings of the Fifth Joint Conference (Seoul: Korean Political Science Association).Chung, Sung Duk, et al (1985), South - South Cooperation and our Responses (in Korean) (Seoul: Korea Institute for Economics and Technology, Research Report No. 73.Chang, Кае H (1974), 'Industrial progress in the South Korea', Asian Survey, 14(5), 439-5. Han, Sung - Joo (1981), "Thoughts on the Pacific Community proposal: a Korean view' in Sir John/ Crawford (ed.). Pacific Economic Cooperation: Suggestions for actions (Singapore: Heinemann Asia), 109-13.

Значительный интерес представляют и работы французских правоведов, которые затрагивают целый ряд глубинных проблем развития стран Востока и, которые носят более критический характер, чем работы англоязычных авторов - Мориса Флори, Джин Комбике, Ива Лакоста, Эдмонда Юффа, Шарля Мишле30.

В диссертации также использовались работы Николая Рериха

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ заключается: в анализе западных концепций, разделяющих Восток и Запад и приводящих к дискриминации народов Востока, беспристрастной оценке особенностей развития стран Востока с выделением тех существенных черт, благодаря которым они стали быстро развиваться в последние годы; отвержении упрощенческо-дихотомического противостояния "Восток-Запад";

Park, Tong Whan (1985), 'Dependency reversal: the cases of OPEC and NIC's, Journal of Third World, 2(1), Spring, 19-36; Levy D. and Szekely G. 1983. Mexico Paradoxes of Stability and Change. Boulder, Colorado: Westview Press.; Sterner T. 1985. Energy in Mexican Industry, unpublished doctoral disseryation, Departament of Economics, University of Govenburg.; Mayer C.M. and Sherman W. 1970. The Corse of Mexican Histiry. New York: Oxford University Press.; Pearce J. 1982. Under the Eagle. US. Intervention in Central America and Carribean. Washington, DC: Latin America Bureau. л л *

Yves Lacoste, 'Geographie du Sous-development, Paris, Presses Universitaires de France. 1976.Jouve Edmond. Relations internationales du tiers monde. Paris, Editions Berger-Levrault, 1976.Charles - Albert Michalet, Le Capitalisme Mondial, p. 26, Paris,Presses Universitaires de France, 1976 (Collection 'Economie en Liberie').Jean Combacau, 'la Crise de l'Energie au Regard du Droit International; in La Crise de l'Energie et le Droit International, Paris, Pedone, 1976 (Caen symposiym of the Société Française de Droit International). Maurice Flory, Droit International du Development^. 12, Paris,Presses Universitaires de France, 1977 (series "Themis-Droit'

31 Рерих H.K. Россия. M. 1992. Рерих H.K. Культура и цивилизация. M. 1994. Рерих H. К. Пути благословения. Париж. 1924. Рерих Н. К. Твердыня пламенная. Париж. 1933. Рерих Н.К. Листы дневника. М.1995 анализе вновь возникших противоречий "Юг-Юг"; исследовании тех сторон, ценностей традиционного общества ( роли семьи, дисциплины и т.п.), которые помогли в достижении больших успехов на современном этапе развития и в выделении причинных факторов, обусловивших существенный прогресс цивилизаций стран Востока. уточнении понятийного аппарата "развитые и развивающиеся страны"; выявлении правовых норм, способствующих укреплению нового, более справедливого мирового общественного порядка, выделении несбалансированного характера международного права, создающего большие льготы и преимущества для стран Запада.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

1. исследование структурированности процесса взаимодействия "Восток-Запад";

2. выявление: причин сохранения слаборазвитости в новых исторических условиях; новых ресурсных возможностей стран Востока, обусловленных культурой и менталитетом народов региона, причин появления новых соревновательных возможностей; соотношения между международным экономическим и правовым порядком, роли международного права в политическом и экономическом развитии освободившихся стран.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Теоретической и методологической основой диссертации является метод системного анализа. В диссертации реализуются такие важнейшие методологические принципы как монизм, развитие, восхождение от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического.

При написании диссертации автор исходит из принципа противоречивости культурно-исторического процесса и общественного развития, относительной самостоятельности духовного производства на современном этапе развития.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Материалы и выводы диссертации позволяют глубже понять особенности развития мирового политического процесса, функционирование взаимодействия политических систем цивилизаций Востока и Запада.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит также и в том, что она может быть использована для дальнейшей разработки политических теорий, направленных на углубление и улучшение взаимодействия цивилизаций Востока и Запада.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Николаева, Светлана Альбертовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования проблемы ликвидации асимметричности отношений между доминирующим центром и зависимой периферией в заключении можно сделать следующие выводы:

1. Понятие слаборазвитости - это феномен серии сложных заимодействий, приводящий к неравенству благосостояния и бедности, стагнации, относительной отсталости по сравнению с другими странами. Это определенная мистификация буржуазной идеологии, скрывающая эксплуатацию, грабеж и порабощение. Это фальшивое описание, которое редуцирует развитие к простому временному фактору , ничего не говорит об отношениях господства, которое парализует другие страны, превращая их в своих жертв.

2. Механизм мировой экономики построен таким образом, что страны Юга постоянно должны отдавать часть производимого ими продукта развитым странам Запада. ТНК действуют методами независимых суверенных государств, парализующими волю и общую политику стран Востока. Проблема задолженности - одна из самых сложных проблем развивающихся стран. Страны Юга берут все новые и новые займы для обес-печения выплаты процентов по накопившимся старым долгам.

3. Традиционное международное право не что иное как система норм, закрепляющая превосходство развитых стран. Оно воспринимает только одну сторону реальности и определенный тип неравноправных отношений. Это право доминирования, право сохранения олигархических привилегий. Право в таком понимании нельзя назвать нейтральным, потому что оно в действительности является мощным выражением интересов определенных групп государств в определенное время. Оно не является балансированным отражением интересов всего международного сообщества и, бесспорно, его надо менять.

4. Развитость и слаборазвитость - не случайный продукт истории, а две стороны одной медали. При этом не существует единого, полностью одинакового пути развития всего человечества. Но можно выделить наиболее важные его стороны. Это развитие самого человека, которое не может быть сведено к простому экономическому росту, повышению дохода на душу населения. Однако, страны Запада поставили на повестку дня те проблемы, которые многие развивающиеся страны не в состоянии сущест-вить. Суверенитет многих государств создал некие формы виртуальной реальности миража. Старое колониальное бремя сохранилось, получив более скрытый характер.

5. В последние годы происходит формирование принципиально нового разделения труда. Послевоенный мир характеризуется ослаблением европоцентризма на уровне дипломатии, безопасности и производства. Происходит резкое усиление значимости стран тихоокеанского побережья и южного полушария. На мировую арену властно выходят новые индустриальные страны. Одновременно происходит упадок в странах так называемого четвертого мира.

На основе этих положений можно заключить следующее:

- национальные международные капиталы в различных социальных формациях могут сосуществовать и процветать;

- индустриализация неравномерна и может поддерживаться только в меньшинстве стран;

- старый третий мир постепенно раскалывается на новый третий мир (новые индустриальные страны) и четвертый мир (наименее развитые страны).

6. реологические представления о равноправном характере отношений "Юг - Юг" служат определенным интересам стран третьего мира, а доминирование НИС над наименее развитыми странами усиливается . НИС осуществили свое развитие путем создания корпоративистских

148 государств, поддержания и захвата такого разделения труда на международном рынке, которое само по себе создавало бы впечатление его объективной необходимости. Таким образом, страны третьего мира наладили хорошие отношения с "первым миром" и прекрасным образом осуществили эксплуатацию международного разделения труда. Страны "четвертого мира" не смогли осуществить ни того, ни другого. 7. Во второй половине 70-х гг. страны Юга разделились и угроза стран Юга по отношению к Северу не осуществилась. Вместе с тем она способствовала интегрированию стран Севера и внедрению постиндустриальных технологий. В то время как страны НИС осуществили "лягушачий прыжок" от пред- к постиндустриализации, наименее развитые остались доиндустриальными.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Николаева, Светлана Альбертовна, 2001 год

1. Подробный анализ меркантилизма дается врабЬтах Павлова Ю.М.

2. Ahn, Chung-Si, 'Interests and perceptions of major countries on the PacificCooperation Scheme'(in Korean), Proceeding of the Fifth Joint Conference (Seoul: Korean Political Science Association), 1983, 431-52.

3. Национальные международные капиталы в различных социальныхформациях могут сосуществовать и процветать ;

4. Индустриализация неравномерна и может поддерживаться только вменьшинстве стран;

5. Ankie Hoogvelt, 'The Third World in development', London ,Macn i i l l an . 1982

6. Аврьянов Ю.И. Политология: энциклопедический словарь.М.,1993

7. Агафонов В.П. Русская цивилизация. М. 1999.

8. Амерханов C A . Право и развитие в системе современногомеждународного права. М. 1997.

9. АСЕАН в системе международных политических отношений,М.,1993.

10. Барсегов Ю.Г. Культ аннексий: международное право на рубежтысячелетий. М.1997.

11. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное правМ. 1996.

12. Беттельхейм, Шарль. Независимая Индия. М. 1964.

13. Бирюков П.Н. Международное право. Воронеж. 1995.

14. Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика имеждународное право. М. 1991. П. Брутенц К., Саркисов К., Симония Н. О внешнеполитической концепции России в АзиатскоТихоокеанском регионе. (Проект:"Судьбы России и будущее АТР М. 1995.

15. Валлерстайн И. Политические дилеммы на рубежетысячелетий.//Полис. М. 1996.№ 4.

16. Воронцов A.B. "Треугольник" США - Япония - Южная Корея:Миф или реальность. М 1991.

17. Восток и мировое обществознание. Зарубежные концепцииосвободившихся стран. М . 1991.

18. Гаджиев К.С. О смене общественно-политических парадигм//Вестник Моск. ун-та. Сер. 12, Социально-политические исследования. М., 1993. № 1.

19. Гаджиев К.С. Геополитика. "Международные отношения", М.,1997

20. Гаджиев К.С. Размышления о политической культуресовременной России// Мировая экономика и международные отношения. М. 1996. №2.

21. Гаджиев К.С. Конец евроцентристского мира и новаяконфигурация геополитических сил. М. 1993.

22. Глобальные и региональные проблемы в работах ИммануилаВаллерстайна. Реферативный сборник, М. 1998.

23. Глобальные процессы и перспективы взаимодействия Россиитретьего мира: Сб. статей. М. 1994.

24. Гордон А. В. Цивилизация нового времени между миркультурой и культурным ареалом. М. 1998 22. "Диалог цивилизаций "Восток-Запад" (Материалы международной конференции за мир и сотрудничество). М.1994.

25. Действующее международное право. М . 1997.

26. Ерасов B.C. Россиян Восток: цивилизационные отношения. Ъ1995.

27. Ерасов B.C. Социальная культурология. М.,1998.

28. Ерасов B.C. Сравнительное изучение цивилизаций. М. 1999.

29. Ерасов Б. Цивилизации и культуры: Научный альбом.М.,1994.

30. Зарубежный Восток: экономика, политика, идеология: Сб.индикатив, рефератов. Вып. 2. М. 1996.

31. Ирхин Ю. В. , Крапивин В.В. Общество и политика в Африкеопыт развития в бывшей португальской колонии. М., 1993.

32. Ирхин Ю.В. Очерки политической науки. М., 1996.

33. Ирхин Ю. В. Политология. М., 1999.

34. Ирхин Ю.В. Проблемы теории и психологии политики:Коллективная монография. М. 1996.

35. Ирхин Ю.В. Психология и политика: Монография. М., 1993.

36. Ирхин Ю.В., Сумбатян Ю.Г. Социодинамика политическихсистем и режимов. М. 1995.

37. Ирхин Ю.В. Человеческое измерение политики. М. 1993.

38. Кегли У.У., Реймонд Г.А. Куда исчезает доверие: Союзныенормы и мировая политика. М.1992.

39. Лукашук И. И. Нормы международного права в международннормативной систме. М., 1997.

40. Кастро, Фидель. Неоплатный внешний долг Латинской Америи третьего мира. Как он может и должен быть отменен. Необходимость в новом международном экономическом порядке. Интервью мексиканской газете "Эксельсиор". Ф. Кастро. La Habana, Política, 1985.

41. Кастро, Фидель. Избранные произведения, 1952 - 1986 гг. М.1986.

42. Кастро, Фидель. Куба не может экспортировать революцию, ви США не смогут ее остановить: Речь, Сантьяго де Куба. 1 янв. 1984. La Habana.

43. Кастро, Фидель. Экономический и социальный кризис мира:Его последствия для развивающ;ихся стран .. Доклад, представленный 7-ой конференции глав государчтв и правительс! неприсоединившихся стран. М. 1983.

44. Кива A.B. Демократия - понятие конкретно-историческое.//Азия и Африка сегодня. - М. 1993.№ 5. с. 2-6.

45. Кива A.B. Социальные революции на исходе века:(Размышления о проблеах общественного прогресса на Западе и Востоке.) М. 1992.

46. Кихано А., Валлерстайн И. Роль Американского континента всовременной мировой системе, или концепция Америки. / / Международный журнал социальных наук, М., 1993, №1. с. 125 135.

47. Международное право и международная безопасность: военн.и политические области. Диалог советских и американских экспертов. М. 1991.

48. Кравченко А. К договору о свободной торговле междуМексикой и Коста-Рикой. Компас. М. 1994. №85. с7 19-23.

49. Мингазов Л. X. Эффективность норм международного права.Казань, 1990.

50. Кургузов А. Бразилия - Азия: Курс на стратегическоесотрудничество.// М., Компас. № 93. с7 37-46.

51. Кургузов А. Бразилия расширяет торогово-экономическоесотрудничество с Европейским союзом.//М., Компас 1994. № 88. 55-60

52. Кургузов А. К йогам совещаьшя Европейского союза и ГрупшРио.// М. Компас. 1994. №84. с. 13-20.

53. Мовган А. П. Международный правопорядок. М. 1996.

54. Морозов Г. И. Международное право и международныеотношения. (Проблемы взаимосвязи). М. 1997.

55. Надира Али Мухамед. йзнтрмеры и императивные принципынормы современного международного права. М., 1997.

56. Неру, Джавахарлал. Открытие Индии. М. 1989.

57. Неру, Джавахарлал. Внешняя политика Индии. Избранные ре^и выступления. (1946-1964). М. 1965.

58. Николаева А. Политическая культура Востока в целостноммире (тезисы)//Круглый стол "Мир как целостность: философски проблемы/ Материалы Второго Философского Конгресса, Екатеринбург, июнь 1999 г.

59. Николаева А. Политическая культура Востока в целостноммире// Еженед-к "Край чувашский"/"Чаваш Ен"/ раздел "Наука'' июль 1999, №24

60. Николаева А. Проблемы изменения существующего мировопорядка?Вестник Чувашского Гос. университета. Чебоксары, 2000

61. Новое политическое мышление и социально-экономическиепроблемы развиваюшдхся стран: Материалы Всесоюзной научной конференции, посвященной 30-летию УДН им П.Лумумбы, М., 1991

62. ООН. Комиссия международного права. Доклад. Нью-Йорк,1991 (Официальные отчеты/Генеральная Ассамблея, 46-ая сесс. Доп.; №10 (А/46/10) . 29.04.-19.07. 1991)

63. ООН. Программа развития. Рамки сотрудничества междустранами и связанные с этим вопросы: Первые рамки глобальной сотрудничества: DP/GCF/1 / Испол. совет прграммы развития и Фонд ООН в области народонаселения. Нью-Йорк, 1996

64. ООН. Совет безопасности. Записка Председателя СоветаБ езоп асно сти: S/ PRST, 199 9

65. ООН. Спец. комитет по вопросу о ходе осуществленияДекларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Краткий отчет . A/AC.10/SR Нью-Йорк, 1996

66. Павлов Ю. М. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем ибудущем (По материалам выступлений зарубежных философов на XVIII Всемирного фшюсофского конгресса, Август 1989 г.)

67. Павлов Ю. М. Социально-философские проблемыобщественного развития (На примере Южно-Азиатского субконтинента), М., 1982

68. Павлов Ю. М. Мировая политика и международная экономшУч. пособ., М., 1998

69. Павлов Ю. М. Послесловие к Конгрессу /Вестник РоссийскогФилософского Общества, 2 (10),1999, М., РАН, РОФ

70. Павлов Ю. М. Человек в системе связей ТНК// Социальнаяфилософия и философия политика. С-Пб, 1997

71. Павлов Ю. М., Смирнов А. И. Мир на пороге XXI столетия//Вестник РУДН, М., 1999, №1

72. Павлов Ю. М. Программа по теории мирового политическогопроцесса// Вестник МГУ (Политические науки), 1995,.\оЗ

73. ПанаринА. Философия политики: Уч. пособ., М.,1996

74. ПанаринА. С , Ильин В. В. Философия политики, М., 1994Право и политика в развивающихся странах: Сб. науч. трудов. М. 1990

75. Примаков Е. М. Восток после краха колониальной системы,М., 1982

76. Проблемы Латинской Америки и международное право. ШатрВ. П., Лазарев М. И. и др., М., 1995

77. Программа, планы семинарских занятий и рекомендации покурсу "Развивающиеся страны в системе международных отношений", М., 1993

78. Пугачев В. П. Введение в политологию: Словарь-справочник.М., 1996

79. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введенеи в политологию: Уч.пособ. М., 1996

80. Пугачев В. П. Субъекты политики: личность, эоиты, лидерствеМ., 1991

81. Работа Комиссии международного права. 5-е изд. Нью-Йорк,ООН, 1997

82. Развивающиеся страны Азии в системе международныхотношений (Тенденции 80-х гг.), М., 1990

83. Развивающиеся страны: поиск резервов роста: Сб. статей. М.,1990

84. Развивающиеся страны : в сетях финансовой зависимости. М.1990

85. Развивающиеся страны в системе международных отношений:Уч. пособ. для студентов. М., 1994

86. Рейснер Л. И. Цивилизация и способ общения. М., 1993

87. Рерих Н. К. Россия, М., 1992

88. Рерих Н. К. Культура и цивилизация. М., 1994

89. Рерих Н. К. Пути благословения. Париж, 1924

90. Рерих И. К. Твердыня пламенная.Париж, 1933

91. Рерих Н. К. Листы дневника. М., 1995

92. Симония Н. А. Город в формационном развитии стран ВостокМ., 1990

93. Симония Н. А. Выступления в дискуссии "Запад-Незапад"//МЭиМО. 1996, №12

94. Соловьев А.И.Культура власти. М., 1992

95. Соловьев А.И. Политическое сознание и политическаякультура. (Основы политической науки: В помощь лектору)М., 19^

96. Соловьев А. И. Политика и мораль. Грани очеловеченногодискурса// Вестник МГУ. Сер. 12, Полит, науки. М., 1996,№1

97. Старостин Б. Социальное обновление: схемы и реальносьб.(Критический анализ буржуазных концепций модернизации развивающихся стран), М, 1981

98. Старостин Б. Критика социально-философских основ иглавных направлений буржуазной "социологии послеколониально общества": Анализ проблем социального развития освободившихс от колониализма стран в буржуазной социологии). Автореф. дис. д.ф.н. М.,1984

99. Стратегия национальной безопасности США: стратегиявовлеченности в международные дела и распространения демократии в мире// США: Экономика, политика, идеология. М. 1994 - №11, 12; 1995 - №1, 12

100. Социалистическое содружество и проблема отношений"Восток-Запад" в 80-е гг. М., 1987

101. СССР и третий мир: новый взгляд на внешнеполитическиепроблемы: Сб. статей, М., 1991

102. Сукарно Ахмед. Индонезия обвиняет Сб. статей и речей. М.,1961

103. Сукарно Ахмед. Индонезия. Краткий очерк. М., 1956

104. Сукарно Ахмед. Сарина. Задачи женш;ин в борьбе Республик.Индонезии. М., 1961

105. ТинбергенЯ. Пересмотр международного порядка. М., 1980105. "Третий мир" и судьба человечества. М., 1991

106. Ульяновский P.A. Аграрная Индия между войнами. М., 1981

107. Фридберг А. Созрели для соперничеств а: Перспективы мира iмного населенной Азии// Компас. 1994, №41

108. Хаддур И. Современный революционный процесс:перспективы "третьего мира". Автореф.дис. к.ф.н. М., 1990

109. Халипов В. Ф. Политологический словарь, М., 1995ПО. Харламов Ю. Международно-правовые стандарты в облает прав и свобод человека:Лекции. М., 1998

110. Хабаров А. Международные парламентские организации(международно-правовые вопросы) Автореф. дис. к.ф.н. М., 1996

111. Чешков М. А. Развиваюшдеся страны и Советский Союз —партнеры по антиколониальной коалиции. М., 1993

112. Шапочкина Е. Г. Французская информационная политика встранах Магриба (80-е гг.) Автореф. дис. к.ф.н. М., 1991

113. Цыганков П. А. Введение в социологию международныхотношений. М., 1992

114. Цыганков П. А. Международные отношения. М., 1996

115. Цыганков П. А. Международные отношения как субъектизучения. Уч. пособ. М., 1993

116. Цыганков П. А. Мровая политика: проблемы теории ипрактики. М., 1995

117. Цыганков П. А. Политическая социология международныхотношений. М., 1994

118. Цыганков П. А, Политическая наука о международныхотношениях. Проблема разрешения предметных областей/ Социально-политический журнал, 1995, №5

119. Цыганков П. А. Гуманизация международных отношений:противоречия, препятствия, парадоксы/Общественные науки и современность, 1997, №6

120. Эббот К., Боумен Г. Интеграция Америки: Уроки Азии//Компас, 1994, №128

125. Arndt Heinz, "Economic disorder and the task ahead', i n Т.К. Tan(ed.), Sucarno's Guided Indonesia (Brisbane: Jacaranda, 1967), 130.

127. October 1976, p. 65-81, Algiers, 1978, 498 p

131. Brat ton Michael . Patterns of development and anderdevelopment:toward a comper ison. International Studies Quarterly, 26(3), September, 1982.

137. Corblidge, Stuart. Dept and Development (Oxford: Blackwell)1993.

141. Chung, Kae H . (1974), 'Industrial progress in the South'Korea',Asian Survey

142. Chung, Sung Duk, et. al. (1985), South - South Coopera t ion andour Responses ( in Korean) )Seoul: Korea Institute for Economics and Technology, Research Report N o . 73

143. Charles Bettelheim, Planif icat ion et Croissanee Accélérée, Paris,Francois Maspero, 1968.

150. Fagen R.R. and Pellicer O. (1983) The Future o f Central AmericaPo l i cy Choices for the U.S. and Mexico (Stanford, California: Stanforc Univers i ty Press)

152. Fisher, Georges, la Conference des non-alignes d ' Alger. Annuairefrançais de droi t internat ional , 1973.

154. Gra2iano, Franc. D i v i n e Vio lence (Boulder: Wes tv iew Press) 199

155. Gregory Tunk in , Dro i t International Public, preface by Michel

157. General Assembly, doc. A / P V . 2096, 4 December 1972)

158. Griffin K., International Transmission of Inequality, W o r l dDevelopment , Oxford, vo l . 2, no. 3, March 1974, p. 3-15.

159. Gerard Garreau, L' Agro - business, Paris, Calmann - Levy, 1977

160. Gay Sacerdoti, 'Overdraft of inefficiency, PEER, 29 May 1981, 44-8;

161. RD, Country Report on Indontsia, 1981, A n n e x 5, Selected Issues of1.dustrial Developments and Trade Strategy ( Direct foreign 1.vestment in Indonesia, East Asia & Pacific Regional Office, 1981);

172. Jean-Pierre Dupuy and Jean Robert, La Trah ison de

173. Jackson, Robert H. and Alan James. States i n a Changing W o r l d .(Oxford: Clarendon Press). 1993.

177. J. Panglaykim and К Thomas ,'The Five Year Plan', BIES, 5(2), 1969

180. L'Opulence,Paris,Presses Universitaires de France, 1976, 256p,

181. Mosley , Poul (ed.) Development Finance and Pol icy Reform(London: Macmil lan) 1992.

186. Maurice Duverger, In t roduct ion a l a Poli t ique, p . 358-9, Paris, 1968

188. Mayer C. M . and Sherman W. (1970) The Corse of MexicanHis tory (Ney York : Oxford Universi ty Press

191. Pearce J. (1982) Under the Eagle . US. Intervent ion i n CentralAmerica and Carribean (Washington, DC: La t in America Bureau)

192. Peter L. Berger, Les Mystificateurs d u Prigres, Paris, PressesUniversitaires de France, 1978, i n the Series 'Sociologie d'aujourd'hui'

195. Radhakrishnan S. East and West. L.,1958

202. Sterner T. (1985) Energy i n Mexian Industry, unpubl ished doc tora ldissertation, Departament o f Economics , Univers i ty of Govenburg

204. Shapiro, Mochael J. Reading the Postmodern Po l i t y (Minneapol isUnivers i ty of Minnesota Press). 1992

208. Taylor, Charles. Mult icul tural ism and the Pol i t ics o f Recogn i t ion(Pr inceton : Pr inceton University Press). 1992.

211. The Economist , February 11, 1984, p.63.

213. Verzijl, J . H . W . Western European influence o n the foundat ion ointernat ional law. International relations, I, 1955, p. 137-146.)

216. Walker, R. B . J . Inside/ Outside: International Relations asPol i t i ca l Theory (Cambridge: Cambridge Universi ty Press) .1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.