Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор философских наук Тихонов, Анатолий Сергеевич

  • Тихонов, Анатолий Сергеевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2009, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 249
Тихонов, Анатолий Сергеевич. Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела: дис. доктор философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Чебоксары. 2009. 249 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Тихонов, Анатолий Сергеевич

Введение.

Глава первая. Душа и тело в истории философии.

§1. Основные философские направления о проблеме души и тела.

§2. Теории параллелизма и взаимодействия души и тела в истории психологии и философии.

§3. Иррационалистическое освещение взаимосвязи души и тела в зарубежной психосоматике.

§4. Обзор точек зрения в отечественной философии.

Выводы.

Глава вторая. Субъективная реальность и объективные средства ее обеспечения.

§ 1. Феномен субъективной данности психики в условиях элиминации нейродинамических средств его обеспечения.

§2. Психика и информация.

Выводы.

Глава третья. Механизмы причинного воздействия психического на жизнедеятельность организма.

§ 1. Рефлекторная «канализация» воздействия психического явления на телесное.

§2. Научно-материалистическое понимание причинности, обеспечивающей воздействие психики на жизнедеятельность организма.

§3. Социальная проекция действительности морально-психического фактора в жизнедеятельности организма.

Выводы.

Глава четвертая. Теоретико-методологическое обоснование природы причинности во взаимосвязи духовно-телесных реальностей.

§ 1. Активность психики в контуре нейродинамики мозга.

§2. Духовная (субъективная) репрезентация и скрытая за ней материальная структура отражения.

§3. Внешняя обусловленность и внутренняя генерация психической активности.'.

§4. Идеальность и действенность психики.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема причинности во взаимоотношениях души и тела»

Актуальность исследования. Проблема взаимодействия духовного и материального, психического и телесного является одной из древнейших проблем. Она представляет собой составную часть всякого философского мировоззрения, основного философского вопроса от отношении сознания к бытию.

История знает много форм решения этой проблемы. Среди них главными являются материалистическая и идеалистическая. История разрешения этой проблемы есть история борьбы между материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом. В работе дано краткое освещение истории основного вопроса философии (об отношении духа и тела), истории борьбы между двумя принципиальными течениями в философии и медицине.

Проблема влияния психического на соматическое в естествознании ставилась известными русскими учеными М.Я. Мудровым, Е.П. Боткиным, В.А. Манасеиным, E.H. Введенским, В.М. Бехтеревым, И.П. Павловым, K.M. Быковым и др.

В конце XIX столетия психолог А.Ф. Лазурский, погрузив испытуемых в гипноз, внушал им различные чувства и эмоции (радости, горя, страха, гнева) и регистрировал явно выраженные изменения в дыхании, кровообращении и т.д. Еще в 1911 г. Н.Е. Введенский писал, что сфера влияния внушения чрезвычайно широка: она влияет не только на высшие нервные акты, но и на различные стороны растительной жизни организма. В.Н. Мясищев дал экспериментальное доказательство возможности влияния слова на условно рефлекторную деятельность как в гипнозе, так и в состоянии бодрствования. Особенно много сделано в этой области психотерапевтической школой К.И. Платонова и школой кортико-висцеральной физиологии K.M. Быкова.

Влияние психического на соматическое изучено не только в условиях патологии или гипноза, но и в нормальном и бодрствующем состоянии человека.

Широко известно, что ощущение, чувство и всякая мысль являются человеку, затрагивая одновременно процессы, происходящие в его организме. Сюда относятся не только ускорение и замедление сердцебиения и дыхания, но изменения обмена веществ. У рассерженного человека усиливается биение сердца, тяжело вздымается грудь, нарушается и пищеварение. Известно, что внезапно действующий раздражитель «захватывает» дыхание. А также, когда человек прислушивается к едва слышимому звуку, у него невольно задерживается дыхание. Врачи пишут о случаях, когда резкие душевные потрясения вызывали внезапное развитие отеков Квинке и крапивницы. Врачи наблюдали резкое повышение кровяного давления у клиентов, когда зубной врач, которого они ожидали, появлялся в комнате.

Доказано, что умственная деятельность, хотя и считается самой «отвлеченной», «неуловимой», «скрытой», «удаленной» и «бесшумной», оказывает влияние не только на скорость процессов дыхания, сердцебиения и т.д., но и на «глубинные» процессы обмена» веществ.

Современная наука и медицина показали, что самые интимные и тончайшие жизненные процессы (обмен веществ — воды, углеводов, электролитов и др.) поддаются непосредственному влиянию психологических факторов. Установлено, что положительные чувства, например, благоприятно действуют на обменные процессы в организме, а отрицательные чувства, наоборот, снижают скорость этих процессов.

В литературе имеются указания на повышение количества ионов кальция в крови при эмоциональном возбуждении и понижение их при- успокоении [115]. Не менее интересен факт связи эмоций с изменением сахарного состава в коже человека. A.M. Картамышев исследовал эту связь экспериментально, пользуясь внушением в гипнотическом состоянии1. Опыты производились следующим образом: «.усыпив больных,— пишет А.И. Карта-мышев, — производили первую биопсию в состоянии глубокого гипнотического состояния, затем вызывали у больных в состоянии гипноза то или другое неприятное переживание и минут через 10-15 после этого производили вторую биопсию вблизи первой. После биопсии взятые кусочки кожи тут же исследовали на содержание в них количества сахара. Например, больная К. В биопсированном кусочке кожи до внушения содержалось 54 мг сахара. В кусочке кожи, взятом при второй биопсии, было 69 мг сахара» [115; 18] и т.д.

А.И. Картамышев сообщает [115], что он наблюдал увеличение количества лейкоцитов, которое вызывалось внушением в гипнозе эмоциональных состояний. Например, больной Ш-вой внушили ссору с больными в палате, в результате чего у ней количество лейкоцитов в крови увеличилось с 6000 до 8100. После успокоения количество лейкоцитов пало до первоначальной цифры.

Значение положительных эмоциональных состояний в жизни человеческого организма очень велико. С положительными эмоциями связаны процессы восстановительные, ассимилятивные, а отрицательными — разрушительные, диссимилятивные» (К.И. Платонов, [218; 42]).

В настоящее время доказано влияние психических переживаний на возбудимость нервных центров, на деятельность анализаторов. П.О. Макаров утверждает, что чувство приятного повышает скорость течения анализаторных функций, а неприятные чувства, наоборот, замедляют течение этих функций, понижают возбудимость нервных центров [162].

Экспериментальные исследования показали, что психические переживания оказывают заметное влияние на биохимические процессы, связанные с

1 Гипноз создает исключительное условие для возбуждения непосредственной связи между психической деятельностью и чисто физиологическими явлениями организма. обменом веществ. Хотя много пишут о том, что воображаемой едой не насытишься; так как она идеальна, но, в действительности, воображаемая еда вызывает глубокие изменения в пищеварительной системе.

Врачи установили, что внушение приема пищи с удовольствием или без удовольствия оказывало заметное влияние на качество желудочного сока. При «приеме» вкусной пищи с удовольствием повышалась общая кислотность и содержание свободной кислоты, а при «приеме» невкусной пищи, происходящем без удовольствия, общая кислотность падала до минимума, а свободная НС1 не обнаруживалась [см. 159].

Специалисты заметили, что при внушении приема жирной пищи в-соке поджелудочной железы обнаруживалась липаза, при* внушении мясной пищи — трипсин, углеводной пищи — диастаза.

Лечащий врач наблюдал на рентгеновском, экране отчетливо выраженные картины спастических явлений желудка в ответ на- внушенные ощущения. Когда лечащий врач внушал испытуемому, что он принимает невкусную пищу, желудок его изображался на экране в форме вялого атонического мешка без перистальтики. Но когда человеку внушалось принятие, ощущение любимой, вкусной пищи, желудок его начал резко сокращаться и живо перистальтировать [см. 159]. Замечено, что воображаемый прием ^ какого-либо пищевого вещества у здоровых людей вызывает секрецию желудочного сока, специфическую для данной пищи.

Другой пример. Загипнотизировав испытуемого, ему внушили: «Вы пьете воду. Вы выпили один стакан воды. Пьете второй стакан. Теперь третий стакан, четвертый. Вы выпили 4 стакана». Через 10 минут после пробуждения испытуемый почувствовал сильный позыв на мочеиспускание. Позывы были частые. Наблюдения показали, что выделение мочи в ответ на мысленное питье увеличилось на 16%.

К.И. Платонов подтверждает зависимость водообмена от психических процессов не только экспериментальными, но и клиническими наблюдениями. Он приводит в своей книге случай лечения внушением несахарного мочеиспускания, выполненный студентом Кисловым.

Случай касается больного, находившегося в течение нескольких месяцев в Харьковской госпитальной терапевтической клинике. Медикаментозное лечение не давало эффекта, и больной оставался в клинике в качестве демонстративного материала для студентов. Получив глубокую психологическую травму, он начал страдать от расстройства висцеральных функций. Во время армяно-турецкой резни, в 1914 году, на его глазах были зарублены мать, отец и 2 брата, сам он бежал в Грецию, долго скитался, перенес много лишений. С этого времени он стал чувствовать большую потребность в холодной воде. В сутки выпивал от 1,5 до 2-х ведер воды. Исследования больного не обнаружили патологических (органических) изменений. Обусловленность болезни психической травмой не вызывала сомнений. На этом основании было решено применить к больному психотерапию в форме косвенного внушения. Больному говорилось, что если он хочет выздороветь, то он должеа пить прописанное ему лекарство (которого раньше ему не давали) и что с каждой выпитой ложкой лекарства жажда его будет уменьшаться. Внушение повторялось в течение 10 дней, и скоро больной выписался вполне здоровым.

Врачам давно известно, что гликозурия (выделение сахара с мочой) часто появляется в результате эмоциональных потрясений. Зависимость этих явлений привела к мысли о возможности практического изменения сахарного состава организма, в частности крови, внушением в гипнозе.

В медицине известно также изменение биохимического состава крови, вызванное косвенным внушением, т.е. воображаемым состоянием голода и сытости. Например, после внушения чувства голода число лейкоцитов увеличивалось с 5000 до 6680, а после подавления голода внушением количество лейкоцитов падало с 6150 до 4950. Эти эксперименты имеют большое практическое значение для медицины. К.И. Платонов рассказывает о случае излечения внушением в бодрствующем состоянии патологически повышенного чувства голода и жажды. Например, больная Л., 35 лет. В день съедала

2-2,5 кг хлеба, мяса, выпивала 25-30 стаканов воды. Всякая попытка воздержаться сопровождалась появлением чрезвычайной слабости. Продолжалось это в течение 10 лет. Болезнь появилась внезапно во время стояния в очереди: закружилась голова, и появилось чувство голода. Лечилась долго и безрезультатно. В клинике решили применить к ней внушение. Больной, лежавшей с закрытыми глазами, разъясняли, что ощущение голода ни в коей мере не связано с потребностью организма в таком количестве пищи, а вызывается состоянием раздражения отделов мозга, ведающих подобного рода ощущениями. Ей императивно внушалось, что она может вполне ограничить приемы пищи, причем, ограничение это никакой слабости за собой не повлечет: «Чувство голода вы в состоянии подавить. Ощущение голода постепенно стихнет и исчезнет» (с. 65-66). Лечение закончилось резким улучшением состояния больной.

Имеются многочисленные данные о влиянии психических процессов на изменение температуры в организме.

В книге А.И. Картамышева [115] приводятся наблюдения Н.Г. Безюка над влиянием «психических» переживаний на терморегуляцию организма. Ему удавалось очень часто констатировать изменение температуры тела после эмоциональных сдвигов у больного. Учитывая такую возможную взаимообусловленность явлений, Н.Г. Безюк экспериментировал изменение температуры внушением, прямым конкретным приказанием: «У вас температура 36,6°!».

Хотя температурное явление в организме относится к биофизическим процессам, а не к психологическим, но, тем не менее, оно находится каким-то образом под влиянием психологических факторов. О чем говорят эти факты?

Даже самый краткий перечень фактов говорит о том, что психические явления оказывают воздействие на все функции живого организма вплоть до биофизических и биохимических процессов, лежащих в основе обмена веществ. Есть настоятельная потребность в философской теоретико-методологической интерпретации этих фактов.

Исследование подчинено задачам раскрытия внутренних «механизмов» воздействия духовного на телесное, психического на материальную жизнедеятельность организма.

Верно, что между духовным и телесным происходит взаимодействие, а не только воздействие одного на другое. История философии и медицины показывает, что острой проблемой в этом взаимодействии является именно воздействие.

Для научного понимания «силы воздействия духа на тело» необходимо реконструировать понятие духа, приводя его в соответствие с причинностью, освещаемой на современном этапе развития фундаментальной науки. С этой целью значительное внимание в работе уделяется проблеме взаимоотношения психики и мозга.

Так как проблема имеет длинную историю, автор вынужден, хотя бы кратко, освещать и старые литературные источники, особенно советского периода.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема души и тела представляла живой интерес философов с древнейших времен. В, диссертации историческим истокам посвящена первая глава. Главным образом в ней представлена история материалистического решения основного вопроса философии. Имена выдающихся философов озвучены в специальном параграфе первой главы. Так как тема данной работы посвящена, во-первых, истории решения проблемы в отечественной философии применительно к освещению методологических основ медицины, психологии и физиологии, и, во-вторых, истории становления нейронауки в плане реформирования ее концептуальных положений, пригодных к решению «парадокса», вызванного совмещением двух «несовместимых» определений — идеальности и причинно-дейст-венности психики.

В более узком плане диссертация посвящена анализу методологической дискуссии в отечественной философии и биологии, развернувшейся после сессии двух академий: Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, состоявшейся в 1950 г. Казалось бы, дискуссия ушла далеко в историю, но она представляет живой интерес не только в историческом плане, но и в плане необходимости возврата к теоретическим проблемам, не получившим удовлетворительного решения в годы тоталитарного режима.

В дискуссии, не получившей своего теоретического завершения, участвовали: В.М. Архипов, A.B. Антонов, Н.П. Антонов, Е.И. Бойко, Б.В. Беляев,

A.B. Булыгин, Л.М. Веккер, С.И. Гальперин, Ф.И. Георгиев, Д.И. Дубровский, В.Д. Евстратов, А.М: Иваницкий, Э.В. Ильенков, Ф.Ф: Кальсин,

B.Ф. Кивенко, В.М. Ковалгин, В.Н. Колбановский, Л.П. Кузьмина, В.Н. Куликов, М.П. Лебедев, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.И. Мальцев, Н.В. Медведев, Ф.Г. Михайлов, Д.Л. Мишахин, М.Р. Мочен-дович, В.Н. Мясищев, В.В. Орлов, П.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, E.H. Соколов, В.Г. Спиркин, Э.З. Феизов, М.А. Хромов, В.Н. Чекалин, Е.В. Шорохова и др.

После сессии двух академий — Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР — развернулась острая дискуссия по проблеме взаимосвязи психических явлений с физиологическим процессами, происходящими в мозгу человека. Многие участники дискуссии, решая проблему, исходили из единой философской методологической платформы— диалектического материализма. Пестрое разнообразие точек зрения показало трудности решения проблемы, оставаясь лишь в рамках общефилософских положений. Выяснилась необходимость разработки методологии, занимающей промежуточное положение между «чисто» философскими» и естественнонаучными-знаниями.

Выявилось серьезное «белое пятно», когда дискуссанты затронули вопрос о том, каким образом духовное, нематериальное начало оказывает очевидное причинное воздействие на телесные, материальные органы организма. Материализм не может пренебречь эмпирически достоверными положениями, известными из области медицины, психофизиологии и общественной жизни. Образовался методологический вакуум, требующий перебросить логический мост между философской доктриной и эмпирическими данными, не укладывающимися в рамки первичности материи и вторичности сознания. Особенно кризисное положение сложилось в понимании методологической эффективности признания нематериальности, т.е. идеальности сознания. Простейшим выходом из положения явилось смелая, но зато голословная позиция, согласно которой сознание не идеально, а материально^ (В.М. Архипов, Ф.Ф: Кальсин). Можно считать это исключением. Большинство специалистов исходило из признания психики идеальной, а тело — материальным.

Как философы-материалисты, так и психологи, опираясь на общепризнанное определение сознания как функцию мозга, пытались подогнать психическое и физиологическое под единую формулу вопреки их философской демаркации, позволяющую включить в цепь причинных событий нематериальное начало. Но позже стало известно, что это просто невозможная вещь.

Парадоксальная ситуация, сложившаяся в определениях идеальности и действенности сознания, вызвала к жизни обилие точек зрения в нашей психологической и философской литературе. Большинство авторов, втянутых в дискуссию, потратило огромное усилие и остроумие на совмещение «психического» и «нервного» таким образом, чтобы одновременно оправдать как определение «идеальность», так и определение «действенность». С этой целью среди претендентов на решение проблемы большое распространение получила формула «психическое есть одновременно идеальное и нервно-материальное». Эклектическая природа.этой формулы вскоре стала прозрачной и, вследствие чего, неприемлемой. Дискуссия, начавшаяся очень бурно, постепенно потеряла свою остроту, хотя и не завершилась.

Тупиковое положение, в котором оказалась дискуссия тех времен, объясняется бесперспективностью методологии, основанной на жонглировании «чисто» философскими абстракциями.

Выход философской методологии на эмпирическую арену требовал проложить логический мост, способный связать высшую форму абстракции с ее эмпирической базой. Появилась надобность найти логический аппарат, играющий роль промежуточного звена. Тупиковая ситуация, сложившаяся в рамках чисто философского осмысления проблемы, может быть разрешена путем смены парадигмы. Это значит, что термины «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное» должны перевестись на новые ментальные рельсы. Такие возможности содержатся в методологическом аппарате теории информации. Такие участники дискуссии как C.JI. Веккер, Д.И. Дубровский, Э.З. Феизов, A.M. Иваницкий сделали первые шаги к использованию теоретического аппарата из новой парадигмы.

Наша задача заключается в том, чтобы решить ряд проблем биологии и медицины, пользуясь достижениями нейронауки и теории информации.

Объектом исследования выступает взаимосвязь духовной и материаль-. ной жизнедеятельности организма. Предметом является «механизм» каузального воздействия духовного на телесное, психического — на жизнедея-. тельность организма.

Цель и задачи исследования: раскрыть внутренние «механизмы» причинения духовного на телесное, психического на органическое. Для достижения избранной цели: ^проанализировать литературные источники, известные с именами выдающихся философов, врачей и психологов;

2) определить основные концептуальные направления в истории философии, раскрыть необходимость логической реконструкции смены парадигмов;

3) показать связь философских концепций с развитием теоретической медицины и биологии; 4) обосновать предлагаемую концепцию причинности, обеспечивающей воздействие психического на телесное; 5) обосновать соответствие авторской теоретической концепции достижениям современного естествознания.

Методологические основания исследования. Автор руководствовался следующими методологическими принципами: объективности, вытекающий из потребности экстраполяции научного решения основного вопроса философии (материи и сознания) на обсуждаемую проблему; логико-теоретическими следствиями, реализующими основные принципы научного познания: системности, историзма, причинности, восхождения от абстрактного к конкретному, единства эмпирического и теоретического, необходимого для организации накопленного материала и придания ему формы академических выводов.

Научная новизна. Проблема, рассматриваемая- в историческом разрезе, не нова. Она была всегда актуальной как в древней, так и в современной философии и естествознании. Если раньше она освещалась более языком афоризмов и в стиле метафорического описания,- то теперь после появления научно-теоретического способа освещения она приняла форму острой теоретической дискуссии о соотношении двух категорий реальности. Обилие точек зрения о взаимосвязи души и тела продиктовано, во-первых, плюрализмом философских течений, каждое из них исходило из постулатов, присущих только1 для данного течения. Расхождения в семантике терминологического состава послужили серьезной помехой во взаимопонимании философов друг друга, особенно в тех случаях, когда философы разделились на идеалистов и материалистов. Другой, не менее серьезной помехой, во-вторых, послужило понимание причинности, исходящего из механистического мировоззрения. Спасло судьбу проблемы лишь появление в XX веке информационной концепции причинности. В третьих, решению проблемы препятствовала онтоло-гизация феномена духовности (идеальности), присущего психическим явлениям. Не было различия между двумя проекциями единых мозговых процессов: субъективной и объективной.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эмпирическая (наблюдательная и экспериментальная) достоверность воздействия духовного на телесное (материальное) получила всеобщее признание, главным образом, в естественных науках о природе человека. Философская дискуссия вокруг проблемы спровоцирована теоретической парадоксальностью взаимодействия двух несовместимых реальностей: духовной и материальной.

2. Возникла потребность в адекватном логико-философском осмыслении вопроса о том, каким образом перебросить мост между такими «несовместимыми» реальностями: как нематериальный и материальный. В работе проводится новая интерпретация отражения, способная стирать обоюдные грани между вышеуказанными реальностями. Для этой цели, во-первых, уточнено отношение духовного и материального в двух планах: отношение духовного (души) к телу, т.е. организму, работающему, главным образом, в энергетическом режиме, и к материальным процессам, происходящим в мозгу, в органе, непосредственно обеспечивающим духовно-психические процессы. Причинное объяснение воздействия одного явления на другое невозможно без четкого различения объективного'феномена психического и мозговых средств репрезентации материальных процессов.

3. Отражение, через который перебрасывается мост между феноменом действенности и нейродинамическими механизмами, его обеспечения, имеет в своей структуре две объективно реальные стороны: 1) феномен репрезентации объекта (стимула) в субъектном образе и 2) материальные элементы (нейрофизиологические коды), интеграцией которых формируется структура отражения. Вышеуказанные две стороны отражения по-разному проецируются, во-первых, на феномен субъективной реальности, данной человеку в интроспекции, и, во-вторых, на субъективно невидимую композицию материальных (нейродинамических) элементов, моделирующих объекты внешнего мира.

4. Воздействие духовного (психического) на телесные процессы каузально возможно лишь в том случае, если субъективный (репрезентативный) феномен не является самодостаточной (инвариантной) реальностью, а представляет собой лишь одну из проекций структуры отражательного процесса, осуществляемого мозговыми средствами. Феномен субъективности сам по себе не может иметь статуса быть причиной чего-либо. Фундаментальной ошибкой прошлого является онтологизация этого феномена. Ошибка проистекает из всеобщей иллюзии отсутствия мозга (элиминации мозговых механизмов) в интроспекции. Теперь мы имеем возможность наблюдать эти «механизмы» объективно, например, в биоэлектрических записях, используемых в психофизиологических экспериментах. Верно, что нейродинамика, лежащая в основе психики, не дана в самонаблюдении, но зато представлена объективно в физиологической индикации внутренних процессов.

5. Диссертационная концепция основана на экстраполяции природы и структуры информационной причинности на проблему воздействия духовных факторов на деятельность организма. Информация как семантическая репрезентация сообщения не может существовать само по себе. Она передается, записывается и принимается лишь благодаря сигналам. В качестве сигналов выступают физические, химические и биологические агенты. Информационная причинность в своей сущности означает перенос упорядоченности от одного объекта к другому (от души к телу). Свойство упорядоченности не может быть сведено к веществу, энергии и массы. Также обстоит дело с психикой, наделенной свойством духовности, нематериальности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Проблема взаимосвязи психического и телесного не является чисто эмпирической, узконаучной. В настоящей работе она затрагивается и как философская и как методологическая проблема биологии и медицины. Врачи считают, что существуют органические заболевания, вызываемые исключительно психическими факторами. Из называют психогенными. Врачебная практика показывает, что психические переживания не только усиливают или задерживают функции внутренних органов, но и выводят их из равновесия, нарушая нормальную жизнедеятельность организма. Исходя из этого твердо установленного факта, врачи в своей лечебной практике пользуются не только фармакологическими, но и психологическими средствами.

Пренебрежение психологическими: факторами телесного заболевания привело к лечебному кризису в медицине. В эпоху развития-и расцвета научной медицины «внутренняя картина* болезни» не случайно была официально исключена из круга интересов врачей; как рбласть иррационального; вызывающая недоверие и скептицизм.

Врачи тела» спрашивали, как исследовать то; что «нельзя ни разрезать, ни. подвергнуть химическому анализу, ни положить на. предметное стеклышко-микроскопа»? Определенное отставание в развитии психологии в настойчивых поисках точного, естественнонаучного метода исследования больного способствовали известному снижению престижа психологического подхода к больным, страдающим; например, псевдоорганическими симпотомами.

Эмоциональным- нарушениям должна быть отведена.в; клинике внутренних заболеваний значительно большая роль, чем это делалось,до сих пор, что нет соматических болезней без вытекающих из,них психических отклонений?,, как.нет и психических заболеваний, изолированных от соматических.

Нарастающая разобщенность между психиатрами: и. представителями; других клинических дисциплин, еще более, чем^ во времена Сократа и Платона, противопоставила «врачей тела>^ производящих объективное исследование человеческого организма, «врачам души», ставшими узкими специалистами, ограничивали себя:, анализом или гаданием о странных изменениях, происходящих в1 глубине души больного.,Душевная болезнь -— это не только болезнь души, но и тела.

История медицины свидетельствует о том, что философская, интерпретация психики лишь как нематериального; призрачного мира отозвалась в практической жизни довольно» печально. Субъективный мир личности не ограничивается лишь, информированием;о: происходящем в объективном мире, но- и о мире, расположенном подсознанием: Казалось бы, субъективное настолько субъективно, что оно не может соприкасаться с процессами', происходящими в телесной организации. Наблюдения и факты говорят о противоположном. Только философия, опирающаяся на дуализм, настаивает на отчужденности «нематериального» от материальной телесной организации.

Наша задача заключается в противоположном: субъективный мир человека обращен не только к внешнему миру, но и к миру, расположенному внутри себя. Он включается в цепь причинных связей не в качестве феномена субъективности, а в качестве, как будет показано ниже, процессов, осуществляемых нейродинамикой мозга.

Философская интерпретация проблемы неотделима от научно-теоретического ее обоснования. Известно, что практическое приложение теории имеет большой диапазон потребности в области психотерапии. В последние годы большое значение придается роли социально-психологических факторов в оздоровлении общества. Существует настоятельная потребность в теоретическом обосновании идеи социально-культурного просвещения. Положения, изложенные в работе, вселяют убеждение в реальности лечения больных, страдающих органическими заболеваниями, духовно-психологическими средствами.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования представлены автором на межрегиональной научной конференции, посвященной творчеству Э.З. Феизова; на VII республиканской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Чувашии: теория и практика» (Чебоксары, 2007 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Организация педагогического процесса в условиях регионально-национального образования» (Чебоксары, ЧГПУ, 2008 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования личности учителя в условиях регионально-национального образовательного пространства» (Чебоксары, ЧГПУ, 2008 г.); на научно-практической конференции студентов и преподавателей Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиала) СПбГПУ (Чебоксары, ЧИЭМ СПбГПУ, 2009); на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический процесс и проблемы его организации» (Чебоксары, ЧГПУ, 2009).

Структура диссертации состоит из «Введения», четырех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание определена логикой и целью исследования и отражает последовательность концептуального решения поставленной проблемы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Тихонов, Анатолий Сергеевич

Выводы

1. Теоретическая мысль ударилось в тупиковое положение, ибо она пыталась объяснить воздействие духа на тело исходя из; онтологизации гносеологической абстракции: Ясно, что абстракция духовного (идеального) не может быть, реальной причиной; жизнедеятельности материальной организации;— человеческого; организма.

2\ Объявляя психику духовной, идеальной, исследователи лишили ее жизненной базы. Идеальное не может быть самодостаточной реальностью и поэтому не может быть включено в цепь материальных событий.

3. Психика действительно идеальна, но лишь в одном аспекте ее наблюдения.- Человек, наделенной способностью - к рефлексии, вполне может быть непосредственным наблюдателем своего внутреннего мира. Было время; когда единственным окном к своему внутреннему миру была интроспекция.

4. Интроспекция имеет две особенности. Во-первых, чрезвычайно ограничена в объеме получаемой, информации. Многие существенные элементы психики остаются вне пределов видимости. Во-вторых, в - ней вовсе отсутствует та реальная база, при помощи которой она реализуется —• функция мозга. Последняя в ней вовсе элиминирована.

5. Функция мозга— это не только физиология. Он является органом приема, хранения, переработки и выдачи информации. Отсюда следует вывод о том, что функция мозга не столько физиологическая, сколько информационная. Информация не существует сама по себе: она лишена вещественности, массы и энергии. Он передается и хранится лишь благодаря сигнала — материального носителя.

6. И,психика не существует сама по себе. Ее реальность обеспечивается нейродинамикой мозга. Миллиарды клеток (нейронов) создают в мозгу так называемые нейронные сети, предназначенные для репрезентации предметов и событий, происходящие как во «внешнем мире, так и внутри хозяйства организма. Нейронные сети (ансамбли) кодируют сигналы, поступающие из органов чувств. За пределами интроспективной видимости скрываются реальные факторы, обеспечивающие эту видимость.

7. Причиной воздействия психических переживаний на жизнь организма является нейродинамические процессы, несущие управляющие сигналы. Информация и сигнал — это не одно и то же, и в то же время они неотделимы друг от друга.

8. Концепция информационной причинности является альтернативной механистической, господствовавшей в течение многих веков. Такой огромный интервал времени является ровесником проблемы, не получившей своего адекватного решения до наших дней.

9. Механисты пытались решить проблему по формуле «сила на силу». Они подозревали существование другой формы причинности, которая не связана с переносом вещества или энергии, а лишь со свойством материи —-упорядоченности, поддающейся совершенно иным способам измерения. Нет отношения взаимодействия между информацией и несущего ее сигналом. Все они одновременны и однопричинны. Психика приобретает статус самодостаточной причинной реальности лишь в качестве единства сигнала и информации.

Информационная причинность сводится к переносу от причины к следствию лишь свойства упорядоченности. Сигнал и несомая им информация суть реальности, между которыми отсутствует взаимодействие. Они одновременны и однопричинны. Психика приобретает статус самодостаточной причинной реальности лишь в качестве единства сигнала и информации.

10. Воздействие психики на организм, духа на тело — это «работа» сигнала, запускающего энергетический потенциал, ранее запасенного самим же организмом.

Заключение

Воздействие духовного (психического) на телесные процессы каузально возможно лишь в том случае, если субъективный (репрезентативный) феномен не является самодостаточной (инвариантной) реальностью, а представляет собой лишь одну из проекций структуры отражательного процесса, осуществляемого мозговыми средствами. Феномен субъективности сам по себе не может быть причиной. Фундаментальной ошибкой прошлого является онто-логизация этого феномена. Ошибка проистекает из всеобщей иллюзии отсутствия мозга (элиминации мозговых механизмов) в интроспекции. Теперь мы имеем возможность наблюдать эти «механизмы» объективно, например, в биоэлектрических записях, используемых в психофизиологических экспериментах. Верно, что нейродинамика психики не дана в самонаблюдении, но зато представлена объективно в физиологической индикации внутренних процессов.

Отражение, через который перебрасывается мост между феноменом действительности и нейродинамическими механизмами его обеспечения, имеет в своей структуре две объективно ренальные стороны: 1) феномен репрезентации объекта (стимула) в субъектном образе и 2) материальные элементы (нейрофизиологические коды), интеграцией которых формируется структура отражения. Вышеуказанные две стороны отражения по-разному проецируются, во-первых, на феномен субъективной реальности, данной человеку в интроспекции, и, во-вторых, на субъективно невидимую композицию материальных (нейродинамических) элементов, моделирующих объекты внешнего мира.

Представленная в работе концепция основана на экстраполяции природы и структуры информационной причинности на проблему воздействия духовных факторов на деятельность организма.

Информация как семантическая репрезентация сообщения не может существовать само по себе. Она передается, записывается и принимается лишь благодаря сигналам. В качестве сигналов выступают физические, химические и биологические агенты. Имеется полная аналогия с процессами отражения. Информационная причинность в своей сущности означает перенос упорядоченности от одного объекта к другому (от души к телу). Свойство упорядоченности не может быть сведено к веществу, энергии и массы. Также обстоит дело с психикой, наделенной свойством духовности, нематериальности.

Философская интерпретация проблемы неотделима от научно-теоретического ее обоснования. Известно, что практическое приложение теории имеет большой диапазон потребности в области психотерапии. В последние годы большое значение придается роли социально-психологических факторов в оздоровлении общества. Существует настоятельная потребность в теоретическом обосновании идеи социально-культурного просвещения. Положения, изложенные в работе, вселяют убеждение в реальности лечения больных, страдающих органическими заболеваниями, духовно-психологическими средствами.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Тихонов, Анатолий Сергеевич, 2009 год

1. Авенариус Р. Определение психологии / Р. Авенариус. — М., 1911.

2. Авербух Е.С. Современное психосоматическое направление в медицине / Е.С. Авербух // Вопросы взаимоотношения психического и соматического в психоневрологии и общей медицине. — Л., 1963.

3. Айрапетьянц Э.Ш. К проблеме «висцерального мозга» / Э.Ш. Айрапеть-янц.

4. Аксельрод Л.И. Рецензия на книгу «Материализм и эмпириокритицизм» / Л.И. Аксельрод // Вопросы философии. — № 12. — 1991.

5. Александров Ю.И. (ред.) Основы психофизиологии. — М.: Инфра-Нау-ка, 1980. —207 с.

6. Аллег А. Допрос под пыткой / А. Аллег. — М.: Иностранная лит., 1958.

7. Ананьев Б.Г. Избр. психол. тр. в 2 т. / Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 1980. — С. 78-100.

8. Ананьев Б.Г. Теория ощущений / Б.Г. Ананьев. — 1961.

9. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. — М.: Наука, 1980. — 197 с.

10. Антонов Н.П. Диалектический материализм — теоретическая основа психологии / Н.П.Антонов // Вопросы философии. — № 1. — 1953.

11. Антонов Н.П. Мозг и сознание / Н.П. Антонов // Ученые записки Ивановского пединститута. — Т. 8. — 1956.

12. Антонов Н.П. Происхождение и сущность сознания / Н.П. Антонов. — М., 1963.

13. Анцыферова Л.И. Материалистические тенденции в решении проблемы психики и мозга за рубежом / Л.И. Анцыферсрва // Вопросы психологии. — № 5. — 1962.

14. Арбив М. Метафорический мозг / М. Арбив. — М.: Мир, 1976. — 296 с.

15. Аристотель. О душе / Аристотель. — М., 1937.

16. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Соч. в 4 т. — Т. 4. — М.: Мысль, 1983. —С. 645-680.

17. Архипов В.М. О материальности психики и предмете психологии / В.М. Архипов // Советская педагогика. — № 7. — 1954.

18. Асратян Э.А. Лекции по некоторым вопросам нейрофизиологии / Э.А. Асратян // АН СССР. — М., 1959.

19. Баженов Л.Б. О некоторых философских аспектах проблемы моделирования мышления / Л.Б. Баженов // Кибернетика, мышление, жизнь. — М., 1964.

20. Бассин Ф.В. Психосоматическая медицииа / Ф.В. Бассин // БМЭ. — Т. 27. — 1962.

21. Бахтиаров В.А. Волдырь от мнимого ожога, полученный гипнотическим внушением / В.А. Бахтиаров // Уральский медицинский журнал. — Вып. 6. — 1929.

22. Безюк Н.Г. Об эмоциональной и внушенной температуре / Н.Г. Безюк // Советский врачебный журнал. —Вып. 3-8. — 1940.

23. Белинский В.Г. Письма / В.Г. Белинский. — Т. III.

24. Беляев Б.В. Об основном законе психологии / Б.В. Беляев // Советская педагогика. — №9. — 1953.

25. Бергсон А. Материя и память / А. Бергсон. — СПб, 1914. — 320 с.

26. Беркли Дж. Три разговора / Дж. Беркли. — М., 1937.

27. Бехер Э. Закон сохранения энергии и гипотеза взаимодействия между душой и телом / Э. Бехер // Сб. «Новые идеи в философии». — № 8. — Сб. 6, — 1913.

28. Бехтеров В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение/В.М. Бехтеров. — СПб., 1911.

29. Бехтеров В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия / В.М. Бехтеров. — М., 1994.

30. Бехтеров В.М. Психика и жизнь / В.М. Бехтеров. — СПб., 1904.

31. Бобров Е.А. Историческое введение в психологию / Е.А. Бобров. — 5-е изд. —Ростов н/Д., 1916.

32. Богораз В.Г. Чукчи / В.Г. Богораз. — Т. I. — Л., 1939.

33. Бойко Е.И. И.П. Павлов и проблема психологической причинности. Дис. . канд. н. / Е.И. Бойко. — М., 1946.

34. Бом Д. Роль инвариантов в восприятии / Д. Бом // Хрестоматия по ощущениям и восприятию. —М., 1975. — С. 172—181.

35. Брагин H.H. Проблема «мозг — сознание» в свете представлений о функциональной асимметрии мозга / H.H. Брагин, Доброхотова Т.А. // Мозг и разум. — М., 1994. — С. 45-53.

36. Бреннер А.И. Одна опора естественнонаучной парадигмы в психологии / А.И. Бренер // Психология и ее приложения. Ежегодник РПО. — Т. 9. — Вып. 2. — С. 2002.

37. Бродский И.Н. Причинность и информация / И.Н. Бродский // Вестник ЛГУ, сер. «Экономика, философия и право». — Вып. 3. — 1963.

38. Буль П.И. Основы психотерапии / П.И. Буль. — Л., 1974.

39. Булыгин A.B. К истокам идеального / A.B. Булыгин. — Л., 1988.

40. Бунге М. Несостоятельность психофизического дуализма / М. Бунге // Философские науки. — № 12. — 1972.

41. Быков K.M. Кора головного мозга и внутренние органы / K.M. Быков. — 2-е изд.—М.-Л., 1947.

42. Быков K.M. Кортико-висцеральная патология / K.M. Быков, И.Т. Кур-цын. — М., 1950.

43. Быков K.M. О природе условного рефлекса / K.M. Быков, А.Т. Пшоник // Физиологический журнал СССР.,— № 5. — 1949.

44. Быков K.M. Физиология и психосоматические проблемы / K.M. Быков // Проблемы кортиковисцеральной патологии. — М.: АМН СССР, 1949.

45. Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон. — М.: Соц.-полит. лит., 1938. — 242 с.

46. Бэкон Ф. // Сочинения. — Т. I.

47. Бэн. Душа и тело / Бэн. — Киев, 1884.

48. Бюхнер JI. Сила и материя / JT. Бюхнер. — М., 1907.

49. Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма / М.Н. Валуева. — М., 1967.

50. Вартовский М.К. К критическому материализму / М.К. Вартовский // Современная философская мысль. — М., 1977.

51. Вахтияров В.П. Синяк от мнимого ушиба, полученного в гипнотическом сне / В.П. Вахтияров // Клинич. журн. Саратовского университета. — №3.- 1928.

52. Веккер JI.M. Психические процессы / JI.M. Веккер; под ред. Либина. — 685 с.

53. Велихов Е.П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / Е.П. Велихов, В.П. Зинченко, Лекторский В.Л. // Вопросы философии. — № 11. — 1988, —С. 3-30.

54. Винер Н. Кибернетика / Н. Винер. — М.: Сов. радио, 1958.

55. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. —М.: Мир, 1968.

56. Волков Ф. Психотерапия / Ф. Волков. — М.: Медгиз, 1949.

57. Вудвортс. Экспериментальная психология / Вудвортс. — М.: Иностранная литература, 1952.

58. Вулдридж Л. Механизмы мозга / Л. Вулдридж. — М., 1965.

59. Выготский С.Л. Избранные психологические исследования / С.Л. Выготский.— М., 1956.

60. Гаврилов A.A. О природе психического: автореф. дис. . канд. филос. н. / A.A. Гаврилов. — М.: МГУ. — 20 с.

61. Гальперин С.И. О единстве физиологического и психического / С.И. Гальперин // Вопросы философии. — № 12. — 1958.

62. Гамбург А.Л. О роли словесного внушения в эффективности действия лекарственных веществ / А.Л. Гамбург // Журнал высшей нервной деятельности. — Т. VI. — Вып. 1.63

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.