Проблема рационального и иррационального в русском неокантианстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Владимиров Павел Анатольевич

  • Владимиров Павел Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 144
Владимиров Павел Анатольевич. Проблема рационального и иррационального в русском неокантианстве: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». 2018. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Владимиров Павел Анатольевич

Введение

Глава 1. Становление проблематики рационального знания в русском неокантианстве: исходные основания.........................,,

§ 1.Влияние Марбургской и Баденской школ на развитие русского неокантианства

конца XIX - начала XX в

§ 2.Постановка проблемы рационального знания в русском неокантианстве

§ З.Иррациональное в трансцендентальной философии: две волны понимания в

русском неокантианстве

Глава 2. Проблема рационального и иррационального в теории познания

А.И. Введенского и В.Э. Сеземана

§ 1.Критицизм А.И. Введенского: соотношение рационального и иррационального

в познании

§ 2. Специфика «рационально-иррационального» характера знания в теории чистого знания В.Э. Сеземана

§ 3. Значение проблемы рационального и иррационального в процессе формирования цельного миропонимания на основании критического идеализма

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема рационального и иррационального в русском неокантианстве»

Введение

Актуальность диссертационного исследования обусловлена существующим историко-философским интересом к рассмотрению предметно-исследовательской области русского неокантианства, которая включает в себя проблему наличия кроме рациональных, также и иррациональных компонентов в процессе постижения бытия.

В условиях современного развития философского знания и науки становится актуальным вопрос о получении достоверного познания и выявлении критериев объективного знания, поэтому продуктивной представляется историко-философская реконструкция существующих подходов в теории познания, в частности традиции русского неокантианства, в которой непосредственно разрабатывается данная проблематика.

В русском неокантианстве активно разрабатывалась методология теории познания, где была обозначена проблематика корреляции рационального и иррационального в познавательном процессе. Несмотря на растущий исследовательский интерес к философской традиции русского неокантианства, вопрос о корреляции рационального и иррационального в познании не получил объективного раскрытия в историко-философской литературе. Исходя из этого, представляется актуальным исследование данной проблемы, что обусловлено отсутствием подробного, системного анализа соотношения рационального и иррационального в философских воззрениях русских неокантианцев.

Проблематика достижения всеобщего рационально знания является одной из центральных тем в исследованиях А.И. Введенского, который обозначив основной задачей философии - достижение цельного миропонимания, выявил способы анализа взаимодействия научного и вненаучного знания в составе целостного представления о мире. Методологический подход русского философа не теряет своей целесообразности для теории познания и философии науки, но для продуктивного применения требуется содержательно проведенный историко-философский анализ,

что и обуславливает актуальность исследования творчества А.И. Введенского. Также целесообразность обращения к его философии определяется тем, что исследования А.И. Введенского являются истоком формирования русской неокантианской традиции.

Наиболее качественно сформулирована проблема взаимоотношения рационального и иррационального в теории В.Э. Сеземана, которая в своём целостном и системном изложении имеет значимость, как для современной теории познания, так и для историко-философской реконструкции традиции русского неокантианства. Поскольку теория В.Э. Сеземана не получила должной рефлексии в истории русской философии, то целесообразным представляется осуществлённая реконструкция его философской системы, где центральное место занимает всегда актуальная для философии проблема определения сущности всеобщего и достоверного знания.

Взгляды А.И. Введенского и В.Э. Сеземана основываются на необходимости тесного взаимодействия науки и философии, гуманитарного и естественнонаучного знания, то есть философы имплицитно указывают на целесообразность развития парадигмы междисциплинарного знания, что сохраняет актуальность их творчества с учётом корреляций с современными достижениями науки.

Актуальность исследования проблемы рационального и иррационального в русском неокантианстве определяется следующими положениями:

1) Определением роли русского неокантианства в истории русской философии;

2) Продуктивностью системного и целостного рассмотрения критической теории познания А.И. Введенского и теории чистого знания В.Э. Сеземана для истории неокантианской философии;

3) Выявлением значения русского неокантианства для современной теории познания и философии науки.

Исследования русских неокантианцев преимущественно целесообразны для философии науки и теории познания, но могут быть апробированы также и в других областях философии. Результаты научной деятельности А.И. Введенского и В.Э. Сеземана продуктивны для расширения применимости средств формальной

логики, определения роли гуманитарного знания в науке, выделением критериев демаркации между научным и вненаучным знанием, выявлением особенности и самостоятельности философского знания. Следует отметить и исследования русских неокантианцев в сфере анализа наследия античной культуры, которые сохраняют свою значимость в современной философии.

Степень научной разработанности проблемы.

Первым значимым в истории русской философии обсуждением проблемы рациональности можно считать развернувшуюся дискуссию1 в 1892 году на страницах научных журналов «Вестник Европы», «Журнал народного просвещения», «Русское Обозрение» и «Вопросы философии и психологии». Н.О. Лосский, являющийся учеником А.И. Введенского, в своей «Истории русской философии» положительно оценивает вклад своего наставника в развитии отечественной рациональной философии, посвящает описанию его философских взглядов отдельную работу - «Логика проф. А.И. Введенского» . Другой известный историк философии В.В. Зеньковский уделяет его творчеству раздел в «Истории русской философии»4, указав на неокантианскую направленность изысканий русского философа, что является важным в контексте вопроса о различии кантианских и неокантианских взглядов.

Анализ критицизма А.И. Введенского даёт К.М. Милорадович, она одна из первых в рамках истории философии, кто обращает внимание на актуальность дискуссии, развернувшейся из-за сформулированного «нового психофизиологического закона» отсутствия объективных признаков чужого одушевления. Позднее Е.И. Водзинский в критическом обзоре русского неокантианства вы-

1 Основным предметом обсуждения стала работа А.И. Введенского «О пределах и признаках

одушевления: новый психо-физиологичекий закон в связи с вопросом о возможности метафизики». В возникшей полемике приняли участие П.Е. Астафьев, Н.В. Бугаев, Н.Я. Грот, П.А. Каленов, Л.М. Лопатин, Э.Л. Радлов, С.Л. Трубецкой. Позже к обсуждению идей А. И. Введенского присоединились Б.В. Яковенко, М.М. Филиппов, М.И. Каринский. См.: Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. 551 с.

3 См.: Лосский Н.О. Логика проф. А.И. Введенского. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1912. 52 с.

4 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, 2001. С. 642 667.

деляет А.И. Введенского и И.И. Лапшина, как наиболее ярких представителей этого течения. Оценка взглядов А.И. Введенского представлена в книге А.А. Галакти-онова и П.Ф. Никандрова «Русская философия XIX - XX вв.»5. Рецепция русского неокантианства даётся В.И. Шубиным в статье «О русском кантианстве и неокантианстве в журнале «Логос». Полемика между А.И. Введенским и М.И. Каринским отображена С.А. Черновым.

Стоит отметить работы: В.А. Бажанова «Прерванный полёт. История университетской философии и логики в России»6; статьи в работе «Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды» . Особо выделим вышедший в 1996 году

о

сборник «Александр Иванович Введенский : Статьи по философии» , где во вступительной статье А.А. Ермичев даёт подробную историко-философскую оценку творчества А.И. Введенского, также в этом сборнике опубликована статья И. Геллера «Профессор А.И. Введенский как философ-учитель». Примечательна работа Б.В. Бирюкова и Л.Г. Бирюковой «Александр Иванович Введенский как логик»9, где даётся рецепция взглядов А.И. Введенского на роль логики в познании и осуществляется анализ его дискуссии с Н.О. Лосским.

На значение творчества В.Э. Сеземана в русском неокантианстве указывает В.Н. Белов в статьях «Русское неокантианство: история и особенности развития»10 и «Философская система В.Э. Сеземана»11. В статье Б. Чардыбон «Философия Ва-

5 Упоминание русского неокантианца есть и в работах А.В. Петровского, Н.И. Стяжкина, В.Д. Силакова, А.А. Биневского, Л.И. Филиппова.

6 См.: Бажанов В.А. Прерванный полёт: История «университетской» философии и логики в России. М.: Изд-во МГУ, 1995. 107 с.

См.: Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2002. 1152 с.

о

См.: Введенский А.И. Статьи по философии / Сост. А.А. Ермичев, С.А. Ненашева, И.М. Лихарев. СПб.: Изд -во. С.- Петербургского университета, 1996. 232 с.

9 См.: Бирюков Б.В., Бирюкова Л.Г. Александр Иванович Введенский как логик. Часть I // Логические исследования. 2011. № 17. С. 34 - 68; Бирюков Б.В., Бирюкова Л.Г. Александр Иванович Введенский как логик. Часть II // Логические исследования. 2012. № 18. С. 34 - 59.

10 См.: Белов В.Н. Русское неокантианство: история и особенности развития // Кантовский сборник. 2012. № 1(39). С. 27 - 39.

11 См.: Белов В.Н. Философская система В.Э. Сеземана // Философское наследие С.Л. Франка и современность. Саратов: Наука. 2008. С. 61 - 69.

силия Сеземана и марбургское неокантианство» обсуждаются идеи русского неокантианца, выделяется и характеризуется понятие «иррационального». Стоит отметить, что В.И. Повилайтис занимается переводами и подготовкой текстов В.Э. Сеземана, которые были изданы на других языках, или находились в различных архивах.

В настоящее время актуализировался интерес к феномену русского неокантианства с позиции истории философии, особое внимание отдаётся вопросу о соотношении русского и немецкого течения критицизма. В 1983 году публикуется

13

«Философия религии Марбургской школы неокантианства» Н.А. Лисовенко . Одной из первых попыток систематически изложить рецепцию влияния немецкого трансцендентализма на русскую философию является книга «Кант и философия в России» (1994)14. В исследованиях русского взаимоотношения критицизма и отечественной философии заслуживает внимание сборник «Материалов к сравнительному изучению западноевропейской и русской философии: Кант, Ницше, Соловьёв»15, где даётся историко-философский анализ различных позиций и подходов. Непосредственно изучению проблемы влияния философской системы И. Канта на русскую философию XIX - начала XX века посвящает работу Л.А. Калинников «Кант в русской философской культуре» (2005)16. Под редакцией В.С. Стёпина и

17

Н.В. Мотрошиловой выходит книга «Иммануил Кант: наследие и проект» (2007) , содержащая материалы Международного кантовского конгресса, состоявшего в Москве в Институте философии РАН 24-28 мая 2004 года. Примечательна работа

12

См.: Чардыбон Б. Философия Василия Сеземана и марбургское неокантианство // Кантовский сборник. 2015. № 3. С. 67 - 85.

13

См.: Лисовенко Н.А. Философия религии Марбургской школы неокантианства: монография. Киев: Наукова думка, 1983. 96 с.

14 В эту работу вошли статьи В.Ф. Пустарнакова, З.В. Смирновой, А.И. Абрамова, С.А. Чернова, В.Я. Перминова, Д. Барама, Т.Б. Длугач, В.И. Шубина. См.: Кант и философия в России / Отв. ред. З.А. Каменский, В.А. Жучков. М.: Наука, 1994. 271 с.

15 См.: Материалы к сравнительному изучению западноевропейской и русской философии: Кант, Ницше, Соловьёв / Под общ. ред. В.Н.Брюшинкина. Калининград: Изд-во: КГУ, 2002. 256с.

16 См.: Калинников Л.А. Кант в русской философской культуре: монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. 311 с.

17

См.: Иммануил Кант: наследие и проект. Научное издание / Под ред. В.С. Стёпина, Н.В. Мотрошиловой. М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2007. 624 с.

А.Н. Круглова «Философия Канта в России в конце XVIII - первой половине XIX

18

века» (2009) , в ней автором воссоздаются те условия, в которых происходит принятие русскими философами идей трансцендентализма и критической философии. Книга Н.А. Дмитриевой «Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки» (2007)19 представляет собой основательный и фундаментальный труд, в котором изучается влияние марбургского неокантианства на ста-

20

новление русской критической философии и русской культуры в целом . Интерес представляют исследования А.В. Малинова «Историко-философские этюды» (2007)21. Непосредственно к исследованию критической теории познании А.И. Введенского в контексте русского неокантианства обращены работы В.А. Ду-дышкина, в частности его статья «Логические исследования русских неокантианцев (А.И. Введенский и Б.А. Фохт)» (2011)22.

Хотелось бы отметить современную сформировавшуюся устойчивую и положительную тенденцию к распространению в научной среде идей критической трансцендентальной философии, чему способствует «Кантовский сборник». Подобные научные издания имеют первостепенное значение для раскрытия историко-философского контекста развития русского неокантианства и отображают развернувшиеся дискуссии в научной среде в области критической философии и её взаимосвязи с традицией русской философии в целом. Одним из таких примеров служит работа А.Ю. Бердниковой «Назад к Канту или Назад к Лейбницу? Критиче-

18

См.: Круглов А.Н. Философия Канта в России в конце XVIII - первой половине XIX веков. М.: Канон+, РООИ, 2009. 568 с.

19 См.: Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские

очерки. М.: РОССПЭН, 2007. 512 с.

20

Также представляет интерес статья Н.А. Дмитриевой «Философия гуманизма и просвещения: критерии, специфика, проблематика русского неокантианства». См.: Дмитриева Н.А. Философия гуманизма и просвещения: критерии, специфика, проблематика русского неокантианства //

Философские науки. 2007. № 1. С. 101 - 119.

21

См.: Малинов А.В. Историко-философские этюды. СПб.: Изд-во: Санкт - Петербургское философское общество, 2007. 336 с.

22

См.: Дудышкин В.А. Логические исследования русских неокантианцев (А.И. Введенский и Б.А. Фохт) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6. Ч. 2. С. 47 - 52.

ский взгляд из истории русского метафизического персонализма» , где поднимается актуальный вопрос о соотношении русского неокантианства и неолейбници-анства. Также данный аспект был отражен в проводившимся круглом столе «Единство и многообразие русской философии»24, в котором приняли участие М.А. Маслин, Л.Р. Авдеева, А.Ю. Бердникова, В.В. Ванчугов, Т.А. Горюнова, Т.М. Караев, В.А. Кувакин, Л.Е. Моторина, М.И. Ненашев, С.А. Нижников, Т.Г. Щедрина и др.

Сборник «Неокантианство в России: Александр Иванович Введенский, Иван

25

Иванович Лапшин» под редакцией В.Н. Брюшинкина и В.С. Поповой условно разделен на две части и посвящен последовательному изучению творчества А.И. Введенского и И.И. Лапшина. С.А. Нижников в работе «Метафизика веры в русской философии» (2012)26 исследует значение традиции русской религиозной философии в становлении русского критицизма. Коллективная монография «Философия Канта и основания практической философии» (под редакцией В.Н. Белова и Л.И. Тетюева (2013))27 содержит результаты теоретических исследований практической философии И. Канта, а также включает актуальные философские изыскания

Л.И. Тетюева в области немецкого и русского неокантианства. Статья «Этикотео-

28

логический аргумент Канта и его современные толкования» , вышедшая в сборнике «Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии», раскрывает

23

См.: Бердникова А.Ю. «Назад к Канту» или «Назад к Лейбницу»? Критический взгляд из истории русского метафизического персонализма // Кантовский сборник. 2017. № 2(36). С. 33-45.

24 См.: Бердникова А.Ю. Круглый стол «Единство и многообразие русской философии» (в соавторстве с М.А. Маслиным, Л.Р. Авдеевой, В.В. Ванчуговым, Т.А. Горюновой, Т.М. Караевым, В.А. Кувакиным, Л.Е. Моториной, М.И. Ненашевым, С.А.Нижниковым, О.В. Пих, Б.И. Пружи-ниным, С.В. Сретенской, Е.А. Счастливцевой, Т.Г. Щедриной) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 2. С. 6 - 46.

25

См.: Неокантианство в России: Александр Иванович Введенский, Иван Иванович Лапшин / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.С. Поповой. М.: РОССПЭН, 2013. 359 с.

26 См.: Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии: монография. М.: Инфра - М, 2012. 313 с.

27

См.: Философия Канта и основания практической философии : монография / Под общ. ред.

В.Н. Белова и Л.И. Тетюева. Саратов: Новый проект, 2013. 204 с.

28

См.: Тетюев Л.И. Этикотеологический аргумент Канта и его современные толкования // Иммануил Канта и актуальные проблемы современной философии: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Л.И. Тетюева. М.: Экшен, 2005. С. 160 - 179.

современные тенденции актуализации этических вопросов в рамках практической философии.

Вклад А.И. Введенского в развитие психолого-педагогического знания нашёл отклик в исследованиях Э.В. Тихоновой и Т.Д. Марцинковской. В статье Л.С. Си-роткиной «Теоретические компоненты образа психологии в русской логико-философской мысли конца 19 в. (в контексте проблемы психологизма русской ло-

29

гики конца 19 в. - начала 20 вв.)» рассмотрены условия, в которых был сформулирован «новый психо-физиологический закон» А.И. Введенского, имеющий непосредственное отношение к его критической теории познания.

«Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой

30

культуры» (под ред. И.Н. Грифцовой и Н.А. Дмитриевой) представляет собой наиболее значимый труд, дающий философскую рефлексию значения, роли и акту-

31

альности отечественной и западной31 неокантианской философии.

Объектом исследования является русское неокантианство конца XIX -начала XX века.

Предметом исследования выступает проблема соотношения рационального и иррационального в русском неокантианстве.

29 См.: Сироткина Л.С. Теоретические компоненты образа психологии в русской логико-философской мысли конца 19 в. (в контексте проблемы психологизма русской логики конца 19 в. - начала 20 вв.) // РАЦИО. ru. 2015. № 15. С. 196 - 221.

30 В данной книге представлены результаты исследований ведущих отечественных и зарубежных специалистов: У. Ренц, Х. Хольцхая, В.Е. Семенова, Л.А. Калинникова, М.Р. Дёмина, П. Фьорато, Н.В. Мотрошиловой, С. Люфта, А.В. Фролова, Д. Мироновой, Э.В. Орта, В.Н. Брюшинкина, В.С. Поповой, И. Лейтане, В.А. Лекторского, К.В. Миклуша, Т.Б. Длугач, М. Джованелли, М. Феррари, Б.И. Пружинина, К. Крайнена, Х. Мёккеля, В.Н. Белова, Ю. Штольценберга, Д. Стейлы, Ю.А. Муравьёва, Н.С. Плотникова, Н.А. Дмитриевой, К.В. Фараджева, З.А. Сокулер, Р. Шиндлер, В.Л. Махлина, М.Е. Соболевой, О.А. Поповой, А.Н. Круглова, Т.А. Акиндиновой, А. Помы, Г. Эделя. См.: Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / Под ред. И.Н. Грифцовой, Н.А. Дмитриевой. М.: РОССПЭН, 2010. 567 с.

31

Стоит отметить следующие работы Хельмута Хольцхая: Holzhey Н. Cohen und Natorp. Bd. 1. Ursprung und Einheit. Die Geschichte der «Marburger Schule» als Auseinandersetzung um die Logik des Denkens. Basel-Stuttgart: Schwabe Verlag, 1986; Holzhey H. Der Neukantianismus // Philosophie im 20. Jahrhundert : In 2 Bd. Hamburg, 1992. Bd. 1 S. 19 - 51. А также работы: Erkenntnistheorie und Logik im Neukantianismus / hrsg. und eingeleitet von W. Flach und H. Holzhey. Hildesheim. 1980; Massimi M. (ed.). Kant and Philosophy of Science Today: Royal Institute of Philosophy Supplement 63. Cambridge UP, 2008. 204 p.

Цель диссертационного исследования - раскрыть проблему рационального и иррационального в теории познания А.И. Введенского и В.Э. Сеземана в рамках русского неокантианства конца XIX - начала XX века.

Реализация поставленной цели достигается решением следующих исследовательских задач:

1. обосновать специфику влияния Марбургской и Баденской школ на русское неокантианство конца XIX - начала XX века;

2. эксплицировать историко-философские мотивы появления проблемы рационального познания в отечественной неокантианской философии;

3. конкретизировать значение понятия «иррационального» в контексте трансцендентально-философской рефлексии в учениях русских неокантианцев;

4. выявить проблему соотношения рационального и иррационального познания в критической теории познания А.И. Введенского;

5. определить особенности рационально-иррациональной характеристики знания в теории чистого знания В.Э. Сеземана;

6. концептуализировать роль рационального и иррационального в становлении критического идеализма А.И. Введенского и В.Э. Сеземана.

Методологическая база исследования. Исследование проблемы рационального и иррационального в традиции русского неокантианства выстраивается преимущественно на теоретической основе историко-философской методологии, а также используются общефилософские методы. В ходе изучения используются методы историко-философского анализа и реконструкции исходных оснований во взглядах русских неокантианцев, в особенности это относится к работам В.Э. Се-земана, философия которого до сих пор не представлена в целостном виде. В работе применяются структурный и системный подходы к рассмотрению русской философии и воззрений русских неокантианцев. Также используется сравнительный (компаративистский) анализ теории познания А.И. Введенского и теории чистого знания В.Э. Сеземана.

На протяжении всего диссертационного исследования проблемы рационального и иррационального в русском неокантианстве используются общенаучные методы анализа, обобщения и концептуализации исследовательского материала.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

- определены исходные основания в становлении проблемы рационального и иррационального познания в русском неокантианстве; по-новому акцентировано внимание на то, что данная проблематика является специфической концептуальной установкой русских неокантианцев на фоне развития подобных идей в немецком неокантианстве Марбургской и Баденской школ;

- обозначены условия, в которых сформировалась проблематика рационального познания, возникшая в русской философии, и апробированная в русском неокантианстве с позиции объединения научного и философского знания;

- выявлено значение понятий «рационального» и «иррационального» в традиции трансцендентальной философии, восходящей к учению И. Канта и русского неокантианства;

- выделены критерии демаркации научного и вненаучного знания в философии «цельного миропонимания» А.И. Введенского, обозначены области разграничения «рационального» и «иррационального» в возможном знании;

- посредством историко-философской реконструкции системно и целостно предложена теория чистого знания В.Э. Сеземана, где выделены два основополагающих принципа - принцип бесконечности знания и принцип системности познания;

- осуществлен сравнительный анализ критической теории познания А.И. Введенского и теории чистого знания В.Э. Сеземана, который выявил наличие в критическом идеализме «рациональных» и «иррациональных» компонентов познавательной деятельности.

Изложенные выше результаты отражают новизну исследования и позволяют определить положения, выносимые на защиту.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русское неокантианство конца XIX - начала XX века находится в тесном взаимодействии с Марбургской и Баденской школами, что объясняется единой исследовательской областью и применяемой методологией. Но из-за отсутствия непосредственной преемственности во взглядах, русские философы фокусируют внимание на реконструкции критического идеализма с целью решения возникших проблем в социально-гуманитарном знании.

2. Проблема рационального познания в русской философии появляется в условиях зарождающегося противоречия между господствующей религиозной философией и активно распространяющимися идеями материализма. В результате, основываясь на критическом идеализме, в русском неокантианстве формируется оригинальный подход в изучении сущности рационального знания, специфика которого выявляется в соотношении научного и философского познания.

3. В русском неокантианстве выделяются две тенденции понимания «иррационального»: в академической философии трактовка «иррационального» конституируется на философии И. Канта, а представители «второй волны» русского неокантианства основываются на методологию немецкого неокантианства, что позволяет выявить в их исследованиях три модели, в зависимости от функционального применения этого понятия. Первая модель основана на культурологических исследованиях Баденской школы неокантианства (С.И. Гессен, Ф.А. Степун, Б.В. Яковенко); вторая - понятие «иррационального» используется для определения характера философского знания в теории познания (В.Э. Сеземан); третья - на почве критического идеализма (Б.А. Фохт, А. Белый) сферу «иррационального» интегрируют в процесс построения символизма.

4. Исследования А.И. Введенского направлены на разделение научного и вненаучного знания, где выявляется проблема соотношения рационального и иррационального в теории познания. С помощью рациональных средств познания объективно порождается только научное знание, не обладающее необходимой всеобщностью, поэтому следует учитывать иррациональные способы постижения, которые включают в себя элементы веры, уверенности и убежденности. В философии А.И. Введенского приоритетной является задача достижения «цельного миропони-

мания», формирующегося посредством объединения рационального познания (получение научного знания) и иррационального постижения бытия (получение вне-научного знания).

5. В теории чистого знания В.Э. Сеземана рационально-иррациональная характеристика знания конституируется принципом системности знания и принципом бесконечности познания, которые в своём синтезе образуют системное единство знания, являющееся необходимым условием для получения всеобщего и достоверного понимания бытия, то есть целостного знания.

6. Концептуальное выражение проблема рационального и иррационального среди русских неокантианцев получает преимущественно в «логицизме» А.И. Введенского и теории познания В.Э. Сеземана. Оба философа в своих рассуждениях приходят к положению о необходимости переосмысления существующей модели рационального познания в системе критического идеализма. Так как наука ограничена в своей предметно-исследовательской области, то необходимо построение на основании критической методологии системного и целостного знания, охватывающего все феномены бытия, в том числе и учитывающее особенности человеческого существования.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Владимиров Павел Анатольевич, 2018 год

Список литературы

1. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономичских наук: специальный выпуск, посвященный III Межд. науч.- практ. конф. «Проблемы войны и мира в свете практической философии: неокантианство и современный мир, 22 апр. 2016 г., г. Саратов / Под общ. ред. Л.И. Тетюева. - М.: Перо, 2016. -107с.

2. Алексеев, П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. - М.: Академический проект, 2002. - 1152 с.

3. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М.: Наука,1973. - 536 с.

4. Астафьев, П.Е. Вера и Знание в единстве мировоззрения (опыт начала критической монадологии) / П.Е. Астафьев. - М., 1893. - 206 с.

5. Астахов, О.Ю. Культуроцентричность эстетики русского символизма конца XIX - начала ХХ века (по материалам статьи Андрея Белого «Проблема культуры») / О.Ю. Астахов // Вестник КемГУКИ. - 2014. - № 29 (1). - С. 24-27.

6. Бажанов, В.А. Прерванный полёт: История «университетской» философии и логики в России / В.А. Бажанов. - М.: Издательство МГУ, 1995. - 107 с.

7. Балановский, В.В. Кант versus Владимир Соловьёв: гносеология с рефлексией и без таковой / В.В. Балановский // Кантовский сборник. - 2011. -№ 2 (36). - С. 22-37.

8. Балановский, В.В. Приоритетные задачи кантоведения на ближайшее десятилетие / В.В.Балановский // Кантовский сборник. - 2014. - №4 (50). - С.116-122.

9. Балановский, В.В. Трансцендентальная рефлексия И. Канта и современная рациональность / В.В. Балановский // X Кантовские чтения. Классический разум и вызовы современной цивилизации. - Калининград, Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - С. 28-32.

10. Белов, В.Н. Апологет морали: А.И. Введенский / В.Н. Белов // Вече. -1999. - № 12. - С. 106-114.

11. Белов, В.Н. В.Э. Сеземан - систематик русского неокантианства / В.Н. Белов // Вопросы философии. - 2012. - № 4. - С. 121-127.

12. Белов, В.Н. Введение в философию культуры / В.Н. Белов. - М.: Академический проект, 2008. - 239 с.

13. Белов, В.Н. История русской философии / В.Н. Белов, В.П. Рожков. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 2006. - 284 с.

14. Белов, В.Н. Крайнен, К. Изучение неокантианства: указания к чтению / В.Н. Белов, К. Крайнен // Кантовский сборник. - 2008. - № 2 (28). - С. 66-74.

15. Белов, В.Н. Проблема рационального и иррационального в русском неокантианстве / В.Н. Белов // Духовный континент русской философии. - Саратов, 2009. С. 159 - 180.

16. Белов, В.Н. Русское неокантианство: история и особенности развития / В.Н. Белов // Кантовский сборник. - 2012. - № 1 (39). - С. 27-39.

17. Белов, В.Н. С.И. Гессен в истории русского неокантианства / В.Н. Белов // Кантовский сборник. - 2014. - № 1 (47). - С. 59-66.

18. Белов, В.Н. Система критического идеализма Германа Когена / В.Н. Белов // Вопросы философии. - 2006. - № 4. - С. 144-150.

19. Белов, В.Н. Современные исследования творчества Василия Сеземана за рубежом / В.Н. Белов // HORIZON. Феноменологические исследования. - 2017. -Том 6. № 2. - С. 411 - 424.

20. Белов, В.Н. Современные исследования философии Германа Когена / В.Н. Белов // Вопросы философии. - 2016. - № 6. - С. 218 - 222.

21. Белов, В.Н. Спор В.С. Соловьёва и Б.Н. Чичерина: кантианские вариации / В.Н. Белов // Философские традиции и современность. - 2013. - № 2. - С. 52-64.

22. Белов, В.Н. Философия Германа Когена и русское неокантианство / В.Н. Белов // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 2004. - С. 333-353.

23. Белов, В.Н. Философская система В.Э. Сеземана / В.Н. Белов // Философское наследие С.Л. Франка и современность. - Саратов: Наука, 2008. - С.61-69.

24. Белов, В.Н. Является ли Герман Коген неокантианцем? / В.Н. Белов // Кантовский сборник. - 2015. - № 3 (53). - С. 38-45.

25. Белый, А. Душа самосознающая / А. Белый. Сост. и ст. Э.И. Чистяковой. - М.: Канон+, 2004. - 560 с.

26. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. Сост. и ст. Л.А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

27. Бердникова, А.Ю. «Воображаемый диалог» Канта и Лейбница в традиции русского персонализма конца XIX - начала XX вв. / А.Ю. Бердникова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т.16. № 3. -С. 239-247.

28. Бердникова, А.Ю. «Назад к Канту» или «Назад к Лейбницу»? Критический взгляд из истории русского метафизического персонализма / А.Ю. Бердни-кова // Кантовский сборник. - 2017. - № 2 (36). - С. 33-45.

29. Бердникова, А.Ю. Неолейбницианство в России: два проекта монадологии / А.Ю. Бердникова // История философии. - 2016. - № 1. - С. 86-95.

30. Бердникова, А.Ю. Персоналистические воззрения Е.А. Боброва / А.Ю. Бердникова // Христианское чтение. - 2017. - № 5. - С. 144-149.

31. Бердникова, А.Ю. Русский символизм и неолейбницианство (на примере идейных исканий В.Я. Брюсова) / А.Ю. Бердникова // Соловьёвские исследования. - 2016. - № 3. - С. 128-140.

32. Бирюков, Б.В. Бирюкова, Л.Г. Александр Иванович Введенский как логик. Ч. I / Б.В. Бирюков, Л.Г. Бирюкова // Логические исследования. - 2011. - № 17. - С. 34 - 68.

33. Бирюков, Б.В. Бирюкова, Л.Г. Александр Иванович Введенский как логик. Ч. II / Б.В. Бирюков, Л.Г. Бирюкова // Логические исследования. - 2012. -№ 18. - С. 34-59.

34. Богдашеский, Д.И. Философия Канта: Анализ «Критики чистого разума» и «Критики практического разума» / Д.И. Богдашевский. Изд. 2-е. - М.: Либро-ком, 2012. - 168 с.

35. Бубнов, Ю.А. Радугин, А.А. Трансформация мировоззренческих оснований западной культуры от премодерна до постмодерна / Ю.А. Бубнов, А.А. Радугин // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2014. - № 1 (27) - С. 92-99.

36. Бубнов, Ю.А. Секуляризация как духовное явление европейской культуры / Ю.А. Бубнов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 22. -С. 194-196.

37. Вашестов, А.Г. Жизнь и труды Б.А. Фохта / А.Г. Вашестов // Историко-философский ежегодник'91. - М.: Наука, 1991. - С. 223-231.

38. Введенский, А.И. Логика как часть теории познания / А.И. Введенский.

- М.: Ленанд, 2014. - 440 с.

39. Введенский, А.И. Новое и легкое доказательство философского критицизма / А.И. Введенский. - М.: Книга по требованию, 2011. - 25 с.

40. Введенский, А.И. О видах веры в ее отношениях к знанию / А.И. Введенский. - М.: Типо-литогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1896. - 77 с.

41. Введенский, А.И. О пределах и признаках одушевления / А.И. Введенский. - М.: Книга по требованию, 2012. - 119 с.

42. Введенский, А.И. О пределах и признаках одушевления: Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики / А.И. Введенский. - СПб.: Типография В.С. Балашева, 1892. - 119 с.

43. Введенский, А.И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии / А.И. Введенский. - М.: Либроком, 2011. - 352 с.

44. Введенский, А.И. Психология без всякой метафизики / А.И. Введенский.

- М.: Книга по требованию, 2013. - 391 с.

45. Введенский, А.И. Статьи по философии / А.И. Введенский. Сост. А.А. Ермичев, С.А. Ненашева, И.М. Лихарев. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. - 232 с.

46. Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии / Отв. ред. Д.Н. Разеев. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 297 с.

47. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. - М.: Юрист, 1995. - 687 с.

48. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд; пер. с нем. А.И. Введенского. - Киев: Тандем, 1995. - 368 с.

49. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше: История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками / В. Виндельбанд: пер. с нем. А.И. Введенского. - М.: КАНОН, 1998. - 496 с.

50. Владимиров, П.А. «Иррациональное» в русском неокантианстве: две волны понимания / П.А. Владимиров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12. Ч. 5. - С. 42-45.

51. Владимиров, П.А. Значение критики «Нового психо-физиологического закона» А.И. Введенского в русской философии / П.А. Владимиров // Кантовский сборник. - 2017. - № 1 (36). - С. 52-65.

52. Владимиров, П.А. Интерпретация кантовского трансцендентализма в работе Г.Когена «Теория опыта И. Канта» / П.А. Владимиров // Актуальная эстетика: II. Материалы международного форума (15-26 мая 2014 г., г.Санкт-Петербург). - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2014. - С.50-52.

53. Владимиров, П.А. Критическая философия: опыт построения теории материи А.И. Введенского / П.А. Владимиров // Столкновение цивилизаций и амбивалентный человек / Под ред. проф., д. филос. н. М.О. Орлова. - Саратов: Наука, 2016. - С. 31-35.

54. Владимиров, П.А. Место и роль иррационального в рамках отечественной неокантианской философской традиции А.И. Введенского / П.А. Владимиров // Путь науки: международный научный журнал. - 2015. - № 21. - С. 118-122.

55. Владимиров, П.А. Проблема рационального и иррационального в критической философии А.И. Введенского и В.Э. Сеземана / П.А. Владимиров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17. № 4. - С. 374-378.

56. Владимиров, П.А. Рациональное и иррациональное основание достоверного знания в системе философии В.Э. Сеземана / П.А. Владимиров // Общество. Человек. Риски. / Под ред. д. филос. н. М.О. Орлова. - Саратов: Наука, 2017. -С. 59-63.

57. Владимиров, П.А. Русское неокантианство: этические воззрения в критической философии А.И. Введенского / П.А. Владимиров // Проблемы этики: историко-философский и профессиональный контекст / Отв. ред. Л.И. Тетюев. -Саратов: Наука, 2015. - С. 47-52.

58. Владимиров, П.А. Сознание и «нравственное чувство» в традиции русского неокантианства / П.А. Владимиров // Антропологическое измерение современности: сборник научных трудов. / Отв. ред. д. филос. н. М.О. Орлов. - Саратов: СГУ, 2015. - С. 29-33.

59. Владимиров, П.А. Специфика историко-философского подхода А.И. Введенского в рамках русского неокантианства / П.А. Владимиров // Революции: цивилизационный разлом или переворот? Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Наука, 2015. - С. 26-30.

60. Владимиров, П.А. Теория чистого знания В. Сеземана и Б. Фохта в парадигме русского неокантианства: культурно-исторический контекст / П.А. Владимиров // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: специальный выпуск, посвящ. IV Межд. науч.- практ. конференции «Проблемы войны и мира, этика и многообразие культурных миров: Кант, неокантианство и современные вызовы» (25. 04. 2017), г. Саратов. - М.: Перо, 2017. - С. 8-11.

61. Владимиров, П.А. Трансцендентализм в процессе развития научных методов познания в отечественной философской мысли / П.А. Владимиров // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. - Уфа: Издательство НИКА, 2015. - С. 188-195.

62. Владимиров, П.А. Философия Канта и основания практической философии / П.А. Владимиров // Кантовский сборник. - 2016. - № 2 (35). - С. 119-121.

63. Владимиров, П.А. Цельное миропонимание А.И. Введенского и целостное знание В.Э. Сеземана: сравнительный анализ / П.А. Владимиров // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2017. - Т.6. № 5. - С. 21-26.

64. Вознюк, Н.А. Проблема человека в философии Ф.А. Степуна / Н.А. Воз-нюк // Вестник МГТУ. - 2010. - Т. 13. № 2. - С. 337-341.

65. Воробьёв, М.В. Теория социальной педагогики Пауля Наторпа и её актуальность для современного российского образования / М.В. Воробьёв // Кантов-ский сборник. - 2016. - № 2 (36). - С. 94-105.

66. Гайденко, П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. - М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 472 с.

67. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. - М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 528 с.

68. Гераклит Эфесский: всё наследие / Подгот. С.Н. Муравьёв. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. - 416 с.

69. Гессен, С.И. Избранное / С.И. Гессен. - М.: РОССПЭН, 2010. - 960 с.

70. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448с.

71. Гессен, С.И. Пауль Наторп (публикация Н.А. Дмитриевой и А. А. Сухих, комментарии Н.А. Дмитриевой) / С.И. Гессен // Кантовский сборник. - 2014. -№ 1 (47). - С.87-102.

72. Громов, М.Н. Влияние Канта на русскую мысль / М.Н. Громов // Кантовский сборник. - 2009. - № 2 (30). - С. 74-84.

73. Грот, Н.Я. О задачах журнала / Н.Я. Грот // Вопросы философии и психологии. - М., 1889. - Книга 1. - С. 1-20.

74. Декарт, Р. Сочинения в 2 т.: Т. 1. / Р. Декарт / Сост., ред., вст. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.

75. Дмитриева, Н.А. Logon didonai, или Несколько слов о научности философии / Н.А. Дмитриева // Книгоиздательство Мусагет: история, мифы, результаты. Под ред. А.И. Резниченко. - М.: РГГУ, 2014. - С. 467-479.

76. Дмитриева, Н.А. Биографические и философские ландшафты Якова Гордина. Часть первая / Н.А. Дмитриева // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (148). - С. 125-140.

77. Дмитриева, Н.А. Борис Александрович Фохт: к истории русского неокантианства: монография / Н.А. Дмитриева. - М.: Прометей, 1999. - 108 с.

78. Дмитриева, Н.А. Борис Александрович Фохт: триумф нетипичности / Н.А. Дмитриева // Философский век. Альманах. Выпуск 10. Философия как судьба: Российский философ как социокультурный тип / Отв. ред. Т.В.Артемьева, М.И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1999. - С.84-94.

79. Дмитриева, Н.А. Кантианство на рубеже XIX - XX веков. К истории неокантианства в России / Н.А. Дмитриева // Иммануил Кант: наследие и проект. Научное издание / Под ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. - М.: Канон+, 2007. - С. 585-592.

80. Дмитриева, Н.А. Концепция истории Н.В. Болдырева: неокантианские перспективы / Н.А. Дмитриева // История философии. - 2016. - Т. 21. № 2. -С. 45- 58.

81. Дмитриева, Н.А. Марбургское неокантианство в России: к истории одной философской традиции в ХХ веке / Н.А. Дмитриева // Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов. - 2005. - Выпуск 25. -С. 73-85.

82. Дмитриева, Н.А. На перепутье традиций: Неокантианская антроподицея Якова Гордина. Часть вторая / Н.А. Дмитриева // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. - 2016. - № 3 (5). - С. 99-114.

83. Дмитриева, Н.А. Неокантианские мотивы в мировоззрении Бориса Пастернака / Н.А. Дмитриева // Объятье в тысячу охватов: сб. мат. посв. памяти Е.Б. Пастернака и его 90-летию; сост.: А.Ю. Сергеева-Клятис, О.А. Лекманов. -СПб.: РХГА, 2013. - С. 59-80.

84. Дмитриева, Н.А. Новые штрихи к портретам философов. Два письма Э. Кассирера к С.Л. Рубинштейну / Н.А. Дмитриева // Вопросы философии. -2016. - № 2. - С. 127-136.

85. Дмитриева, Н.А. Понятие априори в немецком и русском неокантианстве / Н.А. Дмитриева // Многообразие априори: сб. стат. / Под ред. А.Н. Кругло-ва. - М.: Канон+, 2013. - С. 129-147.

86. Дмитриева, Н.А. Рациональное и иррациональное: постановка проблемы в немецком и русском неокантианстве / Н.А. Дмитриева // Философия познания. К юбилею Л.А. Микешиной / Под общ. ред. Т.Г. Щедриной. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 419-431.

87. Дмитриева, Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки / Н.А. Дмитриева. - М.: РОССПЭН, 2007. - 512 с.

88. Дмитриева, Н.А. Философия гуманизма и просвещения: критерии, специфика, проблематика русского неокантианства / Н.А. Дмитриева // Философские науки. - 2007. - № 1. - С. 101-119.

89. Дмитриева, Н.А. Философия как наука и мировоззрение: к вопросу о пацифизме в немецком и русском неокантианстве / Н.А. Дмитриева // Логос. Фило-софско-литературный журнал. - 2013. - № 2 (92). - С. 138-154.

90. Дмитриева, Н.А. Человек и история: к вопросу об антропологическом повороте в русском неокантианстве / Н.А. Дмитриева // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2010 - 2011. Под ред. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Модест Колеров, 2014. - Т. 10. - С. 104-129.

91. Дудышкин, В.А. А.И. Введенский и русское неокантианство / В.А. Ду-дышкин // Вестник ТГУ. - 2009. - Вып. 7 (75). - С. 127-131.

92. Дудышкин, В.А. Критическая гносеология А.И. Введенского: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Дудышкин Владимир Алексеевич. - Тамбов, 2010. -178 с.

93. Дудышкин, В.А. Логические исследования русских неокантианцев (А.И. Введенский и Б.А. Фохт) / В.А. Дудышкин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 6. Ч. 2. - С. 47-52.

94. Дудышкин, В.А. Проблема соотношения веры и знания в гносеологии

A.И. Введенского / В.А. Дудышкин // Вестник ТГУ. - 2009. - Выпуск 5 (73). - С. 63-66.

95. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. / И.И. Евлампиев. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

96. Евлампиев, И.И. Религиозность русской философии как проблема / И.И. Евлампиев // Вопросы философии. - 2012. - № 1. - С. 117-128.

97. Ермичев, А.А. Философское содержание журналов русского зарубежья (1918 - 1939 гг.) / А.А. Ермичев. - СПб.: Вестник, 2012. - 352 с.

98. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - М.: Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с.

99. Иммануил Кант: наследие и проект. Научное издание / Под ред.

B.С. Стёпина, Н.В. Мотрошиловой. - М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2007. -624с.

100. История и философия науки / Е.Ю. Бельская [и др.]; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2012. - 416 с.

101. Йонкус, Д. Философия Василия Сеземана: неокантианство, интуитивизм и феноменология / Д. Йонкус // HORIZON. Феноменологические исследования. - 2017. - Том 6. № 2. - С. 79-96.

102. Калинников, Л.А. Кант в русской философской культуре: монография / Л.А. Калинников. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - 311 с.

103. Кант и философия в России / Отв. ред. З.А. Каменский, В.А. Жучков. -М.: Наука, 1994. - 271 с.

104. Кант, И. Критика чистого разума / И.Кант; пер. с нем. Н.О.Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным. - М.: Эксмо, 2009. -736с.

105. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем., предисл. И.И. Евлампиева. - М.: Эксмо; СПб.: Мидград, 2007. - 1120 с.

106. Кант, И. Собр. соч. В 8 т.: Т. 5. / И. Кант / Под общ. ред. А.В. Гулыги. -М.: Чоро, 1994. - 414 с.

107. Кареев, Н.И. Общая методология гуманитарных наук // А.В. Малинов Теоретико-методологические искания в русской исторической и философской мысли второй половины XIX - начала XX в. - СПб.: Интерсоцис, 2008. - С.376-463.

108. Кассирер, Э. Избранное. Логика наук о культуре / Э. Кассирер. - М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 400 с.

109. Кассирер, Э. Философия символических форм: В 3 т.: Т. 3 / Э. Кассирер; пер. с нем. С.А. Ромашко. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 398 с.

110. Катречко, С.Л. Трансцендентальная теория опыта и современная философия науки / С.Л. Катречко // Кантовский сборник. - 2012. - № 4 (42). - С. 22-34.

111. Катречко, С.Л., Егорова Ю.Р. Обзор круглого стола «Возможна ли современная трансцендентальная философия?», проведённого в рамах работы VII Российского философского конгресса / С.Л. Катречко, Ю.Р. Егорова // Кантовский сборник. - 2016. - №1 (55). - С. 100-105.

112. Коген, Г. Теория опыта Канта / Г. Коген: пер. с нем. В.Н. Белова. - М.: Академический проект, 2012. - 618 с.

113. Корнилаев, Л.Ю. Логика философии Э. Ласка и ранняя феноменология Э. Гуссерля / Л.Ю. Корнилаев // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Серия: Философия. - 2016. - № 3. - С. 49-58.

114. Кочуров, И. Русский кантианец / И. Кочуров. - М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - 184 с.

115. Круглов, А.Н. Историко-философский ежегодник / А.Н. Круглов. - М.: Наука, 2005. - С. 279-295.

116. Круглов, А.Н. Философия Канта в России в конце XVIII - первой половине XIX веков / А.Н. Круглов. - М.: Канон+, РООИ, 2009. - 568 с.

117. Круглый стол «Единство и многообразие русской философии» / М.А. Маслин, Л.Е. Моторина, М.И. Ненашев, С.А. Нижников, А.Ю. Бердникова и др. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. -№ 2. - С. 6-46.

118. Кузанский, Н. Сочинения. В 2-х т.: Т. 1. / Общ. ред. и вступит. ст. З.А. Тажуризной. - М.: Мысль, 1979. - 488 с.

119. Ланге, Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время: История материализма после Канта / Ф.А. Ланге. - М.: Либроком, 2010. -432 с.

120. Лапшин, И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии / И.И. Лапшин. - М.: Республика, 1999. - 339 с.

121. Леонтьева, О.Б. Интеллектуальная история России XIX - начала XX вв. / О.Б. Леонтьева. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2012. - 428 с.

122. Лисовенко, Н.А. Философия религии Марбургской школы неокантианства: монография / Н.А. Лисовенко / Отв. ред. Е.К. Дулуман. - Киев: Наукова думка, 1983. - 96 с.

123. Лопатин, Л.М. Новый психофизиологический закон г. Введенского / Л.М. Лопатин // Вопросы философии и психологии. - 1893. - Книга 19. - С. 60-81.

124. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. - М.: Академический проект, 2007. - 551 с.

125. Лосский, Н.О. Логика проф. А.И. Введенского / Н.О. Лосский. - М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1912. - 52 с.

126. Малинов, А.В. Историко-философские этюды / А.В. Малинов. - СПб.: Изд-во: Санкт- Петербургское философское общество, 2007. - 336 с.

127. Малинов, А.В. Осипов, И.Д. Логицизм А.И. Введенского в историко-философском освещении / А.В. Малинов, И.Д. Осипов // Актуальность И. Канта. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. - С. 299-310.

128. Малинов, А.В. Русская философия: исследования, история, историософия / А.В. Малинов. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. - 208 с.

129. Малинов, А.В. Теоретико-методологические искания в русской исторической и философской мысли второй половины XIX - начала XX в. / А.В. Мали-нов. - СПб.: Интесоцис, 2008. - С. 376-463.

130. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический тип рациональности / М.К. Мамардашвили. - СПб.: Азбука - Аттикус, 2010. - 288 с.

131. Материалы к сравнительному изучению западноевропейской и русской философии: Кант, Ницше, Соловьёв / Под общ. ред. В.Н. Брюшинкина. - Калининград: Изд-во: КГУ, 2002. - 256 с.

132. Мачкарина, О.Д. Неокантианство в России в первой четверти XX века (А.И. Введенский, П.Б. Струве) / О.Д. Мачкарина // Вестник МГТУ. - 2007. - Т. 10. № 3. - С. 399-408.

133. Миклуш, К.В. Рефлексивность как основание гносеологии В.Э. Сезе-мана / К.В. Миклуш // Вестник ВолГУ. Серия 7. - 2008. - № 1 (7). - С. 153-155.

134. Наторп, П. Избранные работы / П. Наторп / Сост. В.А. Куренной. - М.: ИД Территория будущего, 2006. - 384 с.

135. Наторп, П. Культура народа и культура личности / П. Наторп; пер. с нем. М.М. Рубинштейна. - СПб.: Издание О. Богдановой, 1912. - 192 с.

136. Наторп, П. Социальная педагогика : Теория воспитания воли на основе общности / П. Наторп; пер. с нем. А.А. Громбаха. - СПб.: Издание О. Богдановой, 1911. - 360 с.

137. Неокантианство в России: Александр Иванович Введенский, Иван Иванович Лапшин / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.С. Поповой. - М.: РОССПЭН, 2013. - 359 с.

138. Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / Под ред. И.Н. Грифцовой, Н.А. Дмитриевой. - М.: РОССПЭН, 2010. - 567 с.

139. Нижников, С.А. Гребешев, И.В. Генезис и развитие метафизической мысли в России: монография / С.А. Нижников, И.В. Гребешев. - М.: Руниверс, 2016. - 504 с.

140. Нижников, С.А. Метафизика веры в русской философии: монография / С.А. Нижников. - М.: Инфра - М, 2012. - 313 с.

141. Никулина, О.В. Б.В. Яковенко о сущности и назначении философии / О.В. Никулина // Вестник НГГУ. - 2012. - № 3. - С. 39-44.

142. Никулина, О.В. Марбургская школа неокантианства: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, Н. Гартман / О.В. Никулина // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 76-80.

143. Новгородцев, П.И. Сочинения / Сост. вст. ст. и прим. М.А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с.

144. Панкова Т.Ю. Русское и немецкое неокантианство. Б.В. Яковенко о философии Вильгельма Виндельбанда / Т.Ю. Панкова // Россия в глобальном мире: онтологические основания и проблема идентич-ности: сб. материалов. - Саратов: Наука, 2012. - С. 196-201.

145. Панкова, Т.Ю. Историко-философское наследие Б.В. Яковенко в русской философской традиции: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Панкова Татьяна Юрьевна. - М., 2012. - 156 с.

146. Писарчик, Л.Ю. Философия культуры и методология исторического познания Фрайбургской (Баденской) школы неокантианства / Л.Ю. Писарчик // Вестник ОГУ. - 2008. - № 2 (81). - С. 31-46.

147. Пифагорейская традиция / Е. Афонасин, А. Афонасина, А. Щетников. -СПб.: Изд-во Пальмира, 2017. - 749 с.

148. Платон Сочинения в 4 тт.: Т. 2 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. - 626 с.

149. Повилайтис, В.И. Основные понятия философии истории Ф.А. Степуна / В.И. Повилайтис // Кантовский сборник. - 2011. - № 1 (35). - С. 55-60.

150. Пома, А. Критическая философия Германа Когена / А. Пома; пер. с итал. О.А. Поповой. - М.: Академический проект, 2012. - 319 с.

151. Пома, А. Критическая философия Германа Когена. Глава шестая. Этика / А. Пома; пер. с итал. О.А. Поповой, пред. и ред. В.Н. Белова // Кантовский сборник. - 2011. - № 1 (35). - С. 70-88.

152. Попова, В.С. Проблема «Другого Я» в культурфилософском свете (о некоторых идеях русских мыслителей) / В.С. Попова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2013. - № 4 (14). - С. 195-203.

153. Проблемы этики: историко-философский и профессиональный контекст: Доклады Международной научно-практической конференции, Саратов, 17 дек. 2015 г. / Отв. ред. Л.И. Тетюев. - Саратов: Наука, 2015. - 172 с.

154. Радлов, Э.Л. Мистицизм в современной философии / Э.Л. Радлов // Новые идеи в философии. -1913. - Сборник № 5. - С. 35-63.

155. Радлов, Э.Л. Неудачный метафизик / Э.Л. Радлов // Вестник Европы. -СПб., 1893. Том 1. - С. 898-912.

156. Радлов, Э.Л. Ответ проф. Введенскому / Э.Л. Радлов // Вопросы философии и психологии. - 1893. - Книга 19. - С. 105-109.

157. Риккерт, Г. Философия жизни / Г. Риккерт. - Киев: Ника-Центр. 1998.

- 505 с.

158. Саликов, А.Н. Российско-германский философский диалог в конце XIX первой половине XX века: публикации отечественных философ в журналах «Кант-Штудиен» ("Kant-Studien") и «Логос» ("Logos") / А.Н. Саликов // Кантов-ский сборник. - 2015. № 3(53) . - С. 86-99.

159. Самойлов, Д.В. Рецепция морального учения И. Канта в сочинениях С.И. Гессена / Д.В. Самойлов // Вестник ПСТГГ: Богословие. Философия. - 2012.

- Выпуск 1 (39). - С. 43-57.

160. Сеземан, В.Э. Проблема идеализма в философии (перевод В.Н. Белова) / В.Э. Сеземан // Вопросы философии. - 2012. - № 4. - С. 127-134.

161. Сеземан, В.Э. Рациональное и иррациональное в системе философии / В.Э. Сеземан // Логос. - М.: Мусагет. 1911. Книга первая. - С. 93-122.

162. Сеземан, В.Э. Теоретическая философия Марбургской школы (с послесловием В. И. Повилайтиса) / В.Э. Сеземан // Кантовский сборник. - 2010. - № 4.

- C. 60-80.

163. Сеземан, В.Э. Этика Платона и проблема зла (перевод с немецкого и послесловие В.Н. Белова) / В.Э. Сеземан // Кантовский сборник. - 2010. - № 1 (31). - С.75-89.

164. Сеземан-Ковно, В. К проблеме чистого знания (с предисловием В.Н. Белова) / В. Сеземан-Ковно // Логос. - 2006. - № 6 (57). - С. 117-161.

165. Сироткина, Л.С. Теоретические компоненты образа психологии в русской логико-философской мысли конца 19 в. (в контексте проблемы психологизма русской логики конца 19 в. - начала 20 вв.) / Л.С. Сироткина // РАЦИО.гц. -2015. - № 15. - С. 196-221.

166. Соловьев, В.С. Сочинения в 2-х т.: Т. 2. / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосефа. - М.: Мысль, 1988. - 882 с.

167. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер; пер. с англ. под ред. Н.А. Рубакина. - Минск: Современ. литератор, 1999. - 1408 с.

168. Степун, Ф.А. Бывшее и несбывшееся: В 2-х т.: Т. 1. / Ф.А. Степун. -Нью - Йорк : Изд-во им. Чехова, 1956. - 398 с.

169. Степун, Ф.А. Письма (Российские Пропилеи) / Ф.А. Степун / Сост., ар-хеогр. работа, коммент., вступ. статья к тому и разделам В.К. Кантор. - М.: РОССПЭН, 2013. - 683 с.

170. Тетюев, Л.И. Актуальность определения задач и назначения современной философии. Трансцендентальный вызов современности / Л.И. Тетюев // Современная философия: возможности обоснования: сб. науч. трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. - С. 12-29.

171. Тетюев, Л.И. Актуальность трансцендентальной философии: контекст современной дискуссии / Л.И. Тетюев // Вестник Омского университета. - 2012. -№ 1. - С. 31-35.

172. Тетюев, Л.И. Онтологические варианты трансформации трансцендентальной философии / Л.И. Тетюев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - 3 (15). - С. 44-50.

173. Тетюев, Л.И. Особенности трансцендентальной программы конкретной субъективности в неокантианстве / Л.И. Тетюев // Философия. История. Культура. Выпуск 2. - Саратов: Изд-во Научная книга, 2001. - С. 25-29.

174. Тетюев, Л.И. Теоретическая философии: проблема познания. Современные дискуссии вокруг теории познания / Л.И. Тетюев. - Саратов: Наука, 2010. - 112 с.

175. Тетюев, Л.И. Трансцендентализм в теории познания: И. Кант и неокантианство / Л.И. Тетюев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2017. - № 10. Ч. 1. - С. 167-170.

176. Тетюев, Л.И. Трансцендентальная философия: современный проект / Л.И. Тетюев. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. - 292 с.

177. Тетюев, Л.И. Эстетика в системе философии Пауля Наторпа / Л.И. Тетюев // Кантовский сборник. - 2014. - № 2 (48). - С. 53-62.

178. Тетюев, Л.И. Этикотеологический аргумент Канта и его современные толкования / Л.И. Тетюев // Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии: Сб. науч. трудов / Под общей ред. Л.И. Тетюева. - М.: Экшен, 2005. -С. 160-179.

179. Тойнби, А. Дж. Исследование истории: Цивилизации во времени и пространстве / А. Дж. Тойнби. - М.: АСТ, 2009. - 863 с.

180. Трубецкой, Е.Н. Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства / Е.Н. Трубецкой. - М.: Типография Русская печать, 1917. - 335 с.

181. Трубецкой, С.Н. К вопросу о признаках сознания (А. Введенский: О пределах и признаках одушевления) / С.Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. - М., 1893. Книга 16. - С. 97-109.

182. Трубецкой, С.Н. Курс истории древней философии / С.Н. Трубецкой / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: ВЛАДОС; Русский двор, 1997. - 576 с.

183. Философия Канта и основания практической философии : монография / Под общ. ред. В.Н. Белова и Л.И. Тетюева. - Саратов: Новый проект, 2013. -204 с.

184. Фохт, Б.А. Избранное (из философского наследия) / Б.А. Фохт. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 456 с.

185. Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 800 с.

186. Фролова, Е.А. Теоретико-методологические вопросы доктрины возрожденного естественного права (П. И. Новгородцев) / Е.А. Фролова // Кантов-ский сборник. - 2015. - № 1(51) . - С. 72-84.

187. Чернов, С.А. О трансцендентальном мистицизме / С.А. Чернов // Кан-товский сборник. - 2010. - № 4 (34). - С. 34-45.

188. Чардыбон, Б. Философия Василия Сеземана и марбургское неокантианство / Б. Чардыбон // Кантовский сборник. - 2015. - № 3. - С. 67-85.

189. Челпанов, Г.И. Сочинения: в 4-х т. Т.1. / Г.И. Челпанов / Ред. Н.Г. Мозговая, А.Г. Волков. - Киев: НПУ, Мелитополь: МГПУ, 2014. - 405 с.

190. Яковенко, Б.В. История русской философии / Б.В. Яковенко / Общ. ред. и послесл. Ю.Н. Солодухина. - М.: Республика, 2003. - 510 с.

191. Яковенко, Б.В. Мощь философии / Б.В. Яковенко. - СПб.: Наука, 2000.

- 851 с.

192. Яковенко, Б.В. Философия Эдмунда Гуссерля / Б.В. Яковенко // Новые идеи в философии. Теория познания I. - СПб.: Образование, 1913. - Сборник № 3.

- с. 74-146.

193. Belov, V.N. Hermann Cohen in the history of Russian neo-Kantianism / V.N. Belov // Russian Studies in Philosophy, 2016. - № 5 (54). - P. 395-407.

194. Cohen, H. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums / H. Cohen. - Wiesbaden: Fourier Verlag, 1978. - 630 p.

195. Cohen, H. System der Philosophie. T. 1: Logik der reinen Erkenntnis. / H. Cohen. - Berlin: Cassirer, 1902. - 520 p.

196. Erkenntnistheorie und Logik im Neukantianismus / hrsg. und eingeleitet von W. Flach und H. Holzhey. - Hildesheim, 1980. - S. 1-49.

197. Holzhey, H. Der Neukantianismus / H. Holzhey // Philosophie im 20. Jahrhundert: In 2 Bd. - Hamburg, 1992. - Bd. 1. - S. 19-51.

198. Holzhey, Н. Cohen und Natorp. Bd. 1. Ursprung und Einheit / H. Holzhey. -Basel-Stuttgart: Schwabe Verlag, 1986. - 419 s.

199. Massimi, M. Kant and Philosophy of Science Today: Royal Institute of Philosophy Supplement 63 / M. Massimi. - Cambridge UP, 2008. - 204 p.

200. Natorp, P. Descartes Erkenntnisstheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kriticismus / P. Natorp. - Marburg, 1882. - 190 p.

201. Natorp, P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. / P. Natorp. - Leipzig und Berlin: Druck und Verlag von B.G. Teubner, 1910. - 416 s.

202. Ruge, A. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften, Bd. 1: Logik. / A. Ruge. - Tubingen, 1912. - S. 1-60.

203. Sesemann, V. Rationales und Irrationales / V. Sesemann // Studien zum Erkenntnisproblem. - Kaunas, 1927. - Kn. 3. - S. 45-54.

204. Sezemanas, V. Das Problem des Idealismus in der Philosophie / V. Sezemanas // Humanitario fakulteto rastai. - Kaunas, 1925. - Kn. 1. - S. 101-121.

205. Stolzenberg, J. «Ursprung» und System. Probleme der Begründung systematischer Philosophie im Werk Hermann Cohens, Paul Natorp und beim frühen Martin Heidegger / J. Stolzenberg. - Gottingen, 1995. - 324 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.