Проблема религиозного комплекса в современном теоретическом религиоведении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Романова, Анна Петровна

  • Романова, Анна Петровна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 367
Романова, Анна Петровна. Проблема религиозного комплекса в современном теоретическом религиоведении: дис. доктор философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2001. 367 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Романова, Анна Петровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

1.КОНЦЕПЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЕЛИГИОВЕДЕНИИ.

2.ПРИМЕНЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ К ИССЛДОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

3.РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПЛЕКС В ТРАКТОВКЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ РЕЛИГИОВЕДОВ.

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

2, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕЛИГИОЗНОМ КОМПЛЕКСЕ В ПСИХОАНАЛИЗЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ГЛАВА 3 РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ КАК ОСНОВА РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

1.РИТУАЛ КАК ФОРМООБРАЗУЮЩАЯ СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

2.ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РИТУАЛА, КАК ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

ГЛАВА 4. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИНСТИТУТА.

2.ИЗМЕНЕНИЕ РОЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУЦИОНА-ЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема религиозного комплекса в современном теоретическом религиоведении»

Динамика развития современной цивилизации, приоритетный рост технических и технологических составляющих культуры все более видоизменяет духовную жизнь общества. С одной стороны, модернизируясь и технизируясь, духовная жизнь все чаще превращается в массе в некий суррогат для заполнения досуга. С другой стороны, тенденция к полифонии, многообразию проявлений духовной жизни, обозначившаяся уже в XIX веке, к концу XX века еще усиливается, что дает человеку возможность выбора пути духовного развития.

Это происходит и в области религиозной жизни, где на фоне тысячелетних мировых и национальных религий, рождаются и умирают тоталитарные культы, вспыхивает интерес к архаическим формам религиозных верований, усиливается рост нетрадиционной индивидуальной религиозности мистического характера, происходят активные поиски синтетических религий, разгораются конфликты на религиозной почве и одновременно совершаются попытки их решения на экуменической основе.

В мировом религиоведении, по мнению некоторых западных ученых, с середины XX века, тоже происходит смена парадигм. Традиционные философские, теологические, экзистенциальные подходы, рассматривающие религию, прежде всего, с мировоззренческой стороны, и поднимающие вопросы ее онтологического и гносеологического статуса, оценивающие ее как возможность личного экзистенциального переживания жизни, или антропологически, как идеал, конечную цель всех человеческих устремлений, либо как фантастическую, искаженную форму отражения мира и т.д., исходили, прежде всего, из исследования христианского вероучения. В последнее время христианство перестает быть центральным объектом изучения, все больше внимания уделяется нетрадиционным культами и индивидуальным формам религиозности, в связи с чем религия трактуется расширительно1.

В современном религиоведении, наряду с мировоззренческими проблемами религии, особое значение начинают получать исследования той или иной конкретной религии как системы, как некоего динамического целого, определенной социально сформированной субстанциальности, состоящей из неизменных и изменяющихся элементов. Такие разработки помогают решить проблему из чего и как складывается структура той или иной религии, представляющая ее основание, скрепляющая ее как некое целое. Поскольку именно структура позволяет сохраняет единство при всех возможных изменениях и одновременно не является лежащей на поверхности, то она представляет определенную сложность для исследования даже в рамках одной конфессии.

Однако полифония современной религиозной ситуации и достаточно большой фактологический материал, представленный историей религии, а так же сам факт сочетания, сосуществования в одном топологическом и временном пространстве различных религиозных форм с разной степенью институционализации, возникших в разные исторические эпохи, поставили перед учеными новую задачу перейти от исследования каждой конкретной религии как системы, к исследованию общих религиозных феноменов, как неких сущностных структурных элементов, характерных для большинства религиозных систем. И этими проблемами, в том числе стали заниматься феноменологически ориентированные исследователи. Выяв

1 Waardenbuig J The study of religion in today's world.p.335-336//Religion in today's world. E.1987 ление таких структур позволяет создавать модель религии как социальной подсистемы, в качестве каковой она начинает именоваться религиозным комплексом.

Использование понятия «религиозный комплекс» помогает нам уже в силу своей семантики (от лат. complexus - связь, сочетание) объединить и философский, и социологический, и психологический аспекты исследования религии применительно к конкретным задачам. Данное понятие позволяет соединить в одно целое так же и системный (от греч systema -целое, составленное из частей), рассматривающий религию как целостность, расчлененную на элементы, и структурный (от лат. structura -строение, расположение, порядок), рассматривающий внутренний порядок, расположение и взаимосвязь элементов, аспекты исследования религии.

Исследование религиозного комплекса помогает религиоведам решить целый ряд проблем: во-первых, отделить центральные компоненты религиозной жизни, повторяющиеся в разных религиозных системах и являющиеся основополагающими, от периферийных; во-вторых, соединение элементов комплекса в некую целостность и проследить их взаимоотношение в процессе развития религии. Поскольку это всегда процесс динамический, то исследование религии как комплекса позволяет выстроить динамику соотношения и изменения элементов, общего и особенного, при наличии сохранения равновесия между преемственностью и развитием нового.

Наличие совокупности элементов в религиозном комплексе естественно ставит вопрос о базисном его компоненте, а так же о его первоначальном элементе или «минимуме религии», т.е. поднимается вопрос происхождения и эволюции. В связи с этим возникает проблема, какие составляющие комплекса являются доминирующими в разных исторических условиях, какое сочетание элементов остается необходимым для существования религиозного комплекса, каковы детерминации извне и изнутри, каковы связи между компонентами комплекса, устойчивы ли они.

В любой системе, в каждом комплексе есть базисный элемент или сочетание элементов, которые определяют функционирование системы, наличие и способ связи элементов. Это может быть интеллектуальная составляющая - религиозное сознание, религиозное мировоззрение. В рамках этой составляющей детерминантой могут быть религиозные идеи, вера, опыт, определенные, сознательно переживаемые, сформированные, зафиксированные эмоции. Базисным элементом может считаться эмоциональная составляющая на уровне бессознательно рождающихся эмоций, инстинктов переживаний, не опосредованных через телесные движения. Как основной компонент может рассматриваться деятельностная составляющая, наличие определенных культовых действий. Как доминирующая может предполагаться и институциональная составляющая, поскольку человеческое общество не существует без институционально оформленных отношений.

Исследование религиозного комплекса ставит так же вопрос о постоянстве базисного элемента: является ли он неизменным в истории развития религии или в разных исторических условиях базисным могут становиться разные элементы или определенное их сочетание? И если в религиоведении еще недавнего прошлого акцент делался на содержательной, мировоззренческой, вероучительной стороне, то на современном этапе, когда возникает огромное количество нетрадиционных культов, индивидуальных форм религиозности, все больше внимания требует именно деятельностная, динамичная составляющая религиозного комплекса, воспроизводящаяся не только через осознанные догматические формы, но и, прежде всего на бессознательном уровне.

В диссертации выдвигается гипотеза о том, что религиозный комплекс как совокупность мировоззренческих, эмоциональных, деятельностных, институциональных и др. элементов определяется не одной составляющей, мировоззренческой, как это принято считать по отношению к религии, но сочетанием деятельностного и эмоционального компонентов. В основе становления и продуцирования религиозного комплекса лежит бессознательно формирующаяся, а затем частично переходящая на уровень осознанности человеческая деятельность, продуцирующая и упорядочивающая антропологические характеристики человека. В отличие от других видов деятельности создающих социум, деятельность, лежащая в основе религиозного комплекса, носит ярко выраженный эмоциональный характер, как «переживание-действие», вследствие чего выполняет и креативные функции как в отношении самого человека, ее осуществляющего, так и в отношении «жизненного мира», в котором он существует.

Эта деятельность практически всегда носит институциональный характер. Сочетание в современном обществе различных форм ин-ституционализации религии от личностных, индивидуальных мистически ориентированных форм религиозности, тоталитарных культов с харизматическим лидером во главе до классических церковных институтов, ставит перед нами конкретные вопросы: какова степень институционализации религиозной деятельности, при которой она формирует религиозный комплекс, при каких условиях религиозная система из динамически развивающегося целого превращается в нечто застылое и омертвевшее.

Объектом данного исследования является религиозный комплекс в динамике его развития, сущность и соотношение его элементов.

Предметом данного исследования является постановка проблемы религиозного комплекса, исследование топологического пространства его существования, а так же варианты его структурирования в современным отечественном и зарубежном религиоведении.

Цели и задачи исследования.

В диссертации автор ставит перед собой цель: на основе религиоведческого и историко-философского подходов дать целостный анализ понимания религиозного комплекса и его составляющих, динамики их развития и изменения в отечественном и зарубежном религиоведении XX в., выявить вклад, который они внесли в разработку этой проблемы, показать ее место и роль в современном религиоведении, а так же выявить возможную динамику ее дальнейшей разработки.

В связи с поставленной целью задачами исследования являются:

- анализ представлений о религиозном комплексе в современном отечественном и зарубежном религиоведении;

- выявление методологической базы, на основе которой современное отечественное и зарубежное религиоведение исследует религиозный комплекс и анализ использования возможностей этих методологий для дальнейшего использования;

- уточнение понятия «религиозный комплекс» и выявление его значения для религиоведческих изысканий;

- анализ основных элементов религиозного комплекса и выявление базисных, приоритетных его составляющих;

- рассмотрение деятельностной и эмоциональной составляющих как основы религиозного комплекса в целом и его элементов в отдельности;

- уточнение понятия «религиозный институт» и выяснение степени институционализации, необходимой для формирования религиозного комплекса;

- анализ религиозных ролей, являющихся ведущими в формировании матрицы религиозного комплекса.

Степень разработанности темы.

Хотя термин «религиозный комплекс» регулярно появлялся в научном религиоведении в основном в последние десятилетия в работах Д.Е. Мануйловой «Церковь как социальный институт»(1978), А.Е. Баграновского «Религиозные отношения: сущность и структура»^ 987), К.И. Никонова «Критика антропологического обоснования религии» (1989), И.Н. Яблокова « Религиоведение» (1998), специальных трудов, посвященных проблемам религиозного комплекса, в отечественной и зарубежной литературе нет

Однако проблематика религиозного комплекса интересовала отечественных религиоведов уже давно. Так изучение религии как системы и исследование ее структуры было начато Д.М.Угиновичем сначала в работе «Методологические проблемы социологии религии», а затем во «Введении в теоретическое религиоведение» (1973) и во втором, дополненном издании «Введение в религиоведение» (1985).В этих работах он одним из первых выделил структуру религиозного комплекса. Однако этот аспект исследования религии не являлся главным для трудов Д.М. Угриновича Он, так же как и В.И. Гараджа в «Социологии религии»(1978), A.A. Радугин во «Введении в религиоведение»(1997) и другие исследователи, ограничивался в основном перечислением и краткой характеристикой структурных элементов религиозного комплекса. Более подробно структуру религиозного комплекса характеризует И.Н. Яблоков в работах «Социология религии» (1979), «Религиоведение»(1998), где он впервые дает подробный анализ такой составляющей комплекса, как религиозные отношения.

Концепция религии как комплекса присутствует в работах западных религиоведов, в том числе феноменологического направления, поскольку используемая ими методология способствует не только классификации религиозных феноменов, но и помогает вычленить некоторые их сущностные структуры. Феноменология религии основывается на базе феноменологической философии, исследованию которой в отечественной литературе посвящены работы К.С.Бакрадзе, А.С.Богомолова, З.М.Какабадзе, в так же монография Н.В. Мотрошиловой «Принципы и противоречия феноменологической философии» (1968); ее же статья «Специфика феноменологического метода» в сборнике «Критика феноменологического направления современной буржуазной философии» (1981). Большая глава отведена феноменологии в работе А.Ф.Зотова и Ю.К.Мельвиля «Западная философия XX века». (1998). Феноменологию религии одними из первых исследуют в коллективной монографии «Современная буржуазная философия и религия» (1977) А.С.Богомолов, В.И.Гараджа, А.М.Каримский, В.Н.Кузнецов. Анализу использования ряда методологических принципов применительно к исследованию религии посвящены труды Ю.А.Кимелева «Современная буржуазная философско-религиозная антропология» (1985); «Методологические проблемы современного религиоведения» (1990); «Философия религии. Систематический очерк»(1998); краткий схематичный анализ основных положений этого направления дается и в учебных пособиях В.Н. Гараджи «Социология религии» (1978); И.Н. Яблокова «Религиоведение»(1998). Анализ концепций отдельных представителей этого направления даны в работах К.И. Никонова «Критика антропологического обоснования религии». (1989); Б.Т. Григорьяна «Философская антропология» (1982).

Работ, касающиеся отдельных понятий, классических для феноменологии религии, и одновременно помогающих уточнить топологию религиозного комплекса гораздо меньше. Так можно, пожалуй, лишь отметить монографию А.П. Забияко «Категория святости. Сравнительные исследования лингворелигиозных традиций». (1998), в которой, наряду с лингвистическим, философским и историко-религиозным анализом категории сакрального, священного, дается так же интересный анализ концепции святого у Р.Отто.

Если в феноменологии религии особое внимание уделяется мировоззренческой составляющей религиозного комплекса, то эмоциональная его составляющая как приоритетная рассматривается прежде всего в трудах представителей фрейдизма и аналитической философии. Критическому анализу их концепций религии посвящены работы М.А.Поповой « Фрейдизм и религия» (1985), А.М. Рутке-вича «Психоанализ и религия» (1987). Однако пониманию религиозного комплекса в концепциях этих психологов наши исследователи практически не уделяют внимания.

Исследованию деятельностной составляющей религиозного комплекса, т.е. культу, ритуалам, уделялось особое внимание, прежде всего, в зарубежном религиоведении. Историческому и этнографическому аспектам отводилось значительное место в классических работах Дж. Фрезера «Золотая ветвь» (1890) и Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871). Теорию ритуала рассматривали М. Вебер в труде «Социология религии»(1964), Э. Дюркгейм в «Элементарных формах религиозной жизни» (1912). Все они используют генетический подход к изучению ритуала, т.е. на основе огромного количества этнографических данных рассматривается их историческое происхождение. Базисной посылкой этого подхода является идея о том, что онтогенез воспроизводит в ускоренной форме филогенез. С этой точки зрения, создание исчерпывающей теории ритуала зависит от того, будут ли обнаружены следы наиболее древнейших культур и культов. Сторонники этого подхода считали, что если им удастся обнаружить этот исторический первокульт, они смогут с его помощью дать объяснение всем современным ритуалам. Психологический аспект теории ритуала в рамках генетического подхода исследовался Фрейдом в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия»(1939).

На смену генетическому подходу приходит структурно-функциональный, когда ритуал рассматривается как адаптационная реакция человека на воздействие окружающей социальной и физической среды. Здесь можно отметить исследование А.Р. Рэдклиффа-Брауна «Структура и функционирование примитивных обществ» (1952), Э. Эванс-Причард «Колдовство и магия у Азанде» (1937); Специальное исследование, посвященное ритуалу, вышло у В. Тэрнера «Символ и ритуал» (1983), где он рассматривает ритуал и ритуальный процесс в символическом, ценностном, целевом, ролевом, структурном и лиминальном (бесструктурном) аспекте.

В отечественной литературе этнографическому исследованию ритуала посвятила специальную монографию Е.В. Ревуненкова «Миф-обряд-религия» (1992).,в которой на материале народов Индонезии исследуется конкретные взаимосвязи мифа и ритуала. Одним из первых и наиболее значительных отечественных лингворелигиозных исследований ритуала является работа В.Н. Топорова «О ритуале. Введение в проблематику./ Архаический ритуал в фольклорных и ранне литературных памятниках». (1988).Так же как и В. Тэрнер, В.Н. Топоров считает, что ритуал занимал особое место в жизни архаических обществ, что в нем был смысл жизни человеческого коллектива. Он подчеркивает творческую функцию ритуала, в частности в становлении искусства, науки, поэзии, права, религии, языка. Гиперболизируя идеи Топорова, М.Евзлин в своей работе "Космогония и ритуал"1993, не только ритуа-лизирует практически весь процесс мышления, но и утверждает, что ритуал является творцом сознания как такового. Продолжают традиции лингворелигиозного исследования ритуала В. В. Глебкин «Ритуал в советской культуре»(1998) и И.В.Сидоренко. «Событийный ряд культовых действий» (1998). Таким образом, на современном этапе существует целый ряд исследований, рассматривающих ритуал в основном с определенной, достаточно узко ориентированной семантической, функциональной, космологической, этнографической, исторической позиции. Обобщению, классификации и анализу существующих точек зрения на ритуал и на его отдельные типы посвящен большой раздел в учебном пособии С.И.Самыгина, В.Н.Нечипуренко, И.П.Полонской «Релш доведение: социология и психология религии» (1996), которая при всей широте охвата материала страдает и некоторой эклектикой.

Существует целый ряд работ, посвященных отдельным типам ритуалов. Различные типы жертвоприношений исследуются в работе Д.Нигеля «Человеческие жертвоприношения» (1981), молитве посвящена работа Ф.Хайлера «Молящийся» (1918). Наиболее оформленным и законченным комплексом ритуалов в архаическом обществе являются обряды инициаций. Им в зарубежной литературе посвящено наибольшее количество работ. Обряды инициаций описываются и анализируются многими этнографами, в частности Б.Малиновским, Э.Эванс-Причард, в уже вышеприведенной нами литературе, а так же А ван Геннепом в работе «Обряды перехода» (1909); А.П.Элкиным - «Австралийские аборигены» (1938); P.M. Берндт, К.Х. Берндт «Мир первых австралийцев» (1964). Специальный труд «Обряды и символы инициации»(1965) посвятил ритуалам перехода известный историк религии М. Элиаде. В нем он систематизирует и анализирует огромное количество разных видов инициа-ций, начиная от первобытных и кончая обрядами посвящения в тайные общества, интерпретируя их через категорию «священного», но в основном в социальной плоскости. Таким образом, он дает представление только о горизонтальном членении структуры ритуала. Вертикальный компонент в структуре ритуала был выведен В.Тэрнером в выше упоминавшейся нами работе, когда он обращается к понятию статуса и концепции лиминального. В последние годы появились так же работы Дж. Скейдта «Инициация и классификация ритуалов»(1993), Э. Брилла «Переход и изменение в мифе и ритуале»(1993), которые рассматривают инициации именно через призму маргинальности, лиминальности.

В отечественной литературе инициациям оказывалось мало внимания. Можно отметить главу в монографии С.А. Токарева "Ранние формы религии"(1990), да описания шаманских инициаций в общем контексте исследования шаманизма у В.Н. Басилова "Избранники духов"(1984), и Е.С. Новика "Обряд и фольклор в сибирском шаманизме'^ 984).

Институциональной составляющей религиозного комплекса в отечественной литературе посвящено немного работ. Отдельные характеристики религиозного института даются в фундаментальной монографии Д.М. Угриновича «Введение в религиоведение»(1985); в работе В.Г.Гуркина «Особенности становления религиозного института в обществе». (1981), в монографии Д.Е. Мануйловой «Церковь как социальный институт».(1978), где под религиозным институтом, прежде всего, понимается церковь. Научная новизна работы состоит в следующем:

-дана дефиниция понятия «религиозный комплекс», проведен его сопоставительный анализ с понятиями « религия», «религиозная система» и « религиозная структура», в связи с этим, выявлено его место и значение для отечественного религиоведения;

-проанализированы возможности использования феноменологической методологии, ее основных понятий: феномен, эпохе, эйдетическое видение, редукция, интенциональность - для исследования религиозного комплекса, выделены позитивные и негативные стороны этой методологии, реструктурировано понимание религиозного комплекса в исследованиях феноменологически ориентированных религиоведов: Шантепи де дя Соссея, Б. Кристенсена, Г. ван дер Ле-ува, М.Шелера, Р.Отто, М.Элиаде , П.Бергера, Т.Лукмана и др.;

-изучена и прояснена роль бессознательного психического в формировании религиозного комплекса и прежде всего его эмоциональной составляющей, и, соответственно, представления о нем в зарубежной психологии религии, в том числе в работах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма;

- для исследования религиозного комплекса применен конструктивный методологический подход, соединяющий в себе, с одной стороны, аналитические традиции методологии отечественного религиоведения с определенными позитивными моментами, обнаруженными в зарубежных методологических исследованиях религии, рассматривающих его как упорядоченную совокупность элементов;

-при исследовании деятельностной и институциональной его составляющей, с другой стороны, использован аналитический подход, рассматривающий религиозный комплекс как некую целостность, специфичность какого - либо типа религии, формирующуюся вокруг базовой совокупности элементов;

-уточнено понятие «религиозный институт» в контексте современных определений понятия «социальный институт» и проведен его сравнительный анализ с понятием «религиозная организация», проанализировано значение религиозной роли как основы религиозного института и сопоставлены ключевые роли в формировании религиозного комплекса;

-введен в научный оборот отечественного религиоведения переведенные автором произведения зарубежных исследовате-лей:П.Бергера,Т.Лукмана,Ю.Блекера,Ж.Ваарденбурга,Г.выан дер Леува,

Р.Г1етаццони,Е.Брилла,Н.Смарта,Н.Смита,Ф.Хайлера,Дж.Скейджа,А .Щютца.

Методологическая основа диссертации.

Методология исследования имеет комплексный характер. Во-первых, в основе диссертации лежат принципы современного отечественного религиоведения: строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, диалектический подход к динамике развития проблемы. Во-вторых, религиоведческая методология сочетается с историко-философской, поскольку в основе современных религиоведческих методик лежит методология целого философского направления. В-третьих, для исследования религиозного комплекса применяются и определенные позитивные элементы методологии западного религиоведения. В мировом религиоведении используется большое число разнообразных методов исследования: исторический, контекстуальный, компаративистский, метод структурно-функционального анализа, феноменологический, герменевтический. В последнее время все чаще соединяются различные типы методологий в единое целое, в том числе феноменология соединяется с герменевтикой. В диссертации используются позитивные моменты феноменологической методологии и методологии исследования в области психологии религии.

Основными источниками для диссертации послужили работы отечественных исследователей в области религиоведения: Ю.Ф.Борункова , И.Н. Гараджи , Ю.А. Кимелева .А.Н. Красникова , Д.Е. Мануйловой , Л.Н. Митрохина ,К.И. Никонова ,М.П. Новикова , Ф.Г. Овсиенко , В.И. Пивоварова , Д.В. Радугина , А.Д. Сухова , З.А. Тажуризиной , С.А. Токарева , З.П. Трофимовой , Д.М. Угрино-вича, И.Н. Яблокова

В области мирового религиоведения были использованы работы М.Вебера, В.Джемса, Э.Дюркгейма, Л.Леви-Брюля, А.Редклиффа-Брауна, Э.Тайлора, Дж. Фрезера, в том числе представителей феноменологического направления в религиоведении: П.Бергера, Ю.Блеекера, Ж.Ваарденбурга, И.Ваха, Г. ван дер Леува, Т.Лукмана, Б. Кристенсена, Р.Отто, Р.Петаццони, П. Рикера, Н.Смарта, Р.Шантепи де ля Соссея, Ф.Хайлера, М.Шелера, М.Элиаде. Историко-философский контекст основан на работах - Э. Гуссерля, А.Ф. Лосева, П.А.Флоренского.

Для исследования эмоциональной составляющей религиозного комплекса, в том числе бессознательных факторов его воспроизводства, использовались работы известных отечественных и зарубежных психологов: Х.Акербергера, Асмолова А.Г., Ф.В.Бассина, Н.А.Бернштена, И.Т. Бжалавы, Ф.Е. Василюка, А.Е. Велиева, В.В. Давыдова, В.П.Зинченко, А.Н. Леонтьева, П.В.Симонова, Д.Н.Узнадзе, А.Е.Шерозия, В.Вундта, Р.Мэя, М.Полани, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Г.Юнга.

Для исследования деятельностной составляющей религиозного комплекса, культа и ритуалов использовались работы отечественных и зарубежных ученых: В.В Глебкина, М Евзлина., Н.В Кирьяновой., В.И Нечипуренко., И.Р. Полонской, С.И. Самыгина, В.Ю. Соловьева, В.Н. Топорова , О.М.Фрейденберг, Ю.А. Шрейдера , Е. Брилла ., Ф.Гиллена, Дж.Скейджа, Дж. Соренсена, В. Тернера.

Институциональная составляющая религиозного комплекса исследовалась с использованием материалов зарубежных и отечественных социологов и социальных психологов: Р.Белла, Л.П.Буевой, Г.Лебона, Д. Майерса, Дж. Морено, С.Московичи, Т.Парсонса, Н.Смелзера, Я.Сундена, Дж. Хоманса, А.Шютца, Г.М.Андреевой, Д.Е.Гавры, М.С.Комарова, И.Н.Кона, Г.В.Осипова, Б.Д.Парыгина, А.К.Уледова, В.Харчевой, Я.Щепаньского.

Практическое значение исследования.

Практическое значение исследования состоит в теоретической разработке малоизученной темы в истории отечественного религиоведения. Поставленные в диссертации вопросы могут послужить дальнейшему развитию теоретических проблем религиоведения.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах, разработке учебных пособий по религиоведению, истории философии, теории культуры.

Апробация работы.

Теоретические положения диссертации нашли отражение в монографии, статьях и учебных пособиях. Результаты исследования представлены в докладах и сообщениях на теоретических конференциях и симпозиумах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Романова, Анна Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Динамика эволюционных процессов в социуме характеризуется и динамикой отмирания старых и возникновения новых религий. Последнее столетие показывает, что формирование религиозной карты мира - не свершившийся факт и не законченный результат. Это процесс, который, видимо, не будет иметь конца. И в этой связи особое значение приобретает исследование не только мировоззренческих, но и еоциоструктурных характеристик религии, которые фиксируются в понятии «религиозный комплекс».

Анализируя достижения мирового религиоведения в области исследования религиозного комплекса, мы пришли к следующим выводам.

Понятие религиозного комплекса, введенное в оборот в отечественном религиоведении в последние десятилетия и нигде конкретно не дефинируемое, характеризует системную и структурную сторону религии, позволяя рассматривать ее как целое, состоящее из элементов, неизменных и изменяемых, находящихся в динамическом взаимодействии, и в определенном сочетании дающих разные исторические формы религиозных верований. Религиозный комплекс представляет собой субстанциальную целостность, поскольку он всегда является определенной социальной подсистемой, в той или иной форме институционализированной. Анализ религиозно! о комплекса конкретной религиозной конфессии помогает лучше проследить динамику ее развития и выявить наиболее устойчивые, а, следовательно, базисные для данной конфессии сочетания элементов. Попытки же вычленения межконфессиональных религиозных феноменов, т.е. общих для всех религиозных форм постоянных и временных элементов и их сочетания, помогают лучше сориентироваться в динамике изменения и формирования различных религий.

В большинстве концепций отечественного и западного религиоведения выделяется общий ряд элементов, в числе которых присутствуют: мировоззренческая составляющая, деятельностная составляющая, эмоциональная составляющая и институциональная составляющая как обязательные элементы религиозного комплекса. В комплексе могут выделяться так же антропологическая составляющая, и т.д. Особняком стоит концепция Элиаде, где не происходит выделения обязательных горизонтальных компонентов, а религиозный комплекс представляет собой некую совокупность определенных субстанциональных структур, называемых им иерофани-ей

В феноменологической трактовке, как в прочем и в отечественном религиоведении мировоззренческая сторона рассматривается как определяющая, базисная. Однако мировоззренческая сторона является и наиболее изменчивой. В процессе развития и становления человечества она претерпевает наибольшие изменения, от смутных представлений о мана и духах, до концептуализированного пантеона богов в древних цивилизациях к опять гаки к абстагиро-ванному представлению о мировом разуме в индивидуальной мистической религиозности последнего времени. Если учесть, что вера в сверхъестественное не всегда рассматривается как основа религиозного сознания, то очень трудно выделить то концептуальное единство, которое объединяет религиозное сознание разных эпох.

В психологической трактовке как базисный элемент религиозного комплекса рассматривается эмоциональная составляющая. бессознательно рождающиеся импульсы и установки на нуминозное, или, наоборот, на защиту от него. Все остальные элементы, как - то мировоззрение, действия и социальные институты являются только проекциями бессознательно переживаемых импульсов.

В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что правильнее будет ставить вопрос не о базисном элементе, а о базисном сочетании элементов, ибо именно сочетание обязательных для многих социальных подсистем элементов в неизменную структуру и составляет специфику религиозного комплекса.

Применяемая нами комплексная методология в подходе к исследованию религиозного комплекса дала нам возможность вычленить такое сочетание, которое можно определить как его устойчивую матрицу. Религиозный комплекс был рассмотрен объективно, без гипостазирования его отдельных элементов. На конкретном материале была прослежена динамика становления отдельных элементов комплекса и их взаимодействие. Процедуры феноменологической методологии помогли нам вычленить феномены, складывающиеся в нашем сознании в модель религиозного комплекса. Феноменологическая трактовка ряда понятий, таких как понятие «переживание» была дополнена результатами исследований в области бессознательного психического.

В процессе исторического развития общества религиозный комплоте претерпевал значительные изменения, но в основе его всегда лежала деятельность, латентно связанная с переработкой человеческих переживаний и переходом человека на новый социальный, эмоциональный, институциональный уровень. Таким образом, самым устойчивым, неизменным структурным элементом религии как комплекса может считаться эмоционально выраженная деятельность, «переживание - деятельность», формирующаяся и на бессознательном уровне в форме «живого движения», «установки», «предметных значений».

В религиозном комплексе «переживание - деятельность» облекается в ритуальную форму, которая дает возможность ей приобрести некоторую субстанциальность. С развитием ритуала он все больше институционализируется, и превращается в религиозный комплекс с определенным образом меняющейся мировоззренческой составляющей, которая в образной вербальной форме оформляла процесс «переживания - деятельности». Ритуально оформленное «переживание - - деятельность» является наиболее ранним, постоян-ш,1 м и специфическим для религиозного комплекса сочетанием элементов. Такой подход дает понять, почему в современных нетрадиционных культах, а так же в индив идуальной мистически ориентированной религиозности такое важное значение отводится эмоционально окрашенному ритуалу, работающему, прежде всего, на уровне бессознательного психического. йнституционализация ритуала, как определенная степень его типизации и реификации, с одной стороны, делает его еще более стабильным стержнем религиозного комплекса. С появлением религиозной организации, особенно в виде церкви, все более канализируется форма религиозных переживаний, что заставляет ряд верующих искать пути более интенсивных личных переживаний. Эти переживания оформляются в более архаичные ритуалы, выживающие несмотря на все противодействие официальной церкви, поскольку они сохраняют и переносят именно основное сочетание элементов, позволяющих им функционировать как религиозный комплекс со всеми традиционными институциональными ролями -шамана, гуру, харизмат ического лидера.

Данное исследование не претендует на решение всех проблем в области изучения религиозного комплекса, а является определенным этапом в их разработке, и открывает дальнейшие перспективы исследования. Как логичное продолжение поставленных в работе проблем, всестороннего и длительного изучения требуют психологичен: л механизмы функционирования комплекса, с постоянным учетом новейших мировых достижений в области исследования «бессознательного психического». В свете сделанных в работе выводов, как нам кажется, дальнейшее изучение именно деятельно-стно-эмоционального блока элементов комплекса позволит подробнее исследовать причины и механизм формирования современных нетрадиционных форм религиозности и их растущей популярности в среде современной молодежи.

В данной работе мы выделили в исследовании религиозного комплекса два аспекта: аналитический и синтетический. В рамках аналитического подхода религиозный комплекс рассматривался феноменологически как организованная, упорядоченная, сист емная совокупность всех или преимущественных элементов без учета конкретны- историко - культурных моментов. В рамках синтетического подхода религиозный комплекс изучался как целостность какого-либо типа религии, его специфичность, определяемая идеей или лицом, уже с некоторым учетом историко - культурных атрибутов.

Но, .нам кажется, есть и еще один аспект изучения религиозного комплекса, не входивший, на данном этапе, в задачи исследования. Поскольку, как это показано в работе, религиозный комплекс есть некая упорядоченная совокупность элементов и одновременно определенная целостность, это понятие может быть применимо не только к чистым феноменологическим структурам или историческим типам религии, но и к отдельным историко - культурным простраиствам в определенный исторический момент времени, где сосуществование различных конфессий представляет собой устойчивую целостность. Такой акспет исследования комплекса, условно на-звт-нтлй нами топологическим, позволяет рассматривать какое -либо территориальное пространство в определенных хронологических рамках как некую существующую, социально привязанную религиозно - этническую структуру.

Такого рода изыскания имеют не только теоретическое, но и, прежде всего, практическое значение, как исследование поликон-фееси у шльных регионов в относительно стабильном состоянии. Как один из примеров подобного комплекса можно привести Астраханский регион, насчитывающий около ста национальностей и, соответственно, огромное число как исторически сложившихся конфс-сий, так и современных нетрадиционных форм религиозности, в течение длительного времени не только мирно сосуществующих, но и представляющих уже определенную совокупную целостность. В последнее время, в связи с участившимися локальными военными конфликтами на территориях с поликонфессиональным составом населения, необходимость такого рода изысканий становится все более явственной. Конечным результатом такого масштабного исследования, с применением различных религиоведческих методик, может стать выявление факторов, сохраняющих и укрепляющих го-мсостаз именно данной системы, и возможность их экстраполяции на другие комплексы.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Романова, Анна Петровна, 2001 год

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983.

2. Абрамов. С.С. Неявная субъективность. Томск, 1991.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.,1999.

4. Андреева Г.М. Богомолова Н.II.,11 ертровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. -М.МГУ.1978.

5. Аревина Т.Н. Феномен толпы в исследовательских ракурсахсоциальной психологии./УПсихологический журнал. -1999.№5.

6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

7. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1985. ~ Т. 4.

8. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., МГУ,1977.

9. Атеистический словарь. М., 1985.

10. Баграновский А.Е. Религиозные отношения: сущность и структура. М.1987.11 .Балагушкин Е.Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М.: Знание, 1984.

11. Бараев В. Магия шаманизма./УНаука и религия. 1993.№12

12. Баси лов ВН. Избранники духов. М.:Политиздат, 1984.

13. Бассин Ф.В. О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного»: установка и значимость // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси. - 1985 - Т. 4.

14. Бассин Ф.В. У предела распознанного: к проблеме пред речевой формы мышления // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978 - Т. 3.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

16. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс, 1995.

17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социолог ии знания. М.: Медиум, 1995.

18. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых автралийцев. М., 1981.

19. Бернштейн Б.М. Традиции и социокультурные структуры /У Советская этнография. 1981. - № 2.

20. Бернштейн H.A. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М„ 1966.

21. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. -Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1.

22. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. -Тбилиси 1078. Т. 3.

23. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. -Тбилиси, 1985.-Т. 4.

24. Бжалава И.Т. Установка и механизмы мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1971.

25. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. ---1992,-№7.

26. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.

27. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М„ 1971.

28. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

29. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., 1969.

30. Вальденфельс Бернхард. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991.

31. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.

32. Вах И. Социология религии. Часть 1. Методологические пролегомены // Социология религии: Классические подходы. М., 1994.

33. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.

34. Велиев Горхмаз Нюсрят оглы. Проблема соотношения сознания и бессознательного в человеческой деятельности: опыт философско-психологического исследования: Док. дне. М., 1994.

35. Виноградов В.Б., Д.Д. Межидов, Г.И. Успаев. Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1975.

36. Винокуров В.В. Феномен сакрального или Восстание богов // Социо-логос, М.: Прогресс, 1991.

37. Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрэзера // Историко-философский ежегодник 1989. М., Наука, 1989. -Вып. 4,1.

38. Вундт В. Душа человека и животных. СПб., 1865. - Т. 1-2.

39. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

40. Гавра Д.П. Социальные институты//Социологический журнал 1998.№2.

41. Гадамер Г.Г. Миф и разум. С. 92-99 // Актуальность перекрасного. - М., 1991.

42. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995.

43. Гартмаи Э. К понятию бессознательного // Новые идеи в философии: Сб. 15. СПб., 1914.

44. Гегель Г.В. Философия религии. В 2-х томах. М.: Мысль, 1975.-Т. 1.

45. Геффдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте. -СПб., 1914.

46. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К., 1998.481 ловер Э. Фрейд или Юнг. Спб., 1990.

47. Говорит Черный Лось. М.: Кинокомпания, 1994.

48. Григорян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.5 .1. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.

49. Грязнов А.Ф. Естественный язык и понимание культурно-исторических феноменов /У Заблуждающийся разум. М., 1990.

50. Г'уревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М. : Знание, 1985.

51. Гуркин В.Г. Особенности становления религиозного института в обществе. Пенза 1981.Деп. УДК 543.42.546,16

52. Гуссерль Э.Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1.М.Д999.

53. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания. Собрание сочинений. М., 1991. - Т. 1.

54. Гуссерль 3. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагу на, 1994.

55. Давиденков С.Д. Психофизиологические корни магии // Природа. 1975. - № 8.

56. Давыдов.В.В. Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. Вопросы философи. 1980. - № 12.

57. Дараган Н.Я. Очерк жизни и творчества Мирча Элиаде // Элиаде М. Космос и история. М., 1967. - С. 3-26.

58. Даркевич.В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

59. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М. 1910.

60. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М.: Андреев и сыновья, 1992.

61. Джинджихашвили Н.Я. К вопросу о психологической необходимости искусства // В сб.: Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. - Т. 2.

62. Диоген Лаэртский. М., Мысль, 1979.

63. Дюркгейм 3. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899.

64. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. То-темическая система в Австралии //'Социология религии: классические подходы: Хрестоматия. -■• М., 1994. С. 52.

65. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

66. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост.И.Т.Касавин. М.: Политиздат, 1990.

67. Забияко А.II. Категория святости. Сравнительные исследования лингворелигиозных традиций. М., 1998.

68. Забияко А.П.Ролевая теория религии Я.Сундена.е.82-101 //Современные зарубежные исследования в области философской теологии. М.,1991.

69. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. -М.: Проспект, 1998.

70. Зубов А.Б. История религий, кн. 1. Доисторические и в неисторические религии.Курс лекций. М.Планета детей. 1997.

71. Иванов Вяч. Родное и вселенское, -• М., 1994.

72. Ильин И.А. Аксиология религиозного опыта. М., 1993. - Т.

73. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. -М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

74. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 19Н2.

75. Кабо В.Р. Первоначальные формы религии // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. -М.: Наука, 1986,

76. Кимелев Ю.А. Методологические проблемы современного религиоведения. ЗУ!., 1990.

77. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М., 19&5.

78. Кимелев Ю.А. Философия религии. Систематический очерк. -М., 1998.

79. Ю- К "икс Ф. Пробуждающееся мышление. М.: Прогресс, 1983.

80. ИЗ. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма // Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984.8.1 К тров.М.С. Введение в социологию. М.1994.8:>.Коп И.С. Социология личности. М. ИПЛ 1967.

81. Коренев В.М. Феномен мировых религий // Религия, общество и государство в XX веке. М., 1991. - С. 79-101.

82. Крывелев И.А. Место магии в религиозном комплексе. М.: Шуга, 1973.

83. Кулэ М.Х. Феноменология и герменевтика: сходство и различие методов // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.

84. К.'-к-г'гбел Д. Герой с тысячью лицами. К.: София, 1997.

85. Лама Анагорика Говинда. Творческая медитация и многомерное сознание. •- М.: Единство, 1993.

86. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996.

87. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.

88. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

89. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классмическая психодрама. Дж. Морено . М.Прогресс. 1994.

90. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1928.

91. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М„ 1994.9?. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1965.

92. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

93. Леонтьев. А.Н. Деятельность и личность /7 Вопросы философии. 1974. - № 5. - С. 65-78.

94. Леонт ьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

95. Личко А.Е. Проблема бессознательного и психология отношений. В сб.: Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1978. - Т. 2.

96. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев, 1986.

97. ОЗЛобье II., де. Социология религиозного феномена. М.: РГТУ, 2000.

98. Ломов Б.Ф. Сознание, мозг и внешний мир. Вопросы философии. 1979. №3.

99. Лосев А.Ф. Диалектика мифа /У Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. - С. 393-600.

100. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). -М., 1963.

101. Льюис Д. Марксистская критика социологической концепции М. Вебера. М.: Прогресс, 1981.

102. Мафессоли М. Околдование мира или божественное социа.гтьное / Социо-логос. М., 1991

103. Майерс Д.Социальная психология. -С.Пб.,ЗАО «Издательство Питер», 1999.

104. ПО. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. -М.: Мысль, 1979.

105. Ш. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М.: Знание, 1978.

106. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.i 13. Меркулов И.П. Архаическое мышление: вера, миф, познание // Эволюционная эпистемология. М., 1996. - С. 14-48.

107. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». М., 1985.

108. Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984.

109. Моековичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.i 17. Моековичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

110. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

111. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. -М., 1968.

112. Мотрошилова Н.В. Специфика феноменологического метода // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: Знание, 1981.

113. Мустафинов М.М. Зикризм и его социальная сущность. -Грозный, 1975.

114. Мусхелишвили И.Л. Психология отношения к нуминозному: Автореф. докт. дис. М., 1994.

115. J 23. Л ¿эй Р. Любовь и воля. М.: Ваклер, 1997.

116. Наумкин В.В. Идея «высшего состояния» у ал-I азали /7 Народы Азии и Африки. 1973. - № 5.

117. Неманов И.Н., Рожнова М.А., Рожнов В.Е. Когда духи показывают когти. ■ М., 1969.

118. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: МГУ, 1989.

119. Никонов К.И. Современная христианская антропология. -М.:МГУ, 1983. С. 3.

120. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М.: Г лавная редакция восточной литературы, 1984.

121. Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1977.

122. Нолл Р. Тайная жизнь Карла. Юнга. М,: Ваклер, 1998.

123. Норман Д. Символизм в мифологии. М.: Золотой век, 1997.

124. Нурбахш Джавад. Рай суфиев. М., 1998.

125. Осадченко Д.С. Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М., 1994.

126. Оботурова Н.С. Природа и когнитивные функции бессознательного: Автореф. канд. дис. на соискание канд. психол. наук.1. М„ 1996.

127. Павлов ИЛТ. Полное собрание сочинений. Изд. 2. - Т. 3. -Кн. 1.

128. Зб.Парсонс Т. Система современных обществ. -М.: Аспект Пресс, 1998.

129. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М. Мысль Л 971.

130. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. -- М.: Прогресс, 1986.

131. Нлатс-иов K.K. Психология религии. М., 1967.

132. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России /У Плеханов Г.В. О религии и церкви. М., 1957. -- С. 251-380.

133. Пивоваров Д.В. Религия: сакральные ценности и солидаризация людей // Рациональность иррационального / Под ред. В.И. Колосницина. Екатеринбург, 1981.

134. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

135. Попова М.А. Фрейдизм и религия. М„ 1985.

136. Прангишвили A.C., Бассин Ф.В., Шерозия А.Е. К вопросу о дальнейшем развитии научных исследований в психологии // Вопросы психологии. № 5.

137. Пылаев М.А. Философия религии Р. Отто: Автореф. канд. дис. М., 1997.

138. Радии П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г.Юига и К.К.Кереньи. СПб.: Евразия, 1999.

139. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 1997.

140. Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Ваклер, 1997.

141. Религиозные традиции мира. В 2-х томах. М., 1996.1 50, Ревуненкова Е.В. Миф-обряд-религия. Некоторые аспекты проблемы на материале народов Индонезии. -М.: Наука, 1992.151 .Ревуненкова Е.В. О личности шамана. "Советская этнография", 1974. - Кв.

142. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996.

143. Родионова Е.А. Формирование представлений о личности и социальных механизмах регуляции поведения: культурно™исторический аспект /7 В сб. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

144. Розов А.Й. Переживание комического в свете некоторых более общих закономерностей психической деятельности // Вопросы психологии. 1979. - М» 2. -- С. 117-125.i 55.Российская социологическая энциклопедия. М.1998.

145. Роттенберг B.C. Различные формы отношения между сознательным и бессознательным // Вопросы философии. 1978. -Ко?.

146. Руткевич A.M. Глубинная герменевтика: Дис. в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1992.

147. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985.

148. Руткевич A.M. Психоанализ и религия. М., 1987.

149. J 60. Руткевич A.M. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997.

150. Сакварелидзе М.А. Проблема бессознательного на международном симпозиуме «бессознательное» в г. Тбилиси // Бессознательное: Природа функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. - Т. 1.-С. 75.

151. Самыгин С.И. Нечипуренко В.Н. Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

152. Сидоренко И.В. Событийный ряд культовых действий. М., 1998.

153. Симонов П.В. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание /У В сб.: Кибернетика живого. Человек в разных аспектах. М.: Наука, 1985.

154. Смелзер H. Социология. M. : Феникс, 1994.

155. Советский энциклопедический словарь. M. 1980.

156. Современная буржуазная философия и религия. ~ М.: Политиздат, 1977.

157. Соловьев В.Ю. Кирьянова Н.В. Религиозно-культовая обрядность и государственные праздники. Пенза, 1996.

158. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма /У Вопросы философии. 1980. - № 6.

159. Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в современном м -:А>е /У Философское наследие народов востока и современность. М.: Наука, 1983.

160. Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. фи-лос. наук.

161. Сухов А.Д.Религия в истории общества. М.: Наука, 1979.

162. Тайлор Э. Б.Первобытная культура. --М.: ИИЛ 1989.

163. Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализа-ции науки У/ Социологические проблемы науки. М., 1978. -С. 158-175.

164. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: ИПЛ, 1990.

165. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику У/ Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

166. Топоров В.Н.Эней-человек судьбы. М.: Радикс, 1993.Ч.1.

167. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

168. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.1 80. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М., 1975.

169. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986

170. Угринович Д.М. Современная англо-американская социология религии (основные направления и проблемы) /7 Вопросы научного атеизма. М., 1981. - Вып. 27.

171. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии (О специфике религии и ее месте в общественном сознании). -М, 1965.

172. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -- Тбилиси, 1961.18 5. У ледов А. К. Психосоциология как интегральня отрасль научного знанм" -М.1995.

173. Фейербах Л. Лекции о сущности религии. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955. Т. 2.

174. Филлипов А.Ф. Социология и космос // Социо-логос. М., Прогресс, 1991.

175. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

176. Фиш Р. Джалаллидин Руми. М.: Молодая гвардия, 1972.

177. Флоренская Т.А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // В сб. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М„, 1979.

178. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. -М.: Правда, 1990.

179. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.: Наука, 1983.

180. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - С. 94-142.

181. Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1991.

182. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.1. М., 1923.

183. Фрейд 3, Тотем и табу. М., 1924.

184. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия /У Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -- М,: Ренессанс,1991.

185. Фрейд 3. Я и Оно /7 Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

186. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература РАН, 1998.

187. Фромм Э. Бегство от- свободы /7 Догмат о Христе. М., 1998. 201. Фромм Э. Догмат о Христе // Догмат о Христе. - М., 1998.

188. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.

189. Фромм Э. Психоанализ и дзэн-буддизм // Э. Фромм, Д. Суд-зуки, Р. де Мартиио. Дзэн буддизм и психоанализ. -- М., 1097

190. Фромм Э. Психоанализ и религия /7 Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

191. Фромм Э. Психоанализ наука или партийное направление? /7 Фромм Э. Догмат о Христе. - М., 1998.

192. Фромм Э. Забытый язык // Фромм Э. Душа человека. М.,1 ОЦ?

193. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1983.

194. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США.М.,1981.

195. Хариер Майкл. Путь шамана. М.: Крон-Пресс, 1996. 21 ОХярчева В. Основы социологии. - М.: Логос. 1997.

196. Холл П, Мэнли Энциклопедическое изложение масонской, \ ерменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1992. 212 Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. - М.: Наука, 1991.

197. Хюбнер Курт. Истина мифа. М., 1996.2tА. Чу,.яна. Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной фиттософии: Критический очерк. Рига, 1980.

198. Шел ер М. Феноменология и теория познания /7 Избранные произведения / Пер.с нем. A.B. Денежкина, Ä.H. Малинкина, А.Ф. Филлипова / Под ред.Денежкина A.B. М.: Гнозис, 1994,

199. Шелср М. Формализм в этике и материальная этика ценностей .// Избранные произведения / Пер.с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова / Под ред.Денежкина A.B. М.: Гнозис, 1994.

200. Шерозия А.Е. Психоанализ и теория неосознаваемой психической установки: итоги и перспективы /7 Сб. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. - Т .,

201. Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного /7 Бе-сознательное: Природа, функции, методы исследования. -1985, -Т. 4.

202. Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. СПб., 1990.

203. Штейнер Ю.А, Ритуальное поведение и формы косвенного целенолагания //' Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979.

204. Шторе Э.Божественная эволюция. -М.: Ваклер, 1997.

205. Шюре Э. Великие посвященные. Калуга, 1914.223 .Щшаньский Я. Элементарные понятия социологии.М. 1969.

206. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1996.

207. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987,

208. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: REFL-book. -К*.: Ваклер, 1996.

209. Элиаде M. Священное и мирское / Пер. с фр. ••• М.: Изд-во МГУ, 1994.

210. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

211. Элиаде М. Шаманизм. -- К.: София, 1998.

212. Энциклопедический социологический словарь. -М., 1995.

213. Юнг К.Г. Архаический человек /7 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. - С. 158-185.

214. Юнг К.Г. Психология и религия /У Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

215. Юнг К.Г. Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление /У Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве. ~ М., 1992.

216. Юнг К.Г. К психологии восточной медитации. -- С. 8-32 /У

217. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. .M.: Медиум, 1994.

218. Юнг К.Г.Настоящее и будущее // Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. -- СПб ~ М.: Олимп, 1997. С. 177-247.

219. Юнг К.Г. и M.-JI. фон Франц, Дж. Л. Хендриксон, И. Якобы, А, Яффе, Человек и его символы. М., 1997.

220. Юнг К.Г'. Об архетипах коллективного бессознательного /У Вопросы философии. -- 1988. -№ 1,23В Юнг К.Г. О психологии бессознательного /У Психология бессознательного. -М.: Канон, 1996,

221. Юнг К.Г, Отношение между Я и бессознательным /У Психология бессознательного. М.: Канон, 1996.

222. Юнг К.Г. Подход к. бессознательному /У Юнг К.Г. Архетип и символ. ■-- М., 1991,

223. Юнг К.Г. Психологические типы. М.5 1996.

224. Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М.: МГУ, 1972.

225. Яблоков И.Н. О понятии религии // Религия, общество и государство в XX веке: Материалы конференции. М., 22-25 октября 1991 г. -М., 1991. - С. 111-118.

226. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космополис, 1994.

227. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. -- М.: Гардарика, 1998.

228. Г блоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.

229. Akerberg H. Interpreting religious phenomenon. Stocholm, 1981.

230. Allen D. Structure and Creativity in Religion. Hague, 1978.

231. Arbman Ernst Ecstasy or Religion Trance. Vol. 1. - Uppsala,1963,

232. Baini R.D. Category Formation and History of Religions. 1971 25.L iiaum G. Peter Bergers Unfinished Symphony /7 Sociology and1. Human Destiny.N.Y., I960.

233. Berger G. On phenomenological research in the field of religion from the Preface to the section «Religion», Encyclopédie Française. Haris. Vol. XIX. Philosophie et Religion, 1957. - P. 1932.1-19324.

234. Berger P. The Noise of Solemn Assemblies. -N.Y., 1961.

235. Berger P. The Sacred Canopy. -N.Y., 1967.

236. Berger P. The Precarious Vision. N.Y., 1961.

237. Berger P. ARumor of Angles. -N.Y., 1969.

238. Berger P. The Social Reality of Religion. -- London, 1969.

239. Berger P.The Religion in Revolutionary World /7 Facing up to Modernity. N.Y., 1975.

240. Berger P. For The World with Windows // Against the World forthe World. -N.Y., 1979.

241. Rerger P. Berger B. Sociology. A biografical approach. N.Y., i 975

242. Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise in Sociology of Knowledge. -N.Y., 1966.

243. Burger P., Luckmann T. Sociology of Religion and Sociology of Knowledge /7 Sociology and Social Research, 1969.V. 47. №i .

244. Berger P. Lucmann T., Secularisation and Pluralism // International Yearbook for the Sociology of Religion. Köln, 1966. •- V. 2.

245. Beyond the Classics? Essays in the Sientific Study of Religion. -N.Y., 1973.

246. Bleeker C. J. La divinite est partout adoree dans les üeux sacres,en des saisoiis sacrees. P., 1.963. 266. Bleeker C.J. The conception of Man in the Phenomenology of

247. Religion.-«Studia Missionalia». -- Vol. 19/1970. 26/. Bleeker C.J. The Sacred Bridge. RY.,1963.

248. Bleeker C.J. The Contribution of the Phenomenology of Religion. N.Y,, 1969.

249. Brill E.J. Transition and reversal in myth and ritual. Leiden,1993.

250. Changing Perspectives in the Sientific Study of Religion. N. Y.,1977.

251. Chantepie de la Saussaye Pierre D. Manual of the Science of Religion. London New York: Longman and Co., 1891.

252. Classical Approaches to the Study of Religion.Vol. 1. 1968.21 i.Don Martinadale and Elio D.Monachesi, Elements Of Sociology. W.Y. Harperand Brothers. 1951 448p.

253. Dürkheim E. Les formes élémentaires de la religieuse. Paris,j ( \ i "i .ibMZ.

254. DurldieimAs Sociology of Religion. London, 1984.

255. Eliade M. A history of Religious ideas. 1979.

256. Eliade M. Cosmos and History. 1970.

257. Eliade M. Rites and symbols of initiation. -N.Y., 1965.

258. Elcin A. The Australien Aborigines. Sidney, 1974.

259. Evans-Pritchard E.E. Witchcraft. Oracles and Magik Among the Azande. Oxford, 1937.

260. Franc! V. The Unconsious god. Psychotherapy and theology. -N.Y., 1975.

261. Gillen F.J. The native Tribes of Central Australia. L., 1938.

262. Heiler F. Prayer. -N.Y., 1918.28'1. Tionco L. Science of Religion: Stadies in Metodology. 1.979.

263. Husserl E. Ideas.-Hen and Unwin.London, 1967.

264. Husserl E. Die Krisis der Europaischen Wissenschaften und die Transctndentale Phenomenologie /7 In Hysserliana. Bd.,1. Dv-i- Haag., 1954.

265. Husserl E. Phenomenology // In Enciclopadia Britannica. 14th ed. - Vol. 17. - Chicago Eddition, 1946.

266. Leuba J. The Psychology of Religious Mysticism. L., 1925.

267. Luckmann T. The Invisible Religion. -- N.Y., 1967.

268. Luckmann T. Theories of Religion and Social Change // The Annual Review of the Social Science of Religion. Hague: NijhofC197/.

269. Luckmann T. PhiJosopy,science and everyday life // Phenomenology and Social Science. Evenston. - Vol. 1, 1973.

270. Lukes Steven. Emile Dürkheim: His Life and Work. N.Y.,1972. ••• P. 27.

271. Macjuare John.Twentieth century religious thought. 1965.

272. Menta J'.L. Life world, Sacrality and Interpretative Thincing // Religious cjnsiousness and Lite-Worlds. New Delhi, 1988.

273. Mishkinsstv M. Humor as a «courage mechanism» // Israel annals of psychiatry & relates disciplines 1977. - Vol. 15, 4. - P. 352-363.

274. Moberg D.O. The Church as a Social Institution. Rahcr Book, 1984.

275. Mystical Rites and Rituals. Initiation and Fertility Rites, Sacri fice and Burial Customs, Incantation and Ritual Magic. London, 1975.

276. Naranjo C., Ornstein R.E. On the psyclolofy of meditation. •••• London, 1972.303. 'Nl-ol Davies. Human Sacrifice. -N.Y., 1981.

277. Otto.R The Idea of the Holy. 1958.

278. Parsons Talcott. Durkheim on religion revisited, another Look at the elementary forms of the religious life // Beyond the classics? Essays in the scientific study of religion. N.Y., 1973. - P. 158.

279. Pettazzoni R . Essays on the History of Religion. Leiden, 1954.

280. Phenomenology and Social Reality. Hague, 1970.

281. Pye M. and Morgan R. Comparative Hermeneutics in Religion. -1973.

282. Radcliffe-Brown A. Structure and Function in Primitive Society.1. Clencoe, 1952.3 1 0. Religion in todays world. Edurburg, 1987.

283. I-Uw fhomas. The Idea of the Sacred // From the Sacred to the Divine. A New Phenomenological Approach, Dordreht, 1994.

284. J / Rf.heler M On the Eternal in Man. London, 1960.

285. ScheJer M. Stellimg des Manschen im Kosmos. Darmstadt 1928.3 .14 Schojdt LP. Initiation and classification rituals // Temenos? -Helsinki, 1986. Vol. 22. -P. 93-108.

286. Scute A.Collected papers. Hague. V. 1. - 1962.

287. Siddique H. interactionist Theory and the Societies // The Annual Review of the Social Science of Religion.Hague: Nijhof£ 1977.

288. Slater Peter. The Transcendening Process and the Relocation of the Sacred // Transcending and the Sacred. Noble Dame L.L., 1981.-Vol. 2.31 8. Smart N. The Phenomenon of Religion. N.Y., 1973.

289. Smith W. The Meaning and the End of Religion. Hague, 1962.

290. Social Organization: Essays Presented to Raymond Firth .London, 1967

291. Sorenseii Jorden Rodemann.Rituals:a New Disciplin in the History of Religion 11 The Problem of Ritual Stockholm, . Sweden,1993. P. 9-25.

292. Statiner W.E.H. On aboriginal Religion. ~ Sidney, 1966.

293. The Annual Review of the Social Science of Religion, Hague: Npolt: 1977,

294. Tb-, 1'j Jolem of Ritual. Stochyolm, 1993.

295. The Spectram of Ritual, A Biogenetic Structural Analisis, By Eugene G. DAAqui!i, Charles D. Laughlin, Jr John McManus. -(blumbia University Press. N.Y., 1979.

296. Waardenburg Jaeque. Classical Approaches to the Study oí" Religion. 1973,

297. Waardenburg Jacque. Reflactions on the Study of Religion. .1978

298. Waardenburg Jacque. The Stady of religion in todays world //

299. Religion in todays world. •• Edinburg, 1987.

300. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, Bd., 1921,

301. Weher M. Gesammelte Aufsetze zur Wissenschaftsiehere. Tuibingen, 1922.

302. Whyte. L. Law The Unconsiouse befor Freud, a History of the Evolution of Human awareness. N.Y., 1960.

303. V'iiger M, Religion, Society and Individuation. -N.Y., 1957,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.