Проблема синестезии и синтез искусств в современной эстетике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Конанчук, Светлана Витальевна

  • Конанчук, Светлана Витальевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 190
Конанчук, Светлана Витальевна. Проблема синестезии и синтез искусств в современной эстетике: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Санкт-Петербург. 2013. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Конанчук, Светлана Витальевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Феномен синестезии и его проявление

в художественной культуре

1.1. Феномен синестезии и его изучение в философии,

психологии, лингвистике и литературоведении, искусстве и эстетике

1.2. Синкретическая природа искусства Древнего Востока

1.3. Синтетическое искусство в Древней Греции

1.4. Синестезия и синтез искусств в западном средневековье

1.5. Проблема синестезии в эстетике Византии и Древней Руси

Глава 2. Светомузыкальные мистерии А.Н.Скрябина - новый эстетический феномен

2.1. Формирование принципов нового синтетического искусства

в Серебряном веке

2.2. Светозвуковые симфонии А.Н.Скрябина - новый

музыкально-эстетический феномен

2.3. Синтетическое мышление А.Н.Скрябина и эстетика авангарда

Глава 3. Основные тенденции развития эстетики в XXI веке

3.1. Синестетические аспекты анализа и интерпретации

эстетического содержания художественных произведений

3.2. Экспериментальная эстетика и проблема синестезии

3.3. Прогностические тенденции развития современного искусства

и современной эстетики

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема синестезии и синтез искусств в современной эстетике»

Введение

Актуальность темы исследования. Постоянно возрастающий за последние десятилетия интерес к проблеме синестезии, появление значительного числа работ, посвященных изучению различных форм синестезии, которые проявляются, прежде всего, в художественной культуре, указывает на необходимость перехода от накопления и осмысления научного опыта к выявлению концептуальных основ, без изучения которых невозможно теоретическое обоснование специфики синестезии, определение ее значения и роли в современной эстетике. Особенность синестезии заключается в том, что это явление проявляется в художественной культуре, прежде всего, как тенденция синтеза и интеграции разных видов искусства, появление в искусстве новых синтетических форм, что приводит к становлению принципиально нового типа культуры. В тоже время, синестезия -это психический феномен, свойственный человеку в той или иной степени. Именно поэтому интерес к синестезии проявляется в разных областях науки: философии, психологии, лингвистике и литературоведении, искусствоведении и эстетике. В настоящее время обозначилась следующая тенденция развития проблемы синестезии - выходя за пределы интересов отдельных наук, пересекая границы разных синтетических искусств, данная проблема постепенно становится общеэстетической.

Синтез искусств, опирающийся на синестезию, имеет глубокие традиции в истории художественной практики и является особо значимым для современности. В исследовании выявлена необходимость моделирования новых принципов и методов изучения современной художественной культуры, а также необходимость в разработке современных подходов к анализу текстов «неклассического художественного пространства», требующих применения дополняющих методов «синестетической парадигмы», включающих в качестве своей составляющей субъективный элемент.

В данном диссертационном исследовании рассматривается новая

синестетическая методика анализа художественных произведений, основанная на понимании синестезии как важнейшего компонента целостной художественной системы и одного из основных принципов эстетического мышления.

Современные исследования позволяют установить, что синестезия - не только психический феномен, но и художественное средство, формирующее эстетическое содержание произведения искусства. Важно отметить, что феномен синестезии раскрывает одновременно и смысл, и значение произведения искусства, заключая в себе семантическую множественность его интерпретаций, символический смысл его поэтики, выявляя одновременно стиль и приемы как выразительные средства конкретного произведения искусства. Таким образом, синестезия представляет собой одну из главных эстетических характеристик произведения искусства.

В настоящее время в науке существуют различные мнения о механизме синестезии, не изучены эстетические функции синестезии в отдельных произведениях искусства и в художественной практике в целом, что является одной из наиболее важных проблем современной эстетики.

Настоящее диссертационное исследование может способствовать восполнению пробела в изучении проблемы синестезии в современной эстетике, а также послужить основой для дальнейших междисциплинарных исследований феномена синестезии и его функционирования в художественной культуре.

Степень научной разработанности темы.

Впервые осмысление феномена синестезии начинается с изучения основ теории ощущений, изложенных в трудах философов античности. Натурфилософский период изучения синестетических особенностей восприятия связан с трудами Эмпедокла, Демокрита и Аристотеля, который выдвинул предположение о физиологическом синкретизме ощущений.

Большую роль в исследовании проблемы синестезии внесли труды философов-сенсуалистов - Т.Г.Гоббса, Дж.Локка и Д.Юма.

Особое значение для данной работы имеют изыскания Э.Б.Кондильяка,

указавшего на единую природу всех видов ощущений и неразрывную связь между ними, а также труды философов-просветителей Д.Дидро и Г.Гердера, в которых рассматривались проблемы, связанные с феноменом синестезии.

Значительный вклад в развитие теории ощущений внес И.Кант, высказав предположение об общности чувств и ассоциативных особенностях восприятия.

Следующим значительным шагом в изучении проблемы синестезии были труды философов П.А.Флоренского и А.Ф.Лосева, обосновавшего взаимосвязь феномена синестезии с особенностями мифопоэтического мышления.

Большой вклад в изучение синестезии внесли многочисленные труды представителя философии суфизма, музыканта и композитора Х.И.Хана.

Особую значимость для исследования феномена синестезии имеют работы французских философов М.Мерло-Понти, представляющего феноменологическо-экзистенциалистское направление и философов-постмодернистов Ж.Бодрияйра и Ж.-Ф.Лиотара.

Научный этап изучения синестезии в психологии начался с конца XIX века и продолжается по настоящее время. Среди наиболее значимых работ могут быть названы труды И.Мюллера, Ч.Белла, А.Прохазки, Г.Гельмгольца, Э.Вебера. Значительный вклад в изучение особенностей восприятия внесли русские физиологи И.М.Сеченов, И.П.Павлов, труды которых послужили основой для современных исследований феномена синестезии.

Большой вклад в изучение синестезии внесли также труды К.Прибрама, Р.Джакендоффа, П.Гэрденформа, П.Гроссенбахера и других исследователей.

В начале XX века начался новый этап в изучении синестезии. Основными исследователями синестезии на этом этапе могут быть названы психологи Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Ф.Петренко, П.В.Яншин, Р.Аткинсон, Г.В.Расников, Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия, С.В.Воронин, А.И.Бардовская, Э.А.Кузнецова.

Изучение синестезии в лингвистике началось в конце XIX века в связи с появлением работ Г.Пауля, М.Бреаля, Д.Стерна, К.А.Аллендорфа, К.Петерсона. Из отечественных исследователей большое значение имеют работы А.А.Потебни,

М.Я.Сабанадзе, Р.З.Миллер-Будницкой, Н.А.Кожевниковой, Ф.И.Буслаева, Н.Д.Арутюновой, А.И.Бардовской.

В настоящее время наиболее распространенной является метафорическая концепция синестезии, представленная в работах Г.Пауля, С.Ульмана, С.В.Воронина, А.Н.Веселовского, В.Г.Гака, Б.Уорфа, Х.Кронассера, Л.Маркса и др.

В эстетике впервые проблема синестезии была рассмотрена в трудах А.Ричардса и Ч.Огдена при определении природы эстетической ценности. Воззрения А.Ричардса и Ч.Огдена получили оценку в трудах В.В.Прозерского, Л.Н.Столовича, И.В.Клюевой.

Проблема красоты во взаимосвязи с феноменом синестезии рассматривалась в трудах П.А.Флоренского, Е.Г.Яковлева, В.Н.Филатова, А.М.Федь, А.А.Оганова, А.С.Мигунова, Б.Уорфа, Ж.-Ф.Лиотара и др.

Большое значение для изучения феномена синестезии в области эстетики и искусствоведения имеют труды Б.М.Галеева, который относит это явление к особым формам невербального метафорического мышления, связанного с ассоциативными процессами. Подобное мнение разделяют И.Л.Ванечкина, Е.А.Елина, И.Р.Абдулин, Ю.В.Серебрякова, А.В.Житков, А.А.Оганов и др., в то время как Э.В.Комина считает, что механизмы синестезии имеют более глубокие основания, чем аналогия, Р.Цитович полагает, что синестезия имеет физиологические основы и непроизвольный характер. Наиболее перспективными для дальнейших исследований феномена синестезии можно считать интегративные подходы, раскрытые в трудах Н.П.Коляденко.

В области искусства на феномен синестезии ученые обратили внимание в связи с поэтическими экспериментами Ш.Бодлера, А.Рембо, Э.Т.А.Гофмана, затем в связи с синтетическими поисками поэтов Серебряного века А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта, В.Хлебникова, И.Анненского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, и др. Позднее феномен синестезии был исследован в прозаических произведениях В.Г.Короленко, М.Горького, М.Шолохова, А.Чехова, В.Набокова и др.

Наиболее исследовано в отношении синестезии творчество композитрорв Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина и О.Мессиана и др. Наибольший вклад в исследование синестезии в музыкальном искусстве внесли И.Л.Ванечкина, Н.П.Коляденко, М.С.Заливадный и др.

Перечисленные работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований феномена синестезии и его проявления в художественной культуре.

В итоге историографического обзора следует отметить, что феномен синестезии к настоящему времени наиболее глубоко исследован в области философии, психологии и литературоведения, в то время как в эстетике данное явление остается мало изученным.

Объект исследования: феномен синестезии в его многообразных проявлениях в художественной культуре.

Предмет исследования: эстетическая роль и особенности функционирования феномена синестезии в художественной культуре.

Цель диссертационного исследования проанализировать значение феномена синестезии для современной эстетики в ее историческом развитии.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Осмысление теоретико-методологической базы исследования феномена синестезии в философии, психологии, эстетике и художественной культуре.

2. Выявление и исследование фактов проявления синестезии и элементов синтеза искусств в мировой художественной культуре.

3. Определение эстетической роли синестезии в формировании синтетических форм искусства, а также в формировании эстетического содержания произведений искусства.

4. Обозначение направления формирования возможных моделей видовых взаимодействий искусства в художественной культуре XXI века.

5. Обозначение прогностических тенденций в развитии современного искусства и эстетики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных учёных по вопросам синестезии, а также взаимосвязи и взаимодействия философии и искусства. Наиболее значимыми являются работы, посвященные исследованиям синестезии в философии (П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, Х.И.Хан, и др.), в психологии (А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, П.В.Яныиин и др.), музыковедении (И.Л.Ванечкина, Н.П.Коляденко, М.С.Заливадный и др.), лингвистике (Н.Д.Арутюнова, Т.Б.Агалакова, В.Г.Гак, А.И.Бардовская и др.), эстетике (А.Ричардс, М.С.Каган, В.В.Прозерский, Б.М.Галеев и др.).

Методы исследования обусловлены целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. Решение задач, обозначенных в диссертации, требует применения междисциплинарного подхода к исследованию, базирующегося на историко-культурной, философской и эстетической методологиях. В работе осуществляется комплексный, системный методологический подход к исследованию темы: одновременно исторический и философско-эстетический.

В качестве дополнительных методов исследования применялись: сравнительно-исторический метод, искусствоведческий метод, метод интерпретации и интегративный метод.

Ведущим был выбран философско-эстетический метод изучения материала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые:

1. Проблема синестезии рассмотрена с позиции теории и истории эстетики на основе исследования проявлений данного феномена в разных синтетических формах искусства.

2. Осуществлен философско-эстетический анализ синестезии в контексте мировой художественной культуры.

3. Выявлена эстетическая роль феномена синестезии в формировании эстетического и художественного сознания в целом, а также ее роль в формировании эстетического содержания отдельных произведений

искусства.

4. Определены эстетические функции синестезии в произведениях мировой художественной культуры.

5. Осуществлено уточнение природы синестезии и дано определение этого феномена в эстетике.

6. Доказана особая значимость феномена синестезии для эстетических исследований.

7. Подготовлено научное обоснование введения синестезии в систему эстетики в качестве одной из общеэстетических категорий.

8. Показаны основные тенденции развития современного искусства и эстетики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синестезия выполняет важнейшую эстетическую функцию, в том числе символическую, участвуя в процессах художественного обобщения и формирования эстетического содержания произведений искусства.

2. Особенность синестезии заключается в том, что это явление представляет собой психофизический феномен и одновременно относится к одним из важнейших поэтических средств художественной системы в целом и к особому типу эстетического мышления.

3. Применение синестетических подходов к анализу эстетического содержания художественных произведений позволяет раскрыть семантическую множественность их интерпретаций, символический смысл их поэтики, особенности стиля и художественных приемов как выразительных средств искусства.

4. Экспериментальное изучение художественного текста с точки зрения семиосферы музыки, живописи, архитектуры и других видов искусства выводит проблему синестезии в область коммуникации и рецептивной эстетики.

5. Художественный потенциал синестезии может быть целенаправленно применен в творческом процессе для усиления художественной выразительности и эстетической содержательности произведений искусства.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней показана общеэстетическая природа синестезии. Изучение этого феномена переводится из психологического в философско-эстетический план. Производится расширение представлений о феномене синестезии, о механизмах проявления синестезии в различных формах синтетических искусств, а также в явлении синтеза различных направлений искусства как эстетических феноменах.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут применяться для последующих исследований феномена синестезии и его проявления в художественной культуре и эстетике. Материалы настоящего исследования могут быть также использованы при составлении лекционных курсов по эстетике, философии культуры, психологии, искусствоведению и педагогике.

Диссертация может быть использована при изложении курса эстетики и истории русской философии Серебряного века, кроме того, материалы диссертации могут быть полезны для эстетиков и музыковедов, исследующих творчество А.Н.Скрябина.

Апробация диссертации. Диссертационное исследование прошло апробацию. Основные идеи и выводы диссертации изложены в 16 научных публикациях общим объемом 13,7 печатных листа и были отражены в докладах на Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», «Н.К.Рерих и М.К.Чюрленис. К 130-летию со дня рождения» (СПб, СПбГУ, 2005), «X Свято-Троицких ежегодных международных академических чтениях в Санкт-Петербурге», «Истина и диалог: христианские ценности в культуре» (СПб, РХГА, 2010), «XI Свято-Троицких ежегодных международных академических чтениях в Санкт-Петербурге» (СПб, РХГА, 2011), Международной научно-методической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (СПб, СПб ГУП; 2011), Международной научно-практической конференции «Галеевские чтения» - «Прометей-2011» (Казань, КГТУ им. А.Н. Туполева, 2012), Международной научной конференции «Проблемы культуры в Российской и Польской научной мысли» (СПб, СПбГУ, 2012).

Материалы диссертации используются в курсе «Психология и педагогика», читаемом на факультетах культуры и искусства в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, а также на факультете истории русской культуры в Санкт-Петербургском государственном университете Культуры и Искусств.

По материалам исследования опубликована монография «Звук и Цвет. Педагогика будущего - синтез искусств», а также научные статьи (из них 3 в изданиях, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки РФ) и материалы конференций.

Материалы диссертации были применены практически в комплексной учебной программе «Звук и Цвет», составленной автором и проводимой на занятиях со студентами Центра Искусств «Атриум» в Берлине (Германия) в 1996 году.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ и рекомендована к защите.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Библиографический список включает 202 наименования. Общий объем диссертации - 190 страниц.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, даны основные теоретические обобщения и выводы.

Глава 1. Феномен синестезии и его проявление в художественной культуре

1.1. Феомен синестезии и его изучение в философии, психологии, лингвистике и литературоведении, искусстве и эстетике

Феномен синестезии известен науке с конца XIX века и в настоящее время привлекает внимание философов, психологов, лингвистов, эстетиков и искусствоведов. Проблема синестезии сегодня приобретает все большее значение в эстетике, хотя, до сих пор нет единообразия в определении границ этого понятия и его дифинициях. Б.М.Галеев, А.И.Бардовская, С.В.Воронин, Э.В.Комина и многие другие, отмечали, что пока еще отсутствует единая теория и трактовка понятия «синестезия», поскольку данная проблема имеет сложный междисциплинарный характер. [29], [72], [108] Изучение многообразных форм синестезии, проявляющихся в разных областях художественного опыта, позволит определить общие моменты в понимании природы синестезии и выявить основные закономерности в исследовании данного явления.

Феномен синестезии впервые был обнаружен в философии при изучении проблемы познания окружающего мира через ощущения. Можно отметить, что наиболее полная информация об истории изучения синестезии приведена в диссертационном исследовании Кузнецовой Э.А. «История изучения феномена синестезии». [113]

Наиболее ранние упоминания о перцептивных системах присутствуют в философии Древнего Востока и Древней Греции, в этико-религиозных учениях и духовных практиках Китая и Индии, в которых отражены представления о непосредственной связи познающего и объекта познания, первые представления об ассоциативных связях между ними (например, созерцание сандалового дерева вызывает «общение» с его запахом). [Цит. по 113]

В древнегреческой философии первые представления о сенсорном восприятии окружающего мира относятся к учениям Эмпедокла, Демокрита и

Аристотеля, основанным на изучении принципов воздействия внешних факторов на органы чувств человека. Так, например, Эмпедокл объяснял особенности ощущений различием в устройстве органов зрения, слуха и обоняния. Позднее Демокрит доказывал существование связи между разными ощущениями (острый вкус, например, вызывает ощущение тепла), утверждая, что чувственный опыт, лежит в основе познания, а чувственное восприятие - следствие проникновения в органы чувств материальных частиц, таким образом, цвет, свет, звук, запах воспринимаются как результат воздействия определенных атомов. [Цит. по 113]

Большое значение для изучения проблемы синестезии имеют представления Аристотеля о сенсорном образе запечатления формы предмета, который указывал на то, что ощущения способны принимать формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, считая, что «каждое из чувств имеет своим предметом: слух - слышимое и неслышимое, зрение - видимое и невидимое...», таким образом, он пришел к выводу, что для «общих же свойств мы имеем общее чувство». [19, с. 415] Исследуя многообразные сочетания чувственных восприятий и их взаимодействия, Аристотель приходит к выводу о физиологическом синкретизме чувственных впечатлений. Таким образом, Аристотель впервые рассматривает физиологический механизм ассоциаций и вводит понятие «общее чувствилище». [19, с. 424-425] Новый вклад в изучение перцептивных систем восприятия внесли философы - сенсуалисты. Т.Гоббс в работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1631) признает ощущение свойством материи («чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи...»), считая, что в теле человека происходит перемещение безкачественных частиц, а ощущения «есть по своему происхождению лишь признак, вызванный <...> движением, находящимся вне нас объектов». [91, с. 10]

Дж.Локк в работе «Опыт о человеческом разумении» (1690) указывает, что звуки, цвета, вкусы находятся в самих вещах как особые силы, вызывающие у человека многообразные ощущения. Изучая вопрос о взаимосвязи органов чувств, Дж.Локк выявляет как происходит взаимодействие анализаторов: наложение и

пересечение качественно разных чувственных образов. [122]

На основе идеи Дж.Беркли о том, что мир открывается человеку через ощущения, Д.Юм развивает представления о чувственном характере познания. В работе «О скептицизме по отношению к чувствам» (1748) он отмечал, что все чувства автономны, замкнуты и самоценны. [177, с. 306]. Следующий значительный вклад в изучение синестезии внес Э.Б. де Кондильяк, который в «Трактае об ощущениях» (1754) указал на единую природу всех видов ощущений и неразрывную связь между ними, отмечая, что разные сочетания ощущений формируют суждения, сравнения, внимание и память. [110]

Существенный вклад в изучение синестезии внесли философы-просветители Д.Дидро и И.Г.Гер дер. Исследуя природу ощущений, Д.Дидро пришел к выводу о важности восприятия окружающего мира с помощью абстракции. В «Письме о слепых в назидание зрячим» (1782) он отмечал: «Слепорожденный воспринимает вещи гораздо более абстрактно, чем мы <.. .> ведь абстракция состоит лишь в том, чтобы мысленно отделять чувственные качества тел или друг от друга, или от самого тела, которое является их основой [Цит. по 113]. И.Г.Гердер в «Пластике», повторяя некоторые мысли Д.Юма, отмечает, что с помощью одного органа восприятия невозможно понять суть какого-либо явления, например, чувство зрения «действует на плоскости, играет и скользит по поверхности картин и красок» и, опираясь на другие чувства, заимствует у них «их вспомогательные понятия». [Цит. по 113]

Следующий значительный вклад в изучение синестезии внес И.Кант, указав, что познание начинается с ощущений, вызванных воздействием извне на внешние органы чувств. Отмечая общее в различных формах чувствования, напрмер, вкуса и обоняния, указывая, что обоняние подобно вкусу на расстоянии, И.Кант высказал мнение о полимодальном характере восприятия [100, с. 184-186]. В сочинении Н.Лотце «Микрокосм» («Microkosmus» (1856-1864) затрагивается проблема синестезии: «Мы сравниваем низкий тон с темнотою, а высокий - со светом, в ряду гласных мы видим сходство с гаммою цветов, в цвета для иной впечатлительной чувствительности повторяют свойства вкусов <...> сходства,

замечаемные между различными ощущениями, основывается не на сравнении непосредственно их содержания, а на ощущении» [Цит. по 113].

Для изучения проблемы синестезии имеют большое значение работы А.Ф.Лосева, где дано объяснение трактовки сенсорных явлений, изучаемых в трактатах Аристотеля, Демокрита, Секста Эмпирика. Б.М.Галеев в работе «Вклад А.Ф.Лосева в изучение синестезии» указал важность отмеченных А.Ф.Лосевым аспектов связанности и взаимообусловленности синестезии мифологичесеским и символическим мышлением, что явилось новой ступенью в изучении феномена синестезии [81].

П.А.Флоренский в труде «Пути и средоточия» (1910-1929) указывает на определенные состояния, при которых человек «странным образом» начинает слышать видимое, воспринимать звуки зримо. Эти явления, по мнению П.А.Флоренского, отражают особое состояние человеческого духа, при котором возможно обретение не замутненного «самостью» опыта [161].

В.В.Прозерский и Т.В.Шлепанова высказали мнение, что проблема синестезии в творчестве П.А.Флоренского «связана с направленностью <...> философских поисков к «конкретному всеединству», цельному мировоззрению и общим тяготениям к синтезу русской культуры рубежа веков» [151, с. 25].

Феномен синестезии достаточно глубоко раскрыт в восточной философии, прежде всего, в философии дзен-буддизма и суфизма. Например, в работе известного представителя философии суфизма, музыканта и композитора Х.И.Хана «Мистицизм звука» (1914) отмечены особенности синестетической природы восприятия: «... под словом подразумевается <...> то, что человек слышит ушами, обоняет носом, ощущает на вкус или касается различными чувствами <...>. Слово зависит не только от пяти чувств - вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Мы привыкли называть их так, потому что мы испытываем их через пять различных органов; но в действительности существует только одно чувство - чувство, испытывающее жизнь посредством или через механизм пяти внешних чувств» [163, с. 308].

В работе Ж.Бодрийяра «Символический обмен и смерть» (1976) раскрыты

особенности восприятия в связи с проблемами источников информации и способов ее передачи в эпоху электронных коммуникаций [40, с. 136-138]. В работе «Око и дух» М.Мерло-Понти (1992) затрагиваются аспекты субъективности как живого психосоматического «Я», тела, воспринимающего окружающий мир, при этом тело и мир являют собой неразделимое единство чувствующего и чувствуемого. Таким образом, любое восприятие двойственно: оно есть предмет рефлексии, модус мышления, и оно слито с воспринимающим телом, свидетельствуея об условности разделения телесного и психического уровней [137, с. 15]. Ж.-Ф.Лиотар в работе «Минимальная душа» («Anima Minima», 1993) характеризует сущность ощущений: «.. философия низводит <...> ощущение до одного из спосбов познания, никчемность которого с легкостью и показывает. Тогда как ощущение - это также и аффектаця, которую «субъект» -следовало бы сказать мысль-тело, я же назову анима - испытывает по поводу чувственного события <...> в такой спонтанной аффектируемости души чувственным знак изначальной согласованности мысли с миром». [119, с. 92-93].

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Конанчук, Светлана Витальевна, 2013 год

Список литературы

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989. - 272 с.

2. Абдулладзе Г. Философская сущность музыкального искусства Текст. / Г. Абдулладзе. Баку: Ишиг, 1985. - 282 с.

3. Адо Илзетраут. Свободные искусства и философия в античной мысли. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина. - 2002. -476 с.

4. Адорно Т.В. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

5. Адорно Теодор В. Избранное: социология музыки. Москва - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999. - 445 с.

6. Акмулина Е.А. О семантике греко-римского музыкального этоса /Е.А.Акмулина, М.Г.Юнусова // Античность: общество и идеи. - Казань: Мастер Лайн, 2001. - С. 275 - 283.

7. Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М.: Практика, 1995. - 255 с.

8. Алексеева М. В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.04 / Алексеева Мария Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса] Москва, 2010 164 с. : 61 10-9/287

9. Алешкова Ю.Б. Восточно-христианское искусство в литургическом контексте: пространственно-временной аспект : диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.04 / Алешкова Юлия Борисовна; [Место защиты: Ин-т философии РАН].- Москва, 2008.- 146 е.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/20.

10. Алкон Е.А. Музыкальное мышление Востока и Запада континуальное и дискретное. Исследование Текст. / Е.А. Алкон. - Владивосток: изд-во ДвГУ, 1999.- 128

11. Алыпванг А. О философской системе Скрябина / В кн.: А.Н.Скрябин. - М.-Л.: Госмузиздат -1940. .с.

12. Амфитеатров A.B. Андрей Белый // Андрей Белый: Pro et contra. Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников. Антология / Подг. A.B. Лавров, отв. ред. тома Д.К. Бурлака. С-Пб:РХГИ, 2004. 279-309.

13. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1983. - С. 7-32.

14. Апрелева В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 1999. - 327 с.

15. Апрелева В.А. Проблема времени в философии А. Н. Скрябина: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 Нижневартовск, 1995. - 143 с. : 61 95-9/326-Х

16. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 256-271.

17. Арановский, М.Г. Мышление. Язык. Семантика Текст. / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-123.

18. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 180 с.

19. Аристотель. О душе //Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1976. Т.1.-С. 369-451.

20. Асафьев Б.В. А.Н.Скрябин: опыт характеристики - Петербург - Берлин: Святозар, 1923.- 123 с.

21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Ленинград: «Музыка», ленинградское отделение, 1971. - 341 с.

22. Асмус В.Ф. Античная философия Текст. / В.Ф.Асмус. М.: Высшая школа, 2003. - 400 с.

23. Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. 531- 609.

24. Багирова JI.M. К проблеме музыкальной синопсии (на примере опер Римекого-Корсакова) // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. - С. 63-67.

25. Багирова JI.M. Культурологические и психосемиотические аспекты музыкальной синопсии: Автореф дис. . канд. искусствоведения. - Саратов, 2002.- 20 с.

26. Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии // Критика русского символизма. В 2 тт. Т. 1. - М., 2002. - С. 246-268.

27. Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. - М.: Ирис-Пресс. - 1996. - 24 с.

28. Бардовская А.И. Интегративный подход к синестезии / А.И. Бардовская // Слово и текст: Психолингвистический подход. Тверь, 2003. - С. 5-10.

29. Бардовская А.И. Средства номинации синестетических соощущений: (на материале русских и английских художественных текстов): Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.02.19. Тверь, 2005. - 181с.

30. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. - 1975. - С. 46.

31. Белый А. О символизме/Труды и дни.-1912.- 1-3.- С. 10-24.

32. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, - 1994, - 525 с.

33. Белый А. Символизм. М.: Мусагет,1910.- 635с.

34. Бергер Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля Текст. / Л.Г. Бергер. Тбилиси: изд-во Тбил. унта, 1989. 216 с.

35. Бердяев H.A. Философия свободы Текст. / H.A. Бердяев М.: Правда, 1989. -680 с.

36. Блинов И.И. Синестезия в поэзии русских символистов. - В кн.: Проблема комплексности изучения художественного творчества. - Казань: Изд-во КГУ, 1980.

37. Богин Г. И. Процесс смыслообразования при рецепции синтетического художественного текста // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. - С. 18-24.

38. Богин Г.И. Интенциональность как средство выведения к смысловым мирам // Понимание и интерпретация текста. Тверь, 1994. - С. 8-18.

39. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. Тверь, 2001. - Интернет ресурс: http://www/auditorium/ru/books/5/, дата обращения 2.07.2013.

40. Бодрийяр Жан. Символический обмен и смерть / Жан Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000. - 387с.

41. Бонфельд М. III. Введение в музыкознание.- М.: Владос, 2001.- 220 с.

42. Бонфельд М.Ш. Синестезия как основа в художественном творчестве / М.Ш. Бонфельд // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М.: Литера, 2003. - с. 46-51.

43. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: Наука, 1990. -416 с.

44. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцание и мировоззрение. - СПб.: Издательство Олега Абышко. - 2008. - 640 с.

45. Бытачевская Т.Н. Искусство художественного авангарда XX века как фактор формообразования в дизайне : Теоретические концепции и проблемы интерпретации: автореф. диссерт....докт. искусствоведения: 17.00.06 / Бытачевская Тамара Никифоровна - М., 2005. - 47 с.

46. Бычков B.B. Aesthetica partum. Эстетика отцов церкви. Т. 1. Апологеты. Блаженный Августин. - М.: Ладомир, 1995. - 356 с.

47. Бычков В.В. Из истории византийской эстетики. Византийский временник. - М: Наука, 1976. - Т. 37. - С. 160 - 191.

48. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев: «Путь к истине». 1991. - 407 с.

49. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. - М.: Ладомир. - 2007. - 743с.

50. Бычков В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского) // (Из цикла "История эстетических учений") - М.: Знание, 1990. - 157 с.

51. Бэйкер Дж. Музыка Скрябина: формальная структура как призма мистической философии. - 2 Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. М., 1993. Вып.2.

52. Вагнер Р. Избранные работы: пер с нем. / Р. Вагнер; вступ. А.Ф. Лосева -М.: Искусство, 1978. 695 с.

53. Ванечкина И., Галеев Б. «Поэма огня»: концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина / И.Л.Ванечкина, Б.Галеев. - Казань: Изд-во КГУ, 1981.- 168 с.

54. Ванечкина И.Л. "Прометей" А.Н. Скрябина: проблема синтеза музыки и света: диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 Казань, 2006 237 с.: 61 07-17/75

55. Ванечкина И.Л. Булат Галеев - теоретик и практик новых форм аудоизуального синтеза. Сб.: Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции («Прометей» - 2012), 6-8 апреля 2012 года. - Казань: Изд-во Казанского гос. технич. ун-та им.

A.Н.Туполева, 2012. - 494 с.

56. Ванечкина И.Л. Световая симфония А.Н.Скрябина // Художник и философия цвета в искусстве: Материалы Международной конференции (Санкт-Петербург, 26-29 ноября 1997 года). - СПб.: Государственный Эрмитаж. - 1997. - С. 89 - 91.

57. Ванечкина И.Л. Сценическая композиция «Картинки с выставки»

B.Кандинского / И.Л.Ванечкина, Б.М.Галеев // Электроника, музыка, свет ( к 100 - летию со дня рождения Л.С.Термена): Междунар. науч. - практ. конф.: Материалы Казань: Фэн, 1996 - С.52 - 55.

58. Ванечкина И.Л., Галлеев Б.М. От аналогии и синестезии к синтезу: эволюция идей «видения музыки». - Музыка и время, - 2005, №4.

59. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыкальный театр. М.: Советский художник, 1963. - 196 с.

60. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. - 2-е изд. - Л.: Художник РСФСР, - 1983, - 233 с.

61. Ванслов В.В. Проблема синтеза искусств / В.В.Ванслов. Эстетика романтизма - М., 1966.

62. Величковский, Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А.Р. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. М.: МГУ, 1973. - 246 с.

63. Взаимодействие и синтез искусств. / под.ред. Б.Ф.Егорова, Б.С. Мейлоха, Б.М.Тердова и др. - Л.: Наука, - 1978 - 270 с.

64. Виллер Э.А. Учение о Едином в античности и средневековье. Антология текстов / Э.А.Виллер / Пер. с норвежского и общ. ред. Прохоровой И.М. СПб.: Алетейя - 2002. - 667 с.

65. Виттиг К. Новые технологии в искусстве // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. Сборник статей по материалам научной конференции. М.: МГУ, 1992. - С. 95-96.

66. Волкова П.С. «Слова и звуки, звуки и слова» // «Музыка начинается там, где заканчивается слово...». - Астрахань - М.: НТЦ «Консерватория», 1995.-С. 16-29.

67. Волкова П. С. Риторические модели гуманитарного образования: Монография. - М.: 2001. - 191 с.

68. Волкова П. С. Синтетический художественный текст как результат со-бытия «данного» и «созданного» (К вопросу о реинтерпретации текстов культуры // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. научн.-практич.конференции / АОИУУ. - Астрахань, 1997.

69. Волкова П. С. Эмотивность как средство интерпретации смысла художественного текста (на материале прозы Н. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова, Р. Щедрина): Автореф. дис. . канд. филологических наук. Волгоград, 1997. - 23 с.

70. Волкова П.С. Риторика и герменевтика: внутрифилологический синтез // Материалы шестой научно-практической конференции, посвященной

памяти А.Ф.Лосева «Синтез в русской и мировой художественной культуре». - М.: Московский государственный педагогический университет. - 2006.

71. Волкова П.С. Синестезия как условие понимания / П.С.Волкова // Прометей

- 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков - Казань: Фэн, 2000, - С. 81-83.

72. Воронин C.B. Синестезия и звукосимволизм / C.B. Воронин // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. - 120-131с.

73. Воронин C.B. Основы фоносемантики / C.B. Воронин -Л.: Изд - во Ленингр. ун-та, - 1982. - 244 с.

74. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века. Томск: Водолей, 2003. - 217с.

75. Вундт.В. Фантазия как основа искусства. - СПб.: Издание т-ва М.О.Вольфа,

- 1914.-167 с.

76. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1986.573 с.

77. Вячеслав Иванов. Скрябин.- М.: Ирис-Пресс.- 1996. - 96 с.

78. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. / Пер. с немецкого, общая редакция и вступит, статья доктора философских наук Б.Н.Бессонова. - М.: Прогресс, - 1988. - 704 с.

79. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. - М.: Прогресс. - Традиция, - 2001, - 468 с.

80. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак // Метафора в языке и тексте. М., 1978. - с. 15-26.

81. Галеев Б.М. Вклад А.Ф. Лосева в изучение синестезии / Б.М. Галеев // Синтез в русской и мировой художественной культуре. М.: Литера, 2003.-С. 18-24.

82. Галеев Б.М. Проблемы синестезии в эстетике / Б.М. Галлеев // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992.- с. 5-9.

83. Галеев Б.М. Скрябинские идеи на рубеже веков / Б.М. Галлеев // Международная конференция «Прометей - 2011». - М.: Муз. академия. 2001,-с. 156-158.

84. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника: (Проблема синестезии в искусстве) / Б.М.Галеев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. - 263 с.

85. Галеев Б.М., Ванечкина И.А. Концепция синтеза искусств А.Н.Скрябина // Сб.: Материалы всесоюзной школы молодых ученых по проблеме «Свет и Музыка» (третья конференция). - Казань, - 1995. - С.24-30.

86. Галлеев Б.М. Синестезия: мифы и реальность. Интернет ресурс: http://prometheus.kai.ru/mif_r.htm, дата обращения: 03.12.2013.

87. Галлеев Б.М. Перспективы развития современного общества. Часть 1 (мат. научн. конф.). - Казань: КГТУ им.А.Н.Туполева, 2000. - с. 142-154.

88. Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания Текст. / М.П. Гальперин, С.С. Гольдентрит. М.: Высшая школа, 1974. - 101 с.

89. Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века) / Л.Л.Гревер - М.: Музыка, 2001.- 248 с.

90. Герцман Е. Античное музыкальное мышление / Е.Герцман - Л.: Музыка, 1986.-224 с.

91. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. Т.2. / Т. Гоббс - М.: Мысль, 1991.732 с.

92. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника /Пер. с греч. И вступит, ст. Г.М.Прохорова - 3-е изд., испр. -СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. - 464 с.

93. Заливадный М.С. К истории изучения музыкальныйх синестезий // Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика: Материалы всероссийской научной конференции. - Казань: КГТУ, 2003.

94. Земцовский И.И. Текст - Культура - Человек: опыт синтетической парадигмы //Муз. академия. - 1992. - №4. - С. 3 - 6.

95. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме // Критика русского символизма. Т.2. -М., 2002. С. 31-73.

96. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-эстетическое исследование внутреннего строения мира искусств. - JL: Искусство. - 1972 - 440 с.

97. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись). - JL: Ленинградская галерея, 1990. - 66 с.

98. Кандинский В. О методе работ по синтетическому искусству. - РГА-ЛИ. ф 2740 оп 1, е.х.198.

99. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001. - 558 с.

100. Кант И. Критика способности суждения. // Сочинения в 4-х томах, М.: Наука, 2001.- 1115 с.

101. Каргаполова H.A. Музыкальные идеи в теоретическом и художественном наследии В.В.Кандинского: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 : Барнаул, 2003, 205 с. РГБ ОД, 61:05-17/46.

102. Климов М. В. Философия и музыка в постижении бытия: идеи буддизма в социокультурном контексте западного музыкального авангарда: идеи буддизма в социокультурном контексте западного музыкального авангарда: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 Кемерово, 2005 169 с. РГБ ОД, 61:069/176

103. Клюева И.В. Синестезия как ценностное отношение / И.В.Клюева // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. М.: МГУ, 1992. -С. 18-19.

104. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века: диссертация ... доктора искусствоведения: 17.00.02/Н.П.Коляденко - Новосибирск, 2006. - 491 е.: 71 07-17 /1

105. Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. - Новосибирск, 2003. - 258 с.

106. Коляденко Н.П. Синестезия искусств как фактор художественной интеграции / Н.П. Коляденко // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. - С. 4-18.

107. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века). - Новосибирск: Консерватория, 2005. -392 с.

108. Комина Э.В. Вербальная синестезия / Э.В. Комина // Вестник Московского университета:Научный журнал - Серия 7. Философия. №2, 2006. - С. 83 -96.

109. Комина Э.В. Синестезийные опыты в творчестве В. Набокова: Дис. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук: 09.00.04. М., 2006. - 142 с.

110. Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях / Э.Б. Кондильяк // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - с. 305-321.

111. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. - с. 321- 322.

112. Кривенкова И.А. Синестезия в языке художественной прозы М.А. Шолохова: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.02.01 / И.А. Кривенкова МГУ. М., - 2006 - 18 с.

113. Кузнецова Э.А. История изучения феномена синестезии: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 Казань, 2005 - 193 е.: 61 0519/481

114. Кузьминых А.Р. Эстетика умопостигаемого: Инварианты истории европейской мысли / А.Р.Кузьминых - СПб.: Издательство С.- Петрбург. ун-та. - 2007. - 129 с.

115. Купец Л. А. Визуальная парадигма в художественном мире К. Дебюсси // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. - С. 92-98.

116. Левая Т.Н. Gesamtkunstwerk Скрябина в художественно-эстетических рефлексиях XX века // Материалы международной научно-практической конференции «Прометей - 2000» (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Казань, 2-6 октября 2000 года. - Казань: Издательство «Фэн», - с. 6 - 39.

117. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - С. 6-13.

118. Леонтьев А.Н. Образ мира / Избранные психологические произведения в 2-х т. M.: Педагогика, 1983. - Т.2. - С. 251-261.

119. Лиотар Жан-Франсуа. Минимальная душа (Anima Minima) / Жан-Франсуа Лиотар // Жак Рансьер. Эстетическое бессознательное. СПб., M.: Machina, 2004.- с. 83-101.

120. Липов А.Н. Проблемы искусства в западной психологической эстетике конца XIX начала XX веков. Сб.: Эстетика: вчера, сегодня, всегда. — М.: ЦОП Института философии РАН, 2002. - 239 с.

121. Лозинская В.П. Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.13 / Лозинская Вера Петровна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства] - Красноярск, 2008 - 154 с.

122. Локк Д. Избранные философские произведения в 2-х томах / Д. Локк. - М., 1960-Т. 1.-734 с.

123. Лосев A.B. История античной эстетики (ранняя классика). - М.: Гос. изд. «Высшая школа». - 1963. - 584 с.

124. Лосев A.B. История античной эстетики (ранний эллинизм), том V — М.: «Искусство». - 1979. - 576 с.

125. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы //Форма-Стиль-Выражение. М. 1995. - С.47.

126. Лосев А.Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах» (А.Ф.Лосев; подг. текста и общ. ред. А.А.Тахо-Годи. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», - СПб.: «Университетская книга - СПб», - 2009. - 224 с.

127. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / А.Ф. Лосев // Форма. Стиль. Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 405 - 603.

128. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Академический Проект. - 2009. — 300 с.

129.

130.

131.

132,

133.

134.

135,

136

137

138,

139.

140

141

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.-374 . с.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: МГУ, 1968. - 87с. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975. - с. 15 - 21. Лысенко С.Ю. Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста: на примере "Бориса Годунова" М.П.Мусоргского: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. -Новосибирск, 2007. - 273 е.: ил. РГБ ОД, 61:07-17/141

Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Искусство, 1992. - 325 с.

Маньковская Н.Б. Саморефлексия неклассической эстетики // Эстетика на переломе культурных традиций / РАН, Ин-т философии, отв. ред. Н.Б.Маньковская. - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 3-24.

Матюшин В.М. Справочник по цвету. Закономерности изменяемости цветовых сочетаний / Вступит, ст. Л.А.Жадовой. - М., 2007. Менон Рагхава Р. Звуки индийской музыки: путь к pare / Пер. с англ. и коммент.А.М.Дубянского. - М.: Музыка, - 1982. - 80 с. Мерло-Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М: Наука, - 1992. - 64 с. Мирошниченко H.A. Вопросы синестезии в эстетической теории Андрея Белого / H.A. Мирошниченко // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. - М.: МГУ, 1992. - с. 30 - 32.

Михайлова Л.Е. Философское мировоззрение А.Н. Скрябина: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Михайлова Любовь Евгеньевна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т] Тверь, 2008 142 с. : 61 08-9/195 Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. - М., 1975. - С. 265 - 272. Московская C.B. Синестезия и синтез искусств как одна из проблем современной эстетики. Сб.: Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции («Прометей» - 2010), 2-6 октября 2010 года. - Казань: Изд-во Казанского гос. технич. ун-та им. А.Н.Туполева, 2010. - 370 с.

142. Музыкальная эстетика стран Востока /общ. ред. В.П.Шестакова - М.: Музыка, - 1967, - 413 с.

143. Мукина О.Г. Речевое выражение синестезии как научная и лингвостилистическая проблема / О. Г. Мукина // Вестник Поморского университета (серия «Гуманитарные и социальные науки») - №9/2010 г. - С. 190-194.

144. Мукина О.Г. Синестезия в русской поэзии XIX-XX веков / О.Г. Мукина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 13. №2 (40), 2011 г. - С. 173-176.

145. Пантелеева И.А. «Музыкально-космологическое мышление античного человека» - Гуманитарный часопис, 2009, №4, - с. 102-108.

146. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф.Петренко. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1997. - 400 с.

147. Платон. Государство. Собр. Соч. М. 1994. Т. 4. С. 156 - 157.

148. Предоляк A.A. Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX - XX веков: от Р. Вагнера к К. Штокхаузену : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2007. - 226 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-17/139

149. Прозерский В.В. Критический очерк эстетики эмотивизма / В.В. Прозерский. - М.: Искусство, 1983. - 176 с.

150. Прозерский В.В. Эстетика В.С.Соловьева на пороге XXI века. Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции, 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб: Санкт-Петербургское философское общество. - 2000, - С. 123-125.

151. Прозерский В.В., Шлепанова Т.В. Проблема синестезии в эстетике П.А.Флоренского / Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. Сборник статей по материалам научной конференции, 21-22 января 1991 года (конференция организована кафедрой эстетики МГУ совместно с СКБ «Прометей» КАИ). - М.: Изд-во МГУ, 1992. - с. 25 - 26.

152. Рощина Е.Е. Эстетика Скрябина и русский символизм : диссертация ...

кандидата философских наук : 09.00.04 / Рощина Елена Евгеньевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена] - Санкт-Петербург, 2009 -Количество страниц: 175 с.

153. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии восприятия / СЛ. Рубинштейн. Исследования по психологии восприятия. - Л.: Знание, 1948. - с. 3-20.

154. Сагарадзе Е.И. «Понимание», «смысл», «интерпретация» как категории философской герменевтики и их преломление в музыкознании второй половины XX века // Приношение музыке XX века. Екатеринбург: Урал, гос. консерватория, 2003 - С. 193-219.

155. Секачева С.Б. Синестезия как средство поэтики в прозе А. П. Чехова : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.10 Таганрог, 2007 151 с.РГБ ОД, 61:07-10/1054

156. Савинова А.Г. Синестезия как своеобразие миромоделирования и особенность стиля прозы Н.В.Гоголя: диссерт. ...кандидата филологических наук: 10.01.01 / Савинова Анна Геннадьевна; [Место защиты: Том. Гос. ун-т], - Томск, 2010. - 201 е.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1226

157. Соколов А. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века / А. Соколов // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Е. В. Назайкинского: сб. ст. / сост. Л. Н. Логинова. - М. : МГК, 2001. - С. 101-109.

158. Соколов О.В. О «музыкальных формах» в литературе ( к проблеме соотношения видов искусства) // Эстетические очерки: Сб. - Вып. 5. - М.: Музыка, 1979. - С.208 - 233.

159. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки III. Статьи и исследования / А. Н. Сохор; ред.-сост. Д. Дараган. Л. : Советский композитор, 1983. - 304 с.

160. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной — к философии музыки / В. К. Суханцева. - К.: Факт, 2000. - 176 с.

161. Флоренский П. А. Пути и средоточия / П. А.Флоренский // У водоразделов мысли. М.: Флинта, 1990. - 322 с.

162. Фохт Б. Философия музыки А.Н.Скрябина / А.Н.Скрябин. Человек.

Художник. Мыслитель - M., Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина, 1994.

163. Хан. Х.И. Мистицизм звука / - М.: Сфера, 1997. - 336 с.

164. Холопов Ю., Поспелова Р. Философия гармонии Боэция. Электронный ресурс: http://www.kholopov.ru/hol-posp-boet.pdf , дата обращения: 10.11.2013.

165. Холопов Ю.Н. Вклад Кейджа в музыкальное мышление XX века / Ю. Н. Холопов // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: материалы науч. конф. / редкол.: Ю. Н. Холопов и др... - M : МГК, 2004. - С. 79-90.

166. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс / Ю.Н.Холопов - СПб.: Лань, 2003. - 543 с.

167. Холопов Ю.Н. Скрябин и гармония XX века / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый - М.: Изательское объединение «Композитор», 1993.

168. Холопов Ю.Н. Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова / Ю. Н. Холопов // Музыка Эдисона Денисова: материалы науч. конф. / ред-сост. В. Ценова. - М.: МГК, 1995. - С. 76-94.

169. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. - М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - 260 с.

170. Чередниченко Т.В. В режиме музыкального времени / Т.В. Чередниченко // Новый мир. - 2001, т. № 8. - с. 152-170.

171. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: в 2 т. / Т.В. Чередниченко. Долгопрудный: Аллегро-пресс. - 1994- 2 т. - 334 с.

172. Швецов Е.В. Интернет ресурс: http: // info.philos.msu.ru/person.php?pid=1227, дата обращения 12.06.2012.

173. Щербакова Н.В. Новый звуковой мир в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX века: диссертация ... кандидата искусствоведения: 24.00.01 / Щербакова Наталья Владимировна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009. - 186 е.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/123

174. Шестаков В.П. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / В.П.Шестаков - М.: Музыка, 1966. - С. 564.

175. Шнитке А.Г. На пути к воплощению новой идеи / А.Г. Шнитке // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / сост. A.M. Гольцман; общ. ред. М.Е.Тараканов. -М.: Советский композитор, 1982. - С. 104-107.

176. Эйзенштейн С.М. Вертикальный монтаж // Избр. произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. - Т. 2. - С. 189 - 269.

177. Юм Д. Сочинения в 2-х т. Т.2 / Д. Юм. - М.: Мысль, 1965. - С. 378.

178. Якушевич М.В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи: Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : Новосибирск, 2004, - 249 с. РГБ ОД, 61:04-17/168

179. Ямвлих. О египетских мистериях / Перевод с древнегреч., вступит, статья Л.Ю.Лукомского. Комментарии Р.В.Светлова и Л.Ю.Лукомского. - М.: Изд-во АО «Х.Г.С.» - 1995. - 288 с.

180. Яныпин П.В. Введение в психосемантику цвета / П.В. Яныпин. - Самара: Пиквик- club, 2001. - 200 с.

181. Allesch С. G. Geschihte der psychologischen Asthetik. Von, Zurich, 1987. S. 288-375.

182. Arnold Schonberg Wassily Kandinsky. Briefe, Bilder und Dokumentee einer ausergewôhnlichen Begegnung. - Salzburg und Wien: Residenz Verl., 1980. -279 S.

183. Ashmore J. Sound in Kandinsky's Painting// Journal of Aesthetics and Art Criticizm. - 1977. - Vol. 35/ 3. - P. 329 - 336.

184. Cytowic R.E. Synesthesia and mapping of subjective sensory dimensions // Neorology. 1989. Jun; 39(6). - S. 849-850.

185. Cytowic R.E. Synesthesia I. A review of major theories and their brain basis. // Brain and Cognitive. 1982. Jan. 1(1). - S. 23-35.

186. Cytowic R.E. Synesthesia II. Psychophysical relations in the synesthesia of geometrically shaped taste and colored hearing. // Percept Mot Skills. 1983. Feb. 56(1).-S. 118.

187.

188,

189.

190,

191,

192,

193

194,

195,

196

197

198

199

200

201

202

^P) J

Cytowic R.E. The Man Who Tasted Shapes. New York: Jeremy Tarcher/Puntam, 2003. - 274 s.

Experiment/ Эксперимент. Organica. A Symposium on the Non-Objective World of Nature in the Russian Avant-Garde/A Journal of Russian Culture, Los Angeles, 2000. - Vol. 6. - 88 p.

Fechner G. T. Vorschule der Asthetik. Bd. 1-2, Leipzig, 1871. Grossenbacher P., Lovelace C. Mechanisms of synesthesia: cognitive and physiological constraints / P. Grossenbacher, C. Lovelace. Trends in Cognitive Sciences. 2001. - Vol. 5, № 1.

Hahl-Koch J. Kandinsky, Schonberg and their Parallel Experiments// Schonberg

and Kandinsky An historic encoimter. - Hague, 1997. - P. 67-87.

Hahl-Koch J. Kandinsky. - New-York: Rizzoli, 1993. - 431 p.

Kandinsky. Du theatre. - Edition Jessica Boissel. - Paris, 1998. - 400 p.

Kurt E. Musikpsychologie. Berlin, Max Hesse, 1931. - 324 p.

Marks L.S. On colored-hearing Synesthesia: Cross-Modal Sranslations of

Sensory Dimensions // Psychological Bulletin. -1975* - H 82. - P.303-331.

Marks L. The Unity of Senses: Interrelations of Modalities. N. Y., 1978.- 74 S.

Osgood Ch.E. The Cross-Cultural Generality of Visual-Verbal Synesthetic

Tendencies // Semantic Differential Technique. A sourcebook // S.G. Sicler &

Ch.E. Osgood (Eds). Chicago, 1969. P. 561-584.

Pribram K. Commentary on "Synaesthesia" by Ramachandran and Hubbard / К Pribram-Journal of Consciousness Studies, 10, 2003, - No. 3, - P.212 -217. Richards J. The Principles of Literary Criticism / J. Richards. London, 1924. -211 p.

Ringbom S. The Sounding Cosmos. A study in the spiritualism of Kandinsky and the genesis of abstract painting. - Abo, 1970. - 226 p. Roetel Hans K., Benjamin Jean K. Kandinsky. - N.Y., 1979. - 172 p. Stuckenschmidt H. H. Kandinskiy und A. Schonberg - Modeme Kunst// Universitas. - 1977- Vol. 32/3. - P. 235-238.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.