Проблема социального идеала у В. В. Розанова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Шульгина, Лилия Александровна

  • Шульгина, Лилия Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 126
Шульгина, Лилия Александровна. Проблема социального идеала у В. В. Розанова: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1999. 126 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шульгина, Лилия Александровна

Введение.

Глава 1. Методологические вопросы трактовки социального идеала в истории русской философии конца XIX -начала XX вв.

§1. Понятие социального идеала в истории философии.

§2. Идейные предпосылки и особенности обоснования социального идеала в русской философии конца XIX - 29 начала XX вв.

Глава 2. Концепция социального идеала В. В. Розанова.

§1. Эволюция социально-философских взглядов В.В. Ро- 47 занова.

§2. Вопросы пола, семьи и нравственного воспитания.

§3. Проблема взаимоотношения церкви и государства в 78 "Метафизике христианства".

§4. Тема исторических судеб России и русского народа в 94 творчестве позднего Розанова (1905 - 1919).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема социального идеала у В. В. Розанова»

Актуальность проблемы. Человек как центральная фигура бытия в универсуме является основным объектом философских разысканий. Объективно происходящая его функционализация в общественном бытии, в экзистенции, создает новые, как теоретически, так и прагматически насущные проблемы. Как сочетать уникальность и центральность — в философском смысле — человека с его экзистенциальными ограничениями — с превращением или даже просто с возможностью его превращения — как по своей воле, так и по воле внешней — в полное ничтожество, скажем, в лагерную пыль? Вот великий вопрос, который по-своему задавали себе и по-своему решали все выдающиеся философы, их предшественники и наследники. Для отечественной философии, где практически, за исключением двух-трех последних столетий, в прямой и адекватной форме сугубо гносеологические, да и онтологические задачи прямо не ставились и не решались, это вообще основной предмет рассмотрения, причем не всегда в вербальной, и не всегда в текстуальной форме, что придает ей особую значимость и привлекает неугасаемое внимание в широком мире. «Вспомним, отмечал на «круглом столе» в «Вопросах философии» Л.А. Аннинский, что в истории России эпоха бессловесности — не новость. Кажется, у Флоренского в «Иконостасе», да и у Федотова были замечания на тот счет, что в общем-то доломоносовская эпоха достаточно бессловесна, особенно Киевская Русь, которая через иконопись, через цветопись каким-то образом себя духовно собирала. Слово никогда не исчезало, но оно не всегда несло коренную функцию»1. Еще более определенная дефиниция ситуации

1 Книжность как феномен культуры (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1994, № 6-7, с. 3. в отечественной духовной истории высказана М.Н. Громовым: «Основные парадигмы христианского мировидения в их концентрированном бого-словско-философском выражении воплощены не только в рукописных и печатных текстах, но и в невербальных источниках. Средневековый храм был не только местом молитвы (наверное, эти замечания можно отнести и в отношении язычества и его памятников. — Л.Ш.), но и объемной моделью космоса и социума е особой системой росписи и организации пространства»2. Невербальной, как нам представляется, была и философия Спасителя, по крайней мере не было авторизации текста и подгонки его под строгие каноны актуально конвенциональных представлений о научности, а авторизация Слова несмолкаемо идет вот уже которое тысячелетие, и края этому процессу не видно. А казалось бы, всего какая-то сотня не во всем синоптических записей постфактум.

Вековая философская мысль проявлялась и в живописном образе и в образе жизни молчальника, в архитектуре храма, а не просто и не только в строго формализованном жанре философского трактата.

Тема диссертации Проблема социального идеала у Розанова является одним из способов анализа этой характернейшей особенности русской философской мысли. Рассмотрение проблемы социального идеала, определение его в контексте российской истории была одной из важнейших в конца XIX - начале XX вв., являясь, пожалуй, самой острой из всех задач, решаемых, и до сих пор окончательно не решенных в России.

Мыслители каждой эпохи по-разному видели эту проблему. Она становилась предметом углубленных теоретических исканий, философских исследований и размышлений в эпохи исторических кризисов, социальных перестроек.

2 Громов М.Н. История русской философской мысли // История философии. Запад — Россия — Восток. Кн. 1. М.: ГЖ, 1995, с 450.

Современное российское общество вновь оказалось в состоянии глубокого кризиса. Очевидным и своевременным является сравнение российской действительности в наше время с той исторической ситуацией в которой Россия была на рубеже XIX - XX вв. Необходимость решения актуальных задач современной российской действительности делают безотлагательным осмысление достижений отечественной историко-философской мысли.

Анализ специфики отечественной религиозно-философской традиции, которую представляет В. Розанов помогает, на наш взгляд, решению ряда, как общих теоретических проблем, так и более конкретных вопросов связанных с осмыслением исторических форм социальных идеалов. Речь идет, прежде всего о том, чтобы более основательно осмысливать глубину диалектической связи и обусловленности философии, религии, науки и других видов ментальной деятельности, степень взаимной зависимости теоретико-познавательной, социальной и мировоззренческой функций философии. Эти проблемы, по сути, были главными для философии В.В. Розанова — представителя отечественной религиозно-идеалистической философской мысли3 В своих ярких работах мыслитель продолжает сложившиеся в русской философии традиции славянофилов и примыкавших к ним течений, представленные трудами A.C. Хомякова, H.H. Страхова, К.Н. Леонтьева, а также B.C. Соловьева и др., которые с его точки зрения являются приемлемой основой для глубокого осмысления социального и духовного развития России.

В. Розанов осуществил философский анализ не только проблем отечественного прошлого, но пытался осмыслить глобальные закономерности

3 Так, выдающийся русский православный философ и авторитетный зарубежный исследователь отечественной философии В.В. Зеньковский отмечал, что "с самого начала (то есть уже в книге "О понимании") Розанов проявил себя как религиозный мыслитель. Таким он оставался и всю жизнь, и вся его духовная эволюция совершалась, так сказать, внутри его религиозного сознания"(Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т.2, ч. 2. Л.: ЭГО, 1991, с. 268. исторического развития человечества и предпринял попытку сформулировать общие принципы и нормы социального бытия. Основные его темы — это семейный вопрос, философия пола, судьба России и христианства. Нравственные искания В.В. Розанова и интимные интеллектуальные переживания протекали в общих рамках христианской культуры, основные, ценностно-значимые мотивы и вытекающие из них выводы были заданы Розанову православной линией христианской религии, хотя ортодоксальным православным мыслителем Розанов не был.

Сегодня обращение к философскому наследию выдающихся мыслителей нашего недалекого прошлого, среди которых В.В. Розанов может быть признан одним из самых глубоких, особенно важно, так как современное развитие нашей страны привело общество к положению, по сути дела воспроизводящему противоречия прошлого и будущего России. Изучение наследия В. Розанова с точки зрения глобальных проблем. Может помочь в решении практических, общественно-политических задач современности.

Изученность проблемы. Разноплановая деятельность Розанова породила и весьма обширную литературу о нем. В конце XIX - начале XX вв. воззрениям В.В. Розанова уделили внимание его и наши выдающиеся современники4. B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев и др., обращали внимание на своеобразие религиозной философии Розанова,

Весьма неоднозначно оценивается философия В.В. Розанова в современной отечественной историографии. В.А. Кувакин в своих критических

4 См.: Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1989, т. 2, с.498 - 548: Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989, с. 160, 412, 435 и др.; Его же. Самопознание. М.: Книга, 1991, с.360 -366; Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991, с. 116; Изгоев A.C. //Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991, с. 108, 147 -149. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990, с. 462 -464, 530; Его же. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994, с. 76 -78, 146; его же Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991, с. 511, 510). очерках о взглядах В.В. Розанова, отмечает консервативные аспекты его творчества, его эксцентричность, противоречивость его мысли и экстравагантную постановку им социально-философских проблем5. В книге В.В. Фатеева6 дан очерк жизни и основных идей В. Розанова, мировоззрение философа интерпретируется как виталистский вариант экзистенциализма. С.Н. Носов в своей монографии7 обращает внимание на эстетизм Розанова и проблему свободы в его творчестве и попытку дать свою альтернативу в решении этой проблемы. Отдельные аспекты взглядов В.В. Розанова относительно проблемы социального идеала затронуты в монографии С.В. Пишуна8. Исследователь обращает внимание на источник формирования социальных взглядов, на отношение Розанова к некоторым направлениям общественного движения в России конца XIX - начала XX вв. Весьма фрагментарно изложены взгляды В.В. Розанова в обзорных работах по истории русской философии, служащих учебными пособиями для высшей школы9.

5 См.: Кувакин В.А. Религиозная философия в России нач. XX века. М.: Мысль, 1980; Его же.Василий Васильевич Розанов: "Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти" // Вестник Моск. ун-та, сер 7: филос., 1989, № 3, с. 43 - 57.

6 См.: Фатеев В.В. В.В. Розанов: жизнь, творчество, личность. Л., 1991. - 368.с.

7 См.: Носов С.Н. В.В. Розанов: эстетика свободы. СПб., Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. -206 с.

8 См.: Пишун С.В Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток: Изд-во Даль-невост. ун-та, 1993,- 151 е.: см. также: Его же. Социально-антропологические построения "философии понимания" В.В. Розанова. Уссурийск: Изд-во гос. пед. инст-та, 1990. - 35 е.; его же. Источники формирования социальных взглядов В.В. Розанова и его отношение к некоторым направлениям общественного движения в России конца XIX в. Уссурийск: Изд-во гос. пед. инст-та, 1984, - 15 с.

9 См., например: Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Наука, 1995, стр. 165; Новиков А.И. История русской философии. СПб.: Лань, 1998, стр. 223. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на Дону: Феникс, 1996, с. 216 -217 маленький очерк, есть и тексты; История философии: Запад — Россия — Восток. В 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: ГЖ, 1993 — 1999, кн. 3-я, с. 372 -375. Сто русских философов. Биографический словарь / Составитель и редактор А.Д. Сухов. М.: Мирта, 1995, с. 206 - 208; Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995, с. 448 - 456; Русские философы: конец 19-го — середина 20 века / Антология. М.: Кн. палата, 1994, с.26 - 42 и др.

Концепция социального идеала В.В. Розанова в комплексе не была предметом специального исследования. Между тем, как нам представляется, это одна из наиболее актуальных, вызывающих живой общественный интерес проблем, тем более у такого самобытного глубокого мыслителя, как В.В. Розанов. В этом аспекте диссертант стремится продолжить наработки, достигнутые в решении проблем социального идеала, ветлужского философа.

Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы на основании анализа совокупности идей содержащихся в разрозненном виде в трудах В.В. Розанова, реконструировать его концепцию социального идеала и рассмотреть эту концепцию в общем контексте проблемы социального идеала в русской идеалистической философии конца XIX - начала XX вв.

Проанализировав историческую почву формирования взглядов В.В. Розанова, условия, идейные предпосылки и особенности обоснования им социального идеала; проследив эволюцию взглядов мыслителя по проблеме социального идеала.

Методологическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили социально-философские труды выдающихся русских философов конца XIX - начала XX вв. (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, C.JI. Франк и др.) и классиков мировой философии (И. Кант, Гегель, JI. Фейербах). Использованы современные философские труды, посвященные проблеме социального идеала (В.Е. Давидович, Э.В. Ильенков, И.Т. Фролов, JI.H. Коган, Е.М. Амелина и

ДР-)

Большую помощь при исследовании оказал опыт осмысления русской религиозной философии современными исследователями А.И. Абрамовым, A.A. Ермичевым, В.А. Кувакиным, С.М. Половинкиным, B.C. Сер-биненко, С.С. Хоружим,и др. При анализе настоящей темы мы стремились оптимально использовать методологический и научно-теоретический арсенал, накопленный в области изучения проблем истории мировой и отечественной философии такими исследователями, как Н.В. Мотрошилова, Л.Н. Митрохин, П.П, Гайденко, М.Н. Громов, М.А. Маслин, А.Н. Николюкин, А.Д. Сухов и д.р.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Впервые осуществлен историко-философский обзор взглядов отечественных философов на проблему социального идеала. Определено место и роль проблемы социального идеала в философских взглядах В.В. Розанова в общем контексте истории русского идеализма конца XIX - начала XX вв.

2.Реконструирована концепция социального идеала В.В. Розанова, которая сводится к следующим основным положениям:

3.Главное в социальном идеале В.В. Розанова - идея общества в котором церковь и государство представляют различные по функциям неразрывно связанные друг с другом части одного живого организма, причем государство выступает как особая форма божественного духа, заимствующая свои цели от церкви, а церковь, в силу своей древности и универсальности, как основной духовный авторитет определяющий общие цели социального устройства общества;

4.Общим историческим фоном, на котором В. Розанов размышляет о социальном идеале является его идея о том, что русские являются и не западным и не восточным народом, а народом у самобытности которого есть глубинные корни;

5.Конкретным выражением идеала выступает "Домострой", что дает основание определить социальный идеал Розанова как разновидность консервативно-ретроспективных утопий;

6.Составной частью социального идеала Розанова является идея семьи как "малый мир" (микрокосмос) слитый с церковью и выступающий в качестве начала религиозной жизни общества;

7.Одной из важнейших составляющих социального идеала Розанова является идея "целостной личности", как основы социального строя жизни общества, продукт воспитания в семье и образования в обществе, носителя социокультурного опыта с объемом знания, соответствующего ценностям христианской религии.

Данные положения выносятся на защиту:

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в разных сферах научно-теоретической и учебно-образовательной деятельности, особенно в курсах по истории отечественной философской мысли.

Апробация работы. Основные положения диссертации освещались на научных конференциях фестиваля "Вехи" г. Кострома, межрегиональных научно-теоретических семинарах и конференциях в Костромском государственном университете, на научно-практической конференции преподавательского состава по секции общественных наук Костромской сельскохозяйственной академии, в секторе по истории русской философии института философии г. Москва и отражены в соответствующих публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Шульгина, Лилия Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги рассмотрению проблемы в главе второй, необходимо отметить, что историко-философский анализ общетеоретических истоков философии В.В. Розанова свидетельствует о том, что его учение содержит в себе в опосредованном виде важнейшие достижения русской христиан-ско-философской традиции, античной и средневековой мысли. Философия В.В Розанова соединила в себе систему взглядов, созданную в русской религиозной философии на базе определенного философствования, содержащего иррациональное, мистические и религиозные мотивы, философ не просто переносит в свою теорию положения других философских учений а оригинально трактует их, создает свой понятийный аппарат и свой метод философского исследования.

Становление философского мировоззрения и в частности его философской концепции социального идеала явилось во многом фактом закономерным в истории идеалистической философии, поскольку определялось основными тенденциями исторического и социокультурного процесса в России на рубеже веков. Следует отметить, что поворот к социальным проблемам в мировоззрении Розанова, как и большинства русских философов того времени, был определен всей атмосферой духовных исканий и охватившим страну социальным движением. Развитие философского мировоззрения Розанова протекало в тесной связи с политическими событиями и вызреванием идеалистической социально-философской мысли. Однако, при всем своем внимании к охватившим Россию политическим событиям, Розанов, прежде всего, был мыслителем. В его социальных исканиях и концепции метафизики христианства воплотилось редкое сочетание русской души и трезвого, глубокого ума. Розанов вместе с тем, всегда находил практический выход в реальность. В пределах такой философской системы были естественными вопросы о социальных идеалах и оптимальных формах общественной организации, о роли различных культур, о вкладе различных стран, в том числе и России, в постепенный прогресс человечества.

По существу, проблема социального идеала, центральная в философской системе В. Розанова, привлекала его внимание на протяжении всего творчества. Пытаясь осмыслить понятие «идеал», Розанов диалектически развивает его в своих трудах, движется мыслью от христианского идеала, связанного с реалиями повседневной действительности, к идеалу в его глубинном, метафизическом смысле как сущности - корня и ядра человеческой души.

Смысловой доминантой проблемы социального идеала является его концепция жизни. Какова цель человеческой жизни? Ответ в особенностях розановского мироощущения, в его специфическом взгляде на жизнь. Он определил пути изучения природы человека, положив в основу духовное начала. Помещая личность как бы в промежутке между эмпирическим и духовным бытием, философ наделяет ее субстанциальными качествами и того и другого, не противопоставляя мир, человека и божественную первооснову, а раскрывая их в качестве органических самоорганизующихся систем, взаимодействие которых строится не по принципу причинно-следственных связей, а носит более сложный коррелятивный характер. Сущность человеческой субъективности он исследует во всем многообразии бытия и всех сферах жизнедеятельности. В качестве своеобразного и оригинального подхода к проблеме социального идеала необходимо выделить одну из характерных черт его мировоззрения - это его связь с бытийным знанием реалий повседневной деятельности. В соответствии с характерным подходом к анализу социальной жизни, он стремился выделить основные структуры социальной общности. Таковыми он считает государство, церковь, семью и школу. Согласно Розанову вышеуказанные институты рассматриваются в той взаимосвязи, в какой они становятся значимыми для человека, в какой они реально ориентированы на него в своих действиях. Их он принимает за основу "органического" понимания общественной жизни.

В построении своей утопической модели философ исходил прежде всего из того, что система воспитания и просвещения представлялась в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества, так как перед воспитанием стоит прежде всего практическая задача, связанная с определенной организацией бытия человека, его жизни и деятельности. Учитывая особенности культурно-исторического процесса, Розанов понимал, что государство и православная церковь оказались включенными в систему реальных отношений. Церковь им рассматривалась не просто как фактор духовной культуры, но и как единственная основа духовных ценностей в полноценной национальной жизни, и вместе с тем религия для философа была "сверхъестественным средством понимания человеком своего собственного "Я", своего народа, своей истории и своего места в системе вещей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шульгина, Лилия Александровна, 1999 год

1.Акулинин В.Н. Философия всеединства от Вл. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. - 158 с.

2. Айрапетов А.Г., Юдин А.Н. Западноевропейский утопический социализм нового времени. M.: ВШ, 1991. 203 с.

3. Актуальные проблемы истории русской философии в XIX веке. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. 172 с.

4. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // Общественные науки и современность, 1997, № 3, с. 65 -74.

5. Барабанов Е.В. В.В. Розанов // Розанов В.В. Том 1. Религия и культура. М.: Правда, 1990, с. 3 16.

6. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

7. Бердяев H.A. Судьба человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256 с.

8. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.

9. Бердяев H.A. Учение о перевоплощении и проблема человека // Наука и религия, 1991, № 9, с. 23-26.

10. Ю.Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.-446 с.

11. П.Бердяев H.A. Вопль русской церкви // Наука и религия, 1991, № 4, с.6 -7.

12. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналисти-ческой философии. М., 1972. 22 с.

13. Бердяев H.A. Русская идея // Русская философия. Конец XIX начало XX века. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. - 592 с.

14. Бердяев H.A. О русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. 4.1. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991 -240 с.

15. Бердяев H.A. О русской философии. 4.2. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991. 288 с.

16. Бердяев H.A. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс, 1991. 84 с.

17. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1994.-541 с.

18. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1994. 508 с.

19. Бердяев H.A. Философия неравенства / Сост., авт. предисл. и примеч. Л.В. Поляков. М.: ИМКА-Пресс, 1990. 285 с.

20. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.- 233 с.21 .Безносов В. Путь к духовному синтезу. О религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге // Звезда, 1993, № 3, с. 164 -170.

21. Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993.-252 с.

22. Бобров Е.А. Философия в России: Материалы, исследования и заметки. Вып. 1 6. Казань. 1990.

23. Болдырев В.И. Судьба России в философии истории Вл. Соловьева: Дис. . канд. филос. н. М., 1993.

24. Болдырев Н. Молитва по имени Розанов // Волга, 1994, № 2, с. 140159.

25. Бородавкин C.B. Формирование представлений о человеке как высшей ценности. Л., 1975. 11 с.

26. Будущее человеческого общества. М.: Мысль, 1971. 399 с.

27. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903 347 с.

28. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество / Сост., вступ. ст. и ком-мент. С.М. Половинкина. М.: Русская книга, 1992. 528 с.

29. Булгаков C.H. Свет Невечерний. Созерцания и умонастроения. М.: Республика, 1994. -415 с.

30. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Споры о судьбах России. Новосибирск: Наука, 1991. 350 с.

31. Булгаков С.Н. Без плана // Вестник МГУ, серия 7: философия, 1989, №6,- с. 51-61.

32. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. // Наука и религия, 1989, №11, с.24-29.

33. Бычко A.B. У истоков христианского иррационализма. Киев.: Политиздат, 1984. 190 с.

34. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.К., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991. 501с.

35. Вехи: Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910. М.: Мол. гв., 1991.-463 с.

36. Возвращение забытых имен: Павел Флоренский. М., 1991. 43 с.

37. Власенко К.И. Концепции истории русской философии. Конец XIX нач. XX в. // Вестник МГУ, серия 7: философия, 1988, № 5, с.16-23.

38. Власть и право. Из истории русской мысли. /Сост. А.В.Поляков, И.Ю.Козлихин. Л.: Лениздат, 1990. 317 с.

39. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии, , Нью-Йорк: Изд-во им. А.П. Чехова, 1955. 296 с.

40. Вышеславцев Б.П. Христианство и социальный вопрос. СПб., 1962. -37 с.

41. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение русской души. М.: Наука, 1993.-126 с.

42. Гайденко П.П. "Вехи" неуслышанное предостережение // Вопросы философии, 1992, № 2, с. 103-122.

43. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии, 1994, № 6, с.47-54.

44. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия XI XIX вв. Л.: Наука, 1970.-651с.

45. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992. 204 с.

46. Гачев Г.В. Русская дума. Портреты русских мыслителей. М.: АПН, 1991.-276 с.

47. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. М.: Соцэкгиз, 1938. 471с.

48. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения / Переводы, вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсесянца. М.: Наука, 1978. 438 с.

49. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 12. М.: Соцэкгиз, 1938. 471 с.

50. Голлербах Е. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. Петроград, 1922. -256 с.

51. Голлербах Е. Религиозно-философское издательство "Путь" 1910 -1919 гг. // Вопросы философии, 1994, № 4, с. 129-163.

52. Горбач К.И. Розанов Василий Васильевич // Сто русских философов. М.: Мирта, 1995, с.206 208.

53. Grinko W. Mistyka i rewolucja (на польском языке: Мистика и революция) // Biuletyn Instytutu Filozofsko-Historycznego Wyzszej Szkoly Pedagogicznej w Czestochowie (IFHWSPC), 1997, № 1 (8).

54. Гринько B.C. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Но очень хочется // Отражения, 1997, № 1.

55. Гринько B.C. К вопросу о структуре духовного 1 // Отражения,1997, №1.

56. Гринько B.C. К вопросу о структуре духовного 2 // Отражения,1998, №2.

57. Гринько B.C., Морева A.M. Что за горизонтом? // Урал, 1996, № 2.

58. Гринько B.C. Общество, человек и власть // В поисках истины. Кострома: Костромск. отд-ние филос. общ-ва СССР, 1990.

59. Гринько B.C. Проблема человека в философскмх воззрениях Анто-нио Грамши // Философские науки, 1983, № 2.

60. Гринько B.C. Русская идея хорошо, а костромская лучше? // Отражения, 1998, № 2.

61. Гринько B.C. О структуре виртуального // Актуальные проблемы науки в агропромышленом комплексе / Материалы межвузовской научно-практической конференции. Т. 1. Кострома, 1998.

62. Грифцов Б. Три мыслителя (В. Розанов, Д. Мережковский, JI. Шестов). М., 1910.

63. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии, 1994, № 1, с.54-60.

64. Гулыга A.B. Философия в поисках смысла жизни // Диалог, 1990, № 12, с.96-99.

65. Гулыга A.B. Русский религиозно-философский ренессанс // Наш современник, 1990, № 7, с. 186-187.

66. Давидович В.Е. Социальная справедливость. Идеал и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1989. 255 с.

67. Дам Г. Русская философия. Традиции и современность // Русская философия XIX начала XX века. М., 1987. 162 с.

68. Дамье Н.Б. Философия истории К.Н. Леонтьева. Дис. . канд. фи-лос. н. М., 1993.

69. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: МГУ, 1989.- 199 с.

70. Дуденков В.Н. Философия веховства и модернизм. Критика антигуманизма и эстетизма в России рубежа XX в. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 159 с.

71. Ермичев A.A. "Проблемы идеализма" и "Очерки реалистического мировоззрения" полемика о социальном идеале // Философия и освободительное движение в России. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 225 с.

72. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. -302 с.

73. Из глубины: Сб. статей о русской революции / Вступ. ст. Н. Полторацкого и Н. Струве. Нью-Йорк: Телекс, 1991.-331 с.

74. Из истории социальных движений и общественной мысли. М.: Наука, 1981.-220 с.

75. Из истории религиозной философии в России XIX нач. XX в. / Под ред. А. Д. Сухова. М.: Наука, 1990. - 128 с.

76. Из истории русской философии XIX нач. XX в. М., 1990. - 128с.

77. Из истории русской гуманистической мысли: М.: Просвещение. 1993. -287 с.

78. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464с.

79. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319с.

80. Ильин В.Н. Бердяев и судьбы русской философии // Звезда., 1993, №11, с. 124- 144.

81. Ильин И.А. О грядущей России. Избр. ст. Джорданвилл, Нью-Йорк: Совм. изд. Св.-Троицкого Монастыря и корпорации Телекс, 1991. -367 с.

82. Ильин И.А. О России. (2-е изд.) М.: ТРИТЭ, Рос. Арх., 1995. -31' с.

83. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России кон. XIX нач. XX в. М.: Наука, 1991.-272 с.

84. Интеллигенция. Власть. Народ / Антология. М.: Наука, 1993. 336с.

85. История русской философии: состояние и перспектива изучения / Материалы "круглого стола'У/Философские науки, 1989, № 8, с. 81 100.

86. Камилов М.К. Формирование новой личности. Философские и социологические аспекты. М., 1975. 214 с.

87. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т.5. М.: Мысль, 1966 564 с.

88. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т.З. М.: Мысль, 1964 799 с. ЮО.Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М.: Ренессанс, 1992 - 323 с.

89. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М.: Наука, 1977.-335 с.

90. Книжность как феномен культуры (материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1994, № 6 7, с. № - 36.

91. ЮЗ.Ковальчук Н.Л., Руденко Л.Ф. Целеполагание и идеал в процессуальной природе научного предвидения // Вопросы философии, 1984, №3, с. 140.

92. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991 186 с.

93. Кошарный В.П. У истоков советской философской науки 1917 -1922 гг. М., 1981. 181 с.

94. Кравченко В.В. Основные истоки русского мистицизма XIX века // Философские науки, 1990, № 5, с.50 58.

95. Кремнев Г. Константин Леонтьев и русское будущее // Наш современник, 1991, № 12, с. 167 168.

96. Кувакин В.А. Религиозная философия в России нач. XX в. М.: Мысль, 1980. 309 с.

97. Кувакин В.А. Василий Васильевич Розанов: "Моя душа сплетена из грязи, нежности, и грусти"// Вестник МГУ, серия 7: философия, 1989, № 3, с. 43 57.

98. ПО.Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976. 208 с.

99. Ш.Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М.: Знание, 1988. 64 с. 112.Курганская В.Д. Религиозно-философское сознание в России нач. XX в. как социально-политический феномен. Дис. . канд. филос. н. М., 1987.

100. З.Левицкий С.А. Очерки из истории русской философии и общественной мысли. Франфуркт-на-Майне, 1981. 417 с.

101. П4.Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854 1951. СПб.: Пушкинский фонд. 1993. -637с.

102. Леонтьев К.Н. Записки отшельника / Публицистические и философские статьи. М.: Русская книга., 1992. 533 с.

103. К.Н. Леонтьев наш современник / Сост. Б. Адрианов, Н. Мальчев-ский. СПб.: Чернышев, 1993. 462 с.

104. П.Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990, № 4, с.З 7.

105. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.719с.

106. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., Высш. шк., 1963. -583с.

107. Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

108. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литер, размышления философа. М.: Сов. писатель, 1990. 318 с. !

109. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. -478 с.

110. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432с. 124Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. - 662 с.

111. Лосский Н.О. Условие абсолютного добра: Основы этики. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

112. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992. 207 с.

113. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Прогресс, 1990. -215 с.

114. Малинин В.А. История русского утопического социализма второй половины XIX нач. XX в. М.: Наука, 1991.-272 с.

115. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

116. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

117. Мережковский Д.С. В тихом омуте. Ст. и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991 496 с.

118. Мережковский Д.С. Больная Россия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.-272 с.

119. Мережковский Д.С. Тайна Запада: Атлантида Европа. Белград, 1930. - 532с.

120. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. 463 с.

121. Митрохин JI.H. Философия религии. М.: Республика, 1993. 414с.

122. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. Историко-теоретический очерк. М.: Наука, 1985. 172 с.

123. Мыслители русского зарубежья. СПб.: Наука, 1992 461 с.

124. Налепин А.Л. «Книга это быть вместе» // Розанов В.В. Сочинения. М.: Сов. Россия, 1990, с.З - 24.

125. Неволин С.Б. Василий Васильевич Розанов // Русские философы: конец 19-го нач 20-го века. Антология. М.: Кн. Палата, 1994, с. 26 - 42.

126. Николюкин А.Н. В.В. Розанов и его миросозерцание // Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990, с. 5 20.

127. Николюкин А.Н. В.В. Розанов и П.А. Столыпин // Наш современник, 1991, № 3, с. 151-167.

128. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991634с.

129. Новгородцев П.И. Сочинения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. М.А. Колеров и Н.С. Плотников. М.: Раритет, 1995. 446 с.

130. Носов С.Н. В.В. Розанов. Эстетика свободы. СПб., Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 206 с.

131. Одинцов М.И. Государство и Церковь. История взаимоотношений 1917 1938 гг. М.: Знание, 1991. - 63 с.

132. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. М.А. Маслина М.: Наука, 1990. -528 с.

133. Отношение человека к иррациональному / Под ред. Д.В. Пивова-рова. Вып.1. Свердловск. Изд-во Уральск, ун-та, 1989. 320 с.

134. Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х томах. Т.2. M-JL, 1950.

135. Очерки истории русской этической мысли. М., Наука, 1976 399с.

136. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.: Наука, 1993. -432 с.

137. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операциональный аспект. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1986. 130 с.

138. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX первой трети XX столетия. М.: ИНИОН РАН, 1997.-316 с.

139. Письма В.В. Розанова к Э.Ф. Голлербаху / Подготовка текста публ. и коммент. Е. Голлербаха // Звезда, 1993, №8, с. 96 137.

140. Пишун C.B. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993. 151 с.

141. Пишун C.B. Социально-антропологические построения "Философии понимания" В.В.Розанова. Уссурийск: Гос. пед. ин-т, . 1990. -35 с.

142. Пишун C.B. Источники формирования социальных взглядов В.В. Розанова и его отношение к некоторым направлениям общественного движения в России конца XIX в. Уссурийск: гос. пед. ин-т, 1984. 15 с.

143. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия / Предисл. и публ. И.А Соврина // Вопросы философии, 1992, № 2, с. 123 140.

144. Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, 1924. 247 с.

145. Природа человека и социализм. Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1991. -202 с.

146. Религиозно-идеалистическая философия в России XIX нач. XX в. М., 1988 - 135 с.

147. Русская идея / Сост. и авт. вступл. М.А. Маслин; коммент. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1992. 496 с.

148. Русская философия. Конец XIX начало XX в. Антология / Вступ. ст. A.A. Ермичева, сост. и примеч. Б.Е. Емельянова, A.A. Ермичева. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. - 592 с.

149. Русские философы. Конец XIX середина XX в. Библиографические очерки. М., 1993. - 357 с.

150. Русское зарубежье. Лениздат, 1991. 438 с.

151. Розанов В.В. Алексей Степанович Хомяков. К 50-летию со дня кончины его // Вестник МГУ, сер. 7: фи л ос., 1989, № 4, с. 82 90.

152. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. // Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990, с. 402 438.

153. Розанов В.В. Война 1914 года и русское возрождение. Пг.,1915. -234 с.

154. Розанов В.В. В чаду войны. М., 1916. 61 с.

155. Розанов В.В. Из припоминаний и мыслей об A.C. Суворине. М.: Патриот, 1992- 117 с.

156. Розанов В.В. Историческая роль Столыпина // Наш современник, 1991, №3, с. 152 155.

157. Розанов В.В. Красота в природе и ее смысл. М., 1895. 83 с.

158. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и русская церковь // Розанов В.В. Т.1., М.: Правда, 1990, с.355 -371.

159. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. М.: Дружба народов, 1990. 304 с.

160. Розанов В.В. Место христианства в истории. М., 1990. 38 с.

161. Розанов В.В. Мимолетное 1915 год // Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992, с. 258 295.

162. Розанов В.В. Наша русская анархия // Моссковский еженедельник, 1910, №14, с. 50 54.

163. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития / Сост., вступ. ст. В.В. Ерофеева, коммент. О. Дарка. М.: Искусство, 1990. 604 с.

164. Розанов В.В. Опавшие листья. // Розанов В.В. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1990. с.277 - 629.

165. Розанов В.В. О подразумеваемом смысле нашей монархии. СПб., 1912.-87 с.

166. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1886. 738 с.

167. Розанов В.В. О «русских богоискателях» // Живая жизнь, 1908, №1, с. 5- 8.

168. Розанов В.В. О себе и жизни своей. / Под ред. В.Сукача. М.: Моск. рабочий, 1990 - 876 с.

169. Розанов В.В. Ослабнувший фетиш. Психологические основы русской революции. СПб.: Пирожков, 1906. 24 с.

170. Розанов В.В. Перед Сахарной. // Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992 - с. 314 - 343.

171. Розанов В.В. Последние листья // Книжный угол, 1919, №6, с. 610.

172. Розанов В.В. Природа и история. Сб. статей. СПб.: Перцов, 1903. - 269 с.

173. Розанов В.В. Религия и культура. Сб. Статей. СПб., 1901. 276 с.

174. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура / Сост. и вступ. ст. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1992. 399 с.

175. Розанов В.В. Русская церковь // Розанов В.В. T.l. М.: Правда, 1990, с.327 354.

176. Розанов В.В. Русский Нил // Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990, с. 525 594.

177. Розанов В.В. Свобода и вера // Русский вестник, 1894, №1, с. 265285.

178. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Т.1. СПб., 1903. 312 с.

179. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Т.2. СПб., 1903. 359 с.

180. Розанов В.В. Смысл недавнего прошлого // Русский вестник, 1894, №12, с. 259-279.

181. Розанов В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995.-462 с.

182. Розанов В.В. Собрание сочинений. Когда начальство ушло. / Сост. П.П. Апрышко и А.Н. Николюкин. М.: Республика, 1997. 671 с.

183. Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1996. 702 с.

184. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. 558 с.

185. Розанов В.В. Сочинения. М.: Сов. Россия, 1990. 592 с.

186. Розанов В.В. Среди художников. М.: Республика, 1994. 494 с.

187. Розанов В.В. Сумерки просвещения. Сб. статей по вопросам образования / Сост. В.Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990 624 с.

188. Розанов В.В. Сумерки просвещения // Сов. педагогика, 1990. № 6,7,8.

189. Розанов B.B. Темный лик. Метафизика христианства // Розанов В.В. Том 1. М.: Правда, 1990, с.372 582.

190. Розанов В.В. Том 1. Религия и культура. М.: Правда,1990. 638 с.

191. Розанов В.В. Том 2. Уединенное. М.: Правда, 1990. 712 с.

192. Розанов В.В. Уединенное /Сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. А.Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1990 543 с.

193. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Вопросы философии и психологии, 1892, кн. 14, с. 15.

194. Розанов В.В. Черный огонь. P.: Ymca-press, 1991. 256 с.

195. Розанов В.В. Церковь «прежде почивших» и церковь живых //Новый путь. 1903. - №2 с. 227-238.

196. Розанов В.В. Эстетическое понимание истории // Руские философы (конец XIX -начало XX века), Антология. М.: Кн. Палата, 1994, с. 43 -125.

197. Русская философия XIX начала XX века. М., 1987. - 162 с.

198. Савельев JI.H. Русское богоискательство в начале XX века // Философские науки, 1989, № 6, с. 32 -47.

199. Савельева И.М. Альтернативный мир, модели и идеалы. М.: Наука,1990. 208 с.

200. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей социологов. М.: Политиздат, 1986 175 с.

201. Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т.1. М., JL: Наука, 1948.

202. Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т.2. М., JL: Наука, 1948.

203. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). М.: Изд-во РОУ, 1996.- 112 с.

204. Смирнов И.П. От «марксизма к идеализму». Н.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев. М.: Русское книгоизд. товарищество, 1995. 285 с.

205. Смысл жизни: Опыт философского исследования. М., 1992. 146с.

206. Соловьев B.C. Русский национальный идеал. По поводу статьи Н.Я. Грота в "Вопросы философии и психологии // Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1989, с. 296.

207. Соловьев B.C. Любовь к народу и русский народный идеал /Открытое письмо к И.С. Аксакову // Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. Т.1.М.: Правда, 1989, с. 293.

208. Соловьев B.C. Идолы и идеалы // Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Правда, 1989, с. 604.

209. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1989, с. 610.

210. Соловьев B.C. О духовной власти в России (1881 г.) // Социальные идеи христианства в XX веке. М., 1989. с. 115.

211. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Правда, 1989. 688с.

212. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Т.2 . М.: Правда, 1989. с.

213. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире М.: Наука, 1990. 248 с.

214. Спасовский Мих. В.В. Розанов в последние годы своей жизни. Нью-Йорк: Всеславское изд-во, 1968. 269 с.

215. Струве П.Б. В.В. Розанов большой писатель с органическим пороком // Вопросы философии, 1992, № 12, с. 79-89.

216. Судаков В.В. Источниковедение истории русской общественной мысли второй половины XIX века. Вологда, 1987. 88 с.

217. Сукач В.Г. Розанов Василий Васильевич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995, с. 448 452.

218. Суслова А.П. Годы близости с Достоевским. Дневник, повести, письма. Вступ. ст. и примеч. A.C. Долинина. М., 1928. 194 с.

219. Сухов А.Д. Русская философия: пути развития. Очерки теоретической истории. М.: Наука, 1989. 208 с.

220. Тульчий Г.Л. Об одной ошибке русской философии // Звезда, 1994, №9, с.153 162.

221. Туманов C.B. О понятии "идеал". Вестник МГУ, сер. 7: филос., 1982, № 6, с. 65 77.

222. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России второй половины XIX в. М.: Наука, 1975. - 319 с.

223. Фатеев B.B. В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991.-368 с.

224. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избр. ст. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1994. 150 с.

225. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х томах. Т.2. М.: Госполитиздат, 1955. 778 с.

226. Фирсова Л.В. Персонализм в системе русского идеализма конца XIX нач. XX в. // Вестник МГУ, сер. 7: филос., 1986, № 5, с.24-34.

227. Философия человека: традиции и современность. Вып.2. М., 1991.- 222 с.

228. Философия и освободительное движение в России: Межвуз. сб. под ред. A.A. Ермичева, С.Н. Савельева. Л.: ЛГУ, 1989. 223 с.

229. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 -511 с,

230. Франк С.Л. Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века: Антология// Посмертная редакция B.C. Франка ??????1965- 286 с.

231. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 478с.

232. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. 736с.

233. Фролов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы. 2-е изд. М.: Политиздат, 1983. 350 с.

234. Фролов И.Т. Наука и гуманистические идеалы в решении глобальных проблем // Вопросы философии, 1989, № 6, с. 115.

235. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Лит. учеба, 1991, кн. 3-я, с. 95 115.

236. Флоренский П.А. Особенное / Из воспоминаний. М.,1990.

237. Флоренский П.А., Розанов В.В. Религиозно-философские чтения. Материалы конференции. Кострома, 1992 36 с.

238. Фурье Ш. Избранные сочинения в 4-х томах. Т.2. М., Л.: Наука, 1951.

239. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия. // Вопросы философии. -1994. -№ 5. с.75 - 88.

240. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX в. // Вопросы философии. -1994. -17-8. -с.52-62.

241. Церковь, общество и государство феодальной России. М.: Наука, 1990.-351 с.

242. Черкашин Д.С. Образ высшего совершенства. Киев.: Политиздат, 1987 - 152 с.

243. Чертков Б. Православная философия и современность: Критический анализ "метафизики всеединства" и ее роли в идеологии современного православия. Рига: Авотс, 1988 - 364с.

244. Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. М-Л., 1963-192с.

245. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, 1991-303с.

246. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та. 1996 - 200 с.

247. Шерер Ю. Религиозные поиски русской интеллигенции начала XX в. // Общественные науки и современность, 1991, № 2, с. 167-174.

248. Шкловский В. Гамбургский счет/ Статьи. Воспоминания. Эссе. 1914 1933. М.: Сов. писатель, 1990. - 544 с.

249. Шкоринов В.П. Эстетический иррационализм в России. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1973. 228 с.

250. Шкуринов П С. Позитивизм в России XIX в. М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 416 с.

251. Шульгина JI.A. В.В. Роанов и идеология самодержавия // Российская государственность: этапы становления и развития. Ч. 2. Кострома: КГПИ, 1993, с. 175 178.

252. Шульгина JI.A. О понятии культура в философии В.В. Розанова // Национальная культура и защита отечества. Ч. 3. Кострома: КГПУ, 1998, с. 38 39.

253. Шульгина JI.A. Социальный идеал и российская провинция в историческом наследии В.В. Розанова // Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Ч. 3. Кострома: КГПУ, 1994, с. 175 -176.

254. Щелкин Ал. Русский политический космос: либерализм против "веховства" // Звезда, 1994, № 5, с. 184 -191.

255. Щукин В.Г. На заре русского западничества // Вопросы философии, 1994, №7-8, с. 140-161.

256. Яценко А.И. Идолы и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. 276 с.

257. Яковенко Б. Очерки русской философии. Берлин, 1922.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.