Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Тавлеева, Светлана Геннадьевна

  • Тавлеева, Светлана Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 153
Тавлеева, Светлана Геннадьевна. Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2011. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тавлеева, Светлана Геннадьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Вопрос веротерпимости и его приложение в истории религиозного дискурса арабских стран

Параграф 1 Веротерпимость, диалог, дискурс, религиозный

дискурс

Параграф 2 Отношение к иноверцам в период арабского халифата

Параграф 3 Особенности политики в отношении к иноверцам в XIX

веке

Параграф 4 Влияние традиций Западной христианской культуры на мусульманский дискурс XX века

Параграф 5 Современные законодательные нормы регулирования межрелигиозных отношений в арабском мире

Глава 2. Мусульманский дискурс об иноверцах

Параграф 1. Предписания относительно иноверцев в Коране и Сунне

Параграф 2 Отражение терпимости и нетерпимости в исторических хрониках и правительственных грамотах

Параграф 3 Взгляд на крестовые походы со стороны Востока

Параграф 4 Полемика мусульманских авторов с иноверцами

Параграф 5 Веротерпимость мусульманских правителей XIX века

Параграф 6 Современные мусульманские арабские авторы о

веротерпимости

Глава 3 Дискурс арабских христианских авторов в отношении к исламу

Параграф 1 Религиозный дискурс христианских арабских авторов периода

халифата

Параграф 2 Свидетельства христиан об их положении в мусульманском

государстве

Параграф 3 Религиозный дискурс арабских христианских авторов XIX века

Параграф 4 Современное отношение арабов-христиан к мусульманской

традиции

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема веротерпимости в религиозном арабском дискурсе»

Введение

Вследствие развития процессов глобализации вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений приобретают все большую актуальность, поскольку в мире умножается число многокультурных и поликонфессиональных общностей. Одной из причин появления в одном регионе представителей различных культур и религий является мобильность общества, которая увеличилась в разы в современном мире. История знает множество примеров совместного существования на одной территории людей, имеющих разное культурное наследие, но в современной ситуации это явление становится почти повсеместным. Поэтому возрастает потребность построения диалога между разными религиозными сообществами, воспитания терпимого отношения к представителям различных религиозных групп.

Неординарна ситуация в вопросах межкультурного взаимодействия в мусульманских странах. Часто приходиться слышать о конфликтах и войнах на Ближнем Востоке и в других мусульманских регионах, которые возникают между людьми, принадлежащими к разным религиозным или этническим группам. В последнее время социальная ситуация обострилась как никогда в большинстве стран арабского региона в силу как собственно политических, так и религиозных причин. В качестве примера можно рассмотреть противостояние президенту Сирии Башару Асаду - представителю алавитского1 меньшинства, поддерживающему христиан - со стороны суннитского большинства; гонения на христианское меньшинство в Ираке; преследования христиан в Судане. Возможно, это происходит отчасти вследствие ассоциации христианства с западной и, в первую очередь, «американской» культурой. Однако данная проблема не ограничена современностью: история знает ряд аналогичных примеров, а религиозные

1 Алавиты, Нусайриты - направление в шиизме. Алавиты в вероучении близки к

исмаилитам, но включают также элементы древне-восточных астральных культов и христианства. Они почитают халифа Али как воплощенного бога, почитают Солнце, Луну, верят в переселение души, отмечают ряд христианских праздников.

3

погромы, гонения, не являются исключением практически ни для одной из исторических эпох.

Попытки построения межрелигиозного диалога в рассматриваемом регионе имеют свою историю. Инициировались они правительствами стран и личной позицией отдельных лидеров государств. Определенное влияние оказывало на их развитие мнение ученых, богословов, проповедников, принадлежащих к разным религиозным традициям, большинство из которых были вынуждены призывать к религиозной терпимости.

В диссертации определены основные элементы арабского религиозного дискурса, связанные с веротерпимостью, отражающие при этом ситуацию, характерную для той или иной эпохи, того или иного исторического периода. Поскольку отношение к веротерпимости как таковой и к иноверцам вообще в «арабском регионе» на протяжении времени не оставалось неизменным, для анализа изучаемого явления использован сравнительно-исторический подход: наиболее ценными оказались данные эпохи Омейядского, Аббасидского халифатов, периода крестовых походов, а также весь XIX, XX и начало XXI века.

История и современность предлагают различные пути решения конфликтных ситуаций: от простого признания ошибок прошлого и нежелания возвращаться к ним до активного вмешательства. В качестве действий в данном направлении может быть издание книг и статей, рассчитанных на широкую аудиторию, организация конференций, распространение информации, благоприятствующей укоренению терпимости, в том числе и посредством медиа ресурсов, на бытовом уровне -изучение особенностей восприятия и оценки «других», формирующихся в праксисе повседневного общения, воспитание культуры мира и согласия.

Объектом диссертационного исследования является содержание религиозного, в том числе богословского дискурса в части, связанной с основными религиозными и конфессиональными трактовками

веротерпимости.

В качестве предмета анализа выступают произведения и публичные высказывания арабских ученых и государственных деятелей, касающиеся вопросов веротерпимости и отношения к другим религиям.

Достоверность полученных результатов. Результаты получены на основании анализа репрезентативных источников историко-философского характера; использования данных из философии религии, философии культуры, этнической конфликтологии и социальной психологии. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, получены на основе применения методов компаративистского анализа, принципа диалектической взаимосвязи культурно-исторических явлений, герменевтического и аналитического исследования источников.

Целью данного исследования является религиоведческое изучение арабского религиозного дискурса, для выявления его внутренних закономерностей, специфики представлений о веротерпимости, обусловленную культурно-религиозным контекстом арабских государств.

В связи с этим были сформулированы следующие задачи:

1. рассмотреть влияние исторических и культурных факторов на развитие межрелигиозных отношений христиан и мусульман в арабских странах;

2. репрезентировать и проанализировать мусульманские источники, раскрывающие отношение к иноверцам и по вопросу веротерпимости;

3. проанализировать свидетельства арабских христианских авторов о культурно и религиозно мотивированном отношении к ним со стороны исламского большинства.

Методология исследования обусловлена целями и задачами

диссертации и особенностями исследуемого материала. Диссертация выполнена в рамках аналитического и герменевтического подхода к источникам, с привлечением элементов сравнительно-исторического анализа и дискурс-анализа. При анализе текстов Священных Писаний (Библии и

5

Корана), Сунны и трудов арабских богословов, использовался герменевтический метод. Кроме того, в работе применяется компаративистский метод для сравнения различных точек зрения, содержащихся в трудах исследователей, занимавшихся данной тематикой; трудов арабских теологов и религиозных деятелей христианских и мусульманских.

Степень научной разработанности проблемы.

Как отечественными, так и иностранными (западными и восточными) исследователями изучались отдельные аспекты избранной темы.

В процессе применения дискурсивной методики были рассмотрены и обобщены исследования отечественных и зарубежных авторов о дискурс-анализе, и непосредственно - о религиозном дискурсе (Т.А. ван Дейк2, JI. Филлипс, М.В. Йоргенсен3, A.M. Прилуцкий4, Е. В. Бобырева5).

Среди авторов, посвящавших свои исследования вопросам веротерпимости и отношения к иноверцам в арабском мире, следует отметить В. Гиргаса6 С. Айри7, Абдулазиза Сахреддина8, ан-Наима9, работы которых использовались при написании диссертации.

2 ван Дейк Т.А. Язык. Понимание. Коммуникация: Пер. с англ./ Сост. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. Ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова.-М: «Прогресс», 1989.-312с.

3 JL Филлипс, М.В. Йоргенсен «Дискурс Анализ. Теория и метод» / Пер. с англ.-Х.:Изд-во Гуманитарный Центр, 2004,-336с.

4 A.M. Прилуцкий. Дискурс теологии. СПб: «Светоч», 2006.-306с.

5 Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения, 2008г., №1, С. 162-167

6 Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865,107с

7 С. Айри Академия гуманитарных исследований «Миф о религиозном экстремизме Корана Тора, Евангелие, Коран о вероотступниках и иноверцах».-М: Гуманитарий.-2001.-76с.

8 Сахедина А. Свобода совести и религии в Коране // Права человека и религия. Хрестоматия. М, 2001.-496с. С. 285-307

9 Ан-Наим A.A. Предпосылки религиозных прав человека в исламе // Права человека и религия.Хрестоматия. М, 2001.-496с. С. 307-321

Среди исследований по истории «арабского» региона и его духовной культуры особенно следует выделить труды российских исследователей XIX века: K.M. Базили10, В.В. Бартольда , В.Ф. Гиргаса12, И. Ю. Крачковсого13, барона В. Р. Розена, А.Е. Крымского, A.A. Дмитриевского, Н. А. Медникова, Б.А. Тураева, М.А. Машанова. Многие выводы данных авторов служат ценным материалом для современных исследований, в том числе и для данной работы. В XIX веке наблюдается активное развитие арабского религиозного дискурса. В России появляются пишущие на русском языке арабы-христиане. Большое влияние на формирование их мировоззрения оказало обучение в Российских духовных семинариях и академиях, где получали образование многие студенты из арабских регионов. Из их числа выделяются таких ученых, как П.К. Жузе14 и Г. Яред15.

Занимались вопросом взаимоотношений религий на Ближнем Востоке российские и западные ученые XX века. Среди них - И. П. Петрушевский16, Н.В. Пигулевская17, А. Мец18, М.Т. Степанянц19, Д. Пайпс20.

Базили K.M. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях.-. -М.: Изд Восточной литературы.-1962.

11 В.В. Бартольд. Сочинения. Том 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. Изд. «Наука». Главная редакция Восточной литературы. М., 1966, 784 с.

12 Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865,107с

13 Крачковский И. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв.. Октябрь 1914. Отдельный оттиск из «Христианского Востока». Том III, вып. III. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук, март 1915г. Оттиск - С. 225-242.; «Феодор Абу-Курра у мусульманских писателей IX-X века. Пгр., Декабрь, 1915. Отдельный оттиск из «Христианского востока». Том IV, вып. III. (301-309 с. (в отдельном издании). Апрель, 1916г. и др.

14 Жузе П. «Положение христиан в мусульманских государствах». Отд. оттиск из журнала «Православный собеседник» за 1897г., Казань, 23с

15 Яред Герасим «Лекции по общей церковной истории, читанные в Санкт-Петербургской Духовной семинарии в 1869/70 учебном году П.И. Нечаевым и Герасимом Яредом». Принадлежали Михаилу Кедрову. СПб, 1870г. [Рукопись]

16 Петрушевский И. П.Ислам в Иране в VII—XV вв.- Курс лекций.— Л.- Изд. ЛГУ, 1966

17 Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне.-Изд. «Наука»,- Л.: 1976.

18 Мец.А. «Мусульманский ренессанс», М., 1996.-544с.

19 М.Т. Степанянц «Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв.- М: «Наука», 1982.-248с.

Таким образом использовался целый ряд репрезентативных источников, с помощью которых были изучены отдельные аспекты проблемы: вопросы развития религиозного дискурса, понимания веротерпимости, межрелигиозных отношений в арабском регионе, исторического и современного положения религиозного меньшинства в мусульманских странах. Однако комплексного анализа проблемы веротерпимости в религиозном арабском дискурсе проведено не было.

Источники исследования.

Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы источников, которые можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся официальные документы, государственные постановления, касающиеся вопросов веротерпимости и положения иноверцев в арабских мусульманских государствах. Среди них -постановления для зиммиев халифа Омара, приказы правителя ал-Мутеваккила относительно иноверцев, соответствующие положения конституций современных арабских стран. В работе приводятся выдержки из конституционных положений Сирийской и Ливанской республик как наиболее репрезентативно отражающих сочетание традиций с современными идеями веротерпимости и свободы совести. Отдельно рассматриваются теологические и - шире - религиозные, высказывания мусульманских авторов о христианских традициях. Отдельный интерес в связи с этим представляет свидетельство мусульманского писателя аль-Бируни о традиции ожидания нисхождения благодатного огня в Иерусалиме. Особое место в ряду источников занимают трактаты мусульманских авторов, раскрывающих их отношение к иной религиозной традиции.

В ряд источников включаются апологетические и диалогические труды патристических христианских богословов, жизнь и творчество которых

20 Daniel Pipes «In the Path of God».- New Brunswick, New Jersey: 2002

проходили в землях арабского халифата: Иоанна Дамаскина, его младшего современника Феодора Абу Курры и других.

Из современных христианских богословов ХХ-ХХ1 века, можно выделить коптского священника Захарию Бутроса, православного митрополита Ливанских гор Георгия Ходора, христианского писателя Самира Абдоха.

Среди мусульманских богословов времен халифата вопрос отношения к иноверцам особенно интересовал Аль-Джахиза, Ибн Хазма, Ат-Табари. В XIX веке особый пример веротерпимости показал алжирский эмир и полководец Абд Аль-Кадир, спасший от гонения и смерти несколько тысяч христиан. Он опирался в своих действиях на интерпретацию Корана и Сунны в духе веротерпимости и возвышения ценности человеческой жизни. В XX веке богословской интерпретацией толерантности занимался исламский теолог Юсуф аль Кардави. Среди мусульманских теологов можно назвать С. Айри и Тауфика Ибрагима, обращающих в своих работах особое внимание на необходимость примирения и диалога сведи верующих различных традиций. Источниками также можно считать законодательные постановления (времен халифата, и конституции современных арабских стран) в тех аспектах, которые касаются взаимодействия разных культур.

В диссертации используются источники на русском, английском и арабском языках. На арабском языке использовались следующие труды: книги современного автора Самира Абдоха21, книга, рассказывающая о трагедии 1860 года в Дамаске названная, как посвящение: «Вам, мученики Дамаска»22, книги ряда мусульманских богословов, таких как Муфик

21 г. • \ ^ згв^с (Самир Абдох Христианские деноминации в Сирии, Дамаск, 2003)

V.. у Цс- (^Ь Ь^ ^ ^ (Самир Абдох. Христиане в Сирии в

начале третьего тысячелетия, Дамаск, 2002)

V. • V .¿¿^ - а^е (Самир Абдох Сирийский и арабский языки.

Основы и распространение Дамаск, 2002)

22 И V V .(З^о Ь ^ (Вам, мученики Дамаска, Дамаск, 1927 [автор не указан]

9

Ниску , Абд Ал-Кадр Мухаммед Мансур , Лейла Мабрук . Особенности исследования обусловили необходимость использовать арабский текст Корана и перевод Библии на арабский язык.

Положения, выносимые на защиту:

1. Принципиальной особенностью арабского религиозного дискурса, определяющей его уникальность, является то, что в нем представлены две, а не одна, теологии.

2. Лингвистическое и национальное единство участников арабского дискурса может способствовать преодолению религиозной вражды и успеху межрелигиозного диалога.

3. Обращение к «корням», т.е. к Священным Писаниям, поможет справиться с нетрадиционными для самих религий стереотипами религиозной вражды.

4. Невозможно изучение религиозного дискурса вне учета историко-культурного контекста и роли личного фактора в формировании религиозных взглядов и их интерпретаций.

5. Метод дискурс-анализа дает возможность изучения двух религиозных традиций внутри одной этнической и языковой общности.

Научная новизна исследования состоит в следующем. 1. До настоящего время анализ совокупности арабских религиозных текстов, отражающих дискурсную фиксацию представлений о веротерпимости в арабском мире, не был произведен.

23 Y . . V .¿j^j .fjjSl! q\Jill ^ Wi JjYI V^1 .uj^ j^L»1 ^ ^ (Муфик Ниску Под одним Солнцем встречаются сыны Авраама. Книга первая. Воплощение Христа в Коране, Дамаск, 2007)

24 ^...jlL^jilall A^UI еЛЛс jj^xio jjlill^e (Абд Ал-Кадр Мухаммед Мансур

«Знамения Часа. Малые-Средние-Большие», Халеб)

.jjkJi ^ ji Jkj ¿Ijjx» JJ (Лейла Мабрук, Путешествие в мир вечности.

Справедливость Судного Дня)

2. Выявлено и объяснено влияние лингвофилософских факторов на формирование и развитие межконфессионального общения и диалога на материале арабского религиозного дискурса.

3. Представлены и проанализированы позиции и концепции непосредственных участников религиозной ситуации - теологов и религиозных лидеров, а именно - высказывания мусульман о христианах и свидетельства христиан о своем положении в мусульманском халифате.

4. Представлены и проанализированы внутрисистемные отношения, существующие в арабском религиозном дискурсе.

Теоретическая значимость исследования.

В диссертации осуществлен философский анализ трудов арабских богословов, актуальных и для современного развития идей веротерпимости. Проведенное исследование способствует углублению современных религиоведческих представлений о специфике религиозного дискурса, его составляющих, особенностях терпимости как религиозно и

мировоззренчески мотивированных поведенческих установок верующих.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов для проведения межрелигиозных конференций и семинаров, для разработки воспитательно-образовательных программ по веротерпимости. Внедрение результатов исследования может быть осуществлено при подготовке учебно-методических пособий по теме религиозной толерантности.

Апробация работы.

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях по теме исследования, в том числе в журнале, входящем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. В виде научных сообщений материал диссертации был представлен на двух международных и на 6 межвузовских конференциях: «Герценовские чтения» (РГПУ, 2007г.) «Религиозные конфессии России: толерантность, гуманизм, сотрудничество»

11

(Московский Государственный Лингвистический Университет 2008г.), «Национальные культурные традиции» (Медицинская Академия им. Мечникова, 2008г.), «Герценовские чтения» (РГПУ, 2009г.), «Герценовские чтения» (РГПУ, 20 Юг), «Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-западе России» (РГПУ, 2010г.), Свято-Троицкие международные академические чтения» (РХГА, 2011г.), Цикл конференций «Equino» (Институт иудаики 2011 г). Также научные разработки диссертации были использованы при подготовке части выставки в Государственном музее истории религии, касающейся христианства в арабских странах. Разработки диссертации отражены в двух методических занятиях из цикла «Духовно-нравственные беседы».26

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

Соответственно с задачами исследования устанавливается его структура. Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень разработанности исследуемой проблемы, определяются цели и задачи исследования, его методологические основы, раскрывается научная новизна, формируются положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Первая глава - «Вопрос веротерпимости и его приложение в истории религиозного дискурса арабских стран» - знакомит с терминологией, а также описывает исторические ситуации, в которых складывался религиозный арабский дискурс, описывает общее положение христиан и других не мусульман в исламских государствах, а также

26 Тавлеева С.Г. Родители и дети в исламе //Духовно-нравственные беседы. Часть 2. Мудрость Востока, СПб:РХГА, 2011, С.99-111, беседа 7

Тавлеева С.Г. Богатые и бедные в исламе // Духовно-нравственные беседы. Часть 2. Мудрость Востока, СПб:РХГА, 2011, С.112-123, беседа 8

предлагает некоторые известные государственные постановления, в большей или меньшей степени отвечающие нормам веротерпимости.

Во второй главе - «Мусульманские авторы об иноверцах» - показан взгляд на иноверцев среди арабских мусульманских авторов. Прежде всего глава обращается к истокам и рассматривает, как данная тема отражена в Священном Писании и Предании мусульман - в Коране и Сунне.

Третья глава - «Христианские арабские авторы об исламе» -обращается к противоположной стороне арабского дискурса - к христианским арабским авторам. Здесь рассматривается и веротерпимость самих представителей этого лагеря, а также и их свидетельства о том, каково их положение - меньшинства в мусульманских государствах.

Поскольку в вопросе о веротерпимости арабоязычных регионах участниками дискурса выступают прежде всего мусульманские и христианские авторы, именно их труды и высказывания будут рассматриваться. Отражение же отношений с другими иноверцами - с иудеями, зороастрийцами, язычниками, мы найдем в их же трудах, а также в исторических свидетельствах.

В заключении будет указано на благоприятные и неблагоприятные сферы ведения диалога, отмечены основные препятствия процесса его развития, выявлены варианты решения вопросов по их преодолению. Свидетельства авторов, смотрящих на проблему «изнутри» помогут обнаружить те проблемы, которые в первую очередь возникают в ходе данного дискурса, исторические свидетельства помогут увидеть проблемы и вопросы, которые возникали и много веков назад, но остающиеся актуальными до сих пор. В некоторых ситуациях история находила весьма удачные решения, которые могут послужить благим примерам, но встречаем в ней и печальный опыт, который может дать возможность «учиться на ошибках», если он будет правильно понят и переосмыслен.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

1. Тавлеева С.Г. Области установления христиано-мусульманского

диалога // Известия РГПУ им. А.И.Герцена №131, СПб, 2011.-402с.-0,4 п.л., С.97-101.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

1. Тавлеева С.Г. Судный день в исламе // Герценовские чтения 2007. Актуальные проблемы социальных наук, СПб, 2008.- 0,25 п.л., С. 304306

2. Тавлеева С.Г. Межрелигиозные отношения в Сирии и Ливане // Герценовские чтения 2009. Актуальные проблемы социальных наук, СПб, 2010.- 0,3 п.л., С.325-328

3. Тавлеева С.Г. Турецкая культура в Петербурге: достижения в области диалога // Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России. Выпуск IV, СПб, 2010.- 0,2 п.л., С.6-8

4. Тавлеева С.Г. Религиозное и светское образование в мусульманских странах // Герценовские чтения 2010. Актуальные проблемы социальных наук, СПб, 2011.- 0,3 п.л., С. 92-96

5. Тавлеева С.Г. Родители и дети в исламе //Духовно-нравственные беседы. Часть 2. Мудрость Востока, СПб:РХГА, 2011, С.99-111, беседа 7

6. Тавлеева С.Г. Богатые и бедные в исламе // Духовно-нравственные беседы. Часть 2. Мудрость Востока, СПб:РХГА, 2011, С.112-123,

беседа 8

Глава 1

Вопрос веротерпимости и его приложение в истории религиозного дискурса арабских стран.

Параграф 1.

Веротерпимость, диалог, дискурс, религиозный дискурс.

Термин «дискурс» имеет несколько значений и может использоваться в различных сферах знания. Термин происходит от латинского слова сНзсигБиз, означает буквально «бегание взад-вперед», «движение», «круговорот»; «беседа», «разговор». «Дискурс» понимается, прежде всего, как речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Используется он во многих гуманитарных науках, таких как лингвистика, литературоведение, семиотика, социология, философия, этнология, антропология. Не существует точного определения понятия дискурса, потому появляются все новые способы его определения.

Вопросом дискурса занимались ученые многих европейских стран: в

27

Англии (Р. Харре ), Швейцарии (Фердинанд де Соссюр), в Бельгии (Э.Бюиссанс), во Франции (Э.Бенвенист, П.Серио), а также в США (Зеллиг Харрис). Э. Бенвенист, например, использовал в своих работах этот термин, заменяя им термин «речь». Понимание слова «дискурс» немецкого философа и социолога Ю.Хабермаса отсылает к «Рассуждению о методе Р.Декарта28». Жак Деррида, вопреки всем позднее закрепившимся смыслам, называет дискурсом "живое осознанное представление текста в опыте пишущих и

27 Г.М.Андреева Психология социального познания, М: Аспект-Пресс, 2000г., учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений (гл. «Социальный консенсус»)

28 В оригинале - «Discours de la méthode», можно перевести и как «дискурс метода»

15

читающих"29.

Л. Филлипс, М.В. Йоргенсен в работе «Дискурс Анализ. Теория и метод» дают определение понятия дискурса, как, прежде всего, особого способа общения и понимания окружающего мира (или какого-то из его аспектов). Дискурс рассматривается также как форма социального поведения, служащая для репрезентации социального мира, включая знания людей и социальные отношения' . Ни один дискурс не является замкнутым и завершенным, он постоянно изменяется благодаря контактам с другими дискурсами. В теории дискурса Эрнесто Локало и Шанталь Муффа ключевым словом является борьба дискурсов31. Согласно концепции интертекстуальности теории критического дискурс-анализа Фэркло, отдельный текст использует элементы и дискурсы других текстов. Путем комбинирования элементов различных дискурсов, используемых в конкретном языке, может измениться определенный дискурс, и, соответственно, социальный и культурный мир32.

Здесь можно сказать о дискурсах Священных Книг, к которым еще будем обращаться и далее. Мы видим пересечения сюжетов библейских и коранических, сходства религиозной терминологии. Через видение этих соотношений может меняться и социальный дискурс, понимание «другого» через понимание основ его веры, выраженных в Священном тексте и во встречаемой часто знакомой для него религиозной терминологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тавлеева, Светлана Геннадьевна, 2011 год

Список литературы

1) Андреева Г.М.Психология социального познания, М: Аспект-Пресс 2000г.

2) Айри С. Академия гуманитарных исследований «Миф о религиозном экстремизме Корана Тора, Евангелие, Коран о вероотступниках и иноверцах». -М: Гуманитарий.-2001.-76с.

3) Арабская версия жития Иоанна Дамаскина, переиздание перевода A.A. Васильева 1913г.-СПб, 2010.-36с

4) Арц Д. «Религиозные инакомыслящие в классическом и современном исламском праве» // Права человека и религия.Хрестоматия. - М, 2001 .-496с.

5) Ахмедов В. «Политический ислам и власть в современной Сирии» /

Институт Ближнего Востока, 04.10.2007 // i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-16089.html

6) Базили K.M. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях.-. -М.: Изд Восточной литературы,-1962.

7) Баранов Х.К. Арабско-русский словарь под ред. В.А.Костина.-М., 2001.-944с.

8) Бартольд В.В. Сочинения. Том 6. Работы по истории ислама и

арабского халифата. Изд. «Наука». Главная редакция Восточной литературы. М., 1966, 784 с.

9) Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою. Пространственная форма героя. Библиотека Гумер-литературоведение//

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Baht_AvtGer/index.php

10) Библия. Синодальный перевод

11) Богачевская И.В. Религиозный дискурс как объект философско-религиоведческой рефлексии

12) Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму) М.: Гнозис, 1991.

13) Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения, 2008г., №1, С. 162-167

14) Большаков О. Г. История Халифата, Том 3. Между двумя гражданскими войнами, 65(^-696, ч. 5.Рождение династии. Переломные годы. Положение иноверцев и новообращенных.

15) Витгенштейн Л..Логико-философский трактат, 1958г, перевод М.С. Козловой, 1994

16) «Верховный муфтий Сирии призвал мусульман беречь иудаизм».

19.01.2010 // http://www.jewish.ru/news/world/2010/01/news

17) Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Ал-Мутаваккиль(232-247г.) //

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/Mednikov/Tom_III/II/42

18) Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» //

http://www.patriarchia.ru/db/print/1794559.html

19) Гёкхан Туран Религиозная толерантность в османской империи и турецкой республике // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения. Сост. ред. Красикова A.A., Токаревой Е.С. -М 2006.-328с. С. 113-115

20) Дейк Т.А. ван «Расизм и язык» Пер. с англ. Ред. Герасимов В.И., Петров В.В. (отв. Ред.), Садур В.Г. (Dijk Т.А. van Discourse and the reproduction of racism - Amsterdam, 1988.-78 p.), M., 1989.-76c.

21) Дейк ван Т.А. Язык. Понимание. Коммуникация: Пер. с англ./ Сост. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. Ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова.-М: «Прогресс», 1989.-312с.

22) Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000. — 512 с.

23) Деррида Ж. Письмо и различие. СПб, 2000

24) Демидов К. Б. «Малые произведения Джахиза (775-868) как исторический источник»,Автореф. Дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук.-М:1992.-19с

25) Евантелие от Варнавы. Пер. с английского Д. Арибжановой,М, Изд. дом «Ансар», 2005.-288с

26) Жузе П. «Положение христиан в мусульманских государствах». Отд. оттиск из журнала «Православный собеседник» за 1897г., Казань, Университетская типография, 23с

27) Ибн 'Араби. Фусус ал-хикам (Геммы мудрости). 2-е изд. Бейрут, 1980.

С. 112; рус. пер.: Ибн Араби. Геммы мудрости// Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. М., 1993. С. 145-315.

28) Идрисов У. «Мусульмане - за сотрудничество с «людьми Писания».-выступление на Богословской секции Третьего Всероссийского мусульманского форума, М., 2007г. //www.islam.ru/pressclub/tema/muzasot

29) Ислам проклинает террор // http://www.nurr.ru/

30) Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096-1699. Библиотека Гумер -

история // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Irvin/01 .php

31) Истории о пророках. От Адама до Мухаммада. Со слов Ибн Кассира-СПб.: 2007.

32) Иоанн Дамаскин 101 глава из книги "О ересях" // http://orthodoxy-

islam.com/damask2.htm

33) «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, М:Ансар 2007 г

34) «Кифа» №4(94) март 2009 года

35) Кардави Ю. Исламское пробуждение между отрицанием и экстремизмом, Баку: CBS, 2008.-172с.

36) Карадави Ю. «Дозволенное и запретное в исламе», М, 2007, 156с.

37) Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований / Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В.

Козловского, Н.Г. Скворцова.- СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2001.-388с. (СПбГУ)

38) Коран [на арабском языке]

39) Коран. Перевод смыслов Э. Кулиева // musulmanin.com/koran-na-russkom.

40) Коран. Перевод И.Ю. Крачковского.- М.: 1990.

41) Коран, перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова, М.:"Ладомир", 1999

42) Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой, М., 2005

43) Коран и современная наука (Сборник статей). Сост. М. Якубович, Александрия, 2001

44) Классический сирийский язык / Перевод с армянского А.Е. Акопяна.-М..-АСТ-ПРЕСС СКД, 20Ю.-432с

45) Крачковский «Феодор Абу-Курра у мусульманских писателей IX-X века. Пгр., Декабрь, 1915. Отдельный оттиск из «Христианского востока». Том IV, вып. III. (301-309 с. (в отдельном издании). Апрель, 1916г.

46) Крачковский И. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв. (Доклад, прочитанный на заседании Восточного Отделения Имп. Русского Археологического Общества 24 апреля 1914 года, дополненный для печати). Октябрь 1914. Отдельный оттиск из «Христианского Востока». Том III, вып. III. Напечатано по распоряжению Императорской Академии Наук, март 1915г. Оттиск - С. 225-242.

47) Крымский А. История арабов, I, М. 1911

48) Кругосвет. Энциклопедия // Курды и курдский вопрос//

www.krugosvet.ru/enc/istoriya/KURDI_I_KURDSKI_VOPROS

49) Кругосвет. Энциклопедия. История и Общество. Лингвистика. Дискурс

//http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitamye_nauki/lingvistika/DISKURS.

50) Максимов Ю. Феодор Абу Курра и его место в истории ранней православной полемики с исламом // http://pstgu.ni/download/l 172752921 .maximov.pdf

144

51) Мец.А. «Мусульманский ренессанс», М., 1996,-544с.

52) Мухаммад в Библии. Проф. Абдуль-Ахад Дауд. Пер. с англ. Абдуль-Уаххаб Мадуар, Катар, 1995.

53) Мухаммад Ф.Р. Исламская культура, М.:Андалус, 2006.-192с.

54) Ан-Наим A.A. Предпосылки религиозных прав человека в исламе // Права человека и религия.Хрестоматия. - М, 2001.-496с. С. 307-321

55) Пигулевская Н.В. «Культура сирийцев в средние века», М.:»Наука», 1979, 248с.

56) Прилуцкий A.M. Семиотическое пространство религиозного дискурса как предмет религиоведческого исследования: диссертация на соискание ученой степени доктора филос. наук.- М, 2008.

57) Прилуцкий A.M. Дискурс теологии. СПб: «Светоч», 2006.-306с.

58) Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редакция A.A. Красикова и Е.С. Токаревой.-М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006,328с. (Институт Европы Российской Академии наук. Институт Всеобщей истории Российской Академии наук)

59) Тарик Али «Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность», М.: Астрель:АСТ, 2006,528с.

60) Сахедина А. Свобода совести и религии в Коране // Права человека и религия.Хрестоматия, М, 2001,496с. С.285-306

61) Смирнов JI.B. «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия Одиссей. / Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 2004, с. 205-225.

62) Сидоров А.И. Патрология. Т. I. М., 1996

63) Степанянц М.Т. «Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв.- М, изд. «Наука», 1982, главная редакция восточной литературы.-248с

64) Машанов Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Приложения 11(1) I Историки //

145

Православный Палестинский сборник. 50-й выпуск. Издание Императорского Православного Палестинского общества. СПб, 1897. Том XVII выпуск второй (2). Приложения II (1) I Историки

65) Маалуф Амин "Крестовые походы глазами арабов". Латтес. 2006. - 189

с. Перевод Лащука И.Л. по изданию: Amin Maalouf. Les Croisades vues par les arabes. Paris, 1983.

66) Мейендорф Иоанн Протопресвитер. Византийские представления об исламе. Взято из: Альфа и Омега №4 (7) 1995, 2/3 (9/10) 1996. Мусульмане -за сотрудничество с «людьми Писания» // www.islam.ru/pressclub/tema/muzasot/

67) Машанов М., «Европейские христиане на мусульманском востоке», Казань, тип. Императорского Университета, 1889. Отдельный оттиск из журнала «Православный собеседник» за 1889г., 103 с

68) Марков Б.В. «Л. Витгенштейн: язык — это «форма жизни».- История философии, культура и мировоззрение.- К 60-летию профессора

A.C. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

69) Народ Курды/ Политичаские вопросы // narodkurdi.ru

70) Новая история стран зарубежной Азии и Африки.- уч. пособие, изд. ЛГУ: 1971.

71 ) Новейшая история арабских стран Азии 1917-1985.- отв. Ред. Наумкин

B.В., ред. Примаков Е.М.-Изд. «Наука». - М.: 1988.

72) Ан-Наим A.A. Предпосылки религиозных прав человека в исламе // Права человека и религия.Хрестоматия. М, 2001.-496с. С. 307-321

73) Омар Махамид. Россия и Палестина: диалог на рубеже XIX-XX веков: Историко-литературные очерки.-СПб, Лики России, 2002

74) О переводе Библии на арабский язык при халифе ал-Ма'муне. И.

Крачковский, П., Апрель, 1918 С.-189-196 (Христианский Восток VI 189-196, п. 1918)

75) Основы государственно-конфессионального этикета, ред.-сост.

C.А.Михайлович, СПб, 2010

76) Петрушевский И. П.Ислам в Иране в VII—XV веках. Курс лекций.— Л, Изд. ЛГУ: 1966.

77) Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне,Изд. «Наука», Л.: 1976.

78) Права человека и религия. Хрестоматия. [Сб. ст. амер. авт. о праве, религии, их взаимоотношениях, о правах человека в религиоз. сфере] - М, 2001

79) Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Диссертация кандидата Факультета Восточных языков Владимира Гиргаса в степень магистра арабской словесности. Санкт-Петербург, 1865, 107с

80) Прилуцкий A.M. Семиотика религии. Философско-религиоведческие исследования, СПб.:Изд. дом «Инкери», 2007,220 с.

81) Прилуцкий А.М. Семиотика религии. Философско-религиоведческие исследовании, СПб: Изд. дом «Инкери», 2007,200с.

82) Православный Палестинский сборник. 50-й выпуск. Издание Императорского Православного Палестинского общества. СПб, 1897. Том XVII выпуск второй (2).

83) Православный Палестинский сборник. 50-й выпуск. Издание Императорского Православного Палестинского общества. СПб, 1903. Том XVII выпуск второй (1)

84) Розен В.Р. Заметки о летописи Агапия Манбиджскаго, Журнал Министерства Народного Просвещения 1884г., январь-отд. 2 И. 47-75.

85) Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб, 1883.

86) Рамазанов Курамухаммад-хаджи. Кому верить Тауфику Ибрагиму или Корану? Открытое письмо исламского ученого // http://www.islam.ru

87) Развитие исламского теологического и религиозного образования в России и за рубежом/сборник статей, ред. Муртазина М.Ф.-Московский исламский университет: 2009г .// Бардакоглу Али. Министр по делам религий

Турецкой республики. «Религии и проблемы религиозного образования в современном мире».- С 29-34

88) Реувен Э. Таифские Соглашения: их содержание и значение/ Информационный Центр Изучения Терроризма при Центре Специальных Исследований. 13 Марта 2005г Специальный Информационный Бюллетень // www.intelligence.org.il/ru

89) Сахедина А. Свобода совести и религии в Коране // Права человека и религия.Хрестоматия. М, 2001.-496с. С. 285-307

90) Сарабьев А.В. «Миграция христиан Сирии и Ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине XIX - первой половине XX вв.»: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Сарабьев А. В.-М.: 2008.

91) Символ [ж-л], № 58 (2010) Syriaca & Arabica, гл.ред. Мусхелишвили Н., 417с.

92) Семиодинамика. Труды семинара. Под ред. Р.Г. Баранцева, Л., 1994, 192с

93) Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока., М., 2002.

94) Сорок хадисов имама ан-Навави, хадис 13, Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, 2001Муслим. Сборник хадисов

95) Справочник. Словарь. Религия. Веротерпимость // http://sr.artap.ru/v_toleration.htm

96) Тауфик Ибрагим «На пути к Коранической толерантности» Нижний Новгород: Издательский дом "Медина", 2007 г., 286 с.

97) Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия. Учебно-методический комплекс.- А.Ю. Григоренко.- СПб.-Изд. РГПУ им. А.И. Герцена: 2007.

98) Толерантность: объединяем усилия. Материалы конференции, сост. и ред. М.Н. Генишева М., 2002.-136с.+4 стр. илл.

99) Томос Константинопольского Собора 1180 года (о "боге Мухаммеда"), перевод с древнегреческого - Ю.В. Максимов // Православие и ислам // http://mission-center.com/islams/tomos.htm

100) Филлипс Л., М.В. Йоргенсен «Дискурс Анализ. Теория и метод» / Пер. с англ.-Х.:Изд-во Гуманитарный Центр, 2004,-336с.

101) Филыптинский И.М.«История арабов и халифата», (750-1517), -М. :Формика-С,2001,3 52с.

102) Филыптинский И. М., Б. Я. Шидфар «Очерк арабо-мусульманской культуры(УП-ХП вв.)».- М: «Наука», 1971.

103) Флоренский П.А. Мысль и язык. Т.2 М, 1990

104) Христианско-арабская литература. Статья проф. К. Брокельманна («От переводчика» И. Крачковский) (Из журнала «Христианское чтение», 1908г

105) Ханингтон «Столкновение цивилизаций»

106) Энциклопедия Bruma.ru. История. Вадим Дамье // http://bruma.ru/enc/istoriya/ABD_AL-KADER.html

107) Феодор Абу-Курра. Беседа сарацина с христианином // http://www.portal-credo.ru

108) Феодор Абу Курра. В защиту иконопочитания. Глава XVI // http ://prihodgraz.byethost3 2 .com

109) Феодор Абу Курра. Диалоги с мусульманами. Пер. с древнегреч. Ю. Максимова // Богословский сборник № 10, 2002 — Сс. 124-126

110) Хаджи-Мурат Раджабов. Абд аль-Кадир аль-Джазаири - алжирский «имам Шамиль» // http://www.islamdag.ru/lichnosti/3936

111) Ходр Георгий, Митрополит Призыв Духа. Антология раздумья на заре // Библиотека Якова Кротова

112) Хури А.-Т. Ислам в восточной христианской мысли в средние века. Перевод с французского Леонида Торчинского Под редакцией Алексея Журавского. Взято с Христианине и мусульмане: проблемы диалога.

113) Яред Герасим «Лекции по общей церковной истории, читанные в Санкт-Петербургской Духовной семинарии в 1869/70 учебном году П.И.

149

Нечаевым и Герасимом Яредом». Принадлежали Михаилу Кедрову. СПб, 1870г. [Рукопись]

114) Яхья X. «Ислам проклинает террор», Астана, 2002

115) Яхья X. «Иисус вернется», Астана, 2002.

116) Яхья X. «Крах теории эволюции», Стамбул, 2002.

117) Arabic Bible, Published by Tyndale House, Dorset Road, London, SW 19 3 NN, England/ Printed by Jongbloed bv/ The Netherlands

118) Advances in spoken discourse analysis Edited by Malcolm Coulthard.-London and New York, 1992.~266p.

119) Ann Wennerstrom The Music of Everyday Speech. Prosody and Discourse Analysis.- Oxford: University press.-2001.-317c.

120) Ann Elisabeth Mayer, Islam and Human Rights: Tradition and Politics. Boulder, 1991, pp. xi-xiv, 11-21, также см. John L. Esposito, The Islamic Threat: Myth or Reality? New York, 1992

121) Abraham in the three Monotheistic faiths. Prof. Avigdor Shinan, Father Maroum Lahham, Dr. Mustafa Abu Sway.- Jerusalem: Passia, Palestinian Academic Society for the Study of International Affairs, 1999r.,57c.

122) Banner of Liberty newspaper, Middletown, NY, August 22, 1860.

123) Becker, Christliche Polemic und islamische Dogmatic, ZA, XXVI, 1912

124) Cecilia Albin The Conflict over Jerusalem. Some Palestinian Responses to Concepts of Dispute Resolution.- Jerusalem: Passia, Palestinian Academic Society for the Study of International Affairs, 2004. [на английском и арабском языках]

125) Daniel Pipes «In the Path of God».- New Brunswick, New Jersey: 2002

126) Joseph in the Three Monotheistic Faiths. Ibrahim Abu Salem, Rabbi Jeremy Milgrom, Rev. David Neuhaus.- Jerusalem: Passia, Palestinian Academic Society for the Study of International Affairs, 2002r., 68c.

127) al-Jahiz, al Radd ala '1 Nasra ed Joshua Finkel, (Cairo 1926) pp 17-18) as it appears in Stillman, Norman, The Jews of Arab lands, 1979, pp 169-170 // www.zionism-israel.com

128) Craf G., Die christlich-arabische Literatur, Freiburg 1905

150

129) Lacum, ya shahida'a dimashk [Вам, мученики Дамаска] Дамаск.

130) Lebanon - Constitution (Adopted on: 23 May 1926). (ICL Document Status: 21 Sep 1990)//http://www.servat.unibe.ch/icl/leOOOOO_.html

131) Syria - Constitution (Adopted on: 13 March 1973; ICL Document Status: 13 March 1973)// www.servat.unibe.ch/icl/sy

132) The Life and Works of Jahiz, Edited by Charles Pellat, Translated by D.M. Hawke.- The Islamic World Edited by G.E. von Grunebaum (Translations of selected texts Charles Pellat, translated from the French by D.M. Hawke.-University of California press, Berkeley and Los Angeles, 1969

133) Riggenbach Heidi, University of Washington; Arbor Ann, The University of Michigan Press Discourse Analysis in the Language Classroom.-2002.-222c.

134) Schiffrin Deborah, Tannen Deborah, Hamilton Heidi E. The Handbook of Discourse Analysis, Oxford, 2001.-85 lc.

135) Samra M. «Christian missions and western ideals in Syrian Muslim writers (1860-1918) ». - University of London, 1958.

136) Translation of the Meanings of the Noble Quran in Greek Language, Medina

137) A World History of Tax Rebellions: An Encyclopedia of Tax Rebels, Revolts, and Riots from Antiquity to the Present: «Damascus Riots 1860» («Беспорядки в Дамаске 1860г.»)

138) Williams G. French Discourse Analysis. The Method of Post-Structuralism..- London and New York, 1999.-333p.

139) Wodak Ruth, Chilton Paul A New Agenda in (Critical) Discourse Analysis. Theory, Methodology and Interdisciplinarity (Discourse Approaches to Politics, Society and Culture).- Amsterdam-Philadelphia, 2005.-322p.

140) Moses in the Three Monotheistic Faiths. Rabbi David Rosen, Fr. Louis Hazboun, Dr. Mstafa Abu Sway.- Jerusalem: Passia, Palestinian Academic Society for the Study of International Affairs, 2003г., 68c.

141) Michel Breal Essay de semantique - English: Studies in the Science dof Meaning, Paris, 1897.

142) Potter, J., & Wethereil, M. Discourse and Social Psychology: Beyond Attitudes and Behaviour. London: Sage, 1987

143) Ferdinand de Saussure Cours de lingustique generale, Lausanne and Paris, 1916

144) Steinschneider «Polemische und apologestische Literatur in arabischer Sprache», Lpz. 1877, стр.73-77, №61

145) J.B. Fischer. The origin of tripartite division of speech in Semitic grammer.-JQR. VOL. 53, № 1, 1962; vol. 54, №2, 1963

146) Zakaria Boutros, The Flam of Barnabas' Bible_//

http://www.fatherzakaria.net

147) Zakaria Boutros, The challenges of Sheikh Didat & their answers // http://www.fatherzakaria.net

148) Zakaria Boutros, Sheikh Al-Sharawy and his exegesis // http://www.fatherzakaria.net

149) Zakaria Boutros, The Article of Dr: Kamel Saedoun. // http ://www. fatherzakaria.net

150) Zakaria Boutros, Answering the Media and Press // http ://www. fatherzakaria.net

151) Zakaria Boutros, The Christ Son of God // http://www.fatherzakaria.net

152) Samir Abdoh The Role of Christians in the Islamic Arabic civilization, Damascus, 2005 [на арабском яз.]

153) Samir Abdoh Syrian But Syrians, Damascus, 2002 [на арабском яз.]

154) V •. Y .(j^uo .bjj^ yi а-äajulüII <_äjtjkll ö^jc (Самир Абдох Христианские

деноминации в Сирии, Дамаск, 2003)

155) У У Aib ,Jc. bjj^ Олгп"'Л (Самир Абдох. Христиане в Сирии в начале третьего тысячелетия, Дамаск, 2002)

156) У >" У .<3^ .¿IjIüVIj jjM1 - S^J^ J^ (Самир Абдох Сирийский и арабский языки. Основы и распространение Дамаск, 2002)

157) .сз-^ Ч (Вам, мученики Дамаска, Дамаск, 1927

[автор не указан]

jljâî! ^ ^wil Wi JjVI uKll . Jj33lj Jj| s^tj ^ C^J .jl^j Jàj-

Y .. V (Муфик Ниску Под одним Солнцем встречаются сыны Авраама. Книга первая. Воплощение Христа в Коране, Дамаск, 2007)

159) tfjjSJI-kiawjll-tfji^Jl Я^Ы! CjUAê j^lLû Л^а j^Uil^ (Абд Ал-Кадр

Мухаммед Мансур «Знамения Часа. Малые-Средние-Большие», Халеб

160) Ьл21 ^ ЯЛлс. ^ ^ ^ (Лейда Ma6pyKj

Путешествие в мир вечности. Справедливость Судного Дня)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.