Проблема веры и знания в диалогической философии Франца Розенцвейга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Наместникова, Лариса Владимировна

  • Наместникова, Лариса Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 148
Наместникова, Лариса Владимировна. Проблема веры и знания в диалогической философии Франца Розенцвейга: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Волгоград. 2001. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Наместникова, Лариса Владимировна

Введение ■

Глава I. «Новое мышление» как попытка синтеза веры и знания

§ 1. Франц Розенцвейг на фоне эпохи: вехи жизни и творчества

§ 2. «Афины и Иерусалим»: социокультурный контекст знания и веры

§ 3. Модели целостности: западноевропейская и еврейская традиции а) западноевропейская традиция б) еврейская традиция

§ 4. Франц Розенцвейг «против философов»: спасение философии» через диалог

Глава II. Вера и знание в новой модели целостности

§ 1. Бог, мир и человек: пзрвофеномены бытия за пределами знания

§ 2. Франц Розенцвейг «против теологов»: вера в контексте темпоральной модели целостности

§ 3. Сотериология Франца Розенцвейга: иудео-христианский диалог на границе веры и знания

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема веры и знания в диалогической философии Франца Розенцвейга»

Актуальность темы исследования. Рубеж XIX и XX веков стал линией разрыва традиции европейской культуры. Новое мировидение определяется разнообразными попытками преодоления классических структур в естественных науках (прежде всего физике), художественном творчестве, государственном управлении и т.д. Философия, фиксируя новую реальность, выясняет, что и сама оказалась в такой неклассической ситуации, когда традиционное мышление не дает больше ответов на возникающие вопросы. Тот гармонический образ целостности, образ целесообразного мирового всеединства с трансцендентальным субъектом или его аналогами в центре, который был любовно выстроен европейской классикой и со всей полнотой впервые представлен гегелевской системой, распадается на части, не вмещающиеся более в искусственно созданную оболочку «целого».

Поэтому возникает проблема «спасения философии», попытки решения которой связаны с появлением неклассического типа философствования. Оно порывает с традицией рацио- и антропоцентризма и предлагает различные новые варианты понимания целостности мира. Один из путей реализовался в «новом мышлении» диалогической философии, появившейся в 20-30-е годы в Германии и оказавшейся реальной альтернативой философии постмодернистской. Диалогическая философия движется в одном русле с господствующими в современном мире тенденциями к разрушению всевозможных «цен-тризмов», идеолого-монологических манипуляционных смыслов в культуре. Но в то же время она отказывается от радикальности нигилистических представлений о «смерти Бога» и «смерти Человека».

В связи с этим детальное знакомство с «философией диалога» XX века становится особенно актуальным. Одним из ее представителей является немецко-еврейский мыслитель Франц Розенцвейг (1886-1929), предложивший концепцию так называемого «нового мышления», претендующую на радикальный пересмотр всей предшествующей философской традиции.

Выбор в качестве объекта исследования диалогической философии Франца Розенцвейга обусловлен целым рядом причин. Прежде всего, его концепция «нового мышления», вызывающая, особенно в последние двадцать лет, повышенный интерес западных ученых, остается практически неизвестной отечественным исследователям. Существование такого пробела вряд ли можно считать чем-то нормальным. Необходимость введения идей Розенцвейга в научный оборот обусловлена размахом и влиятельностью его теоретических построений, без знания которых плодотворная работа в контексте современного философского дискурса вряд ли возможна. Несомненно также., что предлагаемый Розенцвейгом проект обновления философии имеет отношение и к более общей проблематике, затрагивающей вопросы о специфике философского знания, о месте и перспективах философии в свете тенденций развития современной культуры.

Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всей этой проблематики. Предметом исследования является связь между верой и знанием в диалогической философии Франца Розенцвейга. Именно эта предметная область позволяет затронуть весьма общий вопрос о возможности «преодоления метафизики». Он анализируется в контексте принципиальной для Розенцвейга задачи иудео-христианского синтеза, который осуществлялся бы на новых для философии основаниях и стал бы фундаментом особой модели целостности. Эта модель должна базироваться не на классическом принципе тождества бытия и мышления, а на принципе расположения элементов бытия во времени, так что мышление становится речевым событием в диалогическом тайм-локусе «между» говорящим и слушающим.

Степень разработанности темы непосредственно обусловлена тем, что «новое мышление» Розенцвейга долгое время практически не вызывало внимания как историков философии, так и теологов за пределами немецкоязычного мира. Научно-критические работы и комментарии, появившиеся сразу же после выхода в свет главной книги Розенцвейга - «Звезды Спасения» (Stern der Erlösung, 1921), немногочисленны, но именно они до сих пор продолжают оказывать на исследователей философии Розенцвейга весьма серьезное влияние. Подавляющее большинство современных авторов не только повторяет несколько определенных еще в 30-е годы сюжетных линий, но и ограничивается сформулированными тогда же подходами.

Одной из таких программных работ стала диссертация Э. Фройнд «Философия Франца Розенцвейга. К анализу его сочинения "Звезда Спасения"», защищенная ею в 1933 году в Германии и изданная тогда же в Лейпциге с несколько измененным названием1. Большое внимание в монографии уделяется сопоставлению взглядов Розенцвейга с «позитивной философией» позднего Шеллинга, причем фундаментом для такого сравнения оказывается общая для двух философов мысль о приоритете бытия над мышлением и возможности синтеза знания и веры . На этом выводе немецкой исследовательницы так или иначе основываются все последующие попытки ученых проводить сравнительный анализ систем Шеллинга и Розенцвейга". Кроме того, Фройнд определила те исходные положения изучения философии Франца Розенцвейга как философии экзистенциальной и противопоставляемой классическому

1 Freund Е. Die Existenzphilosophie Franz Rosenzweigs. Ein Beitrag zur Analyse seines Werkes "Der Stern der Erlösung". Leipzig, 1933, В 1959 г. книга была переиздана в Гамбурге.

2 См.: Freund Е. Die Existenzphilosophie Franz Rosenzweigs. Ein Beitrag zur Analyse seines Werkes "Der Stern der Erlösung". Hamburg, 1959. S. 74.

3 См., например: Görtz H.-J. Tod und Erfahrung. Rosenzweigs "erfahrende Philosophie" und Hegels 'Wissenschaft der Erfahrung und Bewußtseins. Düsseldorf, 1984. S. 352-379; Tilliette X. Rosenzweig et Schelling // Archivio di filosofía. Padova, 53 (1985). № 2-3. P. 141-152; Schmied-Kowarzik W. Vom Totalexperiment des Glaubens. Kritisches zur positiven Philosophie Schellings und Rosenzweigs // Der Philosoph Franz Rosenzweig: (1886-1929); Internat. Kongress - Kassel 1986. Freiburg (Breisgau); München, 1988. Bd. 2. S. 771-800; Dober H.-M. Die Zeit ernst nehmen: Studien zu Franz Rosenzweigs "Der Stern der Erlösung". Würzburg, 1990. S. 16-19; Schmied-Kowarzik W. Franz Rosenzweig: existentielles Denken und gelebte Bewährung. Freiburg (Breisgau), München, 1991. S. 61-62; Görtz H.-J. Franz Rosenzweigs neues Denken. Eine Einführung aus der Perspektive christlischer Theologie. Würzburg, 1992. S. 51. идеализму, которые стали методологической базой для современных авторов, обращающихся к этой теме4.

После книги Фройнд в изучении философии Франца Розенцвейга наступает перерыв, связанный с приходом к власти в Германии национал-социалистов и со Второй мировой войной. Первой работой, появившейся после этого, стала вышедшая в 1957 году статья К. Тиме5, тема которой -«Франц Розенцвейг. К вопросу о диалоге между еврейством и христианством» - непосредственно связана с ощущением христианским миром вины за Холок ост и актуализацией проблем иудео-христианского диалога6.

В свою очередь, первой монографией, посвященной систематическому рассмотрению взглядов Розенцвейга, в том числе в сопоставлении с вариантами «философии диалога» М. Бубера и Ф. Эбнера явилась книга Б. Каспе-ра «Диалогическое мышление» . Также исследованиями общего плана, дающими развернутую характеристику учения Розенцвейга в целом, являются монографии Р. Майера («Франц Розенцвейг. Философия диалогического

8 ^ опыта» ), Г.-И. Геккелая («Опыт и мышление: розенцвейговский теологико

4 См.: Tewes J. Zum Existenzbegriff Franz Rosenzweigs. Meisenheim am Glan, 1970; Wiehl R. Die Erfahrung im neuen Denken von Franz Rosenzweig // Philosophisches Jahrbuch. München, 1982. № 89. S. 269-290; Görtz H.-J. Tod und Erfahrung. Rosenzweigs "erfahrende Philosophie" und Hügels "Wissenschaft der Erfahrung und Bewußtseins. Düsseldorf, 1984. Schmied-Kowarzik W. Franz Rosenzweig: existentielles Denken und gelebte Bewährung. Freiburg (Breisgau), München, 1991. Tieme K. Franz Rosenzweig. Zum Gespräch zwischen Judenheit und Christentum // Hochland. 1957. N 50. S. 142-152. Справедливости ради следует отметить изданную в 1942 году в Иерусалиме монографию А. Зборовитца «Откровение и религия Откровения в "Звезде Спасения" Франца Розенцвейга» (Sborowitz А. Offenbahrung und Offenbahrungreligion in Franz B.osenzweigs "Stern der Erlösung". Jerusalem, 1942), автор которой анализирует понятие Откровения у Розенцвейга и приходит к выводу, что оно по своему характеру является сугубо иудейским. Очевидно, что появление этой монографии во время войны представляет собой скорее исключение.

6 Само возникновение так называемой «теологии после Холокоста», ставящей проблему необходимости «обновления» христианства, не в последнюю очередь связано с влиянием идей Розенцвейга (см.: Факенхайм Э.Л. О христианстве после Голокауста // Социально-политическое измерение христианства. М., 1994. С. 267-268).

7 Casper В. Das dialogische Denken. Eine Untersuchung der religionsphilosophischen Bedeutung Franz Rosenzwetgs, Ferdinand Ebners und Martin Bubers. Freiburg - Basel - Wien, 1967.

8 Mayer R. Franz Rosenzweig. Eine Philosophie der dialogischen Erfahrung. München, 1973. философский проект "Нового мышления"»9), С. Мозеса («Система и Откровение. Философия Франца Розенцвейга»10), А. Зака («От чистого мышления к языковому разуму»11), М. Добера («Принимать время всерьез: этюды к 1

Звезде Спасения" Франца Розенцвейга» ), А.Э. Бауэр («Речевое мышление Розенцвейга в "Звезде Спасения" и его переписке с Мартином Бубером о переводе Библии»13), К. Хуфнагель («Ритуальные жесты: искусство, политика, религия в мышлении Франца Розенцвейга»14). Особым событием в истории изучения философии Розенцвейга стал приуроченный ко 100-летию со дня его рождения Международный Конгресс в Касселе (1986), в двухтомном сборнике материалов15 которого опубликованы статьи ученых Германии, Израиля, Австрии, Великобритании, Франции, Италии, США, Греции по самым разным вопросам - от новых данных по биографии философа до исследований розенцвейговской концепции мессианизма.

Кроме работ общего плана, целесообразно отметить исследования, посвященные частным вопросам. Здесь можно выделить несколько конкретных направлений и сюжетов, характерных для научной критики философии Франца Розенцвейга, сложившихся к настоящему времени и нашедших свое отражение в диссертационных работах, монографиях и статьях. Во-первых,

9 Heckelei H.-J. Erfahrung und Denken: Franz Rosenzweigs theologisch-philosophischer Entwurf eines "Neuen Denkens". Bad Honnef, 1980.

10 Moses S. System und Offenbahrung. Die Philosophie Franz Rosenzweig. München, 1985, Французский оригинал вышел в 1982 г.

11 Zak А. Vom reinen Denken zur Sprachvernunft: über die Grungmotive der Offenbarungsphilosophie Franz Rosenzweigs. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz, 1987.

12 Dober H.-M. Die Zeit ernst nehmen: Studien zu Franz Rosenzweigs "Der Stern der Erlösung". Würzburg, 1990.

13 Bauer A.E. Rosenzweigs Sprachdenken im "Stern der Erlösung" und in seiner Korrespondenz mit Martin Buber zur Verdeutschung der Schrift. Frankfurt am Main; Berlin; Bern; N.Y.; Paris; Wien, 1992.

14 Hufnagel C. Die kultische Gebärde: Kunst, Politik, Religion im Denken Franz Rosenzweigs. Freiburg (Breisgau); München, 1994.

15 Der Philosoph Franz Rosenzweig: (1886-1929); Internat. Kongress - Kassel 1986. Freiburg (Breisgau); München. 1988. Bd. 1. Die Herausforderung jüdischen Lernens. 538 s. Bd. 2. Das neue Denken und seine Dimensionen. 539-1060 s. это изучение «нового мышления» как экзистенциального, начавшееся, как было показано выше, еще в 30-е годы диссертацией Э. Фройнд. В свою очередь, исследователи, акцентирующие внимание на религиозном характере философии Розенцвейга, обращаются к специфике осмысления в ней понятия Откровения. Своеобразие мышления Розенцвейга как «философии откровения» анализируется в уже названных выше книгах А. Зборовитца («Откровение и религия Откровения в "Звезде Спасения" Франца Розенцвейга») и С. Мозеса «Система и Откровение», а также в монографии М.Д. Оппенхайма «Что делает Откровение значимым для современного еврея?»16 и в статье К. Тиллиета «Философия и Откровение. "Звезда Спасения" Франца Розенцвей

17 га» .

Исследователи религиозной философии и теологии обращаются и к проблеме иудео-христианского диалога в философии Розенцвейга, о специфике решения которой впервые заявил в 1957 году К. Тиме. Впоследствии данная тема так или иначе затрагивается в большинстве монографических работ по философии Розенцвейга; предметом же специального рассмотрения она стала в диссертации М.Ж. Боулера «Примирение Церкви и Синагоги у Франца Розенцвейга»18, а также в статьях Ф.Г. Фридмана и В. Либстера19.

Следующий важный тематический блок связан с понятием «Спасения» в философской системе Розенцвейга, сюда включаются также исследования проблемы понимания мыслителем «истории» и «времени». В первую очередь этому посвящены работы С. Мозеса «От времени к вечности. Спасение: про

16 Oppenheim M.D. What does Révélation mean for the modem Jew? N.Y., 1985.

17 Tiliette X. Philosophie et Révélation. L'Etoile de la Rédemption de F. Rosenzweig // Axes. 1982. JSb 14. P. 21-28.

18 Bowler M.G. The Reconciliation of Church and Synagogue in Franz Rosenzweig. Montreal,

1972.

19 Friedman F.G. Franz Rosenzweigs Neues Denken. Sein Beitrag zum jüdisch-christlichen Dialog // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 1. S. 399-412; Liebster W. Franz Rosenzweig und Kornelis Heilo Miskotte. Zu den Anfängen und den Auswirkungen des jüdisch-christlichen Dialoges in den Niederlanden // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 1. S. 425-440. блематичная категория у Франца Розенцвейга»20 и «Ангел истории»21, а так

22 23 24 же статьи А. Альтмана , Б. Каспера , А. Баболина .

Довольно распространенной в западной научно-критической литературе является практика сопоставления философии Розенцвейга с системами других философов, прежде всего с философией Гегеля25. Также часто срав

26 нителъный анализ идет по линиям «Розенцвейг - Хайдеггер» , «Розенцвейг -Коген» , «Розенцвейг - Левинас» .

20 Moses S. Von der Zeit zur Ewigkeit Erlösung - eine problematische Kategorie bei Franz Rosenzweg // Zeitgewinn: messianische Denken nach Franz Rosenzweig. Frankfurt am Main, 1987. S. 151-162.

21 Moses S. L'Ange de l'Histoire. Rosenzweig, Benjamin, Scholem. Seuil, 1992. В данной работе используется немецкий перевод: Moses S. Der Engel der Geschichte. Franz Rosenzweig, Walter Benjamin, Gershom Scholem. Frankfurt am Main, 1994.

22 Altmann A. Franz Rosenzweig on History// East and West. 1958. MCMLVIII. P. 194-214.

23 Casper B. Zeit - Erfahrung - Erlösung. Zur Bedeutung Rosenzweigs angesichts des Denkens des 20. Jahrhunderts // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 2. S. 553-566.

24 Babolin A. Der Begriff der Erlösung bei Franz Rosenzweig // Der Philosoph Franz Rosenzwe.g. Bd. 2. S. 599-610.

25 Собственно говоря, авторы чуть ли не каждого значительного исследования обращаются к этой теме. И вновь ученым-первооткрывателем здесь оказывается Э. Фройнд: хотя в своей работе она и не дает развернутого сопоставительного анализа гегелевской и розенц-вейговской систем, но ее декларативное заявление о принципиальном пересмотре Розенц-вейгом гегелевской философии стало классической формулировкой. См.: Freund Е. Die Existenzphilosophie Franz Rosenzweigs. Hamburg, 1959. S. 2-4. Среди специальных исследований, посвященных влиянию Гегеля на Розенцвейга и «борьбе» последнего с этим влиянием следует отметить следующие: Görtz H.-J. Tod und Erfahrung. Rosenzweigs "erfahrende Philosophie" und Hegels "Wissenschaft der Erfahrung und Bewußtseins. Düsseldorf, 1984; Görtz H.-J. Der Tod als Krisis geschichtlicher Synthese. Der Begriff der Erfahrung bei Hegel und Rosenzweig // Zeitgewinn: messianische Denken nach Franz Rosenzweig. Frankfurt am Main, 1987. S. 91-126; Moses S. Hegel beim Wort genommen. Geschichtskritik bei Franz Rosenzweig // Zeitgewinn: messianische Denken nach Franz Rosenzweig. Frankfurt am Main, 1987. S. 67-90; Avineri Sch. Rosenzweig's Hegel Interpretation: Its Relationship to the Development of His Jewish Reawakening // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 2. S. 831-838; Pöggeler O. Rosenzweig und Hegel // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 2. S. 839-854; Pög-geler 0. Between Enlightenment and Romanticism: Rosenzweig and Hegel // The Philosophy of Franz Rosenzweig. Hanover; London, 1988. P. 107-123.

26 См., например: Löwith К. M. Heidegger und F. Rosenzweig. Ein Nachtrag zu "Sein und Zeit" // Löwith K. Gesammelte Abhandlungen. Zur Kritik der geschichtlichen Existenz. Stuttgart, 1960. S. 68-92; Schwarzschild S.S. Franz Rosenzweig and Martin Heidegger: The German and the Jewish Turn to Ethnicism // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 2. S. 887-890; Dober H.-M. Die Zeit ernst nehmen: Studien zu Franz Rosenzweigs "Der Stern der Erlösung". Würzburg, 1990. S. 104-120.

27

См. например: Mayer R. Franz Rosenzweig. Eine Philosophie der dialogischen Erfahrung. München, 1973. S. 22-23; Kluback W. Time and History: The Conflict Between Hermann

Особое место занимают исследования, посвященные Розенцвейгу как сугубо еврейскому философу; в них, как правило, проводится обзор традиции еврейской мысли, в которой Розенцвейгу отводится достойное место ее завершителя. Одной из первых книг такого рода является публикация лекционного курса «От Моше Мендельсона к Францу Розенцвейгу. Типы еврейского самосознания в последние два столетия», прочитанного д-ром Л. Бае-ком в 1956 году2". Аналогична проблематика, затрагиваемая Н. Ротенштрай-хом в монографии «Еврейская философия современности. От Мендельсона к Розенцвейгу»"' . В более широком контексте философия Розенцвейга рассматривается в книге Ю. Гутмана «Философии иудаизма. История еврейской I философии с библейских времен до Франца Розенцвейга»" . Не вполне характерной в этом отношении является статья М. Шварца «О месте Франца Розенцвейга в еврейской философии» , автор которой указывает на сложности, возникающие при попытке вписать Розенцвейга в рамки еврейской философской традиции, - «Звезда» по его мнению не является сугубо «еврейской книгой», так как речь в ней идет не об апологетике иудаизма, традиционной для средневековой еврейской религиозной философии, а о специфике

Cohen and Franz Rosenzweig // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 2. S. 801-814; Wiehl R. Logik und Metalogik bei Cohen und Rosenzweig // Der Philosoph Franz Rosenzweig. Bd. 2. S. 623-64?.; Dober H.-M. Die Zeit ernst nehmen: Studien zu Franz Rosenzweigs "Der Stern der

Erlösung". Würzburg. 1990. S. 54-56, 62-65.

28

См. например: Hauck D. Fragen nach dem Anderen: Untersuchungen zum Denken von Emmanuel Levinas mit einem Vergleich zu Jean-Paul Sartre und Franz Rosenzweig. Essen, 1990; Gibbs R. Correlations in Rosenzweig and Levinas. Princeton, 1992; Cohen R.A. Elevations: the height of the good in Rosenzweig and Levinas. Chicago; London, 1994.

29

Baeck L. Von Moses Mendelssohn zu Franz Rosenzweig. Typen jüdischen Selbstverständnisses in dsn letzten beiden Jahrhunderten. Stuttgart, 1958.

30 Rotenstreich N. Jewish Philosophy in Modern Times. From Mendelssohn to Rosenzweig.

N.Y., 1968.

31 Guttman J. Philosophies of Judaism. The History of Jewish Philosophy from Biblical Times to

Franz Rosenzweig. N Y., 1966.

32 Статья была опубликована в качестве вступительной к переводу «Звезды Спасения» на иврит (1970) и вышла два года спустя на немецком языке: Schwarcz М. Franz Rosenzweigs Stellung in der jüdischen Philosophie // Freiburger Rundbrief. 1972. № 89/92. S. 128-144. иудейской веры в Откровение как возможной основе построения особой философской системы.

В последние годы одним из самых популярных сюжетов является анализ предпринятого Розенцвейгом совместно с Бубером нового немецкого перевода Библии. В широком контексте «речевого мышления» Розенцвейга настоящая проблема рассматривается в уже упомянутой монографии А.Э. Бауэр, конкретные же аспекты методики и специфики этого перевода исследуются К. Райхертом в его монографии «"Время пришло": Контекст перевода Библии Францем Розенцвейгом и Мартином Бубером» и Х.-К. Аскани в книге «Проблема перевода, как она представлена Францем Розенцвейгом»,4.

Между тем в России Розенцвейг до последнего времени был известен только номинально: его имя упоминалось при перечислении фамилий неогегельянцев в словарных статьях, неогегельянству посвященных35; лишь в последние годы отдельные статьи о нем появились в энциклопедических изданиях36. Кроме того, известно всего одно отечественное исследование, в котором Розенцвейгу уделено серьезное внимание - книга В.Л. Махлина «Я и Другой: К истории диалогического принципа в философии XX в.» (М.,

33

Reichert К. "Zeit ist's: die Bibelübersetzung von Franz Rosenzweig und Martin Buber im Kontexi;. Stuttgart, 1993.

34 Askani H.-C. Das Problem der Übersetzung: dargestellt an Franz Rosenzweig. Tübingen,

1997.

3 5

См., например: Неогегельянство // Философская энциклопедия: В 5-ти т. Т. 4. М., 1967; Неогегельянство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983; Неогегельянство // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. В то же время необходимо отметить, что, сразу после выхода в свет «Звезды Спасения», на русском языке появились две работы С.Л. Франка: собственно рецензия на «Звезду», опубликованная в журнале «Мысль» (Франк С. Розенцвейг. - «Звезда искупления» // Мысль I / Под ред. Э.Л. Радлова и Н.О. Лосского. Петербург, 1922. С. 176-179), а также статья, напечатанная в эмигрантском журнале «Путь» (1926. № 2). См.: Франк С.Л. Мистическая философ1я Розенцвейга // Путь. Орган русской религиозной мысли. Книга I (I-VI). Москва, 1992. С. 253-259. Долгое время малоизвестные, это были первые и до недавнего времени последние сравнительно развернутые работы о розенцвейговской философии.

36 См.: Махлин В.Л Розенцвейг, Франц // Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб.,

1998. Т. 2; Воробьева C.B. Розенцвейг, Франц // Новейший философский словарь. Минск,

1999.

1997)'7. Но и в ней специальному анализу взглядов Розенцвейга отведены лишь отдельные главы, а сама работа посвящена более широкому кругу проблем, касающихся определения специфики западного диалогизма вообще и его связи с отечественным диалогизмом М.М. Бахтина.

38

Также следует назвать статьи М.М. Гиршмана и JI.B. Наместниковой . Правда, в последнее время интерес к изучению философии Розенцвейга русскоязычными исследователями явно возрастает: это видно, например, по четырем докладам, прозвучавшим на прошедшей в январе 2001 года VIII

39

Ежегодной Международной конференции по иудаике" . Определенные сложности с расширением поля научного исследования философии Розенцвейга в России связаны, видимо, в первую очередь с тем, что сочинения мыслителя

17 В эту книгу вошли также материалы изданного ранее учебного пособия для аспирантов: Махлин B.JI. Я и Другой (истоки философии «диалога» XX в.): Материалы к спецкурсу. СПб., 1995.

Гиршман М.М. Основы диалогического мышления в еврейской философии XX века: Ф. Розенцвейг и М. Бубер // Гиршман М.М. Избранные статьи. Донецк, 1996. С. 141-153; На-местникова JI.B. Франц Розенцвейг «in philosophos»: философская актуальность смерти // Социокультурные измерения существования человека. Саратов, 2000. С. 98-100; Намест-никова JIB. «Бытие в особенном»: человек в философии Франца Розенцвейга // Человек в современных философских концепциях: Материалы Второй Международной научной конф.: В 2 ч. Ч. 2. Волгоград, 2000. С. 142-146; Наместникова JI.B. Отношения оппозиций «вера/знание» и «жизнь/смерть» в философии Франца Розенцвейга // Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий: Труды Международной научной конференции: В 2-х т. Т. 1. Волгоград, 2000. С. 63-65; Наместникова JI.B. Разрыв философской традиции в мышлении Франца Розенцвейга // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 128-132. Кроме того, необходимо отметить еще один имеющийся на русском языке текст о Розенцвейге: Меир Р. Франц Розенцваг - философ, возвратившийся к вере: Фрагменты из книги «Звезда Якова» // Еврейская школа == Jew. school. СПб., 1995. № 2/3. С. 31-41.

39 Это доклады: М. Г'иршмана на тему «Актуальность диалогических идей Ф. Розенцвейга, М. Бубера, Э. Левинаса для современного гуманитарного образования и культуры», JI. Наместниковой - «Концепция человека в диалогической философии Франца Розенцвейга», А. Пигалева - «Философия Франца Розенцвейга и целостность культуры», О. Шереметы - «Ф. Розенцвейг и М. Бубер. Некоторые точки соприкосновения и различия». (Тезисы докладов опубликованы в: Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М., 2000). Конференция проходила в г. Королеве Московской обл. под эгидой московского Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». до настоящего времени не переведены на русскии язык , в то время как на других европейских языках его тексты, во всяком случае «Звезда Спасения», вполне доступны41.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы определить своеобразие решения Ро-зенцвейгом проблемы веры и знания как направленного на «обновление философии» и, что более важно, делающее возможным философское построение такого образа целостности в культуре, который не мог быть создан средствами традиционной метафизики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- показать, что исследование проблемы веры и знания в диалогическом мышлении Франца Розенцвейга оказывается не узкоспециальным историко-философским вопросом, а одним из способов выявления особенности философского построения им темпоральной модели целостности;

- проанализировать розенцвейговскую критику классической философии на предмет продуктивности задуманного философом обновления «старого мышления» путем принципиально иного решения проблемы части и целого;

- выявить историко-культурные аспекты проблемы «Афин» и «Иерусалима» - двух основных вариантов формирования образа культурной целостности:

40 Одна розенцвейговская философская работа - программная статья «Новое мышление. Несколько дополнительных замечаний к "Звезде Спасения"» - издана в переводе В.Л. Махлина (с сокращениями) в качестве приложения в кн.: Махлин В.Л. Я и Другой (истоки философии «диалога» XX в.): Материалы к спецкурсу. СПб., 1995. Здесь же опубликован отзыв Розенцвейга на диссертацию Бубера (см. также: Розенцвейг Ф. Об одном месте из диссертации М. Бубера // Философские науки. 1995. № 1. С. 136-139, с предисловием: Махлин В.Л. «Первоклетка» диалогизма//Философские науки. 1995. № 1. С. 131-136).

41 Следует отметить, что «Звезда Спасения» была также переведена на язык неевропейский: одним из первых появился ивритский перевод Й. Амира, опубликованный в 1970 г. Английский перевод У.В. Холло был издан также в 1970 и 1971 гг. переиздавался в 1985; на французском языке в переводе С. Мозеса «Звезда» вышла в свет в 1982 г., на итальянском в переводе Дж. Бонолы - в 1985. Кроме того, существуют многочисленные переводы отдельных работ, писем и статей Розенцвейга на английский, голландский, французский, итальянский и иврит.

- исследовать варианты понимания целостности в западно-европейской философской традиции и в еврейской мысли;

- рассмотреть своеобразие манифестирования Розенцвейгом необходимости иудео-христианского диалога в свете решения им проблем соотношения веры и знания, времени и вечности.

Методология исследования. Поскольку в философских текстах Франца Розенцвейга проблема веры и знания представлена в неявном виде, в настоящей диссертационной работе отдается предпочтение методологии проблемно-тематической реконструкции. Кроме того, во 2-м параграфе первой главы используются элементы культурологического анализа, в 3-м параграфе первой главы применяется в первую очередь исторический подход историко-философского исследования.

В результате исследования получен ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

- важнейшей целью Розенцвейга является обновление философии путем превращения ее в «новое мышление», построенное на принципе соединения религиозной веры и философского знания;

- синтез «веры» и «знания» в философии Розенцвейга становится способом построения темпоральной модели целостности в философии;

- «вера» и «знание» в философии Розенцвейга оказываются не только и не столько способами познавательного отношения к миру, сколько символами различных образов целостности - темпорального «еврейского» и пространственного «греческого», которые, будучи соединенными, только и могут образовать символическую модель истинного бытия;

- образ целостности, представленный в философии Розенцвейга, генетически связан в первую очередь с традицией библейского теизма, во многом основанной на установлении диалогического отношения человека с Богом;

- критика традиционного философского «знания» в философии Розенцвейга связана с рассмотрением бессмертия целостного и смертности единичного, а также с обнаружением неактуальности классического принципа тождества бытия и мышления.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые:

- в отечественной научно-критической литературе представлен анализ ряда проблем, связанных с философским творчеством Розенцвейга;

- рассмотрена проблема веры и знания в контексте построенной Розенц-вейгом темпоральной модели целостности, противостоящей традиционной -пространственной - модели;

- тема иудео-христианского диалога представлена в ее связи с радикальным пересмотром гегелевской модели целостности как проекта и архетипа европейского модерна.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в отечественную науку о философии введен целый ряд оригинальных теоретических концепций, разработанных Францем Розенцвейгом и активно обсуждаемых западными исследователями. Полученные выводы и результаты могут служить основой дальнейшего исследования философии Розенцвейга и «диалогического мышления» в целом. Материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке спецкурсов и общих лекционных курсов по истории зарубежной философии.

Апробация работы. Основные положения и научные результаты работы нашли свое отражение в публикациях и докладах на научных конференциях студентов и молодых ученых ВолГУ (Волгоград, 1998, 1999, 2000), IV Межвузовской конференции молодых ученых Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 1998), Зимней сессии Методологического университета Московского общественного научного фонда, Института «Открытое общество», Фонда Форда (США) (Звенигород, 1999), IV Международной молодежной конференции по иудаике (Москва, 1999), Всероссийской научной конференции «Современная парадигма человека» (Саратов, 1999), V молодежной

16 конференции СНГ «Библеистика и иудаика» (Санкт-Петербург, 2000), II Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2000), Международной научной конференции «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000), Научной конференции «Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории» (Москва, 2000), VIII Ежегодной Международной научной конференции по иудаике (Королев, 2001), а также в кратком лекционном курсе «Философия Франца Розенцвейга», прочитанном на Зимней школе по иудаике (Королев, 2001).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Наместникова, Лариса Владимировна

Заключение

Итак, цель диссертационной работы заключалась в том, чтобы проанализировать решение проблемы веры и знания, представленное диалогической философией Франца Розенцвейга. В результате исследования выяснилось, что этот вопрос имеет гораздо более общий характер, чем можно было предполагать, поскольку выдвинутая Розенцвейгом идея возможности синтеза веры и знания в «новом мышлении» непосредственно относится к кардинальной для философии XX века проблеме необходимости «преодоления метафизики». Это «новое мышление», которое, по определению Э. Фройнд, является «верующим мышлением», относится к традиционно понимаемым мышлению и вере как синтез относится к тезису и антитезису1, и этот синтез становится возможным благодаря тому, что, с одной стороны, он осуществляется на фундаменте особой модели целостности, а с другой - сам является способом построения такой модели.

Эта модель основана не на классическом принципе тождества бытия и мышления, а на действительно новом для философии (но не новом для традиции библейского теизма) принципе расположения элементов бытия во времени, и потому оказывается темпоральной. Розенцвейг, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления, приходит к выводу, что бытие на самом деле не является некой мыслимой безличной сущностью, вечной и неподвижной, а представляет собой именно бытие - совокупность трех первофеноменов: Бога, Мира и Человека; первофеноменов, которые, будучи всеобщими, одновременно являются отдельными частями бытия, а также обладают особой способностью «выхода за свои пределы» и реализации в конкретном.

1 См.: Ргеипс! Е. Ех151:еп2рЫ1050рЫе ¥гтг 11о8епг\уе1§8. Б. 74.

Являясь частями, первоэлементы тем не менее не могут быть признаны включенными в бытие как некое целое. Этого «целого» у Розенцвейга нет вообще, но в то же время бытие стремится «быть собранным». Если в классической философии таким способом «собирания бытия» было мышление, то в темпоральной системе Розенцвейга его заменяет ориентированный на завершение в Спасении поток мирового времени, став силой, приводящей бытие в единство, и оказавшись способным соединить в отношении три первофеномена. Таким образом, эта бытийная целостность оказывается единой в философии Розенцвейга не потому, что соответствует мышлению, а потому, что объединена временем, которое от Творения через Откровение должно прийти к Спасению - главному предмету веры.

Переходы от неподлинного «пустого» бытия прото-мира к подлинному существованию исследуются Розенцвейгом в формальном соответствии с гегелевским описанием восхождения от абстрактного к конкретному, но при этом саморазвитие идеи заменяется таким развитием всего сущего, которое проходит стадии прошлого, настоящего и будущего, то есть разворачивается во времени, постоянно обновляясь, а не само по себе, как это было у Гегеля. Поэтому для Розенцвейга темпоральность означает не предзаданность, а открытость будущего.

В новом темпоральном типе целостности особую роль играет язык, поскольку именно язык оказывается одновременно и инструментом, и признаком установления первичного отношения. В системе Розенцвейга сам мир становится существующим миром лишь тогда, когда реализуется отношение его составляющих, а это отношение может реализовываться только в говорении. Также и человек становится подлинным человеком лишь тогда, когда он оказывается «человеком говорящим». В свою очередь, говорение как диалог (а оно может быть только таким, иначе это -«еамовыговаривание самости») подразумевает признание существования Другого. Результатом же усмотрения этого Другого является признание человеком всерьез своей собственной временности и конечности; тот факт, что этого не хотела замечать традиционная философия, становится причиной розенцвейговской критики классической метафизики.

В силу конечности (в первую очередь смертности) человека знание может быть признано только в качестве ограниченного, не могущего овладевать тем, что еще не завершено, и потому оно не имеет права претендовать на охват чего-либо незаконченного, в первую очередь - самой жизни. Но если эмпирическое знание не может быть всеобщим, а абстрактное мышление не может считаться способным достичь истины, то необходим другой способ получения истины, и этим способом у Розенцвейга оказывается вера.

Ориентация мыслителя на то, что действительно актуально в мире - на единичное, частное, особенное, бытующее - живущее и умирающее - во времени приводит к рождению философии, которая, как пишет C.JI. Франк, «уже не может считаться идеализмом. Она становится системой в смысле жизненной целостности, а не в смысле логической систематики. Она универсальна, а не универсалистична только, она хочет не только поучать, но и приобщать себе, нравственно переделывать своих последователей»2.

Несмотря на явно религиозный характер, философия Розенцвейга принципиально не может быть названа философией, ставшей на путь решения сугубо богословских проблем. Так, проблема иудео

2 Франк С Л. Розенцвейг. - «Звезда искупления» // Мысль I, Под ред. Э.Л. Радлова и Н.О. Лосского. Academia. Петербург, 1922. С. 177. христианского диалога выводится за рамки теологического дискурса, будучи представленной как проблема диалога на границе веры и знания; при этом не в последнюю очередь именно ради него должна быть сохранена философия, основанная на системе ценностей иудаизма, но остающаяся философией.

Более того, сам Розенцвейг выступил против восприятия его философии как сугубо еврейской, заявив в статье «Новое мышление», что его книга «Звезда Спасения» - сочинение философское вопреки ожиданиям читателей, введенных в заблуждение в первую очередь изображением Звезды Давида на обложке3. Вряд ли такое утверждение можно расценить как простое лукавство, поскольку, как показывает исследование, Розенцвейг действительно осуществлял проект соединения библейски понятой веры и философского знания, и в этом контексте вера и знание могут быть поняты как символы еврейской и метафизической моделей целостности.

Как видим, для Розенцвейга в самом деле проблема веры и знания оказывается одной из важнейших. При этом философ не стремится радикально разделять веру и знание и утверждать что-либо одно в качестве главного способа познания истины; с другой стороны, он и не сводит одно из них к другому, полагая, что только вместе, в отношении, они могут помочь в ее отыскании. Но тем не менее в вопросе о соотношении философского мышления и веры Розенцвейг делает выбор в пользу последней, хотя и не вполне последовательно, поскольку при этом не может обойтись без использования понятий классической философии и ее исходной установки на системность. Поэтому в итоге Розенцвейг выстраивает сугубо философскую модель целостности, которая, даже будучи значительно обновленной, вряд ли

3 См.: Rosenzweig F. Das neue Denken // Rosenzweig F. Kleinere Schriften. S. 142-143.

132 может претендовать на опровержение всех возможных философских систем. Таким образом, «спасение философии» у Розенцвейга оказывается «спасением» посредством критики, а само «диалогическое мышление» остается все же мышлением, хотя и неклассическим.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Наместникова, Лариса Владимировна, 2001 год

1. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания) // Античность и Византия / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М.: Наука, 1975. С. 266-285.

2. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 115-145.

3. Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 13-75.

4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. M.: «Coda», 1997. 343 с.

5. Авинери Ш. Основные направления еврейской политической мысли: Пер. с иврита. Иерусалим: Библиотека-алия, 1990. 320 с.

6. Агамбен Дж. Apôstolos (из книги «Оставшееся время: Комментарий к "Посланию к римлянам"») (Пер. с итал. С. Козлова) // Новое литературное обозрение. 2000. № 46. С. 49-70.

7. Агур Й. Введение в Устную Тору. Части 1-2. Тель-Авив: Изд-во Открытого университета, 1996. 160 с.

8. Альбо Й. Книга основ. Иерусалим: «Амана», 1993. 272 с.

9. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 344 с.

10. Ю.Бен-Шломо Й. Введение в философию иудаизма. Иерусалим: Ассоциация «Тарбут», 1994. 106 с.

11. П.Бернфельд С. Религия // Еврейская энциклопедия: В 16-ти т. T. XIII. М.: «Терра», 1991. С. 374-421. (Репринт издания энциклопедии 19081913 гг.).

12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет», 2000. 387 с.

13. З.Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, C.B. Лезова. М.: Республика, 1995. 464 с.

14. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

15. Булгаков С.Н. Два Града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РГХИ, 1997. 589 с.

16. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.: Наука, 1990. 126 с.17Вайнштейн О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX-XX вв. / Под ред. В.И. Рутенбурга. Л.: Наука, 1979. 272 с.

17. Вейнберг И.П. Космос и олам: о возможности со- или противопоставления // Вопросы древневосточной культуры. Даугавпилс: Изд-во Даугавпилсского педагогического ин-та, 1982. С. 41-42.

18. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1986. 208 с.

19. Воробьева C.B. Розенцвейг, Франц // Новейший философский словарь. Минск, 1999.

20. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 88-98.

21. Галеви И. Кузари. Иерусалим: «Шамир», 5750 (1990). 336 с.

22. Гальцева P.A. Западноевропейская культурфилософия между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. С. 8-22.

23. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. 471 с.

24. Гиршман М.М. Основы диалогического мышления в еврейской философии XX века: Ф. Розенцвейг и М. Бубер // Гиршман М.М. Избранные статьи. Донецк: ООО «Лебедь», 1996. С. 141-153.

25. Гиршман М. Актуальность диалогических идей Ф. Розенцвейга, М. Бубера, Э. Левинаса для современного гуманитарного образования и культуры // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М., 2000. С. 41-43.

26. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Введения и коммент. М. Штерна. Т. 1. От Геродота до Плутарха. М.; Иерусалим: Гешарим, 1997 (5757). 634 с.

27. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969. №3. с. 105-116.

28. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Сочинения: В 2-х т.: Пер. с лат. и фр. Т. 1 / Сост., ред., вступит, ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. С. 77-153.

29. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом //

30. Декарт Р. Сочинения: В 2-х т.: Пер. с лат. и фр. Т. 2 / Сост., ред. и примеч. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1994. С. 3-72.

31. Дидро Д. Прибавление к «Философским мыслям», или Разные возражения против сочинений различных богословов // Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1986. С. 266-274.

32. Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. 248 с.

33. Кауфман И. Религия Древнего Израиля // Библейские исследования: Сб. статей / Сост. Б. Шварц. Академическая серия. Вып. 1. М., 1997. С. 29-75.

34. Крапивенский С.Э. Еврейское в мировой культуре. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001. 164 с.

35. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 416 с.

36. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 208 с.

37. Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации. Два очерка // Античность как тип культуры / А.Ф. Лосев, H.A. Чистякова, Т.Ю. Бородай и др. М.: Наука, 1988. С. 6-77.

38. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн. 1. М.: Искусство, 1992. 656 с.

39. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. М.: Изд-во УДН, 1989. 188 с.

40. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. М.: ИНСАН, РМФК, 1992. 160 с.

41. Маймонид (Моше бен Маймон). Путеводитель растерянных / Пер. и коммент. М.А. Шнейдера. М.; Иерусалим: Гешарим, Маханаим, 2000 (5761). 566 с.

42. Малахов В. Евреи и смерть (несколько соображений к культурно-антропологическому аспекту проблемы) // Библейские исследования. Еврейская мысль. Материалы VI Ежегодной Международной

43. Междисциплинарной конференции по иудаике. 4.1. Академическая серия. Вып. 4. М., 1999. С. 197-206.

44. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М.: «Аграф», 1997. 320 с.

45. Махлин В.Л. «Первоклетка» диалогизма // Философские науки. 1995. № 1. С. 131-136.

46. Махлин В.Л. Я и Другой (истоки философии «диалога» XX в.): Материалы к спецкурсу. СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 1995. 148 с.

47. Махлин В.Л. Я и Другой: К истории диалогического принципа в философии XX в. М.: Лабиринт, 1997. 254 с.

48. Махлин В.Л. Розенцвейг, Франц // Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2.

49. Меяр Р. Франц Розенцваг философ, возвратившийся к вере: Фрагменты из книги «Звезда Якова» // Еврейская школа = Jew. school. СПб., 1995. № 2/3. С. 31-41.

50. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с.

51. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 634635.

52. Милитарев А.Ю. Этимология слов со значением «творение», «созидание» в афразийских языках // Вопросы древневосточной культуры. Даугавпилс: Изд-во Даугавпилсского пед. ин-та, 1982. С. 23-25.

53. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990. 136 с.

54. Наместникова Л.В. Франц Розенцвейг «т р1и1о8ор1ю8»: философская актуальность смерти // Социокультурные измерения существования человека: Межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. С. 98-100.

55. Наместникова Л.В. Разрыв философской традиции в мышлении Франца Розенцвейга // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории: Материалы научной конференции, Москва, 20-22 ноября 2000 г. М„ 2000. С. 128-132.

56. Наместникова Л. Концепция человека в диалогической философии Франца Розенцвейга /У Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М., 2000. С. 47-49.

57. Неер А. Ключи к иудаизму / Пер. с фр. С. Тартаковской. Иерусалим: Библиотека-алия, 1989. 166 с.

58. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1979. 212 с.

59. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения: В 2-х т. Т. 1: Перевод / Общ. ред. и вступит, ст. З.А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1979. С. 47-184.

60. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. 150 с.

61. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1998. 420 с.

62. Пигалев А.И. Культура как бытие: истоки и границы парадигмы // Мир психологии. Научно-методический журнал. М.-Воронеж, 2000. № 3 (23). С. 11-38.

63. Пигалев А.И. Мир человека между «законом» и «событием» // Мир психологии. Научно-методический журнал. М.-Воронеж, 2000. № 4 (24). С. 9-30.

64. Пигалев А. Философия Франца Розенцвейга и целостность культуры // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М., 2000. С. 49-52.

65. Пигалев А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001.

66. Платон. Парменид // Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 346-412.

67. Поснов М.Э. До-христианский и вне-христианский гносис // Гностики, или О лжеименном знании. Изд. 2-е, испр. и доп. Киев: «УЦИММ-ПРЕСС», 1997. С. 13-34.

68. Рад Г. фон. Начало историописания в древнем Израиле // Библейские исследования: Сб. статей / Сост. Б. Шварц. Академическая серия. Вып. 1. М., 1997. С. 485-530.

69. Розенцвейг Ф. Об одном месте из диссертации М. Бубера (Примечания и перевод с нем. B.J1. Махлина) // Философские науки. 1995. № 1. с. 136-139.

70. Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить / Составл., пер. с нем и англ., послесловие и коммент. А.И. Пигалева. М.: Канон+, 1997. 288 с.

71. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. Пер. с нем и англ. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 608 с.

72. Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время. В поисках утраченного. М.: «Языки русской культуры», 1997. 800 с.

73. Сантала Р. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. СПб.: «Библия для всех», 1995. 206 с.

74. Сантала Р. Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний. СПб.: «Библия для всех», 1996. 224 с.

75. Сарна Н.М. Завет (Бытие 15-17) // Библейские исследования: Сб. статей / Сост. Б. Шварц. Академическая серия. Вып. 1. М., 1997. С. 151-169.

76. Сегал Д. «Пропавшие европейцы»: ассимилированная еврейская интеллигенция в XX веке // Вестник еврейского университета. История. Культура. Цивилизация. М.-Иерусалим, 1999 (5759). № 1 (19). С. 120-158.

77. Селезнев M.Г. Мир Ветхого Завета // Религии древнего Востока. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. С. 104-134.

78. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа (Ветхого Завета). Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1998.471 с.

79. Соколик Г. Огненный лед (О Единой Реальности) // Возрождение. Иерусалим, 1978. № 7. С. 95-114.

80. Соловейчик Й.-Д., рав. Молитва как диалог // Сидур. Врата молитвы (нусах «Ашкеназ») / Под ред. П. Полонского. Иерусалим Москва: Маханаим; Сифрият Бэйт-Эль; Институт изучения еврейских рукописей в России, 5754 (1993). С. XXX-XXXIV.

81. Тертуллиан. О прескрипции против. еретиков // Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 106-129.

82. Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. VI. С. 106-150.

83. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Наука, 1987. 256 с.

84. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955. С. 7-405.

85. Фербер Р. Акт Творения в библейской традиции и современной науке // Библейские исследования. Еврейская мысль. Материалы VI1.tz.

86. Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. 4.1. Академическая серия. Вып. 4. М., 1999. С. 235-254.

87. Филон Александрийский // Еврейская энциклопедия: В 16-ти т. Т. XV. М.: «Терра», 1991. С. 255-275 (Репринт издания энциклопедии 1908-1913 гг.).

88. Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. М.: Аспект Пресс, 1995. 351 с.

89. Флоровский Г. Спор о немецком идеализме // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 412-430.

90. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. 576 с.

91. Франк С.Л. Розенцвейг «Звезда искупления» // Мысль I / Под ред. Э.Л Радлова и Н.О. Лосского. Петербург: Academia, 1922. С. 176179.

92. Франк С.Л. Мистическая филocoфiя Розенцвейга // Путь. Орган русской религиозной мысли. Книга I (I-VI). М., 1992. С. 253-259.

93. Фромм Э. Библейская концепция человека // Таргум. Иерусалим-М., 1991. Вып. 2. С. 61-71.

94. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. М.: Республика, 1994. 447 с.101 .Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.

95. М.: Республика, 1993. 447 с. Ю2.Хаскелевич Б. Переводы Библии // Возрождение. Иерусалим, 1978. № 7. С. 232-239.

96. Хлебников Г.В. Импликации еврейской философии (На материалах концепции Иуды Галеви) // Наука. Закономерности ее развития: Сборник / Под ред. Сухотина А.К. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. С. 187-193.

97. Шеремета О.Ф. Розенцвейг и М. Бубер. Некоторые точки соприкосновения и различия // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. М., 2000. С. 53-55.

98. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Шестов Л. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993. С. 313-664.

99. Юб.Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир: (Ветхий завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии). М.: Политиздат, 1987. 239 с.

100. Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда / Пер. с англ. А. Сиверцева. М.; Иерусалим: Гешарим, 2000 (5760). 276 с.

101. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. 663, 1. с.

102. Штайнзальц А., рав. О сути молитвы // Сидур. Врата молитвы (нусах «Ашкеназ») / Под ред. П. Полонского. Иерусалим Москва: Маханаим; Сифрият Бэйт-Эль; Институт изучения еврейских рукописей в России, 5754 (1993). С. ХХХУ1-ХХХ1Х.

103. Ю.Штраус Л. Иерусалим и Афины. Некоторые предварительныерассуждения // Еврейское образование. СПб., 2000. № 1. С. 215-244. 111 .Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Т.1. Книга Бытия. М.:

104. Теревинф», 1994. 288 с. 112.Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент.

105. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с. ПЗ.Якимович А. Утраченная Аркадия и разорванный Орфей. Проблемы постмодернизма // Иностранная литература. 1991. № 8. С. 229-236.

106. Якимович A.K. Культура 20 века // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. С. 339-346.

107. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. 527 с.

108. Adorno Т. Negative Dialektik. Düsseldorf: Buchbinderische Verarbeitung Karl Hanke, 1966. 414 s.

109. Altmann A. Franz Rosenzweig on History // East and West. 1958. MCMLVIII. P. 194-214.

110. Askani H.-Ch. Das Problem der Übersetzung: dargestellt an Franz Rosenzweig; die Methoden und Prinzipien der Rosenzweigschen und Buber-Rosenzweigschen Übersetzungen. Tübingen: Mohr, 1997. XIV, 388 s.

111. Baeck L. Von Moses Mendelssohn zu Franz Rosenzweig. Typen jüdischen Selbstverständnisses in den letzten beiden Jahrhunderten. Stuttgart: Kohlhammer, 1958. 64 s.

112. Boman T. Das hebräische Denken in Vergleich mit dem griechischen. 6nd. Auflage. Gottingen, 1977. 240 s.

113. Bowler M.G. The Reconciliation of Church and Synagogue in Franz Rosenzweig. Montreal, 1972. VI, 126 p.

114. Casper B. Das dialogische Denken. Eine Untersuchung der religionsphilosophischen Bedeutung Franz Rosenzweigs, Ferdinand Ebners und Martin Bubers. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1967. 391 s.

115. Cohen R.A. Elevations: the height of the good in Rosenzweig and Levmas. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1994. XXII, 346 p.

116. Dober H.-M. Die Zeit ernst nehmen: Studien zu Franz Rosenzweigs "Der Stern der Erlösung". Würzburg: Königshausen u. Neumann, 1990. 286 s.

117. Franz Rosenzweig. His Life and Thought. 3nd ed. Indianapolis -Cambridge: Hackett Publishing Company, 1998. XLVIII, 420 p.

118. Freund E. Die Existenzphilosophie Franz Rosenzweigs. Ein Beitrag zur Analyse seines Werkes "Der Stern der Erlösung". Zweite durchgesehene Auflage. Hamburg: Verlag von Felix Meiner, 1959. VIII, 196 s.

119. Gibbs R. Correlations in Rosenzweig and Levinas. Princeton; N.Y.: Princeton University Press, 1992. XII, 281 p.

120. Görtz H.-J. Franz Rosenzweigs neues Denken. Eine Einführung aus der Perspektive christlischer Theologie. Würzburg: Echter, 1992. 152 s.

121. Görtz H.-J. Tod und Erfahrung. Rosenzweigs "erfahrende Philosophie" und Hegels "Wissenschaft der Erfahrung und Bewußtseins. Düsseldorf: Patmos Verlag, 1984. X, 578 s.

122. Guttman J. Philosophies of Judaism. The History of Jewish Philosophy from Biblical Times to Franz Rosenzweig. N.Y.: Anchor Books Doubleday & Company, Inc. Garden City, 1966. X, 550 p.

123. Habermas J. Der deutsche Idealismus der jüdischen Philosophen // Koch T. (Hrsg.). Porträts zur deutsch-jüdischen Geistesgeschichte. Köln: Verlag M. DuMont Schauberg, 1961. S. 99-125.

124. Hauck D. Fragen nach dem Anderen: Untersuchungen zum Denken von Emmanuel Levinas mit einem Vergleich zu Jean-Paul Sartre und Franz Rosenzweig. Essen: Verl. Die Blaue Eule, 1990. 228 s.

125. Heckelei H.-J. Erfahrung und Denken: Franz Rosenzweigs theologischphilosophischer Entwurf eines "Neuen Denkens". Bad Honnef: Bock und Herchen, 1980. IV, 150 s.

126. Heschel A.J. The Sabbat: It's Meaning for modern Man. N.Y.: Farrar, Straus and Young, 1951. 118 p.

127. Hufnagel C. Die kultische Gebärde: Kunst, Politik, Religion im Denken Franz Rosenzweigs. Freiburg (Breisgau); München: Alber, 1994. 176 s.

128. Löwith K. M. Heidegger und F. Rosenzweig. Ein Nachtrag zu "Sein und Zeil:" // Löwith K. Gesammelte Abhandlungen. Zur Kritik der geschichtlichen Existenz. Stuttgart, 1960. S. 68-92.

129. Mayer R. Franz Rosenzweig. Eine Philosophie der dialogischen Erfahrung. München: Chr. Kaiser Verlag, 1973. 188 s.

130. Mendes-Flohr P. German Jews: A Dual Identity. New Haven; London: Yale University Press, 1999. XVI, 149 p.

131. Moses S. Der Engel der Geschichte. Franz Rosenzweig, Walter Benjamin, Gershom Scholem. Frankfurt am Main: Jüdischer Verlag im Suhrkamp Verlag, 1994. 236 s.

132. Moses S. System und Offenbahrung. Die Philosophie Franz Rosenzweig. München: Wilhelm Fink Verlag, 1985. 243 s.

133. Oppenheim M.D. What does Revelation mean for the modern Jew? N.Y.: The Edwin Mellen Press, 1985. VIII, 152 p.

134. The Philosophy of Franz Rosenzweig / Ed. by P. Mendes-Flohr. Hanover; London: Brandeis University Press, 1988. XII, 260 p.

135. Reichert K. "Zeit ist's": die Bibelübersetzung von Franz Rosenzweig und Martin Buber im Kontext. Stuttgart: Steiner, 1993. 34 s.

136. Rosenstock-Huessy E. Soziologie II: Die Vollzahl der Zeiten. Stuttgart: Kohlhammer, 1958. 774 s.

137. Rosenzweig F. Das Büchlein vom gesunden und kranken Menschenverstand. Düsseldorf: Joseph Melzer Verlag, 1964. 128 s.

138. Rosenzweig F. Der Mensch und sein Werk. Gesammelte Schriften. I. Briefe und Tagebücher. Bd. 1. 1900-1918. Haag., M. Nijhoff, 1979. 602 s. Bd. 2. 1918-1929. Haag., M. Nijhoff, 1979. 603-1334 s.

139. Rosenzweig F. Der Mensch und sein Werk. Gesammelte Schriften. III. Zweistromland. Kleinere Schriften zu Glaube und Denken. 1984 (M. Nijbof). XXII, 888 s.151 .Rosenzweig F. Der Stern der Erlösung. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988.522 s.

140. Rotenstreich N. Jewish Philosophy in Modern Times. From Mendelssohn to Rosenzweig. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1968. 282 p.

141. Sborowitz A. Offenbahrung und Offenbahrungreligion in Franz Rosenzweigs "Stern der Erlösung". Jerusalem: Romema-Verlag, 1942. 67 s.

142. Tewes J. Zum Existenzbegriff Franz Rosenzweigs. Meisenheim am Glan: Verlag Anton Hain, 1970. 157 s.

143. Tieme K. Franz Rosenzweig. Zum Gespräch zwischen Judenheit und Christentum // Hochland. 1957. N 50. S. 142-152.

144. Tilliette X. Rosenzweig et Schelling // Archivio di filosofia. Padova, 53 (1985). № 2-3. P. 141-152.148

145. Tiliette X. Philosophie et Révélation. L'Etoile de la Rédemption de F. Rosenzweig // Axes. 1982. № 14. P. 21-28.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.