Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бирючинская, Татьяна Александровна

  • Бирючинская, Татьяна Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Рязань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 191
Бирючинская, Татьяна Александровна. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Рязань. 2009. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бирючинская, Татьяна Александровна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX в.в.

1.1. Анализ и характеристика категориального аппарата исследуемой проблемы.

1.2. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах ученых конца XVIII - XIX веков.

1.3. Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах ученых начала XX века.

Глава 2. Концептуальные философско-педагогические идеи воспитания гражданина и патриота России в наследии отечественных ученых в контексте современных проблем воспитания

2.1. Концептуальные философско-педагогические идеи ученых России конца XVIII - начала XX в.в.

2.2. Анализ и характеристика воспитания гражданина и патриота в современной системе образования России.

2.3. Тенденции и перспективы развития концептуальных идей отечественных ученых конца XVIII — начала XX вв. в решении современных проблем воспитания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв.»

Социально-политические преобразования в России за последние двадцать лет привели к резким изменениям в духовно-нравственной сфере жизни подрастающего поколения. Становление современной молодежи пришлось на годы реформ и период экономической, идеологической и духовно-нравственной ломки. Именно в это время были забыты такие важные понятия, как нравственность, гражданственность, патриотизм, духовность. В этот переходный период стала активно внедряться в умы детей и молодежи мысль о том, что Россия никогда не имела ни великой культуры, ни собственной многовековой истории, ни своих национальных героев, а все лучшее, чем она сегодня располагает - приносится с Запада. События последнего времени подтверждают, что социальное расслоение общества, девальвация духовных ценностей оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Стала все более заметной утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

С целью исправления сложившегося положения 21 мая 2003 года на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам была принята «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» — документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. 11 июля 2005 года специальным постановлением Правительства РФ № 422 принимается Государственная Программа: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» как естественное продолжение Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Она предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания. Основной целью Программы является: «совершенствование системы патриотического воспитания., формирование у граждан РФ высокого гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей» [109, 13]. Для достижения указанной цели к разрешению предлагаются следующие задачи: продолжить формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну; продолжить воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту интересов страны; повысить качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; провести научно обоснованную организаторскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

В то же время, если в Законе РФ «Об образовании» (1992) в статье 2(a) почти вскользь, но еще упоминается о «воспитании в детях чувства гражданственности, патриотизма, любви к окружающей природе, Родине, семье» [37, 4], то в существенно «доработанной» «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» остались лишь «гражданская ответственность, правовое сознание и ответственность за судьбу страны» [70, 256]. Таким образом, любовь к Родине в данном документе не обозначена вообще. Также в Законе РФ «Об образовании» в статье 2(6) говорится о том, что образование — это механизм защиты, сохранения и развития национальных культурных традиций, но как можно беречь и сохранять то, что наше подрастающее поколение не знает, потому что в школе не введен предмет, дающий представление о русских национальных культурных традициях, в основании которых полагается православная вера как культурологический феномен.

Сегодня наряду с государственными структурами, Русская Православная Церковь, являясь живым, развивающимся организмом, осознает огромную ответственность за души вверенных ей чад и, ориентируясь на традиционные для православия духовно-нравственные понятия гражданских добродетелей, полагает, что воспитание чувства гражданственности и патриотизма у молодых россиян - одна из первостепенных задач государственного строительства, а значит, Русская Православная Церковь не считает возможным ограничивать свою деятельность только таинствами, обрядами и требами. Поэтому на Архиерейском Соборе в Москве (13-16 августа 2000 года) принимается официальный документ - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где четко дается определение понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» в духовно-религиозном понимании. С точки зрения Православной Церкви, патриотизм — «это любовь к своему Отечеству, к братьям во Христе, своим соплеменникам. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божьей о любви к ближнему как к самому себе» [150, 38].

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (+ 2008) и при поддержке Администрации Президента РФ была разработана и рекомендована к исполнению комплексная Программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» (2 февраля 2005 года), которая призвана «противодействовать духовно-нравственной деградации подрастающего поколения и приобщать современную молодежь к национальным традициям русского народа» [47, 4].

Таким образом, проблема воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма реально обозначена сегодня как одна из актуальнейших проблем, значимая на уровне государства, но отсутствие в отечественной педагогике четких ориентиров и ценностей воспитания гражданственности и патриотизма в значительной мере сдерживают совершенствование и развитие данного процесса. В связи с этим, в последнее время наметился определенный интерес к изучению и анализу творчества отечественных ученых конца XVIII — начала XX веков по этой проблеме.

Проблема воспитания гражданина и патриота России всегда была в центре внимания отечественных ученых, педагогов, философов, богословов, государственных деятелей, общественности. Так, уже на рубеже XVIII -XIX веков А.Н. Радищев в своих работах акцентировал внимание на данной проблеме, отстаивал национальные интересы российского образования, актуализировал нравственный элемент в деле воспитания: «Всякий должен расти в своем Отечестве,. и привыкать к его обычаям, образу жизни и правления.» [1, 58].

В середине XIX века славянофилы (А.С. Хомяков и И.В. Киреевский) привнесли в российскую историю понятие «соборности» («единства по благодати»), считая главным - духовное единство человека и общества, гражданина и государства. Их учение носило глубоко религиозный характер и сходилось на том, что только христианское мировоззрение и православная церковь способны вывести человечество на путь спасения.

По мнению государственных деятелей министров народного просвещения А.С. Шишкова и С.С. Уварова, главной причиной всех бед российского образования начала XIX века стало отсутствие в нем национального духа и опоры на духовно-нравственные идеалы русского народа. Поэтому, необходимо основной упор делать на воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, национальной гордости и преданности власти. Таким образом, краткая и внешне простая формула «Православие, Самодержавие, Народность» выдвигалась в качестве национальной идеи, сплачивающей вокруг себя все слои российского общества.

Внедрение принципа народности в российские школы было предложено в середине XIX века К.Д. Ушинским, который справедливо полагал, что бесполезно выдумывать и привносить в Россию извне инородную практику воспитания и образования, ибо «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. и каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» [167, 122].

В конце XIX века, продолжая воплощать принцип народности воспитания и образования уже на практике, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, Н.И. Ильминский, К.В. Ельницкий, исходили из национальных особенностей русского народа и считали, что именно церковно-приходская школа в России должна стать основой народного, национально-патриотического воспитания, потому что в русле маленькой сельской церковной школы легче сформировать у ребенка исконно русские идеалы, нормы и принципы поведения, которые во многом основываются на православной вере и неотделимы от самого жизненного уклада народа.

Осмысливая пути развития отечественного образования на фоне анализа < социальной жизни общества конца XIX — начала XX веков, В.Н. Сорока-Росинский справедливо считал, что, школа, прежде всего, должна взять на себя заботу о сохранении социального здоровья нации. Ей необходимо стать национальной, духовно близкой к своей родной земле и опыту поколений, способной продолжить и преумножить культурно-исторические традиции своего народа. Школе в России предстоит найти свой особенный путь. Она не должна пойти ни за националистами, ни за космополитами. Главенствующую роль в ее деятельности призвана сыграть великая русская культура, как общечеловеческое достояние, объединяющая многочисленные этносы Российской империи.

Наиболее активно поиски нравственных и моральных основ в деле воспитания российской молодежи в духе гражданственности и патриотизма шли в среде русской эмиграции. И.А. Ильиным, прот. В. Зеньковским, В.В. Розановым, прот. С. Четвериковым определены основные источники национальных ценностей образования и воспитания, — это религиозность, духовность, приверженность традициям семейного воспитания.

В своей воспитательной деятельности святитель Феофан Вышенский (XIX в.) обращал особое внимание на проблему воспитания гражданина и патриота своей страны: «Казалось бы, какое нам дело до Запада!. Мы жили просто под влиянием животворных христианских начал. но, вошедши в сношения с ним, мы стали заимствовать от него вместе с полезным и качествующий там дух языческого образования, который восстает против Христа Спасителя и Святой Церкви Его» [136, 14].

Таким образом, теория и практика патриотического воспитания в наследии русских ученых, философов, богословов конца XVIII - начала XX веков представлена достаточно убедительно, что побуждает сегодня к пересмотру утвердившихся в современной педагогике стереотипов и способствует появлению новых подходов к проблемам гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Активно развивая учение о мире ценностей, и принимая за основу педагогическую аксиологию, ведущие отечественные ученые Е.П. Белозерцев, А.Н. Вырщиков, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и другие считают, что современное образование необходимо выстраивать в соответствии с базисными, национальными ценностями. За использование в современной практике образования и воспитания религиозно-нравственного наследия выступают Б.С. Гершунский, С.Ю. Дивногорцева, Г.А. Куманев, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, М.Г. Тайчинов, В.Ю. Троицкий и другие. С призывом вернуться к истокам традиционного российского образования, которое базировалось на идеях православия, и возобновить диалог между светскими и религиозными структурами сегодня выступают священнослужители и богословы: Патриарх Кирилл, игумен Георгий (Шестун), диакон Андрей Кураев, иеромонах Киприан (Ященко) и другие. Исследуют содержание педагогического образования, и компонент духовно-нравственного воспитания личности будущего учителя как необходимую составляющую образовательного процесса в высшей школе Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Т.И. Петракова, В.А. Сластёнин. Отчетливо проявляется в работах В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Д.С. Лихачева,

Н.А. Нарочницкой, В.А. Садовничего, И.Н. Сиземской, Ю.В. Сокольникова стремление считать идеальным гражданином государства того, для кого смыслом жизни является служение государственным интересам, преданность Родине, уважение к истории своей страны. Рассматривая задачу возрождения русского народа через сохранение собственного национального идеала, Митрополит Иоанн (Снычев), прот. Артемий Владимиров, прот. Александр Половинкин, прот. Александр Шаргунов, считают, что обращение к духовному наследию прошлого сегодня совершенно необходимо и полезно для воспитания современной молодежи в духе гражданственности и патриотизма.

Как показывает анализ диссертационных исследований, в последние годы учеными изучаются такие проблемы, как «Теоретические основы гражданского воспитания в Российской педагогике конца XIX - начала ХХвв.» (И.Ю.Синельников), «Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы» (Э.П. Стрельникова), «Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества» (В.А.Коробанов), «Патриотизм и гражданственность как комплекс социокультурных и духовных ценностей: динамика формирования у современных россиян» (Т.С.Колябина), «Педагогический диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования» (А.Н.Кудряшова), «Педагогическая система Тихона Задонского» (А.В. Иванов), «Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания» (И.М. Коняева), «Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики» (Э.А. Чурсина) и другие. Все это говорит о том, что одной из актуальных задач современной педагогической науки является изучение и анализ области философско-педагогических знаний о гражданском, патриотическом, духовно-нравственном воспитании в контексте теории и опыта светской и религиозной культур.

В то же время, анализ существующих проблем воспитания в современном обществе выявляет противоречия между: востребованностью содержания воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения на основе традиционных ценностей отечественной педагогической культуры конца XVIII — начала XX веков и недостаточным изучением этого вопроса сегодня; потребностью педагогов в знаниях научных основ патриотического воспитания и недостаточной разработанностью в теории и практике образования четких смысловых и целевых установок, составляющих патриотическое воспитание молодежи; необходимостью объединения усилий всего российского общества в деле патриотического воспитания и неразработанностью педагогических ориентиров сотрудничества с Русской Православной Церковью, хотя государственные документы в этом отношении заявляют о такой необходимости. Данные противоречия выявили проблему диссертационного исследования: каковы концептуальные идеи гражданского и патриотического воспитания в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX вв., тенденции и перспективы их развития в контексте современных проблем воспитания.

Объект исследования: отечественная педагогическая культура конца XVIII — начала XX веков.

Предмет исследования: концептуальные идеи, определяющие процесс воспитания гражданина и патриота в русской философско-педагогической мысли конца XVIII — начала XX веков.

Цель исследования: выявить концептуальные идеи патриотического воспитания в трудах отечественных ученых конца XVIII — начала XX веков и определить тенденции и перспективы их развития в решении современных проблем воспитания.

Задачи исследования:

1. Представить и проанализировать категориальный аппарат исследуемой проблемы.

2. Выявить и систематизировать концептуальные идеи воспитания гражданина и патриота в отечественной педагогической культуре конца XVIII - начала XX веков.

3. Определить ценности гражданского и патриотического воспитания в педагогической культуре России исследуемого периода.

4. Представить анализ и характеристику проблемы гражданского и патриотического воспитания в контексте светской и православной педагогики в исследуемый период и в современной России.

5. Выявить и обосновать тенденции и перспективы развития концептуальных идей отечественных ученых в современном воспитании личности гражданина и патриота страны.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование метода сравнительно-исторического анализа позволит расширить представление о патриотическом воспитании личности в отечественной педагогике конца XVIII - начала XX вв. и выявить тенденции развития идей воспитания гражданина и патриота в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о духовной и социальной сущности человека как субъекта общественных отношений (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, прот. Павел Флоренский, И.А. Ильин и др.); принцип христианской антропологии (прот. Василий Зеньковский, свт. Феофан Затворник Вышенский, свт. Филарет Московский, митрополит Антоний Сурожский, диакон Андрей Кураев и др.); теории и концепции национально-патриотического, народного воспитания в дореволюционной России (К. Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С. А. Рачинский, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, И.А. Ильин и др.) и на современном историческом этапе развития российского общества (Е.П. Белозерцев,

М.Г. Тайчинов, митрополит Иоанн (Снычев), игумен Георгий (Шестун) и др.); идеи духовно-нравственного, православно-патриотического воспитания

Патриарх Кирилл, прот. Артемий Владимиров, иеромонах Киприан (Ященко), прот. Александр Половинкин и др.); философские и богословские подходы к проблеме воспитания в семье (прот. Василий Зеньковский, прот. Сергий Четвериков, И.А. Ильин, С.С. Куломзина и др.); подход к перспективному использованию и внедрению в российское образовательное пространство исторического опыта в качестве возможного основания для решения проблем современности (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, Г.А. Куманев, B.C. Леднев, Н.А. Нарочницкая, Н.Д. Никапдров и др.).

Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический, ретроспективный и перспективный анализ историко-педагогических и философско-педагогических источников, характеризующих развитие взглядов в области гражданского и патриотического воспитания отечественных ученых-педагогов, философов, богословов, их классификация, систематизация, обобщение и экстраполяция на современное общество.

Источники исследования: философско-педагогическое наследие отечественных ученых, мыслителей, труды ученых-богословов, историко-педагогическая и мемуарная литература, нормативные документы, материалы периодической печати, материалы, опубликованные в сети Интернет, диссертации.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2004 - 2005 гг.) — посвящен изучению теоретической разработанности темы исследования; определению объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования; осмыслению и формированию проблемы; анализу философской, исторической, историко-педагогической литературы, материалов периодической печати.

Второй этап (2005 - 2007 гг.) - проведен анализ категориального аппарата исследуемой проблемы; изучение развития идей гражданского и патриотического воспитания в отечественной педагогике конца XVIII — начала XX веков; определение педагогических ценностей гражданского и патриотического воспитания в контексте светской и православной педагогической культуры России исследуемого периода.

Третий этап (2007 - 2009 гг.) — обобщение и систематизация итогов исследования, формулировка выводов, литературное оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Целенаправленное возвращение к традиционным отечественным истокам воспитания патриотизма и гражданственности как ценности бытия является задачей государственной значимости. Патриотизм есть внутреннее качество личности, образ мыслей и убеждений, составляющих ее нравственную сущность, в основании которой находятся религиозные ценности служения Отчизне. Патриотизм проявляется в деятельностном начале личности — готовности выступить на защиту своей Родины и служить на благо ей; потребности в знаниях истории, традиций, культуры, языка своей страны; гордости за принадлежность к земле, где ты родился, своему народу, нации. Гражданственность — это честное исполнение своего долга по отношению к своей семье, обществу, уважение к властям, проявление ответственности в выборе жизненной позиции. Гражданско-патриотическое воспитание — это совместная деятельность семьи, школы, государства, церкви, направленная на формирование у человека духовно-нравственных ценностей служения на благо Отечеству и ближнему.

2. Концептуальными идеями воспитания гражданственности и патриотизма в отечественной педагогической культуре конца XVIII — начала XX веков являются: соборность как единство духа народа, выражающееся в стремлении объединяться в православно-патриотическом движении; организация духовно-религиозного воспитания личности во взаимодействии с русской православной церковью; сохранение русской политической системы «Православие, Самодержавие, Народность», как опоры фундаментальных устоев российской государственности; внедрение в российское образование церковно-ириходской школы; использование принципа народности в воспитании и образовании; воспитание национально-патриотических чувств, которые проявляются в готовности служить своей стране.

З.В современном российском образовании проявляются тенденции к возвращению и осмыслению философско-педагогических идей отечественных ученых, раскрывающих проблему гражданско-патриотического воспитания; диалогу государственных структур и русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Перспективами развития образования являются необходимость включения в школы принципа народности как методологического; обращение к духовно-нравственным, традиционным ценностям воспитания; объединение усилий всех структур по принципу соборности в выработке конструктивных решений в деле воспитания гражданина и патриота; возведение российского патриотизма в ранг государственной идеологии.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- выявлены и систематизированы концептуальные идеи воспитания гражданина и патриота в трудах отечественных ученых конца XVIII -начала XX веков;

- охарактеризованы ценности гражданско-патриотического воспитания в истории отечественной педагогической культуры исследуемого периода;

- представлен анализ исследуемой проблемы в контексте светской и православной педагогики в современной России;

- обоснованы и раскрыты тенденции и перспективы развития концептуальных идей отечественных ученых конца XVIII — начала XX веков в решении современных проблем воспитания гражданина и патриота России.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнены категориальные понятия патриотизма и гражданственности как духовно-нравственных ценностей, консолидирующих все общественные структуры, государство и церковь в процессе возрождения России;

- представлены анализ и характеристика проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в современной России, сформулированы выводы о ее состоянии;

- охарактеризована роль русской православной церкви в воспитании гражданственности и патриотизма в истории развития Российского государства и на современном этапе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы используются при чтении курса лекций и проведении практических занятий по истории педагогики и образования; в качестве базиса для разработки курсов по выбору и факультативов; для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных в ходе диссертационного исследования научных результатов обеспечиваются его методологической оснащенностью, комплексностью методов исследования проблемы, адекватных целям и задачам исследования, отбором изучаемых материалов из разнообразных достоверных источников, преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретико-методологических положений работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством их обсуждения в ходе научно-практических конференций и семинаров: «Теория, и практика модернизации, образования в российских регионах: Третьи Покровские образовательные чтения» (г. Рязань, 2004), «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Четвертые, Пятые, Шестые, Седьмые Покровские образовательные чтения» (г. Рязань, 2005, 2006, 2007, 2008),

Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Международная научно-практическая конференция» (г. Рязань, 2006); «Семья — культура - образование в изменяющейся России: Всероссийская научно-практическая конференция» (г. Балашов, 2009), представления материалов исследования в межвузовских сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций и при изучении курса педагогики на факультете русской филологии и национальной культуры на стационаре и заочном отделении.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 179 наименований и 1 приложения. Основное содержание изложено на 191 странице текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бирючинская, Татьяна Александровна

Выводы по главе 2.

Анализ теории и практики, тенденций и перспектив развития концептуальных идей воспитания гражданственности и патриотизма отечественных ученых, богословов, святителей конца XVIII — начала XX веков в контексте современности позволяет выявить следующие положения, характеризующие исследуемую проблему:

1. Формирование гражданственности и патриотизма у современного человека происходит в новых цивилизационных условиях: всеобъемлющая глобализация общественной жизни и предлагаемые нам «общечеловеческие ценности» становятся важнейшей отличительной чертой развития российского общества сегодня. Для формирования «новых» ценностей у подрастающего поколения наиболее плодотворной оказывается та почва, те культурные традиции, и педагогические идеи лучших отечественных ученых, педагогов, мыслителей, которые пришли к нам из нашего прошлого. Именно в этих идеях и обнаруживается то ценное зерно и положительный заряд, которые способны оживить российскую систему образования сегодня. Гражданственность и патриотизм не столько воспитываются, сколько формируются той культурной средой, в которой пребывает человек.

2. Первостепенными задачами современной школы должны стать: воспитание народного, национального, гражданско-патриотического и государственного самосознания; любви к своему Отечеству; к труду как к святой обязанности каждого человека; нравственный образ жизни и стремление к культуре; приобщение молодежи к истинным духовным традициям России.

3. Российские педагогические традиции — это, прежде всего, приоритет духовно-нравственных начал в воспитании и образовании, которые на протяжении всей российской истории были обусловлены влиянием Православной Церкви. Православие для России — это живое прошлое, настоящее и будущее нашей страны. «Это живая история и живая истина русского народа, современный быт, философия и мировоззрение, этика, эстетика и образование. Отторгнуть русского человека от Православия — значит отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы» (Феофан, епископ Ставропольский и Владикавказский).

4. Сегодня российской школе важно выработать четкую позицию и понимание того, что, опираясь на воспитательные традиции и педагогические идеи лучших представителей русского просвещения конца XVIII — начала XX веков, она в новых исторических условиях должна стать центром собирания русского национального, духовного характера.

Заключение

Современное российское общество, преодолевая испытания и трудности, пытается заново переосмыслить значение патриотизма для своих граждан. В ходе производимых с начала 90-х годов ускоренных, непродуманных реформ сегодня в России сложилась ситуация, которая характеризуется высокой степенью сложности, противоречивости, напряженности и нестабильности отношений между явлениями и процессами, происходящими в различных сферах деятельности общества и государства. По словам профессора Е.П. Белозерцева: «Наше время — время навязанного нам противоестественного выбора между национальным и общечеловеческим, между "самобытной культурой" и "мировой цивилизацией" Нас сегодня подвергают жестоким испытаниям через искушение цивилизацией и общечеловеческими ценностями., идет целенаправленное уничтожение присущих нашему народу традиционных ценностей, распад духовности, скрытая и явная атака на Православие, т.е. разрывание и исторического и современного сознания русского народа» [11,3].

Предлагаемые (активно навязываемые) сегодня российской системе образования стереотипы западной идеологии и соответствующие ей либерально-демократические идеи, которые предполагают подавление в любом государствообразующем народе национального самосознания, и лишение, тем самым, его корней, веры предков, традиций, многовековой культуры, предавая забвению понятия греха, долга, чести; совести, к сожалению, не способствуют развитию патриотических настроений в российском обществе. Более того, бездумное подражание чужому ведет к утрате мировоззренческих и нравственных ориентиров, к отсутствию четкой системы ценностей и низкой культуре в обществе, духовной опустошенности и резкого падения роли и значения гражданственности и патриотизма, как одной из главных составляющих русского народа, что в конечном итоге приведет к невозможности иметь и достойного будущего.

Таким образом, сложившаяся сегодня ситуация в государстве и российском образовательном пространстве побуждает к поиску ценностных оснований и новых подходов к гражданско-патриотическому воспитанию, которое включает в себя: исходные концептуальные определения, систему национальных ценностей как идейную основу воспитания, духовно-нравственные ориентиры гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (от 4 октября 2000 г. №751) говорится следующее: «сегодня система российского образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России,. обладающих высокой нравственностью» [95, 5]. Кроме того «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» ( от 17 декабря 1997 года №1300) предусматривает «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, которая включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,. формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения» [71,6]. Поэтому актуальным становится сегодня обращение к идеям, опыту и традициям гражданско-патриотического воспитания, которые отражены в теории и практике лучших отечественных ученых, педагогов, мыслителей, священнослужителей, государственных деятелей конца XVIII — начала ХХвв.

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в трудах русских ученых-педагогов исследуемого периода обозначена очень остро. Исторические события начала XIX века, послужили определенным переломным моментом не только в истории государства Российского, но и в судьбе русской школы и, в целом, национальной концепции образования. Бурный рост патриотизма в стране способствовал актуализации решения проблемы патриотического воспитания и пристальному интересу к своему национальному образованию отечественными учеными. Тем не менее, каждый ученый видел и решал обозначенную проблему по-своему, в зависимости от своего мировоззрения, мироощущения, происхождения и т.д., объединяя вокруг себя единомышленников.

Так, видение и решение проблемы гражданско-патриотического воспитания юношества славянофилами определялось через понятие «соборности», т.е. через обретение человеком определенной духовно-нравственной гармонии, которая бы впоследствии смогла бы привести его к Высшему Идеалу. Иначе говоря, соборность, в понимании ученых-славянофилов для русского человека должна служить определенной точкой отсчета для постоянного духовно-нравственного совершенствования. Ведь «Собор» — это не просто собрание народа на какое-либо мероприятие, это, прежде всего, единый дух, стремление, желание объединиться в православной и патриотической идеологии. Именно в православной вере славянофилы видят основное начало в жизни народа. Таким образом они пытались найти, воспитать в русском человеке те свойства, которые благоприятствовали бы развитию христианских начал у него — смирения, милосердия, совестливости (это «внутренние» качества души), а также свойства, благодаря которым, Россия смогла бы укрепиться и возвыситься — это крепкая семья, любовь к историческому прошлому страны, уважение к другим народам, населяющих Россию. Следовательно, характер просвещения и воспитания молодого поколения, по мнению славянофилов, должен отражать и нести в себе «свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу в жизни» [35, 150].

Направление воспитания патриотизма у подрастающего поколения, по мысли государственников-консерваторов, можно с полным основанием обозначить как державный патриотизм. Осмысление главной идеи этого направления предполагает понимание патриотизма как проявления человеком, гражданином чувства национальной гордости за Державу, но, не ущемляя при этом права других народов, населяющих Россию. При таком взгляде патриотизм рассматривается как основание, на котором покоится благосостояние и благополучие страны. Воспитание молодежи в таком контексте, считают государственники-консерваторы, предполагает безусловное послушание и повиновение властям, исполнение государственных законов, а равно и законов Божьих.

В поисках духовного стержня державного патриотизма государственники-консерваторы обращались к православной вере, к отечественным религиозным традициям, к особенностям русского национального идеала, к духовным устремлениям народа. Поэтому в 1832 году было официально провозглашено, что основы русского государственного строя должны состоять из трех элементов: Православия, Самодержавия, Народности. Эту формулу следовало понимать так: русский народ в области веры живет Православием, в области государственной — держится самодержавия, а в области быта крепок своей народностью. История в дальнейшем подтвердила важность этих начал для России и показала, что без них, правильно понимаемых, невозможно обойтись русской государственной и общественной жизни. «Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в жизни гражданской чувство законности и доверие к государственной власти» [141, 12]. Следовательно, духовные устремления народа, лежащие в основе государственного единения, определяют народный нравственный идеал жизни, формируют нравственный тип гражданина, а вместе с тем и нравственный облик самого государства. Поэтому не случайно понятия «патриотизм», «гражданственность», «нравственность», «духовность» поставлены в один ряд. Они образуют в человеке «внутреннюю силу», без которой невозможно воспитать гармонически- развитую, патриотически-настроенную л и чность.

Таким образом, в понимании государственников-консерваторов, главная задача, стоявшая перед русской школой XIX — начала XX вв. — это формирование у подрастающего поколения надежных духовно-нравственных ориентиров: любви к своему Отечеству, страха Божьего (боязнь совершить грех), соблюдения христианских заповедей, почитания родителей, уважения законной власти, потребности полезного труда на благо своей страны при прямом и непосредственном участии государства, с опорой на государственную идеологию.

Принимая за основу историческую, национальную, религиозную традиции воспитания русского человека ученые-педагоги, практики успешно воплощали народно-религиозные идеи воспитания подрастающего поколения в своей педагогической деятельности. Они справедливо полагали, что школа должна готовить человека к жизни творческой, полнокровной при этом вводить и погружать ученика в жизнь родной страны, заложить в него знания жизни Родины в том виде, как она существует, как исторически она складывалась и как эту жизнь можно улучшить, исходя из потребностей и интересов своего народа. Говоря другими словами, воспитание подрастающего поколения должно быть народным, охватывающим всю молодежь и формирующим ее в духе общественно-политических, культурно-просветительских, православно-патриотических интересов народа. Воспитание должно быть самобытным, национальным, прививать детям любовь к Родине, к истории Отечества, своей семьи, своего рода, а также чувство долга, ответственности. Эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и воспитательными традициями, помогают формировать его национальное самосознание.

По мнению русских педагогов, принцип народности воспитания и образования тесно связан с православной верой. Более того, идея обязательного использования в русской школе многовекового опыта и традиций православной религии и православной церкви как базовых основ нравственности и духовности русского человека, буквально пронизывает все творчество отечественных ученых-педагогов. Они справедливо полагали, что отвращение от православных традиций непременно приведет к духовно-нравственной деградации человека.

Таким образом, отечественные педагоги, претворяющие в теории и на практике народно-религиозные идеи воспитания, опирались на принцип народности в своей деятельности и считали его главным источником развития и выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, так как «народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование» (К.Д. Ушинский).

Вопросы взаимоотношения национального и общечеловеческого особенно остро поднимались в начале XX века русскими педагогами, сторонниками гражданского воспитания. Вступая в спор с К.Д. Ушинским, который положил в основу воспитания православную веру и принцип народности, они сформулировали свой педагогический идеал - «свободный от религиозных догм и претензий на национальную исключительность». Однако, сторонники этого направления ни в коей мере не становились на позицию космополитизма, «который есть разновидность уродливой мечты о едином братстве, своеобразной утопией, лишенной позитивной направленности, поскольку нельзя любить все человечество, не любя своего народа» (С.И. Гессен). Они довольно умело сочетали национальный и социальный факторы в подходе к решению задач развития русской школы. Очевидно, такие взгляды складывались на историческом фоне переломного периода потрясений, через который была вынуждена пройти Россия начала XX века.

Решая проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, ученые-педагоги, философы, сторонники данного направления в отечественной педагогике, рассматривали единство и взаимосвязь национального и общечеловеческого, подчеркивая их целостность и нераздельность, и предлагали свое видение и конкретные пути решения данной проблемы. Прежде всего: 1) школа должна быть независима от государства, церкви и господствующей идеологии; 2) каждый воспитанник, сначала должен стать добрым общественником, а это не какое-либо национальное качество, «национальность же придает только дополнительные черты образовательному идеалу» (П.Ф. Каптерев), но, тем не менее, 3) национальное воспитание, основанное на мировых ценностях, подчиненное цели приобщения к общечеловеческой культуре должно совпадать и приводить к развитию «здорового национального самосознания, принимающего в себя все культурно- духовные ценности человечества» (С.И. Гессен); и все же 4) «национальное должно лежать в основе образования и воспитания, ибо нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной» (В.Н. Сорока-Росинский).

Таким образом, при некотором разнообразии взглядов ученых-педагогов, философов, сторонников гражданского направления в отечественной педагогике, можно выделить и их общие идеи, черты, мысли по поводу воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма: гражданско-патриотическое и национальное воспитание необходимы в русской школе, но проводить его следует через усвоение достижений общечеловеческой культуры, основание которой и является любовь к своей стране, народу, культуре, национально-духовным традициям предшествующих поколений. Именно в гармоничном соединении национального и общечеловеческого должна проявиться нравственная сила личности.

В ином ключе рассматривает проблему патриотического воспитания И.А. Ильин. Будучи глубоко верующим человеком и пребывая вдали от Родины, он связывает патриотизм, прежде всего, с религиозным воспитанием, с воспитанием в русском народе национального духовного характера, считая патриотизм состоянием духа, души. В связи с этим, главным фактором, определяющим русское национальное самосознание, выступает Православие, и такие категории, как религиозное сознание, духовность, русская ментальность составляют, по мысли И.А.Ильина, основу патриотизма и оказывают решающее влияние на его формирование. При этом национализм — национальный патриотизм трактуется им как положительный фактор проявления национального духа и национального самосознания, ибо «любовь к своему народу не есть ненависть к другим народам». Рассматривая Русскую идею как особое отражение гражданственности и патриотизма россиян, И.А. Ильин видит в ней залог спасения русского народа и России от бездуховности, самоуничтожения и космополитизма. Подтверждение этому просматривается уже сегодня в позиции государственной (светской) власти и власти духовной в лице Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и ныне почившего Патриарха Алексия II, который отмечал, что «часто раздаются голоса - нужно найти национальную идею. Ее ищут где-то за океаном, в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея в нашем трудном и славном прошлом. Нам необходимо вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом верующим. Нравственно чистым. При этом, у нашего народа есть крепкая защита против зла - Святое Православие., которое было надежной опорой для многих поколений наших соотечественников» [3, 254].

Анализ проблемы воспитания гражданственности и патриотизма как в исследуемый нами период, так и на современном этапе развития российского общества указывает на разнообразность, неоднозначность и многовариантность трактовки понятий «гражданственность» и «патриотизм». Воспитание этих качеств у подрастающего поколения в богатом наследии отечественных ученых, педагогов, мыслителей, философов, святителей, а так же в научно-исследовательской литературе современных авторов рассматривается в разных исторических, социально-политических и экономических условиях, в зависимости от сформировавшихся, полученных знаний, взглядов и личной гражданской позиции. Современные исследователи данной проблемы (Е.П. Белозерцев, В.Ю. Троицкий, С.Ю. Иванова, Л.А. Зорин, Н.А. Нарочницкая и др.) выделяют несколько направлений проявления патриотизма: как эмоционально-возвышенная любовь к Родине; деятельная любовь; государственный, державный патриотизм; личностный патриотизм и др. [44, 294;296]. Это, если можно так сказать, скорее светское понимание вопроса. Но в своем исследовании мы затронули и еще одно направление проявления патриотизма — это религиозно-духовное, т.е. «пробуждение у воспитанников чувствилища к национальному духовному опыту» (И.А. Ильин).

Ведь слово «патриотизм» происходит от латинского «patter» - отец, соответственно — земля отцов, Отчизна, Отечество, привязанность к родной земле, культуре, традициям и тот, кто живет на этой земле, чтит и хранит веру предков и защищает ее и является патриотом. По словам Патриарха Алексия II (+2008), «истинно христианская любовь к Отечеству желает ему истинного блага и служит этому благу. А благо — это Царствие Божие. Наша Церковь желает, чтобы каждый человек, которому дороги Россия и ее будущее во всей полноте был причастен к благодатной жизни Православной Церкви, так как без святости, без высокого идеала человек теряется в мире зла и неправды. Мы с любовью и благоговением должны относиться к великому наследию наших праотцев и отцов, к уникальному опыту жизни русских святых, к их заветам и наставлениям. Интерес к своему прошлому характерен для народа, стоящего перед историческим выбором. В выборе есть Божие избрание, однако человек только сам, только самостоятельно может совершить поступок и определить свое будущее» [3; 270, 278,292].

В России в соответствии с Законом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», церковь отделена от государства, и обучение и воспитание в школе носит светский характер, но при этом верующие и те, кто задумывается о смысле жизни, о своем духовном возрастании не отделены от государства, от своей культуры и, следовательно, в своей жизнедеятельности руководствуются как духовно-нравственными законами, так и законами юридическими. Таким образом, хотя государство и церковь формально отделены друг от друга, но, по сути, они являются союзниками (должны, по крайней мере, быть ими), которые имеют общие цели. Целью жизни православного христианина является любовь к Богу, к ближнему, к Отечеству, «кто не любит Отечества земного, не может любить Отечество небесное» (свт. Филарет (Дроздов)). Именно поэтому воспитание патриотизма с точки зрения христианства - это очищение, преображение и приближение чад Божьих к святости. Если Россия встанет на этот путь, то она приобретет не временное, земное благо, но благо высшее. От того, каким вырастет наше молодое поколение, безбожниками-космополитами или верующими, законопослушными гражданами, любящими свою Родину и заботящимися о ее защите и благоденствии, зависит будущее всех нас и государства.

Проведенное нами научное исследование и анализ трудов отечественных ученых, педагогов, мыслителей, философов, священнослужителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания приводит нас к осознанию того, что без их должного изучения и анализа, без опоры на педагогические идеи и опыт, уходящие вглубь российской истории, базирующиеся на традиционных духовно-нравственных основах воспитания, невозможно возрождение в современном обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Так как за последние два десятка лет претерпели изменения не только политические и экономические основы нашего государства, но и духовно-нравственные, то есть произошла (в какой-то степени целенаправленно) переоценка традиционных ценностей русского народа, среди которых особое место занимает патриотизм то, сегодня, опираясь на богатое наследие отечественных ученых, необходимо определить педагогические ориентиры и пути развития применительно к современной образовательной системе.

Предпосылками развития концептуальных идей гражданско-патриотического воспитания выступают: необходимость выработки четкого определения понятия «гражданско-патриотическое воспитание» с обязательным акцентом на христианско-православное учение; внедрение философско-педагогических идей гражданско-патриотического воспитания, предлагаемые отечественными учеными исследуемого исторического периода в современное российское образовательное пространство; создание для этого в школах благоприятных условий для востребованности и возрождения национальных отечественных педагогических ценностей и приоритетов; непременное сотрудничество и конструктивный диалог с Русской Православной Церковью, которая несет в себе ядро традиционной русской культуры - православную духовную традицию; возрождение института семьи, как «малой Церкви» и «духовного очага».

Проведенное исследование дает нам основания представить категориальные понятия — «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание», «духовность», «светскость», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» и т.д.; выявляет ценности перспективы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в контексте светской и православной педагогики; рассматривает различные подходы и направления по данной проблеме исследуемого периода и обозначает концептуальные педагогические идеи в трудах отечественных ученых, мыслителей и святителей; рассматривает возможность их применения в современной школе, потому что «сегодня, как никогда, остро стоит вопрос о самом выживании нашего народа, о том, есть ли у него будущее. И только возрождение лучшего в нем, полное раскрытие его способностей, развивающихся веками, может дать людям и Отечеству возможность не только выжить, но и достойно жить в новом тысячелетии» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II) (+2008), [3,241].

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бирючинская, Татьяна Александровна, 2009 год

1. Антология педагогической мысли России первой половины X1. века. - М. : Педагогика, 1987. — 560 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века. М. : Педагогика, 1990. - 608 с.

3. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Слово, растворенное любовью: Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II о современной России и ее Церкви. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2001. - 360 с.

4. Архиепископ Евсевий (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина. — М. : Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. — 368 с.

5. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. 3-е изд. — СПб. : Изд-во А.С. Суворина, 1992. 104 с.

6. Атеистический словарь / под общей редакцией М.П. Новикова. 2-е изд. М.: Политиздат, 1985. - 512 с.

7. Беленчук, Л.Н. История отечественной педагогики: учебное пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2005. - 182 с.

8. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения / под редакцией А.Ф. Смирнова. — М. : Педагогика, 1982. — 288 с.

9. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический Центр Пресс», 2004. — 704 с.

10. Белозерцев, Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. - № 3. - С. 30 - 35.

11. Белозерцев, Е.П. Смысл национального образования в теории и практике культурно-исторических типов Н.Данилевского (на примере русской школы) / Е.П.Белозерцев, В.Сороковых // Alma mater. 1999. - № 2. — С. 3 - 5.

12. Благова, Т.И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М.: Терра, 1994. - 208 с.

13. Бердяев, Н.А. О русской душе // Диалог. 1990. - № 3. - С. 110116.

14. Бердяев, Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). -М. : Книга, 1991.-445 с.

15. Бердяев, Н.А. Судьба России. М. : Эксмо - Пресс: Фолио, 1998.736 с.

16. Большая энциклопедия: в 22 тт. — СПб.: Типография Товарищества Просвещение, 1901. Т. 5. — 794 с.

17. Булычев, Ю.Ю. Почему рухнула Российская империя? // Имперский курьер. 2005. - № 2. - С. 7.

18. Вдовин, А.Н. Семья — пережиток или панацея // Русский Дом. -2006. -№ И.-С. 34-35.

19. В доме отца моего // Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании детей. — М. : Благотворительный фонд «Северная обитель», 2001. 302 с.

20. Вендровская, Р.Б. В.Н. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996. - № 3. - С. 75 - 81.

21. Владыка / сост. А.Г. Раков. СПб. : Сатис - Держава, 2005. - 175 с.

22. Возродим нашу Родину. Необходимые сегодня дела для спасения России / сост. проф. священник Александр Половинкин. — М. : Институт экономических стратегий, 2004. — 64 с.

23. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. — СПб. : Царское Дело, 1996. 296 с.

24. Вырщиков, А.Н. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. / http: // w.w.w. o-patriotizme. narod. ru / Virschikov3 — sluzenie. htm.

25. Гагаев, П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике // Педагогика. 2001. - № 1. - С. 58 - 63.

26. Гагаев, А.А. Русские философско-педагогические учения XVIII — XX веков / А.А. Гагаев, П.А.Гагаев. — М. : ТИД Русское слово — PC, 2002. — 464 с.

27. Гераськин, Ю. В. Монархия это не диктатура / За веру, царя и Отечество: Сборник монархических статей / сост. И.В. Евсин. — Рязань : Издание православного просветительского общества в честь Царя-мученика Николая, 2002. - 27 с.

28. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа - Пресс, 1995. - 447 с.

29. Гончаров, И.Ф. Духовное сердце грядущей России // Народное образование. 1994. - № 4. - С. 18 - 23.

30. Гребнев, JI. Светское образование и религиозные ценности // Alma mater. 2004. - № 2. - С. 3 - 5.

31. Гревцева, Г .Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дисс. . канд. пед. наук. — Челябинск, 1998.-217 с.

32. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. — М. : Русский язык, 1991. Т. 4. 684 с.

33. Деревцов, И.А. Педагогические идеи А.Н. Радищева. — М.: Государственное учебное педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1962. 91 с.

34. Достоевский, Ф.М. Возвращение человека. — М. : Советская Россия, 1989.-560 с.

35. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя на 1880 год // Полное собрание сочинений в 18 тт. М. : Воскресенье, 2004. — Т. 12. - 446 с.

36. Ельницкий, К.В. о воспитании: Книга для педагогов, родителей, школьников старшего возраста, студентов педагогических и духовных средних и высших учебных заведений / Сост. А.П. Фурсов. — М. : Школьная пресса, 2004. 192 с.

37. Закон РФ «Об образовании». М.: МП Новая школа, 1992.-61 с.

38. Заметки Николая II о народном образовании // Alma mater. 1998. — №7. - С. 44.

39. Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм // Народное образование. 2002. - № 4. - С. 183 -189.

40. Зеньковский, В.В. Педагогика. — Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 224 с.

41. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М. : Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993. -223 с.

42. Зорин, A.JI. Идеология «Православия Самодержавия — Народности»: опыт реконструкции. // Новое литературное обозрение. — 1997. -№26.-С. 71 - 104.

43. Зубанова, С. Г. Теологам не в чем оправдываться // Фома. 2007. -№9.-С. 39.

44. Иванова, С.Ю. Государственный патриотизм альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 3. - С. 292 - 302.

45. Игумен Георгий (Шестун). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. — 2006. № 4. — С. 53 — 61.

46. Игумен Георгий (Шестун). Национальная культура и цивилизация. Трехуровневая модель культурно-образовательного пространства // Воскресная школа. — 2007. № 2. — С. 12—13.

47. Иеромонах Киприан (Ященко). Прикосновение // Воскресная газета Покров. -2007. -№ 11 (49). С. 4 -5.

48. Иеромонах Роман. Русский куколь. М. : Издательство Белорусского экзархата, 2002. - 160 с.

49. Из истории русской философии // Сборник статей кафедры русской философии МГУ. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1952. — 766 с.

50. Из русской мысли о России / Автор-составитель И.Т. Янин. -Калининград : ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. — 192 с.

51. Ильин, И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний. М. : Альта -Принт, 2006. - 527 с.

52. Ильин, И.А. Наши задачи. М. : Рарог, 1992. Т. 1. - 344 с.

53. Ильин, И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. М. : Воениздат, 1993. - 368 с.

54. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. — М. : Православное издательство «Апостол Веры», 2006. — 446 с.

55. Ильин, И.А. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. - 431 с.

56. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. М. : Русская книга, 1993.-Т. 1.-400 с.

57. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. М. : Русская книга,1993.-Т. 2. Кн. 1.-496 с.

58. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. М. : Русская книга,1994.-Т. 3.-592 с.

59. Исатов, Ю.С. Образ иноческого жития: к вопросу о личности педагога С.А. Рачинского // Образование. 2004. - № 6. - С. 40 - 48.

60. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие. / под редакцией академика РАО А.И. Пискунова. М. : ТЦ Сфера, 2001. - 512 с.

61. Какурин, А.А. Что такое духовность // Школа духовности. — 2000. -№3. С. 6- 15.

62. Караковский, В.А. Школа будущего это школа воспитания // Народное образование. - 2007. - № 1. - С. 205 - 206.

63. Карамзин, Н.М. Избранное. — JI. : Детская литература, 1985. — 334с.

64. Карамзин, Н.М. Сочинения : в 2 тт. — JI. : Художественная литература, 1984. Т. 2. - 456 с.

65. Керимов, В.И. Историософия А.С. Хомякова. М. : Знание, 1989.62 с.

66. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций : в 3 кн. — М. : Мысль, 1993. Кн. 1. 572 с.

67. Ковалевский, П.И. Психология русской нации. Петроград, 1915.

68. Ковалевский, П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. М. : Книжный мир, 2006. - 259 с.

69. Комаровский , Б.Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история. М. : Просвещение, 1969. - 311 с.

70. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. - № 4. - С. 254 - 269.

71. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая Газета. 1999. -№ 46 (169). - С. 6 - 8.

72. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М. : Сфера, 2003. - 14 с.

73. Коробанов, В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях трансформации Российского общества: автореф. дисс. . канд. полит, наук. -Саратов, 2005.-22 с.

74. Кравцова, М.Е. Воспитание детей на примере святых Царственных мучеников. — М. : Благо, 2003. — 286 с.

75. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 10 тт. М. : АПН РСФСР, 1959. Т. 3.-798 с.

76. Крутов, А.Н. Время православных // Русский Дом. 2007. - № 3. —1. С. 1.

77. Крутов, А.Н. Кто мы // Русский Дом. 2006. - № 10. - С. 2.

78. Крутов, А.Н. Русский вопрос // Русский Дом. 2006. - № 6. - С. 1.

79. Кураев Андрей (диакон). Почему православные такие? М. : Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. - 528 с.

80. Кураев Андрей (диакон). Православие и право. Церковь в светском государстве. М. : Издание Сретенского монастыря, 1997. — 64 с.

81. Крысяк, В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши: дисс. доктора пед. наук. Москва, 1999. — 302 с.

82. Лалаев, М.С. Император Николай I зиждитель русской школы. -СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1896. - 274 с.

83. Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание: верноподданническое или гражданское? // Педагогика. — 2003. № 9. - С. 77 - 82.

84. Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в России: комплексное решение проблемы / Д.Г.Левчук, О.М.Потаповская //2-е изд., доп. М. : Планета 2000, 2003. - 63 с.

85. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара : СИУ, 1997. - 85 с.

86. Лихачев, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. — 1999. — № 4. С. 10—15.

87. Макаев, В.В. Ильин о русской душе // Педагогика. — 1999. — № 5. — С. 94-97.

88. Макаренко, А.С. Сочинения : в 7 тт. М. : АПН, 1958. Т. 5. - 558 с.

89. Маслов, Н.В. Долг служения Отечеству // Русский Дом. 2004. — № 11.-С. 56.

90. Маслов, Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики. М. : Самшит-издат, 2007. — 544 с.

91. Метлик, И.В. Об актуальных вопросах изучения религиозной культуры в российской школе. / Теория и практика модернизации образования в российских регионах: Третьи Покровские образовательные чтения. — Рязань : РГГГУ имени С.А. Есенина, 2005. — С. 22 — 35.

92. Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. — СПб. : Царское Дело, 2001.-494 с.

93. Митрополит Иоанн (Снычев). Русский узел. — СПб. : Царское Дело, 2000.-403 с.

94. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917 — 1973 гг. / сост. А.Л.Абакумов, Н.П.Кузин и др..- М. : Педагогика, 1974. 559 с.

95. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Первое сентября. 1999. ~ № 78.

96. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 3 -8.

97. Никандров, Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 5 - 12.

98. Никандров, Н.Д. Русское православие и российская национальная идея // Alma mater. 1999. - № 3. С. 23 - 28.

99. Никитин, А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Советская педагогика. 1990. - № 7. С. 32 - 37.

100. Нилус, С.А. Близ есть при дверех. СПб. : ОЮ - 92, 1996. - 320 с.

101. Новейший философский словарь. — Минск : Интерпрессервис — Книжный Дом, 2001. 1279 с.

102. Новиков, Н.И. Избранные сочинения. М. - Л. : АН СССР, 1951.418 с.

103. О деве, девстве и целомудрии / Автор- составитель Г.Емельяненко.- СПб. : Издательство Л.С. Яковлевой, 2000. 63 с.

104. Одоевский, В.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М. : Учпедгиз, 1955.-368 с.

105. Открытое письмо 10-ти академиков РАН президенту Владимиру Путину // Фома. 2007. - № 9. - С. 20.

106. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX века. - М. : Педагогика, 1973. — 605 с.

107. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. — М. : Педагогика, 1976. — 600 с.

108. Патриотическое воспитание. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 — 2005 годы». Нормативно-правовые документы. М. : ТЦ Сфера, 2005. 96 с.

109. Патриотическое воспитание. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 — 2010 годы». Нормативно-правовые документы. М. : ТЦ Сфера, 2007. — 98 с.

110. Педагогика / под ред. проф. П.И. Пидкасистого. — М. : Российское педагогическое Агентство, 1995. 637 с.

111. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя / сост. П.В. Алексеев. М. : Просвещение, 1993. - 288 с.

112. Педагогическая публицистика Российского зарубежья / МГПИ им. М.Е. Евсевьева; независимый институт американских и европейских исследований / сост. Е.Г. Осовский, В.П. Киржаева, О.Е. Осовский. Саранск : 2006, - 560 с.

113. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад/. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

114. Педагогическая энциклопедия: в Зтт. под ред. А.Г. Калашникова -М. : Работник просвещения, 1929. Т. 1.-513 с.

115. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения. М. : АПН РСФСР, 1952.-702 с.

116. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М. : Педагогика, 1985. -496 с.

117. Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002. — 287 с.

118. Победоносцев, К.П. Сочинения. СПб. : Наука, 1996. - 512 с.

119. Поддубный, Е.Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России: автореферат дисс. . канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004. 24 с.

120. Понятийный аппарат педагогики и образования // Сборник научных трудов. — Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — 224 с.

121. Потаповская, О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. — 2-е изд. переработанное и дополненное. М. : Планета 2000, 2003. - 62 с.

122. Путин, В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Мое Отечество. -2000. -№ 1.-С. 3-6.

123. Пыхтин, С.П. Великая триада графа Уварова // Русский Дом. -2005.-№9.-С. 32.

124. Радищев, А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Беседа о том, что есть сын Отечества. — JI. : Художественная литература, 1984. — 264 с.

125. Развитие образования в России. Национальный доклад. Цит. по В.Ю. Троицкий. Традиции земского просветительства и современная школа // Земский Вестник. 1995. - № 6. - С. 20.

126. Рассадина, Т.А. Традиционные ценности в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. - № 3. - С. 279 - 291.

127. Рачинский, С.А. Сельская школа. -М. : Педагогика, 1991. 176 с.

128. Розанов, В.В. Сумерки просвещения // Советская педагогика. — 1990,-№6.-С. 101 116.

129. Розанов, В.В. Сумерки просвещения // Советская педагогика. -1990.-№7.-С. 93- 106.

130. Розанов, В.В. Сумерки просвещения // Советская педагогика. -1990.-№8.-С. 96-115.

131. Розанов В.В. Беспочвенность русской школы // Сумерки просвещения. — М. : Педагогика, 1990. 624 с.

132. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века. Хрестоматия: в 2 тт. / сост. Н.С. Смолкина. М. : Радикс, 1995. — Т. 1. -288 с.

133. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 742 с.

134. Савельев, А.Н. «План Даллеса» бред, ставший реальностью // Русский Дом. - 2007. - № 4. - С. 38 - 39.

135. Свободное воспитание: Хрестоматия / сост. Г.Б. Корнетов. — М. : РОУ, 1995.-224 с.

136. Святитель Феофан Затворник. О воспитании детей: Выдержки из творений и писем / сост. Игумен Феофан (Крюков). — М. : Даниловский благовестник, 2007. — 96 с.

137. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). М. Типо-Литография И. Ефимова, 1908. - 509 с.

138. Святитель Феофан Затворник. Слова к Тамбовской пастве в 1859 -1860 годы. Книга 1-я. М.: 1867.

139. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: проповеди, воспоминания современников и родственников / сост. С.И. Шемякина, Г.Н. Шпякина. М. : Издательский Совет РПЦ, 2002. - 384 с.

140. Священник Александр (Ельчанинов). По страницам книги св. праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». М. : Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Русская миссия», 2004. — 206 с.

141. Священник Алексий Николин. Церковь и государство. М. : Издание Сретенского монастыря, 1997. - 430 с.

142. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. М. : БФПЦ «Православное видео» на правах изд-ва Русский Хронограф, 1997. - 224 с.

143. Священник Евгений (Шестун). Православная педагогика. — Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. — 576 с.

144. Священник Сергий Четвериков. Бог в русской душе. — М. : Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998.-228 с.

145. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. — М. : Просвещение, 2000. — 368 с.

146. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Харвест, 2003. — 976 с.

147. Смирнов, П.А. Жизнь и учение святителя Феофана затворника. — М. : Издательство Православного прихода Храма Казанской иконы Б.М. в Ясенево, 2002.-415 с.

148. Сорока-Росинский, В.Н. Педагогические сочинения / сост. А.Т. Губко. М. : Педагогика, 1991. - 240 с.

149. Сотников, О.В. Цивилизация Святой Руси: о том, чего нет в школьных учебниках. М. : Издательский центр ООО ТФК «Сурож», 2003. -32 с.

150. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М. : Даниловский благовестник, 2001. — 192 с.

151. Спаси и сохрани. — М. : Православный медико-просветительский центр «Жизнь», 1996.

152. Стоюнин, В.Я. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, АПН РСФСР, 1954. - 398 с.

153. Суворина, Е.А. Дорога на Родину: теория и практика внешкольного воспитания в традициях русской культуры / Е.А. Суворина, О.О. Денисенко. Тверь : Издательство Тверской епархии, 1999. — Ч. 1; 2. — 118 с.

154. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI — XX веках. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. — 606 с.

155. Тайный правитель России: К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки 1866 1895. Статьи, Очерки. Воспоминания / сост. Т.Ф. Прокопов. — М. : Русская книга, 2001. — 624 с.

156. Тарусин, Н. Реальная Россия // Фома. 2007. -№ 1. - С. 10 - 12.

157. Толстой, JI.H. Воскресение. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1963. —463 с.

158. Толстой, JI.H. Избранные педагогические сочинения. — М. JI. : АПН РСФСР, 1948. - 399 с.

159. Толстой, JI.H. Полное собрание сочинений. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — Т. 90. 444 с.

160. Троицкий, В.Ю. Дезорганизация духовно-информационной среды как орудие разрушения нормальной жизнедеятельности человека и народа // Русский Вестник. 2007. - № 8. - С. 14 - 19.

161. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 3 — 7.

162. Троицкий, Е.С. Национальное задание России // Русский Дом. — 2005,-№9.-С. 34-35.

163. Тростников, В.Н. Истинная любовь славянофилов // Аргументы и Факты. -2002. 16. С. 10.

164. Ушинский К.Д. и русская школа. Беседы о великом педагоге / под ред. Е.П. Белозерцева. М. : Роман-Газета, 1994. - 192 с.

165. Ушинский К.Д. о воспитании: золотой фонд педагогики / сост. Н.М. Матвеева. М. : Школьная Пресса, 2003. - 192 с.

166. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 тт. — М. : Педагогика, 1990. Т. 1. - 416 с.

167. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 тт. — М — JI. : АПН РСФСР, 1948. Т. 2. - 655 с.

168. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 тт. М — JL : АПН РСФСР, 1948. Т. 3. - 692 с.

169. Фенева, JT.M. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы: дисс. . канд. пед. наук. — Карачаевск, 2006. — 232 с.

170. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М. : Политиздат, 1986. - 590 с.

171. Философская новая энциклопедия: в 4 тт. М. : Мысль, 2001. - Т. 3.-693 с.

172. Философский энциклопедический словарь. — М. : Инфра-М, 1998. 576 с.

173. Хомяков, А.С. Избранные статьи и письма. М. : Городец, 2004.480 с.

174. Чумаков, В. Старейший журнал России / В. Чумаков, А. Замостьянов // Народное образование. 2003. - № 1. — С. 64.

175. Шафаревич, И.Р. Сочинения: в 3 тт. М. : Феникс, 1994. - Т. 2.512 с.

176. Шевченко, М.М. Сергей Семенович Уваров // Русские консерваторы. М. : Мысль, 1997.

177. Школа православного воспитания / сост. А.Н. Стрижев. М. : Паломник, 1999.-575 с.

178. Шмелев, И.С. Душа России // Сборник статей от 1924 1950 гг. -СПб. : Библиополис, 1998.-232 с.

179. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. -М. : Гардарики, 2001. 1671 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.