Проблема восточного колорита в прозе А. А. Бестужева-Марлинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Реслан Гала

  • Реслан Гала
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 129
Реслан Гала. Проблема восточного колорита в прозе А. А. Бестужева-Марлинского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2000. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Реслан Гала

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

Время и судьба. Герой своего времени.

Романтизм первой четверти 19 века и Бестужев-Марли некий.

Ранняя проза Бестужева. Поиски географии.

Бестужев и его участие в становлении жанра романтической повести.

ГЛАВА П

Тема Кавказа как зеркало времени.

Кавказ и русский романтизм.

Кавказская тема у Пушкина.

Романтизм и восток.

Марлинский - очеркист.

ГЛАВА Ш

Образ автора и проблема востока.

Беегужев-Марлинский в 30-е годы. Национально-историческая проблематика.

Проблема характера в 30-е годы и восток, "человек естественный". 92 "Мулла-Нур", последняя повесть Бестужева-Марлинского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема восточного колорита в прозе А. А. Бестужева-Марлинского»

Тема нашей работы «Проблема восточного колорита в прозе Бестужева-Марлинского» неоднозначна и многопланова, что и обусловило во многом её выбор для нашего исследования.

Это связано, прежде всего, с фигурой Бестужева-Марлинского, и тем сложным путём, который прошёл этот писатель. Его личная судьба и творчество глубоко укоренены во времени и истории. В его жизни, как в зеркале, отразился тот переломный период русской истории, который связан с декабристским этапом русского освободительного движения. Марлинский не был обойдён вниманием исследователей. О нём написано множество работ, которые можно условно разделить на три группы. Первые (это наиболее многочисленная группа) посвящены его литературной деятельности до 1825 года, времени его агитационной лирики, сотрудничества с Рылеевым, результатом которого явился альманах «Полярная звезда». Исследователи ставили ему в особуЬ заслугу участйе й создании жанра русской романтической повести. Первым исследователем, который увидел Марлинского целостно, попытался обобщить его деятельность, все его творческие поиски, был В.Базанов. в его фундаментальном труде о творчестве и судьбах декабристов «Очерки декабристской литературы» особое место уделено Марлинскому как главной литературной фигуре этого движения.

Вторая группа работ посвящена судьбе Бёстужева-Марлинского. Исследователи пытались прочитать её как увлекательный, почти авантюрный роман. Ему посвящены повести и авторизованные биографии.

И третья группа рабоч*1, условно выделяемая нами, - это более специальные литературоведческие работы, посвящённые проблемам жанра русской романтической повести и особому участию Марлинского в его создании. Много внимание уделено героике и тематике прозаических произведений Марлинского. Подробно рассматривалось влияние западного исторического романа на жанровые поиски автора - это, прежде всего, Вальтер Скотт и его влияние на прозу Марлинского. Особо мы хотим выделить работу Ф.Кануновой «Эстетика русской романтической повести. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-х годов XIX века». Здесь продемонстрирован новый подход к изучению творчества этого писателя. Исследовательница представляет его прозу в широком контексте романтической беллетристики того времени, тем самым как бы вынимая его из чисто «декабристского» контекста анализа, что помогло по-другому взглянуть на его художественные поиски и открытия.

Ф.Кануновой принадлежит заслуга в исследовании черновиков его повестей; она тем самым имела возможность показать ход художественной мысли писателя и определить её направление.

Тема нашей работы, на первый взгляд, достаточно узкая, позволила, тем не менее, нам посмотреть на творчество писателя целостно; мы рассматриваем его прозу до и после 1825 года, как особую систему, законы которой были сформированы очень рано. Они не были подвержены коренной перестройке, а лишь видоизменялись. Анализируя ранние повести Бестужева, мы обнаружили, что «колорит» является важной составляющей в строительстве его художественного образа мира. Особую роль в его ранних повестях играет средневековый колорит. Писатель работает над созданием романтической повести с исторической интригой. Мы показали, что система персонажей, которой отмечен «восточный цикл» писателя, сформировалась ещё в раннем творчестве, в частности, в одной из лучших повестей того времени «Изменник» (1825).

Принципиальная диалогичность прозы

Бестужева-Марлинского кажется нам очень важной чертой его романтического мира.

Восточные» повести в русской литературе можно разделить на три группы: 1)морально-эстетические с религиозной окраской; 2)развлекательные, авантюрно-галантные; 3) просветительские философско-сатирические и нравоучительные.1 Путь использования «восточной» повести просветителями - вольтеровский путь создания философской повести с авантюрно-восточным сюжетом. Просветители утверждали культ разума, доказывали необходимость перестройки общества на началах разума и справедливости. Поэтому основная их тема - отношения людей в обществе.

Восточный стиль» на рубеже 18 - 19 веков для передовых кругов литературы - символ освободительной героики, «стиль свободы»2. Это был «пестрый», и роскошный» стиль неги, земного идеала страстей и наслаждений, соединенного с бурной воинственностью и неукротимой жаждой воли, которые гражданский романтизм искал и в других народных культурах. Наиболее остро и плодотворно в научном плане проблему «восточного» стиля, «восточного» колорита поставил Г.А. Гуковский, к точке зрения которого мы присоединяемся. Мы также показали, что задачи «восточного стиля» Бестужева, заключались в том, что дух востока должен был воспламенить дух русского народа. Марлинскому чужды мотивы неги и роскоши как проявления восточного слога. Но он акцентрирует другие признаки его, для него характерны воинственные, напряженные мотивы «первобытного» образа Кавказа.

Далее, подробно остановливаясь на очерковом ^ творчестве Бестужева-Марлинского, мы попытались показать,

1 Кубачева В.Н. «Восточная повесть в русской литературе 18-начла 19 века» Сб.«18 век», №5, М.-Л. 1962г. С.299

2Гуковский Г.А. «Пушкин и русские романтики» М.1967 с.227 что же оплодотворило его позднюю романистику, помогло так мастерски использовать «восточный колорит». Мы рассматриваем эту тему в контексте эволюции романтического метода писателя, что кажется нам особенно важным. Последняя глава, посвященная подробному анализу «восточного цикла», представляет поиски Марлинским нового героя: он пытается разгадать загадку восточного характера, посмотреть на «естественного человека» глазами просвещённого европейца. И здесь от «Аммалат-бека» к «Мулла-Нуру» он идёт по пути формирования диалога между характерами, временами, верованиями и культурами. Восток, представленный глазами Марлинского и шире, и глубже словарного понятия «восточного колорита». Ему удалось передать взгляд на восточную культуру изнутри, адекватно взгляду не стороннего путешественника, а коренного жителя этих мест.

И последний вопрос, на который нам бы хотелось ' обратить внимание, это вопрос об эволюции романтизма и о том пути, который проделал писатель. Для этого мы проследили взгляды разных исследователей на романтизм и приняли тот взгляд, который представляет этот метод не по формальным признакам, при всей их важности (Ю.М. Манн), а как «новую форму чувствования, новый способ переживания жизни» (В.М. Жирмунский).

Романтизм - это особый взгляд на вещи и на причинность происходящего. Между романтическим героем и жизнью пролегает непроницаемая стена, которая представляет его главную проблему и неразрешённость. Та идея, которая оплодотворяет их жизнь, рождена не ею, она плод какого-то другого, вымышленного мира. Герои повестей Марлинского так и остались в плену этого мира.

Предпринята попытка посмотреть на прозу, как на цельную структуру и рассмотреть его героев как стройную систему персонажей. Основные темы творчества развёрнуты исторически. Методология исследования - определена во многом трудами таких исследователей литературы, как В.Базанов, Ю. Лотман, Ф.Канунова. Они по-разному смотрели на романтизм. И мы не ставили перед собой задачи свести воедино все эти точки зрения - наоборот. Мы попытались посмотреть на творческий путь Бестужева-Марлинского с разных сторон.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Реслан Гала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проза Марлинского тридцатых годов по своей художественной манере и стилистическим особенностям органически связана с его ранними повестями. В этот период творчество Марлинского приобретает законченные черты цельной художественной системы.

В нём в полной мере проявились традиции той «поэтической» прозы, которая сформировалась ещё в 20-е годы на основе романтических стихотворных стилей. Резкий поворот от стихов к прозе произошёл на рубеже двадцатых и тридцатых годов. «Стихотворцы, правда, не переставали стрекотать на всех углах, но стихов никто не стал слушать, когда все стали их писать. Наконец. Рассеянный ропот слился в общий крик: «Прозы, прозы! - Воды, простой воды!» Этот поворот к прозе был одним из симптомов общего движения русской литературы от романтизма к реализму. Этот путь «к поэзии действительности» был указан Пушкиным, творцом реалистического метода в русской литературе, создавшим к этому времени на основе нового метода народную драму «Борис Годунов» и восемь глав реалистического романа в стихах «Евгений Онегин». Бестужев-Марлинский как беллетрист и критик до конца жизни остался верным принципам романтического искусства.

При изучении общественных явлений и событий писателя всегда интересовал исторический и этнографический материал. «Местный колорит» занимает особое место во многих его произведениях. Ещё в годы ссылки в Якутию он задумывает написать современное произведение на этнографическом материале и осуществляет эту идею на Кавказе. Мы показали, что к этому времени, после «Кавказского пленника», кавказская тема приобрела значение литературной традиции. Марлинского не удовлетворяли как труды о Кавказе учёных-ориенталистов, ничего не говоривших о его жителях, так и произведения сентиментальной поэзии. «Поэты сделали из этого великана в ледяном венце и в ризе бурь какой-то миндальный пирог, по которому текут лимонадные ручьи». «Лучше всего побольше непосредственности в описаниях; пусть будет меньше порядка, но больше живости; менее учёности, но более занимательности. Облеките всё в драматические формы, ну хоть по примеру Вальтер Скотта, из романов которого выносишь больше знания о Шотландии, чем из самой истории.». Это высказывание открывает нам важные принципы художественной программы писателя-романтика. В романах Вальтера Скотта, который оказал особое влияние на Марлинского 30-х годов, мы находим те принципы изображения действительности, которым следовал Марлинский в своём кавказском цикле. Кавказские повести отвечают всем требованиям национального местного колорита в искусстве. Требование местного колорита включало в себя показ в художественном произведении национального своеобразия, индивидуального облика культуры, склада мыслей и чувств, быта и поверий народа. Эта эстетическая и идеологическая программа полностью разделялась писателями-декабристами. Для них проблема национального колорита была одной из основ их политического мировоззрения в искусстве. Отсюда типичное для писателей-декабристов увлечение Марлинского народным творчеством, русскими и кавказскими преданиями и легендами. Так романтическая эстетика устанавливала связи человека с действительностью, исходя из представления о замкнутом характере каждой культуры и человеческой личности. Марлинский вслед за шотландским романистом осуществил исторический принцип изображения действительности в пределах романтического метода. Особую роль здесь сыграл «местный колорит», который сделал далёкую историю и чужую неизведанную культуру столь близкой и понятной читателю. Герои кавказского цикла отстаивают свои права. Это герои-бунтари, судьба которых трагична. Они наделены бурными страстями, и в то же время храбростью и отвагой. Злодей Аммалат-бек, спровоцированный ханом Ахметом изменить русским и убить полковника Верховского, погибает во время осады русской крепости человеком опустошенным, переживающим постоянную непреходящую душевную муку. «Благородный разбойник» Мулла-Нур, которого В.Г.Белинский назвал «татарским Карлом Моором», защитник униженных и обездоленных, тоскует без людей, возвращение к которым невозможно из-за тайных трагических обстоятельств его судьбы, оставшихся за пределами сюжета. Эти романтические образы 30-х годов создали Марлинскому громкую литературную славу. Его повести - последний всплеск радикального, неистового романтизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Реслан Гала, 2000 год

1. А.А. Бестужев-Марлинский. «Сочинения», тома 1-2, М., 1958.

2. А.А. Бестужев-Марлинский. «Кавказские повести», СПБ, 1995.

3. А.А. Бестужев (Марлинский). Ночь на корабле. Повести и рассказы. М., 1981.4. «Полярная звезда», изданная А.Бестужевым и К.Рылеевым, М.-Л., 1960.5. «Воспоминания Бестужевых», M.-J1., 1951.

4. Якушкин И.Д. «Записки», М., 1951.

5. Левин Ю.Д. «Об обстоятельствах смерти Бестужева-Марлинского» // «Русская литература», 1962, №2.

6. Васильев В. «Бестужев-Марлинский на Кавказе». Краснодар,1939.

7. Левкович Я. «Судьба Марлинского» // «Звезда», 1975, №12.

8. Толстая Т.В. «А.А. Бестужев (Марлинский)». М., 1933.

9. Голубов С. «Бестужев (Марлинский)», М., 1960. (ЖЗЛ).

10. Алексеев М.П. «Этюды о Марлинском», Иркутск, 1928.

11. Попов А.В. «Русские писатели на Кавказе: А.А. Бестужев-Марлинский», Баку, 1949, выпуск 1.

12. Котляревский Н.А. «Декабристы. Князь А.И. Одоевский и Бестужев-Марлинский», СПБ., 1907.

13. Нечкина М.В. «Движение декабристов», т. 1-2, М., 1955.

14. Исаков С.Г. «О ливонской теме в русской литературе 1820-ых 30-ых годов». - Ученые записки Тартуского университета, 1960, выпуск 98.

15. Исахов С.Г. «О ливонских повестях декабристов». -Ученые записки Тартуского университета, 1965, выпуск 167.

16. Юсуфов Р. «Дагестан и русская литература хонца XVIII -начала XIX века». М. -Л., 1964.

17. ГОсуфов Р. «Русский романтизм начала 19 века и национальные культуры». М., 1970.

18. Пульхритудова Г.М. «Романтическое и просветительское в декабристской литературе 20-ых годов XIX века» // «К истории русского романтизма». М., 1973.

19. Гуковский Г.А. «Пушкин и русские романтики». М. 1965.

20. Канунова Ф.З. «Эстетика русской романтической повести (Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-ых годов XIX веха)». Томск, 1973.

21. Овсяникова С.А. «А. Бестужев и его роль в движении декабристов» в книге «Очерки из истории движения декабристов», сборник статей. М., 1954.

22. История русской литературы. Т. 2, Л., 1982.

23. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. М., 1980.

24. Кубачева В.Н. «Восточная повесть в русской литературе 18-начала 19 века» // Сб. «18 век», №5, M.-JI., 1962.

25. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

26. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

27. Лотман Ю.М. «Быт и традиции русского дворянства» // «Беседы о русской культуре». СПБ., 1994.

28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1973.

29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

30. Бахтин М.М. Время и пространство в романе.- Вопросы литературы, 1974, №3.

31. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

32. Лебедев А.А. «Грибоедов: факты и гипотезы». М., 1980.

33. История романтизма в русской литературе. Романтизм в русской литературе 20-30 годов Х!Х века. (1825-1840) М.,1979.

34. Каганович С.Л. Русский романтизм и Восток: специфика межнационального взаимодействия. Ташкент, 1984.

35. Мануйлов В.А. К истории кавказской темы в русской литературе. // «Вестник ЛГУ. Серия истории, языка и литературы», 1962, в.2.

36. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30 годов 19 века. М. ,1985.

37. История русской литературы 19 века. Библиографический указатель под ред. К. Д. Муратовой. М.- Л.,1962.

38. МЬрдовченко Н.И. Русская критика первой четверти 19 века. И.- Л., 1959.

39. Русская повесть 19 века: история и проблематика жанра. JI., 1973.

40. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Поэзия. М.- Л., 1961.

41. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Публицистика. Проза. Критика. М., 1953.

42. Декабристы литераторы. - М., 1954 - 1956. // Литературное наследство, 7. 59-60.

43. Декабристы и их время: Материалы и сообщения. М.-Л.1951.

44. Литературное наследие декабристов. Л., 1975.

45. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3-х томах. М., 1951.

46. Маймин Е.А. О русском романтизме. М. 1975.

47. Русский романтизм. Л.,1978.

48. История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе.(1790 -1825). М., 1979.

49. Русский романтизм. Сборник статей. Л., 1927.

50. Сахаров В.И. Под сенью дружных муз: о русских писателях романтиках. М., 1984.

51. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма. М., 1988.

52. Первенцы свободы: к 165-летию восстания декабристов. Библиографический справочник. Составитель Е. Гутерман. М., 1989.

53. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. — М., 1955.

54. Кирилл Пигарев. Жизнь Рылеева. М., 1947.

55. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. М. ,1974.

56. Котляревский В.А. Литературные направления Александровской эпохи. СПБ, 1907.

57. Лотман Ю.М. Пути развития русской прозы 1800 1810-х годов. Тартуский Государственный университет. Вып.104. 1961.

58. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1969.

59. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.- Л., 1965.

60. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.

61. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л. 1973.

62. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму: Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII- начала XIX века. М., 1983.

63. Архипов в.А. Бестужев-критик и литературная борьба 20-х годов XIX века. Автореферат кандидатской диссертации. МГУ, Филологический факультет. М., 1950.

64. Степанов Н.Л. Критика и журналистика декабристского движения. Очерки по истории русской журналистики и критики. ЛГУ, 1950.

65. Петрунина Н.Н. Декабристская проза и пути развития повествовательных жанров. // Русская литература. 1978, №1.

66. Архипова А. Эволюция исторической темы в русской прозе первой четверти XIX века. // На путях к романтизму. Л., 1984.

67. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л.,1973.

68. Генцель Я. Из истории русской повести эпохи романтизма. В кн. : Проблемы истории и теории литературы. М., 1971.

69. Степанов Н.Л. Поэты и прозаики. М.,1956.

70. Шарупич А.П. Декабрист Александр Бестужев: Вопросы мировоззрения и творчества. Минск, 1962.

71. Декабристы: Антология: в 2-х томах. Составление и вступительная статья. Вл. Орлова, Л., 1975.

72. Русская критика от Карамзина до Белинского. М., 1981.

73. Кулешов В.И. Литературная критика XIX века. М., 1984.

74. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.,1969.

75. Овсяников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. М. ,1963.

76. Белкин Д.И. Концепция Востока в творчестве Пушкина. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 1970.

77. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.,1966.

78. Кургинян М. Джордж Байрон. М., 1959.

79. Маслин Н. О романтизме Марлинского. Вопросы литературы, 1958, Й>7.

80. Фадеев А.В. Россия и восточный кризис 20-х родов XIX века. М. ,1958.

81. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой арети XIX века. М., 1960.

82. Чёрный К.Т. Пушкин и Кавказ. Ставрополь, 1950.

83. Гусев В. Судьба Александра Бестужева. В кн. Гусев В. Память и стиль. Современная советская литература и классическая традиция. М., 1961.

84. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI XIX веках. М., 1958.

85. Брагинский И. С. Проблема западно-восточного литературного синтеза. Пушкин. // Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М., 1974.

86. Нольман М. Западно-восточный синтез в произведениях Пушкина и его реалистическая основа. «Народы Азии и Африки», 1967, №4.

87. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы . Л., 1978.

88. Жирмунский В.М. Литературные отношения Востока и Запада как проблема сравнительного литературоведения. // Сравнительное литературоведение. Л.,1973.

89. Дубашинский И.А. Джордж Гордон Байрон. М.,1985.

90. Косвен М.О. Материалы по истории этнографии Кавказа в русской науке. «Кавказский этнографический сборник», т.1, М., 1955.

91. Виноградов Б.С. Кавказ в русской литературе 30-х годов, розный, 1966.

92. Литература и Кавказ, Ставрополь, 1972.

93. Русская литература и Кавказ. Ставрополь, 1974.

94. Чамокова Э. Проза А. Бестужева-Марлинского 30-х годов XIX века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Л., 1968.

95. Глушхов Н.И. Очерк в русской литературе, Ростов-на-Дону, 1966.

96. Сандомирская В. «Естественный человек» и общество «Звезда», 1969, №6.

97. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо и романтизм. — В кн. Проблемы романтизма. Сб. статей. М., 1971.

98. Ениколопов И.П. Грибоедов и Восток. Ереван, 1954.

99. Jlopep Н.Н. «Записки декабриста». М., 1931.

100. Очерки по истории русской журналистики и критики. Л.,1950.

101. История русской критики. М.,-Л.,1958.

102. Степанов Г.В. Язык, литература, поэтика. М., 1988.

103. Долгушин Д.В. Жуковский В.А. и Киреевский И.В. : к проблеме религиозных исканий русского романтизма. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Томск, 2000.

104. Запад-Восток. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

105. Журавский В. А. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы взаимовлияния. М., 1989.

106. Е.М. Мелетинский О литературных архетипах. М., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.