Проблема взаимосвязи истории и политического идеала в религиозной философии русской эмиграции первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Дашкевич, Ольга Васильевна

  • Дашкевич, Ольга Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 175
Дашкевич, Ольга Васильевна. Проблема взаимосвязи истории и политического идеала в религиозной философии русской эмиграции первой половины XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Тверь. 2002. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дашкевич, Ольга Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СМЫСЛ ИСТОРИИ КАК ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ.

1.1 .Истоки философско-исторического теоретизирования русских религиозных мыслителей.

1.2.Н.А.Бердяев: история в перспективе христианского гуманизма.

1.3.С. Н.Булгаков: два града.

1.4.Г.П.Федотов: история и свобода.

ГЛАВА 2. ОПЫТ РОССИИ И ЗАПАДА В СВЕТЕ ПОИСКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

2.1.Н.А.Бердяев: «Царство Христа» и «Царство Кесаря».

2.2.С.Н.Булгаков: христианский социализм.

2.3. Г. П.Федотов: «Новый град».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема взаимосвязи истории и политического идеала в религиозной философии русской эмиграции первой половины XX века»

Философское наследие русской эмиграции составляет важную страницу истории отечественной мысли. Современное российское общество находится в состоянии мировоззренческого поиска путей культурно-исторической самотождественности, интенсивного стремления к обретению новой национальной идентичности. Открытость проблемы будущего России остро ставит вопрос сохранения ее культурной самобытности, свидетельствует о важности критического переосмысления истории страны, необходимости создания свободных от крайностей моделей общественной жизни, учитывающих национальную и культурную специфику российского общества, современные реалии и тенденции мирового развития. В поиске национального пути развития приобретает особую значимость обращение к философско-историческим идеям представителей русской эмиграции, разработанным ими футурологическим концепциям.

Актуальность исследования. Рефлексивному осмыслению истории России принадлежит центральное место в творчестве русских философов послеоктябрьского зарубежья. Причина подобного интереса состоит в стремлении русских философов-эмигрантов сохранить живую преемственность русской культуры, не оторваться от корней своего духовного родства. Философия истории, созданная представителями русской эмиграции первой половины XX века, ведет к пониманию своеобразия и цельности национальной культуры и духовности, позволяет глубже осознать историю культуры России.

Предметом философии истории является историческое измерение человеческого бытия. Философия истории решает фундаментальные вопросы человеческого существования, фокусируясь на проблеме смысла и цели истории, когда прошлое осмысливается с точки зрения настоящего, а будущее конструируется на фундаменте прошлого и настоящего. Философия истории тесно связана со своим временем, с живой действительностью. В переломные моменты исторического процесса интерес к ней необычайно обостряется. Подобная характеристика в полной мере применима и к историософским сочинениям русских мыслителей-эмигрантов, фундирующим их представления о будущем России. Актуальность исследования историософских построений и футурологических идей представителей этого крыла русской эмигрантской мысли определяется рядом следующих факторов.

Во-первых, в историософских построениях русских религиозных философов-эмигрантов достаточно оригинально разрабатывается проблема смысла всемирно-исторического процесса, места и роли в нем России. Оказавшись вдали от Родины, они остро ощутили те кризисные явления, которые были специфичны для западной Цивилизации конца Х1Х-первой пол. XX вв., попытались понять их значимость применительно к российской истории, выявить возможные ценностно-мировоззренческие основания, необходимые человечеству в будущем.

Во-вторых, русские религиозные философы-эмигранты предложили критическое осмысление негативных тенденций национальной истории в ее прошлом и настоящем, попытались в присущем им мировоззренческом ключе представить перспективы культурно-исторического развития России. Ими была предложена интересная версия возможного сочетания общечеловеческих и национальных ценностей, призванных сыграть в едином синтезе продуктивную роль в становлении новых ориентиров общественной и культурной жизни России.

В-третьих, для современной России значение философии истории и футурологических идей русской эмиграции первой половины XX века более чем актуально в плане определения путей ее развития в посткоммунистический период. Корпус идей, выдвинутых более полвека назад, дает возможность глубже осознать многие современные социокультурные проблемы, определить возможные стратегии их разрешения.

Степень разработанности проблемы. Впервые к рассмотрению историософских и футурологических идей представителей русской эмиграции первой половины XX века обратились еще в период их мировоззренческого оформления такие крупные историки отечественной мысли как В.В.Зеньковский1, Н.О.Лосский2, С.А.Левицкий3 и др. В их произведениях анализируются мировоззренческие предпосылки историософских и футурологических воззрений русских эмигрантских авторов религиозной ориентации, прослеживаются социально-культурные истоки их творчества. Уже в этот период исследованы корни эмигрантской мысли в традициях европейской и русской философии. В первую очередь выявлены моменты ее взаимосвязи с немецкой философской традицией от Канта и Гегеля до Ницше, а также с философией всеединства В.С.Соловьева. Характерной особенностью рассмотрения этого среза эмигрантской мысли в означенный период была некоторая фрагментарность в изучении и изложении ее содержания. Вместе с тем, в сочинениях этих историков русской мысли мы обнаруживаем осознание значимости мировоззренческих исканий эмигрантских философов, попытавшихся предложить свой взгляд на историю и проблему будущего.

Историософские идеи русского зарубежья оказались в основном вне поля историко-философского анализа в советский период в силу идеологических причин. В особенности это очевидно применительно к сочинениям советских историков философии до середины XX века. В 60-80-е гг. сочинения философов-эмигрантов, сфокусированные на философско-исторической и футурологической проблематике, постепенно начинают осторожно анализироваться в критическом ключе в работах советских авторов, которые выдержаны в целом в духе соответствия превалирующим

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л.,1991. - Т.2.Ч.4.

С.298-318; С.413-457.

2Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.- С.248-297; 298-319.

3Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2т. М., 1996. Т.1.С.353-376; С.384-393. стандартам господствующей официальной марксистской идеологии. Вместе с тем, в границах принятой парадигмы анализа и изложения ряд авторов попытались поставить и реализовать исследовательские цели. В частности, в монографиях и статьях В.А. Кувакина, Н.С. Семенкина, В.Е. Доли и др1. предложено достаточно квалифицированное рассмотрение ряда ведущих моментов историософского наследия русских религиозных философов эмиграции.

Ситуация, связанная с анализом философского эмигрантского наследия, начинает постепенно меняться в период перестройки и претерпевает радикальную трансформацию в посткоммунистическую эпоху, когда появляются объективные попытки непредвзятого, свободного от ограниченных политических мерок, прочтения творческого наследия религиозных философов русского зарубежья начала XX века. В данной связи следует упомянуть публикации Р.А. Гальцевой, П.П. Гайденко, А.А. Ермичева и др.2

В зарубежной историко-философской литературе никогда не ослабевал интерес к сочинениям русских философов-эмигрантов. Он был продиктован осознанием значительного влияния русских религиозных философов-эмигрантов на западную культуру и общественную мысль. Особенно это влияние было ощутимо в 20-40-е гг., когда контакты русских религиозных авторов с их западными коллегами сделали популярными развиваемые ими

Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976; Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов.М.,1986; Бодров В.Н. С.Н. Булгаков: софиологическое видение мира//Вестник МГУ. Серия Философия». 1989.№5; Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX века. М., 1980.С.185-223; Доля В.Е. Иллюзия духовности: О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов, 1985.

2Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992; Ермичев А.А. Три свободы Н. Бердяева. М., 1990; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997; Колеров М.А. Не мир, но меч, СПб., 1996; Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г. Федотова//Вопросы философии. 1991. №8. С.41-53. идеи. В частности, Н.А. Бердяев активно сотрудничал с журналом «Esprit» и, несомненно, повлиял своим видением истории и перспектив будущего на Ж. Маритена и Э. Мунье. Широкая популярность идей этих авторов способствовала росту интереса и к наследию Бердяева. Он очевиден не только в католических, но и в протестантских кругах. Бердяевское видение истории и его интерпретация русской традиции до сих пор привлекает исследовательский интерес представителей западной политической науки.

Начиная с 50-х гг. историософская и футурологическая мысль русской эмиграции исследуется скорее в академической плоскости. Наиболее весомый вклад в ее изучение внесли А. Валицкий, Б.Г. Розенталь, Г.Л. Клайн, М.И. Раев и др1. Интерес к идеям русской эмиграции первой половины XX столетия актуализируется в период перестройки и постперестройки, когда в полной мере проявилась ее значимость для формирования новейших вариантов русской религиозно окрашенной политической мысли. В настоящее время осуществляются интенсивные профессиональные контакты зарубежных исследователей-славистов и российских авторов, изучающих историософские и футурологические идеи эмиграции, складываются общие исследовательские парадигмы и подходы, позволяющие предложить ее всесторонний и объективный анализ. Эта тенденция в полной мере проявилась в работах Б.Н. Бессонова, Б.Л. Губмана, Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, С.С. Хоружего и др.2 Однако до сих пор не существует

1Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford. California. 1979; Rosenthal B.G. Nietzsche and Soviet Culture. New York,1994; Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968; Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966; Clemant O. Berdiaev. Paris, 1991; Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 19191939/ пер. с англ. М.,1994. л

Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.,1993; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.,1994; Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997; Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа: Н. Бердяев: жизнь и творчество. М., 1993; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.,1997 и др. самостоятельных монографических исследований* всесторонне рассматривающих взаимосвязь историософских построений и идеалов будущего, выдвинутых русскими религиозными философами-эмигрантами первой половины XX века.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось философское творчество ряда религиозных мыслителей послеоктябрьского зарубежья (Н.Бердяева, С.Булгакова, Г.Федотова), а предметом - философско-исторические концепции и коррелятивные им социально-политические прогнозы будущего.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ генетической связи историософских взглядов русских религиозных мыслителей зарубежья первой половины XX века с их социально-политическими проектами будущего. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить идейно-теоретические истоки историософских концепций русских религиозных мыслителей начала XX века;

- выявить христианско-гуманистическую доминанту философско-исторической концепции Н.А. Бердяева;

- исследовать метафизику истории С.Н. Булгакова, понимание им в эсхатологической перспективе динамики взаимосвязи «двух градов»;

- раскрыть понимание Г.П. Федотовым смысла исторического развития в перспективе диалектики мирского и сакрального, движения человечества по пути свободы;

- проанализировать особенности политического идеала Н.А. Бердяева, резюмирующего его историософские конструкции;

- изучить специфику интерпретации проблемы будущего, предложенной С.Н. Булгаковым;

- рассмотреть мировоззренческие основания и сущность футурологических идей Г.П. Федотова, фундируемых его историософией.

Источниками исследования являются произведения Н.А.Бердяева1, С.Н.Булгакова2, Г.П.Федотова3, где изложены историософские взгляды русских философов и сформулированы социально-политические проекты будущего. К числу источников можно также отнести труды отечественных и зарубежных философов, повлиявших на творчество названных авторов - B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше и др. В круг источников работы входят и сочинения В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, А.А. Левицкого, Ф.А. Степуна, бывших современниками ведущих деятелей русской философской эмиграции и первыми аналитиками их идей.

Методологическиеосновыдиссертации определяются особенностями исследуемых историософских концепций и футурологических идей русских авторов, самой структурой работы. В контексте диссертационного исследования нашла применение герменевтическая стратегия анализа рассматриваемого материала. Свою эффективность продемонстрировали генетический, сравнительно-исторический, структурный, структурно-функциональный и другие методы исследования. Так, например, структурный анализ позволил выявить роль идеи Богочеловечества в сочинениях русских религиозных мыслителей послеоктябрьского зарубежья, а сравнительно-исторический метод дал возможность продемонстрировать идейную преемственность историософских размышлений всех изучаемых мыслителей с философско-исторической концепцией В. Соловьева.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990; он же. Самопознание. М., 1991; он же. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989;он же. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; он же. Русская идея. Судьба России: Основные проблемы русской мысли 19в. и начала 20 в.М.,1997. ^Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990; он же. Героизм и подвижничество. М., 1992; он же. Два града. СПб., 1997; он же. Свет Невечерний. М., 1994.

3Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии русской истории и культуры. В 2 т. СПб., 1991; он же. Полное собрание статей в 6т.-PARIS: YMCA-PRESS, 1988.

Структура и основное содержание диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 175 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Дашкевич, Ольга Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ материала, предложенный в диссертации, позволяет сделать следующие выводы:

1 .Историософские концепции русских философов послеоктябрьского зарубежья основывались на богатом опыте теоретизирования как западной, так и отечественной философии. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов и др. русские мыслители - эмигранты сформировались в парадигме философии всеединства B.C. Соловьева, в контексте собственных построений, решая проблему смысла всемирно-исторического процесса, места в нем России и понимания перспектив мирового развития. Их творчество представляет собой рецепцию критики новоевропейской гуманистической культуры Соловьевым и Ницше с учетом идей таких крупных западных мыслителей XX столетия как О. Шпенглер, А.Д. Тойнби, А. Бергсон и др.

В ходе дискуссий о судьбах гуманистической культуры, ее кризисе, которые в одинаковой мере были характерны как для западной, так и для русской философии XIX-начала XX вв. формируются взгляды представителей русской религиозной эмигрантской мысли первой половины XX века. Революционная катастрофа и мировая война послужили мощным стимулом к переосмыслению наследия ренессансного гуманизма. Кризис европейской культуры в первой половине XX столетия был связан с нарастанием дегуманизации, секуляризации и общественной дезинтеграции, что вызвало к жизни установление тоталитарных режимов в Европе и России. Резюмируя собственный опыт переживания глобальных потрясений общемирового масштаба и коллизий отечественной истории, заставивших их покинуть Родину, русские религиозные философы-эмигранты создали оригинальный способ историософской рефлексии в перспективе кризиса гуманистической культуры, возникшего в диалоге русской и западной мысли, приобретающий христианско-гуманистическое звучание. Взаимосвязь провиденциально-эсхатологической установки с признанием значительной роли человеческого творчества в истории, религиозной и гуманистической составляющей, отразившаяся в футурологических проектах русских философов-эмигрантов первой половины XX в., созвучна исканиям таких крупных христианских философов XX столетия как Э. Мунье, Ж. Маритен, П. Тиллих и др.

2.Постижение Бердяевым истории человечества в религиозно-экзистенциальной перспективе позволяет связать воедино прошлое и настоящее, земную и сакральную историю, оправдать неудачи культурно-исторического творчества, найти высший смысл истории, заданный провиденциально-эсхатологическим планом.

В историософской традиции Соловьева Бердяев мыслит историю как богочеловеческий процесс, обосновывая значимость единения гуманистического и религиозного начал истории. Ренессансный гуманизм, с необычайной силой выявляя человеческую сторону исторического процесса, привел к кризису гуманистической культуры Нового времени, негативные последствия которого представлены всем дальнейшем ходом истории.

Критикуя новоевропейские теории прогресса, Бердяев замечает, что в творчестве Ницше и Маркса ярко выразилось противоречие между целью прогресса и попирающими гуманность средствами его достижения. Не пережив самого Ренессанса, в России острее, чем на Западе переживался его конец, кризис гуманизма. Русская революция в метафизическом плане продемонстрировала, как представляется Бердяеву, крах гуманистических идей Западной Европы. Бердяев отстаивает христианско-гуманистический взгляд на перспективы выхода современной цивилизации из кризисного состояния. Социально-политические катаклизмы в России начала XX века, по его мнению, свидетельствуют о ее призванности в решении судеб человечества.

З.Философско-историческое мировоззрение Булгакова формируется в традициях мистической диалектики всемирной истории Августина как противоборство «града земного» и «града небесного». Обнаружение смысла исторического развития, по Булгакову, возможно в свете провиденциального плана. Исторический прогноз неизменно соотносится с эсхатологическими представлениями о конце истории.

Утверждая, что в основе органического бытия лежат подлинные трансцендентные ценности, Булгаков мыслит историю как вечное стремление к грядущему Граду. Религиозно-философский анализ хозяйственной деятельности приводит к определению хозяйственного труда как очеловечивания природы и как средства освобождения человеческого духа.

Эсхатологическое видение всемирно-исторического процесса дает основание Булгакову критиковать итоги эволюции светской гуманистической культуры, проявившиеся в идеологической программе эпохи Просвещения. Являясь резким критиком либерально-позитивистской прогрессистской идеологии Нового времени, Булгаков пытается понять сущность европейской культуры, проходящей через период человекобожия. Булгаков полагает, что российская история XX века более решительно и прямолинейно, чем Запад, отражала мировую духовную драму богоотступничества, предопределившую кризис культуры Нового времени.

4.Мировоззрение Федотова формируется в духе Соловьева, Бердяева и др. религиозных мыслителей как богочеловеческий процесс. Мировой исторический процесс представляется философу в перспективе рождения свободы и оформления ее в различных национальных культурах. Подобно Соловьеву и Бердяеву, Федотов убежден, что эсхатологический финал истории высвечивает ее гуманистическое содержание.

Обновленный в духе собственного учения христианский образ историй Федотова получает смысл, благодаря явлению Христа, демонстрирующему нерасторжимое единство «сакрального» и «мирского», «Града земного» и «Града Божия», вписывающееся в общие рамки провиденциально-эсхатологического видения истории. Универсалистское видение истории как единого процесса сочетается у Федотова с идеей многообразия культур, находя методологическое обоснование в концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера, А.Д. Тойнби, А. Бергсона и др.

Исследование Федотовым динамики и путей завоевания свободы на Западе имело решающее значение для определения судьбы русской культуры в посттоталитарную эпоху. В XX веке Федотов обнаруживает дефекты новоевропейского понимания свободы, приведшие к кризису гуманистического сознания. В данной связи русский мыслитель считает необходимым обращение к христианским персоналистическим корням понимания свободы.

5.Обращаясь к проблеме будущего, Бердяев обосновывает собственные воззрения в ключе выдвигаемых им метафизических, антропологических, этических и историософских идей. Знакомство в эмиграции с философской мыслью Западной Европы первой половины XX века позволило Бердяеву по-новому оценить масштаб исторических процессов, которые происходили в России. Опыт двух русских революций помог ему яснее увидеть кризис европейского сознания и морали. Он в равной мере не приемлет устои современного ему Запада и итоги большевистской революции. Русский марксизм, выросший из народнического социализма, стал идеологической основой тоталитарной государственности.Советское государство продолжало традиции российской империи, углубляя процесс дегуманизации.

Полемизируя с тенденцией отождествления социализма с большевизмом, Бердяев убежден в невозможности построить идеальное и благополучное общество в несовершенном мире, в прикладном значении всякой системы социальной организации. Христианский социализм Бердяева как проекция персонализма носит резко антиэтатический и корпоративный характер, родственный программе католического персонализма Э.Мунье.

6.Булгаков формулирует свой социально-политический идеал будущего, отправляясь от критики метафизических основ современного социализма, которые находит в ренессансном гуманизме, и еще глубже в ветхозаветной хилиастической вере в земное преодоление исторической трагедии. Признание Булгаковым относительной правды гуманизма не мешает радикальному его отрицанию. Он разоблачает псевдонаучный характер атеистического социализма как религию человекобожия. Исторический успех «религии социализма» воспринимается русским философом как кара за грехи и призыв к покаянию и возвращению к истинным духовным ценностям. Разрабатывая свое учение о христианском социализме, религиозный философ относит его к вопросам практической этики, имеющий прикладное значение. .Христианский социализм, по Булгакову, является лишь условием, санкцией для действительного преображения истории.

7.Программа христианского социализма как итог культурно-исторической концепции Федотова построена в перспективе завоевания свободы. В Новое время происходит умаление свободы: кульминацией этого процесса явилась внешняя насильственная модернизация России в начале XX века, выродившаяся в тоталитарный режим - «сталинократию». Процесс возрождения России Федотов связывал с синтетическим единством свободы, отечественной исторической традиции и христианского вероучения.

Предсказав неизбежность распада советской империи внутренними силами либерально настроенной интеллигенции, Федотов в поисках «Нового града» видит спасительные силы русской культуры в Церкви как единственной в России хранительнице и носительнице духовного преемства. Разрабатывая собственную программу социального христианства, реализуемую только в эсхатологической перспективе, русский философ главным условием становления современной свободы считал возрождение религиозного начала, которое могло бы ограничить власть государства, его притязания на сферу личной свободы. Эти идеи Федотова весьма созвучны персонализму Мунье и интегральному гуманизму Маритена, которые синтезируют христианство и идеалы свободы в едином философском ключе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дашкевич, Ольга Васильевна, 2002 год

1. Августин Аврелий. О граде Божием: В 4 т. М.: Изд-во Спассо-Преобр. Валаам, мон., 1994. Т.1.-394 е.; Т.2.-336 е.; Т.3.-281 е.; Т.4.-404 с.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990,- 154 с.

3. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.-348 с.

4. А. Белый. Из воспоминаний о русских философах// Минувшее. Ист. Альманах.9.М.:Открытое общество: Феникс, 1992.-510 с.

5. Бердяев Н.А. Собр. соч. в 4т. PARIS: IMCA-PRESS, 1989-1991.Т. 1.- 425с.; Т.2. 452 е.; Т.З. - 713 е.; Т.4. - 598 с.

6. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990,- 174 с.

7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

8. Бердяев Н.А. Проблема истории и эсхатология// Очерк русской философии истории: Антология. М.:ИФ РАН, 1996.- С.291-312.

9. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: изд-во МГУ, 1990 240 с.

10. Ю.Бердяев Н.А. Русская идея// О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990.-С. 43-271.

11. П.Бердяев Н.А. Сочинения/Сост. Гулыга А.В. М.: Раритет, 1994 416 с. 12.Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991.-318 с. 1 З.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда,1989.-607 с.

12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука,1990.-220 с.

13. Бердяев Н.А. Царство Христа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.-382 с.

14. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +, 1998.- 400 с.

15. П.Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции: Опыты 1917-1918гг. СПб.: РХГИ, 1999.-432 с.

16. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. М.: Искусство, 1994. Т. 1 542 с.Т.2. - 510 с.

17. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм// Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993. С. 166-184.

18. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. М.: Флинта, 1999.-312 с.

19. Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С. 117-124.

20. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С. 125-140.

21. Бердяев Н.А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С.281-285.

22. Бердяев Н.А. Евразийцы// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. С.292-300.

23. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.- С.301-307.

24. Бердяев H.A.Pro et contra.Антология: В 2 кн. СПб.: РХГИ, 1994. Кн.1. 572 с.

25. Бердяев Н.А. Пути гуманизма// Здравый смысл. 1997.№3. С. 64 -72.

26. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМКА-ПРЕСС, 1990.- 288 с.

27. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России: Основные проблемы русской мысли 19в. и начала 20 в. М.: Сварог и К., 1997. 541 с.

28. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине//Человек.1997. №3.С.67-75.

29. Бердяев Н.А. о русской философии: В 2 ч. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.4.1.- 234 с.Ч.2.-240 с.32;Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики// Путь в философию. Антология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Унив. книга, 2001.- 445 с.

30. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993.-252 с.

31. Блок А. Собр. соч. М.- JI: Литера, 1962. Т.6. 274 с.

32. Булгаков С.Н. Апокалиптика и философия истории// Очерк русской философии истории: Антология. М.: ИФ РАН, 1996. С.256-263.

33. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.- 413 с.

34. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Сб.ст.)/ Сост. С.М. Половинкин. М.: Русская книга, 1992.-528 с.

35. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 589 с.

36. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 414 с.

37. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т./ журн. «Вопросы философии». М.: Наука, 1993.Т. 1.4. 1.-603 е.; Т. 1.4. 2.-750 с.

38. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996.- 509 с.

39. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. М.: Наука, 1999. Т. 1.-336 е.; Т. 2.-826 с.

40. Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения (интеллигенция и религия). СПб.: Сатис, 1993.- 47 с.

41. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Сб. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 347 с.

42. Булгаков С. Библиография. Париж, 1984. 86с.

43. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли 19 и 20 вв.: В 2 ч. М.: Наука, 1996. Ч. 1.-332 с. Ч. 2. 248 с.

44. Вехи: (сб.ст. о русской интеллигенции); Из глубины (сб.ст. о русской революции). М.: Правда, 1991. 606 с.

45. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 496 с.

46. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992.-204 с.

47. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.- 703 с.51 .Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь: Изд-воТГУ, 1997.- 111 с.

48. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1988. 190 с.

49. Гулыга А.В. Русский религиозно-философский ренессанс// Наш современник. 1990.Ж7.С.185-187.

50. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995 310 с.

51. Давыдов Ю.Н. Апокалипсис атеистической религии/ Булгаков С.Н. Два града. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С.417-448.

52. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа:

53. Н. Бердяев: жизнь и творчество. М.: Высшая школа, 1993.- 269 с.

54. Доля В.Е. Иллюзия духовности: О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов: Вища шк., 1985. 224 с.

55. Дымерская Л. Т. Манн и Н. Бердяев о духовно-исторических истоках большевизма и национал-социализма // Вопросы философии. 2001. №5. С.62-74.

56. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX вв. Русская философия в поисках абсолюта: В 2 ч. СПб.: «Алетейя», 2000. - 828 с.

57. Ермичев А.А. Три свободы Н. Бердяева. М.: Знание, 1990. 63 с. 61 .Зандер Л.А. Бог и мир: Миросозерцание отца С. Булгакова: В 2т.

58. М.: Республика, 1997. 368 с. 64.3ериов Н.М. Русское религиозное возрождение 20 века/ пер. с англ. PARIS: YMCA-PRESS, 1991. - 368 с.

59. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993.- 334 с.66.«К вечному миру» И. Канта. М.: Моск. рабочий, 1989.-77с.

60. Колеров М.А. Не мир, но меч: Рус религ. филос. печать от

61. Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. СПб.: Алетейя, 1996. 375 с.

62. Конт О. Курс позитивной философии// Памятники эстетической мысли. Т.З. М., 1967.

63. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.-500 с.

64. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье.: Пути и судьбы русской эмиграции. М.: Междунар. отношения, 1990. 426 с.

65. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976.-205 с.

66. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: нач. XX в. М.: Мысль, 1980.-309 с.

67. Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург: Б.и., 1997.- 180 с.

68. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2 т. М.: Канон, 1996.- Т.1.-496 с.Т.2,-512 с.

69. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Мысль, 1977. 204 с.

70. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль.1994.- 230 с.

71. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: 1990.-225с.

72. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.-559 с.

73. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой русской эмиграции» // Вопросы философии. 1992.№ 9.С.160-164.

74. Маритен Ж. Философ в мире/ пер. с фр. Б.Л. Губмана. М.: ВШ, 1994.-192 с.81 .Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431 с.

75. Мунье Э. Персонализм/ пер. с фр. И.С. Вдовина. М.: Искусство, 1992.-143с.

76. Мыслители русского зарубежья: Г.П.Федотов, Н.А.Бердяев. СПб.: Наука. СПб. отд-ние, 1992.- 461 с.

77. Мюллер JI. Понять Россию: историко-культурные исследования. Пер. с нем. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 432 с.

78. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического// Вопросы философии. 1991 №З.С. 67-83.

79. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т.М.: Мысль, 1990.- Т.1.-831с.Т.2.-829с.

80. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.:ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 328 с.

81. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Введение в философскую антропологию Бердяева//Человек. 1997.№З.С.57-66.

82. России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990. 528 с.

83. Пайпс Р. Русская революция: В 3 ч. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1994. 4.1.-398 е.; 4.2. 584 с.

84. Параллели: (Россия Восток - Запад): Альманах филос. компаративистики. М.: Б,и.,1991. Вып.1.- 165 с. Вып.2.- 182 с.

85. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация// Вопросы философии. 2002. №4. С.50-59.

86. Поляков Л. Мессия XX века. (Судьба России sub specie Николая Бердяева)// Параллели. М.: Б.и., 1991.Вып.1. С. 66-90.

87. Преодоление времени: По материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С.Н. Булгакова. М.: Изд-во МГУ; ТЕИС, 1998.-560 с.

88. Пути Евразии: русская интеллигенция и судьбы России: сб. М.: Русская книга, 1992. 427 с.

89. Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939/ пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1994.-294с.

90. Россия и Европа: опыт соборного анализа: Сб. М.: Наследие, 1992. 651 с.

91. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М: Наука, 1993.-367 с.

92. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. 539 с.Т.2. - 647 с.

93. Русская идея: сб. М.: Республика, 1992. 494 с.

94. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993.-365 с.

95. Русское зарубежье (Власть и право: Из истории социальной и правовой мысли). JL: Лениздат, 1991. 438 с.

96. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. М.: РОССПЭН, 1997. 748 с.

97. Рыбачук В.Б. Культура и история в философии Г. Федотова (конспект лекций). Тверь, 1994.

98. Рыбачук В.Б. Горизонты свободы в философии истории Г.П.Федотова// Россия и Запад: диалог культур. Тверь: ТГУ,1994.С135-146.

99. Семенкин Н.С: Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. 172 с.

100. Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г. Федотова//Вопросы философии. 1991. №8. С.41-53.

101. Смирнов И.П. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М.: Рус. книгоизд. товарищества,1995.-284 с.

102. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М.: Высшая школа, 1984.-448 с.

103. Соловьёв B.C. Смысл любви. Избранные произведения. М.: Современник, 1991,- 524с.

104. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве; статьи; стихотворения и др. СПб.: Худож. лит., 1994.-528с.

105. Соловьев B.C. Соч. в 2хт.М.-.Правда. 1988.Т. 1.- 687с.; Т.2. -735 с.

106. Спирин Е.А. «Вечная проблема» человека: Свод идей российского Ренессанса/ТВечные философские проблемы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1991.С.123-139.

107. Степун Ф.А. Встречи. М.: Аграф, 1998.-256с.

108. Тиме Г.А. Миф о «закате Европы» в мировоззренческой самоидентификации России нач. 1920-х гг.//Вопросы философии. 2002. №6.

109. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 711 с.

110. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр. Ст. по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб.: София, 1991.Т. 1. 350 с. Т.2. - 348 с.

111. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.- С.403-443.

112. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия//0 России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.- С.450-462.

113. Федотов Г.П. Полное собрание статей в 4 т. PARIS: IMCA-PRESS, 1982. Т.1. Федотов Г.П. Лицо России (ст.1918-1930)-329 е.;

114. Т.З: Тяжба о России (статьи 1933-1936). 1982. 336 е.;

115. Т.4. Защита России (1936-1940): Ст. из «Новой России». 315 с.

116. Федотов Г.П. О судьбе русской интеллигенции. М.: Знание, 1991.-61 с.

117. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы (Сб.ст.) PARIS:IMCA-PRESS, 1973.-320 с.

118. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избр. ст. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 1994. 150 с.

119. Федотов Г.П. Святые Древней Руси/Предисл. А. Меня. М.: Моск. рабочий, 1990.-268 с.

120. Федотов Г.П. Судьба империй// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. С.328-346.

121. Феномен человека: Антология/ сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. М.:ВШ, 1993.-349 с.

122. Философия истории в России: Хрестоматия/Состав. Г.К. Овчинников. М.: Логос, .1996.-272 с.

123. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды.2-е изд. М., 1995.-221 с.

124. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейа, 1994. 445 с.

125. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека// Вопросы философии.2002. №2. С.52-68.

126. Хоружий С.С. София космос - материя. Устои философской мысли Булгакова// Вопросы философии. 1989. №12.

127. Хоружий С.С. Вехи философского творчества отца Сергия Булгакова/ Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.Т.1. М.: Наука, 1993.

128. Aptheker Н. The Urgency of Marxist Christian Dialogue. New York, Evanston and London, 1970.

129. ClemantO. Berdiaev. Paris, 1991.

130. Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968.

131. Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960.

132. Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966.

133. RosenthalB.G. Nietzsche and Soviet Culture. New York, 1994.

134. Russian Philosophy, Ed. by J.M. Edie, Chicago, 1965.t

135. Tsambassis A. Berdyaev's Personalistic Philosophy. "Personalist". Los Angeles, 1965, vol.46,№3.

136. Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.