Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Терехова, Татьяна Викторовна

  • Терехова, Татьяна Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Орел
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 221
Терехова, Татьяна Викторовна. Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Орел. 2009. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Терехова, Татьяна Викторовна

Введение.

Глава 1. Начало творческого пути Германа Гессе.

1.1 .Юношеская поэзия. У истоков лирической прозы.

1.2.Первые опыты в области прозы («Час после полуночи»).

1.3.На пути к известности. «Петер Каменцинд».

1.4.Повесть «Под колесами» - «освобождение от духов прошлого».

Глава 2. На пути к философскому интеллектуальному роману. Проблематика и поэтика произведений Г. Гессе

1910-х-1920 х годов.

2.1. Развитие теории жанра романа в XIX веке.

2.2 «Росхальде». «Все мы носим в душе трагедию - каждый свою».

2.3 «Гертруда». «Музыка - самая непостижимая, самая таинственная загадка».

2.4. «Последнее лето Клингзора». Мечта о целостном разрешении всех противоречий жизни.

2.5. «Клейн и Вагнер». Повесть о двойственности человеческой натуры.

2.6. «Душа ребенка» «Отрочество - один из сложнейших периодов взросления».

2.7. «Демиан». Размышления о войне и мире.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблематика и особенности поэтики раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов»

Герман Гессе (1877 - 1962) - одна из знаковых фигур в истории мировой литературы XX столетия, чье творчество составило целый этап в области немецкой прозы. Писатель уже в первые десятилетия минувшего века был признан блестящим мастером лирической зарисовки, рассказа и повести, самобытным поэтом, оригинальным эссеистом, незаурядным мастером путевых очерков, одним из ведущих мастеров эпики, стоявшим наряду с Т. Манном, Р. Музилем, Э. Канетти у истоков философского интеллектуального романа.

Г. Гессе уже на раннем этапе творчества (1899 - 1904) получил европейское, а затем мировое признание и был награжден целым рядом самых престижных премий, начало которым положила «Бауэрнфельдская премия» („Bauernfeld-Preis", 1904) (1), за которой позже последовали премия Теодора Фонтане (1919), премия им. Гете (1919), премия им. Готфрида Келлера (1936), Нобелевская премия (1946), премия им. Вильгельма Раабе (1950), «премия мира» западногерманского Союза книготорговцев (1955). В представлениях к очередной награде подтверждалось следование Гессе лучшим традициям немецкой литературы, которые были заложены Гете и Шиллером, писателями «золотого века» и романтиками. Особо отмечалась его борьба с любыми проявлениями распада и деградации в сфере культуры и отрицание псевдоценностей «фельетонистической эпохи».

В 1899 году публикуются его первые стихи и поэтические сборники «Романтические песни» и «Час после полуночи». Для начинающего автора 1892 - 1903 годы стали порой испытаний и надежд на лучшую долю, временем знакомства с жизнью, которая подчас была к нему несправедливо жестокой. Полоса неудач и горьких разочарований завершилась в 1903 году после первых публикаций, имевших успех у читателя, и Гессе стал материально независимым, «свободным писателем». В годы Первой мировой войны он занимал твердую антивоенную, пацифистскую позицию: 3 ноября 1914 года в «Новой цюрихской газете» была опубликована ставшая широко известной его статья «Друзья, не надо этих звуков», в которой осуждалось «кровавое безумие войны» и содержался призыв к интеллигенции всех стран, ставших участницами преступной бойни, спасти европейскую культуру и в любых ситуациях сохранять верность принципам гуманизма. «Патриотические» круги Германии заклеймили Гессе «предателем отечества»; издатели отказывались печатать его книги, а книготорговцы - продавать. Однако его поддержали в России, во Франции (Ромен Роллан прислал ему дружественное письмо, в котором выразил солидарность с немецким коллегой, что послужило толчком к сближению обоих писателей и привело к многолетней дружбе).

Годы 1917 - 1919 были временем наибольшей политической активности в его жизни. Позже он назвал этот период своим «пробуждением»: писатель принимал самое деятельное участие в работе Красного Креста, в комитетах, занимавшихся помощью военнопленным, в издании для них газет и журналов (4).

В 1919 - 1922 годах совместно с Рихардом Вольтереком, сотрудничавшим с Гессе еще в «Службе по обеспечению немецких военнопленных», издавал журнал «Vivos Voco» («Призываю живых»), обращенный прежде всего к молодежи и задуманный как орган духовного обновления Германии, новой культуры. В годы нацизма писатель был объявлен «нежелательным», «подозрительным элементом», «клеветником», «чуждым истинно германскому духу». В период Второй мировой войны выступал против расизма и национализма, ставших основой политики пещерной ксенофобии, проводившейся главарями «Третьего рейха». Сквозной в его прозе XX века стала тема творческой личности, художника, мыслителя и философа, ищущего гармонию в негармоничном мире. Начиная с типично неоромантического произведения «Герман Лаушер» (1901), а затем «Петера Каменцинда»

1904), Гессе прослеживал не внешнюю, а «внутреннюю» биографию героя, идейная эволюция которого во многом повторяла путь самого писателя. Эти же особенности очевидны в романах «Гертруда» (1910), «Росхальде» (1914), «Демиан» (1919), «Степной волк» (1927), в «Игре в бисер» (1943) - признанной вершинным достижением его эпики.

Гессе — хранитель и продолжатель лучших традиций прошлого, был, по характеристике Томаса Манна, «служителем нового», страстным поборником гуманизма, мечтавшим о создании гармонического общества, нисколько не похожего на современную ему разобщенную Европу.

Обзор критической литературы. Еще при жизни творчество писателя стало объектом самого пристального интереса литературоведов, критиков и историков литературы. Преимущественно это были аннотации на отдельные произведения Г. Гессе, появившиеся в литературных газетах и журналах того времени. С момента выхода в свет его первого романа «Петер Камен-цинд» (1904), принесшего признание и имя начинающему автору, критики не упускали писателя из вида. Не всегда отзывы были положительными, автора обвиняли в обилии «Я-поэзии», в уходе в сказочный мир от реальных событий (Г. Эрдман). В то же время многие (Теодор Хойсс, Генрих Виганд, Эдуард Корроди) положительно отзывались о его первых шагах на писательском поприще. Авторов первых рецензий объединяет то, что все они подчеркивали романтическое начало в ранних произведениях Г. Гессе, его сходство с Э.Т.А. Гофманом, Эйхендорфом; не без основания отмечали, что начинающий автор подражает Метерлинку и Ст. Георге, с чем сам писатель не всегда соглашался. Эти отзывы вошли в сборники «Герман Гессе в зеркале современной критики» („Hermann Hesse im Spiegel der zeitgenossischen

Kritik", 1975), «О Германе Гессе» („Uber Hermann Hesse", 1976), «Герман Гессе сегодня» („Hermann Hesse heute", 1980).

В 1927 году появилась первая крупная работа, в которой была сделана попытка проследить жизненный и творческий путь писателя, - биография, написанная Гуго Баллем к пятидесятилетию со дня рождения Г. Гессе. Автор не ставил перед собой задачи проанализировать творчество своего современника в его поступательном развитии или рассмотреть его в сравнении с другими писателями того периода. Работа носит скорее описательный характер: автор проследил основные вехи биографии Гессе и их отражение в произведениях. По утверждению Г. Балля, составление биографии писателя нё представлялось чем-то сложным, поскольку в его литературном наследии масса зарисовок из собственной жизни, огромное количество писем, что существенно облегчало работу.

К биографии писателя обращались и другие авторы: Михельс Фоль-кер, Бернгард Целлер. Благодаря новой серии «Биографических ландшафтов», вышедшей в издательстве "УралЬТБ", работа последнего в переводе Е. Нечепорука стала знакома на исходе XX столетия и русскому читателю. Она базируется на уникальных дневниковых записях, фрагментах переписки самого Гессе (5).

После прихода к власти национал-социалистов имя писателя числилось в списке «предателей родины». Идеологи «движения» обвиняли Гессе в антипатриотизме, его книги объявлялись «нежелательными». Противники фашизма в свою очередь обвиняли писателя в нерешительном и непоследовательном выступлении против антинародной власти, в аполитичности. Г. Гессе на несколько десятилетий был забыт, вычеркнут из истории немецкой литературы.

Интерес к писателю снова возрос лишь в 50 - 60-е гг. XX столетия, причем не только и не столько на родине, сколько за рубежом. Его произведения переведены на 60 языков, им зачитывалась молодежь Японии и США.

Новое поколение молодых «хиппи» находило в произведениях Гессе созвучие собственным устремлениям, желанию уйти от окружающей их ненавистной действительности. Молодым людям казалось, что они найдут у Гессе ответы на интересующие их вопросы.

В эту пору появились крупные научные работы, посвященные творчеству забытого на время писателя. Среди этих трудов прежде всего следует назвать исследования Зиолковски (Ziolkowski «The novels of Hermann Hesse. A study in theme and structure», 1965), Люти (Luthi H.J. Hermann Hesse. Natur und Geist, 1970), E. Миделя (Middell E. Hermann Hesse. Die Bilderwelt seines Lebens, 1975). В них не только прослеживается творческий путь писателя, но и выявляются изменения его мировоззренческих взглядов на различных этапах, доминанты поэтики его романов и повестей.

Изучению связей творчества Гессе с идеями немецкого романтизма посвящены исследования Курта Вайбеля (Weibel, Kurt. Hermann Hesse und die deutsche Romantik, 1952), Ханса Ленера (Lehner, Hans Hort. Nachwirkungen der deutschen Romantik auf die Prosadichtung Hermann Hesses, 1954), Герхарда Maypepa (Maurer, Gerhard. Hermann Hesse und die Deutsche Romantik, 1955). Свою монографию Курт Вайбель построил на прямых аналогиях с произведениями романтиков: гессевские герои, по его мнению, напоминают персонажей Жан Поля, Э.Т.А. Гофмана. Так, исследователь, например, отметил, что двух братев Вольта и Вульте из романа Жан Поля «Озорные годы» („Flegeljahre") Гессе варьирует различным образом в ряде своих романов: Петер Каменцинд - Рихард, Синклер - Демиан, Нарцисс -Гольдмунд. Согласно Вайбелю, Гессе облекает творческие принципы Жан-Поля и Гофмана в законченные художественные формы.

Герману Гессе посвящена одна из глав монографии Э. Хилыиера «Поэтические картины мира: Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтвангер». Исследователь, исходя из признаний самого автора, выделяет три фактора, повлиявшие на формирование его мировоззрения 1) чуждый всякого национализма родительский дом; 2) «чтение великих китайцев»: Хилыиер цитирует ряд высказываний писателя, четко указывающих на то, что Гессе был одним из лучших знатоков восточноазиат-ских культур; он ставит писателю в заслугу открытие европейцам достижений духовной культуры китайцев, индонезийцев, японцев посредством их преломления в собственной прозе и эссеистике (6); 3) философия Якоба Буркхардта, которая повлияла на концепции многих произведений Гессе. Хилыиер подчеркивает, что Г. Гессе начал свой путь как лирик, и называет его «несовременным поэтом современности», для которого характерны простая рифмовка, «отсутствие экспериментальной изобретательности». В сравнении с поэтами-экспериментаторами Гессе «выглядит как песочные часы рядом с точнейшими хронометрами» (7).

В отечественной критике публикации о первых изданиях книг Г. Гессе появились в 10-е- 20-е годы прошлого столетия, когда вышли в свет в русском переводе «Петер Каменцинд» (1910) и «Тропа мудрости» (1924). В предисловии к «Петеру Каменцинду» Ю. Айхенвальд отметил реалистичность гессевского метода: «автор ничего не сочинил, не выдумал эффектных событий - он все рассказал так, как было» (8). Автор ничего не говорит о месте художника в современной литературе, он лишь знакомит читателя с романом, который предстает как «естественная история души», рассказанная Гессе «красиво, поэтично, с любовью и лаской» (9)

Новый всплеск интереса к Гессе в России отмечается лишь в 60-е годы, на исходе «хрущовской оттепели»: издаются его произведения (10), появляются крупные работы, посвященные отдельным этапам и аспектам творчества немецкого писателя. Существенный вклад в отечественное гес-севедение внесен диссертационными исследованиями В.Д. Седельника (Седельник В.Д. Творчество Г. Гессе в 20-е годы. - М., 1966), А.Г. Березиной (Березина А.Г. Творчество Г.Гессе 20 - 40-ых годов. - М., 1969). Творчеству Гессе посвящены отдельные главы докторских диссертаций Н.С. Лейтес

Лейтес Н.С. Эволюция жанра романа в немецкой литературе 1918 - 1945 гг.

- М., 1972), Н.С Павловой (Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900

- 1945 гг. - М., 1982), Е.М. Волкова (Волков Е.М. Немецкий роман 1870-х -1910-х годов. Проблемы поэтики. - М., 1994). Особо следует отметить кандидатскую («Философские основы позднего творчества Гессе», 1971) и докторскую («Проблемы поэтики Г. Гессе. К типологии немецкого романа XX века», 1983) диссертации, выполненные и защищенные Резо Каралашвили, «вернейшим из учеников Гессе по всему миру», как его назвал С.С. Аверин-цев (11).

В работах 90-ых годов XX века Г. Гессе предстает как продолжатель традиций немецкой классики, прежде всего, романтизма. Вопрос о традициях в творчестве писателя впервые был затронут в диссертационном исследовании А.Э. Гутманиса (Гутманис А.Э. Традиции и современность в творчестве Г. Гессе 30-х годов». - М., 1988). В 1998 году А.Е. Плохарский делает попытку проследить значение творчества романтиков для писателя, выявить, что он ценил в их произведениях, какие их традиции унаследовал и продолжил. Приверженность Гессе идеям представителей романтической школы исследователь показывает на примере «Нарцисса и Гольдмунда» (Плохарский А.Е. Традиции немецкого романтизма в романе Г. Гессе «Нарцисс и Гольдмунд». - Махачкала, 1998). Лишь в последние годы стали появляться работы, направленные на изучение раннего творчества Г. Гессе, в частности, циклов рассказов, написанных в 1903 - 1912 годы (Лазуткина О.А. Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути»).

Актуальность. Литературу конца XIX - начала XX веков Г. Гессе называл «литературой переходного периода», к которой он причислял и собственные произведения. На рубеже столетий сложилась новая система взглядов на окружающую действительность, на социальные проблемы, на место человека в обществе. В своих произведениях Гессе не дает ответы, он лишь ставит правильные вопросы». Неудивительно, что в настоящее время, когда происходит переоценка ценностей и идеалов, наблюдается повышенный интерес к творчеству писателя.

Приоритетное внимание, как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении, уделялось традициям романтизма в творчестве Г Гессе, а также его произведениям 30-х - 40-х годов. А между тем многое из того, что характерно для позднего творчества писателя, уже проявилось в его произведениях первых двух десятилетий XX века, и осмысление в полной мере «Степного волка» или «Игры в бисер» - признанной вершины его эпики -невозможно без обращения к раннему творчеству Г. Гессе.

Учитывая особенности путей развития немецкого реализма и своеобразие эпики Г. Гессе, а также итоги работы предшественников из Германии и отечественных ученых над проблемами немецкой прозы, основные направления и аспекты диссертации можно определить следующим образом:

Цель работы — исследовать проблематику и поэтику произведений Г. Гессе 1890-х - 1920-х годов в контексте его творчества и в русле развития реализма в конце XIX - начале XX века.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить закономерности творческой эволюции Г. Гессе на раннем этапе творчества; проследить его движение от лирических зарисовок, этюдов и эскизов („Studie") к произведениям более сложным в философско-эстетическом аспекте;

- исследовать основные темы, мотивы, и в целом - проблематику его произведений 1890-х— 1920-х годов;

- проанализировать систему образов, раскрыть функциональную роль рассказчика (и в более широком плане - проследить соотношение автор -повествователь - герой);

- определить роль и значение лейтмотивов, символики, литературных цитат, философских и поэтических реминисценций в сложной структуре прозы Г. Гессе; определить эстетические позиции Г. Гессе и его отношение к многочисленным школам, группировкам, течениям и направлениям, определявшим весьма пеструю картину немецкой литературы 1890-х - 1900-х годов, на фоне которых развивалось его раннее творчество.

Материал исследования отбирался в соответствии с целями и задачами диссертации, его перечень продиктован стремлением дать объективную картину эволюции Г. Гессе с первых шагов в литературе: «Романтические песни» (1899), «Час после полуночи» (1899), «Петер Каменцинд» (1904), «Под колесами» (1906), «Гертруда» (1910), «Росхальде» (1914), «Де-миан» (1919), «Последнее лето Клингзора» (1920), «Сиддхартха» (1922) Методологическая и теоретическая основы работы В работе используется историко-литературный метод анализа с элементами сравнительно-типологического, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Создавая романы и повести 1890-х - 1920-х годов, Г. Гессе следовал тра-' дициям и нормам «старого» романтизма начала XIX века, неоромантизма при доминировании реалистических тенденций.

2. Большинство произведений исследуемого периода выстраиваются как духовные биографии персонажей, неустанно ищущих пути к постижению окружающего мира и самих себя.

3. «Петер Каменцинд» открывает целый ряд произведений Г. Гессе, где главными героями являются люди незаурядные, «выламывающиеся» из своего окружения, чаще это художники, музыканты. Писатель в своем ключе раскрывает конфликт между филистером и энтузиастом, неодно' кратно обыгрываемый немецкими романтиками.

4. Творчество Г. Гессе 1890-х - 1920-х годов является важнейшей ступенью к созданию его философских интеллектуальных романов («Степной волк», «Игра в бисер»). В его поздних произведениях получило концентрированное изображение всё то, что вкраплениями встречается в раннем творчестве: «от «Часа после полуночи» до «Демиана».

5. Поиски новых тем, героев, изобразительных средств писателями, творившими на рубеже XIX — XX веков (Г. Гессе в их числе), были весьма плодотворными для последующего развития немецкой литературы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней главным объектом исследования стало раннее творчество Г. Гессе, о котором, как правило, говорилось вскользь, бегло. Отобранные для анализа произведения, в частности «Час после полуночи», «Петер Каменцинд», «Под колесами» текстуально ранее не изучались. Раннее творчество Г. Гессе рассматривается одновременно в литературоведческом и культурологическом аспектах. Исследуется образная система произведений и связь их типологических разновидностей с предшествующим и последующим этапами художественной эволюции писателя.

Практическая значимость. Основные положения исследования могут быть полезными при разработке общих курсов истории зарубежной литературы, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Г Гессе, а также спецкурсов по проблемам поэтики. Обобщенный в работе материал может служить основой новых объективных оценок литературного процесса 1890-х — 1920-х годов.

Апробация работы проходила в форме докладов на межвузовских научных конференциях: «Славянские чтения: Отечественное духовно-эстетическое наследие и современность» (Орел, 2004), «Творческое наследие И.А. Бунина: традиции и новаторство» (Орел, 2005).

Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы, который насчитывает 201 наименование. Общий объем работы - 221 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Терехова, Татьяна Викторовна

Заключение

Творчество Г. Гессе — важнейший этап в истории не только немецкой, но и мировой литературы. Трудно назвать жанр, в котором он не заявил бы о себе, не оставил бы в нем заметный след. Самобытный поэт и мастер лирической прозы, эпик - автор социально-психологических романов с актуальной тематикой, путешественник, оставивший книги очерков о странствиях по Востоку, блестящий эссеист, критик и литературовед, в наследии которого не последнее место занимают работы по общим проблемам эстетики, по теории романа, а в более широком аспекте - по теории эпических жанров.

Г. Гессе был одним из эрудированнейших писателей XX века, что сказалось на высоком художественном уровне его прозы первых двух десятилетий XX столетия, ставшей важнейшей ступенью к его признанным шедеврам 30-х - 50-х годов, вызвавшим европейский и всемирный резонанс. Достаточно сказать, что его произведения переведены на языки большинства стран цивилизованного мира, на несовершенства которого неоднократно указывал писатель.

Вступив в литературу на рубеже XIX - XX веков, в пору существования, порой непродолжительного, разных школ, течений и направлений, Гессе никогда не следовал эстетической моде, не шел по торной дороге, проложенной известными мастерами, всегда оставаясь самим собой, сохраняя собственную самобытность.

90-е годы XIX века и начало XX столетия в творческой биографии писателя можно назвать (по аналогии с известным романом Гете) «годами учения Германа Гессе». Его учителями были художники мирового уровня -создатель «Вертера», «Фауста» и хрестоматийной лирики, И.Х.Ф. Шиллер, автор первого романа воспитания Х.М. Виланд, поэты и прозаики йенской и гейдельбергской школ немецкого романтизма, классики XIX века.

Один из известнейших германистов Н.Н. Вильмонт, характеризуя начальный период творчества Томаса Манна, особо отметил, что он «учился у всех, у кого было чему учиться»: «у него, как у Людовика XIV имелась своя «chambre de reunion» («присоединительная палата»), на которую «королем-солнце» была возложена деликатная задача периодически обосновать «права французской короны» на обладание чужими, соседними территориями. Таким «правом на присоединение» Томас Манн пользовался достаточно широко и почти всегда невозбранно (245). Это же, с очень небольшими оговорками, можно сказать и о Г. Гессе; в его творчестве 1890-х - 1920-х годов прослеживаются традиции и нормы «старого» романтизма начала XIX века, неоромантизма, экспрессионизма, импрессионизма при очевидной доминанте реалистических тенденций.

Главным персонажем всех его произведений исследуемого периода всегда оставался человек во всех его аспектах, а тема одинокого «я» оставалась у него на первом плане, будь то «я» талантливого художника или вечного странника-бродяги Кнульпа. Их судьбы позволяли Г. Гессе поднимать глубинные социальные и духовные проблемы человеческого бытия.

Его литературное наследие свидетельствует о незаурядных познаниях в области философии, как европейской, так и восточной, активным популяризатором и пропагандистом которой писатель оставался в течение всей жизни. Обожествление природы, мысль о том, что в ней уже есть всё - и красота, и разумность, и одухотворенность, - была близка Г. Гессе, как и учение Св. Франциска Ассизского. Ограничение необузданных и неоправданных желаний, избавление этим путем от страданий, нравственное самосовершенствование - эти положения восточной философии были близки Г. Гессе, как и основные положения индуизма. Цель всякого прогресса, по мысли приверженцев этой философии - слияние индивидуальной души с вселенской душой; причем эти категории не связаны с временем, пространством и причинно-следственными отношениями.

Гессе объединил в себе художника, оригинального философа, теоретика литературы и критика, словно следуя заветам Новалиса и Ф. Шлегеля: «поэзия и философия должны объединиться», «чем значительнее поэт, тем сильнее в нем философский дух».

Самые модные на рубеже XIX - XX веков идеи Шопенгауэра и Ницше весьма скептически были восприняты Г. Гессе, что лишний раз подтверждает его самостоятельность как мыслителя.

Начиная с «Петера Каменцинда», писатель широко использовал опыт авторов «романа воспитания», в котором слиты два начала — философское и литературное, что позволяло Гессе отразить в спорах и размышлениях героев различные мировоззренческие и идеологические системы, полярные политические взгляды и эстетические предпочтения. Очевидно стремление писателя передать образ духовности своего века, уровень культуры современного общества, сущность и смысл нравственных исканий современников.

В его эпике одной из главных всегда была и оставалась категория общечеловеческого, то, что он называл «вечностью материала». Вместе с тем, он всегда делал акцент на необходимости тщательной проработки деталей, примет времени, его колорита, среды, в которой будут действовать персонажи.

Творческий путь Г. Гессе свидетельствует о постоянном расширении писателем тематики и освоении им новых жанровых разновидностей прозы - от лирической до философской (интеллектуальные романы «Степной волк», «Нарцисс и Гольдмунд», «Игра в бисер»).

С каждым новым произведением всё более и более совершенным становилось мастерство психологического анализа, изображение крупным планом внутреннего мира героя, напряженной жизни его души. Гессе неустанно совершенствовал внутренний монолог, ассоциативные принципы повествования, прием автокоммуникации - диалога одинокого и чуждого всем героя с самим собой.

Гессе следовал известному правилу, выработанному классиками-реалистами еще в XIX веке — «в искусстве не следует говорить всё». Недоговоренность, пропуски малозначительных событий и отрезков времени в общей хронологии повествования способствовали не только компактности произведения, многое переходило в подтекст, заставляя работать мысль читателя, становившегося, таким образом, активным участником творческого процесса.

Писатель подчас совершенно сознательно оставлял симпатичных ему героев на перепутье: Каменцинд не стал еще художником, но в его столе лежит план большого произведения, которое он напишет; Верагут начинает жизнь сначала, этим же путем движется Кун и другие ищущие смысла бытия персонажи Гессе.

Почти во всех его романах и повестях рассматриваемого периода важная роль отведена женским образам, однако в их трактовке писатель ни в чем не следовал европейской традиции, начавшей складываться во второй половине XIX века и во многом исходившей из высказываний и оценок Шопенгауэра и Ницше, обвинявшим женщину во всех смертных грехах. Пафос романов Гессе - в защите прав женщин, печальные или трагические судьбы которых обусловлены несправедливым общественным строем и несовершенными законами.

Начиная с ранних публикаций, и в особенности с «Петера Каменцин-да», в произведениях писателя появляется впечатляющая галерея пленительных женских образов, жизненно достоверных и правдивых. Женщины в его произведениях - символы Красоты, неискаженной человечности и душевного благородства.

Г. Гессе не прошел мимо самых неприглядных сторон утвердившейся в XX столетии делячески-прагматической цивилизации, разрушавшей цельность человеческой природы, пытавшейся нивелировать любое человеческое сообщество. Абсолютно неприемлемыми для писателя были лозунги узколобого национализма, пещерной ксенофобии, бредовые идеи исключительности исторического пути Германии, особой ее миссии в Европе и в мире. Писатель занимал активную антивоенную позицию в годы Первой мировой войны и стал непримиримым антифашистом, одним из первых в Европе осознавшим великую опасность «коричневой чумы».

Одна из значимых и «знаковых» тем Гессе - взаимоотношения человека и природы, безжалостно разрушаемой во имя прогресса индустриальными монстрами и непродуманной, анархически развивающейся урбанизацией. Человек как часть природы, как природное существо (в высоком смысле этого слова) у Гессе всегда противостоит нуворишу, выскочке, парвеню, будь он вульгарный спекулянт - финансист или делец от искусства.

Гессе часто сосредоточивал внимание на драматических судьбах незаурядных, талантливых людей: таков их обширный ряд от Петера Каменцинда до Гарри Галлера. Он не был одинок, обратившись к этой теме: она уже прозвучала у его «прямых» предшественников — В. Раабе, Т. Фонтане, у современников - в романах и повестях Я. Вассермана, К. Гамсуна, Э. фон Кай-зерлинга и др.

Г. Гессе, будучи чутким художником, оперативно реагировал на новые, вначале почти незаметные, тенденции в духовной жизни общества, в его социально-психологическом состоянии. Писатель явно тяготел к максимально обобщенной картине новых устремлений современной цивилизации, порой самых реакционных, а потому особенно опасных. Обнажая эти тенденции, Гессе использовал приемы условности, иносказания, притчи (<<Клейн и Вагнер», «Демиан»), они найдут самое широкое применение, станут доминирующими в «Степном волке», «Нарциссе и Гольдмунде», «Игре в бисер». Использование этих приемов и своеобразие сюжетов усиливали философское начало в прозе Гессе и означали очередную ступень в становлении новой типологической разновидности эпики — философского интеллектуального романа, предполагающего философское осмысление важнейших социальных проблем эпохи. Нельзя согласиться с мнением Б. Целлера и ряда других исследователей, сводящих творчество Гессе к «самоизображению» и «самоанализу»; позиция писателя, по его мнению, - безразличие к проблемам современного мира (246).

Не привязывая действие своих произведений к конкретным датам, писатель прекрасно понимал глубинную сущность известного афоризма -«время - действующее лицо». Оно вмешивается помимо воли и желания его персонажей в их судьбы, заставляя героев или плыть по течению, подделываясь под требования эпохи, или, напротив, отваживаясь противостоять им. «Время деятельно.», - писал Томас Манн, с этим высказыванием всецело был солидарен и Г. Гессе, заставляя своих героев по-разному воспринимать один и тот же его отрезок: для одних оно тянется слишком медленно, для других оно буквально летит, оно никогда не бывает одинаковым для всех. Всё зависит от образа жизни персонажа, от того, - творческая он личность, живущая интенсивной духовной жизнью, или же он, напротив, косный и недалекий обыватель.

Дилемма «вечное - временное» - почти постоянна в произведениях Гессе, она всплывет в спорах героев, в их внутренних монологах, в авторском рассуждающем повествовании.

Никогда не касаясь впрямую проблем классовой борьбы, взаимоотношений политических партий, Гессе сумел опосредованно сказать о важнейших проблемах бурного XX века, рассматривая идеи времени, свойственную данной эпохе форму сознания; так возникает в его эпике образ современной культуры в самом широком смысле этого понятия.

В «Волшебной горе» Т. Манн высказал мысль, которая словно иллюстрирует позицию Г. Гессе как автора в его отношении к героям: «Человек живет не только своей жизнью как отдельная индивидуальность, - но, - сознательно или бессознательно - также жизнью целого, жизнью современной эпохи».

Взятая в целом, эпика Г. Гессе - «срез» духовной жизни современного ему общества, движение идей, определяющих лицо Германии первой половины XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Терехова, Татьяна Викторовна, 2009 год

1. Аверинцев, С.С. Поэты Текст. / С.С. Аверинцев. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 365 с.

2. Аверинцев, С.С. Герман Гессе Текст. / С.С. Аверинцев // Гессе Г. Избранное (на нем. яз.). -М., Прогресс, 1981. С. 366 - 387.

3. Аверинцев, С.С. Путь Германа Гессе Текст. / С.С. Аверинцев // Гессе Г.

4. Избранное. М.: Худож. лит., 1977. - С. 3 - 26.

5. Адмони, В.Г. Натурализм Текст. / В.Г. Адмони // История немецкойлитературы: В 5 т. Т.4. - М.: Наука, 1968. - С. 233 - 268.

6. Адмони, В.Г. Вассерман Текст. / В.Г. Адмони // История немецкой литературы: В 5 т. Т.4.- М.: Наука, 1968. - С. 503 - 513.

7. Альтенберг, П. Как я это вижу Текст. / П. Альтенберг; [пер. с 4 нем.изд. О. Норвежского. СПб, 1908. - 271 с.

8. Альтенберг, П. На берегу озера Текст. / П. Альтенберг; [пер. с 4 нем.изд. Л. Грекъ. М., 1908. - 55 с.

9. Апт, С. От переводчика. Роберт Музиль. «Душевные смуты воспитанника

10. Терлеса» Текст. / С. Апт // Иностранная литература. 1992. - № 4.

11. Балашов, Н.И. Новалис Текст. / Н.И. Балашов // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 3.- М.: Наука, 1966. - С. 139 - 148. Ю.Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет

12. Текст. / М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с. 11 .Бахтин, М. Эстетика словесного творчества Текст] / М. Бахтин; [изд. 2-е] - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

13. Белль, Г. Франкфуртские лекции Текст. / Г. Белль; [вступ. ст., пер. и коммент. А. Карельского] // Вопросы литературы. 1988. - № 5. -С. 169-214.

14. Березина, А.Г. Герман Гессе Текст. / А.Г. Березина. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1976. - 128 с.

15. Березина, А.Г. Творчество Г. Гессе 20-х 40-х годов XX века Текст. / А.Г. Березина; автореферат дис. .кандидата филол. наук. - Д., 1969. -17 с.

16. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии Текст. / Н.Я. Берковский; [вступ. ст. А. Аникста] Л., Худож. лит., 1973. - 566 с.

17. Бернс, Р. Развитие Я концепции и воспитание Текст. / Р. Берне.- М.: Прогресс, 1986.-422 с.

18. Блохина Н.А. Персонаж в системе мотивов: на материале произведений Г. Гессе Текст. / Н.А. Блохина; автореферат дис. . кандидата филол. наук. Тверь, 2003. - 26 с.

19. Брандис, Е. Швейцарская позиция Готфрида Келлера и его «Зеленый Генрих» Текст. / Е. Брандис // Келлер, Г. Зеленый Генрих. М.: Худож. лит., 1972. - С. 5 - 28.

20. Бурже, П. Очерки современной психологии. Этюды о выдающихся писателях нашего времени Текст. / П. Бурже; [с приложением ст. о П. Бурже Жюля Леметра; пер. Э.К. Ватсона] СПб: «Пантеонъ литературы», 1888.-333 с.

21. Вильмонт, Н. Гёте. История его жизни и творчества Текст. / Н. Виль-монт. М., Гослитиздат, 1959. - 335 с.

22. Вильмонт, Н. Томас Манн и его «Будденброки» Текст. / Н. Вильмонт // Манн, Т. Будденброки. История гибели одного семейства. М., Худож. лит., 1969.-С. 5-32.

23. Волков, Е.М. Немецкий натурализм Текст.: Роман. Повесть. Новелла / Е.М. Волков. Иваново, 1980. - 96 с.

24. Волков, Е.М. «Петер Каменцинд» Германа Гессе и традиции романа воспитания Текст. / Е.М. Волков // Славянский сборник. Вып. 3. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2004.- С. 283 - 289.

25. Волков, Е.М. Развитие теории жанра немецкого романа в XIX веке Текст. / Е.М. Волков. Иваново, 1983.- 100 с.

26. Волков, Е.М. Роман Б. Келлермана «Йестер и Ли». Некоторые проблемы поэтики раннего творчества писателя Текст. / Е.М. Волков // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX XX веков. Межвузовский сборник научных трудов. - Иваново, 1985.

27. Гаман, Р. Импрессионизм в искусстве и жизни Текст. / Р. Гаман. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935.

28. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика Текст.: В 4 т. / Г.В.Ф. Гегель; под ред. и с пре-дисл. М. Лифшица. М.: Искусство, 1968. - Т. 1. - 312 е.; Т. 2. - 1969. -326 е.; Т. 3. - 1971. - 622 е.; Т. 4. - 1973. - 676 с.

29. Гессе, Г. Визит из Индии Текст. // Гессе Г. Сиддхартха. М.: Ред.-изд. агентство «День», 1990. - 174 с.

30. Гессе, Г. Гертруда Текст.: Романы /Г. Гессе. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2002. -430 с.

31. Гессе, Г. Демиан. Сиддхартха Текст.: Повести / Г. Гессе; [пер. с нем. С. Апта, Р. Эйвадиса] СПб.: Азбука-классика, 2002. - 384 с.

32. Гессе, Г. Кастальский ключ Текст.: избранные стихотворения / Г. Гессе; [пер. с нем. и автор вступ. ст. А.И. Немировский] М.: Версты, 1995. — 254 с.

33. Гессе, Г. Клингзор Текст.: сборник / Г. Гессе. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 477 с.

34. Гессе, Г. Магия книги Текст. :Эссе, фельетоны, рассказы и письма о чтении, книгах, писательском труде, библиофильстве, книгоиздательстве икниготорговле / Г. Гессе; пер., предисл., послесл. и коммент. А. Науменко. М., Книга, 1990. - 237 с.

35. Гессе, Г. Моя вера Текст. /Г. Гессе // Гессе Г. Сиддхартха. М., Ред.-изд. агентство «День», 1990.- 174 с.

36. Гессе, Г. Немного теологии(1932) / Г. Гессе // Гессе Г. Сиддхартха. М., Ред.-изд. агентство «День», 1990. - 174 с.

37. Гессе, Г. Петер Каменцинд Текст. / Г. Гессе; [пер. с 50-го нем. изд-я М. Кадиш; с критич. очерком Ю. Айхенвальда] М.: Современные проблемы, 1910. - 214 с.

38. Гессе, Г. Петер Каменцинд. Игра в бисер Текст. / Г. Гессе. М.: «Олимп»; «Издательство Астрель; «Фирма «Издательство ACT», 2000. - 688 с.

39. Гессе, Г. Письма по кругу Текст. / Г. Гессе; [пер. с нем.; сост., автор предисл. и коммент. В. Д. Седельник] М.: Прогресс, 1987. - 400 с.

40. Гессе, Г. Под колесами Текст. / Г. Гессе; [вступ. ст. Л. Черной] М.: Худож. лит., 1961. - 160 с.

41. Гессе, Г. Пять эссе о книгах и читателях Текст. / Г. Гессе; [пер. с нем. Г. Снежинской] Иностранная литература. — 2004. - № 10. - С. 210 — 231.

42. Гессе, Г. Росхальде Текст. // Гессе Г. Клингзор: сборник. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 477 с.

43. Гете, И.В. Фауст Текст. / И. В. Гете; [пер. с нем. Б. Пастернака; под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта; коммент. А. Аникста] М.: Худож. лит, 1976. - 510 С. - (Собр. соч.: В 10 т./И.В. Гете; Т. 2)

44. Гете, И.В. Об искусстве и литературе Текст. / И.В. Гете; [пер. с нем.; под. общ. ред. Н. Вильмонта, Б. Сучкова, А. Аникста] М.: Худож. лит., 1980. - 511 с. - (Собр. соч.: В 10 т. / И.В. Гете; Т. 10)

45. Голенищев Кутузов, Н.Н. Данте Алигьери Текст. / Н.Н. Голени-щев-Кутузов, Р.И. Хлодовский//История всемирной литературы: В 9 т. - Т. 3.- М.: Наука, 1985. - С. 51 - 68.

46. Грешных, В.И. Ранний немецкий романтизм: Фрагментарный стиль мышления Текст. / В.И. Грешных. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 140 с.

47. Гуревич, A.M. Романтизм Текст. / A.M. Гуревич // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 334 -336.

48. Гутерман, Ю.О. Поэтика романа Г. Гессе «Игра в бисер» в контексте философии буддизма и даосизма Текст. / Ю.О. Гутерман; автореферат дис. . кандидата филол. наук. М., 1999. - 16 с.

49. Гутманис, А.Э. Путь Германа Гессе к созданию концепции совершенной личности Текст. / А.Э. Гутманис // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1987. - № 6. - С. 27 - 31.

50. Гутманис, А.Э. Традиции и современность в творчестве Гессе 30-х годов Текст. /А.Э. Гутманис ; автореферат дис. . кандидата филол. наук-М., 1988.-19 с.

51. Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу Текст. / Н. Гу-чинская // Гессе Г. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. - СПб: Северо-Запад, 1994. -С. 5-30.

52. Гюйсманс, Ж.-К. Наоборот Текст. / Ж.-К. Гюйсманс; [пер. М.А. Головкиной] -М.: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1906.- 304 с.

53. Давыдов, Ю.Н. Искусство и элита Текст. / Ю.Н. Давыдов. М.: Искусство, 1966.-344 с.

54. Данилевский, Р.Ю. Виланд и его «История абдеритов» Текст. / Р.Ю. Данилевский // Виланд К.М. История абдеритов. М.: Наука, 1978. — С. 221 -244.

55. Данте, А. Божественная комедия Текст. М.: Гослитиздат, 1961. — 782 с.

56. Девекин, В. Не сгоревшие на костре: немецкая антифашистская литература 1933 1935 гг. Текст. / В. Девекин.- М.: Советский писатель, 1979.-439 с.

57. Державин, К. Творение Данте Текст. / К. Державин // Данте, А. Божественная комедия. М.: Гослитиздат, 1961. - С. 5 - 19.

58. Дибелиус, В. Морфология романа Текст. / В. Дибелиус // Проблема литературной формы. Л., 1928. - С. 105 - 134.

59. Дитце, В. Шопенгауэр Текст. / В. Дитце // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4. - М.: Наука, 1968. - С. 33 - 48.

60. Дмитриев, А.С. Проблемы Йенского романтизма Текст. / А.С. Дмитриев. М., Изд-во МГУ, 1975. - 264 с.

61. Днепров, В. Интеллектуальный роман Томаса Манна Текст. / В. Днеп-ров //Современная литература за рубежом. М.: Сов. писатель, 1962. — С. 244 - 276.

62. Егоров, О.В. Генрих Манн (до 1918 г.) Текст. / О.В. Егоров // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4. - М.: Наука, 1968. - С. 455 - 476.

63. Егорова, Г. Раннее произведение писателя-гуманиста (о повести «Под колесами» Текст. / Г. Егорова // Иностранная литература 1962. - № 12. - С. 266 - 267.

64. Емельяников, С. «Ругон Маккары» Э. Золя Текст. / С. Емельяников-М.: Худож. лит., 1965. - 135 с.

65. Жирмунский, В.М. Из истории западноевропейских культур Текст. / В.М. Жирмунский. Л.: Наука, 1981. - 303 с.67.3атонский, Д. Искусство романа и XX век Текст. / Д. Затонский. М.: Худож. лит., 1973. - 535 с.

66. Золотухина, О.Б. Эволюция психологизма Германа Гессе Текст. / О.Б. Золотухина; автореферат дис. . кандидата филол. наук. Минск, 2005.-22 с.

67. Иванов, В.В. Близнечные мифы Текст. // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. Т. 1.-М.:Сов. энциклопедия, 1987.-С. 174- 176.

68. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века Текст. [под. ред. Л.Г. Андреева; 2-е изд.] М.: Высшая школа, 1978. - 472 с.

69. История зарубежной литературы XIX века: в 2 частях Текст. [под ред.

70. A.С. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 4.1. - 571 с; 4.2. - 1983. -544 с.73 .История зарубежной литературы XX века. 1871 1917 Текст. [под ред.

71. B.Н. Богославского, З.Т. Гражданской; изд. 4-е, дораб. М.: Просвещение, 1989.-416 с.

72. История зарубежной литературы XX века. 1917 1945 Текст. [под ред. В.Н. Богославского, З.Т. Гражданской; изд. 4-е, испр., доп.] - М.: Просвещение, 1990.-431 с.

73. История немецкой литературы: В 5 т. Текст. [под общ. ред. Н.И. Балашова и др.] М.: Наука, 1962 - 1976; Т.1 - 1962. - 470 с; Т. 2. - 1963. -486 е.; Т. 3. - 1966. - 586 е.; Т. 4. - 1968. - 614 е.; Т. 5. - 1976. - 696 с.

74. История Швейцарской литературы: в 2 томах Текст. Т. 2. - 368 с.

75. Каралашвили, Р. Мир романа Германа Гессе Текст. / Р. Каралашвили. -Тбилиси, 1984.-262 с.

76. Квятковский, А. Поэтический словарь Текст. / А. Квятковский. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 375 с.

77. Келлерман, Б. Йестер и Ли Текст. / Б. Келлерман; изд. 3-е. Л., Мысль, 1927.-207 с.

78. Кирпотин, В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова Текст.: книга о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / В.Я. Кирпотин. М.: Сов. писатель, 1970. - 445 с.

79. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И.С. Кон. М., Политиздат, 1984. - 239 с.

80. Кон, И.С. Психология ранней юности Текст. / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-252 с.

81. Крутоус, В.П. О мелодраматическом Текст. / В.П. Крутоус // Вопросы философии. 1981. - № 5. - С. 165 - 170.

82. Кузнецов, А. Тропой познания Текст. / А. Кузнецов // Гессе Г. Сиддхартха / Москва. 1990. - № 12. - С. 36 - 94.

83. Лазуткина, О.А. Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» Текст. / О.А. Лазуткина; автореферат дис. . кандидата филол. наук. — Воронеж, 2008. 19 с.

84. Левинтон, А.Г. Роман Э.Т.А. Гофман «Эликсиры сатаны» Текст. / А.Г. Левинтон // Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны. Л.: Наука, 1984. -С. 235-276.

85. Лейтес, Н.С. Образ «состояния мира» и художественная целостность в немецком романе 1920-х годов Текст. / Н.С. Лейтес // Филологические науки. 1990. - № 4. - С. 31 - 40.

86. Лейтес, Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени Текст. / Н.С. Лейтес. Пермь: изд-во Пермского университета, 1984. -80 с.

87. Литературная теория немецкого романтизма Текст. Л., 1934.

88. Литературные манифесты западноевропейских романтиков Текст. [вступит. ст., общ. ред. проф. А.С. Дмитриева] М.: Изд-во МГУ, 1980. -638 с.

89. Литературный энциклопедический словарь Текст. [под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева; редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Бала-шорв и др.] М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

90. Лосев, А.Ф. Романтизм Текст.: конспект лекций по эстетике нового времени / А.Ф. Лосев // Литературная учеба. 1990. - Кн. 6. - С. 139 - 145.

91. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. М.: Мысль, 1978. - 623 с.

92. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. — М.: Искусство, 1970.-384 с.

93. Люблинский, С. Итоги современного искусства: Последние 20 лет немецкой литературы Текст. М.: Издание В.М. Саблина, 1905. — 4.1 — 429 с.

94. Малащенко, В.В. Феномен игры в прозе Германа Гессе: «Демиан», «Кляйн и Вагнер», «Последнее лето Клингзора» Текст. /В.В. Мала-щенко; автореферат дис. . кандидата филол. наук. Калининград, 2008. - 22 с.

95. Мамонова, Е.Ю. Мотив «второго рождения» в немецкоязычном романе первого десятилетия XX века: Т. Манн, Г. Гессе, Р. Музиль, P.M. Рильке Текст. / Е.Ю. Мамонова; автореферат дис. . кандидата филол. наук. Пермь, 2006. - 20 с.

96. Манн Т. Будденброки Текст. / Т. Манн; [под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л. Сучкова; вступ. ст. Б. Сучкова] М.: Худож. лит., 1959. — 807 с. — (Собрание соч.: В 10 т. / Т. Манн; Т. 1.)

97. Манн, Т. О духе медицины Текст. / Т. Манн; [под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л. Сучкова] М.: Худож. лит., 1960. - 686 с. - (Собрание соч.: В 10 т. / Т. Манн; Т. 9.)

98. Манн, Т. Статьи 1929 1955 Текст. / Т. Манн; [под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л. Сучкова] - М.: Худож. лит., 1961. - 696 с. - (Собрание соч.: В 10 т. / Т. Манн; Т. 10.)

99. Манн, Т. Художник и общество Текст.: статьи и письма / Т. Манн; [сост., предисл. С. Апта] М.: Радуга, 1986. - 440 с.

100. Маркович, Е. Герман Гессе и его роман «Игра в бисер» Текст. / Е. Маркович // Гессе Г. Игра в бисер / Г. Гессе; [пер. с нем. Д. Каравкиной и Вс. Розанова; коммент. и пер. стихов С. Аверинцева] М.: Худож. лит., 1969.-С. 5-27.

101. Миримский, И. Э.Т.А. Гофман Текст. / И. Миримский // Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3 - М.: Худож. лит., 1962. - С. 3 — 42.

102. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах Текст. [2-е издание; гл. ред. С.А. Токарев] Т. 1. А К. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 671 е.; Т. 2. К - Я. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 719 с.

103. Михайлов, А.В. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штерн-бальда» Текст. / А.В. Михайлов // Тик Л. Странствия Франца Штерн-бальда. М.: Наука, 1987. - С. 279 - 340.

104. Михайлов, А.В. Адальберт Штифтер Текст. //История всемирной литературы: В 9 т. Т. 7. - М.: Наука, 1991.

105. Мопассан, Ги де. Собр. соч.: В 7 т. Текст. [сост. и общ. ред. Н.М. Любимова; вступ. ст. А. Пузикова] М.: Правда, 1977. - Т. 7. — 417 с.

106. Мориак, Ф. Воспоминания. Бордо, или Одиночество Текст. / Ф. Мориак // Не покоряться ночи: Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1986.

107. Мотылева, Т.Л. Творчество Ромена Роллана Текст. / Т. Мотылева.- М.: * Худож. лит., 1959. 486 с.

108. Мотылева, Т.JI. Литература против фашизма. По страницам новейшей зарубежной прозы: Монография Текст. / Т. Л. Мотылева. М.: Советский писатель, 1987. - 384 с.

109. Науменко, А. Писатель, околдованный книгой Текст. / А. Науменко // Гессе Г. Магия книги. М.: Книга, 1990. - С. 169 - 218.

110. Немировский, А.И. Мастер совершенного слова Текст. / А.И. Неми-ровский // Гессе Г. Кастальский ключ. М.: Версты, 1995. - С. 5 - 10.

111. Неустроев, В.П. Вагнер Текст. / В.П. Неустроев // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4,- М.: Наука, 1966. - С. 86 - 106.

112. Николаева, Н.С. Японские сады Текст. / Н.С. Николаева. М.: Изобразит. искусство, 1975. - 254 с.

113. Новалис. Фрагменты Текст. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.

114. Павлова, Н.С. Томас Манн Текст. / Н.С. Павлова // История всемирной литературы: В 9 т. Т.8.- М.: Наука, 1994.

115. Павлова, Н.С. Типология немецкого романа. 1900 1945 Текст. / Н.С. Павлова. - М.: Наука, 1982. - 280 с.

116. Павлова, Н.Швейцарские варианты: литературные портреты Текст. / Н. Павлова, В.Д. Седельник. М.: Советский писатель, 1990. - 320 с.

117. Писатели США о литературе Текст. [пер. с англ.; сост. и автор вступ. ст. А. Николюкин] М.: Прогресс, 1982. - Т.1. - 294 с.

118. Плохарский, А.Е. Традиции немецкого романтизма в романе Германа Гессе «Нарцисс и Гольдмунд» Текст. / А.Е. Плохарский; дис. . кандидата филол. наук; защищена в Дагестанском гос. ун-те. — Махачкала, 1998.- 164с.

119. Поленц, В. Деревенский священник Текст. / В. Поленц; [пер. с нем. В.М. Величкиной] СПб, 1903. - 402 с.

120. Помяловский, Н.Г. Очерки бурсы Текст. / Н.Г. Помяловский; [вступ. ст. и примеч. И. Ямпольского] M.-JL: Худож. лит., 1965. - 332 с." -(Собрание соч.: В 2 т./ Н.Г. Помяловский; Т. 2)

121. Пруст, М. Под сенью девушек в цвету Текст. / М. Пруст М.: Худож. лит., 1976.-555 с.

122. Рильке, P.M. Ворпсведе. Опост Роден. Письма. Стихи Текст. / P.M. Рильке; [сб.; переводы, вступ. ст. И.Д. Рожанского] М.: Искусство, 1971.-455 с.

123. Рильке, P.M. Записки Мальте Лауридса Бригге Текст. /P.M. Рильке // Рильке P.M. Проза поэта [предисл., сост. М. Рудницкого] -М.: Вагриус, 2001.-304 с.

124. Рожновский, С.В. Немецкая литература Текст. / С.В. Рожновский // История зарубежной литературы. После Октябрьской революции. Часть I. 1917 1945 гг. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1969.

125. Роллан, Р. Жан-Кристоф. Текст. / Р. Роллан; под общ. ред. Н.М. Любимова и А.И. Пузикова; вступ. ст. А. Пузикова. М.: Правда, 1974. -( Собрание соч.: В 9 т. / Р. Роллан; Т1. - 430 е.; Т. 2. - 445 е.; Т.З. - 416 е.; Т. 4.-357 с.)

126. Романова, Г.В. Педагогические взгляды Германа Гессе: конец XIX середина XX века Текст. / Г.В. Романова; автореферат дис. . кандидата пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 20 с.

127. Русская и зарубежная литература конца XIX начала XX века. Основные течения Текст.: Книга для учителя - Орел, 1998. - Ч. 1. - 278 с.

128. Самарин, P.M. Литература 1850-х- 1860-х гг. Текст. / P.M. Самарин // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4 - М.: Наука, 1968. - С. 15 -32.

129. Седельник, В.Д. Швейцарская литература Текст. // История всемирной литературы. Т. 7,- М.: Наука, 1991. - С. 400 - 405.

130. Седельник, В.Д. Споры о своеобразии швейцарской литературы Текст. / В.Д. Седельник // Литература Щвейцарии. Очерки. М.: Наука, 1969. -С. 7-38.

131. Седельник, В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература Текст. / В.Д. Седельник. М.: Высшая школа, 1970. - 96 с.

132. Сенэс, Ж. Герман Гессе, или Жизнь мага Текст. / Ж. Сенэс, М. Сенэс; пер. с фр. А. Винник. М.: Молодая гвардия, 2004. - 277 [11] с: ил. — (ЖЗЛ: Сер. Биогр.; Вып. 897)

133. Словарь литературоведческих терминов Текст. [ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев; ред.-библиограф З.В. Михайлова] М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

134. Стивенсон, Р.Л. Путешествие внутрь страны Текст. / Р.Л. Стивенсон; [пер., вступ. ст., общ. ред. М. Урнова] М.: Правда, 1967. - 391 с. -(Собр. соч.: В 5 т./Р.Л. Стивенсон; Т. 1)

135. Сучков, Б.Л. Томас Манн (1875 1955) / Б.Л. Сучков // Томас Манн. Собр. соч.: В 10 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1959.- С. 5 - 62.

136. Тик, Л. «Любовные песни немецких миннезингеров», «Новая народная поэзия», «О немецких народных книгах», «О работе над старой немецкой поэзией» Текст. / Л. Тик // Литературные манифесты немецких романтиков. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.

137. Толстой, Л.Н. Дневники Текст. / Л.Н. Толстой. М.: Гослитиздат, 1935. - 751 с. - (Собр. соч.: В 90 т. (юбилейное издание)/ Л.Н. Толстой; Серия 2. Т. 54)

138. Толстой, Л.Н. Письма. 1901 1903. Текст. / Л.Н. Толстой. - М.: Гослитиздат, 1954. - 329 с. - (Собр. соч.: В 90 т. (юбилейное издание)/ Л.Н. Толстой; Серия 3. Т. 73 - 74)

139. Томашевский, В.В. Краткий курс поэтики Текст. / В.В. Томашевский; изд.2-е. -М.-Л.: Госиздат, 1929. 131 с.

140. Топоров, В. Н. Река // Мифы народов мира, энциклопедия в двух томах Текст. Т. 2. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - С. 374 - 376.

141. Тройская, М.Л. «Молодая Германия» Текст. / М.Л. Тройская // История немецкой литературы: В 5 т. Т.З.- М.: Наука, 1966. - С. 352 — 374.

142. Тураев, С.В. Немецкая литература Текст. / С.В. Тураев // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6- М.: Наука, 1989. - С. 36 - 78.

143. Тюнькин, К.И. Крах «недоконченной идеи» («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) Текст. / К.И. Тюнькин // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М.: Детская лит., 1983.-430 с.

144. Урбан, Р. Новая немецкая литература за последние 20 лет (1888 1908) Текст. / Р. Урбан; пер. с нем. М.Н. Тимофеевой; под ред. В.В. Битне-ра - СПб: «Вестник знания», 1909. - 94 с.

145. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: Пространство и время Текст. / Ф.П. Федоров. Рига, 1988. - 455 с.

146. Флобер, Г. Госпожа Бовари Текст. / Г. Флобер; вступ. ст. А.Ф. Ива-щенко. М.: Правда, 1956. - 356 ч. - (Собр. соч.: В 5 т. / Г. Флобер; Т. 1)

147. Фрадкин, И.М. Литература Новой Германии Текст.: статьи и очерки / И. Фрадкин; изд. 2-е, испр. М.: Советский писатель, 1961. - 508 с.

148. Фрадкин, И.М. Раздел второй. Литературы Западной Европы. Введение// История всемирной литературы: В 9 т. — Т. 8.- М.: Наука, 1994.

149. Франс, А. Маленький Пьер Текст. / А. Франс; под общ. ред. Е.А. Гун-ста; вступ. ст. В.А. Дынник. М.: Гослитиздат, 1959. - 928 с. - (Собр. соч.: В 8 т. / А. Франс; Т. 7)

150. Фрид, Я. Стендаль. Очерк жизни и творчества Текст. / Я. Фрид; изд. 2-е, пересмотр, и доп. М.: Худож. лит, 1967. - 416 с.

151. Фридлендер, Г.М. Достоевский Текст. / Г.М. Фридлендер // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 7 - М.: Наука, 1991. - С. 105 — 124.

152. Фриче, В. Поэзия кошмаров и ужаса Текст.: Несколько глав из истории литературы и искусства на Западе / В. Фриче. М., Сфинксъ, 1912. — 343 с.

153. Харитонов, М. „Привычные святыни покидая." (О творчестве Германа Гессе) Текст. / М. Харитонов. Иностранная литература. - 1974.• № 12. С. 203 - 209.

154. Хильшер, Е. Истоки мировоззрения Германа Гессе Текст. // Хилыпер Е. Поэтические картины мира: Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтвангер. -М.: Худож. лит., 1979. 195 с.

155. Целлер, Б. Герман Гессе Текст. / Б. Целлер; пер. с нем. и прим. Е. Нечепорука. Челябинск: «Урал LTD», 1998. - 420 с.

156. Черная, Л. Герман Гессе и его ранняя повесть «Под колесами» Текст. / Л. Черная // Гессе Г. Под колесами. М.: Худож. лит., 1961. - С. 3 - 8.

157. Чернец, Л.В. Литературные жанры Текст. / Л.В. Чернец. М., Изд' во МГУ, 1982.

158. Шахов, А. Гете и его время Текст.: Лекции по истории немецкой литературы XVIII века / А. Шахов. С.-Петербург, 1908.

159. Шерешевская, М.А. Генри Джеймс и его роман «Женский портрет» Текст. / М.А. Шерешевская // Джеймс Г. Женский портрет. М.: Наука, 1981.-С. 532-577.

160. Шиллер, И.Х.Ф. Статьи по эстетике Текст. / И.Х.Ф. Шиллер; [под ред. Ф.П. Шиллера] M.-JI.: Academia, 1950. - 760 с. - (Собр. соч.: В 8 т./ И.Х.Ф. Шиллер; Т. 6)

161. Шиллер, И.Х.Ф. Письма Текст. / И.Х.Ф. Шиллер; [под ред. Ф.П. Шиллера] M.-JI.: Academia, 1950. - 960 с. - (Собр. соч.: В 8 т./ И.Х.Ф. Шиллер; Т. 8)

162. Шиллер, Ф.П. История западноевропейской литературы нового времени Текст.: В 3 т. Т. 3. От франко-прусской войны и парижской Коммуны до победы Великой Октябрьской социалистической революции. - М.: Учпедгиз, 1938. - 376 с.

163. Шлапоберская, С. Адальберт Штифтер Текст. / С. Шлапоберская // Штифтер А. Лесная тропа. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1971. -С. 3-26.

164. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости Текст. /А. Шопенгауэр; пер. с нем. Н.М. Губского; репринтное воспроизведение издания 1914 г.- М.: Советский писатель, 1990. 232 с.

165. Эккерман, И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни Текст. / И.П. Эккерман; пер. с нем. Н. Ман; вступ. ст. Н.Н. Вильмонта; коммент. А.А. Аникста. Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 688 с.

166. Юдов, B.C. Художественная актуализация архетипического в европейской литературе первой трети XX века. Г. Гессе, Д. Джойс, Т. Манн, А. Платонов Текст. / B.C. Юдов; автореферат дис. . кандидата филол. наук. Орехово-Зуево, 2001. - 19 с.

167. Ягодовская, Т.Я. Образ праздника в русской литературе Текст. / Т.Я. Ягодовская // Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. М.: Наука, 1991. - С. 203 - 226.

168. Arthur Schopenhauers samtliche Werke. Miinchen: R. Piper&C0 Verlag, 1913. - Bd. 4. (Parerga und Paralipomena).

169. Aus dem Nachlass von Theodor Fontane. 2. Aufl. - Berlin, 1908. - 316 S.

170. Bleibtreu, С. Revolution der Literatur. Leipzig: W. Friedrich, 1886.

171. Ball, H. Hermann Hesse. Sein Leben und sein Werk. htpp:// gutenberg.spiegel.de/ball/hhesse/hhesse.htm

172. Bode, H. Hermann Hesse. Variationen uber einen Liblingsdichter. Frankf. a. M.: Walner Barbier Verlag, 1948. - 170 S.

173. Bottger, F. Hermann Hesse. Leben. Werk. Zeit. Berlin, Verlag der Nation, 1990.

174. Deutsche Literaturgeschichte in einem BandI Hrsg. von Prof. Dr. Hans Jiirgen Geerdts. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1967. -768 S.

175. Fontanes Briefe: in 2 Banden. Bd. 2. - Berlin und Weimar: Aufbau Verlag, 1968,-546 S.

176. Geschichte der deutschen Literatur von den Anfangen bis zur Gegenwart. -Bd. 6. Vom Ausgang des 17. Jahrhunderts bis 1789. Berlin, 1979.

177. Hanstein, A.von. Das jtingste Deutschland. Zwei Jahrzehnte miterlebter Literaturgeschichte-Leipzig: R. Voigtlanders Verlag, 1901. 376 S.

178. Holz, A. Die Kunst. Ihr Wesen und ihre Gesetze. Berlin: G. Schuhr, 1891.

179. Holz, A. Zola als Theoretiker // Freie Biihne fur modernes Leben. Jg.l., 1890.-Heft4.

180. Hermann Hesse im Spiegel der zeitgenossischen Kritik/ Hrsg. von Adrian Hsia. Bern - Miinchen, Francke Verlag, 1975. - 561 S.

181. Hermann Hesse heute/ Hrsg. von Adrian Hsia. Bonn: Bouvier, 1980. -285 S.

182. Hermann Hesse Thomas Mann. Briefwechsel. - Frankf. a. M.: Suhrkamp Verlag, 1975.-238 S.

183. Hesse, H. Briefe an Freunde. Rundbriefe 1946 1952. - Frankf. a. M.: Insel-Verlag, 1977.-297 S.

184. Hesse, H. Gesammelte Briefe. Erster Band. 1895 1921. - Frankf. a. M., 1973,-628 S.

185. Hesse Н. Gesammelte Werke in zwolf Banden. Bd. 11. - Frankf. a. M., 1970. - 686 S.

186. Hesse, H. Samtliche Werke. Bd. 1. - Frankf. a. M.: Suhrkamp Verlag, 2001.-692 S.

187. Hesse, H. Uber Literatur. Berlin und Weimar: Aufbau Verlag, 1978. — 725 S.

188. Kritische Waffengange. 1882. - Heft 2.

189. Lexikon deutschsprachiger Schriftsteller von Anfangen bis zur Gegenwart: In 2 Banden / Hrsg. Von V. Albrecht, K. Bottcher u.a. Leipzig: VEB Bibliografisches Institut, 1974- 1975.

190. Literarische Manifeste des Naturalismus. 1880 1882. - Stuttgart: Metzler, 1962.-268 S.

191. Mann, H. Essays. Bd. 1. - Brl., 1954.

192. Pfeifer, M. Hermann Hesse Bibliographie. - Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1973.

193. Richter, G. Hermann Hesse: der Dichter und der Mensch. Berlin: Verlag „Neues Leben". - 48 S.

194. Spielhagen, F. Beitrage zur Theorie und Technik des Romans. Leipzig: Staackmann, 1883. - 346 S.

195. Spielhagen, F. Neue Beitrage zur Theorie und Technik der Epik und Dramatik. Leipzig, 1898.

196. Thomas Mann Heinrich Mann. Briefwechsel 1900- 1949. - Berlin: Aufbau Verlag, 1977. - 501 S.

197. Wezel, J.K. Kritische Schriften in 3 Banden. Bd. 3. - Leipzig, 1975.

198. Zeller, B. Hermann Hesse in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. -Hamburg, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.