Проблематика и поэтика прозы Б. Жилина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Гурылева, Валентина Винедиктовна

  • Гурылева, Валентина Винедиктовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Астрахань
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 180
Гурылева, Валентина Винедиктовна. Проблематика и поэтика прозы Б. Жилина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Астрахань. 2006. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гурылева, Валентина Винедиктовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИДЕЙНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

ПРОЗЫ Б. ЖИЛИНА.

§ 1. Творчество Б. Жилина в контексте русской литературы 1950-1980-х гг.

§ 2. Проблематика ранней прозы Б. Жилина.

§ 3. Особенности повествовательной структуры прозы Б. Жилина: внутренняя и несобственно-прямая речь.

§ 4. Человек и природа в произведениях Б. Жилина.

ГЛАВА II. ПОЭТИКА РОМАНА

Б. ЖИЛИНА «ЛЮДИ БЕЗ КОЛОКОЛЬЧИКОВ».

§ 1. Авторская позиция в романе «Люди без колокольчиков».

§ 2. Историзм в романе Б. Жилина «Люди без колокольчиков».

§ 3. Художественное пространство и время в романе «Люди без колокольчиков».

§ 4. Особенности индивидуального стиля Б. Жилина в романе «Люди без колокольчиков».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблематика и поэтика прозы Б. Жилина»

Имя писателя Бориса Ивановича Жилина (1921-1993) в наши дни знакомо лишь узкому кругу литературоведов и читателей. Между тем его творчество представляет собой одно из симптоматичных явлений в литературной жизни Астраханской области и в русской прозе 1960-1980-х гг., он известен как автор многочисленных художественных и публицистических произведений, оценка и интерпретация которых в современной критике и литературоведении сводятся к определению их роли в разделах литературного краеведения и выявлению их функционирования в границах соцреалистического метода. Однако проза Б. Жилина вызывает интерес читателей и критиков с точки зрения формирования историко-литературного процесса 1960-1990-х гг., расширяя границы сложившейся системы жанров.

Некоторые особенности творчества Б. Жилина позволяют рассматривать его в контексте жанрово-стилевых тенденций русской литературы 19601980-х гг., и сам писатель отстаивал свою приверженность реалистическим принципам изображения.

Проза Б. Жилина обнаруживает типологическое сходство с творчеством Л. Леонова, В. Шукшина, Вс. Залыгина, В. Тендрякова, В. Овечкина, Е. Дороша, А. Иванова, тексты которых отражают эстетическую установку, сформировавшуюся к началу 1950-х гг., на обновление художественной структуры произведения в рамках соцреалистического метода. Подобная ориентация была мотивирована, с одной стороны, осознанием схематизма, присущего как сюжетной организации текстов, так и формам проявления авторской оценки изображаемой действительности, с другой - слишком упрощенной дидактической направленностью, отсутствием внимания к внутреннему миру личности в произведениях, традиционно отождествляемых с соцреализмом в классической его разновидности. Процесс изменений, которые происходили в советской литературе 1950-х гг., соответствует определению Д. Лихачева как о явлении «постепенного снижения прямолинейной условности искусства»1. В периодической печати разворачивается полемика с так называемой «теорией бесконфликтности», с концепцией «положительной сатиры». В связи с этим проявляется повышенный интерес к наследию русской сатирической литературы и в целом актуализируется ориентация на классическую литературу XIX в. В начале 1960-х гг. теоретики литературы активизировали идею классической эстетики о специфической силе искусства, об отличии эстетической реальности от действительности как таковой. В это время провозглашается мысль, согласно которой содержание художественного произведения нельзя сводить к отраженным в ней событиям реальной жизни. Более того, мировоззрение художника не подлежит разложению на образное и понятийное начала, что продуцирует усложнение трактовки характера.

Между тем еще в 1952 г. в печати появились два литературно-эстетических документа, отражающих перелом в культурной ситуации того времени: редакционная статья «Правды» «Преодолеть отставание драматургии» (1952, 7 апр.), обозначившая начало конца «теории бесконфликтности», и передовая статья «Правды», приуроченная к столетней годовщине со дня смерти Н. Гоголя, содержащая призыв всемерно развивать искусство сатиры.

В 1952-1953 гг. были опубликованы очерки Б. Жилина, В. Овечкина, сатирические новеллы Г. Троепольского, социально-философский роман Л. Леонова «Русский лес» и др. Они одними из первых перевели проблему иллюзорности «всеобщего благополучия» в плоскость философского и художественного осмысления.

Творчество Б. Жилина генетически связано с идейными установками и эстетическими принципами так называемой «овечкинской школы», а впоследствии и того явления, которое принято обозначать как «деревенская проза». Герои его произведений - это люди, живущие в деревне, где жизнь проходит у всех на глазах, где каждый поступок становится предметом обсуждения. Писателя интересовали вопросы этического характера: сохранит ли че

1 Лихачев Д.С. Будущее как предмет литературы // Новый мир. 1969. № 9. С. 17. 4 ловек свои нравственные ориентиры в условиях современного конформизма и бесконечного круговорота повседневности.

Жанровое многообразие прозы Б. Жилина, характеризующееся освоением таких эпических форм, как очерк, рассказ, повесть («Черные флажки», 1960 г.; «Тревога», 1967 г.), роман («Люди без колокольчиков», 1976 г.; «Шутиха», 1965 г.; не изданный роман «Цепь», отрывки из которого были опубликованы в енотаевской районной газете), отражает авторскую интенцию к соединению художественного и публицистического стиля, которое мотивировано «мирообъемлющим» стремлением воссоздать действительность в свел те одной и той же «формулы мира» , акцентируя внимание на «одних и тех же принципиальных отношениях между человеком и жизнью»3.

Литературная и журналистская деятельность Б. Жилина во многом определялись не только особенностями его гражданского и художественного мировоззрения, но и личностными качествами писателя. К нему приходили и приезжали люди с самыми различными просьбами и вопросами, обращались за помощью. Нередко его дом напоминал приемную ответственного работника. По воспоминаниям вдовы писателя Анны Дмитриевны Жилиной, Борис Иванович всегда внимательно выслушивал посетителей, принимал активное участие в решении самых различных проблем (от житейских до социально-политических).

Своеобразным литературным манифестом является статья писателя «С думой о человеке», где он формулирует свою эстетическую общественную позицию: «Давно уже не выслушиваешь чутким фонендоскопом дыхание больного - слушаю боль и крик души человеческой. И берешься за перо -скальпель, чтобы вскрывать нарывы и язвы общества - бюрократизм, бездушие, вседозволенность и безнаказанность, от которых страдает человек. Признаюсь, борьба трудная, иногда ужасно затяжная, ибо встречаешь отчаянное сопротивление (силен противник и его покровитель!), но доверие людей при

2 Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. С. 23.

3 Там же. дает силы и уверенность в победу. Вот один из случаев, который потряс меня. Не могу умолчать о нем. Судьба свела меня с группой демобилизованных солдат - «афганцев», намытарившихся на родных и мирных житейских колдобинах. Писатель, помогай! Главное, надо было решить жилищные проблемы. Здесь, правда, не пришлось вести долгой борьбы: быстро было найдено взаимопонимание с нашим руководством. И все же, все же, все же. Были и препятствия, и сопротивление руководителей - все было»4.

О своей программе к выборам народных депутатов Б. Жилин говорил так: «Программу эту я обозначил бы кратко: «Человек». Ну, а если развернуть, то так: забота о его материальных и духовных потребностях, борьба за права человека, его честь и достоинство, борьба за экологическую чистоту, за социальную справедливость, без которой не может быть успешной перестройки - прежде всего в душах людей - и нарушение которой рождает в людях безверие во все добрые начинания».

Некоторая прямолинейность взглядов Б. Жилина предопределяет особенности его прозы, в частности, проникновение в художественную ткань публицистического начала. Автор открыто высказывал свое мнение о том, как ему видятся современные события в стране и за рубежом, в публичных выступлениях, опубликованных в газетах «Волга», «Правда», «Литературная Россия», «Советская Россия» и других изданиях. Таким образом, критическая и журналистская деятельность писателя выступает в качестве катализатора, формирующего и обусловливающего специфику его творчества, которое выполняет функцию своеобразного диалогического обертона и является продолжением, развитием его общественно-политического мировоззрения.

В этой связи особый интерес представляет эпистолярное наследие писателя. В Астраханском государственном архиве сохранилась переписка Б. Шаховского и Б. Жилина. Борис Михайлович Шаховский родился в Астрахани в том же году, что и Б. Жилин. Закончив Литературный институт,

4 Жилин Б. С думой о человеке // Волга. 1967. № 7. С. 3. 6 стал работать корреспондентом газеты «Волга», опубликовал сборник стихов «Путь юности» в местном издательстве. Затем переехал в Москву.

Его квартира на проспекте Вернадского становится своеобразным литературным штабом, где зачастую бывали астраханские друзья. Это отражено в письме Жилину от 20 августа 1959 г.: «.В Москве все время мелькают астраханцы. Был Селенский, проводил Архангельского (Николай Александрович Архангельский - зав. литературным отделом газеты «Волга»), сейчас здесь Гена Ефимов (сотрудник газеты «Волга»). Через пару дней уезжает Павел Осипов (летчик, литератор, автор книг об астраханских авиаторах), с ним я передал в твой адрес свою книжку «Опять вернутся журавли». Надя, оправившись от хлопот по приобретению наследницы (у них родилась дочь Татьянка), рвется в Астрахань. Я тоже не возражаю отпустить их и поработать в тишине по строгому распорядку. С другой стороны, самому хочется побывать в дельте, черпнуть пригоршню-другую материала для очередных стихов.».

Роль Шаховского в творческой судьбе Б. Жилина трудно переоценить, он содействовал публикации романа «Черные флажки» в издательстве «Молодая гвардия», но когда это не получилось, обратился в издательство «Советская Россия». Вот как он характеризовал закулисные интриги в издательствах: «Тут столько теплых и холодных течений, и так они переменчивы, что систематизировать все не представляется возможным. Порой они издают по десятку раз, что никем не читается, а вещи важные с трудом проклевывают издательскую скорлупу.».

Шаховский неслучайно называл подворье Б. Жилина «казачьими угодьями». Он знал, что писатель работает над романом, события которого разворачиваются в бывшей казачьей станице Кордонной. Да и сам Енотаевск был когда-то крепостью, станицей. Колоритный быт астраханского казачества, его роль в истории края становятся предметом художественного изображения в произведении астраханского писателя. Этой теме и был посвящен роман «Шутиха», который вышел в Нижне-Волжском издательстве в 1965 г.

В последние годы научный интерес к изучению прозы Б. Жилина заметно возрос. Его произведениям посвящено достаточное количество критических статей в периодической печати.

Значительный вклад в изучение прозы Б. Жилина внесли публикации ряда исследователей (Д. Чирова, А. Маркова, Е. Дрюкова, С. Свердлиной, А. Гаркуши, Б. Куликова, Н. Утехина, Ю. Кочеткова и др.), в которых особое внимание уделялось литературной деятельности писателя. В основном эти источники представляют собой материалы ознакомительного плана с указанием основных этапов творчества Б. Жилина, содержат критико-биографические заметки. Авторы выявляют истоки творческой манеры писателя, акцентируя внимание на таких отличительных принципах изображения действительности, обусловленных особенностями его художественного ми-ровидения, как патриотизм, историзм, народность, особое значение исследователи придают определению природы его творчества, генетически связанной, по их мнению, с традициями русской реалистической литературы и фольклора.

В ряде статей эссеистического плана освещается не столько поэтика, сколько этапы творческого пути Б. Жилина в тесной соотнесенности с его биографией сельского врача (Е. Дрюков «Жить по правде»5, А. Гаркуша «Врач из Енотаевки»6).

В книге «Писатели Нижней Волги» Дмитрия Чирова содержится лишь несколько общих биографических сведений о Б. Жилине, преобладают оценочные конструкции, характеризующие взаимоотношения художественного слова и изображаемой реальности: «Слово писателя - его дело. У Бориса Жилина это еще и сама его жизнь. А что может быть убедительней и надежней, чем слово художника, подтвержденное правдой всей жизни?.» - пишет Д. Чиров.

5 Дрюков Е. Жить по правде// Ак Арна. 2001. № 11. С. 2.

6 Гаркуша А. Врач из Енотаевки // Литературная газета. 1965.4 мая. С. 4.

Литературовед Н. Травушкин, определяя отличительные свойства прозы Б. Жилина, так охарактеризовал роман «Шутиха»: «Вынесенная в заглавие «шутиха» - это метафора. Бывает на Волге во время половодья: как ножом срезает бешено крутящийся поток огромные глыбы берега, рушатся в круговерть прибрежные деревья и постройки.». п

Темой статьи Н. Утехина «Главная тема писателя» становится исследование истоков характера и выделение приемов его создания в романе «Шутиха», среди которых особое место отводится авторской оценке. Автор статьи предпринимает попытку создать типологию героев и их столкновений в конфликтных ситуациях.

Наряду с этим появились исследования, в которых намечался более конструктивный подход к выявлению общих закономерностей, определяющих художественное своеобразие прозы Б. Жилина. Так, в своей рецензии Е. Руденко «Черные флажки», объектом анализа которой стала одноименная повесть Б. Жилина, рассматривает систему персонажей, «сюжетную канву», приемы создания образов в соотнесении с реалистическими принципами изображения художественной действительности. Автор работы акцентирует внимание на обозначении структурообразующей роли лирических отступлений в повести «Черные флажки». Особый интерес в границах исследуемой проблематики представляет определение художественных функций пейзажа в произведении Б. Жилина как способа раскрытия внутреннего мира героя, как одного из средств психологизма: «.он раскрывает на ее фоне душевные о переживания своих героев» . Наиболее продуктивными являются замечания, относящиеся к использованию писателем тех или иных языковых средств для реализации в стилевом плане принципа жизнеподобия. В частности, использование автором профессионализмов, слов, относящихся к медицинской сфере употребления, по мнению критика, не является достоинством повести, затрудняет ее восприятие читателем.

7 Утехин Н. Главная тема писателя // Ленинград. 1968. 15 дек. С. 3.

8 Руденко Е. «Черные флажки» // Волга. 1961. № 4. С. 4.

Литературная рецензия московского критика В. Бондаренко посвящена анализу романа Б. Жилина «Настежь дверь», в поздней редакции «Люди без колокольчиков». В результате анализа романа автор рецензии выявляет особенности сюжетно-композиционной структуры, определяемые как «прием романа в романе», «взаимосвязь двух сюжетных линий». Дискуссионной, по мнению В. Бондаренко, остается вопрос о контекстном соотнесении произведения Б. Жилина с русской прозой 1950-1970-х гг.: «Книгу Бориса Жилина не отнесешь ни к деревенской прозе, ни производственной (о врачах), ни к военной. Правильнее ее назвать просто - проза»9. Такое понимание проблемы типологии, на наш взгляд, снижает, в целом, удачный анализ потенциальной глубины. Такой же спорной, на наш взгляд, выглядит позиция критика в обозначении жанровой природы произведения, которую он идентифицирует с такими разновидности романа, как «деревенская хроника», «деревенский семейный эпос».

Некоторые литературные критики, которые определяли общие свойства творческой манеры Б. Жилина, фокусировали свое внимание на анализе отдельных аспектов поэтики его произведений, очерчивали круг социальных, этических и философских проблем, составляющих основу идейно-эстетического содержания его текстов, а в их оценках преобладали внеэсте-тические категории. Такие конститутивные элементы поэтики, как тематический комплекс, совокупность оппозиций, формирующих представление о проблематике его творчества, типы сюжетных схем и конфликтных ситуаций, принципы сюжетостроения, композиционная организация, система образов, повествовательная структура, хронотоп, авторская позиция и способы ее выражения в тексте, языковые средства художественного миромоделиро-вания не были самостоятельным предметом исследования прозы Б. Жилина. Ряд вопросов, касающихся общей типологии его творчества, остался нерешенным. Так, практически неизученной является проблема творческой эволюции писателя в контексте историко-литературного процесса 1950-1980-х гг.

9 Бондаренко В. Ценой потерь// Литературная Россия. 1978. 3 февр. С. 5.

10

Обозначение ряда сквозных мотивов, сюжетообразующих коллизий, приемов создания образов персонажей и их взаиморасположение в парадигме авторской модальности, которые отмечались в предшествующих работах, носит характер скорее разрозненных суждений, чем развернутой системы доказательств. Вместе с тем системный подход к творчеству писателя продуцирует новые возможности интерпретационных практик, способствует раскрытию глубинных пластов содержания его текстов, а также дает представление об индивидуальности авторского мировосприятия. Подобный интегрирующий взгляд на художественную природу текста позволяет воссоздать сквозь призму авторского сознания сложную систему взаимодействий отдельных компонентов внутри целого с точки зрения проблемы структурного единства, в чем и заключается актуальность диссертационного исследования.

Объектом исследования является художественная проза Б. Жилина.

В качестве основного материала используются рассказы и повести писателя, вошедшие в сборник «Родное и близкое», а также роман «Люди без колокольчиков».

Предмет исследования - проблематика и поэтика прозы Б. Жилина, включающие круг проблем, особенности повествования, моделирования пространственно-временного континуума и его роль в создании исторического контекста, взаимоотношений человека и природы в границах оппозиции / тождества «микрокосм - макрокосм», формирования идиостиля, специфику авторской позиции и ее проявления в тексте.

Научная новизна работы обусловлена впервые предпринятой попыткой разработки принципов системного анализа прозы Б. Жилина, определением доминирующих черт поэтики писателя в русле жанровых и стилевых исканий русской литературы 1950-1980-х гг., классификацией различных типов повествования в его текстах, исследованием особенностей авторской позиции, смены точек зрения, соотношения «своего» и «чужого» слова в границах авторского сознания, обоснованием зависимости повествовательных инстанций и приемов психологизма. Таким образом, диссертационное исследование демонстрирует принципиально новый, комплексный взгляд на творческий путь Б. Жилина, который позволяет в значительной степени раздвинуть рамки интерпретации большинства произведений писателя, создать динамическую концепцию его творчества.

Цель работы - определить своеобразие художественного мира прозы Б. Жилина, особенности ее проблематики и поэтики в контексте жанрово-стилевых тенденций русской литературы 1950-1980-х гг.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: обнаружить связи сюжетных схем, мотивов и образов в творчестве писателя с традициями русской литературы 1950-1980-х гг., раскрыв характер контекстного соотнесения; исследовать своеобразие проблематики прозы Б. Жилина, принципы сюжетосложения, композиционной организации, создать типологию конфликтных положений; выявить единство авторского сознания, определив его инвариантные черты в различных повествовательных ситуациях; раскрыть специфику построения системы пространственно-временных координат в романе Б. Жилина «Люди без колокольчиков», обозначив их роль в формировании принципов исторического мышления в тексте; рассмотреть приемы создания художественных образов в романе «Люди без колокольчиков; выделить конститутивные признаки идиостиля писателя.

Теоретико-методологическую основу настоящей диссертации составляют концепции ведущих отечественных ученых - В. Виноградова, М. Бахтина, Б. Кормана, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, Л. Гинзбург, С. Бройтмана, Б. Успенкого, исследования отдельных аспектов поэтики -Н. Кожевниковой, Н. Тамарченко, Г. Глинина, А. Буланова, А. Смирновой и др., работы историко-литературного плана - Н. Лейдермана, М. Липовецко-го, Г. Белой, В. Островской, А. Огнева.

В работе мы учитываем критические статьи Д. Чирова, А. Маркова,

Е. Дрюкова, С. Свердлиной, А. Гаркуши, Б. Куликова, Н. Утехина, Ю. Кочеткова и др., сформировавших аксиологическую парадигму восприятия творческого наследия Б. Жилина. К исследованию привлечены также мемуарные и эпистолярные источники, публицистика писателя.

Диссертационное исследование базируется на следующих методологических принципах:

1) системный подход к выявлению константных свойств поэтики прозы Б. Жилина;

2) многоуровневый анализ художественной структуры произведений с точки зрения проблемы жанра, автора и стиля.

В данном исследовании использованы историко-типологический, структурный методы, а также методы интертекстуального и мотивного анализа.

Необходимость комплексного подхода к анализу художественного текста продиктована современным состоянием литературоведческой науки, где заметно повысился уровень систематизации литературных явлений. В последние годы появились многочисленные исследования, в которых предмет научной рефлексии - вопросы и понятия поэтики, теоретической (структура литературного произведения и литература как система в аспекте синхронии) и исторической (изменения художественных структур и их функции в диахронической перспективе). Так, академик М.Б. Храпченко говорит о том, что «раскрытие духовной, эстетической энергии литературного произведения невозможно без глубокого и всестороннего исследования их художественной структуры»10.

В наблюдениях над такими иерархически обусловленными элементами поэтики, как проблема автора, жанр, художественное пространство и время, психологический анализ и др. заключается, по нашему мнению, наиболее перспективное направление в изучении творческой индивидуальности Б. Жилина.

10 Храпченко М.Б. Наше духовное богатство // Литературная газета. 1981. 11 февр. С. 4.

13

В своих суждениях о вопросах поэтики мы исходим из наиболее распространенного в последнее время представления о ней как «комплексе художественных средств, при помощи которых писатель создает целостную художественную форму, раскрывающую содержание его творчества. Изучить поэтику писателя - значит осмыслить комплекс его художественных средств в их идейно-художественной мотивировке, в их конкретной художественной функции. Дело не только в описании приемов, айв определении их цели, их конкретного художественного смысла и значения»11. Одной из решающих тенденций в развитии поэтики явилось стремление освоить содержательность литературных форм, понять жанр, сюжет, композицию, речь, стих «как воплощение определенного смысла»12.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена разработкой принципов классификации и типологии повествовательных форм, способов их реализации в рамках психологического анализа, определением доминирующих черт поэтики прозы Б. Жилина, разграничением таких понятий, как внутренняя, несобственно-прямая и косвенная речь, несобственно-авторское повествование. В теоретическом плане интерес также представляет предлагаемый метод выявления в текстах писателя различных модуляций авторского и иных голосов в сфере диалогического соотношения.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в возможности использования его результатов в вузовских и школьных курсах «Литературного краеведения Астраханской области», «Истории русской литературы 1950-1980-х гг.», а также спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам теоретической поэтики и творчеству Б. Жилина.

На защиту выносятся следующие положения: • Творчество Б. Жилина развивалось в историко-литературном контексте 1950-1980-х гг. Общие тенденции обновления идеологических и эстетических установок социалистического реализма, наметившиеся в период «оттепе Тимофеев Л.И. Советская литература: Метод. Стиль. Поэтика. М., 1964. С. 349-350.

12 Кожинов В.В. Поэтика. М., 1967. Т. XXVI. Вып. 5. С. 432. ли» в русской литературе (отказ от схематизма сюжетных коллизий и перипетий, от принципа «лакировки действительности», усиление внутренних противоречий в характере положительного героя, процессы романизации малых эпических жанров, с одной стороны, и лиризации прозы - с другой), определяют проблематику и особенности художественной структуры ранних произведений Б. Жилина. Жанровое своеобразие и поэтика прозы писателя генетически связаны с беллетризованной публицистикой В. Овечкина и его школы (жанровая форма очерка, социально-экономическая проблематика, сочетание художественного вымысла и документальности, продуцирующие стилевую доминанту). В то же время система образов, тематический и мотивный комплекс, типология повествовательных форм в текстах Б. Жилина тяготеют в ряде случаев к открытиям «деревенской» прозы.

• Социально-психологическая и этическая проблематика ранней прозы писателя реализуется в классических для соцреалистической парадигмы конфликтных столкновениях: общего и частного, чувства и долга. Однако уже в ранних текстах Б. Жилина традиционные противопоставления модифицируются и осмысливаются в границах оппозиции «ложное - истинное»: декларация примата общественных интересов оборачивается удобной квазипозицией героя. В позднем творчестве писателя круг проблем существенно расширяется, что обусловлено его ориентацией на проблемное поле «деревенской» прозы. Повышенный интерес к русской истории и культуре, к истокам национального характера формирует цепочку взаимосвязанных проблемных соотношений: человек и природа, город и деревня, история и современность. Принцип хроникального сюжетостроения, осложненного включением элементов автобиографизма, в ранних рассказах Б. Жилина модифицируется в поздних произведениях за счет совмещения различных временных планов и использования приемов проспекции и ретроспекции.

• Внутренняя речь в различных формах (прямая, полупрямая, косвенная, несобственно-прямая) является одним из доминирующих приемов психологизма в прозе Б. Жилина, служит средством самораскрытия героя и его авторской оценки. Этот традиционный для классической литературы способ психологического отображения внутреннего мира персонажа характеризуется в произведениях писателя следующими чертами: сочетание прямой и полупрямой речи, немотивированное переключение различных речевых планов (героя, рассказчика и автора-повествователя) и совмещение несобственно-прямой речи и несобственно-авторского повествования, использование осложненных форм «чужой» речи, диалогизации внутреннего монолога, трансформация диалога с предполагаемым адресатом в обращение к самому себе, функционирование внесюжетных элементов (пейзажа, портрета) как фактов внутренней речи, особая роль внефабульной речи в создании художественного единства текста. Эволюция субъектной сферы в творчестве Б. Жилина определяется возрастающим, по сравнению с ранней прозой, значением несобственно-прямой речи (как в количественном, так и в функциональном аспектах).

• Воссоздание природного мира в творчестве Б. Жилина отличается натуралистической (порой фактографической) точностью воспроизведения топографии Астраханского края, представленной совмещением панорамного и фрагментарного планов изображения, национальным колоритом пейзажа, в описательных характеристиках которого намечается динамика изменений от очерковых зарисовок, выполняющих фоновую и композиционную функцию, к концептуальному и психологическому принципам художественного миро-моделирования, в пределах которых формируется авторская идея о взаимодействии человека и Универсума.

• Сложное переплетение временных и пространственных планов, сочетание различных временных (событийное и историческое, линейное и циклическое) и пространственных (точечное и плоскостное, замкнутое и открытое) форм, создающих образ многомерного, иерархически организованного хронотопа романа с доминантой концентрического движения времени, активизирует мотив исторической памяти, где фиксация «большого», онтологического времени выполняет жанрообразующую функцию в романе «Люди без колокольчиков».

• К приемам создания образа персонажей в романе «Люди без колокольчиков» можно отнести портретную и речевую характеристику героя, художественную деталь, описание интерьера, прямую авторскую оценку, оценку персонажа другими действующими лицами, внутреннюю речь героя и др. Многослойность повествования, включающая различные стилистически окрашенные элементы, представленные такими лексико-семантическими подгруппами, как общеупотребительная, разговорно-просторечная, профессиональная и др., использование приемов экспрессивного синтаксиса, имитирующего живую разговорную речь, функционирование устойчивых лексико-семантических полей в описании Волги, Отечественной войны, нижневолжской деревни, эволюция их семантических ореолов становятся конститутивными признаками индивидуального стиля писателя. Художественные функции языковых средств, восходящих к разным сферам употребления, определяются сближением авторского и «чужого» слова, речевым самораскрытием персонажа, выражением авторской оценки и - в целом - авторской позиции.

Апробация диссертации

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в форме докладов на I Международной научной конференции Пятигорского лингвистического университета «Эпическое повествование романа Б. Жилина «Люди без колокольчиков», а также в «Вестнике Пятигорского государственного лингвистического университета». По теме исследования опубликовано 6 работ.

Структура диссертации обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 156 наименований. Общий объем диссертации 180 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Гурылева, Валентина Винедиктовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прозу Б. Жилина можно рассматривать в контексте литературных открытий русской литературы 1950-1960-х гг. Его творчество может быть рассмотрено, во-первых, в контексте общих тенденций обновления (усложнение конфликтных положений, отказ от схематизма в воссоздании характера героя, процесс романизации малых эпических жанров и др.) русской литературы в рамках соцреалистической парадигмы художественного мышления, во-вторых, жанровое и художественное своеобразие его ранних произведений генетически связаны с беллетризованной публицистикой В. Овечкина и его школы (жанровая форма проблемного очерка, социально-экономическая проблематика, художественно-публицистический стиль и др.), и, наконец, образная структура и повествовательная сфера в прозе писателя типологически схожи с открытиями писателей-«деревенщиков».

Круг проблем, поставленных автором в рассказах и повестях: проблема нравственного выбора между личными интересами и чувством долга, проблема буквального следования инструкциям и неформального отношения к своим профессиональным обязанностям - истинного и ложного профессионализма, проблема взаимодействия природной стихии и человека; проблема мужества и ситуативной трусости, расширяет границы изображаемого в текстах и переводит социальную проблематику в сферу этико-философских размышлений.

Книга Б. Жилина «Близкое и родное» представляет собой цикл рассказов, к конструктивным элементам которой можно отнести: единство проблематики, тематического комплекса, авторскую заданность композиции (принцип ассоциативных связей - контраста и аналогии), группировку рассказов по принципу тематической общности, наличие сюжетной организации, функционирующей на основе межтекстовых взаимодействий и характеризующейся определенной динамикой и, наконец, смысловое наполнение всего цикла, складывающегося из суммы значений отдельных текстов и качественного, дополнительного (коннотативного) значения, рождающегося на пересечении отдельных фрагментов внутри целого. Подзаголовок книги («записки сельского врача») является фактором, образующим сверхжанровое единство, с одной стороны, и демонстрирует ориентацию на традицию классической литературы (рассказы А. Чехова, М. Булгакова), с другой. В рассказах, вошедших в цикл «Близкое и родное», писатель обращается к постижениям собственной души как частицы всего окружающего сущего. Тяготение к автобиографизму в разных его проявлениях становится конструктивным элементом цикла.

Элементы романного мышления, представленные в ранних рассказах Б. Жилина, определили впоследствии его обращение к крупным эпическим формам. Актуальные тематика и проблематика повестей «Черные флажки», «Язва», острый конфликт, сюжетная динамика - отличительные особенности произведения Б. Жилина - служат средством сатирического изображения таких типичных явлений, как конформизм, местничество, халатность и др. Достаточно однонаправленной, прямолинейной представляется авторская оценка поступков действующих лиц.

Роман «Шутиха» отличается остротою поставленных в нем социальных и нравственных проблем, яркими образами обитателей казачьей станицы, многоплановой композицией, включающей ретроспективные сцены. К особенностям повествования в произведении можно отнести взаимопроникновение исторического фона, характеризующего эпическим охватом действительности (история волжской казачьей станицы), и изображение личной судьбы героев: это несхожие судьбы многих семей, вереница самых различных характеров.

Активное использование Б. Жилиным приема несобственно-прямой речи, графически оформленной как прямая, которая характеризуется употреблением параллельных конструкций, риторических вопросов и восклицаний, передает реакции и оценку персонажем окружающей действительности, в частности, другого действующего лица. С другой стороны, диалог героя с отсутствующим собеседником трансформируется в диалог с самим собой. Сознание персонажа как бы раздваивается, от него отчуждается внутренний голос, совесть и т.п.: императивные конструкции, указывающие на субъект речи, входят в состав внутреннего диалога.

Таким образом, внутренняя речь в различных формах (прямая, полупрямая, косвенная, несобственно-прямая) активно используется писателем как одно из главных средств психологического анализа в рассказах и повестях. Обращаясь к этому традиционному для психологической прозы приему, Б. Жилин вносит ряд отличительных особенностей, которые заключаются в своеобразной роли внефабульной речи, в осложненных формах «чужой» речи, в диалогизации внутреннего монолога, в трансформации интресубъектно-го диалога с отсутствующим собеседником в аутодиалог, функционировании повествовательных компонентов (пейзажа, портрета) как фактов внутренней речи, в актуализации исповедального начала, в переключении речевого регистра и смены субъекта высказывания в границах речевого сегмента во внешне немотивированном взаимопроникновении чужого и авторского слова и др.

В произведениях Б. Жилина внутренняя речь играет особую роль в композиционной организации текста. Синтаксический повтор слов, составляющих внутреннюю речь, возможные переклички их с другими фрагментами, со- и противопоставление внутренних монологов или сегментов высказывания в границах одного монолога реализуется у Б. Жилина во внефабульной внутренней речи. Такая повествовательная форма образует широкий спектр культурных и литературных ассоциаций, обусловливает функционирование иноречевых включений. Возникая в контексте авторских рассуждений и описаний и выражая все мысли героев, внефабульная внутренняя речь оказывается значимой для самохарактеристики героя, для прояснения авторского отношения к нему, важна ее роль в формировании главной идеи произведения. В значительной степени именно внефабульная внутренняя речь становится в повестях «Черные флажки», «Язва», «Тревога» той «внутренней скрепой», которая объединяет произведение в единое целое.

К особенностям воссоздания природного мира в прозе Б. Жилина можно отнести такие художественные принципы и приемы, как натуралистическая (порой фактографическая) точность, детализированность описаний, чередование различных планов и перспектив, национальный колорит пейзажа, оригинальность цветовых решений, неожиданные цветовые сочетания оттенков и полутонов, насыщенные ахроматические и хроматические краски цветовой палитры, соединение субъективного впечатления с объективным изображением.

Пейзаж в произведениях Б. Жилина не остается неизменным на протяжении всего творческого пути писателя, а претерпевает некоторую эволюцию. С одной стороны, описания пейзажа в ранних рассказах, составляющих книгу «Родное и близкое», максимально приближены к очерковым зарисовкам, цель которых - создание национального деревенского колорита или фона для последующего разворачивания действия. В повестях и романах реалии пейзажа изображаются, по сравнению с ранним творчеством, посредством чередования крупного, панорамного плана, в контексте которого природа выступает как Универсум, и детальной «прорисовкой» отдельных фрагментов. «Фоновая» и композиционная функции природоописаний в ранних произведениях писателя сменяются психологической и концептуальной. Таким образом, в позднем творчестве природа у Б. Жилина становится самостоятельной темой произведения, своего рода регулятором отношений, возникающих между людьми, более того, возникает новая система координат, в которой враждебный человеку мир природной стихии (ранняя проза) трансформируется в мир традиционного уклада, исторической старины. Полифункциональность пейзажных миниатюр в произведениях Б. Жилина можно свести к следующим ключевым моментам: 1) обозначение места и времени действия; 2) раскрытие внутреннего состояния героя и формирование критерия его оценки рассказчиком или автором-повествователем; 3) способ выражения авторской позиции, 4) выражение концептуальной «идеи круговорота» как основы миропорядка и гармонии, идеи взаимодействия человека и природы как единой системы.

Многообразие форм авторского присутствия в романе Б. Жилина сводится к инстанции автора-повествователя, который является носителем целостной авторской концепции. Вертикальная повествовательная перспектива, «стягивающая» различные точки зрения, прежде всего, в плане идеологии и оценки, обусловливает монологическую природу субъектной сферы. Слово автора-повествователя, отражающее смысловую завершенность его позиции, аккумулирует разнообразные (альтернативные, совпадающие, противопоставленные) точки зрения персонажей. Такая особенность организации художественного высказывания в романе Б. Жилина отражает структуру авторского сознания в соцреалистическом произведении. С другой стороны, специфическое положение автора-повествователя как некоего сверхсубъекта (С. Бройтман) восходит к концепции «равенства верха и низа» с позиции . верха» (В. Гусев) в «деревенской» прозе, постулирующей активность авторской позиции.

Одним из продуктивных способов выражения авторской позиции в произведении писателя становится прямая авторская оценка персонажа, его поведения, явлений окружающей действительности. Таким образом, монологичность авторской речи вступает в противоречие с диалогическими обертонами «другого» (целого героя), логикой художественного высказывания. Множественность точек зрения обозначает себя в приглушенности авторской интонации за счет включения несобственно-прямой внутренней речи.

Система сложных и противоречивых соотношений авторской интенции, различных повествовательных инстанций и образов персонажей, принципы отбора и организации художественного материала, тождественных авторским приемам построения эстетической действительности текста, чередованию разных форм и типов речи, разных стилей, структура экспрессивно-речевых средств - все эти элементы обусловливают своеобразие авторской позиции в романе «Люди без колокольчиков», способов его выражения в тексте.

Позиция автора в романе не закреплена за конкретным героем или автором-повествователем, в различных сюжетных ситуациях носителем авторской точки зрения могут выступать различные герои. Показателем подобного сближения планов героя и автора служит взаимопроникновение речевых элементов. Б. Жилин использует в романе прием внесения, графически оформленный как вставная конструкция. Внесюжетные элементы романа в речевом плане сближаются с литературным языком, их речевое оформление контрастирует с речью повествователя в описательно-бытовых и сюжетных сценах.

Повествовательная структура от третьего лица в романе Б. Жилина характеризуется двумя аспектами. Во-первых, речь повествователя по своей форме, лексическому составу, особенностям мировосприятия в некоторых эпизодах уподобляется речи персонажей. Во-вторых, другой пласт повествовательной речи отличается от первого в плане фразеологии, что обусловлено ее идейно-смысловой ролью философского осмысления жизни (в этом плане повествователь занимает сверхпозицию).

Материализация авторского сознания в романе «Люди без колокольчиков» происходит как в грамматической (субъектной) сфере, так и на уровне структурного взаимодействия элементов текста - заглавия, сюжетно-композиционной организации, образной системы, предметного мира, которые можно охарактеризовать как способы выражения авторской позиции.

Связь времен» становится одним из важнейших условий бытия героев, а значит, и важнейшим элементом поэтики»103. Взаимодействие прошлого и настоящего является доминирующим элементом поэтики, одной из главных тенденций стилевой организации романа Б. Жилина «Люди без колокольчиков», мотивирующей ретроспективный принцип композиции, прием романа в романе и фрагментарность повествования.

Принцип историзма в интерпретации важнейших тем современности -Великая Отечественная война, жизнь современной деревни - в романе «Лю

103 Апухтина В.А. Современная советская проза. С. 8.

166 ди без колокольчиков» соотносится с психологическим анализом внутреннего мира человека, с изображением противоречий в характере героев, с тяготением к эпичности, с разработкой темы народного и национального самосознания. Мифологема «история» в художественном мире романа Б. Жилина постигается в диалектике частного и общего. Наряду с большой историей, историей государства, сосуществует история частного человека.

В романе «Люди без колокольчиков» авторская концепция основана на идее детерминизма, предполагающего прямую зависимость личностных качеств его героев (достоинство или ограниченность), форм их духовной и нравственной жизни от исторической эпохи и общественной среды. Историзм явился одной из основ реалистической системы романа, с ним связано воспроизведение действительности в ее закономерном движении в соответствии с эстетической установкой писателя следовать «правде жизни».

Историческое мышление в романе Б. Жилина во многом предопределяет характер художественной типизации и в конечном итоге - эстетической концепции действительности. Оценка поведения героя и событий представлена не с личной точки зрения, а с точки зрения народа и исторической перспективы.

Чередование протяженных во времени двух исторических пластов, философское переосмысление прошлого с позиций настоящего, соединение установки на объективность изображения и субъективного (воспоминания одного из действующих лиц) типа повествования определяют конститутивные особенности романа Б. Жилина, в котором черты семейной хроники, преобладающие в первой и второй частях произведения, сочетаются с жанровыми признаками исторического романа. Такое параболическое строение, предполагающее дистанцирование от исторической действительности, чтобы вернуться к ней на уровне философского обобщения, продиктовано авторской направленностью на выявление вечного во временном, на поиски социально-этического идеала в прошлом.

Художественное пространство романа Б. Жилина «Люди без ко л око льчиков» наделяется амбивалентными свойствами. С одной стороны, от начала романа к финалу пространство как бы стягивается в точку: в экспозиции «хата» гуртоправа Воронцова, в котором происходят значимые в сюжетном отношении события, а в финале «открытое пространство» села Грушево сменяется образом родного дома, движение к которому определяют стремления главного героя. С другой стороны, пространство «Люди без колокольчиков» абсолютно не способно локализоваться. Образ астраханского села с помощью приемов типизации расширяется до размеров всей страны. Такие свойства пространства и времени в романе, как фрагментарность, дискретность, линейность / цикличность, абстрактность / конкретность, замкнутость / открытость, отграниченность / разомкнутость, реальность / ирреальность и др. обусловливают особенности сюжетно-композиционного строения и функционирование устойчивых мотивов.

В художественном пространстве романа Б. Жилина «Люди без колокольчиков» актуализируется ряд отдельных пространственных образов, восходящих к архетипическим моделям, таких как дом, дорога, путь, ворота, порог, окно, дверь, стена, овраг, степь и др. Эти пространственные образы неразрывно связаны с временным аспектом, с будущим и прошлым, текущим моментом и вечностью, что позволяет рассматривать их в качестве особых пространственно-временных конструкций. С одной стороны, в них воссоздаются конкретные характеристики исторического пространства-времени описываемых событий (поволжский степной край 1970-х гг., Астрахань), с другой стороны, определенность описываемого хронотопа сочетается с его моделированием по законам мифологического восприятия, что перемещает изображаемые события в экзистенциальный пространственно-временной континуум поисков смысла жизни.

Обращение писателя к историческому прошлому также определяет особенности пространственно-временных отношений в романе Б. Жилина «Люди без колокольчиков», который отличается сложным переплетением временных и пространственных значений. Авторская модель мира в произведении Б. Жилина характеризуется, с одной стороны, «сжатием» хронотопа, которое обусловлено вниманием к человеческому характеру, с другой - расширением пространственно-временного фона, на котором разворачиваются исторические события.

Многомерность художественного пространства и времени в произведении Б. Жилина определяет такие особенности сюжетно-композиционной организации текста, как приемы ретроспекции и проспекции, роман в романе, ретардации, сюжетной многоколейности и принцип фрагментарности.

Объемный географический образ села Грушево наделяется в романе характеристиками реальной топографии Астраханского края, с ним связаны представления о календарном (объективном) времени. С другой стороны, фабульный характер пространственного образа (указание на место действия романа) соотносится с событийным временем действующих лиц, которое реализуется в функционально-смысловом классе слов и словосочетаний с темпоральным значением, актуализирующих разные свойства сюжетного времени: его длительность; диалектику времени, движение от прошлого к настоящему и будущему; временную фиксированность; повторяемость, цикличность.

Б. Жилин в романе «Люди без колокольчиков» аккумулирует отличительные признаки устной разговорной речи и представляет их в таких сочетаниях, которые дают возможность диалогу в художественном произведении приблизиться к естественной разговорной речи, что и формирует особенности его идиостиля. Основной языковой пласт произведения составляет общеупотребительная лексика, на фоне которой выделяется разговорно-просторечная лексика, сочетающаяся с другими лексическими планами (книжной, официально-деловой, профессиональной) в зависимости от речевой ситуации. В романе «Люди без колокольчиков» Б. Жилин обращается к приему трансформации фразеологических единиц, различных с точки зрения экспрессивно-стилистической окраски.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гурылева, Валентина Винедиктовна, 2006 год

1. Алферьева, Е. Г. Поэтика прозы В. Каверина 1920-х гг. / Е. Г. Алферьева. М., 1979.

2. Апухтина, В. А. Современная советская проза: 60-70-е годы. / В. А. Апухтина. 2-е изд. - М., 1984.

3. Апухтина, В. История молодого человека / В. Апухтина // Литература в школе. 1971. -№ 4. - С. 6-15.

4. Астафьев, В. П. Свет в окне (О проблемах деревенской прозы последних лет) / В. П. Астафьев, Вс. Сурганов // Знамя. 1967. - С. 5-6.

5. Барабан, Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики / Ю. Я. Барабан. 2-е изд., доп. - М.: Современник, 1977. - С. 400.

6. Бахтин, М. Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» / М. Бахтин. М., 1983. - С. 39.

7. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. -М., 1975.-С. 99.

8. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

9. Бахтин, М. М. Проблема числа в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

10. Белая, Г. А. Историческая продуктивность художественного открытия стиля / Г. А. Белая // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

11. Белая, Г. А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы /Г. А. Белая.-М, 1986.

12. Белов, В. Деревня в сердце моем / В. Белов // Литературная Россия. 1978.-3 февр.

13. Белов, В. Роман о Волге / В. Белов // Знамя коммунизма. 1977. -9 февр.

14. Беляков, Н. Вечер книголюбов (о встрече с Б.И. Жилиным) / Н. Беляков // Волга. 1977. - 7 апр.

15. Большакова, А. Увидеть лицо человеческое. (Над страницами произведений Виктора Астафьева) / А. Большакова // Литература в школе. -1984.-№2.-С. 13-22.

16. Бондаренко, В. Во имя чего? (О повестях Б. Жилина «Тревога», «Язва») / В. Бондаренко // Комсомолец Каспия. 1978.

17. Бочаров, А. Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы / А. Г. Бочаров. М., 1982.

18. Бугров, Б. С. Герой принимает решение: Движение драмы от 50-х годов / Б. С. Бугров. М., 1987.

19. В комендатуре. Отрывок из повести «Тревога» // Волга. 1966. — 11 дек.

20. Веселовская, Н. В. Дон-Жуан русской классической литературы : дис. .канд. филол. наук / Н. В. Веселовская. М., 1986.-С. 135.

21. Викулов, С. М. Смерть ни уступила ни дня (25 лет без Шукшина) / С. М. Викулов // Наш современник. 1999. - № 10. - С. 23.

22. Власов, Ф. X. Эпос мужества «О романах Л. Леонова» /Ф.Х. Власов.-М., 1973.

23. Воробьева, Н. Советский характер (Наш современник в литературе) / Н. Воробьева // Литература в школе. 1976. - № 3. - С. 18-28.

24. Воронцова, Г. // Сельская жизнь. 1969. - 5 февр.

25. Врач, писатель, коммунист // Политическая агитация. 1977. - № 3.

26. Гаркуша, А. Врач из Енотаевска / А. Гаркуша // Литературная газета. -1965.-4 мая.

27. Гачев, Г. Д. Образ в русской художественной культуре / Г. Д. Га-чев. М.: Искусство, 1981. - С. 247.

28. Гей, Н. Пафос социалистического реализма / Н. Гей. М.: Художественная литература, 1973. - 144 с.

29. Головко, В. М. Поэтика русской повести / В. М. Головко. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - С. 192.

30. Голубков, С. А. Поэтика комического в русской прозе первой трети XX века : дис. . д-ра филол. наук / С. А. Голубков. Воронеж : ВГУ, 1994. -С. 37.

31. Границы смешного (О юморе Д. Хармса) // Проблемы литературных жанров : материалы IX Международной научной конференции. 810 декабря 1998 г. Томск : Изд-во ТГУ, 1996. - Ч. 2. - С. 174-176.

32. Гусев, В. И. О предчувствии нового: О некоторых чертах литературы шестидесятых годов / В. И. Гусев. М., 1974.

33. Гусев, В. И. Память и стиль: Современная советская литература и классическая традиция / В. И. Гусев. М., 1981.

34. Далада, Н. Шутиха играет с огнем / Н. Далада // Весенний ветер. -М, 1968.-С. 103-120.

35. Дедков, И. А. Сергей Залычин: Страницы жизни, страницы творчества / И. А. Дедков. М., 1985.

36. Дементьев, А. Г. Статьи о советской литературе / А. Г. Дементьев. -М., 1983.

37. Довлатов, С. Собр. соч. : в 3 т. / С. Довлатов. М., 1993. - Т. 3. -С.347-348.

38. Дрюков, Е. Жить по правде / Е. Дрюков // Ак Арна. 2001. - № 11.

39. Жилин, Б. Близкое и родное (записки сельского врача) / Б. Жилин. -Астрахань, 1954. 154 с.

40. Жилин, Б. Воскресник (глава из романа «Настежь дверь») / Б. Жилин // Волга. 1974. - 27 янв.

41. Жилин, Б. Встреча с Шолоховым /Б.Жилин // Волга. 1965. -15 июня.

42. Жилин, Б. И. Люди без колокольчиков. Роман в 4-х частях / Б. И. Жилин. Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1981.

43. Жилин, Б. Корысть: на темы морали / Б. Жилин // Сельская жизнь. -1984.- 17 июня.

44. Жилин, Б. Писатель находит тему (о работе над романом «Люди без колокольчиков») / Б. Жилин // Комсомолец Каспия. 1970. - 10 янв.

45. Жилин, Б. Развал (отрывок из романа «Цепь») / Б. Жилин // Волга. -1992.-21 марта.

46. Жилин, Б. Храм (глава из романа «Цепь») / Б. Жилин // Волга. -1989.-2 апр.

47. Жилин, Б. Черные флажки. Повесть / Б. Жилин. Астрахань : Волга, 1967.- 144 с.

48. Жилин, Б. Что за смехом тем: Фельетон в новеллах / Б. Жилин // Волга. 1970.-2 авг.

49. Жилин, Б. Шутиха. Роман / Б. Жилин. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1965. — С. 199.

50. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - С. 407.

51. Залыгин, С. Сторона моя родная / С. Залыгин // Знамя коммунизма. 1965. - 3 нояб.

52. Земская, Е. А. Русский язык в чужой одежде (e-mail как средство транскрипции и инструмент лингвистического анализа) / Е. А. Земская // Семиотика. Лингвистика. Поэтика. К столетию со дня рождения A.A. Реформатского. -М., 2004. С. 100-105.

53. Земская, Е. А. Функции американизмов в речи русских эмигрантов / Е. А. Земская // Слово в тексте и в словаре. М., 2000. - С. 91-102.

54. Иванов, В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры : в 3 т. / В. В. Иванов. М. : Языки русской культуры, 1999. - Т. 1. - 912 с.

55. Иванов, В. В. Разыскания о поэтике Пастернака. От бури к бабочке // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Знаковые системы. Кино. Поэтика :вЗ т.-М., 1999.-Т. 1.-С. 15-138.

56. Исаев, А. Тревога / А. Исаев // Комсомолец Каспия. 1967. -19 июля.

57. Караванов, Б. Творческий вечер (встреча с писателем Б.И. Жилиным) / Б. Караванов // Волга. 1973. - 13 июня.

58. Карпенко, В. Непримиримость /В.Карпенко // Волга. 1965. -4 нояб.

59. Карпов, А. Память героического поколения / А. Карпов // Литература в школе. 1984. - № 2. - С. 4-12.

60. Карпова, В. М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин прозаик / В. М. Карпова.-М., 1986.

61. Катарсис смеха и плача // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. Гуманитарные науки (Филология). -Томск : Изд-во ТГПУ, 1999. Вып. 6 (15). - С. 88-92.

62. Ковалев, В. Города и годы / В. Ковалев // Знамя коммунизма. -1987.-24 окт.

63. Ковалев, Н. Н. Этюды о Леониде Леонове /Н. Н.Ковалев. М.,1974.

64. Коваленко, С. А. Поэтика как литература / С. А. Коваленко. М. : Знание, 1982.-С. 112.

65. Кожевникова, Н. А. О соотношении речи автора и персонажа / Н. А. Кожевникова // Языковые процессы современной русской художественной литературы. М., 1977.

66. Кожинов, В. В. Статьи о современной литературе / В. В. Кожинов. -М., 1982.

67. Комина, Р. В. Современная советская литература : Художественные тенденции и стилевое многообразие / Р. В. Комина. М., 1984.

68. Кочетков, Ю. В поисках истины : К 70-летию Б. Жилина. / Ю. Кочетков // Волга. -1991.-4 янв.

69. Кочетков, Ю. Картина (Б. Жилину): Стихотворение / Ю. Кочетков // Волга.-1991.-25 янв.

70. Кочетков, Ю. Судьба писателя / Ю. Кочеткова // Волга. 2001. — 19янв.

71. Красюкова, Г. Г. Лексико-грамматические особенности языка прозы И. А. Крылова (в сопоставлении с языком писателей XVII и XX вв. и литературными нормами языка конца ХУШ-ХТХ вв.) / Г. Г. Красюкова. М., 1987.

72. Кублицкий, Г. И. Про Волгу. Берега и годы / Г. И. Кублицкий. М. : Сов. Россия, 1971.-С. 447.

73. Куликов, Б. // Литературная Россия. 1968. - 4 окт.

74. Курочкина, А. В. Поэтика лирической прозы Б. Зайцева : дис. . канд. филол. наук / А. В. Курочкина. Уфа, 2003.

75. Кутышева, Е. Г. Публицистика Л.Н. Толстого 1890-1910 гг.: темы, проблемы, стиль / Е. Г. Кутышева. М., 1976.

76. Лаврентьева, А. А. Язык А.Т. Болотова (лексика и синтаксис) / А. А. Лаврентьева. М., 1986.

77. Лапшин, М. А. Творчество В.В. Овечкина / М. А. Лапшин // Новый мир. 1999. - № 9. - С. 37-41.

78. Лебедев, Ю. В. Духовные основы поэтики русской классической литературы / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. 2002. - № 1. - С. 18-21.

79. Лебедева, Г. Новая книга Б. Жилина «Тревога» / Г. Лебедева // Волга.- 1967.-25 апр.

80. Левидов, А. М. Автор. Образ. Читатель / А. М. Левидов. Л. : Изд-во ЛГУ, 1977.

81. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Советская энциклопедия, 1987.

82. Марков, А. В поисках идеала / А. Марков // Астраханские известия. -2001.-II кв.

83. Матвеева, Ю. Художественное мышление Гайто Газданова : авто-реф. дис. . канд. филол. наук / Ю. Матвеева. Екатеринбург, 1996. - С. 16.

84. Мерло-Понти, М. В защиту философии / М. Мерло-Понти. -М., 1996.-С. 173.

85. Мир Леонова: Материалы к 100-летию со дня рождения писателя // Наш современник. 1999. - № 5. - С. 243-267.

86. Мировое значение творчества Леонида Леонова : сб. ст. / под ред.1. B. А. Ковалева. М., 1981.

87. Монов, Л. М. Русский лес / Л. М. Монов. М. : Худож. литература, 1998.-703 с.

88. Мущенко, Е. Г. В художественном мире А. Платонова и Е. Замятина / Е. Г. Мущенко. Воронеж, 1994.

89. Мущенко, Е. Г. Поэтика сказа / Е. Г. Мущенко, В. П. Скобелева, Л. Е. Крайчик. Воронеж, 1978. - С. 25.

90. Овчаренко, А. И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы. Шестидесятые годы / А. И. Овчаренко. -М, 1985.

91. Овчаренко, О. И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы. Сороковые-пятидесятые годы / О. И. Овчаренко. М., 1985.

92. Огнев, А. В. О поэтике современного русского рассказа /А. В. Огнев ; под ред. проф. П. А. Бугаенко. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1973.1. C. 219.

93. Петров, С. М. Основные вопросы теории реализма / С. М. Петров. -М., 1988.-С. 75.

94. Платонов, А. П. Учебное пособие для студентов института славистики университета им. М. Лютера / А. П. Платонов. Галле, 1993.

95. Плоткин, Л. Современная проза о Великой Отечественной войне / Л. Плоткин // Литература в школе. 1974. - № 3. - С. 2-8.

96. Погребняк, Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный): автореф. дис. . канд. филол. наук / Г. А. Погребняк. Самара, 2003. - С. 19.

97. Поэтика необъяснимого в прозе Д. Хармса // Проблемы литературных жанров : материалы 8 научной межвузовской конференции. 17-19 октября 1995 г. Томск : Изд-во ТГУ, 1996. - Ч. 2. - С. 46-47.

98. Прозоров, В. Роман о казаках (о романе Б. Жилина «Шутиха») / В. Прозоров // Волга. 1966. - № 2. - С. 177-179.

99. Пустовойт, П. Г. Слово. Стиль. Образ / П. Г. Пустовойт. -М., 1980.

100. Распутин, В. Мы с вами / В. Распутин // Россия. 1984, - 19 окт.

101. Распутин, В. Что в слове, что за словом? / В. Распутин // Литература в школе. 1987. - № 3. - С. 10-13.

102. Руденко, Е. // Волга. -1961.-1 апр.

103. Руденко, Е. Настежь дверь (о новом романе Б. Жилина) / Е. Руденко // Комсомолец Каспия. 1977. - 17 февр.

104. Свердлина, С. В. Талант прозаика / С. В. Свердлина // Волга. -1989.-27 янв.

105. Свердлина, С. Вместе с народом / С. Свердлина // Волга. 1958. -15 июня.

106. Свердлина, С. Вместе с народом / С. Свердлина // Волга. 1959. -15 окт.

107. Свердлина, C.B. Писатель врач. / C.B. Свердлина // Комсомолец Каспия. 1965. - 27 окт.

108. Селезнев, Ю. И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя / Ю. И. Селезнев. М., 1983.

109. Селезнев, Ю. И. Вечное рживание (искание современной прозы, 60-х начало 70-х годов) / Ю. И. Селезнев. - М., 1976. - С. 23.

110. Селезнев, Ю. И. Мысль чувствующая и живая: Литературно-критические статьи / Ю. И. Селезнев. М., 1982.

111. Скобелев, В. П. Поэтика рассказа / В. П. Скобелев. Воронеж : ВГУ, 1982.-С. 155.

112. Скобелев, В. П. Поэтика сказа / В. П. Скобелев, Jl. Е. Кройчик. -Воронеж, 1978.

113. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. JI. И. Тимофеев, С. В. Тураев. -М.: Просвещение, 1971.

114. Случевский, К. К. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта /К. К. Случевский. -М. : Советский писатель, 1962.

115. Сурганов, Вс. Человек на земле. Историко-литературный очерк / Вс. Сурганов. М.: Советский писатель, 1975. - 557 с.

116. Тамарченко, Н. Д. Вступительная статья / Н. Д. Тамарченко // Новый мир. 1999.-№9.

117. Тамми, П. Поэтика дат у Набокова / П. Тамми // Культурология. -1999.-№2.-С. 107-109.

118. Таркуша, А. Врач из Енотаевска (о писателе Б.И. Жилине) / А. Таркуша // Литературная газета. 1965. - 4 мая.

119. Тендитник, Н. С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества / Н. С. Тендитник. Иркутск, 1987.

120. Тендряков, В. Ф. Граждане города Солнца. Повести / В. Ф. Тендряков. М. : Молодая гвардия, 1977. - 432 с.

121. Терновский, А. Человек на земле / А. Терновский // Литература в школе. 1976. - № 3. - С. 85-87.

122. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Толгашевский. М. : Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.

123. Травушкин, Н. С. Писатель-публицист / Н. С. Травушкин // Волга. -1961.-1 апр.

124. Травушкин, Н.С. У Волги, у реки / Н.С. Травушкин // Комсомолец Каспия. 1967. - 18 июля.

125. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М.: Наука, 1977.

126. Утехин, Н. Главная тема патриотизма /Н. Утехин // Октябрь. -1969.-№6.-С. 212-214.

127. Утехин, Н. Главная тема писателя : (о произведениях Б. Жилина «Шутиха» и «Тревога») / Н. Утехин // Волга. 1968. - 15 дек.

128. Федин, К. Писатель. Искусство. Время / К. Федин. М. : Советский писатель, 1973.

129. Филологический анализ художественного текста : практикум / сост. Н. А. Купина. М. : Флинта, 2006. - С. 43.

130. Фрифланд, Л. Сельский врач / Л. Фрифланд // Нева. 1956. - № 9. -С. 196.

131. Чантурина, В. Чтоб не было «черных флажков» /В. Чантурина // Литературная Россия. 1964. - № 9. - С. 21.

132. Черненко, А. Волжские запевы. Рассказы / А. Черненко. Астрахань : Волга, 1957.-С. 303.

133. Черненко, А. Заря над Волгой. Рассказы / А.Черненко. Астрахань : изд-во Волга, 1955. - С. 168.

134. Черненко, А. Человек с Волги / А. Черненко // Советская Россия. -1984.- 1 нояб.

135. Чиров, Д. Одной дорогой / Д. Чиров // Звезда. 1967. - № 4. -С. 218-219.

136. Чиров, Д. От скальпеля к перу (о Б. Жилине) / Д. Чиров //Комсомолец Каспия. 1970. - 29 дек.

137. Чиров, Д. Писатель и жизнь / Д. Чиров // Волга. 1968. - 14 янв.

138. Чиров, Д. Писатель, творец / Д. Чиров // Комсомолец Каспия.1987.- 13 июня.

139. Чиров, Д. Призывая к бдительности / Д. Чиров // Нева. 1968. -№ 12.-С. 184-185.

140. Чиров, Д. Пристрастен к людям / Д. Чиров // Волга. 1971. - № 4. -С. 178-180.

141. Чиров, Д. Т. Писатели Нижней Волги (критико-биографические этюды) / Д. Т. Чиров. Волгоград : Ниж.-Волж. книж. изд-во, 1973. - 224 с.

142. Чиров, Д. Т. Призыв к бдительности (о книге Б. Жилина «Тревога») / Д. Т. Чиров // Волга. 1967. - 21 мая.

143. Чиров, Д. Т. Судьба и годы / Д. Т. Чиров // Волга. 1988. - 24 июня.

144. Чиров, Д. Характер современника (о романе Б. Жилина «Настежь дверь») / Д. Чиров // Волга. 1977. - 18 янв.

145. Чудакова, М. О. Сквозь звезды к терниям /М. О. Чудакова // Новый мир. 1990. - № 4. - С. 261.

146. Шадрин, А. Волжское понизовье / А. Шадрин // Волга. 1993. -13 февр.

147. Шадрин, А. Настежь сердце / А. Шадрин // Волга. 2003. - 17 апр.

148. Шаховский, Б. Солнце на лето / Б. Шаховский // Молодая гвардия. - 1962.-№ 1.-С. 304-305.

149. Шведова, Н. Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства / Н. Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 1998. - 176 с. - ISBN 5-89285-009-9.

150. Швецова, J1. К. Современная советская поэма (1950-1970 гг.) /Л. К. Швецова.-М., 1984.

151. Шеломенцева, М. С. Настежь открытым сердцем (о книге Б. Жилина «Настежь дверь») / М. С. Шеломенцева // Нева. 1978. - № 5.

152. Шукшин, В. Рассказы / В.Шукшин. М. : Детская литература,1990.

153. Шукшин, В. Сборник сочинений : в 5 т. / В. Шукшин. Бишбек : Венда, 1992.-Т. 5.

154. Щербаков, Ю. Встреча навека / Ю. Щербаков // Волга. 1993. -10 нояб.

155. Яковский, Н. Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества /Н. Н. Яковский. -М., 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.