Проблемы этики в теологии протестантского модернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Антропов, Владислав Владимирович

  • Антропов, Владислав Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 137
Антропов, Владислав Владимирович. Проблемы этики в теологии протестантского модернизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Москва. 2005. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Антропов, Владислав Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1 Истоки протестантского модернизма: новое осмысление этических проблем.

1. ИДЕЯ МОРАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В ГЕРМАНИИ.

2. ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ТЕОЛОГИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ

НА РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XX в.

Глава 2 Соотношение этического и религиозного в теологии протестантского модернизма.

1. ЭТИКА И РЕЛИГИЯ В "БЕЗРЕЛИГИОЗНОМ ХРИСТИАНСТВЕ"

ДИТРИХА БОНХЁФФЕРА.

2. ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТАНТСКОГО МОДЕРНИЗМА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы этики в теологии протестантского модернизма»

Актуальность темы исследования Взаимоотношения религии и морали всегда являлись одной из ключевых проблем, сопровождавшей развитие человеческой духовной культуры. Эволюция религиозного мировоззрения всегда была связана с определенными этическими представлениями, вырабатывавшимися в рамках той или иной религии и составлявшими в дальнейшем свод религиозных правил в области морали. Ориентированная на две группы ценностей, "земные" и "небесные", человеческие и сверхчеловеческие, религиозная мораль, как правило, носила двойственный характер: обязанности перед Богом в ней реализовывались через обязанности перед человеком. Потому, в отличие от светской этики, нравственные отношения, например, в христианстве имели опосредованный, гетерономный характер. Эту особенность религиозной морали можно назвать основной, отличающей ее от морали светской, строящейся исключительно в плоскости человеческих отношений. В наибольшей степени это проявилось в христианстве, моральному учению которого также свойственна двойственность нравственных целей. Мораль всегда мыслилась религиозным сознанием как составная, а зачастую вторичная и подчиненная вере часть религии, сам факт происхождения которой ставился в зависимость от трансцендентного начала.

На протяжении своего исторического развития христианство претерпело ряд догматических, культовых и организационных изменений, однако долгое время основные принципы организации христианской этики оставались неизменными. Эпоха Реформации в в целом не изменила эту ситуацию, лишь заострив вопрос о соотношении мирского и трансцендентного, религиозного и этического. Однако в дальнейшем проблема нравственно правильного поведения человека приобретает иное звучание, становясь иногда доминирующей в некоторых течениях протестантизма, что видно на примере такого его направления, как пиетизм. В конце XVIII - начале XIX вв. в рамках протестантской мысли происходит существенный поворот в сторону дальнейшей этизации христианства и рассмотрения его не столько как религиозного, сколько как нравственного учения. Этот поворот в религиозном мировоззрении (характерный для либеральной теологии) способствовал дальнейшей эволюции идей в протестанской мысли и уже в XX веке привел к появлению новых, модернистских теологических концепций, развивавших идеи либеральной теологии.

Говоря о религиозном модернизме вообще, не следует рассматривать его как явление, свойственное исключительно XX веку. В принципе любое изменение в религиозной идеологии, организационной структуре и практике для своего времени могут быть квалифицированы как модернистские. Ярким примером современного религиозного модернизма является теологический модернизм в современном протестантизме. Это течение теологической мысли характеризуется крайней неоднородностью, различием направлений и идей, суть которых состоит в попытке переосмысления как современной роли христианства, так и основных его идей. Наиболее значимым и интересным для этики течением протестантской теологической мысли можно считать ту часть теологического модернизма, которая непосредственно развивала идеи либеральной теологии. В ней тенденция этизации теологической мысли приобрела наиболее отчетливый характер по сравнению с другими концепциями. Обращение к этике в работах таких авторов, как Д.Бонхёффер, Д.Робинсон, Д.Зёлле, Т.Альтицер, Х.Кокс, У.Гамильтон, П.Ван-Бурен становится одним из основных методологических приемов, с помощью которого они пытаются построить новую теологию, переинтерпретировав не только некоторые основополагающие принципы христианского учения, но и религиозную мораль.

Перемену акцентов в протестантской религиозной мысли можно рассматривать не просто как вынужденное приспособление христианства к изменившейся действительности, но и как более сложный и неоднозначный для понимания процесс, характерный для религии в целом. Мир, в котором мы сегодня живем - это, по образному выражению Д.Бонхёффера, "совершеннолетний мир", безрелигиозность в котором - массовое явление. Этот феномен, безусловно, является одной из основных черт нашего времени, определяющей человеческое существование. Поэтому как никогда важным становится вопрос, поставленный еще в семнадцатом веке Пьером Бейлем о возможности существования общества неверующих, ведущих нравственный образ жизни. Но если в конечном итоге вся история религии есть лишь предварение такого общества, то какова судьба религии в таком мире? И если у нее есть будущее, то каково оно? На эти вопросы и пытается дать ответ теологический модернизм. Ключевую роль в его построениях, как уже упоминалось, играет этика, переинтерпретация положений которой в терминах религии является одним из вариантов построения новой теологии. Однако насколько возможна такая инверсия применительно к пониманию как сущности религии, так и этики? Насколько плодотворна попытка перевода религиозного в плоскость этического и обратно, и не теряется ли в этом случае своеобразие как этического, так и религиозного? Действительно ли тенденция этизации теологии, сведение небесного к земному и растворение его в сфере человеческих отношений, вплоть до полного его элиминирования, есть устойчивая линия движения от религиозного к нравственному сознанию, или это всего лишь временная остановка на пути, конец которого нам увидеть не суждено? Эти вопросы (впрочем, далеко не все), которые мы можем поставить, задавшись целью оценить роль и дальнейшие взамоотношения религии и этики в современном мире, в наибольшей степени актуальны в отношении религиозного модернизма и в особенности модернизма протестанского как наиболее гибкого и дающего многочисленные "всходы" течения религиозной мысли. Очевидно, что полноценный анализ феномена религиозного модернизма и всего комплекса возникающих в связи с этим проблем, имеющих непосредственное отношение к этике, невозможен без его обоснованной моральной оценки, что является необходимой предпосылкой для правильного понимания процессов, происходящих в этой области.

Актуальность выбранной темы обусловливается также значительным интересом к протестантскому модернизму, существующим в различных кругах философской, религиозной и общественной мысли на Западе. Это не в последнюю очередь связано с радикальной программой преобразования христианства, которую выдвигают теологи-модернисты, и его ролью в современном мире. Особенно значительным этот интерес был в 50-70гг. двадцатого века, когда под влиянием наследия Дитриха Бонхёффера в Европе и США выходят работы его последователей, в которых его идеи находят свое продолжение и развитие. Хотя в последнее время заметен спад интереса к этой теме в массовой публицистической и научной литературе, несомненно, что актуальной эта тема останется и в будущем. Причина тому - постоянно меняющийся мир, побуждающий христианство искать новые, адекватные времени ответы на вопросы, которые перед ним этот мир ставит. Очевидно, что ответ на эти вопросы всегда будет сопряжен для современной теологии и церкви с попыткой решения жизненно важных проблем, стоящих перед каждым человеком и всем человечеством в этом мире, и который, как представляется, возможен только в ситуации обращения к человеку, может быть, даже без обращения к Богу. А если это так, то здесь мы должны говорить не о христианской, а о человеческой морали, ведь эта мораль не имеет смысла ни для ангелов, ни для Бога, а потому вопрос о последствиях перевода религии в этическую плоскость как для самой религии, так и для этики есть вопрос о возможности существования религии в таком качестве вообще. Целью этики и должен стать ответ на вопрос о такой возможности и статусе самой этики в данной ситуации.

Степень разработанности проблемы Вопрос о роли этики и характере трансформации самих этических доктрин в процессе развития протестантской теологической мысли нельзя считать достаточно разработанным в отечественной этической и религиоведческой литературе. С точки зрения автора, это обусловливается тем, что до сих пор феномен нарастающей модернизации теологии протестантизма, начавшийся еще в XIX в., рассматривался большей частью с позиций философии религии и религиоведения, причем основное внимание, как правило, уделялось анализу доктринальной части теологических концепций. Что касается этической составляющей, результатов последовательной этизации и модернизации теологии для самой религии, этому вопросу не всегда уделялось должное внимание. Это вполне понятно, поскольку большая часть литературы, посвященной проблеме религиозного модернизма, - плод творчества религиоведов, а не этиков. Понятно это также и потому, что традиционным полем исследований для этиков была в основном этика, а не религия. В связи с этим, исследований, посвященных теме взаимодействия религии и этики в процессе эволюции протестантской (и не только) теологической мысли автором найдено не было. Однако утверждать, что данная работа проводится на пустом месте и не имеет предшественников было бы неправильно. Большая часть исследований по тематике протестантского модернизма в отечественной литературе носит именно религиоведческий характер. Таковы исследования известных отечественных религиоведов В.И.Гараджи, В.И.Добренькова, К.И.Никонова, Д.М.Угриновича, Л.П.Воронковой, С.А.Исаева, Л.Н.Митрохина. Так, в частности, в работах В.И. Добренькова проводится довольно подробный анализ многих концепций протестантского модернизма, представленных главным образом американской теологической мыслью. Докторская диссертация этого автора ("Модернизм в современной протестантской идеологии: на материалах США"), а также ряд его монографий, таких как "Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты" (1980), "Модернизация идеи бога в христианской религии" (1978) посвящены в основном религиоведческому исследованию доктринальных положений протестантского модернизма. Другой отечественный автор В.И.Гараджа в своих работах ("Критика новых течений в протестантской теологии", 1991; "Кризис современного протестантизма и поиски "новой теологии", 1973) также делает акцент на религиоведческой стороне проблемы, однако в данном случае автор больше внимания уделяет вопросу развития теологии протестантского модернизма в Европе. В целом, большинство исследователей рассматривают теологический модернизм как результат прогрессирующей секуляризации, как "крайнее проявление важной социальной тенденции, характеризующей приспособительную деятельность религиозных организаций"1. В ряду исследований, посвященных актуальным вопросам современной протестантской теологии, следует отметить работу К.И.Никонова ("Современная христианская антропология: Опыт философского критического анализа", 1983), а также его докторскую диссертацию ("Современная христианская антропология: анализ основных направлений и методологии обоснования религии", 1990), в которой с привлечением богатейшего библиографического материала проведен основательный анализ различных течений теологической мысли как Европе, так и в США, в том числе и рассматриваемых в данном диссертационном исследовании. Работа содержит анализ не только антропологической составляющей различных теологических концепций, но также социальных и этических аспектов современной христианской антропологии. Среди отечественных исследователей, занимавшихся этой проблемой, можно также отметить работы Л.П.Воронковой ("Критика теологических концепций секуляризации (эволюция американского протестантизма)", 1987) и С.А.Исаева ("Теология смерти: очерки протестантского модернизма", 1991), в которых освещаются многие аспекты, связанные со спецификой различных модернистских течений. Исследованию отдельных элементов теологии протестантского модернизма посвящены, кроме того, диссертационные исследования Ю.Р.Селиванова ("Философия радикальной теологии Т.Альтицера",1991) и Е.Г.Осиповского ("Концепция атеизма в современной протестантской теологии", 1989). Проблема соотношения религии и морали рассматривается в книге Л.Н.Митрохина ("Философия религии: опыт истолкования Марксова наследия", 1993). В целом, как уже упоминалось выше, проблема содержательного анализа этики в протестантской модернистской теологии не является актуальной для большинства авторов-религиоведов, но не столько из-за невнимания к ней, сколько просто из-за иного предмета их исследования, что вполне понятно. Исключением можно считать кандидатскую диссертацию Н.А.Минкиной "Этическая направленность теологии Дитриха Бонхоффера", 1974, в которой делается попытка анализа этической составляющей работ этого автора, однако сами они не рассматриваются в контексте идейной связи его учения с предшествовавшими и появившимися впоследствии теологическими концепциями.

Таким образом, анализ литературы по теме диссертационного исследования, проводимый в данной работе, показывает, что несмотря на существующие исследования в данной области, проблему этики и религии в теологии протестантского модернизма невозможно признать не только исчерпанной, но и достаточно разработанной, что, как уже было замечено, скореее всего обусловлено ее междисциплинарным характером. Следовательно, степень разработанности темы в отечественной философии и этике в частности нужно признать недостаточной.

Цели и задачи исследования Целью данного исследования является выявление роли этики в процессе модернизации протестантской теологии. В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

• Провести обзор и анализ основных этико-философских и теологических концепций, способствовавших формированию и дальнейшему развитию идей протестанского теологического модернизма.

• Рассмотреть проблему соотношения этики и религии в теологии Д.Бонхёффера как основоположника теологии протестантского модернизма.

• Определить роль этики в дальнейшем развитии идей протестантского модернизма на материалах работ американских теологов, последователей идей Д.Бонхёффера.

• Используя результаты проведенного анализа, рассмотреть вопрос о последствиях перевода религии в этическую плоскость как для самой религии, так и для этики. Методологические основы исследования Методологическая основа данной работы определялась характером предмета, целью и задачами исследования. Помимо основных методов исследования, таких как анализ текстов источников, формирование выводов на основе собранных данных, следует отметить ряд методологических особенностей данного исследования. Как уже было отмечено выше, в основе данной работы лежит междисциплинарный подход к исследованию проблемы этики в теологии протестантского модернизма, а потому основной методологической задачей является выявление характерных для протестантского модернизма особенностей, которые могли бы показать определенные тенденции, свойственные, с точки зрения автора, процессу трансформации протестанской теологии. Еще одну методологическую особенность автор видит в том, что исходя из поставленной задачи разграничения этического и религиозного в протестантском модернизме, возникает проблема определения сущностных характеристик как религии в рамках теологии протестантского модернизма, так и этики, иначе говоря вопрос стоит об осмыслении традиционных понятий в новых для них обстоятельствах. Научную новизну диссертационного исследования автор видит в следующем:

Впервые в отечественной литературе проведен анализ этической составляющей в теологии протестантского модернизма.

В диссертации показано, что на протяжении XVII - XX вв. в рамках протестантской мысли происходит процесс нарастающей этизации христианства, связанный с рассмотрением его не столько как религиозного, сколько как нравственного учения. Доказано, что возникновение теологии протестантского модернизма не было одномоментным процессом, а стало результатом длительного развития протестантской теологии начиная с XVIII века, обусловленном влиянием на нее этико-философских идей.

Проведен анализ основных этико-философских и теологических концепций, способствовавших развитию идей теологии протестантского модернизма: идеи моральной религии в философии И.Канта и Л.Фейербаха (гл. 1, параграф 1), концепций представителей либеральной теологии Ф.Шлейермахера и А.Гарнака (гл. 1, параграф. 2).

Раскрыты способы этической интерпретации христианства в современной протестантской теологии через анализ концепций Д.Бонхеффера, Р.Бультмана, П.Тиллиха, Дж.Робинсона, Д.Зёлле, Т.Альтицера, У.Гамильтона, Г.Ваханяна, Х.Кокса, П.Ван-Бурена (гл. 2, параграфы 1, 2).

Научно-практическая значимость работы Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его содержание и выводы способствуют более глубокому пониманию феномена религиозной модернизации как существенного фактора, оказывающего влияние не только на религиозное, но и общественное сознание в целом. Особенно здесь важна оценка^не столько религиозно-догматических изменений в структуре модернистской теологии, сколько общие тенденции и направленность этих изменений. Существенное влияние на процесс модернизации религии оказывает нерелигиозная этика, идеи которой активно используются в теологии протестантского модернизма. С этой точки зрения выводы данного исследования могут найти применение при дальнейшем изучении вопросов, возникающих в предметной области дисциплин, внимание которых сосредоточено на актуальных проблемах религии и религиозного мировоззрения.

Содержание и выводы диссертации могут быть использованы специалистами и преподавателями в области религии и этики, а также будут полезны для всех интересующихся как вопросами взаимоотношения религии и этики, так актуальными проблемами религии в современном мире.

Структура работы Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении раскрываются актуальность темы исследования, степень ее разработанности, цели и задачи, поставленные в ходе работы. Первая глава "Истоки протестантского модернизма: новое осмысление

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Антропов, Владислав Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществленный в диссертации анализ проблемы этики в теологии протестантского модернизма, позволяет сделать ряд теоретических выводов и обобщений. Проблема взаимоотношения религии и морали всегда была одной из ключевых в человеческой духовной культуре. В конце XVIII - начале XIX вв. в рамках протестантской мысли происходит существенный поворот в сторону дальнейшей этизации христианства и рассмотрения его не столько как религиозного, сколько как нравственного учения. Этот поворот в религиозном мировоззрении способствовал эволюции протестантской мысли и появлению новых, модернистских теологических концепций. Ключевую роль в этих концепциях играла этика, переинтерпретация положений которой в терминах религии стало одним из вариантов построения новой теологии.

Сущность либерализации протестантской теологии можно обозначить как модернизацию тех ее сторон, которые носили отпечаток католической ортодоксии. Это выражалось в тенденции преодоления традиционно христианского противопоставления имманентного и трансцендентного, земного и небесного, которое делало эти ортодоксальные стороны в протестантской теологии во многом чуждым секулярному сознанию нового времени.

Преодоление этого противопоставления было невозможно без использования философской методологии и обращения к философским концепциям того времени и прежде всего к философии И.Канта. Влияние кантовской философии и его идеи моральной религии на протестантскую теологию в конце XVIII -начале XIX вв. состоит в следующем. Во-первых, сюда следует отнести идею о рационалистической интерпретации содержания религии, философского истолкования Священного писания. Именно она легла в дальнейшем в основание нового направления - христианской протестантской либеральной теологии. Во-вторых, кантовское антропоцентическое обоснование происхождения и сущности религии также было в дальнейшем использовано этим течением в протестантизме. Кантовский антропологизм, в отличие от теоцентризма, исходивший из понимания подлинной религии из существа человеческого духа, видел источник подлинной религиозной, а значит, и моральной веры в самом человеке и его разуме. Наконец, идея Канта об истинной церкви была также положена в основу либеральной теологии, и нашла свое выражение в той мысли, что церковь обретается не в храме, а в тайниках человеческого духа.

Дальнейшее развитие идея моральной религии получила в философии Л.Фейербаха, антропологический подход которой к пониманию религии и морали во многом продолжал традицию кантовского подхода в этом вопросе. В отличие от Канта, выводившего мораль из религии и основывавшего как первую, так и вторую на принципах разума, синтез религии и морали Фейербахом проводился путем построения морали, с одной стороны, на религиозных принципах, а с другой - на основе чувства. В этом смысле позиция Фейербаха в отношении сущности религии выглядела более последовательной, а попытка синтеза религии и морали и создания моральной религии, или "религии любви" на основе чувства, а не разума представляется более соответствующей духу самой религии, нежели это было у Канта. Этика Фейербаха и этика Канта при всех их различиях достаточно близки в решении вопроса об отношении морали к религии. Особенно это касается понимания предназначения морали, которое как по Фейербаху, так и по Канту, можно определить как служение не Богу, а человеку. Однако если в первом случае речь шла о возведении морали в ранг религии и превращении моральных связей между людьми в "истинно религиозные отношения", освященные чувством, то во втором - о поднятии морали до степени религиозного почитания как необходимом условии осуществления нравственного закона, освященного разумом. В отличие от философии Канта, влияние идей философии Фейербаха на протестантскую теологическую мысль, возможно, было не столь явным, однако основные идеи его философии все же нашли отражение в теологии протестантского модернизма. В большей степени это проявилось начиная с 20-х годов XX века, когда интерес к творческому наследию Фейербаха на Западе был связан с возникновением и развитием религиозной антропологии, отдельные представители которой использовали идеи немецкого мыслителя для обоснования собственных теологических концепций.

Существенное влияние идея "моральной религии" оказала на протестантскую либеральную теологию, в которой проблема человека и его нравственного мира приобретает особое звучание, связанное с постановкой на первое место человека и его мира, а потом Бога. В этом смысле такую постановку вопроса можно рассматривать как радикальный отход от ортодоксального протестантизма Лютера и Кальвина, для которых проблема человека существовала лишь в контексте его отношения к Богу, где человек имел подчиненное значение. Этический либерализм нового течения в протестантизме утверждал принципиально иной взгляд на человеческую природу и мир в целом, уверенность в способности людей совершенствовать себя и моральные отношения под воздействием христианского вероучения.

Следующим этапом в развитии тенденции этической интерпретации христианства стала теология немецкого лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера. Его идею о "безрелигиозном христианстве" можно считать отправной точкой в формировании теологии протестанского модернизма, а самого его можно рассматривать как ее основателя. В теологии Д.Бонхеффера определилась типичная для современной протестантской теологии тенденция антропологизации христианского учения на основе его пантеистически-этического истолкования. Мир человеческих отношений, требующий для своего улучшения, непосредственного вмешательства христианина (в этом состоит понимание ответственности христианина и роли Бога в этом мире) - вот что должно стать точкой опоры для секулярного христианства. Поэтому теологию Бонхеффера, ориентированную на этизацию и пантеистическую интерпретацию христианства, можно рассматривать как учение, заложившее основу для появления впоследствии различных видов "секулярной теологии", с их поиском имманентного Бога в том мире и в тех сферах человеческой деятельности (истории, революции, обществе), к которым принадлежит человек. В нерелигиозной интерпретации христианства, которую дает Бонхеффер, само христианство по существу сводится к этике, а теология превращается в своего рода учение о любви к ближнему. Безрелигиозное христианство Бонхеффера - это христианство, не имеющее религиозного культа, но настаивающее на чисто человеческих отношениях, без признания характерных религиозных, или наоборот: рассматривающее человеческие отношения как религиозные. Понимание Бонхеффером сущности христианской этики отличается от традиционного христианского представления. Реализация христианской морали происходит у него в ответственности христианина за все, происходящее в мире, а потому его долг - не безропотное принятие происходящего, но активное сопротивление любому злу и несправедливости, творимых человеком, стремление сделать земную жизнь лучше и справедливей. Для теологии Бонхеффера характерно основное, по сути неразрешимое противоречие, присущее современной протестантской теологии модернизма: с одной стороны, отвечая на вызовы своего времени и где-то даже приспосабливаясь к нему с помощью секулярно-этической интерпретации христианства, с другой, она ставит под сомнение традиционные догматические позиции христианства, размывает грань между религиозным и этическим, земным и небесным, ведя по сути к элиминированию основ религиозной веры вообще. В этом контексте можно сказать, что теология Бонхеффера оказалась дальнейшим развитием той либеральной теологической традиции в протестантизме, основателем которой был Шлейермахер, став переходным этапом на пути к появлению современного протестантского теологического модернизма.

Во второй половине XX века идея "безрелигиозного христианства" Д.Бонхёффера получает дальнейшее продолжение в работах многих протестантских теологов как в Европе, так и в Новом Свете - США. Реакция на эти идеи была различной. Одни теологи достаточно осторожно отнеслись к наметившейся в теологии Бонхеффера тенденции этизации христианства, попытавшись сделать акцент на тех сторонах его теологии, которые подчеркивали необходимость религиозного понимания библейских понятий и идеи Бога. К их числу можно отнести таких представителей секулярной теологии в США, как Габриель Ваханян и Харви Кокс. Другие пытались еще более полно реализовать на практике тенденцию этической интерпретации христианства, намеченную в творчестве Бонхеффера. Наиболее яркими представителями этой части теологов являются Томас Альтицер, Уильям Гамильтон и Пауль Ван-Бурен. Однако несмотря на различия, существующие во взглядах этих двух направлений в модернистской теологии, их представители выражают общую, характерную для всего современного протестансткого модернизма тенденцию дальнейшей секуляризации христианства путем его антропологизации и отыскания божественой сущности не в трансцендентном, а в имманентном, в реальной человеческой жизни. Кроме того, практически для всех теологов-модернистов характерно утверждение смерти христианского Бога как неоспоримого факта сегодняшнего секулярного мира и утверждение секулярного мира как взаимосвязанного со "смертью Бога" события. Наконец, общей чертой их теологических концепций является их христоцентризм. Таким образом, решение одной из главных теологических проблем - проблемы отношения человека к Богу и Бога к человеку, как правило, сводилось к этической проблеме отношения человека к своему ближнему. В этом контексте высказывание Бонхеффера о том, что "наше отношение к Богу есть новая жизнь в существовании для других"152 можно считать ключевым моментом концепций всех теологов-модернистов.

Итак, рассмотренная в данной работе проблема, является, несомненно, одной из важнейших для сегодняшней религии, этики и общества в целом. Однако уже прошло более четверти века как отгремели теологические "битвы" по поводу "смерти Бога" и "совершеннолетнего мира", "секулярного мышления" и "атеистического христианства". Все меняется. Меняется и религия, а вместе с ней и те, которые о ней говорят, то есть теологи. Можно сказать словами Х.Кокса (когда-то бывшего активным сторонником "радикальной теологии" и пытавшегося революционизировать традиционное христианство, а теперь, по прошествии двадцати пяти лет, перечитывающего свою книгу, улыбаясь, как он пишет, своей дерзости "подобно тому как отец посмеивается, наблюдая за выходками своего не в меру расшалившегося мальчика"), можно сказать, что "конечно, когда мы смотрим назад, нам понятно, что религиозность гораздо крепче сидит в человеке, чем это представлялось Бонхефферу. Почти повсюду, куда бы мы ни поглядели, мы обнаруживаем неожиданный всплеск традиционной религии. Расцвет исламской культуры и политики, возникновение синтоизма в Японии, возникновение мощного еврейского, индуистского и христианского фундаментализма в Израиле, Индии и США - все это серьезно ставит под вопрос тезис о неизменности секуляризма. Секуляризация не всегда и не везде несет зло. Она освобождает религиозные группы от их собственных теократических притязаний и предлагает людям гораздо больший набор этических и духовных возможностей. "Поэтому, пишет дальше Кокс, ".ни религиозность, ни секуляризм нельзя оценить однозначно с точки зрения нравственности"153. Получается, что не все так просто, и "совершеннолетний мир" еше не стал окончательно "совершеннолетним", если отчетливая сорок лет назад перспектива наступления новой "постхристианской"

Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. - М., 1994. - С.282.

153Кокс X. Мирской град. - М, 1995. - С.263. эры, объявленная теологами, оказалась не такой уж явной. Однако, несмотря на то, что, как пишет Кокс, "религиозность сидит в человеке намного крепче, чем это представлялось Бонхефферу", несмотря на сложность, неоднозначность проблемы религии в современном мире, очевидно, что ответ на многие вопросы всегда будет сопряжен для современной теологии с попыткой решения жизненно важных проблем, стоящих перед каждым человеком и всем человечеством в этом мире, и который, как представляется, возможен только в ситуации обращения к человеку, то есть в первую очередь к нравственной сфере его жизни. И здесь для религии возможны только два выхода - либо возможность остаться религией, не превращаясь в этику, либо стать этикой, перестав быть религией. На примере протестантского модернизма можно ясно увидеть, что ни первое, ни второе не является его целью: с одной стороны, объявляя "смерть Бога", теологи-модернисты очевидно хотят вычеркнуть религию в традиционном ее понимании из рисуемой ими картины будущей постхристианской эпохи, а с другой стороны, растворение религии и Бога в нравственности и человеке приводит к исключению из теологии самого главного - понятия Бога. На примере творчества американских теологов "смерти Бога" можно увидеть различные варианты трансформации христианства - от достаточно взвешенной теологической концепции Г.Ваханяна до антитеистической и ставшей почти этикой теологии У.Гамильтона. Однако здесь необходимо подчеркнуть главное. Теология протестантского модернизма - это прежде всего теология, которая пытается говорить с людьми, избегая привычного для теологов языка теологии, потому этическая направленность этой теологии является для нее одним из способов войти в мир, говоря с ним на его языке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Антропов, Владислав Владимирович, 2005 год

1. Барт К. Очерки догматики: Лекции, прочитанные в университете Бонна в летний семестр 1996 г. Спб.: Алетейа, 1997. - 271 с.

2. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. - 343 с.

3. Бонхеффер Д. Следуя Христу. Тверь, 1992. - 238 с.

4. Бубер М. Я и Ты // Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 15-93 с.

5. Бузова Н.Т. Критика философских оснований теологии П.Тиллиха. Дисс. к.ф.н., М., 1980. - 149 с.

6. Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л.Фейербаха. М., 1906. - 80 с.

7. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Избранное: Вера и понимание. М.: Росспэн, 2004. - 7-42 с.

8. Вебер М. Протестантская этика. М.: ИНИОН РАН, 1972. - 177с.

9. Воронкова Л.Н. Критика теологических концепций секуляризации: (Эволюция американского протестантизма). М.: Знание, 1987. - 61 с.

10. Гараджа В.Н. Кризис современного протестантизма и поиски "новой теологии". М.: Знание, 1973. - 64 с.

11. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии. М.: Знание, 1991. -63 с.

12. Гараджа В.И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. - 200 с.

13. Гарнак А. Сущность христианства. СПб, 1907. - 275 с.

14. Громадка Й. Перелом в протестантской теологии. М.: Прогресс, 1993. -191с.

15. Джемс В. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911. - 235 с.

16. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. - 431 с.

17. Добреньков В.И. Критический анализ авангардистских тенденций в фГ, современной протестантской идеологии. М.: Знание, 1975. - 62 с.

18. Добреньков В.И. Модернизм в современной протестантской идеологии (на материалах США). Дисс. д.ф.н., М., 1979. - 444 с.

19. Добреньков В.И. Модернизация идеи бога в современной религии. М.: Знание, 1978. - 64 с.

20. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М.: МГУ, 1980. - 248 с.

21. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991. - 236 с.

22. Кальвин Жан Наставление в христианской вере. М.: РГГУ, 1997, соч. в 3-х тт., Т.1.-582 с.фг 23. Кальвин Жан Наставление в христианской вере. М.: РГГУ, 1998, соч. в3.х тт., т.2. -479 с.

23. Кальвин Жан Наставление в христианской вере. М.: РГГУ, 1999, соч. в 3-х тт., т.З. - 639 с.

24. Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений в 8 томах. М., 1995, т.З.-740 с.

25. Кант И. Религия в пределах только разума // Собрание сочинений в 8 томах. М., 1995, т.6. - 5-224 с.

26. Кант И. Спор факультетов // Собрание сочинений в 8 томах. М., 1995, т.7. -57-137 с.

27. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Собрание сочинений в 8 томах. М., 1995, т.6. - 5-224 с.

28. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1984. - 285 с.

29. Ковальчук С.Н. Философская проблематика в протестантском модернизме США: (критический анализ "процесс-теологии"). Дисс. к.ф.н.,М., 1988. -134 с.

30. Ковальчук С.Н. Протестантский модернизм в США: Анализ

31. Ж, "процесс-теологии". Рига, 1991. - 134 с.

32. Кокс X. Мирской град. М.: Восточная литература РАН, 1995. - 261 с.

33. Кузьмина Т.А. Критика этической концепции "неортодоксального" протестантизма. Дисс. к.ф.н., М., 1963. - 22 с.

34. Лезов С. Попытка понимания. Избранные работы. М.: Университетская книга, 1995.- 575 с.

35. Лобаев В.Е. Керигматическая теология Рудольфа Бультмана и современность. М.: МСХА, 2000. - 136 с.

36. Лобаев В.Е. Программа демифологизации Рудольфа Бультмана. М.: МСХА, 2000.-41 с.

37. Лютер Мартин К христианскому дворянству немецкой нации обv# исправлении христианства // Избранные произведения. Спб: Андреев исогласие, 1994. 55-120 с.

38. Мелкусова Г. Критика современных теологических концепций роли религии в обществе: на материалах католицизма и протестантизма. Дисс. к.ф.н., М., 1983.-189 с.

39. Минкина Н.А. Этическая направленность теологии Дитриха Бонхеффера. -Дисс. к.ф.н., М., 1974. 139 с.

40. Митрохин Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). М.: Республика, 1993. - 416 с.

41. Никонов К.И. Современная христианская антропология (Анализ основных направлений и методологического обоснования религии). Дисс. д.ф.н., М., 1990. - 404 с.

42. Никонов К.И. Современная христианская антропология: Опыт философского критического анализа. М., 1983. - 184 с.

43. От Лютера до Вайцзеккера. Великие протестантские мыслители Германии: очерки. М.: Раритет, 1994. - 286 с.

44. Плеханов Г.В. Примечание к переводу работы Ф.Энгельса "Людвигф Фейербах". М., Сочинения. М.: Госиздат, 1925, соч. в 24 томах, т.8, ч.2. 411с.у , 45. Рубенис А. А. Критика основных принципов протестантскойнеоортодоксии. М.: Знание, 1983. - 63 с.

45. Селиванов Ю.Р. Философия радикальной теологии Т.Альтицера. -Автореф. дисс. к.ф.н., М., 1991. 24 с.

46. Сидорченко А.И. Критика религиозно-философской концепции бартианства. Дисс. к.ф.н., М., 1970. -170 с.

47. Современный протестантизм: реферативный сборник. М.: ИНИОН РАН, 1984. - 239 с.

48. Тиллих П. Динамика веры // Избранное: Теология культуры. М., 1995. -132-216 с.

49. Тиллих П. Систематическая теология, тт.1,2. М.: Унив. книга, 2000. -462 с.

50. Тиллих П. Систематическая теология т.З. М.: Унив. книга, 2000 - 412 с.

51. Угринович Д.М. Критика теологических концепций "мертвого бога". -М.: Знание, 1973. 64 с.

52. Фейербах Л. Необходимость реформы философии // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955, т.1. - 107-114 с.

53. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955, т.1. - 134-205 с.

54. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955, т.1.-442-578 с.

55. Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955, т.1. - 239-269 с.

56. Фейербах Л. Эвдемонизм // Избранные философские произведения в 2-х тт. -М., 1955, т. 1.-578-642 с.

57. Фейербах Л. Лекции о сущности христианства // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955, т.2. - 490-811 с.

58. Фейербах JI. О "Сущности христианства" в связи с "Единственным и его достоянием" // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955, т.2. - 406-421 с.

59. Фейербах JI. Сущность религии // Избранные философские произведения в 2-х тг. М., 1955, т.2. - 421-490 с.

60. Фейербах JI. Сущность христианства // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955, т.2. - 7-406 с.

61. Фригони А.; Манселли Р. Модернизм. М.: Наука, 1975. - 13 с.

62. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.- 330 с.

63. Цвингли У. Комментарий к истинной и ложной религии. Тбилиси, 1992. - 167с.

64. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. М., 1911. - 390 с.

65. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. -557с.

66. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. - 113 с.

67. Источники и литература ня иностранных языках

68. A Bonhoeffer Legasy. Essays in Understanding. Michigan: William B. Erdmans Publishing Company, 1981. - 382 p.

69. Altizer T. America and the future of theology // Radical theology and the death of God by T.Altizer and W.Hamilton. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, Inc., 1966.-9-23 p.

70. Altizer T. Dass Gott tot sei. Versuch eines christlichen Atheismus. Zuerich: Zwingli Verlag, 1968. - 183 s.

71. Altizer T. The Gospel of christian atheism. Philadelphia: The Westminster Press, 1966. - 157 p.

72. Altizer T. Theology and the death of God // Radical theology and the death of

73. God by T.Altizer and W.Hamilton. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, Inc, 1966.-95-113 p.

74. Altizer T. William Blake and the role of myth in the radical christian vision // Radical theology and the death of God by T.Altizer and W.Hamilton. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, Inc, 1966. 171-193 p.

75. Altizer T. The sacred and the Profane: a dialectical understanding of Christianity // Radical theology and the death of God by T.Altizer and W.Hamilton. -Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, Inc, 1966. 139-157 p.

76. Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert. Hamburg, 1975, Bd.2. - 611 s.

77. Bishop J. Die "Gott-ist-tot" Theologie. Duesseldorf: Patmos-Verlag, 1968. -172 s.

78. Bonhoeffer D. Nachfolge. Muenchen: Chr.Kaiser Verlag, Band 4,1989. - 390 s.

79. Bonhoeffer D. Ethik. Muenchen: Chr.Kaiser Verlag, Band 6,1992. - 566 s.

80. Bonhoeffer D. Fragmente aus Tegel. Muenchen: Chr.Kaiser Verlag, Band 7, 1994.-314 s.

81. Bonhoeffer D. Widerstand und Ergebung. Briefe und Aufzeichnungen aus der Haft. Muenchen: Chr.Kaiser Verlag, Band 8,1998. - 796 s.

82. Boetge E. Dietrich Bonhoeffer Theologie. Muenchen: Chr. Kaiser Verlag, 1967.- 1126 s.

83. Burtness S. Shaping the fater. The Ethics of Dietrich Bonhoeffer. Philadelphia: Fortress Press, 1985. - 183 p.

84. Bonhoeffer's ethics. Old Europe and new frontiers. Amsterdam: Kok Pharos Publishing House, 1988. - 246 p.

85. Cobb J. Process Theology as political theology. Manchester: Manchester University Press, 1980. - 158 s.

86. Cobb J. Christlicher Glaube nach dem Tode Gottes. Gegenwaertiges Weltverstaendnis im Licht der Theologie. Muenchen: Claudis Verlag, 1971. -151 s.

87. Cobb J.; Griffin D. Prozess Theologie. Eine einfuehrende Darstellung. -Goettingen: Vandenhoeck&Ruprecht, 1979. 193 s.

88. Cox H. The secular city. New York, 1965. - 276 p.

89. Cox H. Stadt ohne Gott? Stuttgart: Kreuz Verlag, 1969. - 310 s.

90. Daecke S. Der Mythos vom Tode Gottes. Ein kritischer Ueberblick. Hamburg: Furche-Verlag,, 1969. - 131 s.

91. Dass Gott auferstehe. Zuerich: Theologischer Verlag, 1967. - 255 s.

92. Dramm S. Dietrich Bonhoeffer. Eine Einfuerung in sein Denken. Guetersloh: Chr. Kaiser Verlag, 2001. - 287 s.

93. Duback A. Glauben in saekularer Gesellschaft. Bern: Herbert Lang, 1973. -195s.

94. Ebert H. Der verlorene Gott. Radikale Antworten auf radikale Fragen. Olten: Walter-Verlag, 1971.-118 s.

95. Edwards D. Religion in der veraenderten Welt. Muenchen: Koessel-Verlag, 1975. - 151 s.

96. Esser W. Studien zur Saekularisierung und Religiositaet. Duesseldorf: Patmos Verlag, 1975. - 200 s.

97. Faber H. Gott in vaterloser Gesellschaft. Analysen und Perspektiven zur Unkirchlichkeit. Muenchen: Glaudius Verlag, 1972. - 203 s.

98. Fries H.; Staehlin R. Gott ist tot? Eine Herausforderung zwei Theologen antworten. - Muenchen: Suedwest Verlag,, 1968. - 239 s.

99. Hamilton W. American Theology, radicalism and the Death of God // Radical Theology and the death of God. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, 1966. - 3-9 p.

100. Hamilton W. The death of God Theologies today // Radical Theology and the death of God. Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, 1966. - 23-53 p.

101. Hamilton W.The New Optimism from Prufrock to Ringo I I Radical Theology and the death of God. - Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, 1966. -157-171 p.

102. Koch G. Die Zukunft des toten Gottes. Hamburg: Agentur des Rauhen Hauses, 1968.-408 s.

103. Kunz E. Christentum ohne Gott. Frankfurt am Main: Josef Knecht Verlag, 1971.-151s.

104. Lockley H. Dietrich Bonhoeffer. His ethics and its value for christian ethics today. London: The Phoenix Press, 1993. - 192 p.

105. Link C. Hegels Wort "Gott selbst ist tot". Zuerich: Theologischer Verlag, 1974.- 109 s.

106. Loen A. Saekularisation. Von der wahren Voraussetzung und angeblichen Gottlosigkeit der Wissenschft. Muenchen: Chr.Kaiser Verlag, 1965. - 228 s.

107. Luebbe H. Saekularisierung. Geschichte eines ideenpolitischen Begriffs. -Freiburg: Verlag Karl Alber, 1965. 135 s.

108. Marie R. Was bleibt noch? Kritische Ueberlegungen zur Theologie heute. -Padeborn: Verlag Bonifacius-Drukerei, 1971. 216 s.

109. Morel J. Glaube und Saekularisierung. Innsbruck: Tyrol-Verlag, 1972. -81 s.

110. Mynarek H. Existenzkrise Gottes? Der christliche Gott ist anders. Augsburg: Verlag Winfried-Werk, 1969. -110 s.

111. Newbigin L. Honest Religion for secular man. Philadelhia: The Westminster Press, 1966. - 159 p.

112. Pelildan H. Die Froemmigkeit Dietrich Bonhoeffers. Dokumentation, Grundlinien, Entwicklung. Wien: Herder Verlag, 1982. - 220 s.

113. Pfeil H. Christsein in saekularisierter Welt. Aschaffenburg: Paul Pattloch Verlag, 1972. - 228 s.

114. Pfeil H. Gott und die tragische Welt. Aschaffenburg: Paul Pattloch Verlag, 1971.- 144 s.

115. Religion im Erbe. Dietrich Bonhoeffer und die Zukunftfaehigkeit des Christentums. Guetersloh: Chr.Kaiser, 2002. - 341 s.

116. Robertson E. Dietrich Bonhoeffer. Leben und Verkuendigung. Goettingen: Vandenhoeck&Ruprecht Verlag, 1989. - 335 s.

117. Robinson J. Gott ist anders. Honest to God. Muenchen: Chr.Kaiser Verlag, 1966. - 143 s.

118. Robinson J. Eine neue Reformation? Muenchen: Chr.Kaiser Verlag, 1965. -151 s.

119. Robinson J. Honest to God. Philadelphia: The Westminster Press, 1963. -143 p.

120. Rohmann K. Vollendung im Nichts? Eine Dokumentation der amerikanischen "Gott-ist-tot-Theologie". Zuerich: Benziger Verlag, 1977. - 459 s.

121. Schlette H. Christen als Humanisten. Muenchen: Max Hueber Verlag. - 154 s

122. Saekularisierung. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1989. - 449

123. Soelle D. Altheistisch an Gott glauben. Beitraege zur Theologie. Olten: Walter-Verlag, 1968. - 129 s.

124. Soelle D. Stellvertretung. Stuttgart: Kreuz.Verlag, 1966. - 208 s.

125. Schultz H. Partisanen der Humanitaet. Stuttgart: Kreuz Verlag, 1984. - 176 s

126. The death of God debate. Philadelphia: The Westminster Press, 1967. - 267 p.

127. The theology of Altizer: critique and response. Philadelhia: The Westminster Press, 1970.-269 s.

128. Toedt H. Theologische Perspektiven nach Dietrich Bonhoeffer. Guetersloh: Chr.Kaiser, 1993- 286 s.

129. Vahanian G. Kultur ohne Gott? Goettingen: Vandenhoeck&Ruprecht, 1973. -199 s.

130. Vahanian G. Wait without idols. New York: George Braziller, 1964. - 256 p.

131. Vahanian G. The death of God. The culture of our post-christian era. New

132. York: George Braziller, 1967.-253 p.

133. Van Buren P. Reden von Gott in der Sprache der Welt. Zur saekularen Bedeutung des Evangeliums. Zuerich: Zwingli Verlag, 1965. - 192 s.

134. Von Gott reden in saekularer Gesellschaft. Leipzig: Benno-Verlag, 1966. -361 s.

135. Welt ohne Gott: Herausforderung des Christen. Wien: Cura Verlag, 1970. -134 s.

136. Weymann-Weiyhe W. Revolution im christlichen Denken. Der Angriff von Philosophie und Wissenschaft auf die Fundamente des ueberlieferten Glaubens. -Olten, 1967.-314 s.

137. Wenn Gott verloren geht. Die Zukunft des Glaubens in der saekularisierten Gesellschaft. Freiburg: Verlag Herder, 1998. - 302 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.