Проблемы генезиса, становления и развития грузинской народной музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, доктор исторических наук Майсурадзе, Нина Михайловна

  • Майсурадзе, Нина Михайловна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 1983, ТбилисиТбилиси
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 345
Майсурадзе, Нина Михайловна. Проблемы генезиса, становления и развития грузинской народной музыки: дис. доктор исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Тбилиси. 1983. 345 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Майсурадзе, Нина Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I Древнейшие ступени интонационно-гармонического развития грузинских народных песен

ГЛАВА П 0 двух формах многоголосия в грузинских народных песнях

ГЛАВА Ш 0 грузинских музыкальных диалектах

ГЛАВА 1У 0 ладах в грузинских народных песнях

ГЛАВА У Историко-этнографические основы происхождения грузинской народной песни.

ГЛАВА У1 Взаимоотношение грузинского и северокавказского музыкальных языков и вопрос их общности

ВЫВОДЫ.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЦЫ.

ГРУЗИНСКИЙ АЛФАВИТ И ЕГО МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

СПИСОК ИШОЛЪЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТшф.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫ1,Ш®1Щ|Д.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ.

СОКРАЩЕНИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы генезиса, становления и развития грузинской народной музыки»

Проблема этногенеза грузинских племен и родства их с населявшими Кавказ соседними племенами давно привлекает внимание историков, лингвистов, археологов, этнографов и антропологов. В связи с этим высказан ряд важных соображений. В этом аспекте грузинские народные песни, а также соотношение их с северокавказскими песнями до сих пор не являлись предметом специального исследования. В музыковедческой литературе известны соображения т общего характера о единой основе грузинских народных песен.

Имеются предположения и о родстве грузинской и северокавказской р музыкальных культур. Монографическое исследование грузинской народной музыки с этой точки зрения может оказаться весьма важным для изучения вышеуказанной проблемы.

Грузинская народная музыка, а также музыка народов Северного Кавказа в разное время изучались многими специалистами, среди которых следует отметить M.M.Ипполитова-Иванова, С.И.Танеева,

1 В.А.Гвахария, Жизнь и творчество З.П.Палиашвили (на груз.яз.), Тбилиси, 1971, с.40-41; его же, Развитие грузинских музыкальных систем (Х-ХУШ в.в. - на груз.яз.), Тбилиси, 1962, с.4; Д.И.Аракишвили, Грузинская музыка (на груз .яз.), Кутаиси, 1925, 0.5; И.А.Джавахшпвили, Основные вопросы истории грузинской музыки (на груз.яз.), Тбилиси, 1938; Г.З.Чхиквадзе, Грузинская народная песня, см.сборник "Грузинская народная песня',' 1,р®дактф-составитель Г.З.Чхиквадзе, Тбилиси, i960, с.ХХХШ; Ш.С.Асланшпвили, Очерки о грузинской народной песне, I (на груз.яз.), Тбилиси, 1954, с.16; его же, Народные основы гармонии грузинских композиторов, см. "Грузинская музыкальная культура", Москва, 1957, с.411.

2 Ш.С.Асланшпвили, Народные основы гармоний грузинских композиторов, с.421-422; В.А.Гвахария, 0 древних взаимосвязях грузинской и северокавказской народной музыки, Материалы по этнографии Грузии, ХП-ХШ, Тбилиси, 1963, с.282-290.

Д.И.Аракишвиж, И.А.Джавахишвиж, В.М.Беляева, Е.В.Гиппиуса, В.К. Стешенко-Куфтину, Ш.С.Асланишвили, Г.З.Чхиквадзе, В.А.Гвахарш, В.В.Ахобадзе, О.АЛидаавадзе, Б.С.Гулисашвили, Х.А.Аракелова, К.Д.Туманишвшш, А.С.Мшвелидзе, Т.С.Мамаладзе, В.А.Маградзе, М.К. Жордания, М.И.Шилакадзе, Г.М.Гвардкаладзе, И.Д.Жгенти, И.1.Иордания, К.В.Ковача, И.М.Хашбу, М.М.Хашбу, А.Ф.Гребнева, Л.Г.Канча-вели, Б.А.Галаева, К.Г.Цхурбаеву, Д.С.Хаханова, Ф.Ш.Алборова, Н.С.Речменского, А.М.Авраамова, Г.А.Гасанова, М.А.Якубова и др.

Следует отметить исследования, посвященные изучению гармонии грузинских народных песен, происхождению и развитию грузинского многоголосия. Перше шаги в научном исследовании отдельных гармонических элементов связаны с деятельностью Д.И.Аракишвиж. Его работы, в которых дана попытка изучения ладов, аккордов и кадан-я сов, легли в основу последующего исследования гармонии грузинской народной музыки в более широком масштабе. В этом плане особый интерес представляют труды Ш.С.Асланишвили, касающиеся гармонии восточно-грузинских (картлийеко-кахетинских) и частично западно-грузинских песен. В них рассматриваются лады, основные черты мелодии, аккордика, кадансы (среди них - две группы кадансов, первая из которых представлена в пределах одного лада, а другая - содержит модуляцию из одного лада в другой), способы модуляции.^ Выявлены два вида грузинского многоголосия, имеющие общую основу и историческую связь - бурдонное и комплексное. Установлено, что возникновение трехголосия в бурдонном многоголосии связано с одной стороны, с созданием разновидностей двух

3 Д.И.Аракишвиж, указ.раб.; его же, Обзор народной песни Восточной Грузии, Тбилиси, 1948; его же, Ладовый строй народных песен Западной Грузии (на груз.яз.), Тбилиси, 1954 и др.

4 Ш.С.Асланишвили, Гармония народных хоровых песен Карталино-Кахети (на груз.яз.), Тбилиси, 1950; его же, Очерки о грузинской народной песне,! (на груз.яз.), Тбилиси, 1954. голосных сочетаний, а, с другой, - с появлением органного пункта сверху, над мелодическим голосом посредством удвоения басового голоса. Трехголосие же в комплексном многоголосии возникло путем надстройки чистой квинты на каждый звук нижнего голоса, т.е. баса двухголосной песни. Значительную роль в установлении ступеней развития грузинского многоголосия сыграло функциональное исследование названий отдельных голосов.^

Исключительный интерес представляет собой выявление четырехголосия в грузинских (аджарских и гурийских) отдельных песнях "Надури". Изучены своеобразие архитектоники, формы и метро-ритма этих песен, функции отдельных голосов и их полифоническая ос-7 нова.

Ступени развития многоголосия выявились также в инструментальных строях и напевах. В народном быту засвидетельствовано настраивание трехголосного пандури ( jp^oi^ri ) На два голоса

5 Ш.С.Асланишвили, Очерки., I, с.7-8, 17,14; Г.З.Чхиквадзе, народная песня, см. "Грузинская музыкальная культура", Москва, 1957, с.28-29; Его же, Основные типы грузинского многоголосия, УП международный конгресс антропологических и этнографических наук, Москва, 1964, с.4.

6 И.А.Джавахишвили, узсаз.раб., с.331-335.

7 И.А.,Пдавахишвили, указ.раб., с.81; И.К.Инаишвили, Дж.И.Нога-идели, Г.З.Чхиквадзе, 0 своеобразии аджарских четырехголосных песен "надури", журн. "Литературная Аджария" (на груз, яз.), i960, В I, с.73-77. В.В.Ахобадзе, Грузинские (аджарские) народные песни, Батуми,1961; Его же, Грузинские народные трудовые песни "надури", УП международный конгресс антропологических и этнографических наук, Москва, 1964; Г.З.Чхиквадзе, Основные типы грузинского народного многоголосия, с.8-10;

Его же, Грузинская народная музыка (на груз, яз.), 1965, с.29-32. в кварте), что указывает, с одной стороны, о строе ранее бытовавшего двухструнного пандури, а, с друтой, при наличии третьей струны, - о стремлении к трехголосию, где в виде квартового строя все же сохраняется двухголосие. При таком строе пандури в исполняемых напевах, в условиях доминирующего двухголосия, отмечаются и элементы трехголосна. Исследование напевов, исполняемых на пандури, дало возможность определить три группы этих напевов: двухголосные, двухголосные с элементами трехголосия и трехголосные.8

Существует мнение, что терция в строе пандури - более позднего 9 происхождения и связана с развитием трехголосия.

Вышеуказанные результаты исследований распространяются не только на грузинские народные песни, но, в той или иной степени, и на песни северокавказских народов.

Следует отметить работы, касающиеся отдельных периодов развития грузинской музыкальной культуры и охватывающие вопросы истории не только народной, но и духовной музыки.

8 Д.И.Аракишвшш, Обзор., с.32; Ш.С.Асланшпвили, Очерки и грузинской народной песне, П (на груз.яз.), Тбилиси, 1956, 12-13, 72; Й.А.Джавахишвили, указ.раб., с.156; М.Й.Шилакадзе, Многоголосие грузинских народных инструментальных напевов, Материалы по этнографии Грузии, ХУШ (на груз.яз.), Тбилиси, 1975, с.190-191, 189.

9 В.М.Беляев, К вопросу изучения грузинских музыкальных инструментов, Сообщения Государственного музея Грузии, 1Х-В, 19351936, Тбилиси, 1936, с.38.

10 См.труды В.А.Гвахария: 0 двух музыкальных системах в Грузии, -яурнЛЗабчота хеловнеба'Чна груз.яз.).Тбилиси,1960с.76-80; Музыкальная культура Грузии Х1-ХП в.в.; Ммы** Лпкыуш/. &сЬси Ььс&лЩ'м. ВуЬрыъ } 1ш , Гъе&к^, с.401-411; Грузинская музыка, см.Музыкальная эстетика стран Востока, Москва,1971, с.387-408; Музыкальная культура Грузии ХУП-ХУШ вв., ЛиьЬи^

Проведенные до сего времени исследования подготовили почву для изучения наш важнейших вопросов генезиса, становления и развития грузинской народной музыки в свете этнической истории грузинских племен, а также взаимоотношение грузинского и северокавказского музыкальных языков. В соответствии с этим перед нами стояли следующие задачи: выявить общегрузинский музыкальный язык, язык-основу; исследовать процесс постепенного его развития и одновременной дифференциации, образование и формирование отдельных музыкальных диалектов; их культурно-исторические взаимосвязи; проследить формы многоголосия (бурдонная, комплексная) на ранних ступенях развития музыкального мышления грузинских племен установить давность происхождения комплексной формы многоголосия (трехголосие), а также значение ее в развитии грузинской народной музыки; исследовать историко-этнографические основы происхождения грузинских народных песен; выявить общие для грузинского и северокавказского музыкальных языков интонационно-гармонические элементы на ранних ступенях развития музыкального мышления и в дальнейшем.

Работа является первой попыткой монографического исследования генезиса, становления и развития грузинской народной музыки в свете этнической истории грузинских племен, а также взаимоотношений грузинского и северокавказского музыкальных языков.

Следует подчеркнуть историзм работы - музыкальные тексты использованы в ней как исторический источник, дающий возможность в той или иной степени осветить вопросы этногенеза грузинских племен и их родства с населявшими Кавказ соседними племенами.

В диссертации впервые показан общегрузинский музыкальный язык или язык-основа и выдвигается гипотеза о параллельном его существовании с языком-основой картвельских языков; показан также процесс постепенного развития музыкального языка-основы и одновременной его дифференциации, образование и формирование музыкальных диалектов.

Впервые высказано мнение о зарождении форм многоголосия (бурдонного, комплексного) в период существования общегрузинского музыкального языка, языка-основы, показано значение комплексной формы многоголосия в дифференциации общегрузинского музыкального языка, с этой точки зрения показано выделение из общегрузинского музыкального языка первоначально сванского музыкального диалекта и, более того, его роль в образовании западного круга грузинской музыкальной культуры.

Выявлены древнейшие интонационные связи мегрельских и во-сточногрузинских песен. Высказано предположение о наличии грузи-но-занской музыкальной общности в определенном историческом периоде, что, в свою очередь, указывает на сравнительно позднее выделение из общегрузинского музыкального языка мегрельского кального диалекта, нежели сванского.

На основании анализа музыкальных текстов показано первоначальное выделение тушинского музыкального диалекта от восточного круга грузинской музыкальной культуры, а также структурно-типологическая близость его с веинахским музыкальным миром.

Впервые аргументируется важное положение о том, что музыкальный диалект определяется не только формой многоголосия и интонационно-гармонической особенностью, но и характером исполнения, тем интонационным своеобразием, которое формируется в единстве с диалектологическими языковыми особенностями той или иной этнографической группы.

Высказано соображение о формировании напева-основы в тех отображающих древнейшие верования и представления ритуалах, которые изначально были связаны с бытом грузинского народа.

В работе впервые дается сравнительный анализ грузинских и северокавказских, абхазо-адыгских, чечено-ингушских, дагестанских, осетинских песен и сформулирована гипотеза о наличии в историческом прошлом на территории Кавказа общекавказской музыкальной культуры.

Впервые в научный обиход введены песенные образцы, зафиксированные нами (на магнитной пленке) и перенесенные на ноты.

Методологической основой работы послужили труды классиков марксизма-ленинизма. В процессе исследования, наряду с комплексно-интенсивным методом, использован также сравнительно-исторический метод. При изучении историко-этнографических основ происхождения грузинских народных песен мы опираемся на труды этнографов Г.С.Читая, В.В.Бардавелидзе, А.И.Робакидзе, Р.Л.Харадзе, В.Д.Ито-нишвили, И.В.Чкония, Т.А.Очиаури, Дж.А.Рухадзе, И.К.Сургуладзе,

Н.А.Брегадзе и др. В этом плане особенно следует отметить фундатт ментальные труды В.В.Бардавелидзе. При интонационно-гармоническом анализе грузинских народных песен диссертация в основном опирается на исследование Ш.С.Асланишвили "Гармония в народных хоровых песнях Картли и Кахети" (Москва, 1978). В исследовании вопросов гармонии грузинской народной музыки значительную роль

Т2 сыграли труды выдающихся советских музыковедов Б.В.Асафьева,

11 См. ее "Из истории древнейших верований Грузии. Божество Барбар-Бабар" (на груз, яз.), Тбилиси, 1941; Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен", Тбилиси, 1957.

12 Б.В.Асафьев, Музыкальная форма как процесс, кн.1,2, Л.,1971.

- 10 то та тс

Ю.Н.Твшина, Л.А.Мазеля, , С.С.Скребкова и др. Следует отметить особое значение работ И.Й.Земцовского в связи с рассмотрением грузинских народных песен в свете этнической истории гру

16 зинских племен.

Материалами исследования послужили собранные и котированные диссертантом образцы грузинских и северокавказских народных песен, а также опубликованные песни.

Работа способствует изучению кавказской цивилизации, в частности, ее важнейшего компонента этномузыкологии, корни которой уходят вглубь веков и тысячелетий, и убедительно доказывает древнейшее происхождение кавказской культурной общности, в воссоздании которой свою посильную лепту вносили племена, населяющие Кавказ, его южные и северные склоны.

Исследование отвечает требованиям, главной целью которых является восстановление - развитие грузинской народной музыкальной культуры. Рассматриваемые в диссертации вопросы, с одной стороны, обогатят с точки зрения этнографии (читаемый в Тбилисском госу

13 Ю.Н.Тюлин, Учение о гармонии, ч.1, Л., 1937; его же, Теоретические основы гармонии, Л., 1956 (совм. С.Н.Привано).

14 Л.А.Мазель, Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939 (совм. с И.Рыжиным); 0 мелодии,М.,1952.

15 С.С.Скребков, Хрестоматия по гармоническому анализу, М.-Л., 1948 (совм. с 0.Скребковой); Практический курс гармонии, М., 1952 (совм. с 0.Скребковой).

16 И.И.Земцовский, "Этногенез в свете музыкального фольклора", Народно стваралаштво, Белград, 1969, УШ, св.29-32, на русск.яз.); его же, "К методике изучения этногенетиче-ских связей в музыкальном фольклоре", сб. Зборник од XIX конгрес на СЗФ, Сколке , 1977, с. 217-221 (на русск. яз.); его же, "Мелодика календарных песен", Ленинград, 1975. дарственном университете), а с другой, - по грузинской гармонии (курс читаемый в Тбилисской государственной консерватории).

Работа состоит из введения, шести глав и заключения. В приложении даны 82 песенных образца, список использованной литературы и сборников песен.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Майсурадзе, Нина Михайловна, 1983 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы. - Соч., 2-е изд., 1961, т.20, с.526-536.

2. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Лекции по истории философии". Полн.собр.соч., т.29, с.219-278.

3. Ленин В.И. Теория познания эмпириокритицизма и диалектологического материализма. Полн.собр.соч., т.18, с.97-146.

4. Ленин В.И. Историческая обстановка национальных движений. Полн.собр.соч., т.30, су.349-351.

5. Абуладзе И.В. Словарь древнегрузинского языка. -Тбилиси: Мецниереба, 1973. 577с.

6. Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего и современного населения Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1964. - 208с.

7. Амиранашвили Ш.Я. История грузинского искусства (на груз, яз.). Тбилиси: Хеловнеба, 1971. - 525 с.

8. Анчабадзе З.В. История и культура древней Абхазии. М.: Наука, 1964, - 239с.

9. Апакидзе А.М. Полвека грузинской советской археологии (на груз.яз.). -Тбилиси: Мецниереба, 1972. 148с.

10. Аракишвили Д.И. Грузинская музыка (на груз.яз.). Кутаиси, 1925. - 64с.

11. Аракишвили Д.И. Ладовый строй народных песен Западной Грузии (на груз.яз.). Тбилиси: Хеловнеба, 1954. - 55с.

12. Аракишвили Д.1. Сванские песни. Тбилиси: Хеловнеба, 1950. - 47с.

13. Аракишвили Д.И. Обзор народной песни Восточной Грузии. -Тбилиси: Ленинское знамя, 1948. 100с.

14. Аракчиев Д.И. Грузинское народное музыкальное творчество. Оттиски из У т. "Трудов МЭК", М., 1916. - 304с.

15. Аракчиев Д.И. Краткий очерк развития грузинской карта-лино-кахетинской народной песни. М., 1905. - с.3-26.

16. Аракчиев Д.й. Народная песня Западной Грузии. Оттиски из П т. "Трудов МЭК". - М., 1908. - 124с.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1,2. -Л.: Музыка, 1971. 376с.

18. Асланишвили Ш.С. Гармония народных хоровых песен Кар-таяино-Кахетии (на груз.яз.). Тбилиси: Сахелгами, 1950. - 193с.

19. Асланишвили Ш.С. Гармония народных хоровых песен Кар-талино-Кахетии, изд. П (на груз.яз.). Тбилиси: Ганатлеба, 1970.- 185с.

20. Асланишвили Ш.С. Гармония в народных хоровых песнях Картли и Кахети. М.: Музыка, 1978. - 191с.

21. Асланишвили Ш.С. Народные основы гармонии грузинских композиторов. В сб.: Грузинская музыкальная культура. - М.: Государственное музыкальное изд-во, 1957. - 410-444с.

22. Асланишвили Ш.С. Очерки о грузинской народной песне (на груз.яз.). Тбилиси: Хеловнеба, 1954, I, 299с.

23. Асланишвили Ш.С. Очерки о грузинской народной песне (на груз.яз.). Тбилиси: Хеловнеба, 1956, П, 197с.

24. Ахобадзе В.В. Введение (на груз.яз.). Сборник грузинских (сванских) народных песен. - Тбилиси: Техника да шрома,1957.- с.7-21.

25. Ахобадзе В.В. Грузинские народные трудовые песни "Надури". М.: Наука, 1964. - 9с.

26. Ахобадзе В.В. Об абхазской народной музыке (на груз.яз.).- Сабчота Хеловнеба, 1957, с.114-117.

27. Ахобадзе В.В. Очерк о грузинской (аджарской) народной песне (на груз.яз.). В сб.: Грузинские (аджарские) народные- 326 песни. Батуми: Гос.изд-во, 1961. - с.7-38.

28. Ахобадзе В.В. Предисловие. К сб.: Абхазские песни, - М.: Гос.одуз.изд-во, 1957. - с.7-12.

29. Балиаури М.Д., Н.И.Макалатиа. Культ покойника в архот-ской общине (на груз.яз.). МЭГ, 1940, ч.Ш, с.1-64.

30. Бардавелидзе В.В. Древнейшие религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1957. - 305с.

31. Бардавелидзе В.В. Духовные тексты горцев Восточной Грузии (на груз.яз.). МЭГ, вып.1, 1938. - 48с.

32. Бардавелидзе В.В. Земельные владения древнегрузинских святилищ. Советская этнография, 1940, 12.

33. Бардавелидзе В.В. Из истории древнейших веровании Грузии (божество Барбар-Бабар на груз.яз.). - Тбилиси: Изд-воАН ГССР, 1941. 147с.

34. Бардавелидзе В.В. Календарь сванских народных праздников, I. Тбилиси: Изд-во Груз.филиала АН ГССР, 1939. - 231с.

35. Бардавелидзе В.В. Образцы грузинского (сванского) обрядового графического искусства (на груз.яз.). Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1953. - 184с.

36. Бардавелидзе В.В. Ритуал, связанный с рождением ребенка в горной Картли (на груз.яз.). Сообщения Гос.музея Грузии, 1927-1928, т.1У.

37. Бардавелидзе В.В. Традиционные общественно-культовые памятники горной Восточной Грузии. Пшави (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, т.1, 1974. - 230с.

38. Бардавелидзе В.В. Сванское песнопение Барбал-долаш. -Известия ИЯИМК, 1940, 7-71.

39. Беляев В.М. К вопросу изучения грузинских музыкальных- 327 инструментов. Тбилиси, 1936. - 39с.

40. Брегадзе H.A. К изучению истории Бервкаоба (на груз, яз.). Мацне, 1980, Ш I, с.47-65.

41. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. - 390с.

42. Брошей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.283с.

43. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Новая Москва, 1923.326с.

44. Вирсаладзе Е.Б. Народно-поэтическое творчество грузин-горцев. Мтиулети и Гудамакари (на груз.яз.). Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1958. - 585с.

45. Галаев Б.А. Осетинская народная музыка. В сб.: Осетинские народные песни. М.: Музыка, 1964. - с.7-24.

46. Гамкрелидзе Т. , Мачавариани- Г. Система сонантов и облаут в картвельских языках. Типология общекартвельской структуры -Тбилиси: Мецниереба, 1965. -511с.

47. Гасанов Г.А. Предисловие. К сб.: Дагестанские народные песни. - М.: Гос.муз.изд-во, 1959. - с.3-9.

48. Гварамадзе Л.Л. Грузинская народная хореография. Тбилиси: Хеловнеба, 1957. - 170с.

49. Гварджаладзе Г.М. Типологические особенности ритмических основ грузинской народной песни. Автореферат дис. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1982. - 24с.

50. Гвасалия Д.Г.06 этнической, принадлежности племени Цанар.-Сообщения АН ГССР, 1970, 59, J6 3, с.753-755.

51. Гвахария В.А. Грузинская музыка (на русск.яз.). В сб.: Музыкальная эстетика стран Востока. - М., 1971. - с.387-408.

52. Гвахария В.А. 0 древних взаимосвязях грузинской и северокавказской народной музыки.- МЭГ,1963, ХП-ХШ, с.281-290.- 328

53. Гвахария В.А. Единая основа древнегрузинского и европейского музыкального строя (на груз.яз.). Труды, 1971, В2(140), о.107-123.

54. Гвахария В.А. Жизнь и творчество З.П.Палиашвили (на груз, яз.). Тбилиси: Тбилисский госуниверситет, 1971. - 63с.

55. Гвахария В.А. Музыкальная культура Грузии XI-ХП вв.- ЛАм/ЗнС/О- Акцией ^'е-к-Ь'^сл^. -В^еЦоегог , 1969, с.401-411.

56. Гвахарш В.А. 0 двух музыкальных системах в Грузии (на груз.яз.). Сабчота хеловнеба, 1960, № 2, с.76-80.

57. Гвахария В.А. Развитие грузинских музыкальных систем (на груз.яз.). Тбилиси: Хеловнеба, 1962. - 435с.

58. Гвахария В.А. "Первое руководство ддя изучения грузинских музыкальных знаков" Иоанна Багратиони. Сабчота хеловнеба, Тбилиси, 1958, № 5, с.53-57.

59. Гигинеишвили И.М., Топурия В.Т., Кавтарадзе И.И.: Грузинская диалектология (на груз.яз.). Тбилиси, 1961, I.

60. Гиоргадзе Д.Г. Культ мертвых горной Восточной Грузии. -Автореферат дис. канд.ист.наук. Тбилиси, 1977. - 26с.

61. Гиоргадзе Д.Г. Обряд оплакивания покойника в Тушети (Далай на груз.яз.). - МЭГ, XIX, 1978. - с.94-99.

62. Гиоргадзе Д.Г.Ранневесенний праздник. Султакрепа у горцев Восточной Грузии (на груз.яз.). - Исторический сборник, 1У.- Тбилиси: Мецниереба, 1973. 399-408.

63. Гобеджишвили Г.Ф. Археологические раскопки в советской Грузии (на груз.яз.). Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1952. - 169с.

64. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М.,

65. Гребнев А.Ф. Критический обзор музыкального творчества- 329 народа Адыге (черкесов). В сб.: Адыгейские народные песни и мелодии. - М.-Л.: Музгиз, 1941. - с.184-214.

66. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, т.1. М.-Л.: Музгиз, 1941, 595с.

67. Грузинский фольклор (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниере-ба, 1974, 1У, 234с.

68. Гулисашвили Б.А. Гармония гиполадов в грузинской народной музыке. Сообщения АН ГССР, 1970, 58, № 3, с.749-752.

69. Гулисашвили Б.А. Гиполады в народном музыкальном творчестве. Сообщения АН ГССР, 1970, 57, № 3. с.749-751.

70. Гулисашвили Б.А. О квартквинтаккорде. Сообщения АН ГССР, 1970, 60, 1 30, с.753-755.

71. Гулисашвили Б.А. О локрийском и гиполокрийском ладе. Сообщения АН ГССР, 1971, 63, & I, с.245-247.

72. Гулисашвили Б.А. Чистый строй и нейтральные интервалы в народном музыкальном творчестве. Сообщения АН ГССР, 1971, 64, № 3, с.757-760.

73. Джавахишвили И.А. История грузинского народа (на груз, яз.). Тбилиси: Изд-во Тбилисского госуниверситета, 1948, П, 371с.

74. Джавахишвили И.А. Основные вопросы истории грузинской музыки. Тбилиси: Федерация, 1938. - 341с.

75. Джамбакур-Орбелиани А. Песнопение, песня и напевание иверийцев (на груз.яз.).- Газ.Цискари, 1858, № 6.- 330

76. Джанелидзе Д.С. Грузинский театр с древнейших времен до второй половины XIX века. Тбилиси: Заря Востока, 1959. - 375с.

77. Джанелидзе Д.С. Триалетское зрелище (на груз.яз.). -Саб-чота хеловнеба, 1981, № 12, с.74-89.

78. Джанелидзе Д.С. Народные истоки грузинского театра.- Тбилиси, 1948.

79. Джанашиа С.Н. Труды, П (на груз.яз.). Тбилиси: Изд-во АН ГСОР, 1952. - 538с.

80. Джапаридзе О.М. К вопросу этнической истории грузинских племен по данным археологии (на груз.яз.). Тбилиси: Изд-во Госуниверситета, 1976. - 361с.

81. Донадзе В.Г. Шалва Мшвелидзе. Тбилиси: Музфонд ГССР, 1946. - 62с.

82. Жгенти И.Д. Гармония народных песен Западной Грузии. Автореферат дис. канд.искусствоведения. Тбилиси, 1983. - 25с.

83. Жгенти И.Д. Хрестоматия по грузинской гармонии (на груз, яз.). Тбилиси: Ганатлеба, 1979. - 292с.

84. Жордания М.К. Локрийский лад в грузинской народной музыке (на груз.яз.). Сабчота хеловнеба, 1971, В 7, с.49-55.

85. Жордания М.К. Локрийский. лад в грузинской народной песне (на груз.яз.). Сабчота хеловнеба, 1971, № 8, с.53-58«

86. Жордания И.М. Модуляция в бурдонных песнях Восточной Грузии. Автореферат дис. канд.искусствоведения. Тбилиси, 1982.- 26с.

87. Закс Курт. Музыкальная культура древнего мира. Л.:1937.

88. Земцовский И.И. К мелодике изучения этногенетических связей в музыкальном фольклоре (на русск.яз.). В сб.: зборник од XIX конгресс на СЗФ. - Ско^, 1977. - с.217-221.

89. Земцовский И.И. Ленинские принципы методологии научного исследования и задачи музыкальной фольклористики. В сб.: Учение В.И.Ленина и вопросы музыкознания. - Л.: Музыка, 1969.с.203-223.

90. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. - 222с.

91. Земцовский И.И. 0 системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинской методологии. Проблемы музыкальной науки, вып. I. - М.: Советский композитор, 1972. - с.169-199.

92. Земцовский И.И. Песни, исполнявшиеся во время календарных обходов дворов у русских. СЭ, 1973, № I, с.38-47.

93. Земцовский И.И. Этногенез в свете музыкального фольклора Сна русск.яз.). Народно стваралаштво. - Белград, 1969, УП,св. 29-32.

94. Ивелашвили Т.В. Свадебные песни и хороводы в Месхети.- Сообщения АН ГССР, 1979, 96, & 2, с.501-503.

95. Инаишвили И.К., Ногаидели Д.И., Чхиквадзе Г.З.- 0 своеобразии аджарских четырехголосных песен "надури" (на груз.яз.). -Литературная Аджария, 1960, № I, с.73-77.

96. Квитка К.В. Избранные труды. М.: СК, 1971, т.1, 384с.

97. Квитка К.В. Избранные труды. -М.: СК, 1973, т.П, 424с.

98. Казбеги А. Мохеш и их жизнь (на груз.яз.). Полное собр.соч. - Тбилиси: Сабчота мцерали, 1950, т.1У, 512с.Ю1.Канчавели Л.Г. Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития. Автореферат дис. канд. искусствоведения. Л., 1974. - 16с.

99. Каргаретели И.Г. Грузинские народные песни (на груз.яз.).- Тбилиси, 1899.- 332

100. Кастальский А.Д. Основы народного многоголосия. М. -Л.: ЭДузгиз, 1948. - 362с.

101. Киквидзе И.А. Земледелие и земледельческий культ в древней Грузии (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1976, - 254с.

102. Куфтин Б.А. Археологические раскопки в Триалети. -Тбилиси: Изд-гво АН ГССР, 1941, I.

103. Ламберти Арк. Описание Мегрелии (на груз.яз.). Тбилиси, 1938.

104. Леонидзе Г.Н. Исследования и очерки (на груз.яз.).- Тбилиси: Сабчота мцерали, 1958.

105. Мазель Л.А. О мелодии. М.-Л.: Музгиз, 1952. - 300с.

106. Макалатиа С.И. Пшави (на груз.яз.). Тбилиси, 1934. * 238с.

107. Макалатия С.И. Тушети (на груз.яз.). Тбилиси, 1933.- 226с.

108. Маградзе В.А. К вопросу истории грузинской народной песни (месхский диалект). Дис. канд.ист.наук. - Тбилиси, 1972.- 208с.

109. Маградзе В.А. К проблеме многоголосия месхских песен (на груз.яз.). Сборник трудов Тбилисском госконсерватории им.В.Сараджишвили, 1У, 1976. - с.79-108.

110. Майсурадзе Н.М. Восточногрузинская музыкальная культура (вокальная музыка на груз.яз.). - Тбилиси: Мецниереба, 1971.- 187с.П4.Мамаладзе Т.С. Календарная обрядовая песня "Чона" (на груз.яз.). МЭГ, 1963, Ш-Ж, с.235-249.

111. Мамаладзе Т.О. Трудовые песни Кахети (на груз.яз.).- Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1962. 125с.

112. Марр Н.Я. Кавказские племенные названия и местные- 333 параллели. Петроград, 1922. - 39с.1.?. Мгалоблишвили G. Воспоминания (на груз.яз.). Тбилиси: Федерация, 1930.

113. Меликишвили Г.А. К вопросу о древнейшем населении Грузии, Кавказа и Ближнего Востока (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1965. - 259с.

114. Меликишвили Г.А. К древней истории Грузии. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1959. - 507с.

115. Метревели Е.П. Две древние редакции грузинского ирмо-логия (по рукописям X-II веков). Тбилиси: Мецниереба, 1971.- 278с.

116. Миндадзе Н.Р. Грузинская народная медицина (по этнографическим материалам горцев Восточной Грузии на груз.яз.).- Тбилиси: Мецниереба, 1981. 150с.

117. Микеладзе Т.К. Исследования по истории древнейшего населения Колхиды и Юго-Восточного Причерноморья. Тбилиси: Мецниереба, 1974. - 207с.

118. Мшвелидзе A.C. О грузинской городской народной песне. -В сб.: Грузинские народные городские песни. Тбилиси: Груз. отд.Музфонда Союза ССР, 1970. - с.31-42.

119. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978.

120. Народы Кавказа; I. М.: Изд-во АН ГССР, i960. - 610с.

121. Ногандели Дж.И. Материалы аджарской устной словесности и этнографии (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1967.•й 88с.

122. Окрошидзе Т.Д. Грузинская народная трудовая поэзия (на груз.яз.). Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1963. - 166с.

123. Орбелиани Сулхан-Саба. Словарь грузинского языка. -Тбилиси,1949.- 334

124. Осетинский музыкальный фольклор. М.-Л.; 1948.

125. Очерки истории Грузии (на груз.яз.). Тбилиси: Сабчо-та Сакартвело, 1970, I, 813с.

126. Очиаури Т.А. К вопросу о взаимоотношении покосных и плачей в голос (на груз.яз.). МЭГ, 1960, II, с.161-188.

127. Очиаури Т.А. Мифологические предания горцев Восточной Грузии (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1967. - 195с.

128. Очиаури Т.А. Хевсурская сенокосная песня "Гврини" (на груз.яз.). -Мимомхилвели, Тбилиси, 1951, П, с.423-429.

129. Папуашвили Т.Г. Вопросы истории Эрети. Тбилиси: Мецниереба, 1970. - 390с.

130. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. М.: Музыка, 1964. - 615с.

131. Речменский Н.С. Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР. Москва: %зыка, 1965. - 95с.

132. Робакидзе А.И. О содержании термина "этнографическая группа" (на груз.яз.). Мацне, 1980, I 4, с.164-174.

133. Робакидзе А.И. Супряги как одна из форм эксплуатациив древолюционной Грузии (на груз.яз.). Мимомхилвели, 1951, т.П, с.408-421.

134. Ростомашвили Е. Филипп Гогичаишвили о взаимоотношении труда и искусства. Сабчота хеловнеба, 1973, № 9, с.13-16.

135. Рубцов Ф. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов. Л.; 1962.

136. Рухадзе Д.А. Главный персонаж древнегрузинского аграрного праздника "Бери-Бера" (на груз.яз.), МЭГ, 1957, II, с.173-178.142. рухадзе Дж.А. Народная агрокультура в Западной Грузии (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1976. - 224с.- 335

137. Рухадзе Д.А. Грузинские обрядовые маски, связанные с сельским хозяйством (на груз.яз.). МЭГ, 1955, УП, с.182-198.

138. Сахокиа Т. Культ покойника в Мегрелии (на груз.яз.).- МЭГ, Тбилиси, 1940, УШ, с.159-188.

139. Сихарулидзе К.А. Грузинская народная героико-историче-ская словесность (на груз.яз.). Тбилиси: Тбилисский Госуниверситет, 1949. - 306с.

140. Сихарулидзе К.А. 0 генетической связи народно-поэтических жанров. Проблемы фольклора, - M., 1975.

141. Скребков С., Скребкова 0. Практический курс гармонии. -М.-Л.: Музгиз, 1952. 200с.

142. Скребков С., Скребкова 0. Хрестоматия по гармоническому анализу. М.: Музыка, 1967. - 292с.

143. Стешенко-Куфтина В.К. Древнейшие инструментальные основы Грузинской народной музыки. Флейта пана. Тбилиси, 1936.

144. Сургуладзе И.К. Архаические элементы в грузинских народных праздниках (на груз.яз.). МЭГ, XXI, 1981. - с.108-120.

145. Сургуладзе И.К. Из истории аграрных представлений. Грузии (умирающие и воскресающие божества на груз.яз.). - МЭГ, XIX, 1978. - с.75-92.

146. Теймураз П. Полный сборник произведений (на груз.яз.).- Тбилиси: Федерация, 1939.

147. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964. - 399с.

148. Туманишвили К.Д. Некоторые особенности музыкальных форм восточно-грузинских трехголосных песен гармонического строя (на груз.яз.). Тезисы сессии, посвященной ХХУ съезду КПСС. - Тбилиси, 1976. - с.7-8.

149. Тюлин Ю.Н.,Привано. Теоретические основы гармонии. -М.: Музыка, 1965. - 276с.- 336

150. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966.- 224с.

151. Урушадзе Н.Е. Серебряный кубок из Триалети как истори-ко-этнографический источник. Советская этнография, 1980, Ш 4,с.II4-I2I.

152. Ушаков П.Н.Хеттская проблема. К вопросу о генезисе и взаимоотношениях индоевропейских и картвельских языков. Труды Тбилисского государственного университета. - Тбилиси, 1941, ХУШ.

153. Халебский A.M. Чечено-Ингушская музыкальная культура.- В сб.: Чечено-Ингушский музыкальный фольклор, т.1. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1963. - с.6-10.

154. Хандакаев Х.М., Плодкин М.И. Дагестанская народная музыка. Махачкала, 1948.

155. Харадзе P.I., Робакидзе А.И. К вопросу о нахской этнонимике. КЭС, Тбилиси, П, с.12-40.

156. Хаханов Д.С. Осетинские народные песни. Автореферат дис. канд.искусствоведения. Ереван, 1972. - 20с.

157. Хахутаишвили Д.А. Уплисцихе. Тбилиси: Накадули, 1965, I, П7с.

158. Хашба И.М. Абхазские народные музыкальные инструменты.- Сухуми: Алашара, 1967. 239с.

159. Хашба М.М. Трудовые и обрядовые песни абхазов. Сухуми: Алашара, 1977. - 129с.

160. Цуладзе А. Этнографическая Гурия (на груз.яз.). Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1971. - 262с.

161. Цхурбаева К.Г. Музыкальная культура Северо-Осетинской АССР. В сб.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР.- М.: Музгиз, 1957. с.247-261.

162. Цхурбаева К.Г. Некоторые особенности осетинской народной- 337 музыки. Орджоникидзе, 1959.

163. Чантуришвили С.Г. Из истории грузинской народной музыкальной культуры (Трудовые песни Мегрелии). Дис. канд. ист. наук. - Тбилиси, 1973. - 212с.

164. Чантуришвили С.Г. К вопросу трудовой песни (на груз.яз.).- "Одоиа". Мацне, 1970, Ш 6, с.97-104.

165. Чиджавадзе О.Л. Грузинские (кахетинские) народные песни. Тбилиси, 1962.

166. Чиджавадзе О.Л. Введение. К сб.: Грузинские (мегрельские) народные песни (на груз.яз). - Тбилиси: Хеловнеба, 1974. -с.8-16.

167. Чиковани М.Я. Грузинский эпос (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1965. - 422с.

168. Читая Г.С. Предисловие (на груз.яз.). К сб.: МЭГ, 1940, ч.Ш, с.УП-ХУ.

169. Читая Г.С. Принцип и метод полевой этнографической работы. СЭ, 1957, Ш 4, с.24-30.

170. Чич Г.К. 0 музыке адыгов. Адыгский фольклор, кн.1, АЛИИ. - Майкоп, 1980. - с.121-151.

171. Чич Г.К. Особенность традиционной адыгской народной песни. Культура и быт адыгов (этнографические исследования). -АЛИИ, Майкоп, 1981, вып.17, с.202-224.

172. Чкония И.В. Брачный институт в Мтиулети (на груз.яз.).- Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1955. 192с.

173. Чхиквадзе Г.З. Грузинская музыка (на груз.яз.). Сабчота хеловнеба, 1940, № 10, с.42-52.

174. Чхиквадзе Г.З. Грузинская народная музыка (на груз.яз.).- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1965. 31с.

175. Чхиквадзе Г.З. Древнейшая музыкальная культура грузинекого народа (на груз.яз.). Тбилиси: Музфонд ГССР, 1948. - 41с.

176. Чхиквадзе Г.З. Музыкальный инструмент "эбани" и его сущность (на труз.яз.). МЭГ, 1955, УЛ.

177. Чхиквадзе Г.З. Народная песня. В сб.: Грузинская музыкальная культура. - М.: Государственное музыкальное изд-во, 1957. - с.21-63.

178. Чхиквадзе Г.З. Грузинская народная песня. В сб.: Грузинская народная песня, I. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1960.;- с.ШХ-ХШХ.

179. Чхиквадзе Г.З. Основные типы грузинского народного многоголосия. М.: Наука, 1964. - 19с.

180. Шанидзе А.Г. Грузинская народная поэзия, I, Хевсурская (на груз.яз.). Тбилиси: Гос.изд-во, 1931. - 705с.

181. Шейблер Т.К. Музыкальная культура Кабардино-Балкарской АССР. В кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР.- М.: Музгиз, с.157-180.

182. Шилакадзе М.И. Грузинские народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка (на груз.яз.). Тбилиси: Мецние-реба, 1970. - 176с.

183. Шилакадзе М.И. Многоголосие грузинских народных инструментальных напевов. Двухголосие (на груз.яз.). МЭГ, 1975, ХУШ, с.185-194.

184. Шилакадзе М.И. 0 грузинских музыкальных диалектах (на груз.яз.). МЭГ, 1979, XX, с.85-90.

185. Шилакадзе М.И. 0 происхождении грузинского пандури.- Мацне, 1974, № I, с.98-102.

186. Эвальд 3. Социальное переосмысление жнивых песен Белорусского полесья. СЭ, 1934, № 5.

187. Эриашвили Ж.Г. Древнейшие социально-религиозные инструтуты в горных районах Грузии (на груз.яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1982. - 195с.

188. Якубов М.А. Очерки истории дагестанской советской музыки. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1974. - 184с.195. (îalpin F.W. The musik of the Sumeriens, Cambridge,1937.

189. Gvacharia W. Die Mehrstimmigkeit in der alten georgischen) Musik. -"Beiträge zur Musikgeschichte Osteuropas-Wiesbaden, 1977. '- S. 414-427.

190. Gvacharia W. Entwicklungswege der grusinischen Musik ("Beiträge zur Musikwissenschaft" Berlin, 1962, H. 2, S. ГЗГ-140.

191. Gvacharia W. Georgische Musikkultur der XI-XIII Jahrhunderten. (Revue Belge de Musicologie, XXIV Г-4, Brüssel, 1970, pp. T-I6).

192. Gvakharia T. La musique en Géorgie au temps de la grande reine Thamar (Revue de kartvélologie, vol. ХХХУ-ХХХ7Т, Paris, 1977, pp. 204-235.

193. Gvacharia W. "Zur|rage der grusinischen und Hordkau-kasisehen Musikkultur", "Beiträge zur Musikwissenschaft", Berlin, 1962, H. 2, S. I40-151.

194. Grimaud, I. Anthologie de la musique vocale géo&gienne, Bédi Kartlissa, Paris, T976-I977, vol. XXXV,

195. Grimaud I. Indices de pérenité musiques transmises oralement (peuples du monde méditerrannéen). La tradition de Géorgie orientale (résumé), Bédi Kartlissa, Paris, 1970, vol. XX7II,

196. Grimaud I. Musique de tradition oral. Bédi Kartlissa, Paris, 1968, vol. XXV.

197. Grimaud I. Trois chants de Géorgie occidentale, -Bédi Kartlissa, Paris, 1964, roi. XTIII.- 341 ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЖЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

198. Абхазские песни. Составители Ахобадзе В., Кортуа И. М.: Гос.муз.изд-во, 1957. - 348с.

199. Адыгские народные песни и мелодии. Составитель и редактор Гребнев А.Ф. М. - Л.: Гос.муз.изд-во, 1941. - 220с.

200. Аракишвили Д.И. Краткий очерк развития грузинской кар-талино-кахетинекой народной песни. M., 1905.

201. Аракчиев Д.И. Народная песня Западной Грузии. Оттиски из П т. Трудов МЭК, M., 1908.

202. Аракчиев Д.И. Грузинское народное музыкальное творчество.- Оттиски из У т. Трудов МЭК, M., 1916.

203. Асланишвили Ш.С. Тушинские песни. В кн.: Очерки о грузинской народной песне. - Тбилиси: Хеловнеба, 1954, П, с.163-197.

204. Асланишвили Ш.С. Пшав-хевсурские песни. В кн.: Очерки о грузинской народной песне. - Тбилиси: Хеловнеба, 1954, П,с.59-83.

205. Ахобадзе В.В. Сборник грузинских (сванских) народных песен. Тбилиси: Шрома да техника, 1957. - 178с.

206. Ахобадзе В.В. Грузинские (аджарские) народные песни.- Батуми: Гос.изд-во, 1961. 300с,

207. Галаев Б.А. Осетинские народные песни. М.: Музыка,248с.

208. Грузинская народная песня. Редактор-составитель Г.З.Чхиквадзе. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, i960, т.1.

209. Гасанов Г., Джемалов М. Мотивы дагестанского танца. -Махачкала: Изд-во Дагестанского гос.муз.техникума, 1951. 16с.

210. Дагестанские народные песни. Под общей редакцией Гаса-нова Г.А. М.: Гос.муз.изд-во, 1959. - 172с.

211. Ковач К.В. Песни кодорских абхазцев. М.: Изд.Наркомпроса Абхазии и Академии абхазского языка и литературы, 1930.- 71с.

212. Ковач К.В. 101 абхазская песня. М.: йзд.Наркомпроса Абхазии и Академии абхызского языка и литературы, 1929. - 78с.

213. Маградзе В.А. К вопросу истории грузинской народной песни. Приложение. Дис. канд.искусствоведения. - Тбилиси, 1972.

214. Мамаладзе Т.О. Ноты. В кн.: Трудовые, песни Кахети.- Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1963.

215. Музыкальный фольклор. Составители Ахмедов X., Пяташ С.- Грозный: Чечено-Ингушское изд-во, 1965, т.П, 211с.

216. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Редактор Гиппиус Е.В., М.: Советский композитор, 1980, т.1, 223(1.

217. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Редактор Гиппиус Е.В. М.: Советский композитор, 1981, т.П, 231с.

218. Палиашвили З.П. Сборник грузинских народных песен. -Тбилиси, 1909. 65с.

219. Сборник грузинских народных песен. Имерети. Составитель Чумбуридзе В.К. Тбилиси, 1971. - 170с.

220. Сборник грузинских народных песен. Мегрелия. Составитель Чумбуридзе В.К. Тбилиси, 1972. - 232с.

221. Сборник грузинских народных песен. Гурия. Составитель Чумбуридзе В.К. Тбилиси, 1973, ч.1, 157с.

222. Сборник грузинских народных песен. Гурия. Составитель Чумбуридзе В.К. Тбилиси, 1973, ч.П, 163с.

223. Сборник грузинских народных песен. Рача-Лечхуми, Сване-ти. Составитель Беришвили П., Чиковани Н. Тбилиси, 1975. -215с.

224. Чечено-Ингушский музыкальный фольклор. СоставителиАхмадов X., Пяташ С., Эльмурзаев С. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1963, т.1, 159с.

225. Чиджавадзе 0.1. Грузинские (мегрельские) народные песни. Тбилиси; Хеловнеба, 1974. - 195с.

226. Чхиквадзе З.И. Саламури. Народные песни. Тбилиси, 1896. - 35с.ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ1

227. К истории мелкого ремесленничества и кустарной промышленности в Грузии. Материалы, собранные под руководством И.А.Джа-вахишвили 1935-1937 гг. в Картли. Песенные напевы и музыкальные инструменты (на груз.яз.), рукопись.'

228. Очиаури A.A. Религия в Будехевсурети и Шатильское общество (на груз.яз.), 1940, рукопись.

229. Очиаури A.A. Хевсурские народные празднества (на груз.яз.}, 1939, рукопись.

230. Очиаури A.A. Пшавские народные празднества (на груз.яз.), 1949, рукопись.

231. Рехвиашвили С. Рачинские народные песни (на груз.яз.), 1970, рукопись.

232. Шадури А. Культ покойника у мохевцев (на груз.яз.), 1940, рукопись.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.