Проблемы истории маркcистской философии в трудах Г. В. Плеханова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Конкин, Михаил Валентинович

  • Конкин, Михаил Валентинович
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 171
Конкин, Михаил Валентинович. Проблемы истории маркcистской философии в трудах Г. В. Плеханова: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 171 с.

Оглавление диссертации Конкин, Михаил Валентинович

ВВБЩЕНИЕ.I

I. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА. В РАБОТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МВДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ. (КОНЕЦ

XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА).

1.1. Интерпретации философского наследия К.Маркса и Ф.Энгельса во П-м Интернационале (в работах Каутского, Меринга, Лафарга, Лабриолы, Дицгена, Берн-штейна)

1.2. Идейная борьба Г.В.Плеханова за диалектический материализм как философию марксизма.

П. ПЛЕХАНОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

2.1. Теоретические источники марксистского мировоззрения .у?

2.2. Анализ эволюции взглядов молодого Маркса . III

2.3. Проблемы истории возникновения материалистического понимания общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы истории маркcистской философии в трудах Г. В. Плеханова»

Актуальность темы. ХХУ1 съезд КПСС поставил перед совет-сгаами учеными-обществоведами задачу дальнейшего творческого развития марксизма-ленинизма, философского осмысления актуальных проблем современности, дальнейшего раскрытия исторического значения революционно-преобразующей деятельности партии по строительству социалистического общества, критики антимаркси-стких и ревизионистских концепций и взглядов.

Важное место в решении этих проблем принадлежит исследованиям истории марксизма, составной частью которой является история марксистской философии. Актуальность исследования истории философии марксизма на современном этапе общественного развития обусловлена многими факторами. В первую очередь она связана с возрастающей методологической ролью материалистической диалектики как философской основы и теоретического обоснования неразрывности составных частей марксизма как целостного учения, исследованию, защите и пропаганде которого посвящены многие произведения Г.В.Плеханова.

Необходимо отметить, что Г.В.Плеханов был по существу единственным из теоретиков П-го Интернационала, кто понял основные принципы марксистского мировоззрения. Он был первым в России историком философии марксизма. Его произведения способствовали формированию научного отношения к идейно-теоретическому наследию К.Маркса и Ф.Энгельса. Без рассмотрения его вклада в исследование истории формирования взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса невозможно исторически верное понимание и оценка Ленинского этапа в марксизме и истории марксистской философии.

Результатом его исследований стала разработанная им собственная и отличная от других марксистских теоретиков того времени оригинальная концепция становления и развития философских воззрений основоположников марксизма. Последующие марксистские исследования уточнили, значительно обогатили, а в ряде существенных пунктов и исправили идеи Плеханова по ряду вопросов истории марксизма. Однако неоспоримой научной заслугой Г.В.Плеханова является обоснование и проведение программы исследований истории марксистской философии как истории диалектического материализма. Никто из современных ему теоретиков П-го Интернационала не понял с такой глубиной основополагающее значение метода материалистической диалектики в структуре марксизма, не понятыми для многих из них остались и такие принципы марксистского мировоззрения как монизм, целостность, партийность, научность, революционность и другие его принципы.

Такое глубокое понимание философии марксизма позволило ему и наиболее плодотворно развивать многие идеи относительно закономерностей исторического формирования и развития философии марксизма, о ее связи с коренными интересами пролетариата, о связи философии марксизма с историческим развитием естественных и общественных наук, о необходимости борьбы с ревизионизмом и др. проблемы.

Г.В.Плеханов одним из первых учеников и последователей Маркса и Энгельса приступил к систематизации их идейно-теоретического наследия, раскрытию сущности и истории формирования и развития философской основы марксизма - диалектического материализма. Работы Плеханова оказали существенное влияние на формирование мировоззрения международной и особенно российской социал-демократии на последующие исследования в области истории марксистской философии. В его трудах содержатся важные положения относительно предмета и задач исследования истории марксистской философии, закономерностей ее развития, места и роли философии

-з в марксизме в целом и другие идеи не утратившие своей значимости и дои сегодняшних исследований. Анализ истории изучения идейно-теоретического наследия Плеханова углубляет наши знания . по истории борьбы за марксистско-ленинское мировоззрение.

За последнее 20-ти летие появилось много работ посвященных раскрытию роли Плеханова в изучении истории формирования и развития философских воззрений Маркса и Энгельса, осуществлено издание новых материалов философского и литературного наследия Плеханова. Это дает новые возможности более глубокого исследования философско-теоретического наследия Плеханова, соотнесения плехановского анализа истории философии марксизма и современных достижений этой науки. А значит конкретнее оценить роль и место Плеханова не только в историческом, но и в теоретическом и методологическом аспектах.

Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью разоблачения современных фальсификаций истории и теории марксизма со стороны буржуазных идеологов и разного рода оппортунистов. Одним из наиболее эффективных средств идеологической борьбы является обращение к истории ее возникновения, к анализу первых попыток наших идейных противников исказить и опорочить марксистское мировоззрение, т.е. обращение к идейной борьбе вокруг теоретического наследия К.Маркса и Ф.Энгельса в конце ХК-начале XX века. Еще большее значение плехановский анализ принципов марксистской философии приобретает в настоящее время, когда идейные противники марксизма, продолжая нападки на основополагающие принципы философии марксизма - материализм и диалектику, вновь усиливают критику и других ее мировоззренческих принципов. Монизму марксистского мировоззрения противопоставляют плюрализм, целостность марксизма стремятся заменить эклектикой, научность критикуют под видом борьбы против сциентизма, партийность "опровергают" различными концепциями деидеологизации.

Плеханов был одним из первых и по существу единственным, кто с самого начала появления ревизионизма Э.Бернштейна вступил в борьбу с этим идейным течением. Многие видные деятели международного рабочего движения того времени не только не поняли опасности бернштейнианства, но даже наоборот становились сторонниками этого "творческого развития" марксизма. Ревизия в теории приводила многих деятелей 11-го Интернационала к оппортунизму на практике, к отказу от диктатуры пролетариата, к сползанию на позиции социал-реформизма. Борьба Плеханова против ревизионизма и реформизма получила высокую оценку и поддержку со стороны В.Й.Ленина.

Современные наши идейные противники также выступающие от имени "истинного", "творческого", "западного" и т.п. марксизма и пытающиеся "очистить" марксизм от его "поздних наслоений" под которыми подразумевают теоретическую деятельность Энгельса, Плеханова, Ленина в своей сущности являются лишь модернизированными последователями буржуазных идеологов и ревизионистов конца Х1Х-начала XX века. В настоящее время идейная борьба по проблемам истории марксизма и истории марксистской философии значительно обострилась. Новым моментом в идеологической борьбе за последние 10-15 лет является то, что наши идейные противники от нападок на отдельные положения марксизма перешли к созданию работ обобщающего характера с претензией отразить историю марксизма-ленинизма в целом. Наряду с открыто антикоммунистическими изданиями, такими как трехтомник Л.Колаковского "Главные направления марксизма" (1978), выходят работы где фальсификация истории марксистской философии ведется под флагом "творческого" "западного", "аутентичного" и т.п. марксизма. Примером литературы подобного рода является четырехтомная "История марксизма", написанная международным коллективом авторов (Издательство Э1Ь науди, Турин), выходящая в Милане восьмитомная "История марксизма" и др. В подобных "исследованиях" утверждается, что современный марксизм в теории и на практике находится в состоянии "кризиса". Соответственно такой лживой версии производится и фальсификация истории марксизма. Так, например, в искаженном виде представляется история возникновения марксизма в России, затушевывается роль Г.В.Плеханова, как первого марксиста в России, выдвигается идея о том, что первыми русскими марксистами были народники , экономисты и т.п.

Характерной особенностью этой литературы является ее антиленинская направленность. Реализации этих же замыслов подчинена и трактовка философско-теоретического наследия Г.В.Плеханова. На этот счет в буржуазной и ревизионистской литературе уже сложились устойчивые антиисторические штампы. Самыми распространенными приемами являются или замалчивание заслуг Плеханова в борьбе за материализм и диалектику Маркса-Энгельса, или же трактовка его философских позиций как сугубо "объективистских", якобы положивших начало всех тех, так называемых отступлений от философии марксизма, которые ревизионисты и буржуазные марксологи приписывают диалектическому материализму.

Особую актуальность обращение к плехановской концепции предмета философии марксизма и ее истории приобретает в связи с возросшими попытками в буржуазной и ревизионистской литературе фальсифицировать, исказить роль и место Плеханова в исследовании истории марксистского мировоззрения. В появившихся за рубежом "исследованиях" посвященных истории философии марксизма получил распространение миф о том, что Плеханов якобы не понял существа философии марксизма и помешал так называемому аутентичному освещению его истории.

Представленная в диссертации концепция формирования философии марксизма разработанная Г.В. Плехановым является конкретным доказательством его значения в истории марксизма.

Исследование действительной роли и места Г.В.Плеханова в решении проблем истории марксизма является составной частью выполнения ленинского завета о том, что ". нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать -именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма"*.

Методологической основой диссертационного исследования является методология истории марксистско-ленинской философии получившая конкретное развитие в трудах Б.В.Богданова, В.А.Ва-зголтгна, М.Т.Иовчука, А.Д.Косичева, В.П.Кузьмина, Н.И.Лапина, В.А.Малинина, Т.И.Ойзермана, А.Ф.Окулова, Б.А.Чагина и др.

Состояние изученности проблемы. К настоящему времени исследования и оценки идейно-теоретической деятельности Г.В.Плеханова имеют свою довольно богатую историю, в которой можно выделить три основных этапа: первый - до начала 30-х годов; второй - от начала 30-х до середины 50-х годов и третий - с середины 50-х до настоящего времени. Определенные исследования и оценки начались еще при жизни Плеханова, таковы например, работы М.Антонова, В.Бурава, Г.Сандомирского, Иванова-Разумника и др.

Подлинно научную основу оценки философско-теоретической и политической деятельности Г.В.Плеханова заложили работы В.И.Ленина. В концентрированном виде ряд принципиальных оценок был сформулирован им в работе "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920), в брошюре "Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.290. об ошибках Троцкого и Бухарина" (1921) В.И.Ленин указал на необходимость издания трудов Плеханова по философии с необходимыми комментариями и настаивал на включении работ Плеханова в серию обязательных учебников коммунизма.

Интерес к идейно-философскому наследию Плеханова еще больше возрос в 20-х годах XX века. В этот период в идейной борьбе с представителями меньшевизма, троцкизма и других антиленинских группировок происходило становление марксистско-ленинский историко-философской науки. Идейное наследие Плеханова было одним из предметов острейших дискуссий между различными политическими группировками не только в СССР но и за рубежом. В работах ряда ученых того периода, с одной стороны, канонизировались отдельные философские работы Плеханова, переоценивалась его положительная роль в истории марксизма, противопоставлялись Плеханов-теоретик и Ленин-практик, а с другой стороны, "вопреки ленинским оценкам марксистских трудов Плеханова, особенно философских, некоторые авторы "отыскивали" в этих трудах ревизионизм, метафизику, неисторически подходили к Плеханову и недооценивали его трудов в истории воинствующего материализма"^.

В 20-тых годах начинается публикация литературного наследия Плеханова. В 1925 году выходит в свет переписка Г.В.Плеханова и П.Б.Аксельрода в 2-х томах, в 1926 - издаются материалы группы "Освобождение труда" в 6-ти сборниках. В этот же период выходят отдельными изданиями сборники статей и лучшие произведения Плеханова по философии марксизма. Жизнь и деятельность Плеханова с различных позиций рассматриваются в работах Л.Г.Дейча "Г.В.Плеханов" (1924), В.Ваганяна "Плеханов" (1924),Ю.М.Стек-лова "Борцы за социализм. Очерки из истории общественных и ре

I• Иовчук М.Т., Курбатова И.Н. Плеханов. М., 1977, с.342. волюционных движений в России (в двух частях)" (1924), П.Берлина "Плеханов - западник" группа "Освобождение труда" под ред. Л.Г.Дейча (1925) и др. Хотя эти работы и не были безошибочными в идейно-политическом отношении, но тем не менее они были полезны тем, что содержали немало новых фактов.

Существенную роль для развития исследований взглядов и роли Плеханова имеет издание его сочинений в 24-х томах, осуществленное в 1923-1927 годах. Но обладая многими достоинствами источниковедческого характера это издание не было в полной мере использовано в то время для всестороннего исследования вклада Плеханова в историю марксистского мировоззрения.

В журнале "Под знаменем марксизма" в этот период среди советских философов развернулись дискуссии по оценке роли Плеханова в истории марксистской философии и по трактовке его литературно-теоретического наследия. Одни философы, такие как В.И.Невский, И.П.Разумовский и др. высоко оценивая значение философских работ Плеханова и отстаивая ленинскую оценку Плеханова подчеркивали необходимость конкретно-исторического подхода к оценке его заслуг. "Как живительны еще ключи здоровой и свежей мысли Плеханова, - писал Невский, - Наша партия особенно молодые товарищи, должны особенно часто обращаться к источникам этой мысли"^. Другие философы, такие как А.Деборин и его сторонники преувеличивали роль Плеханова в истории марксизма характеризовали В.И.Ленина на лишь как ученика Плеханова. "Плеханов, - писал Деборин, - дал наиболее солидное и полное обоснование марксизму в духе Маркса-Энгельса"2. В статье "Ленин -воинствующий материалист" Деборин писал: "Ленин в философии яв

1. "Печать и революция", 1921, № 3, с.158.

2. "Под знаменем марксизма", 1922, № 5-6, с. 12. ляется "учеником" Плеханова.Плеханов - прежде всего теоретик. Ленин - прежде всего црактик, политик, вождь"^. В двадцатых годах выходят первые учебники по историческому материализму, большое влияние на структуру и содержание которых оказали работы Г.В.Плеханова. Появление учебников различных авторов способствовало усилению дифференциации на трактовку значения Плеханова. Так, например, В.Сарабьянов отождествлял значение вклада Плеханова и Ленина в разработку проблем марксистской философии.

Важную роль для оценки роли Плеханова в истории марксизма сыграло постановление ЦК ВКП(б) о журнале "Под знаменем марксизма" принятое в конце января 1931 года. В нем была дана оценка предшествующему периоду становления философской науки в СССР, намечены основные направления дальнейших исследований. В постановлении ленинизм был определен как новый этап развития марксизма.

Однако с середины 30-х годов наблюдается снижение интереса к исследованию идейного наследия Плеханова. Распространение получили работы в которых историческая роль Г.В.Плеханова оценивалась главным образом по его недостаткам и тактическим ошибкам. Но и в данный период этот подход не разделялся многими авторами. Продолжалось издание лучших работ Г.В.Плеханова. Для научных исследований имело большое значение начатое в эти годы издание "Литературного наследия Г.В.Плеханова" в 8-ми сборниках, под редакцией П.Ф.Щцина, И.Д.Удальцова, М.Т.Иовчука и др. ученых. Эти исследования основывались на материалах созданного в Ленинграде Дома Плеханова. Еще в 1918 году В.И.Ленин поручил А.В.Луначарскому и М.С.Ольминскому вести переговоры с наследниками Плеханова о собирании и издании работ Г.В.Плеханова и его

I. "Под знаменем марксизма", 1924, № I, с. 15. литературного наследия. В 1927 году архив, библиотека и обстановка рабочего кабинета были перевезены в Ленинград вдовой Плеханова Розалией Марковной, которая была утверждена заведующей Дома Плеханова. Сотрудники этого Дома Плеханова проводили и ведут в настоящее время работу по дальнейшему исследованию литературного наследия Плеханова.

В середине 30-х - 40-х годов выходят работы В.Н.Сарабьяно-ва "Философское учение К.Маркса. Хрестоматия по Плеханову" (1933), П.Щцина 'Т.В.Плеханов" (1943), Г.С.Васецкого и М.Т.Иовчука "Очерки по истории материализма в России ХУ1П-Х1Х века" (1943), Б„А.Чагина "Проникновение идей марксизма в России (1845-1883)". (1948) и др. в которых рассматривались различные аспекты идейного наследия Плеханова.

Новому этапу исследований теоретической и политической деятельности Г.В.Плеханова положило начало принятое 16 октября 1956 года постановление ЦК КПСС о праздновании 100-летия со дня рождения Г.В.Плеханова, в котором, исходя из ленинских положений, была дана высокая оценка деятельности Плеханова - первого марксиста в России, борца за научное марксистское мировоззрение. В эти годы были подготовлены и изданы "Избранные философские произведения" Г.В.Плеханова в 5-ти томах, с комментариями и сцравочным аппаратом о необходимости которых писал В.И.Ленин.В 1958 году вышли в свет два тома "Г.В.Плеханов. Литература и эстетика". В 1973-1974 годах проложена публикация его литературного наследия, было издано три тома "Философско-литературно-го наследия Г.В.Плеханова". В этот же период выходят фундаментальные исследования по истории философии, в которых отдельные главы посвящены анализу творчества Плеханова: "История философии" в 4г-х томах (1955-1965), "История философии в СССР" в 5-ти томах (1968-1971), а также коллективные и индивидуальные монографии о жизни и деятельности Плеханова. Наиболее значительный вклад в исследование биографии и философского наследия Г.В.Плеханова внесли работы таких советских авторов, как М.Т.Иовчук и Б.А.Чагин.

Рассмотрение взглядов Плеханова и оценка его роли и места в истории марксистско-ленинской философии становится предметом разносторонних исследований многочисленных советских и зарубежных авторов. Плехановедение становится одним из относительно самостоятельных разделов истории марксистско-ленинской философии и насчитывает в настоящее время сотни работ: коллективных и индивидуальных монографий, разделов в учебниках по истории философии и других общественных наук, докторских и кандидатских диссертационных работ, отдельных статей.

В указанный период выходят работы, в которых рассматривается деятельность Плеханова как критика ревизионизма в философии марксизма, философии неокантианства и др. направлений буржуазной философии. Раскрывается его борьба против богостроительства, социал-дарвинизма, географического направления в социологии. Анализируются взгляды Плеханова как историка общественной мысли. Выходит значительное число исследований в которых рассматривается решение Плехановым проблем диалектического и исторического материализма, политической экономии, научного социализма, социальной психологии и идеологии. В ряде работ специально рассматривается роль Плеханова в международном рабочем движении - в Болгарии, во Франции, в Италии и др. странах.

Наличие такого многообразия литературы по исследованию биографического и философско-литературного наследия Плеханова, с одной стороны, определяется энциклопедичностью проблематики разрабатывавшейся Плехановым и тем самым является одной из характеристик его роли в истории марксистско-ленинской философии и культуры в целом. Но, с другой стороны, является показателем имеющихся различий во взглядах по отдельным проблемам его идейного творчества и тем самым по оценке его места в истории марксистской философии.

Значительный вклад Г.В.Плеханов внес в исследование истории формирования философии марксизма. Эта сторона его деятельности в той или иной мере рассматривалась в ряде работ данного периода, таковы работы В.А.Фоминой "Философские взгляды Г.В.Плеханова" (1955), "Философское наследие Г.В.Плеханова" (1956), Б.А.Ча-гина "Защита, обоснование и развитие Г.В.Плехановым марксистской философии" (1957).

Существенный вклад в исследовании этой проблемы внесли работы М.Т.Иовчука "Г.В.Плеханов и его труды по истории философии" (1960), "Роль Г.В.Плеханова в истории марксистской философии" в кн.: "Проблемы истории философской и социологической мысли XIX века" (1960), коллективная монография М.Т.Иовчука и И.Н.Еур-батовой "Плеханов" (1977), работы Б.А.Чагина 'Т.В.Плеханов и его роль в развитии марксистской философии" (1963), "Разработка Г.В.Плехановым общесоциологической теории марксизма" (1977), монография Б.А.Чагина и И.Н.Курбатовой "Плеханов" (1973). В этих исследованиях были окончательно преодолены ошибочные тенденции 20-х - 40-х годов как по преувеличению роли Плеханова, так и по недооценке его идейно-теоретического наследия.

Конкретный вклад в решение отдельных проблем истории марксистской философии в трудах Г.В.Плеханова внесли авторы следующих диссертационных работ: кандидатская диссертация М.Б.Зейнало-ва "Борьба Г.В.Плеханова за материалистическую диалектику" (1883-1903), (1958), его же докторская диссертация "Борьба

Г.В.Плеханова за диалектический материализм и ее значение для современности" (1970), кандидатская диссертация Э.К.Дорошевича "Г.В.Плеханов о французском материализме ХУТП века". (1958), кандидатская диссертация В.П.Ткаченко "Плеханов как историк марксистской философии". (1959), кандидатская диссертация О.Г.Мазаевой "Вопросы субъектно-объектных отношений в трудах Г.В.Плеханова" (1976), кандидатская диссертация П.Н.Шишкина "Плеханов как исследователь утопического социализма XIX века" (1981) и др.

Однако при всех успехах исследования теоретического наследия Плеханова еще отсутствуют обобщающие историко-философские работы целостно отражающие его вклад в изучение теоретических и философских предпосылок марксизма, возникновение учения Маркса и Энгельса, эволюции взглядов молодого Маркса, т.е. целостной концепции истории формирования марксистской философии разработанной Плехановым. Нет и работ анализирующих плехановскую концепцию истории формирования марксистской философии в соотношении с первыми интерпритациями истории философии марксизма в работах К.Каутского, А.Лабриолы, П.Лафарга, Ф.Меринга, Й.Диц-гена и др. Мало разработаны цроблемы истории диалектики в трудах Плеханова, в особенности его анализ структуры марксизма и роли философии в учении марксизма, в том числе связи материалистической диалектики и теории научного социализма. Нет специальных исследований по истории взглядов на законы общественного развития у предшественников марксизма, хотя решение этой проблемы занимает значительное место в идейно-теоретическом наследии Плеханова. Существуют различные точки зрения на решение Плехановым проблемы соотношения взглядов Фейербаха и Маркса, диалектики субъективного и объективного, свободы и необходимости и др. Не достаточно освещен вклад Плеханова в борьбу против современных ему фальсификаций и заблуждений по проблемам истории марксистской философии и истории учений о классовой борьбе.

Решение этих проблем имеет не только научно-теоретическое, но, в первую очередь идеологическое, мировоззренческое значение. Работы Плеханова по проблемам истории философии марксизма, так высоко оцененные В.й. Лениным, еще не достаточно полно используются для формирования марксистского мировоззрения как в процессе преподавания курса истории марксистско-ленинской философии, так и в повседневной агитационно-цропагандистской работе. Это отмечают и некоторые современные исследователи наследия Плеханова. Так, нацример, М.Лифпиц в своей работе "Г.В.Плеханов" (1983) пишет, что "На деле, кажется, не все совершилось в соответствии с практическими замечаниями Ленина - во всяком случае, подробнейших и даже самых общих указателей к Плеханову не видно, а профессора философии, судя по литературе, лучше знают Ясперса или Карнапа"*. Автор не вполне прав, так как 5-ти томное издание избранных цроизведений Г.В.Плеханова имеет указатель по отдельным его произведениям, по действительно подробнейших указателей ко всем произведениям Г.В.Плеханова, по всем аспектам его теоретического наследия еще не создано.

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационного исследования - дать обобщающий историко-философский анализ работ Г.В.Плеханова по проблемам истории маркситской философии, воссоздать его концепцию

I. Лифпиц М.А. Г.В.Плеханов: Очерк общественной деятельности и эстетических взглядов. - М.: Искусство, 1983. - с.50. истории формирования: марксистской философии. И на этой основе раскрыть значение Г.В.Плеханова как одного из первых историков марксистской философии, показать его роль в борьбе с попытками искажения учения К.Маркса и Ф.Энгельса и его истории в конце XIX - начале XX веков.

Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- показываются основные аспекты интерпретаций марксистской философии и ее истории в работах деятелей П-го Интернационала;

- раскрывается роль Г.В.Плеханова в борьбе за философию марксизма и освещение ее истории как процесса формирования и развития диалектического и исторического материализма;

- рассматриваются заслуги и недостатки Г.В.Плеханова в разработке программы Ф.Энгельса по созданию теории диалектики;

- определяются историческое и теоретическое значение анализа Г.В.Плехановым идейных предпосылок философии марксизма и периода формирования взглядов К.Маркса;

- выясняется значение вклада Г.В.Плеханова в исследовании истории познания движущих сил общественного развития в домарк-совскую эпоху и историю возникновения материалистического понимания общества;

- отмечается влияние историко-философских работ Г.В.Плеханова на процесс формирования марксистского мировоззрения в международном рабочем движении;

- подчеркивается актуальность идей Г.В.Плеханова для современной разработки отдельных проблем истории и теории марксистско-ленинской философской науки.

Для написания данной диссертационной работы основными источниками служили: произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина; Сочинения Г.В.Плеханова в 24-х томах (1923-1927), Литературное наследие Г.В.Плеханова. Сб. 1-8, (1934г-1940), Плеханов Г.В. 'Избранные философские произведения. Т. 1-У. (19561958), Плеханов Г.В. Литература и эстетика. Т. 1-2. (1958), Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова. Т. 1-3. (1973-1974); произведения представителей международной социал-демократии конца XIX - начала XX века; при анализе некоторых конкретных проблем рассматривались точки зрения советских и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования.

1. Данная диссертация представляет собой первое обобщающее историко-философское исследование разработанной Г.В. Плехановым концепции истории формирования философии марксизма.

2. В диссертации впервые производится сопоставление плехановской концепции истории формирования философии марксизма и вхслада других теоретиков П-го Интернационала в решение этой проблемы.

3. В диссертации показывается еще недостаточно выявленная в литературе роль Г.В.Плеханова в исследовании эволюции взглядов молодого Маркса.

4. Более полно, чем в имеющейся литературе раскрывается вклад Г.В.Плеханова в постановку и решение проблем истории возникновения материалистического понимания общества.

5. В систематизированном виде показана роль Г.В.Плеханова в осмыслении истории познания источников общественного развития в домарксовскую эпоху.

6. Полнее показана конкретно-историческая роль Г.В.Плеханова в борьбе против искажений и фальсификации истории формирования философии марксизма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы:

- при подготовке научного труда по истории марксизма-ленинизма;

- при чтении лекций по истории марксизма-ленинизма в вузе, в вечерних университетах марксизма-ленинизма;

- для подготовки спецкурсов и спецсеминаров по истории марксистско-ленинской философии;

- для критики современных буржуазных фальсификаторов роли и значения теоретического наследия Г.В.Плеханова в истории марксистско-ленинской философии.

Апробация полученных результатов.

Диссертация обсуждалась на заседании сектора истории марксистско-ленинской философии Института философии АН СССР и была рекомендована к защите. Результаты исследования цроблем истории марксистской философии в трудах Г.В.Плеханова изложены в докладах на 1,2,3 Всесоюзных философских чтениях молодых ученых, были использованы цри написании ряда статей. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 2,0 п.л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Конкин, Михаил Валентинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно переоценить исторические заслуги Г,В.Плеханова в научном исследовании истории формирования философии марксизма и его борьбу с попытками искажения учения К.Маркса и Ф.Энгельса еще в конце XIX - начале XX века.

В диссертации, на основе историко-сравнительного анализа, показано, что созданная Г.В.Плехановым концепция периода формирования философии марксизма является наиболее значительным вкладом в исследование истории марксизма, по сравнению с решением этой проблемы в произведениях других теоретиков 11-го Интернационала.

В данном исследовании обобщен и продолжен анализ идейно-теоретического наследия Плеханова по решению следующих основных проблем периода формирования марксизма:

- Философско-научные источники марксизма. Подчеркивается, что Плеханов первым продолжил анализ английского, французского и немецкого утопического социализма, французских историков эпохи Реставрации, буржуазных экономических учений, немецкой классической философии как идейных источников марксизма;

- Эволюция взглядов молодого Маркса. Воспроизводится впервые проведенный Плехановым анализ эволюции взглядов молодого Маркса. Показывается борьба Плеханова за отстаивание единства взглядов Маркса и Энгельса, молодого и зрелого Маркса; - Рассматривается анализ Плехановым истории становления и развития процесса познания законов общественного развития, возникновение материалистического понимания истории и общесоциальной теории марксизма;

- Раскрывается вклад Плеханова в разработку проблем истории классовой борьбы и таких ее идеологических форм отражения как утопия и теория научного коммунизма;

- Подчеркивается постоянный характер борьбы за материалистическую диалектику как метод марксизма, за выявление роли диалектики в системе марксизма.

Именно благодаря многочисленным работам Г.В.Плеханова по истории марксизма, в научный оборот и в международное рабочее движение вошло понимание истории марксистского мировоззрения как истории становления диалектического и исторического материализма.

Вместе с тем необходимо отметить и слабые стороны плехановской концепции истории марксистской философии. К ним относятся: ограниченный характер плехановского анализа роли революций 48-50-х годов в Германии, 1871 года во Франции в развитии учения К.Маркса и Ф.Энгельса. Не всегда последовательная, а иногда и просто неверная, трактовка диалектики объективного и субъективного, сознательного и стихийного, свободы и необходимости в революционном процессе и общественном развитии вообще и др.

Но учитывая различные отдельные, а порой и очень существенные недостатки, необходимо всегда помнить, что это была одна из первых концепций истории философии марксизма.

Раскрытие роли и значения Г.В.Плеханова как историка марксизма и исследователя истории диалектического материализма -как философской основы марксистского мировоззрения имеет большое научное, идеологическое и практическое значение.

Подведение итогов научного исследования наиболее плодотворно тогда, когда эти итоги содержат в себе постановку ношх проблем, выявление дальнейших направлений исследования. В области историко-философской науки таковыми, на наш взгляд »являются:

I. Дальнейшее исследование возникновения марксистско-ленинской философии как относительно самостоятельной науки, т.е. истории ее возникновения и законов ее развития. Особенно изучение возникновения Ленинского этапа в исследовании философии марксизма, соотношение вклада В.И.Ленина и Г.В.Плеханова.

2. Еще одним направлением дальнейших исследований является история формирования таких основных принципов философии марксизма как: материализм, диалектика, монизм, целостность, научность, партийность, революционность и т.д.

3. Из проблем поставленных Г.В.Плехановым особенную актуальность приобретает также история возникновения единства 3-х основных составных частей в марксизме. На современном уровне развития теории политической экономии социализма, научного ком-мгшизма и марксистско-ленинской философии как относительно самостоятельных частей постоянно возрастает необходимость выяснения законов их взаимосвязи, взаимообусловленности.

Данное диссертационное исследование имеет определенное значение для повышения эффективности идеологической борьбы с современными идейными противниками марксизма по таким проблемам как:

1. Разоблачение концепций и взглядов различного рода современных ревизионистов и марксологов фальсифицирующих историю марксистско-ленинской философии, особенно периода конца XIX -начала XX веков.

2. Воссоздание и исследование истории возникновения и развития идеологической борьбы с противниками учения марксизма-ленинизма, что позволит выявить основные ее тенденции, а также способы и формы идеологической борьбы применяемые нашими противниками на различных этапах исторического развития.

Материалы данной диссертации представляют и практическую значимость. Для специалистов в области истории марксистской философии они могут служить основой для чтения курса лекций по истории марксистской философии. Пропагандисты могут использовать данные материалы для проведения лекций и бесед по истории международного рабочего движения, по истории распространения марксизма и т.п. История марксистской философии всегда является эффективным средством формирования марксистского мировоззрения в широких народных массах.

Список литературы диссертационного исследования Конкин, Михаил Валентинович, 1984 год

1. Маркс К. Письма ИЗ "Deutsche-Französische Jahrbücher ". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.371-381.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

4. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185-230.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-342.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-628.1„7. Энгельс Ф. Предисловие к книге "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2- изд., т.21, с.370-371.

7. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.294-320.

8. Маркс К. Капитал. Предисловие к первому изданию. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5-11.

9. Энгельс Ф. Письмо к Конраду Шмидту, от 5 августа 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.369-372.

10. Энгельс Ф. Письмо к Йозефу Блоху, от 21 (22) сентября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с. 393-397.

11. Энгельс Ф. Письмо к Агусту Бебелю, от 16 марта, 1892 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.38, с.267-269.

12. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.1.Ï4. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и егохфитика в книге г.Струве. Пол, собр. соч., т.1, с.347-534.

13. Ленин В.й. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2, с.1-14.

14. Ленин В.И. Перлы народнического прожектёрства. Полн. собр.соч., т.2, с.71-504.1.Ï7. Ленин В.И. По поводу " Profession de foi ". Полн. собр.соч., т.4, с.310-321.

15. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7-384.

16. Ленин В.И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. Полн.собр.соч., т.20, с.84^89.

17. Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. -Полн.собр.соч., т.23, с.1-4.

18. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полн.собр* соч., т.23, с.40-48.

19. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.

20. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.77-218.

21. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.

22. Ленин В.И. Из письма в редакцию газеты "Трудовая правда", июнь, позднее 18. Полн.собр.соч., т.48, с.296-297.

23. Ленин В.И. М.А. и М.И.Ульяновым и А.И.Ульяновой-Елизаровой. Полн.собр.соч., т.55, с.59-61.

24. Официально-документальные материалы2.1, Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 222 с.4. Книги

25. Актуальные вопросы истории марксистско-ленинской философии и критики буржуазных и ревизионистских фальсификаторов. М., МГУ, 1971» - 384 с.

26. Антонов М.И.Евангелие русской социал-демократии. (О книге г.Бельтова К вопросу о развитии монистического взгляда на историю). Спб., Труд и борьба 1907. - 56 с.

27. Астахов В.Г. Г.В. Плеханов и Н.Г.Чернышевский. Сталино-бад, Тадж. 1У, 1961. - 344 с.

28. Богатурия Г.А., Выгодский B.C. Экономическое наследие Карла Маркса (история, содержание, методология). М.: Мысль, 1976. - 325 с.

29. Богданов Б.В. Ленинские принципы анализа истории философии. М., Наука, 1970. - 239 с.

30. Большевизм и реформизм (изд. 2-е). М.: Политиздат, 1978. -384 с.

31. Брайович С.М. Карл Каутский эволюция его воззрений. -М., Наука, 1982. - 228 с.

32. Вазюлин В.А. Становление метода научного исследования К.Маркса (логический аспект). М.: МГУ, 1975. - 222 с.

33. Вазюлин В. А. Диалектика исторического процесса и методология его исследования. М.: Знание, 1978. - 64 с.

34. Водолазов Г.Г. От Чернышевского к Плеханову. (Об особенностях развития социалистической мысли в России). М., МГУ, 1969. - 207 с.

35. Водолазов Г. Г. Диалектика и революция. (Методологические проблемы социальной революции). М., МГУ, 1975. - 230 с.

36. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей (первая половина XIX в.). М.: Наука, 1976. - 419 с.

37. Галкин В.В. Наука или утопия? М.: Мысль, 1981. - 191 с.

38. Деятели международного рабочего движения о религии и церкви. (Западная Европа. Конец XIX начало XX в.). - М.: Мысль, 1976. - 271 с.

39. Зейналов М.Б. Г.В.Плеханов, диалектический материализм и современность (на азербайджанском языке). Баку, 1962. -191 с.

40. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. 5-е изд., Петроград, 1918, т.6-8.

41. Иовчук M.Т. История философии как наука, ее предмет, метод и значение. М. : МГУ, i960. - 53 с.

42. Иовчук М.Т. Г.В.Плеханов и его труды по истории философии. М., Соцэкгиз, i960. - 314 с.

43. Иовчук М.Т. Ленинский этап в развитии марксизма и его философии. М.: Знание, 1969. - 61 с.

44. Иовчук М.Т. Ленинский этап философии марксизма. Актуальные проблемы развития марксистско-ленинской философии в борьбе против современной буржуазной идеологии и ревизионизма. M., АОН при ЦК КПСС, 1976. - 232 с.

45. Иовчук М.Т. »Курбатова И.Н. Плеханов. М. : Молодая гвардия, 1977. - 351 с.

46. Иовчук М.Т. Ленинизм: философские традиции и современность. 2-е изд. доп. М., Мысль, 1982. - 277 с.

47. История русской экономической мысли. М., i960, т.2, часть 2, гл.19.

48. История философии. M., 1955-1965, т.1-1У.

49. История философии в СССР. M., I968-I97I, т.З, гл.22, т.4, гл.8.

50. История философии и марксизм. (Вопросы методологии историко-философской науки). М., Мысль, 1979. - 231 с.

51. Ковнатор P.A. Георгий Валентинович Плеханов. Архангельск. Из-во Архангельск.губ.сов.-парт.школы им.В.И.Ленина, 1923. -19 с.

52. Кожурин Я.Я. Вопросы атеизма в трудах соратников К.Маркса и Ф.Энгельса. (И.Дицген, А.Бебель, Ф.Меринг, П.Лафарг, Г.В.Плеханов). Л., ЖУ, 1977. - 191 с.

53. Колосков В.Н. Очерк истории марксистско-ленинской философии в СССР. (30-е годы). - М., Наука, 1978. - 158 с.

54. Коровкин A.M. В.И.Ленин об интернациональной деятельности Г.В.Плеханова. (Методологическое пособие в помощь лектору). Л., Знание, 1970. - 19 с.

55. Критика современных буржуазных и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма. М.: Политиздат, 1980. -439 с.

56. Критика фальсификаторов истории и теории марксистско-ленинской философии (Под ред.Косичева А.Д. и др.). М.: Высшая школа, 1979. - 343 с.

57. Арбатова И.Н. Начало распространения марксизма в России.1. М.: Мысль, 1983.- 269 с.

58. Курс лекций по историй марксистско-ленинской философии.

59. Под ред.Косичева А.Д.). М., Высшая школа, 1972. -368 с.

60. Ленин В. И. и русская общественно-политическая мысль XIX -начала XX века. Л., Наука, 1969. - 400 с.

61. Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. М.: Наука, 1970. - 619 с.

62. Литературное наследие К.Маркса и Ф.Энгельса. История публикации и изучения в СССР. М., Политиздат, Л., 1969. -512 с.

63. Литературное наследие Г.В.Плеханова. М., 1934-1940. Сб.1.УШ.

64. Малинин В. А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М., ВПШ и АОН СССР, 1963. - 256 с.

65. Малинин В. А. Теория истории философии. Наука и ее проблемы. Учебное пособие. М., Ун-т Дружбы народов им.П.Лумум-бы, 1976. - 249 с.

66. Малинин В.А. История русского утопического социализма. (От зарождения до 60-х годов XIX века). М., Высшая школа, 1977. - 240 с.

67. Матвеев Г.Е. Плеханов и буржуазная историография начала XX века по русской философии и общественной мысли. -Ижевск, Удмуртия, 1974. 27 с.

68. Марксистская философия в XIX веке. Кн. 1-2. М., Наука, 1979.

69. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М., Наука, 1977. - 360 с.

70. Никитич Л.А. Лабриола. М., Мысль, 1980. - 200 с.

71. Ойзерман Т.И. Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г. М.: Госполитиздат, 1955. - 286 с.

72. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. (Теоретический анализ историко-философского процесса). М.: Мысль, 1971. - 383 с.4„59. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. Второе, доработанное издание. - М.: Мысль, 1974. - 572 с.

73. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. (Историко-философские очерки). М.: Мысль, 1979. -308 с.

74. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. Изд.2.е. М.: Мысль, 1982. - 301 с.

75. Окулов А.Ф. Борьба В.И.Ленина против философии реформизма и ревизионизма. М.: Соцэкгиз, 1959. - 418 с.

76. Окулов А.Ф. Советская философская наука и проблемы. М.: Мысль, 1970. - 220 с.

77. Осипов В.Д. Подснежник. Повесть о Георгии Плеханов. М., Политиздат, 1982. - 527 с.

78. Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. Изд. 2-е, Политиздат, 1951. 375 с.

79. Переписка Г.В.Плеханова и П.Б.Аксельрода. М., 1925.

80. Письма К.Маркса, Ф.Энгельса и др. к Ф.Зорге и др. С. -Петербург, 1908. - 517 с.

81. Плеханов Г.В. Сочинения. Т.1-ХХ1У. М.-Пг., 1923-1927.

82. Цустарнаков В.Ф. "Капитал" К.Маркса и философская мысль в России . (Конец XIX начало XX века). - М.: Наука, 1974.383 с.

83. Распространение идей марксистской философии в Европе. Конец XIX начало XX века. - Л., ЛГУ, 1964. - 187 с.

84. Сакварелидзе Г.А. У истоков русской марксистской педагогической мысли. Педагогические взгляды Г.В.Плеханова. Тбилиси, Ганатлеба, 1975. - 259 с.

85. Сандомирский Г.Б. Плеханов и анархисты. М., 1918. - 15 с.

86. Сарабьянов В.H. Философия ученика К.Маркса. Хрестоматия по Плеханову. М.-Л., Соцэкгиз, 1933.

87. Саралиева З.Х. "Капитал" К.Маркса и рабочее движение России (I895-I9I7). М.: Мысль, 1975. - 212 с.

88. Сидоров М.И. Г.В.Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX века. М., АН СССР, 1957. - 148 с.

89. Стеклов Ю.М. Борцы за социализм. Очерки из истории общественных и революционных движений в России (в двух частях). М.-Л., Госиздат, 1924.

90. Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова. М., 1973-1974, т.1-3.

91. Фомина В.А. Философское наследие Г.В.Плеханова. М., Госполитиздат, 1956. - 344 с.

92. Хевеши М.А. Из истории критики философских догм П-го Интернационала. М. : Наука, 1977. - 206 с.

93. Хорос В. Г. Народническая идеология и марксизм (конец XIX века). М.: Наука, 1972. - 176 с.

94. Чагин Б.А. Проникновение идей марксизма в России. (1845-1883). Л., Знание, 1948. - 36 с.

95. Чагин Б.А. Защита, обоснование и развитие Г.В.Плехановым марксистской философии. Л., Знание, 1957. - 72 с.

96. Чагин Б.А. Г.В.Плеханов и его роль в развитии марксистской философии. М.-Л., АН СССР, 1963. - 304 с.

97. Чагин Б.А., Курбатова И.Н. Плеханов. М., Шсль, 1973. -220 с.

98. Чагин Б.А. Разработка Г.В.Плехановым общесоциологической теории марксизма. Л.: Наука, 1977. - 209 с.

99. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Наука, 1982. - 314 с.

100. Юдин П.Ф. Г.В.Плеханов (к 25-летию со дня смерти). М., Госполитиздат, 1943. - 20 с.7, Авторефераты

101. Дорошевич Э.К. Г.В.Плеханов о французском материализме ХУШ века: Автореферат. Дис. . канд. филос. наук. Минск, 1958. - 20 с.

102. Зейналов М.Б. Борьба Г.В.Плеханова за материалистическую диалектику (1883-1903).:- Автореферат. Дис. . канд. филос. наук. М., 1958. - 17 с. (Моск.гос.ун.-т им.М.В.Ло-моносова. Философский факультет).

103. Ткаченко В.П. Г.В.Плеханов как историк марксистской философии. Автореферат. Дис. . канд.филос.наук. М., 1959. -18 с. (Академия общественных наук при ЦК КПСС).

104. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА В РАБОТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ. (КОНЕЦ1. XIX НАЧАЛО XX ВЕКА). 18

105. Интерпретации философского наследия К.Маркса и Ф.Энгельса во П-м Интернационале (в работах Каутского, Меринга, Лафарга, Лабриолы, Дицгена, Берн-штейна) . 18

106. Идейная борьба Г.В.Плеханова за диалектический материализ как философию марксизма. 56

107. П. ПЛЕХАНОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА. . . 73

108. Теоретические источники марксистского мировоззрения . 73

109. Анализ эволюции взглядов молодого Маркса. III

110. Проблемы истории возникновения материалистического понимания общества. 1261. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1541. ЛИТЕРАТУРА. 158

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.