Проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям: На примере Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шихалиева, Дагмара Сергоевна

  • Шихалиева, Дагмара Сергоевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 187
Шихалиева, Дагмара Сергоевна. Проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям: На примере Республики Дагестан: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Махачкала. 1998. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шихалиева, Дагмара Сергоевна

Глава I. Нравственное развитие личности: сущность, пути и средства достижения.

§ 1. Основные характеристики нравственного развития личности.

§2. Механизмы формирования нравственного сознания и поведения личности.

Глава II. Нравственная культура как важнейших показатель нравственного развития личности.

§ 1. Сущность нравственной культуры личности и пути ее формирования.

§ 2. Проблемы совершенствования нравственной культуры личности в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям: На примере Республики Дагестан»

Проблема изучения современной личности, ее нравственного мира и ценностных ориентаций является в наши дни не только сложнейшей теоретической, но и актуальной практической задачей, связанной с переходом общества к рыночным отношениям.

Движению к нормальным цивилизованным рыночным отношениям мешает у нас прежде всего общее состояние общественной морали. Экономические преобразования не могут успешно развиваться и завершиться, если им не предшествуют соответствующие изменения в сфере мировоззрения, морали. Острая социальная потребность упрочения нравственных основ нашего общества имеет своей целью возвышение и облагораживание человека, призванного защищать, приумножать и утверждать в жизни высокие социальные, моральные и культурные ценности. Последнее невозможно себе представить без нравственного очищения личности и возрождения в обществе таких норм человеческих взаимоотношений, как правда и справедливость, честь, совесть и достоинство человека. Возвращение общества на путь нормального цивилизованного развития требует переоценки многих привычных, традиционных ценностных установок и ориентаций личности, усиления в обществе действенности общечеловеческой морали как фактора, стабилизирующего социальные отношения.

Значимость проблемы нравственного развития личности, особенно наглядно, выявилась в свете кризисных явлений, переживаемых обществом сегодня.

Хотя личность является неисчерпаемым предметом исследования ученых во все времена, однако каждая эпоха обуславливает актуальность определенных аспектов, своеобразие постановки проблем в зависимости от того, в каких своих проявлениях поведение личности особенно резко расходится с потребностями общества, где качество личностного движения приходит в особенно ощутимое противоречие с качеством общественного движения, снижает и деформирует его, когда возникает необходимость поиска новых форм и решений.

Все эти обстоятельства порождают ряд проблем, среди которых важнейшей, на наш взгляд, является проблема формирования и развития нравственного мира и моральной культуры личности в условиях перехода к рыночным отношениям.

Следует отметить, что до настоящего времени мы не имеем обстоятельной научно-обоснованной концепции нравственного развития человека и влияния уровня моральной культуры личности на формирование конкретных форм ее жизнедеятельности. Нуждаются в разработке вопросы изменения нравственного мира человека в период разложения советского тоталитаризма и формирования демократического общества. Изучение механизмов и динамики формирования нравственного сознания и поведения личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям призвано обеспечить задачу прогнозирования различных социальных ситуаций и успешного управления ими.

Сегодня нам очень недостает эмпирических исследований в этой области. Нравственный кризис современного общества, его причины и следствия, влияние на соответствующие сферы культуры требуют тщательного изучения и осмысления. Игнорирование человеческого фактора, ядром которого выступают проблемы нравственного развития личности, не будет сопутствовать успешному исходу в проведении экономических и политических реформ, демократизации всех сфер общественной жизни.

Степень научной разработанности темы.

Проблема нравственного развития личности в условиях перехода к рыночным отношениям является объектом исследования многих социальных и гуманитарных наук (философии, социологии, этики, культурологии и др.), каждая из которых выделяет свой аспект, уровень изучения. По данной проблеме написано немало монографий, статей, сборников отечественными и зарубежными учеными. В частности, известны работы отдельных авторов в области культуры и нравственности. К ним прежде всего следует отнести труды М. Вебера, Э. Кассирера, И.И.Кравченко, В.Н.Кудрявцева, Н.ИЛапина, Р.А.Логуа, А.И.Ракитова, Р.В.Рывкина, Е.Ю.Сидорова, В.М.Соколова, Э.Фромма, Ю.Хабермаса и других. Систематизация этих материалов позволяет глубже проанализировать вопросы нравственного развития личности в рыночных условиях.

Следует отметить безусловную значимость разработки методологических подходов к изучению сознания, которую внесли В.Э.Бойков, Б.А.Грушин, В.А.Мансуров, А.В.Меренков, Г.В.Осипов, М.И.Руткевич, Ж.Т.Тощенко.

Однако, темпы и содержание социальных перемен в нашей стране настолько динамичны, что требуют концептуализировать, а в ряде случаев переосмыслить многие устоявшиеся теоретические представления. Классические же западные схемы анализа социальных процессов нуждаются в переосмыслении применительно к социально-культурным особенностям России, в частности Дагестана. В работах, посвященных изучению личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям духовно-нравственная сторона ее развития затрагивается попутно, фрагментарно, в постановочном плане. Различные аспекты этой проблемы, в которых исследуются нравственные устои жизни людей, проживающих в Республике Дагестан рассматриваются в работах Т.А.Абдусаламовой, А.Г.Агаева, А.С.Гзджиева, О.М.Гусейнова, Э.Ф.Кисриева, М.М.Садыки, У.А.Раджабова, М.А.Расулова.

Тем не менее, заметим, что монографий, диссертаций или других работ, в которых специально ставилась бы задача целостного, комплексного развития личности в условиях переходного периода, вскрывались бы причины отклонений от норм нравственности и предлагались бы конкретные пути борьбы с негативными явлениями в повседневной жизни, не имеется.

Предметом диссертационного исследования являются проблемы сущности, путей и средств нравственного развития личности, а также основные направления формирования ее нравственной культуры вообще и в Республике Дагестан в особенности.

Объектом исследования послужили коллективы промышленных предприятий, вузов, техникумов, колледжей, общественных организаций некоторых городов, а также сельских регионов РД.

Такой выбор позволяет более объективно и подробно изучить нынешнее состояние нравственного развития личности и выработать конкретные пути повышения нравственной культуры общества.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации - 1) раскрыть на основе методологического и социально-философского анализа сущность и содержание проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям; 2) выявить уровень нравственного развития личности; 3) дать оценку и анализ основных направлений и путей формирования ее нравственной культуры.

Не претендуя на исчерпывающее освещение всех вопросов этой масштабной и многогранной проблемы, мы рассматриваем данную работу как один из шагов в этом направлении и определяем следующие исследовательские задачи:

- выявить основные характеристики нравственного развития личности;

- раскрыть влияние социально-экономических факторов на механизм формирования нравственного сознания и поведения личности;

- выяснить причины отступлений от норм и требований общественной морали в РД;

- определить уровень развития нравственного сознания в условиях переходного периода;

- исследовать процесс формирования новой системы ценностей и норм в условиях перехода к рыночным отношениям;

- обосновать влияние обычаев и традиций на формирование и возрождение нравственной культуры современной личности.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных философов, социологов, этнографов и культурологов. Одновременно были использованы также новые концепции, разработанные российскими учеными в этой области: И.С.Коном, Т.Н.Кухтевич, Л.Н.Коганом, Н.Лобковиц, Л.Я.Руби-ной, М.Н.Руткевичем, Э.А.Капитоновым, Г.В.Осиповым и др.

В работе представлены данные конкретных социологических исследований, которые проводились нами в течение пяти лет в некоторых городах и сельских регионах Республики Дагестан.

Эмпирической базой диссертации стали данные, полученные нами в ходе социологического опроса с помощью анкетирования, проведенного в Республике Дагестан. При этом применялись еледующие методы конкретно-социологических исследований: личные наблюдения, анкетный опрос, интервьюирование, проведение диспутов, вечеров вопросов и ответов, научно-практических конференций, изучение и анализ официальных документов.

Опрашиваемые отбирались по схеме многоступенчатой типической выборки. На первом этапе отбирались районы, затем в каждом из них - предприятия и учреждения. При выборе населенных пунктов учитывались их природно-географические зоны, близость и отдаленность от города, национальный состав. На предприятиях, учреждениях и в населенных пунктах, где проводились обследования, устанавливалась квота - 8-10 процентов от общего числа членов коллектива, которая выполнена путем сплошного опроса в установленном числе первичных коллективов (цехов, бригад, дворов и т.д.). Общее количество опрошенных составило 2000 человек.

Разумеется, было бы неверно утверждать, будто конкретные социологические исследования дают исчерпывающую и во всех отношениях достоверную информацию о нравственной жизни общества. В то же время социология нравственного развития личности дает нам возможность, не замыкаясь в рамках категориального анализа изучать реальное действие нравственных норм в жизни человека, выявить закономерности становления и развития в повседневной жизни нравственных отношений, рассмотреть нравственную жизнь современного общества через призму ее внутренних противоречий.

Конечно, не все методы конкретных социологических исследований в области нравственности одинаково хорошо "работают" в сборе необходимой информации. Так, опрос, анкета, интервью при всех их достоинствах, не гарантируют от субъективизма получаемых ответов. С их помощью трудно измерить ценностные ориентации личности, характер ее нравственных потребностей, а тем более мотивов человеческого поведения. Поэтому вопросы анкеты, ответы на которые могли содержать определенный субъективизм, дополнялись так называемыми контрольными, проверочными вопросами. Кроме того, в условиях получения достоверной научной информации о состоянии нравственного сознания обследуемых контингентов или отдельных людей данные анкегно-опросных методов сопоставлялись с данными личных наблюдений, диспутов, читательских конференций, в которых человек ведет себя непринужденно и где наиболее ярко проявляются его нравственные ориентации. И, наконец, информация о субъективной стороне нравственности (нравственные знания, ориентации, мотивы), полученная в результате опросов, сопоставлялась с объективными данными, характеризующими поведение человека в свободное время, в отношениях в семье, с соседями, с друзьями, в неформальных группах и т.д. Ход проведения конкретных социологических исследований в области нравственности еще раз убедил нас во мнении о том, что только комплекс взаимно дополняющих друг друга методов и приемов, правильная научная систематизация, обобщение и типизация эмпирического материала, охват всех существенных сторон изучаемого объекта может дать в руки исследователя верную социологическую информацию, гарантировать его от возможных ошибок, субъективных впечатлений, односторонних оценок.

Материалы социологических исследований обрабатывались в отделе внедрения новой техники и технологии Комитета по госстатистике Республики Дагестан.

При этом использованы фирменное руководство пользователя системы управления базами данных РохРКХ) 2.0 и одноименный пакет (сама система) фирмы Microsoft. 1992.

При решении поставленных задач в диссертации также были использованы методы научного познания и многомерного статистического анализа ( корелляционно -регрессионный метод).

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что полученные в процессе работы теоретические выводы могут быть использованы при составлении программы образования и этического просвещения молодежи и в корректировке национальной политики с учетом национальных отношений. Ряд выводов нашел практический выход в устных выступлениях перед учеными и трудящимися в разных городах и районах республики. Значение диссертации определяется тем, что основные ее результаты и разработанные рекомендации могут быть применены при чтении вузовского курса философии, социологии и этики, а также для совершенствования общественных нравов в современных условиях. Проделанная работа будет способствовать осуществлению единства и целостности Дагестана как конституционного принципа, т.к. поможет ответить на вопрос: "Сможем ли мы жить вместе и в рамках российского государства Т

Научная новизна работы состоит в прикладном социологическом исследовании проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям, разработке теоретических основ и практических рекомендаций в сфере возрождения морали и нравственной культуры нашего общества.

Диссертация и отражающие ее содержание опубликованные работы вносят определенный вклад в разработку некоторых вопросов методологии исследования диалектики становления и развития нравственных отношений между людьми в условиях переходного периода.

Более конкретно представляющие новизну результаты исследования можно резюмировать в следующих положениях:

- исследование процесса формирования новой системы ценностей и норм в период перехода общества в новое социальное состояние. Показана зависимость развития уровня сознания и самосознания от образовательной подготовки личности, которая проявилась, в частности, в том, что в семьях, где больше всего ценят образованность, основная часть респондентов предпочла бы лишиться материальных благ, но не изменить своим нравственным принципам. Рекомендована система мер для повышения социальной активности личности, которая включает создание общеобразовательной программы нравственного и этического просвещения с учетом региональных особенностей;

- определение нравственных позиций и взглядов людей в период рыночных отношений. Сформулирована концепция создания системы стимулов в социальной деятельности, которая, на наш взгляд, необходима в современных условиях для эффективности работы экономической системы;

- установление и обоснование причин отступлений современной молодежи от норм и требований общественной морали. Осуществлен комплексный анализ компонентов, составляющих нравственность в предложенной нами системе, наиболее приемлемой для раскрытия сущности теоретических аспектов нравственного развития личности в условиях перехода к рыночным отношениям;

- выявление ряда противоречий в сознании современной личности, явившихся следствием нынешних реформ и неопределенностью перспективы будущего России;

- исследование проблемы усиления религиозности и межнациональных конфликтов в условиях переходного периода. Раскрыта и исторически обусловлена значимость традиций и обычаев Дагестана для формирования и возрождения нравственной культуры современной личности. Вводятся в научный оборот свежие эмпирические данные, помогающие раскрыть сущность данной проблемы.

Результаты настоящего диссертационного исследования могут служить основой для дальнейших теоретических и практических разработок в области нравственного развития личности.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены на научной сессии профессорско-преподавательского состава сотрудников Даггоспедуниверситета в 1995 году, на Межгосударственной научно-практической конференции в Даггосунивер-ситете в 1996 году, на XXI научно-технической конференции ДГТУ в 1997 году (г. Махачкала), а также на Втором международном симпозиуме по проблемам рационального природоиспользования и обеспечения безопасности жизнедеятельности "Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций", проходившем в г. Махачкале 14-16 октября 1997 года.

Публикации. По теме диссертации опубликовано семь научных работ общим объемом свыше 2 п.л., две статьи находятся в производстве^

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 186 страницах. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 200 наименований; содержит 36 страниц приложений в виде таблиц, представляющих статистические материалы анкетного опроса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шихалиева, Дагмара Сергоевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщения, выводы и рекомендации.

Главным определяющим среди проблем личности нами ставится вопрос ее нравственного развития в связи с тем, что в условиях перехода общества к рыночным отношениям эта проблема является особо острой и актуальной.

Теоретические и практические поиски объективных факторов формирования нравственного развития личности убеждают нас, что это процесс сложный и требующий тщательного анализа.

Рыночные отношения породили огромные перемены в духовной жизни, требующие реалистического осмысления ее основных тенденций. Это тем более важно потому, что продолжительное время многообразие социальных процессов изучалось нормативно, на каком-либо одном уровне, а отдельные, имеющие место отклонения рассматривались как случайные и незначительные.

Сегодня сложный процесс формирования нравственного мира человека выдвигает неведомые ранее нравственно-психологические проблемы. Стремление к пониманию и осмыслению этих проблем является отличительной чертой нашего времени. Смещение интереса в сторону проблемы нравственного развития личности - одна из попыток оценить воздействие на нее процессов, вызванных социально-экономическими реформами общества.

Духовное состояние современного общества, несмотря на всю специфичность, достаточно типично для кризисных, переломных периодов, и характеризуется ослаблением многих властных, политических, экономических и правовых механизмов регулирования поведения человека в обществе. Во все большей степени единственной основой для подобного регулирования выступают механизмы формирования нравственного сознания и поведения личности.

Опираясь на результаты наших социологических исследований можно проследить динамику этого процесса и сделать соответствующие выводы:

- в условиях перехода общества к рыночным отношениям мораль является способом самопознания и самосовершенствования человеческой личности;

- в обществе ценится высоконравственно развитая личность и ощущается острая нехватка таковой;

- в Дагестане, в условиях переходного периода семья и семейное воспитание занимают превалирующее положение в сознании людей и ориентире их поведения;

- у большинства опрошенных жителей республики, сегодняшний нравственный идеал воплотили в себе родители, братья и сестры;

- личность и индивидуальность преподавателя является нравственным ориентиром студентов.

Роль нравственного развития и формирования личности в условиях переходного периода непрерывно возрастает. Это объясняется как тем значением, которое имеет внутренняя сознательность людей, их активная жизненная позиция в регуляции общественной деятельности членов нашего общества, так и тем, что нравственная деятельность выступает как проявление важнейших сущностных сил человека, является имманентной характеристикой его целостности.

Обширной сферой нравственной деятельности является нравственная культура. Раскрытие ее сущности и содержания, основных тенденций формирования позволяют нам более полно и объективно охарактеризовать нравственное развитие личности, а также представить себе реальные формы преодоления негативных явлений, мешающих нравственному прогрессу общества и личности.

В ходе нашего социологического исследования мы получили эмпирические данные, которые позволили систематизировать конкретный материал о состоянии дел в этой области и предоставили возможность сделать определенные выводы, сформулированные в следующих положениях:

- в рыночных условиях у основной части опрошенного населения выявлено наличие развитого морального сознания;

- вызывает беспокойство ряд сложных психологических сдвигов в сознании молодежи Дагестана, обусловленных растущим нигилизмом и инфантилизмом в молодежной среде;

- между антиобщественным поведением человека и его низким общеобразовательным и культурным уровнем существует прямая зависимость;

- исследована взаимосвязь развитого нравственного сознания отдельного человека и роста духовно-нравственной культуры общества;

- для формирования добросовестного отношения к своей профессии общество нуждается в создании экономических стимулов; заметно падает значимость духовных и нравственных ценностей среди молодежи, отдельных людей старшего поколения и лиц с не полным образованием;

- сохраняется устойчивость моральных принципов у населения; установлено, что в условиях экономического кризиса не утратило своей высокой ценности образование;

- выявлен ряд противоречий в сознании людей, связанных с экономическим кризисом в обществе;

- потери прежних идеалов у молодежи, неопределенность перспективы будущего России явились причиной резкого снижения в молодежной среде престижа интеллектуального труда и образования;

- вследствие реформ структур социального управления образовался вакуум в системе воспитательного воздействия;

- в стране практически отсутствует этическое просвещение;

- определено, что переход к рыночной экономике отрицательно повлиял на нравственные отношения людей;

- нравственность отошла на второй план, усилился рост преступности, особенно среди молодежи;

- в нынешнее время у людей вызывает большую тревогу жестокость и насилие, растет безработица;

- по мнению большинства опрошенных, укреплению моральных устоев общества лучше всего способствует совесть самого человека;

- возможность проявить свои способности, гласность, открытость, а также отсутствие очередей вызывают радостный отклик у людей;

- в результате наших исследований выявлено, что религия способна оказывать на нравственное сознание и поведение людей как положительное, так и отрицательное влияние;

- выяснилось также, что люди не имеют элементарного представления о различии между религиозными и местными обрядами и традициями;

- среди всех слоев опрошенного населения наибольшее отвращение вызывает национализм и шовинизм, в частности, это проявляется в том, что основная масса респондентов отрицательно относится к оттоку русских из республики;

- установлено, что изучение прогрессивных обычаев и традиций имеет большое значение для возрождения нравственной культуры современной личности и, в основном, благоприятно влияет на взаимоотношения людей.

С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, наиболее острой выступает проблема противоречия нравственного сознания и поведения личности; она лежит в основе многих негативных социальных процессов, имеющих место в нашей жизни. Результаты исследования позволяют отметить, что происходит дезориентация сознания современной личности.

Осознание гражданами отсталости своей республики нередко ведет к чувству социальной замкнутости, склонности к радикализму, усиливает недоверие к государству и демократическим ценностям. Эти разрушительные эмоции препятствуют развитию более рациональных взглядов на положение человека в обществе и на характер государства.

Таким образом, исходя из установленных в ходе диссертационного исследования фактов, представляется возможным сделать следующие рекомендации по данной проблеме:

1) Необходимо разработать общеобразовательную программу нравственного и этического просвещения, с учетом:

- усиления внимания к семье, семейному воспитанию в условиях кризиса общества;

- повышения авторитета педагогического воздействия в воспитании и становлении нравственных качеств личности;

- возрождения идейного воспитания, патриотизма и интернационализма в период перехода общества к рыночным отношениям;

- развития и формирования у личности стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию;

- тщательного разъяснения религиозных аспектов;

- возобновления прогрессивных традиций и обычаев, положительно влияющих на взаимоотношения людей, с целью расширения нравственной и эстетической культуры личности.

2). Органам государственного управления РД следует укрепить законность и правопорядок в сфере человеческих взаимоотношений, т.к. важнейшим гарантом прав человека является развитое правосудие, опирающееся на закон, в этих целях: использовать средства массовой информации во благо нравственного развития личности;

- возрождать все ценное, что есть в историческом наследии каждого из этносов нашей республики;

- соизмерять подход к оценке роли религии в формировании нравственной культуры личности с ее реальной миссией.

- решать возникающие проблемы для установления определенных норм и правил в межнациональных отношениях, увеличивающих защищенность общества и безопасность государства. Способствовать поддержанию своего имиджа - формировать у населения убежденность, что власти не бояться развития межнациональных конфликтов и могут держать их под контролем. Таким образом, для поддержания оптимальных, с точки зрения властей, форм взаимоотношений между конфликтующими сторонами необходимо целенаправленно искать выигрышную тактику, изменяя структуру и способ собственных действий;

- совершенствовать коммуникационные процессы для оптимизации режима принятия решений;

- поддерживать нормы и правила политического противоборства, способствующие повышению сплоченности и интегриро-ванности общества. В целом эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

- создавать органы контроля за институтами власти;

- обеспечивать наличие в обществе ценностного консенсуса, а также всемерно поддерживать идеалы и ценности, способные интегрировать общество и государство.

Сегодня мы убеждены, что необходимо новое свободное общество, которое должно соединить экономическую целесообразность и рациональность с социальной справедливостью. Мы убеждены и в том, что недопустимо движение к "потребительскому обществу". Нельзя не признать, что там, где оно получило развитие, достигнут высокий уровень жизни. Но вместе с ним выросла стихийность социальной эволюции. Утратилась экономическая свобода, углубилась нравственная деградация общества.

Непременным условием выхода из духовного кризиса, по нашему мнению, выступает гармонизация в области науки, культуры, образования, всех форм общественного сознания. Только так общество сможет стать подлинно демократичным и гуманным, с развитой системой ценностей и культурой. В нынешней обстановке в процессе формирования личности нужно создавать такие условия, при которых каждый человек по мере своих способностей и при желании мог бы приобщиться к литературе, искусству и другим видам духовного творчества. "Социальная опасность в наши дни прежде всего состоит в недооценке государством, гражданским обществом результатов достижений науки, образования, культуры, их места и роли в духовной сфере"1.

Нам представляется, что сохранение и развитие духовных ценностей в условиях перехода к рыночным отношениям является важным гарантом стабилизации норм и принципов правового и нравственного поведения. Важную роль в этом мы отводим целеустремленности и настойчивости самого человека, его готовности и желанию думать и работать по-новому, его стремлению творить добро, словом, его духовно-нравственной культуре. Возрождение страны, ее экономики, обороны, культуры, науки, образования должно начинаться с возрождения личности. Требуется найти в душе народа лучшее и всячески развивать это"2. Укрепление нравственных основ нашего общества имеет своей целью прежде всего возвышение и облагораживание человека, призванного защищать, приумножать и утверждать высокие социальные, моральные и культурные ценности. Успешное разрешение задач обновления общества невозможно без активного участия молодежи. Только чувство ответственности каждого человека за свою позицию и за судьбу страны в целом будет способствовать нашему экономическому, социальному и духовно-нравственному процветанию.

1 Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. - 1995. - № 10. - С. 88.

2 Окуджава Б.Ш. В России демократию начал душить еще Иван Грозный // Комсомольская правда. 10 января. - 1996. - №3.- С.4.

Наша противоречивая действительность далеко не всегда укладывается в рамки классических теорий и поддается однозначным научным оценкам.

Таким образом, материалы диссертационных исследований, на наш взгляд, помогут понять специфику и особенности происходящих процессов в сфере нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям, компетентно анализировать их и активно участвовать в строительстве новых отношений между людьми.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шихалиева, Дагмара Сергоевна, 1998 год

1. Абдусаламова Т.А. Социологические проблемы трудовой и бытовой жизни людей в условиях перехода к рыночным отношениям (По материалам исследований в Дагестане). - Махачкала, 1997.- 127 с.

2. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1995.- 336 с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.4"4Е с.

4. Алексеев II.В., Панин A.B. Философия. М.: Теис, 1996. - 504 с.

5. Андреев Э.М. Новая социальная реальность: основные черты испособы движения // Социально-политический журнал. 1994. -No 7-8.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. Москва: Мысль, 1988. - 253 с.

7. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985. - 155 с.

8. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 1971.

9. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: МГУ, 1984.

10. Архангельский Л.М., Афанасьева А.И. Нравственное воспитание личности: Проблемы теории и практики. М.: Мыль, 1979.303 с.

11. Архангельский Л.М. Марксистская этика. М.: Мысль, 1985.239 с.

12. Барулин B.C. Социальная философия. М.: МГУ, 1993. - 394 с.

13. Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощегасо Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. М.: Изд. полит, лит., 1990. - 287 с.

14. Бекешкина И.Г. Структура личности (методологический анализ). Киев: Наукова Думка, 1986.

15. Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования новой личности. -М.: Мысль, 1988.

16. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. - 62 с.

17. Блюмкин В.А. и др. Нравственное воспитание: (философско-этические основы) /В.А.Блюмкин, Т.Н.Гушницкий, Т.В.Цыр-мина. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.

18. Блюмкин В.А. 'Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1987. - 111 с.

19. Борзых В.В. О свободе морального выбора // Вопросы философии. 1992.-№1.-С, 175.

20. Борисов Л.П. Политология. М.: Белые альвы, 1996. - 136 с.

21. Борисов Г.М. Личность и ее образ жизни. Л., 1989.

22. Брандт Г.А., Лобок A.M. Преодоление морали или Парадоксы "нравственного искусства". М.: Знание, 1991. - 62 с.

23. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968.

24. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М.: МГУ, 1983. - 176 с.

25. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. (Фролов Н.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др.) М.: Политиздат, 1989. -639 с.

26. Веб ер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.i Tt1./ Л

27. Вичев В. Нравственная культура руководителя. М.: Политиздат, 1988.

28. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: Ценности культуры и морали. М.: МГУ, 1992. - 117 с.

29. Выживет ли культура в условиях рынка / Сб. статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. -СПб.: "Нотабенне", 1996. 94 с.

30. Гаджиев A.C. Прогресс культуры и духовной жизни Дагестана в конце XIX нач. XX в.в. - Махачкала: Юпитер, 1996. - 135 с.

31. Глухова A.B. Формирование демократического консенсуса в переходном обществе: опыт и проблемы. Социал.-полит, журн. - 1993. - № 1/2. - С. 14-23.

32. Гордиенко А.Т. Личность в буржуазном обществе. Киев, 1988.

33. Горелов A.A. Расщепленный человек в расщепленном мире. -М.: Знание, 1991.-62 с.

34. Гречко П.К. К вопросу о предмете социальной философии // Вестник МГУ. сер. 7, философия. 1995. - № 1. - С. 9.

35. Губачев H.H. Социальная ответственность молодежи. М., 1991.

36. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сб. сост. Василенко Л .И., Ермолаева В.Е. М.: Прогресс, 1990. - 459 с.

37. Гусейнов A.A. Введение в этику. М.: МГУ, 1985. ~ 208 с.

38. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 1974. - 158 с.

39. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. - 64 с.

40. Гусейнов О.М. Нравственная культура личности. Махачкала: ИГЩДГУ, 1995. - 166 с.

41. Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи.- М.: ИСРАН, 1992.

42. Демин М.В. Проблемы теории личности (социально-философский аспект). М.: МГУ, 1977. - 240 с.

43. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984.- 284 с.

44. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуко-вой II.Г. М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

45. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 386 с.

46. Духовная культура и формирование личности: Материалы научной конференции / Ред. Мурзин А.Ф. Краснодар, 1989.

47. Духовность, художественное творчество, нравственность. (Материалы "Круглого стола") // Вопросы философии. 1996. -Ко 2. - С.3-40.

48. Емельянов В.В. Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста. М.: Высш. школа, 1987. - 135 с.

49. Ермолина Г.К. Личность, равенство, свобода. Иваново: Верх.-Волж. кн. изд-во., 1990. - 153 с.

50. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. -Л.: Наука, 1989. 190 с.

51. Ершов II.М. Потребности человека. /Под. ред. Т.В.Тара-тынова. М.: Мысль, 1990.

52. Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г1. Введение в социологию: Учебное пособие. Урал: Изд-во Урал.ун-та, 1992. - 224 с.

53. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

54. Зеленов Л.А. Становление личности. Горький, 1989.

55. Иванова i.A., Новиков A.A. О прогнозировании социального поведения личности // Социология высшей школы. Горький, 1986.

56. Идеология, мораль, искусство /Левчук Л.Т., Фортова А.И., Аболина Т.Г. и др.; ред. Григорьев В.И. Киев: Лыбидь, 1991. -189 с.

57. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -462 с.

58. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

59. Императивы человечности / Тарасенко Н.Ф., Горак А.И., Демьянов В.А. и др. Киев: Лыбидь, 1990. - 189 с.

60. Канто A.C. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. -М.: Политиздат, 1990. 431 с.

61. Капитонов Э.А. Социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -512 с.

62. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры И Сб. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 3-31.

63. Кинулькин А.'Г. Деятельность и духовный мир человека // Социально-политический журнал 1995. - № 2. - С. 138 - 151.

64. Кисриев Э.Ф. Социальные изменения в современном Дагестане. Махачкала, 1997. - С. 2-4.

65. Кон И.С. Личность // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

66. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры Н Социальная психология личности. М., 1979.

67. Кравченко И.И. Политика и мораль // Вопросы философии.1995. №> 3.»С. 3-12.

68. Крапивенский С.Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж; Изд-во Воронежского ун-та, 1992. - 191 с.

69. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

70. Кропоткин H.A. Этика. М.: Политиздат, 1991. - 493 с.

71. Кругов H.H. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977. - 255 с.

72. Крутов Н.К. Нравственные потребности личности. М., 1984.

73. Крыщук 11.11. Не повышая голоса. М.: Политиздат, 1991. -364 с.

74. Кудрявцев В.П. Новая Россия: организаторы развития // Вестн. РАН. Т.66. - 1996. - № 5. - 387 с.

75. Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. - Вып. 3. - 112 с.

76. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. М.: МГУ, 1989.

77. Кучинский С.А. Человек моральный. М.: Политиздат, 1987. -271 с.

78. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Вестн. Росс, гуманитарного научного фонда. 1996. - № 2. - 141 с.

79. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. - № 5. - С. 3 - 24.

80. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции II Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 15-26.

81. Лобковиц Н. Что такое "личность"? // Вопр. фил. 1998. - №2. -С. 54 - 64.

82. Логу а P.A. Проблемы социализации молодежи в условиях становления рыночной экономики. М., 1992. - С. 4-125.

83. Мансуров В.А. Методологические проблемы социологических исследований. М., 1988.

84. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М.: Высшая школа, 1990. - 128 с.

85. Матвеев Социальная ориентация личности. Ростов: Изд-во Рост.-го ун-та, 1990.

86. Меджидов Ю.В. История философии. Краткий курс. Учебное пособие И РИО ДГТУ. Махачкала, 1996. - 232 с.

87. Меренков A.B. Развитие личности: проблемы, поиски, решения. Свердловск, 1989.

88. Методология этических исследований / Отв.ред. Архангельский JI M. М.: Наука, 1982. - 381 с.

89. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. -238 с.

90. Момов В. Человек. Мораль, Воспитание. М.: Прогресс, 1975. -145 с.

91. Мораль и этическая теория. Некоторые актуальные проблемы. -М.: Наука, 1974. 295 с.

92. Моральные ценности и личность /Анисимов С.Ф., Смоленцев Ю.М., Разин A.B. и др; Титаренко А.И., Николаичев Б.О. (ред.). -М.: МГУ, 1994. 1 76 с.

93. Моральный выбор // Под общ. ред. Титаренко А.И. М.: МГУ, 1980.-334 с.

94. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост.: Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. М.: Педагогика, 1989. -298 с.

95. Налимов B.B. На изломе культуры: Некоторые наблюдения и вольные измышления о них / Полис: Полит, исслед. 1991. - № 6. -С. 5.- 18.

96. Наумова Н.Ф. Влияния переходных социокультурных структур на социальные качества человека. М.: ИСРАН, 1990.

97. Наумова Н.Ф. Человек и кризисное время: преодоление. Свободная мысль - 1991 .-№17.-С, 8-20.

98. Ненасилие: Философия, этика, политика // Отв.ред. Гусейнов

99. A.A. М.: Наука, 1993. -188 с.

100. Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1990. - 301 с.

101. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: МГУ, 1976. - С. 68-69.

102. Николов Л. Структуры человеческой деятельности Пер. с болг. / Под общ.ред. и с пред. Буевой Л.II. М.: Прогресс, 1984.- 176 с.

103. Ницше Ф. Афоризмы. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Минск: Попурри, 1997. - 688 с.

104. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Минск: Беларусь, 1992.- 333 с.

105. Нравственное воспитание: поиски новых подходов: (По материалам "Круглого стола", Москва, 1989) Знание, 1989. - 63 с.

106. Нравственная жизнь человека: Искания, позиции, поступки / Отв.ред. Титаренко А.И. М.: Мысль, 1982. - 295 с.

107. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С. 28-31.

108. Освобождение духа Н Сб. под ред. Гусейнова A.A., Толстых

109. B.И. М.: Политиздат, 1991. - 351 с.

110. О человеческом в человеке // Под.общ, ред. Фролова И.Т. М.: Политиздат. I99L ~ 384 с.109, Очерки социальной философии / В.Д.Зотов и др. М.: Наука, 1994.- 207 с.

111. ПО. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. -М.: Политиздат, 1978. 240 с.

112. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление воспитания, поведения. М.: Высшая школа, 1990. - 175 с.

113. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. - М.: Мысль, 1972.

114. Перестройка и нравственность (Материалы "Круглого стола") //Вопросы философии. 1990. - № 7.

115. Предмет и система этики / Ангелов С., Драмалиев Л., Журав-ков М.Г., Квасов Г.Г., Момов В., Харчев А.Г., Шишкин А.Ф. -Москва •■ София, 1973.

116. Проблемы нравственного воспитания / Отв. ред. Рувинский Л.И. М.: МГУ, 1977. - 293 с.

117. Проблемы социализации молодежи / Реф. сб. ИНИОН. М., 1993.

118. Пугачев В.II., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс. 1996. - 447 с.

119. Рабочая книга социолога ! Отв.ред. Осипов Г.В. М.: Наука, 1983. - 476 с.

120. Радугин A.A. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.

121. Раджабов У .А. Философия наука - общество // Наука и социальный прогресс Дагестана, т. 1. - Махачкала, 1997. - С. 2-4.

122. Ракитов А.И. Российская наука: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы философии 1995. - №3. - С.13-26.

123. Расулов М.А. Безработица и социальный прогресс // Наука и социальный прогресс Дагестана, т.1. Махачкала, 1997. - С. 157159.

124. Руткевич М.Н. О диалектике прогресса / Вест.Росс. АН. 1992.- №> 5. С. 22-36.

125. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России // Вопросы философии. 1994. - № 2. -С. 240.

126. Рыбаков Ф.Ф. Культура и рыночные отношения // Рос.экон.ж. -1992.-№12.-С. 68-74.

127. Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль ж. 1992. - № 15. - С.58.

128. Садыки М.М. Дагестан. Политические реалии и перспективы. -М.: Олимипя, 1996, 128 с.

129. Сидоров Е.Ю. Ориентиры культурной политики. М., 1995. -76 с.

130. Сидоров Е.Ю. Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск: изд. Томского ун-та, вып. 3, 1995. - 112 с.

131. Силласте Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации /7 Социологические исследования ж. 1995. - № 10. - С.88.

132. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 350 с.

133. Скрипник А.П. Моральное зло в истории, этике и культуре. -М.: Политиздат, 1992. 349 с.

134. Скрипните А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления, М., 1986., С. 6-7.

135. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: МГУ, 1989. »110 с.

136. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного общества // Социологические исследования. 1993. - № 9. - С. 42.

137. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. -М.: Политиздат, 1986. 239 с.

138. Сорокин П.А. Революция и социология.- М., 1992. С. 220-221.

139. Сорокин H.A. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

140. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1986.

141. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера: теорет,-методологические аспекты / Отв.ред. Черненко А.И. Новосибирск: Наука, 1991. - 171 с.

142. Социология // Осипов Г.В., Коваленко Ю.Г., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. М.: Мысль, 1990. - 446 с.

143. Социальная динамика и духовная культура // Сборник научных трудов Тверь: ТГУ, 1991. - 119 с.

144. Социология в России: прошлое, настоящее, будущее //Вестник Моск. ун-та: сер. 18. Социология и политология - 1995. - № 1. -С. 22-46.

145. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Информационные материалы / РАН ИСИ. -М., 1992.

146. Социальная философия: Хрестоматия / Составители: Арефьева Г .С. и др. М.: Высшая школа, 1994. - 254 с.

147. Социальные ориентиры изменяющегося общества / ИСРАН. -М., 1993.

148. Социальная психология / Под ред. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

149. Титаренко А.И. О взаимоотношении морали и политики // Вестник Московского ун-та. сер. 7. - Философия - № 6. - 1994.1. С.57.

150. Титаренко А.И. Дубко ЕЛ. Рациональное и эмоциональное в морали. М.: МГУ, 1983. - 156 с.

151. Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. - 63 с.

152. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980., С. 185 - 190.

153. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1969., С. 81.

154. Управление процессом нравственного воспитания // Отв.ред. Рувинский Л.И. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 141 с.

155. Устюшкин Ю.М. Культура и гуманизация общества // Вестник Московского ун-та. сер.7. - Философия - № 6. - 1992. - С. 19-26.

156. Фаркаш Э. Энгельштедтер Г., Херц X. Нравственные проблемы развития личности. М.: МГУ, 1982. - 144 с.

157. Философия. Проблемы становления современной личности: сборник статей. / (Отв.ред. Амманис М.Г. ) Рига: ЛУ, 1990.

158. Философское сознание: драматизм обновления. / Сб. сост.: Шульга E.H. М.: Политиздат, 1991. - 408 с.

159. Фромм Э. Пути из больного общества // Сб. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 443-482.

160. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. » 176 с.

161. Человек и духовность / Сб.статей Латв. АН. Ин-т философии и права, отв.редактор Федотова В.Г. Рига; Зинатне, 1990. -150 с.

162. Человек и социальное развитие: Вопросы и ответы / Боков А .Я,, Кириченко Н.В. и др. М.: Политиздат, 1989. - 320 с.

163. Челышев E.II. Роль культуры в обновлении советского общества // Вестн. АН СССР. 1990. -№6.-с. 3-12.

164. Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее? М.: Сов. писатель, 1991. - 556 с.

165. Шепель В.М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1989. -284 с.

166. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Моск. рабочий, 1987. - 237 с.

167. Шердаков В.Н. Добро и зло: (очерк нравст. философии). М.: Знание, 1992. - 63 с.

168. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Интер-бук, 1990.- 152 с.

169. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. » 447 с.

170. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Редкол.: Гусейнов A.A. и др. М.: Политиздат, 1990. - 480 с.

171. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социолог, исследования ж. 1995. - № 12. - С. 39.

172. Aspiration et transformation sociales. Paris. 1970.

173. Cowell F.R. Values in Human to Sotiology. The construction of Pitirim A.Sorokin to Society. № 4. 1970.

174. Lewin K. Level of Aspiration and Time Perspective// Resolving Social Conflicts. L. 1973.

175. World politics. L., 1977. Vol 29. Ks 4.

176. Nuttin J. The'orie de la motivation humaine. Paris. 1980.

177. Staat and Politik. Bonn, 1991.

178. Parsons T. Social Structure and personality. N.H. 1964.

179. Parsons T. The Structure of Social Action. N.Y. 1968.1. Авторефераты.

180. Бокарев B.A. Становление и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи в конце 80-х начале 90-х гг. (по материалам г. Москвы). Автореф. дисс. канд. полит, наук -М., РАН, 1994.

181. Горфинкель И.М. Соотношение стихийного и сознательного в системе социального управления. Автореф. дис. канд. социол. наук / РА Управление. M., 1992.

182. Горячева Е.А. Искусство в становлении субъективности личности (на примере архитектуры и костюма). Автореф. дис. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону., 1995.

183. Затеев В.В. Социальные и нравственные основы студенчества всовременных условиях. Автореф. дис. канд. социол. наук. -Улан-Удэ., 1995.

184. Кугробский В.Н. Интеллигенция в процессе перестройки политических и социально-экономических отношений современной России. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1995.

185. Нурова С.С. Духовный мир личности и образ жизни (на примерекыргызского народа). Автореф. дис. канд. социол. наук. Алма-ты., 1994.

186. Пеньков В.Ф. Формирование политической культуры в процессетрансформации российского общества, Автореф. дис. канд. по-литич. наук.» М., 1995,

187. Прокопец О.Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности (на материалах Тульской обл. России). Автореф. дис. канд. педагогич. наук. М., 1995.

188. Шиверских A.A. Психологические особенности проявления ритуала и ритуального поведения в политической сфере. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995.1. Диссертации.

189. Гайсин Ф.А. Проблемы реформирования образования в условияхобновления духовной жизни общества: Дисс. докт. социол. наук. Уфа, 1996.

190. Горфинкель И.М. Соотношение стихийного и сознательного в системе социального управления: Дисс. канд. социол. наук. -М., 1992.

191. Затеев В.В. Социальные и нравственные основы жизнедеятельности студенчества в современных условиях: Дисс. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 1995.

192. Казаков АЛ. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе: Дисс. канд. социол. наук. Казань, 1996.

193. Карипбаев Б.И. Взаимосвязь моральной и правовой ответственности молодежи в условиях переходного периода: Дисс. канд. филос. наук. М., 1996.

194. Когова H.A. Политическое самосознание и культура личности: Дисс. канд. филос. наук. М., 1993.

195. Кулакова Т.А. Противоречия массового политического сознаниянаселения современной России: Дисс. канд. социол. наук. -Санкт-Петербург, 1995.

196. Кутробский В.Н. Интеллигенция в процессе перестройки политических и социально-экономических отношений современной России: Дисс. канд. политич. наук. М., 1995.

197. Нурова С.С. Духовный мир личности и образ жизни (на примерекыргызского народа): Дисс. докт. социол. наук. Алмааты, 1994.

198. Пеньков В.Ф. Формирование политической культуры в процессе трансформации российского общества: Дисс. канд. политич. наук. М., 1995.

199. Плотникова Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: Дисс. канд. филос, наук. М., 1993.

200. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993 г. (На примере Костромской области): Дис. канд. социол. наук. М., 1994.

201. Рассадина Т.А. Императивы русской культуры в нравственных ориентациях студентов педагогического вуза: Дисс. канд. социол. наук. М., 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.