Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне: На опыте Московского художественного училища прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Толкачев, Александр Герасимович

  • Толкачев, Александр Герасимович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 207
Толкачев, Александр Герасимович. Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне: На опыте Московского художественного училища прикладного искусства: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2004. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Толкачев, Александр Герасимович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ОБЪЕКТОВ ЭТНОДИЗАЙНА.

2.1. Исторические особенности развития народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных промыслов.

2.2. Основные положения методики исследования изделий народных промыслов на базе аспектов дизайн-технологий.

2.3. Художественно-констуркторский анализ и исследование образного построения изделий народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных промыслов.

2.3.1. Ткацкие промыслы.

2.3.1.1. Из истории российских ткацких художественных промыслов.

2.3.1.2. Ткани северных регионов России.

2.3.1.3. Ткани южных регионов России.

2.3.1.4. Вилы ткачества.

2.3.1.5. Определение характерных композиционных элементов и частоты их встречаемости п изделиях ткацких художественных промыслов.

2.3.2. Кружевные промыслы.

2.3.2.1. Основные этапы развития русского коклюшечного кружева.

2.3.2.2. Анализ образцов кружевных изделий народных промыслов.

2.3.2.3. Определение частоты встречаемости композиционно-конструктивных элементов в кружевных изделиях по регионам России.

2.3.3. Вышивальные промыслы.

2.3.3.1. Из истории развития русской народной вышивки.

2.3.3.2. Анализ образцов русской народной вышивки.

2.3.3.3. Композиционный строй и изобразительные мотивы вышивки.

2.3.3.4. Технико-технологические средства как способы создания художественного образа вышивки.

2.3.3.5. Применение вышивки в русском народном костюме.

2.3.3.6. Определение частоты встречаемости средств композиции в русской вышивке.

ГЛАВА 3 РОЛЬ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОДИЗАЙНА.

3.1. Народные художественные промыслы и учебные заведения по подготовке специалистов.

3.2. К вопросу об истории училища.

3.3. Преподаватели училища.

3.4. Сист ема подготовки специалистов по ткачеству, кружевоплетепию и вышивке.

3.5. Творческая работа выпускников училища.

3.6. Участие студентов училища в выставках и конкурсах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы преемственности и развития традиций народного искусства в современном дизайне: На опыте Московского художественного училища прикладного искусства»

Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры.

Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Сохраняя нравственные идеалы национальной культуры, художественные промыслы накапливают уникальный опыт коллективного и индивидуального художественного творчества, ручного и механизированного производства. На протяжении столетий создавались многообразные изделия, сформировавшиеся как объекты гармоничной материальной предметной среды, окружающей человека и служащей ему.

Существующие в промыслах национальная стилистика и художественная образность соответствовали высоким критериям художественного качества, отражали традиции и вкусы народа, сделав их носителями истинных духовных и пластических ценностей. В этом качестве промыслы подошли к концу XX века.

Однако теперь, находясь, как и другие формы художественного творчества, в кризисном состоянии, народные промыслы вовлечены в самые динамичные и противоречивые социально-экономические и культурные процессы нашего времени. Они нуждаются в комплексном анализе специалистов, с тем чтобы адекватно включиться во всё более ускоряющийся процесс развития современной культуры.

Профессиональные художники многих поколений всегда находили и будут находить в богатейшем арсенале народного искусства черты, созвучные современности, и плодотворно используют их в своем творчестве. В настоящее время существует устойчивый интерес специалистов к тем областям народного творчества, которые нацелены на создание совершенных эстетических и практических свойств объектов материальной среды. В значительной мере этот интерес сосредоточен в области дизайна, объекты которого сочетают в себе совокупность эстетических, функциональных, эргономических и технологических свойств. Все эти черты присущи и предметам народного материального искусства, которое можно с полным правом назвать этнодизайном.

В этой связи необходимо отметить, что существующая система художественных ремесел не является «художественной резервацией», существующей вне времени и пространства, она развивается в соответствии и с учетом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления, а также конструкции, композиции и орнамента. Они заложены в художественных традициях народного творчества и могут служить базой для современного дизайн-проектирования при соблюдении одного, но очень важного, условия. Так, по мнению Г.К.Вагнера (29, с. 266)1, традиции немыслимы без развития, но при непременном условии сохранения главных фольклорных принципов народной поэтической образности. Никакая «вторая», или «третья», редакция народного искусства невозможна, если не будет соблюдено это условие.

Во ВНИИТЭ уже проводились исследовательские работы в области изучения особенностей крестьянской культуры и ремесла. Большой вклад в данном направлении внесли Н.В. Воронов и С.О. Хан-Магомедов. Некоторые аспекты этой проблематики присутствуют в теоретических исследованиях Е.В. Жердева и А.А. Грашина. Актуальность продолжения этой работы обоснована тем, что включение в систему деятельности народных промыслов принципов дизайн-проектирования может существенно обогатить эту область отечественной культуры. С другой стороны, использование традиционного опыта в сфере предметной культуры может способствовать развитию творческих процессов в самой дизайнерской деятельности.

Кризисное состояние, в котором находятся в наше время народные промыслы, делает особенно значимым решение проблем преемственности и передачи накопленного художественного опыта. С нашей точки зрения, практически единственными путями сохранения и развития народного искусства являются подготовка специалистов, передача молодым художникам знаний и навыков, выработанных поколениями народных мастеров. Только в этом случае можно надеяться, что традиции народного искусства не погибнут, а будут жить и воздействовать на становление нравственно-эстетического мировоззрения современного человека.

Одним из верных хранителей народного опыта, школой народных традиций, передающей их последующим поколениям на высоком профессиональном уровне, на протяжении 85-ти лет является Московское художественное училище прикладного искусства (МХУПИ). Это учебное заведение воспитало немало известных мастеров, которые своим творчеством не только значительно обогатили многие народные промыслы, но и способствовали их развитию в непростых условиях современной действительности. Вместе с тем вся сложная структура педагогического и учебного процесса МХУПИ направлена на поиск новых возможностей в таких традиционных видах народного искусства, как ткачество, кружевоплетение, вышивка, органично входящих в систему народного костюма.

1 В скобках сначала указывается порядковый номер источника, стоящего в «Списке литературы», затем проставляются страницы.

Одновременно идет активное интегрирование современных направлений в искусстве и дизайне в комплексную структуру обучения, освоение новых технологий в учебном процессе.

В данной диссертации предпринята попытка осмысления современных перспектив развития народного искусства, которые обрели крепкую фундаментальную исследовательскую базу, составляющую основной блок профессионального образования в МХУПИ. Это, в свою очередь, определило необходимость изучения истории создания и специфики МХУПИ в контексте современного художественного образования и обобщения богатого опыта, накопленного училищем за годы своего существования.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

- необходимостью решения проблемы преемственности художественного опыта, накопленного поколениями народных мастеров, которая напрямую связана со сферой художественного образования;

- важностью овладения теоретическими знаниями и практическими навыками современного дизайна, обладающего богатым арсеналом проектных и конструкторских приемов, культурная значимость которого проявляется в организации предметной среды, синтезе различных видов искусств, в том числе и прикладного, а значит, имеющего непосредственное отношение к преемственности, стилеобразующим процессам, основанным на культурных традициях, что способствует наиболее эффективному осуществлению практических дизайнерских решений.

Целью настоящей работы является установление исторически сложившихся закономерностей композиционно-конструктивного построения изделий народных промыслов (ткачества, кружевоплетения, вышивки), определение их связей со спецификой профессионального образования в МХУПИ для внедрения и использования методик, образных и семантических систем, свойственных народному искусству, в современных дизайнерских разработках.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- Аналитический обзор литературных, иллюстративных и архивных источников, посвященных проблемам народного искусства, художественных промыслов и образования в этой области.

- Исследование традиционного применения выразительных элементов и композиционных средств в художественных промыслах: ткачество, кружевоплетение, вышивка.

- Проведение художественно-конструкторского анализа репрезентативной выборки образцов и статистической обработки экспериментальных данных для определения частоты встречаемости комплекса композиционных приемов.

Блок-схема диссертационного исследования рис. 1

Теоретической и методологической основой исследования является системно-комплексный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления народного искусства в плане их исторического развития и в свете современных художественных и образовательных процессов. Исследование опирается на научные труды в области теории и истории народного искусства, этнографии, музееведения, педагогики, на методику художественно-конструкторского анализа. В диссертации применены методы теории и практики дизайна с его оперативностью, нацеленностью на конкретные социо-культурные результаты, обеспечивающие включение художественного, материального и технологического богатства народных промыслов в общероссийский культурный потенциал.

Объектами исследования стали:

- образцы изделий народных промыслов (ткачества, кружевоплетения, вышивки), напрямую связанные с искусством костюма, из собраиий Государственного исторического музея (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Орловского краеведческого музея, Орловского музея изобразительных искусств, Мценской картинной галереи (Орловская область), Курского краеведческого музея, Воронежского краеведческого музея, личных коллекций исследователей народного искусства, методического фонда музея МХУПИ;

- архивные документы по истории МХУПИ;

- учебно-методические разработки педагогического коллектива МХУПИ;

- образцы применения традиций ткачества, кружевоплетения, вышивки в современном дизайне.

За пределами рассматриваемого в диссертации материала остались требующие специальных исследований такие виды народных промыслов, как резьба по дереву, лаковая миниатюра, художественная обработка металла и ковроткачество, по которым также осуществляется подготовка специалистов в МХУПИ.

Предметами исследования являются образцы народных изделий и используемые в них композиционные приемы, элементы и средства, а также методические принципы проектирования современных дизайнерских изделий на основе традиций художественных промыслов, развиваемых в МХУПИ.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- систематизирован и обобщен исторический и искусствоведческий материал по художественным промыслам: ткачеству, кружевоплетению и вышивке, органично входящим в систему как народного, так и современного костюма, предметной среды;

- на основе сравнительного художественно-конструкторского анализа образцов ткачества, кружевоплетения, вышивки выявлены и обобщены их региональные композиционные особенности;

- рассмотрены технические приемы и образные средства, характер их трансформаций в современных изделиях;

- проведен графический и статистический анализ образцов ткачества, кружевоплетения и вышивки и выяснена частота употребления наиболее распространенных струюурных композиционных элементов;

- на основе поиска и изучения архивных материалов определены основные этапы истории Московского художественного училища прикладного искусства, прослежены теоретические и методические основы учебного процесса;

- выявлены взаимосвязи методических принципов, используемых в МХУПИ, и традиционных практик народного искусства, предприятий художественных промыслов;

- составлен каталог экспонатов произведений из музея МХУПИ;

- определены основные тенденции и методики применения традиций народного искусства в практике современного дизайна.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе изучения исторического развития ткачества, кружевоплетения и вышивки разработаны принципы и методы, интегрирующие теорию и практику народного искусства в систему учебного процесса МХУПИ, намечены конкретные пути по сохранению и развитию художественных промыслов, использованию образцов народного искусства в современном дизайн-проектировании костюма, интерьера, предметов быта. По сути, они заключаются в подготовке квалифицированных специалистов, не только владеющих всеми традиционными художественно-технологическими приемами, но и аюуальными методиками и образными системами современных проектных практик. Подобная направленность воспитания мастеров не позволит народному искусству исчезнуть; напротив, оно будет воспринято как пластическая и семантическая основа для художественно-конструкторских решений в дизайн-проектировании одежды и предметной среды.

Материалы диссертации и выводы, полученные в данном исследовании, могут быть полезными для художественной практики дизайнеров и современных мастеров народного искусства, а также могут быть применены в системе специального художественного образования.

Конкретные результаты научно-исследовательской работы заключаются также во введении в практику дизайнерской и искусствоведческой деятельности, ранее не использованных в качестве творческого источника училищных фондов -старинных и современных изделий из музея МХУПИ. Они могут быть с успехом применены в моделировании одежды, проектировании интерьеров. С этой целью можно пользоваться составленным каталогом экспонатов музея. При рассмотрении произведений народного искусства в качестве образцов для инновационных дизайнерских решений появляется возможность методически строить художественно-конструкторское проектирование на основе комплекса наиболее часто встречающихся композиционных и технологических приемов, выявленных в процессе проведения настоящего исследования.

Личный вклад автора диссертации состоит в постановке и разработке данной темы, основные положения которой были опубликованы в статьях и изложены в докладах на научных конференциях.

Апробация и внедрение результатов диссертации. Основные научные и практические результаты диссертационной работы были представлены и получили высокую оценку при проведении мероприятий различного уровня значимости, таких как:

- Межвузовская научная конференция «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», Москва, 1996;

- II Международная выставка «Православная книга и современное церковное искусство», Государственная Третьяковская галерея, 1997;

- Всероссийская конференция «Современные проблемы подготовки кадров для предприятий народных художественных промыслов» Ассоциации «Народные художественные промыслы», 1997;

- научно-методический семинар кафедры «Технология швейного производства» РосЗИТЛП, Москва, 1995-2002;

- заседания кафедры прикладного искусства Московского государственного художественно-промышленного университета им. Г.С. Строганова, 1997-2002;

- IV научная конференции Государственной Третьяковской галереи «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», Москва, 1998;

- в рамках благотворительной программы «Молодые дарования», 1997-1998 (отбор образцов для внедрения в производство);

- конкурс «Заводной апельсин», Москва, 1998;

- Межвузовская научно-методическая конференция «Проблемы совершенствования высшего заочного образования», Москва, РосЗИТЛП, 1999;

- выставка-конкурс «Святыни славянского мира», Москва, 2000;

- I Московская Международная выставка-ярмарка сувениров и подарков «Сюрприз-2000»;

- I Московская выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья-2002»;

- X, XI и XII Всероссийские выставки-конкурсы работ молодых мастеров народных художественных промыслов России «Молодые дарования», 2001,2002 и 2003;

- второй, третий, пятый окружные открытые Строгановские фестивали молодых дизайнеров, Москва, 1999,2000,2002;

- Студенческий Фестиваль рекламы Miracle, Москва, 2002;

- выставка «Поэзия предметов быта: традиции и современность», Москва, РГБИ, 2003.

Изучение научных и документальных источников, работа с редкими оригиналами - образцами народного искусства, введение в научный оборот коллекции музея и фонда МХУПИ, новых методик преподавания основ художественных промыслов обеспечили достоверность исходных методологических и теоретических позиций, целостный подход к решению поставленной проблемы, что, соответственно, служит критерием научной обоснованности выводов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Толкачев, Александр Герасимович

Общие выводы по работе

На основании изданий по ткацким, кружевным и вышивальным промыслам можно сделать ряд выводов.

1. Анализ обширной литературы, посвященной этим промыслам показал, что большинство авторов занималось вопросами их истории, семантики, мотивов и технологии получения орнамента по районам размещения этих промыслов. Эти исследования проводились с помощью традиционного словесного описания, что не утратило своей жизненности и ценности и в настоящее время.

2. Однако в литературе, за несколькими исключениями, практически отсутствуют данные об исследовании композиции образцов ткацких, кружевных, вышивальных промыслов с точки зрения современного дизайнерского системного подхода к комплексу основных элементов и средств композиции, примененных там. Такое исследование является необходимым и современным, так как позволяет выявить главнейшие позиции гармонизации, сложившиеся исторически, и наметить пути их развития в практике специального образования.

3. В результате структурного анализа композиции изделий ткацких народных промыслов, проведенного в процессе настоящей работы, выявилось, что во всех образцах встречаются горизонтальные линии. Очень часто встречаются наклонные линии, а вертикальные - примерно в половине вещей.

4. Абсолютно во всех образцах присутствуют прямые линии, волнообразные - в среднем в 10% изделий, зигзагообразные и прерывистые - примерно поровну, в более чем 60% образцов.

5. При сравнении композиции тканей севера и юга России можно заметить ряд сходств и различий. Так, прерывистые линии в южных тканях присутствуют примерно в три раза чаще, чем в северных, а наклонные примерно на 13% реже. В то же время в обоих регионах явно превалируют горизонтальные линии, хотя на севере процент наклонных линий почти также велик.

6. Применение закона контраста, нюанса и тождества в изделиях ткацких промыслов - весьма неравномерно. Согласованное преобладание в южных и северных тканях наблюдается в применении в их композиции светлотного контраста и отсутствии контраста фактур поверхностей, а также в нюансе в направлении линий. В то же время, в композиции южнорусских тканей достаточно присутствует светлотный нюанс, и, тождественные направления линий. В северных тканях этого не наблюдается.

7. Плавный беспрерывный ритм на основе как прямого равномерного, так и пропорционально последовательного ритмов, стабильно и постоянно присутствует в композиционных решениях северных и южных тканей. Радиально-лучевой ритм на базе прямого равномерного преобладает в орнаменте южных тканей, а на базе пропорционально-последовательного - в орнаменте северных тканей.

8. Результаты структурного композиционного анализа продукции кружевных промыслов в различных регионов России показывают, что чаще изготовлялось мерное кружево, а не штучные изделия.

9. По технике плетения Михайловские кружева были чаще всего численными, елецкие - многопарными, вологодские и кировские - сцепными. Киришские кружева были исключительно сцепными. Михайловские и вологодские кружева были преимущественно плотными, а елецкие и кировские -разреженными. В композиции Михайловских кружев большей частью присутствует геометрический орнамент, а в елецких, вологодских, кировских - растительный орнамент. Киришские кружева демонстрируют равномерность в количестве используемых растительных, геометрических и изобразительных мотивов. Мотивы животного мира встречаются значительно реже.

10. Относительно равномерно используются различные виды ритмов в орнаментике кружев различных промыслов. Реже используется радиально-лучевой ритм, а чаще - метрический повтор.

11. Преобладающим материалом была льняная нить, за исключением киришеких, где наиболее популярным был хлопок. В елецких и вологодских кружевах иногда применялась металлическая нить.

12. Достаточно разнообразная цветовая гамма в изделиях большинства промыслов неизменно базировалась на белом цвете, только в Михайловских кружевах равномерно преобладающими были красный, синий и желтый цвета. Реже в орнаментике кружев всех регионов присутствовали зеленый, коричневый, золотой и серебряный цвета.

13. На примере анализа русской вышивки, можно отметить, что ведущими мотивами в ее орнаментике были растительные. Чаще всего встречается плавный беспрерывный ритм, а реже - пропорционально-последовательный. Около 70% орнаментов построены на основе закона симметрии. Явно преобладает теплая цветовая гамма на основе полихромности. Наиболее употребимыми являются контрастные сочетания светлот, цвета и направления линий. Нюанс применяется немного реже, а тождество - очень незначительно.

14. Проведенная экспериментальная работа дала возможность установить ведущие композиционные приемы, используемые в разработке изделий ткацкого, кружевного и вышивального промыслов.

Основанная на статистике достоверная информация о комплексе композиционных элементов и средств вводит в обиход дизайнеров, художников и искусствоведов новые данные, характеризующие традиционные промыслы, что можно с успехом использовать в искусствоведческой и педагогической практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования были достигнуты следующие результаты:

- систематизирован и обобщен большой материал об истории и развитии художественных промыслов: ткачества, кружевоплетения и вышивки;

- характеризованы художественные особенности и выявлена эволюция образных систем каждого изученного промысла;

- соответствии с методикой дизайнерских исследований, выявлены композиционно-струюурные модели, свойственные ткачеству, кружевоплетению и вышивке;

- выделены как общие черты, так и локальные признаки региональных вариантов этих промыслов;

- проведен сравнительный художественно-конструкторский анализ как старинных образцов, так и современных произведений декоративно-прикладного искусства из музейных собраний;

- определена частота встречаемости композиционно-конструктивных элементов и образных средств, используемых в образцах ткацких, кружевных и вышивальных промыслов;

- выяснены и зафиксированы технологические приемы, принятые на данных промыслах, которые в дальнейшем закрепляются в методических разработках по каждому изученному промыслу и внедряются в учебный процесс;

- выявлены существенные совпадения композиционных приемов, обусловивших взгляд на создание народного костюма в качестве единого целостного ансамбля, что является ведущим принципом в формировании предметной среды как в народном искусства, так и в современном дизайне;

- проанализирована история и намечены основные вехи творческой и педагогической деятельности МХУПИ, которые отражены в библиографическом справочнике, каталоге фондов музея МХУПИ и документальном фильме;

- теоретические положения диссертации наглядно представлены в таблицах, гистограммах, фотографиях оригинальных образцов народных художественных промыслов методического фонда МХУПИ, что дает целостную картину развития разных сторон ткачества, кружевоплетения и вышивки для успешного применения накопленного опыта в дизайн-проектировании современных изделий.

В результате проделанной работы осуществлен синтез теоретических и экспериментальных исследований в области народного искусства, художественной практики и педагогического опыта Московского художественного училища прикладного искусства, позволяющий наметить дальнейшие перспективы по сохранению лучших традиций народного материального искусства в контексте современных тенденций дизайна.

Таким образом, анализ научных источников помогает составить представление о существующих методах исследования изделий народных художественных промыслов и определить возможности их трансформации и использования в дизайнерской практике.

Совокупность исследованных и систематизированных архивных документов, результатов творческой и учебно-методической деятельности преподавателей и студентов и МХУПИ свидетельствует, что в каждый временной отрезок, соответствующий определенной стилевой направленности в профессиональном искусстве, приемы и цели образовательного процесса МХУПИ были ориентированы на тщательное сохранение художественных особенностей промыслов и, одновременно, на новые трактовки народных традиций и тенденции развития их образных и технологических возможностей.

Изделия художественных промыслов являются ярким воплощением народного материального творчества, рождающего уникальные произведения искусства, трактуемые современными специалистами как совершенное проявление этнодизайна. Осознание этого даёт современным дизайнерам возможность раскрыть свой творческий потенциал для создания духовных и материальных ценностей, а для этого необходимо возрождать и развивать народное искусство как живой феномен художественной культуры России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Толкачев, Александр Герасимович, 2004 год

1. Агостии Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1982.

2. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крючками). // Советская археология, 1965, № 3. с. 23-29.

3. Архипова Н.К. Традиции народного костюма в современном моделировании одежды. // Школа и производство. (М.). 1985. № 5. с. 15-19.

4. Бадяева Т.А. Искусство и ремесло // Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП // Отв. ред. Н.В. Черкасова. М., 1991, с. 63-71.

5. Бадяева Т.А. Роль цвета в эстетическом восприятии орнамента // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В.Черкасова, сост. Т.М. Разина. М., 1992, с. 79-84.

6. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. М. 1925.

7. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. Исследования и статьи. М., 1981, с. 235-336.

8. Барабанов Е. Самосознание. Нью-Йорк, 1976.

9. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М., 1978.

10. Бернштейн Б.М. Традиции и канон. Два парадокса //Советское искусствознание. Сборник статей. М., 1980. № 2, с. 112-153.

11. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское кружево XVIII-XIX вв. в собрании Эрмитажа. JI., 1972.

12. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. М., 1982.

13. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

14. Богуславская И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964.

15. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. JI., 1968.

16. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972.

17. Богуславская ИЛ. Древние мотивы русской народной вышивки. М., 1973.

18. Богуславская И.Я. Народное искусство или ширпотреб? // Декоративное искусство СССР. 1976. № 6, с. 22.

19. Богуславская И.Я. О крестьянской вышивке // Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея // Сост. И.Богуславская. Науч. ред. В. Пушкарев. Л., 1976, с. 123-136.

20. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, с. 16-43.

21. Большева К.А. Из собрания отдела народных художественных ремесел. Сообщения Государственного Русского музея. 1940. № 1.

22. Болынова С.И. Народная одежда Рязанской области и приемы ее декорирования // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова, сост. Т.М. Разина. М., 1992, с. 133-154.

23. Борисова И.И. Своеобразие Орловского списа // Мир и музей. 2002. № 1-2, с. 150-157.

24. Бутылина С.И. О крестецкой строчке // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, с. 304-310.

25. Буфеева И.Ю. Традиции народного костюма и современная мода // О специфике современного этапа развития искусства народных художественных промыслов РСФРС. Сборник научных трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова. М., 1989, с. 114-133.

26. Быков А.Н. Народный костюм Вологодской области // Вологда. 1990. №7. с. 15-20.

27. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.

28. Вагнер Г.К. К проблеме крестьянского в народном искусстве // Декоративное искусство СССР. 1978. № 3, с. 27-30.

29. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства // Проблемы народного искусства. Сборник статей. М., 1982, с. 46-55.

30. Валерьянов М. Лицей окончен, что дальше? // Юный художник. 1995. № 1. с. 1-2.

31. Ванифатьева Ю.П. Кружевной промысел в городе Белозёрскс Новгородской губернии // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. 7. Санкт-Петербург, 1881, с. 1217-1225.

32. Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII-XIX веков // Русское искусство XVIII первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971.

33. Василенко В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974.

34. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки становления I в. до н.э.-XIII в.н.э. М., 1977.

35. Василенко В.М., Ильин М.А., Болдина О.Д. Русское народное искусство и художественная промышленность. М., 1980.

36. Василенко В.М. О развитии народного искусства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, с. 44-59.

37. Василенко В.М. Оглядываясь назад, заглядывая вперёд // Декоративное искусство СССР. 1989. № 8, с. 31.

38. Воронов B.C. «Чистое» и «прикладное» искусство // Искусство в производстве. М., 1921, с. 42-45.

39. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.

40. Воронова Л.И. Киширские кружева // Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИИХП. Вып. 5. М., 1972, с. 267-275.

41. Гончарова Л.Н. Проблема подготовки кадров для народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, с. 336-340.

42. ГончарукМ.И. О гармонических пропорциях в искусстве русского ручного ткачества // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова, сост. Т.М. Разина. М.; 1992, с. 85-96.

43. Горбунова М.К. Плетение кружев. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Т. 6. Вып. 2. Разд. 10. М., 1880, с. 1-91.

44. Городцов В.А. Дако-сарматскис религиозные элементы в русском народном творчестве. Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.

45. Гринькова Н.П. Термины вышивания в русских диалектах. Ученая записка ЛГПИ-ТХХ.Л., 1939.

46. Грязнов А.Ф. Ярославская большая мануфактура за время с 1722 по 1856 г. М.: Б/и., 1910.

47. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. М., 1953.

48. Давыдова С.А. Отчеты обследований кружевных промыслов. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. 5, 6, 9, 10, 15. Санкт-Петербург, 1883.

49. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. Санкт-Петербург, 1892.

50. Давыдова С.А. Русское кружево. Узоры и сколки. Санкт-Петербург, 1909.

51. Давыдова С.А. Очерки кружевной промышленности в России // Кустарная промышленность России. Женские промыслы. Санкт-Петербург, 1913.

52. Дайн Г.Л. Народное искусство Воронежской области // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова, сост. Т.М. Разина. М., 1992, с. 183-227.

53. ДинцесЛ.Л. Народное искусство Ленинградской области. // Советское искусство. 1939. 12 января.

54. Динцес Л.А. Мотивы Московского герба в народном искусстве. Сообщение ГИМ. Вып. 2. Л., 1947.

55. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М., 1990.

56. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного исторического музея. М., 1985.

57. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа. 4-е издание. М., 1918.

58. Ильин М.А. Русское народное искусство. М., 1959.

59. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI XX веков. М., 1976.

60. Исакова К.В. Плетение кружева. М., 1958.

61. Калмыкова Л.Э. Анна Александровна Гужавина мастерица тончайших кружев. М., 1959.

62. Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина XVIII нач. XX вв. Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея. Л., 1981.

63. Калмыкова Л.Э. Тверская вышивка в собрании Загорского музея. Каталог. М., 1982.

64. Каминская A.M. История костюма. М., 1986.

65. Канцедикас А.С. Народное искусство. М., 1975.

66. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства). М., 1977.

67. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М., 1986.

68. Канцедикас А.С. О красоте и пользе изделий народных художественных промыслов // Изделия народных художественных промыслов в современномжилом и общественном интерьере. Сборник научных трудов НИИХП. Сост. и отв. ред. Н.В. Черкасова. М., 1989, с. 35-47.

69. Климова Г.Н. Наш край. Сборник. Вып. 4. Пермь, 1970, с. 121-126.

70. Климова Н.Т. Вышивка // Школа изобразительного искусства. 1968. Вып. 10, с. 116-139.

71. Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области. Рассказы о народном искусстве. Горький, 1983.

72. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Коклюшечное цветное кружево. М., 1991.

73. Климова Н.Т. О двуглавом орле, добрых барсах и птице Сирин // Народное творчество. 1999. №3, с. 17-23.

74. Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. М., 1979, с. 112.

75. Коломиец А.И. Елецкое кружево. Труды НИИХП. М., 1962.

76. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме. М., 1967.

77. Королёва Н.С. Народная вышивка РСФСР. М., 1961.

78. Королёва Н.С., Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. М., 1979.

79. Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII начала XX веков. Альбом. Л., 1979.

80. Косменко А.П. Северные узоры. Pohiolan Kuvioita. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск, 1989, с. 238.

81. Крепостная мануфактура. Сборник трудов. Т. 3. Б/и., 1930-1932.

82. Кржижановская И. Кружево своими руками. М., 1993.

83. Куркчи А. Диалог истории и культуры //Декоративное искусство. 1994. с. 3.

84. Куфтин Б.А. Материальная культура Русской Мещеры. Женская одежда: рубаха, понёва, сарафан. Ч. 1. Труды Государственного музея центральной промышленной области. М., 1926.

85. Лащук Ю.Ф. О воспитании специалистов для народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, с. 325-335.

86. Левинсон-Нечаева М.Н. Золотно-серебряное кружево XVII в. Труды Государственного исторического музея. Вып. 13. М., 1941, с. 168-192.

87. Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество. Труды ГИМ. Вып. 33. М., 1959. с.9-57.

88. Литвинов В.В. Производство крестьянского сукна и другие промыслы среди женского населения Новохоперского уезда // Памятная книжка Воронежской губернии на 1904 г. Воронеж, 1904. с. 32-43.

89. Малолетков В. Декоративное искусство Москвы // Юный художник. 1995. № 8, с. 6.

90. Мамонтова Н.Н. Искусство народных промыслов и задачи формирования среды // Изделия народных художественных промыслов в современном жилом и общественном интерьере. Сборник научных трудов НИИХП. Сост. и отв. ред. Н.В. Черкасова. М., 1989, с. 47-63.

91. Мамонтова Н.Н. Закономерности развития народных ремесел и промыслов в России XVIII начала XX века // Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП. Отв. ред. Н.В. Черкасова. М., 1991, с. 5-62.

92. Марьянова Н.К. Традиции народного костюма в современном моделировании одежды // Школа и производство. 1985. № 8. 1985, с. 31.

93. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.

94. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских обычаях и обрядах XIX начала XX веков. М., 1984.

95. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.

96. Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972.

97. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1988.

98. Мещёрский А.А., Модзалевский К.Н. Свод материалов по кустарной промышленности в России. Санкт-Петербург, 1874.

99. Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка XVII-XX вв. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1978.

100. Молотова Л.Н., СоснинаН.Н. Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Л., 1984.

101. Молчанов B.C. Народное узорное переборное ткачество. М., 1960.

102. Наумова О.Н. Тамбурная вышивка. М., 1976.

103. Наш край. Вып. 4. Сборник статей под ред. Г.Н. Климовой. Пермь, 1970. с. 121-126.

104. Некрасова М.Л. Еще раз о традиции и современности // Декоративное искусство СССР. 1962. № 8, с. 34-35.

105. Некрасова М.Л. О развитии традиций в художественных промыслах // Искусство. 1971. № 12, с. 35-41.

106. Некрасова М.Л. Традиции и проблемы индивидуального в народном искусстве // Декоративное искусство СССР. 1974. № 5, с. 15-16.

107. Некрасова М.Л. Проблемы и надежды народного искусства // Художник. 1976. №4, с. 28-29.

108. Некрасова М.Л. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научный ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, с. 60-80.

109. Некрасова М.А., Макарова К.А. Проблемы народного искусства. М., 1982.

110. Некрасова М.А. Народное искусство, как часть культуры. М., 1983.

111. Некрасова М.А. Народное искусство России. М., 1983.

112. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции, школы. М., 1985.

113. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.

114. Никольский И.Ф. Калязиискис кружева. Очерк кружевного плетения в г. Калязине в прошлом и настоящем. Калязин, 1992.

115. О народности и современности // Декоративное искусство СССР. 1975. № 8; 1978. №8.

116. О судьбах народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1959. №11; 1960. №3-6, 8, 10-12; 1961. №7.

117. Пализер В. История кружева. М., 1864.

118. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1985.

119. Пархоменко Н.И. Страницы истории МХУПИ им. М.И. Калинина. М., 1990.

120. Плющева А.Я. Новые приёмы кружевоплетения. М., 1964.

121. Попова И. А. Узорное ткачество и ковры Воронежской губернии (вторая половина XIX начало XX века) // Сообщения Государственного Русского музея. XI. М., 1976, с. 138-143.

122. Попова И.А. Из опыта работы по возрождению народного узорного ткачества // Творческие проблемы современных народных художественныхпромыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. JI., 1981. с. 257-276.

123. Попова О.С. Русское народное искусство. Произведения из коллекции Музея народного искусства. М., 1972.

124. Попова О.С., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. М., 1984.

125. Проблемы народного искусства. Сборник статей под ред. М.А. Некрасовой. М., 1982.

126. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький: Б/и., 1939.

127. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. М., 1976.

128. Пути развития вологодского кружева. Материалы конференции. Вологда, 1977.

129. Работнова И.П. Русское народное кружево. М., 1956.

130. Работнова И.П., Яковлева В.Я. Русская народная вышивка. М., 1957.

131. Работнова И.П. Русское кружево. М., 1959.

132. Работнова И.П. Вологодское кружево. Труды НИИХП. М., 1962.

133. Работнова И.П. Тамбовская вышивка. JI., 1963.

134. Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.

135. Работнова И.П. Композиция северных русских народных вышивок. Сборник трудов НИИХП. Вып. 7. М., 1973.

136. Разина Т.М. Искусство художественных промыслов второй половины XIX -начала XX вв. // Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX-XX в. М., 1965, с. 32-40.

137. Разина Т.М. Русское народное декоративное искусство и проблемы народного творчества. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1969.

138. Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.

139. Разина Т.М. Искусство художественных промыслов как одна из форм современного народного творчества // Народные художественные промыслы и современная культура. Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова. М., 1980, с. 51-99.

140. Разина Т.М. О художественных системах в искусстве традиционных промыслов // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова, сост. Т.М. Разина. М., 1992, с. 11-30.

141. Рехачёв М.В. Вологодские кружева. Вологда, 1955.

142. Рубен С. Народное творчество (Ленинградская область). Л., 1941.

143. Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. М., 1969.

144. Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. Сборник трудов НИИХП. Вып. 5. М., 1972.

145. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

146. Савельева И.Н. Народный костюм, форма, функция // Декоративное искусство СССР. 1967. № 11, с. 25-30.

147. Савельева И.Н. Народная одежда для труда // Швейная промышленность. 1973. № 1, с. 17-23.

148. Савельева И.Н. Теоретические основы гармонизации национальной одежды. Монография. Уфа, 2000.

149. Савельева И.Н. Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма. Автореферат докторской диссертации. М., 1995.

150. Савельева И.Н. Методика и результаты исследования закономерностей гармонии в народной одежде. М., 1996.

151. Савельева И.Н. Основы гармонии в костюме народов России. Монография. М. 2002.

152. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства // Самое близкое искусство. М., 1969, с. 20-25.

153. Сапожковское народное ткачество. Альбом. М., 1960.

154. Свирина А.Н. Древнерусское шитье. М., 1963.

155. Семёнова Т.С. Народное искусство и его проблемы. М., 1977.

156. Смирнов П. Московские ткачи XVII века и их привилегии. Ташкент: Б/и., 1928.

157. Соболев Н.Н. Русский орнамент. М., 1948.

158. Сорокина М.А. Киришское кружево // Проблемы истории культуры северо-запада РСФСР. Л., 1977. с. 175-179.

159. Сорокина М.А. Кружево // Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея / Сост. И .Я. Богуславская, научн. ред. В. Пушкарев. Л., 1981. с. 182-196.

160. Сорокина М.А. Современное кружево // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, с. 278-303.

161. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Шитьё, вышивка, кружева. Санкт-Петербург, 1872.

162. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Шитьё, ткани, кружево. Вып. 1. Санкт-Петербург, 1884.

163. Строганов С.Г. Дмитриевский собор во Владимире (па Клязме). Строен от 1194-го до 1197-го года. М., 1849.

164. Строганов С.Г. Русское искусство. Е. Виолле-лс-Дюк и архитектура в России отХ по XVIII век. Санкт-Петербург, 1878.

165. ТвердоваЗ.М. Кружевной промысел. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М., 1916.

166. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960, с. 293-303.

167. Традиции и проблемы развития искусства современного ручного художественного ткачества. Сборник научных трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В.Черкасова. М., 1986.

168. Уткин П.И. Народные художественные промыслы и современная культура // Народные художественные промыслы и современная культура. Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В. Черкасова. М., 1980, с. 3-50.

169. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992.

170. Фалеева В.А. Художественное развитие вологодского кружева // Русское народное искусство Севера. JI., 1968, с. 122-133.

171. Фалеева В.А. Русское плетёное кружево. JI., 1983.

172. Федотова JI.В. Ткацкое ремесло Курской области // Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП/ Отв. ред. Н.В. Черкасова, сост. Т.М. Разина. М., 1992, с. 122-132.

173. Фролов В.Ф. Кружевной промысел в Вологодской губернии к столетию существования в крае. 1890-1920. Труды кружевного отдела Губкустпромсекции. Вологда, 1921.

174. Хан-Магомедов С.О. Проблемы взаимосвязи образа жизни и жилой среды //Техническаяэстетика. 1989. № 2, с. 5-8.

175. Художественное моделирование и народные традиции. Материалы второй Международной конференции. Санкт-Петербург, 1998.

176. Человек и театр В. Шумаков в беседе с Т. Малининой // Юный художник. 1995. №9, с. 15.

177. ШеннерФ. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. М., 1990.

178. Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сб. трудов НИИХП М., 1992.

179. Ягодинский И. Кружевной промысел города Балахны // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. 9. Санкт-Петербург, 1883, с. 2484-2487.

180. Якобсон A.JI. Ткацкие слободы и села в XVII веке. М., 1934.

181. Яковлева В.Я. Калининская народная вышивка. М., 1953.

182. Яковлева В.Я. Архангельская народная вышивка. М., 1954.

183. Яковлева В.Я. Горьковская народная вышивка. М., 1955.

184. Яковлева В.Я. Новгородская и псковская народная вышивка. М., 1955.

185. Яковлева В.Я. Рязанская народная вышивка. М., 1959.

186. Яковлева В.Я. Калужская народная вышивка. М., 1959.1. ИЛЛЮСТРАЦИИ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.