Проблемы развития конституционно-правового статуса религиозных объединений в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Терехов, Олег Николаевич

  • Терехов, Олег Николаевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 258
Терехов, Олег Николаевич. Проблемы развития конституционно-правового статуса религиозных объединений в России: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Москва. 2004. 258 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Терехов, Олег Николаевич

Введение.

Глава 1. Понятие и виды религиозных объединений в России.13

§ 1. Формы реализации свободы совести в светском государстве.

§ 2. Религиозные объединения - форма реализации свободы вероисповедания в российской государственности.

§ 3. Виды религиозных объединений в России.

Глава 2. Основные этапы развития правового статуса религиозных объединений на территории России.71

§ 1. Понятие и структура правового статуса религиозных объединений

России.

§ 2. Дореволюционный этап развития религиозных объединений

России.

§ 3. Советский период развития конфессиональных отношений.

§ 4. Постсоветский этап развития религиозных объединений.

Глава 3. Правовые основы статуса религиозных объединений современной России. 167

§ 1. Международные акты - основа правового статуса религиозных объединений.

§ 2. Федеральный уровень регулирования конфессиональных отношений в

России.

§ 3 . Нормотворчество субъектов федерации в сфере деятельности религиозных объединений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы развития конституционно-правового статуса религиозных объединений в России»

Российская Федерация провозгласила себя светским государством, закрепив в Конституции свободу религиозных объединений. Вопросы о схеме отношений государства и религиозных организаций: полная религиозная свобода или патернализм государственного контроля, приоритет традиционным культурообразующим религиям или великий принцип веротерпимости — актуальны для многонациональной и многоконфессиональной России.

Религия в качестве хранителя морали и нравственности относится к той форме интеллектуальной и духовной практики, которая, точно также как и политика, стремится регулировать отношения между людьми, принадлежащими к различным стратам. Следовательно, государство может разговаривать с религиозными организациями так же, как и с политическими партиями - на языке юридического права. "Поскольку деятельность церкви не ограничивается сферой только духовного влияния, а часто затрагивает государственные и общественные интересы, то государство просто не может не вторгаться в эту область"1, - это высказывание российского государствоведа Н.М. Коркунова очень точно отражает необходимость изучения правовых основ взаимоотношений властных структур с религиозными организациями.

Перед Россией стоит сложнейшая задача построения церковно-государственных отношений таким образом, чтобы в условиях разнонационального государства заставить одновременно работать оба этих принципа и при этом избежать этно-конфессионального напряжения.

Согласительная система предусматривает заключение договора между каждой религиозной организацией и государством. Обе стороны берут на себя определённые обязательства. Церковь занимается социальной работой, воспитанием сирот и так далее. Государство обеспечивает

1 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I. СПб., 1908. С. 512. финансовую поддержку, систему льгот и защиту. Одновременно договаривающиеся стороны получают определённые права. Церковь на проповедь, а государство на финансовый контроль расходуемых средств.

Права, обязанности и сфера деятельности оговариваются в каждом конкретном случае, исходя из российских интересов и опираясь на разработанное законодательство о религиозных объединениях. Подобный подход сохраняет демократический принцип, позволяет полнее использовать потенциал традиционных религий, ограждает личность от посягательств псевдорелигиозных групп и одновременно предупреждает возбуждение конфликта между конкурирующими религиозными организациями.

В период экономической нестабильности государство нуждается в солидарности с религиозными объединениями. Установление честной согласительной системы в церковно-государственных отношениях позволит развивать контакты между церковью и государством в русле социального партнёрства.

Переход от состояния концептуального хаоса к осмысленному формированию религиозной политики, переход от действующего регистрационного к предлагаемому согласительному принципу или иному, соответствующему российским религиозно-политическим реалиям, потребует времени, интеллектуальной концентрации и политической воли. Безусловно, исследование исторических, теоретических и правовых акцептов данного перехода - задача актуальная для современной России.

С другой стороны, Конституция России, закрепив себя демократическим государством, провозгласила человека, его права и свободы-высшей ценностью государства. Свобода мысли, совести и религии охватывает интеллектуальный, нравственный и духовный опыт человечества. Право на свободу мысли, совести и религии включает свободу менять свои идеи, религию или убеждения, свободу отдельно или совместно другими, публично или в частном порядке, проявлять свою религию или убеждения в преподавании, отправлении и соблюдении обрядов и богослужении.

Сегодня трудно представить принципы свободы совести и светскости государства по отдельности, вне взаимной связи и зависимости. Ряд отечественных авторов в своих работах по данной проблематике относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести (А.И. Барменков, А.И. Виноградов, И.Н. Вишнякова, Г.В Воронцов, П.Н. Дозорцев, М.Г. Кириченко, В.В. Клочков, С.А. Мозговой, М.М. Персиц, А.Ю. Розенбаум, Ф.М. Рудинский и другие).

Однако исторически формировались принципы свободы совести и светскости государства без прямой связи друг с другом. Принцип свободы совести зародился во время Великой французской революции, а принцип отделения церкви от государства получил свое развитие в США. Еще одна историческая особенность состоит в том, что на протяжении длительного периода многие мировоззренческие вопросы рассматривались исключительно с позиций религиозного миропонимания и морали. Этот фактор, приведший к узкому, а, следовательно, фактически внеправовому определению содержания свободы совести, является одной из главных причин терминологических несоответствий российского законодательства международным нормам, но об этом позднее. Следует также подчеркнуть важный аспект: законодательство о свободе совести стало восприниматься как «специальное», отраслевое, религиозное. Фактически приоритет отдается религиозным объединениям, а не человеку, который становится «придатком» конфессий. Право «каждого» на свободу совести остается в системе права лишь в качестве декларации, фактически находясь вне правового поля.

Актуальность исследования указанного ракурса современной правовой действительности России несомненна.

Таким образом, диссертант основываясь на необходимости исследовать в комплексе несколько новых в российской правовой действительности понятий: светское государство, свободу совести и религиозных объединений, поставил перед собой цель задачу по рассмотрению их в данном диссертационном исследовании.

Степень научной разработанности темы и круг источников.

Вопросы свободы совести, взаимоотношения государства и церкви выступают объектом самого пристального внимания не только со стороны историков, философов, социологов, религиоведов. Не обошли стороной эту проблематику и в отечественной юридической науке.

Отдельным аспектам государственной вероисповедной политики, анализу правового положения Русской православной церкви и иных религиозных обществ, юридической оценке существующих религиозных ценностей уделяли большое внимание русские ученые — государствоведы второй половины XIX-начала XX вв.: В. Кильчевский, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, Н.М. Коркунов, М.А. Рейснер, И.М. Свешников,. Ю. Скобельцина и др.

Такие ученые советского периода, как А.И. Барменков, А.И. Виноградов, Н.П. Гаевая, Г.Р. Гольст, П.Н. Дозорцев, В.Н. Калинин, В.В. Клочков, М.Г. Кириченко, И.М. Кислицын, А.А. Круглов, Р.А. Куроедов, А.Н. Лещинский, В.К. Лауринайтис, Д.Е. Мануйлова, М.М. Персиц, Ю.А. Розембаум, Ф.М. Рудинский, А. Седюлин, М. Сташевский, И.Е. Фарбер посветили свои исследования тому или иному ракурсу обозначенной проблематики.

В постсоветской России, после принятия законов, регулирующих взаимоотношения государства и религий, свободы совести и религиозных объединений, эти вопросы стали предметом исследования в трудах А.Б. Агапова, Т.Ю. Архирейской, П.Н. Дозорцева, И.Н. Вишняковой, А.И. Кудрявцева, А.С. Ловинюкова, Г.П. Лупарева, Г.А. Михайлова, Л.А. Морозовой, МЛ. Мчедлова, М.И. Одинцова, И.В. Понкина, А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского, В.Н. Савельева, Е. Салыгина А.Е. Себенцова, С.Ю. Симорот, С.Б. Филатова и многих других.

Нормативную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Империи XVIII - начала XX веков, законы, декреты, инструкции, постановления и иные официальные документы, принятые в советский период, действующее законодательство Российской Федерации, в том числе постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации, международные документы.

Отсутствие четко сформулированной концепции, определяющей приоритеты, цели и задачи таких отношений, требует системного подхода в исследовании социальной природы религиозных объединений, анализе основных проблем правового регулирования их деятельности, анализа сложившегося в современной России статус-кво.

В связи с этим, в диссертационной работе предпринята попытка комплексного исследования современного законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях и механизма его реализации, опирающегося на сопоставительный анализ с предыдущими нормативными актами и действующими на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования является правовой статус религиозных объединений и их место в сфере жизнедеятельности государства и общества, как элемент светского, демократического, правового государства.

Предметом исследования служат правовые, теоретические и практические аспекты процесса становления, развития и существования религиозных объединений. Предметом так же являются основные понятия и институты, характеризующие правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации, их изменение и взаимосвязь, а также нормативно-правовые акты и практика их применения в сфере регулирования религиозных объединений.

Цель и задачи исследования диссертант видит в раскрытии особенностей развития и становления религиозных объединений в России, их правового статуса; дать их анализ и характеристику в русле реализации конституционных основ светского государства и свободы совести, религиозных объединений в России.

Диссертант ставит перед собой следующие цели: исследовать в историческом аспекте эволюцию религиозных объединений и их правового статуса и положения в России; выделить и охарактеризовать этапы исторического развития взаимоотношения государства и религии в России; исследовать содержание и принципы государственной политики в области свободы совести, современную модель отношений государства и религиозных объединений; проанализировать законодательство субъектов Российской Федерации в конфессиональных отношениях и практику его реализации; исследовать понятия и виды религиозных объединений в России в статике и динамике; проследить тенденции изменения российского законодательства о религиозных объединениях; выработать теоретическую конструкцию и практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы и практики деятельности органов власти в сфере жизнедеятельности религиозных объединений.

Методологическую основу исследования составляют: общенаучный диалектический метод познания и тесно связанный с ним системный формально-юридический, лингвистический, статистический и иные методы.

Комплексность предмета исследования обусловила использование доктринальной литературы и нормативного материала по общей теории государства и права, философии, истории, религиоведению, конституционному, гражданскому, административному и др. отраслям национальной правовой системы России.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты анкетирования и социологических опросов граждан России, исповедывающих различные религии, что позволило соотнести теоретические разработки диссертанта с практической значимостью исследования; статистические данные Минюста РФ.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые осуществлено комплексное исследование в историческом, теоретическом и правовом аспекте религиозных объединений в России как способа реализации свободы вероисповеданий в России, как способа реализации свободы совести в России.

Впервые осуществлен комплексный анализ как самих изменений законодательства России о религиозных объединениях, так и их тенденций. В этом контексте проведена оценка конституционно-правового регулирования правового статуса религиозных объединений с точки зрения его полноты и достаточности; проанализирована практика закрепления и деятельности, места религиозных объединений в современной России.

Научная новизна усматривается также в сформулированных и обоснованных теоретических выводах, практических предложениях и рекомендациях по совершенствованию российского законодательства, которые и выносятся на защиту.

1. Всю историю религиозных объединений, регулирования конфессиональных отношений дореволюционной России диссертант условно подразделил на четыре этапа: первый этап, с 14 по 16 века; второй этап: 1718 века; третий: конец 18, начало 19 века, в котором выделяет под этап - года с 1904 по 1917, как кардинально отличающиеся от предыдущего исторического развития; современный этап - конец 19, по настоящее время. Исследованию современного периода диссертант посвятил третью главу работы.

2. Диссертант предлагает пять черт дореволюционного периода государственно-конфессиональных отношений России:

Первая черта, по мнению диссертанта, заключается в том, что в Российской Империи официально признавалась ограниченная веротерпимость, когда православие объявлялось господствующей религией, а другим религиозным обществам государство предоставляло право на публичное отправление религиозных культов.

Вторая черта: деление церковных обществ на главенствующих, терпимых или гонимых и запрещенных.

Третьей чертой являлось то, что среди религиозных обществ правами юридического лица могли пользоваться только признанные церкви.

Четвертой чертой являлось некоторое урегулирование организационных основ общественных объединений вообще и религиозных в частности.

Пятой чертой являлось то, что правовая охрана незыблемых основ главенствующей церкви возвелась в ранг государственной политики.

3. Вывод о том, что в постсоветской России шел и идет объективный процесс трансформации религиозных идей и вызванное им изменение соотношения между различными религиозными движениями, конфессиями, Церквами.

4. Диссертант предлагает классифицикацию основных принципов современной модели государственно-конфессиональных отношений России на две группы: принципы, выражающие взаимоотношения государства и личности, действующей в религиозной сфере индивидуально; принципы, выступающие показателем отношения государства и религиозных объединений — объединившихся формирований граждан, реализующих свои интересы в коллективной форме.

5. Авторское определение правового статуса религиозных объединений в России: «Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации составляет правосубъектность, правовые принципы, права, свободы и обязанности, юридические гарантии их реализации и юридическая ответственность религиозных объединений». Правовой статус ф религиозных объединений в России закрепляется и регулируется комплексным правовым институтом.

6. Авторская классификация норм актов федерального уровня, регулирующих правовой статус религиозных объединений составляет семь групп.

Первую группу составляют нормы, устанавливающие базовые понятия и основные правила взаимоотношений государства и церкви, осуществления свободы совести.

Вторая группа - нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений.

Третья - регламентирующие соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, специфичные особенности которых накладывают некоторые ограничения общегражданских прав и свобод пребывающих в них граждан.

Четвертая — устанавливают общие правила регистрации и деятельности, и порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций.

Пятая группа - нормы, регулирующие имущественные и финансовые правоотношения религиозных организаций, устанавливающие налоговые льготы.

Шестая группа - нормы, регламентирующие осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях и устанавливающее ответственность за его нарушения.

Седьмая - нормы, не связанные напрямую с реализацией права граждан на свободу совести и деятельностью религиозных объединений, а обеспечивающие равные права и возможности граждан независимо от их отношения к религии, а также предотвращения дискриминации по этому V признаку граждан и их объединений.

7. Авторская классификация нормативно-правовых актов субъектов федерации в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений на четыре группы:

Первая группа норм, регулирующих весь комплекс вопросов государственно-церковных отношений.,

Вторая группа норм, ограничивающих деятельность иностранных миссионеров и религиозных организаций.

Третья группа норм, регулирующих статус и деятельность религиозных сект и иных нетрадиционных верований.

В четвертую группу включены нормы, регулирующие конкретную сферу жизнедеятельности религиозных объединений.

8. Предложение о закреплении в юридической терминологии понятия "вероисповедание" путем разграничения данного понятия, выделив его отдельные составляющие, и указав, что конституирующими признаками религиозной организации как самостоятельного организационного образования являются, во-первых, выработка систематизированного вероучения, а, во-вторых, осуществление и руководство культовой деятельностью.

9. Классификацию религиозных объединений по четырем основаниям: по признаку принадлежности к юридическому лицу; по территории деятельности; по способу создания; по предмету (по вероисповеданию).

10. Признаки правового статуса религиозных объединений.

11. Предложение о принятии специального акта о государственной политике России в сфере конфессиональных отношений, в котором будет сформулирована концепция отношений государства и религиозных организаций, основанная на свободе религиозные организации от жесткого контроля государства; на стимулировании духовной, социальной и иных сфер деятельности, предписываемых канонами той или иной религии.

12. Предложение о создании специализированного органа для решения конфессиональных конфликтов, их предотвращению.

Теоретическая значимость диссертации. Теоретические положения проведенного исследования могут служить дополнительным научным материалом в учебном процессе при изучении курса "Конституционное право России", при разработке смежных проблем в области религиоведения и политологии.

Материалы диссертации могут быть использованы для последующих научных исследований в данной области, использоваться в учебном процессе в рамках соответствующего спецкурса по конституционному праву.

Практическая значимость диссертации заключается в практических рекомендациях по совершенствованию нормотворческой и правоприменительной деятельности органов власти в сфере жизнедеятельности религиозных объединений.

Практические предложения по диссертации могут использоваться в законотворческой деятельности для совершенствования законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях.

Апробация результатов исследования проводилась в учебном процессе и практической деятельности.

Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли отражение в публикациях, подготовленных автором.

Отдельные проблемы, исследованные в диссертации, докладывались и обсуждались на круглых столах:

Христианская политика" организован и проведен по инициативе Интернет-портала "Религия и СМИ" и Центра МГИМО "Церковь и международные отношения" (Москва, 12 февраля 2004 год);

Религиозный фундаментализм и экстремизм: политическое измерение" (Москва, 12 апреля 2003 года Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС);

Религия и выборы» (24 октября 2002 г. г. Москва);

Религиозные организации в политической повестке дня 2003 года. Консерватизм и традиция" (17 февраля 2003 г. г. Москва. Редакция интернет-портала "Религия и СМИ"); на семинаре «Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты» (Суздаль, 19-22 апреля 2000 г.).

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из трех глав (десяти параграфов), введения, заключения и списка использованной литературы и нормативно-правовых актов.

Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Терехов, Олег Николаевич

Заключение

В Конституции России закреплена новая основа конституционного строя страны: Российская Федерация - светское государство.

Россия является многоконфессиональным государством. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии народов России составляют неотъемлемую часть ее исторического наследия.

Закрепление свободы совести нашло свое отражение в действующей Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Это конституционное положение инкорпорировано в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 3).

Свобода вероисповедания предполагает свободу деятельности религиозных объединений на основе равенства.

Как светское государство Россия не оказывает предпочтения какой-либо религии, не запрещает религиозную деятельность (отправление культов, обрядов), если при этом не нарушается закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений. Эта позиция государства обусловлена лояльностью религиозных объединений по отношению к государству.

Государство устанавливает правовой статус религиозных объединений посредством принятия законов. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" открыл новую страницу в регулировании отношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, деятельности религиозных объединений.

Бесспорны положительные результаты проведенных преобразований. Вместе с тем, нельзя утверждать, что сложный и многотрудный процесс правового реформирования в данной сфере завершен. Анализ сложившейся в результате применения закона практики позволяет констатировать, что правовое обеспечение взаимоотношений государства и религиозных объединений требует совершенствования, адекватного законодательного реагирования на процессы, происходящие в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Именно от качественного уровня законодательства о свободе совести напрямую зависит духовная стабильность в обществе.

В своем исследовании диссертант проанализировал основные вехи развития конфессиональных отношений в России, религиозных объединений и их правового статуса; сделал определенные выводы и предложения.

Исследуя принятый 25 января 1721 г. Регламент, или Устав Духовной Коллегии ликвидировавший патриаршество и поставивший во главе церкви Духовную Коллегию, вскоре получившую название "Святейший Правительствующий Синод", диссертант приходит к выводу о том, что до XVIII в. Московская Русь строго придерживалась византийской системы государственной религии.

Проведя краткий экскурс в историю становления религиозных отношений в дореволюционной России, диссертант приходит к следующему выводу: дореволюционная Россия - классический пример государства, где одна церковь официально признается государственной, а государственно-конфессиональные отношения строятся на основе тесной связи и взаимодействия, когда все, что составляет предмет внутренней религиозной жизни человека, входит в область действия церкви, а ее внешние проявления - область государственная.

Проведен сравнительный анализ действующего законодательства на федеральном уровне и в субъектах федерации с предыдущими нормативными актами, исследованы теоретические основы и юридические признаки религиозных объединений, с помощью статистических данных практики деятельности различных видов религиозных объединений

225 прослежены современные тенденции развития конфессиональных отношений в России.

Показаны основы взаимодействия государства и религиозных объединений при реализации свободы слова и конституционных основ светского государства.

Диссертант предлагает классифицикацию основных принципов современной модели государственно-конфессиональных отношений России на две группы: принципы, выражающие взаимоотношения государства и личности, действующей в религиозной сфере индивидуально; принципы, выступающие показателем отношения государства и религиозных объединений - объединившихся формирований граждан, реализующих свои интересы в коллективной форме.

Проанализированы акты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, закрепляющие и регулирующие правовой статус религиозных объединений.

Норм актов федерального уровня, регулирующих правовой статус религиозных объединений диссертант подразделяет на семь групп.

Первую группу составляют нормы, устанавливающие базовые понятия и основные правила взаимоотношений государства и церкви, осуществления свободы совести.

Вторая группа - нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений.

Третья - регламентирующие соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, специфичные особенности которых накладывают некоторые ограничения общегражданских прав и свобод пребывающих в них граждан.

Четвертая — устанавливают общие правила регистрации и деятельности, и порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций.

Пятая группа - нормы, регулирующие имущественные и финансовые правоотношения религиозных организаций, устанавливающие налоговые льготы.

Шестая группа - нормы, регламентирующие осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях и устанавливающее ответственность за его нарушения.

Седьмая - нормы, не связанные напрямую с реализацией права граждан на свободу совести и деятельностью религиозных объединений, а обеспечивающие равные права и возможности граждан независимо от их отношения к религии, а также предотвращения дискриминации по этому признаку граждан и их объединений.

Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. В тоже время законодательство субъектов Федерации не может сужать и ограничивать права и свободы, установленные Конституцией и текущим федеральным законодательством. В свою очередь федеральное законодательство не вправе вторгаться в сферу, относящуюся к компетенции исключительно субъекта Федерации.

Сам по себе факт наличия федерального закона о свободе совести и вероисповеданий не исключает возможности и правомерности принятия региональных законов по этому вопросу, ибо законодательство Российской Федерации о свободе совести состоит не только из федеральных актов, но также из нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время согласно пункту «в» статьи 71 Конституции страны регулирование отношений, возникающих в сфере прав и свобод человека, находится в ведении Российской Федерации. В этой связи субъекты Российской Федерации не вправе принимать правовые акты, устанавливающие и регулирующие правоотношения в этой области. В их компетенции— вопросы защиты прав и свобод человека, находящиеся согласно пункту «б» Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В субъектах Российской Федерации были приняты собственные законы и иные нормативные правовые акты по религиозным вопросам. Их также можно разделить на несколько групп.

Первую группу образуют законы, предназначенные для регулирования всего комплекса вопросов государственно-церковных отношений. Одни из этих актов полностью дублируют положения соответствующего федерального закона, другие содержат нормы, устанавливающие особый порядок создания, деятельности и государственной регистрации религиозных объединений в своих регионах, не всегда соответствующий федеральному законодательству.

Охрана прав граждан в исследуемой сфере регулируется специальными актами, как и процедура регистрации.

Наиболее общие вопросы деятельности религиозных объединений регулируются законодательством субъектов федерации об общественных объединениях.

Во вторую, наиболее многочисленную группу, входят законы и иные правовые акты, принятые в субъектах Российской Федерации в целях ограничения деятельности иностранных миссионеров и религиозных организаций на своих территориях.

Стремление законодателя упорядочить деятельность иностранных религиозных организаций и их представителей вполне понятна и оправданна. Сам факт принятия в субъектах Российской Федерации подобных актов — свидетельство необычайной остроты проблемы и ее размаха: от Калининградской области до Приморского и Хабаровского краев. Принимая законы, упорядочивающие миссионерскую деятельность иностранных религиозных организаций в своих регионах, соответствующие субъекты Российской Федерации стремились восполнить существовавший правовой вакуум и пробелы в федеральном законодательстве по этим вопросам.

Что же касается правовой оценки факта принятия и содержания этих нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, то она однозначно негативна. Ибо их роль в этих вопросах сводится исключительно к законодательной инициативе, которой они обладают согласно статьям 104 и 134 Конституции Российской Федераций.

К третьей группе следует отнести нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, выделяющие в качестве субъектов правового регулирования так называемые религиозные секты и иные нетрадиционные верования.

Четвертая группа - законы, регулирующие ту или иную сферу жизнедеятельности религиозных объединений. Например, законодатели в субъектах Российской Федерации устанавливают налоговые льготы предприятиям, находящимся в собственности религиозных объединений, регулирование их хозяйственной деятельности. Законодатели в субъектах устанавливают ограничения и ответственность за нарушение в исследуемой сфере. Ряд законов субъектов Российской Федерации в той или иной области затрагивают конфессиональные отношения.

Помимо законов, субъекты федерации регулируют исследуемую сферу массой подзаконных актов, которые подразделяются диссертантом по органу, его принявшему.

В диссертационном исследовании под правовым статусом религиозных объединений в Российской Федерации диссертант понимает правосубъектность, правовые принципы, права, свободы и обязанности, юридические гарантии их реализации и юридическая ответственность религиозных объединений.

Раскрывая каждое из составляющих понятий, диссертант анализирует различные точки зрения на данную проблему, нормативный материал и практику право применения. Исследовав все составные части правового статуса религиозных объединений, диссертант приходит к выводу о том, что используя общетеоретические конструкции правового статуса общественных объединений, религиозные объединения имеют свою специфику, закрепленную нормами конституционного права и нормами иных отраслей (например, уголовного). С тем, что бы в юридической терминологии появилось понятие "вероисповедание", диссертант предлагает закрепить его в действующем законе путем разграничения данного понятия, выделив его отдельные составляющие, и указав, что конституирующими признаками религиозной организации как самостоятельного организационного образования являются, во-первых, выработка систематизированного вероучения, а, во-вторых, осуществление и руководство культовой деятельностью.

Диссертант исследует классификацию религиозных объединений по четырем основаниям: по признаку принадлежности к юридическому лицу; по территории деятельности; по способу создания; по предмету (по вероисповеданию).

В современной России, по мнению диссертанта, созрела необходимость принятия специального акта о государственной политике России в сфере конфессиональных отношений.

Диссертант считает необходимым принятие специального акта о государственной политике России в сфере конфессиональных отношений, в котором будет сформулирована концепция отношений государства и религиозных организаций, основанная на свободе религиозные организации от жесткого контроля государства; на стимулировании духовной, социальной и иных сфер деятельности, предписываемых канонами той или иной религии.

Возможно, решению конфессиональных конфликтов, их предотвращению может послужить специализированный орган.

Стержневой, можно сказать политический документ позволит избежать противоречий в действующем отраслевом законодательстве и предотвратить конфликты в много конфессиональной России.

В филологии понятие "светское" определяется как мирское, нецерковное343. Правовая характеристика светского государства не противоречит такой трактовке. Речь идет о государстве, в котором: 1) религиозные объединения и их иерархи не включены в системы органов государственной власти и местного самоуправления; им не делегированы какие-либо государственно (муниципально)-властные правомочия; никакие действия или решения органов государственной власти и местного самоуправления, реализующие их функции, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаются ими; 2) члены общества обладают равным объемом прав и свобод независимо от отношения к религии и принадлежности или непринадлежности к какой-либо религии; ни одно религиозное объединение (церковь, конфессия) не может быть объявлено носителем государственного вероучения или финансироваться из государственного (местного) бюджета; 3) государство (местное самоуправление) не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений; государственные (муниципальные) служащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним; в государственных органах не могут образовываться структуры религиозных объединений; 4) решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частноправовых норм и актов; государство не участвует в их реализации для верующих; 5) иерархи религиозных объединений не привлекаются к участию в государственных церемониях и других официальных мероприятиях в ином качестве, нежели представители верующих; в свою очередь государственные (муниципальные) служащие не вправе участвовать в религиозных церемониях в своем официальном качестве, а не в качестве обычных верующих, и в служебных помещениях не

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.ВЛазарев)- Система ГАРАНТ, 2003 г. должны размещаться предметы религиозной символики; 6) система образования не включает обязательное преподавание каких-либо религиозных вероучений, не организуется и не контролируется религиозными объединениями.

Реализация указанных признаков светского государства в России -задача современной государственности. Представленная работа предлагает некоторые шаги к ее решению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Терехов, Олег Николаевич, 2004 год

1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г.

2. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. М., 1996. Т. 2. С. 5 10.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. М., 1996. Т. 2. С. 21 -39.

4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, 25 ноября 1988 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 507 511.

5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 18 декабря 1992 г. // Действующее международное право. М., 1996. Т. 2. С. 90 94.

6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1 августа 1975 г.//Действующее международное право. М., 1996. Т. 2. С. 151-155.

7. Парижская Хартия для новой Европы, 21 ноября 1990 г. // Действующее международное право. М., 1996. Т. 2. С. 42 54.

8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3// СЗ РФ 1996 г. N 25 ст. 2954

9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ// СЗ РФ 1997 г., N2, ст. 198.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// СЗ РФ 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

11. Федеральный закон от 16 июня 1995 г. (15 июля 1995 г.) "О международных договорах Российской Федерации "//СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757

12. Федеральный закон от И августа 1995'г." О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340.

13. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №21. Ст. 1930.

14. Федеральный закон от 12 января 1996 "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

15. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №39. Ст. 4465.

16. Федеральный закон от И июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" с изм. от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ// СЗ РФ 2001, N 29, ст.2950; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст.3029.

17. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// СЗ РФ 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431

18. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-Ф3 "Об альтернативной гражданской службе"//СЗ РФ 29 июля 2002 г., N 30, ст. 3030

19. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"// СЗ РФ 2002 г., N 30, ст. 3031

20. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"//СЗ РФ 2003 г. N21 ст. 1957

21. Указ Президента РФ от 29 сентября 1999 г. N 1316 "Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации'7/СЗ РФ 1999 г., N 40, ст. 4819

22. Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. N 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу"// СЗ РФ 2002 г., N3, ст. 192

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозныхобъединений при Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 12. Ст. 1402.

24. Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 51 "Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу"// СЗ РФ 2003 г., N 5, ст. 490

25. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. N 4547/02// "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 12 (в извлечении)

26. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 26 декабря 1991 г., N 52, ст. 1865

27. Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. "О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1644.

28. Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу Бакалина // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 3.

29. Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 20. Ст. 1084.

30. Закон Республики Тыва "О свободе совести и религиозных организациях" от 16 марта 1995 года N 253 // "Собрание законодательства РТ", 25.07.2001, N2, ст. 177.

31. Закон Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповеданий" N 31-1-3 от 31.10.95 г., "Известия Калмыкии", N 116, 05.06.1998

32. Закон Хабаровского края от 28.06.1995 N 14 "О религиозной деятельности на территории Хабаровского края "//"Сборник Законов Хабаровского края", N 3, июнь-ноябрь 1995 г

33. Закон Республики Калмыкия от 16.08.1995 N 22-1-3 "Об общественных объединениях" (принят Народным Хуралом (Парламентом) РК 10.08.1995) // "Известия Калмыкии", N 182,28.08.1998

34. Закон Курганской области от 05.01.1996 N 28"0 миссионерской деятельности иностранных религиозных миссии (миссионеров) натерритории Курганской области". Утратил силу в связи с изданием Закона Курганской области от 29.03.1999 N 200.

35. Закон области от 10.06.96 N 79-03 "О религиозной миссионерской деятельности на территории Вологодской области"//"Красный Север", N 127, 25.06.1996. Утратил силу в связи с принятием закона Вологодской области от 30.10.1998 N 307-03.

36. Закон УР от 28.05.1996 N 221-1 "О миссионерской деятельности на территории Удмуртской республики"// "Тувинская правда", 03.02.2004 "Шын", 27.02.2004. Утратил силу в связи с принятием Закона УР от 12.09.2002 N 51-РЗ

37. Закон Еврейской автономной области "О религиозной деятельности на территории Еврейской автономной области" от 28.02.1996 N 4-03 признать утратившим силу//"Собрание законодательства ЕАО", N 7, июль 2000 г.

38. Закон Приморского края "О миссионерской деятельности на территории Приморского края" // Ведомости Думы Приморского края, 1996, N18, стр. 2.

39. Закон Алтайского края "О регистрации религиозных объединений и иностранных миссионеров на территории Алтайского края" //Сборник законодательства Алтайского края, 1997, N 12(32), часть 1).

40. Закон Орловской области от 22 июля 1997 года N 41-03 "О миссионерской деятельности на территории Орловской области" //утратил силу "Орловская правда", 21.02.2001

41. Закон Республики Калмыкия от 23.12.1997 N 95-1-3 (ред. от 25.12.2002) "О казачестве Калмыкии" (принят Народным Хуралом (Парламентом) РК 23.12.1997) //"Известия Калмыкии", N 165, 07.09.1995

42. Закон Республики Дагестан от 16 января 1998 года N 5 "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" //Собрание законодательства Республики Дагестан, 1998, N 1, ст. 1752; 2001, N 5, ст. 351

43. Закон Рязанской области "О регулировании миссионерской (религиозной) деятельности иностранных организаций на территории Рязанской области" от 11 ноября 1996 года, признан утратившими силу 2 сентября 1998 года// "Рязанские ведомости", N 176,08.09.1998

44. Закон Воронежской области от 30.04.1999 N 87-Н-ОЗ (ред. от 03.06.1999) "О порядке осуществления миссионерской деятельности на территории Воронежской области " "Сборник нормативных правовых актов Белгородской области", N 27, январь март, 2001;

45. Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 года N 15 "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" //Собрание законодательства Республики Дагестан, 1999, N 9, ст.3290

46. Закон Тюменской области "О миссионерской деятельности иностранных религиозных миссий (миссионеров) на территории Тюменскойобласти" признать утратившим силу 7 декабря 2000 года// "Вестник Тюменской областной Думы", N 11,2000 г.

47. Закон Тюменской области от 08.02.2001 N 263 (ред. от 11.03.2004) "О деятельности религиозных объединений В Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 26.01.2001)// "Вестник Тюменской областной Думы", N 1,2001 г.

48. Закон Смоленской области от 10.06.2003 N 25-з " О миссионерской деятельности на территории Смоленской области " (принят Смоленской областной Думой 29.05.2003)// "Смоленская газета", N 29, 24.07.2003

49. Указ Губернатора Омской области от 02.03.2004 N 48 (ред. от1205.2004) "О министерстве культуры Омской области" (вместе с "Положением о министерстве культуры Омской области")"Омская правда", N 18, 10.03.2004.

50. Постановление Правительства РК от 18.01.2000 N 10-П "О Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Карелия и Русской Православной Церковью (Московская Патриархия)// Собрание законодательства РК N 1 2000 г.

51. Постановление главы администрации Новосибирской области от 08.04.2003 N 197 "Об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы"\\"Советская Сибирь", N 88, 07.05.2003

52. Постановление главы администрации Астраханской области от 28.06.2001 N 328 "Об упорядочении деятельности представителей иногородних и иностранных религиозных миссий на территории Астраханской области"//"Астраханские известия", N 28, 12.07.2001

53. Постановление Администрации Алтайского края от 13.08.2003 N 419 "О краевом экспертном совете для проведения религиоведческой экспертизы""Сборник законодательства Алтайского края", 2003 г., N 88, с. 84

54. НАУЧНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

55. Абрамов Я. Просветительные общества в провинции // Русская школа. 1896. № 11:

56. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт//Вестник московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.

57. Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право. №4.

58. Алиев А.А. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина. М., 2000г.

59. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-ух томах. Москва, 1980г., т.2.

60. Архиепископ Иоанн (Шаховский). Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. М., 1998.

61. Баглай М.В., Габричидзе Б.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.

62. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. М. 1998.

63. Братусь С.И. Субъекты гражданского права. М., 1950г.

64. Белов Г.А. Права человека. Политология. Москва, 1996г.

65. Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопросы религии. Вып. 1. М., 1906.

66. Безлепкин А.С. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1.

67. Верховский В.П. Учреждение Духовной коллегии и духовный регламент. Т.1. Ростов-на-Дону., 1916.

68. Воронцов Г.В. Конституция СССР о свободе совести. JL, 1979.

69. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Москва, 1997г.

70. Витрук Н.В Правовой статус личности в СССР. Москва, 1985г.

71. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23,1999 г.

72. Виноградов А.И. Свобода совести и религия. М., 1969;

73. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.

74. Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. М., 1924.

75. Гордеев Г. С помощью церкви // Преступление и наказание. 1996. № 7.

76. Действующее международное право. Т. 1-2. М., 1996.

77. Дживеилов А. Конституция и гражданская свобода // Конституционное государство. Сборник статей. СПб., 1905.

78. Дегальцева Е.А. Неполитические общественные формирования в государственной структуре дореволюционной России. Сибирская заимка. 2002, №4

79. Духовное согласие граждан ради блага России // Российская Федерация. 1995. № 14.

80. Доклад на юбилейной конференции "Свобода совести важное условие гражданского мира и межнационального согласия" А.А. Красиков. 28.11.2002

81. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. № 2.

82. Дозорцев П.Н., Дмитриев Ю.А. Свобода совести на новом этапе правового обеспечения // Юрист. 1998. № 8.

83. Законы о вере и веротерпимости. Сборник. СПб., 1899.

84. Законодательные акты переходного времени. 1904 — 1908. СПб., 1909.

85. Заключение члена-корреспондента РАН, профессора МГУ Николаева А.П. "О понятии "секта" // Религия и право. 1999. № 2.

86. Зубов А. "Если бы от мира сего было царствие мое .". Несколько мыслей о желательном направлении отношений церкви и государства в сегодняшней России//Знамя. 1997. № 10.

87. Игнатенко А.А. Религия и политика: проблемы, позиции, суждения // Религия, общество, государство: (Материалы круглого стола). М., 1996. № 25.

88. Иоффе О.С., М.Д.Шаргородский. Вопросы теории права. М., 1962г.

89. Итоговый документ научно-практической конференции "Свобода совести — важное условие гражданского мира и межконфессионального согласия. К десятилетию Российского отделения Международной Ассоциации Религиозной Свободы" Москва, 26-27 ноября 2002 г.

90. Иванова JI.O. Религия и права человека // Социологические исследования. 1998. № 6

91. Кандидов Б. Церковь и Февральская революция. М., 1934. С. 41.

92. Калинин Г.В. Реформы веротерпимости на пороге XX века и состояние государственной церкви в России. Н. Новгород., 1905.

93. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж., 1959.

94. Коркунов Н.М. Русское государственное право (пособие к лекциям). СПб., 1892

95. Ковалев Ф. Церковь и государство. Ч. 1 — 2. М., 1926.

96. Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское). М., 1908.

97. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I. СПб., 1908.

98. Кильчевский В. Богатства и доходы духовенства. СПб., 1908.

99. Котляревский С.А. Свобода совести // Свободная совесть. М., 1906. Кн. 1.С. 196;

100. Кузнецов Н.Д. Преобразования в русской церкви. М., 1906.

101. Клочков В .В. Закон и религия: (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). М., 1982.

102. Кириченко М Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.

103. Калининин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М., 1989.

104. Кислицын И.М. Советское законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях (1917 1975). Пермь, 1991.

105. Кислицын И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий: учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1993.

106. Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь в России, М. 1995.

107. Колесников Л.Ф. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2000. № 1

108. Как идет религиозное возрождение России? // Наука и религия. 1997. № 1.

109. Красиков А. Религии, церкви, государство: Россия на рубеже тысячелетий // Российские вести. 1995. 24 ноября;

110. Комментарий к Федеральному закону "О политических партиях". М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.

111. Козлова Е.И., О.Е.Кутафин. Конституционное право. Москва, 1998г.

112. Кравчук В.В., Трофимчук Н.А. Международные документы о принципах отношений государства и религиозных организаций, о праве человека на свободу совести // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998.

113. Красиков А. Религии, церкви, государство: Россия на рубеже двух тысячелетий // Российские вести. 1995. 24 ноября.

114. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернина. М., 1997.

115. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985;

116. Круглов А.А. Свобода совести. Минск., 1986;

117. Колесник Н.А., Фуров В.Г. Гражданственность и религиозная вера. Киев., 1985.

118. Кураев А. Права человека в религиозной перспективе // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1995. № 2.

119. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е.Ф. Губского и др. М., 1994.

120. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999.

121. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. Т. 1 -2. М., 1995.

122. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. С.В.Степашина. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

123. Комментарий к Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе". Серия "Право в Вооруженных Силах консультант". -М.: "За права военнослужащих", 2003. - Вып.ЗЗ.

124. Лукин Н.М. (Антонов И.) Церковь и государство. М., 1918.

125. Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. СПб., 1871.158., Лещинский А.Н. Время новых подходов (О советских государственно-церковных отношениях). М., 1990

126. Ловинюков А.С. Закон СССР 1990 г. "О свободе совести и религиозных организациях" // Советское государство и право. 1991. № 4.

127. Лекция первая. Обзорная. //Александр Щипков. Во что верит Россия. 31.10.2003

128. Лекция вторая. Религиозно-правовая ситуация в России (90-е годы) //Александр Щипков. Во что верит Россия. 31.10.2003 г.

129. Лучин В.О. О.Н.Доронина. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998г.

130. Ли Бутби. Защита свободы вероисповедания: международные нормы // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III. М., 1996.

131. Ловинюков А.С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1;

132. Материалы Всемирного конгресса МАРС "Религиозная свобода -основа мира и справедливости" (Манила, 10-13 июня 2002 года).

133. Мельгунов С.П. Церковь и государство в России // В переходное время. Сборник статей (1905 1908). Вып. 2. М., 1909.

134. Минский Н.М. О свободе религиозной совести // Новый Путь. СПб., 1903. № 1.

135. Максимов Е. Д. Очерк истории развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.

136. Мчедлов М.П. Основа гражданского согласия // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994.

137. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6.

138. Минченко Т.П. Современная религиозная ситуация в России // Труды СГУ.

139. Матузов Н.И., А.В.Малько. Теория государства и права. Москва, 1997г.

140. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1978.

141. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий. М., 1981.

142. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 2223, 1999 г.

143. Материалы конференции "Свобода совести в российском и международном законодательствах". 22.11.2002 г.

144. Мельников М.А. Освещение вопросов религии и деятельности религиозных организаций в СМИ: проблемы и конфликты // Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты. М., 2000.

145. Морозова JI.A. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3.

146. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1882.

147. Милтс А.А Совесть // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1990.

148. Михлин А. Обеспечение свободы совести осужденных. // Российская юстиция, 1996, N 6

149. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997.183. Наука и религия, №1,1997

150. Никишина против Российской Федерации // Религия и право. 1999. № 1.

151. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.ВЛазарев). // Электронная версия для справочной правовой системы "Гарант" по состоянию на 1 мая 2003 г.

152. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник.Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви Информационно-аналитический вестник №1.,Изд-е 2-е, переработ, и дополн. Белгород, 1997.

153. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. Гл. III.

154. Одинцов М. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. № 5. С. 10.

155. Одинцов М.И. Путь длинною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. Вып. I. М., 1989.

156. Орлеанский Н.А. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М., 1930.

157. Одинцов М.И. Государство и церковь (история взаимоотношений. 1917 -1938 гг.). М„ 1991.

158. Отзыв на законопроект "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации", разработанный депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым. И. Понкин.02.07.02. Ж. Религия.

159. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

160. Певцов В.Г. Церковное право. Учебник правоведения. СПб., 1887.

161. Пинкевич В.К. Законопроекты о старообрядчестве и старообрядцах в III Государственной Думе (1907 1912 гт.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3 - 4. 1998.

162. Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1904.

163. Полосин B.C. На пути к свободе совести (Российское законодательство о религии в конце 80 начале 90-х гг.) // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994.

164. Письмо Иоанна Павла II Президенту Российской Федерации и Письмо конгрессменов и сенаторов США Президенту Российской Федерации // Независимая газета. 1997.24 июля.

165. Политическое и религиозное измерение свободы. Разговор в гостиной журнала "Эксперт". Материал для размышления о христианской политике. 25.03.2004

166. Протопопов А.О. Религия и закон: Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Сборник правовых актов. 2002 г.

167. Протопопов А.О. Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

168. Пчелинцев А.В. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации. М., 1998.

169. Революция и церковь. М., 1919. № 1 3.

170. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПб., 1905.

171. Редькина О.Ю. Политика Временного правительства (февраль -октябрь 1917 г.) в отношении инославных и иноверных исповеданий // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1998. № 5.

172. Розембаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985

173. Розембаум Ю.А. Некоторые социально-правовые черты религиозных объединений в СССР // Советское государство и право. 1984. № 12.

174. Рейснер М.А Нужна ли вера в бога. М., 1925.

175. Рудинский Ф.М., Шапиро М.А. Свобода совести и религий: международно-правовые акты и национальное законодательство // Государство и право. 1992. № 5.

176. Религиозные объединения РФ, М. 1996.

177. Религия и политика в современной России. М., 1997.

178. Религиозная ситуация в Архангельской области (современное состояние и тенденции развития) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 1.

179. Розембаум Ю. Наше государство — советское, светское, или клерикальное? // Российская Федерация. 1995. № 52.

180. Розембаум Ю.А. Некоторые социально-правовые черты религиозных объединений в СССР.

181. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 2000. С. 41.

182. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания.Нормативные акты. Судебная практика. / Сост. К.ю.н. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М., Юриспруденция, 2001.

183. Розембаум Ю. Освобожденная совесть: обретения и утраты // Независимая газета. 1996.16 апреля.

184. Религия. История и современность / Под ред. Ш.М. Мунчаева. М., 1998. Русское православие на пороге третьего тысячелетия // Наука и религия. 2000. № 12.

185. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПб., 1905;

186. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР. М., 1961;

187. Свобода совести и веротерпимость. (Собрание высочайших указов, министерских разъяснений и других статей по вопросам о веротерпимости в России) / Сост. В .А. Фетлер. СПб., 1909.

188. Степанский А. Д. Документы по истории легальных общественных организаций в фондах дореволюционных государственных учреждений России // Советские архивы. 1981. № 2.

189. Якушкин В.Е. Государственная власть и проекты государственной реформы в России. СПб., 1906.

190. Скобельцина Ю. Свобода совести. СПб., 1906.

191. Сташевский М. Социалистическое государство и религиозные объединения. М., 1979.

192. Свобода совести и права человека в Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М., 1995. № 13

193. Семенко С. Свобода совести против свободы личности: Непринятие закона о свободе совести может привести к установлению в России религиозного тоталитаризма // Независимая газета. 1997. 5 июля.

194. Серия "Общественные науки". Вып. 9. М., 1998.

195. Словарь юридических латинских терминов и выражений. Москва, 1999 г.

196. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1997г.

197. Сведения о государственной регистрации религиозных организаций // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 1.

198. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

199. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

200. С испанской точки зрения. Беседа с проф. Глорией Моран // На пути к свободе совести. Вып. III. М., 1996.

201. Салыгин Е. Каким быть государственно-церковным отношениям в России? // Российская юстиция. 1998. № 2.

202. Свобода совести, религия, право (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1994. № 12.

203. Скобельцина Ю. Свобода совести. СПб., 1906;

204. Свешников М.П. Очерк общей теории государственного права. СПб., 1896.

205. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995.

206. Судебная практика по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных объединений / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М., 2000.

207. Трофимчук Н.А. Нравственная роль религии в гражданском обществе // Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993.

208. Топорнин Б.Н. Конституционный статус гражданина. Москва, 1989г. Малинин М.С. Правда о правах человека. Москва, 1995г.

209. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1940.

210. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М., Брянск.,1997.

211. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

212. Устав об управлении Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь и право.

213. Фомина С.В. Проблемы правового регулирования отделения религиозных объединений от государства // Труды СГУ. Вып. 3. Серия "Юриспруденция". М., 1997.

214. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974;

215. Христианство. Словарь. М., 1994. С. 81.

216. Церковь в истории России. М., 1967. С. 261.

217. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М., 1996.

218. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.,1998.

219. Ширяев В.Н. Религиозные преступления. Ярославль, 1909.

220. Шахов М.О. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и старообрядчество // Закон о свободе совести 1997 г.: международные нормы и российские традиции. М., 1998.

221. Щипков А. К вопросу об инстинкте управления религией // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III. М., 1996. С. 38.

222. Щипков А. В. «К вопросу об инстинкте управления религией». Религия и права человека. М. 1996.

223. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРЕТЫ

224. Архирейская Т.Ю. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность. Дис. к. ю. н. М., 2001 г.

225. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ. Дис. . докт. филос. наук. М., 1993.

226. Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Дис. канд. юрид. наук. М., 2000;

227. Комкова Г.И. Конституционные вопросы свободы совести в СССР. Дис. канд. юрид. наук. Саратов., 1991.

228. Лупарев Г.П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (теория и практика). Дис. . докт. юрид. наук. М., 1992.

229. Понкин И.В. Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2001.

230. Савельев В.Н. Свобода совести в истории общественной жизни. Дис. докт. философск. наук. М., 19951. АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ265. Конституция РСФСР 1918 г.266. Конституция РСФСР 1925 г.267. Конституция РСФСР 1937 г.268. Конституция РСФСР 1978 г.

231. Декларация прав народов от 2 ноября 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 40.

232. Декрет от 26 октября 1917 г. "О земле" // Декреты Советской власти. Т. 1.М., 1957. С. 18.

233. Декрет от И декабря 1917 г. "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в введение Комиссариата по народному просвещению" // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. М., 1917. № 9. С. 126.

234. Декрет от 20 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 373 374.

235. Декреты "О расторжении брака" от 16 декабря 1918 г. и "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" от 18 декабря 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 249.

236. Инструкция НКЮ от 24 августа 1918 г. "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" // Известия ВЦИК Советов. № 186 от 30. 08. 1918.

237. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях" // Сборник узаконений РСФСР. 1929. № 35. Ст. 352.

238. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 г. " Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1966. № 12. Ст. 219.

239. Инструкция по применению законодательства о культах от 16 марта 1961 г. М., 1961.

240. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. " О свободе вероисповеданий" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст. 240.

241. Закон СССР от 1 октября 1990 г. "О свободе совести и религиозных организациях" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813.

242. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями от 24 июня 1992 г.) утратил силу с 1 января 1995 г.// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 30 ст. 416

243. Декреты Советской власти. Т. I. М., 1957.

244. Известия ВЦИК Советов. № 186 от 30. 08. 1918.

245. Известия ВЦИК Советов. № 92 от 27. 04. 1923.

246. Инструкция по применению законодательства о культах. М., 1961.

247. Памятники русского права. Выпуск VI. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. М., 1957

248. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 4. М., 1986.

249. Свод Законов Российской империи. Т. 1. СПб., 1906. Ст. 64.

250. Свод Законов Российской Империи. T.XI. СПб. 1906. Ст. ст. 435,443.

251. Свод Законов Российской Империи. СПб., 1890. Т. XIV. Ст. ст. 18 64.

252. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1917. № 9. С. 126.

253. Собрание узаконений РСФСР. 1929. № 35. Ст. 352

254. Собрание узаконений РСФСР. 1925. № 30. Ст. 219.

255. Собрание узаконений РСФСР. 1929. № 47 48. Ст. 495.

256. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4241. Л. 9.

257. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6099. Л. 3.

258. ГАНО. Ф. 38. On. 1. Д. 75. Л. 10.

259. РГИА. Ф. 733. Оп. 172. Д. 2061. Л. 10.

260. РГИА. Ф. 733. Оп. 194. Д. 39. Л. 18; Д. 79. Л. 80.

261. РГИА. Ф. 733. Оп. 171 (1891). Д. 2317. Л. 100-150 об.

262. ЦХАФАК. Ф. Д. 170. On. 1. Д. 379. Л. 10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.