Проблемы развития манга и аниме в художественной культуре Японии второй половины XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Леонов, Владимир Юрьевич

  • Леонов, Владимир Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 196
Леонов, Владимир Юрьевич. Проблемы развития манга и аниме в художественной культуре Японии второй половины XX - начала XXI века: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2015. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Леонов, Владимир Юрьевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Манга в искусстве Японии ХХ-ХХ1 веков

1.1. Этимология термина манга

1.2. Культурно-исторические и художественные истоки зарождения

манга

1.2.1. Исторический период, предшествующий возникновению современной манга; появление в Японии термина «искусство» (конец XIX в.)

1.2.2. Становление манга как самостоятельного вида искусства. Манга Ракутена Китадзава (начало XX в.) — начальный этап формирования современной манга

1.3. Типология и жанровая структура манга

1.3.1. Виды манга

1.3.2. Принцип коллективности создания манга

1.3.3. Форматы издания манга

1.3.4. Категории и жанры манга

1.4. Влияние традиционной японской и западной художественных культур на формирование манга

1.5. Творчество Осаму Тэдзуки как основа для развития искусства манга в середине XX века

1.5.1. Внедрение кинематографических методов в композиционное пространство манга

1.5.2. Формирования классической манеры изображений персонажей манга. Черты классической манеры графики. Проблемы индивидуального почерка

1.5.3. Литературная основа манга. Своеобразие композиционных приемов и особенности нарративной структуры

1.6. Стилевая эволюция манга

1.6.1. Поиск новых стилистических решений для манга, предназначенной взрослой аудитории

1.6.2. Gekiga: этап развития графического языка манга в середине и второй половине XX века

1.6.3. Определяющая роль авангардного журнала Garó в развитии манга во второй половине XX века

1.6.4. Эклектические тенденции в искусстве манга XXI века

ГЛАВА II. Становление и развитие искусства аниме

2.1. Этимология термина аниме

2.2. Возникновение и формирование аниме в начале и середине XX века

2.3. Различия манга и аниме

2.4. Форматы выпуска аниме

2.5. Влияние категории и жанровой принадлежности произведения на стилевую направленность аниме

2.6. Особенности образной структуры аниме

2.7. Роль Осаму Тэдзуки в процессе формировании графического языка аниме во второй половине XX века. Базовая концепция создания аниме

2.7.1. Экспериментальные анимационные фильмы Осаму Тэдзуки как иллюстрация инновационного подхода к механизму взаимодействия звука и изображения в аниме

2.7.2. Принцип соответствия оригиналу стилистической манеры в аниме-сериалах Осаму Тэдзуки

2.8. Роль Хаяо Миядзаки в популяризации аниме в мире

2.8.1. Отличительные особенности творчества Хаяо Миядзаки. Проблемы индивидуального почерка

2.8.2. Анимационный фильм «Унесённые призраками» как характерный пример творческого метода Хаяо Миядзаки

2.9. Поиски новой стилистики и расширение жанрового диапазона аниме в начале XXI века

ГЛАВА III. Связь японской культурной традиции и новейших художественных тенденций в системе манга и аниме

3.1. Особенности семиотической системы манга и аниме

3.1.1. Символы традиционной японской культуры в манга и аниме

3.1.2. Символы мировой культуры в манга и аниме

3.1.3. Специфические символы и культурные коды манга и аниме

3.2. Влияние техногенных и социокультурных факторов на формирование графического языка отдельных жанров и направлений манга и аниме

3.2.1. Формирование и развитие нового жанра — меха

3.2.2. Многокомпонентность метажанра хёнтай

3.3. Манга и аниме в системе современного медиакультурного пространства

3.3.1. Место манга и аниме в современной культуре Японии

3.3.2. Роль научно-исследовательских центров и библиотек в сохранении, исследовании и популяризации манга и аниме. Эксплицитность манга и аниме в музейном пространстве Японии

3.3.3. Влияние манга и аниме на мировое искусство

Заключение

Библиография Приложения

177

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы развития манга и аниме в художественной культуре Японии второй половины XX - начала XXI века»

Введение

В настоящее время манга и аниме как художественные и культурные явления вызывают интерес не только в Японии, но и в других странах: в Азии, в Европе, США, Австралии, а также России. Так, Ю. Д. Михайлова1 видит их в следующем: «Одни полагают, что манга и аниме интересны за счёт своих визуальных и технических характеристик. Другие считают важной особенностью манга и аниме реалистичное изображение жизни — таковой, какова она есть — не приукрашенной, без назиданий и проповедей, но при этом заключающей в себе оптимистичный взгляд на природу человечества: они содержат романтические любовные истории, захватывающие приключения, борьбу со злом <...>. Третьи находят, что данные виды японского искусства выражают такие новые и вместе с тем универсальные темы, как, например, техногенное развитие общества и связанные с этим опасности, стирание тендерной идентичности»2. Можно сказать, что, в силу своей поливариативности, способности к взаимодействию с другими видами искусства, умению откликаться на проблемы современного социума, восприимчивости к различным технологическим инновациям, манга и аниме представляют собой одно из наиболее интересных проявлений сегодняшней культуры.

В настоящей диссертации проводится исследование и комплексный анализ формирования и развития манга и аниме в период с середины XX века и по настоящее время. Путём выявления и систематизации данных, относящихся к установленной теме, будут даны основные изобразительные характеристики манга и аниме. Для наиболее полного освещения стилевой эволюции манга и аниме будут рассмотрены: исторический период, предшествующий их возникновению; формирование и дальнейшее развитие данных видов искусства, проходившее под влиянием ряда авторов. Особое

'Михайлова Ю.Д. — кандидат исторических наук (востоковед-историк), профессор факультета Международных отношений в Муниципальном Университете Хиросимы

2 Mikhailova Y.D. Images at an Impasse: Anime and Manga in Contemporary Russia // Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images. Folkestone: Global Oriental, 2008. P. 176

внимание в настоящей работе уделяется единым для манга и аниме аспектам, наличие которых позволяет рассматривать стилистическую манеру аниме как продолжение манга, а именно: схожим приёмам построения композиции (основанным на кинематографических методах), единой классификации категорий и жанров (и в частности принципу зависимости стилевой направленности произведения от принадлежности к определённым категориям и жанрам), особенностям семиотической системы манга и аниме (общей системе графических символов). Помимо этого будет рассмотрен ряд отличий между манга и аниме, а также их место в системе современного медиакультурного пространства и влияние манга и аниме на мировое искусство.

Актуальность настоящей диссертации определяется тем, что на настоящем историческом этапе на первый план исследований, проводимых в области искусствознания, выходит изучение новых видов и форм изобразительного искусства,— таких, как, например, манга и аниме. Актуальность и своевременность данного исследования обусловлены тем, что в нём в отечественное искусствознание вводятся системно структурированные данные, касающиеся изобразительных характеристик манга и аниме — исторических, семиотических, формальных и прочих,— которые необходимы для наилучшего понимания их сущности и форм изобразительности как части современной визуальной культуры.

Не менее важно и актуально исследование формирования манга и аниме в историческом контексте, которое даёт возможность поэтапно проследить их развитие, а также проанализировать влияние на указанные процессы социо-культурных факторов.

Анализ российских публикаций по манга и аниме показал малую ёмкость, в сравнении с изданиями других стран, отечественной научной литературы, касающейся заданной темы. В связи с этим можно говорить о том, что в настоящее время назрела потребность уточнить и дополнить уже

известные в российском искусствознании факты о манга и аниме — и это в значительной мере определило необходимость настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Современная манга и аниме входят в круг интересов учёных различных стран, среди которых: в Японии Мизуку Ито (Mizuko Ito), в Австрии Себастьян Шлоглманн (Sebastian Schlöglmann), в США Шарон Кинселла (Sharon Kinsella), в Канаде Марк Штейнберг (Mark Steinberg) и так далее.

В России японское искусство (и в частности японская гравюра) уже длительное время является объектом фундаментального изучения. В искусствоведческой науке в этой области работали и работают многие исследователи искусства Востока,— Н.С. Николаева, H.A. Виноградова, Б.Г. Воронова (первый отечественный искусствовед, удостоенный японского Ордена Восходящего солнца), М.В. Успенский, Е.А. Сердюк, Г.Б. Шишкина, А.И. Юсупова и другие. Современная манга и аниме так же вызывают интерес учёных различных гуманитарных дисциплин. Так из российских исследователей современной манга и аниме в области философии и культурологии можно выделить E.JI. Катасонову, которая является автором научных публикаций, докладов на конференциях, а также автором книги «Японцы в реальном и виртуальном мирах: очерки современной японской массовой культуры» (М., 2012г.) и Ю.Д. Михайлову, научные труды которой издаются преимущественно на английском языке. Интерес также представляют статьи и доклады учёных, среди которых работы: в области филологии — H.A. Масленковой, статья «"Читатель + зритель = ?" К вопросу о новых практиках восприятия текста» (С-Пб., 2012г.), T.JI. Мининой и Т.Н. Огневой, статья «Визуальная символика как способ репрезентации героев в манга» (Е., 2013г.); в области исторических наук — Е.М. Русакова, статья «Зеркало японской души: ветка сакуры или комиксы-манга?» (М., 2013г.); в области культурологии — А.И. Денисовой, статья «Манга и аниме, вклад в культуру и искусство» (Т., 2013г.); в области психологии — ИЛО. Лебедевой, статья «Проблема социального одиночества и аномии у представителей

неформальных молодёжных сообществ (на примере аниме-субкультуры)» (М., 2011г.); в области искусствознания — М.А. Наговициной, доклад «Современное состояние искусства манга в России» (И., 2012г.). Помимо этого в последнее время современная манга и аниме всё чаще становятся объектами исследования диссертационных работ. Например, кандидатская диссертация по культурологии «Тема Смерти в японской массовой культуре» А.Ю. Мунипова (М., 2002г.) и кандидатская диссертация по филологии «Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга» Д.М. Проханова (М., 2013г.). Однако в области искусствознания в России пока отсутствуют диссертационные работы по заданной теме.

Среди англоязычных авторов наиболее ранние публикации принадлежат Фредерику Шодту (Frederik Schodt) — переводчику, писателю, исследователю манга, автору семи книг и многочисленных статей. Книга, в которой он анализирует стилистические особенности манга, «Манга! Манга! Мир японских комиксов» (здесь и далее перевод автора диссертации) (F. Schodt «Manga! Manga! The World of Japanese Comics») была издана в 1983 году и впоследствии неоднократно переиздавалась. Не менее значимы труды Хелен МакКарти (Helen McCarthy) — первого английского автора книг об аниме. Её книга «Манга, Манга, Манга, праздник японской анимации» (Н. McCarthy «Manga Manga Manga, A Celebration of Japanese Animation») опубликована в 1992 году.

Стоит отметить, что большая часть научных трудов по манга и аниме приходятся на начало XXI века. Это связано с признанием в Японии современной манга и аниме частью культурного наследия нации, что свидетельствует об осознании их художественной и культурной ценности и что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение интереса к ним научных кругов в других странах мира и может расцениваться также как международное признание. В связи с недостаточностью русскоязычной фундаментальной литературы по теме диссертации автор обращается к иностранным — главным образом, англоязычным текстам, поскольку

исследователи разных стран публикуют свои работы преимущественно на английском языке, используя его в качестве унифицированного средства коммуникации.

Анализируемые исследования можно тематически разделить на следующие группы.

Работы, в которых манга и аниме рассматриваются как культурное и социальное явление — Шарон Кинселла «Взрослая манга: культура и власть в современном японском обществе» (S. Kinsella «Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society», 2000г.), Венди Сьюи Вонг «Глобализация Манга: Из Японии в Гонконг и далее» (W. Wong «Globalizing Manga: From Japan to Hong Kong and Beyond», 2006г.), Мириам Силверберг «Эротический гротескный абсурд: массовая культура современной Японии» (M.Silverberg «Erotic Grotesque Nonsense: The Mass Culture of Japanese Modern Times», 2009r.).

Литература, посвящённая историческим аспектам формирования манга и аниме — Жан-Мари Буассон «Манга: исторический обзор» (J-M. Bouisson «Manga: a historical overview», 2010г.), Тони Джонсон-Вудс «Манга: Антология глобальной и культурной перспективы» (T.Johnson-Woods «Manga: An Anthology of Global and Cultural Perspectives», 201 Or.).

Работы о типологии и жанровой принадлежности манга и аниме — Себастьян Шлоглманн «Япония. Манга! Религия? Новые мифы девятого японского искусства» (S. Schloglmann «Japan. Manga! Religion? The New Myths of the Japanese Ninth Art», 2007г.), Робин Бреннер «Понимание манга и аниме» (R.Brenner «Understanding Manga and Anime», 2007г.), Анджела Драммонд-Мэтьюс «Какие мальчики будут: изучение сёнен манга» (A.Drummond-Mathews «What boys will be: a study of shonen manga», 201 Or.), Моника Шмитц-Эманс «Литературные комиксы: адаптации и преобразования в мировой литературе» (M.Schmitz-Emans «Literatur-Comics: Adaptationen Und Transformationen Der Weltiiteratur», 2012r.).

Труды, главной темой которых являются вопросы, связанные со сложением графического языка манга и аниме, с их стилистическими и композиционными особенностями — Дебора Шэймун «Фильмы на бумаге: кинематографическое повествование gekiga» (D. Shamoon «Films on paper: cinematic narrative in gekiga», 2011 г.), Катаржина Василяк «Жажда скорости: аниме, кинематография и философия» (К. Wasylak «Need for Speed: Anime, the Cinematic, and the Philosophical», 201 Or.), Райан Холмберг «Введение в Gekiga, 6970 г. от Р.Х.?» (R.Holmberg «An Introduction to Gekiga, 6970 A.D.?» 2011 г.), Роберт С. Петерсен «Комиксы, манга, графические новеллы: графически рассказанные истории» (R. Petersen «Comics, Manga, and Graphic Novels: A History of Graphic Narratives», 201 lr.).

Особого внимания заслуживают работы, посвящённые творчеству отдельных художников манга и режиссёров-аниматоров, повлиявших на формирование и развитие манга и аниме. В частности речь идёт об анализе творчества следующих авторов: Осаму Тэдзуки — Нацу Онода Пауэр «Бог Комиксов: Осаму Тэдзука и создание Манга после Второй мировой войны» (N. Onoda «God of Comics: Osamu Tezuka and the Creation of Post-World War II Manga», 2009г.), Райан Холмберг «Осаму Тэдзука перехитрил призрачное пятно: на примере содержания Нового Острова Сокровищ» (R. Holmberg «Tezuka Osamu Outwits the Phantom Blot: The Case of New Treasure Island cont'd», 2013г.); Ёшихару Тсуге — Том Гилл «Инцидент в деревне Нишибета: Классическая манга Тсуге Ёшихару периода Garo» (Т. Gill «The Incident at Nishibeta Village: A Classic Manga by Tsuge Yoshiharu from the Garo Years», 2012г.); Хаяо Миядзаки — Джеймс У. Бойд «Синто-перспективы в аниме-фильме Миядзаки "Унесенные призраками"» (J. Boyd «Shinto Perspectives in Miyazaki's Anime Film "Spirited Away"», 2004г.), Хелен МакКарти «Хаяо Миядзаки: Мастер японской анимации» (Н. McCarthy «Науао Miyazaki: Master of Japanese Animation», 1999г.). Основу настоящего исследования составили эти и многие другие труды (статьи, книги, научные публикации, материалы конференций, диссертационные работы), предметом

исследования которых являются отдельные аспекты заданной темы, некоторые из них были предоставлены автору диссертации «Manga Culture Research Institute» (Япония), «Kyoto International Manga Museum» (Япония), «Japanse Studies KULeuven» (Бельгия) и «Japanese Studies Centre» при MONASH University (Австралия).

Объектом исследования в настоящей диссертации являются значимые произведения манга и аниме, оказавшие влияние на формирование и развитие изобразительного искусства Японии и других стран, либо представляющие собой наиболее яркие образцы данных видов искусства.

Предмет исследования — проблема стилевой эволюции манга и аниме в контексте художественной культуры Японии.

Границы исследования определяются всем периодом существования манга (в современном значении) и аниме — с середины XX века и по настоящее время. Также исследование включает в себя исторический обзор событий, предшествующих возникновению манга и аниме.

Цель исследования — изучение манга и аниме как видов массовой художественной культуры Японии, освоение процесса стилевой эволюции манга и аниме, осмысление их роли в мировом культурном пространстве.

Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач:

1. Проанализировать истоки зарождения манга и аниме.

2. Разобрать этапы развития манга и аниме.

3. Охарактеризовать категории и жанры манга и аниме.

4. Определить особенности изобразительных характеристик манга и аниме.

5. Выявить сходства и различия манга и аниме в контексте стилистической манеры аниме как продолжения манга.

6. Исследовать влияние манга и аниме на мировое искусство.

Методы исследования. В настоящей диссертации применялись

следующие методы исследования:

1. Метод художественного формально-стилевого анализа, цель которого заключается в выявлении и структуризации основных характеристик манга и аниме и особенностей формирования и развития манга и аниме в различные временные периоды.

2. Иконографический метод. Анализ произведений манга и аниме, необходимый для выявления и разбора стилистических и композиционных особенностей творчества конкретных авторов манга и аниме.

3. Иконологический метод, который необходим для исследования семиотической системы (графические символы) манга и аниме, анализа литературных и идейных программ, которые стоят за изображением.

4. Культурно-исторический метод, включающий анализ социально-культурных факторов, под воздействием которых формируется рассматриваемое художественное явление (манга и аниме).

Источники исследования. Методика исследования имеет комплексный характер и базируется на следующих материалах:

1. Оригинальные произведения японской тиражной графики из коллекций зарубежных и российских музеев и библиотек, в том числе: Московского музея анимации, ГМИИ им. A.C. Пушкина (каталог «Японская гравюра XVIII-XIX веков», сост. Б.Г. Воронова на основе коллекции японского искусства), библиотеки и музея МГХПА имени С.Г. Строганова (печатная графика начала XX века из собрания Филиппова, коллекция японской ксилографии конца XIX века из собрания Фонда редкой книги (в 13 книгах)), а также материалах «Выставки современной манга», прошедшей в 2012 году в Приморском государственном объединенном музее имени В.К. Арсеньева и организованной при поддержке префектуры Тоттори (Япония).

2. Практический опыт, основанный на изучении и анализе фактического материала (манга и аниме) — наиболее значимых произведений, оказавших влияние на развитие манга и аниме, либо

представляющих собой яркие образцы данных видов искусства таких художников, как: Осаму Тэдзука, Ёсихиро Тацуми, Сэмпей Ширато, Ёшихару Тсуге, Цутому Нихэй, Нацумэ Оно, Хаяо Миядзаки, Кадзуя Цурумаки и других.

3. Интервью с выдающимися художниками манга и режиссёрами-аниматорами (Сэйити Хаяси, Усамару Фуруя, Рёсукэ Такахаши).

4. Профильные электронные ресурсы — электронные версии журналов, газет, официальных сайтах музеев и фестивалей, среди которых: «The Comics Journal», «Shonen Jump», «Texoma Living Online», «The Guardian», «New York Times», «The Japan Times», «Ghibli Museum», «Tezuka Osamu», «Comiket Market».

5. Литературные источники — книги писателей, специализирующихся на рассмотрении манга и аниме, а также смежных тем (А.О. Владимирская, Б. Фокс, М. Nakanishi, G. Poitras, J. Thompson).

6. Кинематографические источники — аниме, в числе которых транслировавшийся на российских телеканалах полнометражный анимационный фильм Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками».

Научная новизна. Настоящее исследование представляет собой первую отечественную диссертационную работу в области искусствознания, объектом изучения которого являются современная манга и аниме.

Здесь выявлены и систематизированы данные, при помощи которых выделены основные изобразительные характеристики современной манга и аниме (исторические, семиотические, формальные и прочие); вскрыта зависимость стилевой направленности и нарративной структуры произведения от принадлежности к категории и жанру; проведено исследование этапов формирования и развития манга и аниме как самостоятельных видов современного искусства с середины XX века по настоящее время на основе иконографического анализа наиболее значимых произведений ряда выдающихся художников и режиссёров-аниматоров (стилевая эволюция); выделены основные сходства и различия манга и аниме

в контексте стилистической манеры аниме как продолжения манга; проведён иконологический анализ семиотической системы манга и аниме (систематизация символов); выявлено влияние манга и аниме на мировое искусство.

Положения, выносимые на защиту:

1. Диссертационное исследование, основанное на выявление и систематизации собранного материала, касающегося темы, показало, что манга и аниме есть результат синтеза искусств — графики, литературы, кинематографии.

2. Выделены и проанализированы наиболее значимые этапы стилевой эволюции манга и аниме, начиная с их зарождения в начале XX века, затем формирования в середине XX века и дальнейшего развития (основополагающим фактором которого является эклектизм) вплоть до настоящего времени. Исследование базируется на примерах творчества конкретных художников манга и режиссёров-аниматоров, работы которых оказали влияние на указанные процессы.

3. В рамках диссертационного исследования установлен факт влияния манга и аниме на мировое искусство. Доказательством чему служит обращённость в своём творчестве к манга и аниме, их эстетическим принципам художников разных стран и возникновение нового направления современного изобразительного искусства «БирегАаЬ) («Суперплоский»).

Апробация и применение результатов исследования. Проблематика и основные положения настоящей диссертации были апробированы на следующих научно-практических конференциях: Международная конференция «Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания» (Новосибирск, 2012г.); Международная конференция «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке» (Новосибирск, 2012г.); Международная конференция «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», сборник включён в наукометрическую базу РИНЦ (Новосибирск, 2013г.). Помимо этого,

результаты исследования изложены в пяти статьях, опубликованных в научных журналах, которые включены в перечень ВАК РФ.

Теоретическая значимость диссертации. Результатом проведённого исследования является выявление и систематизация материалов, на основе которых даны основные изобразительные характеристики манга и аниме как самостоятельных видов современного искусства, также выделены основные этапы их формирования и развития. Вышеизложенные сведения являются новыми для российского искусствознания и способствуют расширению фундаментальных знаний по заданной теме, также они могут послужить теоретической базой для дальнейших исследований в области манга и аниме.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что собранный в ней фактический материал и теоретические обобщения могут быть использованы:

- для привлечения внимания российских исследователей к изучению манга и аниме как видам современного искусства;

- в качестве базы для более углублённого изучения конкретных аспектов заданной темы в контексте национальной японской и мировой художественной культуры;

- при создании справочных и научных трудов, посвящённых современному изобразительному искусству, лекций по современному искусству и изобразительному искусству Японии;

- как материал для семинарских занятий, тематически связанных с формированием и развитием манга и аниме;

- в качестве научно-методического пособия для организаторов выставочно-экспозиционных проектов, посвящённых современному изобразительному искусству.

Структура диссертации. Данное исследование состоит из введения, трёх глав, сопровождаемых постраничными примечаниями, заключения, библиографического списка и приложения, содержащего иллюстративный материал.

Глава I. Манга в искусстве Японии ХХ-ХХ1 веков

Современная манга, то есть манга, становление и развитие которой проходило начиная со второй половины XX века,— это уникальное художественное явление, сочетающее в себе стилистические элементы японского и западного изобразительного искусства, в их постмодернистской трактовке, а не просто контекстуализации традиционного японского и иностранного. Эклектизм и применение кинематографических методов легли в основу оригинальной художественной манеры манга, ставшей одной из главных её отличительных особенностей. Критики склонны ставить под сомнение некоторые свойства манга, упрекая её в излишней специализированности — шаблонности изображений (повторяющиеся черты лица, жесты) и неоригинальности (приверженность авторов стилям культовых художников манга). Отчасти это действительно так, поскольку в традиции японского искусства было подражание ученика стилю мастера, но и на Западе подобная практика была приемлема (например, в эпоху Ренессанса), именно благодаря этим кажущимся недостаткам (в середине XX века) сложилась классическая манера изображения персонажей в манга с её преувеличенными визуальными характеристиками (большие глаза, маленькие носы и рты, непропорциональное телосложение и т.д.). При этом нельзя игнорировать тот факт, что поливариативность манга, её обращённость к широкой зрительской аудитории, сегментированной по демографическому признаку, привела к поиску новых стилистических решений и развитию графического языка манга.

Существует мнение, что в настоящий момент «смысл понятия "изобразительное искусство" несколько размыт за счёт использования новых и стилистически нетрадиционных способов, а также современных технологий и методик. Изменения общественного мнения, культуры, вкусов и образования искажают его традиционное значение. <...> Искусство

представляет собой разнообразную сферу визуальной коммуникации» . Таким образом, если рассматривать манга в современном контексте, то она соответствует «признанным характеристикам изобразительного искусства, включающим в себя уникальность, креативность, свежий взгляд и способность обращаться к зрителю»4.

1.1. Этимология термина манга Определение «манга», предлагаемое Б. А. Ивановым5,— «комиксы, созданные в Японии»6. Однако это не вполне корректное обозначение. Оно допустимо в общем значении термина «комикс» как серии рисунков с пояснительным текстом и может быть использовано лишь условно, поскольку развитие «манга» проходило почти параллельно развитию «комикса» на Западе (в США и в Западной Европе).

Нередко первая ассоциация, возникающая в связи с термином «манга», это гравюры укиё-э, и, в частности, сборники «Манга» художника Кацусико Хокусай (1760-1849гг.). Бесспорно, Хокусай одним из первых использовал данный термин, однако современная манга имеет с творчеством этого автора мало точек соприкосновения; её принято рассматривать как иную форму изобразительного искусства. Некоторая путаница, возникающая в трактовке термина, объясняется следующим образом. В Японии слово «манга» имеет три способа написания на алфавитах кандзи, хирагана и катакана. Это продиктовано различными особенностями и тонкостями, связанными с термином «манга». «Историк Симидзу Исао отличает манга (катакана) и манга (кандзи) по историческим периодам, определяя манга (катакана) как "манга, которая сложилась в современном обществе". Манга (кандзи), в соответствии с Симидзу, применяется для определения старых форм, начиная с Хокусай манга, периода Эдо — серии графической монографии художника Кацусика Хокусай. Работы, которые Хокусай начинал как свободные

3Garner S. Today's Fine Art // Техоша Living Online. 2009. URL: http://wvvw.texomaliving.com/todays-fine-art

4 Там же

5 Иванов Б.A. — филолог, киновед

6 Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. Москва: Всероссийский фонд развития кинематографа, Эйзснштенновский центр исследований кинокультуры, 2001. С. б

наброски людей, животных и птиц потом превращаются в сатирическое искусство, которое пародирует и подвергает критике феодальное правительство. Из-за этой исторической ассоциации термин манга (кандзи) подчеркивает сатирическую функцию, что и предпочитают исследующие манга ведущие ученые истории искусства»7. То есть здесь важны нюансы словосложения в японском языке. Так в алфавите кандзи каждый иероглиф означает предмет или явление (не только обозначение звука) и используется для написания китайских корней (онов), входящих в состав сложных слов или используемых самостоятельно, а также японских корней (кунов). Каждый иероглиф имеет несколько вариантов чтения, изменяющихся в зависимости от контекста, сочетания с другим иероглифом или места в предложении. Хирагана и катакана — слоговая азбука, каждый знак в которой выражает одну мору (единицу, меньшую, чем слог или слог с коротким гласным, либо один гласный). В частности, алфавит катакана применяется для записи ономатопий, гайраго (слов, заимствованных из иностранных языков) и научно-технических определений (например, наименований деталей механизмов).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Леонов, Владимир Юрьевич, 2015 год

Библиография

Научные издания

1. Асенин С. В. Волшебники экрана / С. В. Асенин. — Москва: Искусство, 1974. —288 с.

2. Бакшеев В.Н. О традициях / В.Н. Бакшеев // Огонёк. — 1956. — №42. — С. 21-22

3. Баттистини М. Символы и аллегории / М. Баттистини; пер. с итал. В.Ю. Траскин. — Москва: Омега, 2008. — 384 с. — Перевод Изд.: Electa: Simboli е allegorie / Matilde Battistini. — Milano, 2002. — 384 p.

4. Бохоров К. Ю. Современное искусство и глобализация / К. Ю. Бохоров // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2007. — №3. — С. 44-48

5. Гаджиева Е.А. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии / Е.А. Гаджиева. — Ростов: Феникс, 2006. — 256 с.

6. Геташвили Н.В. Атлас мировой живописи / Н.В. Геташвили. — Москва: OJTMA Медиа Групп, 2007. — 368 с.

7. Джарылгасинова Р.Ш. Сокровища Никко / Р.Ш. Джарылгасинова // Советская этнография. — 1975. — № 1. —-С. 125—132

8. Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию / Б.А. Иванов. — Москва: Всероссийский фонд развития кинематографа, Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 2001. — 336 с.

9. Иванова A.A. Всё о японской гравюре. Хокусай. 36 видов Фудзи / A.A. Иванова. — Вильнюс: Bestiary, 2012. — 96 с.

10. Катасонова E.J1. Японские комиксы-манга: возвращение к первоистокам / E.JI. Катасонова // Российский японоведческий журнал. — 2011. — № 2. — 4.1. — С. 78—92

11. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г.А. Кнабе. — Москва: Вильяме, 2006. — 736 с.

12. Кобер О.И. Основные особенности плаката модерн / О.И. Кобер // Вестник ОГУ. — 2005. — №6. — С. 74—78

13. Левина Т.В. Эссенциализм киноавангарда / Т.В. Левина // Идеи и идеалы. — 2012.-№4(14). —Т. 1. —С. 159-174.

14. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века: энциклопед. научно-информационное исследование / В.В. Бычков [и др.]. — Москва: РОССПЭН, 2003. — 607 с.

15. Лесовой В. Философские этюды / В. Лесовой; под ред. А. В. Маковский, В. Лесовой // Школа рисования живописи и прикладного искусства. Искусство для всех. В 9 т. — Петроград: Благо, 1916. — Т. 4. — С. 65—80

16. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава / Н.Ф. Лещенко. — Москва: Крафт+, 2010. —352 с.

17. Лотман Ю. Диалог с экраном / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. — Таллин: Александра, 1994. — 214 с.

18. Макарова О. И. Эрнест Феноллоза и «открытие» японского искусства / О.И. Макарова; отв. ред. А.Н. Мещеряков // История и культура традиционной Японии. — Москва: РГГУ, 2011. — Вып. 29. — Ч. 2. — С. 398—417

19. Мещеряков А.Н. Японский император и русский царь: элементная база / А.Н. Мещеряков. — Москва: Наталис, Рипол Классик, 2004. — 253 с.

20. Микайлова И.Г. Искусство как основа социокультурного воспроизводства / И.Г. Микайлова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2008. — №2. — С. 67-74

21. Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации / Ю.Б. Норштейн. — Москва: ВГИК, 2005. — 254 с.

22. Сердюк Е.А. Убранство, атрибуты богослужения и музыкальные инструменты в буддийских храмах Японии / Е.А. Сердюк, М.В. Есипова // Вестник Московского университета. — 2006. — Сер. 8. — Ист. №5. — С. 55—72

23. Снитко Т.Н. К вопросу о специфике организации японского культурного пространства / Т.Н. Снитко; отв. ред. В.М. Алпатов // История и культура

Японии. — Москва: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2002. — С. 252—270

24. Соловьёва Т.Г. Технология проектирования анимационного персонажа как элемент арт-объекта / Т.Г. Соловьёва // Научно-исследовательские публикации. — 2013. — №4. — С. 42-47

25. Толстогузов А.А. Японская историческая наука: очерки истории. Проблемы изучения средних веков и феодализма / А.А. Толстогузов. — Москва: Восточная литература, 2005. — 566 с.

26. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. — Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО, 2007. —616 с.

27. Эйзенштейн С.М. Монтаж / С.М. Эйзенштейн. — Москва: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2000. — 591 с.

28. Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа / С.М. Эйзенштейн. — Москва: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2004. — Т. 1: Чувство кино. — 687 с.

29. Яцюк О.Г. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий / О.Г. Яцюк. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 240 с.

30. Ajioka С. Modern boy, modern girl: modernity in Japanese art, 1910-1935 / C. Ajioka. — Sydney: Art Gallery of New South Wales, 1998. — 174 p.

31. Beasley W. The Meiji Restoration / W. Beasley. — Stanford: Stanford University Press, 1972. — 528 p.

32. Bogdanov V. All Music Guide to Electrónica: The Definitive Guide to Electronic Music / V. Bogdanov. — San Francisco: Backbeat Books, 2001. — 688 P-

33. Bouisson J-M. Manga: a historical overview / J-M. Bouisson; Edited by T. Johnson // Manga: An Anthology of Global and Cultural Perspectives. — New York: Continuum International Publishing Group, 2010. — pp. 17—33

34. Brenner R. Understanding Manga and Anime. / R. Brenner. — Westport: Libraries Unlimited, 2007. — 336 p.

35. Burtscheil K. Nobuyoshi Araki und Henry Miller - eine japanischamerikanische Analogie / K. Burtschell. — Berlin: Lit Verlag, 2009. — 232 p.

36. Chong D. Arts Management / D. Chong. — New York: Routledge, 2010. — 264 p.

37. Clements J. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917, Revised and Expanded Edition / J. Clements, H. McCarthy. ■— Berkeley: Stone Bridge Press, 2006. — 867 p.

38. Coulter-Smith E. Mapping Outside the Frame: Interactive and Locative Art Environments / E. Coulter-Smith, G. Coulter-Smith; Edited by A. Bentkowska-Kafel, T. Cashen // Digital Visual Culture: Theory and Practice. — Bristol: Intellect Ltd, 2009. — pp. 49—67

39. Dahlquist J. Way better than real: manga sex to tentacle hentai / J. Dahlquist, L. Vigilant; Edited by D. Waskul // Net.Sexxx: Readings on Sex, Pornography, and the Internet. — New York: Peter Lang Publishing, 2004. — pp. 91—105

40. Dempsey B. The Many Shades of BDSM: A Safe and Scintillating Entry into the Escalating Pleasure of BDSM / B. Dempsey. — New York: Adams Media, 2012. —224 p.

41. Drummond-Mathews A. What boys will be: a study of shonen manga / A. Drummond-Mathews; Edited by T. Johnson // Manga: An Anthology of Global and Cultural Perspectives. — New York: Continuum International Publishing Group, 2010. — pp. 62—76

42. Galbraith P. Lolicon: The Reality of «Virtual Child Pornography» in Japan / P. Galbraith // Image and Narrative : Online Magazine of the Visual Narrative. — 2011. —Vol. 12. —Issue 1. —p. 83—114

43. Garcia H. A Geek in Japan: Discovering the Land of Manga, Anime, Zen, and the Tea Ceremony / H. Garcia. — North Clarendon: Tuttle Publishing, 2010. — 160 p.

44. Gill T. The Incident at Nishibeta Village: A Classic Manga by Tsuge Yoshiharu from the Garo Years / T. Gill // International Journal of Comic Art. — 2011. —Vol. 13. —№ 1. —pp. 474—489

45. Goode S. Understanding and Addressing Adult sexual Attraction to Children: A Study of Paedophiles in Contemporary society / S. Goode. — New York: Routledge, 2010. — 222 p.

46. Gravett P. Manga: 60 Years of Japanese Comics / P. Gravett. — London: Laurence King Publishing Ltd, 2004. — 176 p.

47. Haedicke S. Contemporary Street Arts in Europe: Aesthetics and Politics / S. Haedicke. — New York: Palgrave Macmillan, 2013. — 256 p.

48. Ingulsrud J. Reading Japan Cool: Patterns of Manga Literacy and Discourse / J. Ingulsrud, K. Allen. — London: Lexington Books, 2009. — 230 p.

49. Inoue Y. Manga as a study aid at school libraries // World Library and information Congress: 77th IFLA General Conference and Assembly: MaT. Me)K,a,yHap. Hayn.-npaKT. KOH(f)., 13-18 aBr. 2011 r. / Puerto Rico Convention Centre. — San Juan, 2011. — pp. 1—9

50. Ishii K. REDLINE. Premiere at The 62nd Locarno International Film Festival / K. Ishii // Locarno Film Festival. — Locarno. — 2009. — 9 p.

51. Ishikawa S. Seeking the Self: Individualism and Popular Culture in Japan / S. Ishikawa. — Bern: Peter Lang AG, European Academic Publishers, 2007. — 253

P-

52. Ito M. Japanese Media Mixes and Amateur Cultural Exchange / M. Ito; Edited by D. Buckingham, R. Willett // Digital Generations: Children, Young People, and the New Media. — New York: Routledge, 2006. — pp. 49—66

53. Jenkins H. Television fans, poachers, nomands / H. Jenkins; Edited by K. Gelder // The Subcultures Reader. — London: Routledge, 1997. — pp. 506-522

54. Johnson-Woods T. Manga: An Anthology of Global and Cultural Perspectives / T. Johnson-Woods. — New York: Continuum International Publishing Group, 2010. —368 p.

55. Kelts R. Japanamerica: How Japanese Pop Culture Has Invaded the US / R. Kelts. — New York: Palgrave Macmillan, 2006. — 256 p.

56. Kenyon A. Printed Media / A. Kenyon; Edited by S. Moss // An Introduction to the Entertainment Industry. — Cambridge: CAB International, 2010. — pp. 173— 190

57. Kinsella S. Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society / S. Kinsella. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2000. — 228 p.

58. Marra M. A History of Modern Japanese Aesthetics / M. Marra. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2001. — 410 p.

59. McCarthy H. Hayao Miyazaki: Master of Japanese Animation / H. McCarthy. — Berkeley: Stone Bridge Press, 1999. — 240 p.

60. McQuilten G. Art in Consumer Culture: Mis-design / G. McQuilten. — Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2011. — 203 p.

61. Melancon L. War is no gouf / L. Melancon; Edited by J. Steiff // Anime and Philosophy: Wide Eyed Wonder. — Chicago: Open Court, 2010. — pp. 133—142

62. Mikhailova Y.D. Images at an Impasse: Anime and Manga in Contemporary Russia / Y.D. Mikhailova, E.A. Torchinov; Edited by Y. Mikhailova, W. Steele // Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images. — Folkestone: Global Oriental, 2008. —pp. 175—191

63. Miyazaki H. Starting Point: 1979-1996 / H. Miyazaki; пер. с яп.: В. Сагу, F. Schodt. — San Francisco: VIZ Media LLC, 2009. - 500 p. - Перевод Изд.: * ^ ]) : ШИ^С: 1979-1996 / Ш 'S'^f. — ЖЖ, 2008. - 580 ^

64. Norris C. Manga, Anime and Visual Art Culture / C. Norris; Edited by Y. Sugimoto // The Cambridge Companion to Modern Japanese Culture. — Melbourne: Cambridge University Press, 2009. — pp. 236—260

65. Onoda N. God of Comics: Osamu Tezuka and the Creation of Post-World War II Manga / N. Onoda. — Jackson: University Press of Mississippi, 2009. — 208 p.

66. Orr Т. Manga Artists / T. Orr. — New York: Rosen Central, 2008. — 64 p.

67. Osmond A. Nausicaa and the Fantasy of Hayao Miyazaki / A. Osmond // SF journal Foundation. — 1998. — Issue 72. — pp. 57—81

68. Patten F. Watching Anime, Reading Manga: 25 Years of Essays and Reviews / F. Patten. — Berkeley: Stone Bridge Press, 2004. — 383 p.

69. Petersen R. Comics, Manga, and Graphic Novels: A History of Graphic Narratives / R. Petersen. — Santa Barbara: Praeger Press, 2011. — 274 p.

70. Petersen R. The Acoustics of Manga / R. Petersen; Edited by J. Heer, K. Worcester // A comics Studies Reader. — Jackson: University Press of Mississippi, 2009. — pp. 163—171

71. Ran F. A History of Installation Art and the Development of New Art Forms / F. Ran. — New York: Peter Lang Publishing, 2009. — 258 p.

72. Rosenbaum R. Towards a summation: how do manga represent history? / R. Rosenbaum; Edited by R. Rosenbaum // Manga and the Representation of Japanese History. — New York: Routledge, 2013. — pp. 251—258

73. Ruh B. The Robots from Takkun's Head: Cyborg Adolescence in FLCL / B. Ruh; Edited by S. Brown // Cinema Animep. — New-York: Palgrave Macmillan, 2006. —pp. 139—160

74. Schloglmann S. Japan. Manga! Religion? The New Myths of the Japanese Ninth Art / S. Schloglmann; Edited by S. Knauss // Reconfigurations: Interdisciplinary Perspectives on Religion in a Post-Secular Society. — Wien: LIT Verlag, 2007, —pp. 143—154

75. Schmitz-Emans M. Literatur-Comics: Adaptationen Und Transformationen Der Weltliteratur / M. Schmitz-Emans. — Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, 2012. —433 p.

76. Schodt F. Dreamland Japan: Writings on Modern Manga / F. Schodt. — Berkeley: Stone Bridge Press, 1996. — 360 p.

77. Schodt F. Manga! Manga!: The World of Japanese Comics / F.Schodt. — New York: Kodansha USA, 1986. — 260 p.

78. Seaton P. Japan's contested war memories: the «memory rifts» in historical consciousness of World War II / P. Seaton. — New York: Routledge, 2007. — 258

P-

79. Shamoon D. Films on paper: cinematic narrative in gekiga / D. Shamoon; Edited by T. Perper // Mangatopia: Essays on Manga and Anime in the Modern World. — Santa Barbara: ABC-CLIO, LLC, 2011. — pp. 21—36

80. Silverberg M. Erotic Grotesque Nonsense: The Mass Culture of Japanese Modern Times / M. Silverberg. — Berkeley: University of California Press, 2009.

— 370 p.

81. Steinberg M. Anime's Media Mix: Franchising Toys and Characters in Japan / M. Steinberg. — Minneapolis: University Of Minnesota Press, 2012. — 314 p.

82. Wasylak K. Need for Speed: Anime, the Cinematic, and the Philosophical / K. Wasylak // Children's Literature Association Quarterly. — Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2010. — Vol. 35. — № 4. — pp. 427—434

83. Whaley B.E. Drawing the self: race and identity in the manga of Tezuka Osamu: dis. ... Master of Arts: MA / Benjamin Evan Whaley. — Vancouver, 2012.

— 99 p.

84. Wilson S. Information Arts: Intersections of Art, Science, and Technology / S. Wilson. — Cambridge: MIT Press, 2003. — 969 p.

85. Wong W. Globalizing Manga: From Japan to Hong Kong and Beyond / W. Wong; Edited by F. Lunning // Mechademia 1: Emerging Worlds of Anime and Manga. — Minneapolis: University Of Minnesota Press, 2006. — pp. 23—46

Источники

86. Аикава С., Кога Ю. Манга «Un-Go: Ingaron», 2011-2012 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / С. Аикава (неизвестно), Ю. Кога (1965-н.в.). — Токио: Kadokawa Shoten, 2012. — Цв. офсет; 17,3 х 11,2 х 1 см. — Выходные сведения яп.

87. Бек: Восточная Ударная Группа [видеозапись] / реж.-аниматор Осаму Кобаяси; Madhouse Studios. — Токио: TV Tokyo, 2004. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2004 г.

88. Божественные морские воины Момотаро [видеозапись] / реж.-аниматор Сэо Мицуё; Shochiku. — Токио: Dai Nippon Teikoku, 1945. — 1 вк. —

Анимационный фильм вышел на экраны в 1945 г.

89. Вайтэ У. Манга «Повседневная жизнь Мэй-чан», 2004 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / У. Вайтэ (неизвестно). — Токио: Sanwa Shuppan, 2004. — Цв. офсет; 17,5 х 11,2 х 1,3 см. — Выходные сведения яп.

90. Великие помыслы Оды Нобуны [видеозапись] / реж.-аниматор Юдзи Кумадзава; Madhouse Studios, Studio Gokumi. — Токио: TV Tokyo, 2012. — 1 BK. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2012 г.

91. Владимирская А.О. Искусство для простых смертных / А.О. Владимирская, П.А. Владимирский. — Москва: Вильяме, 2006. — 352 с.

92. Внук Нурарихёна [видеозапись] / реж.-аниматор Дзюндзи Нисимура; Studio DEEN. — Осака: Yomiuri TV, 2010. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2010 г.

93. Дом пяти листьев [видеозапись] / реж.-аниматор Томоми Мотидзуки; Manglobe. — Токио: Fuji TV, 2010. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2010 г.

94. Ёситоми А. Манга «Рэй», 2002-2004 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / А. Ёситоми (неизвестно). — Токио: Akita Shoten, 2002. — Цв. офсет; 18,8 х 16,5 X 1,8 см. — Выходные сведения яп.

95. Золотая пора [видеозапись] / реж.-аниматор Тиаки Кон; J.C. Staff. — Осака: MBS, 2013. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2013 г.

96. И дьявол может плакать [видеозапись] / реж.-аниматор Син Итагаки; Madhouse Studios. — Токио: WOWOW, 2007. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2007 г.

97. Истории мечей [видеозапись] / реж.-аниматор Кэйтаро Мотонага; White Fox. — Токио: Fuji TV, 2010. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2010 г.

98. Койкэ К., Кодзима Г. Манга «Одинокий Волк и новичок», 1970-1976 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Койкэ К. (1936-н.в.), Кодзима Г. (1928-

2000) . — Милуоки: Dark Horse Manga, 2013. — Цв. офсет; 13 x 5,6 x 18,5 см.

— Выходные сведения англ.

99. Коллекция японской ксилографии конца XIX века из собрания Фонда редкой книги музея и библиотеки МГХПА имени С.Г. Строганова. — в 13 кн.

— №инв. 763ИЯ-70

100. Красная черта [видеозапись] / реж.-аниматор Такэси Койкэ; Madhouse Studios. — Токио: Tohokushinsha Film, 2010. — 1 вк. — Анимационный фильм вышел на экраны в 2009 г.

101. Кровь окаянного пса [видеозапись] / реж.-аниматор Наоюки Конно; А-1 Pictures. — Осака: MBS, 2010. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2010 г.

102. Ларченко Д.А. Интерьер: дизайн и компьютерное моделирование / Д.А. Ларченко, А. Келле-Пелле. — СПб.: Питер, 2011. — 480 с.

103. Масима X. Манга «Хвост Феи», 2006-н.в. [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / X. Масима (1977-н.в.). — Токио: Kodansha, 2007. — Цв. офсет; 16,8 х 11,7 х 2 см. — Выходные сведения яп.

104. Маэда Т. Манга «Вторжение демона-зверя», 1989 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Т. Маэда (1953-н.в.). — Токио: WANIMAGAZINE, 1989. — Цв. офсет; 21 х 14,6 xl,3 см. — Выходные сведения яп.

105. Меланхолия Харухи Судзумии [видеозапись] / реж.-аниматор Тацуя Исихара; Kyoto Animation. — Тиба: Chiba TV, 2006. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2006 г.

106. Мобильный воин Гандам [видеозапись] / реж.-аниматор Ёсиюки Томино; Sunrise. — Нагоя: NBN, 1979. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 1979 г.

107. Могучий атом [видеозапись] / реж.-аниматор Осаму Тэдзука; Mushi Productions. — Токио: Fuji TV, 1963-1966. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 1963-1966 гг.

108. Навсикая из долины ветров [видеозапись] / реж.-аниматор Хаяо Миядзаки; Topcraft. — Токио: Toei Company, 1984. — 1 вк. — Анимационный фильм вышел на экраны в 1984 г.

109. Накахара А. Манга «Трогательный комплекс», 2001-2006 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / А. Накахара (1973-н.в.). — Токио: Shueisha, 2001. — Цв. офсет; 17,5 х 11,4 х 1 см. — Выходные сведения яп.

110. Нихэй Ц. Манга «Виновен!», 1997-2003 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Ц. Нихэй (1971-н.в.). — Токио: Kodansha, 1997. — Цв. офсет; 18,3 х 12,9 х 2 см. — Выходные сведения яп.

111. Огурэ И. Манга «Air Gear», 2002-2012 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / И. Огурэ (1972-н.в.). — Токио: Kodansha, 2012. — Цв. офсет; 16,8 х 11,7 х 2,3 см. — Выходные сведения яп.

112. Ода Э. Манга «Большой куш», 1997-н.в. [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Э. Ода (1975-н.в.). — Токио: Shueisha, 1998. — Цв. офсет; 17,3 х 11,2 х 1,5 см. — Выходные сведения яп.

113. Одиночество на двоих [видеозапись] / реж.-аниматор Такэо Такахаси; Feel. — Токио: АТ-Х, 2010. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2010 г.

114. Окава Н., Мокона А. Манга «XXXHOLiC», 2003-2011 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Н. Окава (1967 -н.в.), А. Мокона (1968-н.в.). — Токио: Kodansha, 2009. — Цв. офсет; 18 х 12,8 х 2,2 см. — Выходные сведения яп.

115. Оно Н. Манга «Дом пяти листьев», 2006-2010 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Н. Оно (1977-н.в.). — Токио: Shogakukan, 2007. — Цв. офсет; 18 х 12,8 х 2,2 см. — Выходные сведения яп.

116. Ползучий Хаос! Нярко-сан [видеозапись] / реж.-аниматор Цуёси Нагасава; Xebec. — Токио: TV Tokyo, 2012. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2012 г.

117. Принцесса Мононокэ [видеозапись] / реж.-аниматор Хаяо Миядзаки; Studio Ghibli. — Токио: Toho, 1997. — 1 вк. — Анимационный фильм вышел на экраны в 1997 г.

118. Сакуйси X. Манга «Бек: Восточная Ударная Группа», 1999-2008 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / X. Сакуйси (1969-н.в.). — Токио: Kodansha, 1999. — Цв. офсет; 18x13x2 см. — Выходные сведения яп.

119. Самура X. Манга «Нечеловеческая любовь», 2006 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / X. Самура (1970-н.в.). — Токио: Shueisha, 2006. — Цв. офсет; 18 х 12,8 х 1,5 см. —Выходные сведения яп.

120. Сен и Тихиро в гостях у Ками [видеозапись] / реж.-аниматор Хаяо Миядзаки; Studio Ghibli. — Москва: Централ Партнершип, 2002. — 1 вк. — Анимационный фильм вышел на экраны в 2001 г.

121. Сиина К. Манга «Достучаться до тебя», 2006-н.в. [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / К. Сиина (1975-н.в.). — Токио: Shueisha, 2006. — Цв. офсет; 19 х 12,7 х 1,8 см. — Выходные сведения яп.

122. Судзуки Д. Манга «Божественный поцелуй», 2008-н.в. [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Д. Судзуки (неизвестно). — Токио: Hakusensha, 2008. — Цв. офсет; 17,5 х 11,2 х 1,8 см. — Выходные сведения яп.

123. Тамура Р. Манга «Вельзевул», 2009-2014 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Р. Тамура (1980-н.в.). — Токио: Shueisha, 2012. — Цв. офсет; 17,5 х 11,7 х 1,8 см. — Выходные сведения яп.

124. Тацуми Ё. Манга «Дрейфующая жизнь», 1995-2006 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Ё. Тацуми (1935-2015). — Токио: Seirinkogeisha, 2008. — Цв. офсет; 18,2 х 12,6 х 3,8 см. — Выходные сведения яп.

125. Тсуге Ё. Манга «Винт-стиль», 1968 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Ё. Тсуге (1937- н.в.). — Токио: Seirinkogeisha, 2000. — Цв. офсет; 25,8 х 18,6 х 4 см. — Выходные сведения яп.

126. Тэдзука О. Манга «Блэк Джэк», 1973-1983 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / О. Тэдзука (1928-1989). — Токио: Akita Shoten, 1974. — Цв. офсет; 17,2 х 11,2 х 2 см. — Выходные сведения яп.

127. Тэдзука О. Манга «Говорит Адольф», 1983-1985 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / О. Тэдзука (1928-1989). — Токио: Bungei Shunju, 1985. — Цв. офсет; 19 х 13,5 х 2,5 см. — Выходные сведения яп.

128. Тэдзука О. Манга «Могучий атом», 1952-1968 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / О. Тэдзука (1928-1989). — Милуоки: Dark Horse Manga, 2002. — Цв. офсет; 17,8 х 11,4 х 1,3 см. — Выходные сведения англ.

129. Тэдзука О. Манга «Новый остров сокровищ», 1947 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / О. Тэдзука (1928-1989). — Гренобль: Glenat,2008.— Цв. офсет; 2 х 12,2 х 17,3 см. — Выходные сведения исп.

130. Тэдзука О. Манга «Принцесса-рыцарь», 1953-1956 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / О. Тэдзука (1928-1989). — Нью-Йорк: Vertical, 2011. — Цв. офсет; 19 х 14 х 2,8 см. — Выходные сведения англ.

131. Тэдзука О. Манга «MW», 1976-1978 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / О. Тэдзука (1928-1989). — Токио: Shogakukan,1995. — Цв. офсет; 15,2 х 10,6 X 2 см. — Выходные сведения яп.

132. Тяямати С. Манга «И дьявол может плакать 3», 2005-2006 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / С. Тяямати (неизвестно). — Токио: Media Factory, 2005. — Цв. офсет; 18,7 х 13 х 1,5 см. — Выходные сведения яп.

133. Усопшие [видеозапись] / реж.-аниматор Тэцуро Амино; Doumu. — Токио: Fuji TV, 2010. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2010 г.

134. Флаг [видеозапись] / реж.-аниматор Рёсукэ Такахаси; The Answer Studio. — Токио: Bandai Channel, 2006. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 1979 г.

135. Фокс Б. Анимация в 3ds max 6: от замысла до создания мультфильма / Б. Фокс; пер. с англ. И. Берштейн. — Москва: Вильяме, 2005. — 512 с. — Перевод Изд.: McGraw-Hill Osborne Media: 3ds max 6 Animation: CG Filmmaking from Concept to Completion / Barrett Fox. — Emeryville, 2003. — 480 p.

136. Фуруя У. Манга «Palepoli», 1994-1996 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / У. Фуруя (1968-н.в.). — Токио: Ohta Publishing, 2003. — Цв. офсет; 21 х 15 х 2 см. — Выходные сведения яп.

137. Хаяси С. Манга «Красная элегия», 1970-1971 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / С. Хаяси (1945- н.в.). — Токио: Shogakukan, 2000. — Цв. офсет; 15,2 X 10,6 X 2,2 см. — Выходные сведения яп.

138. Хидири Р. Манга «Безнравственные дети», 2003 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Р. Хидири (неизвестно). — Токио: Akaneshinsha, 2003. — Цв. офсет; 21 х 15,2 х 1,6 см. — Выходные сведения яп.

139. Чхартишвили Г. Кладбищенские истории / Г. Чхартишвили. — Москва: КоЛибри, 2005. —224 с.

140. Шагающий замок Хаула [видеозапись] / реж.-аниматор Хаяо Миядзаки; Studio Ghibli. — Токио: Toho, 2004. — 1 вк. — Анимационный фильм вышел на экраны в 2004 г.

141. Ширато С. Манга «Легенда о Камуи», 1964-1971 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / С. Ширато (1932-н.в.). — Сан-Франциско: Viz Media, 1999. — Цв. офсет; 20,7 х 14,3 х 1,9 см. — Выходные сведения англ.

142. Юру Юри [видеозапись] / реж.-аниматор Масахико Ота; Dogakobo. — Токио: TV Tokyo, 2011. — 1 вк. — Анимационный сериал вышел на экраны в 2011 г.

143. Японская гравюра XVIII-XIX веков [каталог], сост. Воронова Б.Г. — В 2 т. — М.: ГМИИ им. A.C., Пушкина, 2008. — т. 1 — 480 е.; т. 2 — 592 с.

144. FLCL [видеозапись] / реж.-аниматор Кадзуя Цурумаки; GAINAX, Production I.G. — Токио: GAINAX, 2000-2001. — 1 вк. — Анимационный OVA-сериал вышел на экраны в 2000-2001 гг.

145. Kakifly. Манга «Клуб лёгкой музыки», 2007-2012 [Изоматериал]: бумага, тушь, перо / Kakifly (неизвестно). — Токио: Houbunsha, 2011. — Цв. офсет; 21 X 15,2 X 1,3 см. — Выходные сведения яп.

146. Nakanishi M. How То Draw Manga: Making Anime / Motofumi Nakanishi, Yoyogi Animation Gakuin, Hiroyuki Kitazume. — Tokyo: Graphic-Sha Publishing, 2003. — 136 p.

147. Poitras G. Anime Essentials: Every Thing a Fan Needs to Know / G. Poitras. — Berkeley: Stone Bridge Press, 2000. — 128 p.

148. Seike К. A Japanese Touch for Your Garden / K. Seike, M. Kudo, D. Engel.

— New York: Kodansha International, 1993. — 80 p.

149. Shannon S. Finding Japan: Early Canadian Encounters with Asia / S. Shannon. — Victoria: Heritage House, 2012. — 240 p.

150. Thompson J. Manga: The Complete Guide / J. Thompson. — New York: Random House, 2007. — 556 p.

151. ШШ Ь•=&=!. / ь^ жш, Ж Р. — Жм: HMt, 2000. — 223

Электронные научные издания

152. Катасонова E.JI. Тэдзука Осаму и его художественная «перестройка» [Электронный ресурс] / E.JI. Катасонова // Ассоциация японоведов. — 2013.

— Режим доступа:

http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=230&Itemid =69 (дата обращения: 12.04.2014, 00:14)

153. Boyd J. Shinto Perspectives in Miyazaki's Anime Film "Spirited Away" [Электронный ресурс] / J. Boyd, T. Nishimura // The Journal of Religion and Film. — 2004. — Vol. 8. — № 2. — Режим доступа: http://avalon.unomaha.edu/jrf7V ol8No2/boydShinto.htm (дата обращения: 11.05.2014, 15:32)

154. Brophy P. Salutes tezuka: japan's founding father of anime [Электронный ресурс] / P. Brophy // Australian Centre for the Moving Image. — 2006. — Режим доступа: http://www.acmi.net.au/AlE8Fl 14CB584D42A5D69C5F6CCBlBlA.htm (дата обращения: 11.05.2014, 15:28)

155. Holmberg R. Review of A Drifting Life [Электронный ресурс] / R. Holmberg // Mechademia. — 2011. — Режим доступа: http://mechademia.org/reviews/ryan-holmberg-review-of-a-drifting-life-gekiga-horyu-by-tatsumi-yoshihiro/ (дата обращения: 07.11.2013, 11:06)

156. Japanse Studies KULeuven [Электронный ресурс] // Japanse Studies KULeuven: офиц. текст. — Режим доступа: http://japanologie.arts.kuleuven.be/nl (дата обращения: 18.12.2013, 20:32)

157. Kyoto International Manga Museum [Электронный ресурс] // Kyoto International Manga Museum: офиц. текст. — Режим доступа: http://www.kyotomm.jp (дата обращения: 16.10.2014, 10:30)

158. Kyoto Seika University [Электронный ресурс] // Kyoto Seika University: офиц. текст. — Режим доступа: http://www.kyoto-seika.ac.jp (дата обращения: 18.03.2014,21:10)

159. Le centre pompidou [Электронный ресурс] // Le centre pompidou: офиц. текст. — Режим доступа: http://www.centrepompidou.fr (дата обращения: 15.04.2014, 19:26)

160. Lonergan В. The lonely house on Adachi Moor [Электронный ресурс] / В. Lonergan // National Gallery of Australia. — 2009. — Режим доступа: http://cs.nga.gov.au/Detail.cfm?IRN=l 83100 (дата обращения: 17.04.2014, 13:51)

161. McLelland M. A Short History of Hentai [Электронный ресурс] / M. McLelland // Intersections: Gender & Sexuality in Asia & the Pacific. — 2006. — Issue 12. — Режим доступа: http://intersections.anu.edu.au/issuel2/mclelland.html (дата обращения: 14.06.2014, 15:22)

162. MONASH University [Электронный ресурс] // MONASH University: офиц. текст. — Режим доступа: http://arts.monash.edu.au (дата обращения: 09.02.2015,22:46)

163. Moriyama К. Another side of Ryosuke Takahashi: «real robot» view // Science Fiction Seminar: цит. мат. науч.-практ. сем., 29 апр. 2007 г. [Электронный ресурс] / Robot Watch. — Tokyo, 2007. — Режим доступа: http://robot.watch.impress.co.jp/cda/news/2007/05/07/468.html (дата обращения: 12.02.2014, 11:45)

164. Pylyser С. Rogue Paratexts: Epo's Graphic Classic Adaptations and the Jupien Effect [Электронный ресурс] / С. Pylyser // Journal of media arts culture. Macquarie University. — 2012. — Режим доступа: http://scan.net.au/scan/journal/display.php?journal_id= 169 (дата обращения: 18.07.2014, 19:13)

165. Weisenfeld G. Reinscribing Tradition in a Transnational Art World [Электронный ресурс] / G. Weisenfeld // Trans Cultural studies. — 2010. — №1. — Режим доступа: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/ojs/index.php/transcultural/article/view/6175/1766 (дата обращения: 19.07.2014, 19:58)

Электронные ресурсы

166. Глебова Е. Обучение Кабуки [Электронный ресурс] / Е. Глебова // Страстной бульвар,10. — 2009. — № 9-119. — Режим доступа: http://www.strastl0.ru/node/528 (дата обращения: 08.02.2014, 16:28)

167. Ткачев А. Павильон Японии. Венецианская биеннале искусств [Электронный ресурс] / А. Ткачев // TheRoom. — 2011. — Режим доступа: http://theroom.ru/ru/articles/article/Japanese_pavilion_by_Tambaimo_at_venice_ar t_biennale_2011/ (дата обращения: 30.01.2014, 12:06)

168. Adams С. All about Japanese tentacle p*rn [Электронный ресурс] / С. Adams // Connect savannah. — 2010. — Режим доступа: http://www.connectsavannah.com/savannah/all-about-japanese-tentacle-prn/Content?oid=2134064 (дата обращения: 15.05.2014, 16:01)

169. Ashcraft В. Japanese Manga Newspapers Report Current Events in Graphic Detail [Электронный ресурс] / В. Ashcraft // WIRED. — 2010. — Режим доступа: http://www.wired.com/magazine/2010/05/st_manganews/ (дата обращения: 28.04.2014, 12:15)

170. Cha К.-М. Interview with Brigitte Koyama-Richard [Электронный ресурс] / К.-М. Cha // PUBLISHERS WEEKLY. — 2008. — Режим доступа: http://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/new-titles/adult-

announcements/article/7050-the-historical-roots-of-manga.html (дата обращения: 08.02.2014, 16:32)

171. Comiket [Электронный ресурс] // Comiket Market: офиц. текст. — Режим доступа: http://www.comiket.co.jp (дата обращения: 19.08.2014, 03:14)

172. Garner D. Manifesto of a Comic-Book Rebel [Электронный ресурс] / D. Garner // The New York Times. — 2009. — Режим доступа: http://www.nytimes.eom/2009/04/15/books/l 5garn.html?_r=l & (дата обращения: 09.05.2014, 12:47)

173. Garner S. Today's Fine Art [Электронный ресурс] / S. Garner // Texoma Living Online. — 2009. — Режим доступа: http://www.texomaliving.com/todays-fine-art (дата обращения: 18.01.2014, 22:33)

174. Ghibli Museum [Электронный ресурс] // Ghibli Museum: офиц. текст. — Режим доступа: http://www.ghibli-museum.jp (дата обращения: 27.04.2014, 19:16)

175. Holmberg R. An Introduction to Gekiga, 6970 A.D. [Электронный ресурс] / R. Holmberg // The Comics Journal. — 2011. — Режим доступа: http://www.tqj.eom/an-introduction-to-gekiga-6970-a-d/2/ (дата обращения: 13.06.2014, 11:42)

176. Holmberg R. Tezuka Osamu Outwits the Phantom Blot: The Case of New Treasure Island cont'd [Электронный ресурс] / R. Holmberg // The Comics Journal. — 2013. — Режим доступа: http://www.tcj.com/tezuka-osamu-outwits-the-phantom-blot-the-case-of-new-treasure-island-contd/4/ (дата обращения: 16.07.2014, 18:55)

177. Kido M. Interview with Usamaru Furuya [Электронный ресурс] / M. Kido // Shonen Jump. — 2012. — Режим доступа: http://shonenjump.viz.com/usumaru-furuya-interview (дата обращения: 05.09.2014, 21:53)

178. Kobe Tetsujin Project [Электронный ресурс] // Kobe Tetsujin Project: офиц. текст. — Режим доступа: http://www.kobe-tetsujin.com (дата обращения: 17.04.2014, 13:36)

179. Lubow A. The Murakami Method [Электронный ресурс] / A. Lubow 11 The New York Times. — 2005. — Режим доступа: http://www.nytimes.com/2005/04/03/magazine/03MURAKAMI.html7pagewanted =9&_r=l (дата обращения: 11.05.2014, 11:23)

180. Matsutani M. «Manga»: heart of pop culture. Why are comics so near and dear to the Japanese? [Электронный ресурс] / M. Matsutani // The Japanes Times. — 2006. — Режим доступа: http://www.japantimes.co.jp/news/2009/05/26/reference/manga-heart-of-pop-culture/#.U47sHPl_tXZ (дата обращения: 16.02.2014, 15:28)

181. Nunez I. Tracing the genealogy of gekiga [Электронный ресурс] /1. Nunez // The Japanes Times. — 2006. — Режим доступа: http://www.japantimes.co.jp/culture/2006/09/24/books/tracing-the-genealogy-of-gekiga/#.UXUdXKJfGBe (дата обращения: 24.12.2013, 20:29)

182. Okazaki M. A brief history of kawaii [Электронный ресурс] / M. Okazaki, G. Johnson // Time Out Tokyo. — 2013. — Режим доступа: http://www.timeout.jp/en/tokyo/feature/7471/A-brief-history-of-kawaii (дата обращения: 08.04.2014, 11:19)

183. Osmond A. Just don't go to Cardiff [Электронный ресурс] / A. Osmond // The Guardian. — 2003. — Режим доступа: http://www.theguardian.eom/film/2003/sep/17/l (дата обращения: 11.08.2014, 13:23)

184. Rubin Е. Takashi Murakami at Palace of Versailles [Электронный ресурс] / E. Rubin // Adobe Airstream. — 2011. — Режим доступа: http://adobeairstream.com/art/takashi-murakami-at-palace-of-versailles/ (дата обращения: 04.06.2014, 11:31)

185. Shonen Jump [Электронный ресурс] // Shonen Jump: офиц. текст. — Режим доступа: http://www.shonenjump.eom/e/about/ (дата обращения: 16.07.2014, 18:21)

186. Smith R. From a Mushroom Cloud, a Burst of Art Reflecting Japan's Psyche [Электронный ресурс] / R. Smith // The New York Times. — 2005. — Режим

доступа: —

http://www.nytimesxom/2005/04/08/arts/design/08smit.html?pagewanted=2&_r= 0&ref=takashimurakami (дата обращения: 21.03.2014, 22:36)

187. Tezuka Osamu [Электронный ресурс] 11 Tezuka Osamu: офиц. текст. — Режим доступа: http://tezukaosamu.net/jp/ (дата обращения: 09.11.2014, 16:28)

188. Webb М. Manga by any other name is... Do Japan's world-conquering cartoons have to be created by Japanese to be the real deal? [Электронный ресурс] / M. Webb // The Japan Times. — 2006. — Режим доступа: http://www.japantimes.co.jp/text/fl20060528xl.html (дата обращения: 03.02.2015, 16:20)

189. Wilson В. Boys Love, Yaoi, and Art Education: Issues of Power and Pedagogy [Электронный ресурс] / В. Wilson, M. Toku // Visual Cultural Research in Art and Education. — 2003. — Режим доступа: http://www.csuchico.edu/~mtoku/vc/Articles/toku/Wil_Toku_BoysLove.html (дата обращения: 05.11.2014, 12:16)

190. Yata Y. Interview with Berndt J. [Электронный ресурс] / Y. Yata // Nippon.com. — 2012. — Режим доступа: http://www.nippon.com/en/views/b00802/ (дата обращения: 23.08.2014, 21:48)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.