Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат исторических наук Жестовская, Фарида Ахатовна

  • Жестовская, Фарида Ахатовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 187
Жестовская, Фарида Ахатовна. Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении: дис. кандидат исторических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Казань. 2004. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Жестовская, Фарида Ахатовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

ПРОБЛЕМЫ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1. Тенденции и этапы изучения просветительства в контексте истории татарской общественной мысли 1 б

1.2.Религиозное реформаторство как составная часть просветительства: историко-политический анализ

ГЛАВА 2.

ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА ТАТАРСКОГО РЕФОРМАТОРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

2.1.Джадидизм в историко-политической науке: сравнительный анализ

2.2.Особенности татарского общественно-политического движения начала XX века в историко-политической литературе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении»

Современный этап изучения истории народов России связан с процессом роста значения этнического фактора в обществе, многонациональность и поликультурность которого имеет длительную историю. Утверждаются этнополитический и социокультурный подходы к проблемам духовного развития с акцентом на равноценность культур. В связи с этим обновляются многие историко-политические оценки и трактовки исторического развития татарского народа в XIX -начале XX веков. Переосмысление истории татарского просветительства, религиозного и политического реформаторства как общественно-политических явлений нередко связано с преодолением идеологических наслоений в трактовке татарских просветителей. Начало XX века стало эпохой динамичного и стремительного роста самосознания татарского и других народов Поволжья, периодом ренессанса духовной культуры, широкого развития просветительства, образования и активизации политической жизни. Именно этот переломный период ознаменован глубокими изменениями в социальной, экономической и политической жизни татарского народа. Лейтмотивом перемен стала модернизация общества в русле приобщения его к общеевропейским ценностям. Комплексные общественно-политические изменения базировались на ценностях модели общедемократического общественного развития, которые в эпоху Нового времени выполняли цивилизаторскую миссию для многих тюркских и мусульманских народов России.

Некоторые важные аспекты просветительства тесно связаны с традициями государственности, национальным движением, зарождением политических течений и партий. Квинтэссенцию связующей, импульсной роли просветительства в развертывании лозунгов национального движения отражают слова Гаяза Исхаки о том, что «образование - это первый шаг к свободе». Именно победа новометодного движения к началу XX века обусловила обретение татарской нацией параметров нации буржуазной, европейской по основным своим социокультурным характеристикам.

Зарождение татарского просветительства относится к концу XVIII века. Его развитию способствовали давние традиции высокого престижа образования и грамотности в татарском мусульманском сообществе. Крупными этапами и пластами татарского просветительства были: религиозное реформаторство; новометодное движение (джадидизм); светское просветительство. Все эти вехи и течения просветительства причастны к формированию предпосылок для складывания татар как политической нации.

Пропаганда светских мотивов и сфер духовной жизни (знаний, искусства, языков и т.д.) отнюдь не была равнозначна атеизму. С деятельностью таких представителей просветительства, как Ш.Марджани, связано переосмысление принципов и содержания образования, интерпретация национальной истории.

Сторонники старого метода в системе образования отстаивали принцип верховенства Корана, дистанцировались от проблем конкретной национальной t истории и культуры либо подчиняли их клерикальной трактовке. Просветительскому же крылу свойственно признание роли ислама на фоне отмежевания от суеверий и богословского догматизма. Наиболее интенсивно реформа школы у волго-уральских татар протекала в последней четверти XIX века. Усиленное внимание к школе было связано не только с социально-экономическими процессами, но и с культурной трансформацией российского общества после 18 60-х годов, а также с движением исламского возрождения в мусульманском мире конца 90-х годов XIX века. Прямое влияние оказала на школу волго-татар деятельность учителя Гаспринского с его фонетическим методом преподавания и основанным на нем учебником. Звуковой метод вместо буквослагательного, урочная система организации занятий, светские предметы программы обучения, включая татарский язык - все это трансформировало содержание образования.

Для понимания особенностей светской линии просветительства важно подчеркнуть, что крупнейшим событием для развития образования и складывания интеллигенции народов Поволжья и Приуралья стало создание в 1804 году на базе Первой Казанской гимназии Казанского университета. Университеты России стали родоначальниками всех значительных явлений общественной и культурой жизни страны, воспитали ко второй половине XIX века новое по мироощущению и интеллектуальному потенциалу поколение. С ними связано зарождение национальной интеллигенции многих народов Востока.

Необходимо выделить особенности татарского просветительства, пережившего в XIX веке ряд этапов. Такими особенностями были: борьба с обскурантизмом; противодействие русификаторскому правительственному курсу; сходство с российским просвещением в осуждении алчной наживы, стяжательства как жизненной позиции; демократизм происхождения и социальных ориентиров.

Джадидизм, возникший в последней трети XIX века в общественной мысли татарского народа, стал продолжением раннего татарского просветительства и реформаторского движения в исламе. Проблемы, с которыми столкнулись джадиды, во многом созвучны современным этнополитическим тенденциям, хотя и на другом уровне. В этой связи обращение к наследию татарской общественно-политической и религиозной мысли XIX - начала XX веков представляется вполне оправданным, тем более что специального исследования по историографии проблемы до сих пор нет. Изучение научных концепций и направлений по истории татарской общественно-политической мысли XIX - начала XX веков на сегодняшний день является весьма актуальной и в контексте современного этапа национальной политики России.

Объектом исследования являются исторические и политические исследования по истории татарского просветительства и джадидизма.

Предметом исследования выступают историко-политические концепции, положения и параметры научных представлений, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных авторов по истории татарской общественно-политической мысли XIX -начала XX веков.

В диссертации предпринята попытка рассмотреть историографию проблемы, представленную отечественной литературой на русском и татарском языках, созданной в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, а также зарубежной литературой.

Хронологические рамки исследования охватывают временной отрезок с конца XIX века, когда появляются первые оценочные суждения Шигабутдина Марджани о татарском просветительстве, и включают период до начала XXI века.

Автор исходит из того, что татарское просветительство имеет глубокие корни, его предпосылки вызревают с конца XVIII века. Татарское просветительство становится заметным явлением общественной жизни, переживая с рубежа XIX - XX веков пору расцвета.

Методологическая основа диссертации базируется на сочетании проблемно-хронологического и историко-антропологического подходов, что позволяет вывести исследование на уровень анализа индивидуального сознания и деятельности. Эти методы основаны на принципе историзма, препятствующего механическому переносу в прошлое сегодняшних представлений и приоритетов, а также на принципе объективности, заключающемся в попытке преодолеть крайности в оценке идейного содержания просветительского наследия. Сравнительно-исторический метод исследования необходимо дополнить методом реконструкции, который позволяет моделировать концептуальные оценки в их эволюции. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению проблемы в контексте генезиса, становления и эволюции татарского просветительства и джадидизма.

Степень изученности темы. Выбор темы исследования обусловлен актуальностью обозначенной проблемы и степенью недостаточной ее разработанности в современной научной литературе. Обобщающих трудов, посвященных историческому анализу изучения просветительства, а также религиозного и политического реформаторства недостаточно для полного представления об особенностях татарского просветительства. Исключение составляют изданная в I960 году статья X. Гимади «Историография Татарии» и в 1977 году монография М. Абдуллина и С. Батыева «Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы»1, в которых авторы высказали свою оценку сильных и слабых сторон историографии татарской политической мысли начала XX века. При всех достоинствах последняя работа тем не менее страдает излишней

1 Гимади X. Г. Историография Татарии (Очерк истории исторической науки в СССР. - М., I960. - Т.2.

Абдуллин М., Батыев С. Татарская АССР: реальность и категоричностью суждений и не лишена идеологических штампов. В целом историографические традиции по анализируемой проблеме стали формироваться в конце 50-х годов XX века. Они отражены, как правило, во введениях к тем или иным фундаментальным исследованиям, посвященным разным периодам эволюции татарской общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени.

Имеющую литературу целесообразно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся историографические обзоры, содержащие материал по историографии татарского просветительства XIX века1. Большинство авторов, высказывая различные точки зрения в вопросах оценки советской исторической науки по проблемам татарского просветительства, вписываются в общие историографические традиции в русле которых, в свою очередь, оформлялись концепции общественно-политического развития XIX века.

К таким традициям следует отнести стремление авторов увязать оценку исторических исследований с изменениями в политической системе государства. С другой стороны, несмотря на сильное воздействие идеологических факторов, исследователи татарского буржуазные мифы - Казань, 1977.

1 Фасеев К. Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли. - Казань, 1955; Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. - Казань, 1972; Михайлова С.М Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX в.). - Казань, 1979; Гимади Х.Г. Историография Татарии (Очерки истории исторической науки в СССР. - М., I960. - Т.2; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков (эволюция, основные направления и представители. Кн. 1. - Казань, 1998. просветительства пристально рассматривали внутренние факторы развития исторической науки, расширили диапазон использованных источников, провели системный анализ работ, разработали технологии исследовательского поиска и т. д.

Ко второй группе относятся работы, соответствуйте разделы которых посвящены историографии общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков и, в частности, джадидизма и деятельности татарских политических партий и движений в начале XX века. Следует признать ограниченность числа подобных работ. Это связано с тем, что сама проблема немарксистской общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков долгое время (вплоть до конца 1980-х годов) считалась запретной, и те немногочисленные работы, которые появлялись в период с 1960-х годов до начала 1990-х годов, отличались особым жанром. Их особенность заключалась в нацеленности на критику и «разоблачение» зарубежных работ, квалифицируемых как «фальсификаторская» наука1. Одна из подобных работ указанного периода полностью посвящена критике зарубежной историографии2.

- С. 3-40.

1 Фасеев К. Ф. На путях пролетарского интернационализма. -Казань, 1971; Хасанов Х.Х. Революция 1905 - 1907 гг. в Татарии. - М., 1965; Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. - Казань, 1977; Нафигов Р. И. Формирование и развитие передовой.; Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917 - 1940 гг.), Казань, 1975; Махмутова А. X. Становление светского образования у татар. -Казань, 1982.

2 Абдуллин М., Батыев С. Указ. соч.

При этом следует подчеркнуть, что все статьи и монографии, которые в той или иной степени касались истории джадидизма или политических движений начала XX века, как правило, не обращались специально к историографии изучения татарской общественно-политической мысли и ограничивались лишь краткой характеристикой предшествующих работ. Лишь в последнее время (1990-е годы - начало 2000-х годов) стали появляться работы, авторы которых предпринимают попытки дать историографический анализ в соответствии с новыми подходами в рамках методологических изысканий современной исторической науки1.

Таким образом, анализ состояния изученности вопроса позволяет сделать вывод о том, что историко-политическая - историография татарской общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков не стала еще предметом самостоятельного исследования в исторической литературе. Авторы имеющихся исследований ограничивались изучением отдельных аспектов, и тема остается малоразработанной. Предлагаемая работа является попыткой диссертанта внести свой вклад в решение данной задачи историознания.

Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997; Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX - начале XX веков. - Казань, 1988; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII -начале XX веков. - Казань, 2001; Салихов Р. Р. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX - начало XX веков): Автореф. дис. канд. ист. наук. - Казань, 1998;

Источниковую основу диссертации составляют работы, которые условно можно объединить в несколько групп. К первой группе исследований принадлежат работы представителей общественной мысли конца XIX - начала XX веков, в том числе и мемуарные публикации, в которых авторы в той или иной степени затрагивали некоторые проблемы истории просветительства и религиозного реформаторства1. Эта группа немногочисленна, но отражает особенности эпохи национального возрождения татарской нации и формирования постулатов национальной идеологии.

Ко второй группе источников можно отнести научную литературу отечественных и зарубежных авторов, изданную в период с 1920-х до начала 2000 года. Эти работы посвящены непосредственно истории татарской общественно-политической мысли XIX -начала XX веков и его основным этапам: просветительству, джадидизму и политическим движениям и партиям. Внутри этапа, хронологически обозначенного выше, следует наметить идеологические «рубежи», определявшие уровень, источниковую базу исследований. Это 1920-е, 1930-50-е , 1960-80-е, 1990-е годы. Вот почему труды отечественных ученых группируются хронологически, это соответствует этапам исследуемой проблемы, а также периодам развития историографии.

Необходимо отметить, что анализ литературы осуществлен по следующим принципам. Хронологический

1 Ее анализ дан преимущественно в параграфе 1 главы 1.Тенденции и этапы изучения просветительства в контексте истории татарской общественной мысли. принцип применен к историографии общественно-политической мысли первой половины XIX века, историографии общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков. Проблемный - использован в анализе основных положений и концептуальных установок авторов, изучавших историю просветительства, джадидизма и политической культуры татарского народа.

Третью группу источников составляют документы официальных государственных структур, а также представителей общественности России, которые так или иначе оценивали деятельность татарских общественных движений и политических организаций начала XX века. Значимость этих работ определяется установками, которые обозначают «внешнего наблюдателя» расцвета татарского просветительства.

Таким образом, краткий обзор литературы и источников свидетельствует о наличии достаточно обширной базы, позволяющей реконструировать историографические модели, лежащие в основе анализа татарской общественно-политической мысли XIX -начала XX веков.

Целью диссертации является историкополитический анализ концептуальных оценок татарской общественно-политической мысли XIX - начала XX веков, отечественной и зарубежной историографии, содержания и особенностей историко-политической литературы посредством изучения всего комплекса работ по истории татарского просветительства, религиозного и политического реформаторства.

Достижение цели работы предполагает решение следующих задач: выявить критерии, этапы и методологические подходы к изучению проблемы; охарактеризовать уровень и характер взаимовлияния отечественной и зарубежной, в том числе эмигрантской историографии; рассмотреть тенденции в интерпретации джадидизма историко-политической литературой на каждом из исторических этапов;

- определить вклад ведущих исследователей в изучение проблем духовной и общественно-политической культуры татарского общества Нового времени.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые как самостоятельная тема рассматривается историография татарской общественно-политической и духовной культуры татарского народа в XIX - начале XX вв.;

- представлен концептуальный анализ изучения истории татарской общественно-политической мысли на различных этапах истории;

-разработаны новые элементы методики анализа концептуальных оценок и традиций исследований татарского просветительства;

- выявлены тенденции и факторы, которые обусловливали эволюцию исторической науки в различные периоды политического развития России и татарской нации.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории России, истории татарского народа, при разработке учебных курсов, факультативов, спецсеминаров по проблемам истории татарского просветительства и национального движения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в ряде научных публикаций, докладах на межвузовских научных конференциях (Духовная культура: идеи, история, реальность. - Казань, 1994; Социально-историческое знание в Татарстане: исследовательские традиции и современность. - Казань, (14-15 июня 1995 г.); Национальный вопрос: теория, история, реальность. - Казань, 1995; История Татарстана: проблемы преподавания в вузе. - Казань, 2 6-27 июня 2001 г.)

Структура исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Жестовская, Фарида Ахатовна

Заключение

Историко-политическое и социокультурное изучение татарского просветительства на протяжении более чем столетия является одним из важнейших направлений политической регионалистики и испытывает на себе влияние многообразных факторов. С одной стороны, сказывалась степень политизированности и официальной ангажированности этой отрасли науки, основательность методологических установок и характер тематических фокусировок, присущих социогуманитаристике в эпоху политических потрясений и социокультурных перемен. С другой стороны, стимулирующим моментом выступали запросы национального движения. Глубокое влияние на историко-политическое изучение феномена тюркского просветительства оказала его неразрывная связь с российским, и в первую очередь казанским востоковедением. Это придавало исследованиям по истории просветительства и научную, и политическую значимость.

Первый период активного изучения феномена просветительства - дореволюционный, охватывает конец XIX - начало XX веков. Начальный период исследования татарского просветительства совпал с зарождением национально-общественной мысли у татар. Именно в этот период татарская научная общественность и русские ученые начинают изучение идейного наследия татарских просветителей и религиозных реформаторов XIX века. При анализе этих периодов следует учесть, что предтечей концептуального осмысления просветительства можно считать Ш.Марджани. Идейно-политические течения, связанные с осмыслением роли ислама в начале XX века, осознавали необходимость осмысления новых мировоззренческих императивов, которые бы отражали реалии современного им мира. Они исходили из установок на корректирование религиозной идеологии, на адаптацию достижений светского знания. В то же время в религии усматривалось средство утверждения национального единства (М. Бигиев, 3. Кадыри, Х.Атласи).

В первые десятилетия XX в. джадидизм оценивался как прогрессивное общественное движение. Последующее развитие просветительства, религиозного обновления, джадидизма подверглись правительственному остракизму, шовинистическим нападкам на пресловутый «панисламизм» и «пантюркизм». Играя роль жупелов, обвинение в панисламизме и пантюркизме неоднократно использовались в целях давления на национально-политическое движение татар.

В условиях революционного подъема в России начала XX века в джадидских кругах возрастает политическая активность и при их участии формируется передовая татарская общественно-политическая мысль. Следствием этой политизации татарского общества явилось возникновение в 1906 году политической партии «Иттифак ал-муслимин». Ее идейными вдохновителями были такие выходцы из джадидских кругов, как Ф.Карими, Г.-Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, С. Максуди и др. В кругах, примкнувших к этой партии, обсуждаются идейные и политические проблемы, вставшие перед мусульманскими народами России, обосновывается идея национальной свободы, социально-экономические и культурно-идеологические задачи. Эти задачи находят свое отражение в программных документах партии, на страницах только что возникшей периодической печати, на собраниях и митингах и даже с трибуны Государственной думы России.

Деятельность джадидистов стимулировала развитие татарской общественно-политической мысли и разработку ее истории. Этим был ознаменован важный этап становления политической науки, формирования самобытной национальной идеологии у татар. Открылись новые возможности в укреплении национальной культуры и национально-освободительного движения в регионе.

Второй период - 1920-е годы - стали новым этапом в исследовании татарской просветительской эпохи. Начало 1920-х годов отмечено существенной исследовательской активностью татарских эмигрантов. Их труды выходили за рубежом и в дальнейшем. Обобщая значение джадидских деятелей, Т.Давлетшин усматривал преемственность между «национальным мусульманским коммунизмом»(1917-1928 гг.) и более ранними джадидистскими политическими деятелями.

Авторам второй половины 20-х годов XX века присуще более объективное изучение творчества, идеологии и политики всех поколений татарских просветителей XIX - начала XX веков. В работах Г.Ибрагимова, Г.Сагди, Г.Рахима, Г.Губайдуллина охарактеризовано татарское просветительство с позиций историко-политического анализа. Они придерживались близких оценочных взглядов, отождествляя джадидизм с просветительством. В начале для обозначения просветителей больше использовался термин «реформаторы». Нередко к ним причисляли и первых религиозных мыслителей, открыто выступавших против схоластических суждений и теологических норм. Такого подхода придерживались Дж.Валиди, А.Сагди, Г.Ибрагимов. Наиболее развернутую общую характеристику просветительства в эти годы выдвигает Г.Ибрагимов, связывая его с сугубо социально-экономическими факторами, в частности, с зарождением капиталистических отношений.

Г.Ибрагимов во многом с марксистских позиций попытался дать общую характеристику деятельности просветителей и показать сущность процесса духовной и общественно-политической модернизации татарского общества во второй половине XIX - начале XX веков. На этой основе деятельность татарских мыслителей XIX - начала XX веков была критически переосмыслена. Именно Г.Ибрагимов первым выделил в движении за обновление татарского общества два направления: религиозно-реформаторское и литературно-светское. Многие его заключения и выводы о значении творчества Ш. Марджани, К. Насыри, X. Фаизханова в целом адекватно отражают роль и место татарских просветителей в общественно-политической мысли народа и не потеряли своего значения поныне. В первые десятилетия XX века джадидизм оценивали как прогрессивное общественное явление. Эта своеобразная оценочная традиция выступает доминирующим мотивом обобщений многих исследователей истории татарской национальной общественной мысли.

Третий период — это 1930-1950-е годы, который характеризуется сильным влиянием идеологии сталинизма на историческую науку. По мере идеологизации науки оценочная квалификация просветительства и джадидизма обретает характер навешивания ярлыков. Марджани был назван дворянско-буржуазным ученым и философом и его деятельность, как утверждал К.Ф. Фасеев, была направлена против развития «атеистических, материалистических, демократических взглядов». Подобных же взглядов придерживались Х.Гимади и М.Гайнуллин, которые зачастую просветительству К.Насыри противопоставляли деятельность Ш.Марджани, полностью игнорируя его просветительскую деятельность. В материалах научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения К. Насыри, литераторы и историки дали исключительно высокую оценку его творчеству. Таким образом, недооценка роли Ш.Марджани во многом восполнялась особым вниманием литературоведов и историков этих лет к личности К.Насыри, и в меньшей степени. Х.Фаизханова. Эта практика, как еще в 1960-е годы показал Р.И.Нафигов, восходила к провокационным утверждениям царской жандармерии, отождествлявшей джадидизм с пантюркизмом и панисламизмом. Принижение роли просветительства в истории татарской общественно-политической мысли особенно рельефно проявилось именно в 1950-е годы, когда джадидизму либо приписывали контрреволюционную» направленность, либо замалчивали творчество многих приверженцев джадидсткого движения.

Следующий период в изучении татарского просветительства охватывает 1960-1980-е годы, когда появляются фундаментальные исследования этой проблемы. В исторической науке 60-80-х годов XX века преобладала инерционная тенденция критических оценок содержания многих идей просветителей, и растворения в просветительстве религиозно-мировоззренческого наследия татарской общественной мысли, не выделяя его в самостоятельный этап. Этих взглядов придерживался Я.Г. Абдуллин, в отличие от М.А. Усманова, который начало XIX века связывает с религиозно-реформаторским движением. Однако в эти годы ученое сообщество пришло к более адекватному пониманию сущности просветительства.

С.М. Михайлова рассматривает данную проблему в контексте влияния просветительских идей на национальное самосознание татарского народа и в связи с особенностями социально-экономического развития края и всей страны. Она существенно расширила представления о масштабе просветительского потенциала, введя в оборот большой пласт архивных и документальных данных о конкретных представителях светского крыла просветительства.

Зарубежный исследователь мусульманских народов А.Беннигсен рассматривал религиозную реформу как начальную стадию реформаторского движения. Развитие этого движения он усматривал в попытке кардинально изменить традиционную мусульманскую культуру в ее языковом компоненте, формах и традициях обучения и воспитания.

Период с 1990-х по сегодняшний день образует современный этап изучения татарского просветительства. В эти годы расширились спектр научных поисков и глубина анализа общественно-политической мысли татарского народа, которая развивалась в русле новаций и установок просветительства. Над проблемами взаимосвязи религиозного и светского компонентов этой мысли, периодизации джадидского движения, вычленения его направлений работают Д.М. Исхаков, P.M. Мухаметшин, А.Ю. Хабутдинов, А.Н. Юзеев. По мере активизации внимания к различным, содержательным компонентам просветительства, освоения эмигрантской литературы по теме и анализа зарубежных изданий круг разночтений мнений и позиций ученых не только не уменьшился, но даже возрос. Выявились разные толкования проблемы определения природы, сущности джадидизма, периодизации просветительства и джадидизма. Р.Р.Фахрутдинов выдвигает трактовку природы джадидизма, согласно которой джадидизм развивался под влиянием трех факторов: внутренних -традиции татарского просветительства XIX века, представленные творческим наследием А.Курсави, Ш.Марджани, К.Насыри и др.; внешних -гуманистические и философские идеи европейских мыслителей, реформаторские взгляды прогрессивных мусульманских богословов, влияние европеизирующейся Турции; общероссийских - демократизация России и вступление ее на путь капиталистической индустриализации.

Д.М. Исхаков усматривает сущность джадидизма в движении по формированию нации-«нациестроительству». В числе основных этапов джадидизма, отражающих качественные ступени нациестроительства у татар, он выделяет этап развития «мусульманской» нации (XVIII - середина XIX вв.); этап формирования «этнической» (этнокультурной) нации (вторая половина XIX века); этап складывания татарской «политической» нации (первые два с половиной десятилетия XX века).

В 1990-е годы Я.Г. Абдуллин высказал суждение, что деятельность джадидов была нацелена на «спасение татар как нации» на путях прогресса. Современные трактовки джадидизма как широкого реформаторского движения среди татар контрастируют с оценками советских ученых 1960-1970-х годов. Одновременно они сближаются с зарубежными исследователями темы.

Д.М. Исхаков датирует начало джадидизма с 70-х гг. XVIII века, А.Н. Юзеев и Я.Г Абдуллин высказали мнение, что джадидизм возник в 1880-х гг., а творчество его предшественников определили как джадидстское просветительство.

Р.М.Мухаметшин сосредоточил внимание на преемственности идей основателей исламского модернизма и татарских религиозных реформаторов. Он обратил внимание на то, что практически все татарские религиозные реформаторы активно участвовали в политической жизни мусульманских народов России, в общественных и политических организациях.

В 1990-е годы расширилась проблематика исследований С.М.Михайловой: в ее многочисленных работах воплощен социокультурный анализ просветительства, осуществленный в контексте этнокультурных процессов. Продолжая разрабатывать историю Казанского университета, С.М. Михайлова не только обозначила и аргументированно проиллюстрировала роль казанского востоковедения в изучении культурного наследия народов Востока России, но и увязала оценку просветительства с вкладом его в формирование правосознания. Это представляется одним из важных аспектов изучения истории татарского либерализма, деятельности Исмаила Гаспринского, Садри Максуди, Ибрагима Хальфина: оно органически увязано с этическим аспектом просветительства.

Объектом изучения стали труды самого Шигабутдина Марджани, просветительские идеи которого охватывают различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Глубоко исследована деятельность Марджани в трудах А.Н. Юзеева, Я.Г. Абдуллина, А.Ю. Хабутдинова, М.Х. Юсупова и др. Крупный современный исследователь истории татарского общественнополитического движения и мысли А.Н. Юзеев исходит из того, что Марджани синкретически соединил в себе религиозное реформаторство и светское просветительство, отразив диалектику развития татарского общества в 70-80-е гг. XIX века.

Одним из сюжетов историко-политического и социокультурного анализа предстает определение содержания и оценка просветительства в его соотнесении с джадидизмом. Джадидизм на новом витке модернизации российского и татарского общества начала XX века проявился в качестве заглавной формы просветительского движения.

Итогом историко-политического осмысления проблемы джадидизма стало обновление и развитие понятийно-категориального аппарата, используемого в современных исследованиях проблем просветительства. Наметилась более четкая дифференциация этапов развития джадидизма и выделение в нем « позднего джадидизма», который оценивался как реформизм, имеющий отношение уже ко всем социально-экономическим и идеологическим проблемам кануна эпохи политических потрясений и социокультурных перемен в России и в странах Востока. Для характеристики ранних джадидистов употребляется понятие «старшее поколение просветителей». Выявляется феномен формирования многокомпонентной татарской интеллектуальной элиты, включавшей прогрессивные круги духовенства, учителеймугаллимов, шакирдов, наиболее динамичной части предпринимателей и коммерсантов.

Исследователи отмечают параллелизм в ходе развития джадидизма и в процессах буржуазного обновления и укрепления состоятельных кругов татарского общества. И тем и другим было свойственно возобновление лозунгов, характерных для ранних буржуазных движений - лозунгов свободы, равенства и братства. В историко-политической биографической литературе среди великих татар XIX и XX веков достойное место обрели не только представители левого радикального направления Хусаин Ямашев, Мулланур Вахитов, Галимджан Ибрагимов, но и. просветители светского («литературного» по терминологии Г.Ибрагимова течения в просветительстве

- Каюм Насыри, Ибрагим Хальфин, Ризаэтдин Фахретдин и др. основоположники татарской литературы конца XIX

- начала XX веков. В этой славной когорте восстановлены имена как национальных идеологов и Шигабутдина Марджани, и Галимджана Баруди, уже вырисовывается новый виток татарского просветительства. Когда спадет пена современных политических баталий и социокультурных трансформаций биография XXI века, его социополитическая история несомненно обретет столь же преданных своему народу творцов политической и духовной культуры. Но эта тема естественно еще ждет своих исследователей и популяризаторов.

Обогащение и развитие историко-политической историографии татарского просветительства, дальнейшие междисциплинарные исследования феномена этнокультурного просветительства ответственная и почетная задача современной социогуманитаристики.

На современном этапе развития этнонациональных отношений, формирования новой модели федерализма в научных и политических кругах обращаются к проблеме джадидизма не только с точки зрения исторического, теоретического истолкования этого явления, но и для осмысления опыта просветительства, реформаторства рубежа XIX-начала XX веков с целью его учета, использования в процессах культурного и национального строительства в частности, в Та-тарстане. Исторический образ джадидизма в данном случае используется как ценностный ресурс современной общественной политической мысли и политической практики.

В более широком смысле актуализация тех идейных комплексов, которые явили себя в истории в условиях перелома общественного развития на рубеже XIX - XX веков отражает сценарий, программы и устремления тех или иных идейно-политических сил в условиях выбора путей общественного развития, которые характерны для сегодняшнего дня развития России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Жестовская, Фарида Ахатовна, 2004 год

1. Источники и литература на русском языке

2. Артемьев А. И. Казанская гимназия в XVIII столетии. ЖМНП, ч. CLXX, 1874, май-июль, октябрь-ноябрь

3. Ашмарин Н.И. Несколько слов о современной литературе казанских татар. ИСМНП, CCCLXI. - Спб, 1905. - С.5.

4. Валидов А.З. К столетию со дня рождения татарского ученого, историка Шигабуддина Марджани. Казань, 1915. - С.1.

5. Владимиров В.В. Историческая записка о 1 Казанской гимназии. Казань,18 67.

6. Герцен А.И. Письмо из провинции. Литературное наследство.- М,1953. т.61.-С.19-20.

7. Григорьев В.В. Императорский С-Петербургский университет в течение 50-ти лет его существования. -Спб., 1870. С.267

8. Григорьев В. В. Поверья и обряды казанских татар //Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. -Т.VI Спб., 1880. - С.247-270

9. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет существования 1804-1904 гг. т.1-4 Казань, 1902-1906.

10. Исхаки Г. Идель-Урал. Париж, 1933.

11. Катанов Н. Поволжские татары в их произведениях и в жизни // Эхо веков, 2001. № 1 -2. С. 165 - 181.

12. Красный архив. 1929, т.4 (35), т.5 (36)

13. Ленин В.И.Полн. собр. соч. Т.30. - С.323.

14. Марджани Ш. Вафият ал-аслаф ва тахият ал ахлаф (Подробное о предшественниках и приветствие потомкам). Казань, 1999. - С.88.

15. Новые течения в мусульманской школе (под ред. Бобровникова Н.А.) Спб, 1915. - С.3,5, 24-37

16. Российские партии, союзы и лиги. Сборник программ, уставов и справочных сведений о российских партиях, всероссийских профессионально-политических и профессиональных союзах и всероссийских лигах (сост. Иванович В.). Спб., 1906.

17. Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев (под ред. Будиловича А.С. Спб,1905. - С.81.

18. Абдуллин М.И. Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы / М.И. Абдуллин, С.Г. Батыев.-Казань: Татар, кн. изд-во, 1977. 199 с.

19. Абдуллин Я. Г. Буржуазно-демократическое движение рубежа XIX-XX веков и его идеологическое выражение джадидизм / Я. Г. Абдуллин / / Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века: Сб. ст. — М.: Наука, 1990. - 197 с.

20. Абдуллин Я. Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция / Я. Г. Абдуллин // Из истории татарской общественной мысли: Сб.ст. Казань, 1979.

21. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место / Я.Г. Абдуллин Казань: Иман, 1998. -41с.

22. Абдуллин Я. Г. Социально-философская характеристика просветительства среди татар Поволжья и Приуралья (XIX век) : Дис. . д-ра филос. наук. -Казань, 1977 Г

23. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль // Социальная природа и основные проблемы / Я. Г. Абдуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. -319 с.

24. Аберкромби Н. Социологический словарь / Пер. с англ под ред. С.А. Ерофеева / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420 с.

25. Айнутдинова JI.M. Либеральное движение в Казанской губернии (1900 1917 гг.) / Л.М. Айнутдинова. - Казань, 2003.

26. Алишев С.Х. Газиз Губайдуллин как историк // Исследования по историографии Татарии. Казань: Татар, кн. изд-во, 198 6. -127 с.

27. Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное просвещение у татарв дооктябрьский период. Казань: ИЯЛИ, 1992. - 147 с.

28. Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать в годы первой русской революции (1905 1907 гг.): Дис. . канд. ист. наук / Р.У. Амирханов. -Казань, 1978.

29. Амирханов Р. У. Татарская демократическая печать (1905 1907 гг.) / Р.У. Амирханов. - М. : Наука, 1988. - 188 с.

30. Амирханов Р.У. Проблемы развития русской культуры в татарской демократической печати (1905 -1907 гг.): Дис. . д-ра ист. наук / Р.У. Амирханов; Казань, 1997. 498 с.

31. Амирханов Р. У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток Запад» (на примере развития русской культуры) / Р. У. Амирханов. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 240 с.

32. Аршаруни А. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / A.M. Аршаруни, Х.Х. Габидуллин. М.: Безбожник, 1931. - 138 с.

33. Аширов Н. Ислам и нации / Н.И. Аширов. М.: Политиздат, 1975. - 144 с.

34. Батыев С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция / С.Г. Батыев // История СССР.— 1964. № 4. - С. 53 - 64.

35. Беннигсен А. Мусульмане в СССР / А. Беннигсен // Панорама-Форум. 1995. - № 2.

36. Биктимирова Т. А. Ступени образования до Сорбонны / Т. А. Биктимирова. Казань: Алма-Лит, 2003. - 184 с.

37. Богоутдинов A.M. Очерки истории таджикской философии /А. М. Богоутдинов. Сталинабад, 1961. - 332 с.

38. Брагинский И. О природе среднеазиатского джадидизма в свете литературной деятельности джадидов / И. Брагинский // История СССР. 1965. -№6.

39. Бычков С.П. Введение в историографию отечественной истории XX в. / С. П. Бычков, В.П. Корзун. Учебное пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. - 359 с.

40. Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.) / Дж. Валидов. М.- Петроград: Госиздат, 1923. - 107 с.

41. Вахабов М.Г. О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции / М.Г. Вахабов // История СССР.- 1963. № 2.

42. Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри. Казань, 1976.

43. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект / К.С. Гаджиев // Политические исследования. 1991. - № 6.

44. Гали Б. Т. Щедрый талант. Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Г. Исхаки / Б.Т. Гали. Казань: «Унипресс», 2002. - 96 с.

45. Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди в истории татарского народа начала XX века // Автореф. дис. .канд. истор. наук. Казань, 1997. - 23 с.

46. Гайнетдинов Р. Политический акт представителей многомиллионного мусульманского мира / Р.Гайнетдинов // Гасырлар авазы Эхо веков. -1999. - № 1 - 2.

47. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар / М.Х. Гайнуллин. Казань: Татгосиздат, 1955.

48. Гайнуллин М. X. Татарская литература XIX в. / М.Х. Гайнуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1975 -307 с.

49. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века / М.Х. Гайнуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. 433 с.

50. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер.- М.: Прогресс, 1991. 320 с.

51. Гимади Х.Г. Историография Татарии // Очерк истории исторической науки в СССР. М., 1960.1. Т.2. С.820-825.

52. Гимазова Р.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных Буби (конец XIX - начало XX вв.): Дис. . канд. ист. наук / Р. А. Гимазова; Казан, гос.ун-т. - Казань, 2004. - 172 с.

53. Горохов В.М. Общественные и педагогические взгляды К.Насыри // Каюм Насыри. 1825 1945. Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения. - Казань, 1948. - С.81

54. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В.М. Горохов.- Казань: Татгосиздат, 1941.- 260 с.

55. Губайдуллин Г.С. К вопросу об идеологии Гаспринского (Предварительные замечания) / Г. С. Губайдуллин // Гасырлар авазы Эхо веков. - 1999. -№3-4.

56. Давлетшин К. Нации и ислам (Критика философско-теологических концепций о единстве нации и ислама) / К.Давлетшин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. - 198 с.

57. Давлетшин Т.Д. Советский Татарстан: теория и практика ленинской национльной политики. Лондон -Мюнхен, 1974. 392 с.

58. Духовная культура и татарская интеллигенция: Исторические портреты: Сб. ст. / Науч. ред. и сост. P.M. Мухаметшин. Казань: «Магариф», 2000. - 159 с.

59. Дюдуаньон Стефан А. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Маверанахре (конец XVIII начало XX вв.) / Стефан А. Дюдуаньон // Ислам в татарском мире: история и современность: Сб. ст. -Казань, 1996. С. 57 - 69.

60. Загидуллин И.К. Татарская школа и русификаторская политика царизма в дооктябрьский период / И.К. Загидуллин // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. - С. 60-84.

61. Загидуллина Д.Ф. Из истории преподавания татарской литературы в дооктябрьской школе / Д.Ф. Загидуллина // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань: Тат. кн. изд-во 1992. - С.105-118.

62. Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX начало XX вв.). -М., 1973. - 488 с.

63. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года / Г. Ибрагимов. Казань: Госиздат ТАССР, 1926. - 259 с.

64. Идиятуллина Г. Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII начала XX века: Дис. . канд. истор. наук / Г. Г. Идиятуллина; Казан, гос. ун-т -Казань, 2001. - 204 с.

65. Из истории татарской общественной мысли. Сб. статей, Казань, ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР, 1979. 170 с.

66. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 2001. - 452 с.

67. Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий. Материалы международной научно-практической конференции 16 17 ноября 2000 г. -Казань: Арт-кафе, 2001. - 312 с.

68. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура существования. Казань: Мастер Лайн, 2002. - 101 с.

69. Ислам. Словарь атеиста / под общ. ред. докт. ист. наук. Пиотровского М.Б., канд. ист. наук Прозорова С.М. М: Политиздат, 1998.

70. Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля 1 мая 1996 г.)./ Под ред.

71. Хакимова Р.С. Казань: Панорама-форум, 1997 - 379 с.

72. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. М., Восточная лит-ра РАН, 1998. - 160 е.; Вып.2. - М. : Восточная лит-ра РАН, 1999. - 167 с.

73. Ислам: Религия, общество, государство / отв. ред. П. А. Грязневич, С.М. Прозоров. М. : Наука, 1984. - 232 с.

74. Ислам. Энциклопедический словарь. М. : «Наука», 1991. - 315 с.

75. История национальной государственности в Татарии / Фаткуллин Ф.Н., Батыев С. Г., Фаткуллин Ф.Ф. И др.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. 17 6 с.

76. История национальных политических партий России. Материалы международных конференций. М., РООСПЕН, 1997.

77. История Татарской АССР. Казань, 1968. -С.235.

78. История философии в СССР: В 5 т. М., 1968. - Т.1.

79. Исхаки А. Идель-Урал. Изд-е 2.- Лондон, 1988. 66 с.

80. Исхаков Д.М. Джадидизм как нациестроительство / Д.М. Исхаков // Иман нуры. -Казань, 1996. № 4. - С.20.

81. Исхаков Д.М. Комментарии к статье П.Уерта «Отпадение крещенных татар» / Д.М. Исхаков // Татарстан, 1995. № 1-2. - С.112

82. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: Введение к социокультурному осмыслению / Д.М. Исхаков. Казань: Тат. кн. изд-во, 1997. - 80 с.

83. Исхаков С.М. Вопросы истории тюркских народов первой четверти XX века в неопубликованных трудах М.Исхаки / С.М. Исхаков //Эхо веков. 2ООО. - № 3-4. - С.33.

84. Исхаков С.М. Общероссийская партия мусульман / История национальных политических партий России: Материалы конференции. М., 1997. - С.214-239.

85. Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. Казань, 1979 . - 224 с.

86. Камалов Т. Зия Камали / Т.Камалов. -Казань: Иман, 1997. 53 с.

87. Камалов Т. Джамал Валиди // Дж. Валиди. Очерк истории образованности и литературы татар. -Казань, 1998. С.8.

88. Каппелер А. Россия многонациональная империя / А. Каппелер. - М., - 1996. - 380 с.

89. Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века / А.Г. Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1974. - 319 с.

90. Каримуллин А.Г. Татарская книга в пореформенной России / А. Г. Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. - 356 с.

91. Касымов Г. Очерки по религиозному и антирелигиозному движению среди татар до и после революции / Г. Касымов. Казань: Татиздат, 1932.

92. Касымов Г. Пантюркистская контрреволюция и ее агентура султангалиевщина / Г. Касымов.

93. Казань: Татиздат, 1932. -56 с.

94. Кемпер М. Мусульманская этика и «дух капитализма» / М.Кемпер // Татарстан. 1997. - № 8. - С. 75 - 81.

95. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д. Коблов. Казань: Тип. Импер. Ун-та, 1916. - 119 с.

96. Ковальченко И. Методы исторического исследования / АН СССР, Отделение истории. М. : Наука, 1987. - 438 с.

97. Левин 3. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М.: Наука, 1988. - 223 с.

98. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли / Ш.М. Левин. Л. : Гослитиздат, 1974. - 377 с.

99. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция России во второй половине XIX века / В.Р. Лейкина-Свирская. М., 1971. - 346 с.

100. Людмилин А. Контрреволюция в рясах и чалмах в 1905 г. в Казанской губернии / А. Людмилин. Казань: Татиздат, 1931. 47 с.

101. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. -Казань, Татар, кн. изд-во, 1990. 189 с.10 0. Марджани: наследие и современность. / Материалы международной научно-практическойконференции (под ред.P.M. Амирханова). Казань, 1998. - 195 с.

102. Махмудов А. Торжество прекрасного. Прогрессивная татарская эстетическая мысль конца

103. XIX начала XX веков. - Казань, 1989.

104. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (борьба вокруг школьного вопроса. 1861 1917) / А.Х. Махмутова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 96 с.

105. Махмутова А.Х. Лишь тебе народ служенье./ А.Х. Махмутова. Казань: Магариф, 2004. -538 с.

106. Махмутова А.Х., Смирнова В.Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917 1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып. 4. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. - С.69-78.

107. Медведко Л.И. Россия, Запад, ислам: «столкновение цивилизаций» / Л.И.Медведко. М., 2003. - 512 с.

108. Методологические и историографические вопросы исторической науки: Сб. статей. / Отв. Ред. Б. Т. Могильницкий. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1990. Вып. 19. - 240 с.

109. Мир ислама. Издание Императорского общества востоковедения. Под ред. Проф. Бартольда. СПб. : Типография В.Ф. Киршбаума (отделение), 1912. Т.1.- Вып. 1. - С. 1- 141; Т. 1. - Вып. 2. - С. 144 - 292; Т 1. - Вып.З. - С. 294 - 515 с.

110. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (18 60 18 61) /С.М. Михайлова. - Казань: Изд-во Каз. Гос. ун-та, 1972. - 227 с.

111. Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья / С.М. Михайлова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979.223 с.

112. Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России. (XIX век) / С.М. Михайлова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.- 360 с.

113. Ш.Михайлова С. М. Советский опыт и национальный вопрос: тюрко-татарская линия эмигрантской литературы 20-30-х годов /Россия в XX веке. Судьбы исторической науки /Под общ. ред. Сахарова А. Н. М.: Наука, 1996. - С. 464 - 474.

114. Михайлова С.М. Ибрагим Исхакович Хальфин, 1778 1829 /С.М.Михайлова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 40 с.

115. Михайлова С.М. Этические аспекты правоведения и деятельность Садри Максуди / С.М. Михайлова, О.М. Коршунова // Садри Максуди: наследие и современность: Сб. ст. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999. - С. 162.

116. Мухаметшин P.M. Джадидизм, время поиска новых подходов / P.M. Мухаметшин // Татарстан. -1995. № 9-10. - С.87 - 89.

117. Мухаметшин P.M. Исламский фактор в общественном сознании татар (XVI XX вв.) / P.M. Мухаметшин //Татарстан. - 1994. - № 3 - 4. -122 с.

118. Мухаметшин P.M. К проблеме религиозного реформаторства в татарской общественной мысли начала XX века / P.M. Мухаметшин // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Казань, 1997 . - С.200-202.

119. МухаметшинP.M. Переосмыслениепросветительских идей в татарской эстетической мысли начала XX века /Проблема преемственности в татарской общественной мысли. Казань, 1985. - 163 с.

120. Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке (ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана / P.M. Мухаметшин. Казань, 2003.

121. Мухаммедов X. Просветительские идеи в татарской литературе. Казань, 1961.

122. Мухамметдинов Р.Ф. Юсуф Акчура и Зия Гекалп: Формирование идеологии тюркизма (70-е гг. XIX в. -30-е гг. XX в.): Автореф. дис. . канд. ист. наук / Р.Ф. Мухамметдинов; Каз. гос. ун-т. Казань, 1996. - 24 с.

123. Мухитдинов Н.К. Проекты организации средней школы европейского типа для татар в XIX в. / Н.К. Мухитдинов // Вестник научного общества татароведения. 1930. № 9 - 10.

124. Нафигов Р.И. Влияние марксистско-ленинских идей на татарскую публицистику в период первой русской революции: Дис. . канд. ист. наук / Р.И. Нафигов; Каз. гос. ун-т. Казань, 1954. - 348 с.

125. Общественно-политическое движение и классовая борьба на Средней Волге (конец XIX -начало XX вв.). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972.- 166 с.

126. Общественно-политическая мысль в Поволжье в XIX начале XX вв. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1977. - 272 с.12 9. Общественная и философская мысль в Татарии в начале XX века. М. : Наука, 1991. -197 с.

127. Очерки истории татарской общественной мысли /Науч. ред. P.M. Амирханов. Казань: Татар, кн.изд-во, 2000. - 191 с.

128. Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. В 2 т. Под ред. Г.С. Васецкого и др. Т. 2 М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1956.

129. Политические деятели России 1917. М., 1993.

130. Политические партии России: конец XIXпервая треть XX века: Энциклопедия / Ассоц. «Рос. Полит, энциклоп.» Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Отв. ред. В. В. Шелохаев. - М.: РОССПЭН, 1996. -872 с.

131. Политические партии: Справочник /Агарышев А. А. и др.. -М.: Политиздат, 1986. 381 с.

132. Сайфи Ф. Татары до Февральской революции // Очерки по изучению местного края / Под ред. С.П.Сингалевича, Р.Ш.Тагирова. Казань: Татполиграф, 1930. - 46 с.

133. Салихов P.P. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX начало XX вв.): Автореф. дис. . канд. ист. наук / P.P. Салихов; Казан. гос. ун-т. -Казань, 1998.

134. Сафиуллина Ф.С. Хусейн Фаизханов //Вопросы татарского языкознания. Книга 2-я. Казань. - 1965.

135. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. XX век. 1917 1995 гг./ Б.Ф. Султанбеков, J1.A. Харисова JI.А., А.Г. Галлямова. - Казань: Хэтер, 1998. - 447 с.

136. Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманскомконтексте / Ф.М. Султанов. М. : РИЦ «Школа», 1999. - 236 с.

137. Султанов Ф.М. Татарское национальное движение: история и современность / Ф.М. Султанов. -Казань: Магариф, 2000. 207 с.

138. Советский Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1985. - С.381.

139. Тагиров И. Р. «Особое совещание по Приволжскому краю: противодействие империи. Документ и комментарии / И.Р.Тагиров, В.А. Пискарев // Татарстан. 1992. - № 9-10. - С.9 - 29.

140. Татария в дни первой русской революции (под ред. Х.Г. Гимади). Казань: Таткнигоиздат, 1955. -92 с.14 9. Татарская периодическая печать начала XX века: Библиографический указатель. Казань: Милли китап, 2000. - 316 с.

141. Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999.-703с.

142. Тоган 3. В. Воспоминания Уфа, 1994. - 76с.

143. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917 1940гг) / М.З. Тутаев. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1975.

144. Тухватуллин А.Х. Хасан-Гата Габаши (1863 -1936) как общественный деятель и историк: Автореф. дис. . канд. ист. наук / А.Х. Тухватуллин; Ин-т истории АН РТ. Казань, 2003. - 24 с.

145. Усманов М.А. Источники книги Ш.Марджани «Мустафадал-ахбар».- Т.1 Казан, 1885 // Очерки истории Поволжья и Приуралья. - Казань, 1969. - Вып. 1-3. - С.145-151.

146. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности / М.А. Усманов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. - 223 с.

147. Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли (вторая половина XIX начало XX вв.) / К.Ф. Фасеев. - Казань, Тат. кн. изд-во. 1955. - 280 с.

148. Фасеев К.Ф. На путях пролетарского интернационализма (утверждение идей нтернационализма в татарской общественной мысли и культуре) / К.Ф. Фасеев. Казань: Татар, кн. изд-во, 1971. - 391 с.

149. Фахретдинов А. Иттифак аль-муслимин // Татарстан. 1992. - № 5 -6.

150. Фахрутдинов P.P. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1917 гг.) Казань, 1992.

151. Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX начале XX века (Очерки политической истории) / P.P. Фахрутдинов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1998.- 127 с.

152. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900 -1918: Учеб. пособ. по курсу «История Татарстана» / А.Ю. Хабутдинов. Казань: Изд-во Каз.гос.ун-та.- В 2-х ч., - Ч. 1. - 1997. - 62 е.; 4.2. - 1997. -62 с.

153. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII начале XX веков / А.Ю. Хабутдинов. -Казань: ГУП ПИК «Идель-Пресс», 2001. - 383 с.

154. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественное движение в российском сообществе (конец XVIII -начало XX веков) : Дис. . д-ра ист. наук / А.Ю. Хабутдинов; Каз. гос.ун-т. Казань, 2002.- 506 с.

155. Халитов Г.М. Дооктябрьская творческая эволюция Маджита Гафури: Автореф. дис. .канд. ист. наук / Г.М. Халитов; Каз. гос. ун-т. Казань, 1957.- 41 с.

156. Халитов Г.М. Тукай и его современники / Г.М. Халитов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1966. - 227 с.

157. Хамитбаева Н.С. Вопросы образования татар на страницах газеты «Тарджеман» (1889 18 94) / Н.С. Хамитбаева // Народное просвещение у татар в доктябрьский период: Сб. статей. - Казань, 1992.

158. Ханбиков Я.И. Педагогическая мысль в крае в конце XIX начале XX века / Педагогика джадидизма // УЗ КГПИ. - Казань: Изд-во КГПИ, 1979. - Вып. 198. - 320 с.

159. Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии // УЗ КГПИ Казань, 1964.

160. Хасанов М.Х. Галимджан Ибрагимов / М.Х. Хасанов. Казань: Татар, кн. изд-во. - 1969. - 432 с.

161. Хасанов Х.Х. Революция 1905 1907 гг. в Татарии / Х.Х.Хасанов. - М.: Наука,1965. - 341 с.

162. Хасанов Х.Х Формирование татарской буржуазной нации / Х.Х. Хасанов.- Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. 327 с.

163. Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар в конце XIX начале XX веков: Автореф. дис. . канд. ист. наук / Ф.Н. Шакуров; Казан, гос. ун-т. -Казань, 2003. - 23 с.

164. Юзеев А.Н Марджани. Казань, 1997.

165. Юзеев А. Н. Место джадидизма в татарской общественной мысли конца XIX начала XX вв. / А.Н. Юзеев // Гасырлар авазы. - Эхо веков. - 1999. - № 1 - 2.

166. Юзеев А.Н. Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия / А.Н. Юзеев. Казань: ШЛИ, 1992. 156 с.

167. Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII XIX веков. / А.Н. Юзеев. - В 2 кн.: -Казань: Иман, 1988. - Кн.1 - 137 е., Кн. 2 - 123 с.

168. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII XIX веков (эволюция, основные направления и представители). - Казань, 1998. - С. 21.

169. Юсупов М.Х. Содружество Марджани и Фаизханова при разработке проблем истории и общественной мысли / М.Х. Юсупов // Из истории татарской общественной мысли: Сб. ст. Казань, 1979. - С.79-90.

170. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк / М.Х. Юсупов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1981. -232 с.

171. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди / М.Х. Юсупов. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. - 208 с.

172. Уральском регионе России: Сб. статей. М., 1998. -С.102 - 113.1.. Источники и литература на татарском языке

173. Биккулов Г. Шимал торклэренен боек каЬарманы //Кояш. 1915. - 9 января

174. Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф (под ред. А. Н. Юзеева. Казань, 1999.

175. Ибрагимов Г. Боек остазымнын кайбер тоэлифлэре //Ан. 1915. - № 1. - 16 б.

176. Марджани / (Тоз.Г.Губайдуллин, Ш.Шараф h3M башк./ Казан, 1915. - 639 б.18 9.Мэржани: Тарих h-эм хэзерге заман / Мэкалэлэр жыентыгы. Казан: «Мастер-Лайн», 1998. - 196 б.

177. Мостафэдел эхбэр фи эхвали Казан вэ Болгар //Тоз. А.Н. Хайруллин. - Казан, 198 9.

178. Фахретдин Р. Габделькаюм Насыри // Шура. -1912. № 12. - 641-645 б.

179. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. 4т. Казан, 1986.-436.

180. Гэбдерэхим Утыз Имэни эл-Болгари. Шигырълэр, позмалар // Тоз. А.Шарипов. Казан, 1986.194 . Гобайдуллин Т. Тарихи сахифалар ачылганда. -Казан, 1989.

181. Ибрагимов Г. Ижтимагый эдэби хэрэкэтлэр тарихыннан тикшерудэ марксизм ысулы// Безнен юл. -1992. № 1;

182. Ибрагимов Г. Эсэрлэр: 8 томда. т.7. Тарихи хезмэтлэр (1911-1927). - Казан, 1984.

183. Каюм Насырийнын мэжбугасы. Казан, 1922.198193.Рорлих А. Идел буе татарлары // Мирас. -1992. № 4.

184. Садри Максуди: Тарих Ьэм хэзерге заман./ Мэкалэлэр жыентыгы. Казан: «Мастер-Лайн» нэшрияты, 1999. - 256 б.

185. Сэгди А. Татар эдэбият тарихы. Казан, 1926.

186. ТаЬиров И. Бэйсезлек баскычлары. Казан: Татар. Кит. нэшр., 1994. - 278 б.

187. Татар зыялылары: Тарихи портретлар / Мэкэлэлэр жыентыгы. Тоз. P.M. Мохэммэтшин Казан: Магариф, 2003. - 208 б.

188. Татарстан АССР тарихы. Казан, 1959. - т.1. - 404 б.

189. Толымбай Г. Татар буржуа теле безнен тел тугел. - Казан, 1931.

190. Усманов М.А. Олы мирас. // Казан утлары, 1966.- № 9.

191. Фахрутдинов Р. Асар. -1т. 3 к, 6 к, -126-128, 301-3106.

192. Фэтхи А. Кулъязмалар тасвирламасы. 12-нче чыгарылыш. 2 булек. Казан, 1968.

193. I. Источники и литература на иностранных языках

194. Arsal Sadri Maksudi. Dostum Yusuf Akcura. Turk Kulturu Ankara, 1977.

195. Bennigsen Alexandre, Lemercier-Quelquejay Chantal, Les mouvements nationaux chez les musulmansde Russie. Paris, I960. - V I; Islam in the Soviet Union. - London, 1970

196. Bennigsen A., Quelquyjey Sh. Islam in the Soviet Union. Pall Mall Press. London, 1970;

197. Bennigsen A. und Qulquejay Sh. Der Sultangalievismus" und die nationalistischen Abweichungen in der Tatarischen Autonomen Sovetrepublik. Berlin, 1959, p.326.

198. Brands W.H. Zur role der religiosdidakttischen Dichtung in der fruhen Kazan tatarischen Literatur // Zeitschriff der Deutschen mergenlandischen Gesellschaft. Band 119. - Heff 2.- Weisbaden, 1970. /

199. Devlet N. Rusia turklerinin milli mucadele tarihi (1905 -1907). Ankara, 1985.

200. Kemper M. Sihabaddin al-Margani als Religiousgelehrter //Islamkundliche Untersuchungen.- Band Zao. Berlin, 1996.

201. Zenkowski Serge. Pan Turkism and islam in Russia. - Cambridge, 1967.

202. Pipes R. The Formation of The Soviet Union / Communism and Nationalism. 1917-1923 / New York, 1968/ p.29.

203. Rorlich Azade-Ayse, The Volga Tatars. A Profile in National Resilience. Stanford. 1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.