Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Икоева, Индира Таймуразовна

  • Икоева, Индира Таймуразовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 183
Икоева, Индира Таймуразовна. Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2011. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Икоева, Индира Таймуразовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРИОРИТЕТ УЧЕБНО

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Сущность и специфика поликультурного образовательного 15 процесса

1.2. Поликультурное образование как дидактическая система

1.3. Поликультурный контекст современной концепции 47 гуманитаризации образования

1.4. Реализация личностно-ориентированного подхода в 60 управлении системой поликультурного образования

Выводы

ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

2.1. Особенности проектирования концепции поликультурного 77 образования в современной школе

2.2. Управление процессом формирования поликультурной 84 грамотности учащихся

2.3. Модели поликультурного образования (на примере изучения 96 регионального опыта)

2.4. Опытно-экспериментальная работа по организации 130 проектирования системы поликультурного образования в условиях общеобразовательной школы Республики Северная Осетия - Алания, анализ ее результативности

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе»

Актуальность исследования. Основой гуманистической парадигмы современной педагогики является представление о том, что центром образовательной системы вступает человек, формирующийся и развивающийся в поликультурном пространстве: Девяностые годы XX столетия, связанные в отечественной истории с резким подъемом национального самосознания, стремлением народов современной России к этнокультурной самоидентификации, со всей очевидностью продемонстрировали и стремление представителей различных национальностей к постижению «культуры мира», формированию цивилизационного видения направлений этногенеза.

Педагогические принципы поликультурного образования конкретизированы в проекте Концепции* федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, вынесенной на обсуждение педагогической общественности в 2009- году. Раскрывая, ключевую роль образования^ как ведущую- социальную деятельность в социокультурной модернизации России, разработчики федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в качестве основных ориентиров образовательной политики выделили: формирование гражданской идентичности; консолидацию общества в условиях роста его культурного, этнического, социального. и прочего многообразия, а также в условиях роста притока иммигрантов; взаимопонимание и, доверие друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп; социальное выравнивание общества; достижение конкурентоспособности личности, общества и государства.

При этом поликультурное образование выступает важнейшим резервом решения поставленных задач, ресурсом «социокультурной модернизации российского образования» (А.Г. Асмолов).

Анализ научной литературы показывает, что о пол и культурном образовании наиболее активно стали говорить в конце 80-начале 90-х годов XX века. Вместе с тем, идеи поликультуризма стали предметом изучения классиков педагогической науки. Так, основатель педагогики Я.А.Коменский заложил принцип гармонии в отношениях между людьми в основу развития образовательной системы. И.Г. Песталоцци в качестве «первого ростка нравственности» видел чувство доверия и любви к ближнему. Скоррелированность между идеями гуманизма и формированием высокой нравственной ответственности «за свое бытие» определила направленность педагогических взглядов Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, П.Ф. Каптерева. Не утратили актуальности и в наши дни принципы народности, демократизма, истинного патриотизма, на которых призвано строиться, по словам М.В.Ломоносова, учение о воспитании и образовании молодежи. Интересными являются философско-педагогические подходы И.А. Ильина, В.В. Розанова, которые рассматривают проблемы формирования поликультурного кругозора человека с позиции развития собственного достоинства; внутренней свободы и гражданственности человека.

Значительный вклад в развитие теории и практики поликультурного образования связан с именами современных отечественных и зарубежных исследователей. Так, на рубеже ХХ-ХХ1 веков сложились теоретические предпосылки для построения системы поликультурного образования, к каковым возможно отнести следующие представления: о стратегии социокультурного развития и принципах построения практики образования (отечественные ученые — И.В.Бестужев-Лада, В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсона, Б.С.Гершунский, Ю.С.Давыдов, А.Н.Джуринский, В.М.Жураковский, А.С.Запесоцкий, Н.Д.Никандров, О.Н.Смолин, В.И.Солдаткин, В.М.Филиппов, В.Д.Шадриков, В.К.Шаповалов и др.; зарубежные исследователи Л. Бэк, X. Вессури, Д. Дэниел, Б. Колдуэлла, Р.Маклин, А. Мокус, Г.Л. Оспина, Б. Саймон, Ж. Халлаг, Б: Эдварде и др.; о соотношении глобальных и региональных факторов образовательной политики (Е.В. Бондаревская, С.В:Грачев, А.А.Греков, М.Н.Кузьмин, Л.В.Левчук, А.П.Лиферов, Г.И.Ловецкий, В.А.Мясников, М.Р.Радовель, Х.Г.Тхагапсоев, Н.М.Швецов и др.); о принципах построения единого российского и европейского образовательного пространства (О.В.Аракелян,

A.Г.Асмолов, А.Ю.Белогуров, Н.В.Бордовская, Г.Д.Дмитриев, Н.Б.Крылова,

B.Н.Цатуров, В.А.Шитуев и др.); о проблемах построения содержания образования в педагогических системах различной направленности (П.Р.Атутов, В.К.Бацын, А.А.Беловолов, М.Б.Ешич, Л.П.Прокошенкова, Р.Б.Сабаткоев, Н.Х.Сопоева, О.Ю.Стрелова, Х.Х.Сукунов, Л.Л.Супрунова и др.); о структурно-содержательных проблемах построения различных образовательных уровней в условиях этнорегиональной образовательной системы (З.Б.Абдуллаева, А.Я.Данилюк, Н.Г.Емузова, З.К.Каргиева, И.А.Малашихина, Л.Л.Редько, Л.А.Хараева, З.Б.Цаллагова, В.Л.Ширяев и др.); об этнокультурных аспектах воспитания подрастающего поколения (И.А.Арабов, А.В.Беляев, К.И.Бузаров, Г.Н.Волков, И.А.Зимняя, А.К.Кагиев, Ю.С.Кимов, В.К.Кочисов, Б.А.Тахохов, С.Б.Узденова, Е.Е.Хатаев,

C.Р.Чеджемов; И.А.Шоров, А.Н.Яковлева и др.); о формировании у детей младшего школьного возраста чувства национальной идентичности и поликультурного кругозора (Е.С.Бабунова, Т.Ф.Бабынина, Е.А.Барахсанова, В.Д.Ботнарь, Э.Ф.Вертякова, А.Р.Джиоева, Э.К.Суслова, Т.В.Черник, Т.И.Чиркова и др.).

Вместе с тем, недостаточно разработанной в отечественной педагогике выступает проблема системной организации поликультурного образования' в начальной школе. Данное обстоятельство приводит к тому, что образовательные учреждения проводят работу по поликультурному образованию младших школьников достаточно фрагментарно, обосновывая определенные направления работы интуитивно.

Отсутствие педагогических, психологических рекомендаций для реализации принципов поликультурного образования в системе обучения младших школьников, отсутствие у учителей определенных знаний в данной области свидетельствуют о необходимости разработки научно-методических основ проектирования системы поликультурного образования в начальной школе.

Проведенное исследование направлено на разрешение противоречия между заказом общества на организацию поликультурного образования представителей подрастающего поколения и реальным состоянием организации процесса обучения и воспитания учащихся в условиях региональной образовательной системы.

Направленность на разрешение данного противоречия определила проблему исследования, связанную с обоснованием организационно-педагогических и дидактических условий проектирования системы поликультурного образования школьников в условиях региональной системы образования.

На основании обозначенного противоречия и проблемы была сформулирована тема исследования: «Проектирование системы поликультурного образования в'общеобразовательной школе».

Цель исследования связана с теоретическим ■> обоснованием и экспериментальной апробацией системы поликультурного образования детей младшего школьного возраста.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: организационно-педагогические и дидактические условия реализации поликультурного образования детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что система поликультурного образования детей младшего школьного возраста может быть реализована с наибольшей эффективностью, если: соблюдаются следующие организационно-педагогические и дидактические условия: культурологическая и культуротворческая направленность учебно-воспитательного процесса; поликультурность образования и реализация принципа диалога культур; введение личностно-ориентированного образования; природосообразность и свободное воспитание;

- в качестве ее основных компонентов выступают: ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционно-деятельностный, регионально-интеграционный;

- используемые педагогические технологии ориентированы на сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, поддержку и защиту индивидуального развития ребенка, его самовыражения в культурной идентификации.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- раскрыть социокультурные и педагогические основания понятий «поликультурное воспитание», «поликультурное образование», обосновать необходимость системной организации поликультурного • образования в общеобразовательной школе;

- рассмотреть модели поликультурного образования в- различных субъектах Российской Федерации; • раскрыть организационные и дидактические особенности их построения;

- обосновать организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели поликультурного образования школьников, принципы,, ее построения и реализации в условиях региональной системы образования;

- разработать принципы' организации системы поликультурного образования, детей, раскрыть дидактические ресурсы ступени начального образования, способствующие формированию необходимого уровня поликультурной грамотности учащихся;

- обосновать критерии анализа уровня поликультурного образования школьников и раскрыть возможности их использования в структуре организации опытно-экспериментальной работы.

Методологическая основа исследования базируется на диалектике общего, особенного и единичного, традиционного и инновационного подходов, единства теоретического и эмпирического знания, непрерывности и преемственности развития, альтернативности выбора; основополагающих идеях психологии и педагогики, философии и социологии образования, культурологии и педагогической антропологии о целостной многомерной природной, социальной и духовной сущности человека, неразрывной диалектической связи деятельности, общения и самопознания как важнейших факторов личностного становления.

Теоретической основой исследования выступают следующие положения: о принципах организации деятельностного подхода в образовании (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), и личностно-ориентированного взаимодействия1 в обучении (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов); о принципах проектировочной деятельности в сфере образования (С.Г.Абрамова, Н.А.Алексеев, Н.Г.Алексеева, В:А.Болотов, А.Я.Данилюк, Г.В-гДевятова, В.К.Зарецкий, В.Д.Шадриков, Г.П.Щедровицкий и др.); о рефлексивном управлении образовательным процессом (В.И.Андреев, Т.М.Давыденко, В.И.Загвязинский, Г.Н.Сухобская,. П.И.Третьяков, И.СЛкиманская и др.); о> взаимосвязи, социокультурных, национально-этнических, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния, на духовно-нравственное развитие человека (М.М.Бахтин, Б.Б.Библер, Л.С.Выготский, Д.С.Лихачев); о национальном, и межнациональном воспитании школьников, формировании толерантности (А.Г.Асмолов, М.И.Богомолова, С.А.Козлова, Е.Ю.Протасова, Г.У.Солдатова, Э.К.Суслова, Т.И.Чиркова); о принципах поликультурного образования (А.Н.Джуринский, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова, В.Ю.Хотинец).

В процессе анализа научной литературы по исследуемой проблеме были выделены следующие методологические, подходы: системный, позволяющий рассмотреть образовательный процесс в общеобразовательной школе как педагогическую систему, выявить сущностные отношения и устойчивые связи между определяющими его элементами; синергетический, как метод, используемый для проектирования открытой, развивающейся, поликультурной образовательной среды современной школы; аксиологический, обеспечивающий понимание и принятие поликультурных ценностей в качестве базовых в процессе формирования личности; культурологический, выделяющий культурно-ценностный аспекты в проектировании поликультурной образовательной среды; социально-педагогический, обосновывающий развитие школы как социального феномена.

В исследовании применялся комплекс взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов исследования, адекватных природе изучаемого явления, цели, предмету исследования, а также сформулированным задачам: теоретические — историко-ретроспективный, междисциплинарный, сравнительно-сопоставительный виды анализа культурологической, психолого-педагогической литературы по обозначенной проблематике; прогнозирование, абстрагирование, проектирование, моделирование педагогической системы, процессов и явлений; обобщение научно-теоретических и опытно-экспериментальных данных; эмпирические — изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования поликультурной воспитательной среды, групповые и индивидуальные беседы, анкетирование, интервьюирование, самооценка, проективные методики, наблюдение, инновационное обучение, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), интерпретация продуктов, творческой деятельности; статистические - методы обработки результатов, полученных экспериментальным путем; методы гуманитарной экспертизы, адекватные предмету и задачам исследования, что позволяло фиксировать качественный результат личностного и субъектно-деятельностного развития учащихся общеобразовательной школы и обоснованно судить об эффективности влияния построенной поликультурной воспитательной системы.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: МОУ «Гимназия № 5 имени A.B. Луначарского», МОУ «СОШ № 7» г.Владикавказа, PCO - Алания.

Исследованием были охвачены 135 учащихся начальной школы.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2010 гг. и включало четыре логически связанных между собой этапа:

1. Пропедевтический этап (2006-2007 гг.). Основная цель этого этапа состояла в определении исходных параметров исследования: в локализации проблемы, постановке цели, обозначении объекта, предмета научного анализа, формулировке задач, обосновании методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материала. Результатом явилось определение проблемного поля исследования, его категориального аппарата и построение системы основных понятий.

2. Теоретико-системообразующий этап (2007-2008 гг.). Определялась структура исследования, выявлялись и анализировались основные подходы к организации поликультурного воспитания учащихся в образовательной среде школы, разрабатывался алгоритм и методология изучения, а также апробировался инструментарий качественного и количественного анализа педагогических явлений и процессов. На данном этапе осуществлялась разработка понятийного аппарата исследования, определялись гипотетические основы моделирования процесса поликультурного образования.

3. Экспериментально-аналитический (2008-2009 гг.). Разрабатывалось научно-обоснованное педагогическое сопровождение реализации системы поликультурного образования учащихся 1-4 классов и экспериментально обоснована ее эффективность. На данном этапе обобщались и систематизировались эмпирические данные, отражающие особенности процесса развития коммуникативной культуры учащихся.

4. Обобщающий этап (2009-2010 гг.). Осуществлялась систематизация и обобщение результатов эксперимента, уточнялись понятийный и и методологический аппараты исследования, апробировались его ведущие положения. Полученные данные нашли отражение в научных печатных работах, докладах, сделанных на конференциях; завершалось научное и литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования конкретизируется в личном вкладе соискателя в решении поставленной научной проблемы и связана с получением следующих основных результатов:

- раскрыты социокультурные и педагогические основания понятия «поликультурное образование»;

- обосновано его использование в качестве инновационного ресурса развития системы начального образования;

- доказана необходимость организации поликультурного образования в общеобразовательной школе;

- предложена модель осуществления поликультурного образования в общеобразовательной школе, сформулированы и апробированы принципы ее построения, организационно-педагогические условия ее реализации в условиях региональной системы образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработаны принципы организации системы поликультурного образования детей, раскрыты ее дидактические ресурсы, способствующие формированию необходимого уровня поликультурной компетентности у младших школьников.

2. Выделены и обоснованы основные направления данной системы (учет особенностей многонациональной языковой среды; сочетание интересов учителей и учащихся в решении учебно-познавательных задач; единство педагогических позиций; гуманизм; творческая направленность; взаимодействие школы и семьи в решении воспитательных задач; культуросообразность и поликультурность в образовании).

3. Предложена система критериев, позволяющая оценивать уровень поликультурного образования школьников.

4. Определены оптимальные условия, средства, формы и методы формирования и развития системы поликультурного в условиях общеобразовательной школы региона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система поликультурного образования может быть внедрена в практику работы начальных классов общеобразовательной школы России, использована в системе вузовской' подготовки педагогов, повышения их квалификации.

Основные' положения, факты и выводы по данному исследованию могут использоваться в процессе конструирования и моделирования образовательных систем, быть полезны аспирантам и докторантам, специалистам, работающим в данном направлении.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены опорой' на современные методологические и общетеоретические подходы к исследуемой проблеме; использованием комплекса научных методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, подтверждающими гипотезу исследования, тем самым подчеркивая^ востребованность предлагаемых научно-педагогических разработок; внедрением полученных результатов в практику, положительной оценкой их педагогами школ.

На защиту выносятся следующие основные положения:'

1. Поликультурность выступила предметом активных социально-политических исследований, начиная с 60-х гг. XX века. При этом ряд авторов сходятся на понимании поликультурного образования как механизма усвоения учащимися знаний о различных культурах, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов. В современных социокультурных условиях идея поликультурности выступает как инновационный ресурс развития образования.

Поликультурное образование — способ воспитания гармоничной толерантной личности, уважающей культуру, традиции других народов страны и мира с целью снижения межэтнических конфликтов, ксенофобии, шовинизма на основе позитивного межэтнического общения

2. Основными функциями поликультурного образования являются: гуманитарно-воспитательная, социальная, культурологическая и миросозидательная. Развитие поликультурного образования представляется как инновационный процесс, для эффективного протекания которого необходимо учитывать логику и технологию инициирования и воплощения новых идей, основные характеристики данного процесса, его структуру, содержание и условия, при которых его протекание будет наиболее продуктивным.

3. В основу поликультурного образования заложены следующие принципы: учета особенностей многонациональной языковой среды; сочетания интересов учителей и учащихся в решении-учебно-познавательных задач; единства педагогических позиций; гуманизма; творческой направленности образовательного процесса; эффективности взаимодействия школы и семьи в решении воспитательных задач; культуросообразности и поликультурности в образовании.

4. Программа поликультурного образования должна реализовывать следующие идеи: культурологической и культуротворческой направленности учебно-воспитательного процесса; поликультурности образования1 и реализации принципа диалога культур; введения личностно-ориентированного образования; природосообразности и свободного воспитания.

5. Ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционно-деятельностный и регионально-интеграционный компоненты составляют основу поликультурного образовательного пространства школы. Их развитие требует введения нетрадиционных методов и инновационных технологий, основанных на сотрудничестве, диалоге, деятельностнотворческом характере, направленности на поддержку и защиту индивидуального развития ребенка, предоставлении ему свободного, защищенного пространства для творческого самовыражения в его культурной идентификации и принятия самостоятельных решений.

Апробация основных положений и результатов работы. Изложенные в диссертации положения проверялись и показали свою научную состоятельность в учебно-воспитательном процессе МОУ «Гимназии № 5» имени A.B. Луначарского и МОУ «СОШ № 7» г.Владикавказа, РСО-Алания. Материалы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы были заслушаны и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет имени K.JI. Хетагурова» (20072010 гг.), докладывались на VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях» (Пятигорск, 2010), Всероссийской практической конференции «Инновационное развитие. Россия: проблемы, тенденции, перспективы» (Волгоград, 2011), ежегодных научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в СОГУ (20072010 гг.).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (188 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Икоева, Индира Таймуразовна

Выводы

Под проектированием педагогической системы формирования поликультурного мышления и культуры толерантности у учащихся мы понимаем определение целей, задач, принципов, организационно-педагогических условий, критериев, а также разработку концепции, комплексной программы и системы мер. Управление данным процессом у учащихся имеет свои специфические особенности: полиэтнический состав учащихся и учителей; поликультурный характер содержания учебно-воспитательного процесса; наличие национально-региональных особенностей в целях, содержании, способах обучения и воспитания; демократический стиль управления образованием и др. Данные особенности позволили выделить следующие педагогические принципы по управлению процессом формирования поликультурной грамотности в школе: принцип учета особенностей многонациональной языковой среды; принцип сочетания интересов учителей и учащихся в решении учебно-познавательных задач; принцип единства педагогических позиций; принцип гуманизма; принцип творческой направленности образовательного процесса; принцип эффективности взаимодействия школы и семьи-, в решении воспитательных задач; принцип культуросообразности и поликультурности в образовании. Сам же педагогический анализ формирования поликультурной грамотности у учащихся строился на объективности, взаимосвязи и взаимодействии, развитии, системном подходе, главном звене, комплексном подходе, целенаправленном планировании, воспитательном воздействии. При этом учитывались уровни целеполагания, содержания, способов обучения и воспитания, результаты учебно-воспитательного процесса, общекультурная компетентность учителя.

Анализ проектирования поликультурного образования в различных регионах Российской Федерации позволил выявить следующие модели: модель полиэтнического образования (в нее вошли гуманистическая культура, этноориентированная направленность, культуротворческая, полилингвальная, этико-художественная направленности, здоровьесберегающие технологии и другие; модель адаптивных полиэтнических школ (ориентирована и направлена на повышение успеваемости отдельных групп учащихся, главным образом из числа малочисленных коренных народов); модель полиэтнической школы, где внедряются программы воспитания личности на общечеловеческих ценностях, культуры межэтнического общения, формирования толерантности и культуры мира).

В основу программы проектирования поликультурного образования нами были заложены идеи культурологической и культуротворческой направленности учебно-воспитательного процесса; поликультурности образования и реализации принципа диалога культур; введения личностно-ориентированного образования; природосообразности и свободного воспитания.

В качестве основных компонентов проектирования поликультурного образовательного пространства школы использованы ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционнодеятельностный и регионально-интеграционный его компоненты.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализовали процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы были внедрены методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу к социальному становлению и адаптации человека в интеркультурной образовательной среде посредством различных видов деятельности.

Особенными характеристиками используемых педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций поликультурного образования выступили: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации. При этом на уроках и во время проведения внеаудиторных мероприятий реализовали ценностное отношение к каждому младшему школьнику, гуманизацию отношений между детьми, учителями и родителями, защиту и поддержку каждого ребенка, его культурную идентификацию;, старались приобщить учащихся начальных классов к культуре посредством образования; использовать творческий профессионализм и педагогическое мастерство учителя^ повысить его педагогическую культуру.

В качестве основных ориентиров проектирования поликультурной образовательной среды на протяжении- всего педагогического4 эксперимента выбрали: создание поликультурной образовательной: среды школы как совокупности материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий; обеспечивающих культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в её пространстве и являющейся основой; их взаимодействия;, развитие- в образовательном' учреждении системы образования, обеспечивающей; его высокое качество, а также условия для становления толерантного сознания ее субъектов, предполагающее; понимание и уважение к представителям других культур, умение жить в мире и согласии с их представителями: и с самим собой; способствующего активной и эффективной* жизнедеятельности5 в поликультурной среде; коррекция содержания« и форм учебной; работы для обеспечения свободы их выбора; организация профильного обучения- в школе поликультурного образования, способствующего эффективному личностному самоопределению; внедрение педагогических технологий, формирующих позицию ценностно-смыслового равенства всех субъектов: образовательного процесса и обеспечивающих установку на диалоговое общение, сотрудничество и сотворчество как главного условия реализации модели школы поликультурного- образования; сохранение и укрепление здоровья, развитие физической культуры обучающихся как необходимого условия эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде;: создание системы оценки качества деятельности субъектов образования как компонента модели школы поликультурного образования; выявление и поддержка социально активных, талантливых и одаренных детей и подростков.

Система управления процессом поликультурного образования потребовала введения нетрадиционных методов и инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс начальной школы: ролевых игр, тренингов, дискуссий, симпозиумов, поисковой самостоятельной деятельности, диалогов и пр, которые мы использовали как на уроках, так и в процессе внеклассных мероприятий (на факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях, которые были организованы совместно с родительским комитетом класса).

Рассмотрев известные модели введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования начальной школы, мы остановились на использовании межпредметной (включает национально-региональный компонент в содержание предметов «Математика», «Русский язык», «Литература», «Окружающий мир», «Осетинский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» путем равномерного распределения соответствующего материала по учебному плану предмета); модульную (включение в предметы «Литература», «Иностранный язык», «Осетинский язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» разработанных нами модулей, отражающих этнокультурное своеобразие отдельных народов); монопредметную (углубленное изучение следующих предметов «Осетинского языка», «Русского языка», «Иностранного языка»); комплексную (реализуемую за счет факультативных курсов, в которых аспекты различных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющую (реализация происходила в процессе проведения внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий) модели. Пути решения задач поликультурного образования искали не только через обновление его содержания, но и через выработку некой методической стратегии — использовали разработанные для начальной общеобразовательной школы этноориентированные технологии. В эксперименте были задействованы две группы подобных технологий. Первая группа представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативными занятиями, иногда являлась частью содержания предмета или урока. Вторая группа технологий -реализовывалась во внеучебной деятельности. И в том, и в другом случае предпочтение отдавалось коллективно-групповым занятиям; в зависимости от поставленных целей выбирался оптимальный для каждого случая тип урока: урок-диалог, урок-путешествие и т.д. Сущность этнорегиональных технологий, разработанных и апробированных во внеучебной деятельности в процессе формирующего эксперимента, выражалась в адаптации младших школьников к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий. В качестве форм такой работы в зависимости от поставленных задач выбирались социально-ориентированные (классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, сотрудниками исторического и художественного музеев, деятелями культуры и искусства и т.д.); познавательные (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, работа в кружках и секциях, тематические праздники и фестивали); практико-ориепнтированные (организационно-деятельностные игры) и развлекательные (народные праздники, театральные представления, соревнования по национальным видам спорта, конкурсы на знания обычаев и традиций своего и другого народов) формы. Часто уроки внеклассного чтения сопровождались разбором того или иного произведения, при этом особое внимание уделялось выстраиванию толерантных отношений между героями, соблюдению ими этических норм, кодекса горской чести.

Наш эксперимент охватывал годы обучения ребят в начальной школе. В конце каждого учебного года проводился промежуточный замер уровня их поликультурной компетентности, успеваемость по русскому, осетинскому и иностранному языкам, рассматривалась динамика уровня толерантности и адаптации к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий, анализировались данные качественной успеваемости, оценивались их прилежание, трудолюбие и эрудиция.

Общий уровень эрудиции младших школьников ЭГ вырос на 13,7%, в этих группах отмечена положительная динамика при замерах их прилежания и трудолюбия (соответственно на 12,4 и 15,7%), в КГ значимых изменений не произошло. Следует отметить, что основными ориентирами при построении системы поликультурного образования в общеобразовательной школе выступили: совокупность материально-технических, информационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих культурное развитие и саморазвитие младших школьников; коррекция содержания и форм учебной и внеклассной работы, обеспечение свободы их выбора; внедрение педагогических технологий, формирующих позицию равенства всех субъектов образовательного процесса.

В ходе эксперимента в базовых школах по крупицам создавалась целостная среда гуманистической педагогической культуры, сущность которой сводилась к особому ценностному отношению к детству вообще и к каждому школьнику, в частности.

Комплексная программа по проектированию системы поликультурного образования в общеобразовательной школе прошла апробацию в течение трех лет в базовых МОУ республики, ее положительные результаты свидетельствуют о правильности выдвинутой гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной педагогике термин «поликультурное образование» выражает идею межкультурного взаимодействия в содержании образования, усвоение ценностей различных этнических систем. Исследование показало, что поликультурность стала предметом активных социально-политических: исследований, начиная с 60-х гг. XX века. При этом ряд авторов сходятся на понимании поликультурного образования как механизма усвоения учащимися знаний о различных культурах, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов.

В современной психолого-педагогической литературе представлено-научное осмысление достаточно широкого спектра отдельных проблем поликультурного образования:, воспитание толерантности, системообразующая основа работы педагогов с детьми — мигрантами, основа взаимодействия личности и культуры, механизм развития в обществе культурного, и национального плюрализма, парадигма^ обучения родным-языкам .в школах с многонациональным составом учащихся, основа развития ; коммуникативной; педагогики, основа- развития свободной педагогики; основание интеркультурной педагогики^ стержень, идеи: многокультурности, прикладной контекст гуманистической философии, идеи,«диалога культур», отражение идеи многокультурной трансформации;, основание идеи межкультурной компетентности личности, механизм развития мирового образовательного пространства, культурной идентификации учащегося в полиэтническом сообществе.

Признавая важность и актуальность, представленных подходов, их теоретическую: и практическую значимость для развития поликультурного пространства российского образования, важно? отметить, что все они представляют идею поликультурности как инновационный ресурс развития образования. Анализ ситуации, сложившейся как в Республике Северная Осетия — Алания, так и других субъектах северокавказского региона, позволил выделить основные этапы реализации поликультурного образования: изучение родного языка, культурного наследия своего народа в качестве условия самоидентификации: ребенка как представителя' той или иной; национальной культуры и овладение иностранным языком. В то же время» отсутствует важный элемент поликультурного образования, связанный с изучением культур соседних народов.

Анализ педагогической литературы по проблеме поликультурного образования дал возможность, выявить ряд подходов; к пониманию его» специфики. В нашем исследовании поликультурное образование в полиэтнической; школе Российской Федерации мы рассматриваем как часть общего образования,, призванное обеспечить всем учащимся право на изучение родного, русского,' иностранного1 языков, культуры, традиций народов страны и мира, воспитания культуры, межличностного1 общения, толерантности и адаптации к современным социокультурным условиям;

Рассмотрение, поликультурного образования, как образования, адекватного вызовам сегодняшнего: дня, позволяет выделить следующие его< основные функции — гуманитарно-воспитательную, социальную, культурологическую, миросозидательную;

Ориентация, на реализацию поликультурного, образования отвечает потребностям развития и самореализации в новой .социокультурной ситуации; Школа; ориентированная на поликультурное: образование, становится: местом возможной культурной дискуссии, в которой учащимся предоставляется; возможность, совместно пережить личностные различия, научиться-решать разнообразные социокультурные и жизненные проблемы путем диалога, компромиссов и сотрудничества.

Развитие поликультурного образования, представляется как инновационный процесс, для эффективного управления которым важно учитывать логику и технологию инициирования и воплощения новых идей, основные характеристики инновационного, процесса, его структуру, содержание, условия, при которых он будет продуктивным.

Личностно-ориентированный подход в управлении системой поликультурного образования предусматривает максимальный- учет возможностей конкретного индивида; в том числе врожденных качеств, ориентацию на самобытность и уникальность каждого человека, развитие его способностей предвидения, целеполагания, самосовершенствования, саморегуляции. В поликультурном образовательном пространстве данный подход обеспечивается приемами психолого-педагогической поддержки: и защиты, дидактическими, и воспитательными средствами педагогического сопровождения участников педагогического процесса:

Структуру поликультурной школы можно представить как взаимодействие . следующих компонентов: поликультурный; многонациональный коллектив учащихся; многокультурный': состав -педагогического коллектива; кросскультурный. характер- педагогического ' процесса; социокультурная образовательная среда.

Исходя из особенностей, мы выделяем следующие педагогические . принципы по управлению ' процессом формирования поликультурной грамотности в школе:: учета особенностей: многонациональной языковой среды; принцип сочетания, интересов учителей и учащихся в решении учебно-познавательных, задач;; принцип единства^ педагогических позиций; принцип: гуманизма; принцип творческой направленности, образовательного процесса;, принцип эффективности взаимодействия. школы и семьи в решении воспитательных задач; принцип: культуросообразности: и поликультурности в образовании.

Проведение педагогического анализа . по формированию поликультурной грамотности у учащихся предполагает соблюдение следующих принципов: объективности, взаимосвязи и взаимодействия, развития; системного подхода, главного звена, комплексного подхода, целенаправленного планирования, воспитательного воздействия.

Педагогический анализ по формированию поликультурной грамотности у учащихся осуществляется по следующим уровням: 1{елеполагание, содержание, способам обучения и воспитания, по результатам учебно-воспитательного процесса, по уровню общекультурной компетентности учителя. Данные принципы могут быть заложены в процесс построения системы поликультурного образования:

Главными особенностями поликультурных школ являются: обращенность к личности ребенка, признание его национальной, возрастной, конфессиональной самобытности, самостоятельности и самодеятельности, свобода и право выбора ребенком языка и культуры обучения, формирование национального и поликультурного самосознания, уважения к другим, отказ от насилия, авторитаризма, конструирование гуманистических отношений, положительного психологического климата доверия и др. Для авторских школ характерны оригинальная интерпретация поликультурного образования, целей и задачей направлений реализации.

Целью поликультурного образования, в школе' являетея< создание условий" для развития личности, способной к поликультурной, самоидентификации, саморазвитию и самовыражению в социокультурной среде. Атрибутами поликультурной личности выступают: чувство» внутреннего равенства с собой; осознание собственной уникальности и неповторимости; оптимизм, уверенность в себе как преобладающее эмоциональное состояние; независимость самооценки, самоотношения; целей и мотивов деятельности от мнения окружающих; наличие собственных целей, ценностей и убеждений; самостоятельность в решении жизненных проблем; способность к культурному самоопределению, самореализации и саморазвитию; осознание себя в качестве поликультурного субъекта — представителя одновременно нескольких культурных групп (этнической, социальной; территориальной, религиозной, тендерной и др.); умение видеть поликультурность современных культурных сообществ и воспринимать культурное разнообразие как норму сосуществования культур в 162 поликультурном пространстве; осознавать свое место, роль и значимость в; глобальных общечеловеческих процессах; инициировать и принимать участие в действиях по элиминации или минимизации культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма; воспитание в себе таких личностных качеств, как тактичность, сдержанность в эмоциональных проявлениях, толерантность.

В качестве основных компонентов поликультурного образовательного пространства школы нами1 выделены: ценностно-содержательный, личностно-ориентированный, операционно-деятельностный, регионально-интеграционный.

В открытом поликультурном' образовательном пространстве реализуется , процесс, , основная цель которого - создание условий; обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии*; с этим в практику работы внедряются • методы и технологии,: способствующие индивидуально-личностному подходу в- социальном становлении,, адаптациичеловека винтеркультурную образовательную;среду посредством различных видов . деятельности: 1) активизирующей процессы самопознания; саморазвития, способствующей развитию! механизмов рефлексии; 2) направленной на выявление субъектов образования- их важнейших потребностей и проблем; по организации процесса педагогического взаимодействия; в: котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности: (индивидуальной сферы, самореализации); 3). направленной на поиск средств и форм адаптации; защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.

В рамках организации опытно-экспериментальной работы нами разработаны технологии поликультурного • образования, которые предполагают: отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество, его участников в достижении целей культурного саморазвития; отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры; обоснование культуры как средства, вооружающего личность умениями постигать причины, тенденции социальных преобразований в поликультурном обществе, помогающего целенаправленно, эффективно в них участвовать путем самореализации сущностных сил и способностей.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что в авторской модели поликультурного образования возможно реализовать: ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми, бережное отношение к ребенку, его защиту и поддержку, культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение личности к культуре посредством образования; творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества; интеркультурную коммуникацию.

Основными ориентирами построения поликультурной образовательной среды выступили: создание поликультурной образовательной среды школы как совокупности материально-технических, знаково-символических, информационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в её пространстве и являющейся основой их взаимодействия; развитие в образовательном учреждении системы образования, обеспечивающей его высокое качество, а также условия для становления толерантного сознания её субъектов, предполагающее понимание и уважение к представителям других культур, умение жить в мире и согласии с их представителями и с самим собой, способствующего активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде; коррекция содержания и форм учебной работы для обеспечения свободы их выбора; организация профильного обучения в школе поликультурного образования, способствующего эффективному личностному самоопределению; внедрение педагогических технологий, формирующих позицию ценностно-смыслового равенства всех субъектов образовательного процесса и обеспечивающих установку на диалоговое общение, сотрудничество и сотворчество как главного условия реализации модели школы поликультурного образования; сохранение и укрепление здоровья, развитие физической культуры обучающихся как необходимого условия эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде; создание системы оценки качества деятельности субъектов образования как компонента модели школы поликультурного образования; выявление и поддержка социально активных, талантливых и одаренных детей и подростков.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в условиях начальной школы и предполагала разработку и реализацию комплекса образовательных модулей, как в рамках существующих учебных курсов, так и-факультативных занятий.

Система управления процессом поликультурного образования требует введения нетрадиционных методов и инновационных технологий: ролевых игр, тренингов, дискуссий, симпозиумов, поисковой самостоятельной деятельности, диалогов и пр.

Характеристиками педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе поликультурной школы выступают сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку и защиту индивидуального развития ребенка, предоставления ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности учащегося в его культурной идентификации.

Проектирование системы поликультурного образования, требовало разработки факультативных занятий, способствующих формированию ценностного гармоничного представления младших школьников о культуре

V • " ■ 165 народов, эмоционально-ценностному отношению детей к. представителям других культур. Данная стратегия работы продолжалась и на внеклассных мероприятиях, и в ходе похождения психолого-педагогической практики.

Рассмотрев известные модели введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования начальной школы; мы, остановились на. использовании межпредметной (включает национально-региональный; компонент в содержание предметов «Математика», «Русский язык», «Литература», «Окружающий; мир», «Осетинский язык», «Иностранный . язык», «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» путем равномерного распределения соответствующего материала- по учебному плану предмета); модульную (включение в предметы «Литература», «Иностранный» язык», «Осетинский; язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» 'разработанных нами- модулей; отражающих: этнокультурное своеобразие отдельных народов); монопредметную (углубленное' изучение: следующих предметов «Осетинского языка», «Русского языка», «Иностранного языка»);, комплексную (реализуемую за счет факультативных- курсов, в которых аспекты различных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющую (реализация происходила впроцессепроведения: внеурочных^ внеклассных. и внешкольных мероприятий) модели. Пути решения задач поликультурного образования искали: не только через обновление его содержания; но и через , выработку некой •методической: стратегии; -использовали, разработанные для начальной общеобразовательной школы этноориентированные технологии. В эксперименте были задействованы, две группы подобньтх технологий. Первая группа представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативными занятиями, иногда являлась частью содержания предмета или урока. Вторая группа технологий реализовывалась во внеучебной; деятельности. И в том, и в другом случае предпочтение отдавалось коллективно-групповым занятиям; в зависимости от поставленных целей выбирался оптимальный для каждого случая тип урока: урок-диалог, урок-путешествие и т.д. Сущность этнорегиональных технологий, разработанных и апробированных во внеучебной деятельности в процессе формирующего эксперимента, выражалась в адаптации младших школьников к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий. В качестве форм такой работы в зависимости от поставленных задач выбирались социально-ориентированные (классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, сотрудниками исторического и художественного музеев, деятелями культуры и искусства и т.д.); познавательные (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, работа в кружках и секциях, тематические праздники и фестивали); практико-ориентированные (организационно-деятельностные игры) и развлекательные (народные праздники, театральные представления, соревнования по национальным видам спорта, конкурсы на знания обычаев и традиций своего и другого народов) формы. Часто уроки внеклассного чтения сопровождались разбором того или иного произведения, при этом особое внимание уделялось выстраиванию толерантных отношений между героями, соблюдению ими этических норм, кодекса горской чести.

Наш эксперимент охватывал годы обучения ребят в начальной школе. В конце каждого учебного года проводился промежуточный замер уровня их поликультурной компетентности, успеваемость по русскому, осетинскому и иностранному языкам, рассматривалась динамика уровня толерантности и адаптации к социальным условиям сотрудничества с представителями других национальностей и вероисповеданий, анализировались данные качественной успеваемости, оценивались их прилежание, трудолюбие и эрудиция. Общий уровень эрудиции младших школьников ЭГ вырос на 13,7%, в этих группах отмечена положительная динамика при замерах их прилежания и трудолюбия (соответственно на 12,4 и 15,7%), в КГ значимых изменений не произошло. Следует отметить, что основными ориентирами при построении системы поликультурного образования в общеобразовательной школе выступили: совокупность материально-технических, информационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих культурное развитие и саморазвитие младших школьников; коррекция содержания и форм учебной и внеклассной работы, обеспечение свободы их выбора; внедрение педагогических технологий, формирующих позицию равенства всех субъектов образовательного процесса.

В ходе опытно-экспериментальной работы была спроектирована среда поликультурного образования: создана и реализована дидактическая модель формирования поликультурной грамотности ученика начальной школы; на основе интеграции ценностей мировой, общероссийской, национальной культур усилено содержание учебно-воспитательного процесса. Комплексная программа по проектированию системы поликультурного образования в общеобразовательной школе прошла апробацию в течение трех лет в базовых МОУ республики, ее положительные результаты свидетельствуют о правильности выдвинутой гипотезы исследования.

Наше исследование не претендует на завершенность, оно может быть продолжено в условиях среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Икоева, Индира Таймуразовна, 2011 год

1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания // Образование в современной школе. -2002.-№4.

2. Абдуллаева З.Б. Региональные особенности развития начальной школы с полиэтническим составом учащихся (на примере Республики Дагестан). Автореф. дисс. .канд. пед.наук. Махачкала: ДГПУ, 2003. 21 с.

3. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной среде. Уфа, 1997. - 63 с.

4. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. - 416 с.

5. Арабов И.А. Этническая культура и поликультурное образование // Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей / Отв. ред. и сост. В.В.Макаев. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - С.13-19.

6. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология. -М.: Грааль, 2002. 187 с.

7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.

8. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1977. - 296 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. — М., 1989.-160 с.

10. Ю.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоклов A.A. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.

11. Асадулаева Ф.Р. Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (на примере начальных школ республик Северного Кавказа). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2001. 18 с.

12. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. — 2001.-№11-12.-С.32-35.

13. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. —Новосибирск: Наука, 2005. 180 с.

14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.-385 с.

15. Багатова З.Б. Педагогические основы социальной работы во Франции. Диссертация канд. пед. наук. — Махачкала, 2002. 158 с.

16. Байбородова JI.B. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. - № 1.-С. 31-39.

17. Балицкая И.В. Поликультурное образование: Учеб. пособие,- Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003 .-60 с.

18. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранный язык в школе. №2 - 2002. -С. 28-32.

19. Бахтин М.М. Pro et contra: Личность и творчество М.М:Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли: Антология. СПб.: Изд-во РХГИ. - Т. 1. - 2001. - 552 с.

20. Белова Т. Урок граждановедения: личность и антиличность // Народное образование. 2002. - №2. - С. 42-47.

21. Белогуров А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX-XXI веков. — М.: Международная педагогическая академия, 2003. 380 с.

22. Белоусов С.Н. Этапы развития школьного самоуправления. Изд. 2-ое, перераб. и доп.- М.: Работник просвещения, 1930.- 152 с.

23. Бердичевский A.JI. Межкультурное обучение как модель современного урока иностранного языка в Европе // Коммуникативная методика. 2003. - №1.- С. 48-49.• •. i7o

24. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. 2001. - №9. -С. 87-95.

25. Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа? XXI век: ожидаемые и желаемые изменения системы народного образования России. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.

26. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность — дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с.

27. Библер B.C. Замыслы: В 2-х кн. — М:: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. — Кн.1. 878 с.

28. Богданов О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О.С.Богданов. -- М.: Просвещение, 1988. 204 с.

29. Болотина Т.В; Культура мира: согласие, терпимость, права человека / Т.В.Болотина. -М.: Ин-т развития регионального образования, 1996. 14 с.

30. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000. - 352 с.31 .Бондарёвская Е.В: Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.

31. Бондаренко О.Р. Межкультурные аспекты коммуникативной компетенции на иностранном языке // Методы: и организация обучения иностранному языку в языковом вузе. М.: МГЛУ, 1991. - Вып. 370.- С.38-48. ; . : ■/' '

32. Бочарова ЮТО. Проблема становления .межкультурного образования в современной России. М., 2002 // Общий электронный каталог ГНПБ им. К.Д.Ушинского. http://www.oim/ru/avtor/asp.

33. Бромлей Ю.В. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984:428 с.

34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. 296 с.

35. Брунер Дж. Процесс обучения. Пер. с англ. М.: АПН РСФСР, 1962. -84с.

36. Буева Л:П. Общение: Философский энциклопедический словарь / Л.П.Буева; Гл. ред. Е.Ф.Губский. — М., 1997,-0.447-448.

37. Вербовая Н.Н. Вопросы координации? деятельности руководителей школы в управлении учебно-воспитательным процессом // Вопросы внутришкольного управления: Сб. статей; Вып. 1 / Иод ред:,Сунцова Н:С. -М:,Т975;-С.48; ; .' . . ; л ; . '

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М.: Академия^ 2002. — 176 с.

39. Вольтер М.А. Бог и люди. История установления христианства. Терпимость самое действенное средство; против1 фанатизма. Трактат о веротерпимости / М'.А.Вольтер. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. — С.106-108, 5-51.

40. Воспитание культуры: межнационального- общения: Метод, рекомендации / Сост. В.И.Буренко, НШ.Иванюшкин, В.В.Меркулов, В.М.Плешивцев. М.: Изд-во АПН СССР; 1989; - 44 с.

41. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З.Вульфов // Внешкольник. 2002. - №6. - С. 12-16.

42. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. М.: 2006.-216 с.

43. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления / Г.Г.Габдуллин. Казань, 1990. — 167 с

44. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. 2001. - №4. - С.24-30.

45. Гершунский Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Лучшие странички педагогической прессы. — 2002. №5. - С.3-9.

46. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. 2001. - №10. - С.3-12.

47. Глазачев С.Н. Методологические аспекты создания педагогики толерантности // ЭКО: Экология. Культура. Образование. Ставрополь. — 2002. — №6. — С.13-19.

48. Горшков М.К. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН. 1998. - Т.68. №6. - С.504-510.

49. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина // Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М.: Издательско-образовательный центр "Веди-принт", 2001. - 288 с.

50. Григорьева H.H. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников (на материале изучения иностранных языков): Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Н.Н.Григорьева. Казань, 2004. - С. 16.

51. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Прогресс, 1992. - 156 с.

52. Давыдов В.В. Общение: Психологический словарь. М., 1996. — С.232-233.

53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследований. М.: Академия, 2004. - 288 с.

54. Давыдов Ю.С. Университет. Начало XXI века. — 2-е изд., перераб. и доп. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - 209 с.

55. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века.- М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997.-23 с.

56. Данилов И. Культура мира и ненасилия в России. М.: Права человека, 1999.-211 с.

57. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М., 2003. - 96 с.

58. Джантотаева М.Э. Влияние этнопедагогических знаний на эстетическое воспитание младших школьников. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Карачаевск: КЧГПУ, 2000. 23 с.

59. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2004. — 239 с.

60. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

61. Дробижева Л.М. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР // Советская этнография. 1977. - №6. - С.43-48.

62. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // Педагогика. 2001. — №3. - С.37-40.

63. Закон Республики Северная Осетия Алания «Об образовании». -Владикавказ: Министерство общего и проф. образования, 2000. - 49 с.

64. Закон Российской Федерации "Об образовании". М.: Юрист, 1992.-25 с.

65. Закон РФ "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.1991 №1807-1.

66. Зимбардо Ф. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

67. Зиннурова Р.И. Этническая социализация молодежи. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. 456 с.

68. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000. 16 с.

69. Ивлева JI.M. Основы российской духовности. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 45 с.

70. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. —235 с.

71. Исламшин P.A. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе // Педагогика. 2001. - №6. - С. 18-24.

72. Исламшина Т.Г. Кризис полиэтнического общества и возрождение этнических ценностей: Автореф. дисс. . д-ра. социол. наук. — Уфа, 1993. — 38 с.

73. Икоева И.Т. К проблеме поликультурного образования Материалы региональной научно-практической конференции «ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт / Под ред. доц. Ж,Х. Баскаевой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. 344 с. С.32-37

74. Икоева И.Т. О специфике поликультурного образовательного процесса Материалы региональной научно-практической конференции «ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт/Под ред. доц. Ж.Х. Баскаевой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. 344 с. С.320-325

75. Икоева И.Т. О концептуальных основах поликультурного воспитания // Вестник Университета ГУУ, М., 2010. № 11. С. 44-46.

76. Икоева И.Т. Формирование личности в ведущей учебной деятельности // Вестник Университета ГУУ, М., 2011. № 12. С. 33-39.

77. Икоева И.Т. Поликультурное образование как ценностно-целевой приоритет учебно-воспитательного процесса. Учебное пособие М::. ИД «МПА-ПРЕСС», 2011. 56 с.

78. Икоева И;Т. К вопросу о поликультурном контексте современной концепции гуманитаризации образования. Педагогический процесс: Проблемы и перспективы. Выпуск 11: Сборник научных трудов. Сб. научн. тр. М.: ИД «МПА-Пресс», 201.1. С. 164-172. , '

79. Икоева И.Т. Инновационная развивающая: Россия: проблемы, тенденции, перспективы:: Материалы Всероссийской практической конференции (2011 г., г. Волгоград). Москва Планета 20011. С. 112-116.

80. Кабатченко М;В.' Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта.работы. М.: Просвещение, 1980. - 104 с.

81. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Н.Л.Селивановой. М., 2000.-256 с. •

82. Келле В;Ж-. Инновационная система России: формирование и функционирование. М.: Эдиториал УРСС, 2003; - 147 с.

83. Климович Л.И. Историзм; идейность, мастерство: Исследования, этюды. М.: Сов. Писатель, 1985. - 256 с. - Кн:2. - 879 с.

84. Коган А.И. Историко-психологические аспекты национальных отношений. —Н.-Новгород, 1991. 33 с.

85. КоганМ.С. Философия культуры.-СПб., 1996.

86. Кодзаев Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Учеб-метод. Пособие / Под ред. Дреева О.И. Владикавказ: СОГУ, 1996. -45с.

87. КозловН.И. Как относится к себе и людям.-М:, 1993.

88. Комаров B.II. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе: Монография. — Казань, 1995. 142 с.

89. Конвенция о правах ребенка. М.: Педагогика, 1997. — 42 с.

90. Конституция Республики Северная. Осетия — Алания (принята Верховным Советом PCO 12 ноября 1994 года). Владикавказ; 1994. - 96 с.

91. ЮО. Концепция модернизации российского образования на; периоде до 2010 года // Внешкольник. 2002. - №6. - С.6-11,

92. Концепция поликультурного образования5 в: современной общеобразовательной' школе России- / В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л;Супрунова. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - 14 е.

93. Концепция пол и культурного образования' в современной общеобразовательной i школе России /. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - 14 с.

94. Корчак Я. Избранные педагогические произведения /. ЯКорчак. -М.: Педагогика, 1979. С. 178-226.

95. Косторнова Л.А. Культура управления как проблема философско-антропологического исследования: Автореф. дис; . канд. филос. Наук. -Ростов-на-Дону, 2001. — 20 с.

96. Крутова И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой' ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дисс. . канд. пед. наук.-Волгоград, 2002.

97. Культура; мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России: Материалы Всероссийской научно-практ. конф;( 28;октября 1999 г.) -М., 1999.-310 с.

98. Курганов С.Ю. Формирование письменной речи в школе диалога культур // Русский язык и литература. 1990. - №6. - С.25-28.

99. Лазарев B.C. Системное развитие школы. — М.: Педагогическое общество России, 2003. С.184-192.

100. Лайпанова И.Б. Становление этнической идентичности младшего школьника в процессе обучения. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Карачаевск: КЧГПУ, 2002. 22 с.

101. Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1997. - №2. - С.4-16.

102. Ш.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975.-268 с.

103. Лернер И.Л. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 312 с.

104. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993. — 395 с.

105. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. М: Юрайт-Издат, 2003. 607 с.

106. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособия для педагогов, руководителей ОУ и организаторов работы с молодежью. М.: АПК и ПРО, 2001.-284 с.

107. Магомедова Е.В. Толерантность как принцип культуры: Автореф. дис. . канд. филос. Наук. Ростов-на-Дону, 1999. - 22 с.

108. Макаев В.В. Поликультурное образование: исторический аспект и современные проблемы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2003. №1. - С.36-38.

109. Макаренко A.C. Проектировать лучшее в человеке. М., 1989. —186 с.

110. Макаров В. Русский язык должен стать основой духовного воспитания юношества // Народное образование. — 2001. № 6. - С.38-44.

111. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.- 191 с.

112. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-245 с.

113. Махмутов М.И. Размышления о судьбах национальной школы // Народное образование. 1989. - №7. - С.48-58.

114. Межведомственная программа "Толерантность": План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. — М., 1999. 89 с.

115. Международные нормативно-правовые акты по правам человека, ратифицированные Российской Федерацией. — М., 1997. — 147 с.

116. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М., 1993. — 165 с.

117. Методика комплексного эксперимента / Под ред. А.А.Кирсанова. -М.: Изд-во АПН СССР, 1988.-49 с.

118. Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сборник научных статей и материалов 20-й Всероссийской науч.-практ. конф. (21 апреля 1999 г.). СПб., 1999. - 175 с.

119. Методы системного педагогического исследования: .Учебное пособие./ Под ред. Н.В. Кузьминой. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980. 170 с.

120. Мириманова М.С. Конфликтология: Учеб. для студентов образ, учреж. сред. проф. обр-я. — М.: Академия, 2004. — 319 с.

121. Михайлова С.М. Традиции- взаимовлияния культур народов Поволжья. Казань: Фэн, 1997. — 212 с.

122. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г.Асмолов. М., 2000.-255 с.

123. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. -М.: Наука, 1999.-62 с.

124. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х годов. М.: Рос.АН, Ин-т этнологии, 1994. -340 с.

125. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Чебоксары: изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 245 с.

126. Обрамычева Л.И. Воспитание миротворцев // Внешкольник. -2000.-№11.

127. От века к веку: страницы истории образования в Северной Осетии / Под ред. Черджиева А.В., Белогурова А.Ю. М.: Изд-во «Арт-Бизнес-Центр», 2001. -336 с.

128. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.323 с.

129. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный под ход к воспитанию на родных традициях // Педагогика. 2002. - №5. - С.41-47.

130. Перепелицына М.А. Особенности подготовки толерантного педагога // ЭКО: Экология. Культура. Образование. Ставрополь. 2002. — №6. - С. 19-20.

131. Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010 г.г.)" от 08.12.2005 №740.

132. Постановление Правительства РФ "Об утверждении типового положения о кадетской школе" от 15.11.1997 №1427.

133. Поташник М. Лавина с гор, или На пути к толерантному сознанию // Народное образование. 2001. - № 6. — С.97-103.

134. Программа действий в области культуры мира (Принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года). М.: Центр "Этносфера", 1998.-65 с.

135. Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Коллективная монография / Под ред. С.И.Муртузалиева, В.Н.Цатурова. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. 217 с.

136. Риэрдон Б.Э. Толерантность путь к миру. - 2001. - 289 с.

137. Романенко Н. Краеведение путь к познанию своей Родины // Народное образование. - 2001. - № 4. - С.91-95.

138. Сафина Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань, 2004.22 с.

139. Селеменев C.B. Школа "диалога культур": что это? // Школьные технологии. 1996. -№ 3. -С.89-101.

140. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. Казань: Изд-во КГУ, 1992. - 312 с.

141. Соболев В.Н. Как формировать идеалы школьников в условиях многонационального окружения // Педагогика. 1994.- №6. - С.51-54.

142. Солдатенков А. Л. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993. - №1. - С.64-66.

143. Солдатова Г.У. Психологическая форма мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. — М.: Смысл, 2002.

144. Сопоева Н.Х. Национально-региональный компонент в.системе активизации процесса обучения в начальной школе. Дисс. . канд. пед. наук. Владикавказ: СОГУ. 176 с.

145. Сорокопуд Ю.В. Опыт формирования межнациональной толерантности у будущих педагогов в процесс профессионального обучения.

146. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2001.-345 с.

147. Степанов В.П. Как воспитывать толерантность // Народное образование. 2001. - № 9. - С.91-97.

148. Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. 2001. - № 6. - С. 152-157.

149. Сунцов Н.С. К методологии управления общеобразовательной школой // Вопросы внутришкольного управления: Сб. статей. Вып.: 1 / Под ред. Сунцова Н.С.- М., 1975.- .48 с.

150. Супрунова Л.Л. Проблемы и перспективы поликультурного образования на Северном Кавказе // Проблемы развития образования на

151. Северном Кавказе. Сборник научных статей / Отв. ред. и сост. В.В.Макаев. -Пятигорск: ПГЛУ, 1998. С.80-88.

152. Сухомлинский В.А. Методика. воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 366 с.

153. Сыродеева A.A. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие.-М.:МИРОС, 2001. 192 е.

154. Таланов В. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России. 2001. №3. - С. 150-152.

155. Троицкий В.Ю. Национальные и духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. -- №2. - С.39-43.

156. Указ Президента РФ "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" от 03.06.1996 №803.

157. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании Г К.Д.Ушинский // Собр; соч; в 2-х т. Т.2. - М., 1948. - 357 с.

158. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М., 1985. — 170 с.

159. Филонов Г.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки // Педагогика. 2001. -№ 9. - С.3-10.

160. Френе С. Избранные педагогические сочинения.,— М.: Прогресс, 1990. 286 с.

161. Цатуров В.Н. О проблемах определения сущности и понятия поликультурного образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. -С.147-157.

162. Чеджемов С.Р., Александров Г.Н. Некоторые методологические проблемы поликультурного образования // Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Сборник научных статей / Отв. ред. и сост. В.В.Макаев. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - С.5-12.

163. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. — 303 с.

164. Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: Автореф. дисс. . докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000 — 69 с.

165. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И.Шамова и др. М.: Academia, 2002. - С.234-236.

166. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. — М.: Академия, 2002. -288 с.

167. Шогенов А.А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона. Дисс. . д-ра.пед.наук. М., 2008. - 358 с.

168. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. -М., 1997.-78 с.

169. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2002. - №6. - С.8-14.

170. Ямбург Е.А. Эта "скучная" наука управления / Е.А.Ямбург. М.: АПН ЦИТП, 1992. - 269 с.

171. Adorno Т., HorkheimerM. Aspects of Sociology. — Beacon. 1973.210 p.

172. Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. N.Y.: Oxford University Press / London: Toronto, 1972. - PP.56-57.

173. Cane J. From Ethnic Exclusion to Ethnic Diversity The Australian Path to Multiculturalism // Ethnicity and group Rights. — New York, London, 1997. -P.54-571.1 ©

174. Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, Mass., L. (England): The Belknap Press of Harvard University, 1996. P. 134.

175. Dashepsky A. Ethnic identity in American Society. Chicago, 1976.

176. International Dictionary of Education. Kogan Page. London, 1977.

177. Kottak C. Ph. Cultural Anthropology. N.Y., 1982.

178. The International Encyclopedia of Education Vol. 7. Oxford: Pergamon Press, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.